Шедевры классицизма в архитектуре россии доклад – «Шедевры классицизма в архитектуре России. Здания эпохи классицизма в Москве и Петербурге.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Шедевры классицизма в архитектуре России

              Еще в середине XVIII в. Петербург был городом одиночных архитектурных ансамблей, утопал в зелени усадеб и был во многом похож на старую Москву. Затем началась регулярная застройка города вдоль прорезавших его проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.

              Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Андреяна Дмитриевича Захарова. В громадном здании архитектор выделил центральную башню. Ее динамичный вертикальный ритм как бы отталкивается от массивного кубического основания, переходит в меньший куб с легкой колоннадой, и затем стремительно взлетает золоченая игла с корабликом. Торжественно-мажорный ритм Адмиралтейства задал тон всей архитектуре города на Неве, а кораблик стал его символом.

                Принципиальное значение имело возведение в начале XIX в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы. Проектирование Биржи и оформление стрелки было поручено французскому архитектору Тома де Томону. В доработке проекта участвовал А.Д. Захаров. Творческое содружество архитекторов привело к блестящему решению задачи. Зеркало Невы объединило систему Петропавловекая крепость - стрелка Васильевского острова - Дворцовая набережная. Объем здания Биржи сравнительно невелик, но мощь его архитектурных форм в сочетании с ростральными колоннами позволила ему уверенно противостоять обширному пространству водной глади. Тема господства над водной стихией была развита и в дополняющей ансамбль монументальной скульптуре. Могучие фигуры, олицетворяющие главные реки России, были созданы скульпторами С.С. Пименовым, И.И. Теребеневым, В.И. Демут-Малиновским.

           Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрел вид цельного архитектурного ансамбля с постройкой в 1801-1811 гг. Казанского собора. Автор проекта Андрей Никифорович Воронихин, сын крепостного крестьянина, взял за образец собор св. Петра в Риме, творение великого Микеланджело. Использовав его мотивы, Воронихин создал оригинальное архитектурное произведение. Площадь перед Казанским собором, с двух сторон охваченная его колоннадой, стала одним из средоточии общественной жизни города. Во второй половине XIX в. здесь проводились митинги и демонстрации. В собор перенесли прах М. И. Кутузова. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, выполненные Б. И. Орловским.

    В 40-50-е  годы XIX в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича  Клодта “Укротители коней”, установленные  на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Скульптуры Клодта в аллегорической форме раскрывают тему борьбы человека со стихийными силами природы и победы над ними. Еще одна работа Клодта - памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. Император изображен верхом на лошади. Лошадь пританцовывает, император неподвижен - явный контраст с расположенным невдалеке памятником Петру I.

                    Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строился Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведенное в России в первой половине XIX в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тысяч человек. Проект был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном. В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства собора принимали участие скульптор П.К. Клодт и художник К.П. Брюллов. Собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. Величественное здание собора производит сильное впечатление. И все же автора проекта и заказчиков нельзя не упрекнуть в определенной гигантомании, которая свидетельствовала о вступлении классицизма в период кризиса.

             По проекту Монферрана была возведена и 47-метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади - памятник Александру I и одновременно - монумент в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Фигура ангела, держащего крест, была выполнена Б.И. Орловским.

                 Триумфальные мотивы Александровской колонны были подхвачены в скульптурном убранстве знаменитой арки Главного штаба, охватившего Дворцовую площадь с южной стороны. Вместе с тем здание Главного штаба, построенное по проекту К. И. Росси, как бы повторило торжественно-мажорные мотивы Адмиралтейства, расположенного наискосок от него. Тем самым ансамбль Дворцовой площади соединился с ансамблем Адмиралтейского проспекта.

                  Карл Иванович Росси, сын итальянской балерины, родился и жил в России. С его творчеством связаны завершающие работы по формированию петербургских ансамблей. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александрийского театра, Михайловского дворца (ныне - Русский музей). Не ограничиваясь возведением отдельных зданий, знаменитый маэстро перестраивал и переоформлял прилегающие к ним улицы и площади. Эти работы приобрели такой размах, что Росси одно время, казалось, был близок к осуществлению своей мечты -- сделать целый город произведением искусства. Но в этом своем стремлении зодчий мало учитывал повседневные нужды живущих в городе людей, и его творения стали превращаться в грандиозные декорации, не очень связанные с протекающей на их фоне жизнью. В творчестве Росси русский классицизм переступил вершину своего развития.

               Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси, другими русскими и иностранными архитекторами, - это шедевр мирового зодчества. Бережное его сохранение для детей и внуков - святая обязанность каждого нового поколения граждан России.       

        С развитием классицизма изменяются и основные композиционные схемы. Планы  городской усадьбы становятся более городскими: более тесным сделался усадебный участок, иногда суживающийся до размеров миниатюрного палисадника перед уличным фасадом и маленькой дворовой площадки позади дома. Фасадный фронт улицы приобрел большую жесткость и прямолинейность, он давит на расположение «городской усадьбы», — это сказалось и на конфигурации дома. И все же последний оставался в принципе усадебным, хотя он и сократил свои размеры и приобрел облик ампирного особняка.

        Типовые начала переносятся теперь также  и на обработку фасада, на пластическое и декоративное его убранство. В этом — одна из особенностей поздней стадии московского классицизма, обычно именуемой московским ампиром. В эту пору (10-30-е годы XIX века) вырабатываются новые мотивы и пластические приемы фасадного убранства, наделяющие жилые и общественные здания столь характерным «ампирным» обликом. Здесь типовое начало проявляется с еще большей последовательностью. Жилярди и Григорьев — виднейшие московские архитекторы-практики этого периода — неукоснительно придерживаются выработанных ими композиционных схем фасадного убранства, а также типовых деталей в этом последнем. В зависимости от характера здания, его масштабов, его положения в городе варьируется все тот же строго ограниченный «набор» этих деталей, равно как и вся композиционная схема. В нее обычно включаются: гладко рустованный цокольный этаж с окнами, украшенными тройным замковым камнем, иногда с крупной лепной маской, далее — гладкая стена второго этажа с высокими окнами вовсе без наличников, отделенная во всю длину фасада горизонтальной тягой от третьего этажа, окна которого, обычно значительно более низкие, иногда квадратные, имеют вместо наличника две выступающие по нижним углам полочки; гладь фасадной плоскости оживляется крупными лепными деталями (венками, личинами и т. п.), поставленными поверх окон третьего этажа. Если речь идет о двухэтажном здании, то применяется та же схема с соответственными изменениями, причем в таком случае окна второго (надцокольного) этажа обычно украшены замковыми камнями. Это одна из простейших и наиболее распространенных схем фасадного убранства. Те же мастера (а также Бове, Тюрин и другие) охотно применяют в качестве декоративного приема арочное окно, расчлененное колонками или лопатками на три части под общим широким архивольтом с вдавленным лепным фризом, обычно разбитым на трапециевидные сегменты. 

        Варианты  этого мотива, излюбленного московскими  мастерами, применяются в самых  различных случаях: и для украшения  боковых ризалитов главного дома и для портала садового павильона, и как декоративное решение центральной части фасада особняка он переходит даже в церковные постройки .

        Самая композиция фасада предельно упрощается. Сочетание крупного портика (четырехколонного в небольших особняках, шести- и  восьмиколонного в более крупных жилых и общественных зданиях, в отдельных случаях даже двенадцатиколонного) с гладкими стенами, вовсе не расчлененными по вертикали, но разделенными на горизонтальные полосы поэтажными тягами, определяет облик московского «ампирного» дома. Далее следуют характерные черты и детали этого облика. Если портик начинается с высоты второго этажа, то он бывает поставлен на выдвинутую вперед цокольную аркаду. Гладь стены подчеркивается рустовкой цокольного этажа и обычно не нарушается наличниками, так что окна кажутся как бы «врубленными» в стену. Вообще гладкая стена играет существенную роль в архитектурной эстетике позднего классицизма, и именно красота этой нерасчлененной стенной поверхности, составляющей выразительный фон для крупных пластических форм портика и для рельефа лепных деталей, старательно оберегается и подчеркивается в композиции фасада.

        Чем проще сочетание основных элементов  архитектурной композиции, тем большую  роль играет в ней цвет. Классицизм вырабатывает свое отношение к цвету  и свою гамму красок, особенно активную в архитектуре начала XIXвека. Полихромия Растрелли, это бурное празднество цвета, отливающего бирюзой стен, золотом капителей и ваз, белизной бесчисленных колонн, отошла давно в прошлое. Но оставлена также и «классическая», точнее говоря — ренессансная, однотонность построек Кваренги. Художественной нормой в архитектуре позднего классицизма становится двухцветность. Этот принцип органически связан с композиционной системой. Два контрастных цвета соответствуют сочетанию крупных архитектурных элементов и деталей с большими фоновыми плоскостями. Белые колонны портиков, белый рельеф лепных украшений — масок, венков, фризов — четко выделяются на глади теплых, охристо-желтых стен, и эти два основных цвета взаимно обогащают друг друга.     

     В Москве в 1749 году была построена  первая архитекторская школа знаменитого зодчего князя Д.В.Ухтомского, положившая начало профессиональному образованию в этой области. 

         Выпускниками этой  школы были такие известные мастера как М.Ф. Казаков и А.Ф. Кокоринов. Крупной величиной в архитектуре периода классицизма был также В.И. Баженов, создавший неповторимые произведения искусства, некоторые из которых сохранились до наших дней. 

    В. И. Баженов (1735 – 1799) 
             Сын бедного псаломщика, поступивший в Москве в ученики к живописцу, Баженов примкнул к школе Ухтомского, закончил гимназию при Московском университете.  

    Самое знаменитое сооружение Баженова – дом Пашкова в Москве на Ваганьковском холме против Кремля (1784 – 1786)           

    Пашко́в дом,  Дом Пашко́ва — одно из самых знаменитых классицистических  зданий  Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке

    .            

    Пашков  дом был построен в 1784—1786 годах  по заказу капитан-поручика  лейб-гвардии Семеновского полка  Петра Егоровича Пашкова, сына  денщика  Петра I, предположительно, по проекту архитектора  Василия Ивановича Баженова. На протяжении  XX  века  высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, — это устная традиция и архитектурная баженовская манера. 
               Впечатляющий вид здания вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъёма, на открытом углу двух спускающихся улиц. Главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице, а также к въезду с переулка, особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошено. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далёких ракурсных точек зрения.     

        Место здания важно и символически: Пашков дом стоит на холме напротив Боровицкого холма, увенчанного Кремлём. Важно отметить, что Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было глядеть на башни и постройки Кремля.          

    Здание  имеет разнообразный и интересный силуэт, благодаря тому, что оно скомпоновано из трех компактных архитектурных объёмов: центральный корпус и боковые крылья-флигеля. Упрощенно говоря, особняк, являясь одновременно городской усадьбой, имеет П-образную планировку с открытым в сторону въезда парадным двором. Оригинальность решения — въезд располагается не со стороны главного фасада, а в переулке, традиционная планировка оказывается как бы перевёрнутой. Высокий холм создает подножие зданию. Некогда перед особняком находился сад.       

Шедевры классицизма в архитектуре России - Искусство (II часть) - Каталог файлов

Шедевры классицизма в архитектуре России

Русский классицизм — одна из самых ярких страниц в исто­рии мирового зодчества. Он прошёл несколько этапов в своём развитии и достиг небывалого расцвета в период правления Екатерины II (1762—1796). Россия, ещё совсем недавно воспри­нявшая европейский художественный язык, оказалась страной, особенно богатой на талантливых архитекторов. Совместную творческую деятельность русских и иностранных мастеров от­личали высокий профессионализм и следование принципам классицизма, дававшее им богатые возможности для воплоще­ния новых общественных и художественных идеалов.

Русская архитектура классицизма включала об­щественные здания, дворцы, городские и загород­ные усадьбы, жилые дома. Основными художественными цент­рами по-прежнему были Петербург и Москва. В каждом из этих городов развивалась своя архитектурная концепция, предопре­делённая особенностью планировки и творческой манерой от­дельных мастеров.

«Строгий, стройный вид» Петербурга

Крупнейшим центром классицистической архитектуры стал Петербург — новая столица Российского государства.

Весь город в плавных разворотах,

И лишь подчёркивает даль

В проспектах, арках и воротах

Классическая вертикаль.

И все дворцы, ограды, зданья,

И эти львы, и этот конь

Видны, как бы для любованья

Поставленные на ладонь...

      Д. Самойлов. «Над Невой»

Архитектурный облик Петербурга, отличающийся офици­альностью, торжественностью и близостью к западноевропей­ской школе, складывался благодаря творениям замечательных мастеров: Ж. Б. Леблона (1679—1719; застройка Васильевского острова), Д. Трезини (1670—1734; ансамбль Петропавловской крепости и здание Двенадцати коллегий), А. Ринальди (1710— 1794; Мраморный дворец), И. Е. Старова (1745—1808; Тавриче­ский дворец), Д. Кваренги (1744—1817; Эрмитажный театр, зда­ние Академии наук, Смольный институт благородных девиц).

Одним из наиболее известных произведений эпохи зрелого, или строгого, классицизма является Таврический дворец, со­зданный Иваном Егоровичем Старовым. Большая городская усадьба Г. А. Потёмкина, построенная в честь победы в русско- турецкой войне, предназначалась для торжественных празднич­ных приёмов. Своим каре парадного двора она была раскрыта к Неве, по другую сторону дворца находился парк. Ансамбль дворца состоит из главного, увенчанного куполом двухэтажного здания и двух выступающих боковых флигелей с внутренними двориками. Центральная часть подчёркнуто строгого фасада дворца выделена глубоким портиком с высоким фронтоном. Гладкие стены, почти полностью лишённые украшений, расчле­нены прямоугольными окнами без наличников. Несмотря на ла­конизм и простоту ордерной композиции, здание выглядит на­рядно и торжественно, о чём писал поэт Г. Р. Державин:

«Пространное и великолепное здание не из числа обыкновен­ных... Наружность его не блистает ни резьбою, ни позоло­тою, ни другими какими пышными украшениями: древний изящный вкус — его достоинство; оно просто, но величест­венно».

Планировка дворца отличалась достаточной сложностью. Центральная часть, павильоны, жилые и хозяйственные корпу­са были соединены многочисленными переходами; в боковых объёмах также располагались гостиные, танцзалы, концертный зал. По сравнению со сдержанными фасадами интерьеры дворца были необычайно богаты и парадны. Главное украшение дворца — огромный зал с белыми колоннами, способный вместить пять тысяч человек, предназначался для торжественных празднеств. О его красоте восторженно писал Г. Р. Державин:

Великолепные чертоги

На столько расстоят локтях,

Что глас трубы в ловецки роги

Едва в их слышится концах.

Над возвышенными стенами,

Как небо, наклонился свод;

Между огромными столпами

Отворен в них к утехам вход.

Композицию центральных залов завершал великолепный зимний сад с ротондой. Следуя за обширной галереей, торжест­венно украшенной по периметру колоннадой, он являл собой подлинное произведение искусства. «С первого взгляда усом­нишься и помыслишь, что сиё есть действие очарования... там цветы пестреют, здесь излучистые песчаные дороги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, блистают стеклянные водоёмы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удо­вольствии» (Г. Р. Державин).

Прекрасным дополнением архитектурного облика столицы служили ансамбли классицизма в пригородах Петербурга: Александровский дворец в Царском Селе Д. Кваренги, Камеро­нова галерея в Царском Селе и дворец в Павловске Ч. Камерона (40-е гг. XVIII в. — 1812 г.).

К выдающимся творениям классицизма относятся сооруже­ния начала XIX в.: здания Адмиралтейства А. Д. Захарова (1761— 1811), российской биржи Тома де Томона (1760—1813), Ка­занский собор и здание Горного института А. Н. Воронихина (1759—1814), Михайловский дворец, Александринский театр, здания министерств и арки Главного штаба на Дворцовой пло­щади К. И. Росси (1775—1849), Исаакиевский собор О. Монферрана (1786—1858). Невозможно рассказать о каждом из этих гениальных творений, а поэтому обратимся лишь к некоторым из них.

В Петербурге начала XIX в. на первое место выдвигаются градостроительные задачи — создание архитектурных ансамб­лей и площадей. Большая протяжённость фасадов зданий, укра­шенных скульптурными композициями, простота ордерных форм существенно изменили облик города. Официальным цент­ром Петербурга становится Дворцовая площадь, образованная зданиями Зимнего дворца, Главного штаба с триумфальной ар­кой (К. Росси) и Адмиралтейства (А. Д. Захаров). Торговый центр города перемещается на Стрелку Васильевского острова (Тома де Томон). Мемориальным центром становится ансамбль площади Казанского собора (А. Н. Воронихин), выходящий на Невский проспект — главную магистраль города.

Одной из главных достопримечательностей, визитной карточкой Петербурга стало здание Адмиралтейства, к которому вели три главные магистрали города. Мечта Петра I о том, что «все флаги в гости будут к нам», вскоре стала реально­стью: корабли «...со всех концов земли к богатым пристаням» стремились.

К началу XIX в. здание Адмиралтейства об­ветшало, требовалась его капитальная реконст­рукция. В 1805 г. Андреян Дмитриевич Захаров был назначен главным архитектором Адмирал­тейства. Свои задачи он видел в бережном сохра­нении первоначальной структуры здания, в раз­работке и уточнении плана архитектурного комп­лекса, приведении его в стройную систему, в едином внешнем оформлении. Захаров сохранил два П-образных корпуса, между которыми неког­да проходил канал от Невы.

Главный фасад протяжённостью в 406 м (!) имел небольшую высоту — 16 м. Чтобы избежать монотонности и однообразия, Захаров разбивает фасад на пять частей. Его центром остаётся башня с золочёным шпилем «адмиралтейской иглы», вознёсшейся на высоту 72 м. Кораблик, венчающий шпиль, стал своеобразным символом горо­да — столицы морской державы. Первый ярус башни представляет собой монолитный куб, слу­жащий основанием для лёгкой и изящной колон­нады. Главный въезд осуществлялся через цент­ральную башню, он был оформлен в виде триум­фальной арки в честь русского флота.

По обе стороны от центральной башни распо­ложены два двенадцатиколонных портика, вы­держанных в спокойном дорическом стиле. Им вторят дополнительные выступы — ризалиты, украшенные шестью колоннами. Таким образом, строгая гладь стен, сочетающаяся с колоннадами, образует единый ритм фасада. Часть здания, вы­ходящую к Неве, Захаров украшает двумя па­вильонами. Перед одним из них дремлют львы — олицетворение силы и власти, перед другим лежат античные амфоры — символ вечной красоты и гар­монии.

А. Д. Захаров тщательно продумал скульптур­ные украшения архитектурного комплекса. Они также были призваны оживить общий вид мону­ментального здания. Для этих целей были привле­чены лучшие скульпторы того времени. Феодосий Фёдорович Щедрин (1751 —1825) изваял две груп­пы морских нимф, поддерживающих небесную сферу, — символ русского мореплавания, охватившего все оке­аны Земли. Им же были созданы 450 аллегорических масок над окнами. Иван Иванович Теребенев (1780—1815) украсил зда­ние двумя летящими фигурами Славы со окрещёнными знамё­нами, осеняющими корабли русского флота. Ему принадлежит аллегорическое панно с изображением Нептуна, передающего Петру I трезубец — символ владычества над морями. В целом все скульптурные украшения были призваны прославлять мор­скую державу России.

Казанский собор — одно из самых грандиозных по замыс­лу и великолепных по исполнению сооружений Андрея Ни­кифоровича Воронихина. Это замечательное здание, ставшее делом всей жизни архитектора, до сих пор является украше­нием Петербурга. А. Н. Воронихину было сорок лет, когда Па­вел I принял решение выстроить собор в честь прославленной иконы Казанской Богоматери. Император пожелал, чтобы но­вый храм как можно больше походил на собор Святого Петра в Риме. Обязательным условием было возведение колоннады перед фасадом здания. Став победителем в конкурсе проектов, Воронихин не собирался механически переносить итальян­ское творение на невские берега. Его оригинальный замысел от­личался смелостью решения и выверенностью научных расчё­тов.

Гармоничны и легки пропорции центрального портика глав­ного здания, украшенного шестью коринфскими колоннами и огромным треугольным фронтоном. Высокий купол (диаметр — 17 м) идеально соизмерен с размерами и пропорциями всего зда­ния. Он не подавляет, а торжественно венчает барабан, проре­занный удлинёнными и узкими окнами. При сооружении купо­ла были впервые в строительстве применены металлические конструкции из железа и чугуна.

Главным украшением собора является колоннада из 144 ко­лонн, расположенных в четыре ряда. Она естественно перехо­дит в широкую площадь, сливающуюся с главной магист­ралью Санкт-Петербурга — Невским проспектом. Мерный и сдержанный ритм колоннады с обеих сторон завершается ши­рокими проездами (около 7 м), напоминающими античные триумфальные арки. Современники сомневались, смогут ли ко­лонны выдержать тяжесть массивного свода, но их опасения оказались напрасными. Блестящий проект Воронихина был без­упречен не только с художественной, но и с технической точки зрения.

Ощущение торжественности и гармонии не только сохраня­ется, но и усиливается внутри здания. Стройные ряды парных колонн, высеченных из монолитных блоков розового гранита, разделяют пространства трёх нефов. Несмотря на скупость деко­ративного внутреннего убранства, стены, колонны и высокие своды собора блещут и переливаются полированным гранитом, мрамором и золочёной бронзой. К сожалению, А. Н. Воронихи­ну не удалось завершить строительство собора, но и то, что он ус­пел сделать, свидетельствует о выдающихся способностях мас­тера.

Желание царя Александра I (1777—1825) превратить Петер­бург в величественный имперский город, «мировую столицу», прославляющую русского императора, было осуществлено заме­чательным зодчим Карлом Ивановичем Росси (1775—1849), со­здавшим ряд монументальных творений в стиле ампир. Среди них — дворцово-парковый комплекс на Елагином острове (1818—1822), ансамбль площади со зданием Михайловского дворца (ныне Русский музей, 1819—1825), ансамбль Дворцовой площади со знаменитой аркой Главного штаба (1819—1822), ан­самбль Театральной площади с Александринским театром (1828—1839), здания Сената и Синода (1829—1834), определив­шие ансамбль Сенатской площади. Основной идеей архитектора стало прославление величия России, отражение её побед в Оте­чественной войне 1812 г. Планируя отдельное сооружение, Рос­си оформляет не только площадь перед ним, но и близлежащие строения в единый комплекс, который включает в цепь ансамб­лей города. Творения К. И. Росси по праву считаются вершиной русского градостроительства XIX в.

«Архитектурный театр» Москвы. В. И. Баженов и М. Ф. Казаков

Хотя «пред новою столицей померкла старая Москва» (А. С. Пушкин), именно здесь было создано немало архитектур­ных шедевров мирового значения. Главный из них — Пашков дом — принадлежит великому русскому зодчему Василию Ива­новичу Баженову (1737/38—1799). Этот дивный белый дворец, возвышающийся на холме, как на пьедестале, и сегодня являет­ся подлинным украшением Москвы. В общей композиции ан­самбля легко угадывается рука большого мастера, наделённого прекрасным знанием самых высоких достижений западноевро­пейской архитектуры, безошибочным чувством пропорций, ювелирной тонкостью отделки деталей, умением органично свя­зывать здание с окружающей природой.

Вход во внутренний двор усадьбы вёл через арку парадных въездных ворот, где был разбит пейзажный парк, ограждённый изящной кованой оградой с фонарями на столбах (в настоя­щее время сохранилась лишь часть решётки). В саду, укра­шенном беседками, фонтанами и скульптурой, гуляли редкие птицы. В прудах плавали экзотические рыбы и белоснежные ле­беди.

Великолепен главный дом с двумя низкими флигелями, под­чёркивающими протяжённость ансамбля и его раскрытость на­встречу Кремлю. Нижняя часть здания отделана рустом. Она выступает вперед и служит опорой для колонн портика и двух статуй, расположенных по его краям на уровне окон второго эта­жа. На фоне рустованной стены размещены арки оконных проё­мов, украшенные лепными гирляндами и масками львов. Они образуют своеобразную арочную галерею и подчёркивают общий ритм здания. Пилястры, охватывающие два главных этажа, придают стенам устремлённость вверх.

Зрительный эффект рассчитан таким образом, что взгляд не­пременно скользит вверх, к бельведеру (итал. belvedere — прекрасный вид) — круглой надстройке в виде павильона или бе­седки. До пожара в 1812 г. его венчала статуя богини Минервы. Лёгкость и изящество зданию придают античные вазы на балю­страде. Праздничная торжественность и нарядность здания до­стигнуты не обилием украшений, а соразмерностью частей, строгостью пропорций.

Всю жизнь В. И. Баженов мечтал возводить сооружения «к славе великой империи, к чести своего века, к беспримерной памяти будущих времён, к украшению столичного града, к уте­хе и удовольствию своего народа». Но, к сожалению, многим его замыслам не суждено было осуществиться. Фантастический план перестройки Кремля остался лишь в чертежах на бумаге и в деревянной модели. Екатерине II не понравились постройки дворцового ансамбля в Царицыно, на которые было потрачено целых 10 лет! По её приказанию строительство было запрещено: часть возведённых зданий следовало немедленно снести. Попав в опалу, Баженов покинул Москву и поселился в Петербурге. Павел I, давний поклонник и покровитель архитектора, вступив на престол, дал Баженову высокий чин действительного стат­ского советника, а через месяц подарил тысячу душ крестьян. Но царская милость пришла слишком поздно...

Новая московская архитектура конца XVIII — начала XIX в. обязана своими лучшими образцами творчеству Матвея Фёдоро­вича Казакова (1738—1812). За 50 лет своей деятельности он значительно изменил облик древней столицы, создав здесь нечто большее, чем десятки дворцов, общественных зданий, храмов и домов... Ему удалось не только не нарушить «естество» города, но и вступить в блистательный диалог с архитектурными соору­жениями старой Москвы.

Его имя не сразу засверкало на архитектурном Олимпе. В от­личие от В. И. Баженова, обучавшегося в Италии и во Франции, Казаков получил образование в России. Он был учеником из­вестного московского архитектора Д. В. Ухтомского (1719— 1774) и всегда ориентировался на русские архитектурные тради­ции. Диапазон его творчества был достаточно широк и включал общественные сооружения, храмы, усадебные и городские дома.

В 1768 г. судьба свела двух замечательных архитекторов вместе. Им было поручено создать «наиславнейшее в свете зда­ние» Большого Кремлёвского дворца. Несмотря на незавершён­ность работы, Казаков — первый помощник Баженова — про­шёл прекрасную школу архитектурного творчества. Сохранив­шиеся рисунки и чертежи для возведения увеселительных строений на Ходынском поле (1775), выполненные Казаковым с исключительным мастерством, ещё раз подчеркнули его архи­тектурное дарование. Императрица Екатерина II была вполне довольна и даровала ему чин архитектора. С той поры на него буквально хлынул поток заказов в Москве.

Петровский дворец — одно из самых значительных творе­ний М. Ф. Казакова. Ансамбль дворца представляет собой па­радный двор, замкнутый одноэтажными служебными корпуса­ми, прерывающимися восемью башнями (по четыре с каждой стороны). Классические мотивы сочетаются здесь с традицион­ными древнерусскими (бочкообразные столбы, стрельчатые ар­ки и окна, висячие гирьки, затейливые наличники). Красные кирпичные стены покрыты прихотливой вязью белокаменного декора. В архитектурном облике дворца также присутствуют го­тика и нарышкинское барокко.

Через год М. Ф. Казаков уже обду­мывал проект здания Сената в Кремле. Поразительное чувство меры и масшта­ба присущи треугольному в плане зда­нию (такую форму имел участок под строительство) с огромной купольной ротондой. Кажется, в нём ожили дух Античности и классические «законы чистого разума». В «безмолвную грома­ду камней холодных» Казаков сумел вдохнуть жизнь. Центры фасадов были искусно украшены дорическими колон­нами и пилястрами. Строгость и просто­та внешнего облика Сената контрастиро­вали с пышным интерьером Круглого за­ла, который современники справедливо называли «русским Пантеоном». Вдоль его стен идёт торжественный ряд коринфских колонн, в про­стенках между колоннами помещены рельефные панно. Высо­кий купол (диаметр 24,7 м) богато украшен кессонами. Екатери­на II, вступившая под его величественные своды, не смогла сдер­жать своего восторга.

К величайшим творениям М. Ф. Казакова принадлежат и здание «жилища наук» — Московского университета (1786— 1793), здание Благородного собрания (1784—1790-е), Голицын- ская больница (1796—1801, ныне Первая градская больница) и другие сооружения. Кроме того, он оставил нам свои бесценные альбомы чертежей всех главных московских построек. Рассмат­ривая их сегодня, мы как будто совершаем путешествие по ста­рым улицам Москвы, любуясь его гениальными творениями. И становятся понятными чувства, переполнившие душу худож­ника, когда он получил известие о пожаре в Москве в 1812 г. Он был воспринят М. Ф. Казаковым как великая национальная тра­гедия, принёсшая крушение всех его планов и замыслов.

 

Вопросы и задания

1. Какие архитекторы составили цвет и славу русской архитекту­ры XVIII — первой четверти XIX в.?

2. Как воплощён «строгий, стройный вид» Петербурга в выдаю­щихся памятниках архитектуры XVIII — начала XIX в.? Кто и как со­здавал архитектурный облик новой российской столицы?

3. Какую роль сыграли В. И. Баженов и М. Ф. Казаков в создании архитектурного облика Москвы XVIII в.? Что общего и в чём различия их творческой манеры?

4. Исследователь Д. Е. Аркин писал, что «Баженов не только под­нял русскую архитектуру до высоты европейского мастерства, но и внёс в неё глубоко самостоятельные черты, в которых мы одновремен­но читаем синтез старого и искания нового. Он явился для русской ар­хитектуры поистине её Ломоносовым». В чём именно выразился этот «синтез старого и искания нового» в творчестве великого архитектора? Какие открытия, равные по значению Ломоносову, ему удалось осуществить в своём творчестве? Как вы думаете, что дало основания для такого сравнения?

5. Какой вклад в создание архитектурного облика Москвы внёс М. Ф. Казаков? Можно ли согласиться с существующим мнением, что в его творчестве прослеживается преодоление барокко, последователь­ное развитие классицизма и предпосылки возникновения ампира?

 Творческая мастерская

1. А. С. Пушкин не раз обращался к описанию столицы Российско­го государства. В поэме «Медный всадник» (1833) он вдохновенно го­ворит о «юном граде», вознёсшемся «пышно, горделиво» вдоль ожив­лённых берегов Невы. Какие черты воспетого поэтом города могут сви­детельствовать о его принадлежности к архитектуре классицизма?

2. Расскажите о наиболее характерных памятниках классицизма в Санкт-Петербурге. Подготовьте заочную экскурсию о пригородах Санкт-Петербурга. Снимите любительский видеофильм об архитек­турных шедеврах классицизма Санкт-Петербурга (Москвы).

3. Сопоставьте архитектурные ансамбли собора Святого Петра в Риме и Казанского собора в Санкт-Петербурге. Что общего и в чём раз­личие между ними? Какие задачи своего времени решали архитекто­ры? Какие идеи эпохи они хотели воплотить?

4. Если в Петербурге классицизм проявил себя в создании градо­строительных комплексов, то в Москве — в мире отдельного жилого дома, особняка, городской усадьбы. «Регулярность», управлявшая развитием Петербурга, не довлела над Москвой, где происходили про­цессы обновления архитектурных форм. Что представляла собой архи­тектура барского дома (усадьбы)? Какое выражение в ней нашли прин­ципы классицизма?

5. Совершите прогулку по городу, в котором вы живёте. Если в нём имеются памятники архитектуры классицизма, попробуйте их опи­сать, подчеркнув их принадлежность к этому стилю.

6. Оформите альбом или выставку (стенд) собственными фотогра­фиями, на которых запечатлены известные архитектурные памятни­ки классицизма.

 Темы проектов, рефератов или сообщений

«История одного шедевра (на примере архитектурных памятников Москвы, Петербурга или другого города)»; «“Строгий, стройный вид” Петербурга»; «Регулярность и классический ордер в архитектуре общественных зданий Петербурга»; «“Ожерелье дворцов и парков” в пригородах Петербурга (Царское Село, Павловск, Ломоносов и др.)»; «“Архитектурный театр” В. И. Баженова»; «Жизнь и судьба В. И. Баженова»; «М. Ф. Казаков как автор классических образцов московской усадьбы»; «В мире русской усадьбы (Архангельское, Ос­танкино и др.)»; «Черты архитектуры классицизма в провинциальных городах России — по-выбору»; «Поэтика пейзажных парков России».

 

Книги для дополнительного чтения

Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990. Глинка Н. И. Строгий, стройный вид... М., 1992.

Кантор А. М. Искусство XVIII века. М., 1977. (Малая история ис­кусств).

Крюковских А. П. Дворцы Санкт-Петербурга. М., 1997.

Мастера искусства об искусстве / под ред. А. А. Губера. М., 1969. Т. 6.

Мирецкая Н. В., Мирецкая Е. В., Шакирова И. П. Культура эпохи Просвещения. М., 1996.

Павлов А. П. Храмы Санкт-Петербурга. М., 1995.

Рапацкая Л. А. Русское искусство XVIII века. М., 1995. Санкт-Петербург. Три века архитектуры. СПб., 1999.

Снегирёв В. Л. Зодчий Баженов. М., 1962.

Штилъмарк Р.А. Образы России. М., 1967.

 

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).

 

Шедевры классицизма в архитектуре России

Просмотр содержимого документа
«Шедевры классицизма в архитектуре России»

Шедевры классицизма в архитектуре России  Русская архитектура классицизма включала общественные здания, дворцы, городские и загородные усадьбы, жилые дома.  Основными художественными центрами  по-прежнему были Петербург и Москва

Шедевры классицизма в архитектуре России

Русская архитектура классицизма включала общественные здания,

дворцы,

городские и загородные усадьбы,

жилые дома.

Основными художественными центрами

по-прежнему были

Петербург и Москва

Одним из наиболее известных произведений эпохи зрелого, строго классицизма является Таврический дворец , созданный Иваном Егоровичем Старовым

Одним из наиболее известных произведений эпохи зрелого, строго классицизма является Таврический дворец , созданный Иваном Егоровичем Старовым

Одним из наиболее известных произведений эпохи зрелого, строго классицизма является Таврический дворец , созданный Иваном Егоровичем Старовым Одной из главных достопримечательностей, визитной карточкой Петербурга стало здание Адмиралтейства . Архитектор Андреян Дмитриевич Захаров

Одной из главных достопримечательностей, визитной карточкой Петербурга стало здание Адмиралтейства . Архитектор Андреян Дмитриевич Захаров

Одной из главных достопримечательностей, визитной карточкой Петербурга стало здание Адмиралтейства . Архитектор Андреян Дмитриевич Захаров Скульптор Феодосий Фёдорович Щедрин изваял две группы морских нимф , поддерживающих небесную сферу, - символ русского мореплавания. Им же созданы 450 аллегорических масок над окнами. Скульптор Иван Иванович Теребенев украсил здание двумя летящими фигурами Славы со скрещенными знаменами, осеняющими корабли русского флота

Скульптор Феодосий Фёдорович Щедрин изваял две группы морских нимф , поддерживающих небесную сферу, - символ русского мореплавания. Им же созданы 450 аллегорических масок над окнами.

Скульптор Иван Иванович Теребенев украсил здание двумя летящими фигурами Славы со скрещенными знаменами, осеняющими корабли русского флота

Казанский собор – одно из самых грандиозных по замыслу и великолепных по исполнению сооружений Андрея Никифоровича Воронихина

Казанский собор – одно из самых грандиозных по замыслу и великолепных по исполнению сооружений Андрея Никифоровича Воронихина

 Центральный портик главного здания украшен шестью коринфскими колоннами и огромным треугольным фронтоном. Высокий купол (диаметр-17м) торжественно венчает барабан, прорезанный удлиненными и узкими окнами.  Главным украшением собора является колоннада из 144 колонн, расположенных в четыре ряда.

Центральный портик главного здания украшен шестью коринфскими колоннами и огромным треугольным фронтоном. Высокий купол (диаметр-17м) торжественно венчает барабан, прорезанный удлиненными и узкими окнами.

Главным украшением собора является колоннада из 144 колонн, расположенных в четыре ряда.

Карл Иванович Росси создал ряд монументальных творений в стиле ампир. Среди них ансамбль площади со зданием Михайловского дворца (ныне Русский музей)

Карл Иванович Росси создал ряд монументальных творений в стиле ампир. Среди них ансамбль площади со зданием Михайловского дворца (ныне Русский музей)

Карл Иванович Росси создал ряд монументальных творений в стиле ампир. Среди них ансамбль площади со зданием Михайловского дворца (ныне Русский музей) Карл Иванович Росси Ансамбль Дворцовой площади со знаменитой аркой Главного штаба

Карл Иванович Росси

Ансамбль Дворцовой площади со знаменитой аркой Главного штаба

Карл Иванович Росси Ансамбль Дворцовой площади со знаменитой аркой Главного штаба Карл Иванович Росси Ансамбль Дворцовой площади со знаменитой аркой Главного штаба Карл Иванович Росси Ансамбль Театральной площади с Александринским театром

Карл Иванович Росси

Ансамбль Театральной площади с Александринским театром

Карл Иванович Росси Ансамбль Театральной площади с Александринским театром Карл Иванович Росси Здания Сената и Синода (ансамбль Сенатской площади)

Карл Иванович Росси

Здания Сената и Синода (ансамбль Сенатской площади)

Здание Сената

Здание Сената

Здание Сената Пашков дом – принадлежит великому русскому зодчему Василию Ивановичу Баженову

Пашков дом – принадлежит великому русскому зодчему

Василию Ивановичу Баженову

Пашков дом – принадлежит великому русскому зодчему Василию Ивановичу Баженову Василий Баженов Дворцовый ансамбль в Царицыно

Василий Баженов

Дворцовый ансамбль в Царицыно

Василий Баженов Дворцовый ансамбль в Царицыно Петровский (путевой) дворец Матвея Фёдоровича Казакова

Петровский (путевой) дворец

Матвея Фёдоровича Казакова

Петровский (путевой) дворец Матвея Фёдоровича Казакова Петровский (путевой) дворец Матвея Фёдоровича Казакова

«Шедевры классицизма в архитектуре России»

Сценарий урока МХК в 11 классе

учителя МХК МБОУ «Школа № 16»

Колосковой Елены Васильевны

Тема: «Шедевры классицизма в архитектуре России»

Цель: познакомить учащихся с выдающимися архитектурными сооружениями российского классицизма, с главными чертами русской архитектуры начала XVIII века, с твореньями русских и зарубежных мастеров и их вкладом в развитие русской классической архитектуры в начале XVIII века, показать их красоту и неповторимость.

Задачи:

  1. Воспитание устойчивого интереса к различным направлениям русского искусства.

  2. Изучение творчества знаменитых российских архитекторов, особенностей классицизма в архитектуре Москвы и Санкт Петербурга

  3. Развитие культуры речи и общения, навыков самостоятельной работы с текстом, исследования необходимых материалов в сети Интернет для создания учебных презентаций.

Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: урок - панорама

Методы: метод наглядности, метод эмоционального погружения, метод творческого сотрудничества, проблемно-поисковый метод, исследовательский метод, метод рефлексивного анализа.

Оборудование: ПК, медиа проектор, учебное электронное пособие «Шедевры архитектуры», учебная презентация по теме урока, распечатанные фрагменты из энциклопедии «Искусство» и «Архитектура».

Содержательная часть урока

Этапы урока

Время

Приемы, методы

Что делают ученики

Что делает учитель

1.Организационный момент Введение темы урока.

1 мин.

Фронтальный опрос.

Приветствуют учителя.

Отвечают на поставленные вопросы, выражают свои мысли.

Проверяет готовность класса. Приветствует учащихся.

Задает вопросы.

2. Актуализация ранее полученных знаний

10 мин.

Фронтальный опрос.

Постановка учебной проблемы.

Отвечают на поставленные вопросы, выражают свои мысли.

Задает вопросы.

Сталкивает две противоположные точки зрения. Выводит на дискуссию учащихся.

3. Повторение ранее пройденного учебного материала.

5 мин.

Дифференцированное обучение.

Групповая форма работы.

Работа в малых группах. Выполнение индивидуальных заданий.

Проверяет прочность, глубину осознанность знаний.

4. Изучение нового материала.

20 мин.

Метод наглядности. Метод эмоционального погружения.

Метод творческого сотрудничества.

Просматривают презентацию. Учащиеся делают сообщения о ПМК Петербурга.

Делают записи в тетрадях.

Работают с книгой.

Ведет показ презентации.

Комментирует выступления учащихся.

5.Закрепление изученного материала

5 мин.

Проблемно-поисковый метод.

Выражают свои мысли по двум противоположным мнениям о русском классицизме.

Выслушивает мнения учеников, обобщает услышанное.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

4 мин.

Метод рефлексивного анализа

Высказывают свое мнение.

Выставляет, аргументировано оценки.

45 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель. Этот вид искусства называют «застывшей музыкой», « каменной летописью мира», великая русская императрица Екатерина II говорила, что это «…какая-то чертовщина, пожирающая уйму денег…это прямо болезнь…»

О чем же сегодня пойдет речь? (об архитектуре)

Слайд 1 (Тема)

2.Актуализация ранее полученных знаний.

Действительно, мы обратимся с вами к русской архитектуре второй половины 18- начала 19 веков, когда на смену пышному и богатому барокко пришел классицизм.)

    • Почему А.С.Пушкин писал, что «перед новою столицей померкла старая Москва»?

    • Кто из русских и иностранных зодчих создавал « строгий, стройный вид» Петербурга?

    • Какой вклад внесли В.И.Баженов и М.Ф.Казаков в создании архитектурного облика Москвы?

    На эти и другие вопросы мы с вами будем искать ответы в процессе нашего урока.

    Слайд 2(Классицизм)

    Вспомним основные черты стиля классицизм в архитектуре. Для этого из текстов, расположенных у вас на столах, выбираем главную информацию и составляем по ней 3 интересных вопроса. (Самостоятельная работа в тетради, ответы в скобках)

    У каждого ряда свой текст и вопросы должны получиться разные.

    Примеры возможных вопросов.

    1 группа

    • Временные рамки классицизма? (17- начало 19 веков)

    • Поясните название художественного стиля (перевод слова, античные истоки)

    • Что является основой архитектурного языка классицизма? (Античная ордерная система)

    1. группа

    Слайд 3 (схема ордеров)

    • Дайте определение ордера

    • Назовите вертикальные и горизонтальные части ордера (Колонна и антаблемент)

    • Основные ордеры Древней Греции (Дорический, ионический, коринфский)

    1. группа

    • Приведите примеры западноевропейских архитектурных сооружений в стиле классицизм.

    • Назовите выдающихся зарубежных архитекторов, представителей классицизма..

    Слайд 4 (Стихотворение)

    4.Изучение нового материала.

    Учитель. Итак, мы вспомнили истоки и особенности стиля, а теперь нам предстоит побывать на небольшой заочной экскурсии по Северной столице России – городу Санкт Петербургу. Помогут нам в этом ребята, которые выступят сегодня в роли гидов. А мы с вами, как настоящие туристы, будем вести «Путевые заметки», в которых кратко отразим заинтересовавшие вас факты о ярких личностях и их шедеврах. В добрый путь!

    Во время «экскурсии» группы выполняют свои задания - выписать в творческую тетрадь:

    1. Название и автора шедевра

    2. Цель строительства

    3. Интересные факты и цифры

    Рассказы «гидов» сопровождаются показом презентации

    слайда

    Архитектурное сооружение

    Архитектор

    Примечания

    5

    Таврический дворец

    !783-1789

    Иван Егорович Старов

    Городская резиденция князя Г.А.Потемкина

    6

    Адмиралтейство

    (общий вид)

    Андреян Дмитриевич Захаров

    Длина фасада – 406 м, высота 16м

    7-8

    Казанский собор

    Андрей Никифорович Воронихин

    Павел I и его пожелания

    9

    Здания Министерств и Главного штаба

    Карл Иванович Росси

    Александр I

    Имперский город

    Ампир (Высокий классицизм)

    10

    Александринский театр

    К.И.Росси

    Театральная площадь

    11

    Исаакиевский собор

    О.Монферран

    1858-1858

    12

    Дом Пашкова

    Василий Иванович Баженов

    Отделка рустом, арочная галерея окон, бельведер

    13

    Дворцовый ансамбль в Царицыно

    В.И Баженов

    Трудная «судьба» шедевра

    14

    Примерные вопросы для закрепления

    Архитектурный облик Москвы

    Учитель. В старой столице – Москве – тоже было создано немало истинных шедевров мировой архитектуры. На примере творчества двух замечательных архитекторов, работавших почти одновременно – Василия Баженова и Матвея Казакова - мы с вами познакомимся с принципами классицизма, нашедшими свое отражение в архитектурном облике Москвы.

    Вопросы для мини- исследования.

    - почему известный русский искусствовед В.Никольский называет В.Баженова – члена Болонской и Флорентийской академий, профессора Римской академии «зодчим…с трагической судьбой?

    - Выявите в предложенном вам тексте оригинальные черты зодчества Матвея Казакова. В каких сооружениях они очевидны?

    ( на столах учащихся фрагменты из книги В Никольского «История русского искусства» )

    Дети озвучивают свои ответы.

    5.Закрепление изученного материала. Рефлексия.

    Учитель. Итак, сегодня мы

    «Шедевры классицизма в архитектуре России»

    Сценарий урока МХК в 11 классе

    учителя МХК МБОУ «Школа № 16»

    Колосковой Елены Васильевны

    Тема: «Шедевры классицизма в архитектуре России»

    Цель: познакомить учащихся с выдающимися архитектурными сооружениями российского классицизма, с главными чертами русской архитектуры начала XVIII века, с твореньями русских и зарубежных мастеров и их вкладом в развитие русской классической архитектуры в начале XVIII века, показать их красоту и неповторимость.

    Задачи:

    1. Воспитание устойчивого интереса к различным направлениям русского искусства.

    2. Изучение творчества знаменитых российских архитекторов, особенностей классицизма в архитектуре Москвы и Санкт Петербурга

    3. Развитие культуры речи и общения, навыков самостоятельной работы с текстом, исследования необходимых материалов в сети Интернет для создания учебных презентаций.

    Тип урока: Комбинированный.

    Вид урока: урок - панорама

    Методы: метод наглядности, метод эмоционального погружения, метод творческого сотрудничества, проблемно-поисковый метод, исследовательский метод, метод рефлексивного анализа.

    Оборудование: ПК, медиа проектор, учебное электронное пособие «Шедевры архитектуры», учебная презентация по теме урока, распечатанные фрагменты из энциклопедии «Искусство» и «Архитектура».

    Содержательная часть урока

    Этапы урока

    Время

    Приемы, методы

    Что делают ученики

    Что делает учитель

    1.Организационный момент Введение темы урока.

    1 мин.

    Фронтальный опрос.

    Приветствуют учителя.

    Отвечают на поставленные вопросы, выражают свои мысли.

    Проверяет готовность класса. Приветствует учащихся.

    Задает вопросы.

    2. Актуализация ранее полученных знаний

    10 мин.

    Фронтальный опрос.

    Постановка учебной проблемы.

    Отвечают на поставленные вопросы, выражают свои мысли.

    Задает вопросы.

    Сталкивает две противоположные точки зрения. Выводит на дискуссию учащихся.

    3. Повторение ранее пройденного учебного материала.

    5 мин.

    Дифференцированное обучение.

    Групповая форма работы.

    Работа в малых группах. Выполнение индивидуальных заданий.

    Проверяет прочность, глубину осознанность знаний.

    4. Изучение нового материала.

    20 мин.

    Метод наглядности. Метод эмоционального погружения.

    Метод творческого сотрудничества.

    Просматривают презентацию. Учащиеся делают сообщения о ПМК Петербурга.

    Делают записи в тетрадях.

    Работают с книгой.

    Ведет показ презентации.

    Комментирует выступления учащихся.

    5.Закрепление изученного материала

    5 мин.

    Проблемно-поисковый метод.

    Выражают свои мысли по двум противоположным мнениям о русском классицизме.

    Выслушивает мнения учеников, обобщает услышанное.

    6. Подведение итогов. Рефлексия.

    4 мин.

    Метод рефлексивного анализа

    Высказывают свое мнение.

    Выставляет, аргументировано оценки.

    45 мин.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Учитель. Этот вид искусства называют «застывшей музыкой», « каменной летописью мира», великая русская императрица Екатерина II говорила, что это «…какая-то чертовщина, пожирающая уйму денег…это прямо болезнь…»

    О чем же сегодня пойдет речь? (об архитектуре)

    Слайд 1 (Тема)

    2.Актуализация ранее полученных знаний.

    Действительно, мы обратимся с вами к русской архитектуре второй половины 18- начала 19 веков, когда на смену пышному и богатому барокко пришел классицизм.)

      • Почему А.С.Пушкин писал, что «перед новою столицей померкла старая Москва»?

      • Кто из русских и иностранных зодчих создавал « строгий, стройный вид» Петербурга?

      • Какой вклад внесли В.И.Баженов и М.Ф.Казаков в создании архитектурного облика Москвы?

      На эти и другие вопросы мы с вами будем искать ответы в процессе нашего урока.

      Слайд 2(Классицизм)

      Вспомним основные черты стиля классицизм в архитектуре. Для этого из текстов, расположенных у вас на столах, выбираем главную информацию и составляем по ней 3 интересных вопроса. (Самостоятельная работа в тетради, ответы в скобках)

      У каждого ряда свой текст и вопросы должны получиться разные.

      Примеры возможных вопросов.

      1 группа

      • Временные рамки классицизма? (17- начало 19 веков)

      • Поясните название художественного стиля (перевод слова, античные истоки)

      • Что является основой архитектурного языка классицизма? (Античная ордерная система)

      1. группа

      Слайд 3 (схема ордеров)

      • Дайте определение ордера

      • Назовите вертикальные и горизонтальные части ордера (Колонна и антаблемент)

      • Основные ордеры Древней Греции (Дорический, ионический, коринфский)

      1. группа

      • Приведите примеры западноевропейских архитектурных сооружений в стиле классицизм.

      • Назовите выдающихся зарубежных архитекторов, представителей классицизма..

      Слайд 4 (Стихотворение)

      4.Изучение нового материала.

      Учитель. Итак, мы вспомнили истоки и особенности стиля, а теперь нам предстоит побывать на небольшой заочной экскурсии по Северной столице России – городу Санкт Петербургу. Помогут нам в этом ребята, которые выступят сегодня в роли гидов. А мы с вами, как настоящие туристы, будем вести «Путевые заметки», в которых кратко отразим заинтересовавшие вас факты о ярких личностях и их шедеврах. В добрый путь!

      Во время «экскурсии» группы выполняют свои задания - выписать в творческую тетрадь:

      1. Название и автора шедевра

      2. Цель строительства

      3. Интересные факты и цифры

      Рассказы «гидов» сопровождаются показом презентации

      слайда

      Архитектурное сооружение

      Архитектор

      Примечания

      5

      Таврический дворец

      !783-1789

      Иван Егорович Старов

      Городская резиденция князя Г.А.Потемкина

      6

      Адмиралтейство

      (общий вид)

      Андреян Дмитриевич Захаров

      Длина фасада – 406 м, высота 16м

      7-8

      Казанский собор

      Андрей Никифорович Воронихин

      Павел I и его пожелания

      9

      Здания Министерств и Главного штаба

      Карл Иванович Росси

      Александр I

      Имперский город

      Ампир (Высокий классицизм)

      10

      Александринский театр

      К.И.Росси

      Театральная площадь

      11

      Исаакиевский собор

      О.Монферран

      1858-1858

      12

      Дом Пашкова

      Василий Иванович Баженов

      Отделка рустом, арочная галерея окон, бельведер

      13

      Дворцовый ансамбль в Царицыно

      В.И Баженов

      Трудная «судьба» шедевра

      14

      Примерные вопросы для закрепления

      Архитектурный облик Москвы

      Учитель. В старой столице – Москве – тоже было создано немало истинных шедевров мировой архитектуры. На примере творчества двух замечательных архитекторов, работавших почти одновременно – Василия Баженова и Матвея Казакова - мы с вами познакомимся с принципами классицизма, нашедшими свое отражение в архитектурном облике Москвы.

      Вопросы для мини- исследования.

      - почему известный русский искусствовед В.Никольский называет В.Баженова – члена Болонской и Флорентийской академий, профессора Римской академии «зодчим…с трагической судьбой?

      - Выявите в предложенном вам тексте оригинальные черты зодчества Матвея Казакова. В каких сооружениях они очевидны?

      ( на столах учащихся фрагменты из книги В Никольского «История русского искусства» )

      Дети озвучивают свои ответы.

      5.Закрепление изученного материала. Рефлексия.

      Учитель. Итак, сегодня мы с вами уже можем ответить на поставленные в начале урока вопросы.

      - Прав ли был А.С.Пушкин, когда утверждал о большем расцвете облика Санкт Петербурга в сравнении с Москвой?

      -Назовите имена великих русских архитекторов классицистического направления.

      - Какие из архитектурных шедевров нашей «экскурсии» произвели на вас большее впечатление?

      6. Подведение итогов.

      - Аргументированное выставление оценок.

      7. Домашнее задание

      Закончим наш урок тем, с чего начали. Если великие люди называют архитектуру «застывшей музыкой», то я вас попрошу дома, воспользовавшись домашней фонотекой либо ресурсами сети Интернет, подобрать на ваш вкус к архитектурным шедеврам российского классицизма созвучные музыкальные произведения.

      И последнее. Если вы, когда-нибудь, прогуливаясь по набережным Петербурга и любуясь великими творениями зодчих, вспомните имена, названия, интересные факты, то будем считать наше общение сегодня не напрасным.

      6

      Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 7 класс) по теме: Шедевры классицизма в архитектуре России

      Слайд 1

      Шедевры классицизма в архитектуре России

      Слайд 2

      Характерные черты архитектуры классицизма Ориентация на лучшие достижения античной культуры – греческую ордерную систему, строгую симметрию, чёткую соразмерность частей и их подчиненность общему замыслу. Господство простых и ясных форм. Спокойная гармония пропорций. Предпочтение прямым линиям. Ненавязчивый декор, повторяющий очертания предмета. Простота и благородство отделки. Практичность и целесообразность .

      Слайд 3

      Василий Иванович Баженов (1737-1799 гг.) Васи́лий Ива́нович Баже́нов — русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, зачинатель русской псевдоготики, масон. Член Российской академии с 1784 года. Основные черты творчества: Знание традиций западноевропейской архитектуры Безошибочное чувство пропорциональности Ювелирная тонкость отделки деталей, умение органично связывать здание с окружающей природой

      Слайд 4

      Пашков дом. 1784 – 1788 гг. Москва.

      Слайд 7

      Дворцовый ансамбль в Царицыно 1775–1785 гг. Москва

      Слайд 10

      Матвей Фёдорович Казаков (1738 – 1812 гг.) Матве́й Фёдорович Казако́в — русский архитектор, который в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы в палладианском стиле. Один из основоположников русской псевдоготики. Разработчик проектов типовой застройки.

      Слайд 11

      Здание Сената в московском Кремле (1776—1787)

      Слайд 12

      Камеронова аллея

      Слайд 13

      Царское село

      Слайд 14

      Карл Иванович Росси ( 1775—1849) Карл Ива́нович Ро́сси (итал. Carlo di Giovanni Rossi ) — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

      Слайд 15

      Александринский театр 1828 – 1832 гг. Санкт-Петербург

      Слайд 16

      Михайловский дворец, Санкт-Петербург

      Слайд 17

      Таврический дворец, Старов И. Е.

      Слайд 18

      Казанский собор, Воронихин А.Н.

      Слайд 19

      Исаакиевский собор, О. Монферран

      Презентация по МХК "Шедевры классицизма в архитектуре России"

      Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по МХК "Шедевры классицизма в архитектуре России"

      Описание презентации по отдельным слайдам:

      1 слайд  Шедевры классицизма в архитектуре России Описание слайда:

      Шедевры классицизма в архитектуре России

      2 слайд Характерные черты архитектуры классицизма: Ориентация на лучшие достижения ан Описание слайда:

      Характерные черты архитектуры классицизма: Ориентация на лучшие достижения античной культуры – греческую ордерную систему, строгую симметрию, чёткую соразмерность частей и их подчиненность общему замыслу. Господство простых и ясных форм. Спокойная гармония пропорций Предпочтение отдается прямым линиям. Простота и благородство отделки. Практичность и целесообразность.

      3 слайд Строгий «Строгий, стройный вид» Петербурга Описание слайда:

      Строгий «Строгий, стройный вид» Петербурга

      4 слайд Весь город в плавных разворотах, И лишь подчёркивает даль В проспектах, арках Описание слайда:

      Весь город в плавных разворотах, И лишь подчёркивает даль В проспектах, арках и воротах Классическая вертикаль. И все дворцы, ограды, зданья, И эти львы, и этот конь Видны, как бы для любованья Поставленные на ладонь… Д. Самойлов «Над Невой»

      5 слайд Мастера архитектурного классицизма Петербурга Ж.Б. Леблона (1679-1719; застро Описание слайда:

      Мастера архитектурного классицизма Петербурга Ж.Б. Леблона (1679-1719; застройка Васильевского острова) Д. Трезини (1670-1734; ансамбль Петропавловской крепости и здание Двенадцати коллегий) А. Ринальди (1710-1794; Мраморный дворец) И.Е. Старов (1745-1808; Таврический дворей) Д. Кваренги (1744-1817; Эрмитажный театр, здание Академии наук, Смольный институт) О. Монферран А.Д. Захаров А.Н. Воронихин

      6 слайд Карл Иванович Росси (1775—1849) Описание слайда:

      Карл Иванович Росси (1775—1849)

      7 слайд Архитектурные творения К.И. Росси дворцово-парковый комплекс на Елагином остр Описание слайда:

      Архитектурные творения К.И. Росси дворцово-парковый комплекс на Елагином острове (1818 – 1822) ансамбль площади со зданием Михайловского дворца (1819 – 1825) ансамбль Дворцовой площади с аркой Главного штаба (1819 – 1822) Ансамбль Театральной площади с Александрийским театром (1828 – 1839) здания Сената и Сенода (1829 – 1834)

      8 слайд Михайловский Дворец. Санкт- Петербург. 1817-1825гг. Сейчас- Русский музей Описание слайда:

      Михайловский Дворец. Санкт- Петербург. 1817-1825гг. Сейчас- Русский музей

      9 слайд Александринский театр. Санкт- Петербург. 1832 г. Описание слайда:

      Александринский театр. Санкт- Петербург. 1832 г.

      10 слайд Здание главного штаба. Санкт- Петербург 1819-1829гг. Описание слайда:

      Здание главного штаба. Санкт- Петербург 1819-1829гг.

      11 слайд Анри́ Луи́ Огю́ст Рика́р де Монферра́н (1786—1858) Описание слайда:

      Анри́ Луи́ Огю́ст Рика́р де Монферра́н (1786—1858)

      12 слайд Александровская колонна. Санкт- Петербург. Дворцовая площадь. 1834г. Описание слайда:

      Александровская колонна. Санкт- Петербург. Дворцовая площадь. 1834г.

      13 слайд Пьедестал колонны, лицевая сторона (обращённая к Зимнему Дворцу). На барельеф Описание слайда:

      Пьедестал колонны, лицевая сторона (обращённая к Зимнему Дворцу). На барельефе — две крылатые женские фигуры держат доску с надписью: « Александру I благодарная Россия», под ними доспехи русских витязей, по обеим сторонам от доспехов — фигуры, олицетворяющие реки Вислу и Неман

      14 слайд Ангел на Александровской колонне. Описание слайда:

      Ангел на Александровской колонне.

      15 слайд Исаа́киевский собо́р. Санкт- Петербург. 1818-1858гг. Описание слайда:

      Исаа́киевский собо́р. Санкт- Петербург. 1818-1858гг.

      16 слайд Исаа́киевский собо́р (официальное название — собор преподобного Исаакия Далм Описание слайда:

      Исаа́киевский собо́р (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея.

      17 слайд Таврический дворец, Старов И. Е. Описание слайда:

      Таврический дворец, Старов И. Е.

      18 слайд Казанский собор, Воронихин А.Н. Описание слайда:

      Казанский собор, Воронихин А.Н.

      19 слайд Адмиралтейство, Захаров А.Д. Описание слайда:

      Адмиралтейство, Захаров А.Д.

      20 слайд Скульптурная группа, Ф.Ф. Щедрин Золочёнй шпиль «адмиралтейской иглы», высота Описание слайда:

      Скульптурная группа, Ф.Ф. Щедрин Золочёнй шпиль «адмиралтейской иглы», высота 72 м

      21 слайд Архитектурный театр Москвы Описание слайда:

      Архитектурный театр Москвы

      22 слайд Мастера архитектурного классицизма Москвы В.И. Баженов М.Ф. Казаков Описание слайда:

      Мастера архитектурного классицизма Москвы В.И. Баженов М.Ф. Казаков

      23 слайд Василий Иванович Баженов (1738-1799) Описание слайда:

      Василий Иванович Баженов (1738-1799)

      24 слайд Пашков дом. 1784 – 1788 гг. Москва. Одно из самых знаменитых классицистическ Описание слайда:

      Пашков дом. 1784 – 1788 гг. Москва. Одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке.

      25 слайд Дворцовый ансамбль в Царицыно. 1775 – 1785 гг. Москва. Описание слайда:

      Дворцовый ансамбль в Царицыно. 1775 – 1785 гг. Москва.

      26 слайд Дворцовый ансамбль в Царицыно. 1775 – 1785 гг. Москва. Описание слайда: 27 слайд Матвей Федорович Казаков (1738— 1812) Описание слайда:

      Матвей Федорович Казаков (1738— 1812)

      28 слайд Петровский дворец. 1775 – 1782 гг.Москва. Описание слайда:

      Петровский дворец. 1775 – 1782 гг.Москва.

      29 слайд Петровский дворец. 1775 – 1782 гг.Москва. Описание слайда:

      Петровский дворец. 1775 – 1782 гг.Москва.

      30 слайд Дворец также называли подъездным. Выстроен он был в память о победе в русско- Описание слайда:

      Дворец также называли подъездным. Выстроен он был в память о победе в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Сейчас- Дом приемов Правительства Москвы

      31 слайд Здание Сената в Московском Кремле. 1783г. Описание слайда:

      Здание Сената в Московском Кремле. 1783г.

      32 слайд Здание Сената в Московском Кремле. 1783г. Описание слайда: 33 слайд Московский университет. 1786 – 1793 г Описание слайда:

      Московский университет. 1786 – 1793 г

      34 слайд Здание Благородного собрания. 1784 – 1790 гг Описание слайда:

      Здание Благородного собрания. 1784 – 1790 гг

      35 слайд Голицынская больница. 1796 – 1801 гг Описание слайда:

      Голицынская больница. 1796 – 1801 гг

      36 слайд Домашнее задание Подготовить заочную экскурсию «Архитектурные памятники приго Описание слайда:

      Домашнее задание Подготовить заочную экскурсию «Архитектурные памятники пригородов Санкт-Петербурга» (Царское село, Павловск)

      Домашнее задание Подготовить заочную экскурсию «Архитектурные памятники приго

      Курс профессиональной переподготовки

      Учитель, преподаватель изобразительного искусства

      Домашнее задание Подготовить заочную экскурсию «Архитектурные памятники приго

      Курс повышения квалификации

      Домашнее задание Подготовить заочную экскурсию «Архитектурные памятники приго

      Курс профессиональной переподготовки

      Учитель мировой художественной культуры

      Найдите материал к любому уроку,
      указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

      Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

      Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

      Выберите учебник: Все учебники

      Выберите тему: Все темы

      также Вы можете выбрать тип материала:

      loading

      Общая информация

      Номер материала: ДБ-373362

      Похожие материалы

      Вам будут интересны эти курсы:

      Оставьте свой комментарий

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о