Психологические проблемы в строительстве – Психологические характеристики профессиональной деятельности инженеров-проектировщиков в промышленном и гражданском строительстве

Содержание

Психологические проблемы в строительстве — Про стройку и не только

22 Мар by admin

Наращивание темпов строительства жилья обострило проблему дефицита квалифицированных кадров в строительной отрасли. По данным 2013 года в Пензенской области было возведено 829, 4 тыс. м2 жилья, что составляет 112,2 % по отношению к 2012 году. [1] Если проследить динамику, то легко понять, что объемы строительства растут с каждым годом, следовательно, число кадров должно расти в той же прогрессии, но такого не происходит. Сегодня компании вынуждены либо переманивать специалистов у конкурентов, либо использовать кадровый резерв, оставшийся с советских времен. Однако эксперты прогнозируют, что через несколько лет, когда «советский» резерв будет исчерпан, российские стройки рискуют остаться без необходимого кадрового обеспечения.

Проблема дефицита кадров в строительном комплексе берет свое начало в 1990-е гг., когда строительная отрасль пришла в упадок в связи с недостатком финансирования вследствие незрелости системы и недостаточной развитости механизма продажи жилья на открытом рынке. Политика кооперативов либо распределения жилья через административные органы привела к ситуации, когда строительство жилья в российских городах практически полностью прекратилось. В конце 1990-х гг. профессия строителя тоже не пользовалась популярностью. Родители, озабоченные будущим благополучием своих детей, стремились дать им именно востребованное в том время гуманитарное образование (юридическое, экономическое). Строительные специальности стали мало востребованы.

Как следствие — появление в России большого числа частных учебных заведений гуманитарного профиля и создание платных отделений в государственных вузах, техникумах и училищах. Начиная с середины 2000-х годов государство, наконец, взялось за решение проблем строительной отрасли, объявив строительство жилья одним из национальных приоритетов, но количество квалифицированных строителей, архитекторов, проектировщиков не соответствовало потребностям строительной отрасли. [2]

По данным кадровых агентств, сегодня в строительстве большой дефицит прорабов, архитекторов, инженеров-проектировщиков, конструкторов, специалистов по управлению проектами. Поэтому многие компании просто «перекупают» дефицитных специалистов у конкурентов. Руководители компаний жалуются на то, что большинство опытных строителей, работающих на стройках еще в советское время, предпенсионного или пенсионного возраста. При этом проблема молодых кадров остается весьма актуальной. Подготовленность нынешних выпускников строительных факультетов и вузов находится на низком уровне, в первую очередь в связи немотивированностью студентов к обучению.

Первая причина сложившейся ситуации в том, что выпускники строительных ВУЗов и сузов не желают выходить на стройки по причине отсутствия престижности данного вида деятельности. Вторая причина — уровень заработной платы, несоизмеримый с уровнем ответственности работы. Например, при одинаковом размере заработной платы мастера на стройке и менеджера по продаже бытовой технике в магазине риск получения травмы и увечья у второго практически отсутствует. На 2014 год на 1000 рабочих приходится 1,1 травматический случай. [3] Третья причина — практически полное отсутствие практических навыков после выпуска из ВУЗа.

Стоит отметить, что в СССР существовала практика шефства предприятий над учебными заведениями, дававшая возможность не только изучать учебно-методические пособия, но и сверять содержание учебных программ с реальными потребностями производства. В ВУЗах существуют производственные практики, как правило, оказывающиеся неэффективными, поскольку строительные компании мало заинтересованы в трате времени и денежных ресурсов на обучение студентов, что не дает толчка к развитию квалифицированного кадрового потока.

Поэтому на сегодняшний день появляется необходимость создания системы взаимодействия строительных институтов и предприятий данной отрасли. Сегодня многие строительные компании, столкнувшиеся с кадровыми проблемами, обратили внимание на строительные вузы. Однако квалифицированных специалистов из числа выпускников вузов, чья подготовка удовлетворяла бы современным потребностям и технологическому уровню предприятий, крайне мало.

Одна из причин — отсутствие налаженных контактов между учебными заведениями и строительными организациями. Из-за этого уровень подготовки молодых специалистов повсеместно имеет один важный минус — отсутствие у большинства практических навыков работы по специальности, а именно практические навыки работодателю и нужны.

Эксперты считают, что проблемы с кадрами в строительной отрасли сегодня характерны не только для выпускников вузов, но и для выпускников колледжей и техникумов. Исчезает система подготовки кадров среднего звена: мастера, прорабы, а ведь они — самые важные люди на стройке. Поскольку от их опыта, от их умения, от их технической подготовки зависит реально то, что будет построено. Та социальная мотивация, которая была создана за последние годы в обществе, привела к тому, что все стремятся в вузы, более того, стало достаточно легко получить диплом о высшем техническом образовании. И молодежь не хочет останавливаться на уровне средне-специального образования.

Непрерывное образование подразумевает самосовершенствование специалиста на протяжении всей жизни, но его рассматривают в контексте многоуровневого образования: начальное профессиональное, среднее профессиональное, потом высшее профессиональное и дополнительное высшее образование.

Система взаимодействия вузов и компаний должна претерпеть существенные изменения. Вузы должны услышать работодателя. А работодатель должен услышать систему подготовки кадров. [4]

Четвертая причина — малое количество вакантных мест для квалифицированных сотрудников. Выпускнику ВУЗа, как специалисту с высшем строительным образованием, необходимо платить определенную заработную плату в соответствии с существующим уровнем жизни, а так же предоставить социальный пакет в соответствии с трудовым законодательством.

Проблема подготовки кадров связана и с тем, что молодых специалистов готовят люди в почтенном возрасте, некоторые из которых ни разу не сталкивались на практике с технологиями строительного производства и не желающие осваивать новые материалы и технологии, зачастую обучающие студентов по устаревшим методикам. В 80-х годах средний возраст преподавателя составлял 35 лет. На сегодняшний день средний возраст штатных преподавателей государственных ВУЗов — 51,9. Средний возраст преподавателей с ученой степенью — 66 лет, «неостепененных», имеющих научно-педагогический стаж более 20 лет — 64 года. [5]

Так же вместе со средним возрастом преподавателей растет возраст оборудования, находящегося в лабораториях университетов. Которые, по идее, должны быть передовыми. Оборудование морально и технически устарело, для его обновления нужно финансирование, которое практически не осуществляется, единственная возможность модернизации лабораторий это гранты, которые весьма сложно получить. А это, в свою очередь, так же не дает возможности получения необходимых практических навыков, отвечающих требованиям рынка. Это можно обозначить как пятую причину.

Несмотря на то, что кадровая проблема строительной отрасли стоит очень остро, есть пути ее решения. Бизнесу, как носителю новых знаний, выгоднее получать готового специалиста, нежели рискованно вкладываться в его обучение во время работы. Выходом могло бы стать формулирование бизнесом социального заказа для учебных заведений, а также помощь в прохождении практики и последующем устройстве на работу перспективных выпускников.

Без участия работодателей эту проблему не решить, соответственно, один из способов — это целевое направление. Когда предприятие отправляет определенное количество кадров на обучение в ВУЗы, оплачивая и контролируя процесс их обучения; а так же заключает с ними контракт, по которому в течение определенного периода времени дипломированные специалисты отрабатывают, выделенные на них средства, получают рабочий стаж, возможность повышения трудовой квалификации, условия труда в соответствии с законодательством РФ и возможность продолжения рабочей деятельности в данной компании и устоявшемся коллективе. Кстати, это же поможет решить проблему «текучки», которая так же неблагоприятно сказывается на экономике и развитии отрасли в целом и предприятия в частности. На данный момент только крупным компаниям под силу создавать целевые направления.

Так же необходимо увеличить контрольные цифры приема абитуриентов на строительные специальности; сделать обязательным повышение квалификации рабочих в рамках стандартов саморегулируемых организаций строительного профиля; создать отраслевой научно-исследовательский центр.

Есть мнение, что одним из путей решения проблемы может стать именно создание таких учебных центров при строительных компаниях. В таком случае к обучающему процессу будут подключены специалисты компании, у которых есть практический опыт, знание современных потребностей и тенденций рынка.

В данный момент существует много общественных организаций и некоммерческих объединений и партнерств, связанных со строительной отраслью, занимающихся повышением уровня престижности профессии строителя и заинтересованности молодежи идти в профессию и оставаться в ней. Это достигается путем создания площадок, форумов для общения молодежи из разных уголков страны, обучения их современным технологиям, благодаря мастер-классам ведущих специалистов и организаций, и грантовых программ на реализацию собственных проектов и развития собственного бизнеса.

Популяризировать строительную отрасль можно так же через школы, путем создания профильных классов. В Пензе есть такая практика, на сегодняшний день 23 школы готовятся подписать соглашения о создании строительного профиля в своем учебном заведении. Углубленное изучение технических наук плюс привлечение ВУЗовских преподавателей для спецкурсов позволит школьникам иметь более четкое представление о профессии строителя, осознанно сделать свой выбор в пользу данного профиля и при поступлении иметь базовые знания, которые помогут при дальнейшем обучении.

В любой профессиональной сфере всегда существует множество проблем, строительство не является исключением. Фактор недостатка квалифицированных кадров с множеством вытекающих из него проблем, один из важнейших на сегодняшний день. Кадры сегодня — это будущее завтра. Если не начать решать этот вопрос именно сегодня, то завтра мы не сможем обеспечить жильем население, численность которого растет с каждым годом благодаря программам правительства, направленным на решение демографического кризиса.

По сути, проблема решается достаточно легко. Все, что нужно — это повысить престиж благородной профессии строителя и дать работникам стабильный доход, соответствующий степени риска и тяжести труда и позволяющий обеспечить достойное будущее.

Дейл Карнеги в своих трудах писал, что прежде, чем предложить что-то другому человеку, необходимо спросить себя самого, согласишься ли ты на то, что хочешь предложить. Так что в первую очередь именно мы сами должны хотеть остаться в профессии.

На сегодняшний день, после осознания того, насколько остро стоит этот вопрос, есть некие продвижения в сторону улучшения, но их недостаточно. В данной области еще очень много работы. И достичь результата можно только при плотном сотрудничестве ВУЗов, работодателей, общественных организации и некоммерческих партнерств и объединений и, самое главное, молодежи, ибо именно она является определяющим фактором успеха.

 

Литература:

 

1.        О жилищном строительстве в 2013 году Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/19.htm (дата обращения 04.11.2014)

2.        Строим 66. ru. Кадры в строительстве решают все. Только где их взять? [Электронный ресурс] URL: http://www.stroim66.ru/articles/i1238/ (дата обращения 08.11.2014)

3.        8 часов. Онлайн-журнал. На стройках растет травматизм [Электронный ресурс] URL: http://www.8hours.ru/news/usloviya-truda/proizvodstvo/na-stroykah-rastet-travmatizm (дата обращения 08.11.2014)

4.        Колмыкова М. А. Кадровая проблема предприятий строительной отрасли в современных российских условиях [Электронный ресурс] URL:http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_osnovnoy_5/Kolmykova %20M. %20A..pdf (дата обращения 14.11.2014)

5.        Средний возраст преподавателей ВУЗов [Электронный ресурс] URL: http://otvet.mail.ru/question/85717717 (дата обращения 09.11.2014)



Source: moluch.ru

Психология строителей. «Начинающие» в строительстве и ремонте

Сидят на кухне, хозяин и его знакомые, друзья, товарищи (пусть каждый сам для себя назовет), выпили конечно и разговорились.

«Да вот денег нет, даже не знаю, где бабла срубить, жена еще задолбала – денег ей подавай, да и дети постоянно, то одно просят, то другое, да и самому охото простора, праздника. Да… , без денег это не осуществить. Слушай, я от соседа слышал, что он на плитке хорошо бабала срубает и от клиентов нет отбоя. Они к нему даже ночью звонят. Да ну! Точно говорю, сосед редко брешит. Жаль, что мы плитку не учились класть. Да ерунда, я видел как ее приклеивают. Слушай, а давай к твоему соседу подсобниками пойдем, пусть научит и тоже будем бабло срубать».

В разговор вступает третий: «Да вы что ребята, научиться плитку клеить не так легко и быстро, да и какой клиент наймет вас на работу, когда у вас опыта нет. Как нет, мы же у соседа подсобниками будем работать. Вот и научимся. Да и клиент откуда узнает, разве только ты ему скажешь. Да ну вас, нужны вы мне. Все, решено Петровича с собой не берем – он не надежный».

Вот и порешили два друга пойти к соседу подсобниками, новую профессию получать. Пришли к нему договорились. Проработали один объект (2 недели), помогали облицовывать кафельной плиткой ванну и туалет, набрались умных слов, узнали, что почем и т.п. . В конце объекта получили деньги за подсобную работу.

И порешили два счастливых друга дать объявление в газете. Текст объявления не привожу, нет необходимости. Во общем нашли клиента, установили самую низкую цену. Клиент еще хотел скинуть цену, но они не уступили, говорят мол у нас и так самые низкие цены ниже нет. Ниже цен действительно не было.

Клиент безмерно счастлив. Ведь нанял дешевых специалистов и работу их посмотрел. Они ему показали тот объект, где работали подсобниками, правда скрыли, что работали подсобниками. А хозяин того объекта не знал что конкретно у него в ванной и туалете происходило, потому что взял того мастера по рекомендации, а внутренние дела – это их проблемы, поэтому был спокоен.

Бригада «УХ» начала работы. В первый день поехали в магазин и закупили плиточный клей, такой с которым работали ранее, купили плитки, крестиков и т.д. . И в этот же первый день попросили маленький аванс на инструмент. Клиент, конечно же дал, не упускать же таких дешевых специалистов.

Работы продолжались целый месяц. Правда докупали еще материал. Клея столько же, крестиков, кафельную плитку. То что новая закупка кафельной плитки была из новой партии, поэтому немножко отличалась по полутонам. И так далее. Клиент конечно стал проявлять недовольство, но его успокоили. Стены мол кривые, поэтому и клея уходит много. А то, что плитки не хватило, так это он виноват, постоянно дизайн меняет. А то, что немножко цветом другая, это производитель не смог угадать с цветом. Но ничего говорите всем — это дизайн такой, клиент соглашается, ведь специалисты советуют, знающие люди. А то что маленький кусочек унитаза отскочил, некачественный оказался, так ведь это нестрашно, вода же уходит, да и мы силикончиком замазали. И так далее, и так далее и так далее.

Бригадир бригады «Ух» говорит: не переживай хозяин, ремонт долго прослужит. А когда заработаете много денег, звоните будем делать евроремонт, купим дорогой материал, и работа будет в два раза дороже, тогда уж точно будет тютелька в тютельку, ни к чему не докопаетесь.

Хозяин полурастроеный, за некачественный ремонт и в тоже время счастливый, что не увидит больше бригады «Ух» рассчитывается с бригадой и они расстаются. Жена успокаивает хозяина, да не расстраивайся, в конце концов не ломать же все это, огромные деньги потрачены.

Наверное бригада «Ух», когда нибудь и станет профессионалами. Сделает таких ремонтов штук 30, набъет руку, поднаберется опыта и возможно станут почти безупречными.

Но кто из Заказчиков захочет, чтоб учились на его объекте? Решайте сами!?

А возможно бригада «Ух» после двух трех объектов бросит – это гиблое дело. Но оставит после себя два, три объекта для памяти до тех пор пока хозяин не сделает новый ремонт.

Комментарии не привожу, думаю и так все ясно – это и есть психология строителей начинающих в строительстве и ремонте.

 

С уважением, Пронин Николай Александрович.

Автор и владелец блога Прораб2.ру.

Тема 1. Современные проблемы и задачи в области строительства, пути их решения.

Строительство во все времена было трудоемким и сложным процессом, который имеет множество проблем. Каковы же проблемы нынешнего, современного строительства? Поскольку спрос на жилье сегодня растет практически с каждым днем, это порождает и повышенное предложение со стороны компаний-застройщиков, что приводит к серьезной конкуренции на рынке недвижимости и строительства. Это касается как городского многоквартирного строительства, так и строительства загородного жилья, причем проблемы и в первом и во втором случае очень схожи между собой.

Одна из основных проблем, с которой сегодня сталкиваются многие строительные компании - это недостаток высококвалифицированных кадров, в особенности так называемых универсальных специалистов, а также специалистов по рабочим строительным специальностям. В результате этого строительным компаниям приходится прибегать к использованию рабочей силы так называемых гастарбайтеров, что не всегда хорошо отражается на качестве выполнения строительных работ, а также их сроках. Однако многие застройщики продолжают использовать труд приезжих, поскольку для компании-застройщика это очень выгодно в экономическом плане.

Очень негативно отразилось на современном строительстве и нынешнее тяжелое экономическое положение. В связи с экономическим кризисом, множество строительных компаний вынуждено сокращать большую часть персонала, что естественно влечет за собой некоторые сложности в работе строительной фирмы.

Наряду с крупными строительными компаниями сегодня возникают так называемые бригады "шабашников", которые представляют собой небольшой, но сплоченный коллектив, который выполняет практически все виды строительных и ремонтных работ, причем в достаточно краткие сроки.

Подобные бригады, которые предлагают строительство "под ключ" сегодня можно встретить практически в любом городе. Однако в данном случае необходимо очень внимательно отнестись к выбору подобной строительной бригады-подрядчика, а также полностью держать под контролем процесс строительства на всех его этапах. В противном случае заказчик попросту рискует получить в итоге некачественно построенное жилье.

Проблемы малоэтажного строительства.

Меньше этажей - меньше выгоды. Серьезная проблема заключается еще и в том, что малоэтажное строительство является менее выгодным для инвесторов.

Существует довольно простая закономерность - Чем больше этажей строится, тем больше будет прибыль. В дополнении к этому, для многоэтажных проектов нашими властями обычно используются схемы инвест-контрактов, исходя из которых земля, можно сказать, передается в проект даром: плата за нее взимается в виде части построенных квартир. Застройщик-инвестор на начальном этапе не тратит никаких средств на землю и получает хорошую выгоду.

В сегменте малоэтажного строительства не очень выгодно применять схемы инвест-контрактов . Если в многоэтажных домах часть квартир может быть впоследствии распределена между очередниками, то давать людям отдельные дома пока не готов никто.

Многоэтажное жилье довольно-таки быстро строится и продается, а это позволяет властям быстрее отчитываться о введенных квадратных метрах. С одноэтажным строительством дела в этом плане обстоят сложнее.

Этажи и закон

Проблему, связанную со строительством многоэтажек вместо малоэтажных домов, могло бы решить разделение территорий на зоны, прописанное законодательством.

В отсутствии зоны, на которой нужно строить дома, к примеру, выше 4-х этажей нельзя, будут делать все 14. Поэтому нужен современный генеральный план и правила застройки, принятые как закон, но представительным органом власти, понимающим экспертное сообщество, а не исполнительной властью.

Проблемы с высотным строительством в России

Строительство высоток в крупных городах России стало настоящей проблемой, в связи с отсутствием общепринятых норм строительства высотных зданий.

В последнее время все чаще возникают разговоры о возведении высотных зданий . Этому обусловлено тремя причинами: возрастающая доступность высоких строительных технологий, плотная застройка в центральных районах крупных городов и незаполненная ниша высотного строительства. На сегодняшний день кроме Москвы с проблемой высотного строительства столкнулись такие города, как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара и другие. Эта проблема как никогда актуальна в наши дни, потому что в период экономического кризиса построить одну высотку порой бывает выгоднее, чем целый комплекс зданий меньшей этажности, хотя площадь, полученная и в том и другом, случае будет одинакова. В России до сих пор не существует общепринятых норм строительства высоток, поэтому для решения возникающих вопросов каждый из городов идет по своему пути.

Многочисленные трудности встают на пути местных властей и архитекторов в желании о строительстве небоскребов. Ведь для их обслуживания необходимо множество высококвалифицированных специалистов, которые должны беспрестанно следить за техническим состоянием небоскреба. Также на осуществление задуманного влияет отсутствие архитекторов и строительных компаний, компетентных в этой области строительства. Техническое обеспечение небоскреба должно быть современным и должно соответствовать всем требованиям безопасности, а в небольших городах возможность обеспечить эти требования отсутствует.

Строительству небоскребов препятствует еще одна значительная проблема - часто бывают случаи, когда застройщикам негде проходить экспертизу документации по возведению высотных зданий и сооружений первой категории, и до сих пор, не разработаны соответствующие строительные нормы для подобных объектов.

Трудности строительства

В последние годы строительная отрасль увеличивает свои обороты. В первом полугодии нынешнего года объем строительства в стране по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился на 25,5%. С одной стороны можно сказать, что строительство в России развивается быстро и представляет собой весьма доходную отрасль. Однако если посмотреть на обратную сторону медали - количество проблем, связанных со строительством, зачастую превышает выгодные перспективы.

Уже на этапе запуска проекта возникают первые сложности. Первой причиной их являются сроки согласования. Например, на 100-квартирный жилой дом требуется получить от 170 до 180 согласований. Весь процесс согласования в среднем занимает около года. Так что зачастую построить здание бывает быстрее, чем оформить все необходимые документы. Это не только увеличивает сроки сдачи объекта, но и может привести к увеличению стоимости недвижимости. Рост цен на промышленные и жилые помещения, можно сказать, катастрофический.

Стоимость квадратных метров в крупных городах может за год увеличиться вдвое. Поэтому борьба за доступность жилья перешла уже на правительственный уровень. Создание системы «одного окна» способно улучшить ситуацию. В таком случае строители могли бы сразу получать все необходимые разрешения. Сейчас же строительные компании обязаны проходить по 13 экспертиз и собирать порядка 180 подписей. Исходя из этого, мало, кто из заказчиков озабочен оформлением всех разрешений. Крупные подрядчики берут эту услугу на себя. Это позволяет правильно оформить каждый документ и ничего не упустить. 

Решение проблемы энергоэффективного строительства в России

Проблема растущих коммунальных расходов сегодня как никогда актуальна для россиян, что особенно ощутимо в период отопительного сезона. Резервы сокращения затрат лежат в модернизации систем теплоснабжения и снижением теплопотерь через ограждающие конструкции построек.

Первый шаг в модернизации жилых домов и промышленных объектов – демонтаж деревянных окон, через которые уходит до 20% тепла, и замена их на современные теплосберегающие металлопластиковые конструкции.

Немаловажным элементом программы модернизации является также теплоизоляция кровель и фасадов, а также замена светопрозрачных конструкций. Создание энергоэффективных жилых домов с современными энергосберегающими установками: оборудование, утепление зданий, энергосберегающие окна. Как прогнозируют эксперты, такой подход сэкономит 20-30% средств населения.

Лекция 5

Влияние архитектуры зданий на психологическое состояние человека

Библиографическое описание:

Тапалчинова Д. Н. Влияние архитектуры зданий на психологическое состояние человека // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 67-68. — URL https://moluch.ru/archive/261/60383/ (дата обращения: 28.01.2020).



В работе были рассмотрены способы влияния архитектуры на эмоциональное состояние человека.

Ключевые слова: архитектура, психологическое состояние, влияние.

В первую очередь на состояние здоровья человека влияет образ жизни и окружающая среда, поэтому так важно, где и как он живет. Архитектура играет в жизни человека особую роль. С помощью комбинации линий, углов и цвета здания оказывается влияние на сознание человека, что формирует его социальное поведение. Создавая какое-либо сооружение, архитектор должен опираться не только на его эстетические составляющие, но и на то, как это отразится на людей. Эта проблема требует особого внимания, так как нельзя точно определить влияние того или иного качества на каждого человека. Задачей архитектора является изучить влияние разных аспектов архитектуры, для дальнейшего использования этих знаний в целях улучшения качества жизни.

В современном мире негативное влияние архитектуры встречается все чаще. Экономия средств и времени приводит к упрощению форм и упадку архитектурной и духовной ценности зданий. Человека окружает монотонная застройка одинаковой формы и однотонного цвета. Асфальтовое покрытие, сплошные голые стены и монолитные стекла не гармонируют с природой, меняют поведение человека в худшую сторону.

Обезличивание городов начало происходить в советский период, когда каждой семье полагалась отдельная квартира, а потому началась массовая застройка однотипных серых домов. Психология не играла тогда важной роли, основной задачей было построить большее количество домов в короткие сроки. В это время человек, привыкающий видеть тусклые тона, теряет прежнюю работоспособность.

В некоторых зарубежных странах архитекторы обращаются за консультацией к психологам в процессе проектирования зданий различного назначения. Благодаря многолетним исследованиям удается создавать сооружения с соответствующими потребностями пользователей и избежать проектировочных ошибок.

Архитектура имеет следующие способы воздействия на людей:

– цветовое решение;

– естественное и искусственное освещение;

– строительные материалы;

– архитектурные формы.

Цвет является одним из главных моментов в проектировании сооружений. Сейчас архитекторы широко применяют этот прием, чтобы положительно влиять на психологическое состояние человека. Используются в меру яркие не резкие оттенки, которые разбавляют общую серость застройки.

Яркий пример того, какой эффект производят определенные цвета на человека:

– оранжево-красный оказывает возбуждающее действие, увеличивает частоту сердцебиения и повышает давление;

– синий цвет темных оттенков успокаивает, способствует физическому и ментальному расслаблению;

– серый цвет нейтрален, тем не менее способствует меланхолии;

– желтый поднимает настроение и активизирует работу мозга;

– зеленый снимает нервную и зрительную усталость.

Не только цветовая гамма может отразиться на горожанах, оптически агрессивные поля являются проблемой современных городов. Нужно избегать пространств, в которых многократно повторяются одинаковые элементы, вызывающие усталость глаз. Примером является типичная многоэтажная застройка с одинаковыми оконными проемами.

Положительно влияет на психику естественное освещение. Благодаря солнцу вырабатывается серотонин и мелатонин, отсутствие которых приводит к меланхолии и сбою в биологических часах.

Помимо количества цвета, важна также его температура:

– холодные оттенки ассоциируются с дневным временем, когда у человека больше энергии;

– теплые оттенки проводят параллель с вечером или рассветным солнцем, когда организм расслаблен.

Материалы оказывают влияние на эстетическую и тактильную стороны здания. Благодаря им сооружение может визуально выделяться, производить положительное впечатление. Например, глухая кирпичная стена передает скуку и монотонность.

Форма также вызывает у человека определенные эмоции. Простые формы, например, квадрат и овал, легче и качественнее воспринимаются чем сложные. Линии в архитектуре оказывают следующее влияние:

– прямые линии ассоциируются с ясностью и умиротворением;

– изогнутые с изяществом и легкостью;

– кривые и ломанные с агрессией и резкостью.

Любимой для человека остается прямоугольная форма, она символизирует рациональность и надежность.

Немаловажна планировка города. Высокая плотность застройки и высота зданий влияет на уровень преступности. Например, такое проявление ярко выражено в Нью-Йорке, где число преступлений увеличивается пропорционально с высотой зданий.

Нельзя забывать про зеленые насаждения, которые непременно должны находиться в гармонии с архитектурой. Растения улучшают окружающую среду, оказывают влияние на температуру, влажность и газообмен. Эстетические качества зеленых насаждений, пение птиц и шорох листьев создают оптимальные условия жизнедеятельности человека. Растения можно располагать не только рядом с архитектурой, но и непосредственно на самих сооружениях. Насаждения положительно влияют как на здоровье человека, так и на его эмоциональное состояние.

Таким образом задачами архитектора является не только разработка планов и фасадов, а также полное осмысление влияния его сооружения на людей. Следует создавать больше уникальных зданий, избегая монотонности. Чтобы человек чувствовал себя комфортно, важно учитывать все вышеперечисленные факторы, не забывая про озеленение территорий. Только в этом случае удастся создать гармонию архитектуры и человека.

Литература:

  1. Степанов, А. В. Архитектура и психология / А. В. Степанов, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев. — М.: Строй — издат — 1993. — 295 с.
  2. Сомов, Г. Ю. Эмоциональное воздействие архитектурной среды и ее организация / Г. Ю. Сомов // Архитектура и эмоциональный мир человека / Г. Б. Забельшанский [и др.]. — М.: Строй — издат. — С. 82–149.
  3. Шилин, В. В. Архитектура и психология. Краткий конспект лекций / В. В. Шилин -Нижний Новгород: Изд-во Нижегород. гос. архит.-строит. ун-та, — 2011. — 66 с.

Основные термины (генерируются автоматически): архитектура, влияние, высота зданий, окружающая среда.

Экономические проблемы в строительстве

Значение экономических проблем

Яркой особенностью современного мира можно считать обострение экономических проблем. По характеру, эти проблемы в значительной степени выходят за грани интересов самых разнообразных классов и общественных систем. Экономические проблемы современного мира носят самый разнообразный характер. Они включают в себя широкий перечень трудностей от ядерной войны до экологических катастроф, от разделения стран на богатые и бедные до истощения природных ресурсов. От решения данных проблем зависит не только будущее, но даже и само существование человеческой цивилизации.

Трудно представить себе полноценное развитие общества без экономики. Наряду с этим, все присущие экономике проблемы, также находят своё отражение и в судьбе общества. Экономика и общество связаны друг с другом с самых древних времён.

Испытывая на себе влияние общественной жизни, экономика способна существенно повлиять на все аспекты существования общества. Данное обстоятельство порождает ряд определённых положений о взаимосвязи экономики и общества, экономических проблем и общественной жизни.

Примером можно отметить следующие положения:

  1. Существование общества невозможно без постоянного производства экономических благ; сложившиеся разделения труда определяют развитие социальной инфраструктуры; политическая жизнь общества находится под влиянием его экономической жизни; материальные условия для развития духовной жизни общества порождаются в процессе производства;
  2. Нельзя не заметить то, что, казалось бы, незначительные изменения в одной сфере, молниеносно влечёт изменения в другой, что, в свою очередь, означает невозможность их существования друг без друга.

Замечание 1

Основное назначение экономики – это поддержание жизнедеятельности людей, создание необходимых для этого благ и любая проблема экономической деятельности тут же находит своё отражение непосредственно в жизни человека.

Экономика и строительство

Определение 1

На сегодняшний день строительство – это динамично развивающаяся сфера экономической и предпринимательской деятельности.

Так, застой в строительстве происходил долгое время, начиная с конца 80-х годов и до конца 2000-х годов. Но сейчас ситуация изменилась и строительство стало масштабным, причем во всех регионах нашей страны, а не только в Центральных областях.

Особую популярность строительные компании и их деятельность начала набирать с 2007 года, когда экономика страны была на высоте. У населения появились дополнительные средства, хороший заработок, а также пошла в развития банковская система, которая могла выдавать кредиты под хороший процент. Все это привело к массовому спросу на жилье, торговые объекты, подсобные хозяйства и т.д.

Но, начиная с 2012 года, когда вступил в силу экономический кризис, далее последовала нестабильная политическая ситуация, сфера строительства начала терять обороты. Экономическая ситуация в этой сфере начала ухудшать по различным причинам:

  • Ухудшение благосостояния граждан привела к долгам по строительным объектам;
  • Стали пресекаться экономические субсидии от государства;
  • Вопросы с земельным комитетам стали все сложнее решаться;
  • Удорожание строительных материалов;
  • Уход с рынка основных поставщиков (из-за политической ситуацией с Украиной) и т.д.

Такие тенденции привели к различным формам экономических проблем в сфере строительства.

Экономические проблемы в строительстве

На сегодняшний день, в период экономического кризиса в стране и в мире, отрасль строительства переживает ряд экономических проблем, основными из которых являются:

  • Выстраивание рыночных отношений между фирмами – конкурентами. Рыночные отношения именно в строительстве строить сложно, все по тому, что сфера деятельности очень специфическая, а также население страны мало грамотное в вопросах выбора и использования материалов или проектов строительных объектов, поэтому здоровая конкуренция не получается;
  • Низкая платежеспособность населения, особенно в отдаленных регионах от Москвы. Строительство предполагает большое вложение инвестиций от дольщиков, что невозможно для столь бедного населения нашей страны. Поэтому люди вынуждены брать кредиты или оплачивать строительство по частям, по долям на разных этапах стройки. Ввиду этого строительные фирмы замедляют строительство, получается слишком низкая экономия на материалах, а также большие простои в поступлении денежных средств. Все это приводит к удорожанию жилья и экономическим проблемам;
  • Слабая государственная поддержка строительной отрасли. Нужно отметить, что не все регионы в лице правительства поддерживают и всячески помогают строительным фирмам в рамках различных вопросов. Так, основные проблемы возникают с покупкой земли, бюрократическим аппаратом, получением разрешения на строительство и т.д. Все эти процедуры тормозят этапы строительства, время идет, и цена жилья с каждым месяцем простоя растет. Правительству государства и регионам необходимо разрабатывать программы и действовать в рамках их с целью поддержки строительных фирм, что приведет к эффективной работе и в целом поможет гражданам быстрее въезжать в новое жилье и по менее дорогой стоимости;
  • Большие неоплаченные долги дольщиков. Дольщики, покупая жилье, берут кредиты или сами в установленный срок должны оплачивать свою долю в строительстве. Но часто бывает, что первый взнос прошел, а последующие дольщик не оплачивает, ввиду различных причин. Чтобы подстраховать себя строительные компании предлагают таким дольщикам сразу брать ипотеку, где банк берет на себя обязательства по выплате оставшейся суммы, но не все на это согласны. В итоге получается, что квартира забронирована на определенного дольщика, а денег на ее строительство нет, что тормозит строительство и возникают различные экономические проблемы.

Таким образом, экономические проблемы в сфере строительства есть, они усугубляют положение не только самих компаний на рынке, но и дольщиков, то есть обычных граждан, так как основное экономическое бремя в основном ложится в итоге на их плечи. На сегодняшний день государство в состоянии помочь строительству, и должно разрабатывать все более новые и совершенные программы поддержки.

Проблема квалифицированных кадров в строительстве

Наращивание темпов строительства жилья обострило проблему дефицита квалифицированных кадров в строительной отрасли. По данным 2013 года в Пензенской области было возведено 829, 4 тыс. м2 жилья, что составляет 112,2 % по отношению к 2012 году. [1] Если проследить динамику, то легко понять, что объемы строительства растут с каждым годом, следовательно, число кадров должно расти в той же прогрессии, но такого не происходит. Сегодня компании вынуждены либо переманивать специалистов у конкурентов, либо использовать кадровый резерв, оставшийся с советских времен. Однако эксперты прогнозируют, что через несколько лет, когда «советский» резерв будет исчерпан, российские стройки рискуют остаться без необходимого кадрового обеспечения.

Проблема дефицита кадров в строительном комплексе берет свое начало в 1990-е гг., когда строительная отрасль пришла в упадок в связи с недостатком финансирования вследствие незрелости системы и недостаточной развитости механизма продажи жилья на открытом рынке. Политика кооперативов либо распределения жилья через административные органы привела к ситуации, когда строительство жилья в российских городах практически полностью прекратилось. В конце 1990-х гг. профессия строителя тоже не пользовалась популярностью. Родители, озабоченные будущим благополучием своих детей, стремились дать им именно востребованное в том время гуманитарное образование (юридическое, экономическое). Строительные специальности стали мало востребованы.

Как следствие — появление в России большого числа частных учебных заведений гуманитарного профиля и создание платных отделений в государственных вузах, техникумах и училищах. Начиная с середины 2000-х годов государство, наконец, взялось за решение проблем строительной отрасли, объявив строительство жилья одним из национальных приоритетов, но количество квалифицированных строителей, архитекторов, проектировщиков не соответствовало потребностям строительной отрасли. [2]

По данным кадровых агентств, сегодня в строительстве большой дефицит прорабов, архитекторов, инженеров-проектировщиков, конструкторов, специалистов по управлению проектами. Поэтому многие компании просто «перекупают» дефицитных специалистов у конкурентов. Руководители компаний жалуются на то, что большинство опытных строителей, работающих на стройках еще в советское время, предпенсионного или пенсионного возраста. При этом проблема молодых кадров остается весьма актуальной. Подготовленность нынешних выпускников строительных факультетов и вузов находится на низком уровне, в первую очередь в связи немотивированностью студентов к обучению.

Первая причина сложившейся ситуации в том, что выпускники строительных ВУЗов и сузов не желают выходить на стройки по причине отсутствия престижности данного вида деятельности. Вторая причина — уровень заработной платы, несоизмеримый с уровнем ответственности работы. Например, при одинаковом размере заработной платы мастера на стройке и менеджера по продаже бытовой технике в магазине риск получения травмы и увечья у второго практически отсутствует. На 2014 год на 1000 рабочих приходится 1,1 травматический случай. [3] Третья причина — практически полное отсутствие практических навыков после выпуска из ВУЗа.

Стоит отметить, что в СССР существовала практика шефства предприятий над учебными заведениями, дававшая возможность не только изучать учебно-методические пособия, но и сверять содержание учебных программ с реальными потребностями производства. В ВУЗах существуют производственные практики, как правило, оказывающиеся неэффективными, поскольку строительные компании мало заинтересованы в трате времени и денежных ресурсов на обучение студентов, что не дает толчка к развитию квалифицированного кадрового потока.

Поэтому на сегодняшний день появляется необходимость создания системы взаимодействия строительных институтов и предприятий данной отрасли. Сегодня многие строительные компании, столкнувшиеся с кадровыми проблемами, обратили внимание на строительные вузы. Однако квалифицированных специалистов из числа выпускников вузов, чья подготовка удовлетворяла бы современным потребностям и технологическому уровню предприятий, крайне мало.

Одна из причин — отсутствие налаженных контактов между учебными заведениями и строительными организациями. Из-за этого уровень подготовки молодых специалистов повсеместно имеет один важный минус — отсутствие у большинства практических навыков работы по специальности, а именно практические навыки работодателю и нужны.

Эксперты считают, что проблемы с кадрами в строительной отрасли сегодня характерны не только для выпускников вузов, но и для выпускников колледжей и техникумов. Исчезает система подготовки кадров среднего звена: мастера, прорабы, а ведь они — самые важные люди на стройке. Поскольку от их опыта, от их умения, от их технической подготовки зависит реально то, что будет построено. Та социальная мотивация, которая была создана за последние годы в обществе, привела к тому, что все стремятся в вузы, более того, стало достаточно легко получить диплом о высшем техническом образовании. И молодежь не хочет останавливаться на уровне средне-специального образования.

Непрерывное образование подразумевает самосовершенствование специалиста на протяжении всей жизни, но его рассматривают в контексте многоуровневого образования: начальное профессиональное, среднее профессиональное, потом высшее профессиональное и дополнительное высшее образование.

Система взаимодействия вузов и компаний должна претерпеть существенные изменения. Вузы должны услышать работодателя. А работодатель должен услышать систему подготовки кадров. [4]

Четвертая причина — малое количество вакантных мест для квалифицированных сотрудников. Выпускнику ВУЗа, как специалисту с высшем строительным образованием, необходимо платить определенную заработную плату в соответствии с существующим уровнем жизни, а так же предоставить социальный пакет в соответствии с трудовым законодательством.

Проблема подготовки кадров связана и с тем, что молодых специалистов готовят люди в почтенном возрасте, некоторые из которых ни разу не сталкивались на практике с технологиями строительного производства и не желающие осваивать новые материалы и технологии, зачастую обучающие студентов по устаревшим методикам. В 80-х годах средний возраст преподавателя составлял 35 лет. На сегодняшний день средний возраст штатных преподавателей государственных ВУЗов — 51,9. Средний возраст преподавателей с ученой степенью — 66 лет, «неостепененных», имеющих научно-педагогический стаж более 20 лет — 64 года. [5]

Так же вместе со средним возрастом преподавателей растет возраст оборудования, находящегося в лабораториях университетов. Которые, по идее, должны быть передовыми. Оборудование морально и технически устарело, для его обновления нужно финансирование, которое практически не осуществляется, единственная возможность модернизации лабораторий это гранты, которые весьма сложно получить. А это, в свою очередь, так же не дает возможности получения необходимых практических навыков, отвечающих требованиям рынка. Это можно обозначить как пятую причину.

Несмотря на то, что кадровая проблема строительной отрасли стоит очень остро, есть пути ее решения. Бизнесу, как носителю новых знаний, выгоднее получать готового специалиста, нежели рискованно вкладываться в его обучение во время работы. Выходом могло бы стать формулирование бизнесом социального заказа для учебных заведений, а также помощь в прохождении практики и последующем устройстве на работу перспективных выпускников.

Без участия работодателей эту проблему не решить, соответственно, один из способов — это целевое направление. Когда предприятие отправляет определенное количество кадров на обучение в ВУЗы, оплачивая и контролируя процесс их обучения; а так же заключает с ними контракт, по которому в течение определенного периода времени дипломированные специалисты отрабатывают, выделенные на них средства, получают рабочий стаж, возможность повышения трудовой квалификации, условия труда в соответствии с законодательством РФ и возможность продолжения рабочей деятельности в данной компании и устоявшемся коллективе. Кстати, это же поможет решить проблему «текучки», которая так же неблагоприятно сказывается на экономике и развитии отрасли в целом и предприятия в частности. На данный момент только крупным компаниям под силу создавать целевые направления.

Так же необходимо увеличить контрольные цифры приема абитуриентов на строительные специальности; сделать обязательным повышение квалификации рабочих в рамках стандартов саморегулируемых организаций строительного профиля; создать отраслевой научно-исследовательский центр.

Есть мнение, что одним из путей решения проблемы может стать именно создание таких учебных центров при строительных компаниях. В таком случае к обучающему процессу будут подключены специалисты компании, у которых есть практический опыт, знание современных потребностей и тенденций рынка.

В данный момент существует много общественных организаций и некоммерческих объединений и партнерств, связанных со строительной отраслью, занимающихся повышением уровня престижности профессии строителя и заинтересованности молодежи идти в профессию и оставаться в ней. Это достигается путем создания площадок, форумов для общения молодежи из разных уголков страны, обучения их современным технологиям, благодаря мастер-классам ведущих специалистов и организаций, и грантовых программ на реализацию собственных проектов и развития собственного бизнеса.

Популяризировать строительную отрасль можно так же через школы, путем создания профильных классов. В Пензе есть такая практика, на сегодняшний день 23 школы готовятся подписать соглашения о создании строительного профиля в своем учебном заведении. Углубленное изучение технических наук плюс привлечение ВУЗовских преподавателей для спецкурсов позволит школьникам иметь более четкое представление о профессии строителя, осознанно сделать свой выбор в пользу данного профиля и при поступлении иметь базовые знания, которые помогут при дальнейшем обучении.

В любой профессиональной сфере всегда существует множество проблем, строительство не является исключением. Фактор недостатка квалифицированных кадров с множеством вытекающих из него проблем, один из важнейших на сегодняшний день. Кадры сегодня — это будущее завтра. Если не начать решать этот вопрос именно сегодня, то завтра мы не сможем обеспечить жильем население, численность которого растет с каждым годом благодаря программам правительства, направленным на решение демографического кризиса.

По сути, проблема решается достаточно легко. Все, что нужно — это повысить престиж благородной профессии строителя и дать работникам стабильный доход, соответствующий степени риска и тяжести труда и позволяющий обеспечить достойное будущее.

Дейл Карнеги в своих трудах писал, что прежде, чем предложить что-то другому человеку, необходимо спросить себя самого, согласишься ли ты на то, что хочешь предложить. Так что в первую очередь именно мы сами должны хотеть остаться в профессии.

На сегодняшний день, после осознания того, насколько остро стоит этот вопрос, есть некие продвижения в сторону улучшения, но их недостаточно. В данной области еще очень много работы. И достичь результата можно только при плотном сотрудничестве ВУЗов, работодателей, общественных организации и некоммерческих партнерств и объединений и, самое главное, молодежи, ибо именно она является определяющим фактором успеха.

 

Литература:

 

1.        О жилищном строительстве в 2013 году Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/19.htm (дата обращения 04.11.2014)

2.        Строим 66. ru. Кадры в строительстве решают все. Только где их взять? [Электронный ресурс] URL: http://www.stroim66.ru/articles/i1238/ (дата обращения 08.11.2014)

3.        8 часов. Онлайн-журнал. На стройках растет травматизм [Электронный ресурс] URL: http://www.8hours.ru/news/usloviya-truda/proizvodstvo/na-stroykah-rastet-travmatizm (дата обращения 08.11.2014)

4.        Колмыкова М. А. Кадровая проблема предприятий строительной отрасли в современных российских условиях [Электронный ресурс] URL:http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_osnovnoy_5/Kolmykova %20M. %20A..pdf (дата обращения 14.11.2014)

5.        Средний возраст преподавателей ВУЗов [Электронный ресурс] URL: http://otvet.mail.ru/question/85717717 (дата обращения 09.11.2014)

Основные психологические проблемы

Основные психологические проблемы, которые мешают гармоничному развитию человека, бывают внешними и внутренними. Внешние проблемы могут проистекать из отношений с окружающим миром. Внутренние являются последствием психологического неблагополучия самого человека.

И те, и другие приносят в жизнь существенный дискомфорт, чувство неудовлетворения жизнью, напряженности, подавленности и часто требуют помощи психолога и психотерапевта. В работе с квалифицированным специалистом часто обнаруживается взаимосвязь трудностей психологического характера с внешними. Так, клиенты психотерапевтов, которых беспокоят отношения с другими людьми, практически всегда должны изменить свою линию поведения и отношение к ситуации.

проблема практической психологии

Что такое психологическая проблема

Большинство причин дискомфорта, неуспеха, любого рода зависимостей, неудовлетворенности и стрессов находятся в психике (в сердце), а внешние события в жизни лишь усугубляют внутренние причины. Любые психологические проблемы причиняют человеку явные или латентные страдания. Человеку по этой причине с огромным трудом удается поменять себя и свое положение. Однако, даже что-то поменяв, не всегда удается добиться удовлетворения и душевной гармонии.

В этом случае можно открыто сказать, что проблема преимущественно психологическая, душевная, а не внешняя, общественная. В этом случае психотерапевт может помочь человеку стать уверенной и гармоничной личностью. Достаточно приложить определенные усилия, время и профессиональные знания специалиста, и данная проблема вполне возможно решится.

Возникновение психологических трудностей

Обычно психологические комплексы возникают тогда, когда у личности есть бессознательная психологическая фиксация на каком-либо объекте или субъекте, как бы связанных (по мнению самой личности) с достижением желаемого результата. А у любого человека есть всего два вида желаний:

  • что-то получить (обладание, развитие, реализация, стремление и прочее), другими словами "стремление к...";
  • от чего-то избавиться (побег, уничтожение, освобождение и прочее), иными словами "стремление от...".

Если этого не удается достигнуть, возникает проблема. Этот вопрос и есть основная проблема практической психологии.

Заниженная самооценка

Основная проблема психологического плана, по мнению большинства психологов, – низкая самооценка огромного количества людей.

Низкая самооценка может влиять на различные аспекты жизни человека. Люди с низкой самооценкой обычно могут говорить много негативных вещей о себе. Они могут критиковать себя, свои действия и способности или шутить о себе с сарказмом. Люди с заниженной самооценкой обычно сомневаются в себе или винят себя, когда встречают какие-либо препятствия на своем пути. Также они могут не признавать свои положительные качества. Когда человеку с низкой самооценкой делают комплименты, он может просто подумать, что ему льстят или преувеличивают его положительные качества.

Такие люди не ценят свои способности и сосредоточиваются на том, чего они не сделали, или на ошибках, которые они совершили. Люди с низкой самооценкой могут ожидать, что у них ничего не получится. Они часто чувствуют себя подавленными и тревожными. Низкая самооценка может повлиять на производительность на работе или в школе. Люди с низкой уверенностью достигают меньшего по сравнению с людьми с адекватной самооценкой, потому что они считают, что они менее достойны и способны, чем другие.

Такая категория людей стремится избегать проблем, опасаясь, что они не справятся. Люди, не ценящие себя, могут трудиться очень много и заставлять себя перерабатывать, потому что они считают, что им нужно скрыть мнимые недостатки. Они с трудом верят в любые положительные результаты, полученные ими. Заниженная самооценка делает человека стеснительным и очень застенчивым, не верящим в свои силы.

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности – это крайняя патологическая степень неуверенности в себе и является огромной психологической проблемой человека. По сути – это отсутствие ощущения самоценности, сомнение и очень низкая самооценка, а также чувство неспособности соответствовать стандартам.

Он часто подсознателен и, как считается, что люди, страдающие от этого комплекса, стараются компенсировать это ощущение, что выражается в высоких достижениях или же крайне асоциальном поведении. В современной литературе предпочтительно называть данное психологическое явление как «отсутствие скрытой самооценки». Комплекс развивается благодаря сочетанию генетических характеристик личности и воспитания, а также жизненного опыта.

Комплекс неполноценности может усиливаться, когда чувства ущербности провоцируется неудачами и стрессами. Лица, подверженные риску развития комплекса, обычно проявляют признаки низкой самооценки, имеют низкий социально-экономический статус, а также имеют симптомы депрессии.

Дети, воспитанные в таких условиях, где их постоянно критиковали или же не оправдали ожиданий родителей, также могут получить комплекс неполноценности. Много разных есть предупреждающих знаков для тех, кто может быть более склонным к развитию комплекса неполноценности. Например, кто-то, склонный к вниманию и одобрению, может быть более восприимчивым.

Исследование психоаналитика Адлера

Согласно классической адлеровской психологии, повторно чувство неполноценности возникает, когда уже взрослые хотят достичь какой-либо нереальной цели или испытывают постоянную потребность в совершенствовании. Напряжение, связанное с чувством неполноценности, вызывает пессимистическое отношение к жизни и неспособность преодолевать трудности. По словам Адлера, у каждого человека в той или иной степени присутствует чувство неполноценности, но это – не болезнь, а, скорее, стимулятор здорового, нормального стремления и развития. Оно становится патологическим состоянием только тогда, когда чувство ущербности подавляет личность, а не стимулирует его к полезной деятельности. Комплекс делает личность подавленной и неспособной к дальнейшему личностному развитию.

Психологическая травма

Очень распространенная психологическая проблема – это последствия пережитых стрессовых ситуаций.

Проблемы психологического исследования

По своей природе это – разнообразные нарушения психики после аффективных (очень мощных и деструктивных) переживаний. Происшествия, которые вызвали такие сильнейшие переживания, могут быть весьма разнообразными: изоляция, заболевание, гибель родного человека, рождение ребенка, развод, стресс, конфликты, война и боевые действия, опасность для существования, изнасилование и другое. Эти события мощно воздействуют на психическое состояние, нарушая восприятие, мышление, эмоции, поведение, делая личность не вполне адекватной.

Межличностные конфликты

Еще одна отрасль, которую исследует как практическая, так и научная (теоретическая) психология - это различного рода конфликты.

Межличностные конфликты

Открытые и неочевидные конфликты с другими людьми приносят вред для психической деятельности человека и представляют собой серьезную проблему социально-психологического характера. Данные конфликты можно классифицировать:

  • Семейные конфликты (разные ценностные ориентиры, проблемные отношения с детьми, сексуальная неудовлетворенность, ощущение недопонимания и обид, измена, разводы).
  • Конфликты на рабочем месте (конфликтные ситуации, эмоциональные стрессы, синдром хронической усталости, стрессы, неудовлетворенность, агрессия, ощущение, что это препятствует взаимному пониманию, работе и карьерному продвижению).
  • Конфликты с друзьями и родными людьми (психологическое раздражение, зависть, болезненная ревность, обида).
  • Конфликты с посторонними людьми (уличные конфликты, в автотранспорте, в помещении с незнакомыми людьми). проблема психологического развития

Детские сложности

Психологические проблемы у детей возникают в разные периоды их жизни. Они имеют различную природу. Это могут быть следующие трудности:

  • детская агрессия и импульсивность;
  • замкнутость;
  • капризность и плаксивость;
  • робость и застенчивость;
  • низкая самооценка;
  • высокий уровень тревожности;
  • повышенная обидчивость;
  • упрямство;
  • страхи и всевозможные фобии;
  • невнимательность;
  • трудности с запоминанием информации;
  • различные проблемы психологического развития;
  • плохая успеваемость в школе;
  • сложности с адаптацией в школьном учреждении или садике;
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми;
Психологические проблемы

В случае возникновения какого-либо рода психологических трудностей необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу, поскольку психика ребенка – очень хрупкая структура.

Пирамида потребностей Маслоу

С позиции пирамиды потребностей великого американского психолога Абрахама Маслоу (пирамида, которая показывает основные человеческие потребности), очевидно, что вопрос безопасности и пищи не является актуальным для людей в настоящее время. Конечно, существуют исключения, однако подавляющее большинство людей могут себя прокормить. Продукты стали доступными, их многообразие велико, также на приличном уровне поддерживается безопасность в обществе. По теории Маслоу, если удается удовлетворить базальные потребности, то возникает желание удовлетворить высшие потребности, такие как общность или ощущать себя частью какой-либо общественной группы, самореализация, или желание реализовать себя как специалист, как личность. Именно на стадии удовлетворения высших потребностей и возникают основные социально-психологические проблемы современного общества.

Проблема выбора в современном мире потребления

Обобщая можно сказать, что личность, удовлетворив свои основные потребности, пытается направлять свои силы на удовлетворение высших психологических и социальных желаний. В этот момент мы сталкиваемся с современными проблемами. На данный момент существует огромный выбор различных товаров и услуг. Критерием выбора может стать цвет, внешний вид упаковки, отзывы, цена, а не только качество. Все товары априори исполняют свои функции, но их различия делаются на незначительных характеристиках.

Психологические проблемы детей

В дальнейшем именно эти незначительные свойства навязываются человеку как критерии выбора, и от этого люди испытывают сомнения, когда покупка уже совершена. У большинства людей нет возможности приобрести все виды одного товара, и часто они остаются неудовлетворенными ввиду сомнений правильности своего выбора.

Ускоренный ритм жизни

Люди стали преодолевать большие расстояния за небольшое время, это значит, что они чаще занимаются каким-либо видом деятельности. Научное развитие позволило экономить время на одних вещах, но при этом оно же даровало возможность потратить сэкономленное время на других. В современном мире все больше растет зависимость от компьютерных игр и от социальных сетей. И таким образом люди только увеличивают нагрузки на психику вместо того, чтобы отдыхать, мозг все больше перегружен. Это подтверждается множеством психологических исследований. Психологические проблемы, вызванные быстрым темпом жизни общества, – настоящий бич современности, считают психологи.

Решение проблем

Не стоит игнорировать болезненные сигналы нашей психики и заниматься профилактикой психологических расстройств. Если из проблемной ситуации нет выхода, то оптимально будет просто переключиться на что-то отвлекающее и более полезное. Иногда прекрасным решением психологических проблем будет посещение психолога.

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о