Симметричная композиция: Симметрия и ассиметрия в композиции – Что такое симметрия и ассиметрия в композиции – Приемы: Симметрия

Симметричная композиция. Симметрия и асимметрия

Симметрия окружает человека с самого рождения. Прежде всего она проявляется в живой и неживой природе: великолепные рога оленя, крылья бабочек, кристаллическая структура узора снежинок. Все законы и правила, которые путем наблюдений и анализа вывел человек для создания композиции, были заимствованы из окружающего мира. И первоначально изображение несло информационную функцию, постепенно обрастая эмоциональными, ценностными переживаниями автора. Так ли проста симметричная композиция, и можно ли с ее помощью донести насыщенный художественный образ? Возможно, она является «вещью в себе», которую неподготовленный зритель не сразу рассмотрит.

симметричная композиция

Композиция

Латинское слово compositio ("составление") является основой для художественных форм разных жанров. Именно композиция отвечает за целостность произведения. Разные композиционные решения подчиняются одним и тем же строгим законам. Элементы, компонуемые художником, разнообразны. Основные из них - форма, цвет, фактура, ритм, контраст, нюанс, пропорции. Законы немногочисленны, но обязательны для исполнения: равновесие, единство и соподчинение.

Плоскость

Что нужно сделать, чтобы увидеть плоскость? Просто посмотреть на нее. Ведь человеческий глаз – это уникальный приемник информации, уже «обученный» природой правильному видению.

В природе существуют такие условия, при которых происходят оптические обманы, но, как ни странно, они закономерны и достаточно изучены на сегодняшний день. Поэтому подавляющее большинство людей однозначно воспринимают плоскость. Естественные различия существуют между людьми, которые пользуются иероглифами, и теми, кто читает и пишет при помощи букв. Культурные различия играют в данном случае не последнюю роль.

Однако существуют иллюзии восприятия композиции симметричных фигур, общие для жителей всей планеты. Основаны они на особенностях механизма обработки визуальных впечатлений мозгом:

  1. Прямоугольник, расположенный на длинной стороне к линии горизонта, кажется тяжелым, устойчивым. В то же время расположение на короткой стороне придает фигуре легкость, подвижность.
  2. Одинаковые по величине фигуры кажутся разными в силу игры света: белые формы на темном фоне всегда выглядят больше своих черных копий.
  3. Ограничивающие горизонтальные линии как бы расширяют пространство, в то время как вертикальные – удлиняют его.

Выше перечислены только самые распространенные иллюзии, которые следует учитывать при построении симметричной композиции из геометрических фигур.

симметричная и асимметричная композиция

Формы на плоскости

Многообразие разных форм можно свести к треугольнику, квадрату, прямоугольнику, кругу, точке и линии. Формы композиции и плоскость, на которой они размещены, условно связаны замыслом изображения. Даже чистый лист бумаги наделен условной структурой. Его плоскость может быть рассечена на горизонтальные, вертикальные и диагональные оси (относительно которых выстраивается симметричная композиция).

Точка схождения всех линий находится в центре плоскости и всегда воспринимается зрителем активно. Части плоскости, выходящие за пределы центра, ощущаются пассивными. Все элементы симметричной композиции взаимодействуют со структурой плоскости и при условии достижения зрительного равновесия образуют гармоничную структуру.

симметричная композиция из геометрических фигур

Симметрия

Это явление встречается повсеместно: в биологии, химии, геометрии. Среди образцов искусства чаще всего используется в архитектуре, декоративно-прикладных ремеслах, рисунках.

Слово это греческого происхождения, в дословном переводе «соразмерность» и обозначает уравновешенное расположение форм относительно осей или точки. Винтовая симметрия часто сама является предметом изображения. Наиболее используемыми видами симметрии являются:

  • зеркальная;
  • центральная;
  • осевая;
  • переноса.
симметричную декоративную композицию

Возможные трудности использования

Составление уравновешенных при помощи симметрии композиций не такое простое задание, как кажется на первый взгляд. Здесь от художника требуется знание некоторых закономерностей:

  1. Сотворение запоминающейся симметричной композиции может произойти только в идеальном соответствии всех компонентов (иногда даже малое отступление способно погубить работу).
  2. Такие работы не несу в себе новизны и неожиданности, поэтому существует большой процент вероятности уйти в «скучное уравновешивание».

Учет этих особенностей позволяет мастерам создавать поистине шедевральные образцы симметричных композиций, примеры которых можно наблюдать в архитектуре, живописи, дизайне интерьера, ландшафтном дизайне и прочих сферах искусства.

симметричная композиция примеры

Замкнутость и открытость

Существуют картины центростремительные и центробежные. Первые оформлены таким образом, чтобы взгляд зрителя исподволь возвращался к середине картины. Такие работы обрамлены полями, которые являются четким обозначением границ. Предполагаемое же домысливание сюжета картины или рисунка на уже прописанной на полотне свидетельствует о центробежности, или открытой композиции. Такие произведения достаточно сложны для восприятия и требуют определенного времени для осмысления.

Симметричная декоративная композиция, скорее всего, будет замкнутой, ведь ее цель - украшение пространства. В этом случае как раз подходят устойчивость, замкнутость, спокойствие, уравновешенность. Довольно часто декорирование проводится в трехмерном пространстве. Но законы действуют как на плоскости, так и в объемном исполнении. Поэтому фото симметричной композиции не потеряет смысловой нагрузки (при условии профессионализма фотографа), а сделанное мастером, может даже добавить красок.

симметричная композиция фото

Динамика и статика

Для передачи движения и покоя художник использует все доступные средства: цвет, ритм, фактуру, линии, фигуры и т. д. Что такое статика? Это расположение элементов композиции, которое оставляет у зрителя впечатление неподвижности, равновесности, незыблемости. Характерные черты таких построений:

  1. Отчетливо прослеживается использование структуры плоскости при составлении композиционных групп благодаря определенному порядку построения.
  2. Предметы для составления сюжета выбираются похожие по основным параметрам: форме, фактуре и т. д.
  3. Используется «мягкая» тональная гамма с избеганием резких контрастов.

Динамика в композиции передается при помощи обратных методов. Таким образом, согласованные между собой элементы оставляют впечатление внутренней напряженности, стремления к движению или даже направленный рывок.

Например, симметричная композиция из прямоугольников может источать незыблемое спокойствие, что достигается при помощи выше описанных методов. Но достаточно внести немного цветового разнообразия (симметрия перестанет быть строгой) - и те же прямоугольники уже доносят до зрителя иную информацию: тревогу, напряжение, ожидание. Появление динамики в композиции способно вывести ее в другую организационную реальность.

симметричная композиция из прямоугольников

Симметрия и асимметрия

Как это ни странно, но равновесие (или баланс) – это основной принцип строения всего живого в мире. Поэтому асимметрия не обозначает отсутствие упорядоченности в композиции – это свободный порядок (всего лишь немного небольшое отступление от симметрии).

Здесь не требуется строгого подбора элементов по тону, фактуре, объему, весу. Красота составляющих подчеркивается их непохожестью и расположением по отношению друг к другу. Однако именно в таких композициях особое внимание опытный художник уделяет сбалансированности, поскольку именно она является свидетельством грамотного выстраивания целостности образа.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что ценность картины не заключается в использовании автором той или иной техники компоновки материала, а проявляется в доступном донесении замысла произведения, его эмоциональной насыщенности. Нельзя утверждать, что симметричная и асимметричная композиции различаются лишь по сложности их исполнения для художника. Ведь «краткость – сестра таланта» и часто «все гениальное – просто». Причем простота в таких случаях становится всепроникающей (и в исполнении, и в восприятии).

Симметрией пользуются современные художники, равно как и их предшественники. Она гарантированно обеспечит создание впечатления величественности изображаемых объектов, торжественности и помпезности. В симметрии воплощен один из самых незыблемых и непреходящих законов природы – стремление к балансу.

Однако человеческая жизнь (и впечатления от ее проживания) часто устроена далеко не сбалансированно. Поэтому и появляются асимметричные картины, наполненные переживаниями, движением, противоречиями и мечтами. Художник не вправе оставаться в стороне от происходящих событий.

Заключение

Несмотря на кажущуюся простоту, симметричные композиции являются образцами гармонии мира и природы. Однако и асимметричные построения не лишены этого свойства. Единство таких композиций открывается глазу зрителя не сразу, поскольку построено на определенных закономерностях, не связанных с осями симметрии. Эстетическая ценность обеих форм изображения не подвергается сомнению, поскольку неоднократно была проверена временем.

Композиционное равновесие

Дата публикации: 06.12.2016 13:20

Фото видео студия "Бекар" - свадебная, детская, семейная, торжественная фото и видео съёмка!

  

Согласно исследованиям психологов, глядя на изображение (фотография или теле экран), человек в первую очередь обращает пристальное внимание на те элементы изображения, которые являются наиболее активными возбудителями зрительных центров и своей формой, цветом, контрастом, освещённостью, чёткостью, движением или статикой противоречат общей концепции изображения. Взгляд зрителя обязательно выделит неподвижный предмет при общей динамике изображения так же, как движущийся — при общей неподвижности остальных. Светлое пятно на тёмном фоне (равно как и тёмное на светлом) сразу бросается в глаза. Противопоставление одной детали остальной изобразительной массе может проявляться в самых разнообразных вариантах, но при этом всегда следует стремиться к тому, чтобы композиция кадра была уравновешенная.

 В симметричной композиции все её части уравновешенны.

simmetrichnaya_kompozitsiya_1.jpg   simmetrichnaya_kompozitsiya_2.jpg

Симметричная уравновешенная композиция

 Асимметричная композиция может быть как уравновешенной, так и неуравновешенной.

asimmetrichnaya_neuravnoveshennaya_kompozitsiya.jpg

Асимметричная неуравновешенная композиция

asimmetrichnaya_uravnoveshennaya_po_masse_1.jpg   asimmetrichnaya_uravnoveshennaya_po_masse_2.jpg

Асимметричная уравновешенная по массе композиция

 

При этом уравновесить элементы композиции можно разными способами: по массе, по тону, по цвету. По тону равновесие композиции зависит от количества в кадре тёмных и светлых пятен. Дело в том, что сложные психологические установки человеческого мозга ассоциируют тёмные тона с тяжестью, а светлые — с лёгкостью (лёгкое светлое небо и тяжёлая тёмная земля). Размеры и насыщенность светотональных пятен в композиции кадра связаны с воображаемой "тяжестью" объекта, и от расположения этих тональных масс зависит зрительская оценка композиционного равновесия.

asimmetrichnaya_neuravnoveshennaya_kompozitsiya_2.jpg

Неуравновешенная по тону композиция

asimmetrichnaya_uravnoveshennaya_po_tonu_1.jpg   asimmetrichnaya_uravnoveshennaya_po_tonu_2.jpg

Уравновешенная по тону композиция

asimmetrichnaya_uravnoveshennaya_po_tonu_3.jpg   asimmetrichnaya_uravnoveshennaya_po_tonu_4.jpg

Уравновешенная по тону композиция

uravnoveshennaya_dinamikoy_1.jpg   uravnoveshennaya_dinamikoy_2.jpg

Уравновешенная по тону динамикой

 Несмотря на существование композиционного равновесия, воспринимать композицию кадра только по формальным показателям нельзя. Необходимо учитывать всё, что имеет отношение к смыслу происходящего на картинной плоскости действия. Именно в этом и проявляется единство содержания и формы.

asimmetrichnaya_neuravnoveshennaya_kompozitsiya_3.jpg

Неуравновешенная по цвету композиция

asimmetrichnaya_uravnoveshennaya_po_tsvetu_1.jpg   asimmetrichnaya_uravnoveshennaya_po_tsvetu_2.jpg

Уравновешенная по цвету композиция

  Композиция кинокадра, в отличии от фотографии, меняется постоянно. Смысл, темп, характер фактов и явлений в кинематографе находятся в постоянном развитии и в зависимости от значения, которое приобретает тот или иной участок картинной плоскости, меняется и композиционное равновесие.

Наши работы

Статьи по теме:

 Ритм и правило диагоналей в композиции кадра

Виды съёмочных планов и их практическое применение

Основные элементы композиции кадра и композиционные конструкции

Композиция кадра и правило третей

Виды освещения в фото и видео съёмке и световые схемы

Точка съёмки и ракурс как выразительные средства композиции

 Количество пикселей VS размер матрицы

Монтажные соединения в видеосъёмке

Наглядное позирование

Основы позирования

 Тень - незаменимый элемент композиции кадра

Перспектива изображения как способ формирования композиции кадра

Таймлапс - определение и особенности

Панорама - творческий приём в фотографии и кинематографе

© Студия Бекар. Все права защищены.

Любое использование материалов допускается только с указанием активной ссылки на источник. 

Предложения со словосочетанием СИММЕТРИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Для этого стиля характерна симметричная композиция интерьера, включающая французскую мебель, красивые ткани, бумажные обои, зеркала, канделябры и люстры. Подобно своим восточным предкам древние греки, а позже и римляне, предпочитали сады симметричной композиции, основу которых составляли деревья. На вид это сочное, несколько наивное раннепетровское барокко — симметричная композиция, высокий, очень выразительный аттик, обрамлённый завитками-волютами и украшенный лепными гирляндами из фруктов и цветов, раковины в полуциркульных завершениях наличников окон. Для этого стиля характерны симметричные композиции интерьеров, включающие французскую мебель, красивые ткани, бумажные обои, зеркала, канделябры и люстры. Вместо деревянных теремов появился каменный верхний этаж, парадный фасад приобрёл симметричную композицию и богатую отделку в стиле барокко.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: готы — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Высокорослые растения можно располагать как в центре (при создании симметричных композиций), так и на заднем плане или смещать к краю, создавая, таким образом, асимметричные композиции. Они связаны в единую симметричную композицию, образующую в плане образует подобие буквы «Y». Общий приём симметричной композиции, использование большого ордера и других характерных деталей восходят к традициям классицизма. Со временем пышные, тяжеловесные формы и симметричные композиции барокко сменились на игривую лёгкость причудливых асимметричных форм и лёгкие нежные краски нового стиля — рококо. Нашу симметричную композицию можно сравнить уже с танцем кордебалета — танцовщицы прекрасные, в одинаковых платьях, движения синхронные. В симметричной композиции важна законченность. При созерцании симметричной композиции взгляд улавливает определённую упорядоченность, ритм, может предугадать наличие последующего предмета и приходит в замешательство, если такового не обнаруживается. В симметричных композициях оно достигается при помощи равенства форм и расстояний. При созерцании симметричной композиции взгляд улавливает определённую упорядоченность, ритм, может предугадать наличие последующего предмета. Одни интерьеры, например, классицистические, имеют симметричную композицию — одинаковое, спокойное, расположение элементов относительно оси симметрии, которая отмечает центр композиции. К тому же этот предмет позволяет зрительно замаскировать громоздкие шкафы, визуализировать несуществующий проём (иногда это делают, чтобы поддержать симметричную композицию). И приёмы подходящие: серое небо, отсутствие людей, симметричная композиция. Научилась составлять из кофейных чашек и пакетиков с сахаром идеальную симметричную композицию и складывать тряпки для протирки столов под правильным углом — об ровную поверхность, чистой стороной кверху. Обращаясь к стилю ампир, автор стремился к созданию симметричной композиции. Симметричная композиция, размытые линии, скудная цветовая палитра, удлинённые тела. Центр имел ярко выраженную симметричную композицию, ось которой подчёркивается многоколонными портиками и фланкируется башнями. Но таковым он может казаться лишь до тех пор, пока человек не сталкивается с куда более безжалостной принудительностью времени графиков и расписаний, то есть возраст есть некая симметричная композиция времён, в чём-то аналогичная другим группам симметрии; если у каждого возраста есть своё «ребро жёсткости», удерживающее размерность в неких рамках или пределах, то линейное время вообще есть конструкция, состоящая из сплошных «рёбер жёсткости».

Неточные совпадения

Можно было попробовать разместить их симметрично и одинаково оформить, но конструктивисты охотнее использовали другой приём — размерами, расположением, даже оформлением отдельных объёмов, корпусов намеренно подчёркивали асимметричность всей композиции. Соподчинение частей композиции связано с симметрией, ось (плоскость) которой всегда композиционно объединяет составляющие элементы, поэтому если группа деталей абсолютно симметрична, то она становится автономной по отношению к целому. Вместе они образовали симметричную красивую архитектурную композицию. Отдельные объекты в саду можно располагать симметрично или асимметрично относительно оси композиции, которой выступает, например, дорога, направление взгляда и пр. При регулярном планировании сада посадки размещают симметрично по отношению к главной оси композиции, соблюдая прямолинейность рядов и тропинок, оставляя одинаковые расстояния между деревьями одного вида. Однако эклектизм ещё не сдал полностью своих позиций, поэтому фасады домов украшались в стиле модерн, а общие принципы композиции сохраняли верность эклектизму: симметричный фасад, равномерный ритм оконных проёмов и орнаментальный декор, заполняющий все свободные участки фасада. Композиции могут быть симметричными, асимметричными или построенными по принципу свободного, естественного расположения растений. Другие композиции букетов представлены более низкорослыми цветами и в небольшом количестве, форма — симметричный или асимметричный треугольник. План квартала симметричный и представляет собой довольно сложную композицию на основе трапеции. При выполнении композиции можно наклеить на рамку ракушки в произвольном порядке либо составить симметричный узор. Дети узнают, что изображение может размещаться в центре, а может быть смещено к краю; композиция может быть симметричной (зеркальной или осевой) и ассиметричной, статичной и динамичной. Композиция этой древней иконы, созданной в первой половине XII в., предельно лаконична и симметрична. Для облика здания характерен доминирующий в композиции центральный массив и строго симметричное построение всего дворцового ансамбля, включающего основное дворцовое строение и флигели. Центрально — симметричными называются структуры, которые имеют геометрический центр (точку), при повороте вокруг которой части композиции совпадают между собой.

Симметричная композиция - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Симметричная композиция

Cтраница 1

Симметричная композиция чаще всего бывает статичной. Динамичное решение больше действует на зрительное восприятие человека, а, следовательно, помогает привлечь внимание покупателя к рекламируемому товару. На практике чаще всего применяют асимметричное равновесие.  [1]

Симметричные композиции имеют большое значение в ансамблевой застройке.  [2]

Замкнутые симметричные композиции кварталов конца 40 - х - начала 50 - х годов уравновешены, статичны. В любых ракурсах можно проследить закономерность построения их пространства, достаточно простую для этого.  [3]

Можно, так как симметричная композиция значительно облегчает процес восприятия, легко направляя движение глаз реципиента сверху вниз.  [4]

Хлебоприемные элеваторы обычно имеют симметричную композицию так как силосные корпуса расположены по обе стороны башни по двухкрылой схеме. В отличие от хлебоприемных производственные элеваторы проектируют по асимметричной схеме, так как их рабочие здания связаны с мельницами или крупозаводами.  [6]

Нельзя, так как разделенные осью части симметричной композиции равновелики, а следовательно, и равнозначны, и композиция в целом статична.  [7]

Симметричная композиция - самая простая для исполнения.  [8]

В отличие от статичных симметричных композиций асимметричные зрительно воспринимаются как динамика, движение. Если симметрия всегда сама по себе уравновешена, то асимметрия требует зрительного уравновешивания.  [9]

Восточный фасад Лувра - королевского дворца в Париже - был построен в 1667 г. архитектором К. Парадный, торжественный и спокойный облик восточного фасада дворца создан ясным соподчинением основных частей этой симметричной композиции - центрального и боковых ризалитов; пропорциональным расчленением на гладкий цокольный этаж, высокую галерею и крупный антаблемент; строгим ритмом спаренных коринфских колонн.  [10]

Конструкции, не обладающие симметрией, обладают асимметрией. Симметричная композиция подчеркивает статичность изделия, асимметричная композиция - его динамичность.  [11]

Для плаката характерен несложный сюжет, крупный выразительный рисунок, яркие краски и четкий красивый шрифт. Композиция бывает двух типов. Часто встречается симметричная композиция, при которой все элементы плаката равномерно распределяются по обоим сторонам центральной вертикальной оси.  [12]

Чаще всего симметрию нарушают набранные с выключкой влево или вправо текст или заголовок, фирменный знак. Встречается и реклама в рекламе: внутри очерченной рамкой рекламы находится заголовок или адресные данные и еще одно обращение - взятый в самостоятельную рамку текст, сдвинутый, как правило, на несколько градусов относительно центра симметрии. Определенную динамику придает симметричным композициям и заголовок, поставленный под углом к горизонтали. В рекламе такая строка может стоять под любым углом, выполняя функцию декорирования, но лишь в тех случаях, когда содержание строки не имеет принципиального значения для восприятия рекламы в целом. В этих пределах она читается без затруднений, без дополнительных усилий со стороны зрителя.  [13]

Ленточный орнамент использован в порезках карнизов античных храмов, в росписях стен древнерусских храмов. Розеты различных видов симметрии применены, например, в заполнении кессонов потолков, в русских цветных рельефных изразцах. Орнаментальные заполнения филенок, пилястр и панно чаще имели симметричные композиции, за исключением стилей рококо и модерн, где встречались асимметричные.  [14]

Выбор точки зрения включает три основных элемента: положение главного луча зрения sp, угол зрения, положение линии горизонта. Все три элемента взаимосвязаны. При изменении одного из них необходимо корректировать остальные. Положение главного луча зрения при симметричной композиции рекомендуется проводить через середину объекта.  [15]

Страницы:      1    2

Тема «Передача симметрии и асимметрии в композиции».( с презентацией)

Тема «Передача симметрии и асимметрии в композиции».

Автор: Бугаева Надежда Васильевна

Учитель изо и черчения

Б.Муниципальное общеобразовательное учреждение «Заостровская средняя общеобразовательная школа».

Почтовый адрес: 163515 д. Рикасово, Приморского района, Архангельской области.

Контактный телефон: 89116855371

Проект учебного занятия по изобразительному искусству в 6 классе.

Тема: «Передача симметрии и асимметрии в композиции».

Пояснительная записка

Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру учащихся.

В современных условиях требуется подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее использовать.

Педагогическая целесообразность использования компьютера в учебном процессе определяется педагогическими целями, достижение которых возможно только с помощью компьютера, т.е благодаря его возможностям.

Одним из очевидных достоинств урока с использованием ИКТ является усиление наглядности.

Основные требования к предъявлению наглядности:

На уроках изобразительного искусства используются компьютерные презентации, которые позволяют представить большой объем информации в короткое время. Это помогает структуировать материал, показать его в обобщенном виде.

Актуальность применения ИКТ на уроках ИЗО облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию желания и умения учиться, дает возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся, формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности.

Тип урока: сообщение учащимся нового материала с мультивидийной поддержкой, закрепление пройденного материала.

Структура урока:

  1. Вступительное слово учителя (5 минут).

  2. Представление темы в виде презентации (15 минут).

  3. Творческая работа (20 минут).

Подведение итогов. Оценивание работ учеников (5 минут).

Слайд 1. Тема: «Передача симметрии и асимметрии в композиции».

Задачи:

Образовательные: сформировать понятие движения в пространстве, усвоение учащимися понятия «симметрия».

Уметь:

-находить симметричные и асимметричные объекты в окружающем мире;

-в комплексе применять полученные знания.

Развивающие: приобретение навыков работы с большими объемами информации;

Совершенствовать память и умение образного сравнения.

Уметь:

-видеть проблему и наметить пути ее решения.

-кратко излагать свои мысли устно.

Воспитательные: воспитание чувства прекрасного;

Воспитание творчества.

Цели: построение симметричных и асимметричных композиций;

Развитие пространственного мышления. (слайд 2)

Возраст: 12-13 лет (6 класс).

Продолжительность занятия: 45 минут.

Оформление и оборудование:

Ход урока:

Вступление. Сегодня наш разговор пойдет о построении симметричных и асимметричных композиций. Давайте вспомним определение симметрии и асимметрии. ( СЛАЙД 3)

«Симметрия»-греческое слово, и означает в буквальном переводе-соразмерность.

«Асимметрия»-отсутствие соразмерности в композиции.

Симметрию изучают в философии, астрономии, математике, физике, химии, медицине и биологии.

Мы же рассмотрим это понятие с точки зрения ее художественной выразительности.

(Слайд 4). Симметрия в природе и жизни- это строение цветка, бабочки, орнамента, техники (самолет, вертолет…). Интересна объемная симметрия кристаллов, пространственных моделей атомов, молекул.

(Слайд 5). В изобразительном и декоративном искусстве симметрия является одним из средств создания гармоничной структуры произведения.

(Слайд 6). Но в разные исторические периоды отношение симметрии и асимметрии было неоднозначным. Асимметрические композиции часто бывают совершенны, как и симметричные.

(Слайд 7). Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики и современные.

(Слайд 8). Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Обратите внимание на знаменитую картину Рафаэля «Сикстинская мадонна».

Эта картина находится в картинной галерее в Дрездене.

Образ Марии - серьезно и печально смотрит она в даль. Ее благородный облик полон душевной чистоты и красоты.

Вот такое построение по законам симметрии позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.

(Слайд 9). Люди и предметы.

В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины.

(Слайд 10). Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например: симметрично устроены фигуры человека, снежинки и т. д.

(Слайд 11). Васнецовские « Богатыри».

« Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде- примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли где кого»- так объяснял сам художник содержание своей картины.

Картина особенно близка именно русскому человеку, понятны каждому, кому дорога свобода родной земли, кому близки образы ее защитников.

Здесь симметричная композиция устойчивая, левая и правая половины уравновешены.

(Слайд 12, 13). В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуравновешенны. (Брейгель. Картина с охотниками).

(Слайд 14.15). Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на которой ясно видно, симметрично или асимметрично построена композиция.

(Слайд 16). Физкультурная минутка:

Будь зеркальным отраженьем-

Повторяй мои движенья.

На раз- присяду я, согнусь.

На два- я встану, потянусь.

На три на стул присяду я.

Разминочка окончилась моя.

(Слайд 17). Задания.

(Слайд 18, 19).

(Слайд20, 21).

Построить зеркальное отражение предложенной фигуры, ее вторую половинку относительно оси симметрии.

(Слайд 22).

(Слайд 23). Волшебные загадки.

Два кольца, два конца,

А посередине- гвоздик.

(Можно ли назвать ножницы симметричной фигурой? Почему?)

(Слайд 24). Хвост на дворе.

Нос в конуре.

Кто хвост повернет,

Тот и в дом войдет.

(Можно ли назвать ключ асимметричной фигурой? Почему?)

(Слайд 25). На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые глаза.

Кто же это?......

(Можно ли назвать стрекозу насекомым, у которого имеется ось симметрии?)

Практическая работа.

Составить симметричную композицию из предметов быта.

Подведение итогов работы, оценка рисунков учащихся.

Методические рекомендации к проведению урока:

- каждому изображению должно сопутствовать словесное пояснение.

- самостоятельная работа учащихся, связанная с активным мышлением, развитием способностей, с повышением интереса к данной теме, должна быть в центре внимания учителя.

- при объяснении нового материала, можно сочетать несколько методов- рассказ, беседа, демонстрация слайдов, практические задания.

- использование презентации.

Литература:

  1. Журнал «Искусство». 2006

  2. Л. А. Неменская. «Изобразительное искусство». Учебник 6 класс. М. Просвещение .2009

  3. В.С.Кузин. Э.И.Кубышкина. « Изобразительное искусство» 1-2 классы. Издательский дом «Дрофа» 1995.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *