Поместье усадьба – Агроусадьба Поместье Минск, Минский р-н д. Казаки 8а – цены, отзывы, адреса и телефоны

Агроусадьба Поместье Минск, Минский р-н д. Казаки 8а – цены, отзывы, адреса и телефоны

«Поместье» — современная агроусадьба, расположенная в уединенном месте на берегу озера, всего в 27 км от Минска. Усадьба выполнена с национальным колоритом, но при этом со всеми удобствами городской жизни и главными составляющими загородного отдыха. Для гостей здесь есть русская баня, теннисный стол, пляж и зона барбекю, где можно проводить мероприятия. Территория усадьбы разделена на два самостоятельных участка для разных компаний. Арендовать можно как весь комплекс, так и один из участков.

Участок №1

Главная особенность — это просторный дом, в котором может разместиться до 35 человек. Здесь есть пять уютных спален с видом на озеро, гостиная, санузел и кухня, оснащенная всей необходимой бытовой техникой. Акцент в интерьере дома сделан на природных оттенках и материалах. В отделке использовано натуральное дерево, кожа и текстиль. Настроение создают и элементы декора необычных дизайнерских форм. По вечерам в гостиной можно разжигать камин и слушать лаунджевую музыку или петь в караоке. На участке №1 есть настоящая русская баня на дровах с густым паром и горячими березовыми вениками. Баня оснащена современными душевыми кабинами и массажным столом. Также здесь есть терраса с большим барбекю, а в 10 м от дома находится озеро с собственным пирсом и пляжем.

Участок №2

Дом полностью идентичен, отличает его лишь меньшая вместимость — до 15 человек. Для гостей также есть своя русская баня, открытая терраса с зоной барбекю на 15 человек, свой проход до озера15 м), пирс и пляж.

Участок №3

Третий дом, в котором для ночлега могут свободно разместиться до 40 человек, встречает гостей неподдельным уютом и комфортом. В создании по-домашнему теплой атмосферы, располагающей к отдыху и отличному времяпрепровождению в компании друзей и близких, принимают участие элементы современного классического стиля. 8 просторных спален, размещенных на втором этаже, оформлены в лучших традициях: натуральные материалы и ткани, ненавязчивые оттенки и оригинальные текстуры, лаконичные четкие линии и функциональность. Из окон открывается воодушевляющий вид на живописную природу.

Имеются современные душевые кабины, комната личной гигиены, стильная кухня с яркими акцентамиимпровизированный камин, телевизор) и всем необходимым для проживания. Отдыхающие смогут расслабиться и получить удовольствие от банных процедур в настоящей русской бане на дровах. Также к услугам постояльцев огромная летняя терраса, которая вмещает в себя до 80 человек, и зона барбекю.


Досуг

Агроусадьба «Поместье» предлагает варианты как тихого семейного отдыха, так и веселого времяпрепровождения в большой компании. Традиционно мужчины любят проводить время в бане или на рыбалкев озере водится форель), а женщины и дети предпочитают загорать на закрытом пляже, плавать, ходить в лес за грибами и ягодами.

Организация праздников

В агроусадьбе «Поместье» можно проводить свадьбы, юбилеи, корпоративы, дни рождения и другие мероприятия. При предварительной договоренности хозяева усадьбы позаботятся о праздничном столе, предоставят повара и официантов, а также помогут организовать трансфер на 20 посадочных мест.

Как добраться

Добраться до усадьбы «Поместье» не составит никакого труда. Сюда можно легко доехать как на личном автомобиле ― всего 27 км и 20 минут езды от Минска, так и на маршрутном такси. Выйти следует на конечной остановке «пос. "Новое поле"». По дороге вас будут направлять указатели.

Усадьба «Поместье» ― лучшее место для отдыха не только для тела, но и для души.

Усадьба — Википедия

Уса́дьба (от «садить», «сажать»)[1] — в русской архитектуре отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. Усадьбы появляются в XV веке в Московском государстве и связаны с системой поместья, когда помещик строил дом в деревне и окружал себя домочадцами[2].

В древности существовал ряд терминов, производных от слова сад, садить. И. И. Срезневский отмечал следующие значения:

  1. вышивать, «садили жемчугом», «сажен яхонтом»;
  2. сажать деревья, «дерево сажено
    », «сад», «садовник» в современном понимании;
  3. садиться за стол;
  4. завладевать престолом, «брат твой выехал, а ты сидиши в Киеве»[3].

Подавляющее большинство этих понятий имеют оттенок постоянности, прочности, неподвижности. От этого же корня произошел термин «усадьба». В XVI веке и позже усадьбы назывались «усадищями», значительно реже ― «усадами». В. И. Даль в своем словаре отметил, что усадище, усад ― среднерусского происхождения, а усадьба — западного, и что оба понятия означают господский двор на селе со всеми строениями, садом и огородом[4]. Оба исследователя указали на первое упоминание усадища в документах. В отдельной книге июня 1536 зафиксирован раздел вотчины князей Оболенских между родственниками в Бежецком уезде. Из текста выясняется, что при селе Дгино было усадище[5].

Выделяют следующие основные категории, имеющие ряд особенностей, влияющих на внешний облик русских усадеб[6]:

  • боярские усадьбы XVII века
  • помещичьи усадьбы XVIII—XIX веков
  • городские усадьбы XVIII—XIX веков
  • крестьянская усадьба[7]
Типичная для начала XIX века усадьба мелкопоместного дворянства (усадьба Кудрявцевых (Калужская область))

В состав классической барской усадьбы обычно входили барский дом, несколько флигелей, конюшня, оранжерея, постройки для прислуги и др. Парк, примыкающий к усадьбе, чаще всего носил ландшафтный характер, часто устраивались пруды, прокладывались аллеи, строились беседки, гроты и т. п. В крупных усадьбах нередко строилась церковь.

Городские дворянские усадьбы, характерные для Москвы, в меньшей степени для Санкт-Петербурга, губернских городов, как правило, включали господский дом, «службы» (конюшню, сараи, помещения для прислуги), небольшой садик.

Многие русские усадьбы были построены по оригинальным проектам известных архитекторов, в то же время немалая часть строилась по «типовым» проектам. В усадьбах, принадлежавших известным собирателям и коллекционерам, нередко сосредотачивались значительные культурные ценности, собрания произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Ряд усадеб, принадлежавших известным меценатам, получил известность как важные центры культурной жизни (например, Абрамцево, Талашкино). Другие усадьбы прославились за счет знаменитых владельцев (Тарханы, Болдино).

После Октябрьской революции 1917 года практически все русские дворянские усадьбы были оставлены владельцами, большая часть из них подверглась разграблению и дальнейшему запустению. В ряде выдающихся усадеб в годы советской власти были созданы музеи (Архангельское, Кусково, Останкино — в Подмосковье и Москве), в том числе мемориальные («Ясная Поляна» в Тульской области, «Карабиха» под Ярославлем и др.).

По сведениям национального фонда «Возрождение русской усадьбы», в России на конец 2007 года насчитывалось около 7 тысяч усадеб, являющихся памятниками истории и архитектуры, причём около двух третей из них находятся в разрушенном состоянии[8].

  • Евангулова О. С. Художественная «Вселенная» русской усадьбы. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 304 с. — ISBN 5-89826-140-0
  • Михайлова М. Б. Национальное и художественное своеобразие русских и британских усадеб в системе города классицизма // Архитектура русской усадьбы / Под ред. Н. Ф. Гуляницкого. — М.: Наука, 1998. — ISBN 5-02-011685-8 — Гл. 9. — С. 213—225.
  • Михайлова М. Б. Усадьба как ключевой элемент градостроительной композиции (XVIII — первая треть XIX века) // Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. № 2(18) / Науч. ред.
    Л. В. Иванова
    . — М.: «АИРО—ХХ», 1996. — С. 28—35.
  • Полякова М. А., Савинова Е. Н. Русская провинциальная усадьба. XVII — начало XX века. — М.: Ломоносовъ, 2011. — 264 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-91678-046-8. (в пер.)
  • Новиков В. Русская литературная усадьба. — М.: Ломоносовъ, 2012. — ISBN 978-5-91678-136-6.
  • Усадьба крестьянская // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Владос: Филологический факультет СПбГУ, 2002. — Т. 3: П—Я. — ISBN 5-8465-0037-4. (недоступная ссылка)
  • Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Усадьба // Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя / Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. — М.: Просвещение, 1971.

Усадьба Поместье в Казаках, снять агроусадьбу Поместье

Душа и тело требуют отдыха? Усталость от городской суеты буквально испарится, потонет и заблудится в райском уголке – усадьбе «Поместье».

Лучшее место провести выходные за городом – усадьба в аренду под Минском «Поместье», которая находится в 27 километрах от столицы (20 минут езды).
Расположиться с комфортом и остаться с ночевкой здесь можно в трех домах: на 35 человек, на 15 человек и на 40 человек.
Кроме того для проведения мероприятий можно устроиться в большой красивой беседке на 70 мест, на террасе, которая вмещает 40 человек и в просторной гостиной основного дома, вмещающей 40 человек.
Здесь национальный колорит не спорит с современными удобствами (санузлы, комфортная деревянная экомебель, бытовая техника, полностью обустроенная кухня). В сочетании комфорт и деревенский уют создают все условия для единения с природой, погружения в себя и полного релакса.
Для релакса есть все условия. Окна спален выходят на озеро. В просторной гостиной – камин, караоке. Здесь возможен и активный досуг. Например, прогулки в лес, охота на грибы и ягоды, а еще рыбалка под Минском: в 10 метрах от усадьбы чистейшее озеро, где водится форель. Ну и, конечно, активное лежание на закрытом пляже в комплекте с плаванием!
Насыщенным и приятным будет и семейный отдых в усадьбе «Поместье». Днем – прогулки, рыбалка, пляж. А вечером – барбекю и шашлыки на мангале на просторной открытой террасе.
И, безусловно, релаксу поможет русская баня в аренду: березовые веники, горячий пар. Для удобства – душевые кабины, а любители могут сразу окунуться в озеро. Также в бане есть и массажный стол – все на радость души и тела.
Итак, выбрав отдых в усадьбе «Поместье» под Минском, вы получите простой арифметический пример: минус стресс, усталость, суета, плюс комфорт, природа, экотуризм в Беларуси, рыбалка, баня, отдых семьей за городом, здоровье и бодрость духа. Что в сумме, посчитаете сами. А лучше не разменивайтесь на цифры, просто приезжайте и примеряйте все плюсы – агроусадьба «Поместье» никого не оставит равнодушным.
Дата обновления: 1 января 2020

Русские дворянские усадьбы в наши дни | Блогер aniase на сайте SPLETNIK.RU 31 октября 2014

Что представляла собой классическая русская усадьба? Прежде всего, для нее выбиралось красивое место, обычно у реки или естественных прудов. На возвышенности главенствовал дом, который был чаще двухэтажный.  Перед домом со стороны подъезда формировался парадный двор. По бокам располагались флигели, часто связанные с домом крытыми переходами или колоннадами. С одной стороны от парадного двора размещались скотный и конный дворы, амбары, другие хозяйственные постройки и плодовый сад. С другой стороны обычно возводилась церковь. Рядом устраивался парк. Вблизи дома (на небольшом участке) он был регулярным, состоял из прямоугольных посадок деревьев, цветников, а по удалении от дома превращался в пейзажный, занимавший большую часть усадьбы. В пейзажном парке тянулись аллеи, каскадные пруды с мостиками, располагались павильоны, беседки, скульптуры и другие сооружения, напоминавшие о разных странах и эпохах. 

«В 1917 году началась агония… Опустели дома, белые колонны рухнули. Дорожки парков заросли травою… Львы на воротах облезли и обвалились бесформенными кусками… В десять лет создан грандиозный некрополь. В нем — культура двух столетий. Здесь погребены памятники искусства и быта, мысли и образы, вдохновлявшие русскую поэзию, литературу и музыку, общественную мысль… И нет над некрополем надгробного камня», — так писал в 1930 году искусствовед А.Н.Греч, создавший замечательную книгу «Венок усадьбам».   

В советское время были уничтожены большинство дворянских усадеб: разрушены усадебные дома и хозяйственные постройки, заросли, заболочены, вырублены и застроены парки. Сегодня полностью уничтожены дворянские усадьбы в Архангельской, Астраханской, Ростовской, Волгоградской, Оренбургской, Кировской областях, а также в Карелии, Удмуртии, Чувашии… В Московской области из 690 усадеб главные дома сохранились лишь в 190, часть из них уже стала руинами. Ветер гуляет меж остатков стен сотен дворянских гнезд по всей стране…

Хорошо, что часть усадеб были заняты санаториями и домами отдыха и пусть и в перестроенном виде, но они радуют нас своей гармонией, но в  наиболее сохранившемся виде находятся усадьбы-музеи.

Усадьба Архангельское в Подмосковье.

Данное место известно еще с начала 16 века как Уполозы, имение Алексея Ивановича Уполоцкого. Затем в разные периоды имение принадлежало Шереметевым, Одоевским, Голицыным, а с 1810 года и до прихода к власти большевиков  владельцами усадьбы был род Юсуповых. К своему счастью усадьба избежала участи многих иных дворянских поместий и не оказалась разрушенной.

Дубровицы, Подольский район Московской области.

История этой усадьбы берёт своё начало в 17 веке, тогда она становится владением боярина Ивана Васильевича Морозова. После его смерти усадьба переходит в руки к его дочери, которая выходит замуж за князя И.А. Голицына и поэтому затем усадьба принадлежала роду Голицыных. Не смотря на то что это имение в 18 веке переходило из рук в руки, в конце концов в 19 веке оно снова вернулось к Голицыным, владевшим им до самой революции.

 Усадьба  знаменита не вполне обычным православным храмом. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах была заложена в 1690 году.

Марьино Голицыных-Строгановых, Ленинградская область.

Усадьба Марьино  основана в 1726 году. Наибольшего расцвета Марьино достигло при вдове графа П.А. Строганова Софье Владимировне Строгановой (урожденная княжна Голицына, 1775-1845). 

Своим необычным для русской усадебной архитектуры видом здание обязано ученикам знаменитого зодчего Андрея Воронихина. Со смертью знаменитой хозяйки в истории имения завершилась целая эпоха, и впоследствии никто из хозяев не уделял ему столько же внимания. Судьбе Марьино после революции  типична для многих дворянских построек  России. Богатейшие коллекции предметов искусства были перевезены в Государственный Эрмитаж, а здание несколько раз меняло хозяев. Все это, включая разрушения, полученные в ходе боев во время Великой Отечественной войны, внесли заметные коррективы во внешний вид здания.  Самой большой утратой стали внутренние интерьеры, практически не дошедшие до наших дней. В 2008 году бывшая дворянская усадьба Марьино Строгановых-Голицыных в деревне Андрианово Тосненского района Ленинградской области вновь стала частным владением.

Усадьба Марьино князей Барятинских, Курская область.

В Рыльском районе Курской области находится дворцово - парковый ансамбль, усадьба Марьино, родовое поместье князей Барятинских. Князь Иван Барятинский - представитель одной из самых древних и родовитых русских фамилий. Трехэтажный дворец был сооружен в начале XIX века в уникальном уголке природы.

 Имение до 1917 года не уходило из рода Барятинских, сохраняя семейные реликвии. В 1918-1919 годах дворец был разграблен окрестными крестьянами. В 1919-1922 годах в Марьино находился сельхозтехникум. Богатейшая библиотека редких книг из дворца была передана в Исторический музей в Москве. В настоящее время эти книги хранятся в Российской государственной публичной исторической библиотеке в Москве. Убранство комнат дворца составили экспозиции Эрмитажа. С декабря 1922 года в усадьбе расположился дом отдыха, а затем санаторий ЦИК СССР.

До сей поры здесь сохранилась великолепная лепнина потолка, мраморные камины, первозданный паркет, предметы старинной мебели и ландшафтный парк. Сейчас в усадьбе находится санаторий Управления делами Президента России.

Середниково в Подмосковье

Усадьба Середниково является знаменитым памятником архитектуры России. Владельцы этой усадьбы носили известнейшие фамилии: Черкасские, Всеволожские, Салтыковы, Столыпины. История Середниково начинается с XVI века. Первым владельцем этой территории считается Чудов монастырь. В 1623 г. царь Михаил Федорович подарил Середниково князю Никите Ивановичу Черкасскому. Основная часть комплекса начала возводиться в 1775 г. при следующем владельце усадьбы сенаторе Всеволоде Алексеевиче Всеволожском. С 1811 по 1825 гг. усадьба перепродавалась несколько раз. В 1825 г. брат бабушки Михаила Юрьевича Лермонтова генерал-майор Дмитрий Алексеевич Столыпин приобретает усадьбу для своей семьи. С этого времени Середниково становится родовым гнездом Столыпиных-Лермонтовых.


После революции в усадьбе была была открыта здравница «Тишина» для членов ВЦИК.  В 25-м году усадьбу превратили в санаторий для нервнобольных, который и получил название «Мцыри». 
В послевоенные годы в усадьбе снова был организован санаторий – на сей раз для больных туберкулезом, прибывших из мест заключения. Этот период особенно негативно сказался на сохранении архитектурного ансамбля. 

В 1992 г. Середниково было передано ассоциации «Лермонтовское наследие», и с этого момента усадьба стала возрождаться. Реставрационные работы проводились по инициативе Михаила Юрьевича Лермонтова – потомка знаменитого поэта и его полного тезки. Очищен пруд в парке, восстановлена центральная часть дома по старым чертежам. Интерьер в комнатах полностью передает прежнее великолепие усадебного комплекса. В настоящее время Середниково можно назвать самым знаменитым парково-усадебным комплексом 18-19 вв.

Валуево, Московская область.

 Владельцами усадьбы в разное время были Валуевы, Толстые, Шепелевы, Мусины-Пушкины, Святополк-Четвертинские.  История усадьбы  уходит в глубь веков. В 1341 году Верительной Грамотой Великий князь Семен подтверждает дарение усадьбы Тимофею Валую, бывшему воеводой у войска князя Дмитрия Донского. Отсюда и название усадьбы. Парадный въезд, господский дом и некоторые другие дошедшие до наших дней постройки были сооружены в начале XIX века. Из всех владельцев подмосковной усадьбы самым знаменитым был граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744—1817). Именно при нём здесь и был создан основной архитектурный ансамбль поместья. 

После революции Валуево национализировали, мебель и предметы утвари из господского дома вывезли. В усадьбе устроили санаторий, а затем дом отдыха. С 1960 года вплоть до настоящего времени бывшую усадьбу занимает санаторий «Валуево». В 1962—1964 годах произведён реставрационный ремонт, в ходе которого многие постройки приспособили под санаторные нужды.

Русские усадьбы часто привлекали внимание кинематографистов красотой и просторами пейзажей. В конце 1970-х годов в Валуево снимали фильм «Мой ласковый и нежный зверь». Картина вышла на экраны Советского Союза в 1978 году и сразу привлекла внимание зрителей не только своей сюжетной стороной и участием именитых актёров, но и прекрасной музыкой, которую к этому фильму написал композитор Е. Дога. Удивительной природой Валуева проникнут вальс, в мелодии которого слышатся шум вековых деревьев, и журчащая вода каскадных прудов, и пение птиц, и эхо голосов владельцев усадьбы.

Вороново в Подмосковье

В сорока километрах к юго-западу от Москвы находится один из интереснейших дворцово-парковых комплексов Подмосковья — усадьба Вороново, — которая является одновременно памятником архитектуры и русской культуры. История Вороново начинается в конце 16 века. Эта старинная подмосковная усадьба связана с именами видных государственных деятелей, архитекторов, писателей и поэтов. В разное время усадьбой владели А.И.Воронов-Волынский, Воронцовы, Д.П.Бутурлин, Ф.В.Ростопчин и наследники, Шереметьевы. Последний владелец Воронова граф А.П.Сабуров.

В 1812 году усадьба была сожжена московским градоначальником Растопчиным после занятия Москвы французами.  Считается, что все художественные сокровища погибли в огне... Но в этой истории есть загадка. Свидетелей гибели дворца удивило, что среди пепла и руин не оказалось мраморных и бронзовых скульптур, которые не подвластны пламени. Вероятно, какая-то часть ценностей усадьбы  была где-то заблаговременно спрятана. Но где? Исследователи вороновской загадки указывают на глубокие подземные лабиринты, связывавшие все усадебные постройки между собой. Действительно, остатки каких-то подземных сооружений не раз обнаруживали на территории усадьбы, но тайна Воронова до сих пор не раскрыта... Затем усадьба перепродается несколько раз и, в конце концов, становится собственностью Шереметьевых. Тогда, в конце XIX века, начинается ее восстановление. Шереметьевы построили новый дом, привели в порядок окружающие его земли, и в таком виде усадьба просуществовала до 1949 года, когда ее перестроили под дом отдыха, который работает до сих пор.

Введенское в Подмосковье

Среди исторических усадеб Подмосковья имение Введенское, упоминаемое в документах еще с 1504 года и принадлежавшее в разные годы Шереметевым, Лопухиным, Голицыным и другим представителям знатных русских родов, выделяется своей особой поэтичностью и прекрасной сохранностью.

Двухэтажный кремовый особняк с колоннами, парадный двор, окаймленный липами, старинный парк, изящная церковь на берегу Москвы-реки были построены по проекту выдающегося архитектора Николая Львова.

Именно это место в середине прошлого века выбрал режиссер Сергей Бондарчук для съемок киноэпопеи «Война и мир». Сегодня в исторической усадьбе размещается санаторий «Звенигород»

Горенки

Усадьба Горенки (г. Балашиха) - одна из самых больших по масштабу подмосковных усадеб. Владельцы: Плещеевы (1623-1693), Хилков П. Ю. (1714), Разумовские (1747- 1812), Юсупов и Волков, Пантелеев (1852), вторая половина XIX в. - нач. XX в. фабрикант Третьяков и его наследники, до 1917 г. - Севрюгов. Все при ней - и размах территории, и грандиозность замысла, и впечатляющее архитектурно-ландшафтное исполнение. На ее долю выпало несколько завидных ролей: любимое имение Петра Второго, первое русское Ботаническое общество, образцовый дворцово-парковый ансамбль в стиле классицизма - с английским парком, системой прудов, островами, мостиками, беседками и кордегардиями... Увы, от былого величия следы если и остались, то довольно жалкие.

Сейчас в Горенках уцелели почти все постройки, но их состояние удручающее. Архитектурному комплексу был нанесён непоправимый урон непродуманной хозяйственной деятельностью, расположенного здесь  противотуберкулёзного санатория "Красная Роза". Обветшавший парк наполовину вырублен. Малые архитектурные формы давно бесследно исчезли, так же как и бронзовые орлы с парковой лестницы.

Знаменское-Раёк, Тверская область

Ансамбль усадьбы Знаменское-Раёк является вершиной творчества зодчего-самородка Н.А. Львова. Его ядро составляет господский дом, четыре флигеля, и триумфальные ворота, объединённые колоннадами. 

Дворцово-парковый ансамбль был создан в конце XVIII века, когда усадьба принадлежала видному вельможе екатерининского времени, сенатору, генерал-аншефу Ф.И.Глебову-Стрешневу. Для постройки было выбрано возвышенное место в излучине реки Логовежь. Строительство началось в 1787 году и продолжалось несколько лет.

Вероятно, дом был расчитан на великосветские приемы, о чем говорит его планировка: овальный входной вестибюль, парадная лестница, центральный зал, перекрытый двойным куполом. По преданию, усадьбу посетила Екатерина II, в столовой имелось почетное место, над которым висел ее портрет. Был спланирован великолепный пейзажный парк с беседками, павильонами, прудами, купальнями, гротом. Сейчас дворцовый ансамбль, находящийся в процессе медленной реставрации, тихонько ветшает. Парковые постройки разрушаются, пруды заросли и стали похожи на лесные озера.

Восстановленный флигель, в котором сейчас размещаются гостиничные апартаменты:

Остафьево в Подмосковье

Окончательно архитектурно-парковый ансамбль усадьбы сложился при Андрее Ивановиче Вяземском. В Остафьево приезжали А. И. Тургенев, В. Л. Пушкин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, А. С. Грибоедов, Д. В. Давыдов, А. С. Пушкин, А. Мицкевич. Кстати, говорят, что именно в Остафьеве Пушкин впервые читал последние главы "Евгения Онегина". В 1898 году  Остафьево приобретает Сергей Дмитриевич Шереметев. Он устраивает в Остафьево музей, проводит реставрацию главного дома и устанавливает памятники тем, с кем связана история усадьбы.

Сын Сергея Дмитриевича, Павел Сергеевич Шереметев после национализации усадьбы в 1918 году стал директором музея Остафьево, до тех пор пока в 1928 году его не уволили и не выселили из усадьбы. В 1931 году из музея делают базу отдыха, но в 1989 году Остафьево вновь становится музеем. Сейчас в усадьбе ведутся реставрационные работы.

Суханово

Усадьба Суханово - одно из тех роскошных  некогда владений, которые сейчас пребывают в упадке и запущении.

Сменив на своём веку нескольких видных хозяев, Суханово приобрело известность как имение князей Волконских, которые владели им достаточно долгое время и сформировали тот облик усадьбы, в котором она частично дошла до наших дней.

Начало советского периода для усадьбы ознаменовалось упадком: в годы Революции и Гражданской войны отдельные сооружения были разрушены и разграблены. В советские годы, как и во многих других усадьбах, здесь ютились разные учреждения, сейчас же располагается лицей и дом отдыха Союза Архитекторов.

Степановское-Павлищево, Калужская область

Имение основано во вт. пол. XVIII в., боярами Степановыми. Одной из последних представительниц рода, кому принадлежала усадьба, была Елизавета Платоновна. Она вышла замуж за инженера В.А. Ярошенко, брата известного художника-передвижника — Н.А. Ярошенко.
«Супруги Ярошенко называли свою усадьбу «Лесная дача» и приезжали в Степановское-Павлищево только летом. В переустройстве усадьбы активное участие принимал Василий Александрович Ярошенко, который, будучи инженером-строителем по образованию, возможно, являлся и архитектором — автором проекта знаменитого усадебного дома-дворца, построенного в период 1895—1899 годов.

После революции усадьба Степановское-Павлищево была национализирована. Из главного дома в Павлищеве были вывезены произведения живописи, которые поступили в Калужский художественный музей, открытый за год до этого. В советское время усадьбу занимали санаторий и пионерский лагерь. В 1980-е предпринимались попытки консервации состояния усадебного дома, но после сильного пожара он был заброшен и разгромлен. Сегодня усадьба находится, по непроверенным данным, в частной собственности, и в полном запустении. В какой-то период велась реконструкция, но так и не была завершена.

А так эта усадьба выглядела раньше:

Заброшенная усадьба графа Орлова  Семёновское-Отрада, Московская область

Во времена Советского Союза задание усадьбы было использовано в качестве санатория КГБ и считалось одним из самых благополучных и закрытых. В наши дни она включена в список «100 уникальных памятников мира, которым грозит разрушение». Несмотря на разрушенное состояние, усадьба Орловых поражает своим великолепием и размахом. 

В 1770-х годах граф Владимир Орлов решил поселиться в селе Семёновском и дал ему название Отрада. Он хотел, чтобы его владения были похожи на поместья английских лордов, именно поэтому архитектура и размах усадьбы настолько величествен.

После кончины графа Орлова усадьба перешла в собственность его внуку. После смерти Орлова, усадьба не прекратила свою жизнь. Здесь в течение 150 лет хранилась библиотека и телескоп Ломоносова М.В., кроме того в отраду приезжали Тютчев Ф.И., Болотов А.Т., Чехов А.П., Бунин И.А. и многие другие. 

В середине 80-х годов прошлого столетия здесь были начаты реставрационные работы: отреставрированы паркетные полы, открыты старинные росписи, восстановлены изразцовые печи. Но в наше время усадьба снова заброшена и постепенно разрушается. 

Гребнево в Подмосковье

Гребнево – один из самых грандиозных усадебных ансамблей конца XVII – первой трети XIX веков. Настоящее дворянское гнездо, где успели пожить и Трубецкие, и Бибиковы, и Голицыны. В имение заглядывали известные русские литераторы: поэты Державин и Жуковский, писатель-революционер Радищев, журналист и книгоиздатель Новиков.

Ворота усадьбы оформлены в виде классической триумфальной арки.

В 1919 г. усадьбу национализировали и устроили санаторий им. Н. Семашко для туберкулезных больных. В 1960 г. усадьбу объявили историко-архитектурным памятником республиканского значения. Долгое время здесь был Щелковский техникум электровакуумных приборов, затем подсобное хозяйство НИИ «Платан». Усадьба несколько раз реставрировалась. В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в восточном флигеле усадьбы размещался Историко-культурный центр, включавший выставочный зал, школу эстетического воспитания и художественную студию. В это короткое, но счастливое время в усадьбе проводились концерты мастеров искусств и выставки картин Н. Рериха и К. Васильева, на берегу пруда устраивались многолюдные праздничные гулянья. Реставрация дворца  близилась к завершению, когда в 1991 году при невыясненных обстоятельствах в нем происходит пожар, уничтожающий не только интерьеры, но и перекрытия с крышей, оставляющий лишь голые обожженные стены…

В 2007 года в усадьбе произошел новый пожар, в результате которого часть усадьбы ещё больше пострадала. С 2008 года планировалось восстановление усадьбы силами частных инвесторов, однако из-за различных бюрократических сложностей найти желающих так и не получилось. 

Зубриловка, Пензенская область

Главный дом усадьбы князей Голицыных-Прозоровских. 1780-е гг.  Одна из лучших усадеб 18 века  превращена в руины за последние годы.

Пущино-на-Наре, Московская область

Главный дом усадьбы князей Вяземских. Эти романтические руины еще в 1970-х гг. были действующим домом отдыха.

Алексино в Смоленской области.

"Пятая гора", Ленинградская область

Построенное в 1820 году имение Якова Брюса, известного сподвижника Петра, разрушено почти до основания — хорошо сохранилась лишь круглая Троицкая церковь, ворота от старого парка и остатки хозяйственных зданий. Церковь-ротонда очень впечатляюще возвышается над пустынным пространством бывшей усадьбы.

Вот лишь небольшая часть этих впечатляющих сооружений, дошедших до наших дней. Но даже и в таком полуразрушенном состоянии они поражают своей величественной красотой и гармонией.

12 старинных усадеб, погибающих в российской провинции • Arzamas

Искусство, История

Усадьбы, в которых снимались знаменитые советские фильмы, дворец с росписями Карла Брюллова, Ропшинский дворец, где заговорщики якобы убили Петра III… Новый выпуск цикла историка Александра Можаева о памятниках архитектуры, на глазах превращающихся в руины, посвящен усадьбам 

1. Усадьба при заводе в Калужской области

1 / 7

Демидовские палаты в усадьбе Брынь, Калужская область. 1973 годarch-heritage.livejournal.com

2 / 7

Демидовские палаты в усадьбе Брынь, Калужская область. 1973 годarch-heritage.livejournal.com

3 / 7

Усадьба Брынь. 1973 годarch-heritage.livejournal.com

4 / 7

Лепнина в усадьбе. 1973 годarch-heritage.livejournal.com

5 / 7

Руины главного усадебного дома. 2011 год© gorod.kaluga.ru

6 / 7

Руины главного усадебного дома и парусиновой фабрики. 2011 год© gorod.kaluga.ru

7 / 7

Руины усадьбы. 2011 год© Kalugafoto.net

Самые ранние примеры каменных усадебных домов относятся в основном к позднепетровскому или анненскому времени, то есть к концу 1720-х — 1730-м годам. Усадьба Брынь в Думиничском районе Калужской области уникальна не только своей ранней датировкой (не позже 1730-х), но и редкой специализа­цией. Это не обычное загородное владение, а усадебно-производственный комплекс, сродни знаменитым промышленным усадьбам XVIII века: Полотня­ному заводу Гончаровых под Калугой, Выксе Баташевых под Нижним Новго­родом, Усолью Строгановых на Каме, Невьянску Демидовых под Екатерин­бургом, где огромные по тем временам заводы сочетались с богатыми палатами владельцев.

С 1722 года железоделательным заводом на реке Брынь владел Никита Никитич Демидов — младший сын того самого невьянского горнозаводчика, основателя знаменитой династии Демидовых. Отец полагал, что горного дела Никите «снесть не уметь», но после смерти отца сын запустил целый ряд металлургических предприятий на Урале и в Центральной России. Кирпичные палаты, выстроенные им при Брынском заводе, вероятно, были и резиденцией, и хранилищем. Своды и стены парадных комнат второго этажа украшала богатая барочная лепнина.

В 1820 году Брынский завод был перепрофилирован в суконную мануфактуру купца Александрова. Занятно, что из-под «архаичных» арочных окон на фаса­дах палат проглядывают более ранние барочные наличники: видимо, кто-то из владельцев XIX века переделал дом в соответствии со своими романти­ческими представлениями о старинных демидовских палатах.

В советскую пору дом использовался под колхозные нужды и до середины восьмидесятых был в неплохом состоянии, сохранялась даже лепнина. Сейчас усадьба представляет собой заросшую развалину из нескольких полуобрушен­ных стен с обломками сводов. Однако уникальность этой постройки требует ее консервации даже в виде романтической руины. От властей внимания к подобному объекту ждать не приходится, и остается уповать на помощь внезапных волонтеров.

2. Дворец времен Елизаветы Петровны под Дмитровом

1 / 11

Парадный фасад усадебного дома в Ольгово, Дмитровский район Московской области. Около 1910 годаWikimedia Commons

2 / 11

Фасад, обращенный к саду. 1960 годУсадьба Апраксиных, село Ольгово / usadba-apraksin.ru

3 / 11

Санаторий «Радуга» на территории усадьбы. 1960 годikuv.ru

4 / 11

Парковый фасад усадьбы. 1968 годdmkray.ru

5 / 11

Парадный фасад усадьбы. 1972 годdmkray.ru

6 / 11

Интерьер усадебного дома Апраксиных в Ольгово. Акварель М. Левестамма. XIX векcyclowiki.org

7 / 11

Интерьер усадебного дома. 1910-е годыdmkray.ru

8 / 11

Интерьер главного зала усадьбы Апраксиных со скульптурными портретами хозяев. Первая половина XX векаdmkray.ru

9 / 11

Главный усадебный дом. 1968 годdmkray.ru

10 / 11

Главный зал усадебного дома. 1968 годdmkray.ru

11 / 11

Галерея между главным домом и зданием театра в Ольгово. 1968 годdmkray.ru

Сохранившиеся барочные усадьбы середины XVIII века также редки: большин­ство из них капитально перестраивалось в классическую пору в соответствии с новой модой. В усадьбе Ольгово Дмитровского района Московской области сохраняются руины дворца с фасадами, принадлежавшими двум эпохам — барочной и классической. На монументальном главном фасаде и теперь видны нарядные наличники елизаветинской поры, а на фасаде, обращенном к саду, существовал не менее выразительный портик, пристроенный мастером Франческо Кампорези в 1786 году.

С 1740-х годов усадьба принадлежала роду Апраксиных. В начале XIX столетия, при генерале Степане Апраксине, во флигеле существовал крепостной театр, на сцене которого помимо крестьянской труппы выступали и заезжие звезды итальянской эстрады, и даже поэт Василий Львович Пушкин, дядя Александра Сергеевича. В 1919–1928 годах усадьба была музеем, потом санаторием, в 1960‑е главный дом пришел в запустение, а к 1980-м сгорел. Сохраняющаяся на стенах лепнина — остаток интерьера главного зала, где когда-то размеща­лась галерея скульптурных портретов хозяев.

1 / 5

Руины главного усадебного дома в Ольгово. 2011 годWikimedia Commons

2 / 5

Руины главного усадебного дома в Ольгово. 2014 год© Вадим Разумов

3 / 5

Руины главного усадебного дома в Ольгово. 2014 год© Вадим Разумов

4 / 5

Руины главного усадебного дома в Ольгово. 2014 год© Вадим Разумов

5 / 5

Северная галерея усадьбы Ольгово. 2017 годWikimedia Commons

В 2003 году усадьба была продана миллиардеру Олегу Дерипаске с условием реставрации. С тех давних пор здесь возник целый комплекс нехитрых развлечений (в Ольгово можно сходить в сауну или отпраздновать свадьбу), но на руинах дворца не начато даже самых общих аварийных работ.

3. Барочный фасад с 21 окном под Калугой

1 / 4

Фасад усадьбы Ферзиково в Калужской области. 2012 годWikimedia Commons

2 / 4

Руины усадьбы. 2013 год© Kalugafoto.net

3 / 4

План реконструкции фасада. 2015 год© Хранители Наследия

4 / 4

Начало работ по реконструкции фасада. 2016 год© Kalugafoto.net

Усадьба Ферзиково, отстроенная коллежским советником Александром Чири­ковым в третьей четверти XVIII века, расположена в 30 километрах от Калуги. Когда-то здесь протекала размеренная жизнь старого дворянского гнезда (Чириковы владели этими местами с XVI до середины XIX века). Своя винокур­ня, добро­совестные поставки фуража для государевых конюшен, солдатский госпиталь в 1812-м, разбирательство о жестоком обращении с крестьянами в 1840-м и, наконец, переход усадьбы к дачному товариществу с циничным названием «Спис и Стукен» в конце XIX столетия. Потом здесь был санаторий, который закрылся на ремонт в крайне неподходящем для этого 1988 году. Десять лет назад наивные наблюдатели писали, что «дом полностью разрушен», хотя разрушены были лишь интерьеры — кирпичный декор фасадов сохранялся полностью.

Характер декора и техника его исполнения (детали выполнены не из гипса, а из тесанного кирпича) совершенно аналогичны московским особнякам елизаветинского времени. Но для Москвы подобная сохранность — большая редкость, так как жилые дома поголовно перестраивались после 1812 года. Можно сказать, что таким представительным барочным дворцом с 21 окном по фасаду гордилась бы любая московская улица.

В 2015 году губернатор передал здание частному инвестору Владимиру Кирницкому для реставрации и размещения гостиницы, досугового центра и аж десяти музеев. 

Однако долгожданная «реставрация» началась не с противоаварийных работ, а с того, что с главного фасада были стесаны все кирпичные наличники. На их место должны были встать отливки, но в декабре 2017-го инвестор Кирницкий был арестован по обвинению в другой незаконной деятельности. Дальнейшая судьба усадьбы туманна.

4. Позднее барокко в Ступино

1 / 8

Вид усадьбы Отрада-Семеновское. Картина неизвестного художника. Начало XIX векаГосударственный исторический музей

2 / 8

Главный дом усадьбы со стороны двора. Начало XX векаРусские усадьбы

3 / 8

Главный дом усадьбы со стороны реки. Начало XX векаРусские усадьбы

4 / 8

Овальная белая столовая усадьбы. Начало XX векаWikimedia Commons

5 / 8

Кабинет графа А. В. Орлова-Давыдова. Начало XX векаРусские усадьбы

6 / 8

Усадьба Отрада-Семеновское. До 1940 годаotrada-o.ru

7 / 8

Вид на крыло. До 1940 годаdeadokey.livejournal.com

8 / 8

План первого этажа главного усадебного дома. 1975 годРусские усадьбы

Отрада-Семеновское Ступинского района Московской области из числа самых известных и самых печальных брошенных усадеб находится всего в 60 кило­метрах от столицы. Это совсем позднее барокко, приходящееся на начало екатери­нинского правления: рисунок наличников все еще старомоден, а венчающий карниз уже имеет классическую проработку. В целом заказчик строительства граф Владимир Орлов, один из братьев первого фаворита императрицы Екатерины II, видел дом как романтический «барский замок» в английском духе. Дворец выстроен в 1774–1779 годах на берегу реки Лопасни, его окружает парк с солнечными часами, фонтанами, оранжереями, воро­тами, украшен­ными изваяниями львов и орлов, фамильным мавзолеем и храмом, стоящим на холме над Отрадой.

Фасад здания изящен и прост, а планировка очень сложна — строгая анфилада главного объема сочетается с ризалитами  Ризалит (от итал. risalita — «выступ») — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания., где умещаются помещения овального и даже треугольного плана. Еще большую живописность дому придали достроенные в середине XIX века угловые ротонды и опоясывающие их лестницы. Всего 10–15 лет назад можно было увидеть интерьеры дворца — с богатыми печами и тончайшими росписями стен и потолков работы самого Карла Брюллова.

1 / 7

Главный дом усадьбы Отрада-Семеновское, Ступинский район Московской области. 2014 годWikimedia Commons

2 / 7

Главный дом усадьбы. 2016 год© Вадим Разумов

3 / 7

Фамильный герб Орловых на фасаде главного дома усадьбы. 2016 год© Вадим Разумов

4 / 7

Отделка одной из комнат главного дома усадьбы. 2002 годРусские усадьбы

5 / 7

Интерьер главного дома усадьбы. 2014 год© kva_pharm / CC BY-NC-SA 2.0

6 / 7

Интерьер главного дома усадьбы. 2014 год© kva_pharm / CC BY-NC-SA 2.0

7 / 7

Интерьер главного дома усадьбы. 2016 год© Вадим Разумов

После революции здесь работал небольшой музей дворянского быта, но в 1938 году в заречной части парка построили госдачу для Лаврентия Берии, и с тех пор усадьба принадлежит специальным ведомствам. Здесь размещались школа НКВД, пионерлагерь КГБ, а ныне дворец и его окружение находятся на земле закрытого санатория ФСБ. Усадьба добро­совестно реставрировалась в 1980-е годы, но в 1998 году дворец был выписан из федерального реестра и вскоре разграблен (включая кровельное железо). Идет поиск инвестора для реставрации памятника, так как ни Росимущество, ни ФСБ не готовы брать на себя подобные хлопоты. Дом стоит с провалившейся крышей и заплесневе­лыми стенами, а минимальные работы по его сохранению обеспечивают лишь редкие волонтерские субботники.

5. Дворцовые интерьеры начала XIX века в 15 километрах от Москвы

1 / 7

Главный фасад дома усадьбы Петровское-Дальнее, Красногорский район Московской области. 1900-е годыАрхив журнала «Наше наследие»

2 / 7

Усадебный дом

Фотография из книги Георгия Блюмина «Рублевка и ее обитатели. Романтическое повествование». Москва, 2012 год

Издательство «Центрполиграф»

3 / 7

Один из флигелей усадьбы

Фотография из книги Георгия Блюмина «Рублевка и ее обитатели. Романтическое повествование». Москва, 2012 год

Издательство «Центрполиграф»

4 / 7

Передняя. 1900-е годыАрхив журнала «Наше наследие»

5 / 7

Большая столовая. 1900-е годыPastVu.com

6 / 7

Стена с фресками в одной из комнат. 1900-е годы

Внизу справа портрет князя Евгения Голицына («Хинный мальчик»)

Архив журнала «Наше наследие»

7 / 7

Красная гостиная. 1900-е годыPastVu.com

Классическая усадьба с еще существующими, но критически больными интерьерами XVIII века — Петровское-Дальнее (оно же Петрово-Дурнево) в Красногорском районе Московской области, всего 15 километров от столицы. Старинный парк с обмелевшими каскадными прудами и аллеями, белока­менный мост, неоготические службы, оставшиеся от более старого «шато» XVIII века. Новый главный дом, выстроенный князем Федором Голицыным в 1800-е годы в стиле классицизма, отличали замечательные интерьеры парадных комнат. Князь в пору строительства занимал должность куратора Московского университета, состоял в переписке с Карамзиным и Державиным и отстроил для себя усадебный дом совершенно столичного уровня.

Росписи стен и потолков образцово отреставрированы в 1960-е годы. В совет­ское время здесь размещались санаторий и пионерлагерь, а после дом угодил в ведение Госнаркоконтроля. Здание перестало использоваться, и в считаные годы анфиладу погубили прорехи в крыше и отключенное отопление. Прони­кавшие на охраняемую территорию наблюдатели еще в 2005 году называли дом «очень хорошо сохранившимся», однако теперь сообщают об ускользаю­щей красоте и медленной смерти.

1 / 8

Главный дом усадьбы Петровское-Дальнее. 2011 годWikimedia Commons

2 / 8

Флигель усадьбы. 2012 годWikimapia

3 / 8

Флигель усадьбы. 2012 годWikimedia Commons

4 / 8

Главный дом усадьбы. 2013 годWikimapia

5 / 8

Красная гостиная. 2017 год© Вадим Разумов

6 / 8

Передняя. 2017 год© Вадим Разумов

7 / 8

Руинный конного двора. 2017 год© Вадим Разумов

8 / 8

Сгоревший флигель усадьбы. 2018 годФонд сохранения исторического наследия «Внимание»

Погибли потолки с живописными облаками, паркет, плесень стремительно пожирает росписи стен. В 2018 году сгорел дотла современный дому зимний флигель, в руинах ампирный конный двор. Минкульт ведет долгую и пока безрезультатную тяжбу о праве собственности. Близость к Москве и Рублевке играет не в пользу памятников, о чем также свидетельствует судьба соседней усадьбы Николо-Урюпино, где параллельно имущественным тяжбам разру­шается еще один памятник с настенными росписями екатерининской поры — знаменитый павильон Белый домик.

6. Храмы Славы, Истины и «Вечных Чувствий» в Пензенской области

1 / 8

Вид села Надеждина с восточной стороны. Гравюра Иосифа Моссмера. 1830-е годыWikimedia Commons

2 / 8

Летний дом в имении Куракиных Надеждино Саратовской губернии. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

3 / 8

Храм Верности в парке имения князя А. Б. Куракина Надеждино. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

4 / 8

Вид усадьбы. Картина неизвестного художникаТверская областная картинная галерея

5 / 8

Галерея, нареченная Вместилище чувствий вечных. В саду его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

6 / 8

Храм Истины. В саду его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

7 / 8

Храм Лады. В саду его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

8 / 8

Вид на усадьбу Надеждино. Начало XX векаWikimedia Commons

Екатерининская эпоха — время пафосных замыслов, подаривших русской провинции множество ансамблей столичного уровня. В Сердобском районе Пензенской области гибнет знаменитая усадьба Надеждино, созданная «луче­зарным князем» Александром Борисовичем Куракиным (он же «брильянто­вый»). Попав в опалу за дурное масонское влияние на наследника престола цесаревича Павла, он превратил место своей ссылки в подобие загородного императорского двора с целым набором подобающих церемоний и должностей.

Главный дом, выстроенный в 1795 году, имел 80 комнат, парк украшали павильоны с лучезарными названиями: храм Славы, храм Истины, храм Терпения и Вместилища Чувствий Вечных. Дорожки в парке носили имена Неожиданного Утешения, Преодолеваемых Трудностей, Истинного Разумения, Частого Повторения, Вспоминовения Прошедших Утех, Скорого Достижения, Верных Любовниц, Брата Степана. Посреди парка лежал черный валун с золотой надписью «Memento mori». По замыслу хозяина, парк должен был являть собою «экстракт вселенной всей».

1 / 5

Руины фасада усадьбы Надеждино, Сердобский район Пензенской области. 2013 год© Julya Terlova / CC BY-SA 4.0

2 / 5

Внутренний фасад усадьбы. 2013 год© Julya Terlova / CC BY-SA 4.0

3 / 5

Боковые ворота. 2013 год© Николай Шадрин / CC BY-SA 4.0

4 / 5

Руины внутренностей усадьбы. 2013 год© Николай Шадрин / CC BY-SA 4.0

5 / 5

Руины фасада. 2013 год© Julya Terlova / CC BY-SA 4.0

После пожара 1922 года дворец пребывает в статусе романтической руины. Во флигелях располагался сельский дом политпросвещения, затем психоневро­логический интернат, теперь и они заброшены. В 2014 году было принято решение о продаже усадьбы частному инвестору, однако огромный дворец по-прежнему на грани гибели (в точно такой же ситуации находится соседняя Зубриловка, запечатленная на многих картинах Виктора Борисова-Мусатова). 

7. Руины императорского дворца в усадебном кольце Петербурга

1 / 8

Фасад дворца в Ропше, Ленинградская область. 1900 годPastVu.com

2 / 8

Портик дворца. 1900 годPastVu.com

3 / 8

Парадное крыльцо дворца. 1906 годPastVu.com

4 / 8

Николай II, Александра Федоровна и великая княжна Анастасия у дворца в Ропше. 1906 годPastVu.com

5 / 8

Фасад дворца. 1910 годPastVu.com

6 / 8

Водопад Рушник в парке Ропшинского дворца. 1910 годPastVu.com

7 / 8

Фасад дворца. 1939 годPastVu.com

8 / 8

Портик дворца. 1980 годPastVu.com

В бедственном положении пребывают не только многочисленные дворянские гнезда, но и настоящий императорский дворец в Ропше Ленинградской области, памятник ЮНЕСКО с потрясающе богатой историей. Усадьба находится всего в десяти километрах от Кольцевой автодороги и входит в число пригородных дворцов. На протяжении XVIII–XIX столетий Ропша то находилась во владении царской фамилии, то жаловалась или продавалась придворной знати, успев сменить множество именитых владельцев. Дворец строился поэтапно, каменное здание основано архитектором Еропкиным для графа Головкина, потом перестроено Растрелли для императрицы Елизаветы, а существующая классическая редакция создана в конце XVIII века мастером Антонио Порта для придворного банкира Ивана Лазарева.

Именно здесь состоялась внезапная и загадочная кончина императора Петра III, супруга Екатерины, о которой заговорщик Алексей Орлов докла­дывал ей: «Я опасен, штоб он сегоднишную ночь не умер, а больше опасаюсь, штоб не ожил».

1 / 6

Внутри дворца в Ропше. 2011 годWikimedia Commons

2 / 6

Внутри дворца в Ропше. 2011 годWikimedia Commons

3 / 6

Парадная лестница дворца. 2012 год© Vitold Muratov / CC BY-SA 3.0

4 / 6

Портик дворца. 2014 год© Екатерина Борисова / CC BY-SA 3.0

5 / 6

Фасад дворца. 2014 годWikimedia Commons

6 / 6

Первый этаж дворца. 2014 годWikimedia Commons

В Великую Отечественную дворец сгорел, но был восстановлен и передан военному ведомству. В конце 1980-х, как водится, началось запустение. Несколько пожаров, многократные попытки найти нового собственника, бюрократическая возня и полное бездействие властей. В 2012 году чиновники объявили о намерении спасать дворец «быстро и напористо», для чего была начата подготовка соответствующей документации. В 2015 году рухнул парадный портик здания. Разработка документации продолжается.

8. Подмосковный автограф Матвея Казакова

1 / 6

Усадьба Петровское-Алабино в Наро-Фоминском районе Московской области. 1906 год archnadzor-ru.livejournal.com

2 / 6

Главный дом усадьбы. 1920-е годыРусский усадьбы

3 / 6

Въездные обелиски и фасад главного дома. 1920-е годыРусский усадьбы

4 / 6

Парадная лестница главного дома, украшенная фигурами сфинксов. Начало XX векаРусские усадьбы

5 / 6

Усадьба Петровское-Алабино. 1930–1932 годыarch-heritage.livejournal.com

6 / 6

План первого этажа усадьбы из книги Н. Я. Тихомирова «Архитектура Подмосковных усадеб». 1955 годdeadokey.livejournal.com

Усадьба Петровское-Алабино в Наро-Фоминском районе Московской области строилась в 1770–80-е годы для еще одного представителя династии Демидовых — Никиты Акинфеевича, владельца уральских Нижнетагильских заводов. Исследователи предполагают, что к строительству были причастны два знаменитых мастера — Матвей Казаков и Иван Старов, а в подвале дома была найдена закладная плита с выцарапанной надписью «Архитектор Казаков».

Дом (в плане квадрат со скошенными углами), диагонально расставленные павильоны и въездные обелиски образуют концептуальную композицию, напоминающую о хитроумных павильонах Царицынского парка. Дом украшала фирменная демидовская чугунина, включая сфинксов у входа и статую Екатерины Великой на венчавшем здание куполе бельведера  Бельведер — видовая беседка, чаще всего цилиндрической формы, которую располага­ли на возвышенности или крыше здания..

1 / 4

Въездные обелиски усадьбы в Петровском-Алабино. 2016 год© Вадим Разумов

2 / 4

Фасад главного дома усадьбы. 2018 годWikimedia Commons

3 / 4

Фасад главного дома усадьбы. 2018 годWikimedia Commons

4 / 4

Внутри главного дома. 2018 годWikimedia Commons

В ХХ веке главный дом грабили, жгли, разбирали на кирпич. По одной из вер­сий, в 1941 году внутрь дома заложили заряд, чтобы добыть щебень для обустройства дороги, — выстояли только внешние стены. Виртуозная внутренняя планировка действительно утрачена полностью, теперь постепенно осыпается все остальное. Памятник состоит на госохране, будучи в собственности Росимущества.

9. Экспериментальный Кваренги под Воронежем

1 / 6

Парадный фасад главного дома усадьбы в селе Горожанка, Рамонский район Воронежской области. Конец XIX — начало XX векаWikimedia Commons

2 / 6

Интерьер одной из комнат главного дома усадьбы в селе Горожанка. Конец XIX — начало XX векаWikimedia Commons

3 / 6

Фасад главного дома усадьбы Горожанка со стороны Дона. До 1941 годаWikimedia Commons

4 / 6

Парадный фасад главного дома усадьбы в селе Горожанка. 1946 годWikimedia Commons

5 / 6

Парадный фасад главного дома усадьбы в селе Горожанка в Воронежской области. 2014 год© Алексей Задонский / CC BY-SA 4.0

6 / 6

Фасад главного дома усадьбы Горожанка со стороны Дона. 2014 год© Алексей Задонский / CC BY-SA 4.0

Еще одна усадьба нестандартной архитектуры — Горожанка Рамонского района Воронежской области, предположительно выстроенная в 1787–1794 годах зодчим Джакомо Кваренги. Главный дом, стоящий высоко над Доном, имел очень яркую композицию, образуемую куполом над башнеобразным парадным залом и полукруглой садовой террасой, зажатой меж двумя узкими ризали­тами. Он строился для помещика Алексея Акиндиновича Веневитинова — известный московский поэт Дмитрий Веневитинов был внуком его старшего брата. После усадьба стала приданным его правнучки Екатерины, вышедшей замуж за деловитого инженера Семена Чоколова. Она, как нормальная героиня Чернышевского, открыла в Горожанке швейную школу-мастерскую для крестьянских девушек, выросшую в отдельный промысел, — в 1900 году горожанкинский ковер получил золотую медаль на Всемирной выставке и был куплен Лувром.

После революции господский дом был коммуной бывших беспризорников, потом школой-интернатом и казачей кадетской школой. В 1970-е годы по сторонам дома построили два советских трехэтажных корпуса, а сам он оказался брошен. Интерьеров и террасы уже нет, остальное — в процессе плавного разрушения.

10. Ветераны советского кинематографа

Отдельный заключительный пункт — три гибнущие усадьбы, памятные каждому по крупным ролям в советском кино.

Ляхово Домодедовского района Московской области — пример небольшой, но дико уютной усадьбы с одноэтажным главным домом, выстроенным генерал-лейтенантом Васильчиковым в самом начале XIX века. В советские годы здесь находились общежитие и детсад. «Формула любви», снимавшаяся здесь в 1984-м, зафиксировала последние благополучные годы памятника. В начале девяностых жизнь здесь замерла, и сейчас особняк являет собой классическую мерзость запустения с разбитыми печами, разобранными полами и дырявыми стенами. Впрочем, недавно кто-то удосужился забить окна антивандальной фанерой, что уже дает надежду на выживание памятника.

1 / 10

Усадьба Ляхово

Слева кадр из фильма «Формула любви». Режиссер Марк Захаров, 1984 год. Справа усадьба Ляхово в 2009 году.

© Киностудия «Мосфильм»; snailnight.livejournal.com / arch-heritage.livejournal.com

2 / 10

Усадьба Ляхово

Слева кадр из фильма «Формула любви». Режиссер Марк Захаров, 1984 год. Справа усадьба Ляхово в 2009 году.

© Киностудия «Мосфильм»; snailnight.livejournal.com / arch-heritage.livejournal.com

3 / 10

Усадьба Ляхово

Слева кадр из фильма «Формула любви». Режиссер Марк Захаров, 1984 год. Справа усадьба Ляхово в 2009 году.

© Киностудия «Мосфильм»; snailnight.livejournal.com / arch-heritage.livejournal.com

4 / 10

Усадьба Ляхово

Слева кадр из фильма «Формула любви». Режиссер Марк Захаров, 1984 год. Справа усадьба Ляхово в 2009 году.

© Киностудия «Мосфильм»; snailnight.livejournal.com / arch-heritage.livejournal.com

5 / 10

Усадьба Пущино-на-Оке

Слева кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино». Режиссер Никита Михалков, 1977 год. Справа усадьба Пущино-на-Оке в 2013 году.

© Киностудия «Мосфильм»; Wikimedia Commons

6 / 10

Усадьба Пущино-на-Оке

Слева кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино». Режиссер Никита Михалков, 1977 год. Справа усадьба Пущино-на-Оке в 2008 году.

© Киностудия «Мосфильм»; Wikimedia Commons

7 / 10

Усадьба Пущино-на-Оке

Слева кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино». Режиссер Никита Михалков, 1977 год. Справа усадьба Пущино-на-Оке в 2017 году.

© Киностудия «Мосфильм»; Wikimedia Commons

8 / 10

Усадьба Осиновая Роща

Слева кадр из фильма «Дворянское гнездо». Режиссер Андрей Кончаловский, 1969 год. Справа усадьба Осиновая Роща в 2008 году.

© Киностудия «Мосфильм»; Wikimedia Commons

9 / 10

Усадьба Осиновая Роща

Слева кадр из фильма «Дворянское гнездо». Режиссер Андрей Кончаловский, 1969 год. Справа усадьба Осиновая Роща в 2008 году.

© Киностудия «Мосфильм»; Wikimedia Commons

10 / 10

Усадьба Осиновая Роща

Слева кадр из фильма «Дворянское гнездо». Режиссер Андрей Кончаловский, 1969 год. Справа усадьба Осиновая Роща в 2008 году.

© Киностудия «Мосфильм»; Wikimedia Commons

Пущино-на-Оке, усадьба помещика Якова Арцыбашева, построенная в конце XVIII века в Серпуховском районе Московской области, в 1976 году снялась в «Неоконченной пьесе для механического пианино». Тогда дом пустовал после закрытия находившейся в нем сельской больницы. С восьмидесятых усадьба стоит заброшенной. Юридически дом находится в управлении Академии наук РФ.

Внушительный деревянный дворец из фильмов «Дворянское гнездо» (1969) и «Подранки» (1976) — усадьба Осиновая Роща княгини Екатерины Лопухиной. Здание выстроено в 1820-е архитектором Викентием Беретти, в 1990 году включено в списки ЮНЕСКО, в 1991-м — сгорело. Сохраняются боковые крылья — редкий деревянный ампир, не предполагавший штукатурки, с классическими деталями, выполненными из досок. В 2009 году озвучивались планы по окончательному сносу памятника для «воссоздания в современных материалах».

Источники

  • Либсон В. Я. По берегам Истры и ее притоков.

    М., 1974.

  • Мурашова Н. В., Мыслина Л. П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Ломоносовский район.

    СПб., 1999.

  • Нефедов А. «Отрада» графов Орловых.

    Памятники Отечества. № 31. Вып. 1–2. 1994. 

  • Покровская З. К. Петровское-Княжищево (Алабино).

    Русская усадьба. № 1 (17). 2001.

  • Полякова M. А., Савинова Е. Н. Русская провинциальная усадьба. XVII — начало XX века.

    М., 2011.

  • Рассказова Л. В. Масонский сад князя А. Б. Куракина в усадьбе Надеждино.

    Русская усадьба. № 16 (32). 2011.

  • Чижков А. Б. Подмосковные усадьбы.

    М., 2006.

  • Памятники архитектуры Московской области. Каталог. В 2 т.

    М., 1975.

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

Антропология

10 слов, позволяющих понять культуру Китая

Женские истерики, любовь к толпе, вера в судьбу и халтурное отношение к работе

под Воронежем уничтожили уникальную усадьбу 17 века

В селе Староживотинном Рамонского района уничтожили главный дом усадьбы Веневитиных-Олениных. Особняк до основания разрушили неизвестные рабочие с помощью экскаватора. От памятника архитектуры остались только бревна и кирпичи. Об этом сообщил краевед Павел Попов.

Усадьба является объектом культурного наследия регионального значения. Принята на государственную охрану в апреле 1983 года, а позже объект включили в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Статус усадьбы предполагал ее охрану и поддержание исторического облика. Последние годы объект находился в плачевном состоянии.

Усадьбу основал старинный дворянский род Веневитиновых-Олениных в 1684-1686 годах. В разное время поместье принадлежало представителям рода Веневитиновых, затем Олениным и Стояновским. Наконец, в конце 19 века имение купила принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. Тогда же здание отреставрировали. В наше время домом владел Воронежский лесотехнический институт, а затем его передали епархии.

В усадьбе, кроме барского дома, стояли несколько каменных флигелей конца17 века, рубленые конюшни, каретный сарай, оранжерея, скотный двор, водяная мельница на пруду, а также на территории рос плодовый сад. Затем остался дом, несколько служебных и хозяйственных зданий (все в глубоко заброшенном состоянии), а также Предтеченская церковь, сад и большой усадебный парк с дубами-великанами, которые считают памятником природы. Все, кроме церкви, давно не использовалось и находилось в неудовлетворительном и аварийном состоянии. А теперь главного дома поместья нет совсем.

Фото: Елена Глушкова.

Фото: Елена Глушкова.

В региональном управлении по охране объектов культурного наследия заявили, что в настоящее время проводится работа по выяснению обстоятельств сноса объекта.Особой красоты была веранда дома. Ее украсили четырёхколонным портиком с треугольным фронтоном в стиле классицизма. Не так давно из усадьбы пропали изразцовые печи с майоликовой белой облицовкой.

- Запланирован выезд на место, направлен запрос в Управление Росреестра в Воронежской области о собственнике земельного участка, так как объекты усадьбы не стоят на кадастровом учете. Подготовлено заявление в следственные органы о возбуждении уголовного дела по статье 243 Уголовного кодекса Российской Федерации (уничтожение или повреждение объекта культурного наследия), - прокомментировали в ведомстве.

Судьба усадьбы Олениных может повториться и с другими старинными постройками. Так, в Воронежской области в аварийном и заброшенном состоянии находятся еще несколько объектов. О них нам рассказал председатель Совета Воссозданного регионального отделения Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Александр Никитин.

«Дача Башкирцева»

Фото: Владимир Мадлер.

Фото: Владимир Мадлер.

Находится на юго-восточной окраине города Семилуки. Усадьба была построена в начале 19 века крупным воронежским промышленником Башкирцевым, супругом старшей сестры Алексея Кольцова – Марии Васильевны. Кстати, сам Алексей Васильевич Кольцов часто гостил на даче в 1830–1841 годы.

После национализации поместье находилось в распоряжении воинской части, потом – больницы. Во время Великой Отечественной войны господский дом был поврежден: здание утратило аркаду, террасу и балкон восточного фасада. До начала 1990-х в усадьбе располагались Дом отдыха и общежитие Семилукского огнеупорного завода.

«Усадьба Лосевых»

Фото: Михаил Глущенко.

Фото: Михаил Глущенко.

Находится в поселке Раздолье в Семилукском районе. Имение с двухэтажным господским домом построено в начале XIX века в стиле ампир. Сохранился флигель и остатки террасного парка.

А раньше там был господский дом, корпус конюшен с манежем , парк. Лосевы имели значительные владения в Землянском уезде (ныне – Семилукский район) с 1045 душами мужского пола. В распоряжении семьи были мельницы, а также они выращивали породистых лошадей и перерабатывали сельхозпродукцию. Не забывали они о благотворительности. Часть своих земель владельцы передавали для строительства церквей и храмов. Внесли дворяне Лосевы свой вклад в дело победы над Наполеоном, отдав в Народное Ополчение 838 души, в том числе 45 ратников.

После 1917 года все барское имущество перешло народу. Советская власть открыла в доме Лосева школу и сельский клуб. В 2009 году общеобразовательное учреждение закрыли. Здание начало разрушаться..

«Усадьба Звегинцевых»

Фото: Михаил Глущенко.

Фото: Михаил Глущенко.

Находится в селе Петровское Борисоглебского района. В 1838 году была приобретена у Клаустова Александром Звегинцевым. Александр Ильич с1837 года был вице-губернаторм Казани затем - волынский губернатор, действительный статский советник, владелец золотых приисков в Сибири и землевладелец Курской Воронежской Тамбовской губерний. Был больим любителем садоводства и лесоводства. Усадьбе Звегинцев уделял большое внимание. И в 1895 году он выстроил там двухэтажный дом с башенками, а перед ним устроил большую террасу, от которой начиналась парковая лесница к Хопру. В годы советской власти усадьба была национализирована и в ней размещался дом отдыха, который закрыли в 2009 году.

В настоящие время от усадьбы сохранились большой парк на берегу Хопра, два деревянных флигеля, стоящие на госохране как памятники культуры. По словам краеведов, дом рушится на глазах из-за того, что сделан из дерева. Второй этаж почти совсем обвалился.

Усадьба Волконских «Павловка»

Фото: Алексей Чернов.

Фото: Алексей Чернов.

Находится в селе Павловка Грибановского района. Построена в 1824 году. В конце XVIII в. имение Павловка было пожаловано графу Александру Кушелеву-Безбородко. В 1863 году имение было куплено Волконскими. Некоторое время в Павловском имении жил декабрист, герой Отечественной войны 1812 года, Сергей Григорьевич Волконский. В начале XX столетия его внук, известный русский театральный деятель Сергей Михайлович Волконский устроил здесь первый в России уникальный музей декабристов.

В конце XVIII – начале XIX веков в усадьбе устроены пруды, высажен обширный парк, выстроен господский дом и службы, в селе рядом с усадьбой построена Церковь Петра и Павла.

В начале XX века в усадьбе было выстроено каменное здание - белый флигель («молочный домик»), который в советское время был приспособлен под сельскую школу.

Краевед Александр Никитин считает, что как только в Павловке закроют школы, усадьбе придет конец. Ведь пока у здания есть хозяин, состояние его будет поддерживаться.

Усадьба Потаповых

Фото: Светлана Позднева.

Фото: Светлана Позднева.

Находится в Семилукском районе в деревне Новая Покровка. Но больше известно под другим названием – село Семидубравное.

Основателем усадьбы является воронежский губернатор Иван Алексеевич Потапов, единственный из всех губернаторов Воронежа пробыл в этой должности 16 лет и по мере сил старался благоустроить город и губернию. В 1777 году он приобрел землю в Землянском и основал деревню Потаповку, а затем построил усадьбу. Дом – простой снаружи и роскошный внутри, флигель, хозяйственные постройки, разбит был сад в английском стиле. Позже в имении была возведена Покровская церковь.

В 1840 году во владение усадьбой вступил внук первого владельца – Александр Львович Потапов.Его знакомым по Гусарскому полку был Михаил Юрьевич Лермонтов. В мае-июне 1840-го, следуя на Кавказ к месту своей второй ссылки, он и его однополчанин А. Г. Реми (1809–1871) заехали на несколько дней в усадьбу.

С 1922 по 1934 годы в усадьбе находился дом отдыха. В настоящее время усадьба значится в списках памятников Воронежской области как памятник истории, связанный с именем Лермонтова. Сейчас в ней находится сельский клуб. Но если его закроют, усадьба будет разрушена окончательно.

Также в плачевном состоянии находятся: усадьба Трощинских в Верхней Тищанке Таловского района, практически утеряна усадьба Кряжова на Маклаке в Шуберском сельском поселении, усадьба Шуриновых в Волне-Шепелиновке Новоусманского района, усадьба Раевских в Калиново Новохоперского района, усадьба Капканщикова в селе Большой Мартын Панинского района, усадьба Чертковых в селе Хвощеватка, Рамонского района. усадьба Чертковых в селе Лезиновка Россошанского района, усадьба Лосевых-Сомовых в Губарево Семилукского района, усадьба Эртелево в Верхнехавском районе и многие другие.

дворянские старинные красивые усадьбы, фотографии.

Некогда «приют спокойствия, трудов и вдохновения». В наши дни — романтические уголки с пока еще уцелевшими величественными домами и тенистыми аллеями. Усадьбы и по сей день живут своей размеренной загородной жизнью, только вместо поколений, сменявших друг друга среди семейных портретов, — гости. Сбежавшие от городской суеты в прошлое.

Дворянское гнездо. Усадьба Марфино

Усадьба Марфино

В прямом и переносном смысле. Имение, ставшее съемочной площадкой одноименного фильма, принадлежало нескольким именитым владельцам. Хозяйский дом в псевдоготическом стиле, обширный парк с беседками и прудами уцелели, несмотря на наполеоновское нашествие и безжалостное время. Сохранился и каменный мост, и беседки. Пруды, творения рук крепостных и рукотворные острова с романтическими названиями: ожидания, встречи любви, расставания. Сколько ожиданий и расставаний минуло за столетия — помнят лишь каменные грифоны, что беспристрастно взирают на суету этого мира.


Демидовская дача… или романтика Нижнего Тагила

Музей-усадьба «Демидовская дача»

Единственное загородное имение ХIX века посреди промышленного центра. Более века назад Красногвардейская улица была Матильдиным предместьем, названным в честь супруги Анатолия Демидова — принцессы Матильды де Монфор, племянницы императора Наполеона. Построена усадьба русским инженером и изобретателем Фотием Швецовым, а Демидовы были вторыми владельцами. Вслед за утонченными барышнями и промышленниками по лестнице лимонного особняка ступали железнодорожники, комсомольцы, спортсмены. С 2013 года Демидовская дача стала музеем.


Где жил Ленский, или Усадьба Дмитрия Веневитинова

Музей-усадьба Д.В. Веневитинова

Дом поэта-романтика, философа и критика начала XIX века, чей образ использовал четвероюродный брат Александр Пушкин для своего романтичного персонажа из «Евгения Онегина». Но есть и другое название — «Дом, в котором жила и работала писательница Этель Лилиан Войнич». Автор «Овода» работала в усадьбе гувернанткой. Возможно, секрет литературного вдохновения обитателей усадьбы под Воронежем — в живописности уголка на левом берегу Дона. Веневитинова усадьба — одна из немногих для своего времени дошла до наших дней в идеальном состоянии; даже каменные дорожки не изменили рисунка с XVIII века.


Усадьба Суворова в Кончанском, где полководец пел в церковном хоре

Музей-усадьба А. В. Суворова

Единственное из сохранившихся ныне суворовских владений. В XVIII веке Кончанское — суворовская вотчина, где Александр Суворов жил в ссылке и откуда отправился в Итало-Швейцарский поход. Усадьба расположена в 250 километрах от Великого Новгорода. Воссоздан дом полководца, сохранился парк, который занимал 4,5 гектара. По преданию, несколько лип в этом парке посадил сам Александр Васильевич. А неподалеку от усадьбы, в селе Сопины, находится каменная церковь Живоначальной Троицы, построенная по приказу и на средства Суворова.


Усадьба Приютино: «Я вас любил…»

Литературно-художественный музей-усадьба «Приютино»

…Писал Александр Сергеевич Пушкин, по одной из версий — Анне Олениной. Поэт часто бывал в загородной вотчине президента Академии художеств: Алексей Николаевич оформлял первое издание «Руслана и Людмилы». А поэт проникся романтическими чувствами к дочери хозяина усадьбы. Способствовала этому и романтичность места: дом красного кирпича и две оранжереи. Ручей Смольный, превратившийся в живописную запруду, парк с пейзажными картинами и вековыми дубами, которые сажали родители вместе с детьми. Дуб, посаженный Колей Олениным, засох после его гибели на Бородинском поле. На этом месте поставили памятник — усеченную пирамиду.


Дом для ботика Петра. Усадьба в Веськово

Русский музей. Домик Петра I

Бот «Фортуна» из потешной флотилии Петра I стал основой одного из первых провинциальных музеев России. Под стать статусу и усадебные строения: Белый дворец, построенный на пожертвования в середине ХIX века для балов и приемов. Местные купцы устраивали здесь «переславские ассамблеи». В 1925–1926 годах здесь жил и работал писатель Михаил Пришвин. Украшение усадьбы — памятник Петру, триумфальная арка и ротонда, что воссоздает интерьер петровской эпохи. С той лишь разницей, что у горы Гремяч на берегу Плещеева озера от некогда многочисленной потешной флотилии осталось лишь воспоминание в фестивале исторических клубов «Российскому флоту быть!».


Поля, на которых граф сеял хлеб. Усадьба Мансурово

Музей-усадьба «Мансурово»

Илья Львович Толстой, сын классика русской литературы, купил одну из старейших помещичьих усадеб Калужской области в начале ХХ века. Хозяйство было поставлено с размахом. Граф выписывал из-за границы сельхозмашины, разводил скот, возделывал плодовый сад, обустраивал пейзажный парк. В усадьбе любили гостей и для игр и пикников перед домом оборудовали большую поляну. Живописности имению придавали беседки на островах. Главный дом возвышается на берегу речки Песочни и должен вернуть былое величие как часть музея «Ясная Поляна». Усадьба долго была в запустении, и липовый парк превратился в настоящий лес.


«Деревня, луг широкой, а там счастливый дом…» Усадьба Мураново

Усадьба Мураново

Воспета в стихах Евгением Боратынским. Бывал в этих местах Николай Гоголь, подолгу гостил Федор Тютчев, а сын поэта, супруге которого досталось имение по наследству, открыл музей своего отца. Расцвет усадьбы — XIX век. Радуют буйством цвета персиковая и цветочная оранжереи, ананасовая теплица, в саду — жасмин и сирень, липовая аллея. Даже сейчас в парке сохранилось несколько деревьев, посаженных при Боратынском, — к примеру, лиственница европейская у главного дома. А в самом доме сохраняется атмосфера усадебной жизни XIX столетия.


Дом, где мечталось о небе. Усадьба Жуковского

Мемориальный Дом-музей усадьба Н.Е. Жуковского

Место проживания семьи основоположника воздухоплавания. В 1847 году в этих местах родился отец русской авиации. Приезжал в Орехово гимназистом, студентом, а затем и преподавателем МГУ. Строили усадьбу князья Всеволжские, благоустраивали дом с мезонином и 12 гектаров земли в округе дворяне Жуковские. После смерти ученого его сестре якобы являлся силуэт женщины, исчезавшей посередине пруда. По желанию Веры Жуковской пруд почистили — и нашли сундук. Передав драгоценности государству, она получила деньги на создание музея. Это легенда усадьбы, и таких в каждом старинном русском имении найдется множество.


Эталонный парк. Усадьба Кузьминки

В тени густых аллей. Усадьбы. Галерея

Фрагмент выставки «Домашнее воспитание и образование в XIX — нач. XX вв.». Служительский флигель. Усадьба Кузьминки. Фотография: kuzminki-msk.ru

В тени густых аллей. Усадьбы. Галерея

Конный двор. Усадьба Кузьминки. Фотография: kuzminki-msk.ru

В тени густых аллей. Усадьбы. Галерея

Фрагмент выставки в Фуражном сарае. Конный двор. Усадьба Кузьминки. Фотография: kuzminki-msk.ru

Московский Павловск и русский Версаль. Так именовали современники усадьбу Голицыных. Английский пейзажный парк — один из первых в Москве с садовником из Европы, французский регулярный парк и двенадцать аллей со скульптурами из греческой мифологии. В Кузьминках бывали русские императоры Петр I, Николай I, Александр II. В XIX веке эти места облюбовали дачники. В соседней усадьбе Люблино жил Федор Достоевский. Сегодня дворянская усадьба в черте мегаполиса — одно из любимых мест прогулок москвичей. Музей сохраняет атмосферу и даже старинные русские игры: крокет, серсо, воланы, кегли, городки. Подручные средства — в Служительском флигеле.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *