Русская усадьба проект: Проекты домов в стиле «Русская усадьба» – ЖИВАЯ ИСТОРИЯ. Путешествия с программой «Моя Россия»

Туристический сайт Псковской области

В Великих Луках WAKE LUKI PARK {{{ ВЕЙК ПАРК ВЕЛИКИЕ ЛУКИ находится в Карьере п. Переслегино - 3.5 км от города по направлению  Локня-Бежаницы. 

Вейк парк в Великих Луках

Турбазы Псковской области предлагают много возможностей для приятного времяпрепровождения  - летом можно покататься на гидроциклах, катерах и катамаранах; велосипедах, роликах и скейтбордах. Зимой - на снегоходах, лыжах и коньках. Можно заняться и дайвингом – подводный мир Псковско-Чудского озера невероятно богат.

База отдыха "Пушкиногорье"

Финский парк (Куопио)

 

В Спортивно-развлекательном комплексе "Раздолье", расположенном по адресу Псков, Ленинградская шоссе 5а, жители и гости города смогут насладиться активным отдыхом на природе в комфортных условиях. Комплекс «Раздолье» расположен в тихом живописном месте в сосновом лесу на окраине города.

 

Веревочный парк, который находится прямо в лесу, среди деревьев и является одним из крупнейших в Северо-Западном регионе. На 4 маршрутах 42 этапа различной сложности, расположенных на высоте от 1,5 м, каждый сможет проверить свою ловкость и смекалку, проявить соревновательных дух и, конечно, получить заряд бодрости и отличного настроения. 

 

Для любителей игрового отдыха введен в эксплуатацию многофункциональный спортивно-игровой комплекс, включающий: футбольное, волейбольное, баскетбольное поля, теннисный корт, памп-трек, а также поле для мини-гольфа.

 

Кроме того в комплексе вас ожидают пешеходно-беговые и велосипедные маршруты, скейтпарк, отдельно оборудованная зона для приготовления гриля и барбекю, ресторанные и гостиничные комплексы, а также автокемпинг.

Спортивно-развлекательный комплекс "Раздолье"

 

Веревочный парк приключений Мальской долины позволит вам опробовать свои силы независимо от возраста и физической подготовки в одном из самых экологически чистых районах области - Печорском. Любителям экстрима дополнительную дозу адреналина обеспечит 400-метровый спуск на троллее.

Веревочный парк приключений Мальской долины

 

В Полистовском заповеднике вы сможете ознакомиться с основными экосистемами, типичными и редкими видами флоры и фауны, на одном из экологических маршрутов, оборудованных мостками для удобства туристов. Посещение экологических маршрутов возможно при соблюдении охранного режима Полистовского заповедника в сопровождении экскурсовода. 

Полистовский заповедник

 

В Острове любители водных видов активного отдыха смогут заняться сплавом на рафтах по реке Великой. Для Вашего удобства было разработано 3 маршрута разной продолжительности, в зависимости от предпочтений. На всех маршрутах группу сопроваждает инструктор, для участников проводится инструктаж, а также выдаются жилеты и весла.

Сплав на рафте по реке Великой 

 

В парке отдыха "Мальская долина" вас ожидает путешествие на квадроциклах «По тропам Трувора» для любителей экстрима. Это динамичный маршрут в стиле кросс-кантри, протяженностью 30 км. Каждый участник сможет ощутить неподдельный азарт от череды подъемов и спусков, почувствовать всю мощь техники и насладиться восхитительными видами Мальской долины. Длительность поездки зависит от погодных условий и составляет в среднем около 2 часов. Возможны как индивидуальное посещение, так и групповое до 7 человек.

Поездки на квадрациклах в "Мальской долине"

 

В ТРК "Акваполис" вы сможете заняться картингом, но не простым аттракционом, так как каждый сможет почувствовать себя настоящим пилотом, а главное, увидеть результат своими глазами. Всем участникам заезда вручается покруговая распечатка, где отражено время каждого круга, а также лучшее и среднее время пилота.

Картинг-клуб RPM Kart

 

Лазертаг позволит провести Вам незабываемое время, не забывая при этом о духе соревнований. Лазертаг – это настоящее соревнование, в котором побеждает сильнейший (или хитрейший). Заядлые игроки в лазертаг – так же, как и все спортсмены, – проводят систематические тренировки, чтобы добиться наилучших результатов в игре, а кроме того, по лазертагу проводятся чемпионаты и турниры – всё как в настоящем спорте.

Межрегиональный культурно-познавательный туристический проект «Русские усадьбы»

Межрегиональный культурно-познавательный туристический проект «Русские усадьбы»

Русские усадьбы – это огромный пласт культуры, связанный с развитием отечественной архитектуры, литературы, философии, садоводства, быта. Вместе с тем это и природная среда обитания современного человека. Поэтому сохранение таких комплексов или того, что от них осталось - задача не только духовная, но и экологическая.

На территории современной Ленинградской области расположено более 180 усадебных комплексов, множество памятных исторических мест в регионе связано с именами выдающихся людей России: поэтов, писателей, художников, композиторов, государственных деятелей, которые жили и работали в усадьбах и имениях, расположенных в живописных уголках Ленинградской области. Это - Н.К. Рерих, Н.А. Римский-Корсаков, В.В. Набоков, А.С. Пушкин, А.И. Штакеншнейдер, А.В. Суворов, В.С. Поленов и другие.

В проекте «Русские усадьбы» принимает участие евять районов Ленинградской области – Всеволожский, Волосовский, Выборгский, Гатчинский, Кингисеппский, Лодейнопольский, Лужский, Тихвинский и Тосненский.

По территории Ленининградской области проходят 6 маршрутов федерального проекта «Русские усадьбы»

Для справки:

Проект «Русские усадьбы» был инициирован Министерством Культуры РФ в октябре 2013 года. 

Участники проекта: Тульская, Московская, Рязанская, Орловская, Брянская, Калужская, Тверская, Костромская, Смоленская, Воронежская, Владимирская, Тамбовская, Псковская, Вологодская и Ленинградская области, а также Ставропольский край.

В туристические маршруты проекта входят старинные русские усадьбы, в которых жили известные политические деятели, выдающиеся ученые, писатели, художники, музыканты. Разработаны различные варианты маршрутов, ориентированные на разные временные промежутки и возрастные и целевые аудитории.

Ландшафтный дизайн в стиле русской усадьбы – история, основные черты

Одна из актуальных тенденций развития отечественного ландшафтного дизайна – возвращение к забытым традициям русского садово-паркового искусства. И это радует. Ведь ландшафтный дизайн в стиле русской усадьбы – это тот редкий случай, когда рукотворный сад идеально «ложится» на климат, погоду, почву, природу местности. О забытом, но таком родном облике русской усадьбы и предлагаем поговорить.

Классическое «дворянское гнездо»

Классическое «дворянское гнездо»

Cледите за нами:

Ландшафты русских усадеб: из истории стиля

Временем расцвета русских дворянских усадеб принято считать конец XVIII – начало XIX века. В этот период богатые дворяне и помещики разбивали сады по всем канонам французского регулярного стиля – с партерными клумбами, фонтанами и скульптурами. Обязательным элементом была оранжерея с теплолюбивыми растениями и аккуратно подстриженные живые изгороди.

Но уже спустя столетие тренды меняются. Большинство усадеб приходит в упадок, и поддерживать дорогостоящий классический дизайн становится все сложнее. Как результат, более или менее приличный вид сохраняет лишь парадная зона, а остальной сад и парк приходит в запустение.

Постепенно сады дворянских усадеб приобретают черты пейзажного стиля с тенистыми аллеями, уединенными заброшенными беседками и потайными скамейками, утопающими в зарослях сирени и чубушника. Так возникает знаменитый русский стиль – слегка небрежный, местами запущенный и ужасно романтичный.

Скамейка в уединенном уголке сада

Беседка с облупившейся краской, помнящая лучшие времена

Русские усадьбы на картинах художников

Русским живописцам всегда удавалось передать особую атмосферу усадеб и их садов.

Картина «Усадьба» кисти Сергея Виноградова

Картина Сергея Виноградова «Усадьба»

На картине Сергея Виноградова «Усадьба» изображен старинный кирпичный особняк с круглым балконом, который буквально утопает в зелени и цветах. Мы практически слышим благоухание сада и переносимся в этот солнечный день, чтобы прогуляться по извилистым тропинкам.

Красота пейзажей русских усадеб всегда вдохновляла художника и он стремился передать это на своих полотнах. Они неизменно находили отклик у публики, а богатые люди буквально выстраивались в очередь, чтобы заказать у него картину.

Картина «Теплым утром. Усадьба»

Картина «Теплым утром. Усадьба»

Не менее атмосферно написана и картина «Теплым утром. Усадьба» другого русского живописца. Здесь мы видим даму, которая неспешно идет по тенистой аллее, любуясь красотой окружающего пейзажа. Кажется, что даже борзая приостановила свой бег, чтобы присоединиться к созерцанию гармонии природы, воссозданной заботливыми руками человека.

Глядя на такие картины, мы понимаем, почему в настоящее время ландшафтный дизайн в стиле русских усадеб снова возвращается в моду.

Ландшафтный дизайн в русском стиле: основные черты

Оговоримся сразу, ландшафтный дизайн в усадебном стиле подойдет далеко не для всех проектов. Гармонично он будет смотреться на больших загородных участках (примерно от 1 га) с просторным домом в несколько этажей, в окружении естественной природы, например леса или речки. То есть это действительно должна быть усадьба.

Зонирование пространства

Традиционно территорию разбивают на несколько самостоятельных зон:

  • партерную зону с палисадником;
  • место для отдыха;
  • фруктовый сад или парк;
  • хозяйственную зону.

Оформление партерной зоны

При оформлении центральной площади перед домом будут уместны элементы классического ландшафтного дизайна. Например, композиции из топиарных форм самшита, спиреи, бересклета, невысокие стриженые живые изгороди, обрамляющие цветники и миксбордеры. В партерной зоне разбивают клумбы из роз, гортензий и других парадных цветов.

Если позволяет размер участка, можно заложить подъездную аллею, к примеру из штамбовых лип или плакучих берез.

Парадная зона русской усадьбы

Так выглядела парадная зона русской усадьбы в XIX веке

Оформление парадной зоны в классическом стиле

А так она может выглядеть сегодня

Зона отдыха

Место для отдыха располагают, как правило, за домом. Здесь же разбивают и газон, но не классический английский, а из разнотравья, с разбросанными по нему группами зеленых насаждений и петляющими дорожками.

Для зоны отдыха выбирают уединенное, скрытое в тени деревьев место. Здесь ставят деревянную беседку, увитую плетущимися растениями, садовую мебель из дерева, скамейки, качели, мангал.

Беседка в саду

Рядом с беседкой можно посадить не только декоративные, но и ягодные кустарники, например смородину или малину

Дорожки и площадки

В усадебном стиле не приняты четкие прямолинейные дорожки. Чаще всего они – извилистые, петляют между деревьями, но всегда приводят по назначению – к беседке, ручью, бане. Тропинки обсаживают бордюром из многолетников или невысокими кустарниками.

Для мощения выбирают, как правило, натуральный камень, гравий, но можно использовать и современные материалы. В этом случае предпочтение отдают бетонной плитке с фактурой натурального камня. Для подъездной зоны подойдет брусчатка, для центральной площади и садовых дорожек – плитка с неровными краями «под старину».

Садовые дорожки

Поросшие травой садовые дорожки из «дикого» камня создают эффект легкой запущенности сада

Проект ландшафтного
дизайна участка от Sad-dizain

Подробнее

Малые архитектурные формы

Кроме традиционных беседок, в саду будут уместны перголы, арки по типу французских берсо, но увитые не розами, а хмелем или девичьим виноградом.

Раньше в дворянских усадьбах для подрастающего поколения было принято содержать небольшие кроличьи фермы, детские птичьи дворы. Наши дети далеки от подобных развлечений, но кормушка для птиц, скворечник, домик для ежа или белки не помешает.

Усадебные сады редко обходились без природных водоемов. Если на вашем участке ничего подобного нет, можно обустроить небольшой искусственный водоем. Чаще всего это ручей или пруд, по берегам которого высаживают влаголюбивые растения – плакучие ивы, хосты, дерен, ирисы, рогоз. На берегу пруда обустраивают помост из досок или камней, через ручей перебрасывают мостик.

Пруд в саду

Пейзажный пруд – настоящее украшение сада

Фруктовый сад или парк?

При выборе деревьев и кустарников акцент можно сделать как в сторону сада, так и парка.

В первом случае высаживают яблони, груши, сливы, вишни, которые перемежают кустами сирени, чубушника. Из ягодных кустарников популярна смородина, крыжовник, малина. Ирга выполнит декоративную функцию и порадует вкусными плодами.

Если предпочитаете разбить парк, подойдут березы и рябины, липы, ели, дубы. В изгородях хорошо смотрится боярышник и бересклет, на аллеях – остролистные клены и плакучие вязы.

Ну и какая же русская усадьба без цветов! Из многолетников высаживают флоксы, люпины, ромашки, лилейники. Из однолетних цветов – астры, настурции, петунии.

На фото – сирень

Сирень – декоративный кустарник, без которого невозможно представить русский сад

В нашей студии вы можете заказать проект ландшафтного дизайна в стиле русской усадьбы, и мы с удовольствием поможем вам свить настоящее «дворянское гнездо».

Русская усадьба в литературе и культуре

Сайт освещает ход реализации проекта «Русская усадьба в литературе и культуре: отечественный и зарубежный взгляд» (руководитель О.А.Богданова) в Институте мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 18-18-00129).

Фундаментальность и многоаспектность научной проблемы, на решение которой направлен проект, определяется отсутствием масштабных теоретико- и историко-литературных исследований по заявленной теме, обобщающих накопленный материал. Первым условием их появления становится осознание выдающейся роли «усадебного топоса» в русской национальной картине мира и необходимости его углубленного изучения. Так как в пространстве сельской дворянской усадьбы эмпирически возникало экзистенциальное единство русской нации (дворян, крестьян, духовенства), расколотой реформами Петра I на неравные антагонистические части, обладавшие разными системами ценностей, именно «усадебный топос» в России XIX – начала XX века стал питательной средой для возникновения великой русской классической литературы – главного культурного достижения национального гения нашей страны в Новое и Новейшее время. Неудивительно, что «усадебный топос» справедливо рассматривается как «визитная карточка» отечественной культуры XVIII –XX вв., один из ее определяющих концептов. Однако, несмотря на кажущееся обилие частных и локальных исследований «усадебной» темы в творчестве конкретных писателей (поэтов) или определенных литературных эпох, в литературоведческом дискурсе вплоть до настоящего времени отсутствует теоретическое обоснование уникальности и специфичности «усадебного топоса» для русской литературы и культуры в целом. Таким образом, «усадебный» материал, в основном, только описан, но пока еще не представлен в своих конститутивных, константных чертах. Первые шаги по этому пути, сделанные в монографиях В.Г. Щукина (1997) и Е.Е. Дмитриевой в соавт. с О.Н. Купцовой (2001), остро нуждаются в продолжении. Из множества конкретных вариаций и модификаций «усадебной топики» русской литературы XVIII-XXI веков складывается масштабная социокультурная и художественно-эстетическая парадигма, заряженная неиссякаемой моделирующей энергией и импульсами, порождающими новые текстовые феномены как в метрополии, так и в зарубежном «русском мире». В этом контексте верификация концептосферы национального культурного космоса в обозначенном аспекте представляется чрезвычайно важной. Неисследованными остаются и репрезентации «усадебного топоса» в ведущих художественных направлениях русской литературы XX века (символизме, социально-психологическом реализме, экспрессионизме, акмеизме, футуризме, неонатурализме, неореализме, имажинизме, соцреализме). Серьезной проблемой является также отсутствие развитого, согласованного и эффективного аналитического инструментария, приспособленного к решению теоретико-и историко-литературных задач, связанных с осмыслением роли «усадебного топоса» в русской литературе и культуре. Реализация проекта позволит не только всесторонне осветить значимость «усадебного топоса» в литературном и культурном развитии России конца XIX – первых десятилетий XX века и проследить рецепцию этого феномена в зарубежном культурном пространстве, но и раскрыть эвристический потенциал этого важнейшего элемента национального культурного кода России в социально-политическом контексте XXI века.

О.А. Богданова

Новый федеральный проект

«Русские-усадьбы: от идеи до маршрута». Этап первый – путешествие по Тульской области – объединил шесть крупнейших музеев региона. Форум-презентация пройдет в Туле 3 июля.

В Тульском государственном музее оружия встретятся разработчики маршрутов, представители российского бизнеса, музейщики и специалисты в области продвижения новых туристических направлений. Предстоит обобщить опыт по развитию внутреннего туризма – от организации громких событий до возрождения самих усадеб.

История «усадебной России» насчитывает почти шесть веков. Здесь писали книги и картины, создавали свои театральные труппы и охотились. Пушкин и Михайловское, Грибоедов и Хмелита, Тургенев и Спасское-Лутовиново, Лермонтов и Тарханы, Тютчев и Овстуг, Чехов и Мелихово. Неразрывная связь громких русских имен и имений. В Тульской губернии это Ясная Поляна Льва Толстого, Поленово Василия Поленова. Музеи, известные на всю Россию и не столь популярные – усадьбы Бобрики, Богучарово и Дворяниново.

Само понятие «усадьба» пошло от глагола «усаживаться» и включало не только дом, но и парк, и, как правило, крепкое хозяйство на многие версты вокруг.

Бобрики. Усадьба, основанная Екатериной II и завещанная императрицей внебрачному сыну. Сегодня это целый комплекс в поселке Бобрик-Гора с краеведческим музеем, памятником федерального значения начала ХIХ века – усыпальницей графов Бобринских, трехсотлетним усадебным парком и планетарием. Аппарат для первого отечественного планетария сконструировал изобретатель-самоучка Михаил Чистозвонов. История создания стала частью музейной коллекции. Равно как и прижизненные издания трудов Циолковского.

Поместье старинного рода Хомяковых в селе Богучарово известно с ХVII века. В барском доме философа Алексея Хомякова бывал Николай Гоголь, а после революции 1917 года поселились колхозники. Так и делил музей старинный особняк с коммунальными жильцами. Главная достопримечательность в Богучарово – церковная колокольня. Точная копия Кампанилы – колокольной башни на площади Сан-Марко в Венеции. Построена сыном Хомякова к 90-летию отца. Венецианский оригинал был разрушен и восстановлен с весьма условным сходством, а точная копия в российской глубинке цела до сих пор.

Усадьбы Тульской обл.

Усадьба «Бобрики»

Усадьбы Тульской обл.

Усадьба «Богучарово»

Усадьбы Тульской обл.

Усадьба «Дворяниново»

Еще одна усадьба – русского философа, писателя, энциклопедиста и основоположника русской агрономической науки Андрея Болотова – Дворяниново. Автор 350 томов различных произведений, в том числе по истории России. Любитель «экзотических» овощей, в числе первых разводивший картофель и помидоры. Андрей Тимофеевич Болотов и родился в Дворяниново, и умер здесь же спустя почти сто лет, вернувшись в родные места после отставки с военной службы. Некогда образец русского пейзажного парка с хозяйским домом сгорел в революционные годы. Все фамильные портреты и рукописи погибли или оказались за границей. Открыть музей Болотова на историческом месте было решено в 1988 году. По чертежам самого Андрея Тимофеевича, найденным в музее Карлова университета в Праге, восстановили дом. По крупицам собрали вещи, принадлежавшие знаменитому ученому, и стал музей местом проведения Болотовских чтений, музыкальных салонов и выставок.

Интернет-портал «Русские усадьбы» уДачный сезонМузеи, меняющие мир

Свой «барский дом» – прообраз местной усадьбы – до революции был почти в каждом крупном селе. Само понятие «усадьба» пошло от глагола «усаживаться» и включало не только дом, но и парк, и, как правило, крепкое хозяйство на многие версты вокруг. Кованые ограды, каменная арка парадного въезда, барский дом и пруды не всегда выдерживают испытания временем. Но сохранившиеся памятники истории и усадебной культуры и станут новым туристическим маршрутом в масштабах страны.

Сначала «усадебное путешествие» охватит центр России – Тульскую, Московскую, Рязанскую, Орловскую, Тамбовскую и Брянскую области. Проект уже представлен на международном уровне – в рамках Российско-итальянского туристического форума в Милане – и вызывает большой интерес. К тем уголкам, откуда родом чуть ли не добрая половина литературного наследия. К тем местам, что так любили их обитатели: «Когда Вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу», – писал Иван Сергеевич Тургенев. Чем не повод побывать в усадьбе великого русского писателя.

Конференция-презентация по проекту «Русские усадьбы»

20 ноября 2019 года в Ленинградской области в усадьбе Марьино состоится межрегиональная конференция-презентация по глобальному туристскому проекту «Русские усадьбы».

Цель конференции - демонстрация лучших практик и методик эффективного позиционирования и продвижения усадеб регионов, обмен опытом и укрепление межрегиональных связей, ознакомление с усадебными комплексами региона.

В рамках конференции запланировано пленарное заседание на тему: «Десять причин посетить русские усадьбы». На пленарном заседании планируется обсуждение профессиональным и экспертным сообществом предложений по разработке и продвижению межрегиональных маршрутов, перспектив развития проекта «Русские усадьбы», обмен опытом по вовлечению усадебных объектов в туристские программы.

К участию в конференции приглашены органы исполнительной власти в сфере туризма и культуры, представители туристского бизнеса, музеев, владельцы частных усадеб и специалисты в области продвижения новых туристических направлений.

Организаторы конференции: Комитет по туризму Ленинградской области, Информационно-туристский центр Ленинградской области, Партнерство ТИЦ.

Участие в конференции бесплатное, питание и трансфер по программе предоставляется организатором. Дополнительную информацию по вопросам участия в межрегиональной конференции можно получить в ГБУ ЛО «Информационно-туристский центр» по тел.: (812)611-42-56, (812)611-42-61. Во вопросам участия в конференции в качеcтве спикеров обращайтесь в Парнерство ТИЦ.

Предварительная программа конференции: скачать

Для справки: 

Федеральный проект "Русские усадьбы" реализуется Министерством культуры РФ, он был предложен на первом туристском форуме в Петербурге в октябре 2013 года. Базой для организации туристических маршрутов стала Тульская область. Проект "Русские усадьбы" на сегодняшний день объединяет 16 регионов из трех федеральных округов России: Тульская, Московская, Рязанская, Орловская, Брянская, Калужская, Тверская, Костромская, Смоленская, Воронежская, Владимирская, Тамбовская, Псковская, Вологодская и Ленинградская области, а также Ставропольский край. Маршрут организован по принципу "от памятника к памятнику" и охватывает 37 музеев-заповедников и 19 музеев-усадеб.

 

 

Середниково, Абрамцево, Остафьево, Ясная Поляна, Поленово и другие.

Усадьбы — это удивительные по атмосфере места, где сохранился дух старины. Именитые владельцы, архитектурные шедевры, старинные парки, аллеи с многовековыми деревьями, тайны прошлого — все это неизменно влечет туристов. И даже руины могут быть интересными, ведь в этих каменных останках прежних дней сохранилась энергетика и история. Сегодня мы расскажем о 10 усадьбах. Возможно, в детстве вы проводили рядом с этими местами свои школьные каникулы, но даже и не подозревали, какие люди оставили здесь свой след. Перемещаемся в Поленово, Вороново, Середниково, Виноградово, Ясную Поляну, Абрамцево, Остафьево, Марфино, Горки и Ольгово.

Усадьба создана в 1890-х годах художником Василием Поленовым по собственному проекту и чертежам и до 1939 года принадлежала его семье, затем была принесена в дар государству и переименована в Поленово.

Здесь можно увидеть деревянный трехэтажный дом 1890–1892 годов в стиле модерн, мастерскую художника, многочисленные жилые и хозяйственные деревянные здания, каменную ограду с воротами, парк из смешанных пород деревьев.

В двух километрах от музея находится Троицкая церковь 1906 года в неорусском стиле, построенная по проекту Поленова вместо прежней деревянной. Рядом с церковью — могилы художника и его жены Натальи. В соседнем селе Страхово расположено здание сельской школы 1911 года, выстроенной на средства Поленовых.


В 1775 году в усадьбе гостила Екатерина II. До наших дней сохранились двухэтажный с пониженными боковыми крыльями главный дом, построенный в конце XVIII века по проекту архитектора Николая Львова в стиле классицизм и отреставрированный во второй половине XIX века в стилистике неоренессанса. Здесь высится Спасская церковь с отдельно стоящей колокольней и парковый павильон «Голландский домик», созданные в середине XVIII века архитектором Карлом Бланком; раскинулись липовый парк середины XVIII века и пейзажный парк рубежа XVIII—XIX веков из смешанных пород деревьев с прудом. Парки обустроены в конце XIX века паркостроителем Арнольдом Регелем.


В усадьбе неоднократно бывал Михаил Лермонтов, здесь провел первые годы жизни Петр Столыпин, гостил Федор Шаляпин. Усадебный ансамбль создан в конце XVIII века в стиле французского раннего классицизма, возможно, по проекту архитектора Ивана Старова. Сохранились двухэтажные с бельведером главный дом и четыре флигеля, соединенные колонными галереями; ограда парадного двора с металлическими решеткой и воротами; пейзажный парк из смешанных пород деревьев с лиственничной аллеей, прудами, мостами и белокаменной лестницей. О пребывании в усадьбе Лермонтова напоминают монументы и плафон овального зала на втором этаже, расписанный по мотивам лермонтовской поэмы «Демон». В километре от центральной части усадьбы в деревне Середниково, на месте прежней усадьбы, расположена церковь Алексея Митрополита 1693 года. На кладбище около церкви есть старые надгробия.


В усадьбе бывали Гавриил Державин, Иван Крылов, Николай Карамзин.

Здесь сохранились деревянный оштукатуренный двухэтажный дом, сооруженный в 1911–1912 годах архитектором Карстом по проекту Ивана Рыльского и соединенный остекленным переходом с кухонным флигелем; переделанный и надстроенный конный двор, скотный двор из трех двухэтажных корпусов. По другую сторону Дмитровского шоссе находится церковный комплекс. В него входят Владимирская церковь 1772–1777 годов (предполагаемые архитекторы храма — Василий Баженов или Матвей Казаков), современные колокольня и часовая башня — все в стиле классицизм; остатки кладбища с надгробиями XVIII–XIX веков.


В Ясной Поляне и по сей день существует двухэтажный дом Льва Толстого 1800–1810 годов с пристройкой 1871 года (автор — тульский архитектор Гурьев). Природа тоже сохранена: березовая аллея, начинающаяся от двух въездных башен; липовый парк конца XVIII века; пейзажный «Нижний парк» из смешанных пород деревьев с каскадными прудами; яблоневые сады. К усадьбе прилегают входившие в имение старая дубово-липовая роща, еловые и березовые посадки, высаженные Львом и Софьей Толстыми.

Здесь же находится могила писателя. Недалеко от усадьбы, в селе Кочаки, около Никольской церкви, основанной в конце XVII века и капитально перестроенной во второй половине XIX века, находится некрополь — семейное кладбище Толстых.


В Остафьево сохранились построенные в 1801–1807 годах в стиле классицизм, предположительно, по проекту архитектора Ивана Старова, а возможно, и самого князя Андрея Вяземского, двухэтажные главный дом и соединенные с ним колоннадами боковые флигели. Здесь же находится Троицкая церковь 1778–1781 годов, возведенная в стиле классицизм; пейзажный липовый парк с главной аллеей и прудом, образованным запрудой реки Любучи. В парке установлены гранитные памятники — Николаю Карамзину, Василию Жуковскому, Александру Пушкину, все монументы созданы по проекту художника Николая Панова. Поблизости находится комплекс зданий суконной фабрики середины XVIII века, перестроенный в 1820-х годах архитектором Федором Шестаковым.


В усадьбе в разные годы бывали Николай Гоголь, Иван Тургенев, Илья Репин, Валентин Серов. Сохранились деревянный одноэтажный с мезонином главный дом последней трети XVIII века в стиле классицизм с пристройками 1870-х годов; деревянная мастерская 1873 года (архитектор Виктор Гартман), теремок 1878 года (архитектор Иван Ропет), одноэтажный дом управляющего, деревянная одноэтажная дача Василия Поленова; Спасская церковь 1881–1882 годов в неорусском стиле, возведенная архитектором Павлом Самариным по эскизу Виктора Васнецова при участии Поленова; прилегающая к церкви часовня, созданная по проекту Васнецова; парк из смешанных пород деревьев с прудами на берегу реки Вори.


В усадьбе бывал писатель Николай Карамзин, пьесы которого ставились в марфинском театре. В 1763–1780 годах при фельдмаршале графе Петре Салтыкове и его сыне — генерал-губернаторе Москвы графе Иване Салтыкове усадьба была перепланирована и перестроена; после разорения в 1812 году восстановлена крепостным архитектором Федором Тугаровым; центральная часть в 1832–1846 годах реконструирована архитектором Михаилом Быковским, придавшим усадьбе вид целостного ансамбля в стиле английской готики. До нас дошли главный дом и два флигеля; въездные ворота 1837–1839 годов; два двухэтажных здания псарен второй половины XVIII века в стиле классицизм; двухэтажный дом управляющего начала XIX века в стиле ампир; заброшенные конный двор и каретный сарай XVIII века; церковь Рождества Богородицы 1701–1707 годов в стиле барокко. Здесь же раскинулся липовый парк, благоустроенный в конце XIX века паркостроителем Арнольдом Регелем, — с беседками, прудами и «готическим» мостом через пруд.


В Горках можно увидеть двухэтажный главный дом и парные флигели; оранжерею; сооруженный на рубеже XIX–XX веков архитектором Федором Кольбе хозяйственный корпус, состоящий из конюшни, каретника и прачечной с водонапорной башней; липовый парк конца XVIII века; пейзажный парк XIX–XX веков на склоне к реке Туровке из смешанных пород деревьев с Малым и Большим прудами, гротом, мостиками и двумя беседками-ротондами. Несколько в стороне находится двухэтажный деревянный оштукатуренный флигель. В 1920–30-х годах он использовался как школа.


Когда-то здесь бывал Лев Толстой. Это очень красивое место, особенно осенью, когда подъезд к храму украшает упавшая листва. Сохранились руинированный главный дом, в основе которого лежит здание начала XVIII века, расширенное в 1786 году архитектором Франческо Кампорези. Невероятно величественна Введенская церковь 1751 года с колокольней и приделами 1828 года, увеличенными в 1892 году архитектором Иваном Мейснером. Сохранились некоторые липовые деревья, посаженные во второй половине XVIII века.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *