Природные и искусственные материалы 5 класс технология: Разработка урока технологии 5 класс по теме «Композиционные материалы» – Презентация по технологии на тему «Искусственные материалы» 5 класс

Разработка урока технологии 5 класс по теме "Композиционные материалы"

Паринова И.В. - учитель технологии   МБОУ СОШ №91 г. Воронеж

РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

Вводная часть:

1 Класс 5

2 Тема урока - Понятие конструкционного материала. Металл, древесина, ткань - как конструкционный материал.

3 Тип урока - Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации.

4 Программа - Модифицированная программа по курсу технология для неделимых 5-8 классов составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

5 УМК - Учебники под редакцией В.Д.Симоненко «Технология» (Обслуживающий и Технический труд).

6 Соответствие стандарту образования: Используемый учебный материал конкретизирует содержание учебных тем программы, согласно действующим образовательным стандартам основного общего образования.

7 Компетенции, развивающиеся на этом уроке:

Учебные компетенции:

- Связывать воедино и использовать отдельные части знаний в области истории, знаний о природе и окружающем мире.

Исследовательские компетенции:

- Получать и обрабатывать информацию

- Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями в истории развития человечества.

- Обращаться к различным источникам знаний и их использовать в своей образовательной деятельности.

Коммуникативные компетенции:

- Выслушивать своих товарищей и принимать во внимание их мнение.

- Высказывать своё мнение и выступать на публике.

8 Место данного урока в системе уроков по определённому разделу: Данная тема урока является вводным уроком в разделе программы 5 класса - Материаловедение.

9 Межпредметные связи: История Древнего мира 5 класс, География. Окружающий мир.

План конспект урока:

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием конструкционный материал, видами конструкционных материалов и их классификацией.

Задачи урока:

Способствовать формированию новых понятий по разделу материаловедение.

Обеспечить условия развития мышления, обогащению словарного запаса, привития интереса к предмету, умений анализировать, устанавливать закономерности, обобщать и делать выводы.

Способствовать воспитанию дисциплинированности, внимательности и уважительного отношения друг к другу.

Оборудование урока: Компьютер, мультимедиапроектор.

Наглядный материал: Образцы конструкционных материалов: (стекло, металл, дерево, бумага, пластик, ткань…)

Ход урока:

1 Организационный момент.

2 Сообщение темы и цели урока. (Слайд 2)

3 Сообщение нового материала.

Вопрос классу: (Слайд 3)

Что использовал человек на раннем этапе своего развития для удовлетворения своих потребностей?

Рассмотрите картинки и ответьте на поставленный вопрос. (Слайд 4)

(Шкуры животных, каменные орудия, деревянные орудия, красивые камни, ракушки, семена высушенных растений из которых делались украшения, кости убитых животных, из которых тоже делали орудия охоты и труда.)

Иначе говоря человек использовал всё что давала ему природа для того чтобы удовлетворить свои насущные потребности.

Вопрос классу:

Давайте подумаем и вспомним, какие потребности должен был удовлетворять человек, чтобы выжить в таких тяжёлых условиях дикой природы? (Слайд 5)

(Потребность в орудиях труда, орудиях охоты, оружие, жилище, одежда и предметах домашнего быта)

Вопрос классу:

Какие материалы использовал человек для своих нужд?(Слайды 6,7)

Всё, что давала ему природа (Шкуры животных, деревья и растения, камни, кости убитых животных)

Но человечество в своём развитии прошло множество ступеней. Они характеризовались уровнем развития цивилизации: - развитием науки, (т.е. суммой знаний, которым овладевало человечество), соответственно развитием техники и технологий и уровнем культуры. Давайте рассмотрим, как развивались технологии и материалы, которые использовал человек на различных исторических этапах своего развития.

Краткие комментарии при показе слайдов 8,9,10,11,12,13.

На разных этапах исторического развития человечества мы видим, что одни материалы применялись с древнейших времён до наших дней, другие материалы начинали использоваться человеком по мере их открытия и приобретения навыков их обработки и использования в своих целях. Таким образом, мы видим с ростом уровня развития науки и технологий, и растёт количество применяемых человеком материалов. Так что такое же такое конструкционный материал.

Конструкционный материал это материал, из которого изготавливают детали конструкций машин, сооружений и множество других изделий. Это материалы способные воспринимать силовую нагрузку. Определяющим параметром этих материалов является механические свойства, что и отличает их от других материалов.

Давайте теперь рассмотрим, какие конструкционные материалы бывают. Конструкционные материалы подразделяются по природе материалов на металлические, неметаллические и композиционные. (Слайд 15)

Металлические конструкционные материалы (Слайд 16) это различные сплавы, компонующееся из различных металлов, которые выпускает наша металлургическая промышленность. Но в природе металлов в чистом виде существует очень мало (самородки золота, серебра, железа…) Поэтому сырьём для получения металлов служат всевозможные геологические руды (полезные ископаемые, залегающие в недрах земли)

Из добываемой руды по определённым технологиям и плавят различные металлы и получают различные сплавы.

(Слайд 17) Таким образом, металл, как конструкционный материал это сплавы на основе различных металлов:

Сталь и чугун это сплавы на основе железа из него выпускают основную массу металлических заготовок и конструкций для машиностроительной промышленности, строительных материалов и мн. др.

Алюминиевые сплавы - служат для изготовления корпусов самолётов, вертолётов, ракет, морских судов и различных строительных конструкций, пищевую фольгу и фантики для конфет.

Никелевые сплавы, титановые сплавы и кобальтовые сплавы применяют в авиационных и ракетных двигателях, паровых турбинах.

Магниевые сплавы применяются преимущественно в виде литья в конструкциях летательных аппаратов, в автомобилестроении, в текстильной и полиграфической промышленности.

Вопрос классу:

Приведите конкретные примеры использования металлических конструкционных материалов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни?

Неметаллические конструкционные материалы. (Слайд 18)

Включают в себя множество материалов. (Пластики, полимеры, керамика, стекло, резины, древесина, ткань, бумага и др.)

Древесина, как конструкционный материал один из самых древних материалов используемых человеком. Следует понимать различие между понятиями дерево и древесина. (Слайд 19) Дерево это живое растение, а древесина это уже материал, являющийся сырьём для производства множества изделий. Это натуральный и экологичный материал не утратил своей актуальности и сегодня. Но область его применения значительно сузилась, в основном оно используется в строительстве и производстве мебели.

Ткань, как конструкционный материал, в настоящее время используется

очень широко. (Слайд 20) Её применяют в быту, в качестве отделочных материалов стен помещений, как текстиль для дизайна комнат. Из неё изготавливают спортивную обувь и одежду, для изготовления парусов и различного туристического снаряжения, специальной защитной одежды и мн. др. А что же является сырьём для производства тканей, из чего её изготавливают?

(Слайд 21) Посмотрите, на слайде вы видите виды животных и растений, являющихся изначально сырьём для производства тканей человеком. В настоящее время, с развитием химической отрасли к ним добавились и отходы нефтехимической и газовоперерабатывающих отраслей промышленности. Они поставляют сырьё для производства тканей из химических волокон.

Вопрос классу:

Приведите конкретные примеры использования неметаллических конструкционных материалов, которые окружают вас?

Композиционные конструкционные материалы. (Слайд 22)

Это огромное множество материалов, достижение наших современных технологий. Человек научился компоновать различные виды материалов между собой. Таким образом, получались материалы способные сочетать положительные свойства обеих используемых материалов. Стекло научились компоновать с пластиком, тканью и волокнами, получая такие материалы, как стеклоткань, стеклопластик, стекловолокно - эти материалы широко используются в производстве строительных материалов, судостроении, производстве спортивного инвентаря. Углепластик - это очень дорогой в производстве материал поэтому его используют при производстве высокотемпиратурных узлов деталей ракетных двигателей и сверхзвуковых самолётов. Широко известны сегодня и такие материалы, как металлопластики и металлокерамика. Они используются в машиностроении, при производстве деталей сопла ракет и реакторов атомных станций и при производстве множества строительных материалов.

Закрепление пройденного материала

Мы сегодня с вами ознакомились с множеством материалов, которые используются человеком, новыми понятиями. Давайте ещё раз вспомним их.

Вопрос классу:

Что называют конструкционным материалом? (Слайд 23)

Задание классу:

Разгадайте кроссворд (Слайд 24)

1.Первый материал, который использовал человек для производства орудий труда.

2. Очень пластичный материал, основа для изделий в технике «Оригами»

3. Конструкционный материал, производимый на основе железа, сырьё для машиностроения.

4. Неметаллический конструкционный материал, прозрачный, пропускающий дневной свет.

5. Неметаллический конструкционный материал, один из первых использовался в строительстве, очень горюч.

6. Неметаллический конструкционный материал, из которых делают «обувь» для машин.

7. Растение, кустарник, являющийся сырьем для производства хлопчатобумажных тканей.

8. Конструкционный материал, относящийся к разряду ценных металлов.

9. Что добывают геологи в недрах земли и что является сырьём для производства

различных металлов и их сплавов?

hello_html_4616ffe8.gif hello_html_7829cda7.gif

Подведение итогов урока:

Вопрос классу: (Слайд 25) Что узнали на уроке?

Опираясь на схемы, которые выведены на слайде, дети делают вывод о том, с чем познакомились на уроке, какие новые понятия узнали.

Уборка кабинета.

Список литературы для составления конспекта урока:

Характеристика композиционных материалов: интернет источники -

http://www.coolreferat.com

http://slovari.yandex.ru/

http://slovari.yandex.ru/книги /БСЭ/Конструкционные материалы

В, Д. Симоненко Технология. Базовый уровень: 10-11 классы Учебник для общеобразовательных школ.- М. : Вентана-Графф. 2009г.

Урок 10. искусственные и синтетические материалы - Технология - 5 класс

Технология, 5 класс

Урок 10. Искусственные и синтетические материалы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Понятие «искусственный материал».
  2. Понятие «синтетический материал».
  3. Свойства искусственных и синтетических материалов.

Тезаурус:

Натуральные материалы – это материалы, используемые для производства потребительских благ, добываемые в природе.

Сырьём - это природные материалы, которые перед использованием на производстве подверглись предварительной обработке и подлежат дальнейшей переработке.

Натуральное сырьём – это все добытые вещества, используемые человеком и сохранившие в предмете труда свои природные свойства и состав.

Искусственные материалы - это материалы, которые созданы человеком на основе соединения природных материалов и не существуют в природе.

Материалы, получаемые в процессе создания или построения сложных молекул из более простых, называются синтетическими, а сам процесс – синтезом.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

2. https://ru.wikipedia.org

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Все предметы, окружающие нас, изготавливаются из материалов. Материалы, используемые для производства потребительских благ, добываемые в природе, называются натуральными.

Природные материалы, которые перед использованием на производстве подверглись предварительной обработке и подлежат дальнейшей переработке, называются сырьём.

Например, сырьём лесоперерабатывающей промышленности являются брёвна, полученные из спиленных деревьев. Сырьё для производства шерстяной пряжи является шерсть, состриженная с животных.

Все добытые вещества, используемые человеком и сохранившие в предмете труда свои природные свойства и состав, называются натуральным сырьём.

На ранних этапах человеческого существования люди использовали крайне ограниченное число материалов. Это были материалы, имеющиеся в природе — камни, дерево, глина, шкуры животных.

Со временем люди научились производить материалы, по свойствам превосходящие природные продукты. Это были такие новые материалы, как керамика и различные металлы.

Было обнаружено, что свойства материалов могут изменяться в результате термической обработки или добавления к ним различных субстанций.

Материалы, которые созданы человеком на основе соединения природных материалов и не существуют в природе, называются искусственными материалами.

Для получения искусственных материалов природные компоненты подвергают технологической обработке.

Нагревание

При производстве стекла – происходит нагрев кварцевого песка до состояния плавления.

Обжиг

При производстве кирпича происходит обжиг заготовки из специальной глиняной смеси;

Прессование

При производстве древесно-стружечные или древесноволокнистые плиты происходит прессование щепы или стружки деревьев.

Растворение

При производстве искусственного шёлка происходит растворение целлюлозы в специальном растворе, после чего из полученного вещества формируют нити.

Со временем учёные поняли, что существует соответствие между структурными элементами, составляющими материал, и им самим. Эти знания стали доступными примерно 100 лет назад, и в значительной степени были обусловлены тем, что люди научились оценивать характеристики материала.

Все это привело к тому, что появились десятки тысяч различных материалов с весьма специфическими свойствами, что позволило удовлетворять самые сложные потребности современного общества.

Производство материалов, которые делают наше существование более комфортным, связаны с тем, что становятся доступным всё новые и новые технологии.

На уроках химии вы узнаете, что все вещества состоят из атомов и молекул. С помощью химических реакций их можно перестраивать. Изменение порядка приводит к образованию нового вещества. Такие реакции называются синтезом, а получаемые материалы синтетическими.

Синтез в химии – это процесс создания или построения сложных молекул из более простых.

Сырьём для производства этих материалов являются нефтепродукты, уголь, газ.

Часто материалы полученные искусственным или синтетическим путём обобщают и называют химическими.

Современные технологии производства синтетических материалов коснулись всех сфер жизнедеятельности человека. Вы встречаетесь с этой продукцией ежедневно и повсеместно.

Полиэтилен, синтетический материал, из которого изготавливают плёнку, бутылки, крышки.

Органическое стекло. Из него изготавливают небьющееся прозрачные экраны, художественно-декоративные изделия.

Полистирол используют для изготовления одноразовой посуды.

Но лучшим примером производства синтетических материалов может служить текстильная промышленность. Синтетические ткани изготавливаются из полимеров, полученных благодаря химическим реакциям.

Как правило, из синтетических тканей производят спортивную одежду или вещи, необходимые для использования в экстремальных ситуациях.

Производство синтетического волокна аналогично процессу получения искусственного: получение прядильного раствора, формирование волокон, отделка. Искусственное волокно за счёт того, что получается из природного материала имеет более высокую стоимость, поэтому оно менее популярно, чем синтетическое.

Синтетические материалы имеют ряд преимуществ. В отличие от природных материалов, синтетическая ткань обладает незначительным весом. Одежда из такого материала менее подвержена износу и хорошо сохраняет стойкость цвета. Практически все синтетические материалы не впитывают в себя много влаги, и сушка не занимает много времени. Низкая цена материала за счёт невысокой стоимости исходного продукта.

Производство синтетических материалов постоянно развивается. Учёные-химики постоянно синтезируют новые виды волокон с заданными свойствами. Некоторые материалы, полученные на основе этих волокон, в несколько раз превосходят прочность стали.

Таким волокном, например, является кевлар. Из него делают лёгкие прочные надувные лодки и бронежилеты.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 4. Выделите зелёным цветом минеральное сырьё (материалы), синим цветом – продукцию химического производства.

Варианты ответа:

Нефть

Керамика

Руда

Полиэтилен

Газ этилен

Уголь

Стекло

Подсказка:

Правильный вариант ответа:

Минеральное сырьё (материалы)

Нефть

Руда

Газ этилен

Уголь

Продукция химического производства

Керамика

Полиэтилен

Стекло

Подсказка: Сырьём – это все добытые вещества, используемые человеком и сохранившие в предмете труда свои природные свойства и состав.

Задание 6. Определите вид материала. Расставьте подписи к изображениям.

Натуральный

Искусственный

Синтетический

Виды материалов. (5 класс)

Просмотр содержимого документа
«Виды материалов. (5 класс)»

Виды материалов Технология 5 класс Учебник под ред. В. М. Казакевич 2019 Учитель : Кривцова О.А. СПб 458 школа Невского района.

Виды материалов

Технология 5 класс

Учебник под ред. В. М. Казакевич 2019

Учитель : Кривцова О.А.

СПб 458 школа Невского района.

Подумайте, какие природные материалы были использованы для производства рабочего стола, за которым вы сидите.

Подумайте, какие природные материалы были использованы для производства рабочего стола, за которым вы сидите.

Слово “материал” в переводе с латинского означает “вещественный”. Материал Изготовление Производство Строительство Создание  Материальные блага

Слово “материал” в переводе с латинского означает “вещественный”.

Материал

Изготовление

Производство

Строительство

Создание Материальные блага

Материал-это вещество, предмет,сырье, применяемые для изготовления чего-либо.   К жидким материалам относятся , например , вода, жидкий металл -ртуть , нефть, из которой получают бензин, керосин, дизельное топливо.

Материал-это вещество, предмет,сырье, применяемые для изготовления чего-либо.

К жидким материалам относятся , например , вода, жидкий металл -ртуть , нефть, из которой получают бензин, керосин, дизельное топливо.

 Материалы могут быть твердыми, жидкими и газообразными: КАМЕНЬ, МЕТАЛЛ, ДРЕВЕСИНА, ПЛАСТМАССА, ТКАНЬ, РАСТИТЕЛЬНЫЕ и ЖИВОТНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ.

Материалы могут быть твердыми, жидкими и газообразными:

КАМЕНЬ, МЕТАЛЛ, ДРЕВЕСИНА, ПЛАСТМАССА, ТКАНЬ, РАСТИТЕЛЬНЫЕ и ЖИВОТНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ.

Физминутка

Физминутка

К какому материалу относится камень?

К какому материалу относится камень?

Из какого материала получают бензин ?

Из какого материала получают бензин ?

Газообразные материалы Г

Газообразные материалы

Г

Кислород, используемый для лечения больных -является газообразным материалом.

Кислород, используемый для лечения больных -является газообразным материалом.

Специальные газы, используемые во время сварки и резки -это газообразные материалы.

Специальные газы, используемые во время сварки и резки -это газообразные материалы.

Применение газообразных материалов для производства материальных благ:

Применение газообразных материалов для производства материальных благ:

Кислородная маска

Кислородная маска

Конфорка газовой плиты.

Конфорка газовой плиты.

Сварочный аппарат.

Сварочный аппарат.

СЛОВАРЬ: материал. Проверьте себя: Что называется материалом? Приведите примеры известных вам твердых материалов, не названных в этой презентации. Какие жидкие материалы вам известны?

СЛОВАРЬ: материал.

Проверьте себя:

  • Что называется материалом?
  • Приведите примеры известных вам твердых материалов, не названных в этой презентации.
  • Какие жидкие материалы вам известны?
С помощью компьютера узнай: Каким газом наполняют лампочки накаливания для продления срока их службы? Попробуй обосновать: в каких производствах жидкости являются основными материалами?

С помощью компьютера узнай:

Каким газом наполняют лампочки накаливания для продления срока их службы?

Попробуй обосновать: в каких производствах жидкости являются основными материалами?

Источники Учебник “Технология” 5 класс Казакевич В. М. 2019 г. Физминутка : https://www.youtube.com/watch?v=UHVvKbVKXVU

Источники

Учебник “Технология” 5 класс Казакевич В. М. 2019 г.

Физминутка : https://www.youtube.com/watch?v=UHVvKbVKXVU

Презентация по технологии на тему "Тонколистовой металл и проволока. Современные материалы. Искусственные материалы." (5 класс)

Просмотр содержимого документа
«Презентация по технологии на тему "Тонколистовой металл и проволока. Современные материалы. Искусственные материалы." (5 класс)»

Тонколистовой металл и проволока.  Современные материалы. Искусственные материалы. ТЕХНОЛОГИЯ 5 класс

Тонколистовой металл и проволока. Современные материалы. Искусственные материалы.

ТЕХНОЛОГИЯ 5 класс

Цель урока:  изучить виды тонколистового металла и проволоки. Задачи: Познакомить с понятиями “тонколистовой металл” и “проволока”, “свойства металла”, развертка детали; с процессом получения и применением тонколистового металла и проволоки. Также узнать что такое искусственные материалы. Для чего нужны современные материалы? Развивать познавательный интерес, исследовательских навыков, коммуникативных качеств: умение слушать и слышать, толерантность, абстрактно-логическое мышление, умение анализировать, обобщать, умение выполнять эскиз развертки. Воспитывать самостоятельность, ответственность, целеустремленность, взаимовыручка.

Цель урока:  изучить виды тонколистового металла и проволоки.

Задачи:

  • Познакомить с понятиями “тонколистовой металл” и “проволока”, “свойства металла”, развертка детали; с процессом получения и применением тонколистового металла и проволоки. Также узнать что такое искусственные материалы. Для чего нужны современные материалы?
  • Развивать познавательный интерес, исследовательских навыков, коммуникативных качеств: умение слушать и слышать, толерантность, абстрактно-логическое мышление, умение анализировать, обобщать, умение выполнять эскиз развертки.
  • Воспитывать самостоятельность, ответственность, целеустремленность, взаимовыручка.
МЕТАЛЛЫ Металлы – природные конструкционные материалы, получаемые из руд железо, медь, олово, свинец, ртуть, алюминий, золото, серебро и многие другие.

МЕТАЛЛЫ

Металлы – природные конструкционные материалы, получаемые из руд железо, медь, олово, свинец, ртуть, алюминий, золото, серебро и многие другие.

МЕТАЛЛЫ Металлы обладают несколькими свойствами: они твердые и плотные (за исключением ртути), являются проводниками электричества и тепла, а также звука. Температура плавления и кипения твердых металлов довольно высока (от 28 до 3000 ºС и выше).  Имея такой полезный набор свойств, они находят широкое применение в различных сферах человеческой деятельности. Их используют для изготовления электрических кабелей, ювелирных изделий, посуды, различных деталей в строительстве, а также в авиационной и автомобильной промышленности. И это не полный список сфер, где люди используют металл. Главным преимуществом таких изделий являются прочность, а также его способность принимать любую форму под воздействием давящего на него инструмента.

МЕТАЛЛЫ

  • Металлы обладают несколькими свойствами: они твердые и плотные (за исключением ртути), являются проводниками электричества и тепла, а также звука.
  • Температура плавления и кипения твердых металлов довольно высока (от 28 до 3000 ºС и выше).
  • Имея такой полезный набор свойств, они находят широкое применение в различных сферах человеческой деятельности. Их используют для изготовления электрических кабелей, ювелирных изделий, посуды, различных деталей в строительстве, а также в авиационной и автомобильной промышленности. И это не полный список сфер, где люди используют металл.
  • Главным преимуществом таких изделий являются прочность, а также его способность принимать любую форму под воздействием давящего на него инструмента.
Строение металлов

Строение металлов

Типы металлов   Согласно их промышленному употреблению, металлы делятся на черные и цветные.  Как это видно из названия, различаются они по цвету. Но кроме цветовых оттенков они имеют другие отличительные свойства: черные металлы более твердые и плотные, цветные же пластичнее и мягки по своей структуре. Кроме того, цветные металлы подразделяются на две группы: легкие и тяжелые. Производство и тех, и других подразумевает затрату энергии. На легкие ее требуется гораздо больше. К легким обычно относят магний, алюминий, титан, а к тяжелым – свинец, олово, медь, никель, цинк. Так как способ производства данных материалов различается, то и промышленность было решено поделить на тяжелую и легкую металлургию. Причем заводы первой отрасли располагаются непосредственно около источника добычи подобного сырья, а второй – находятся у источников недорогой энергии.

Типы металлов

  • Согласно их промышленному употреблению, металлы делятся на черные и цветные.
  • Как это видно из названия, различаются они по цвету. Но кроме цветовых оттенков они имеют другие отличительные свойства: черные металлы более твердые и плотные, цветные же пластичнее и мягки по своей структуре.
  • Кроме того, цветные металлы подразделяются на две группы: легкие и тяжелые. Производство и тех, и других подразумевает затрату энергии. На легкие ее требуется гораздо больше. К легким обычно относят магний, алюминий, титан, а к тяжелым – свинец, олово, медь, никель, цинк. Так как способ производства данных материалов различается, то и промышленность было решено поделить на тяжелую и легкую металлургию. Причем заводы первой отрасли располагаются непосредственно около источника добычи подобного сырья, а второй – находятся у источников недорогой энергии.
Металл  К черным металлам относятся железо и его сплавы, а также марганец и иногда хром. Они используются в промышленности более чем на 90%, в отличие от цветных. Из черных металлов в основном изготавливают чугун и сталь. Для их изготовления используется сплав железа и углерода, но в разных пропорциях.

Металл

К черным металлам относятся железо и его сплавы, а также марганец и иногда хром. Они используются в промышленности более чем на 90%, в отличие от цветных. Из черных металлов в основном изготавливают чугун и сталь. Для их изготовления используется сплав железа и углерода, но в разных пропорциях.

Металлы К цветным металлам относятся все остальные нежелезные металлы. К таковым относятся медь, алюминий, никель, свинец, цинк, олово и многие другие .

Металлы

  • К цветным металлам относятся все остальные нежелезные металлы. К таковым относятся медь, алюминий, никель, свинец, цинк, олово и многие другие .
СПЛАВЫ  Сплавы – это конструкционные материалы, получаемые соединением нескольких компонентов, из которых хотя бы один металл. Сталь, чугун, бронза, латунь, дюралюминий и многие другие

СПЛАВЫ

Сплавы – это конструкционные материалы, получаемые соединением нескольких компонентов, из которых хотя бы один металл. Сталь, чугун, бронза, латунь, дюралюминий и многие другие

ТОНКОЛИСТОВОЙ МЕТАЛЛ Его получают прокаткой. Это один из видов обработки металлов давлением. Сталь, чугун, бронза, латунь, дюралюминий и многие другие.

ТОНКОЛИСТОВОЙ МЕТАЛЛ

  • Его получают прокаткой. Это один из видов обработки металлов давлением. Сталь, чугун, бронза, латунь, дюралюминий и многие другие.
Виды тонколистового металла Фольга – толщина до 0,2мм

Виды тонколистового металла

  • Фольга – толщина до 0,2мм
Виды тонколистового металла Жесть – толщина до 0,5мм Черная жесть – ржавеет Белая жесть – не ржавеет (покрыта оловом)

Виды тонколистового металла

  • Жесть – толщина до 0,5мм
  • Черная жесть – ржавеет
  • Белая жесть – не ржавеет (покрыта оловом)
Виды тонколистового металла  Оцинкованная сталь – толщина до 0,8мм (покрыта цинком)

Виды тонколистового металла

  • Оцинкованная сталь – толщина до 0,8мм (покрыта цинком)
Применение тонколистового металла

Применение тонколистового металла

Проволока Проволока - металлическая нить, шнур. Проволока обычно круглая, редко — шестиугольного, квадратного, трапециевидного или овального сечения из стали, алюминия, меди, никеля, титана, цинка, их сплавов и других металлов. Выпускают также биметаллические и полиметаллические проволоки. Проволока получается путём протяжки (волочения) через последовательно уменьшаемые отверстия. Проволока выпускается различного диаметра (до десятков миллиметров).

Проволока

  • Проволока - металлическая нить, шнур.
  • Проволока обычно круглая, редко — шестиугольного, квадратного, трапециевидного или овального сечения из стали, алюминия, меди, никеля, титана, цинка, их сплавов и других металлов. Выпускают также биметаллические и полиметаллические проволоки.
  • Проволока получается путём протяжки (волочения) через последовательно уменьшаемые отверстия. Проволока выпускается различного диаметра (до десятков миллиметров).
СТАЛЬНАЯ

СТАЛЬНАЯ

МЕДНАЯ

МЕДНАЯ

АЛЮМИНИЕВАЯ

АЛЮМИНИЕВАЯ

Волочение

Волочение

Проволока используется Проволока используется для изготовления электрических проводов, метизов, пружин, свёрл, термопар, электродов, электронных приборов, декоративных изделий

Проволока используется

Проволока используется для изготовления электрических проводов, метизов, пружин, свёрл, термопар, электродов, электронных приборов, декоративных изделий

Применение проволоки

Применение проволоки

ИСКУССТВЕННЫЕ  МАТЕРИАЛЫ   Искусственные материалы делают на основе природных компонентов, прошедших специальную технологическую обработку. К искусственным строительным материалам относятся, например, кирпич, стекло, поризованный и искусственный камень, бетон и пенобетон, фибролит, шифер, ДСП и ОСБ-плиты, керамическая черепица .

ИСКУССТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Искусственные материалы делают на основе природных компонентов, прошедших специальную технологическую обработку. К искусственным строительным материалам относятся, например, кирпич, стекло, поризованный и искусственный камень, бетон и пенобетон, фибролит, шифер, ДСП и ОСБ-плиты, керамическая черепица .
Искусственные материалы   Искусственные материалы сохраняют все экологические качества исходных компонентов, но при этом они могут оказаться гораздо удобнее в использовании и, как правило, дешевле – проще придать нужную форму кирпичу, чем обработать до нее природный камень. К тому же, искусственным материалам можно придать свойства, не присущие их природным «прародителям». Например, теплоизоляционные качества искусственного поризованного камня на порядок выше теплоизоляционных свойств природного.

Искусственные материалы

  • Искусственные материалы сохраняют все экологические качества исходных компонентов, но при этом они могут оказаться гораздо удобнее в использовании и, как правило, дешевле – проще придать нужную форму кирпичу, чем обработать до нее природный камень. К тому же, искусственным материалам можно придать свойства, не присущие их природным «прародителям». Например, теплоизоляционные качества искусственного поризованного камня на порядок выше теплоизоляционных свойств природного.
КИРПИЧ

КИРПИЧ

СТЕКЛО

СТЕКЛО

КАМЕНЬ

КАМЕНЬ

Бетон и пенобетон

Бетон и пенобетон

Фибролит Фибролит - обычно изготавливается из специальных древесных стружек (волокна) и неорганического вяжущего вещества. Древесное волокно получают на специальных станках в виде тонких и узких лент, то есть получается не щепа, а длинная узкая стружка. В качестве вяжущего используют портландцемент , реже — магнезиальное вяжущее. Является аналогом арболита .

Фибролит

Фибролит - обычно изготавливается из специальных древесных стружек (волокна) и неорганического вяжущего вещества.

Древесное волокно получают на специальных станках в виде тонких и узких лент, то есть получается не щепа, а длинная узкая стружка. В качестве вяжущего используют портландцемент , реже — магнезиальное вяжущее.

Является аналогом арболита .

Шифер

Шифер

ДСП и ОСБ-плиты

ДСП и ОСБ-плиты

Керамическая черепица

Керамическая черепица

СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ВОПРОСЫ: Что такое металлы и сплавы? На какие группы они делятся? Какими свойствами отличаются металлы и сплавы? Каким способом получают тонколистовой металл? Где применяются разные виды тонколистового металла? Что делают из проволоки? Какие искусственные материалы вы знаете? Современные материалы, хорошо или плохо? Обоснуй свой ответ.

ВОПРОСЫ:

  • Что такое металлы и сплавы? На какие группы они делятся?
  • Какими свойствами отличаются металлы и сплавы?
  • Каким способом получают тонколистовой металл?
  • Где применяются разные виды тонколистового металла?
  • Что делают из проволоки?
  • Какие искусственные материалы вы знаете?
  • Современные материалы, хорошо или плохо? Обоснуй свой ответ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Урок 9. материалы для производства материальных благ - Технология - 5 класс

Технология, 5 класс

Урок 9. Материалы для производства материальных благ

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Понятия «Материалы».
  2. Разновидности производственного сырья и материалов.

Тезаурус:

Материал – это вещество, предмет, сырьё, применяемые для изготовления чего-либо. Из материалов создаются потребительские блага.

Природный материал – это то, что мы находим в природе, окружающей нас. 

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Если вы оглянетесь вокруг, то увидите предметы, изготовленные из самых разных материалов.

Материалы – это вещество, предмет, сырьё, применяемые для изготовления материальных благ.

Сырье – это материал, предназначенный для дальнейшей обработки на производстве. По сути, именно с него начинается выпуск любой продукции.

Почему мастер выбрал именно тот или иной материал для своего изделия?

Если изготовить платье из бумаги оно не прослужит и недели. Поэтому для изготовления одежды выбирают ткани. В зависимости от назначения этой одежды ткани подбирают со специальными свойствами.

Можно ли изготовить одно и то же изделие из разных материалов?

Есть продукция, которую можно изготавливать из разных материалов. Например, мебель. Материалом для неё может служить:

– пластмасса, если она используется в общественных местах, на улице;

– металл, если она находиться большую часть времени на улице или металл используется, как элемент декора;

– дерево, самая распространённая мебель у потребителей.

Каждый материал имеет определённые свойства. Один хорошо гнётся, другой – очень пластичный, третий – очень прочный и т. д. Чтобы правильно подобрать материал для изделия, мастер должен знать и понимать свойства каждого из них.

Материалы могут быть твёрдыми, жидкими и газообразными.

Твёрдыми материалами являются камень, металл, древесина, пластмасса, ткань, растительные и животные пищевые продукты.

К жидким материалам относятся, например, вода, ртуть (жидкий металл), нефть.

К газообразным материалам относятся кислород, используемый для лечения больных, газ пропан, применяемый для приготовления пищи на газовой плите, специальные газы, используемые для сварки на производстве.

Свойства материалов во многом зависят от их происхождения натурального или синтетического.

Принято считать, что натуральные материалы – это материалы, которые не подвергались промышленной обработке.

Но в современном мире природные материалы всё-таки в некоторой степени подвергаются различной обработке. Поэтому можно определить природные материалы как материалы, которые даже после обработке сохраняют свои основные свойства.

Дерево останется натуральным материалом даже после того, как его спилили, распилили на части и сделали заготовки для дальнейшей переработки.

Природные материалы можно разделить по происхождению на три группы: растительные, животные и минеральные.

Источником растительного и животного сырья являются ресурсы естественной среды обитания: земельные, лесные и водные.

Основное сырьё растительного происхождения для производства материальных благ – это древесина, пищевые растения, лекарственное сырье, природные волокна для производства тканей.

Сырьё животного происхождения – это животные природные волокна, мех, кожа, кость, молочные продукты, мясо, яйца, продукты пчеловодства.

Мёд – это продукт растительного происхождения

Жемчуг – сырьё животного происхождения

Уникальным сырьём животного происхождения является жемчуг, не смотря на то, что в своём составе он содержит минерал, к группе минералов он не относится.

Минеральное сырье — это полезные ископаемые, которые используются в производственной сфере, оно играет важную роль в народном хозяйстве, особенно в промышленности.

Минеральное сырьё делят на рудное, нерудное и горючее.

Рудным минеральным сырьём являются горные породы, минеральные агрегаты, содержащие металлы.

Нерудным или неметаллическим называют все сырье, используемое в производстве химических, строительных и других неметаллических производствах. Минеральными материалами так же являются камни, песок, ракушки, скорлупа, драгоценные камни.

К горючему минеральному сырью относятся органические ископаемые: уголь, торф, сланцы, нефть, используемые как топливо или сырье для химической промышленности.

Сырье и материалы делят на основные и вспомогательные. Основные составляют материальную основу выпускаемой продукции: железная руда – чугуна; текстильные волокна – тканей; металл – машин.

К классу вспомогательных относят такие материалы, которые не составляют основу производимой продукции, а придают ей определённые свойства и качества, обеспечивают работу оборудования и нормальный ход технологического процесса. Например, красители придают тканям определённый цвет, топливо, смазочные масла обеспечивают работу оборудования, а катализаторы – нормальное протекание либо ускорение технологического процесса.

Существуют предметы труда, используемые в производстве в качестве полуфабрикатов. Полуфабрикат – это продукт, изготавливаемый на одном участке производства и используемый для выработки продукции на другом участке. Полуфабрикат нередко выступает в качестве готовой продукции. Так, пряжа является готовой продукцией прядильного производства, а на ткацком комбинате, где она перерабатывается в ткань, полуфабрикатом.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 6.

Расставьте подписи к изображениям. Определите агрегатное состояние материала.

Газообразный материал

Твёрдый материал

Жидкий материал

Подсказка: К газообразным материалам относятся газ пропан, применяемый для приготовления пищи на газовой плите.

Твёрдыми материалами являются камень, металл, древесина, пластмасса, ткань.

К жидким материалам относятся ртуть – жидкий металл, нефть.

Задание 8. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты ответа из выпадающего меню.

Основное сырье ___________________ происхождения для производства материальных благ – это древесина, пищевые растения, лекарственное сырье.

Сырьё _________________ происхождения – это мех, кожа, кость, молочные продукты, мясо, яйца, продукты пчеловодства.

______________________ сырьё делят на рудное, нерудное и горючее.

Варианты ответа:

Минеральное

Растительного

Животного

Правильный вариант ответа:

Основное сырье растительного происхождения для производства материальных благ – это древесина, пищевые растения, лекарственное сырье.

Сырьё животного происхождения – это мех, кожа, кость, молочные продукты, мясо, яйца, продукты пчеловодства.

Минеральное сырьё делят на рудное, нерудное и горючее.

Урок технологии "Металлы и сплавы" 5 класс

Технологическая карта урока по технологии в 5 классе по ФГОС

Класс: 5 «А»

Раздел: Технология обработки металла.

Тема урока: Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы.

I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

Цели урока:

I образовательные цели:

1.1 Раскрыть основные свойства металлов и состав листового металла и проволоки

1.2. Способствовать формированию навыков и развитию умений

обучающихся при обработке металла и проволоки.

1.3. Способствовать запоминанию основной терминологии

технологических процессов, цифрового материала как ориентира для

понимания количественных характеристик изучаемых объектов и

явлений.

1.4. Способствовать осознанию основного технологического материала,

формированию представления о свойствах металлов.

1.5. Способствовать осознанию существенных признаков понятий,

технологических процессов.

  1. развивающие цели:

    1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, ее выразительности и оттенков).

    2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

    3. Способствовать - развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности.).

    4. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

    5. Способствовать овладению всеми видами памяти учащихся.

    6. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся

    7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.

    8. Способствовать бережному отношению к природным и хозяйственным ресурсам.

  1. воспитательные цели:

    1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых,

эстетических, экологических, экономических качеств личности.

    1. Способствовать формированию умения выбрать для решения

познавательных и коммуникативных задач различные источники

информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и

другие базы данных.

    1. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с

технологической культурой производства.

  1. профориентационные цели:

    1. Создать условия для обобщения учащимися знаний в сферах трудовой деятельности, профессиях.

    2. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в

трудовой деятельности.

    1. Воспитывать уважение к работающему человеку.

    2. Сформировать представление о профессии вальцовщика.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: системно – деятельностный подход

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

Результат

(Формируемые УУД)

1

Организационный момент

- приветствие

-проверка явки учащихся

- приветствуют учителя, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

2

Повторение пройденного материала

Активизация обучающихся с использованием вопросов ловушек.

Что такое машина? (Устройство для преобразования энергии, материалов или информации для облегчения физического или умственного труда человека)

Где применяются винтовые механизмы и как они работают? (В переднем и заднем зажиме верстака, где вращательное движение рукоятки преобразуется в прямолинейное движение ходового винта, винт-гайка).

Отвечают на вопросы.

- рассуждают

- приводят примеры

3

Изучение нового материала

Постановка вопросов; формирование вместе с обучающимися темы и цели урока.

Ребята! Как вы думаете из чего изготовлены кузова автомобилей, металлические вёдра, тазы, гвозди? (Правильно из тонколистового металла и проволоки.) А как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

Правильно! Записываем в тетрадях число и тему урока: «Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы. Профессии связанные с обработкой металла.»

- отвечают на вопросы

- выбирают оптимальные решения

- фиксирование темы урока в тетрадь

Слушают.

Разгадывают анаграмму. Отвечают на поставленные вопросы. Обсуждают, работают в группах.

Личностные: осознание своих возможностей

Регулятивные: ответить на поставленный вопрос.

Познавательные: приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений, научиться решать анаграммы.

4

Поисково-исследовательский этап

Какую роль играют роль металлы в жизни человека? (изготовление машин кораблей самолётов, предметы домашнего хозяйства.)

Сплавы- сталь и чугун (железа с углеродом) , дюралюминий (алюминий, магний, медь), бронза (медь, свинец, олово), латунь (медь, цинк)

Заготовки из металлов и сплавов производят на предприятиях в виде листов, прудков, труб, проволоки, что значительно облегчает изготовление из них различных изделий.

Листовой металл (Слайд№4), получают прокаткой нагретых слитков на прокатных станах, где заготовка, попадая между валками, сжимается и приобретает форму листа. Делят на толстолистовую (толще 2 мм.) и тонколистовую (тоньше 2 мм.) В свою очередь тонколистовая сталь бывает нескольких видовкровельная сталь (толщиной от 0.5…0.8 мм.), жесть (толщиной от 0.2….до 0.5 мм.). Ребята, скажите а как кровельную сталь предостерегают от коррозии? Правильно, её мпокрывают тонким слоем цинка (оцинкованная сталь) Жесть бывает чёрная и белая.

Белая жесть – это листовая сталь, покрытая с двух сторон тонким слоем олова. Такая жесть имеет гладкую, блестящую, нержавеющую поверхность.

По вашему мнению ребята! Кто обслуживает прокатные станы на заводах? Выслушивание мнений и рассказ про профессию вальцовщика.

После этого рассказ про профессию жестянщика

Проволока используется для изготовления электрических приборов и заклёпок. Из мягкой стальной проволоки изготавливают гвозди, шурупы, винты, заклёпки, а из твёрдой –пружины, струны и другие изделия.

Ребята, а вы не задумывались, каким способом получают проволоку?

Катанка-прокатка нагретых заготовок между 2 валками имеющими канавки, получают проволоку толщиной более 5 мм. (Слайд №5).

Более тонкую проволоку получают волочением, протягиванием катанки через фильеры-детали с отверстиями, выполненными из очень твёрдых материалов и даже из алмазов.

- рассказывают о профессии вальцовщика, жестянщика.

- профессия

Волочильщик

- физминутка

Слушают, составляют конспект в рабочей тетради, зарисовывают основные технологические операции, обсуждают, работают в группах. Рассказывают,

о каких технологических операциях узнали.

Познавательные

извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов; структурировать

знания;

Коммуникативные

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные

давать определения новым понятиям темы; называть свойства инструментов.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование.

5

Практический этап

Учащиеся , организовав рабочие место , группами , приступают к работе.

Учитель проверяет рабочие места оказывает помощь отстающим учащимся.

Учитель помогает отстающим группам.

Организовывают рабочие места и выполняют формирование безопасной работы

- выполнение практической работы с использованием инструкционных и технологических карт.

Личностные: Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.

Коммуникативные: совместные решения проблемы.

Познавательные:  умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.

6

Итог практической работы

Молодцы! Вижу, все справились с заданием. А теперь оценим ваши работы.

- проводят самооценку и взаимооценку работ.

7

Закрепление материала.

Каждая группа придумайте по вопросу по нашей теме урока.

- рассуждают

- отвечают на вопросы.

8

Рефлексивно-оценочный этап

А теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу желающих вытянуть карточку и высказать свое мнение.

- было интересно…

- было трудно…

-теперь я могу…

- я научился…

- меня удивило…

- мне запомнилось…

- отвечают на вопросы, дают самооценку результатом своей работы.

Познавательные

выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать свои действия

Личностные умение провести самооценку и организовать взаимооценку

Коммуникативные

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

9

Домашнее задание

1.Повторить пройденный материал;

2.Подготовить сообщение на тему «Профессия слесарь»

3.Уборка рабочих мест.

Слушают и записывают домашнее задание в дневник.

Личностные: адекватное понимание причин успеха и не успеха в учебной деятельности.

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

Самоанализ урока

Даанные об учителе:Огиева Наталья Николаевна,учитель технологии

Предмет:технология Класс:5 .

Тема урока: Тонколистовой металл и проволока. Тип урока:урок изучения нового материала

Оборудование, карточки-задания

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

• предметные УУД:

-имеют понятие о технологическом процессе создания изделий;

-имеют понятие о металле,сплаве ,проволоке;

• познавательными УУД:

-умеют выделять и структурировать информацию,существующую для решения проблем,под руководством учителя.

. Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Дать представление о видах металлов,их характеристикахи свойствах.Смогут определить область применения тонколистового металла.

1 уровень —узнавание

Регулятивные

Планирование работы в группе.

1 уровень —выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Познавательные

Извлечение необходимой информациииз из прослушенных текстов.

Выработка алгоритма выполнения изделия из тонколистового металла .

2 уровень —совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

1 уровень —выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Личностные

Умение провести самооценкупо выработанным критериям, организовать перекрёстную оценкуи взаимопомощь в в группах.

2 уровень —самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Уровень достижения планируемого результата (оценка)

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

Возможные риски (Что может быть не усвоено, не понято).

Коррекционная работа

Мотивационно-целевой этап

Орг. момент

Организовать

самоопределение детей к деятельности на уроке.

Дети научены готовиться к уроку на перемене, поэтому рабочее место соответствовало требованиям урока. Урок начался по звонку.

Личностные УУД:

самоорганизация.

Регулятивные УУД:

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Напомнить на перемене о подготовке к уроку.

Мотивация (встреча с проблемой)

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;

Обучающиеся назвали основную технологическую документации, на основании которой перешли к практической работе «Ознакомление с тонколистовом металлом»

Регулятивные УУД:

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Коммуникативные УУД владение речью, умение выражать мнение.

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Не смогли назвать виды основной технологической и графической документации.

Продемонстрировать образцы.

Поисково-исследовательский этап

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Обучающиеся смогли проанализировать имеющуюся (по древесине) и полученную (по металлу) информацию о тонколистовом металле,кровельной стали,жести черной и белой, проволоки. Объяснить какую роль играет металл в жизни человекаКаким способом получают проволоку.

Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

давать определения новым понятиям темы.

Обратиться к помощи групп, если алгоритм не определён , назвать операции

Практический этап

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

Учащиеся определили необходимые технологические операции, наметили план действий, выполнили работу согласно правилам техники безопасности, осуществляя самоконтроль.

Цели данного этапа урока были реализованы, т.к. результаты деятельности детей показали принятие нового знания.

Предметные УУД: научиться различать металлы , проводить прстейшие исследование свойств. .

Познавательные УУД:

умение сформулировать алгоритм выполнения практической работы: ориентируются в здании, осуществляют поиск необходимой информации.

Обратиться к соседу по парте за разъяснением.

Рефлексивно-оценочный этап

Осмысление процесса и результата деятельности

Учащиеся представляют, выполненные работы, оценивают свою работу и работу соседа по парте. Различают физические, химические,механические и технологичекие свойства металлов и сплавов. Организуют беседу по вопросам: Что нового узнали на уроке?

Познавательные УУД:

выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать свои действия

Личностные УУД: умение провести самооценку и организовать взаимооценку

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Дата: 16.12.2016г. Подпись:

Литература

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p2/1288

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» http://умная-школа.рф/wiki/edu/education_law/?utm_source=yandex&utm_medium =cpc&utm_content=zakon_ob_obrazovanii&utm_campaign=blondy

  3. Приоритетный национальный проект «Образование» http://www.rost.ru/education.shtml

  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» http://президент.рф/news/6683

  5. Концепция национальной образовательной политики РФ (приказ МО РФ от 3.8.2006 г., № 201) http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_06/prm201-1.htm

  6. Приказ МО РФ от 5.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html

  7. Приказ МО РФ от 19.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» http://mku-uoor.ucoz.ru/news/vyshel_novyj_prikaz_mo_rf_o_vnesenii_izmenenij_v_bup_rf_ot_09_03_2004g_1312/2012-02-17-23

  8. Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» http://edu.of.ru/isiorao/default.asp?ob_no=30520

  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» http://schoolguide.ru/index.php/obzory/351-list-2012-2013.html

  10. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования http://www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/mt/20. doc

  11. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся», мет. письмо Департамента общего и дошкольного образования МО России от 20.04.2004 № 14-51-102/13) http://www.internet-school.ru/documents/documents565

  12. О «Перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений». Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России. От 21.06.2006г. № 03-1508. http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_118531.html

  13. «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих тарифных разрядов» (ОК 016-94) http://www.bestpravo.ru/federalnoje/ew-pravo/e2w.htm

  14. Симоненко, В.Д. Программа начального и основного общего образования [Текст]: Сборник / В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 192 с.

  15. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО УЧЕБНИКАМ Министерства образования и науки Российской Федерации. – [Электронный ресурс] /. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://fsu.edu.ru/p1.html, свободный. — Загл. с экрана, дата просмотра 15.05.2012г.

  16. Есенкова, Т.Ф. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» [Текст] / Авт. сост. О.В.Атаулова; Под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004. – 88 с.

  17. Сасова, И.А. Технология: 5-8 классы: Программы [Текст] / Сасова И.А., Марченко А.В. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 c.

  18. Симоненко, В.Д. Технология: программа. 5–8 классы [Текст] / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 148 с.

  19. Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. – С. 117-119.

  20. Асмолова, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

  21. Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ. – 2011. – № 12. – С. 12-18.

  22. Зарубина, В.В. Разработка основной образовательной программы ООО [Текст]: методические рекомендации / В.В. Зарубина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – 48 с.

Презентация к уроку (технология, 5 класс) по теме: презентация к уроку по технологии в 5 классе по теме Древесина- природный конструкционный материал

Слайд 1

Урок по технологии 5 класс Тема: Древесина - природный конструкционный материал Цель: Ознакомить учащихся со значением древесины как природного конструкционного материала в народном хозяйстве; изучить сферу применения древесины, породы древесины, их характерные признаки и свойства, пороки древесины; развить умение распознавать лиственные и хвойные породы древесины по внешним признакам: цвету и текстуре.

Слайд 2

Из чего состоит дерево? 1- корень; 2- ствол 3- сучья 4- листья (хвоя)

Слайд 3

Поперечный разрез ствола 1- сердцевина 2- сердцевидные лучи 3- ядро 4- пробковый слой 5- лубяной слой 6- заболонь 7-камбий 8- годичные кольца

Слайд 4

Главные разрезы ствола 1-поперечный (торцовый) 2-радиальный 3-тангенциальный

Слайд 5

Сердцевина –это самый мягкий и рыхлый слой, поэтому для практического использования наличие данного слоя на заготовке является не желательным.

Слайд 6

Сердцевидные лучи выполняют роль проводника влаги, воздуха и питательных веществ внутри дерева. Мы иногда сталкиваемся с тем , что деталь растрескивается. Это следствие того что мы не учли что, сердцевидные лучи влияют на качество древесины и взяв для изготовления детали недосушенную заготовку мы получим растрескавшуюся деталь именно по этим линиям.

Слайд 7

Образование ядра происходит различно в зависимости от породы, возраста, условий произрастания и других факторов; в известной мере оно связано с жизнедеятельностью кроны. Процесс ядрообразования заключается в отмирании живых элементов древесины, закупорке водопроводящих путей, отложении смолы и углекислого кальция, пропитке дубильными и красящими веществами, в результате чего цвет ядровой древесины изменяется, увеличивается ее плотность, стойкость против гниения и механические свойства. Древесина ядра мало проницаема для воды и воздуха, что имеет положительное значение при изготовлении из нее тары под жидкие продукты и отрицательное — при пропитке древесины антисептиками (ядро обычно не пропитывается). В растущем дереве ядро играет главным образом механическую роль, придавая стволу необходимую устойчивость; вместе с тем ядро может служить хранилищем для воды (у дуба, вяза).

Слайд 8

Пробковый слой наружный а лубяной слой внутренний слой и все это вместе называется корой дерева. Кора дерева является своеобразной одеждой для древесины, каждая порода древесины имеет свою характерную только для этого вида кору что является одной из отличительных черт древесины. Каждый слой коры выполняет свою функцию наружный (пробковый) защищает ствол дерева, внутренний (лубяной) является проводником питательных соков которым живет дерево.

Слайд 9

Заболонь В растущем дереве заболонь служит для проведения воды вверх по стволу (из корней в крону) и для отложения запасных питательных веществ.

Слайд 10

Камбий — тонкий жизнедеятельный слой ткани, располагающийся за лубом. В слое камбия к центру дерева откалываются клетки древесины, а в сторону луба — лубяные клетки.

Слайд 11

На территории нашей страны произростает более 100 различных пород деревьев. В природе различают две основные породы деревьев. Хвойная и лиственная. К хвойным породам относятся Сосна. Ель. Лиственница. Пихта. Кедр

Слайд 12

К лиственным породам относятся : Береза. Осина. Липа. Ольха. Дуб. Бук. Орех.

Слайд 13

Домашнее задание - прочитать учебный материал в учебнике на стр. 10-12 -Подобрать древесину и охарактеризовать принадлежность ее к определенной породе, данные записать в тетрадь. - Определить по образцу вид пиломатерала, назвать его элементы.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *