Романский стиль в архитектуре средневековья: Готический и романский стиль в архитектуре средневековья

Готический и романский стиль в архитектуре средневековья

Большинство архитектурных сооружений средних веков носило оборонительный характер. Это относится и к замкам феодалов, и к крепостным сооружениям — стенам, опоясывавшим города и монастыри.

В основе каждого средневекового феодального замка — огромная каменная круглая или квадратная башня, которая называется донжон donjon. Это крепость внутри крепости — жилище феодалов и основной оплот защитников крепости. К донжону примыкает укрепленный двор, обнесенный рядом сооружении.

С внешней стороны средневековые замковые постройки окружались неприступной стеной, в которую были врезаны высокие массивные оборонительные башни.

Все части замка строились из камня. Замок располагался обычно на возвышенном месте, вокруг его стен вырывался глубокий ров с перекинутым через него подъемным мостом.

Средневековые города, подобно замкам, замыкались одним или несколькими рядами оборонительных стен с круглыми или прямоугольными башнями.

Невозможность расширять территории города приводила к чрезвычайной уплотненности архитектуры городской застройки.

Планировка городов была путаной, улицы узкими и кривыми. Примерно в центре города в пределах несимметричных и небольших площадей сосредотачивались основные общественные здания.

В средневековой архитектуре различают два стиля: романский (VI —XII вв.) и готический (XIII —XV вв.).

Романский стиль средневековой архитектуры

Романский стиль средневековой архитектуры отличался массивностью, грузностью своих сооружений, в романском стиле использовались коробовые полуциркульные своды

Готический стиль в архитектуре средних веков

Готический стиль в архитектуре средних веков характеризовался облегченностью, каркасностью конструкций, преобладанием в сооружениях больших поверхностей стекла и сравнительно ограниченными массивами стен.

В готическом стиле применялись столь характерные для этого стиля стрельчатые, остроконечные своды. Изображая собор, расположенный вдали, нужно обратить особое внимание на его силуэт, определяемый двумя устремленными ввысь башнями главного фасада, на сложное сплетение подпорных арок — аркбутанов и массивных устоев — контрфорсов, огибающих здание с алтарной стороны и со стороны боковых фасадов.

Внутри собора — уходящие ввысь мощные «пучковые» колонны, стебли которых переходят на своды, составляя их конструктивный каркас, и огромные яркие, с вкраплениями пурпурно-красного и других цветов витражи с рисунком фигурных оконных переплетов. Цветные пятна от дневного света, проникающего через окна, сочетаются по контрасту с общим сероватым дымчатым тоном каменных стен и колонн.

Воспроизводя средневековую городскую площадь или улицу в архитектуре, надо иметь в виду, что средневековые города были застроены теснящимися друг к другу высокими и узкими по фронту трех-четырехэтажными домами с крутыми двускатными черепичными крышами.

Яркие особенности романского стиля в архитектуре средневековья

Византийский стиль в архитектуре возник в 10-м веке и господствовал на местности Восточной Западной Европы до конца 12-го столетия.

Такой стиль средневекового искусства возник во время новой феодальной цивилизации. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного архитектурного мастерства. Для периода раннего феодализма свойственны раздробленность европейских земель и междоусобные войны. И эти факты не могут не отобразиться на архитектуре того времени. Дозорные башни, громоздкость стен и сводов, световые проемы, смахивавшие на бойницы – эти линии характерны постройкам романского периода.

Появление термина

Исключительно в начале 19-го столетия возникло обозначение «византийский стиль», когда возникла потребность использовать конкретные уточнения в историю искусства Средних веков.

До этого времени стили в архитектуре имели общее наименование и обозначались термином «готика«. Сегодня готическое назначение считается более поздним временем, который доводится на 12-й век. Византийский стиль, как термин, возник благодаря французским археологам, которые считали это архитектурное назначение не очень прекрасным решением позднеримской архитектуры. На этом фото четко можно взглянуть специфики византийского стиля:

Нотр Дам ля Гранд, Пуатье, Франция, 11-век

Отличительные специфики

Отличительные специфики романской архитектуры

Романская архитектура основывалась на применении деталей римского каменного архитектурного мастерства и их опыта, относящегося к античному стилю. К свойствам стиля относятся:

  • Полукруглые арки.
  • Тяжелые стены.
  • Цилиндрические, а еще крестовые своды.

В капителях и соборах устанавливались тяжелые колонны, прочно поддерживающие каменную конструкцию. Порой колонны заменяли пилонами — мощные столбы (восьмигранные, крестчатые). Пример собора в византийском стиле можно посмотреть на фото, представленном с боковой стороны. Сооружения отличались обычностью форм геометрии, однако стены украшались самыми разными резными и рельефными скульптурами.

Византийский стиль — это не просто общие специфики и конкретные свойства. Это настоящая эпоха, которую можно подразделить на 2 главных подвида:

  • Замковый — маленькие жилые сооружения в пару этажей, выделяющиеся округлыми сегментами.
  • Крепостной — боевые большие крепости формы квадрата, прочно защищающие собственных жителей от вражеского нападения.

Прекрасные храмы очень больших размеров пребывали на расстоянии колокольного звона.

Они выступали в роли крепости для прихожан храма, а иногда и для жильцов всего города. Дома феодалов, а сказать точнее их замки, являлись натуральной крепостью. Они были окружены поверхностями стен внушительной высоты с башнями. А добираться до ворот можно было через подъемные мосты, ниспадающие над поверхностью воды глубокого рва.

Византийский стиль тесно переплетался и взаимодействовал с дальнейшим назначением в архитектуре — готическим.

Такой стиль развивался на основе романского искусства, но существовали характерные линии готики:

  • Благородство утонченных форм.
  • Повышение столбов для опоры, а еще высота сооружения.
  • Окна строений увеличены в размерах.
  • Тонкость скульптурной и резной работы.

Англия

Назначение византийского стиля в архитектуре относилось конкретно к замкам.

Наружная особенность соответствовала функциональным потребностям:

  • Минимализм декора. Строительство замка больших размеров было сложной задачей в 11-м веке. Это требовало очень больших расходов, поэтому декорированием фасада строения занимались в самую последнюю очередь.
  • Кладка из камня. Аккуратная подгонка камней обеспечивала надёжность сооружения, и за неимением кирпичей это был наиболее надежный вариант.
  • Окна маленьких размеров. В то время стекло было очень дорогим и редким материалом. Выстраивать замки с большими окнами было не только невыгодно, но и не имеет смысла — полупрозрачность сооружения могла уменьшить его защищенность.

Собор Святого Дэвида

Британия

Становление романской архитектуры в Англии конкретно связано с нормандским завоеванием, хотя и видны в работах отблески архитектуры эпохи Восстановления.

В начале века древесные башни уже целиком сменились на каменные. Изначально это были двухэтажные строения, имевшие форму куба. По примеру нормандских архитекторов, английские зодчие начали применять комбинирование донжона, рвы и палисады, которые окружали лагеря лучников.

Донжон — главная башня замка периода средневековья, стоявшая по отдельности в недоступном месте. Играла роль убежища во время нападений врага.

В 1077 годы был возведен легендарный Тауэр, во время правления Вильгема Завоевателя. Донжон Тауэра — Белесая башня.

Характерной чертой романского назначения стало воссоединение в одном построении 2-ух видов храмов: приходского и монастырского. Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного фасада западной части строения. Это можно видеть на примере собора, размещенного в Дареме.

В начале 12-го столетия строились башенообразные донжоны: с прямыми углами ил многоугольные конструкции. Но к концу столетия башни приобрели шарообразную форму.

Британский Тауэр (вид с боковой стороны)

Германия

Вормский собор

Вормский собор — ярчайший пример византийского стиля в Германии. Его строительство длилось больше 100 лет (с 1171 по 1234гг). Для построения употреблялся песчаник (жёлто-серый), а рельефное свободное место структуры строения строго выражены четкими гранями. Храм состоит из 4-х высоких круглых башен с каменными конусами-шатрами и нескольких более невысоких башен средокрестия. Ровная поверхность стен и узкие окна оживляются лишь благодаря аркообразным фризам вдоль карниза. Часть сверху цоколя галереи и фриз арки объединяют узкие лицены.

Лизены — вертикально размещенные плоские выступы на стеновой поверхности.

Франция

Первоначальные формы романской архитектуры возникли к концу 10-го столетия. Масштабное распространение получили паломнические соборы Франции с хором и радикальными капеллами обходной галереи около него. Также применялись трехнефные базилики — в усреднённом нефе пребывали своды формы цилиндра (Сен-Сернен, Тулуза).

Французское архитектура романского периода отмечено восхитительным разнообразием школ. Бургунская школа Клюни 3 тяготела к особенной композиции монументального характера. А церковь Норт-Дам (Пуатье) отличалась прекраснейшими скульптурами, украшающими строение.

Нотр Дам ля Гранд, Пуатье, Франция, 11-век

Испания

В романскую эру в Испании настало строительство замков-крепостей и городских укреплений .

Архитектура храмов и церквей была очень аналогична с зодчеством французских рабочих, что можно видеть на примере кафедрального собора в Саламанке. В общем она точно отличалась четкими линиями разграниченных объемов, целостностью законченых частей и безупречностью форм.

Кафедральный Собор в Испании

Италия

Домский собор в Италии

В зодчестве культового назначения архитекторы Италии придерживались центрического типа для крещалин и базикального для соборов. Центрами средневекового византийского стиля были два города: Тоскана и Ломбардия. В ломбардских храмах большое внимание уделялось фасадам. Скульптурный декор, лизены, выносные крыльца-портики, компактные галереи — все это применялось в одеянии итальянских церквей 11-12 века.

Одним из очень интересных зодческих ансамблей являются колокольни, собор и баптистерий в Парме. Фасад собора декорируют портики и аркады, а еще компактные галереи. Здание бапсистерия имеет восьмигранную форму и опоясывается 6-ю воздушными галереями.

Статуя

В начале 12-го века приходит масштабное распространение основательной скульптуры и а именно рельефа. На смену языческим византийским образам приходят церковные композиции, которые олицетворяют сцены из евангельского писания.

Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в качестве рельефных человеческих фигур, расписанных красками. В основном, скульптуры применялись для изготовления целостной картины экстерьера соборов.

Расположение рельефов не имело конкретных границ: они могли быть на западных фасадах, возле порталов, на капителях или архивольтах. Угловые фигуры были намного меньше, чем скульптуры в самом центре тимпана (внутренняя часть полуциркульной арки, находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую форму, а на несущих колоннах — продолговатые пропорции.

Главной задачей романских художников являлось создание образа вселенной, благодаря этому они не стремились передать сюжеты настоящего мира.

Искусство

Изобразительное искусство того времени тесно переплеталось с романской архитектурой. Благодаря этому главенствующее место в одеянии соборов занимала фреска. Цветные росписи светлым ковром покрывали стены нефов, плоскости сводов, аспиды и притвора.

Во время 11-12 вв. первый раз стали возникать витражи, которые расположились в проемах окон капелл и аспиды. На светлых витражных картинах изображали сцены из Священного Писания.

Интерьер

Интерьер планировки внутри соборов отвечал социальным и культурным требованиям. В храмах устанавливалось по три нефы, которые разграничивали свободное место для прихожан различных слоев населения.

Византийские аркады начали применяться и в романской архитектуре. Внутренние колонны имеют форму в виде цилиндра, что позже применялось в готике. Верхняя часть вертикальной опоры имела форму куба, пересеченного шаром. Но на протяжении какого-то времени она упрощалась и в конце концов приняла канонический вид. Скульптурные фигуры в форме рельефа покрывала плоскости верхней части вертикальной опоры и стен.

Подложка на пробковой основе под линолеум — зачем она необходима и в каких вариантах применяется.

Чем была отличительна Викторианская эпоха и каковы ее специфики, читайте здесь.

Оригинальный кухонный дизайн: http://trendsdesign.ru/home/kitchen/kak-dostich-neobychnogo-dizajna-kuxni.html

С начала 10-го столетия применяется техника витражей, композиция которых была достаточно примитивной. Позже можно было повстречать истинные картины, сделанные из многоцветных стекол разных цветов. В данный этап также возникают стеклянные лампады и сосуды.

Видео-обзор на византийский стиль и его специфики