Реализм и барокко: ЗАРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА В БАРОККО (часть 1)

ЗАРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА В БАРОККО (часть 1)

ЗАРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА В БАРОККО (часть 1)

Реализм является в эстетике одним из самых сложных и неоднозначно трактуемых понятий. Среди специалистов преобладают, в основном, два подхода к понятию реализма.Одни из них понимают реализм как метод, способ репрезентации художественного произведения. Реалистический способ изображения может проявляться в искусстве в любое время, в любую эпоху и не ограничивается ничем. Другие ограничивают существование реализма временными рамками, позиционируя его как стиль. При таком подходе можно говорить о том, что реализм как стиль, зародился в недрах искусства Барокко и продолжал свое развитие в критическом реализме ХIХ века, импрессионизме и, наконец, в соцреализме ХХ века. Что такое Барокко и каким образом в нем сформировался реализм?

В границах 1550 – 1750 гг. в европейском искусстве появляется новый стиль художественного освоения действительности, названный впоследствии Барокко.

Наиболее полное раскрытие и историческое формирование этого термина можно увидеть у В.Г.Власова. Оно восходит к итальянскому barocco через испанское bar-ruecco от португальского barocco – причудливый, неправильный, дурной, испорченный. Изначально жаргонное словечко ''барокко'' использовалось португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин неправильной искаженной формы. Но уже в середине XVI в. это слово появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, фальшивого, неуклюжего. Во французских словарях слово ''барокко'' появляется с 1718 г. и трактуется как ругательное выражение. Оно долго не могло стать названием стиля. Ещё в 1904-1905 гг. крупнейший французский исследователь С. Рейнак как бы не замечает этого стиля (тоже самое имеет место и в капитальной ''Истории искусств'' Петра Гнедича, написанной в этот же период, где Возрождение ''растянуто'' до XVIII века). И хотя это была целая эпоха в развитии европейского искусства, С.Рейнак лишь вскользь и пренебрежительно вспоминает о ''суетливом иезуитском стиле'' как о не имеющем никаких достоинств и являющимся ''умственным заблуждением''.

Первым сделал слово ''барокко'' типологической категорией швейцарский искусствовед Генрих Вёльфлин. В книге ''Ренессанс и барокко'' (1888), написанной им в Риме, Вёльфлин определил Барокко как наивысшую, критическую стадию развития любого художественного стиля; первой стадией такого развития является архаика, второй – классика, третьей, соответственно, – барокко.

Истоки возникновения этого мирового стиля трактуются разными авторами по-разному. Считается, что решения Тридентского собора, противопоставившие европейцев-католиков протестантам, заложили основу ''стиля иезуитов'', как иногда называют Барокко (Тридентский собор – 19-й Вселенский собор католической церкви, проходивший с перерывами в течение 1545 – 1563 гг. в г. Тренто (лат. Tridentum) и в Болонье). Считается, что решения Тридентского собора стали программой Контрреформации. Христиан Норберг-Шульц в статье ''Искусство убеждения'' пишет: ''В целом можно сказать, что искусство и архитектура Барокко являются продуктом Контрреформации, основу которой составлял воцарившийся в 17 в. дух рационализма… Связанное с Контрреформацией барочное искусство Центральной Европы выполняло двойную роль. Во-первых, перед ним стояла задача приобщения народа к христианству, и потому с самого начала оно ассимилировало местные традиции и верования, стремясь войти в повседневную жизнь людей; во-вторых, оно должно было убеждать народ в могуществе хранителей веры. Искусство Барокко должно было найти подход к каждому, поэтому оно вобрало в себя черты народности и величия''.

Италия, родина Возрождения, сыграла огромную роль в распространении Барокко в странах Европы. Но его истоки не ограничиваются этой страной. Есть веские аргументы в пользу того, что Барокко как мироощущение, как состояние ума одновременно зародилось во многих европейских странах, имело своих приверженцев даже в таких отдаленных от Европы государствах, как Иран эпохи правления шаха Аббаса I (1587 – 1629 гг.), Китай начального периода правления династии Цин и Япония времен драматурга Тикамацу (1653 – 1725 гг.). (Питер Скрайн.Эпоха роскоши и смятения. Курьер ЮНЕСКО)

Стиль Барокко, возникнув в Италии в начале XVII в., в следующем столетии получает широкое распространение в Испании, Португалии, Фландрии, Латинской Америке, Австрии, Чехии, католических княжествах Германии, в XVIII в. проникает в Польшу и Россию. Характерное проявление чешского, или богемского Барокко – богемское стекло, пышные граненые и гравированные кубки, оказавшие влияние на голландское, английское и российское стеклоделие. Национально окрашеннные варианты Барокко были в Голландии, Франции и Англии. Барочный стиль получает преимущественное распространение в католических странах, наиболее полно отразившись в живописи и прикладном искусстве. Однако не везде он развивался с равной интенсивностью. Протестантские страны (Голландия, Англия, Североамериканские колонии) были почти незатронуты Барокко, а во Франции в это время распространяется классицизм.Глобальная перестройка ценностных установок эпохи, интенсивная работа культурного самосознания сформировали следующие основополагающие черты стиля Барокко: видение мира как метаморфозы, акцент на парадоксальности в восприятии действтельности, подчеркивание её ожесточенной динамики, безличной стихийности. Патетика и внутренняя раскованность образного строя Барокко, бесконечная вариативность, перетекание и самодвижение его форм сделали этот стиль синонимом самой движущейся, трансформирующейся культуры. В данном смысле Барокко может рассматриваться как вневременное явление, как вечный антитезис классицизму.

Обратимся к швейцарскому искусствоведу Генриху Вёльфлину (1864 – 1945 гг.), который выделяет 5 осн. различий между барочным и классическим стилями:
– классич. стиль является линейным. Границы предмета подчеркнуты, он изолирован в пространстве. Барочный стиль живописен, изображенные предметы связаны со своим окружением;

– для классич. стиля характерна плоскостность, тогда как Барокко – искусство пространственное, объемное;
– классицизм – замкнутая система, Барокко – открытая;
– единство классич. стиля достигается композицией четко выделенных элементов, в произведениях Барокко композиция представляет собой нерасторжимое целое;
– классицизм всегда стремится к ясности, в то время как для Барокко отдельные элементы представляют меньший интерес, на первый план выдвигается их соотношение.

Если классическое искусство, наследуя античный антропоморфизм, обращалось к душе и сердцу человека, то в эпоху Барокко такой наивный гуманизм был отринут. Произведения барочной архитектуры, живописи, скульптуры духовны, возвышенны, экстатичны, но одновременно грубы, бесцеремонны. Художники Барокко возвратили искусство к первобытной лапидарности. Драматизм стиля Барокко заключается в столкновении языческого мироощущения и чувственности, накопленной эпохой Возрождения, с духовными порывами, откровениями, стремлением вырваться за физические пределы материи.

Романтичность Барокко, его ценносто-экспрессивная направленность – один из важнейших признаков барочного стиля. ''В отличие от классицизма, барокко сделало доминантой творчества экспрессию, эмоциональную выразительность образа'', – уточняет патриарх отечественной эстетики М.С. Каган .

Главная художественная идея Барокко, в сущности, невыполнима: с одной стороны – создание общей иррациональной, мистической атмосферы, а с другой – стремление сделать тайну и чудо осязаемыми, предельно чувственными, материальными, чтобы ''можно было руками потрогать'', стремление ''изображать несуществующее как существующее'', если выражаться словами немецкого философа Теодора Адорно. Отсюда отталкивающий натурализм или уникальное сочетание чувственности и классичности с идеализмом и мистикой.

Следующим немаловажным признаком Барокко можно назвать его театральность, фантастичность, стремление к символу. Символическое толкование окружающих реалий привело к расцвету аллегории, анаграммы, эмблемы в различных литературных жанрах, театре, бытовом поведении, живописи и скульптуре. Аллегоризм принимает особо усложненные формы в искусстве Барокко.

Вот как пишет об этом периоде (начале XVII в.) Мишель Фуко: ''…это особое время бутафорий, комических иллюзий, театра раздваивающегося и представляющего театр, quiproquo, снов и видений, это время обманчивых чувств; это время, когда метафоры, сравнения и аллегории определяют поэтическое пространство''. Посредством неожиданных сопоставлений, сравнений, метафор, инверсии, точно также, как в формальных приемах ракурсов, эффектах светотени – анаморфозах (обманах зрения), художники Барокко создавали особую фантастическую атмосферу несоединимого и небывалого. Возникали новые смысловые связи, олицетворения, исторические иллюзии, ассоциации и тем самым расширялись возможности искусства, ломались традиционные жанровые преграды. Воображению художника было тесно в пределах одного архитектурного сооружения или рамы картины.

Театрализация захватила человека не только в искусстве, но и в его жизненном пространстве. Духовная экзальтация, выражавшаяся в живописи, скульптуре и архитектуре, порождала драматизм, напряженность, гигантизм художественных форм.И потому следующим признаком искусства Барокко можно назвать масштабность, избыточность средств и форм. В.Власов отмечает, что ''для искусства барокко характерна ''боязнь пустоты'' (лат. horror vacui). И это не просто красивая метафора, а последовательно проводимый принцип формообразования''.

Отсюда такие основополагающие признаки Барокко, как пышность, великолепие, попытки достичь сверхъестественной красоты, стремление к грации, динамизму, декоративной нарядности и напряженности пластических и изобразительных форм. ''Тем, что Барокко носит декоративный характер, сказано ещё не всё. Барокко – это decorazione assoluta (абсолютная декорация – итал.), словно освобожденная от всякой цели, в том числе и театральной, и установившая собственный формальный закон…Как-то не пристало адресовать упреки в ''гипсовости'' высокохудожественным произведениям Барокко – податливый материал как нельзя лучше отвечает формальному априорному принципу абсолютной декорации. Благодаря неустанно развивающейся сублимации в таких произведениях великий мировой театр, theatrum mundi (театр мира – лат.) стал theatrum dei (''театр Бога''), чувственный мир превратился в спектакль для богов'' (Т.Адорно. Эстетическая теория).

Иллюзорное пространство в церкви или палаццо как продолжение пространства реального, с ''выводом'' его в бесконечность небесных сфер, наполненных ангелами, святыми и аллегорическими фигурами, создавали фрески и плафоны Аннибале Карраччи (1560 – 1609 гг.), Пьетро да Кортона (1596 – 1669 гг.), Джованни Гаулли (1639 – 1709 гг.), Джованни Баттиста Тьеполо (1696 – 1770 гг.). Художники-иллюзионисты объединяли архитектуру, скульптуру и живопись в единый театрально-зрелищный ансамбль, перенося зрителя в мир фантазий, символов и аллегорий, одновременно впечатляя и подавляя визуальными эффектами. Граница между искусством и реальностью стиралась. ''Стиль Барокко появился в Западной Европе, когда утверждалась концепция природы как единого целого, гармоничного и познаваемого. Рационализм придал ей определенность, связанную с растущим стремлением овладеть реальностью. Родилось убеждение, что природу можно воспроизвести: имитация реальности неразрывно связана с ее познанием''.(Э.Глиссан.Философия искусства Барокко. Курьер ЮНЕСКО, М., 1987). Идея рациональной познаваемости мира подпитывалась предположением, что за внешней оболочкой вещей кроется их глубинная суть – некая абсолютная и, главное, достижимая истина. На этой почве только и могли зародиться предпосылки для развития реализма в таком виде, который позволил специалистам впервые позиционировать его как стиль. Об этом читайте во второй части, которая готовится к публикации.

Однако, Барокко вызывало не только восхищение. В середине XVIII в. с началом эпохи неоклассицизма и французского Просвещения оно стало внушать ужас. Ж.-Ж.Руссо считал этот стиль проявлением дурного вкуса и ''искажением прекрасного'', да и не он один. Даже романтики начала XIX в., поклонники готики, считали его нелепым. Писатель В.Гюго, воспевавший и античную, и готическую архитектуру, назвал собор Св.Петра в Риме ''Пантеоном, нагроможденным на Парфенон'', а Стендаль замечал : ''Если иностранец, придя в собор Св.Петра, вздумает осматривать все, у него начнется сильнейшая головная боль''. Характерным примером может служить также любимый живописцами Барокко сюжет ''Кающаяся Магдалина''. В нем странно соединялись набожность и эротичность. Остроумный наблюдатель Дж.Морелли писал про такие картины, что они представляют ''Венеру в иезуитском стиле'' (данные по В.Г.Власову).

''Некоторые искусствоведы склонны видеть в Барокко не только европейский феномен, а своего рода ''культурную постоянную'', которая прослеживается на протяжении всей истории искусства. Действительно, за пределами Европы и Америки, в столь отличных друг от друга культурных регионах, как Персия, Китай, Япония, Кампучия, также возникали сходные с барочными формы художественного выражения. …Да и в наше время кризисов, потрясений и пошатнувшихся верований, современный человек тоже не может не ощущать своей духовной близости к определенным формам искусства и культуры XVII столетия. …Поэтому некоторые считают Барокко некоей особой категорией в мировой эстетике, признавая тем самым его поистине всемирное значение'' (Э.Глиссан. Философия искусства Барокко).

Неувядающая декоративность Барокко жива и поныне. По сути дела оно стало всеобщим ''стилем роскошной жизни''.

''Остается только удивляться, каким поразительно мощным, грандиозным явлением обернулось в истории искусства стремление художников разных эпох и народов к свободе мышления, высвобождению духа из оков материи – явлением, изначально названным смешным и глупым жаргонным словечком ''барокко'' (Власов).

Литература:

Адорно Т. Эстетическая теория
Вельфлин Г. Ренессанс и Барокко.
Власов В.Г. Стили в искусстве
Гнедич П.П., История искусств
Каган М.С. Се человек…
Введение в мировую историю культуры в 2-х томах
Кривцун О. Эстетика
Фуко М. Слова и вещи

Журнал «Курьер ЮНЕСКО», Москва, 1987:
- Глиссан Э. Философия искусства Барокко
- Христиан Норберг-Шульц. Искусство убеждения
- Питер Скрайн. Эпоха роскоши и смятения.

Автор статьи: Евгений Несмеянов - [email protected]

Источник: http://www.artrussian.com/liter/news/realism-baroque.html

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

Ренессансный реализм, классицизм и барокко. Характеристика

Литературный процесс в Европе в 17 веке отличается очень большой сложностью и противоречивостью. 17 век является эпохой, обозначившей переход от Возрождения к Просвещению, и это определило особенности исторического и культурного развития в европейских странах происходит укрепление позиций феодально-католической реакции, и это вызвало кризис ренессансного гуманизма, с наибольшей силой выраженный в искусстве барокко. Барокко как стиль формируется не только в литературе, но и в живописи, музыке. Как литературное течение барокко обладает целым рядом общих мировоззренческих и художественных принципов.

В основу барокко положена полемичная по отношению к ренессансным традициям концепция человека. Существо слабое и хрупкое, человек, как полагали писатели барокко, обречен блуждать в трагическом хаосе жизни. Глубоко пессимистическая концепция бытия приводит литературу барокко к аскетическим религиозным идеалам. Барокко создает элитарную теорию искусства, утверждает особый метафорический орнаментальный стиль. Основываясь на идее дисгармонии мира, писатели барокко, стремясь выразить идею дисгармонии в самой образной системе произведения, увлекаются смысловыми и живописными контрастами. Наиболее яркое воплощение принципы барокко нашли в творчестве великого испанского драматурга П.Кальдерона.

В европейском барокко складываются два течения - высокое и низовое, или демократическое, барокко. Элитарным идеям, возвышенной риторике высокого барокко, представленного театром П.Кальдерона, поэзией Л. де Гонгоры, Д. Донна, пасторальным и галантно-героическим романом, низовое барокко противопоставляет стиль комического бурлеска, во многом сознательно пародирующий возвышенную образность (наиболее ярко данные тенденции выразились в плутовском романе 17 века).

Другим литературным направлением 17 века стал классицизм, получивший особый расцвет во Франции. Необходимо помнить, что истоки классицизма уходят в эстетику Возрождения, создавшую культ античности как средоточия художественного идеала.

Классицизм отразил подъем национального самосознания французского общества. В первой трети 17 века во Франции происходит становление абсолютной монархии, которая приводит к ликвидации феодальных междоусобиц и образованию единого централизованного государства.

Этот исторически прогрессивный процесс создает объективные предпосылки для развития классицизма. Глубокое воздействие на эстетку классицизма оказали идеи Р.Декарта, создателя рационалистической философской школы.

В своем развитии классицизм 17 века прошел два основных этапа. В первой половине 17 века он утверждал высокие идеи гражданственности и героизма, что нашло отражение в политических трагедиях П. Корнеля. Во второй половине 17 века, после трагических событий Фронды, в классицизме углубляются трагические мотивы.

Классицизм создал стройную эстетическую теорию, которая получила завершенное воплощение в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство». Классицисты разработали нормативную теорию искусства, включающую четкую дифференциацию «высокого» и « низкого», строгие жанровые и стилевые каноны. Рационалистическая установка определила концепцию человека, особенности конфликта в классицистических произведениях. Вместе с тем классицисты отстаивали принцип «подражания природе», «разумного правдоподобия», что позволило им воссоздать в своих произведениях типические черты общественной жизни 17 века.

Для литературы Возрождения характерны уже вышеизложенные гуманистические идеалы. Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма, который так и назван, "реализм Возрождения"(или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического. социалистического.

В творчестве таких авторов, как Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта(Ромео и Джульетта), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами.

Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Наиболее популярным был жанр новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения. В поэзии становится наиболее характерной формой сонет(строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

Появление барокко и реализма (16-17 век)

Открытия вроде теории Коперника «остановившей Солнце и сдви­нувшей Землю» привели в движение все европейские умы. Идеал гар­монии эпохи Возрождения казался уже недостижимым. К XVII веку европейцами правили страсти: погоня за прибылью, религиозные и по­литические распри, научные споры. Все это отразилось в ощущении мира художниками, архитекторами и скульпторами. Отныне они пы­таются проникнуть в сущность всех вещей, стремятся отразить их из­менения и противоречия. Так на рубеже XVI-XVII веков родился новый художественный стиль в европейской культуре — барокко (от итальянского слова — «причудливый», «странный»).

В музыке барокко сплетаются контрастные мотивы: пение птиц, рас­каты летнего грома, шум дождя, вой зимнего ветра. В барочной живо­писи совмещается реальность и иллюзии. Искусство барокко часто связывают с Контрреформацией. С помощью яркой музыки, картин, скульптур католические священники старались привлечь прихожан в церковь, вновь завладеть их чувствами и мыслями. Так, в Южных Нидерландах, где по­бедил католицизм, в стиле барокко работал Рубенс (1577-1640). Его полотна изобилуют множеством фигур, яркими сочными краска­ми. В противовес этому в Северных Нидерлан­дах в работах протестанта Рембрандта (1606-1669) проявились черты нового стиля — реализма (от латинского слова «действитель­ный», «вещественный»). Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Давид. Скульптор Джованни Бернини
Похищение дочерей Левкиппа. Худ. Рубенс. Сюжет из древнегреческого ми­фа. Сыновья Зевса похищают не­вест своих двоюродных братьев.
Анатомия доктора Тулпа. Худ. Рембрандт. Известный врач спокойно, со знанием дела проводит вскрытие мертвого тела. Другие врачи не отворачиваются от страшного зрели­ща, а внимательно сверяют увиденное с ана­томическим атласом.
На этой странице материал по темам:
  • 16-17 век барокко

  • Взаимодействие барокко и реализма презентация плс доклад

  • Реализм 17 века доклад

его теория и художественная практика.

1. Барокко (порт. perola barrocco - жемчужина неправильной формы).

Появляется с сер. 16 - 17 века в искусстве многих европейских стран (особенно в Италии и Испании). Больше всего проявляется в манере письма или живописном изображении. Выделяются такие важные черты барокко:

- витийственность,

- помпезность,

- декоративность,

- склонность к иносказательности, аллегоризму,

- сложная метафоричность,

- соединение комического и трагического,

- обилие стилистических украшений в художественной речи.

Ярким представителем барокко был П. Кальдерон. В России черты этого стиля проявились в поэзии С.Полоцкого, С.Медведева, К.Истомина. Основные произведения барокко: Э.Тезауро "Подзорная труба Аристотеля", Б.Грасиан "Остромыслие, или Искусство изощренного ума".

2. Классицизм -(лат. classicus -образцовый) литературное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в., в основе которого (по С.П. Белокуровой (3)):

1. Признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности - художественной нормой.

2. Принцип рационализма и "подражания природе".

3. Культ разума.

4. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.

5. Подчеркнутая объективность повествования.

6. Строгая иерархия жанров

3. Романтизм — художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII — первой половины XIX века. Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе. Предпосылками возникновения были кризис рацио­нализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм), Великая Французская революция, немецкая классическая философия. Появление этого литературного направления, как, впрочем, и любого другого, неразрывно связа­но с социально-историческими событиями того времени. Начнем с предпосылок формирования ро­мантизма в западноевропейских литературах. Определяющее влияние на формирование романтизма в Западной Европе оказала Великая Французская революция 1789—1799 годов и связанная с ней переоценка просветительской идеологии. Как известно, XVIII век во Франции прошел под знаком Просвещения. В течение почти целого столетия французские просветители во главе с Вольтером (Руссо, Дидро, Монтескье) утверждали, что мир можно переустроить на разумных началах и провоз­глашали идею естественного (природного) равенства всех людей. Именно эти просветительские идеи и вдохновляли французских революционеров, лозунгом которых были слова: «Свобода, равенство и братство». Результатом революции стало установление буржуазной республики. В итоге в выиг­рыше оказалось буржуазное меньшинство, которое захватило власть (раньше она принадлежала аристократии, высшему дворянству), остальные же остались «у разбитого корыта». Таким образом, долгожданное «царство разума» оказалось иллюзией, как и обещанные свобода, равенство и брат­ство. Появилось всеобщее разочарование в результатах и итогах революции, глубокая неудовлетво­ренность окружающей действительностью, что и стало предпосылкой для возникновения романтиз­ма. Потому что в основе романтизма лежит принцип неудовлетворенности существующим порядком вещей. Затем последовало возникновение теории романтизма в Германии. Как известно, западноевропейская культура, в частности французская, оказывала огромное влияние на русскую. Эта тенденция сохранилась и в XIX веке, поэтому Великая Французская революция потрясла и Россию. Но, кроме того, существуют и собственно российские предпосыл­ки возникновения русского романтизма. В первую очередь это Отечественная война 1812 года, со всей очевидностью показавшая величие и силу простого народа. Именно народу Россия была обязана победой над Наполеоном, народ был истинным героем войны. Между тем, как до войны, так и после нее основная масса народа, крестьяне, по-прежнему оставались крепостными, по сути, рабами. То, что и раньше воспринималось прогрессивными людьми того времени как несправед­ливость, теперь стало казаться вопиющей несправедливостью, противоречащей всякой логике и нравственности. Но после окончания войны Александр I не только не отменил крепостное право, но и начал проводить гораздо более жесткую политику. В результате в русском обществе возникло ярко выраженное ощущение разочарованности и неудовлетворенности. Так возникла почва для появления романтизма. Термин «романтизм» применительно к литературному направлению является случайным и не­точным. В связи с этим с самого начала своего возникновения он осмыслялся по-разному: одни по­лагали, что он происходит от слова «роман», другие — от рыцарской поэзии, созданной в странах, говорящих на романских языках. Впервые слово «романтизм» как наименование литературного направления стало употребляться в Германии, где была создана первая достаточно обстоятельная теория романтизма. Очень важным для понимания сущности романтизма является понятие романтического двоемирия. Как уже было сказано, неприятие, отрицание действительности — основная предпосылка возникновения романтизма. Все романтики отвергают окружающий мир, отсюда их романтическое бегство от существующей жизни и поиски идеала вне ее. Это и породило возникновение романти­ческого двоемирия. Мир для романтиков делился на две части:здесь и там. «Там» и «здесь» — это антитеза (противопоставление), эти категории соотносятся как идеал и действительность. Пре­зираемое «здесь» — это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» — некая поэтическая действительность, которую романтики противопоставляли реаль­ной действительности. Многие романтики полагали, что добро, красота и истина, вытесненные из общественной жизни, все еще сохранились в душах людей. Отсюда их внимание к внутреннему миру человека, углубленный психологизм. Души людей — это их «там». Например, Жуковский искал «там» в потустороннем мире; Пушкин и Лермонтов, Фенимор Купер — в свободной жизни нецивилизованных народов (поэмы Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы», романы Купера о жизни индейцев). Неприятие, отрицание действительности определило специфику романтического героя. Это принципиально новый герой, подобного ему не знала прежняя литература. Он находится во враж­дебных отношениях с окружающим обществом, противопоставлен ему. Это человек необыкновен­ный, беспокойный, чаще всего одинокий и с трагической судьбой. Романтический герой — вопло­щение романтического бунта против действительности.

4. Реализм (от латинского realis — вещественный, действительный) — метод (творческая уста­новка) или литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира. Нередко термин «реализм» употребляется в двух значениях: 

  1. реализм как метод; 

  2. реализм как направление, сформировавшееся в XIX веке. 

И классицизм, и романтизм, и символизм стремятся к познанию жизни и по-своему выражают реакцию на нее, но только в реализме верность действительности становится определяющим критерием художественности. Это отличает реализм, например, от романтизма, для которого характерно неприятие действительности и стремление «пересоздать» ее, а не отобразить такой, какая она есть. Не случайно, обращаясь к реалисту Бальзаку, роман­тик Жорж Санд так определила разницу между ним и собой: «Вы берете человека таким, каким он представляется вашему взору; я же чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть». Таким образом, можно сказать, что реалисты изображают действительное, а романтики — желаемое. Начало формирования реализма принято связывать с эпохой Возрождения. Для реализма это­го времени характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет) и поэтизация человеческой личности, восприятие человека как царя природы, венца творения. Следующий этап просвети­тельский реализм. В литературе Просвещения выступает демократический реалистический герой, человек «из низов» (например, Фигаро в пьесах Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»). Новые типы романтизма появляются в XIX веке: «фантастический» (Гоголь, Достоев­ский), «гротескный» (Гоголь, Салтыков-Щедрин) и «критический» реализм, связанный с деятель­ностью «натуральной школы». Основные требования реализма: соблюдение принципов 

  • народности,

  • историзма,

  • высокой худо­жественности,

  • психологизма,

  • изображение жизни в ее развитии.

Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от социаль­ных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма — соотношение правдоподобия и художественной правды. Правдоподобие, правдоподоб­ное отображение жизни очень важно для реалистов, но художественная правда определяется не правдоподобием, а верностью в постижении и передачи сущности жизни и значительностью идей, высказанных художником. Одной из важнейших особенностей реализма является типизация ха­рактеров (слитность типичного и индивидуального, неповторимо-личностного). Убедительность ре­алистического характера напрямую зависит от степени индивидуализации, достигнутой писателем. Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).

5. Модернизм (от французского modern — новейший, современный) философско-эстетическое движение в литературе и искусстве, возникшее на рубеже XIX—XX веков. Этот термин имеет различные толкования:

  1. обозначает ряд нереалистических направлений в искусстве и литературе рубежа ХIХ—ХХ ве­ков: символизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм, сюрреализм, абс­тракционизм, импрессионизм;

  2. используется как условное обозначение эстетических поисков художников нереалистических направлений;

  3. обозначает сложный комплекс эстетических и идеологических явлений, включающих не только собственно модернистские направления, но и творчество художников, полностью не вписывающихся в рамки какого-либо направления (Д. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка и другие).

Наиболее яркими и значимыми направлениями русского модернизма стали символизм, акме­изм и футуризм.

Волшебный реализм и новый мир в стиле барокко

Галереи

  • ангелов барокко, левитирующих дев и других чудесных эпизодов: Гарсия Маркес
  • Волшебная реалистичная живопись и Франц Ро

  • Trompe L'Oeil Живопись и Борхес
  • Ремедиос Варо

  • Новый Мир Барокко и Алехо Карпентье
  • Фернандо Ботеро и Гарсия Маркес

  • перуанское барокко
  • Xul Solar и Borges

  • Хосе Хуарес (ок.1617-1661)
  • Английская архитектура барокко

  • Кристобаль Вильяльпандо (ок. 1649-1714)
  • Народное Барокко

  • Перес Ольгин, Диего Квисп Тито и Богородица
  • Фрида Кало

  • мезоамериканских кодексов
  • Европейское барокко

  • Aleijadinho
  • Франсуа де Номе (Monsù Desiderio)

  • Хосе Донозо, Дом в деревне

Мечи и Серебряные Кольца
Предметы и Выражение в Волшебном Реализме и Барокко Нового Света

Монстры и мученики
Иконография Гарсии Маркеса в стиле барокко

Trompe l'oeil Tricks
Иллюзионизм Борхеса в стиле барокко

,

эссе о барокко и реализме - 852 слова

Искусство

Барочный период искусства, который процветал в семнадцатом веке. Хотя центром искусства барокко были Италия и Франция, его влияние ощущалось по всей Европе. В Италии и других сильно католических странах искусство барокко характеризуется явно сильными религиозными темами, подчеркивающими силу Церкви во время контрреформации. Барочная архитектура в католических странах часто была богато украшена.В протестантских регионах, таких как Нидерланды, искусство барокко проявлялось в совершенно разных, в основном светских формах, которые включали такие предметы, как сюжеты, изображающие повседневную жизнь, и особенно буржуазную буржуазию.

Реализм как художественное движение процветал преимущественно во Франции в 19 веке. Пейзажи, городские пейзажи и изображения обычной жизни были обычными предметами, без попыток приукрашивания или идеализации. Реализм предпочитал также освещать реальную жизнь бедных и рабочего класса.Однако голландский реализм процветал гораздо раньше, в 17-м веке, и значительно отличался от французского реализма тем, что такие художники, как Вермейер и Рембрандт, изображали представителей купцов и высших классов. В обоих случаях, однако, художественные методы были отточены до такой степени, что детали были воспроизведены с безупречной точностью, чтобы показать свет, тела и объекты, как будто с фотографическими деталями.

Между барокко и реализмом существует тесная связь. Реализм внимательно следил за искусством барокко, в котором подчеркивалась важность правдоподобия в изображении человеческих форм и человеческих эмоций.Пейзажи и портреты создавались таким образом, чтобы отражать их действительный свет, тень и формы. На самом деле, многое искусство барокко и особенно голландская живопись барокко характеризуется его реализмом в качестве методологии. В то время как большая часть искусства барокко была сфокусирована на высоких темах, включая религиозных деятелей и истории, Реализм больше интересовался реалиями повседневной жизни. Более того, искусство голландского барокко изображало жизни буржуазии, тогда как реализм предпочитал показывать, как бедные и рабочий класс вели свою повседневную жизнь.

Картина Караваджо 1602 года "Невероятность святого Фомы" изображает христианскую историю о "сомневающемся Фоме", одном из апостолов, которые не верили в воскресение Иисуса, пока не почувствовали раны своими руками. На картине Караваджо изображает рану Христа в мрачных деталях, когда палец Томаса тыкает в отверстие во плоти Иисуса. Двое других мужчин смотрят, как Иисус направляет осторожную руку Фомы в его плоть. Изображение разорванной плоти, освещения, мимики и всего, кроме самого предмета, представлено с абсолютным реализмом и правдоподобием.Тем не менее, религиозная тематика подчеркивает важность католических тем в искусстве барокко.

"Зерновые сита" Гюстава Курбе был написан в 1855 году. На картине изображены три рабочих: две женщины и один мужчина. Женщина в центре на коленях на полу просеивает зерно. Одна из ее коллег собирается вздремнуть, другая проверяет печь. Их труд тяжел, и Курбе сознательно описывает их работу, чтобы продемонстрировать растущее понимание классовых конфликтов в Европе XIX века.Поскольку сцена представляет собой снимок повседневной жизни рабочего класса, живопись Курбе воплощает дух движения французского реализма. В отличие от «Недоверчивости святого Фомы», в «Зерновых просеивателях» нет религиозных образов. И Караваджо, и Курбе используют реализм как технику для изображения человеческих форм, но Караваджо более искусен в использовании кьяроскуро для демонстрации света и тени.

Композиция двух картин удивительно похожа, несмотря на их разные предметы.Караваджо - более плотная композиция, потому что все четыре тела присутствуют вместе. В «Зерновых просеивателях» тела расположены более свободно друг от друга, и между этими тремя работниками нет прямого взаимодействия. Однако их труд тематически связывает их. Кроме того, обе картины имеют крестообразную форму. Руки Томаса образуют горизонтальную плоскость, а его голова - середина ...

.
произведений барокко, романтизма и реализма - История искусства и архитектуры 104 с Ю в Университете Содружества Вирджинии
Продолжить с Google

Чтобы войти через Google, пожалуйста, включите всплывающие окна

Продолжить с Facebook

Чтобы войти через Google, пожалуйста, включите всплывающие окна

или

У вас нет аккаунта? Зарегистрироваться

Продолжить с Google

Чтобы зарегистрироваться в Google, пожалуйста, включите всплывающие окна

Продолжить с Facebook

Чтобы зарегистрироваться в Google, пожалуйста, включите всплывающие окна

или

Зарегистрируйтесь по электронной почте

Зарегистрируйтесь через Google или Facebook

или

Имя

Электронная почта

Пароль

День рождения

?

Чтобы зарегистрироваться, вам должно быть не менее 13 лет.Другие люди не увидят твой день рождения.

Месяц январь февраль марш апрель май июнь июль августейший сентябрь октября ноябрь Декабрь

День 12345678910111213141516171819202122232425262728293031

Год

зарегистрироваться ,

барокко - Arthistory.net

В каждом периоде истории искусства есть история. Для искусства барокко история состоит в том, почему этот период был классически неправильно понят. В начале 1600-х художники и интеллектуалы работали в академиях, чтобы исследовать гуманизм, начатый в эпоху Возрождения, классическую мысль (то есть Платона и Аристотеля) и новые тенденции в человеческом мышлении и выражении. Но почему слово «барокко» имеет отрицательную историю? Оригинальные переводы этого слова включают итальянский для «извилистого средневекового педантизма» и португальский для «деформированной жемчужины» (Honor и Fleming).Другими словами, барокко ассоциируется со странным, странным и зрелищным.

Самый большой вклад в искусство барокко внес его величайший скульптор Джанлорензо Бернини (1598-1680). Родившись в семье итальянского скульптора Пьетро, ​​он работал с отцом и произвел бюст в возрасте десяти лет. Он был вундеркиндом, как Дали и Микеланджело. Бернини пользовался огромной популярностью и был связан с влиятельной европейской элитой, создавая важные произведения архитектуры и скульптуры, особенно для Церкви.Например, папа Урбан VIII нанял его в 26 лет, чтобы изготовить балдахин (1624-1633), навес 95 футов высотой, украшающий главный алтарь базилики Святого Петра. Эту изысканную бронзовую работу еще можно увидеть в туре по Ватикану.

В конце XIX века Иоганн Георг Хек вспомнил знаменитую цитату: «Было бы лучше для скульптуры, если бы Бернини никогда не жил». Противоречие этого периода отражено в возмутительном уходе Бернини из эпохи Возрождения. В мраморной статуе "Экстаз св."Тереза ​​(1645-1652) Бернини возродила католическую тему со своей интерпретацией. Вот описание Вернона Хайда Минора художника, изображающего божественную мистику:

«Для Бернини и барокко мистицизм был не просто внутренним и скрытым переживанием, но тем, что вовлекал прямую интуицию божественного, настолько ясную и ощутимую, что ее можно описать ярким языком и конкретными визуальными формами».

В период барокко (1600-1790) художники продолжали религиозные и светские темы в портретах, картинах, бюстах, церковных потолках, церквях, скульптурах и других работах.Реализм изобилует фигурами барокко, сочетающими реализм со зрелищем и жестокой независимостью. Великими художниками были Питер Пауль Рубенс (1577-1640), его помощник, Энтони ван Дейк (1599-1641), Николя Пуссен (1594-1665), Рембрандт ван Рейн (1606-1669) и Саймон Воэт (1590-1649).

Откровенная, провоцирующая сексуальность в искусстве барокко встречается не только в экстазе святой Терезы. Другие художники барокко также стремились увлечь публику. Питер Пауль Рубенс запечатлен на полотнах сладострастных женщин в «Похищении Лукреции» (1610) и «Похищении дочерей Левкиппа» (1616-1617).Энтони ван Дейк запечатлел мускулы и сухожилия мужской формы в «Насмешке над Христом» (1620). Интересно, что Рубенс владел этой картиной до своей смерти в 1640 году.

Период барокко предлагает глубокое восприятие через яркий реализм и символизм. Барокко от диагоналей Бернини до высоких церквей Европы и Нового Света бросает вызов идее, что этот период лучше всего описать как Ранний Модерн.

,

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о