Постройки в стиле барокко в россии: Барокко в архитектуре России

Барокко в архитектуре России

В Россию барокко пришло в 18 веке и достигло расцвета в середине века, то есть уже тогда, когда в Европе уже наметился переход к классицизму. Как и другие стили, барокко в России приобрел некоторую самобытность, благодаря чему появились такие понятия, как московское или нарышкинское барокко, русское барокко.

Русскому барокко, в отличие от западно-европейского, свойственны большая простота и структурность композиций. В отличие от каменных фасадов Европы, в России в качестве материалов отделки предпочитали использовать гипс и штукатурку, что позволяло использовать окраску. Именно поэтому объекты, относящиеся к русскому барокко, отличаются ярким контрастным колером. Наиболее часто в архитектурных композициях той эпохи встречаются сочетания красного, голубого или желтого с белым, а также синий цвет, применение белой жести и позолоченных материалов в качестве кровельных покрытий. В качестве декоративных элементов, украшающих фасады зданий стиля барокко, наиболее часто применяется орнаментная лепка, в которой прослеживается традиционный русский колорит.

В архитектурных памятниках русского барокко дошедших до наших времен, в отличие от западных образцов, отсутствует такой характерный признак, свойственный этому стилю, как мистицизм.

В конце 17 – начале 18 века в Москве появилось и распространилось по другим городам такое направление, как нарышкинское барокко. Позднее, на смену ему пришло барокко голицинское, влияние которого прослеживается практически до середины 18 века. Эти стили получили свое название по фамилиям родов под чьим покровительством и строились самые значимые объекты той эпохи, обладающие своими характерными чертами. К знаменитым памятникам архитектуры этого периода относят Новодевичий монастырь, церковь Покрова в Филях, Церковь Знамения Богородицы в Дубовицах недалеко от Подольска, Церковь Ивана Воина в Москве на Якиманке, многочисленные храмы в других городах России.

Наиболее ярко и величественно барокко проявило себя в объектах дворцовой архитектуры Петербурга, а также Петергофа и Царского Села. С помощью особенностей этого стиля подчеркивалось  могущество и процветание России того периода. Впечатление усиливалось за счет внутреннего декоративного оформления в этом же стиле интерьеров, по роскоши которым не было равных в Европе.

Одним из наиболее выдающихся архитекторов того периода считается Ф. Растрелли. Под его руководством возводились городские и окрестные императорские резиденции, в частности, Зимний, Строгановский и Воронцовский дворцы, а также Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Царском Селе. Всеобщее восхищение вызывали и вызывают до сих пор грандиозность масштабов его зданий, роскошь и пышность декоративного убранства, праздничность и торжественность дворцов.

Екатерининский дворец в Царском Селе

Другими выдающимися архитекторами той эпохи считаются М. Земцов, Д. Ухтомский, Квасов, Трезини, С. Чевакинский. Так, по проектам Трезини создавались первые пятиглавые петербургские храмы, в частности, Фёдоровская церковь, лишь фрагментарно сохранившийся  ансамбль Троице-Сергиевой пустыни близ Стрельны. По проектам Чевакинского строились Шуваловский дворец, Никольский Морской собор, а также знаменитый дворец Шереметевых. К типичным барочным постройкам того периода относятся также церковь Архангела Гавриила в Москве, также известная как Меньшиковская башня и Петропавловский собор в Казани.

Период барокко в России был относительно недолог. Уже в середине 18 века в столичных, а затем и в провинциальных постройках барокко соседствует с рококо, а к 1770 году оно и вовсе начинает активно вытеснятьсяклассицизмом.

Барокко в архитектуре России — презентация онлайн

1. Барокко в архитектуре России

БАРОККО В
АРХИТЕКТУРЕ РОССИИ
Презентация ученицы 11 г Голубевой
Анастасии
Появление барокко в архитектуре России приходится на первую
половину 18 в., отразив укрепление монархии в стране.
Барокко в России развивалось особым путем. Оно было связано с
традициями русского зодчества XVII столетия и в петровское время
обогатилось в результате воздействия со стороны западноевропейского
строительства. Расцвет стиля падает на 40—50-е годы XVIII века, то
есть на тот период, когда на Западе отмечается уже угасание поздней
стадии барокко, так называемого стиля рококо, и отмечается переход к
классицизму. Стиль рококо по существу в русской архитектуре не нашел
применения.
Барокко в России развивалось иначе, чем в Европе. Европейское
барокко возникло в результате эволюции стиля Ренессанс, а в России
барокко было привнесено и соединилось с традициями русского
зодчества. Русское барокко было свободно от характерных для искусства
католических стран мистицизма, обладало национальными
особенностями.
В отличие от западноевропейской архитектуры, фасады монументальных
сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой с гипсовыми
деталями, что содействовало усилению пластического начала, а также
позволяло применять окраску. Яркие, контрастные колеры: синий,
лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие, при одновременном
введении позолоты и белой жести для кровельных покрытий — все это
придавало зданиям особый яркий, мажорный, оптимистический колорит и
характер, отвечавший традициям русского национального зодчества.
В 1710 г. в Петербурге начали трудиться итальянские зодчие Н.
Микетти, Г. Киавери, К.Б.Растрелли, француз Ж.Б. Леблон,
германские мастера Г. Маторнови, И. Шендель, А. Шлютер,
голландец Г.Ван Болес. На строительстве Петербурга работали также
итальянцы М.Фонтана, Д.Трезини.
В российской архитектуре при императрицах Анне (1730-1740) и
Елизавете (1741-1762) доминирует Растрелли.
Постройки архитектора Трезини
Доменико Трезини (Trezzini)
один из первых приглашенных в
Петербург петровской эпохи
иностранный архитектор. Он
был родом из Северной Италии,
как и другие итальянские
мастера, работавшие в России –
Растрелли, Кварнеги, Руска,
Жилярди. Вероятно он обучался
в Северной Европе.
Известно, что 4 года он прожил в Копенгагене, при дворе датского
короля. Трезини сыграл важную роль при первом этапе застройки
Петербурга, благодаря своему опыту, ясному и логичному
архитектурному мышлению. Почти 10 лет он был главным
архитектором-распорядителем петровских построек: крепостей,
церквей, дворцов, жилых домов.
В большинстве случаев его проекты
отличались простотой, добротностью, без особых излишеств.
Трезини руководил строительством дворца Меньшикова на
Васильевском острове (достроен Г. Штенделем),

9. Летний петровский дворец

ЛЕТНИЙ ПЕТРОВСКИЙ ДВОРЕЦ

10. Зимний Петровский Дворец

ЗИМНИЙ ПЕТРОВСКИЙ ДВОРЕЦ
Типичным памятником петровской эпохи является здание Двенадцати
коллегий — первое каменное правительственное сооружение в новой
столице, в котором ясно выявлена свойственная архитектуре этого
времени структурность.
Творения архитекторов в стиле русское
барокко в Петербурге
Зимний дворец — памятник архитектуры русского барокко, служил
резиденцией российских императоров. (1754 – 1762 гг.) Арх. Растрелли.
В плане дворец представляет собой каре с внутренним двором.
Парадное звучание здания подчеркивает пышная отделка фасадов.
Воскресенский Новодевичий Смольный монастырь в Петербурге.
1748 – 1764 гг. арх.
В.В. Растрелли.
Никольский военно-морской собор. (Морской собор Святителя
Николая Чудотворца и Богоявления). 1753-1762 гг. Арх. С.Чевакинский.
Пятиярусная колокольня в Троицко-Сергиевской лавре в Загорске.
1741—1770 гг. Арх. Д. Ухтомский.
Дворец Монплезир. 1714-1721 гг. Арх-ры И. Браунштейн, Ж. Леблон и Н.
Микетти.
Нарышкинское барокко
Примером нарышкинского барокко может
служить Лефортовский дворец в Немецкой слободе,
расположенный на правом берегу реки Яузы в Лефортове
(Меншиковский дворец, Старый слободской дворец).
Архитектор Д. Аксамитов.
Фасады дворца разделены ритмически расположенными
пилястрами коринфского ордена. В плане композиция дворца
представляет собой замкнутое каре, принятое на Руси. Цветовое
сочетание фасада: красный и белый цвета. Строительство
закончено в 1698 г.
Лефортовский дворец. Арх. Д. Аксамитов. Строительство закончено
в 1698 г.
Голицынское барокко
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (конца 17 – начала
18 вв. ) в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской
области стала образцом голицынского барокко.
Каменное здание поднято на высокий цоколь, окружено открытой
галереей, декорированной каменным декором. Восьмигранная
башня церкви увенчана золоченой короной. Фасады украшены
скульптурами святых и ангелов.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Была сооружена по заказу князя Б.
Голицына.1690-1704 гг.

Монументальная роскошь: архитектура барокко и рококо в Российской Империи

От готических храмов и дворцов эпохи Ренессанса мы, следом за историей архитектуры, перейдем к двум заметным стилям: барокко и рококо. Эти направления последовательно развивались во всей Западной Европе, включая Россию. Поскольку тема для изучения действительно обширная, в этом материале мы остановимся на том, какое отражение нашли барокко и рококо на территории Российской империи, прежде всего, в Санкт-Петербурге и Москве.

Начнем с вычурного и роскошного стиля барокко. Этот стиль возник в Италии в конце XVI века и развился из маньеризма. Характерные особенности барокко — торжественность и пышность декоративного убранства, использование криволинейных форм, увлечение авторов визуальными эффектами. Стиль барокко стал первым общемировым архитектурным стилем, распространившимся на всю Европу и даже Америку.

Русское барокко несколько отличается от европейского: в то время как мастера западного стиля смело нарушали каноны строительства прошлых веков, и на первое место ставились необычные формы, здания же в России характеризует большая упорядоченность и структурность и простота архитектурных планов. Вторая важная деталь — мажорные, яркие краски, смелые цветовые контрасты. Очень часто в оформлении зданий использовалось золочение.

Поскольку барокко в России было не таким экспериментальным, как в Европе, это коснулось и оформления оконных и дверных проемов: для российских зданий были характерны скорее прямоугольные окна, нежели овальные и полуциркульные. Однако богатый декор присутствовал и на них.

Развитие барочного искусства и, в частности, архитектуры в России приходится на начало XVIII века и связано с ростом и укреплением абсолютной монархии. Страна стала империей, а императорам нужны были пышные дворцы, ни в чем не уступающие французскому Версалю.

Исследователи выделяют три периода: московское барокко, в котором строились церкви и храмы, петровское, более строгое барокко, и, наконец, зрелое позднее барокко, также называемое «Елизаветинским» — пожалуй, самый известный пример русского барокко.

К первому периоду относятся постройки, возведенные в конце XVII-начале XVIII века в Москве. Часть исследователей относит их скорее к ренессансному стилю, поскольку прямого влияния европейского барокко здесь не прослеживалось. Самое характерное здание — комплекс Новодевичьего монастыря. Стиль московского барокко служит связующим звеном между патриархальными постройками старой Москвы и новыми домами Петровской эпохи.

В стиле петровского барокко построены самые первые здания в Санкт-Петербурге, будущей столице огромной Российской Империи. Архитектурный стиль, который он выбрал для Санкт-Петербурга, во многом опирается на работы голландских, немецких и шведских архитекторов. Петровское барокко стоит особняком от пышного, даже в чем-то византийского московского: зданиям свойственны простота и сдержанность.

В новую столицу по приглашению Петра прибыли архитекторы Доменико Трезини, Джованни Мария Фонтана, Георг Маттарнови и некоторые другие. У них учился талантливый мастер Михаил Земцов, который, вместе с наставником Маттарнови, построил знаменитую Кунсткамеру. Земцов также спроектировал план застройки Петергофа, бывшего до того населенным пунктом с хаотично расположенными зданиями. Второе яркое строение петровского барокко, Меншиковский дворец (сейчас один из филиалов Эрмитажа), принадлежит авторству Фонтана и Шеделя.

Отличительной особенностью елизаветинского барокко было величие и роскошь. Главным мастером этого стиля стал итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Ему были свойственны пышность убранства, двух-трехцветные схемы окрашивания, использование позолоты, а также исполинские масштабы построек. Растрелли спроектировал классические образцы русского барокко — Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе.

Сохранились чертежи оконных проемов для Зимнего дворца. Обратите внимание на необычные обрамления.

В Большой галерее, главном зале Большого дворца Петергофа, присутствуют не только множество настоящих окон, но и несколько фальшивых — это зеркала, искусственно расширяющие и без того монументальное пространство. Уровень величия парадных залов достигал буквально запредельных высот. Этот же прием Растрелли использовал и при оформлении Зимнего дворца.

Среди русских мастеров выделялись архитекторы Ухтомский, Мичурин и Аргунов. Так, авторству Дмитрия Ухтомского принадлежит церковь Никиты Мученника в Москве — сохранившийся до наших дней памятник архитектуры позднего русского барокко.

Роскошный стиль барокко видоизменился в еще более причудливый и вычурный  рококо. Он возник во Франции в первой половине XVIII века во времена правления Филиппа Орлеанского и достиг апогея при Людовике XV. Архитектура рококо стремится быть еще более легкой, торжественной и праздничной, о симметрии можно забыть вовсе. Отличительная особенность стиля — изогнутые линии: здания очень часто напоминают морскую раковину. Кстати, французское слово rococo означает «причудливый», «капризный», «ракушка».

В отличие от монументального барокко, рокайльные залы делали камерными, уютными, интимными, в чем-то даже напоминающими будуары. Сами здания стали похожи скорее на небольшие особняки, нежели на масштабные дворцы. В оформлении окон используются затейливые орнаменты лепнины. Узоры напоминают листья растений, цветы и ракушки.

В России стиль рококо встречается чаще в оформлении интерьера, нежели экстерьера. Однако сохранился и памятник стиля рококо — дворец в Ораниенбауме, построенный архитектором Антонио Ринальди. В XVIII веке здание носило название «Каменный дом».

Внутренее убранство и дворца в Ораниенбауме, и других зданий в стиле рококо выполнено в пастельных тонах, преобладающие цвета — нежно-голубой, розовый, сочетание белого и зеленого, кроме того, в убранстве много позолоченных деталей. Cтоит отметить еще одну характерную особенность стиля рококо — влияние азиатской культуры. Совокупность цветочных орнаментов, перегородок и ширм, а также драгоценного фарфора относят к собственному подстилю, названному шинуазри.

Так, например, Большой Гатчинский дворец, также спроектированный Ринальди, по экстерьеру близок к классицизму, а по внутреннему убранству мы можем отнести его к стилю рококо.

Однако мода на рококо довольно быстро сошла на нет, уступив место другой «крайности» — строгому и продуманному классицизму. И хотя первоначальные постройки этого стиля сохранили в себе черты барокко и рококо, последующие работы русского классицизма ни в чем не уступают, а порой даже превосходят европейские строения той эпохи. Подробнее о русском классицизме мы расскажем в нашей следующей статье. А пока рекомендуем вам запланировать на майские праздники поездку в Москву или Санкт-Петербург, чтобы насладиться красотами монументального барочного стиля 🙂

Эпоха петровского барокко — первые здания в Санкт-Петербурге и его окрестностях

Петровское барокко — архитектурный и художественный стиль, одобренный Петром I и широко используемый для проектирования зданий в новой столице России — Санкт-Петербурге. Это направление ограничено условными рамками 1697—1730 гг. И возникло на фоне увлечения Петра Великого и его непосредственных преемников западноевропейской стилистикой строительства зданий.

Чем примечательно петровское барокко

Этот архитектурный стиль ориентировался на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры, представленной, в частности, Тессинами. Здания петровского барокко, выполненные по западноевропейским прообразам — во многом выполнены в эклектичном стиле, в них ощущается влияние «интернационального» барокко Бернини, которое смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины.

Сводить всё многообразие архитектурных решений архитекторов в период правления Петра I к барокко можно только с известной долей условности. Архитектуре петровского времени свойственны следующие черты:

  • простота объёмных построений,
  • чёткость членений и сдержанность убранства,
  • высокие кровли «с переломом» голландского типа,
  • башни со шпилями,
  • двуцветная окраска штукатурки (красное с белым или синее с белым),
  • плоскостная трактовка фасадов с упрощённым использованием ордерной системы за счёт кирпичной кладки «с напуском».

А. И. Некрасов, историк русской архитектуры, назвал «пилястровым» этот период развития русской архитектуры. В это время в Москве было распространено нарышкинское барокко, и в отличие от него петровское барокко представляло собой отказ от византийский традиций, главенствующие в российской архитектуре около 700 лет.

Вместе с тем петровское барокко отличается от голицынского барокко, которое черпало вдохновение в образцах итальянских и австрийских мастеров.

Первые архитекторы и строения петровского барокко

Первыми архитекторами петровского барокко Санкт-Петербурга были Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Эти мастера приехали в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих строителей привнёс в облик сооружаемых зданий архитектурные и художественные традиции своей родины, той архитектурной школы, которую он представлял.

Традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов и другие мастера, которые курировали осуществление их проектов. Первыми сооружениями петровского барокко можно считать здания, возведённые в Москве до начала планомерной застройки новой столицы России.

Это Лефортовский дворец в Москве 1697—1699 годов постройки по проекту архитектора Д. В. Аксамитова, перестроенный в 1707—1709 годах Дж. М. Фонтана, и церковь Архангела Гавриила, в народе прозванная Меншиковой башней. Её возвели в 1701—1707 годах по проекту архитектора Ивана Зарудного. В этих сооружениях элементы московского барокко сочетались с ордерными деталями в оформлении фасадов. Прихотливым сочетанием элементов московского и петровского барокко отмечено и пришедшее ему на смену аннинско-елизаветинское барокко.

Образцы петровского барокко в Петербурге

Если в период правления Петра I и Анны Иоанновны отечественное барокко было достаточно скромным, то любившая развлечения императрица Елизавета Петровна, взойдя на престол, сполна воплотила в архитектуре пристрастие к роскоши.

Главным архитектором государыни был Франческо Бартоломео Растрелли, который тяготел к исполинским масштабам, пышности внутреннего убранства и обильному использованию позолоты. В интерьерах елизаветинских строений использовались сказочные мотивы, обилие лепнины и резных украшений, массивных зеркал и хрустальных предметов. К первым зданиям петровского барокко можно отнести:

Летний дворец Петра I

Летний дворец Петра I — самое старое каменное здание, сохранившимся в Петербурге. Двухэтажный дворец был построен по проекту Доменико Трезини и является одним из самых ярких представителей петровского барокко.

Петропавловский собор

Петропавловский собор начали строить 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Архитектором проекта выступил также Доменико Трезини.

Меншиковский дворец

Меншиковский дворец стал первым каменным зданием в новой столице России — Санкт-Петербурге. Его строительство длилось 4 года и было завершено к 1714 году. Проект дворца создали архитекторы Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель.Церковь Симеона и Анны

Церковь Симеона и Анны

Церковь была постро6на в 1731 — 1734 годах архитектором Михаилом Земцовым и его помощником Иваном Бланком. В строении были соединены черты русского церковного зодчества с приёмами западноевропейской архитектуры.

Кикины палаты

Палаты Кикина — один из старейших частных домов Санкт-Петербурга. Свое название он получил по имени первого владельца — Александра Кикина, соратника Петра I. При Кикине палаты были одноэтажными, позже был надстроен второй этаж. Сейчас же палаты выглядят так же, как и при Кикине, — после окончания Великой Отечественной войны здание, сильно пострадавшее от обстрелов, реконструировали в формах петровского барокко.

Большой Екатерининский дворец

Екатерининский Дворец в Царском Селе — самый яркий памятник барочной архитектуры. Его строили по проекту Бартоломео Растрелли в 1752—1756 годах. Архитектор приложил все усилия для того, чтобы резиденция стала одним из самых впечатляющих и грандиозных построек в России, и в 1756 году состоялась торжественная презентация 325-метрового дворца перед российскими вельможами и иностранными гостями. 

Смольный собор

Собор возводился знаменитым архитектором Растрелли по велению императрицы Елизаветы в 1748 году. Смольный собор сторон стал символом нарушения европейских барочных традиций. Если в Европе было принято делать барочным только главный фасад здания, то Смольный стал нарядным, объёмным и трёхмерным строением. Архитектор Джакомо Кваренги, автор Смольного института, когда проходил мимо собора, неизменно восклицал, снимая шляпу: «Вот это храм!».

Александро-Невская лавра

Александро-Невская лавра была заложена еще в 1710 году на том месте, где Александр Невский одержал победу над шведами. Эта символичность была очень важна для Петра Великого. Автором проекта стал Доменико Трезини. Он построил прямоугольное в плане здание, фасад которого сдержанно украшен пилястрами и лепниной. Завершает храм граненый купол, установленный на световом фонаре.

Дворец Марли

Небольшой двухэтажный дворец расположен в западной части Нижнего парка Петергофа. Марли стало первым русским зданием с коридорной системой планировки — системой изолированных комнат, связанных одной галереей. Он получил свое название в честь резиденции Людовика XIV Марли ле Руа.

Павильон Эрмитаж

Павильон возвели по бытовавшей в то время моде на так называемые приюты отшельника. Автором проекта стал Иоганн Браунштейн, начавший строительство в 1721 году и завершивший его уже после смерти Петра I.

Здание государственных коллегий

Здание Двенадцати коллегий расположено на Университетской набережной Васильевского острова. Его построили в 1722—1742 годах для размещения петровских коллегий. Крупнейший по размерам памятник петровского барокко состоит из 12 идентичных трёхэтажных секций. Общий проект составил Доменико Трезини; верхние этажи проектировал Теодор Швертфегер.

Кунсткамера

 Кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) — первый музей России, учреждённый императором Петром Великим и находящийся в Санкт-Петербурге. Ныне существующее здание возводилось с 1718 по 1734 годы. Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. С 1719 по 1724 год, начиная с уже исполненных фундаментов, строительство вёл Гербель. Архитектор внёс ряд изменений в проект Маттарнови.

Монплезир

Пётр I слыл непритязательным характером и отличался порой даже презрением к роскоши. Его дворец в Петергофе, получивший название «Монплезир», или «Мое удовольствие», имеет мало общего с дворцами других европейских монархов. Дворец был построен по личному указанию Петра I в 1714—1723 годы архитекторами Андреасом Шлютером, Иоганном Фридрихом Браунштейном, Жаном-Батистом Леблоном, Николо Микетти.

Если внешне дворец выглядит очень сдержанно и скромно, то в создании интерьеров Петр I отошёл от своих аскетичных правил. Монплезир ни разу не был перестроен, его внутренняя отделка не менялась — дворец сохраняли как память о первом российском императоре, который его очень любил за прекрасный вид на Финский залив, открывающийся с террасы.

Памятники барокко в Петербурге | Маршруты

В 1712 году Санкт-Петербург приобретает статус столицы России. По указу Петра I, город заселяется знатными людьми с целью благоустройства отдельных районов. Среди переселенцев оказался генерал-фельдмаршал граф Борис Петрович Шереметьев, которого государь женил на своей родственнице А.П. Нарышкиной. Специально для них император выделил участок дома № 34 на набережной реки Фонтанки.

Граница владения Шереметьева начиналась от берега Фонтанки и заканчивалась трассой будущего Литейного проспекта. При графе построили деревянный дом и служебные флигели, семья жила в усадьбе на Миллионной улице. Со временем сын Бориса Петровича Петр Борисович Шереметьев продал собственность.

В 1730-х годах на берегу Фонтанки возвели одноэтажный дворец. Спустя двадцать лет по проекту С.И. Чевакинского и Ф.С. Аргунова надстроили второй этаж. Существует версия, что при проектировании использовались чертежи Ф.-Б.Растрелли.В 1768 году, после смерти жены и дочери, П.Б. Шереметьев переехал в Москву. В отсутствие хозяев усадьба продолжала перестраиваться.

В течение 1788-1792 годов ее сдавали в аренду португальскому посланнику, впоследствии князю В. Б. Голицыну.В дальнейшем дворец унаследовал сын П.Б. Шереметьева Николай. Поначалу новый хозяин редко бывал в усадьбе (предпочитал проводить время в Москве), но в 1796 году он обстоятельно поселился в Северной столице. Архитектор И.Е. Старов занялся обновлением интерьеров Фонтанного дома. Николай Петрович организовал во дворце театр с труппой крепостных актеров и оркестр. В 1801 году он дал вольную Прасковье Ивановне Ковалёвой и женился на девушке. Вслед за И.Е. Старовым, помещения во дворце принялись перестраивать Д. Кваренги и А.Н. Воронихин. На территории усадьбы появились Летний дом, Каретные сараи, Садовый павильон.

В 1809 году Фонтанный дом перешел шестилетнему сыну Н.П. Шереметьева Дмитрию, в связи с чем был создан Опекунский совет над имуществом. Во дворце поселился главный попечитель М.И. Донауров с семьей. В 1810-20-х годах по проектам Х. Мейера и Д. Кварди построены Канцелярский, Больничный, Фонтанный и Певческий флигели. В последнем из них поселились хористы Шереметьевской капеллы.  Дмитрий Николаевич служил в Кавалергардском полку, поэтому частыми гостями дворца становились сослуживцы графа, возникло выражение «жить на шереметьевский счёт». Помимо офицеров, в Фонтанном доме часто бывали художник О.А. Кипренский и А.С. Пушкин. В 1837 году граф женился на фрейлине императрицы Александры Фёдоровны Анне Сергеевне. В 1844 году у них родился сын Сергей.В мае 1838 года состоялось торжественное открытие чугунной ограды с воротами, украшенными гербом графов Шереметьевых. За двадцать лет работы архитектор И.Д. Корсини совершенно изменил дворцовые помещения, в середине 1840-х годов построил Садовый флигель. На музыкальных вечерах в Фонтанном доме выступали Глинка, Берлиоз, Лист, Вильегорский, Шуберт.

В 1849 году умерла первая жена Дмитрия Николаевича, и в 1859 году он женился во второй раз. В новом браке родился сын Александр. В течение 1867 года по проекту Н.Л. Бенуа к Шереметьевскому дворцу пристроили Северный флигель.  Смерть графа Дмитрия Николаевича в 1871 году повлекла за собой раздел имущества между его сыновьями, в процессе которого Фонтанный дом унаследовал Сергей Дмитриевич.

В 1874 году архитектор А.К. Серебряков построил на территории усадьбы новые пятиэтажные корпуса. Парадная часть осталась неизменной (набережная реки Фонтанки, дом № 34), со стороны Литейного проспекта возвели доходные дома (дом № 51). В начале XX века уничтожены Садовые ворота, Грот, Эрмитаж, Оранжерея, Китайская беседка. Позднее Манеж и Конюшни преобразовали в Театральный зал (ныне Драматический театр на Литейном). В 1914 году по проекту М.В. Красовского здесь построили двухэтажные торговые павильоны.После революции С.Д. Шереметьев передал Фонтанный дом советской власти.

С середины 1924 до 1952 года в одном из флигелей дворца проживала А.А. Ахматова. В дальнейшем в нем располагались всевозможные государственные учреждения, Музей дворянского быта (просуществовал до 1931 года), Научно-Исследовательский институт Арктики и Антарктики (вплоть до 1984 года). Вскоре великолепные интерьеры залов утратили былую красоту, а построенный Бенуа флигель использовался в качестве жилых квартир.  

В конце XX века Шереметевский дворец постепенно начали реставрировать, возрождая атмосферу XVIII столетия. В здании расположился Музей музыкального и театрального искусства. Экспозиция включает в себя историю семьи Шереметьевых, коллекции картин и предметов декоративно-прикладного искусства, огромное собрание музыкальных инструментов. Нередко в Фонтанном доме проводятся художественные выставки, концерты и лекции.Наряду с Музеем музыкального и театрального искусства, с 1989 года здесь работает Литературно-мемориальный музей А.А. Ахматовой. В нем воссоздана комната, в которой поэтесса писала свои нетленные произведения, оформлены экспозиции из ее книг, фотографий и личных вещей.С 2006 года площадку у Шереметьевского дворца украшает памятник А.А. Ахматовой, открытый в сороковую годовщину смерти Анны Андреевны.

Архитектура барокко в России / История архитектуры / www.Arhitekto.

ru
Архитектура барокко

Барокко в России развивалось особым путем. Оно было связано с традициями русского зодчества XVII столетия и в петровское время обогатилось в результате воздействия со стороны западноевропейского строительства. Расцвет стиля падает на 40—50-е годы XVIII века, то есть на тот период, когда на Западе отмечается уже угасание поздней стадии барокко, так называемого стиля рококо, и отмечается переход к классицизму. Стиль рококо по существу в русской архитектуре не нашел применения.

Русское барокко зрелого периода несет на себе печать подлинного национального стиля. Решение планов и объемных композиций зданий отличается большой простотой и структурностью, тесным смыканием внутренних и внешних объемов сооружений. Декоративные элементы в основном ограничиваются внешним, облицовочным «слоем» построек. Эти элементы включают преимущественно архитектурные мотивы и орнаментальную лепку.

В отличие от западноевропейской архитектуры, фасады монументальных сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой с гипсовыми деталями, что содействовало усилению пластического начала, а также позволяло применять окраску. Яркие, контрастные колеры: синий, лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие, при одновременном введении позолоты и белой жести для кровельных покрытий — все это придавало зданиям особый яркий, мажорный, оптимистический колорит и характер, отвечавший традициям русского национального зодчества.

В российской архитектуре при императрицах Анне (1730-1740 гг.) и Елизавете (1741-1762 гг.) доминирует Растрелли. Он перестраивает Зимний дворец, расширяет Петергоф и создает Царское Село. Но самым выдающимся его творением считается Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Созданный по распоряжению архитектора макет свидетельствует о его честолюбивых устремлениях, но первоначальный проект не был доведен до конца: громадная пирамидальная колокольня так и не появилась на свет.

Источники

Петровское барокко в Петербурге

Вы, наверное, не раз видели современные постройки в пригороде Санкт-Петербурга в необычном для нашего времени стиле – барокко, это так называемый коттеджный поселок «Петровское барокко». Не все знают, что этот красивый стиль своим появлением в нашей стране обязан Петру I, его стремлению превратить города России в самые красивые в мире. Познакомиться с архитектурными постройками петровской эпохи в стиле барокко лучше всего в Санкт-Петербурге.

Петровское барокко являлся основополагающим архитектурным стилем при проектировании и строении зданий в Санкт-Петербурге во времена правления Петра Великого. Эти постройки на ближайшие столетия определили развитие архитектуры в Санкт-Петербурге.

Чем петровское барокко отличалось от европейского? В первую очередь своей рациональностью, простотой, ясностью и спокойствием, Петербургское барокко  называли «Петровский манир»но в то же время мажорным настроением. Лишь один взгляд на строение в стиле петровского барокко вызывает на лицах людей улыбку и праздничное настроение. Хочется рассматривать эти здания вновь и вновь.

Петербургское барокко еще называли «Петровский манир» – Петр стремился отойти от традиций Византии в архитектуре и перейти на европейский стиль градостроительства. Для этого в Санкт-Петербург были приглашены многие талантливые и известные архитекторы того времени. На смену исконно русским «пятиглавым» храмам пришли церкви с роскошной внешней и внутренней отделкой.

Время становления петровского барокко приходится на 1697 – 1730 годы. Архитектура того времени смешала все стили: французский классицизм, голландскую и немецкую гражданскую архитектуру, многие другие направления и стили. Но постепенно петровское барокко создало свои особенности: возведение симметрических построек требовало выделения в композиции ее центра – башни, которую украшали портики, скульптуры, нарядные наличники и своеобразные формы оконных проемов. Фасады украшали пилястрами, а углы обрабатывали рустом. Вообще петровскому барокко свойственна многоцветная, красочная архитектура. Но в сравнении с европейским барокко петровское намного сдержаннее.

Архитектурные строения Санкт-Петербурга в стиле петровского барокко

Летний дворец Петра I.

Месторасположение: Санкт-Петербург, набережная Кутузова, 2, Летний сад 
Ближайшие станции метро: «Гостиный двор», «Горьковская», «Невский проспект»

Дворец по праву можно отнести к первому российскому коттеджу из-за его небольшого размера. Знаменитый архитектор Д. Трезини руководил строительством дворца на протяжении четырех лет – с 1710 по 1714 годы. Барельефы, созданные снаружи здания, имели мифологическую тематику. Архитектор преследовал цель – увековечить победу нашей страны в Северной войне. До наших дней сохранились резные ореховые и дубовые панно, живописные плафоны, печи, украшенные изразцами и орнаментами.

Кунсткамера

Месторасположение: Санкт-Петербург, набережная Университетская, 3 
Ближайшая станция метро: «Василеостровская»

Строительство здания Кунсткамеры приходится на 1718 – 1734 годы. Руководили проектом поочередно И. Маттарнови, Г. Киавери, М. Земцов. Ранее в этом здании размещалась Санкт-Петербургская Академия наук, обсерватория, библиотека и общественный музей. В настоящее время здесь находится мемориальный музей М. Ломоносова и музей этнографии и антропологии имени Петра Великого.

Основные архитектурные постройки Санкт-Петербурга в стиле петровского барокко: 
• Меншиковский дворец; 
• Здание Двенадцати коллегий;
• Петропавловский собор; 
• Александро-Невская лавра; 
• Кикины палаты.

Архитектурные жемчужины Санкт-Петербурга: Барокко

Северная Венеция, город белых ночей, колыбель трех революций, Петроград, Ленинград и культурная столица, Санкт-Петербург имеет много имен и известен во всем мире как один из самых красивых европейских городов, прежде всего благодаря своему невероятная история и величественная архитектура. Как давно вы живете в Санкт-Петербурге, приятно, что ваши архитектурные стили ослаблены, не так ли? Итак, в этой серии статей вы узнаете все о Св. Архитектурные жемчужины Петербурга и их создатели от барокко до современности.

С самого начала основатель Санкт-Петербурга царь Петр Великий хотел, чтобы его город не был похож ни на один другой в России, поэтому он пригласил лучших европейских архитекторов для его строительства и развития. Среди самых известных архитекторов, сформировавших город, был швейцарский итальянский архитектор Доменико Трезини , который прибыл в Санкт-Петербург при его основании в 1703 году.Именно он спроектировал первую и старейшую достопримечательность города — Петропавловский собор с его игольчатым золотым шпилем и ангелом, держащим на вершине крест, который является одним из важнейших символов Санкт-Петербурга. и яркий образец петровского барокко в русской архитектуре.

Петропавловская крепость. Кредит: nat-geo.ru

Стиль барокко возник в Западной Европе в 16 веке как свидетельство богатства и могущества католической церкви. Наиболее распространенными чертами стиля были гигантизм пропорций, театральные эффекты интерьера, созданные с помощью бронзы и позолоты, скопления скульптурных ангелов и других фигур, а также широкое использование trompe -l ‘ oeil , когда стены, потолки, и другие поверхности были окрашены узорами, которые «обманывают» наблюдателя, заставляя его видеть другие детали, такие как окна, колонны, орнаменты и т. д., чтобы усилить драматический эффект.

Однако в Петербурге этот стиль превратился в нечто совершенно новое.В 1700-1721 годах Россия вела войну против Шведской империи, и все усилия были брошены на поддержку армии и строительство флота. Личность Петра Великого тоже сделала свое дело: царь был известен своей любовью к простому образу жизни; он даже работал плотником на корабле во время своего путешествия в Европу инкогнито! Поэтому неудивительно, что он предпочел скромную голландскую архитектуру яркой французской и итальянской.

Летний дворец Петра Великого. Предоставлено: ratanews.ru

Для петровского барокко характерны простые формы, умеренная отделка, плоские двухцветные фасады.Помимо Летнего дворца Петра Великого , который его окружение считало слишком маленьким и скромным для монарха, и нескольких других построек и церквей, большая часть построек петровского барокко находится на Васильевском острове, который изначально был планируется как сердце города. Среди наиболее ярких примеров этого стиля — здание Трезини Twelve Collegia с конфетным фасадом из двенадцати одинаковых трехэтажных секций, которое сейчас принадлежит церкви Св.Петербургский государственный университет.

Здание Двенадцати коллегий. Предоставлено: visitrussia.com

Это бело-красное здание, протянувшееся вдоль улицы, настолько элегантно и впечатляюще, что единственный вопрос, который приходит в голову, любуясь его сдержанной красотой, — почему оно не находится на Университетской набережной напротив Большой Невы? Легенда гласит, что Петр Великий доверил строительство Двенадцати коллегий своему другу генерал-губернатору Санкт-Петербурга Александру Меньшикову, который решил, что этот 400-метровый бегемот не оставит места для своего великолепного дворца, и приказал построить его. вместо этого перпендикулярно реке.По легенде, именно так роскошный Меншиковский дворец цвета охры , который был фактически первым каменным зданием в городе, вместе с Кунсткамерой стал композиционным центром Набережной.

Меншиковский дворец. Предоставлено: wikipedia.org. © Алекс Флорштейн Федоров, Wikimedia Commons

. Однако все эти здания, хотя и были построены в стиле барокко, по сути, были обычными и скромными. Именно с вступлением Елизаветы на российский престол в 1741 году барочная архитектура Петербурга расцвела.В отличие от отца, новая императрица любила все грандиозное и славное, как и ее окружение. Это был период расцвета Российской Империи, и все виды искусства, включая архитектуру, были призваны праздновать ее славу. Это была эпоха елизаветинского барокко, характеризовавшаяся гигантскими размерами, великолепным золотым декором и плотным орнаментом. Среди самых известных деятелей этого периода был итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли .

Если вы повернетесь спиной к Кунсткамере , то увидите главный шедевр Растрелли — роскошный мятно-бело-зеленый Winter Palace .Этот элегантный монументальный дворец, который раньше служил официальной резиденцией русских монархов, а теперь является Эрмитажем, является прекрасным примером стиля елизаветинского барокко, а также синтеза архитектуры и декоративного искусства. Даже если вы не являетесь поклонником фасадов в стиле барокко, напоминающих пирожные, все равно невозможно не впечатлиться обильным убранством этого дворца со всеми этими колоннами, статуями, маскаронами, картушами и рокайлями! Не говоря уже о его поистине грандиозном интерьере!

Зимний дворец.Предоставлено: musement.com

Растрелли создал одно из самых ярких слияний традиционной русской архитектуры и стиля барокко: бело-голубой и золотой собор Смольного монастыря . Я до сих пор помню то зимнее утро, когда впервые увидела этот собор много лет назад, когда была маленькой девочкой, и была поражена его размерами и величием, а также тем, как он светился в тусклом свете рассвета. Что интересно, она должна была быть еще выше: проектируемая колокольня должна была стать самым высоким зданием в Петербурге.В Петербурге, но смерть Елизаветы помешала Растрелли завершить этот грандиозный замысел.

Смольный собор. Кредит: mitropolia.spb.ru

Однако самые драматические произведения Растрелли находятся не в центре города, а в пригороде, в Царском Селе (Пушкин) и Петергофе. Екатерининский дворец с его роскошными интерьерами и завораживающим бирюзовым фасадом, подчеркнутым ярким позолоченным луковичным куполом, и богато украшенный Петергофский дворец , который иногда называют «русским Версалем» из-за обильных фонтанов, являются признанными внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и входят в число самых популярных туристических направлений города.

Петергофский дворец. Кредит: kidpassage.com

К концу 18 века драматическое великолепие стиля барокко уступило место строгому рациональному классицизму, о котором мы расскажем в нашей следующей статье.

Бартоломео Растрелли: Биография архитектора в стиле барокко


Смольный собор Санкт-Петербург
(1748-64). Шедевр русского зодчества
конца 18 века.

ТЕРМИНЫ
Краткое руководство по терминологии
см .: Глоссарий по архитектуре.

Растрелли Архитектура

Один из величайших архитекторами, работающими в России, Франческо Бартоломео Растрелли был в основном отвечает за стиль архитектуры что стало известно как русское барокко, что сделало его важным сотрудником к русскому искусству, а также как один из великих барокко архитекторы 18 века.Он начинал как придворный художник при Петр Великий (годы правления 1682-1725), до назначения на должность старшего двора архитектор в 1730 году императрицей Анной. В этой роли Растрелли поставил кампания по архитектурному обновлению и строительству, проводимая в правление Анны (1730-40), Елизаветы (1741-62), Екатерины (1762-96) и Александр I (1801-25), создавая безошибочно узнаваемый стиль барокко. архитектура, сочетающая русскую типологию с эпохой Возрождения архитектура, а затем итальянское и французское барокко.С помощью несколько других архитекторов в стиле барокко и многие другие русские художников, он добился мощной монументальной линейности в своих проектах, а также необычные декоративные эффекты от цветных фасадов Летнего дворца (1740-44; разрушен) Петергофского дворца под Санкт-Петербургом (1747-55), Смольный монастырь и собор (1748-64), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-56) и Зимнем дворце (1754-62). Кроме того, его интерьеры славились щедрым рококо. стиль и использование зеркал.Так же, как Дворец Версаля породили мини-ренессанс в деятельности французских дизайнеры и французы Декоративно-прикладное искусство, дизайн царских построек Петербурга. стимулировали появление большой школы ремесленников и мастеров: традиция романовского искусства, завершившаяся изысканными ювелирными украшениями. Пасхи Фаберже Яйца. (См. Также: Русский Живопись: 18 век.)

Биография

Бартоломео Растрелли родился в Париже. сын скульптора и архитектора Карло Бартоломео Растрелли.Прибытие в России в 15 лет он получил свой первый архитектурный заказ в 1721 г., в петровскую эпоху Искусство, когда его пригласили спроектировать дворец для принца Деметра Кантемира. Молдавии. С самого начала целью Растрелли было уколоть Романова Барокко с новейшими итальянскими мотивами. Все прошло хорошо, и как его работы угодил российскому двору, поэтому поднялся по служебной лестнице, став старшим придворный архитектор в 1730 году: должность, которую он сохранил при императрице Анне и Елизавета (1730–1762).Помимо упомянутых выше, его основные В состав комиссий входили: Андреевская церковь, Киев (1748-67), Воронцов Дворец, Санкт-Петербург (1749-57), Павильон Эрмитаж, Царское Село (1749), Мариинский дворец в Киеве (начало 1752 г. ) и Строгановский дворец в Санкт-Петербурге (1753-54). Другие здания включают Митавский дворец и Анненхоф. Дворец в Лефортово.

Популярность и влияние Растрелли дали его последователи, сформировавшие особую архитектурную школу, « Русское барокко «.Среди них были русские архитекторы: С.И. Чевакинский (1713-83), А.Ф. Кокоринов (1726-72), князь Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719–1774), В.И. Баженов (1737-99), Матвей Федорович Казаков (1737-1813) и И.Е. Старов (1743-1808), некоторые из которых приняли принципы неоклассической искусства и поступил на службу к императрице Екатерине Великой.

Их преемница императрица Екатерина II (Екатерина Великий), однако, считал архитектуру барокко слишком старомодной.Она заменила Растрелли шотландским архитектором Чарльзом. Кэмерон (1745-1812), который спроектировал ряд зданий. в более современном стиле неоклассицизма архитектуры, в том числе Павловский дворец (1782-86) и Александровский Дворец (1812 г.), под Петербургом. Тем временем Растрелли ушел на пенсию в Курляндское герцогство, прибрежный район Латвии, где ему дали задача завершения и украшения нескольких дворцов, принадлежащих герцогу двор, такие как Рундальский дворец, Пилсрундале (завершено в 1767 году) и Елгава Дворец (завершен в 1772 г.).Незадолго до смерти Растрелли был избран член Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Спроектированные здания Бартоломео Растрелли

Екатерина Дворец (1752-56)
Екатерининский дворец — дворец в стиле рококо, расположенный на территории бывшего города Царское Село, к юго-востоку от Санкт-Петербурга, Россия. Разработано около 1717 года, немецким архитектором Иоганном-Фридрихом Браунштейном, как летняя резиденция императрицы Екатерины I, надстроенная архитекторами Михаил Земцов и Андрей Квасов по просьбе императрицы Анны, ранее ее дочь императрица Елизавета наконец обратилась к Растрелли и попросила его снести здание и заменить его на более грандиозное и яркое Структура рококо. Его новое здание восхищало как придворных, так и послов.

Петергоф Дворец (1747-55)
Расположен в Санкт-Петербурге и образует серию дворцов и садов. — иногда называемый «Русский Версаль» — Петергоф. Дворец был построен Петром Великим, а затем расширен Растрелли, который добавлены крылья, а также переработана часть садов и фонтанов.

Смольный монастырь и Кафедральный собор (1748-64 гг.)
Воскресенский Смольный монастырь (Воскресенский), расположенный недалеко к реке Неве, Санкт-Петербург, состоит из русского православного собора. окружен комплексом монастырских построек.Первоначально построенный для Елизаветы, дочь Петра Великого, решившая стать монахиней после отказался от престола. Однако так случилось, что ее преемник Царь Иван VI был свергнут в 1741 году, и Елизавете это удалось, хотя по ее велению работа в монастыре продолжалась. Собор монастыря считается одним из величайших произведений Растрелли. Собор планируется колокольня сделала бы собор самым высоким зданием в России, но смерть Елизаветы помешала его завершению.Только в 1835 году здание было наконец завершено. Близлежащий Смольный институт, важный историческое здание, названное в честь монастыря.

Зимний дворец (1754-62)
Официальная петербургская резиденция русских царей (1732-1917), монументальный бело-зеленый Зимний дворец был спроектирован многими разными архитекторы, в первую очередь Растрелли, которые использовали стиль, известный как «русский» или «елизаветинское» барокко.В форме вытянутого прямоугольника, его главный фасад простирается на 250 метров. В здании находится предполагаемая 1500 комнат, 1780 дверей, 950 окон и 120 лестничных клеток. Позже это стало символ русской революции 1917 года.

Другие крупные здания, спроектированные Растрелли включают:

— Летний дворец (1740-44; разрушен)
— Андреевская церковь, Киев (1748-67)
— Павильон Эрмитаж, Царское Село (1749)
— Воронцовский дворец, Св. Петербург (1749-57)
— Мариинский дворец, Киев (начало 1752)
— Строгановский дворец Санкт-Петербург (1753-54)

Прочие ведущие Архитекторы барокко

В дополнение к упомянутым выше архитекторам, в число самых известных дизайнеров эпохи барокко вошли:

Австрия / Германия
Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656-1723)
Якоб Прандтауэр (1660-1726)
Иоганн Динценхофер (1663-1726)
Андреас Шлютер (1664-1714)
Бальтазар Нойман (1687-1753)
Йозеф Эмануэль Фишер фон Эрлах (1693-1742)
Ганс Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф (1699-1753)
См .: Немецкое барокко Искусство (ок.1550-1750) и немецкий Художники барокко.

Богемия / Чехия
Семья архитекторов Динценгофера (1643-1744)
Якуб Августон (1668-1735)
Ян Блазей Сантини Айхель (1677-1723)

Великобритания
Сэр Кристофер Рен (1632-1723)
Сэр Джон Ванбру (1664-1726)

Франция
Луи Ле Вау (1612-70)
Андре Ле Нотр (1613-1700)
Жюль Ардуэн Мансар (1646-1708)
См . : Французское барокко Художники.

Италия
Джакомо Бароцци да Виньола (1507-73)
Пьетро да Кортона (1596-1669)
Бернини (1598-1680)
Франческо Борромини (1599-1667)
См. Также: итальянский Художники барокко.

Зимний дворец, Санкт-Петербург, Россия: пастельно-зеленый дворец в стиле барокко — RTF

Зимний дворец — одно из самых выдающихся зданий в России, расположенное в самом центре Санкт-Петербурга с начала восемнадцатого века.Зимний дворец, простирающийся от структуры королевского здания до архитектурного экстерьера, был представлен как символ для граждан России и всего мира. Это свидетельствует не только о его исторической важности, но и о социальном и политическом влиянии, которое здание имеет по сей день.

Зимний дворец подпадает под термин «представлять» о власти, поскольку первоначальный путь определения восходит к середине восемнадцатого века, когда Екатерина Великая вступила во владение, свергнув своего мужа после бескровного переворота. Акт демонстрации ее сына и входа во дворец дал понять национальный и международный статус, что она полностью обладает политической и гражданской властью. Таким образом, дворец стал символическим знаком, который простирается от царя до его власти, поскольку в нем жили цари, царицы и их семьи, правившие Россией в течение значительного количества лет. Символика дворца была получена из исторических событий, свидетелями которых было здание: грандиозные балы, императорский двор, отправка солдат на войну, кровавое воскресенье и революции.Что касается репрезентации, здание намекает: оно имеет социальные и политические влияния, которые позже проявились на фасаде дворца до и после реконструкции.

© Википедия

Социальное влияние

Судя по тому, что написано в истории, Зимний дворец был источником контроля и владения институциональной властью на национальном уровне. Кровавая воскресная резня является ярким примером события, свидетелем которого было здание, где оно демонстрирует и усиливает власть царя над гражданами, что привело к началу мятежных и мятежных действий, отсюда и подстрекательство к революциям. Народ России осознал, что царь обладает высшей властью, освобождая от своего престола самодержавные приговоры и правительственные дела, оставляя многих с чувством деградации и отсутствия основных гражданских прав. Такое признание дало гражданам повод сознательно искать путь во дворец, решив обратиться с петицией, которая могла изменить их жизнь, учитывая деспотическое господство царя. Хотя, поскольку царь не мог услышать петицию в то время, представители высшего правительства отреагировали, неверно оценив состояние ситуации, и отправили войска для успокоения граждан, однако войска не всегда были способны поддерживать мир, поскольку толпа увеличилась перед дворцом, они подожгли их, убив около 200 граждан, которые просили своих основных свобод (Хоскинг, 336).В то время как Зимний дворец имеет разные взгляды на социальное влияние, поскольку он является главной резиденцией русских монархов и их власти. Во дворце проводились различные мероприятия, в том числе грандиозные балы, императорские дворы и даже отправка солдат на службу.

Политическое влияние

Зимний дворец в России представляет собой институционализированную власть над своими гражданами, включая ее имперскую и советскую страны, с 1917 года. Такая политическая власть была закреплена за счет Временного правительства, хотя власть со временем изменилась.После 4-й реконструкции дворца он больше не стал резиденцией правления; однако он стал символом власти в России. Октябрьская революция — одно из важных исторических событий, свидетелем которых стал дворец, с ролью усиления политической власти и власти Временного правительства в стране, даже через месяц после начала революции Красная Армия свергла все правительство. здания в Санкт-Петербурге, где действовало Временное правительство, хотя Зимний дворец оставался политической иконой, будучи единственным зданием, стоящим при таком правительстве.В ноябре того же года Владимир Ленин, командующий и основатель партии большевиков, убедился в важности Зимнего дворца и его представительства, что повлияло на его решение дождаться, пока его партия возьмет верх, прежде чем обнародовать свои революционные вердикты. Для Ленина было важно контролировать символ политической власти и авторитета в России, прежде чем объявить саму страну и ее правительство.

Структура © britannica

Дворец расположен в центре собора Св.Петербург, являющийся одной из главных черт дворцовой площади, иллюстрирующий символ господства и власти, поскольку контраст предполагает ощущение миниатюрности и подчинения между размером людей на площади и самим зданием. Форма дворца повторяет вытянутый прямоугольник с многочисленными внутренними дворами; Первоначально он был построен итальянским архитектором Бартоломео Франческо Растрелли (1754-1762) в стиле барокко по заказу Елизаветы Петровны. Однако в последние годы правления Елизаветы (1763 г.) императрица Екатерина II утверждала свое положение королевской хозяйки дворца, поэтому по приказу Екатерины Великой было проведено новое строительство, она была в восторге от нового стиля дворца. архитектура заменяет стиль барокко неоклассическим.Хотя после того, как неоклассический облик был завершен, Санкт-Петербург, как один из первых городов России с архитектурой европейского стиля, продемонстрировал связи и взаимодействие с Западной Европой, которые «передают образ великой европейской державы» (Брамфилд, 5, стр. 15). Тем не менее, позже было введено много новых стилей и дизайнов, со слегка поврежденным фасадом, следуя планам этажей Растрелли, несколько раз окрашенным в разные цвета за эти годы, в соответствии с текущими цветами белого и зеленого.В то время как после русской революции 1917 года, когда был свергнут Николай II, Зимний дворец превратился из главной резиденции королевской семьи в музей с множеством исторических русских ценностей как для граждан, так и для туристов, демонстрирующий то, что когда-то представляло собой « власть » в мире. Россия.

Список литературы

Брамфилд, Уильям. «Св. Петербург и искусство выживания ». Сохраняя Петербург: история, память, ностальгия. Ed. Хелена Госкило и Стивен Норрис.Блумингтон: Индиана UP. 5,15.

Хоскинг, Джеффри А. Россия и русские: история . Кембридж: Белкнап из Гарвардского университета, 2001. 336.

Елизаветинское барокко — История архитектуры Санкт-Петербурга

Одним из главных направлений туризма Санкт-Петербурга является посещение самого города. Архитектура Санкт-Петербурга настолько привлекательна, что может стать важной частью туристической программы по России.Именно поэтому многие туристы во время поездки в Санкт-Петербург проводят хотя бы часть своего времени, гуляя по городу и посещая различные здания. Изучите архитектурную историю Санкт-Петербурга. Вы обнаружите, что в каждый исторический период в этом городе преобладали разные архитектурные стили, и в городе и даже в пригородах есть великолепные образцы различных архитектурных стилей, которые могут представлять особый интерес для туристов. Одно из лучших времен для посещения Санкт-Петербурга.Петербург несомненен во время фестиваля «Белая ночь » . Солнце не заходит полностью во время фестиваля, что побудило жителей Санкт-Петербурга проводить уличные вечеринки и использовать различные помещения для вечеринок вместе с миллионами туристов. Хотя различные программы этих вечеров достаточно привлекательны, чтобы заставить туристов гулять по городу до раннего утра, присутствие большого количества туристов и жителей Санкт-Петербурга ограничивает большую часть этих развлекательных мероприятий прогулкой по городу и получением удовольствия от азарта. Это также отличная возможность познакомиться с архитектурой города. Предположим, вы не знакомы с празднованием Белых ночей. В таком случае вы можете посетить наш блог, чтобы узнать об истории празднования и популярных событиях этого периода в Санкт-Петербурге. Как уже упоминалось, в разные периоды истории Санкт-Петербургом правили разные архитектурные стили. Первым архитектурным стилем, использованным в Санкт-Петербурге, был стиль петровского барокко. Позже, во время правления императрицы Елизаветы, архитектура елизаветинского барокко стала высоко оценена архитекторами и двором.

Елизаветинское барокко — это стиль архитектуры, распространенный в Санкт-Петербурге во время правления императрицы Елизаветы в период с 1741 по 1762 год. Этот архитектурный стиль является подмножеством стиля барокко, который, в отличие от стиля петровского барокко, больше ориентирован на в архитектуре московского барокко и использует более традиционные русские элементы в своем дизайне, такие как использование пяти куполов луковичной формы, которые можно легко увидеть в архитектуре Москвы. Этот стиль архитектуры также известен как рококо. Другое название этого архитектурного стиля — архитектура барокко Растрелли, что связано с активным и широким присутствием этого известного архитектора в Санкт-Петербурге. Одной из главных целей архитектуры елизаветинского барокко было показать архитектурное величие Российской Империи. Вот почему многие из великолепных зданий в Санкт-Петербурге, которые вы посетите во время своего тура в Россию , относятся к этому периоду архитектурной истории и стиля, например, Зимний дворец, который был шедевром Франческо Растрелли.Одна из главных особенностей этого стиля — использование как можно большего количества деталей и использование золотого или золотистого цвета при оформлении фасада здания. Хотя многие великолепные здания были спроектированы и построены во время правления императрицы Елизаветы в стиле елизаветинского барокко, и многие примеры этого можно увидеть во время программы тура по Санкт-Петербургу , после смерти императрицы Елизаветы этот архитектурный стиль был заменен на новые стили.

Хотя многие архитекторы в разных частях России, в том числе в Москве, использовали стиль елизаветинского барокко в архитектуре Санкт-Петербурга.В Петербурге два архитектора проявили наибольшую активность и оставили различные здания для туристов Russia tour . Одним из этих архитекторов был Франческо Растрелли , построивший за свою карьеру в Санкт-Петербурге множество зданий, в том числе Зимний дворец и Смольный собор. Конечно, французский архитектор так и не смог завершить свой архитектурный шедевр, Смольный собор, и был уволен императрицей Екатериной Великой до того, как проект был завершен. Другим известным русским архитектором, учившимся в школе барокко и считавшимся одним из главных архитекторов этого архитектурного стиля, был Савва Чевакинский, спроектировавший и построивший собор Св.Николаевский собор и Фонтанный дом или Шуваловский дворец. Вы можете посетить наш блог, чтобы познакомиться с этими постройками.

Несомненно, самым известным зданием елизаветинского барокко является Зимний дворец на Дворцовой площади. Конечно, этот дворец нельзя полностью охарактеризовать как стиль рокко. Однако Франческо Растрелли спроектировал это здание в стиле елизаветинского барокко, и туристы посещают его во время своего тура в Санкт-Петербург.Программа «Петербург » увидит элементы этого архитектурного стиля в своем оформлении. Поскольку Зимний дворец расположен на Дворцовой площади, которая является центральной площадью Санкт-Петербурга и главной площадью города, в ваших планах тура по России, вероятно, будет посещение его, особенно Зимнего дворца, в котором размещался знаменитый Эрмитаж. .

Еще одно строение, которое туристы могут посетить во время тура по Санкт-Петербургу, — Большой Петергофский дворец.Здание было реконструировано и расширено Франческо Растрелли в стиле елизаветинского барокко и является одной из главных туристических достопримечательностей Санкт-Петербурга. Петергоф , несомненно, является одним из основных туристических направлений в пригороде Санкт-Петербурга, который туристы не должны упускать из виду.

Другими популярными туристическими направлениями в пригороде Санкт-Петербурга были бы Пушкин или Царское Село, которое довольно популярно среди туристов и туристических агентств.Туристы, интересующиеся архитектурой елизаветинского барокко, могут посетить Екатерининский дворец в Пушкине и полюбоваться его великолепной архитектурой. Если вы посетите Царское Село во время поездки в Россию , не забудьте, что одна из главных достопримечательностей — Янтарная комната, которая находится в Екатерининском дворце и имеет особое великолепие.

Как уже упоминалось, Савва Чевакинский был еще одним известным архитектором, работавшим в эпоху елизаветинского барокко.Он спроектировал множество зданий в Санкт-Петербурге, одно из которых Свято-Николаевский собор , также известный как Центральный Морской собор. Этот собор, который является одной из полковых церквей в России, сыграл значительную роль в приходе к власти императрицы Елизаветы в Российской империи, поэтому имеет историческое значение. Информацию об истории этой церкви вы можете найти в нашем блоге. Посещение этой церкви также может стать одной из главных программ тура в Св.Петербург.

Шедевром архитектуры елизаветинского барокко в Санкт-Петербурге, несомненно, является Смольный собор , спроектированный известным французским архитектором Франческо Растрелли по прямому указанию императрицы Елизаветы. Хотя Растрелли так и не завершил проект, он закончил строительство церкви перед отъездом из Санкт-Петербурга, чтобы хотя бы часть своего наследия оставила в Санкт-Петербурге.Посетите наш блог, чтобы узнать о судьбе этого великого комплекса, который находился в запустении во время правления императрицы Екатерины Великой.

Хотя стиль елизаветинского барокко, как и стиль петровского барокко, был подмножеством стиля архитектуры барокко, когда вы посмотрите на их образцы в Санкт-Петербурге, вы заметите разницу между ними. Те, кто интересуется архитектурой Санкт-Петербурга, могут посетить различные образцы архитектуры города во время своего путешествия по России и познакомиться с разными историческими периодами бывшей российской столицы.

Самые элегантные постройки в стиле барокко

Великолепный стиль барокко имеет ряд уникальных особенностей — жесткий единый ансамбль, красивые беседки и сад. Здания в этом стиле считаются самыми роскошными и красивыми в мире. Стиль появился в эпоху Возрождения. Это означает, что большая часть построек в этом стиле была построена в 18 веке. Замечательные королевские дворцы, соборы и монастыри, театры и виллы никогда не перестанут восхищать людей своей роскошью и изысканностью.

Аничков дворец, Россия

В Санкт-Петербурге можно увидеть множество прекрасных императорских дворцов. Один из самых красивых и значимых — Аничков дворец. Это самое старое здание на Невском проспекте. Он был расположен недалеко от Аничкова моста, который также является популярной достопримечательностью города. В 1741 году Елизавета Петровна, дочь Петра I, приказала Михаилу Земцову построить этот величественный дворец.


Дворец видел в своих стенах немало выдающихся людей. Сначала Елизавета подарила его Алексею Разумовскому, позже дворец купила императрица Екатерина Великая. В конце 18 века здание было реконструировано, и ряд уникальных декоративных элементов был утерян. Аничков дворец был бывшим императорским дворцом до революции. После революции здесь был открыт Петербургский городской музей. Во время Второй мировой войны в этом чудесном дворце размещался хирургический госпиталь.С 1934 года он был преобразован во Дворец пионеров.
Сегодня в прекрасном здании в стиле барокко разместился Санкт-Петербургский городской Дворец творчества молодежи. Большую часть дворца занимает музей, также здесь есть библиотека и небольшой театр, где проходят детские спектакли. Вы можете присоединиться к интересной экскурсии по дворцу. Во время экскурсии можно увидеть сохранившиеся элементы старинного убранства и великие произведения искусства. Во дворце хранится прекрасная коллекция старинных скульптур.Дворец выглядит великолепно благодаря количеству растений и цветов в его стенах. Далее — Базилика Санта-Кроче

Базилика Санта-Кроче, Италия

Базилика Санта-Кроче во Флоренции — яркий образец стиля барокко. Это самая большая францисканская церковь в мире. Базилика привлекает не только своим неповторимым архитектурным стилем, но и великолепным внутренним убранством.Часовни украшены великолепными старинными фресками Джотто. На территории церкви можно найти святыни знатных итальянцев. Церковь строилась около ста лет и была закончена в 1385 году.

Королевский дворец в Мадриде, Испания

Королевский дворец в Мадриде — хороший образец стиля барокко. В средние века здесь находилась мавританская крепость, которая в 1734 году была полностью уничтожена пожаром.Король Филипп V приказал построить на этом месте огромный дворец. Он хотел иметь новую резиденцию, похожую на французский Версаль. Полная статья

Замок Ховард, Великобритания

Замок Ховард — величественный дом в Северном Йоркшире, Англия. Это частная резиденция семьи Ховард, которая существует уже более 300 лет. Замок был построен на рубеже 17-18 веков по приказу графа Карлайла. Здание было закончено в 1712 году и до сих пор является самым великолепным зданием в стиле барокко в Великобритании.При дворце разбит прекрасный парк во французском стиле, недалеко от паркового комплекса разместился чудесный дендрарий. Полная статья

Церковь Святого Спасителя, Польша

Церковь Святого Спасителя — это приходской римско-католический костел в Варшаве, Польша. Его начали строить в 1901 году, но освящение было совершено всего за 26 лет. Церковь является ярким примером уникального сочетания двух ярких стилей — барокко и ренессанса.Он расположен на площади Спаса, которая до 20 века не была привлекательной для туристов и местных жителей. Этот район был полностью застроен домами ко второй половине 19 века, потому что население Варшавы резко увеличилось. Поскольку население в этом районе увеличивалось, было решено построить там церковь. Полная статья

Дворец Долмабахче, Турция

Дворец Долмабахче расположен в очень красивом месте, на берегу пролива Босфор.В 1853 году этот дворец был построен для Абдулмеджида I. Последний был вдохновлен дворцом Топкапы и приказал построить свою собственную резиденцию в стиле барокко. Изначально этот дворец отличался не только прекрасным фасадным убранством, но и прекрасным внутренним убранством. На внутреннюю отделку было потрачено около 14 тонн золота. Парадная лестница дворца сделана из хрусталя. Полная статья

Карлскирхе, Австрия

Карлскирхе — церковь в стиле барокко, расположенная на южной стороне Карлсплац в Вене, Австрия.Церковь имеет огромный бирюзовый купол с двумя высокими колоннами. Его высота 72 метра, он был построен по приказу Карла VI в 1716 году.

Kings Theater, Великобритания

Королевский театр расположен в Глазго, Шотландия. Это один из самых красивых и известных театров Шотландии. Он был построен в 1904 году в стиле барокко по проекту известного архитектора Фрэнка Мэтчема. В 1999 году реставрационные работы были завершены. Театр сохранил ряд уникальных элементов декора и великолепный фасад.Полная статья

Национальный дворец Мафра, Португалия

Национальный дворец Мафра — это не еще одна архитектурная достопримечательность в стиле барокко, это самый большой и красивый Королевский дворец в Португалии. Дворец строился за 13 лет и был закончен в 1730 году. Первоначально это здание было довольно сложным с архитектурной точки зрения. Здесь был действующий монастырь с монахами в резиденции, церковь и некоторые другие постройки. Сохранилось много домов, по сравнению с дворцом они выглядят совсем маленькими.Полная статья

Одесский театр оперы и балета, Украина

Одесский театр оперы и балета, Украина
Описание Одесский театр оперы и балета — старейшее здание города. Первое здание здесь появилось в 1810 году. К сожалению, в 1873 году оно было полностью разрушено пожаром. Здание, которое мы видим сегодня, относится к концу 19 века. Здание театра построено в сложном и редком стиле необарокко.Пол дома и других помещений оформлен в стиле позднего французского рококо. Полная статья

Палаццо Беневентано дель Боско, Италия

Палаццо Беневентано дель Боско — одна из самых красивых достопримечательностей Чечилии. Он был построен для семьи Ареццо в средневековье. Однако сегодняшний вид здание приобрело с конца 18 века. Дворец построен в стиле сицилийского барокко после того, как его купил барон Гульельмо Беневентано.Полная статья

Королевский оперный театр, Индия

Королевский оперный театр в Мумбаи — старейший оперный театр Индии. Он строился 3 года, а в 1911 году театр был официально открыт. Тем не менее, в течение четырех лет здесь велись отделочные работы. Сегодня этот чудесный памятник рассматривается как комплекс с прилегающей площадью. Полная статья

Андреевский собор, Россия

Андреевский собор — старейшее здание в стиле барокко в Санкт-Петербурге.Он появился в начале 18 века по указу Петра Великого. Однако красивая деревянная церковь там пробыла недолго. В 1761 году в собор ударила молния и сгорела дотла вместе с большими украшениями и культами, подаренными королевской семьей. Полная статья

Базилика Санта-Мария-Маджоре, Италия

Базилика Санта-Мария-Маджоре, Италия
Описание Базилика Санта-Мария-Маджоре является достопримечательностью мирового значения.Это одна из главных базилик Рима, построенная в 352 году. Легенда гласит, что Папа Либерий видел во сне Пресвятую Деву Марию. Она приказала ему построить чудесную церковь, где на следующий день земля будет покрыта снегом. Несмотря на то, что был август, папа построил церковь на том самом месте, которое было засыпано снегом. Полная статья

Аббатство Кальке, Великобритания

Аббатство Кальке имеет довольно выдающуюся историю. Это здание монастыря августинцев XII века. Позже монастырь был закрыт по указу Генриха VIII. В начале 18 века здание было полностью перестроено в стиле барокко. Дом принадлежал семье Харпур почти 300 лет, пока не умер последний владелец. После 1985 года дом перешел во владение правительства и стал открытым для людей. Полная статья

Москва: Архитектура — Tripadvisor

Все мы знаем структуру поперечного сечения ствола дерева: ряд колец и радиалов.Что ж, это всего лишь картина московского макета. Кольца дерева говорят о его возрасте, кольца Москвы отражают исторический рост города.

Центр Москвы — знаменитый Кремль и Красный квадрат. От ряда последовательных укреплений ничего не осталось, контуры их обозначены Бульварным кольцом и Садовым кольцом. Позже были добавлены Кольцевая железная дорога и МКАД. Кольца были прорезаны расходящимися лучами улиц, которые переходили в шоссе, ведущие из города. Эта радиально-круглая планировка имеет много общего с другими крупными городами, такими как Париж и Вена.

Кремль хранит великолепные образцы ранней русской архитектуры. Китай-город, район к востоку от Кремля, когда-то был известен многим старые церкви и до сих пор есть несколько интересных зданий. В районе Садового кольца много образцов классицизма, русского возрождения и богато украшенные здания в стиле московского барокко. Территория за пределами Садового кольца состоит из промышленной и жилой застройки.

Советское время изменило город до неузнаваемости. Кварталы одно- и двухэтажных строений и узкие кривые улицы были заменены широкими проспектами и площадями.При этом были снесены несколько уникальных церквей. Сталинская эпоха добавила новые мосты и система метро, ​​семь тщательно продуманных небоскребов и огромные Национальная экономическая выставка, неоклассические жилые и офисные здания. Сегодня Москва снова переживает много изменений. Реставрируются ранее снесенные церкви ( Храм Христа Спасителя) строятся новые элегантные гостиницы.

Еще один интересный образец советской архитектуры — Семь сестер. Семь сестер — это группа из семи московских небоскребов, спроектированных в сталинском стиле.Москвичи называют их Высотки или Сталинские Высотки , что означает «(сталинские) многоэтажки» (или «сталинские небоскребы»). Они были построены с 1947 по 1953 год в сложной комбинации стилей русского барокко и готики, а также технологий, используемых при строительстве американских небоскребов.

Семь из них: гостиница «Украина», апартаменты на Котельнической набережной, здание на Кудринской площади, гостиница «Ленинградская», Министерство иностранных дел, главное здание МГУ и Административное здание «Красные ворота».Были еще два небоскреба в том же стиле, которые так и не были построены: Административное здание «Зарядье» и Дворец Советов.

Зимний дворец

Монументальный и элегантный Зимний дворец, построенный по заказу императрицы Елизаветы Петровны по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1754-1762 годах, является ярким памятником стиля барокко. Дворец представляет собой блестящий образец синтеза архитектуры и декоративной пластики.Все фасады украшены двухъярусной колоннадой. Образуя сложный ритм вертикалей, колонны взмывают вверх, и это движение охватывает многочисленные статуи и вазы на крыше. Обилие лепного декора — причудливые поверхности и наличники окон, маскароны, картуши, рокайи и разнообразные фронтоны — создают чрезвычайно богатую игру света и тени, придающую внешнему виду здания великолепие.

Развивая один и тот же архитектурный мотив, Растрелли придал каждому из четырех фасадов дворца свой структурный ритм.Южный фасад, выходящий на площадь, имеет формальное величие. Здесь архитектор пронзил здание тремя арками, создав парадный вход во двор, и акцентировал его вертикальными элементами парных колонн. Величественный северный фасад, производящий впечатление бесконечной колоннады, обращен к широкому простору Невы. Западный фасад напротив Адмиралтейства напоминает композицию загородного дворца с небольшим двориком. Монументальный восточный фасад с массивными боковыми блоками, образующими большой двор, обращен на Миллионную улицу, где располагались дворянские особняки.

На протяжении 150 лет дворец служил императорской резиденцией. В ноябре 1917 года он был объявлен музеем. Экспозиция, размещенная во дворце, включает парадные залы и покои, коллекции древностей Евразии и Востока, а также коллекции европейской и восточной живописи, скульптуры и произведений декоративно-прикладного искусства.

Стоимость билетов -800 рублей

Граждане Российской Федерации и Республики Беларусь — 400 рублей

Детям, студентам, пенсионерам РФ — бесплатно

.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *