Школы модерна: Бельгийская школа модерна. Часть 1: malgrandavirino — LiveJournal – История стиля модерн в интерьере и архитектуре

Бельгийская школа модерна. Часть 1: malgrandavirino — LiveJournal

Родиной архитектуры модерна по праву считается Бельгия. Именно здесь, в столичном Брюсселе, в 1893 году были построены 2 первых здания в новом стиле — Отель Тассель (арх. Виктор Орта) и Дом Анкара (арх. П.Анкар).

Своим появлением стиль ар-нуво (от фр.«art nouveau» - «новое искусство», так называют модерн в Бельгии и Франции) обязан переменам в развитии искусства и техники. Архитектурные формы, до этого ограниченные строгой симметрией или разнородные, эклектичные, приняли плавность и естественную неправильность линий. Передовые способы обработки камня и металла позволили воплотить самые смелые фантазии зодчих. 

Ж.Бранфо - Отель Аннон (Брюссель, Avenue de la Jonction 1, 1903-1904)Ж.Бранфо - Отель Аннон (Брюссель, Avenue de la Jonction 1, 1903-1904)

Переход с газового освещения на электрическое в девяностых годах 19 века позволил в значительной мере осветлить палитру интерьеров, использовать оттенки белого, розового, жёлтого и оранжевого.

Ж.Бранфо - Отель Аннон (Брюссель, Avenue de la Jonction 1, 1903-1904)Ж.Бранфо - Отель Аннон (Брюссель, Avenue de la Jonction 1, 1903-1904)

Разделение между основными направлениями искусства (архитектура, скульптура, живопись) и прикладным искусством (мебель, украшения, мода) было стёрто и сливалось в т.н. тотальное искусство.

П.Сентенуа - Старая Англия/Музей музыкальных инструментов (Брюссель, Rue Montagne de la Cour 2, 1898-1899) П.Сентенуа - Старая Англия/Музей музыкальных инструментов (Брюссель, Rue Montagne de la Cour 2, 1898-1899)

Брюссель был благоприятным местом для развития зарождающегося ар-нуво - столица быстро разрасталась. Процветающие семьи предпочитали зелёные окраины, где в то время прокладывались новые улицы. Проводилась активная урбанизация районов

Saint-Gilles, Ixelles, Schaerbeek, Uccle, бывших тогда деревнями. Большинство участков были сильно вытянуты в длину и при этом имели довольно узкий торец, выходящий на улицу - от 4 до 7 метров. Считается, что именно ограниченная ширина фасадов во многом дала толчок развитию фантазии архитекторов.

A.Roosenboom - Maison Beukman (Брюссель, Rue Faider 83, 1900)A.Roosenboom - Maison Beukman (Брюссель, Rue Faider 83, 1900)

Более 20 лет, вплоть до Первой мировой войны, в бельгийской столице работали десятки талантливых мастеров, многие творения которых прекрасно сохранились до наших дней. В статье французской Википедии «Art nouveau en Belgique» представлен огромный список зданий в стиле ар-нуво как в Брюсселе, как и в других регионах страны.

Л.Снейерс - Maison-Atelier Albert Cortvriendt (Брюссель, Rue de Nancy 6-8, 1900)
Л.Снейерс - Maison-Atelier Albert Cortvriendt (Брюссель, Rue de Nancy 6-8, 1900)

В регионах Бельгии тоже уйма самобытных строений - в городах Льеж, Монс, Турне, Шарлеруа, Анвер, Намюр.

G.de Poore - Особняк в г.Турне (place Victor Carbonnelle, 5)G.de Poore - Особняк в г.Турне (place Victor Carbonnelle, 5)

1. Виктор Орта / Victor Horta (1861-1947) 

Родился в г.Гент, с детства играл на скрипке. Окончив школу, поступил в консерваторию, но через год был отчислен из-за плохой дисциплины. Архитектуру начал изучать в Гентской академии художеств. В 1881 году переехал в Брюссель и поступил в Академию изящных искусств, где учился у архитектора Альфонса Бала, одновременно работая в его мастерской. Орта относился с огромным уважением к своему учителю на протяжении всей своей жизни.

В 1888 году молодой архитектор стал членом масонской ложи, где познакомился с Эмилем Тасcелем, который заказал ему первую крупную работу - «Отель Тассель» (Rue Paul-Emile Janson, 6), признанный шедевром ар-нуво.

В. Орта - Отель Тассель (Брюссель, 1892-1893)В. Орта - Отель Тассель (Брюссель, 1892-1893)

Орта стал первым крупным архитектором, который в строительстве частных домов начал широко использовать металлические конструкции, стекло и витражи. Согласно его видению, каждый материал должен выполнять функцию, свойственную его природе: 

Дерево не может выразить живое, нервное движение, которое я стараюсь воплотить в металле. Дерево расположено к полным формам, которые дают возможность показать его структуру. Соединяясь, эти формы создают неповторимую гармонию.

Отель Сольве (Avenue Louise, 224)

В.Орта - Отель Сольве (Брюссель, 1894)В.Орта - Отель Сольве (Брюссель, 1894)

С началом Первой Мировой войны Орта был вынужден уехать в Америку, где зарабатывал на жизнь лекциями. В 1919 году он вернулся в Бельгию и был избран членом Королевской Академии.

Отель Ван Этвельде (Avenue Palmerston, 4)

В.Орта - Отель Ван Этвельде (Брюссель, 1895-1898)В.Орта - Отель Ван Этвельде (Брюссель, 1895-1898)

Спустя десятилетие мода на ар-нуво пошла на спад. Избыточная декоративность и, как следствие, дороговизна, были излишней роскошью в эпоху мировых войн и потрясений. Стиль Орта постепенно становится проще, менее ярким. Он начал вводить в свои проекты мотивы из древнегреческой и римской архитектуры.

После 1965 года наследие мастера и его вклад в мировое искусство были вновь открыты и оценены по достоинству. Сегодня четыре его здания внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Отель Тассель, Отель Сольве, Отель ван Этвельде, Дом-мастерская Орта. Все они находятся в Брюсселе, в доме-мастерской расположился музей архитектора.

— Дом-мастерская Орта (Rue Américaine, 25)

В.Орта - Дом-мастерская Орта (Брюссель, 1898-1900)В.Орта - Дом-мастерская Орта (Брюссель, 1898-1900)

2. Анри ван де Вельде / Henry van de Velde (1863-1957) 

Многогранный мастер, успешно работал художником, графиком, дизайнером и архитектором. Кроме того, обладал незаурядными музыкальными, литературными и педагогическими талантами.

Родился в Антверпене, учился живописи в Академии художеств. В 1884-1885 годах продолжил учёбу в Париже у Карлоса Дюрана. Войдя в 1889 году в бельгийскую художественную «Группа двадцати», он активно участвовал в её выставках, где экспонировались крупнейшие живописцы того времени — Моне, Писсарро, Гоген, Ван Гог, Сёра, Тулуз-Лотрек.

С 1893 года ван де Вельде оставил живопись, увлёкся книжной графикой, а затем и прикладным искусством, проектированием мебели. На Дрезденской художественной выставке 1897 года он представил ткани, обои, мебель.

В 1895-1896 годах ван де Вельде построил собственный особняк «Блуменверф» в Уккеле близ Брюсселя в стиле ар-нуво. Интерьер дома организован вокруг холла. Если сравнивать с другими архитекторами того времени, можно сказать, что подход ван де Вельде к декорации был функциональным. Он считал, что, есть «опасность в поисках красоты ради самой красоты», поэтому декоративные элементы в доме практически отсутствуют. Вместе с тем, для полноты единства архитектор не только разработал эскизы одежды – для жены и для себя, но и занимался цветовой композицией сервируемых блюд.

А.ван де Вельде - Особняк Блюменверф (Уккел, 1895-1896)
А.ван де Вельде - Особняк Блюменверф (Уккел, 1895-1896)

Зрелым мастером ван де Вельде переехал в 1900 году в Германию. Он совершал длительные лекционные поездки по стране, пропагандируя свои художественные принципы. В 1900-1902 годах выполнил внутреннюю планировку и отделку интерьеров Фолькванг-музеума (Karl Ernst Ostmuseum) в Хагене, создав одно из типичнейших произведений ар-нуво.

А.ван де Вельде - Фольксванг/Остмузеум (Хаген, 1900-1902)А.ван де Вельде - Фольксванг/Остмузеум (Хаген, 1900-1902)

В 1902 году ван де Вельде переехал в Веймар в качестве советника по делам искусств Великого герцога. Он стал одним из организаторов Веркбунда и прославился как педагог, основав Высшее техническое училище прикладных искусств. В 1906 году построил и собственный дом в Веймаре.

А.ван де Вельде - Особняк Ван де Вельде (Веймар, 1906)
А.ван де Вельде - Особняк Ван де Вельде (Веймар, 1906)

Покинув Германию в 1917 году, ван де Вельде недолго работал в Швейцарии и Голландии, а затем вернулся на родину, где продолжал практическую деятельность. Он организовал и с 1926 по 1935 год возглавлял Высший институт декоративного искусства в Брюсселе, развивая идеи, заложенные им в Веймаре.

А.ван де Вельде - Вилла Шуленбург (Гера, 1913–14)А.ван де Вельде - Вилла Шуленбург (Гера, 1913–14)

Высоко ценя в искусстве современность, ван де Вельде интуитивно чувствовал веяние времени. Это помогло ему создать своё последнее сооружение, временное здание Музея Крёллер-Мюллер в Оттерло в Голландии (1938). Простота сооружения функциональна: буквально ничего нет лишнего. Специальные устройства обеспечивают равномерность верхнего света в экспозиционных залах. Четкий график осмотра завершается у сплошь остекленного торца здания, образующего органичный переход к окружающему парку с озером, где продолжается экспозиция скульптур. Это делает Музей Крёллер-Мюллер образцом современного музейного здания.

А.ван де Вельде - Музей Крёллер-Мюллер (Оттерло, 1938)А.ван де Вельде - Музей Крёллер-Мюллер (Оттерло, 1938)

С 1947 года ван де Вельде поселился в Швейцарии, в коммуне Оберегери. Последним трудом многогранного мастера являются его мемуары, в которых он подробно описывает свою творческую жизнь и раскрывает свою теоретическую концепцию.

3. Поль Анкар / Paul Hankar (1859-1901)

Родился в г. Фрамери (Бельгия) в семье каменщика. Учился в Брюссельской Академии изящных искусств, где подружился с Виктором Орта. Особенно он увлекался железной ковкой, которую впоследствии использует во многих своих строениях. Он начинал свою карьеру, проектируя погребальные памятники. С 1872 по 1892 Анкар работал у архитектора А.Бейярта. 

В 1893 открыл собственное бюро в Брюсселе. Первой самостоятельной работой был личный особняк Дом Анкара (Rue Defacqz, 71). Это здание, наряду с Отелем Тассель, являются первыми постройками в стиле ар-нуво.

П.Анкар - Дом Анкара (Брюссель, 1893)П.Анкар - Дом Анкара (Брюссель, 1893)

Помимо архитектуры Анкар занимался дизайном мебели, был редактором журнала L'Emulation.

Chemiserie Niguet (Rue Royale, 13)

П.Анкар - Chemiserie Niguet (Брюссель, 1896)П.Анкар - Chemiserie Niguet (Брюссель, 1896)

Hôtel Ciamberlani & Hôtel Janssens (Rue Defacqz, 48-50)

П.Анкар - Hôtel Ciamberlani, Hôtel Janssens (Брюссель, 1897-1898)П.Анкар - Hôtel Ciamberlani, Hôtel Janssens (Брюссель, 1897-1898)

Maison Aglave (Rue Antoine Bréart, 7)

П.Анкар - Maison Aglave (Брюссель, 1898)П.Анкар - Maison Aglave (Брюссель, 1898)

4. Эрнест Блеро / Ernest Blerot (1870-1957)
Родился в Брюсселе, обучался в архитектурной школе Saint-Luc. С 1899 по 1901 по его проекту были построены более 40 домов в стиле ар-нуво. В этих комплексах, уникальных по своему архитектурному разнообразию, центральную роль играет витая кованая решётка. Когда мода на ар-нуво пошла на убыль, Блеро закончил свою карьеру и отправился в окрестности Ипра, где занялся перестройкой замка, принадлежащего семье его жены (здание не сохранилось).

Э.Блеро - дома на Rue Vilain XIII 9, 11 (Брюссель, 1902) Э.Блеро - дома на Rue Vilain XIII 9, 11 (Брюссель, 1902)

Адреса известных работ Э.Блеро: Chaussée de Waterloo 13, Rue du Châtelain 29, Avenue du Général de Gaulle 38, Rue Augustin Delporte 16, Boulevard Géneral Jacques 97, Place Louis Morichar 41, Rue Vilain XIII 7, 9, 11.

Э.Блеро - Дом на Avenue du Général de Gaulle 38 (Брюссель, 1904)Э.Блеро - Дом на Avenue du Général de Gaulle 38 (Брюссель, 1904)

— Изящные особняки на Rue de Belle-Vue 42, 44, 46

Э.Блеро - Особняки на Rue de Belle-Vue 42, 44, 46 (Брюссель)Э.Блеро - Особняки на Rue de Belle-Vue 42, 44, 46 (Брюссель)

5. Эдуард Рамакерс  / Édouard Ramaekers (1864-1941)
Родился в Брюсселе, посещал архитектурные курсы в школе Saint-Luc. Затем некоторое время проработал в бюро своего отца, который тоже был архитектором. Построил несколько зданий в районах Etterbeek, Laeken, Jette и Forest. 

Особняк на Rue Le Corrège, 35

Э.Рамакерс - Особняк на Rue Le Corrège, 35Э.Рамакерс - Особняк на Rue Le Corrège, 35

Во время Первой мировой войны нашел убежище в Великобритании, а по возвращении на родину забросил архитектуру. 

Особняк на Rue Van Campenhout, 55

Э.Рамакерс - Особняк на Rue Van Campenhout, 55Э.Рамакерс - Особняк на Rue Van Campenhout, 55

Продолжение следует...

В статье использованы материалы ресурсов novikov-architect.ru, berlogos.ru, designhistoryalexpodgorniy.blogspot.com, www.otzyv.ru/read.php?id=194215 (Ekaterina632), dsbw.ru/benelux/brussels, fr.wikipedia.org/wiki/Art_nouveau_%C3%A0_Bruxelles

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша

Тематическая неделя модерна — прекрасный повод написать давно задуманную большую статью о родоначальнике стиля модерн в Шотландии, Чарльзе Ренни Макинтоше, тем более что в этом году отмечается 150-летие со дня его рождения.

Чарльз Ренни Макинтош (Charles Rennie Mackintosh; 7 июня 1868, Глазго — 10 декабря 1928, Лондон) — выдающийся шотландский архитектор, художник и дизайнер.

Выпускник Школы искусств Глазго, Чарльз Макинтош стал самым ярким представителем стиля модерн в британской архитектуре и дизайне. Он выступал художником-универсалом, следовавшим идее синтеза искусств. Смелые эксперименты с формой, цветом и материалом привели к рождению памятников, имеющих непреходящую эстетическую ценность.

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 1

Роспись стены здания в центре Глазго c изображением Чарльза Макинтоша, который смотрит через витражное стекло. Автор - Rogue One, 2018.

-

В своих архитектурных и дизайнерских проектах использовал метод «изнутри наружу» — и дом, и мебель, и внутренняя отделка проектировались как единая гармоничная система. Вещи Макинтоша всегда геометричны и функциональны, имеют стройные пропорции и не обременены излишним декором.

Его творчество оказало определяющее влияние на развитие художественного языка прошлого столетия и остается актуальным до наших дней.

Чарльз Ренни Макинтош стал новатором конструктивной линии модерна с характерной для неё прямолинейностью форм и их ясным построением. Его мастерство было основано на типично столярной геометрически прямолинейной конструкции с преобладанием вертикальных линий.

Макинтош разработал особый декоративный стиль, в котором геометрические элементы связываются качающимися, разлетающимися по сторонам линиями. Умение мастера связать свои идеи символизма с классическим архитектурным образованием вызывали такое восхищение современников, что художественные критики говорили о новом течении в искусстве — «макинтошизме».

Чарльз Макинтош являлся членом «Четверки» – творческого союза, сложившегося еще в студенческие годы. В него входили сам Макинтош, его друг Герберт Макнейр и сестры Маргарет и Фрэнсис Макдональд. Эта группа создала «стиль Глазго» в графике, декоративно-прикладном искусстве, проектировании мебели и интерьера, общую идею которого можно охарактеризовать словами – манифест в образах.

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 2

Чарльз Ренни Макинтош и его супруга Маргарет

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 3

«Четверка» Глазго — Чарльз Ренни Макинтош, Герберт Макнейр и сестры Маргарет и Фрэнсис Макдональд.

-

В архитектуре Макинтош выбрал средневековый замок как идеальную модель проектирования. Он строил здания, отличающиеся элегантностью и ясностью пространственных концепций, умелым использованием сочетания естественного и искусственного освещения и вниманием к каждой детали. Как архитектор Чарльз Макинтош был новатором в применении современных строительных материалов – бетона, зеркального стекла, стали.

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 4

Здание Scotland Street school, спроектированное Макинтошем в 1903-1906 гг.

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 5

Хилл-Хаус, частный дом в пригороде Глазго, построенный по проекту Макинтоша в 1902-1904 гг для издателя Уолтера Блэки.

-

В сферу его деятельности также входило конструирование мебели, работа с металлом, текстилем, витражами.

Своего рода визитной карточкой Макинтоша являются уникальные образцы мебели не серийного производства, украшенные серебряными и металлическими оправами, эмалями, цветным стеклом.

Всему миру известен знаменитый стул в стиле «Макинтош».

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 6

Одна из моделей знаменитого стула Макинтоша

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 7

Стулья в интерьере кафе Willow tea rooms, которое также было спроектировано Макинтошем

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 8

Умывальник, спроектированный Макинтошем в 1904 для «Голубой спальни» поместья Хилл-Хаус. Дуб, керамика, стекло.

-

По его проектам создавались текстиль, вышитые панно, осветительные приборы, цвет и рисунок витражей, фурнитура дверей и окон, напольные часы, камины.

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 9

Все элементы декора и мебель спроектированы Макинтошем. Поместье Хилл-Хаус.

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 10

Дом на 78 Derngate в Нортгемптоне.

-

Макинтош был первым, кто использовал трафареты для декорирования стен, наполняя свои интерьеры символическими розами. А десятки невероятных витражей уже стали буквально визитной карточкой шотландского модерна и стиля Глазго.

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 11

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 12

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 13

Невероятны и уникальны в своем роде также декоративные панно и фрески, созданные «Четверкой» Макинтоша. Сложное сочетание и материалов и техник, а также необыкновенные танцующие линии и образы, создают совершенно неповторимый эффект.

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 14

Фрагмент декоративного панно Маргарет Макинтош «O ye, all ye that walk in Willowwood» (1903), которое хранится в галерее искусств Келвингроув в Глазго. Название работы взято из сонета Данте Габриэля Россетти — «О вы, все вы, что блуждаете в Ивовом лесу..»

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 15

Декоративная фреска «The Wassail», законченная супругами Макинтошами, Чарльзом и Маргарет, в 1900 году. Панно представляло собой роспись декоративной штукатурки на левкасе, с добавлением металлических элементов и декора бусинами.

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 16

Фрески и предметы интерьера в экспозиции Национальной галереи Кэлвингроув, Глазго

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 17

Декоративное панно Маргарет Макинтош «The Sleeping Princess», Спящая принцесса (1908), которая хранится в музейном собрании Хилл Хаус в Глазго.

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 18

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 19

«Белая и Красная розы» Маргарет Макинтош

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 20

Декоративные панно, украшающие стены «Дома любителей искусства» в Глазго.
-

Талант художника столь же ярко, как в архитектуре и прикладном искусстве, проявился и в графике. Им было создано огромное количество графических эскизов архитектурных сооружений, мебели, интерьеров, тканей. Он разрабатывал и рекламный дизайн — в первую очередь афиши, пригласительные билеты, рекламные листовки, связанные с художественными или светскими мероприятиями.

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 21

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 22

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 23

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 24

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 25

Незаконченный эскиз супруги Чарльза, Маргарет МакДональд Макинтош

Одним из бесспорных художественных достижений Чарльза Макинтоша как графика был дизайн шрифта. В его творчестве шрифт стал самостоятельным художественным произведением. В буквальном смысле слова, мастером был создан авторский «почерк».

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 26

Последние годы жизни Макинтош посвятил созданию серий акварелей, которые представляют важную часть его творческого наследия и по мастерству исполнения не уступают дизайнерским работам.

Коллекция ботанических зарисовок художника включает в себя десятки выразительных и эффектных по стилистике рисунков с акварелью.

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 27

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 28

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 29

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 30

______

Далее предлагаю задержать ваше внимание на особенно знаковых архитектурных объектах и их интерьерах, созданных Макинтошем.

В 1897 году Макинтош выиграл конкурс на проект нового здания Школы искусств в Глазго, принесшую ему ему широкую мировую известность. Это выдающееся произведение зодчества строилось в два этапа из-за недостатка денежных средств. В 1897-1899 гг. возвели башню главного входа на северном фасаде. Вторым этапом в 1907-1909 гг. было создано западное крыло здания с его эффектно взмывающим вверх торцевым фасадом и библиотекой. Длинный перерыв позволил архитектору тщательно проработать проект. В результате здание являет собой работу зрелого мастера. Архитектор вписал современный дизайн в исторический контекст. Живописность зданию придает легкая асимметрия во всех его частях.

Он учитывал функцию здания, варьируя формой окон внутренних помещений, создавал широкие проемы в верхних этажах, где размещаются художественные студии. Для ограды здания он использовал бетон, где стремился проявить главную особенность бетона — пластичность. Здание имеет Е-образную форму и 5 этажей. Студии для рисования и архитектурные мастерские расположены вдоль северного фасада школы. В восточном крыле находятся учебные и служебные помещения, лекционный зал, библиотека и несколько студий выходят на запад. Длина здания 75 метров, ширина 28 метров. Для естественного освещения подвального этажа вдоль северного фасада был вырыт глубокий ров, куда выходят окна. Дверь первого этажа украшена фреской «древо жизни»

В 2010 году Школу искусств признали лучшим зданием Великобритании за прошедшие 175 лет.

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 31

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 32

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 33

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 34

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 35

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 36

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 37

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 38

23 мая 2014 Школа загорелась после того, как в подвале помещения взорвался проекционный аппарат. Сотрудники школы были благополучно эвакуированы, на место происшествия были стянуты пожарные бригады со всего города. Пожарные не позволили огню уничтожить структуру и стены здания, сообщив о спасении 90% здания и порядка 70% внутреннего убранства и имущества. В огне погибла богатая библиотека учебного заведения. Президент Королевского института британских архитекторов Стивен Ходдер назвал пожар «общемировой трагедией».

За 4 года в Школе был воспроизведен дизайн Макинтоша, включая знаменитый интерьер библиотеки. На реставрацию здания было потрачено около 35 миллионов фунтов, собранных с помощью энтузиастов, среди которых числились актёры Брэд Питт и Питер Капальди. Работы планировалось завершить к концу 2018 года, а в 2019 году Школа искусств должна была переехать обратно в главное здание.

Новая трагедия произошла 15 июня 2018 года, когда в находящемся на реконструкции здании произошёл второй крупный пожар. Огонь нанёс учебному корпусу Макинтоша «мощнейший ущерб», затронув все этажи, и распространился на соседние здания. Вскоре было объявлено, что поскольку существует риск обрушения, здание планируется частично разобрать и перестроить заново. Соответствующие работы начались в июле 2018 года, а затраты на них будут покрыты страховкой.

В те дни тысячи людей по всему миру писали в прессе, что потеря этого уникального здания — «опустошающая, ужасная трагедия».

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 39

Второй пожар в Школе искусств в 2018 году. Даже в пламени она выглядит прекрасно..

-

Поместье Хилл-Хаус (Hill House) в Хеленсбурге, пригороде Глазго, является одним из самых известных произведений Чарльза и Маргарет Макдональд Макинтош, уступающим только Школе искусств Глазго. Он был спроектирован и построен для издателя Уолтера Блэки в 1902-1904 годах.

Внешняя отделка здания сочетается с холодным облачным небом Шотландии. Полностью асимметричная конструкция формирует различные уровни и формы крыши, Минимальная отделка здания, тяжелые стены, прямоугольные и квадратные окна создают графичную, выразительную композицию.

Внешние качества здания почти противоположны теплым, экзотическим, тщательно оформленным и гладким интерьерам. Макинтош сознательно сводил к минимуму внешнюю отделку, чтобы подчеркнуть дизайн интерьера: переход от внешнего мира к безопасному, фантастическому внутреннему пространству.

В Хилл-Хаус супруги Макинтош спроектировали большую часть интерьера, мебели и фурнитуры.

Хилл-хаус получился вытянутым, идеально вписанным в холмистый ландшафт Хеленсбурга современным замком.

В 1982 году дом был пожертвован Национальному фонду Шотландии, который поддерживает его и сделал открытым для посетителей.

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 40

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 41

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 42

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 43

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 44

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 45

_

Еще одна жемчужина, созданная супругами Макинтош - Дом любителей искусства (House for an Art Lover) в Глазго. Чарльз и Маргарет участвовали в конкурсе, предложенном германским журналом летом 1900 года. Целью мероприятия было создание здания для любителей искусства, людей со вкусом. Конкурс был теоретическим, никакими бюджетами и соображениями логистики проекты не ограничивались. За усилия пара архитекторов выиграла специальный приз.

Эти планы 80 лет пролежали неиспользованными, пока инженер-консультант Грэхем Роксбург, занимавшийся восстановлением других работ Макинтоша, не принял решение построить Дом любителей искусств. Строительство происходило с 1989 по 1996 год. В доме разместились студия цифрового дизайна, центр дополнительного образования для учащихся из Школы искусств, кафе.

Сейчас это утопающее в зелени, строгое и утонченное здание может посетить каждый. Общей формой и конструкцией оно отсылает к средневековому замку, но украшенному изумительными декоративными элементами, характерными для стиля Макинтоша.

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 46

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 47

Внутри Дома — поистине сказочная обстановка!

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 48

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 49

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 50

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 51

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 52

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 53

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 54

Сейчас Дом любителей искусства в Глазго — популярное место проведения свадеб. И тогда и без того прекрасные интерьеры превращаются в настоящий праздник цветов, любви и счастья!

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 55

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 56

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 57

__

Далее предлагаю вашему вниманию фото, сделанные мною во время поездок в Глазго.

В Дом любителей искусства мы попали только со 2го раза - в первый раз он как раз был арендован и закрыт на проведение свадебной церемонии 🙂

Дом окружает прекрасный цветущий сайт и скульптуры современных художников.

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 58

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 59

Волшебный, эльфийской красоты барельеф -

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 60

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 61

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 62

Внутри — многоуровневые, сложные, гармонично декорированные пространства, где каждая деталь интерьера также спроектирована Макинтошами - от мебели и до осветительных приборов. Свет красиво струится из высоких витражных окон.

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 63

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 64

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 65

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 66

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 67

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 68

И другие завораживающие элементы внешней отделки здания. Каждый заслуживает особого внимания и долгого любования 🙂

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 69

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 70

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 71

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 72

__

Далее — несколько кадров здания церкви Queen's Cross church из красных плит по проекту Макинтоша. Удивительный симбиоз модерновых линий и готической архитектуры.

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 73

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 74

__

Зал Макинтоша в Национальной галерее Келвингроув.

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 75

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 76

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 77

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 78

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 79

__

И еще — необыкновенная архитектура Scotland Street school, спроектированное Макинтошем в 1903-1906 гг.

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 80

Здесь мы устроили небольшой пикник в школьном дворе 🙂

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 81

А вечером, недалеко от отеля, посмотрели на витрины кафе Willow tearooms, который в то время находился на реконструкции.

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 82

И, наконец, наш тематический отель, оформленный в стиле Макинтоша, в центре Глазго, который почему-то соседствовал с африканским кафе, которое к вечеру превращалось в жужжащий шумный улей 🙂 Но на то он и Глазго — такой разный и контрастный, и по восприятию - очень трудный для жизни, в отличие от всей остальной Шотландии.

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 83

Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 84

___

Подводя итог этой большой статье о моем любимом шотландце, напишу еще такие заключительные тезисы.

В мрачном промышленном Глазго, который тогдашние газеты экзальтированно сравнивали с «дантовым адом», вызывающе минималистичные, совершенные, гармоничные интерьеры Макинтоша, обставленные необычной геометрической мебелью и прорезанные высокими окнами, стали невероятным прорывом света, а с годами — и характерной чертой Глазго.

Особенность художественного наследия Макинтоша заключается в том, что в свое время, более 100 лет назад, он создал свой неповторимый, особенный стиль, отдельное ответвление ар-нуво — Шотландский модерн, который не спутаешь с его современниками — с австрийским или бельгийским ар-нуво. Модерн Макинтоша отчасти приближен по стилю и к ар-деко и к модернизму, так что в определенном роде можно считать, что он опередил время.

Культурное наследие, созданное Макинтошем и его последователями, вечны и являются эталонами красоты. Они вдохновляют и заряжают ценителей прекрасного и современных художников и мастеров на создание нового художественного мира, оттого делая нашу действительность красивее и совершеннее.

Точно могу сказать, что наследие Чарльза Ренни Макинтоша оказало очень большое влияние и на мое творчество, заразив «макинтошизмом» 🙂 Безусловно, этот прекрасный гений из прошлого стал моим учителем и наставником.

__

Надеюсь, вам понравилось сегодняшнее путешествие в шотландский модерн.

Вся информация для статьи была собрана из разных источников и систематизирована мной. В статье всего 85 фотографий, почти треть из них сделана мною во время поездок в Глазго, специально «по местам» Макинтоша.

В скором времени познакомлю вас с интересными шотландскими достопримечательностями, которые мне удалось посетить.

До новых встреч!

Ваша Highland lassie (в килте из тартана клана Робертсон),

Юлия Чернопазова

🙂Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша, фото № 85

Модерн. История возникновения, описание, школы, представители и особенности модерна

Модерн – это танец, вырвавшийся на свободу. Балетмейстеры и танцоры поставили эмоции и чувства в центр внимания, и выразить их стремились в свободном полете творческой мысли, не закованной в строгие рамки классической хореографии

     20 век стремительно вышел на историческую арену. Новое время диктовало новые направления в искусстве. В музыке и литературе, театре и балете шел активный поиск прогрессивных форм выражения. В танцевальном искусстве возникло новое движение, отвергающее каноны классической сценической хореографии. Его называли по-разному: свободный танец, танец босоножек, дунканизм, ритмопластический танец и т. д. В США появился новый термин, объединивший под собою все многообразие разновидностей хореографии, отвергающей классические традиции – модерн.

История возникновения танца

Модерн – это современное хореографическое направление, зародившееся в США и Германии в конце 19 – начале 20 века. Идеи модерна впервые высказал французский педагог и теоретик сценической хореографии Франсуа Дельсарт, утверждавший, что все богатство человеческих чувств и эмоций нельзя вместить в стандартные элементы классического танца. На это способна только свободная от условностей хореография.

Идеи Дельсарта воплотили на сцене две американские танцовщицы, посетившие с гастролями Европу. Лои Фоллер продемонстрировала новую пластику в Париже в 1892 году в танце «Серпантин», который сочетал стихийные свободные движения и костюм из огромных полотнищ, развевающихся в танце. Костюм во время выступления служил демонстрацией прогрессивного самовыражения.

Идеи свободного от условностей танца развила Айседора Дункан. Ее и считают основоположницей танцевального направления модерн. Знаменитая танцовщица не создавала своей школы, но открыла дорогу новому в искусстве.

Другое направление в стиле модерн наметил Э. Жак-Далькроз. Его постановки «Эхо и нарцисс» (1912) и «Орфей» (1913) воплощают идеи ритмики – преимущество музыки перед танцем. В течение 20 века было создано множество школ модерна, каждая из которых имеет свои особенности и воплощает свои идеи.

Школы и течения модерна и их особенности

Хореография Айседоры Дункан

Айседора Дункан главным источником вдохновения считала природу. Именно в ней, по ее мнению, нужно черпать естественность и простоту движений. В искусстве она проповедовала идеи античности – гуманизм, обращение к человеку. Танец, прежде всего, по ее мнению, должен отображать человеческие чувства, а их нельзя препарировать, разложить на элементы. Значит, надо освободить танец от любых условностей – театральных, социальных, исторических, бытовых. Идея и содержание танца сами подскажут способы своего выражения. Большая роль в танце отводилась импровизации. Новаторство Дункан заключалось в отказе от традиционного балетного костюма, танце босиком, обращении к камерной и симфонической музыке.

Технически хореография Айседоры Дункан не была сложной, акцент делался на передачу тончайших эмоциональных оттенков. Танцовщица называла модерн танцем будущего, что мы и наблюдаем сегодня.

Ритмика Э. Жака-Далькроза

Это течение модерна противостоит хореографии Айседоры Дункан. Жак-Далькроз назвал свое направление в танце ритмикой или ритмопластическим танцем. Он предполагал следование танца за музыкой и внеэмоциональное воплощение движений. Хореография создавалась по принципу контрапункта: танцоры отображали музыкальные темы, звучащие у разных инструментов. Но создать танец без эмоций у Жака-Далькроза не получилось. В его балетных постановках присутствуют и чувства и эмоции, воплощенные танцевальными средствами.

Р. Лабан – теоретик танца модерн

Австрийский хореограф Р. Лабан не поддерживал идеи Жака-Далькроза о господстве музыки над танцем. Чтобы сформулировать основные концепции танца модерн, он обратился к философским и эстетическим учениям неоплатоников, пифагорийцев, трактатам древней Индии. Полученные знания он осмыслил и воплотил в труде «Кинетография», где изложил универсальную концепцию пластического выражения. Лабан сформулировал основную идею танца модерн – танцевальное движение должно быть осмысленным, пропущенным через духовную сферу.

Дальнейшее развитие танца модерн

Ученик Лабана Курт Йосс пошел по пути создания танцевального театра модерн. В качестве вспомогательных средств в хореографическом спектакле он использовал хоровую декламацию, музыку, сценографию, элементы мистериального театра. Но главенствующая роль всегда отводилась танцу. Куртом Йоссом была предложена новаторская тематика спектаклей – политическая, антивоенная.

Новое в танец модерн внесла и другая ученица Лабана – немецкая танцовщица Мери Вигман. Она изобразила в танце правду жизни, считавшуюся неприглядной. Страшные, уродливые и трагические стороны жизни танцовщица считала достойными воплощения на сцене. Она отказалась от красивых хореографических движений, ее постановки отличались напряженностью и эмоциональностью. Среди человеческих эмоций Мери Вигман интересовали прежде всего страх, тоска, отчаяние и безысходность.

Линию Мери Вигман в искусстве продолжиди ее ученики Ханя Хольм, Грета Палукка, И. Георги, М. Терпис и другие.

Сейчас труппы танца модерн выступают по всему миру. Наиболее известные из отечественных представителей – балет Аллы Духовной и Бориса Эйфмана.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua обязательна!

Модерн. Глазго. Макинтош. | Блогер _YearZero_ на сайте SPLETNIK.RU 19 октября 2016

Дабы утолить жажду написания статей и заставить себя уже заняться разработкой продолжения темы диплома, планирую опубликовать на нашем Сплетнике серию постов о Модерне - художественном направлении в искусстве, имеющем столько же разнообразных названий, сколько и  национальных черт в каждой стране, где он имел возможность появиться и развиваться.

Моде́рн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, югендстиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль», по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии,  «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.

В каждой стране, где архитекторы имели возможность работать с архитектурным ликом города, вы без труда сможете выделить именно этот стиль, но в каждом городе есть свои особенности, но главным является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» изгибов. 

В Великобритании модерн имел место быть только в Шотландии в Глазго благодаря Чарльзу Ренни Макинтошу.

Я решила не мудрить и просто запостить выдержки из своего диплома, возможно написано чересчур пафосно, но мне неохота его переписывать ибо там и так все ёмко 🙂

                                       Жизненный путь художника

       Гений, новатор, провидец, перфекционист, предтеча модерна Чарльз Ренни Макинтош стал синонимом огромного количества званий. Неизбежная  привычка категоризировать никогда не была так остра, как в случае с Макинтошем, тем не менее благодаря огромному количеству созданных им разных работ трудно дать ему определение точнее, чем дизайнер. Его уникальная экспрессия и язык его художественной энергии ставят его особняком среди всех его современников и последователей, строя мост через пропасть Викторианской эпохи к новому веку.

       «Старые формы в новом обрамлении» было основным принципом перевода традиционного в современный контекст. Видение Макинтоша было выражено новым современным языком, новым шагом вперед для развития архитектуры и дизайна, и самым заметным в Шотландии. Он искал вдохновение вокруг себя, пересмотрев свои художественные амбиции, но он так и не стал тем лидером, готовым стать основоположником собственной школы дизайна. Он шел одинокой тропой и не мог далеко смотреть в будущее архитектуры. Это явилось трагедией, потому что являясь патриотом, Макинтош так и не получил признания, которого он был достоин в родном городе или стране. Несмотря на это, его интуитивное восприятие и стремления открыли двери для будущих поколений художников.

       Школа искусств Глазго была невыполнимым и несравнимым ни с чем проектом, простой и лаконичный подход к интерьеру и экстерьеру дизайна «белых комнат» расходится с Викторианской традицией. Было ли это Модерном? Отчасти да, но Макинтош не предавал сакрального значения орнаменту или декоративным деталям, создавая свой уникальный стиль.  Он был блестящим мастером комбинации флористических и геометрических форм, соединяя декоративность и функциональность.

       Жизнь Макинтоша была полна бедности, неудач и не лишена иронии. Он умер в бедности в относительно молодом возрасте, доживая свои последние годы за границей в изоляции от своих друзей. Но если смотреть на его жизнь с точки зрения его творчества, то меланхоличная жалость становится ошибочной. Огромные усилия, которые он приложил к своим ранним архитектурным проектам, в частности к Школе искусств Глазго, не прошли даром. Он уделял каждой грани своего таланта максимальную важность, к эскизам текстильных работ, мебельному дизайну и акварели он уделял равное художественное видение, энтузиазм и внимание. Его решение посвятить себя акварели было не удивительно, в связи с тем, что на протяжении всей жизни его тянуло писать с натуры и делать наброски. И работы, которые по своему изумительны и не получили должного признания критиков, которого они заслуживали. Несмотря на то, что в своей архитектуре он изобрел абсолютно новый язык, манера письма его архитектурных работ является поистине уникальной, его пейзажи выглядят необыкновенно современными в своей экспрессии.

       Кем на самом деле был этот человек? В студенческие годы в школе искусств он наслаждался дикими гедонистическими днями. Он погрузился в прогрессивную художественную среду школы, под руководством Френсиса Ньюбери, человека, ставшего для него другом на всю жизнь, покровителем и поддерживал Макинтоша в его творческом пути. «Четверка» из Глазго, состоящая из Макинтоша, его друга Герберта МакНейра и сестер Макдональд, Маргарет и Френсис, придумавшая самим себе название и основанное на схожем языке художественного языка. Их мастерские превратились в места встреч для длинных ночей дискуссий и  обменом мнений и художественных стремлений. Чарльз был ядром группы, его талант и открытая натура вызывала восхищение среди студентов.  Очаровательный, добродушный, щедрый и гордый, но в то же время вспыльчивый, высокомерный, упрямый со взрывным характером он был сложной натурой с очень щепетильным отношением к мельчайшим деталям.

        Несомненно все эти аспекты его характера напрямую влияли на его и без того изменчивую архитектурную карьеру. С ним было крайне трудно работать, методы его работы постоянно менялись, в работе ему была важнее точка отсчета, а не общий план проекта. Потерявший веру в себя от отсутствия признания и невозможности повлиять на идеи окружавших его людей, он сильно страдал от депрессии и заниженной самооценки, вследствие чего он и покинул Глазго в первый раз, уехав в Волберсбрик, в надежде пережить старые неудачи.

       Главной константой его жизни была выдающаяся женщина, без которой он, возможно, не стал бы великим мастером. Маргарет Макдональд была на четыре года старше Чарльза и завоевала  его сердце в конце 1890х годов, когда тот был обручен с Джесси Кеппи, сестры Джона Кеппи, бизнес партнера Макинтоша. В 1900 году он расторгнул помолвку, разбив сердце Джесси, закрепив отношения с Маргарет, погрузившись в стабильные отношения, полные взаимного уважения. Маргарет даже смогла подчинить себе сложный темперамент Чарльза. Пара была известна в своих кругах и после своего переезда в Лондон они с головой погрузились в местную культуру, устраивая вечеринки, вливаясь в театральные и художественные группы. Маргарет, являвшаяся участницей Четверки, была выдающейся художницей и мастером по декоративным работам, работая в похожем направлении, что и её сестра Френсис и Герберт МакНэйр. Её влияние на работы Чарльза было отчасти ущербно, потому что её работы были мистическими и нематериальными, часто причисляемые к символизму, и несли романтический характер, и возможно это помешало ему достичь больших успехов в его творчестве. Декоративные элементы в его стиле имели важное значение для Макинтоша, неотделимо от его архитектуры и отношению к форме. Его работы гораздо глубже, чем простой орнамент и манипуляции с пространством – каждый аспект его дизайна имел значение для него. В своих взаимоотношениях с Маргарет, личных и рабочих, они делились вдохновением и идеями, он называл её гением, ставя её талант выше своего. Она была достаточно сильной личностью, чтобы в пройти достойно трудные времена и возвращаться к творчеству.

       Непревзойденные ранние архитектурные  работы Макинтоша, Хилл-хаус и Школа искусств Глазго были одновременно пиком и упадком его карьеры, к моменту завершения строительства Школы искусств удача перестала благоволить Чарльзу. Его работы на родине были проигнорированы возможными заказчиками, в то время как его работы и других участников четверки были высоко оценены их современниками в Вене. Но Макинтош не получил множества заказов заграницей, несмотря на его популярность, возможно это случилось из-за большой загруженности работой в родном Глазго. Ко времени, когда он получить возможность поработать на Континенте, началась Первая Мировая Война и он потерял все связи.

       После его смерти его поместье было оценено в 88 фунтов, а четыре стула – по одному фунту и только сейчас он признан одним из самых выдающихся мастеров Модерна. Не так давно один из его рабочих столов был продан за 720 000 фунтов и сейчас его произведения тщательно ищут и собирают в коллекции. Его смерть прошла незамеченной в 1928 году и по ироничному стечению обстоятельств в этом же году группа австрийских архитекторов выслала ему приглашение отпраздновать его великий вклад и влияние на их архитектуру и дизайн. Непризнанный при жизни и забытый на долгие годы талант Макинтоша вновь засиял.

Жизнь художника была наполнена взлетами и падениями, тщательной выработкой собственного индивидуального стиля, который стал узнаваем благодаря его фирменным элементам декора, таких как: мелкие квадраты, длинные тонкие полосы, стилизованная роза (как самый узнаваемый орнамент автора), сочетание меди и стекла в витражах.

Он является одним из первых дизайнеров, в современном, знакомом нам широком смысле этого слова, являясь человеком, который работал не в одном единственном направлении, а развивал различные грани своего таланта, стараясь добиться совершенства в каждой из них.

Долгие и прочные партнерские отношения с его спонсорами помогли появится на свет многим идеям и теориям дизайнера, помогая разрастись его известности далеко за пределами родного города.

При этом Макинтош сильно страдал от того, что его талант оставался неоцененным его современниками, потому что он шел в разрез с тенденциями, распространенными в Великобритании, которая еще не была готова принять новые веяния Модерна и всячески противилась его проявлениям.

С другой стороны на континенте его работы были приняты очень тепло и сильно повлияли на венских дизайнеров, которые впоследствии следовали за своеобразной «Школой Макинтоша», поглощали его идеи и применяли их в своих работах, позже преобразуя и интегрируя их в свои собственные произведения.

Методом проб и ошибок Макинтош создает разнообразные мебельные формы, которые прошли путь от грубой, хрупкой и дешевой мебели, которая со временем преобразовалась в темную громоздкую мебель, которую сменила воздушная и утонченная светлая мебель, которая была ознаменована как пик творчества мастера, после которого был совершен отход от поиска новых форм, вернувшись к ранним работам, далее переходя к более геометризированным формам, в которых он использует мотив деревянной решетки и параллельных перекладин.

Касаемо интерьеров, в конечном счете он переходит к системе, представляющей своеобразный цветок, когда в нижних этажа используется более мужественный и темный дизайн, а вверх стремится более женственный и светлый.

 

Макинтош старается избавляться от надоевшей строгой викторианской угловатости, вводя в интерьеры прямые линии и избегая большого количества острых углов.

Если бы фортуна была более благосклонно к Макинтошу, возможно смог бы воплотить в жизнь новые интерьеры, разработать новую концепцию дизайна, но его творчество обрывается на периоде работы над геометрическими формами и их взаимодействии и интеграции в жилые пространства.

Сразу после наивысшей точкой в мастерства следует период упадка, всвязи с тем, что у него не было возможности разрабатывать и воплощать в жизнь новые формы мебели из-за того, что дерево не могло вынести этих преобразований. В том числе Макинтош старался уйти от его самых удачных находок с белой мебелью и природными элементами, стараясь создать что-то новое, что бы ему перестать быть заложником одного стиля.

Но творчество Макинтоша было отправной точкой, для возникновения новых стилей, как например Баухаус, открыв дорогу молодым последователям «Школы Макинтоша» как и в Глазго, так и в Вене.

Архитектурное творчество Макинтоша создает новый облик города, превращая его из депрессивного портового города, задымленного благодаря заводам, в новый, прогрессивный и изысканный город, облик которого войдет в историю как «Стиль Глазго».

Отличительной чертой дизайнера было то, что он был способен изобретать свой стиль заново, обращая внимание на все современные веяния, переваривая их и используя в своем творчестве, при этом не ударяясь в эклектику и не относя себя к какому-то определенному стилю, стоя особняком в современном ему искусстве.

 

P.S. В 2010 году Школу искусств признали лучшим зданием Великобритании за прошедшие 175 лет, но в мае 2014 года случилась ужасная трагедия - главное детище Чарльза, Школа искусств Глазго сгорела. 70% убранства удалось спасти, но великолепная библиотека утеряна и сейчас ее восстанавливают.

Само по себе творчество макинтоша настолько огромно, что сложно впихнуть все в один пост, так что, если хотите, могу разделить по направлениям и рассмотреть более подробно.

Спасибо за внимание!

10 впечатляющих проектов со всего мира

Мы задумались: как выглядит современная архитектура общеобразовательных школ? Какую планировку и интерьер предлагают современные архитекторы? В этой статье вы прочитаете о самых интересных государственных школах, которые были построены за последние 4 года.

Современные школы: 10 примеров впечатляющих проектов по мнению редакции

1. Школа Walden Dos

Место

Школа находится на северо-западе Мехико. Она построена на месте старой школы, которую окружали бизнес центры, магистраль и река. Такое расположение сложно назвать безопасным, к тому же в окна школы почти не проникал естественный свет из-за тени высоток. В итоге школу и зону вокруг неё перестроили с нуля.

Архитектура

Внутри и снаружи школы архитектор Мигель Монтор (Miguel Montor) спроектировал сады. Стеклянные двери и окна от пола до потолка отделяют сады от классов. Благодаря этому детям не нужно далеко идти, чтобы поиграть на природе, а преподаватели могут проводить занятия на свежем воздухе.

Для строительства школы Мигель выбрал экологические материалы: бетон и дерево. А для цветовой палитры — только те цвета, которые можно увидеть в лесу.

2. Школа Liyuan

Современные школы Современные школы

Место

Средняя школа Liyuan расположена в центре китайского город Уси. Здание разделено на 2 части, которые находятся по разные стороны реки. Соединяет их мост-коридор, в котором расположена столовая с панорамными окнами.

Архитектура

Команда из архитектурной компании Minax Architects спроектировала школу так, чтобы она минимально походила на традиционную школу. Волнистый, гладкий и динамичный фасад создаёт дружелюбную и спокойную атмосферу.

А быть более расслабленными ученикам и преподавателям помогают дополнительные зоны отдыха. Помимо обычных окон на последних этажах спроектированы еще и круглые — в потолке. Они позволяют впускать еще больше естественного света.

3. Школа The Roc

Место

Здание находится во французском городе Туркуэн. Постройка соединяет две соседние школы. В ней расположены дополнительные классы, столовая и зал, где родители ждут детей.

Архитектура

Здание выглядит как огромный каменный блок, парящий над землёй. Такая архитектура выбрана неслучайно. Директоры школ хотели, чтобы дети, смотря на подвешенную скалу, понимали - всё возможно.

Внутри здания архитекторы спроектировали гладкие переходы из помещения в помещение — никаких острых углов, перегородок и швов в отделке. Чтобы ученикам было уютней находиться в большом обеденном зале, архитекторы использовали специальную штукатурку, которая подавляет эхо. После занятий дети встречают родителей в помещении при входе в школу. Оно построено в виде леса, где роль деревьев играют белые тонкие колонны.

4. Школа The Ecole Jean-Moulin

Место

Школа находится в городке на севере Франции. Постройку окружают каналы, холмы и малоэтажные дома 60-х годов. Чтобы здание «влилось» в природный ландшафт, его построили в виде большой зелёной волны.

Архитектура

Школа состоит из двух корпусов. Небольшой корпус младшей школы «накрывает волной» корпусом средней школы.  Архитекторы отмечают, что старались создать лёгкую атмосферу, в которой детям будет приятно учиться и отдыхать. Такую среду формируют волнообразные формы, зелёный газон на крыше, наполненные светом пространства и экологичные материалы: дерево, бетон, сталь.

5. Школа Hessenwald

Место

Здание расположено между несколькими немецкими деревнями. В нем находится младшая, средняя и старшая школы. Помимо этого, в здании есть общественный центр. Там взрослые и дети играют на музыкальных инструментах, смотрят кино и ухаживают за школьным садом.

Архитектура

Здание делится на 3 павильона, которые окружают пространство общественного центра. В каждом павильоне установлены передвижные читальные платформы. Парты в классах имеют форму клякс, которые можно собрать как мозаику в одну большую кляксу. Так же, как и парты, лавочки в коридорах ученики могут передвигать, как захотят.

К павильонам примыкает постройка, где находится школьный сад и лаборатория для изучения растений. На окна в лаборатории наклеено специальное солнцезащитное покрытие, а стены отделаны деревом. Это создаёт ощущение, что вы находитесь в лесу в тени крон деревьев.

6. Школа Nord-Osterdal

Место

Старшая школа Nord-Osterdal расположена в маленьком городке на востоке Норвегии. Здание построено на холме, с которого видно и город, и национальный парк.

Архитектура

Почти вся школа построена из дерева — главное условие заказчика. Исключением стали прорезиненные полы, шерстяные элементы потолка и бетонные стены на цокольном этаже.

Чтобы в учебных классах было больше естественного света, они построены по периметру здания. Помещения, которые не требуют окон (кинотеатр, спортзал и столовая), размещены в центре. На последнем этаже расположена комната для курения с окнами в потолке.

7. Школа Mouriz

Место

Здание находится в городе Парадеш на севере Португалии. На первом этаже постройки расположен детский сад, а на втором — начальная школа.

Архитектура

Внимательнее всего архитекторы подошли к планировке здания. Пути, по которым школьники идут к столовой или к спортивным площадкам, не пересекаются с путями детсадовцев. Это сделано для того, чтобы бегущие школьники случайно не сбили малышей.

На втором этаже потолки повторяют изгибы крыши. Смотря на окна, может показаться, что они установлены рандомно. Таким способом архитекторы создали весёлую атмосферу в классах, которые стали пространством для творчества и развития воображения детей.

8. Jean Moulin

Место

Школа расположена на берегу реки Маас во Франции. Участок находится на холме в окружении леса. Под крышей школы отведено место для маленького отеля, где могут жить ученики и преподаватели. Помимо этого, на участке находятся площадки для баскетбола, волейбола, гандбола и лёгкой атлетики.

Архитектура

Школа стоит на месте гимназии 60-х годов. Старое здание было построено из неэкологичных материалов и к тому же загрязняло окружающую среду отходами. В 2007 году был объявлен конкурс на реконструкцию участка.

Команда из агентства Duncan Lewis Scape Architects победила в конкурсе. Архитекторы построили эко-здание, которое будто утопает в холме. В каждом классе установлены панорамные окна, поэтому помещения залиты естественным светом. Роль коротких лестниц выполняют пандусы, а вместо длинных — установлены лифты. Архитекторы отмечают, что благодаря отсутствию лестниц ученики с ограниченными возможностями будут чувствовать себя физически и психологически комфортнее.

9. Школа Kibera

Место

Школа находится в крупнейшей трущобе Кении — городе Кибера. Школа появилась благодаря испанскому фотографу Ивану Баан (Iwan Baan). Во время фото-проекта о трущобах Иван наткнулся на единственную школу в Кибере. В ней не было туалетов, электричества и даже нормальной крыши. Здание окружали свалки и открытая канализация, а сама школа больше походила на груду мусора.

В том же году в музее искусств Копенгагена Иван увидел красочный павильон. Он принадлежал архитектурному агентству SelgasCano. Фотограф связался с архитекторами и попросил пожертвовать постройку детям Киберы. Команда SelgasCano не только согласилась, но и переделала павильон так, чтобы он стал более удобен в качестве школы.

Архитектура

Агентство SelgasCano известно тем, что строит павильоны из дешёвых, но прочных материалов: ДСП, пластика и дерева. Школа в Кибере не стала исключением.

В 2-х этажной постройке размещаются классы, туалеты, кухня, кабинет директора и большое помещение для проведения мероприятий. С первого на второй этаж ведёт широкая лестница, которую иногда используют в роли лавочек. Вместо сидений также используют пластиковые контейнеры, наполненные водой. Они стоят по периметру здания и «прикрепляют» его к земле.

10. Школа Panta Rhei

Современные школы Современные школы

Место

Школа находится на юге Амстердама в Нидерландах. С внешней стороны здание не представляет никакого интереса, но внутри находится то, что называется «Panta Rei». Буквально это выражение переводится как «поток».

Интерьер

В школе почти нет стандартных классов. Студенты учатся в открытых многофункциональных пространствах. Парты спроектированы специально для школы: они имеют разные асимметричные формы. Сдвигая столы, можно собрать круг, квадрат или звезду.

Главные акценты в интерьере школы — текстовые «узоры».  Дизайнеры попросили учеников выбрать любимые отрывки поэм и стихотворений. Лучшие тексты были напечатаны на полах, стенах и партах.

Фото: Онис Люкей, Су Шанглианг, Люк Боегли, Джерон Муш, D’HOUNDT+BAJART architectes.


Ещё больше статей об архитектуре школ читайте в наших статьях:

— Школа-кластер от компании Ackermann+Raff

— Футуристическое здание школы от Atelier REC architecture

— Современная школа от архитектурного агентства Ecker Architekten

основные школы и течения. — Студопедия.Нет

Особенности развития реализма в XX веке.

 

Модернизм: основные школы и течения.

XX век вошел в историю культуры как век эксперимента, который потом становился нормой. Появляются манифесты, посягавшие на вековые традиции и незыблемые каноны. Подвергается критике обязательность подражания прекрасному (Аристотель «Поэтика», Лессинг «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии»). Художник XX в. подражает отвратительному, что в древности запрещалось под страхом наказания. Отправной точкой эстетики стало безобразное, отказ от гармонических пропорций нарушает облик искусства, акцент сделан на деформации и геометрических фигурах.

Термин «модернизм» (фр. modernisme, от modern – «новейший», modo – «только что») появился в конце XIX в. и закрепился за нереалистическими явлениями в искусстве.

Модернизм – это и творческий метод, и эстетическая система литературной деятельности ряда школ. Модернизм – пестрое по составу, политическим устремлениям и манифестам литературное движение, включающее множество различных школ, группировок. При всем разнообразии эстетических платформ и формальных установок для модернистов характерны следующие признаки. Это искусство для посвященных, «избранных». Провозглашая «искусство для искусства», модернисты отвергают реализм, народность, идейность, художественные традиции. Объективный мир или болезненно искажен, или вовсе исчезает, взамен него – субъективные ассоциации. Модернисты утверждают, что их творчество не служит никаким политическим целям. Их объединяет пессимистическое мировоззрение, установка на субъективизм, деформацию, стремление художника не отражать объективную реальность, а самовыражать себя. Философские истоки модернизма можно отыскать в трудах Ф. Ницше, З. Фрейда, А. Бергсона, У. Джеймса.

Идеи модернизма в творчестве отдельных художников и школ, в каждом конкретном произведении получают различную интерпретацию. Модернизм может быть определяющим в творчестве писателя (Д. Джойс, Ф. Кафка) или может быть одним из приемов, имеющим существенное влияние на стиль художника (М. Пруст, В. Вульф).

Модернизм помог обратить внимание на уникальность внутреннего мира человека. Пикассо говорил, что художник не менее важен, чем-то, что он изображает. Он любил повторять, что знает, как выглядят яблоки, и на картине Сезанна его интересует нечто другое.

Марксистское, а затем и советское литературоведение уже с конца XIX в. заняло негативную позицию по отношению к модернизму. Оно видело в нем проявление кризиса и распада буржуазной культуры.

Модернизм, охвативший Европу в начале XX века, имел национальные разновидности: французский и чешский сюрреализм, итальянский и русский футуризм, немецкий экспрессионизм, английский имажизм и школа «потока сознания», американский и итальянский герметизм, шведский примитивизм.

 

    Дадаизм (от фр. dada – «детский лепет без смысла») – непосредственный предшественник сюрреализма. В 1916 г. группа поэтов-дадаистов образовали клуб-кабаре «Клуб Вальтера». Вдохновитель школы дадаистов – румын, обосновавшийся в Париже, Тристан Тзара – поэт, литературовед, философ. Он случайно во французском словаре Руссо обнаружил слово «да-да», которое в некоторых областях Италии обозначает «мать», в русском и румынском двойное подтверждение, у негритянских племен – корову.

    Дадаисты декларировали абсурд и атмосферу скандала, дезертирство, выражая тем самым протест против первой мировой войны. Стремились вывести публику из самодовольной успокоенности. Эстетической формой их протеста стало алогичное и иррациональное искусство, часто бессмысленные наборы слов и звуков, составленные методом коллажа. Главная задача искусства, по дадаизму, простота и выражение незамутненного сознания художника.

    Смысл поэзии дадаистов отражают слова Т. Тзара: «Я пишу манифест, и я ничего не хочу, я говорю между тем кое-что, и я в принципе против манифестов, как я против принципов». В этих словах – отрицание, которое найдет свое дальнейшее развитие во французском сюрреализме и немецком экспрессионизме.

        

    Сюрреализм (от фр. surre’alite’ – «сверхреальность») сложился во Франции. Его программа изложена в «Манифесте сюрреализма», написанным А. Бретоном и Л. Арагоном в 1924 г. «Манифест сюрреализма» отдавал должное открытиям Фрейда в области человеческой психики и обращал внимание на грезы, как на важную сторону психической активности. Само слово «сюрреализм» впервые употреблено Г. Аполлинером в предисловии к своей драме «Груди Тирезия», где автор просил извинение за придуманный им неологизм. Он ему понадобился, чтобы обновить театр, вернуть его к самой природе, не повторяя ее: «Когда человек решил подражать ходьбе, он создал колесо – предмет, несхожий с ногой. Это был бессознательный сюрреализм».

    Сюрреалисты пытались выйти из бессмысленности дадаистов и творить. Главное, что хотели сделать сюрреалисты – обнаружить в поэзии ее собственные внутренние свойства. Поэзия испугалась жизни и стала заниматься сама собой.

    Слагаемые сюрреалистического образа – это деформация, сочетание несочетаемого, свободная ассоциативность.

Принципы сюрреализма.

    - поэзия не изображает ничего, она заново творит;

    - толчком для поэта служит душевный порыв, а не понятие, поступок;

    - для поэта всегда существует только настоящее, вечное время – всегда;

    - лирическая вселенная сроится без опоры на конкретном эпизоде;

    - предмет поэзии сюрреалистов – вечное универсальное чувство;

    - условное космическое пространство;

    - особенностью поэтов-сюрреалистов является то, что они часто снимают индивидуальные покровы;

    - очень часто поэтика сюрреалистов вступает в спор с реальным здравым смыслом;

    - поэты-сюрреалисты хотят поднять слово над смыслом, лишают его всякого социального смысла.

    Стихотворение «Из сказки» чешского поэта Витезслава Незвала – передает ирреальное впечатление на основе обычных реалий, соединенных вопреки логике и смыслу, но по закону фантазии:

 

Кто-то на старом рояле

Фальшью терзает слух.

А я в стеклянном замке

Бью огнекрылых мух.

Алебастровая ручка

не обнимала.

Стареет принцесса,

Старухой стала…

Глухо тоскует рояль:

Жаль ее, жаль…

А сердце мое сонно поет:

Было-нету,

Было-нету,

Бим-

Бам.

 

    Незадолго до первой мировой войны в Германии и Австралии сначала в живописи, а затем и в литературе сложилось течение экспрессионизма (от фр. expression – «выражение»). Слово «экспрессионизм» вошло в обиход в 1911г. с легкой руки философа Вильгельма Воррингера, который назвал французских художников Маттиса, Сезанна, Ван-Гога синтетистами и экспрессионистами. С 1912-13 гг. термин стал использоваться и в других видах искусств.

Оно имело антиимпериалистическую направленность, выступало против «механизации» и «обездушивания» жизни, против войны. Часть экспрессионистов была за революцию и против классовой борьбы, революция воспринималась как условный символ нравственного усовершенствования. Характерна ярко выраженная антивоенная позиция:

Груды искромсанных тел.

Тлеют и корчатся трупы.

Мозг вытекает струей

Из проломленных лбов.

Остекленели глаза.

Воздух отравлен запахом бойни.

О, если бы видеть могли вы

Своих сыновей, немецкие матери,

Матери Франции!

Лежат вперемешку

Разбухшие трупы бывших врагов,

Касаясь друг друга руками беспалыми,

В зловещем объятии!

Я вижу их, вижу. Но кто же я сам?

Зверь ли? Пес мясника?

Я вижу их, вижу:

Опозоренных…

Мертвых…

                                                             (Эрнст Толлер «Трупы в лесу»).

 

 

Основа экспрессионизма – деформированное изображение действительности ради особой выразительности в передаче духовного мира художника. Провозгласив тезис о приоритете самого художника, а не действительности, экспрессионизм сделал акцент на выражении души художника, его внутреннего «я». В творчестве экспрессионистов постоянно ощущается чувство страха и бессилия перед хаосом событий. Формы внешнего мира рассматриваются художником-экспрессионистом только как средство для выражения своих переживаний. В поисках максимальной выразительности и динамичности образа экспрессионисты отказывались от упорядоченного синтаксиса и логических связей, превращали язык в хаос отдельных слов и восклицаний. К 30-м гг. экспрессионизм в литературе перестал существовать как течение, но сохранил свое влияние в музыке в последующие десятилетия.

Формальные признаки экспрессионизма:

    - тяготение к абстракциям, заменившим конкретные понятия, идеи и моральные принципы;

    - обобщенные символы и собирательные образы. Стихотворения при этом становятся трудно переводимыми.

Руки-серпы сметайте улицы-ущелья ввысь!

Голова-чертополох шипит туча-губка… Месяц-дыра –

Как качается человек человек: о безбрежно!

Женщина поворачивает на свету растерзанное чрево.

                       (Бехер из сборника «Песнь против современности» 1918г.).

        

    Кубизм прежде всего связан с живописью, с деятельностью французских художников. В литературоведении употребляется с 1908 г. Французский поэт Анре Сальмон провозглашает кубизм совершенно новым искусством, призванным спасти мир. Кубизм выражает чаяния страдающего художника (в широком смысле).

    Кубисты сочли, что в живописи нужно произвести коперниковский переворот: разбить традиционные представления о цвете, форме, представить мир в геометрических формах. Аналогией кубизма в литературе является футуризм (от англ. «футуро» - «будущее»). Направление возникает во Франции и Италии.

    Футуристы против искусства прошлого, традиции. Пытаются отыскать и ввести в практику новые формы для изображения нового мира: «Обычный опыт должен быть дополнен сущностью века». Для кубистов и футуристов целью искусства оказывается не познание и отображение мира, а создание новой реальности.

    Абстракционизм – наиболее крайняя, радикальная школа в искусстве модернизма. Основной принцип – отрицание изобразительности, которая является основой всякого искусства. Абстракционизм устремлен к разрушению реального, зрительного образа и соответствует этому образу эстетики.

    «Новая вещественность» или «мнимый реализм» (1918-1939).

    Основа – появившийся интерес к реальности, однако вместо истинной реальности имеется в виду, тот или иной, суррогат.

    Используя принцип реализма, стремились закрепить хаос жизни с помощью стабильных форм. В литературе это направление проявилось в романе Д.Джойса «Улисс». Джойс создал роман, где каждая вещь является способом выразить весь мир. Джойс: «Я хочу выразить все во всем».

 

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *