Прослушайте сообщение классицизм в русской живописи музыке архитектуре: Русский классицизм — Википедия – Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове

Русский классицизм | доклад, реферат, сочинение, сообщение, отзыв, статья, анализ, характеристика, тест, ГДЗ, книга, пересказ, литература

В русской литературе XVIII века, проходившей интенсив­ное развитие в контексте общего процесса европеизации стра­ны, начатой реформами Петра I, ведущим направлением стал классицизм (от лат. classicus — образцовый), сложившийся в европейской литературе уже в середине XVII века. Класси­цизм — общеевропейское явление. Но в разных странах он имел свои особенности. Цель доклада — выяснить, какие чер­ты европейского классицизма были органично усвоены рус­ской литературой и что в русском классицизме обусловлено его национальной спецификой.

Классицизм — явление не только литературное, но и общекультурное. Он затрагивал са­мые разные стороны общественно-культурной жизни евро­пейских стран, архитектуру, живопись, музыку, театр и, ко­нечно, литературу. Современные исследователи единодушны во мнении о том, что классицизм возникает и формируется в определенных историко-культурных условиях перехода от феодальной раздробленности к единому монархическому го­сударству. Это во многом объясняет достаточно позднее, по сравнению с европейскими странами, появление классицизма в России. Ведь исторические предпосылки его могли сложить­ся только после эпохи Петра I, соответственно, признаки клас­сицизма как литературного направления в России отмечаются лишь в 30-е годы XVIII века.

Элементы поэтики французского классицизма относятся ко всем другим национальным литературам, в кото­рых присутствует это литературное направление. Но в рус­ском классицизме эти общетеоретические положения нашли своеобразное преломление, так как были обусловлены исто­рическими и национальными особенностями становления новой русской культуры XVIII века. Как уже было отмечено, классицизм пришел в Россию значительно позже, на него на­ложил отпечаток весь историко-культурный процесс общей европеизации страны. Русская литература той эпохи прочно связана и с лучшими традициями древнерусской литературы: её патриотизмом, опорой на народное творчество, высокой духовностью.

Просветительские идеи, начавшие в середине XVIII века проникать в Россию, способствовали возрастанию интереса к человеческой личности, постановке проблемы справедливости законов, необходимости распространения об­разования и развития науки. При этом решающая роль в пре­образовании государства на такого рода основах отводилась просвещенному монарху, идеал которого русские классици­сты видели в Петре I. Но в современности такую личность они не находили, потому большое значение в их произведениях придавалось общественному и нравственному воспитанию самодержцев: объяснение их обязанностей по отношению к подданным, напоминание о долге перед государством и т.д. С другой стороны негативные явления российской действи­тельности этой эпохи подвергались сатирическому осмеянию и разоблачению, что еще более усиливало связь русского клас­сицизма с современностью и придавало ему сатирическую за­остренность. В отличие от европейского русский классицизм связан с народными традициями и
устным народным творче­ством.
Он часто использует материал русской истории, а не античности. Идеал русских классицистов — гражданин и пат­риот, стремящийся трудиться на благо Отечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться с обществен­ными пороками и во имя долга отказаться от личного счастья.

Теоретическое осмысление классицизм в России получил в работах М. В. Ломоносова и В. К. Тредиаковского. Во всех странах важным вкладом классицизма в развитие литературы явилось не только упорядочение системы жанров и художест­венных форм, но и выработка стройного и ясного языка про­изведений. Буало отмечал: «Так выбирайте же заботливо язык. / Не может говорить, как юноша, старик». Недаром как во Франции, так и в России становление классицизма начиналось с реформ языка и системы стихосложения. В России систематизация правил и норм литературного языка была про­ведена Тредиаковским и Ломоно­совым (теория «трех штилей»). Первый этап реформы стихо­сложения был осуществлен Тредиаковским в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определе­ниями до сего надлежащих званий», изданном в 1735 году. Второй этап реформы русского стихосложения осуществил Ломоносов в «Письме о правилах российского стихотворст­ва», которое он, обучавшийся тогда в Германии, прислал из Марбурга в Петербург с приложением текста своей первой торжественной оды «На взятие Хотина» в 1739 г. Как и Тредиаковский, Ломоносов убежден, что «российские стихи над­лежит сочинять по природному нашего языка свойству; а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить». Объединяя силлабический и тонический принципы стихосло­жения в понятии стопы, Тредиаковский приходит к открытию и научному обоснованию

силлабо-тонической системы стихосложения. Ломоносов, развивая идеи Тредиаковского, при­ходит к мысли о необходимости введения еще одного ритми­ческого определителя стиха: не только по типу ритма (ямб, хорей и т.д.), но и по длине. Так в его «Письме…» складывает­ся понятие
размера
, хотя сам термин «размер» Ломоносов не употребляет, а только перечисляет существующие размеры, обозначая их греческими терминами. Так в русской поэзии был утвержден силлабо-тонический принцип стихосложения, который максимально соответствует особенностям русского языка и до сих пор является основополагающим принципом русского стихосложения. Тредиаковский в этой реформе явля­ется первооткрывателем, автором теоретического обоснования и первого опыта практическою применения принципа, Ломо­носов — систематизатором, распространившим сферу его применения на всю без исключения стихотворную практику.

Регламентацию жанровой системы русской литературы осуществил А. П. Сумароков, который в 1748 году опубликовал опирающееся на традиции Горация и Буало дидактическое послание «Две эпистолы» (в первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве), впоследствии объеди­ненные им под названием «Наставление хотящим быть писа­телем». При всей ориентации на европейскую традицию клас­сицизма, эстетический кодекс Сумарокова был вполне оригинален в описании литературных жанров, поскольку ори­ентирован на русский литературный процесс. Более тоге в ряде случаев его теоретические описания жанров предшество­вали их реальному появлению в русской литературе, что, без­условно, также способствовало её развитию.

Показательно, что теоретики русского классицизма высту­пили и как признанные лидеры его художественной практи­ки. В меньшей степени это относится к Тредиаковскому, но значение поэтической деятельности Ломоносова, особенно в жанре оды и Сумарокова в жанре трагедии, комедии и басни бесспорно. В жанре сатиры выделяется творчество А. Д. Кан­темира, а в жанре эпической поэмы, ориентированной на «Энеиду» Вергилия, М. М. Хераскова, создателя «Россияды». Материал с сайта //iEssay.ru

Более поздний период развития классицизма в России оз­наменован творчеством таких выдающихся деятелей русской литературы, оказавших значительное влияние на ее дальней­шее развитие, как Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, И. А. Кры­лов. Но их творчество свидетельствует, скорее, о преодоле­нии жестких регламентирующих правил классицизма и подготовке к новому этапу развития русской литературы. Так, оставаясь на позициях классицизма, знаменитый комедио­граф Д. И. Фонвизин и великий баснописец И. А. Крылов ши­роко вводят в свои произведения реалистические элементы. Г. Р. Державин, внося в свою поэзию личностное начало, раз­рушает привычные жанровые нормы, создавая, как он сам определял, новые жанры «смешанной» или «гневной» оды, а также анакреонтические стихи, написанные на одический сюжет, послания с чертами оды и элегии.

В дальнейшем, на рубеже XVIII-XIX веков и особенно в первой четверти XIX века, классицизм воспринимался уже как устаревшее явление, замедляющее развитие русской литерату­ры. В ожесточенную борьбу с его строгими правилами всту­пили романтики, а в творчестве Пушкина он осмеивается как явный анахронизм. И все же следует отметить, что в истории русской литературы классицизм сыграл важную роль, позво­лив ввести отечественное искусство в круг общеевропейского культурного процесса и упорядочив и систематизировав те художественные явления, которые были накоплены в предше­ствующие периоды. И в этом завоевания классицизма остают­ся бесспорными.

Русский классицизм

I. Введение

Произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное наследство. Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности, но и как существенный элемент современного города. К зданиям и ансамблям, созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложить наименование памятников архитектуры — настолько прочно сохраняют они творческую свежесть, свободную от признаков старости.

Строительство новой столицы явилось для XVIII столетия не только громадным политическим, военным и народно-хозяйственным предприятием, но и великим общенародным делом, в том же смысле, в каком в XVI столетии национальным делом русского народа было созидание и укрепление Москвы.

II. Классицизм, как система международной художественной культуры. Предпосылки появления и развития классицизма. Эволюция стиля

1. Классицизм, как система международной художественной культуры

Без видимой борьбы и полемики в России изменились общественные вкусы. За пять – семь лет русское барокко как господствующий стиль было сменено классицизмом; конец 1750-х — еще время расцвета первого, середина 1760-х — уже начало широкого распространения второго. Барокко уходило, не дожив до стадии упадка, не растратив своего художественного потенциала.

Классицизм был принят как система международной художественной культуры, в рамках которой развивался национальный вариант стиля. Растянувшаяся на столетия эпоха культурного одиночества русской архитектуры закончилась.

Среди причин, ускоривших утверждение классицизма в России, кроме увлечения образованного слоя российского дворянства рассудочными просветительскими утопиями были и причины практические, связанные с расширением круга задач зодчества. Развитие промышленности и рост городов вновь, как и в петровское время, вывели на первый план проблемы градостроительства и множившихся типов зданий, нужных для усложнявшейся городской жизни. Но для торговых рядов или присутственных мест неуместен жанр мажорно-праздничной архитектуры, за пределы которого барокко выйти не умело; великолепие дворца нельзя распространить на весь город. Художественный язык классицизма был, в отличие от барокко, универсален. Его можно было использовать и при сооружении импозантнейших дворцовых построек и для “обывательских” жилищ, вплоть до скромных деревянных домиков на окраинах.

Перемены в круге архитектурных форм затронули, прежде всего, декор. По-новому было осмыслено отношение здания к городскому пространству. Однако каких-то принципиально новых схем классицизм не предложил. Различным функциям по-прежнему служили немногие варианты простых планов, уже использовавшиеся русским барокко.

Важно было то, что вместе с новым стилем окончательно утверждались новые методы творчества. Гармонизация произведения архитектуры, его частей и целого осуществлялась уже не при “размере и основания” и не на строительных лесах (где сотрудники Растрелли по месту лепили или резали из дерева элементы декора), на работе над проектным чертежом. Тем самым окончательно залеплялось разделение труда, сменившее былую “артельность”. Замысел и разработка формы, несущей образ, стали делом одного архитектора, выступающего в роли автора. Хотя к этому не скоро привыкли за пределами профессии, из-за чего и осталось так много вопросов, связанных с авторством произведений раннего классицизма, включая крупнейшие, как Пашков дом и дворец Разумовского в Москве или Инженерный замок в Петербурге.

Для архитектурной формы, во всех деталях предопределенной проектом, образцами служили уже не столько здания, сколько их изображения, аналоги проектного чертежа. Нормы классицизма были сведены в строгую систему. Все это вместе позволяло полно и точно осваивать стиль по чертежам и текстам теоретических трактатов, что было почти невозможно для барокко с его капризной индивидуальностью. Классицизм поэтому легко распространился на провинцию. Он стал стилем не только монументальных сооружений, но и всей городской ткани. Последнее оказалось возможным потому, что классицизм создал иерархию форм, позволившую подчинить его нормам любые сооружения, выражая при этом место каждого в социальной структуре.

Талантливых и умелых архитекторов было немного, они не смогли бы проектировать все постройки во множестве городов. Общий характер и уровень архитектурных решений поддерживался благодаря использованию образцовых проектов, выполнявшихся крупнейшими мастерами. Их гравировали и рассылали во все города России.

Проектирование обособилось от строительства; это расширило влияние на архитектуру профессиональной литературы и книжности вообще. Возросла роль слова в формировании архитектурного образа. Связь его с образами историческими и литературными обеспечивала общепонятность для людей начитанных (просвещенный слой дворянства объединялся общим кругом чтения и книжных знаний).

Это сделало стиль равно отвечающим намерениям абсолютистской власти и идеям ее просвещенной оппозиции, вкусам богатейших, могущественных вельмож и ограниченных в средствах небогатых дворян

Петербургский классицизм был, прежде всего, стилем официальной “государственной” культуры. Его нормы основывались на укладе жизни императорского двора и крупного дворянства, они были предписаны государственным институтам. Здесь влияние народной “вне стилевой” культуры на профессиональную деятельность архитекторов не ощутимо.

Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И. Е. Старов (1745 – 1808) и Джакомо Кваренги (1744 – 1817) были его типичными мастерами. Их постройки отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка деталей. Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного достоинства.

Сурово торжествен созданный Старовым Таврический дворец (1783 – 1789). Отвергнув анфиладные системы барокко, мастер, в соответствии с рационалистической логикой классицизма, объединил помещения в функциональные группы. Прием пространственной организации целого, где развитые боковые крылья, связанные переходами с мощным центральным объемом, образуют глубокий парадный двор, исходит от палладианских вилл. Расположением парадных зал выделена глубинная ось композиции, однако, гигантская Большая галерея вытянута параллельно фасаду, что сняло элементарную простоту контраста.

Фасады освобождены от мелкого рельефа, членящего стену на филенки и лопатки, — зодчий уже не следует примерам французской архитектуры середины века, как-то делали петербургские мастера времени, переходного от барокко к классицизму (и как делал сам Старов в ранних произведениях). Гладкие белые колонны решительно выступающих строгих дорических портиков впервые в русской архитектуре действительно несут антаблементы. Они выделяются на фоне интенсивно окрашенных гладких стен, прорезанных проемами без наличников. Контраст подчеркивает тектонику стены из оштукатуренного кирпича. “Четырежды восемнадцать” колонн в двойных колоннадах Большой галереи имели греко-ионические капители (замененные потом Л. Русска на привычные римские) — один из первых для русского классицизма примеров обращения к эллинскому наследию. Державин написал о здании Таврического дворца: “древний изящный вкус — его достоинство; оно просто, но величественно”. Дворец стал для современников идеальным эталоном крупного здания — петербургского, русского и вместе с тем европейского. Его чертежи восторженно оценил Наполеон, особо отметивший Большую галерею и зимний сад, о чем сообщили Персье и Фонтен в тексте изданного ими увража “Лучшие королевские дворцы мира”.

Признаки классицизма в живописи и в музыке

Живопись. Поскольку определение «классицизм» переводится как «образцовый», то для него естественным является какой-то образец. И сторонники классицизма видели его античном искусстве. Это был высший образец. Существовала также опора и на традиции высокого Возрождения, которое также видело образец в античности. Искусство классицизма отражало идеи гармоничного устройства общества, но отражало конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума, что свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Сюжет должен развиваться логически, композиция сюжета – ясная и уравновешенная, объем – чёткий, роль цвета – подчинённая с помощью светотени, использование локальных цветов. Так писал, например, Н. Пуссен. В XIX в. живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства. Художники, сохраняя язык классицизма, начинают обращаться к романтическим сюжетам. Среди русских художников прежде всего это Карл Брюллов. Его творчество пришлось на тот период, когда классические по форме произведения наполнялись духом романтизма, это сочетание назвали академизмом. Музыка. Понятие классицизма в музыке ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, которых называют венскими классиками. Именно они определили направление дальнейшего развития европейской музыки. Эстетика классицизма, основываясь на уверенности в разумности и гармоничности мироустройства, эти же принципы воплотила и в музыке. От неё требовались: сбалансированность частей произведения, тщательная отделка деталей, разработка основных канонов музыкальной формы. В этот период окончательно сформировалась сонатная форма, определился классический состав частей сонаты и симфонии. Конечно, путь музыки к классицизму был не прост и не однозначен. Был первый этап классицизма – эпоха Возрождения XVII в. Некоторые музыковеды даже рассматривают период барокко как частное проявление классицизма. Таким образом, к классицизму можно отнести и творчество И. С. Баха, Г. Генделя, К. Глюка с его реформаторскими операми. Но высшие достижения классицизма в музыке связаны всё-таки с творчеством представителей венской классической школы: Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. вана Бетховена. <a rel=»nofollow» href=»http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/raznoobrazie-stilej-v-iskusstve-i-ikh-osobennosti/402-klassitsizm» target=»_blank»>http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/raznoobrazie-stilej-v-iskusstve-i-ikh-osobennosti/402-klassitsizm</a>

дидактично, рационалистично, симметрично и гармонично — с использованием сюжетов и образов античности

Урок литературы в 9-м классе по теме «Русский классицизм, отражение его в литературе, живописи, скульптуре и архитектуре»

Сегодня урок литературы будут проводить три учителя: учитель литературы, истории и изобразительного искусства.

Цели урока:

  1. Создать у учащихся цельное представление о классицизме, как литературно-художественном методе проявляющемся в ряде искусств: архитектуре, живописи, культуре и литературе.
  2. Познакомить с периодами развития классицизма в России.
  3. Показать отличие русского классицизма от западного классицизма.

Вопросы к ученикам:

  1. Давайте вспомним, где впервые возникает и получает развитие классицизм?
  2. Какие жанры классицизма знаете?
  3. Какие правила должны были соблюдать классицисты в одах, поэмах, драматических произведениях?
  4. Назовите представителей классицизма в 17 веке в западной литературе.

Учитель литературы.

В 18 веке классицизм получает распространение и в России. Как же отразился он в искусстве? Прежде чем ответить на этот вопрос, мы рассмотрим экономическое и социально-политическое положение России, так как развитие культуры и искусства связано с экономическим и социально-политическим положением страны.

Учитель истории рассказывает об экономическом, социально-политическом положении России, Петровских преобразованиях, защите их сторонниками и последователям Петра1. Стремление увидеть Россию «просвещённой», абсолютной монархией.

Учитель литературы:

Существенные изменения в общественной жизни повлияли и на развитие искусства.

Идеалом эпохи 18 века стал человек-гражданин, человек просвещённый и активный.

Герой в произведениях классицизма вынужден отказаться от личного благополучия, личного счастья, обуздать страсти, подчинить чувства общественному долгу. У героев на первом месте, как и у самих писателей и художников-классицистов, на первом месте служение отечеству, народу.

В произведениях искусства выделялась парадность, возвышенность, а не внутренний мир героя.

Писатели, художники, скульпторы в своих работах прославляли правителей, монархов, вельмож, тем самым подчёркивали свою идею (как требовал классицизм) – увидеть во главе государства просвещённого монарха. Искусство классицизма должно было сочетать эстетические наслаждения с воспитательной функцией. Об этом очень точно написал Буало:

Учите мудрости в стихе живом и внятном,
Умея сочетать полезное с приятным.

Как отразился в живописи, в скульптуре и архитектуре. Об этом расскажет учитель изобразительного искусства.

18 век в России – это не только время взлёта общественного самосознания русского народа, общественной и философской мысли, но и время расцвета искусства. Рядом с именами корифеев русской науки и литературе – Ломоносова, Фонвизина, Радищева, Державина, и Новикова стоят имена русских художников – Шубина и Рокотова, Левицкого и Баженова, Козловского и Лосенко, искусство которых выразило многие передовые идеи столетия, значительно обогатило сокровищницу русской культуры. Особенно сильный толчок искусство получило в начале столетия, в петровскую эпоху, когда в борьбе с влиянием старой, средневековой культуры оно утверждалось как светское, реалистическое искусство.

Петровская эпоха характерна тем, что в это время пробудился особый интерес к личности человека, вера в его безграничные возможности. Именно этот пристальный интерес к человеку определил бурное и плодотворное развитие портретной живописи. Из русских живописцев начала 18 века, обратившихся к портретному жанру, следует назвать Андрея Матвеевича Матвеева (1701-1739) и Ивана Никитича Никитина (ок.1690-1742). Одно из лучших произведений Матвеева этого жанра – так называемый «Автопортрет с женой» (1729,ГРМ). Наиболее известные работы Никитина – портрет Петра1 (в круге) и портрет так называемого напольного гетмана (оба-1720-е, ГРМ). Кроме того, Матвеев занимался декоративной живописью, расписывал интерьеры многих зданий Петербурга, и в частности Петропавловского собора.

Большую роль в украшении новой столицы – Петербурга – играла скульптура. Видное место в истории скульптуры в начале 18 века принадлежит Карло Барталомео Растрелли (1675-1744гг.). Особенно полно раскрылся талант Растрелли в жанре портрета. Об этом свидетельствует знаменитый бюст Петра1 (1723, Эрмитаж, Ленинград). Народный и вместе с тем глубоко правдивый, исполненный внутреннего порыва, этот портрет был новым словом в скульптуре. Весьма значительны и другие сохранившиеся работы скульптора – скульптурный портрет Анны Ивановны («Императрица»), Анна Ивановна с арапчонком (1733-1741гг.,ГРМ) и т.д.

Значительная монументальная работа Растрелли – конный памятник Петру1, который был установлен лишь после смерти художника, в 1800г., перед Инженерным, бывшим Михайловским, замком в Петербурге.

1740-1750-е годы – период расцвета искусства Растрелли. К этому времени относятся лучшие его постройки: Зимний дворец, Екатериновский дворец в Царском селе (ныне город Пушкин) и Смольный монастырь в Петербурге. Дворцы Растрелли возвеличивали знатность и богатство, так же как и некоторые портреты его времени, в которых горделивая поза изображённого вельможи и сияние орденов оказывались важнее его человеческих качеств.

Во второй половине 18 века реалистическое направление побеждает в живописи и скульптуре. Героем искусства, носителем общественного и эстетического идеалов становиться живой мыслящий человек. В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой, натюрморт.

Наибольших успехов в это время достигает портретный жанр. Один из выдающихся мастеров портретов второй половины столетия – Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808). Он был мастером камерного портрета.

Рокотов был превосходным мастером женского портрета. Женские образы художника преисполнены чувством внутреннего достоинства и духовной красоты, они величественны и гуманны.

Современником Рокотова был Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Его портретное творчество – значительное явление в русском реализме 18 века. Третьим на ведущих мастеров портрета второй половины 18в. был Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). Он прославился тем, что создал своеобразный тип женского портрета. Непременная его особенность – пейзажный фон, на котором, как правило, помещается погрудное изображение модели. Портреты 1790-х годов лучшие у художника, они пронизаны поэзией и очень лиричны. К ним относятся портреты В.И.Арсеньевой (1795,ГРМ), М.И.Лопухиной (1797,ГТГ) и др.

Учитель литературы:

Литература же 18 века в своём развитии проходит 4 периода:

  • 1 период (1700-1730гг.) – Литература Петровского времени (литература начинает отходить от религии, появляется светская литература).
  • 2 период (1730-1750гг.) – Начало формирования классицизма.
  • 3 период (1760-1770гг.) – Развитие классицизма, расцвет сатиры.
  • 4 период (1775-1800гг.) – Начало кризиса классицизма, зарождение революционных идей в литературе.

Основоположниками русского классицизма являются: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков. Они родились в Петровскую эпоху, с детства дышали её воздухом, своим творчеством стремились защитить и утвердить Петровские реформы.

Фонвизин, Державин, Княжнин, Капнист, Радищев – поколение расцвета классицизма.

Русским классицистам, в отличие от западных, выпала трудная задача – осваивать неизвестные жанры, которые в западной литературе были известны своими вершинами – оды, трагедии, комедии ещё в 17 веке.

В России сатире положил начало Кантемир.

Отцом трагедий и комедий является Сумароков.

Жанр оды узаконил Ломоносов.

Каковы же отличительные черты русского классицизма?

Материал писатели черпали не из античной литературы, а из жизни русского народа, имея тесную связь с устным народным творчеством.

Русский классицизм отличался своей обличительной направленностью, так как обличал общественные пороки.

Утверждает равенство людей.

Кантемир писал, что кровь и хозяина, и холопа «однолична», т.е. одинакова.

Сумароков – классицист так писал о равенстве холопов и дворян от рождения:

«От баб рождённым и от дам
Без исключения всем праотец Адам».

Отличием является и то, что не рядовые дворянские писатели выступали в защиту эксплуатируемого крестьянина.

Крестьянская тема с 60-х годов станет одной из ведущих в русской литературе.

Это особенно увидели у Радищева в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву».

В русском классицизме, в отличие от французского, огромное место отводилось наукам, знаниям, просвещению. Защите учения посвящена первая сатира Кантемира «К уму своему» (на хулящих учение). А в другой сатире «О воспитании» Кантемир пишет о долге перед отечеством:

«Главно воспитания в том состоит дело,
чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело
в добрых нравах утвердить,чтоб чрез то
полезен сын твой был отечеству».

О пользе науки, об ответственности перед отечеством почти во всех своих одах писал Михаил Васильевич Ломоносов.

Чтение учениками отрывков из «Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 год» М.Ломоносова.  [Приложение 1]

Позиция Ломоносова, его отношение к долгу, ответственность перед отечеством, раскрывается в стихотворении «Разговор с Анакреоном» (или Анакреонтом). Это произведение представляет собой разговор двух поэтов: древнегреческого Анакреона и Ломоносова. Ломоносов перевёл четыре оды Анакреона и к каждой оде написал свой ответ.

В первой оде Анакреон воспевает любовные радости и утехи, перестаёт воспевать подвиги героев.

Выразительное чтение первой оды учеником [Приложение 2].

Выразительное чтение ответа Ломоносова учеником [Приложение 3].

Ломоносов в своём ответе разделяет личную жизнь поэта от его творчества. В личной жизни он может любить, знать сладости жизни, но в стихах он должен прославлять героические подвиги, жизнь героев.

Следующая ода рассказывает, как оба поэта обращаются к живописцу с просьбой нарисовать портреты их возлюбленных.

Чтение учениками оды [Приложение 4, приложение 5].

Беседа с учениками:

  1. Какой портрет просит нарисовать Анакреон?
  2. Чем отличается портрет возлюбленной у Ломоносова?

У Ломоносова возлюбленная оказывается не простая смертная, а его родина, Россия, которую он просит изобразить в виде царственной женщины, сильной, здоровой и красивой.

Это ещё раз подчёркивает, что Ломоносов, как поэт-классицист, смысл жизни видит в служении общественному благу, России, призывая лиру. Главная идея его творчества – быть гражданином, служить отечеству.

Литература классицизма в России 18 века проповедовала идеи гражданственности, идеи просвещённой монархии и единства нации.

Лучшее в наследии классицизма было воспринято литературой 19 века и творчески переработано прежде всего К.Ф.Рылеевым, А.С.Грибоедовым, А.С.Пушкиным.

Писатели, архитекторы, скульпторы, художники 18 века создавали величественные памятники русского и мирового классицизма прославляющие и науки, и флот, и искусство, воплощая в себе возвышенный образ России.

Словарь терминов (приложение 6)

Русский классицизм как стиль архитектуры

Русский классицизм, представляющий собой стиль архитектуры, который получил распространение в России в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях, сочетал в одном произведении элементы разных стилей, сохраняя динамику и пластику рококо и барокко. Позже начали появляться классические жилые дома и дворцы-усадьбы, которые впоследствии стали образцами строительства различных загородных усадеб и застройками русских городов.

Известны следующие архитекторы классицизма: Старов И.Е., Казаков М.Ф., Бланк К.И., Баженов В.И., Кокоринов А.Ф., Ринальди А. и прочие. Их творения составляют одну из важных глав истории русской архитектуры и живое художественное наследие, которое продолжает своё существование в качестве музейных ценностей, а также элементов современных городов.

Русский классицизм

Перед тем как должны были возводиться здания, русский классицизм предполагал создание так называемых аналогов проектных чертежей, это позволяло точно освоить этот стиль по чертежам. Гравюры копировали и рассылали по русским городам. Так, на них все постройки отличались ясностью композиционного приёма, тонкой прорисовкой деталей, гармонией пропорций и лаконичностью объемов. Помещения объединялись в функциональные группы, боковые крылья связывали переходы, что образовывало парадный двор. При строительстве использовался красный кирпич, а также белый камень; воздвигались колонны с антаблементами, возводились гладкие стены с прорезанными проёмами, фасады с крупным рельефом, стрельчатые арки, порталы входов и прочее.

Архитекторы классицизма

Таким образом, русский классицизм имел следующие принципы:

1. Здание строилось в виде параллелепипеда, и должно было иметь три этажа.

2. Жилой объект должен включать центральный корпус, соединённый с двумя флигелями прямыми галереями.

3. Центральный корпус должен быть отмечен портиком.

4. Границы фасада представлены в виде простых углов, полости ничем не украшались, окна конструировались прямоугольные, проёмы в которых были без обрамления.

Москвичева. Русский классицизм.

5. Единственной декорацией здания должен выступать портик огромного ордера (на всю высоту конструкции).

6. Колонны отодвинуты от стен для прохода.

Можно сказать, что русский классицизм имеет отблески византийской и древнерусской культур, одновременно с барокко. В качестве примера могут выступать следующие строения: дом Пашкова, Царское село, Петродворец, Зимний дворец, Московский сенат и прочие.

Своего пика этот архитектурный стиль достиг при строительстве Петербурга. Так, А. Леблоном был разработан план города, согласно которому он имел овальную звездчатую структуру. На сегодняшний день основная композиционная основа Петербурга представлена в виде трезубца.

Таким образом, новый архитектурный стиль, который возник в России и получил на её территории распространение в восемнадцатом столетии, использовался, прежде всего, для строительства русских городов. Более подробно описывает зарождение стиля Г.В. Москвичева («Русский классицизм». Учебное пособие для студентов пед. институтов). В книге рассказывается о великих архитекторах и их уникальных творениях.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *