Rayonnant готическая архитектура – Готический стиль (архитектура) — это… Что такое Готический стиль (архитектура)?

Кёльнский собор: готическая архитектура Rayonnant

Считающийся величайшим выражением немецкой готической архитектуры, Кельнский собор, наряду с Шартрским собором и собором Нотр-Дам во Франции, является одним из самых известных средневековых памятников христианского искусства в Западной Европе во всем его величии. По заказу Конрада фон Хохштадена (1200-1261), архиепископа Кельнского с 1238 по 1261 год, строительство собора началось в 1248 году, было прекращено в 1473 году и было завершено только в 1880 году. Помимо того, что это самая большая готическая церковь в Северной Европе, это также самый популярный памятник средневекового искусства в Германии, который посещает в среднем 20 000 человек в день. Расположенный недалеко от реки Рейн, собор славится своими архитектурными статуями, крутыми фронтонами, слепым узором и объединяющими рядами шпилей, а также редкими произведениями религиозного искусства, такими как роскошный Храм Трех Королей (1191), Геро-Крест (960) – самая старая главная резьба Христа, распятого к северу от Альп, – и Мадонна Мейландера (1290). С архитектурной точки зрения, собор является образцом стиля готического стиля Районнант, хотя его дизайн также включает в себя некоторые элементы экстра-декоративной яркой готической архитектуры. В 1996 году Кельнский собор был включен в Список охраняемых объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Смотрите также: Немецкая готика (1200-1450).

История

Христианские здания стояли на месте с 4-го века (более подробно см. Римская архитектура и раннехристианское искусство ) , в том числе квадратный собор, построенный Матерном, первым христианским епископом Кельна. (См. Искусство Каролингов.) Второй собор был завершен в 818 году. Эта Оттонская базилика была разрушена пожаром в 1248 году, в то время как новые строительные работы велись в рамках подготовки к новому собору. (См. Также: Искусство Оттона 900-1050.)

Истоки Кельнского собора датируются 1164 годом, когда архиепископ Кельна Райнальд Дассельский впервые получил мощи трех королей, которые император Священной Римской империи Фредерик Барбаросса похитил из базилики Сант-Эусторджо в Милане. Мощи обладали огромным религиозным значением и привлекали верующих со всего христианского мира. В результате церковные власти определили, что им нужен подходящий дом – отсюда и решение почти 90 лет спустя построить новый собор в модном готическом стиле по образцу французского собора в Амьене. Кажется вполне вероятным, что покровитель, архиепископ Конрад фон Хохштаден, сторонник антишвабской политики Людовика IX, хотел, чтобы здание отразило формальную элегантность структур, возводимых в Париже в то время, таких как Сент-Шапель (1241-48).

Краеугольный камень был должным образом заложен в августе 1248 года архиепископом Конрадом фон Хохштаденом и строительство велось под руководством архитектора мастера Герхарда, а затем мастера Михаила. Хотя освященные в 1322 году работы на западном фасаде были остановлены в 1473 году – в самый разгар расцвета знаменитой Кельнской школы живописи – южная башня была завершенадо уровня колокольни. Большой кран оставался на месте, рубя горизонт Кельна в течение 400 лет, пока работы не возобновились в 1842 году. На этом этапе современные методы строительства (включая использование железных балок крыши) были включены в план строительства, который был завершен (более или менее) в 1880 году. Его два огромных шпиля – высотой примерно 157 метров (515 футов), второй по высоте после Ульма Минстера – дают ему самый большой фасад из всех церквей в мире.

Архитектура Кельнского собора

Собор имеет длину 144,5 метра (474 фута), ширину 84 метра (275 футов) и площадь поверхности окон 10 000 квадратных метров (108 000 кв. футов) – примерно в три раза больше витражного искусства, чем в Шартре.

Формы готического искусства быстро распространились через границы Франции и были быстро приняты в ведущих коммерческих городах. Кельн, как и современный Страсбург, стал одним из главных центров разработки Rayonnant Gothic, настолько, что в отличие от большинства подобных немецких зданий, трудно распознать какие-либо пережитки германской традиции.

План собора имеет форму латинского креста и имеет два прохода с каждой стороны (особенность, взятая из Парижа или Буржа), которые поддерживают один из самых высоких готических залов, когда-либо построенных. Почти такой же высокий, как и у Бове Собор, который рухнул в 1284 году. Общий дизайн здания напоминает собор Амьена.

Наличие глубокого западного вестверка, который укорачивает неф и создает ощущение центральности, возможно, является пережитком местных традиций. У средневекового хора есть очень высокая аркада, узкая трифориевая галерея (с подробным узором), освещенная окнами, в то время как фонарные окна – высокие, с оригинальными витражами в нижних секциях. Зал имеет простое четырехстороннее расположение. «Современными» аспектами Кельна является его отказ от задействованной колонны, полученной из Шартра, для принятия вместо этого кластерного аркадного пирса, группы осевых колонн, которые поднимаются прямо вверх без прерывания к сводам, и его светящегося остекленного трифория.

Внешне тяга свода направлена вниз и направлена парящими контрфорсами по-французски. Действительно, его экстерьер славится экстравагантным использованием ажурных, легких контрфорсов, каменных скульптур, вершин и высоких портиков.

Произведения искусства

Главным сокровищем собора является его Высокий алтарь, установленный в 1322 году. Изготовлен из черного мрамора, с единственной плитой длиной 4,6 метра (15 футов), образующей вершину, его лицевая и боковые поверхности облицованы белыми мраморными нишами, украшенными рельефными скульптурами, иллюстрирующими религиозные сцены, такие как Коронация Богородицы, популярный готический мотив.

Самым значительным произведением искусства в Кельне является Храм Трех Королей (1191), большой позолоченный саркофаг в форме базиликанской церкви. Расположенный за главным алтарем, он был заказан Филиппом фон Хайнсбергом, архиепископом Кельнским (1167-1191) и создан Николаем Верденским (c.1156–1232). Превосходный пример средневекового ювелирного дела и романской скульптуры, он считается самым большим реликварием в западном мире и предположительно содержит останки Трех Мудрецов, чьи реликвии были захвачены Фридрихом Барбаросса во время его завоевания Милана в 1164 году.

Рядом с ризницей находится крест Геро (965–70) – большая резная картина распятого Христа, первоначально позолоченная и окрашенная. Созданный примерно в 960 году для архиепископа Геро (900-976), архиепископа Кельнского (969-976), этот изысканный предмет библейского искусства считается самым ранним из известных крупномасштабных распятий к северу от Альп.

В причастной часовне находится деревянная мадандра Майандер (1290 г.), представляющая собой пример готической скульптуры Марии, изображающей Деву Марию и младенца Иисуса.

Самым спорным произведением искусства в соборе, вероятно, является огромный витраж площадью 113 квадратных метров, созданный постмодернистским немецким художником Герхардом Рихтером (р. 1932). Состоявший из 11 500 кусочков цветного стекла одинакового размера, расположенных случайным образом, он вызвал протест со стороны архиепископа кафедрального собора кардинала Иоахима Мейснера (р. 1933), который выступал за более подходящее образное изображение католических мучеников 20-го века. Смотрите также: Витражи: материалы и методы.

Более подробную информацию о дизайне соборов 12 и 13 веков во Франции и Германии см. В разделе Готические соборы (1140–1500).

Для получения дополнительной информации об эволюции проектирования зданий, см.: История архитектуры (3000 до н.э. – настоящее время).

Терминология архитектора, см.:
Архитектурный словарь.



Готическая архитектура. - Кафедра меланхолии

Название «готический» придумали итальянцы для обозначения стиля, который казался им грубым, достойным диких варваров — готов. Готика не следовала классическим правилам (романским).

Однако более правильно называть этот  стиль — стрельчатый. Поскольку в основу его легла стрельчатая арка. Эта арка представляет собою наиболее характерную особенность готического стиля. Рассмотрим несколько примеров готического стиля и проследим его развитие.

  1. Сен-Дени в Париже

Базилика посвященная святому Дионисию — первый храм построенный в готическом стиле. Кому то он может показаться тяжеловатым. Но именно при строительстве этого храма впервые капеллы не изолировались друг от друга, а перекрывались крестовыми реберными сводами, поддерживаемыми колоннами.

Храм строился под руководством аббата Сигерия в 1135 — 1144 годах. И именно он считается автором готики.

Поскольку толстые стены были больше не нужны, то в стенах были проделаны широкие окна. Впоследствии их украсили витражами.

Подробнее о базилике Сен-Дени здесь: http://yourwo.com/2014/05/

2. Собор Парижской богоматери.

Этот храм наверное самый известный готический собор. Хотя он и построен достаточно давно и относится в периоду ранней готики. Его начали строить практически сразу после постройки Сен-Дени в 1163 году. Этот стиль все ещё тяжеловат и напоминает романский. 

Во многом своей популярностью  Собор Парижской богоматери  обязан знаменитому роману Виктора Гюго.  Собор одна из самых ярких достопримечательностей Парижа.

Подробнее о храме здесь: http://yourwo.com/2010/09/notre-dame-de-paris/

3. Шартрский собор.

Готический стиль зародился во Франции и здесь он достиг своего совершенства. И первым шагом к нему был собор в Шартре.  Он является переходом к

зрелой готике. Здесь уже нет тяжелых форм. Храм выглядит воздушным. 

Собор построили достаточно быстро с 1194 по 1220 гг.

Но в чем создатели храма особо преуспели, так это в создании витражей. 

Подробнее о храме читать здесь: http://yourwo.com/2018/04/

 

4. Реймсский собой

Собор в Реймсе начали строить в 1212 году. Этот храм является образцом и эталоном готического стиля.

В соборе есть все, что полагается для готического храма — огромные своды, витражные окна от пола до потолка, огромные фасады, украшенные скульптурными композициями. 

Подробнее про него здесь: http://yourwo.com/2018/07/

5. Капелла Сант-Шапель в Париже.

 

Часовня Сент-Шапель на острове Сите  была построена при короле Людовике IX (Людовике Святым) в период с 1245-1248 годов. Эта церковь является примером зрелой готики.

Этот храм как будто сплетен из кружева. Стены такие тонкие, что сразу охватывает чувство волшебства и нереальности происходящего. А какие там витражи.. 

Подробнее здесь: http://yourwo.com/2012/07/

6. Вестминстерское аббатство

Стиль придуманный французами пришелся по нраву англичанам. В Великобритании стали активно возводиться соборы с большими стрельчатыми арками. Вестминстерское аббатство начали строить в 1245 году. 

Однако английская готика менее изящна. Стены более массивные. И этим она ближе к романскому стилю. Своды ниже и интерьер более сдержанный.

6. Кельнский собор

В Германии готический стиль не получил такого распространения. Однако влияние Франции сказалось на облике храма в Кельне.

Кельнский собор — одна из самых высоких церквей в мире. Во много потому, что его башни и шпили достроены. В отличие от его французских братьев. 

Собор начали строить в 1248 году. Подробнее здесь: http://yourwo.com/2010/12/keln/

7. Собор в Роскилле

В Скандинавии готический стиль стал еще более аскетичным. Храмы здесь строились в основном из кирпича. Из этого материала невозможно сделать скульптуры, однако можно эксперементировать с кладкой.

Именно в стиле кирпичной готики построен собор в датском городе Роскилле. Храм был закончен в 1280 году.

Подробнее про Роскилле здесь: http://yourwo.com/2010/09/roskilde/

8. Готический квартал в Барселоне

В Испании готический стиль пришел также из Франции.

Кафедральный собор Барселоны, заложенный в 1298, является несомненным шедевром ранней готики в этом регионе.

Благодаря системе внутренних контрфорсов трансепты почти неразличимы в общем объеме храма. 

В Барселоне, также как и Праге, осталось много готических сооружений светского характера.

Подробнее о прогулке по Барселоне: http://yourwo.com/2013/10/barselona/

9. Кафедральный собор Турку

Ещё один образец северо-готического стиля можно посмотреть в Турку. Главный собор этого города построен из камня и крайне аскетичен.

Его освятили в 1300 году, а витражи были восстановлены в 1870 Владимиром Сверчковым. 

Подробнее про Турку: http://yourwo.com/2010/09/, и здесь http://yourwo.com/2018/06/

10.  Собор Святого Вита и готическая Прага.

Во второй период (XIV в.) расцвет готического стиля, сооружения отмечены удивительным благородством и красотою. Как всему зданию, так и его частям придаются легкие, тянущиеся в высоту формы, как бы символизируя тем стремление человеческого духа к Богу. Стиль этого периода называется

лучистым (rayonnant) или декорированным (decore).

Образцом зрелой готики является Собор Святого Вита в Праге. Кроме религиозных зданий в столице Чехии много готических построек светского характера. Здесь есть: ратуша, биржи, дома торговых гильдий, башни и другие общественные здания. Маршрут по готической Прагe

11. Венецианская готика.

Особый стиль городской архитектуры — Венецианская готика. 

 

 

 

 

В XV в. и первой половине XVI в., готический стиль, мало-помалу, приходит в упадок, делается вычурным и изысканным. Третий период называют цветистым (fleuri), вследствие избытка в нем украшений, или пламенеющим (flamboyant), от появившегося в нем своеобразного декоративного мотива, напоминающего собою пламя свечи или рыбий пузырь (Fischblasenstil).

Особенности готического стиля

Готическое искусство появляется  в городах, где главным сооружением становится собор, он является центром средневековой городской жизни.

В своем плане готический храм представляет собою трех-или пяти-корабельный корпус с мало развитым трансептом, а иногда и совсем без него, но с очень обширными хорами. Башен бывает по большей части три: две большие по краям главного, западного фасада и одна небольшая над пересечением продольного корпуса с трансептом.

Самая красивая внешняя часть храма — его западный фасад; обыкновенно он расчленяется на три яруса. В нижнем ярусе находятся три большие входные стрельчатые двери. Эти порталы то выступают вперед, в виде крылец (поршей), то образуют паперти, вдающиеся внутрь. Над порталами идет аркадная галерея, в нишах которой поставлены статуи; иногда эту галерею заменяют окна, в числе трех, расположенные над порталами; среднее из них имеет обыкновенно форму огромной розы. Третий ярус портала занимает опять галерея, над срединой которой помещается треугольный и увенчанный остроконечной башенкой (пинаклем) фронтон. Башни обыкновенно четырехгранной формы, состоят из нескольких постепенно суживающихся ярусов и заканчиваются высокой, орнаментированной сквозной резьбою, крышей.

Гаргульи на Соборе Святого Вита в Праге

Все внешние стены готической церкви бывают обильно орнаментированы, водосточные трубы отделываются в виде фантастических чудовищ (гаргульи). Большие, часто расписанные живописью, стрельчатые окна, украшены причудливыми узорчатыми переплетами.

 

 

 

источники: http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?tutindex=14&index=7

http://ru.wikisource.org/

Еще о готике:

 

Происхождение готической архитектуры | Вне Строк

Происхождение готической архитектуры

Происхождение готической архитектурыХристианская архитектура Армении является очень уникальной национальной архитектурой. В отличии от некоторых сохранившихся памятников дохристианской эпохи, в которых были ассирийско-вавилонские, греческие или римские влияния, христианская архитектура Армении оригинальна.

Некоторые историки искусствоведы считают, что христианская армянская архитектура Армении является прототипом современной готической архитектуры, которая процветала в Европе в высокий и поздний средневековый период.

Соборы древнего Ани

По словам Чарльза Тексье (французского историка, архитектора и археолога) и Йозефа Стржиговского (польско-австрийского искусствоведа), после продолжительных исследований и изучения соборов в средневековом городе Ани, столица средневекового Армянского царства, исследователи заключили, что обнаружили старейшую готическую арку.

По мнению этих историков, архитектура церкви Св. Рипсиме возле армянского религиозного ценртра в Эчмиадзине была построена в четвертом веке нашей эры. и была отреставрирована в 618 году. Отмечается, что церковь была построена в стиле, который позднее стал известен как романский.

Происхождение готической архитектурыПроисхождение готической архитектурыСобор Св. Рипсиме IV-го века нашей эры

Собор Ани был построен в 980-I012 гг. А. в готическом стиле, из которого они заключают, что стиль готической архитектуры был перенесен из Армении в Марсель, Францию и в разные города Европы.

Происхождение готической архитектурыПроисхождение готической архитектурыРуины собора Ани

Идеи Чарльза Диля, которые кстати не полностью совпадают с идеями Стриговского, соглашается, что влияние армянской архитектуры на византийскую архитектуру очевидна. Коме того он утверждает, что истоки происхождение византийско-романского стиля можно наблюдать в архитектуре Армении.

Европейские соборы с армянской готической архитектурой

Согласно дальнейшим утверждениям Стриговского, собор Аахена в Германии, собор Герминь-де-Пре, недалеко от Орлеана, Франция, построенного в 86 году нашей эры, а также Сан-Матиро Санта-Матиро в Милане, Италия и Собор Святого Петра в Риме , не имеют византийской архитектуры, а построены в стиле архитектуры Армении. Стриговский также обнаружил влияние армянского искусства на Крите, в Греции, Далмации и в других других прибрежных районах Италии.

Происхождение готической архитектурыПроисхождение готической архитектурыВид на базилику Святого Петра со площади Святого Петра, Ватикан, Рим, Италия.Происхождение готической архитектурыПроисхождение готической архитектурыСобор в Аахене, ГерманияПроисхождение готической архитектурыПроисхождение готической архитектурыСобор Сан-Сантиро МиланПроисхождение готической архитектурыПроисхождение готической архитектурыСобор Герминь-де-Пре, недалеко от Орлеана, Франция

Остин Х. Лейард, выдающийся английский археолог, также утверждает, что европейский готический стиль происходит из Армении. отсюда он был распространен в Европу крестоносцами и арабами.

Готическая и сарацинская или мавританская архитектура

Английский геолог XIX века Уильям Джон Гамильтон, который много путешествовал и проводил обширные исследования в Малой Азии и Понте, а также во всех частях Армении, делает еще один шаг вперед. По словам Гамильтона, в Армении можно проследить не только происхождение готической архитектуры, но и сарацинскую или мавританскую архитектуру.

Генри Финнис Блос Линч, написавший двутомную книгу об Армении, опубликованную в 1901 году, посвященную архитектуре собора Ахтамар на озере Ван, утверждает, что здесь наблюдается связующее звено между влияниями армянской архитектуры на древнюю ассирийско-вавилонскую архитектуру с одной стороны, и на византийскую и мавританскую с другой стороны.

Линч считал, что собор Святого Сабы в Грузии служит прекрасным примером армянского стиля. Он был построен в 1334 году армянским архитектором Атабегом Саркисом.

Происхождение готической архитектурыПроисхождение готической архитектурыГрузинский монастырь Сапара, также известный как Св. Саба, Грузия (Кавказ)

Источники: historyofarmenia.org

Highlights of Armenian History And Its Civilization, H.B. Boghosian, Ph.D, 1957.

Charles Die Manuel D’Art Byzantine, Vol. I, p. 478 Paris, 1925.

Der Dom Zer Achen und Seine Enstelling, Vienna, 1904.

J. Strzygowski-Die Baukunst der Armenier und Europa, p. 745, Vienna, 1918.

A. Choisy – Histoire de L’Architecture, Vol. II, p. 84 Paris 1899.

Austin H. Layard-Discoveries Among the Ruins of Nineveh and Babylon, N. Y., G. P. Putnam & Co., pp. 20, 35-36, I 99-414, 549.

W. J. Hamilton- Researches in Asia Minor, Pontus and Armenia, pp. 200-201.

F. Lynch, Armenia, Travels and Studies, Vo II, pp. 34 32.

F. Lynch, Armenia, Travels and Studies, Vol. I, pp. 63, 72-373, 390-391.

Готическое искусство | История архитектуры

Боковой распор нервюрного свода, строго лаколизованный, в противоположность тяжелому романскому своду не требовал массивной опоры в виде утолщения стены в опасных местах, а мог быть нейтрализован особыми столбами-пилонами — контрфорсами. Готический контрфорс является техническим развитием и дальнейшим усовершенствованием контрфорса романского. Контрфорс, как установили готические зодчие, работал тем успешнее, чем он был шире снизу. Поэтому они начали придавать контрфорсам ступенчатую форму, относительно узкую наверху и более широкую внизу.

Нейтрализовать боковой распор свода в боковых нефах не представляло трудностей, так как высота и ширина их были сравнительно невелики, а контрфорс можно было поставить непосредственно у наружного столба-устоя. Совершенно иначе приходилось решать проблему бокового распора сводов в среднем нефе.

Готические зодчие применяли в таких случаях особую арку из клинчатых камней, так называемый аркбутан; одним концом эта арка, перекинутая через боковые нефы, упиралась в пазухи свода, а другим — на контрфорс. Место ее опоры на контрфорсе укреплялось башенкой, так называемым пинаклем. Первоначально аркбутан примыкал к пазухам свода под прямым углом и воспринимал, следовательно, только боковой распор свода. Позднее аркбутан начали ставить под острым углом к пазухам свода, и он принимал, таким образом, на себя частично и вертикальное давление свода.

При помощи готической каркасной системы достигалась большая экономия материала. Стена как конструктивная часть здания становилась излишней; она либо превращалась в легкий простенок, либо заполнялась громадными окнами. Стало возможным строить здания невиданной ранее высоты (под сводами — до 40 м и выше) и перекрывать пролеты большой ширины. Возрастали и темпы строительства. Если не было помех (отсутствия средств или политических осложнений), то даже грандиозные сооружения возводили в относительно короткие сроки; так, Амьенский собор в основном был построен меньше чем за 40 лет.

Строительным материалом служил местный горный камень, который тщательно отесывали. Особенно старательно пригонялись постели, то есть горизонтальные грани камней, поскольку они должны были воспринимать большую нагрузку. Связующим раствором готические зодчие пользовались весьма умело, достигая при его помощи равномерного распределения нагрузки. Ради большей прочности в некоторых местах кладки ставили железные скобы, укрепленные заливкой из мягкого свинца. В некоторых странах, как, например, в Северной и Восточной Германии, где не было пригодного строительного камня, здания воздвигали из хорошо отформованного и обожженного кирпича. При этом мастера виртуозно создавали фактурные и ритмические Эффекты, используя кирпич различной формы и размеров и разнообразные способы кладки.

Мастера готической архитектуры внесли много нового в планировку соборного интерьера. Первоначально одному пролету среднего нефа соответствовали два звена — пролеты боковых нефов. При этом основная нагрузка ложилась на устои ABCD, тогда как промежуточные устои Е и F выполняли задачи второстепенные, поддерживая пяты сводов боковых нефов. Промежуточным устоям соответственно придавали меньшее сечение. Но с начала 13 в. стало обычным иное решение: все устои делали одинаковыми, квадрат среднего нефа делился на два прямоугольника, и каждому звену боковых нефов соответствовало одно звено среднего нефа. Таким образом, все продольное помещение готического собора (а нередко также и трансепт) состояло из ряда единообразных ячеек, или травей.

Готические соборы строились на средства горожан, они служили местом городских собраний, в них давались представления мистерий; в соборе Парижской Богоматери читали университетские лекции. Так повышалось значение горожан и падало значение клира (который в городах был, кстати, не столь многочисленным, как в монастырях).

Названное явление отразилось и на планах больших соборов. В соборе Парижской Богоматери трансепт намечен не так резко, как в большинстве романских соборов, ввиду чего несколько смягчается граница между святилищем хора, предназначенным для клира, и основной продольной частью, доступной для всех. В соборе Буржа трансепт совсем отсутствует.

Но такая планировка встречается только в ранних произведениях готики. В середине 13 в. в ряде государств началась церковная реакция. Она особенно усилилась тогда, когда в университетах обосновались новые нищенствующие ордена. Маркс отмечает, что они «снизили научный уровень университетов, схоластическое богословие снова заняло первенствующее положение» (К. Маркс, Конспект работы Грина «История английского народа», «Архив Маркса и Энгельса», т. VIII, стр. 344.). В то время по требованию церкви в уже построенных соборах устанавливалась перегородка, отделявшая хор от общедоступной части здания, а во вновь строившихся соборах предусматривалась иная планировка. В основной — продольной — части интерьера вместо пяти стали строить три нефа; снова развивается трансепт, по большей части — трехнефный. Восточную часть собора — хор — стали увеличивать до пяти нефов. Большие капеллы окружали венком восточную абсиду; средняя капелла была обычно больше других. Однако в архитектуре готических соборов того времени имела место и другая тенденция, отражавшая в конечном счете рост ремесленных и торговых цехов, развитие светского начала, более сложное и широкое мировосприятие. Так, для готических соборов стало характерным большое богатство декора, нарастание черт реализма, а временами и жанровости в монументальной скульптуре.

Вместе с тем первоначальная гармоничная уравновешенность горизонтальных и вертикальных членений к 14 в. все больше уступает место устремленности здания ввысь, стремительной динамике архитектурных форм и ритмов.

Интерьеры готических соборов не только грандиознее и динамичнее интерьеров романского стиля — они свидетельствуют об ином понимании пространства. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. В готических соборах границы между этими зонами теряют свою жесткую определенность. Пространство среднего и боковых нефов почти сливается; боковые нефы повышаются, устои занимают сравнительно малое место. Окна становятся больше, простенки между ними заполняются фризом из арочек. Тенденция к слиянию внутреннего пространства сильнее всего проявилась в архитектуре Германии, где многие соборы строились по зальной системе, т. е. боковые нефы делались той же высоты, что и главный.

Сильно изменился и внешний вид готических соборов. Характерные для большинства романских церквей массивные башни над средокрестием исчезли. Зато мощные и стройные башни часто фланкируют западный фасад, богато украшенный скульптурой. Размеры портала значительно увеличились.

Готические соборы как бы вырастают на глазах у зрителя. Очень показательна в этом отношении башня собора во Фрейбурге. Массивная и грузная в своем основании, она охватывает весь западный фасад; но, устремляясь ввысь, она становится все стройнее, постепенно утончается и завершается каменным ажурным шатром.

Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.

Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке, и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы: капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, дуба, бука и ясеня.

Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве 11 и 12 вв. Фреску заменил витраж — своеобразный вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных расписанных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами и охваченных железной арматурой. Возникли витражи, по-видимому, в каролингскую эпоху, но полное развитие и распространение они получили лишь при переходе от романского к готическому искусству.

Витражи, помещенные в оконных проемах, наполняли внутреннее пространство собора светом, окрашенным в мягкие и звучные цвета, что создавало необычайный художественный эффект. Украшающие алтарь и алтарные обходы живописные композиции поздней готики, выполненные в технике темперы, или цветные рельефы также отличались яркостью красок.

Прозрачные витражи, сияющие краски алтарной живописи, блеск золота и серебра церковной утвари, контрастировавшие со сдержанной суровостью колорита каменных стен и столбов, придавали интерьеру готического собора необыкновенную праздничную торжественность.

Как во внутреннем, так и особенно во внешнем убранстве соборов значительное место принадлежало пластике. Сотни, тысячи, а иногда десятки тысяч скульптурных композиций, отдельных статуй и украшений на порталах, на карнизах, водостоках и на капителях непосредственно срастаются со структурой здания и обогащают его художественный образ.

Переход от романского стиля к готике в скульптуре произошел несколько позже, чем в архитектуре, но затем развитие совершалось в необычайно быстрых темпах, и готическая скульптура на протяжении одного столетия достигла своего наивысшего расцвета.

Хотя готика знала рельеф и постоянно к нему обращалась, основным типом готической пластики была статуя.

Правда, готические фигуры воспринимаются, особенно на фасадах, как элементы единой гигантской декоративно-монументальной композиции. Отдельные статуи или статуарные группы, неразрывно связанные с фасадной стеной или со столбами портала, являются как бы частями большого многофигурного рельефа. Все же, когда направлявшийся в храм горожанин приближался вплотную к порталу, общая декоративная целостность композиции исчезала из поля его зрения, и его внимание привлекала пластическая и психологическая выразительность отдельных статуй, обрамляющих портал, и надвратных рельефов, подробно повествующих о библейском или евангельском событии. В интерьере же скульптурные фигуры, если их ставили на выступающие из столбов консоли, были обозримы с нескольких сторон. Полные движения, они отличались по ритму от стройных устремленных ввысь столбов и утверждали свою особую пластическую выразительность.

По сравнению с романскими готические скульптурные композиции отличаются более ясным и реалистическим раскрытием сюжета, более повествовательным и назидательным характером и, главное, большим богатством и непосредственной человечностью в передаче внутреннего состояния. Совершенствование специфических художественных средств языка средневековой скульптуры (экспрессия в лепке форм, в передаче духовных порывов и переживаний, острая динамика беспокойных складок драпировок, сильная светотеневая моделировка, чувство выразительности сложного, охваченного напряженным движением силуэта) способствовало созданию образов большой психологической убедительности и огромной эмоциональной силы.

В отношении выбора сюжетов, равно как и в распределении изображений, гигантские скульптурные комплексы готики были подчинены правилам, установленным церковью. Композиции на фасадах соборов в своей совокупности давали картину мироздания согласно религиозным представлениям. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики - «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове.

Центральный портал западного фасада, как правило, посвящался Христу, иногда Мадонне; правый портал обычно — Мадонне, левый — святому, особенно чтимому в данной епархии. На столбе, разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, располагалась большая статуя Христа, Мадонны или святого. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Иногда здесь были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера: Благовещение, Посещение Марии Елизаветой, Разумные и неразумные девы, Церковь и Синагога и т. д.

Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом. Если портал был посвящен Христу, изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам — Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг — ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы; в отдельной зоне, под ними, изображен ангел, взвешивающий души; слева (от зрителя) — праведники, вступающие в рай; справа — демоны, завладевающие душами грешников, и сцены мучений в аду; еще ниже - разверзающиеся гробы и воскресение мертвых.

При изображении Мадонны тимпан заполнялся сценами: Успение, Взятие Мадонны на небо ангелами и ее небесное коронование. В порталах, посвященных святым, на тимпанах развертываются эпизоды из их житий. На архивольтах портала, охватывающих тимпан, помещали фигуры, развивавшие основную тему, данную в тимпане, или образы, так или иначе идейно связанные с основной темой портала.

Собор в целом представлял собой как бы собранное в едином фокусе религиозно преображенное изображение мира. Но в религиозные сюжеты незаметно вторгался интерес к реальной действительности, к ее противоречиям. Правда, жизненные конфликты, борьба, страдания и горе людей, любовь и сочувствие, гнев и ненависть выступали в преображенных образах евангельских сказаний: преследование жестокими язычниками великомученика, бедствия патриарха Иова и сочувствие его друзей, плач Богоматери о распятом сыне и т. д.

И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. Так, тема труда воплощена в серии месяцев года, данных как в виде идущих от древности знаков зодиака, так и через изображение трудов, характерных для каждого месяца. Труд - основа реальной жизни людей, и эти сцены давали готическому художнику возможность выйти за пределы религиозной символики. С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств.

Рост интереса к человеческой личности, к ее нравственному миру, к основным особенностям ее характера все чаще сказывался в индивидуализированной трактовке библейских персонажей. В готической скульптуре зарождался и скульптурный портрет, хотя эти портреты лишь в редких случаях делались с натуры. Так, в некоторой степени портретный характер носили помещаемые в храме мемориальные скульптуры церковных и светских властителей.

В позднеготической книжной миниатюре с особенной непосредственностью выразились реалистические тенденции, были достигнуты первые успехи в изображении пейзажа и бытовых сцен. Было бы, однако, неверно свести всю эстетическую ценность, все своеобразие реалистической подосновы готической скульптуры только к чертам реалистически точного и конкретного изображения жизненных явлений. Правда, готические ваятели, воплощая в своих статуях образы библейских персонажей, передавали то чувство мистического экстаза и волнения, которое не было им чуждо. Их чувства носили религиозную окраску и были тесно связаны с превратными религиозными представлениями. И все же глубокая одухотворенность, необычайная интенсивность и сила проявлений нравственной жизни человека, страстная взволнованность и поэтическая искренность чувства в значительной мере определяют художественную правдивость, ценность и неповторимое эстетическое своеобразие скульптурных образов готики.

По мере роста новых буржуазных отношений, развития и укрепления централизованного государства гуманистические, светские, реалистические тенденции росли и крепли. К 15 в. в большинстве стран Западной и Центральной Европы прогрессивные силы вступили в открытую борьбу против основ феодального общества и его идеологии. С этого времени великое готическое искусство, постепенно исчерпывая свою прогрессивную роль, утрачивало художественные достоинства и творческую самобытность. Наступал исторически неизбежный перелом в развитии европейского искусства — перелом, связанный с преодолением религиозных и условно-символических рамок, сковывающих дальнейшее развитие реализма, с утверждением искусства светского, сознательно реалистического по своему методу. В ряде областей Италии, где города смогли добиться относительно ранней и относительно полной победы над феодализмом, готика не получила полного развития, кризис же средневекового мировоззрения, средневековых форм искусства наступил значительно ранее, чем в других странах Европы. Уже с конца 13 в. итальянское искусство вступило в ту полосу своего развития, которая непосредственно подготовляла новую художественную эпоху — эпоху Возрождения.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *