Северный модерн: Северный модерн Санкт-Петербурга – Банкетный зал в центре СПб, 5 минут от метро Чкаловская

Северный модерн Санкт-Петербурга

Северный модерн появился в Петербурге под влиянием скандинавской и финской архитектуры национального романтизма и получил своё наибольшее развитие в начале XX века. В это время происходило тесное сотрудничество шведских, финских и петербургских архитекторов, что привело к значительным заимствованиям в архитектуре. Расцвет северного модерна не был долгим, однако он привнёс значительные изменения в облик Петербурга.

Уникальность северного модерна заключается в его желании обратиться к прошлому, используя для этого новые художественные средства. Это сочетание уходящего романтизма, новаторских приёмов модерна и первых черт функционализма является не только архитектурным феноменом, но и отражает меняющуюся эпоху, которой было начало двадцатого столетия. Это своеобразный переход между прошлым и будущим: ранние здания северного модерна могут иметь классические и романтические элементы, тогда как здания позднего периода приобретают строгость черт, более соответствующих функционализму, который в полной мере придёт на смену модерну.

Появление северного модерна в Скандинавии и Финляндии обязано волне патриотизма, которую также называют национальным романтизмом и северным возрождением. Финны и скандинавы, желая осознать свою идентичность, стремятся переосмыслить прошлое и обращаются к народным сказкам, легендам. Это находит большой отклик в архитектуре: на фасадах появляются сказочные мотивы, животные и растения, декоративные детали наполнены символизмом. Используется много натуральных материалов, особенно камень. В России северный модерн также перенял эти черты. Возможно, из-за близости культур северо-западных народов России и Финляндии, а также из-за близкого сотрудничества архитекторов этот стиль получил большее развитие в Санкт-Петербурге и Выборге, а также в Риге, но не, например, в Москве.

Было бы интересно посмотреть на примеры северного модерна в Петербурге.

Одним из самых важных архитекторов северного модерна был Фёдор Лидваль. Работы Лидваля есть и в Петербурге, и в Стокгольме, и во многих других городах. Здания, спроектированные Лидвалем, являются образцами модерна, и он внёс, наверное, самый значимый вклад в развитие северного модерна в Петербурге.

Дом Лидваля на КаменноостровскомДом Лидваля на Каменноостровском

Знакомство с творчеством Лидваля было бы интересно начать с дома, который не только построил, но и в котором жил сам архитектор. Это комплекс на Каменноостровском проспекте, 1-3 (1899-1904 гг). Мы сразу же видим самые характерные черты северного модерна: каменное основание дома и его асимметричность. Комплекс занимает довольно большую площадь, и неудивительно, что здесь можно встретить различные архитектурные приёмы: и классицизма, и романтизма. На фасаде виднеются рельефы с животными и птицами. Как было сказано выше, тема животного и растительного мира часто используется в северном модерне.

Каменноостровский проспект, 1-3 Каменноостровский проспект, 1-3 Дом ЛидваляДом Лидваля
Дом в стиле модерн ЛидваляДом в стиле модерн ЛидваляДом в стиле модерн ЛидваляДом в стиле модерн ЛидваляКаменноостровский, 1-3Каменноостровский, 1-3Дом Лидваля на ГорьковскойДом Лидваля на ГорьковскойДом Лидваля на ГорьковскойДом Лидваля на Горьковской
Дом Лидваля на ГорьковскойДом Лидваля на Горьковской

Дом на Лесном проспекте, 20 был построен Лидвалем для рабочих. Здание отличается интересной задумкой: его купол является отсылкой к башне шведского замка Вадстен. Имея шведское происхождение и являясь шведским подданным, Лидваль часто обращался к шведской архитектуре. В целом же здания северного модерна той или иной деталью, частью или конструкцией могут напоминать замки и крепости.

Лесной проспект, 20Лесной проспект, 20Модерн на Лесном проспектеМодерн на Лесном проспекте
Дом Лидваля на Лесном проспектеДом Лидваля на Лесном проспекте

Здание на Малой Конюшенной, 3 (1904-1905 гг) интересно тем, как Лидваль сочетает приёмы модерна с классическими приёмами — в частности, с симметрией.

Малая Конюшенная, 3Малая Конюшенная, 3

Следует также отметить здание на Каменноостровском проспекте, 61 (1906-1907 гг), также спроектированным Лидвалем.

Каменноостровский, 61Каменноостровский, 61
Дом Лидваля на Каменноостровском, 61
Дом Лидваля на Каменноостровском, 61

Неподалеку на Каменноостровском проспекте, 67 (1908-1909 гг) находится бывший доходный дом, спроектированный К.В. Марковым в стиле северного модерна. Здание также наполнено разнообразием форм и декоративных элементов с животными и цветами. При создании использовался камень и штукатурка разных цветов.

Каменноостровский проспект, 67Каменноостровский проспект, 67Дом архитектора МарковаДом архитектора МарковаМодерн МарковаМодерн Маркова
Модерн на КаменноостровскомМодерн на КаменноостровскомДом в стиле модерн МарковаДом в стиле модерн МарковаДом в стиле северный модерн МарковаДом в стиле северный модерн Маркова

Чтобы посмотреть все главные памятники петербургского модерна, удобнее заказать экскурсию. Есть несколько специальных маршрутов, охватывающих всё самое интересное:

И.А. Претро. Дом на Большом проспекте Петроградской стороны, 44 (1906-1907 гг) является лучшим примером сочетания приёмов романтизма вместе с гротескностью конструкций, придающей зданию массивность замка. Можно увидеть и рельефы животных, и каменные проёмы и основание, и асимметрию элементов.

Большой проспект Петроградской стороны, 44Большой проспект Петроградской стороны, 44Дом ПретроДом ПретроМодерн на Большом проспектеМодерн на Большом проспектеДом Претро северный модернДом Претро северный модернБольшой пр. ПС, 44
Большой пр. ПС, 44Большой пр. ПС, 44Большой пр. ПС, 44Большой пр., 44Большой пр., 44

А.Ф. Бубырь. Ковенский переулок, 23 (1911-1912 гг).

Ковенский переулок, 23Ковенский переулок, 23Дом Бубыря на КовенскомДом Бубыря на Ковенском

Н.И. Алексеев. 12-я линия Васильевского острова, 19 (1913-1914 гг). У здания очень асимметричный и грубый фасад, массивные блоки нижних этажей.

12-я линия Васильевского острова, 1912-я линия Васильевского острова, 19

Ф.Ф. фон Постельс. 2-я линия Васильевского острова, 29 (1906 г).

2-я линия Васильевского острова, 292-я линия Васильевского острова, 29Дом фон ПостельсаДом фон Постельса

С.И. Минаш. Дом Волькенштейна. Улица Ленина, 33 (1910 г).

Улица Ленина, 33
Улица Ленина, 33ДомДом

Е.Л. Морозов. Кронверкский, 23 (1911-1912)

Кронверкский, 23Кронверкский, 23

К.Н. де Рошефор. Исполкомская улица, 5 (1910-1911 гг).

Исполкомская улица, 5Исполкомская улица, 5

А.Ф. Бубырь. Стремянная, 11 (1906-1907 гг). Один из наиболее ярких примеров северного модерна.

Стремянная, 11Стремянная, 11Дом Бубыря на СтремяннойДом Бубыря на СтремяннойСеверный модерн на СтремяннойСеверный модерн на Стремянной

А.Ф. Бубырь. Ковенский переулок, 7 (1911-1912 гг). Северный модерн оказал влияние даже на проектирование Французской католической церкви на Ковенском переулке, 7 (1903-1909 гг), проявляясь в асимметричности форм и гранитной облицовке.

Ковенский переулок, 7Ковенский переулок, 7Католическая церковь на КовенскомКатолическая церковь на Ковенском

Жилой дом «Бассейного товарищества». Э.Ф. Виррих и А.И. Зазерский. Улица Некрасова, 58-60 (1912 г) Крупнейшее произведение северного модерна. Как и другие поздние здания этого стиля, здесь всё больше заметны черты функционализма, строгость черт и прямые линии. Можно считать этот комплекс переходом к следующей архитектурной эпохе.

Некрасова, 58-60Некрасова, 58-60Жилой дом Жилой дом Дом Бассейного товариществаДом Бассейного товариществаДом в стиле модерн на НекрасоваДом в стиле модерн на НекрасоваДом Виррих и ЗазерскогоДом Виррих и ЗазерскогоБассейное товарищество на НекрасоваБассейное товарищество на Некрасова

Также позднее здание северного модерна, находящееся на площади Мужества. Это особняк Котлова архитектора Товстолеса (1913-1914 гг).

Особняк КотловаОсобняк Котлова

Особняк на улице Рентгена, 9 (1907 г) (А.В. Петрович). Это очень необычное здание для Санкт-Петербурга. Особняк как бы расположен на оси, на которую нанизываются три цилиндра разных размеров. Это здание можно считать переходным между модерном и авангардом. Примеры авангарда обязательно будут в следующих постах.

Особняк на улице РентгенаОсобняк на улице РентгенаРентгена, 9Рентгена, 9Особняк в стиле северный модернОсобняк в стиле северный модернОсобняк в стиле модерн на РентгенаОсобняк в стиле модерн на РентгенаОсобняк в стиле модерн на ПетроградскойОсобняк в стиле модерн на Петроградской

Также в будущем обязательно будут рассмотрены здания финского северного модерна, непременно станет ясно, в чём же отличия петербургского стиля, и чем они обусловлены.

Ниже на карте отмечены все здания северного модерна, упомянутые в посте. Разумеется, это далеко не все здания этого стиля в Петербурге, за более полным списком обращайтесь к источникам, а именно:

Кириков, Борис Михайлович Архитектура Петербурга конца XIX — начала XX века: Эклектика. Модерн. Неоклассицизм / Б.М. Кириков. — Санкт-Петербург: Изд. дом «Коло», 2006. — 448 с.

Сайт http://www.citywalls.ru/

Фотографии XX века — сайт https://pastvu.com/

Читайте также: Путеводитель по Петербургу — достопримечательности и необычные места.

Читайте также: Архитектура модерна.

Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.

Первые обновления всегда в Инстаграме

Похожие посты

Северный модерн в Хельсинки. Рождение легендарного архитектурного стиля: alkopona — LiveJournal

Творческая импотенция - явление довольно частое. Ведь так бывает, что попадая в тепличные условия творцы начинают выдавать на съедение публики не самый качественный продукт, не сильно заботясь о его фактуре, при этом сами окружены миллионами забавных историй. Ну и зритель сам оказывается настолько зажрался, что начинает подвергать критическому давлению даже улыбку Мона Лизы. Когда же народ на протяжении долго времени скован преградами и вдруг получает в руки палку самовыражения, то на свет появляется культурно-революционное наследие хоть и высосанное из пальца. Но при этом насколько хорошо высосанное.

Что такое архитектура? Это не просто слепленные из подручных материалов фасады, а настоящее средство самовыражения, которое смело можно приравнять к искусству. Нет, то что строят на окраинах Петербурга, а точнее даже за его окраинами в Ленобласти, сложно назвать произведениями архитектурного жанра. Это больше напоминает куличи в песочнице налепленные усердным мальчиком по слепку двадцатипятиэтажного ведерка, который тестирует полученные скилы и от краев до краев заполняет выделенное пространство подручной смесью, продолжая настырно стучать лопаткой по пластмассовому дну.

2.

Меж тем, архитектура любой нации отражает ее культуру и историю. Мне даже стыдно осознавать, что потомки нас будут вспоминать именно по оставшемуся наследию в городах Мурино или Кудрово, но... Тут даже наследие шестидесятых в виде «хрущевок» уходит на второй план (хотя в Москве они и вовсе заменяются «собянинками»). Короче, я не об этом. Влияние времени чувствуется не только в картинах, книгах, музыке, но и в архитектуре. Так что пришла пора поговорить о финском «романтизме», подарившем настоящие каменные шедевры Хельсинки. Причем осколком национального культурного подъема соседней страны частично зацепило даже Петербург.

3.

Зарождалось это все в те времена, когда страной мы были единой и управлял Великим Финляндским Княжеством Великий Князь, он же император всея России. Получается русские цари сделали для зарождения финского народа очень много и сбросив с этих земель оковы шведского гнета, подарили свободу. Ну если конечно так можно сказать в глобальном плане. Наши коронодержатели рубить с плеча не решились и привыкших говорить на шведском языке финнов, сломя голову переучивать на русский не стали, при этом дали в руки главный инструмент - самовыражение на родном для них языке.

4.

Это как палка-копалка в руках уже упомянутого мальчика. Так что цари рисковали, потому что они либо в порыве страсти накуролесят и палкой пойдут по мордам соседским стучать, либо сотворят нечто полезное и легендарное. Случилось второе...

5.

Русские политики приняли довольно нестандартное решение. Ведь размещенная в Або (ныне Турку) столица - это далеко. Нужно что-то доступнее, чтоб из Петербурга ближе ездить было, а то русскому царю эта карета не только копчик на ухабах отбивает, но и ягодицы расплющивает. «Так, управленцы имперские, взяли в руки штурмовики и выбрали иную столицу, поближе к государственной границе. Порвоо там, ну или вот, провинциальный Гельсингфорс. Иначе когда эти сельчане с палками восстанут нам к ним еще долго ехать по ушам стучать».

6.

В новоиспеченную столицу потекли бабосики, а за ними потянулись образованные слои населения. Причем потекли как ценный газ по трубам Северного потока и буквально за один век население Хельсинки увеличилось в восемь раз. Представляете, молодые, горячие, отсидевшиеся в саунах финны заполонили небольшой городок и начали выданной палкой финского языка творить новую историю. Появились первые газеты на финском языке, развивались этнографические и археологические исследования, изучение фольклора, истории и традиций. Правда ничего глобальней эпоса «Калевала» в финской истории не нашлось, поэтому эпоха «романтизма» стала подниматься с колен опираясь именно на этот литературный костыль. При этом увеличивающееся население еще и дома для жизни вдруг запросило!

7.

Пока народ вздохнувший воздух свободы старался найти себе самоопределение и пытался ответить на философский вопрос - «Финны? Вот кто они? Яростные викинги или ленивые колхозники? Прагматичные прожигатели жизни или убежденные в превосходстве жители многочисленных озер?», архитекторы строили новый облик столицы из подручных материалов.

8.

Хотелось бы сказать что из говна и выданных палок, но из зажиточной империи стали поступать и новые технологии, поэтому местных зодчих быстро научили пользоваться бетоном, чугуном и стеклом. Но поиски финской культурной идентичности велись на протяжении всего XIX века, оставив свой след в финской литературе, музыке, прикладных искусствах, однако архитектура включилась в этот процесс значительно позже и только в начале 1890-х годов в общественных дебатах возникла идея о создании специфически финского стиля архитектуры.

9.

«Нужно создать нечто такое, на что все будут смотреть и говорить - финское! Нет, камрады, не сауну. Она у нас уже есть. Нет, поварята, не уху со сливками. Архитектуру! Северный модерн. Чтоб монументально стояло! Чтоб китайцы охали и затворами передергивали». Короче, сели архитектурные вяйнемяйнены на пенек и стали бороды распаренные чесать, ведь найти собственную историю там где ее нет - чертовски сложно.

10.

Почему? Контролирующие в свое время данную территорию шведы, не сильно то застраивали пустующее место. Средневековых замков не строили и вообще клали на соседей большой архитектурный болт, поэтому по всей стране можно сосчитать только несколько значительных замков и строений, появившихся на свет до 1809 года. Хватит пальцев и на двух руках. Ну если среди читателей встретятся зануды, то и на ногах. Ну хорошо и на ногах читателя.

11.

Причем некоторые финские патриоты считали это наследие лишь символом политической зависимости и чуждого западного влияния. И так, что делать? Предприняли попытку найти ответы в соседних краях и отправили экспедицию в Карелию, стараясь как Элиас Лённрот найти следы подлинного финского стиля архитектуры у соседей. Это же стандартная практика, постараться найти свое там, где скорее всего оно залежалось в предбаннике. Подобное движение даже получило название - карелианизм и какое-то время финские зодчие старались вплетать карельские орнаменты в экспериментальные постройки. Но в целом карельское влияние оказалось малозначительным и не интересным, так что основ в романтичном модерне оно не нашло.

12.

Тогда решено было посмотреть на новые тенденции зарождавшиеся в мире и тут им под руку попался немецкий югенд, так называемый «новый стиль». Черпая из него вдохновение деревянной кружкой, изучая возможности свободного модерна и специфические ассиметричные формы, поверх югенда, как на раскаленные камни в сауне плеснули и ричардсоновского неороманского стиля. Механизм зашипел, пар пошел и финны начали получать наслаждение, разбавляя все вытащенным из эпоса Калевала национальным колоритом. Так появился северный модерн.

13.

О лучших образцах и их истории мы еще с вами поговорим, но чуточку позже. Сегодня байкоплет устал, хочет накатить чая, посидеть в сауне и поотвечать на комментарии. В короткой версии читайте все в инстаграме. Ну или подписывайтесь на телеграм-канал.


Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:

Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

По вопросам рекламы и предложений писать на почту [email protected]

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Северный модерн | La frimeuse

Не скажу ничего нового, лишь сто пятьдесят первый раз повторю:

«Санкт-Петербург — удивительный город!»

Ходишь порой по одним и тем же улицам в центре, казалось бы, целую вечность и перестаешь замечать многое, углубляясь в свои мысли и заботы. Но стоит в какой -то момент перейти на другую сторону, просто поднять голову и «вах!» — все проблемы на какое -то мгновение испаряются, потому что перед тобой абсолютно невиданный до сих пор вид.

Бывает ощущение, что фасады домов скрывают свою истинную красоту, приберегая ее на особенный случай. И вот, в какое то мгновение, когда свет ли упадет под определенным углом, или небо перестанет, наконец, быть серым и отразится в темных окнах глубоким голубым цветом, то ли просто состояние души такое,что готово воспринимать только прекрасное, но именно тогда здания преображаются совершенно фантастическим образом. Город вдруг меняется, восторг переполняет, и начинаешь понимаешь, он — странный, мистический,  великолепный, и он — лучший.

 

И только в Санкт-Петербурге и еще немного в Выборге вы можете познакомиться с суровой элегантностью такого явления в истории архитектуры, как «Северный  модерн».

Дом Лидвалей (Каменноостровский проспект, 1/3) , архитектор Фридрих Лидваль.

Этот стиль появился в начале ХХ столетия, в некоторой степени, под влиянием архитектуры  Финляндии и Швеции, где национальный романтизм с его увлечением сюжетами древних сказаний, обращением к своей культуре, традициям и истории стал в то время  одним из основных направлением в искусстве этих стран.

Pohjola, здание, архитектуры Герман Гезеллиус, Армас Линдгрен и Элиэль Сааринен (Herman Gesellius, Armas Lindgren and Eliel Saarinen) , Хельсинки

Россию же познакомил современной культурой «северных соседей» не кто иной , как Сергей Дягилев. Этот человек , поистине — титаническая фигура в российской культуре, поражает размах его деятельности, вкус  и страсть к искусству.

В 1897 Дягилев организовал в училище технического рисования барона А. Л. Штиглица  году выставку скандинавских художников. Возможно этим, он открыл перед архитекторами  суровую поэзию нового для того времени направления, и в начале века  в Петербурге стали возводиться дома в стиле «Северного модерна».

Дом Лидвалей (Каменноостровский проспект, 1/3) , архитектор Фридрих Лидваль. Фото Решетова.

Одним из первых   и архитекторов этого стиля стал  представитель шведской диаспоры Петербурга Федор (Фридрих) Лидваль.

Его посторойки  в период с 1901 по 1907 год, в том числе  жилой комплекс  самой семьи Лидвалей (Каменноостровский проспект, 1/3), стали классикой Северного Модерна.

Дом Лидвалей (Каменноостровский проспект, 1/3) , архитектор Фридрих Лидваль.

В 1898 году участок на Каменноостровском проспекте купила мать архитектора Федора Лидваля Ида Бальтзаровна. Для архитектора эта постройка стала первой самостоятельно работой.

Дом Лидвалей (Каменноостровский проспект, 1/3) , архитектор Фридрих Лидваль.

Архитектор воздвиг целый комплекс зданий разной этажности. Но несмотря на асимметрию,  архитектурное сооружение, в целом, кажется единой стройной композицией.

Ему же принадлежит  новшество, ранее не встречавшиеся в  архитектуре Петербурга. Он спроектировал большой парадный двор, выходящий навстречу улице. Благодаря чему, в квартиры попадало много дневного света.  Это был совершенно нетрадиционный вариант  доходного дома . В основном постройки Санкт-Петербурга  имели «дворы-колодцы». Небольшие внутренне пространства, в которых каждый звук был слышан даже на самом высоком этаже.

Декор фасада несет все черты стиля модерн. Рельефная надпись «1902» украшает центральный портал, год постройки. По сторонам от надписи, начинается самое интересное, присущее только северному модерну — почти сказочные изображения природы. Птица, прилетевшая и севшая на сосновую ветку, рядом заяц, а за ним еще один выбегает из леса.

 

В этом доме  на 3 этаже занимала до 1915 года сама хозяйка – Ида Лидваль, а в соседних квартирах на этом же этаже жили ее сыновья Эдуард Лидваль и Федор Лидваль. Из известных жильцов там некоторое время жил художник Кузьма Петров-Водкин.

 

Здание страхового общества «Россия» на Большой Морской улице,1907, 

архитектор Г. Гимпель

Если вы однажды прохаживаясь по Большой Морской , и наслаждаясь началом  сезона Белых ночей, вдыхая влажный воздух холодного питерского лета,поднимите голову и можно обнаружите, что  серое здание внизу облицованное грубым камнем под номером 35, устремилось вверх чистыми и удлиненными формами, заканчиваясь тремя фронтонами. Фриз здания декорирован сказочными панно, на которых витязи стройными рядами  проходят вдоль карниза в суровые походы.

Одна из особенностей Северного модерна, разнообразие текстур облицовки. Стены здания покрыты светло-серым гранитом. Первый этаж дома облицован блоками красного гангутского гранита. Дымчато-розовый гранит из месторождения Ковантсари — это облицовочный материал верхних этажей. Сочетание черного, красного и светлого серовато-розового камня нарядный вид.  Но самым эффектным элементом декора выступают майоликовые композиции на тему «русский север», выполненные по рисункам Н. К. Рериха. Верхний майоликовый мозаичный фриз погиб в годы блокады Ленинграда. Сохранились только три небольшие вставки над окнами второго этажа.

В 2009 г. майоликовый фриз воссоздали специалисты фирмы «Полиформ-Р», под руководством А. В. Олейника.

 

Дом с совами, дом Путиловой на Большом проспекте Петроградской стороны, 1907, архитектор Ипполит Претро

 

Большой проспект П.С., 44

Совы венчают портал здния из этого он был прозван в народе «Дом с совами» .  Архитектор Ипполит Претро – одним из основных представителей северного модерна в Петербурге построил этот дом для купчихи Путиловой, владевшей магазином на  Васильевском острове.

Поначалу здание приковывает внимание тем художественным беспорядком, в котором разбросаны окна, выполненные в разных формах: тут они шире, а здесь, наоборот, уже и протяженнее. Следом за этим взор падает на ступенчатый шаг эркеров и обилие орнаментов, при создании которых архитектор вдохновлялся образами из северного фольклора, флоры и фауны.

Дом стал одним из самых ярких примеров стиля Северный модерн, который стал делать первые шаги в Петербурге и архитекторы были  в некотором поиске.

В 1912 году   Претро был награжден серебряной медалью на городском конкурсе лучших фасадов, что по тем временам было высшей наградой для архитектора.

Дом Бубыря

Стремянная улица, 11

В начале XX столетия петербургский зодчий Алексей Бубырь приобрел на Стремянной улице участок с постройкой и в компании с архитектором Николаем Васильевым возвел для себя доходный дом. В нем он планировал поселиться вместе с семьей, а остальные комнаты и квартиры отдавать в аренду горожанам. Это здание стало становится новой достопримечательностью из-за диковинных рисунков, обильно украшающих фасад здания. Какие только существа не спускаются по его стенам: вороны, рыбы, растения, малопонятные существа из легенд и сказок. Отдельное место в декоративном оформлении занимает образ солнца, который компенсирует обращенную на север основную часть фасада.

Строительство нового дома продолжалось  два года.  1907 год -дата окончания строительства.  На последнем, шестом этаже, стал проживать  Бубырь и его семья.

Бубырь владел домом до 1919 года, а вскоре после революции вынужден был уехать на Украину, где его жизнь оборвалась трагическим образом.

Фасад дома на Стремянной наполнен  изображениями стилизованных змей, рыб, человеческих голов, символов солнца. Парадный подъезд «охраняют» вырубленные каменные птицы. Этот причудливый  декор сочетается с  потемневшим от времени стенами этого несимметричного здания . Дом на Стремянной 11 считается одним  из лучших образцов  северного модерна в Санкт-Петербурге. Весь декор продуман до мелочей, включая решетку ворот и перила лестничных маршей.

Публика в доме проживала . В свое время рядом с Бубырем обитал еще один его партнер по архитектурным проектам Лев Ильин, после революции ставший главным архитектором Ленинграда и умерший в блокаду. Николай Васильев в 1917 году также недолго прожил под этой крышей, но затем отправился в Крым, оттуда — в Константинополь, а затем в Америку.

Вскоре свой дом покинул и Бубырь, лишившийся всех частных заказов. Маршрут вел на Украину, но оборвался на полпути. Есть сведения о том, что архитектора расстреляли бандиты. По одному из преданий, вдова Бубыря, дочь владельца фортепьянной фабрики Diederichs Freres, обнаружила семейный чемодан у одного священника. Тот признался, что нашел его рядом с двумя обобранными до нитки трупами. Обычное дело для Гражданской войны.

Доходный дом А.Л.Сагалова

архитектор Лишневский А.Л., 1900-1910 гг.

Лиговский пр., 2/ Свечной пер., 27

Это здание одно из самых интересных и самых поздних памятников северного модерна в Петербурге. Доходный дом был построен по проекту архитектора А. Л. Лишневского, при участии архитектора А. Л. Берлина и гражданского инженера Н. Н. Аистова, по заказу врача А. Л. Сагалова, директора частного родильного дома.

Некоторые считают, что много в композиции и декоре  заимствованно у другого архитектурного обьекта — дома Пиетинена в Выборге, на вокзальной площади, сооруженный в 1908 году архитекторами Юнгом, Бомансоном и Линдгреном, (о котором речь пойдет ниже).

Поверхность стен декорирована весьма скупо, только пилоны нижних этажей оштукатурены под каменную щепу. Тем большую роль играют украшающие дом рельефы. Центральным элементом фасада, выходящего на Лиговский проспект, является лестничная клетка, выделенная гигантским обрамлением с аттиком. Это достаточно редкий для Петербурга элемент. Обычно лестничные клетки старались ориентировать во двор. Фасад, выходящий на Свечной переулок, заметно длиннее, и декорирован более разнообразно. На нем есть два эркера, лоджии, центральное место занимают три эффектные львиные маски.

Черты «северного модерна» проявлялись и в ряде далеких от него творений. Суровый северный модерн преобладает над восточными мотивами в здании Соборной мечети. «Шведский дом» интересен главным фасадом, лоджией с группой балконов, эркеров и башен, которые связаны криволинейным фронтоном между собой.

 Выборг

Напротив железнодорожного вокзала можно увидеть большое здание в стиле национального романтизма. Это — бывший дом Пиетинена.

Дом был построен в 1906-1908 годах по заказу мебельного фабриканта Матти Пиетинена.

Проект дома разработали архитекторы Бертель Юнг и Оскар Боманссон.

Cеверный модерн — уникальное явление в русской архитектуре. Соединив в себе суровость и элегантность, ассиметричную композицию, сдержанную цветовую гамму, комбинацию текстур, игру свет и тени рельефных декоров, а иногда ярких вставок в виде мозаичных панно. Невероятный стиль задает уникальную атмосферу городу. Эти здания Санкт-Петербурга как одетые в серую замшу денди всегда сдержаны и полоны утонченного шика.

Северный модерн в Хельсинки. Лучшие архитектурные объекты и их история.: alkopona — LiveJournal

Пожалуй нет более интересного вопроса для жителей Петербурга, чем желание поинтересоваться целью очередной поездки в Хельсинки. Для большинства обитателей культурной столицы, столица соседнего государства представляет интерес только в период распродаж, а на духовное обогащение кладут с размахом: «Да нет ничего интересного в этом вашем Хельсинки. Вот смысл туда ездить?». Я же умудряюсь уже написать десятый пост на тему

В прошлом выпуске «архитектурного вестника от Алькопончика» из столицы соседнего государства, мы с вами рассматривали историю появления северного модерна и смотрели как финны с наслаждением высасывают через трубочку национальное достояние из одной единственной национальной книги - «Калевала». Правда у них это получилось настолько хорошо, что стоит поаплодировать и отдельно рассмотреть самые яркие образцы югендстиля.

Финский национальный театр (Suomen Kansallisteatteri)

К этому зданию даже бежать не придется, особенно если вы приезжаете в столицу финского государства на поезде. Многие, только вышедшие из здания на привокзальную площадь туристы, останавливаясь у входа и прикуривая сигарету после дальней дороги, с восхищением встречают изысканный образец зодчества, роняя в воздух «Ух ты ж ё». Ну или просто принимают его за средневековый замок. Что это такое?

2.

Финны, получившие свободу самовыражения на родном языке, изначально просто марали бумагу и писали неприличные слова на заборе используя точки над буквами и рассматривая как реагируют на это другие жители государства. При этом не охотно внедряли его во все сферы жизни, неспешно меняли навигацию и только начинали выпуск первых финских газет на родном языке.

3.

фото с сайта https://meshok.net/

Негативный оттенок был обусловлен расслоением общества. В стране все еще считалось, что престижно говорить на инородном шведском, а родной финский был средством выражения низших слоев населения. В этот сложный момент один из театральных деятелей решил изменить негативное мнение зарождавшееся в обществе и замахнулся на святое, на театр. «Надо бы создать свой театр с финским языком и актрисами!» - гаркнул он, а окружающие его люди с удивлением крутили палец у виска.

4.

Но, несмотря на непопулярный язык вещания со сцены, первый же театральный сезон прошел с успехом и в итоге труппа вывалила на зрителей 26 различных пьес, прозвучавших исключительно на родном языке. То такого успеха они не ожидали и от впечатления даже стали косо посматривать на оперу. А не спеть ли на финском? В итоге пьесы помогли реабилитировать родной язык, театр пошел с гастролями по всему государству и даже заскакивал в Петербург, ну и к 1902 году финоязычным актерам построили новый гранитный дом, который является настоящим отражением финского романтизма и ярким образцом колоритного югендстиля. Точный адрес - Läntinen Teatterikuja, 1.

Дом страхового общества Похьола (Pohjola)

Данный образец северного модерна был построен в эпоху расцвета данного стиля по всему миру в 1901 году, и пока в Петербурге строились Зингеры и Елисеевы, в Хельсинки выступало с заказами страховое общество. За дело взялись три мастера: Гезеллиус, Линдгрен, Сааринен.

5.
Дом страхового общества Pohjola в Хельсинки

Перед архитекторами этого дома стояла крайне интересная, но трудная задача. Говорят, что заказчики просили придать внешнему виду дома романтику карельских бревенчатых домов, ну вот архитекторы получившегося шедевра и нашли ответ на страницах вышеупомянутого эпоса «Калевала», срисовывая с его страниц троллей-атлантов и медведей-дозорных, грамотно вплетая их образы в архитектуру здания. При сооружении дома был использован самый «патриотичный» финский материал, доступный и роскошный гранит.

6.
Дом страхового общества Pohjola в Хельсинки

Найти архитектурные аналоги такой постройки просто невозможно ни в одном другом городе - это настоящий финский «продукт», которым можно тыкать в лицо приезжим туристам. «Смотри Ванька, смотри! Ты говоришь на Питер город похож. Вот это на Александровской улице кто наделал? А? Кто наделал?».

7.
Парадная дома страхового общества Pohjola и красивая скамейка

Так что когда будете пробегать по центру Хельсинки, не только внимательно рассмотрите здание по адресу Aleksanterinkatu, 44. Можете подкараулить пока кто-нибудь откроет вам двери (как это сделали мы) и тогда вашему вниманию предстанет чарующая красота северного модерна, выполненная в рамках финской национальной идеи.

8.
Лестница парадной подъезда дома страхового общества Pohjola Похьола в Хельсинки

Кстати, говорят, если поцеловать одно из мифических существ на здании, то страховая компания вам никогда не потребуется, а удача будет сопутствовать всю жизнь.

9.
Парадная подъезда дома страхового общества Pohjola Похьола в Хельсинки

Вилла Йоханна (Villa Johanna)

Пожалуй самым красивым обособленным зданием в стиле серверного модерна можно смело назвать виллу Йоханна, получившую свое название в честь жены бизнесмена Уно Стаудингера. Финский промышленник наследил в Хельсинки аж двумя домами, но если вилла Энси названная в честь дочери не так популярна, то версия жены постоянно собирает вспышки камер по адресу Laivurinkatu, 23–25.

10.
Парадная подъезда дома страхового общества Pohjola Похьола в Хельсинки

Может поэтому в 1970-х годах потомки семьи продали недвижимость в пользу бюро регистрации авторских прав композиторов и съехали подальше от папарацци? Правда потом красивую недвижимость отдали банку, а те ее снова продали частному лицу. Дом за невысокой каменной стеной поражает удивительным сочетанием нелинейных форм и присущей северному модерну асимметрией. Настоящее удовольствие получаешь, рассматривая разнообразную фактуру поверхностей фасада, которая варьирует от гладкого кирпича, геометрических блоков и цемента до мощной гранитной рустовки и декоративных поясов круглых отшлифованных камней.

Дом студенческой организации (Nylands Nation)

Ну а еще мне очень нравится творение знакомого жителям Выборга архитектора - Карла Хорда Сегерстадта. Конечно по имени его может никто и не знает, но именно его авторству принадлежит городской крытый рынок на центральной площади, одна из главных достопримечательностей города.

11.
Парадная подъезда дома страхового общества Pohjola Похьола в Хельсинки

В Хельсинки же этот мастер выкладывания домов из камня выиграл конкурс на возведение дома для студенческой организации Nylands Nation. В итоге на радость публики и набубонивающихся студентов предстал настоящий замок севера, способный выдержать наскоки пьяных студенческих ходоков. Куда идти чтоб насладиться этим шедевром? Записывайте - Kasarmikatu, 40.

12.
Парадная подъезда дома страхового общества Pohjola Похьола в Хельсинки

Друзья, я сейчас нахожусь в Словении и купаюсь в термальных водах Порторожа. Поэтому отвечать на комментарии буду с небольшой задержкой, но вы все равно их пишите. Я точно буду рад. Всех обнимаю.


Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:
Парадная подъезда дома страхового общества Pohjola Похьола в ХельсинкиПарадная подъезда дома страхового общества Pohjola Похьола в ХельсинкиПарадная подъезда дома страхового общества Pohjola Похьола в ХельсинкиПарадная подъезда дома страхового общества Pohjola Похьола в Хельсинки
Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

По вопросам рекламы и предложений писать на почту [email protected]

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Северный модерн Википедия

Се́верный моде́рн — направление интернационального модерна, получившее развитие в архитектуре северных стран[1] - в Швеции, Финляндии, Норвегии. В России направление связано, в основном с архитектурой Санкт-Петербурга, где развивалось в начале XX века под влиянием шведской и в особенности финской архитектуры национального романтизма. В более широком понимании — обращение к национальным истокам, переосмысление национальной средневековой архитектуры в рамках стиля модерн, в первую очередь в таких крупных центрах как Стокгольм, Рига, Хельсинки и Санкт-Петербург: это направление модерна рассматривают как один из этапов формирования Скандинавского дизайна.

Возникновение стиля[ | ]

Дом Шокина (Кимры, 1917, ул. Володарского, 11)

В Европе аналогичный стиль носит название «национальный романтизм». Термин «северный модерн» — более поздний, возник в советское время и не используется западными искусствоведами. Его появлению в России способствовали усилившиеся в начале XX века культурные и экономические связи с Финляндией и Швецией — странами, где национальный романтизм — главное течение в искусстве, а также возросший интерес к русскому народному искусству, фольклору, деревянному и каменному зодчеству русского Севера.

В октябре 1897 Дягилев организует в музее училища технического рисования барона А. Л. Штиглица выставку скандинавских художников. В экспозицию вошли отобранные в мастерских Скандинавии и Парижа произведения более семидесяти художников Швеции, Норвегии, Дании. Среди них — Андерс Цорн, Бруно Лильефорс, Карл Ларсон.

В январе 1898 года Сергей Дягилев организует Выставку русских и финских художников, в которой наравне с Александром Бенуа и Михаилом Врубелем участвуют художники В. Бломстед, Аксели Галлен-Каллела и другие.

Знакомство с их творчеством оказало огромное влияние на русск

Стиль северный модерн в архитектуре Санкт-Петербурга

Начало ХХ столетия в Петербурге ознаменовалось появлением нового архитектурного стиля, одной из характерных особенностей которого было использование в оформлении экстерьеров изображений птиц, животных, орнаментов и растений, заимствованных из северного фольклора. Они вносили значительное оживление в массивный и строгий фасад петербургских домов. Стиль архитектуры, продолжающий романтические традиции шведских и финских преданий, получил название "северный модерн". Его появлению способствовало значительное укрепление связей России со Швецией и Финляндией. В искусстве этих стран основным направлением был романтизм, активно использующий сюжеты из былин и сказок.

северный модерн в архитектуре санкт петербурга

Данная статья знакомит нас с яркими памятниками северного модерна в архитектуре Санкт-Петербурга.

Приметы стиля

Главными внешними приметами архитектуры северного модерна являются подобранные с большим мастерством сочетания природных и искусственных отделочных материалов. Здесь каждая составляющая выигрывает от соседства с другим.

В облицовке цоколя часто используется финский гранит. В стиле северный модерн предусматривается его грубая обработка, наличие гладко тёсаных фрагментов и элементов скульптуры. Плоскость стен на верхних этажах покрыта отделочным кирпичом или слоем фактурной штукатурки.

северный модерн спб

Среди элементов отделки зданий выделяются орнаменты, навеянные образами северного фольклора - его фауной и флорой. Обращает на себя внимание частое использование майолики и цветной керамической плитки.

Форма зданий, выполненных в стиле северный модерн, довольно массивна, в архитектуре нет мелких декоративных элементов.

Контрастные сочетания фактур и форм, разнообразие оконных проемов, их сочетание с простенками и общим тоном фасада домов, выполненных в стиле северный модерн, в Санкт-Петербурге в полном смысле слова превращены в холодную сложную структуру, напоминающую одновременно масштабные сооружения средних веков и северные скальные ландшафты.

Северный модерн в архитектуре Санкт-Петербурга не был распространен массово, но все же с ним связаны одни из наиболее ярких страниц в истории дачного строительства Санкт-Петербурга начала ХХ в. Основными особенностями направления, которые по достоинству оценили жители этого региона, стало использования природных материалов — дерева и камня, стилизация мотивов народной архитектуры севера и средневековья, органичная взаимосвязь экстерьера сооружений с ландшафтным окружением.

дом в стиле северный модерн

Северный модерн в Петербурге: история

Развитие стиля в СПб проходило под значительным влиянием финской, шведской и неоромантической архитектуры.

Художником, проложившим дорогу от северных стран к Петербургу, был Сергей Дягилев, который организовал выставку скандинавских художников в 1897 году в училище технического рисования барона Штиглица. Позже скандинавские мотивы были подхвачены архитекторами, начавшими возводить в Петербурге дома в невиданном до того времени стиле.

Известно, что проводником стилевых идей от первоисточника явился Фридрих (Федор) Лидваль, один из представителей шведской диаспоры в Северной столице.

По его проектам в Петербурге в период с 1901-1907 гг. были построены здания, ставшие альтернативой распространению в городе австрийского и немецкого вариантов модерна.

Специалисты отмечают значительное влияние на формирование творческой манеры архитектора таких крупных фигур в шведском неоромантизме, как Боберг и Классон.

Важный вклад в формирование стиля северный модерн на раннем этапе был внесен появлением строений, созданных по проектам Р. Мельцера, на Каменном острове. Позже влияние на стиль архитектуры финских мотивов стало одним из основных. Знаковые постройки 1907 года, такие как дом Путиловой на Большом просп. Петроградской стороны (работа архитектора И. Претро), и здание страхового общества «Россия» на ул. Бол. Морская (работа архитектора Г. Гимпеля), представляют признаки прямого цитирования работ их финских коллег - Л. Сонка и Э. Сааринена. Этим, впрочем, как уверяют специалисты, отнюдь не преуменьшается индивидуальность и высокое художественное качество данных произведений.

Во второй половине первого десятилетия ХХ северный модерн в СПб становится основным архитектурным течением, привлекшим к себе интерес молодых архитекторов. С этим временем связывают основные достижения Н. Васильева, бывшего приверженца романтизма, в работах которого прослеживается индивидуальное видение стиля. Над восточными мотивами преобладает северная тема и в фасаде дома А. Бубыря (ул. Стремянная), и в окончательном проекте Соборной мечети, и в некоторых других зданиях.

ресторан северный модерн

В дальнейшем северный модерн был подвергнут резкой критике, носившей нередко шовинистический характер. В качестве альтернативы так называемому чухонскому модерну выступила неоклассика, которую позиционировали как подлинно национальный (имперский) стиль. И все же появлялись все новые и новые здания в стиле северный модерн. Прежняя декоративность уступила место рационализму.

Мелкий орнаментальный и скульптурный декор, формирующий романтический образ, сменился пластическим сочетанием крупных объемов фасада – балконов, эркеров, кровельных силуэтов. Особенно интересны, как считают специалисты, доходные дома в стиле северный модерн, построенные в 1910–1915 гг. (архитектор А. Бубырь).

Представители

Северный модерн в СПб представлен творчеством ведущих архитекторов:

  • Владимира Апышкова;
  • Алексея Бубыря;
  • Николая Васильева;
  • Александра Зеленко;
  • Федора Лидваля;
  • Георгия Макаева;
  • Ипполита Претро.

Дома в стиле северный модерн, Санкт-Петербург: ТОП-5 самых известных строений

Стоит пройти по этому виртуальному маршруту, проложенному любителями стильной архитектуры. Он ведет к наиболее известным зданиям, построенным в СПб в стиле северный модерн, и знакомит с их историей. Данные строения являются яркой страницей в каталоге достопримечательностей города.

Дом Бубыря на ул. Стремянной, 11

В начале ХХ века петербургским зодчим Алексеем Бубырем был приобретен на ул. Стремянной участок с постройками. Вместе с архитектором Н. Васильевым мастер начинает возведение доходного дома, в котором планирует поселиться вместе со своей семьей, а остальные квартиры и комнаты сдавать в аренду. Здание быстро приобрело известность и стало одной из новых достопримечательностей. Прохожих удивляли и восхищали диковинные рисунки, обильно украшающие его фасад. Каких только существ нельзя было увидеть на его стенах: вороны, рыбы, фантастические растения, странные существа из сказок и легенд. Особое место в украшении дома было отведено образу солнца, словно призванному освещать главную сторону дома, обращенную на север: сюда не попадают теплые солнечные лучи.

северный модерн в санкт петербурге

Строительство продолжалось в течение двух лет. В 1907 году здесь стали селиться новые жильцы. На самом последнем, шестом этаже, поселился сам архитектор с семьей.

Особенности стиля в строении на Стремянной

Это величественное строение, возвышающееся над Стремянной улицей, является ярким примером северного модерна: архитектором Васильевым, основным исполнителем декоративных работ на главном фасаде, совмещено множество черт, списанных с русских достопримечательностей и средиземноморских памятников.

Завершение эркер шокирует зрителя и вызывает ассоциации с куполами новгородских соборов, каменными брусьями, выстроенными по бокам проезда и входа. Дом напоминает о подъемных мостах, ведущих к средневековым замкам, а солярные знаки, одновременно отдающие дань как европейскому, так и русскому зодчеству, можно увидеть на железных ограждениях и штукатурке.

Судьба дома

Бубырь являлся собственником дома до 1919 года, после революции ему пришлось уехать в Украину, где вскоре его жизнь трагически оборвалась.

Дом же остался стоять на своем месте и, подобно многим другим памятникам архитектуры, повидал очень многое. Здание выстояло в пекле революции, войн и перестройки. Довелось ему повидать среди своих жильцов и легендарных горожан: бывшая квартира архитектора была разбита на коммунальное жилье, здесь обитал знаменитый Эдуард Хиль. В дальнейшем в доме было открыто кафе «Эльф», в котором любили собираться приобретшие огромную популярность представители ленинградского андеграунда: Виктор Цой и Борис Гребенщиков. Известно, что во дворе этого дома проводились съемки фильма «Брат».

«Толстовский дом» (доходном доме графа Толстого М. П.) по ул. Рубинштейна, 15-17

Этот огромный 6-этажный дом недаром называют "городом в городе". Особенности его планировки заключаются в наличии трех дворов, соединенных проездами, которыми образуется настоящий жилой квартал и создается впечатление, что жители обитают в пространстве, совершенно отдельном от остального города: в этих дворах потрясающе много места, а еще они отличаются какой-то своей особенной атмосферой. Архитектор - Федор Лидваль, заказчик строительства грандиозного здания - генерал-майор граф М. Толстой, участник русско-турецкой войны (1877-1878 гг.).

стиль северный модерн

Лидваль любил в своих работах использовать элементы, навеянные эпохой Возрождения. В оформлении дома Толстого можно встретить широкие лоджии на верхних этажах, ренессансные проезды-арки. Декоративное оформление отличается намеренной сдержанностью: лишь изысканные вазы в руках у купидонов, стоящих в нишах, украшают подъезды.

Дом задумывался в качестве жилья для представителей всех сословий: здесь были предусмотрены как роскошные квартиры, изумляющие своей дороговизной, так и скромные бюджетные варианты. Планировкой предусматривались лифты, прачечная и водопровод.

Данный дом можно считать рекордсменом по количеству проживающих в нем в разное время знаменитостей, среди которых историки называют писателя Александра Куприна, художника Михаила Шемякина, балерину Ирину Колпакову, писателя и журналиста Аркадия Аверченко, поэта-революционера Василия Князева и многих других. В некоторых дворах толстовского дома в разные времена ежедневно можно было увидеть идущих в гости или возвращающихся домой А. Ахматову, И. Бродского, С. Довлатова, А. Розенбаума, В. Гергиева, А. Райкина, А. Фрейндлих, О. Басилашвили, М. Боярского и Л. Луппиан. Дворы и экстерьер самого здания нередко служили декорациями для съемок фильмов: здесь снимали "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Зимнюю вишню", "Рожденную революцией" и "Бандитский Петербург".

"Сахарная голова" (особняк Э. Г. Фолленвейдера) на Большой аллее, 13

Каменноостровский проспект славится богатством памятников архитектуры в стиле северный модерн. Особенно это прослеживается в экстерьерах особняка, владельцем которого был швейцарский подданный, портной и поставщик императорского двора Э. Фолленвейдер, Дом был построен в 1905 году по проекту архитектора Мельцера. Особняк является образчиком северного модерна, но отличается от остальных элементами неоготики. Объясняется это тем, что здание было экспериментальным вариантом, положившим начало только появившемуся в городской архитектуре направлению северного модерна.

Стилистика дома

Стилистическое решение постройки восходит к традициям скандинавского и финляндского романтизма. Оно отличается монументальностью и простотой объемов, массивностью башни, украшенной выгнутым шатром. Обращает на себя внимание белая штукатурка стен, контрастирующая с красной кровельной черепицей и серым гранитом цоколя. Своим внешним обликом здание напоминает старинный скандинавский замок или традиционное здание в стиле модерн, широко распространенный в XX веке.

северный модерн в петербурге

Интересно, что как только здание было построено, народ его сразу же окрестил "Сахарной головой" - скорее всего, по причине светлого цвета штукатурки и вытянутой формы купола. Известно, что после революции в особняке находился санаторий. Сегодня особняк занимает консульство Дании.

О доходном доме И. М. Лидваля на Каменноостровском просп., 1/3

Известно, что в 1898 году участок на Каменноостровском проспекте был приобретен матерью зодчего Ф. Лидваля. Здание является первой самостоятельно работой архитектора. Новым приемом автора, ранее не известным в петербургской архитектуре, стало обустройство большого парадного двора, широко раскрытого навстречу улице. Этой деталью, нетипичной для петербургских доходных домов, обеспечивалось попадание в квартиры большого количества света.

северный модерн в архитектуре

Среди деталей, свойственных модерну, автором была использована рельефная картуш, которой он украсил центральный портал, и выбита дата окончания работ над этой частью дома - "1902". Справа от даты изображена сосновая ветка с шишками, близ которой можно увидеть лесную птицу, норовящую клюнуть сидящего подле нее зайца. За фигурой зайца виден выбегающий из лесной чащи его ушастый собрат. Слева от даты можно полюбоваться изображением головы рыси с широко раскрытой пастью, рядом примостилась на сучке сова с распахнутыми крыльями.

Экстерьер поражает обилием изображений ящериц, большеголовых рыб, лесных ягод, мухоморов, тюльпанов и пр. Приковывает к себе взгляд наличие многообразных эркеров и балконов, оконных проемов, увенчанных изображениями образов из фауны и флоры. Данные стилистические особенности стали причиной того, что дом упоминается в учебниках по истории архитектуры. На первом конкурсе "лучших фасадов" в СПб (1907 г.) работа архитектора была отмечена наградой.

Среди именитых жильцов дома называют семью Лидваль, художника К. Петрова-Водкина, актера Ю. Юрьева.

"Дом с совами" (доходный дом Путиловой Т. Н.) на Большом проспекте П. С., 44

Появлению своего неофициального названия здание обязано скульптурам сов, украшающих его фасад. Дом был построен в период с 1906 по 1907 гг. Его автором стал архитектор Ипполит Претро – один из представителей петербургского северного модерна. Здание строилось для купчихи Путиловой, которая в то время была владелицей одного из мануфактурных магазинов на Васильевском острове.

северный модерн

Дом обращает на себя внимание художественным беспорядком, окнами разной формы: широкиме, узкими, короткими, длинными. Далее зритель замечает наличие ступенчатого шага эркеров, изобилие орнамента, богатого образами, почерпнутыми из северной флоры, фауны и произведений фольклора. Дом с совами является знаменитой достопримечательностью города. При условии отсутствия декоративных элементов дом можно было бы считать обычным монолитным блоком, внутри которого есть двор-колодец. Но присутствие оригинальных наличников, балконов и изображений дивных существ делают фасад здания поистине незабываемым. Именно "Дом с совами" считается визиткой стиля северный модерн. В 1912 году работу зодчего Претро на конкурсе лучших фасадов отметили серебряной медалью. В то время это означало признание высокого мастерства автора.

О возрождении традиций

К радости всех гурманов и поклонников вкусной и здоровой пищи не так давно в Петроградском р-не был открыт ресторан "Северный модерн". Название заведения напоминает об эпохе, ознаменованной беспрецедентным ростом русского национального самосознания, а также невиданным расцветом искусства, культуры и новых стратегий ведения бизнеса.

интерьер ресторана северный модерн

В названии отражено понимание владельцами необходимости возрождения и укрепления национальных традиций. Здание ресторана примыкает к строению, в котором расположен "ПетроКонгресс". Изысканные экстерьер и интерьер заведения гармонируют с самобытностью его меню, в котором преобладают блюда дореволюционной кухни.

Северный модерн Википедия

Дом Шокина (Кимры, 1917, ул. Володарского, 11)

В Европе аналогичный стиль носит название «национальный романтизм». Термин «северный модерн» — более поздний, возник в советское время и не используется западными искусствоведами. Его появлению в России способствовали усилившиеся в начале XX века культурные и экономические связи с Финляндией и Швецией — странами, где национальный романтизм — главное течение в искусстве, а также возросший интерес к русскому народному искусству, фольклору, деревянному и каменному зодчеству русского Севера.

В октябре 1897 Дягилев организует в музее училища технического рисования барона А. Л. Штиглица выставку скандинавских художников. В экспозицию вошли отобранные в мастерских Скандинавии и Парижа произведения более семидесяти художников Швеции, Норвегии, Дании. Среди них — Андерс Цорн, Бруно Лильефорс, Карл Ларсон.

В январе 1898 года Сергей Дягилев организует Выставку русских и финских художников, в которой наравне с Александром Бенуа и Михаилом Врубелем участвуют художники В. Бломстед, Аксели Галлен-Каллела и другие.

Знакомство с их творчеством оказало огромное влияние на русских художников. Общение Николая Рериха с финским художником Галлен-Каллелой вылилось в большую дружбу, сходство их живописи и взглядов на искусство неоднократно отмечалось.

Ведущий финский архитектор Элиэль Сааринен, бывший основоположником стиля финского национального романтизма, являлся членом Петербургской академии художеств и группы «Мир искусства». Он часто посещал Петербург, был лично знаком с Игорем Грабарем, Сергеем Дягилевым, Николаем Рерихом и другими известными деятелями русской культуры.

По проекту финского зодчего А. Шульмана в 1904 году в Санкт-Петербурге строился в стиле финского модерна дом И. В. Бессера (ныне

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о