Радиус обслуживания школы – Расстояние от школы до красной линии. Гигиенические принципы размещения школ. Радиус обслуживания школы. Гигиенические требования к земельному участку и зданию школы. Укажите правильное определение понятия утомления

4. Система организации культурно-бытового обслуживания. Радиусы обслуживания планировочного района, жилого района, микрорайона и кварталов.

В основу организации культурно-бытового обслуживания населения концептуально положена ступенчатая система, которая согласно теории заключается в следующем. Выделяют три типа населенных пунктов: неперспективные, перспективные и развитые. Учреждения культурно-бытового обслуживания по режиму использования подразделяют на учреждения повседневного, периодического и эпизодического пользования.

Жители населенных пунктов, отнесенных к неперспективным, должны обслуживаться учреждениями повседневного использования.

Населенные пункты, отнесенные к перспективным и их жители обслуживаются учреждениями повседневного и периодического использования.

В развитых населенных пунктах, городах, крупных селах, как правило, уже существуют все три типа учреждений обслуживания, нерешенным вопросом в этих случаях остается их достаточность и размещение по структурно-планировочным единицам разного уровня.

Сист. Бытового обслуживания. 2 видов:

Культ-о-бытовое обслуживание ступенчатой системы подразд-ся на 3 гр.

  • повседневного

  • периодического

  • эпизодического пользования в зависимости от частоты посещения.

Группу повседневного обслуж-я след-ет размещать в наибольшей близости от жилищ. В состав группы повседн.обсл-я входят:

  • детские сады, ясли

  • общеобраз. школы

  • продовольств. магазины

  • универсамы

  • кулинарии, домовые кухни.

Распол-е их должно предусматривать короткие пути пешеходных связей с жилищами.

Широко применяют првопр-я встроенные в жилые дома.

Школа R- обслуж-500 м.

Дет. сад R-обслуж-300м.

Состав гр. предпри-ий и учреж-ий периодического посещения входят:

  • -поликли-ки

  • -банки

  • -почты

  • -парикм-е, аптеки

  • -специальные магазины

  • -музык. и худож. школы

  • -кинотеатры, библ-ки

  • -спорт.компл.

  • -кафе, ресторан

Связь с этими зданиями должна быть как пешеходная, так и с использованием обществ.транспорт. в пределах 2-3- остановок.

При больших радиусах доступности для обеспечения обслуживания необходимо предусматривать передвижные средства и сооружения, предоставляя для них соответствующие площадки. Детский сад, ясли, школу, раздаточный пункт молочной кухни, аптеки, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, отделения связи размещают на пути движения населения в производственную зону или в середине кварталов с небольшой плотностью населения. Медицинские учреждения размещают в месте, удобном для обслуживания работников производственной зоны и жителей населенного пункта. Торговый центр, административное здание лучше расположить на главной площади общественного центра, клуб – на площади общественного центра или в зоне отдыха, баню, прачечную, хлебопекарню, пожарное депо – в санитарно-защитной зоне между жилой и производственной зоной.

Число учреждений и предпр.эпизодич-ого посещения относят:

  • центр-ые, адм-ые обществ. организации

  • городские театры, музеи

  • крупн.кинотеатры, выстав.залы

  • парки

Они располагаются обычно в общегородском центре, а частично в пригородной зоне, обслуживают население всего населенного пункта. Доступность от жилого района до учреждения должна определяться затратами времени 30 – 50 минут на общественном транспорте. Размещение учреждений обслуживания и их количество определяется на основе строительных норм и правил

Эти предпр-я целесообразно размещать в центральных частях селит.зоны в 30-40 мин. доступности.

Спупенчатая система обслуживания получила повсеместное распространение.

Ее достоинствамиявляются : возможность системного подхода к организации культурно-бытового обслуживания, что обуславливает простоту и четкость расчетов, наличие предпосылок для типового проектирования, что снижает затраты на культурно-бытовое строительство. Недостатки: излишняя жестокость поведения человека при выборе удовлетворения своих потребностей; во-вторых, идея коллективного микрорайона не соответствует складывающемуся образу городской жизни.

Территориальная система охватывает объекты повседневного пользования, размещенные в радиусе пешеходной доступности до 500 м, и учреждения периодического и эпизодического пользования, размещаемые с доступностью не превышающей 7 – 10 минут при использовании транспорта.

Коммуникативная система вкючает специализированные поликлинники, предприятия торговли, общественного питания и бытвого обслуживания, учреждения культуры, гостиницы.

Уникальная система

предполагает размещение учреждений обслуживания в уникальных зонах – мемориальных, музейно-выставочных, спортивно-зрелищных и д. р.

Радиусы обслуживания учреждениями культурно—бытового назначения

Учреждения и предприятия обслуживания

Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения

300

Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий

500

Раздаточные пункты молочной кухни

Аптеки

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения

Отделения связи

Филиалы сберегательного банка

Общеобразовательные школы

750

Поликлиники и их филиалы

1000

Физкультурно-спортивные центры жилых районов

1500

10 Учреждения и предприятия обслуживания

10.1 Учреждения и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая, как правило, формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.

При расчете учреждений и предприятий обслуживания следует принимать социальные нормативы обеспеченности, разрабатываемые в установленном порядке. Для ориентировочных расчетов число учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков допускается принимать в соответствии с рекомендуемым приложением.

Примечание — Размещение, вместимость и размеры земельных участков учреждений и предприятий обслуживания, не указанных в настоящем разделе и в приложении Ж, следует принимать по заданию на проектирование.

10.2 При определении числа, состава и вместимости учреждений и предприятий обслуживания в городах-центрах систем расселения следует дополнительно учитывать приезжающее население из других городских и сельских поселений, расположенных в зоне, ограниченной затратами времени на передвижения в большой, крупный и крупнейший город-центр не более 2 ч, в малые и средние города-центры или подцентры систем расселения — не более 1 ч; в исторических городах необходимо учитывать также туристов.

10.3 Учреждения и предприятия обслуживания в сельских поселениях следует размещать из расчета обеспечения жителей каждого поселения услугами первой необходимости в пределах пешеходной доступности не более 30 мин. Обеспечение объектами более высокого уровня обслуживания следует предусматривать на группу сельских поселений.

Для организации обслуживания необходимо предусматривать помимо стационарных зданий передвижные средства и сооружения сезонного использования, выделяя для них соответствующие площадки.

10.4 Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещенными в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в таблице 5.

Таблица 5

Учреждения и предприятия обслуживания

Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения*:

в городах

300

в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке

500

Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий

500

Физкультурно-спортивные центры жилых районов

1500

Поликлиники и их филиалы в городах**

1000

Раздаточные пункты молочной кухни

500

То же, при одно- и двухэтажной застройке

800

Аптеки в городах

500

То же, при одно- и двухэтажной застройке

800

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:

в городах при застройке:

многоэтажной

500

одно-, двухэтажной

800

в сельских поселениях

2000

Отделения связи и филиалы сберегательного банка

500

* Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживания общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным градостроительным нормативам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.

** Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта).

Примечания

1 Для климатических подрайонов IA, IБ, IГ, IД и IIА, а также в зоне пустынь и полупустынь, в условиях сложного рельефа указанные в таблице радиусы обслуживания следует уменьшать на 30 %.

2 Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.

10.5 Радиус обслуживания общеобразовательных учреждений в городских поселениях следует принимать согласно нижеследующей таблице.

Строительно-климатическая зона

Категория обучающихся (ступень обучения)

Радиус пешеходной доступности общеобразовательного учреждения не более, км

II-III

Все

0,5

I (I подзона)

I и II

0,3

III

0,4

I (II подзона)

I и II

0,4

III

0,5

Размещение общеобразовательных учреждений допускается на расстоянии транспортной доступности: для учащихся Iступени обучения — 15 мин (в одну сторону), для учащихсяII -IIIступеней — не более 50 мин (в одну сторону).

В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно соответствовать нижеследующим требованиям.

Ступень обучения

Радиус пешеходной доступности не более, км

Радиус транспортной доступности (в одну сторону) не более, мин

I

2

15

II-III

4

30

Предельный радиус обслуживания обучающихся II-IIIступеней не должен превышать 15 км.

Транспортному обслуживанию подлежат учащиеся сельских общеобразовательных учреждений, проживающие на расстоянии свыше 1 км от учреждения. Подвоз учащихся осуществляется на транспорте, предназначенном для перевозки детей.

Предельный пешеходный подход учащихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м.

Остановка транспорта оборудуется навесом, огражденным с трех сторон, защищена барьером от проезжей части дороги, имеет твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.

Для учащихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий предусматривается пришкольный интернат из расчета 10 % мест общей вместимости учреждения.

10.6 Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживания следует принимать не менее приведенных в таблице 6.

Таблица 6

Здания (земельные участки) учреждений и предприятий обслуживания

Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м

до красной линии

до стен жилых домов

до зданий общеобразовательных школ, детских дошкольных и лечебных учреждений

в городах

в сельских поселениях

Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (стены здания)

25

10

По нормам инсоляции и освещенности

Приемные пункты вторичного сырья

20*

50

Пожарные депо

10

10

Кладбища традиционного захоронения и крематории

6

6

300

300

Кладбища для погребения после кремации

6

6

100

100

* С входами и окнами.

Примечания

1 Участки детских дошкольных учреждений, вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.

2 После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 100 м.

В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее 100 м.

3 Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.

4 На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды в зоны хозяйственную и корпусов: лечебных — для инфекционных и неинфекционных больных (отдельно) и патологоанатомического.

Ситуационная задача 5.4

Условия. Средняя образовательная школа № 1017 Западного административного округа г. Москвы, рассчитанная на 464 учащихся, расположена на территории микрорайона внутриквартально на расстоянии 50 м от межквартальных проездов. С наветренной стороны в 100 м от школы находится промышленное предприятие 2-го класса. Земельный участок имеет прямоугольную форму. Его общая площадь составляет 2,1 га. На участке выделены следующие зоны: физкультурно-спортивная, учебно-опытная, зона отдыха и зона хозяйственного двора с отдельным въездом с улицы. Площадь зеленых насаждений составляет 12000 м2.

Здание школы имеет блочную планировку: на территории расположено три учебных двухэтажных блока (А, Б, В) и административно-хозяйственный корпус. Учебные помещения для младших классов (четыре класса) расположены на первом этаже блока А. Площадь классных комнат составляет 53,5 м2 (7,67,04 м), окна ориентированы на южную сторону. На втором этаже находятся кабинеты для учащихся средних и старших классов: математики, литературы, русского языка (площадью 53,5 м2), черчения и рисования (74,8 м2) и военной подготовки (62,8 м2 с лаборантской и комнатой хранения оружия). Лаборатории физики, химии и биологии расположены на первом этаже блока Б. Площадь лабораторий составляет 73 — 74 м2, имеются лаборантские (17—18 м2) с отдельным входом из коридора. В учебном блоке В первый этаж занимает спортивный зал размером 913 м (117 м2), а также две раздевальни с душевыми и туалетными комнатами, снарядная и комната инструктора. На втором этаже расположена комбинированная мастерская по обработке металла и древесины (52,3 м2), комната мастера и инструментальная.

Помимо перечисленного в школе находятся помещения для организации продленного дня, библиотека, актовый зал, столовая и медицинский пункт.

Задание. Оцените представленное архитектурно-планировочное решение школьного участка и здания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Ответьте на вопросы и выполните задания.

  1. Какой радиус обслуживания установлен для городских школ?

  2. Какой радиус обслуживания допускается для школ в сельской местности?

  3. Какой процент территории участка школы может быть отведен под застройку?

  4. От чего зависит величина земельного участка образовательного учреждения?

  5. Каких размеров должен быть спортивный зал в школах большой вместимости и при какой высоте помещения?

  6. Какие значения светового коэффициента и коэффициента заглубления нормируются для классных комнат?

  7. Назовите допустимое расстояние от первой и последней парты до классной доски.

  8. Какие требования предъявляют к рекреационным помещениям школы?

  9. На какую сторону необходимо ориентировать окна кабинета черчения и рисования?

Вариант ответа

Наилучший вариант размещения школы на территории микрорайона — внутриквартальный, в достаточном удалении от межквартальных проездов. Однако в данном случае расстояние от проезжей части дорог не выдержано (50 м вместо 100—170 м). Кроме того, не соблюдена величина санитарно-защитной зоны от промышленного предприятия 2-го класса: ее величина должна быть не менее 500 м.

Размеры земельного участка и его конфигурация полностью соответствуют гигиеническим требованиям:

• более 50 % площади территории участка озеленено

Композиция школьного здания блочная, что в наибольшей степени соответствует сохранению секционности. Основные помещения школы — классные комнаты и кабинеты — имеют достаточную площадь (более 50 м2) и допустимые размеры за исключением кабинета военной подготовки (его площадь должна быть 72 м2). Лаборатории физики, химии и биологии расположены на первом этаже блока Б. Их площадь достаточна, при каждой из них имеется лаборантская комната.

Предназначенная для трудового обучения школьников комбинированная мастерская расположена на втором этаже, что не согласуется с требованиями СанПиНов. Ее площадь недостаточна для рационального размещения оборудования. Мастерские желательно размещать на первом этаже в торце здания. Они должны иметь дополнительный выход. Площадь мастерских определяется из расчета 6 м2 на одного учащегося и рассчитывается на половину учащихся класса.

Спортивный зал в средних школах на 10—16 классов должен иметь площадь 162 м2 (189 м). Следовательно, в данном случае длина зала уменьшена на 5 м, что привело к уменьшению его площади до 117 м2.

  1. Радиус обслуживания для городских школ должен составлять 0,3—0,5 км пешеходной доступности. Допускается размещать школы на расстоянии транспортной доступности: для учащихся начальной школы — 15 мин, для средних и старших школьников — не более 30 мин (в одну сторону).

  2. Радиус обслуживания сельских школ для учащихся первой ступени — 2 км пешком или 15 мин на транспорте; для учащихся второй и третьей ступеней — 4 км пешком или 30 мин на транспорте.

  3. Под застройку можно отвести 10—15 %.

  1. Размеры участка определяются типом учреждения (школа, школа-интернат) и его вместимостью.

  2. Размеры спортивного зала школы большой вместимости должны составлять 12  24 м при высоте 6 м.

  3. Световой коэффициент должен составлять 1:4— 1:6; коэффициент заглубления — не более чем 1:2,5.

  4. Расстояние от первой парты до классной доски должно быть не менее 2 м; от последней — не более 8 м.

  5. Рекреационные помещения проектируют в виде односторонне застроенных коридоров шириной не менее 2,8 м. При двусторонней застройке ширина коридора должна быть не менее 4 м. Предпочтение отдается рекреациям зального типа. При этом в одну рекреацию может выходить три-шесть классных комнат.

  6. Окна кабинета черчения и рисования ориентируют на северную сторону для создания равномерного освещения.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 5.5

7. Радиусы обслуживания жителей культурно-бытовыми учреждениями

Учреждения, обслуживающие жилые микрорайоны, должны быть, по возможности, равномерно размещены на территории микрорайона, чтобы обеспечить наилучшее обслуживание населения с минимальными радиусами пешеходной доступности. Учреждения старого уровня, обслуживающие население жилого района, размещаются, как правило, в центре жилого района, который может иметь компактную или некомпактную форму территории.

Вся территория микрорайона условно разбивается на зоны обслуживания культурно-бытовыми учреждениями. В пределах этих зон производятся замеры минимальных () и максимальных () радиусов обслуживания.

Минимальный и максимальный радиусы обслуживания определяются путём замера на чертеже расстояний по кратчайшим реальным путям следования от наиболее близко и наиболее далеко расположенных жилых домов до учреждений обслуживания. Замер производится от парадной двери жилого дома до входной в учреждение двери.

Средний радиус обслуживания может быть определён по стандартной формуле

,

где — средний радиус зоны обслуживания (доступности), м;

—минимальный радиус зоны обслуживания, м;

—максимальный радиус зоны обслуживания, м.

Среднее () и максимальное () время, затрачиваемое жителями на подход к культурно-бытовым учреждениям, определяется по формулам:

,

где — скорость движения пешехода (м/мин).

Все расчёты сводим в таблицу.

Таблица 7. Радиусы обслуживания культурно-бытовыми учреждениями и затраты времени населением

Наименование учреждения

Радиусы обслуживания, м

Затраты времени, мин

Школа №1

26

478

252

3,8

7,2

Школа №2

46

466

256

3,8

7,0

Д/У

№ 1

30

265

4,0

7,5

7,5

№ 2

24

214

3,2

6,1

6,1

№ 3

20

233

3,5

6,7

6,7

№ 4

20

245

3,7

7,0

7,0

№ 5

40

350

5,2

9,9

9,9

Хозблок

40

540

335

5,0

9,4

Поликлиника

50

370

210

3,1

5,5

Магазины

10

510

260

3,9

7,6

Парикмахерская

20

810

430

6,4

12,6

Химчистка и прачечная

20

820

445

6,7

13,0

Исходя из нормативных показателей допустимыми радиусами можно считать средний радиус равный 400 м, что составляет 6 минут ходьбы; максимальный радиус 800 м, соответствующий 12 минутам ходьбы.

Исходя из этого, сравним полученные показатели с нормативными и получаем следующие выводы. Если жители микрорайона будут добираться по существующим кратчайшим путям до объектов обслуживания, то показатели среднего радиуса и максимального будут соответствовать нормативным показателям.

Все учреждения в заданном микрорайоне находятся в пределах нормативно допустимых значений радиуса досягаемости. Отсюда можно сделать вывод, что данный микрорайон имеет удачное расположение объектов обслуживания, а также хорошо выбраны прохождения пешеходных дорожек. Во многом это зависит от компактной формы микрорайона.

8. Проверка условий освещения жилых домов и участков культурно-бытовых учреждений

Размещение и ориентация жилых и общественных зданий должны обеспечивать инсоляцию жилых помещений и территории учреждений обслуживания в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на здоровье жителей и на комфортности проживания в микрорайоне.

Расстояние между жилыми домами должно быть принято в соответствии с этажностью затеняющего здания.

Между длинными домами, а также между жилыми и общественными зданиями расстояние должно быть не менее 2H, между торцами домов и домами башенного типа — не менее H (где H — высота дома).

Имеются также данные о том, что для домов это расстояние должно составлять: для 5-этажных — не менее 15 м; для 9-этажных — не менее 27 м, для 16-этажных — не менее 48 м.

В данном микрорайоне, согласно измерениям, расстояние между домами соответствует нормативным санитарным требованиям.

Если рассмотреть микрорайон с точки зрения сторон света, можно отметить, что он имеет благоприятное расположение. Многие дома имеют расположение с ориентацией фасадных сторон с запада на восток, что ведёт к тому, что квартиры будут хорошо освещаться, в них не будет резких перепадов температур, что в свою очередь будет способствовать образованию благоприятного микроклимата. Однако следует заметить, что некоторые дома выходят фасадами на север (на запад и восток — торцами), северная сторона недополучит солнечного света и тепла.

Благоприятное расположение имеют учреждения обслуживания микрорайона, т.к. они не затеняются стоящими рядом домами.

10. Учреждения и предприятия обслуживания

Учреждения и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая, как правило, формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.

При расчете учреждений и предприятий обслуживания следует принимать социальные нормативы обеспеченности, разрабатываемые в установленном порядке. Для ориентировочных расчетов число учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков допускается принимать в соответствии с рекомендуемым приложением..

10.2 При определении числа, состава и вместимости учреждений и предприятий обслуживания в городах-центрах систем расселения следует дополнительно учитывать приезжающее население из других городских и сельских поселений, расположенных в зоне, ограниченной затратами времени на передвижения в большой, крупный и крупнейший город-центр не более 2 ч, в малые и средние города-центры или подцентры систем расселения — не более 1 ч; в исторических городах необходимо учитывать также туристов.

10.3 Учреждения и предприятия обслуживания в сельских поселениях следует размещать из расчета обеспечения жителей каждого поселения услугами первой необходимости в пределах пешеходной доступности не более 30 мин. Обеспечение объектами более высокого уровня обслуживания следует предусматривать на группу сельских поселений.

Для организации обслуживания необходимо предусматривать помимо стационарных зданий передвижные средства и сооружения сезонного использования, выделяя для них соответствующие площадки.

10.4 Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещенными в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в таблице 5.

Таблица 5

Учреждения и предприятия обслуживания

Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения*:

в городах

300

в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке

500

Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий

500

Физкультурно-спортивные центры жилых районов

1500

Поликлиники и их филиалы в городах**

1000

Раздаточные пункты молочной кухни

500

То же, при одно- и двухэтажной застройке

800

Аптеки в городах

500

То же, при одно- и двухэтажной застройке

800

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:

в городах при застройке:

многоэтажной

500

одно-, двухэтажной

800

в сельских поселениях

2000

Отделения связи и филиалы сберегательного банка

500

10.5 Радиус обслуживания общеобразовательных учреждений в городских поселениях следует принимать согласно нижеследующей таблице.

Размещение общеобразовательных учреждений допускается на расстоянии транспортной доступности: для учащихся I ступени обучения — 15 мин (в одну сторону), для учащихся II — III ступеней — не более 50 мин (в одну сторону).

В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно соответствовать нижеследующим требованиям.

Ступень обучения

Радиус пешеходной доступности не более, км

Радиус транспортной доступности (в одну сторону) не более, мин

I

2

15

II-III

4

30

Предельный радиус обслуживания обучающихся II-III ступеней не должен превышать 15 км.

Транспортному обслуживанию подлежат учащиеся сельских общеобразовательных учреждений, проживающие на расстоянии свыше 1 км от учреждения. Подвоз учащихся осуществляется на транспорте, предназначенном для перевозки детей.

Предельный пешеходный подход учащихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м.

Остановка транспорта оборудуется навесом, огражденным с трех сторон, защищена барьером от проезжей части дороги, имеет твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.

Для учащихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий предусматривается пришкольный интернат из расчета 10 % мест общей вместимости учреждения.

10.6 Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживания следует принимать не менее приведенных в таблице 6.

Из учебника:

Часть 6. Городские центры коммунально-бытовое обслуживание. Если
 функции первого порядка способствуют
 формированию городских центров, а
 также специализированных центров
 города, то функции второго порядка формируют развитую систему городского обслуживания на уровне центров жилых районов и микрорайонов. В практике градостроительства наряду со специализированными
 центрами города создается обширная
 сеть общественных зданий обслуживающего назначения. Сеть обслуживания представляет собой комплекс однородных по функции учреждений, равномерно расположенных по территории города и обслуживающих отдельные его элементы. Это сети учреждений образования, здравоохранения, торговли, общественного
 питания и т. д. Здания, в которых размещают обслуживающие учреждения разного назначения, группируются в комплексы —
 общественные центры. Городские центры, центры планировочных, жилых
 районов и микрорайонов, центры в
 местах приложения труда и зонах
 отдыха составляют систему центров,
 которая должна быть органически
 связана с архитектурно-планировочной
 структурой города.

Организация обслуживания населения и создание стройной системы культурно-бытовых учреждений города составляют одну из важнейших проблем градостроительства. Ее решение создает наиболее комфортные условия проживания в городе, позволяет удовлетворять
 разнообразные потребности населения
 при разумном использовании времени
 и в результате влияет на рост
 производительности труда. Учреждения обслуживания города
 должны быть организованы в единую
 систему, охватывающую селитебные
 территории, места приложения труда и
 зоны массового отдыха с учетом особенностей обслуживания в каждой
 из этих зон и их взаимосвязи. Учреждения формируют центры обслуживания, состав и структура которых определяются видом обслуживания, величиной и архитектурно-планировочной организацией города. Центры обслуживания представляют собой комплексы разнородных по функции учреждений, объединенных территориально на площади, улице или в одном здании. В нашей стране культурно-бытовое
 обслуживание населения организуется по ступенчатой системе (рис. 203). Население пользуется теми или иными
 учреждениями повседневно, периодически или эпизодически. В соответствии с этим и характером учреждений определяются ступени обслуживания, которые предствляют собой взаимосвязанную систему общегородского, районного и микрорайо иного обслуживания. Эта система позволяет
 централизовать производство предприятий обслуживания, фабрик-загото-
 вочных общественного питания, крупных механизированных фабрик-химчисток, прачечных и приблизить их
 потребление к населению. Важнейший принцип ступенчатой организации обслуживаниясовместное размещение учреждений в общественном центре. Строительство учреждений периодического и повседневного обслуживания ведется одновременно с жилищным строительством. Эти здания
 являются объектами массового строительства. Каждая ступень обслуживания, как правило, соответствует структуре городской застройки: повседневное обслуживание сосредоточивается в микрорайоне, периодическое — в жилом районе, эпизодическое имеет общегородское значение. Первая ступень обслуживания включает учреждения повседневного обслуживания населения,
 которые размещаются в микрорайоне
 из расчета не свыше 5—7 мин
 ходьбы от наиболее отдаленных жилых домов, что соответствует пешеходной доступности в пределах 500 м
 или геометрическому радиусу обслуживания около 400 м (рис. 204).
 Вторая ступень объединяет учреждения периодического обслуживания населения, которые размещаются в жилом районе из расчета 15—20 мин ходьбы, что соответствует пешеходной
 доступности в пределах 1500 м или
 геометрическому радиусу обслуживания около 1200 м (рис. 205).
 Третья ступень — это учреждения эпизодического обслуживания общегородского значения, размещение которых
 ограничивается лишь временем транспортной доступности. Учреждения эпизодического пользования обслуживают население всего
 города и планировочных районов (в
 крупных и крупнейших городах).
 Сюда относятся административно-деловые учреждения, театры, крупные кинотеатры и библиотеки, музеи, выставочные залы, специализированные магазины, крупные универмаги, салоны,
 дома моделей, рестораны и др. Время,
 затрачиваемое населением на поездки в эти учреждения, при составлении генеральных планов обычно лимитируют
 в пределах 30 мин. Учреждения эпизодического пользования, особенно в
 крупных и крупнейших городах, размещают также в пригородных и зеленых зонах (спортивные сооружения,
 специализированные учреждения отдыха и лечения, загородные музейновыставочные комплексы и др.). Учреждения периодического пользования (районные административные
 учреждения, кинотеатры, клубы, спортивные сооружения, библиотеки, магазины и др.) обслуживают население
 жилых районов и размещаются пределахпешеходной доступности или
 затрат времени на проезд в общественном транспорте не более 15 мин. Учреждения повседневного пользования (общеобразовательные школы,
 дошкольные учреждения, магазины товаров повседневного спроса, приемные
 пункты предприятий бытового обслуживания, аптеки) размещают в микрорайонах. Подобная система обслуживания
 отличается достаточной гибкостью и
 легко трансформируется в зависимости
 от конкретных градостроительных условий. Число ступеней обслуживания зависит от величины города, его положения в общей системе расселения,
 плотности застройки, уровня развития учреждений обслуживания и других градостроительных условий. В крупных и крупнейших городах
 следует предусматривать возможность
 более сложной системы обслуживания
 с увеличенным числом ступеней. Здесь
 возможно появление центров обслуживания планировочных районов, развитие жилых групп и т. д. . Малые города с населением 25—
 50 тыс. жителей, а иногда и более
 по планировочной структуре, как правило, не имеют жилых районов, а
 подразделяются только на микрорайоны. В этом случае помимо общественных центров микрорайонов следует создавать единый общественный
 центр, объединяющий как основные
 учреждения эпизодического обслуживания (общегородского значения), так
 и учреждения периодического обслуживания (районного значения). В малых городах нередко наблюдается резкая неравномерность плотности застройки селитебной территории: малоэтажная застройка сосредоточивается
 преимущественно на периферии, а
 многоэтажная — в центральной части . В этих условиях для создания
 более полноценного обслуживания в
 общественном центре можно размещать также и повседневное обслуживание населения центральной части города, сохраняя общественные центры
 микрорайонов лишь в периферийных
 районах. Поселки и малые города до 25 тыс.
 жителей, как правило, по своей
 планировочной структуре не имеют ни
 жилых районов, ни микрорайонов (при
 наличии на периферии одного-двух
 микрорайонов они носят характер
 подцентра). В этом случае может
 быть создан единый общественный
 центр города или поселка, включающий
 все основные учреждения эпизодического, периодического и повседневного
 обслуживания. При этом в условиях
 относительно малой численности населения и низкой плотности застройки для создания более крупных
 и полноценных зданий общественных
 центров возможно увеличение пешеходной доступности до 700 м. В определенных случаях возможно и некоторое видоизменение ступеней
 обслуживания и частичное перераспределение учреждений в зависимости от
 принимаемой структуры жилой застройки. Так, например, первоначально
 была принята система: жилая группа — микрорайон — жилой район —
 город. Однако на практике это себя не
 оправдало. Учреждения первичного обслуживания, размещенные на значительном расстоянии от жилого дома
 (150— 200 м), не обеспечивал^ необходимого комфорта, а строительство
 специальных зданий блоков обслуживания значительно удорожало строительство. Учреждения повседневного обслуживания (400 м) размещаются в общественных центрах микрорайонов на
 6—18 тыс. жителей, периодического
 (1200 м) — в жилом районе, эпизодического — в городе. В современных
 конкретных градостроительных условиях это размещение наиболее распространено. Однако наиболее перспективна, видимо, следующая структура: жилая группа — жилой район —
 город. В этих условиях в жилых
 группах размещается блок обслуживания (200 м) на 2—3 тыс. жителей,
 а в жилом районе (1200 м) —
 учреждения периодического обслуживания. Жилая группа содержит учреждения повседневного обслуживания. Для удовлетворения потребностей
 человека необходимо наличие определенных видов культурно-бытового обслуживания. Каждый из этих видов,
 как правило, имеется на всех ступенях
 обслуживания. В пределах одного вида
 обслуживания каждой ступени соответствуют свои учреждения, отличные от
 учреждений других ступеней. Названные виды обслуживания не
 претендуют на исчерпывающую полноту. Распределение учреждений по
 ступеням соответствует относительно
 полному удовлетворению потребностей.
 В зависимости от конкретных условий — существующего уровня обслуживания, экономической целесообразности, местных особенностей и т. д.—
 это распределение может корректироваться. В первую очередь это относится к первичному обслуживанию,
 приближенному к жилому дому, полное развитие которого пока еще не
 может быть полностью осуществлено. Поскольку микрорайон является
 минимальным градостроительным элементом, здесь возможно и целесообразно иметь комплекс первоочередных и наиболее необходимых учреждений для воспитания и обучения детей, общественного питания, торгового, хозяйственно-бытового обслуживания, общественной и культурно-просветительной деятельности, физкультуры и коллективного отдыха,
 соответствующих первой ступени —
 повседневному обслуживанию. К повседневному обслуживанию относятся: детские ясли-сад, общеобразовательная школа, столовая-кафе,
 продовольственный магазин с отделом
 сопутствующих промтоваров, жилищно-эксплуатационная контора с поме 
 тыс. жителей щениями для общественной и культурно-просветительной деятельности,
 парикмахерская, комплексный приемный пункт бытового обслуживания с
 мастерскими мелкого ремонта, отделение связи и сберкасса, аптека, раздаточный пункт детской молочной кухни,
 приемный пункт прачечной, комплекс
 физкультурных площадок и микрорай-
 онный сад, а также хозяйственнотехнические учреждения и устройства:
 мастерские для текущего ремонта со складами, прачечная самообслуживания, тепловой узел, трансформаторные подстанции, стоянка легковых автомобилей и др. Наименование «повседневное» обслуживание, как и периодическое, несколько условно поскольку часть учреждений относится к той или иной
 группе и по другим признакам. Например, к числу учреждений повседневного обслуживания относится
 ЖЭК, который жители не посещают ежедневно, но который размещается
 в микрорайоне, так как ведает эксплуатацией жилого фонда микрорайона;
 приемные пункты прачечной и химчистки, а также пункт проката также
 не посещаются ежедневно, но их желательно максимально приблизить к
 месту жительства с тем, чтобы предельно сократить путь, и т. д. Значительное влияние на систему
 центров обслуживания оказывает их
 положение в общей системе расселения с учетом обслуживания населения, тяготеющего к городу или
 поселку. В этих случаях ступенчатая система обслуживания решается
 в масштабе районной планировки. Таким образом, в различных градостроительных условиях сохраняется и развивается ступенчатый характер организации обслуживания. Система обслуживания может изменяться в зависимости от принимаемых плотностей жилой застройки.
 Так, в одном из проектов экспериментального жилища для жаркого климата (Ташкент) для случаев пониженных плотностей и сокращенных
 радиусов обслуживания был предложен вариант обслуживания, при котором в каждой жилой группе на 2
 тыс. жителей размещаются в радиусах
 до 150 м блоки обслуживания. В
 каждом же микрорайоне — по два торговых центра повседневного обслуживания в радиусе 300 м на 4—5 тыс.

Для
 центра жилого района радиус обслуживания принят 800 м . Общественный центр жилого района (1200 м)
 обслуживает 50—100 тыс. жителей


Иногда культурно-бытовое обслуживание организуется по ступенчатой
 системе в населенных местах, не
 имеющих структурных элементов. 
 Повседневное обслуживание, объединенное с периодическим, размещается в центрах жилых образований
 на 20—25 тыс. жителей в радиусе 500 м. В наиболее удаленных частях этих зон и за ее пределами
 дополнительно располагают блоки первичного обслуживания (продажа хлеба
 и молока, стол заказов) в расчете
 на обслуживание населения в зоне
 радиусом 200 м. Эпизодическое обслуживание сосредоточено в общегородском центре. Эта система имеет некоторые экономические преимущества,
 но может быть осуществлено лишь при
 повышенной плотности застройки в городах определенной величины (150—
 200 тыс. жителей). размещение общественных
 объектов вдоль магистралей требует
 обязательного разделения транспортного и пешеходного движения. учреждения торговли, общественного питания и бытового обслуживания центра в значительной
 степени рассчитаны на так называемое дневное население города. Все
 эти учреждения рассчитываются с учетом постоянно проживающих, работающих и временно находящихся здесь
 людей. В настоящее время в Москве
 постоянно находится в среднем более
 800 тыс. туристов, командированных, В ближайшие годы их число
 может возрасти до 1 млн. человек. Перспективным направлением развития центров культурно-просветительных и культурно-зрелищных учреждений является их дифференциация в
 и запросов. В этих случаях формирование центров, как и построение
 сети в целом, усложняется (рис. 208).
 Необходимо, например, не схематично
 размещать в центрах жилых районов
 (с радиусом 1200—1500 м) одинаковые по вместимости кинотеатры, а
 определить структуру центров и сети,
 включающую объекты районного и городского значения, а также кинотеатры, различающиеся по технике показа (панорамное кино, стереокино,
 круговой экран и пр.), по специальному

Место общественного центра на территории жилого района зависит от расположения жилого района в структуре города, от размеров и конфигурации территории жилого района,
 от трассировки транспорта, от природных условий (рельефа, существующих
 массивов зелени, водоемов), композиционных и архитектурно-художественных соображений и ряда других причин. пешеходный путь
 для населения жилого района к общественному центру не должен превышать 1500 м. Чем
 больше территория жилого района, тем
 выгоднее положение общественного
 центра вблизи ее геометрического
 центра. Важнейшее условие правильного
 размещения общественного центра —
 наличие транспортной связи с соседними районами и центром города, с
 промышленной зоной, зоной отдыха


Общественный центр следует размещать
 на расстоянии 40—60 м от жилых
 домов и отделять защитной полосой
 декоративной зелени. На сложном рельефе общественный
 центр рекомендуется. размещать с
 учетом удобного подъезда и подхода к нему. На территории с особо
 сложным рельефом могут возникнуть
 трудности при выборе участка для комплекса общественного центра. В этих
 случаях рекомендуется террасирование
 территории, использование разных уровней с переходами и лестницами (рис. 211).

: Жилищно-коммунальное хозяйство :: BlogStroiki Default Default :: BlogStroiki

Планировку и застройку городских и сельских поселений регламентирует СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Так в п.5.1 этого документа говориться, что учреждения и предприятия обслуживания населения следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы. При этом, как правило, формирование общественных центров предусматривается в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.
Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке (п.5.4, СНиП 2.07.01-89*) следует, как правило, принимать не более чем указанно в таблице 1. При этом пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.
Таблица 1.

Учреждения и предприятия обслуживания

Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения в городах1

300

То же в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке

500

Общеобразовательные школы1

750

Для начальных школ1

500

Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий

500

Физкультурно-спортивные центры жилых районов

1500

Поликлиники и их филиалы в городах2

1000

Раздаточные пункты молочной кухни

500

То же, при одно- и двухэтажной застройке

800

Аптеки в городах

500

То же, при одно- и двухэтажной застройке

800

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:
в городах при застройке:
многоэтажной

500

одно-, двухэтажной

800

в сельских поселениях

2000

Отделения связи и филиалы сберегательного банка

500


Примечания:
1 Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживаний общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.
2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта).

Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний следует принимать не менее приведенных в таблице 2 (п.5.5, СНиП 2.07.01-89*).
Таблица 2.

Здания (земельные участки) учреждений и предприятий обслуживания

Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м

до красной линии

до стен жилых домов

до зданий общеобразовательных школ, детских дошкольных и лечебных учреждений

в городах

в сельских поселениях

Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (стены здания)

25

10

По нормам инсоляции и освещенности

Приемные пункты вторичного сырья

-

-

20*

50

Пожарные депо

10

10

-

-

Кладбища традиционного захоронения и крематории

6

6

300

300

Кладбища для погребения после кремации

6

6

100

100


Примечания:
* С входами и окнами.

Таким образом, сколько конкретно следует отступить от детского учреждения при строительстве бани в нормативном документе: СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» – не указано. Скорее всего, следует исходить из общих норм инсоляции и освещенности, если к тому же обеспечивается непросматриваемость помещений из окна в окно. Кроме того необходимо соблюдать противопожарные расстояния между зданиями.

Добавлено: 26.05.2012 08:28

Гигиенические принципы размещения школ на территории городов и поселков. Радиус их обслуживания

Участок для строительства школы выбирается сухой, с глубоким залеганием вод, с почвой, легко пропускающей влагу и воздух (песчаная, супесчаная, каменистая). Лучшим является участок, возвышающийся над остальной местностью со склоном для стока дождевой воды.

Школы нельзя размещать в непосредственной близости к источникам шума или загрязнения воздуха и почвы (фабрики, заводы, склады горючего, гаражи, свалки и др.), а также к местам большого скопления людей (рынки, вокзалы, зрелищные учреждения и пр.). Расстояние от указанных объектов до школьного здания должно быть не менее 0,5 — 1,0 км. Располагать его надо так, чтобы господствующее в данном микрорайоне направление ветров было от здания школы (с надветренпой стороны).

Школы-интернаты, в которых обучаются дети с отклонением от нормального развития (глухие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата), а также дети физически ослабленные, страдающие хронической туберкулезной интоксикацией, ревматизмом, нервными расстройствами, целесообразно размещать на окраине населенного пункта или за чертой города, в лесу, парковой зоне, поближе к водоемам. Чистый здоровый воздух зеленых массивов обеспечивает наиболее благоприятные условия для физического развития детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья.

Большая плотность застройки и загрязнение атмосферного воздуха городов часто затрудняют правильный выбор участка под строительство школы.

В городах предлагаются четыре варианта размещения школ:

— Внутри квартала (жилые дома расположены по его периметру).

— Внешнее торцовое (меньшая сторона школьного участка граничит с улицей).

— Внешнее фронтальное (большая часть школьного участка граничит с улицей).

— Угловое (две смежные стороны школьного участка граничат с улицей).

Лучшим является первый вариант. При внутриквартальном размещении обеспечиваются благоприятные условия микроклимата на участке и в здании школы, защита от пыли и уличного шума. Кроме того, близость школы к жилым домам, а следовательно к семье, облегчает проблемы воспитания учащихся и организации отдыха детей во внеурочное время, предупреждает уличный травматизм.

В крупных городах жилые кварталы образуют микрорайоны большой площади.

На рис. 3 представлены четыре варианта размещения школ в кварталах и микрорайонах.

Размещение школ на межквартальных и внутриквартальных проездах с постоянным интенсивным движением, а также вблизи гаражей нежелательно из-за загрязнения воздуха, значительного уровня шума, опасности уличного травматизма.

В крупных городах школы лучше всего размещать внутри квартала вдали от транспортных проездов и гаражей, в расстоянии 100 —  170 м от межквартальных проездов и не менее 25 — 30 м от гаражей.

Городские школы II и III климатических районов надо размещать таким образом, чтобы расстояние от них до жилых домов для учащихся младших классов не превышало 0,5 км в один конец, а для старших — не более 1,5 км. В I климатическом районе расстояние от школы до жилья для учащихся I—VIII классов 0,3 км; для учащихся IX — X классов соответственно 0,4 и 0,5 км. В IV климати­ческом районе радиус обслуживания школ 0,4 км.

Сельские школы, обслуживающие одновременно несколько деревень, можно размещать на расстоянии 3—5 км от жилья, но только при условии организованного подвоза детей в школу и обратно

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *