Русский конструктивизм в архитектуре – Конструктивизм в архитектуре, интерьере, живописи, стиль, от модерна до, советский, социальный, радикальный, русский

Обсуждение:Конструктивизм (искусство) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Статьи к переименованиюЭта статья была предложена к переименованию в Конструктивизм 8 ноября 2011 года.
В результате обсуждения было решено оставить название Конструктивизм (искусство) без изменений.
Для повторного выставления статьи на переименование нужны веские основания, иначе это может быть расценено как игра с правилами (см. пункт 8).

Уважаемые авторы. Просим извинить за несанкционированную попытку установить на Вашей статье в Википедии ссылку на статью “Скульптарх ( Космические архитектоны).”

Обращаясь к опыту раннего советского Конструктивизма, в частности к динамическим композициям и экспериментальным проектам группы Живскульптарх авторы, взяв отправной точкой эти идеи, учитывая современные требования и технические возможности, поставили перед собой новые задачи, о чем и говорится в статье. Таким образом в статье наглядно прослеживается преемственность творческих задач и возможность их конструктивного развития, что может представлять интерес для читателей Википедии. Публикации об этом проекте были в российской периодике («АРХИТЕКТУРНЫЙ ВЕСТНИК» №4(103) 2008, стр. 55, «АРХИТЕКТУРА. СТРОИТЕЛЬСТВО. ДИЗАЙН.» №01(54) 2009). Проект «Космические архитектоны» был показан на выставке «Космос. Язык общения русский» состоявшейся в 2007 г. в городе Люксембург в рамках Года культуры Европы. Если Вы посчитаете возможным установить на своей странице ссылку на статью “Скульптарх. ( Космические архитектоны ) ” будем очень признательны. С уважением, автор статьи

— Эта реплика добавлена участником Lik-fond (о • в) 16:38, 6 июля 2009 (UTC)

Спортивный конструктивизм[править код]

«Спортивный конструктивизм» — существовало ли такое направление (имеются сомнения..) ? Упоминается в контексте сов. моды. —Tpyvvikky 21:50, 19 февраля 2012 (UTC)

В достойных источниках, конечно, такого не встретите. В 1920-х одеждой занимались Попова, Степанова, Экстер и Татлин. Все эти работы велись в рамках идеологии «производственного искусства» (прозодежда), в основном, ещё до распространения конструктивизма как такового. Степанова теоретически выделяла в прозодежде группы по видам производства и деятельности вообще, в т.ч, для занятия спортом. Возможно, автор статьи о моде «трансформировал» этот факт в понятие «Спортивный конструктивизм». Статьи о «производственном искусстве» в ВП, к сожалению, нет, а данная статья о конструктивизме, ещё раз к сожалению, крайне поверхностна и грешит неточностями и пробелами.—Moreorless 10:00, 4 ноября 2014 (UTC)

Предложения типа «Работы Леонидова и теперь восхищают своими линиями — они невероятно, непостижимо современны.» наводят на мысли о копивио. В принципе, и нагугливаются курсовики-рефераты на тему «Русский авангард». Но хотелось бы, чтоб кто-нибудь ещё подтвердил мою догадку (желательно, реальным источником вставки). okras 19:08, 1 февраля 2014 (UTC)

«На смену романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму пришли пышные формы тоталитарного барокко и надменная избыточность сталинского неоклассицизма. Странным представляется следующий факт — в СССР велась борьба с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», с «леонидовщиной», а дворцы во вкусе Людовика XIV стали считаться вполне пролетарскими.»


Что есть «тоталитарное барокко»?? «Тоталитарное барокко архитектор Расстрелин»? (тут смайлик «бугага»)

Ссылки на определения стиля нет, ссылкой оформлено только «барокко», ведущее соответственно на страницу по стилю барокко, где никакого подвида «тоталитарное» не упоминается. Как применить понятие «тоталитарный» к архитектурному стилю неясно. Или давайте придумаем определение этого стиля или сотрем сию чушь. Где в тридцатые годы в СССР строили что-то в стиле который можно отнести к барокко — не ясно. Стиль Луи 14-го считается ранним французским классицизмом вроде бы.

Еще бывает «тоталитарное баракко» для любителей сострить. Абзац по стилю — газетная статья (откуда скопировано?), пытающаяся более с журналистским подвывертом натянуть сову на глобус, чем просто изложить простые факты. К какому периоду времени относится изложенное в абзаце — не уточняется, выходит — что к последующей четверти века?..

«Надменная избыточность сталинского неоклассицизма» — для «избыточного» есть свой термин «сталинский ампир», обобщать два десятилетия вполне разнообразной «сталинской» архитектуры как «дворцы Людовика XIV» не стоит.

93.72.5.65 14:43, 19 июня 2017 (UTC)sergio

The Constructivist Project

Город: ВсеАлександровАлматыАлчевскАнжеро-СудженскАртемовскАрхангельскАсбестАстраханьАткарскБакалБакуБалаковоБалахнаБалхашБарнаулБатумиБеловоБелорецкБелорецкБерезникиБишкекБоржомиБоровичиБрянскВерхний УфалейВерхняя СалдаВладивостокВладимирВолгоградВологдаВолховВоронежГорловкаГурьевскГюмриДербентДзержинскДзержинскийДнепродзержинскДнепропетровскДонецкДружковкаДушанбеЕгорьевскЕкатеринбургЕнакиевоЕреванЕссентукиЖезказганЖелезноводскЗапорожьеЗерноградЗлатоустЗугрэсИвановоИжевскИркутскИшимКазаньКалугаКаменск-УральскийКаменск-ШахтинскийКарабашКарагандаКаспийскКемеровоКерчьКиевКинешмаКировградКировскКисловодскКлимовскКовровКоломнаКольчугиноКомсомольскКомсомольск–на–АмуреКонстантиновкаКоролёвКостромаКраматорскКрасногорскКраснокамскКрасноуральскКрасноярскКрасный ЛучКрасный ЛучКременчугКривой РогКулебакиКусаЛенинск-КузнецкийЛикино-ДулёвоЛипецкЛисичанскЛуганскЛысьваМагаданМагнитогорскМакеевкаМариупольМахачкалаМедвежьегорскМелитопольМинскМиусинскМичуринскМогилевМониноМоскваМурманскНевьянскНижний НовгородНижний ТагилНижняя СалдаНиколаевНикопольНовокузнецкНовомосковскНовописцовоНовороссийскНовосибирскНовочеркасскНогинскОдессаОмскОрехово-ЗуевоОрскОсинникиПавловоПартизанскПензаПервоуральскПермьПетровскийПетрозаводскПодольскПопаснаяПрокопьевскПятигорскРевдаРиддерРовенькиРостов-на-ДонуРубцовскРыбинскРязаньСамараСамаркандСанкт-ПетербургСаранскСаратовСаткаСевастопольСеверодонецкСемейСеменовСеровСимферопольСмоленскСоветская ГаваньСоликамскСочиСтахановСухумиСызраньСясьстройТаганрогТамбовТашкентТбилисиТверьТейковоТихвинТомскТуапсеТулаУлан-УдэУльяновскУфаХабаровскХарьковЧапаевскЧебоксарыЧелябинскЧирчикЧитаШатураШахтыШосткаШуяШымкентЭнгельсЭртильЯлтаЯрославль

Архитекторы: ВсеАбрамов Лев КаллистратовичАбросимов Павел ВасильевичАввакумов Илья СемёновичАгеев Дмитрий МихайловичАйзикович Самуил ЯковлевичАлабян Каро СеменовичАлександров Василий НиколаевичАлександров Павел АлексеевичАлексеев Б.Алёшин Павел ФедотовичАндриевский С.Антипов Игорь ПетровичАнтонов Анатолий ИвановичАнтонов Иван ПавловичАнтонов П.Аполлонов К.Арбузников Н.Аронов А.Архитектурная мастерская № 1 СвердлоблпроектаАрхитектурно-проектная мастерская № 1 СвердлгорсоветаАСНОВАБабенков Д. Е.Бабицкий М.Бабыкин Константин ТрофимовичБаев Николай ГеоргиевичБалакшина Евгения СергеевнаБардт Т. Я.Барицкий Ф. Ф.Бартучев Армен КонстантиновичБарутчев Армен КонстантиновичБархин Григорий БорисовичБархин Михаил ГригорьевичБарщ Михаил ОсиповичБезруков И. Г.Бекетов Александр НиколаевичБелозёрский Борис ИвановичБеспалый В. И.Бибиков Валентин ИвановичБиркенберг Виктор СергеевичБиткин Б. А.Блохин Борис НиколаевичБлохин Павел НиколаевичБобров Алексей И.Бодягин А.С.Болдырев Александр КонстантиновичБорисов А. И.Бровцев С.Е.Брокман Евгений ЮрьевичБулгаков Д. Д.Буниатян Николай ГавриловичБункин П. Д.Бурлаков Иван А.Буров Андрей КонстантиновичБуров Иван ГеоргиевичБуровцев В.Бурышкин Давид ПетровичВагин Г. Д.Вайднер Валентин ОттовичВалёнков Георгий ПавловичВараксин В.Варшавер Александр БорисовичВасильев Алексей ЯковлевичВахтангов Сергей ЕвгеньевичВегман Александр ГуставовичВегман Георгий ГуставовичВегнер Александр ПавловичВейс Л.Великовский Борис МихайловичВенгеровВенсан А. А.Веснин Александр АлександровичВеснин Виктор АлександровичВеснин Леонид АлександровичВиленский Борис СоломоновичВилесов Александр ИвановичВиссинг Матвей Генрихович (Марэн Глэн)Владимиров Владимир МихайловичВласов А.Власьев С.Воинов В.И.Волков Александр Н.Волков Владимир НиколаевичВолков Е.Е.Волков Л.А.Волков Николай АлексеевичВолодин Петр АндреевичВолодько Иван ИосифовичВолокишин В.Волошинов Г.Волтерс РудольфВольфензон Георгий ЯковлевичВоронов И. Т.Врангель Михаил АлександровичВутке Олег АлексеевичГайду Б.Гайнутдинов И. Г.Гакен М. В.Галкин Я. И.Гальперин Владимир МихайловичГанешин В. А.Гегелло Александр ИвановичГельфрейх Владимир ГеоргиевичГерасимов Г.Г.Герасимов Ю.Герольский С. М.Гильтер Исидор АльбертовичГинзбург Моисей ЯковлевичГладков Борис ВладимировичГлазов В.Глущенко Глеб ИвановичГоголицын А.П.Годунов Н.Голосов Илья АлександровичГолосов Пантелеймон АлександровичГолубев А. П.Голубев Георгий АлександровичГольденберг Яков СамуиловичГольц Георгий ПавловичГордеев Борис АлександровичГоршков Александр БорисовичГофман Н.Ф.Гофман-Пылаев Н. В.Гофрат Владимир ЯковлевичГохблит И.Гребенщиков Е.Григорьев С. В.Гринберг Александр ЗиновьевичГринцберг М.Гриншпун Л.Грубер И. Я.Груздев Д. М.Грузенберг Сергей НиколаевичГрушенко Иосиф АлександровичГрушин П.Гумбург Юрий НиколаевичГурьев-Гуревич Георгий СамарьевичДанкман Григорий М.Даугуль Валериан ГеоргиевичДегтярёв Дмитрий АлексеевичДемков Николай ФёдоровичДенисов Л.Десятков Александр ВасильевичДиденко Петр НиколаевичДмитриев Александр ИвановичДолгополов М. И.Домбровский Сигизмунд ВладиславовичДрожжин В. Д.Дроздов Александр ВасильевичДубинин Александр ИвановичДубов Иван НиколаевичДубровин Владимир А.Дукельский Алексей МарковичДушкин Алексей НиколаевичЕгоров И. П.Емельянов Владимир ВладимировичЕрканян Т.Ермилов И. И.Ершов Владимир АлексеевичЕськов Павел ПавловичЕхауеким Александр ЮделевичЖаннере Пьер АндреЖаров А.М.Жеманов Николай ИвановичЖигардлович Л.В.Жилин Д. Е.Жолтовский Иван ВладиславовичЖук Сергей КарловичЖуков Анатолий ФедоровичЖуравлёв А.А.Заболотный Владимир ИгнатьевичЗаварзин А. А.Зазерский Алексей ИвановичЗальцман Алексей МихайловичЗапорожец И. К.Захаров Сергей ЕфимовичЗвездин Иван АндреевичЗеликман Р. Я.Зимницкий А. Ф.Знаменский Д. П.Зундблат Георгий АлександровичИванов-Шиц Илларион АлександровичИвашкевичИгнатович Сергей МихайловичИльинская С. А.Иофан Борис МихайловичИофан Дмитрий МихайловичИпполитов И.Йозефович И.Каверинский Владимир МихайловичКадников Николай ИосифовичКалинин Виктор ВалериановичКалмыков Виктор ПетровичКаменецкий К.Кан АльбертКапустин Г. А.Капцюг Иван ГеоргиевичКаракис Иосиф ЮльевичКарлсен Генрих ГеоргиевичКарра Александр ЯковлевичКасаткин В. АКаценеленбоген Тамара ДавыдовнаКеслер А.Кильдишев Василий КлементьевичКириллов Г.Кичаков И.Климухин Александр ГеоргиевичКлишев Павел ИвановичКлочков В.Коган Давид МоисеевичКожин С.Козлов С.Козьмин Д. И.Козяев Д.Н.Кокорин Виктор ДмитриевичКоллектив УМСКолли Николай ДжемсовичКомаров И.Кондратьев Михаил НиколаевичКондрашёв Б.А.Коноров А.Коржев М.Коринфский Н.Корноухов А. Н.Корнфельд Яков АбрамовичКоростин Г.Коротков Евгений НиколаевичКорчинский В.Коршунов Борис АндреевичКоссаковский А.Котовский Людвиг ИвановичКотоловкин Н.Кочар Геворг БарсеговичКочедамов Виктор ИльичКравец Самуил МироновичКрасносельский Александр ЛеонтьевичКратюк Владимир ВенедиктовичКремлёв Вадим ГеоргиевичКресабло К. П.Кринский Владимир ФёдоровичКричевский Давид ЛьвовичКролов А.Круглов Н.А.Крысов Н.А.Крячков Андрей ДмитриевичКузнецов Александр ВасильевичКузнецов И.Кузнецов Я. Е.Кузьмин Николай СергеевичКурабцев С. Н.Курдиани Арчил ГригорьевичКурилко Михаил ИвановичКуровский Александр ВладимировичКучеров А.И.Кучнистов П.Лавров Виталий АлексеевичЛавров Георгий ЛаврентьевичЛадинский А. И.Ладовский Николай АлександровичЛангбард Иосиф ГригорьевичЛангман Аркадий ЯковлевичЛансере Николай ЕвгеньевичЛантратов Петр ИвановичЛе КорбюзьеЛевинсон Евгений АдольфовичЛеонидов Иван ИльичЛеонтович Сергей ПавловичЛесневский Павел АлександровичЛиванов Г.К.Ликин Н. В.Линецкий Александр ВасильевичЛогинов В. С.Лопатин Сергей АлександровичЛоскутов А. И.Любофеев М.В.Людвиг Генрих МаврикиевичЛюрса АндреЛялин Олег ЛеонидовичМазманян Микаэл ДавидовичМакаров Алексей КонстантиновичМакаров Ф. И.Макашов В. П.Максимов В. М.Максимова ЕкатеринаМалинин Н.Мапу Георгий МаксимовичМаркелов А.Мартынович Василий СергеевичМасленников Виталий СемёновичМаслов Г.Н.Машков Иван ПавловичМаят Владимир Морицевич (Матвеевич)Медведев В. В.Меерзон Иосиф Айзикович (Александрович)Межеровский А. В.Мейльман Лев НаумовичМейснер Александр ФелициановичМельников Константин СтепановичМенде Николай ФёдоровичМендельсон ЭрихМержанов Мирон ИвановичМетлин Николай АлександровичМешков Алексей ИвановичМилинис Игнатий ФранцевичМинкус Адольф БорисовичМинофьев Сергей АлексеевичМиталь Казимир ВойцеховичМитурич Николай АлександровичМичурин Ермингельд МитрофановичМовчан Владимир ЯковлевичМовчан Геннадий ЯковлевичМожаев В.С.Молоков Николай МихайловичМоргунов Е. Ф.Мордвинов Аркадий ГригорьевичМостаков Александр МихайловичМотылёв Михаил ИвановичМунц Владимир ОскаровичМурычев В.Н.Мушинский Юрий МихайловичНаборщиков В. В.Наппельбаум Лев МоисеевичНейман И.Ф.Нейфельд Н.Г.Никитин Николай ВасильевичНиколаев И.Н.Николаев Иван СергеевичНиколаев ПетрНикольский Александр СергеевичНовиков С. А.Норверт Эдгар-Александр ИвановичНосин Б. А.Носков К.Носов С.А.Овсянников Сергей ОсиповичОгородников АлександрОлтаржевский Вячеслав КонстантиновичОлтаржевский Георгий КонстантиновичОль Андрей АндреевичОранский Петр ВасильевичОрельский В. А.Орлов Г.Осипов Дмитрий ПетровичОсипов Клавдий ЕлпидьевичОсипов П.А.Островский Яков Е.Осьмак Василий АлександровичПавин Г.Г.Павлова А. П.Панин А.Панков Василий ИвановичПанов Александр ИвановичПанченко П.Парамонов Валерий П.Пастернак Александр ЛеонидовичПевзнер М.Перевалов Николай АрхиповичПетерфреунд Р. А.Петров В.Петров Н.Платонов П.Х.Плигин А.Полев АлександрПолков К.А.Полтанов Алексей НиколаевичПоляков Л.Поляков Н.Поляков П. В.Пономарев Л.Пономарева Людмила ИвановнаПопов Евгений МихайловичПопов-Шаман Александр ИвановичПорфирьев Н.Н.Порхунов Николай ИвановичПотапов Г.И.Прокопович Лев ФедоровичПэн СемёнРазов Д. В.Райкин Лев БорисовичРайлян В.Рамман Федор ФридриховичРаппопорт Тамара БорисовнаРейзман Михаил СеменовичРейшер Моисей ВениаминовичРемеле Г.Рерберг Иван ИвановичРжепишевский А.Робачевский Иосиф ИоакимовичРодионов Г.Н.Рождественский Н.Розанов Н.П.Романов Анатолий ФедоровичРубаненко Борис РафаиловичРубанчик Яков Осипович (Иосифович)Руднев Лев ВладимировичРусанова Мария МихайловнаРусинов Петр ИвановичРухлядев А.Рыбаков И.Рыбин Николай ФедоровичРыбченков Иван КузьмичРыков Валериан НикитовичСабуров Николай ДмитриевичСавельев Леонид ИвановичСавич ПавелСалапин В. И.Самодрыга В.Самойлов А.Светлицкий Б. П.Свирский Яков ОсиповичСеверов Николай ПавловичСеменов Е.Н.Сенатов Григорий ФедоровичСерафимов Сергей СаввичСергеев И.Серебровский Борис МихайловичСеребряков Евгений БорисовичСибиряков В. Н.Сигов Владимир АлексеевичСимакин П.Симов Е. В.Симонов Григорий АлександровичСинявский Михаил ИсааковичСлавина Любовь СтепановнаСмирнов Владимир ИвановичСмоленскийСмуров М. Т.Соболевский В. А.СовковСоколов Александр МихайловичСоколов Вениамин ДмитриевичСоллиер Ф.Соломонов А. В.Соломонов Касьян ИвановичСорокина Е.С.Спасский Ю.К.Стаборовский Александр АнтоновичСтапран Освальд АндреевичСтариков Пётр АндреевичСтельмащук Александр НиколаевичСтепанов Е.А.Сухов В.К.Таранов Иван ГеоргиевичТвердохлебов В.Тверской Лев МихайловичТейтель Владимир МихайловичТелицын Николай ГавриловичТеплицкий Леонид СамойловичТихомиров Н.Травин Н. П.Третьяков В.Троицкий Николай ВладимировичТроупянский Федор АбрамовичТроцкий Ной АбрамовичТумбасов Арсений МихайловичТургенев Сергей ПетровичТуркус М.Тюпиков Александр НиколаевичУлинич Борис ЯковлевичУралпромстройУстинов А. А.Уткин А.П.Фабристов П.Т.Федор Ефимович МороговФедоров Александр ВасильевичФедоров Алексей НиколаевичФедоров И.Фельгер Марк ДавидовичФилонов А. И.Фисенко Анатолий СтепановичФомин Иван АлександровичФомин Игорь ИвановичФомичев Д.Француз Исидор АроновичФренкель Д.Фридман Даниил ФедоровичФролов П. И.Футуков Н.К.Фуфаев А.Хряков Александр ФёдоровичЧалхушьян Хачатур ХристофоровичЧеботарёв Е.Чериковер Лазарь ЗиновьевичЧеркесиан И. Е.Черноморченко Н. Ф.Чернышёв Сергей ЕгоровичЧечулин Дмитрий НиколаевичЧислиев Д.Чистов В. А.Шагурина Любовь АлександровнаШарнопольский Т. С.Шатнев Борис НиколаевичШварев Н.А.Швецко-Винецкий Генрих ЛьвовичШвидковский А. В.Шевырев С.Шепер Х.Шервинский Евгений ВасильевичШестов С. А.Шефлер Бела МихайловичШехонин Николай АлексеевичШиряев Аркадий НиколаевичШишов Леонид ВасильевичШматько Н. А.Шнейдратус О.Шпалек ЙожефШпара Петр ЕфимовичШтейнберг Яков АроновичЩекин П.Щекотов П.Щербаков Николай АлександровичЩербачев Петр АлександровичЩукин К.Щуко Владимир АлексеевичЩусев Алексей ВикторовичЭберг Леонид ФёдоровичЭль ЛисицкийЭрвальд Теодор МартиновичЮгов Иван АлексеевичЯкобсон Н.Яковлев Александр АлександровичЯковлев Г. К.Яковлев Константин НиколаевичЯкубовский П.Якушко Герасим ВасильевичЯфа Ольга

Типология: Все типыадминистративное, конторское зданиеАТСаэропортбанкбаня, бассейнбиблиотека, архивводонапорная башнявокзалВУЗ, техникумвыставочный павильонгаражгостиницадом с инфраструктуройжилмассивжилой многоквартирный домзавод, фабрикаинженерное сооружениекинотеатрклуб, дворец культурыкоммунакомплекскотельнаякрематорий, колумбарийлечебное учреждениемалая арх.форма, декормостмузейнабережнаянаучное учреждениеобщежитиеобщественное зданиепавильонпамятник, мемориальный объектпаркпланировка городапожарное депопочта, телеграфпрачечнаярадиорыноксанаторийскладсоцгородспортивный клуб, дворец спортастадионстоловаятеатртипографиятранспортное сооружениеТЭЦ, ГЭС, электроподстанциятюрьмаунивермаг, магазинфабрика-кухняфонтанциркчастный домшколаясли, детсад

Статус: Всевыявленный памятникместный памятникне имеетрегиональный памятникфедеральный памятникценный градоформирующий объект

Состояние: Всеаварийноеотреставрированноепрактически неизменноереконструированное: надстройкареконструированное: небольшие измененияреконструированное: обогащены фасадыреконструированное: перепланировкареконструированное: полностью перестроенореконструированное: пристройки (в т.ч. лифты)реконструированное: проведен ремонтреконструированное: частично перестроеноруинированноеутрачено

Конструктивизм в архитектуре, интерьере, живописи, стиль, от модерна до, советский, социальный, радикальный, русский

Авангардистское искусство, зародившееся в начале прошлого столетия, получило огромный размах во всех европейских странах. Одним из его уникальных направлений стал возникший в советской России конструктивизм. Это направление было полностью подчинено потребностям народа, подкреплённым новыми возможностями машинного производства.

История становления стиля

Стиль конструктивизм возник в начале прошлого столетия в рамках авангардистского направления искусства. Родиной его являлась советская Россия, однако, распространение оно получило и в ряде других стран.

Единого мнения касательно причин его возникновения нет. Принято считать, что конструктивизм начал своё развитие ещё в недрах модернизма. Основные черты и признаки его окончательно сформировались к первой половине 1930-х годов. Данное направление открывало не просто новые формы выражения авангардистского искусства, оно отражало новые социальные преобразования общества (особенно ярко это проявлялось в СССР), готовило искусство к применению новых методов и материалов.

Окончательное становление конструктивизма стало возможным не столько благодаря скорому упадку модерна, сколько небывалому научному развитию.

Сильнее всего эти изменения затронули бытовую сферу. Переход к индустриальному производству позволил создавать новые предметы быта – граммофоны, радио, пишущие машинки и электроприборы, не совместимые с классической предметной эстетикой.

В непосредственном развитии конструктивизма можно выделить два периода:

  • Неутилитарный, где конструктивизм сводился к выявлению реальной структуры предметов и вещей и закреплению её в плоских или объёмных формах. Данное направление получило развитие у западных мастеров и проявлялось зачастую в изобразительном искусстве и скульптуре.
  • Прикладной – это подчёркнуто практичный конструктивизм, направленный на создание максимально функциональных и нужных предметов и вещей. Он полностью подчинён процессу воплощения коммунистических идей и присущ в основном советским странам.

Что касается термина конструктивизм, то впервые он был применён в одноимённой книге А.М. Гана.

Черты стиля

Основные черты конструктивизма проявлялись в новой эстетике вещи.

Главные теоретические принципы данного направления изложены в трудах венского архитектора и публициста Адольфа Лооса, а именно:

  • Отказ от вычурных украшений и художественных излишеств. Он стал основной идеей направления. Касалось это как архитектуры, так и художественно-промышленной практики.
  • Отказ от орнаментов и прочих декоративных элементов. Особенно ярко это проявляется в архитектуре. Дома в стиле конструктивизм представлялись как «единая форма», не требующая никаких украшений и декора, в отличие от того же ампира.
  • Замысловатые формы предметов теряют актуальность. Им на смену приходят более рациональные образы.
  • Основным критерием эстетической ценности вещи становится её целесообразность и возможности практического применения. Стремление к максимальной рациональности форм подкреплялось возможностями машинного производства и подразумевало полный отказ от ручной художественной отделки.
  • Развитие художественной промышленности.
  • Основное внимание уделялось не красоте предмета, а его функциональному назначению. Считалось, что формы и украшения вещей, присущих ремесленным поделкам, не уместны в век машинного производства.

Архитектура

Конструктивистское направление получило широкое применение в советской архитектуре 20-30-х годов прошлого столетия.

Бурное развитие промышленности, транспорта и рост городов не соответствовали классической городской планировке с узкими улицами и вычурными зданиями. В этой связи конструктивизм, направленный на максимальную эффективность и рационализм нового времени, позволил решить проблему не только транспортного обслуживания, но и оптимального расселения и поддержания санитарные условия проживания.

Создающиеся в этот период жилые комплексы были ориентированы на потребности средне- и низкооплачиваемой категории граждан и состояли из экономичных типовых квартир.

Советский конструктивизм предполагал разработку не просто конкретного здания или сооружения, разрабатывались универсальные кварталы, улицы и принципы их сочетания. Последние включали и городские транспортные магистрали.

Конструктивизм в архитектуре зачастую проявлялся в использовании достаточно простых формальных элементов, полностью лишённых какого-либо декора и украшений. Все части здания соединялись в соответствии с планом организации внутреннего пространства, а форма их определялась непосредственно назначением помещений.

Полагалось также, что архитектор обязан был продумать не только общую концепцию постройки, но и размещение вывесок, часов, шахт лифтов и громкоговорителей, которые также полагались частью архитектурного образа.

Советские конструктивисты, ставшие прародителями стиля, направляли свои усилия на решение двух задач – проектирование образцового социалистического города и создание многоквартирных домов-коммун для рабочих.

Причём, в ведение архитекторов стали входить не только жилые постройки, но и универмаги, рабочие клубы, типографии, санатории, заводы, фабрики, электростанции и прочее.

В истории русского конструктивизма особое значение имеет город Екатеринбург. В период бурного строительства первых советских пятилеток, конструктивизм был признан официальным архитектурным стилем страны. По счастливому стечению обстоятельств в этот период в Екатеринбурге практиковала целая группа талантливых архитекторов. Последние, благодаря тотальной застройке города, получили возможность воплотить в жизнь даже самые непредсказуемые идеи. Так Екатеринбург обзавёлся 140 уникальными постройками. Такой концентрацией архитектурных памятников не может похвастаться ни один другой город мира.

Конструктивизм, как один из стилей авангардистских направлений, получило распространение не только в рамках СССР, но и ряде других государств.

Так ярким примером конструктивной архитектуры стала возведённая на Всемирной парижской выставке Эйфелева башня.

Эйфелева башня, Париж

Особенности интерьера

Интерьер домов в стилях конструктивизм и Ар Деко полностью соответствовали основным чертам направления и включали следующие особенности:

  • чётко выраженный каркас и компактные формы;
  • отсутствие каких-либо загадок и тайн – каждый предмет выполнял исключительно возложенные на него функции.

Конструктивизм предполагал создание просторных габаритных помещений, применение стен и перегородок было сведено к минимуму. Иногда для зонирования комнат использовали передвижные ширмы. В декоре отсутствовали всякие изыски – орнаменты, лепные украшения. Основными цветами выступали: белый, чёрный, серый, металлический, красный и жёлтый. Хоть конструктивизм и отрицал декор, однако, допускалось создание небольших акцентов за счёт применения ярких покрытий ил освещения. Стены и потолок зачастую отделывались однотонной штукатуркой или краской. В качестве напольного покрытия использовалась паркетная доска. Что касается мебели, то основными требованиями к ней были удобство и функциональность. Такая мебель зачастую имела ярко выраженный каркас и правильные геометрические очертания.

Скульптура

В рамках развития конструктивистского направления немалое развитие получила и скульптура. В начале 20-х годов советскими конструктивистами был сформирован Институт художественной культуры (ИНХУК), объединяющий скульпторов, архитекторов, художников и искусствоведов. Конструктивистская скульптура исходила из концепции построения форм, основанной ан выражении внутренних структурных связей между геометрическими элементами композиции и сочетания различным фактурных материалов.

На этом этапе скульптура носила абстрактный характер. Так вместо изображения привычных человеческих персонажей, мастера использовали замысловатые геометрические конструкции. Целью демонстрации последних было поразить зрителей, сформировать переход от изображения к конструкции.

Особую роль в становлении конструктивистской скульптуры играет деятельность Н. Габо и Н. Певзнера.

Габо известен своими экспериментами в пространственной пластике (головы плоскостей), Певзнер же прославился создание беспредметных кубических композиций. Целью данных работ было выявление формы и фактуры предметов. Позднее Габо был сформирован «Реалистичный манифест», отражавший сформировавшуюся в те годы концепцию формообразования, и вмещал следующие положения:

  • действительность — высшая красота;
  • отрицание цвета, глубина композиции достигалась за счёт фактур и тона;
  • отрицание начертательного характера линий, они воспринимались как направление скрытых в композиции сил;
  • отрицание объёма, мерой пространства признавалась глубина;
  • отрицание массы в скульптуре. Считалось, что объём можно сконструировать из плоскостей.
  • отрицание статических композиции.

Модные течения

Расцвет конструктивизма пришёлся на начало 1920-х годов В этот период происходят первые попытки создания советского стиля моды. Особое внимание уделялось созданию «одежды для трудящихся». Основными критериями нового советского стиля стали удобство и простота. За основу большинства как женских, так и мужских нарядов был взят простейший крой рубахи, составленный из прямоугольников.

Позднее в советскую моду стали поникать костюмы «маренго», фетровые боты, пальто, кортиковые манто, беличьи шубы и чулки со стрелками. Однако обеспечить себе модную одежду могли далеко не многие женщины, посему большинство просто перешивали свои старые наряды по выкройкам из журналов.

К 1930-му году в стране начала активно развиваться лёгкая промышленность. Резко возросло производство тканей из ситца, однако, купить даже её в свободной продаже могли далеко не все. Поэтому многие даже не задумывались о моде, а носили что есть.

В таких условиях мода отрицалась, как буржуазное понятие. Все усилия народа направлялись на строительство социализма, посему одежда делалась максимально удобной для труда. Мужчины носили одежду спортивного или полувоенного стилей – френч, брюки, заправленные в сапоги, гимнастёрки или рубахи с вышивкой.

Женщины же в качестве повседневной одежды носили жакеты, трикотажные кофты, блузы и юбки. Единичные праздничные платья украшались кружевными воротниками. Зимой носили ватные пальто с каракулевыми воротниками.

Выдающиеся деятели направления

Среди выдающихся деятелей конструктивизма особого внимания заслуживает В. Е, Татлин.

Его работы стояли у истоков формирования данного направления. Одними из подобных произведений стали его «контррельефы» — композиции из кусков жести, проволоки, дерева, стекла и штукатурки. Все материалы прошли минимальную обработку и были поданы в качестве кубических элементов композиции. В своих «беспредметных» графических работах из геометрических элементов и фактур, художник старался проявить взаимосвязи между конкретными элементами и структурой композиции в целом.

Рассматривая конструктивизм в живописи, нельзя не упомянуть о работах А.М. Родченко.

Его картинам была присуща абстрактность и геометрические формы. Художник полагал, что любая пространственная конструкция должна быть абстрактной и неизбирательной.

А.М. Родченко, художник в стиле конструктивизм

Обои для гостиной комнаты: как правильно сочетать разные виды обоев, чтобы улучшить интерьер.

Все о ламинате фирмы Практик читайте в этой статье.

Примеры готовых работ из алмазной мозаики: http://trendsdesign.ru/materialy/mozajka/almaznaya-mozaika.html

Плакаты российского конструктивизма 1920-х — 1930-х годов

Заключение

Конструктивизм стал одним из уникальных направлений авангардистского искусства. Данное направление руководствовалось не только эстетическими, но и функциональными критериями, в отличии от позднего классицизма. Все, создаваемые предметы и вещи лишались ненужных украшений и элементов. Это течение возникло в рамках социалистического советского движения и полностью соответствовало духу времени. Очень много сходств конструктивизм имеет со стилем минимализм, хотя задатками появления данного стиля считаются как раз эмпиризм и рационализм.

Конструктивизм (искусство) — это… Что такое Конструктивизм (искусство)?

Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов.

Особенности стиля

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, практически они впервые воплотились в созданном братьями А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железо-бетонный каркас). В 1926 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА (общественная организация, основанная в 1924 году членами ЛЕФа). Данная организация являлась разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны.

Применительно к зарубежному искусству термин «конструктивизм» в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре—одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего конструктивизма (скульпторы И. Габо, А. Певзнер)

В указанный период в СССР существовало также литературное движение конструктивистов.

Появление конструктивизма

Конструктивизм принято считать русским (точнее говоря, советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и оголённого конструктивизма.

Как писал Владимир Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»

В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.

Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

Так, один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «…будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»

«Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако, сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).

Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов в изобразительном искусстве, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов (эпохи первых пятилеток).

Рождение термина

Башня Татлина, Рабочий и колхозница на марке 2000 года

Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году, однако впервые он был официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм».

А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры».

То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.

Конструктивизм в архитектуре

Основная статья: Конструктивизм (архитектура)

Братья Веснины и расцвет конструктивизма

Дом Культуры ЗИЛ. Арх. братья Веснины

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. (Они начали свою карьеру ещё в эпоху Модерн).

Впервые архитекторы-конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.

Следующим этапом был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда» (московского отделения). Задание было на редкость сложным — для строительства предназначался крохотный участок земли — 6×6 м на Страстной площади.

Веснины создали миниатюрное, стройное шестиэтажное здание, которое включало не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений).

Моисей Гинзбург — «Стиль и эпоха»

Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Яковлевич Гинзбург. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Развитие новых архитектурных течений, в частности, связано с тем, что происходит «…непрерывная механизация жизни» , а машина есть «…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики». Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты.

C 1926 года конструктивисты начинают выпускать свой журнал — «Современная архитектура» (или просто «СА)». Выходил журнал на протяжении пяти лет. Оформлением обложек занимался Алексей Ган.

Деятельность ОСА

  • 1927 год — Первая выставка современной архитектуры;
  • 1928 год — Первая конференция ОСА
  • 1929 год — Первый съезд ОСА

Функциональный метод

Здание газеты «Известия» Kscan 11.jpeg

Функциональный метод — это теоретическая концепция зрелого конструктивизма (1926—1928 гг.), основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соответствует функции).

На этой волне происходит борьба конструктивистов за «чистоту рядов» и против стилизаторского отношения к конструктивизму. Иначе говоря, лидеры ОСА боролись против превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство, без постижения сущности. Так, нападкам подвергся архитектор Григорий Бархин, создавший Дом «Известий».

В эти же годы происходит увлечение конструктивистов идеями Ле Корбюзье: автор и сам приезжал в Россию, где плодотворно общался и сотрудничал с лидерами ОСА.

В среде ОСА выдвигается ряд перспективных архитекторов, таких, как братья Илья и Пантелеймон Голосовы, Иван Леонидов, Михаил Барщ, Владимир Владимиров.

Конструктивисты активно участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.

Особой фигурой в истории конструктивизма считается любимый ученик А. Веснина — Иван Леонидов, выходец из крестьянской семьи, начавший свой творческий путь с ученика иконописца. Его во многом утопические, устремлённые в будущее, проекты не нашли применения в те трудные годы. Сам Ле Корбюзье называл Леонидова «поэтом и надеждой русского конструктивизма». Работы Леонидова и теперь восхищают своими линиями — они невероятно, непостижимо современны.

Ленинградский конструктивизм

Ленинградские конструктивисты:

  • Абросимов, Павел Васильевич
  • Вакс, Иосиф Александрович
  • Гегелло, Александр Иванович
  • Демков, Николай Фёдорович
  • Зазерский, Алексей Иванович
  • Каценеленбоген, Тамара Давыдовна
  • Кричевский, Давид Львович
  • Левинсон, Евгений Адольфович
  • Лялин, Олег Леонидович
  • Мендельсон, Эрих
  • Мунц, Владимир Оскарович
  • Никольский, Александр Сергеевич
  • Овсянников, Сергей Осипович
  • Оль, Андрей Андреевич
  • Претро, Ипполит Александрович
  • Симонов, Григорий Александрович
  • Троцкий, Ной Абрамович
  • Фомин, Игорь Иванович
  • Хряков, Александр Фёдорович
  • Чернихов, Яков Георгиевич
  • Явейн, Игорь Георгиевич

Харьковский конструктивизм

См. Госпром, дом «Слово»

Минский конструктивизм

Kscan 11.jpeg Дом правительства в Минске

См. Дом правительства Республики Беларусь

Конструктивизм в дизайне и фотографии

Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое ви́дение было бы однобоким и даже крайне неверным, ибо, прежде, чем стать архитектурным методом, конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов. Такими экспериментами занимался, в частности, Александр Родченко.

В графических видах творчества конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого. В области моды также существовали определённые конструктивистские тенденции — на волне общемирового увлечения прямыми линиями в дизайне одежды, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы.

Среди модельеров выделяется Варвара Степанова, которая с 1924 года вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, была профессором текстильного факультета ВХУТЕМАСа, проектировала модели спортивной и повседневной одежды[1][2].

Самой известной фотомоделью тех лет была знаменитая Лиля Юрьевна Брик[3].

Конструктивизм в литературе

В 1923 рядом манифестов был провозглашён конструктивизм как течение в литературе (прежде всего в поэзии), создан «Литературный центр конструктивистов». В нём участвовали поэты Илья Сельвинский, Вера Инбер, Владимир Луговской, Борис Агапов, литературоведы Корнелий Зелинский, Александр Квятковский и другие. Конструктивисты-писатели провозглашали близость поэзии «производственной» тематике (характерные названия сборников: «Госплан литературы», «Бизнес»), очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера — тактовика, эксперименты с декламацией. К 1930 году конструктивисты стали объектом травли со стороны РАПП и объявили о самороспуске.

Конструктивизм под запретом

Ещё в ту пору, когда конструктивизм, рационализм и прочие новаторские течения были господствующими, им уже противостояли стойкие «консерваторы». Они отстаивали своё право говорить языком традиционных форм, берущих начало в античной Греции, Риме, в шедеврах Палладио и Пиранези, Растрелли и Баженова

Наиболее известны среди них ленинградский мастер Иван Фомин с его «красной дорикой» и московский архитектор Иван Жолтовский, поклонник Ренессанса.

В начале 1930-х годов в значительной степени изменилась политическая ситуация в стране, а, следовательно, и в искусстве. Новаторские и авангардные течения сначала подвергались резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом, как буржуазные. Как написал конструктивист М. Гинзбург, каждой эпохе соответствует свой стиль искусства.

На смену романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму пришли пышные формы тоталитарного барокко и надменная избыточность сталинского неоклассицизма. Странным представляется следующий факт — в СССР велась борьба с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», с «леонидовщиной», а дворцы во вкусе Людовика XIV стали считаться вполне пролетарскими.

Конструктивисты оказались в опале. Те из них, кто не захотел «перестроиться», до конца дней влачили жалкое существование (или даже оказались репрессированы).[4] Однако Илья Голосов, например, сумел вписаться в конъюнктуру 1930-х и смог создать по-настоящему интересные постройки. Братья Веснины также участвовали в творческой жизни СССР, однако такого авторитета, как раньше, уже не имели.

По мнению некоторых авторитетных учёных в СССР в 1932—1936 гг. имел место «переходный стиль», названный условно «постконструктивизм».

Конструктивизм возрождается

В 1960-е годы, когда, как раз, началась борьба с «архитектурными излишествами», опять вспомнили о наработках конструктивистов. Изучение их наследия стало обязательным для молодых архитекторов.

В начале XXI века конструктивизм вновь возвращается в архитектуру. Теперь он носит название скандинавский, так как его корни лежат в загородном домостроении скандинавских стран. Скандинавский конструктивизм характеризуют обилие простора и солнечного света, функциональность и простота, натуральность и естественность. Он имеет заданный ритм линий и строгую геометрию. Ему свойственна эстетика целесообразности, рациональность строго утилитарных форм.

Архитекторы

Kscan 11.jpeg

Примечания

Литература

  • Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. — М., 2001.
  • Иконников А. В. Архитектура Москвы. XX век. — М., 1984.

См. также

Ссылки

Конструктивизм для чайников: от Москвы до Каунаса

Человек XXI века – это человек, живущий в коробке спального района. И все подобные формы в архитектуре он принимает за серый фон. Часто, проходя мимо зданий, построенных в 20–30-е годы прошлого столетия, современный человек их не замечает. Хотя многие строения являются памятниками искусства авангарда и функционализма. Попробуем понять, почему так важны архитектурные новации, которые сегодня кажутся нам обыденными и неинтересными, и за что любят авангард.

Для того чтобы понять архитектуру конструктивизма и функционализма, часто кажущуюся сегодня безликой и скучной, нужно обратиться к другим видам искусства и духу времени в целом. Нам, людям эпохи технологий и перемен, будет непросто понять тех, для кого всё новое переворачивало жизнь и привычный уклад. Ведь сегодняшнего человека сложно чем-то удивить: мы едим мороженое со вкусом селёдки, печатаем мебель на принтере и совершаем трансатлантические перелёты менее чем за половину суток. И нам в диковинку, что символ Франции в конце XIX века был назван бесполезной и чудовищной конструкцией. А ведь тогда, в 1889 году, Эйфелева башня – «бабушка» конструктивных экспериментов 20-х годов следующего века – произвела революцию в мире современного искусства. Отказ от декораций и ненужных украшений, но упоение формой и функцией – вот что определит в скором времени направление искусства.

В 1919 г. архитектору Владимиру Татлину поручили создание памятника III Интернационалу. Автор задумал его как башню, в которой могли бы разместиться три ветви власти – законодательная, исполнительная и информационная. Но проект так и не был реализован, что связано с охлаждением властей к авангарду. Однако размах воображения Татлина поражает – помимо необычного макета, который остался потомкам, сохранились и описания башни. По задумке, каждый этаж, где располагались органы власти, должен был вращаться. Первый со скоростью 1 оборот в год, второй – в месяц и третий – в день.В 1919 г. архитектору Владимиру Татлину поручили создание памятника III Интернационалу. Автор задумал его как башню, в которой могли бы разместиться три ветви власти – законодательная, исполнительная и информационная. Но проект так и не был реализован, что связано с охлаждением властей к авангарду. Однако размах воображения Татлина поражает – помимо необычного макета, который остался потомкам, сохранились и описания башни. По задумке, каждый этаж, где располагались органы власти, должен был вращаться. Первый со скоростью 1 оборот в год, второй – в месяц и третий – в день.

XX век – век перемен и революций. Дело здесь не столько в политике, сколько в изменениях внутри общества. Вслед за техническим прогрессом последовал рост городского населения и образование той самой марксистской дихотомии – буржуазии и рабочего класса. Деятели искусства не могли оставаться в стороне от окружающих их перемен, молодому поколению было что сказать нарастающим массам слушателей. Но нужно было определиться с языком общения. Для этого не подходил сухой и нравоучительный язык академического искусства. Нельзя было говорить с людьми с помощью дворцовой лепнины, античной скульптуры и статики живописных полотен. Нужен был совершенно новый подход, поиском которого начинают заниматься сначала писатели и художники, а после дизайнеры и архитекторы. Однако и новый язык не сразу был воспринят публикой. Первую кубистическую работу Пикассо «Авиньонские девицы» его друзья сравнили со вкусом пакли во рту. А первое чтение Маяковским стихотворения «Нате!» возмутило аудиторию, и под крики «долой!» поэт покинул сцену. Но так было нужно, именно таким образом было сломано старое и рождено совершенно новое искусство. Необходимость проявить себя новатором породила огромное количество «-измов». Пикассо патентует кубизм, в Италии под началом Маринетти пишется манифест футуризма. А в России совмещается геометрия и движение и появляется кубофутуризм, а далее полностью происходит отказ от пространства и посредством абсолютного ничего «Чёрного квадрата» строится новое измерение живописи – супрематизм.

Фирменный стиль Пабло Пикассо впервые выразился в картине «Авиньонские девицы» 1907 г. Для сравнения обратите внимание на картину Поля Сезанна «Купальщицы», которая, возможно, вдохновила автора. И на картину Карла Брюллова «Вирсавия», где отражены академические принципы классического искусства, которыми пренебрёг Пикассо, создав кубизм.Фирменный стиль Пабло Пикассо впервые выразился в картине «Авиньонские девицы» 1907 г. Для сравнения обратите внимание на картину Поля Сезанна «Купальщицы», которая, возможно, вдохновила автора. И на картину Карла Брюллова «Вирсавия», где отражены академические принципы классического искусства, которыми пренебрёг Пикассо, создав кубизм. Поиск смысла картины Малевича «Чёрный квадрат» занимает уже более ста лет. Что же означает абсолютное ничто? Для основателя супрематизма это был тот самый ноль, с которого начинается новый отсчёт в мире беспредметного искусства, основанного на поиске формы, цвета и композиции. (Эль Лисицкий. «Проун». 1922–1923 г.).Поиск смысла картины Малевича «Чёрный квадрат» занимает уже более ста лет. Что же означает абсолютное ничто? Для основателя супрематизма это был тот самый ноль, с которого начинается новый отсчёт в мире беспредметного искусства, основанного на поиске формы, цвета и композиции. (Эль Лисицкий. «Проун». 1922–1923 г.).

Художники больше не пытались возвыситься над людьми, дистанцироваться от них, диктуя, что есть красота. Они начали изучение цвета как такового, формы как таковой и композиции как способа пространственного размещения фигур. Данные поиски вскоре вышли за пределы холста и переродились в конструкции. Идея авангарда в служении производству – и вчерашние художники создали из тех же простых геометрических форм предметы мебели и проекты зданий.

Супрематистские поиски Малевича не ограничивались холстом. Он расписывал керамику и экспериментировал в 3D-пространстве, изготавливая скульптуры, напоминающие макеты зданий. Его работы послужили вдохновением для архитекторов, по тематике архитектонов Малевича защищала свой дипломный проект Заха Хадид.Супрематистские поиски Малевича не ограничивались холстом. Он расписывал керамику и экспериментировал в 3D-пространстве, изготавливая скульптуры, напоминающие макеты зданий. Его работы послужили вдохновением для архитекторов, по тематике архитектонов Малевича защищала свой дипломный проект Заха Хадид. В Нидерландах в 1917 г. было образовано художественное общество «Де Стейл» – «Стиль». Как художественный и архитектурный образы пересеклись в работах его сторонников, можно увидеть в композиции Пита Мондриана и в вилле Шредер Геррита Ритвельда.В Нидерландах в 1917 г. было образовано художественное общество «Де Стейл» – «Стиль». Как художественный и архитектурный образы пересеклись в работах его сторонников, можно увидеть в композиции Пита Мондриана и в вилле Шредер Геррита Ритвельда.

Перед архитекторами время ставило новые задачи. Города наводнили люди, быт которых необходимо было сорганизовать с требованиями современного ритма жизни. Доходные дома в стиле модерн и историзм с их огромными площадями, обилием комнат, пышным убранством были построены с учётом притязаний совсем другого поколения и социального слоя. К тому же и времена были небогатые. Европа отходила от потрясений Первой мировой войны, и правительство не готово было выделять крупные суммы на решение жилищного вопроса. Именно в 20-е годы произошла революция в проектировании и строительстве домов, результаты которой используются и по сей день.

Ле Корбюзье сформулировал 5 постулатов новой архитектуры, которые полностью воплотил в вилле Савой, построенной в 1929–1930 гг. Здание приподнято над землёй, и территория под ним может быть использована по необходимости; кроме того, и крыша здания функциональна, на ней можно организовать бассейную зону или принимать солнечные ванны. Ле Корбюзье использует ленточное остекление вместо привычных вертикальных окон. Внутри виллы – свободное пространство с минимальным количеством перегородок. Фасад также «свободный», так как опоры установлены вне его плоскости, поэтому его материал может быть любым.Ле Корбюзье сформулировал 5 постулатов новой архитектуры, которые полностью воплотил в вилле Савой, построенной в 1929–1930 гг. Здание приподнято над землёй, и территория под ним может быть использована по необходимости; кроме того, и крыша здания функциональна, на ней можно организовать бассейную зону или принимать солнечные ванны. Ле Корбюзье использует ленточное остекление вместо привычных вертикальных окон. Внутри виллы – свободное пространство с минимальным количеством перегородок. Фасад также «свободный», так как опоры установлены вне его плоскости, поэтому его материал может быть любым. Павильон СССР на Международной выставке в Париже 1925 г. произвёл ошеломительный эффект. Здание рабочего клуба, сколоченное из дерева, с большой площадью остекления – таким проектом архитектор Константин Мельников удивил международное сообщество. Действительно, на фоне роскошного мрамора лаконичный «Рабочий клуб» смотрелся по-особому современно. Интерьер клуба оформлял Александр Родченко.Павильон СССР на Международной выставке в Париже 1925 г. произвёл ошеломительный эффект. Здание рабочего клуба, сколоченное из дерева, с большой площадью остекления – таким проектом архитектор Константин Мельников удивил международное сообщество. Действительно, на фоне роскошного мрамора лаконичный «Рабочий клуб» смотрелся по-особому современно. Интерьер клуба оформлял Александр Родченко.

После революции 1917 года под влиянием кубизма и футуризма был сформирован совершенно новый стиль – конструктивизм. Владимир Маяковский, не скрывая гордости, писал: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства – конструктивизм…». Художники и архитекторы, создававшие новое слово в искусстве, провозгласили себя рабочими, чьей обязанностью является создание новых форм и функциональных объектов. За основу ими были взяты прямоугольник, квадрат и круг.

Густав Клуцис, наряду с Александром Родченко, являлся создателем искусства цветного фотомонтажа. Его жизнь была коротка, как и время, отведённое конструктивизму в СССР. Латвийский авангардист сотрудничал с В. Маяковским и был членом литературно-художественного объединения «Левый фронт искусств».Густав Клуцис, наряду с Александром Родченко, являлся создателем искусства цветного фотомонтажа. Его жизнь была коротка, как и время, отведённое конструктивизму в СССР. Латвийский авангардист сотрудничал с В. Маяковским и был членом литературно-художественного объединения «Левый фронт искусств». Конструктивизм был призван служить общественным нуждам, поэтому архитекторы строили дома-коммуны, клубы, гаражи, государственные учреждения (на фото дом-коммуна «Дом железнодорожников», Нижний Новгород, 1929–1934 гг.). Однако из каждого правила есть исключения. Это, например, знаменитый круглый дом Константина Мельникова – личный особняк архитектора, построенный им в 1927–1929 гг. в самом центре Москвы.Конструктивизм был призван служить общественным нуждам, поэтому архитекторы строили дома-коммуны, клубы, гаражи, государственные учреждения (на фото дом-коммуна «Дом железнодорожников», Нижний Новгород, 1929–1934 гг.). Однако из каждого правила есть исключения. Это, например, знаменитый круглый дом Константина Мельникова – личный особняк архитектора, построенный им в 1927–1929 гг. в самом центре Москвы.

В 1919 г. Вальтер Гропиус в Веймаре основал Высшую школу строительства и формообразования «Баухауз» (от нем. bauen – строить и Haus – дом). И куда в дальнейшем ни переезжала школа, имя «баухауз» стало нарицательным и закрепилось в формуле: «Что утилитарно, удобно, то и красиво». Мастера баухауза не делали различий между изящными и прикладными видами искусства. Всё, что создавалось на эскизах, должно было стать пригодным для промышленного производства. Так решались запросы широких общественных групп иметь доступную и в то же время красивую мебель. Французский архитектор Ле Корбюзье высчитал минимум площади, необходимый человеку для жизни. Также он популяризировал дома на основе монолитных и сборных железобетонных конструкций с ленточным остеклением.

В Милане, итальянской столице мод, в 1926 г. группой из семи студентов-архитекторов, известной как «Группа семи», было основано движение рационалистов. Простоту они считали символом новой Италии. На чёрно-белой фотографии – Палаццо Джулиано, построенное архитекторами Дж. Пагано и Дж. Леви-Монтанчини. А здание обувной фабрики Fagus-Werk – первое здание на территории Германии, построенное в стиле баухауз.В Милане, итальянской столице мод, в 1926 г. группой из семи студентов-архитекторов, известной как «Группа семи», было основано движение рационалистов. Простоту они считали символом новой Италии. На чёрно-белой фотографии – Палаццо Джулиано, построенное архитекторами Дж. Пагано и Дж. Леви-Монтанчини. А здание обувной фабрики Fagus-Werk – первое здание на территории Германии, построенное в стиле баухауз. Один из основателей баухауза Людвиг Мис ван дер Роэ, создавая свои проекты, руководствовался принципом «Меньше значит больше». Вилла Тугендгат в Брно не стала исключением. Железный каркас, используемый архитектором, позволил обойтись без поддерживающих стен и тем самым создать внутри здания ощущение объёма и света.Один из основателей баухауза Людвиг Мис ван дер Роэ, создавая свои проекты, руководствовался принципом «Меньше значит больше». Вилла Тугендгат в Брно не стала исключением. Железный каркас, используемый архитектором, позволил обойтись без поддерживающих стен и тем самым создать внутри здания ощущение объёма и света.

На базе идей проектирования функциональных пространств, лишённых декора и ненужных конструкций, сформировался так называемый интернациональный стиль. Установка на создание новой, ни на что до этого не похожей архитектуры распространилась по всей Европе. Если говорить о Прибалтийских государствах, то выбор в сторону конструктивизма или функционализма определялся скорее предпочтениями архитекторов, местом их обучения и стажировок.

После Первой мировой войны Латвия была вынуждена перейти на более практичное направление в архитектуре. Несмотря на отток русских и немцев из Первой республики, рост городов был обусловлен приростом местного населения. Необходимо было строить новое Латвийское государство, в чём помогли практичные и не дорогостоящие конструктивизм и функционализм.

Рынок в Риге представляет собой реконструкцию ангаров для дирижаблей, выполненную архитектором П. Павловым в 1924–1930 гг. Рынок в Риге представляет собой реконструкцию ангаров для дирижаблей, выполненную архитектором П. Павловым в 1924–1930 гг.  Знаменитый рижский архитектор Пауль Мандельштам в новой Риге создаёт совершенно иной облик города, отличный от привычного ему югендстиля. Дом с магазинами, 1928 г.Знаменитый рижский архитектор Пауль Мандельштам в новой Риге создаёт совершенно иной облик города, отличный от привычного ему югендстиля. Дом с магазинами, 1928 г. Один из государственных деятелей межвоенной Латвии Теодорс Хермановскис явился автором многих частных и общественных проектов в стиле функционализм. Многоквартирный дом с магазинами, 1927–1928 гг.Один из государственных деятелей межвоенной Латвии Теодорс Хермановскис явился автором многих частных и общественных проектов в стиле функционализм. Многоквартирный дом с магазинами, 1927–1928 гг.

На облик межвоенной Эстонии оказали большое влияние архитекторы из Финляндии. Изменения коснулись не только Таллина. Здания в функционализме и органическом стиле появились в Тарту и Пярну.

Одним из символов Таллина является Дом Искусств, или, как его называют местные жители, «Комод искусств». Здание было построено в 1934 г. архитекторами Э. Й. Куузиком и А. Соансом.Одним из символов Таллина является Дом Искусств, или, как его называют местные жители, «Комод искусств». Здание было построено в 1934 г. архитекторами Э. Й. Куузиком и А. Соансом. Вилла Таммеканн – памятник функционализма финского архитектора Алвара Аалто, построенный им в 1932–1933 гг. Её можно увидеть в Тарту. Вилла Таммеканн – памятник функционализма финского архитектора Алвара Аалто, построенный им в 1932–1933 гг. Её можно увидеть в Тарту.  В курортном Пярну находится отель, стиль которого равно близок конструктивизму и функционализму.В курортном Пярну находится отель, стиль которого равно близок конструктивизму и функционализму.

Идеи модернизма, распространённые в межвоенный период в Европе, привезли в Литву архитекторы, обучавшиеся за границей. В Каунасе, являвшемся столицей Литвы, шёл поиск собственной идентичности, выразившейся в своеобразной архитектурной школе.

Крупная компания по переработке молока Pienocentras в 1931 г. в Каунасе стала инициатором постройки многофункционального центра. Совершенно новый тип здания спроектировал архитектор Ландсбергис-Земкалнис. На первом этаже здания располагались магазин и столовая компании. Также два этажа занимала парикмахерская. На третьем этаже находились офисные помещения, выше – жилые квартиры.Крупная компания по переработке молока Pienocentras в 1931 г. в Каунасе стала инициатором постройки многофункционального центра. Совершенно новый тип здания спроектировал архитектор Ландсбергис-Земкалнис. На первом этаже здания располагались магазин и столовая компании. Также два этажа занимала парикмахерская. На третьем этаже находились офисные помещения, выше – жилые квартиры. В столице Жемайтии Тельшяе в 1918 г. была построена гимназия, чьи черты очень близки функционализму, хотя сам стиль ещё только оформлялся в Европе.В столице Жемайтии Тельшяе в 1918 г. была построена гимназия, чьи черты очень близки функционализму, хотя сам стиль ещё только оформлялся в Европе.

Век конструктивизма в СССР был недолог, и уже в 1930-х гг. вектор сменился на монументальную ансамблевую застройку сталианса. Многие деятели искусства смогли перестроиться, но были и те, кто отказался следовать диктату власти и на долгое время оказался не у дел. Это уже упомянутый архитектор К. Мельников, потерявший работу, и латышский художник Г. Клуцис, лишившийся жизни. Однако в 1960-х гг. постройки в стиле авангард снова наводнили территорию СССР. Узнаваемый в Риге Музей оккупации, образчик слияния брутализма и конструктивизма, является тому примером.

Представители функционализма также попали под пресс нового диктата. В 1933 г., после прихода национал-социалистов к власти, была упразднена школа баухауз. Многие её представители эмигрировали в США, продолжая работать в духе функциональной архитектуры.

Но те здания и интерьеры, которые создали архитекторы и дизайнеры за немногим более 10 лет, остаются актуальными и сегодня. Ведь, создавая для себя современный интерьер, мы в первую очередь думаем о функциональности. А предметы интерьера, реплики которых мы покупаем сегодня в магазинах, были разработаны в 20-е годы прошлого века. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *