Россия барокко: Барокко в архитектуре России – особенности, лучшие архитекторы и их творения

Барокко в архитектуре России

В Россию барокко пришло в 18 веке и достигло расцвета в середине века, то есть уже тогда, когда в Европе уже наметился переход к классицизму. Как и другие стили, барокко в России приобрел некоторую самобытность, благодаря чему появились такие понятия, как московское или нарышкинское барокко, русское барокко.

Русскому барокко, в отличие от западно-европейского, свойственны большая простота и структурность композиций. В отличие от каменных фасадов Европы, в России в качестве материалов отделки предпочитали использовать гипс и штукатурку, что позволяло использовать окраску. Именно поэтому объекты, относящиеся к русскому барокко, отличаются ярким контрастным колером. Наиболее часто в архитектурных композициях той эпохи встречаются сочетания красного, голубого или желтого с белым, а также синий цвет, применение белой жести и позолоченных материалов в качестве кровельных покрытий. В качестве декоративных элементов, украшающих фасады зданий стиля барокко, наиболее часто применяется орнаментная лепка, в которой прослеживается традиционный русский колорит. В архитектурных памятниках русского барокко дошедших до наших времен, в отличие от западных образцов, отсутствует такой характерный признак, свойственный этому стилю, как мистицизм.

В конце 17 – начале 18 века в Москве появилось и распространилось по другим городам такое направление, как нарышкинское барокко. Позднее, на смену ему пришло барокко голицинское, влияние которого прослеживается практически до середины 18 века. Эти стили получили свое название по фамилиям родов под чьим покровительством и строились самые значимые объекты той эпохи, обладающие своими характерными чертами. К знаменитым памятникам архитектуры этого периода относят Новодевичий монастырь, церковь Покрова в Филях, Церковь Знамения Богородицы в Дубовицах недалеко от Подольска, Церковь Ивана Воина в Москве на Якиманке, многочисленные храмы в других городах России.

Наиболее ярко и величественно барокко проявило себя в объектах дворцовой архитектуры Петербурга, а также Петергофа и Царского Села. С помощью особенностей этого стиля подчеркивалось  могущество и процветание России того периода. Впечатление усиливалось за счет внутреннего декоративного оформления в этом же стиле интерьеров, по роскоши которым не было равных в Европе.

Одним из наиболее выдающихся архитекторов того периода считается Ф. Растрелли. Под его руководством возводились городские и окрестные императорские резиденции, в частности, Зимний, Строгановский и Воронцовский дворцы, а также Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Царском Селе. Всеобщее восхищение вызывали и вызывают до сих пор грандиозность масштабов его зданий, роскошь и пышность декоративного убранства, праздничность и торжественность дворцов.

Екатерининский дворец в Царском Селе

Екатерининский дворец в Царском Селе

Другими выдающимися архитекторами той эпохи считаются М. Земцов, Д. Ухтомский, Квасов, Трезини, С. Чевакинский. Так, по проектам Трезини создавались первые пятиглавые петербургские храмы, в частности, Фёдоровская церковь, лишь фрагментарно сохранившийся  ансамбль Троице-Сергиевой пустыни близ Стрельны. По проектам Чевакинского строились Шуваловский дворец, Никольский Морской собор, а также знаменитый дворец Шереметевых. К типичным барочным постройкам того периода относятся также церковь Архангела Гавриила в Москве, также известная как Меньшиковская башня и Петропавловский собор в Казани.

Период барокко в России был относительно недолог. Уже в середине 18 века в столичных, а затем и в провинциальных постройках барокко соседствует с рококо, а к 1770 году оно и вовсе начинает активно вытеснятьсяклассицизмом.

Периоды развития русского барокко

Цели и задачи проекта

ЦЕЛИ:

  • На примере архитектурных сооружений Москвы и Санкт-Петербурга изучить особенности стиля барокко.
  • Воспитать чувство гордости и ответственности за памятники культуры нашей Родины.
  • Воспитание эстетического вкуса и чувства прекрасного.

ЗАДАЧИ:

  • Подобрать и изучить литературу и электронные источники информации по выбранной теме.
  • Найти иллюстрации к данной теме.
  • Обобщить результаты и создать презентацию «Стиль барокко в архитектуре. Барокко в Москве и Санкт-Петербурге.»

 

Временные рамки и география стиля

Архитектура барокко— период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной). Стиль барокко доминировал в искусстве христианского мира в 16-18 веках. Расцвет этого стиля ассоциируется с интенсивным формированием национальных государств, укреплением абсолютизма. В переводе с итальянского «барокко» означает — причудливый. С Аппенинского полуострова стиль распространился по всей Европе. В каждой стране барокко впитывал местные традиции градостроительства, в связи с чем приобрел национальные черты во Франции, Германии, Испании, России и других государствах. Благодаря присущей стилю торжественности, в этом стиле строились королевские дворцы, церкви и муниципальные учреждения.

Родиной и идейным вдохновителем барокко считается Италия, где произведения искусства этого стиля наиболее ярки и показательны.

 

Характерные черты

Для архитектуры барокко характерны торжественность, богатство декоративного убранства, использование усложненных, как правило, криволинейных форм, увлечение неожиданными визуальными эффектами, сильные контрасты (масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени). В сооружениях и ансамблях эпохи барокко заметно стремление к синтезу искусств: в архитектурных сооружениях этой эпохи часто присутствовали художественные росписи и скульптуры. Путем различных приемов создавались иллюзорные конструкции: нарисованные архитектурные элементы создавали почти незаметный переход от реальной конструкции к вымышленной, что визуально изменяло пространство.

 

В архитектуре барокко встречаются масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, рустованные колонны и пилястры, лепнина, роспись, резной орнамент, массивные парадные лестницы, арочные проемы с колоннами. Купола приобретают более сложные форм, часто они многоярусны. Окна, в основном, прямоугольные или полуциркульные. Преобладает растительный декор.

Барокко в Италии

Большую роль в развитии итаьянского барокко сыграл Ватикан. Католическая церковь в стремлении поднять свой престиж возводила многочисленные храмы с максимально эмоциональным и впечатляющим оформлением.Характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яркое волощение в творчестве Франческо Борромини и Лоренцо Бернини. Борромини старается избегать прямых линий и углов, отдавая предпочтение сложным изогнутым планам. Его самым знаменитым сооружением является церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1610г.)

 

Главным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором св. Петра. Он сумел доиться единства площади и собора. Пространство перед храмом оформлено в виде двух площадей: одна — в форме трапеции, а другая — овальная. Площадь обрамлена величественной колоннадой и устремлена к городу.

Барокко во Франции

Французскому барокко свойственна большая строгость и многообразие архитектурных решений. Наиболее известными архитекторами считаются Жак Лемерсье и Жюль Ардуен Мансар. Под руководством последнего был построен знаменитый Версальский дворец с прилегающим комплексом. Другими величайшими постройками являются замок Во ле Виконт, Лувр и другие архитектурные комплексы Парижа.

 

Замок Во ле Виконт 1658-1661гг.

Версальский дворец 1682г.

 

Люксембургский дворец, автором которого является Соломон де Брюс, построен для королеввы Франции Марии Медичи в начале 17 века. Архитектор уменьшил выступления боковых корпусов, добавил среднюю небольшую башню и скульптуры, замкнул паражный двор служебными корпусами, использовал национальный колорит — высокие крыши. Дворец дополнили сад садово-парковая скульптура.

 

Жак Лемерсье — первый королевский архитектор при дворе Людовика XIII, архитектор Лувра. В выступающей верхней части башни часов присутствуют характерные для барокко вставленные друг в друга фронтоны. Здание богато украшено орнаментом, комплексные пропорции павильона делают его одним из уникальных зданий.

 

 

Барокко в России

Российское барокко впитало в себя многочисленные элементы традиционного русского зодчества и считается очень самобытным направлением архитектуры. Начало его развития приходится на петровские времена, а расцвет — на середину XVIII века. Здания, построенные в те времена, отличаются простотой композиции, тесным смыканием внешних и внутренних объемов сооружений. В них заметно меньше декоративных элементов, чем в Италии, но, вместе с тем, впетление русских архитектурных традиций придавало сооружениям чрезвычайно оптимистичный колорит.

 

Наиболее известным архитектором русского барокко является Бартоломео Франческо Растрелли, создавший Зимний дворец, Смольный монастырь, дворцовые комплексы в Царском Селе и Петергофе. Здания в стиле барокко строили и архитекторы Западной Европы – Теодор Швертфегер, Иоганн Шедель, Чарльз Камерон и другие.

 

Периоды развития русского барокко

Московское барокко («нарышкинское барокко»)— переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры, переработанных под влиянием украинского барокко.

Церковь св.Климента, Москва (1762-1769гг.)

 

 

Петропавловский собор в Казани

 

 

Строгановское барокко— консервативно-провинциальный извод московского барокко, в котором выполнены четыре храма в Нижнем Новгороде и на Севере.

 

Голицынское барокко — наиболее радикальное направление в недрах московского барокко, состоявшее в полном отрицании связи с древнерусской традицией.

Петровское барокко (с 1700-х по 1720-е годы) — совокупность индивидуальных манер западноевропейских архитекторов, приглашённых Петром I для застройки новой столицы, Санкт-Петербурга.

Кунсткамера (1737-1744гг.)

-Елизаветинское барокко (c 1730-х по 1760-е годы) — гибрид петровского и московского барокко с североитальянскими привнесениями. Наиболее полно воплотился в грандиозных постройках Ф. Б. Растрелли.

 

Никольский морской собор

Зимний дворец был построен для Елизаветы Петровны по проекту Франческо Бартоломео Растрелли в 1754-1762 годы и до 1917 года оставался главной императорской резиденцией. Это четвертый по счету каменный Зимний дворец. Здание имеет четкий логический план — близкий к квадрату прямоугольник, усложненный крупными ризалитами (выступами) по углам. Строительство велось в период наивысшего расцвета пышного стиля барокко (Елизаветинское, или Растреллиевское барокко). Фасады Зимнего не повторяют друг друга, они сохраняют прежний свой облик. Чередующиеся ризалиты, трехчетвертные колонны, размещенные в два яруса. На углах многочисленных выступов колонны собираются пучками, перебегая с одной фасадной поверхности в другую. Скульптура и вазы над карнизом словно размывают верхнюю границу здания. Разнообразные по рисунку наличники окон и многочисленный лепной декор украшающие проемы по периметру. Все эти черты делают Зимний дворец ярчайшим примером пышного и беспокойного барокко.

 

Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры.В наружном оформлении комплекса присутствует сочетание голубых стен и белокаменной лепки, что придает монастырю праздничность и живописность. Здание храма окружено четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами. Домовые церкви имеют только один шлемовидный купол, увенчанный большой главкой с крестом и как бы встроены в стену. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя. Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

 

Екатерининский дворец восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями. Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

 
 

 

Выводы

1. Стиль барокко был распространен в 16-18 веках в архитектуре стран Европы и Америки.

2.Характерные черты: торжественность, декоративное богатство, сильные контрасты, синтез искусств.

3.Известные архитекторы эпохи: Франческо Борромини (Италия), Жак Лемерсье(Франция), Бартоломео Франческо Растрелли (Россия).

4.В Россию барокко пришло через «прорубленное» Петром I окно в Европу.

 

Тесты

1. Где зародился стиль барокко?

а)во Франции

б)в Риме

в)в Греции

г)в России

 

2.Что обозначает термин «барокко»?

а)причудливый

б)веселый

в)древний

г)простой

 

3.Какой из архитекторов развивал барокко в России?

а)Франческо Борромини

б)Жак Лемерсье

в)Луи Лево

г)Франческо Бартоломео Растрелли

 

4.Что такое маскарон?

а)статуя женщины, заменяющая колонну

б)четырехгранная полуколонна, одной гранью вделанная в стену

в)скульптурное украшение здания в виде головы

г)полукруглая резная арка

 

5.Что не характерно для стиля барокко?

а)преувеличенная пышность

б)пастельные тона

в)функциональность каждого элемента

г)криволинейные формы

 

Источники

1.https://www.arhitekto.ru/txt/6italy01.shtml

2.http://www.archandarch.ru/%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8/%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%BE/

3.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%BE

4.http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/arhitekturnyj_stil_barokko/

5.https://www.arhitekto.ru/txt/6barokko02.shtml

6.http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/osnovnye_cherty_arhitektury_barokko/

7.http://www.culture.ru/architectures/architecture/baroque/

8.https://estetico.me/posts/view/arhitektura-barokko-v-rossii

9.http://www.hellopiter.ru/Winter_%20palace.html

10.http://www.spb-guide.ru/page_456.htm

11.http://tzar.ru/museums/palaces/c_atherine

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Русская архитектура эпохи барокко (стр. 1 из 3)

Русская архитектура эпохи барокко

Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.

Корни барокко уходят в архитектуру эпохи Возрождения. Первый действительно большой и величественный ансамбль создал в ВатиканеБраманте (1444—1514) Это двор Бельведер протяжением 300 метров, который был построен в едином стиле при сохранении различных функций зданий (Бельведер с античными скульптурами, регулярный сад, Ватиканская библиотека и театр под открытым небом. Но все формы архитектуры довольно спокойные, уравновешенные. Это ещё не барокко.

Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507—1573). Он не имел таких возможностей как Браманте в использовании многих стройматериалов и площадей. Поэтому его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) небольших размеров. Но вилле присущи уже все черты барокко — единый ансамбль с павильонами, садом, фонтаном, ступеньками различных типов, связывающие террасы разного уровня. Вилла ещё сильно отделена от окружающей среды, замкнута на себя, как большинство зданий Возрождения, а её архитектура тоже уравновешенна, как и большинство сооружений эпохи Возрождения.

Напряжённость, гигантские размеры и эмоциональную насыщенность архитектуре привьёт Микеланджело. Именно в произведениях Виньола и позднего Микеланджело исследователи видят истоки архитектуры барокко.

Маньеризм и барокко

Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане — пример радикальной интерпретации стиля со стороны Борромини

Свой вклад в архитектуру барокко сделал и маньеризм. Несмотря на все недостатки и капризы, мастера маньеризма подхватили эстафету интеллектуальных поисков, высокой эрудиции, виртуозного мастерства, научности и передали её архитекторам раннего барокко (Джакомо Делла Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерна).

Именно в это время (по потребностям общества) возникают типы величественного городского дворца, барочного монастыря, загородной виллы с дворцом и барочным садом. Фасад церкви Иль Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта) стал образцом для строительства многих церквей как в Италии, так и далеко за её пределами (Париж, Гродно, Львов и др.)

От маньеризма барокко унаследовало также влечение к необычному, удивительному, поразительному. Особенно это отразилось в ландшафтной архитектуре, садах и парках барокко (гигантская скульптура или гигантская же гротескная маска, театр под открытым небом, необычное здание с экзотическими деталями и т. п.) Ещё большим влечением к необычному обозначенные коллекции — гравюр, минералов, иностранных растений (и оранжереи для них), создание кабинетов с первыми музейными коллекциями.

Барокко в России

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века[1]. Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих ее элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение[2].

Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII века. Фактически под этим термином понималось «московское узорочье», сложившееся в 1640-х годах. Современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог маньеризма, а отсчёт истории русского барокко ведут с распространения в московской строительной практике восьмериков на четверике (церковь царевича Иоасафа, 1678). В эволюции русского барокко выделяют стадии «московского барокко» конца XVII века (различают нарышкинский, строгановский, голицынский стили), «петровское барокко» первой четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» елизаветинского времени[3].

Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский). Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как «уральское барокко» и «сибирское барокко».

Информация о Русском барокко

Термин «Барокко» в России долго не мог утвердиться. Например, еще в середине XIX в. русская критика, ниспровергая стиль Классицизма в архитектуре, тем не менее, «не видела альтернативы колоннам и куполу». Обсуждались достоинства стилей Неоготики и «неоренессанса», но слово «барокко» избегали употреблять.

Архитектор А. Брюллов во время пенсионерской поездки 1822 г. в Италию возмущался «развращенным вкусом» и нелепостью построек Ф. Борромини. Только в 1880- х гг. исследователь древнерусского зодчества Н. Султанов ввел термин «русский Барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII в. С тех пор существует устойчивая концепция, согласно которой первая фаза стиля «русского барокко» сложилась в 1640- х гг. и этот стиль развивался «в непрерывной последовательности, вплоть до завершивших его произведений В. И. Баженова».

По определению Д. Лихачева, «русское барокко приняло на себя многие из функций Ренессанса, поскольку… настоящий Ренессанс ранее так и не сумел достаточно полно проявиться на Руси». Этот вывод следует из «особенной уплотненности» развития художественных стилей на Руси, в корне отличающих их духовное содержание от западноевропейских прототипов. «Русское барокко в целом, выполняя свою возрожденческую функцию, исторически противостояло средневековью, а не Ренессансу. Отсюда его жизнерадостность и его умеренность, чуждая патетичности западного Барокко». Термин «русское барокко» принимается не всеми, в любом случае он условен и его следует брать в кавычки. По формальным качествам этот стиль ближе к Маньеризму; в нем выделяют стадии «голицынского» и «нарышкинского барокко» — архитектуру «русского узорочья» конца XVII в., «петровское барокко» первой четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» елизаветинского времени. Последний стиль получил наиболее яркое воплощение в творчестве выдающегося зодчего Ф. Б. Растрелли Младшего в Петербурге. В эти годы Россия стремительно догоняла Европу и в оригинальной архитектуре, созданной Растрелли, соединились композиционные приемы европейского Классицизма, Барокко и французского Рококо (см. елизаветинское рококо). Поэтому исследователи справедливо отмечают, что сохранение элементов Классицизма, рационализм и прагматизм архитектуры петровского времени обеспечили легкость и естественность перехода к Классицизму второй половины XVIII столетия, «почти минуя стадию истинно- европейского Барокко».

Также своеобразно проявился стиль Барокко, экспортированный из Испании в страны Латинской Америки. В архитектуре Мексики, Аргентины, Уругвая складывался фантасмагоричный стиль, именуемый «ультрабарокко». Он впитал элементы мистического испанского Барокко, напитанные декоративностью исПанно-мавританского зодчества, и местные фольклорные традиции. В этом стиле все доводилось до бурлеска. «Здесь развивалась архитектура еще более барочная, варварская и фанатичная, безумная в наращивании декора, перед чрезмерностью которого бледнеют даже самые смелые произведения европейского Барокко». Отмечают также, что «благодаря особенности формообразования именно стилю Барокко легко удавалось внедрять классическую ордерную архитектуру в иную культурную среду» и в этом проявлялась важная «цивилизующая роль» стиля Барокко. Даже если учитывать только это, есть все основания считать Барокко великим стилем.

Но в середине XVIII в. с началом эпохи Неоклассицизма и французского Просвещения барокко стало внушать ужас. Французский просветитель Ж.- Ж. Руссо считал этот стиль проявлением дурного вкуса и «искажением прекрасного», да и не он один… Так разительно отличались барочные формы от классицистических и мало кто тогда замечал их внутреннее единство. Тем не менее господство стиля Барокко, хотя и не полное во всех странах, охватывает огромный исторический период, часто называемый «эпохой Барокко» — около двух столетий (1550- 1750 гг.). В этом случае именем Барокко называется «та особенность целостности в культуре эпохи, которая позволяет рассматривать ее как художественный феномен, так как это период гегемонизма стиля, завоевания им одной из главных функций в культуре». Немецкий архитектор и историк культуры К. Гурлитт на примере личности саксонского курфюрста Августа II Сильного (см. саксонское искусство) предложил в начале XX в. термин «Человек Барокко». По определению Гурлитта, это понятие выводится «в силу особого способа существования личности», когда возникает «попытка реконструкции средневекового христианского единства… соединения им- персонализма и субъективизма и… выдвижение личности на сверхличностную роль». Культура эпохи Барокко оказывается «специализирующейся на порождении гениев… возникновении нового типа человека». В таком контексте Август II Сильный — «человек неуравновешенной художественной фантазии», достойный представитель своей эпохи, когда «культ им- персонализма, богатства, роскоши, придворности и взрывоопасной радости жизни» противопоставляется гармоничной и уравновешенной личности «человека Ренессанса». В то же время, «магистральный путь развития задан Ренессансом — освобождение внутреннего человека». А через «усиление внешнего», в единстве мировоззрения люди эпохи Барокко «находили свободу духа».

В качестве примера барочного мироощущения приводится и архитектура ансамбля Цвингер в Дрездене (можно добавить творения Растрелли в России), и музыка И. С. Баха с ее «соединением остро субъективного духовного переживания, иногда мягчайшего, сентиментального, с укрупненностью чувственной подачи, пышной наглядностью». Подобный подход к «эпохе Барокко» при всей его эффектной широте способен, однако, увести в тень другие, развивавшиеся параллельно с Барокко художественные течения и стили.

Даже в Италии XVII столетия, несмотря на всепоглощающую силу, Барокко не было единственным стилем искусства и жизни. Об этом в 1966 г. в Нью- Йорке опубликована книга Р. Вентури «Сложность и противоречие в архитектуре». Философ X. Ортега- и- Гассет, писатель А. Карпентьер провозгласили барочность человеческой константой, особенно в отношении латиноамериканского мира. Авторы призвали покончить с заблуждением, представляющим Барокко как стиль, порожденный эпохой XVII- XVIII вв. А. Карпентьер писал: «Дух Барокко может возродиться в любой момент… Ибо это дух, а не исторический стиль… Барочность — более чем стиль Барокко… Это своеобразный творческий импульс, циклично повторяющийся на протяжении всей истории искусства в любых его проявлениях, будь то литература, скульптура, архитектура или музыка…

Существует дух Барокко, так же как существовал имперский дух. Этот последний можно применить, перескакивая через столетия, к эпохам Александра Македонского, Карла Великого или Наполеона. В истории наблюдается постоянный возврат к имперскому духу, точно так же мы видим постоянный возврат к барочности в явлениях искусства на протяжении длительного времени». Эта барочность, по убеждению А. Карпентьера, знаменует собой «кульминационную точку, расцвет определенной цивилизации». Даже если не согласиться с этим, то нельзя отрицать, что барочность как тенденция нарушения норм, границ, установленных тем или иным историческим типом, искусства, методом, художественным направлением, действительно проявлялась во все эпохи.

Своеобразную «фазу барокко» проходило античное искусство в III- II вв. до н. э. Поэтому античным, или «эллинистическим барокко»пергамской школы того времени. Характерной чертой этого стиля является стирание границ между классической эллинской, римской и восточной, азиатской культурами. Не случайно X. Зедльмайр назвал формы искусства Барокко «агрессивно-телесными». Композиции, проникнутые «духом барочности» легко «втягивают в себя» и классический ордер, и античные статуи, и египетские обелиски, и готические фасады с башнями и шпилями, мавританский орнамент, восточные ковры, венецианские кружева и богемское стекло…

Барокко — это эпоха, великая своими грандиозными разрушениями и столь же грандиозными созиданиями, она осталась в истории переломным моментом развития мирового искусства. В то же время, художественный стиль Барокко навсегда вошел в жизнь людей таких стран как Италия, Испания или Австрия. Барокко стало стилем жизни целых народов и культур до такой степени, что, к примеру, Рим, несмотря на свое универсальное значение Вечного города, теперь всегда будет восприниматься барочно. Испанская литература или немецкая философия и музыка в нашем представлении, прежде всего, барочны. Поэтому мы никогда не сможем установить, где начинается стиль Барокко и где он заканчивается. Возможно лишь определить основные принципы и закономерности формообразования, тенденции исторического развития. Во избежание неясности и противоречий толкования термина «барокко» лучше использовать не краткие, а более развернутые формулировки.

Например: «художественный стиль итальянского Барокко XVII века» или «историко- региональный стиль немецкого барокко», «барочные тенденции в русской архитектуре конца XVII столетия», «черты барочного мышления в творчестве Рембрандта», «идеи Барокко в творчестве Ф. Борромини» «барочно-маньеристский стиль скульптуры в Польше XVII- XVIII вв.» и т. д.

Остается только удивляться, каким поразительно мощным, грандиозным явлением обернулось в истории искусства стремление художников разных эпох и народов к свободе мышления, высвобождению Духа из оков материи — явлением, изначально названным смешным и глупым жаргонным словечком «барокко». Своеобразной эмблемой Барокко можно считать фантастическую композицию И. Б. Фишера фон Эрлаха «Памятник Александру Великому», отражение юношеской мечты великого Микеланжело — сделать огромную скульптуру, превратив в нее горный пик в Карраре.

Барокко русское — это… Что такое Барокко русское?

   Термин русское барокко применим к русскому искусству первой пол. XVIII в. Будучи искусством отражающим идеи укрепления абсолютистской монархии оно несет в себе существенные черты барокко. Но термин барокко, выработанный наукой для истории западноевропейского искусства недостаточен для характеристики русского искусства этого периода, где в формах барочного искусства нашло яркое выражение русское национальное содержание. Петровские реформы, борьба за национальную самостоятельность и новое государственное устройство определили национальное своеобразие русского барокко в нем воплощались идеи славы государства Российского. Именно к раннему его периоду относят определение петровское барокко. В развитии архитектуры петровского времени огромную роль сыграло создание новой столицы — Петербурга, работа над планировкой и застройкой его, прежде всего, зданиями государственного назначения. Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий (Д. Трезини), Адмиралтейство (И.К. Коробов) и другие — явились результатом решения в искусстве русских национальных задач. По мере осуществления петровских реформ, отражая победы русского государства, архитектура приобретает черты пышности и торжественности. Они проявляются в общественных зданиях (Кунсткамера, арх. Г. Матарнови, Г. Киавери, М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский), в церковном (проект Александро-Невской лавры, 1720, арх. Т. Швертфегер) и дворцовом зодчестве (Петергоф — дворец, фонтаны, парк, нач. с 1717, арх. Ж. Леблон). Эти черты в дальнейшем получили развитие при императрице Елизавете Петровне в созданных как памятники славы и величия России дворцовых и церковных постройках архитекторов середины XVIII в. (И.Ф. Мичурин, С.И. Чевакинский, Д.В. Ухтомский). С особенным блеском они проявились в творчестве крупнейшего мастера русского барокко — Б.Ф. Растрелли (Екатерининский дворец Царского Села, Зимний дворец, собор Смольного монастыря).

   (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
ЮК «Эгида-Сочи» - недвижимость.

Наш принцип – Ваша правовая безопасность и совместный успех!

2020 © Все права защищены.