Симметричные здания в москве: Небоскрёбы, высотки и башни Москвы – Проект «Симметрия в архитектуре храмов Москвы»

«Москва-Сити», который мы потеряли: 11 нереализованных проектов в ММДЦ :: Город :: РБК Недвижимость

Рассказываем, что могло быть на месте известных небоскребов Московского международного делового центра, если бы архитекторам удалось реализовать все первоначальные проекты

Фото: Музей «Москва-Сити»

Московский международный деловой центр (ММДЦ) «Москва-Сити» давно стал визитной карточкой Москвы наравне с Кремлем, храмом Василия Блаженного, Останкинской телебашней и другими достопримечательностями. Его очертания привычны глазу и легко узнаваемы, названия многих небоскребов постоянно на слуху.

Однако на пути к своему облику деловой центр потерял многие интересные проекты: идеи как российских, так и зарубежных архитекторов дошли до наших дней частично или не дошли вовсе. Как мог выглядеть «Москва-Сити», если бы удалось реализовать все изначальные задумки, — в материале «РБК-Недвижимости».

Изначальная концепция

Самый первый план «Москва-Сити» разработала мастерская № 6 «Моспроекта-2», которой руководил архитектор Борис Тхор. Его концепция была одобрена 12 марта 1991 года. Архитекторы предложили разбить деловой центр на 22 большие зоны с парком, подземной парковкой и транспортной магистралью, которая заканчивалась стоянками у каждой из башен.

Второй справа — Борис Тхор (Фото: Музей «Москва-Сити»)

Первая планировочная модель Сити, разработанная Борисом Тхором (Фото: Музей «Москва-Сити»)

Макет делового центра «Москва-Сити». 1998 год (Фото: Сергей Джевахашвили/ ИТАР-ТАСС)

Главным структурным элементом «Москва-Сити», по мнению Тхора, должна была стать пойма Москвы-реки. Здания ближе к набережной могли бы открывать вид на воду для людей, которые живут и работают на верхних этажах небоскребов второй линии. Башни предполагалось построить буквой U вокруг зеленой общественной зоны.

Центральное ядро ММДЦ «Москва-Сити» по проекту Бориса Тхора (Фото: Музей «Москва-Сити»)

1. Комплекс-ядро

Позднее концепция центра ММДЦ изменилась, и вместо парка архитектор Майнхард фон Геркан предложил построить комплекс-ядро.

Визуализация проектного предложения центрального ядра немецкого архитектора Манфреда фон Геркена. 2002 год (Фото: Музей «Москва-Сити»)

По проекту он представлял собой стеклянно-бетонный купол с очертаниями материков и световой проекцией смены дня и ночи. Внутри архитектор запроектировал девять этажей с кинозалом, ресторанами и музеями. Кстати, отдаленно похожим на задумку Геркана можно называть многофункциональный киноконцертный зал, который откроется в деловом центре в 2018 году.

2. Башня «Россия»

Высотность небоскребов в «Москва-Сити» должна была нарастать по спирали и заканчиваться башней «Россия» — самой высокой в Европе. По версии Тхора, она предполагалась простой околоцилиндрической формы и золотистого цвета. Своим внешним видом небоскреб отсылал к традиционным для русского зодчества колокольням. По задумке архитектора, в башне высотой 600 м могли одновременно находиться до 25 тыс. человек.

Башня «Россия». 1 — проект Бориса Тхора; 2 — проект Нормана Фостера (Фото: Музей «Москва-Сити»)

Макет башни «Россия» по проекту Нормана Фостера (Фото: Музей «Москва-Сити»)

Другую концепцию башни «Россия» разработал британский архитектор Норман Фостер. Согласно его задумке, башня состояла из трех конусов, объединенных в пирамиду общим «хребтом» — такая конструкция давала высотке максимальную устойчивость. Высота небоскреба по проекту увеличилась до 612 м (со шпилем — до 744,5 м), общая площадь — до 500 тыс. кв. м. На вершине была запланирована смотровая площадка с кафе. Фостер надеялся сделать «Россию» высокоэкологичной, с применением технологий переработки энергии и сбора воды из осадков. К сожалению, экономические обстоятельства не позволили инвестору осуществить строительство небоскреба.

3. «Башня Федерация» со шпилем

Вместо «России» в ММДЦ разместился другой самый высокий небоскреб Европы (до окончания строительства «Лахта Центра» в Петербурге) — «Башня Федерация». Этот небоскреб в итоге был возведен, однако с отличиями от первоначального плана.

Комплекс «Башня Федерация». 1 — первоначальный проект со шпилем; 2 — строительство шпиля; 3 — окончательный проект без шпиля (Фото: Музей «Москва-Сити»)

Проект перехода между башнями через шпиль (Фото: Музей «Москва-Сити»)

В текущем виде «Федерация» состоит из двух высоток (западная — 242,2 м, восточная — 373,3 м), объединенных только общим стилобатом. Изначально между башнями располагался стеклянный шпиль с горизонтальными перемычками, соединявшими башни пешеходными переходами. Внутри шпиля планировались высокоскоростные лифты, а на вершине — обзорная площадка. В процессе возведения от центрального шпиля было решено отказаться: полупостроенную конструкцию демонтировали, а обзорную площадку перенесли в «Башню Федерация. Восток».

4. Мэрия Москвы

В 2002 году было принято решение о создании в ММДЦ правительственного квартала. Победителями архитектурного конкурса на проект здания мэрии Москвы стали Антон Нагавицын и Михаил Хазанов. Проектная высота небоскреба составила 72 этажа, или 308,4 м.

Предполагалось простроить строгую квадратную башню с озелененными поясами и крышей в виде буквы М. Изначально архитекторы запланировали сделать ее в строгой однотонной цветовой гамме, однако по просьбе экс-мэра столицы крыша на плане была перекрашена в красный цвет. В 2008 году проект заморозили.

5. «Миракс-сад»

В 2008 году компания «Миракс-Групп» Сергея Полонского провела архитектурный конкурс на реставрацию набережной «Москва-Сити». Победителем конкурса стала архитектурная студия Михаила Асадова, которая спроектировала зеленое общественное пространство с жилыми виллами и многофункциональным рекреационным комплексом. Проект получил название «Миракс-сад».

Новая набережная включала в себя пешеходную зону, входную группу станции метро, автомобильную развязку, причал для яхт и вертолетную площадку. Также здесь предполагалось построить МФЦ с торговым центром, ресторанами, подземной парковкой и прогулочным парком на кровле. Визуальной доминантой обновленной набережной должен был стать стеклянный многоцветный транспортно-жилой мост. Внутри моста проходила бы линия монорельса и располагались двухуровневные жилые виллы с зелеными двориками.

6. Триумфальная арка

После победы в конкурсе «Миракс» предложил студии Асадова придумать проект застройки двух соседних с набережной участков. Архитекторы посчитали, что строить очередные башни нельзя, так как они потеряются на фоне остальных небоскребов «Москва-Сити». Вместо этого было решено объединить участки, построив на них единую конструкцию в форме арки.

По задумке архитекторов, силуэт арки, принципиально новый для ММДЦ, отсылал к московской Триумфальной арке. В необычном здании высотой 280 м предполагалось разместить 500–600 тыс. кв. м площади. Конструкционные решения прорабатывались вместе с главным архитектором «Москва-Сити» Владимиром Травушем.

7. «Иван Великий»

В процессе архитектурных изысканий арка превратилась в огромную башню, по проектной высоте на 100 м опережавшую «Россию» авторства Нормана Фостера. Небоскреб имел две опоры, по одной на обоих участках, которые соединялись на высоте 410 м. Между опорами располагались бы горизонтальные «этажи жесткости» с озеленением.

Проект получил название «Иван Великий» в честь знаменитой колокольни в Кремле: до 1952 года она считалась сам

Сталинские высотки в Москве – Мифы и Реальность — way2day.com

7 высоток Москвы

Эпоха послевоенного восстановления Москвы характеризуется невероятными архитектурными решениями и грандиозными стройками. Сталинские высотки в Москве стали символом этого строительства. Идея Сталина о превосходстве Советского Союза над всеми капиталистическими странами запечатлелась в архитектурном стиле того времени. Все Сталинские высотки в Москве были построены за десять лет (1947-1957 гг.). Всего построили семь Сталинских высоток в Москве:

Сталинские высоткиАдресПериод строительстваАрхитекторыВысота
МИД на Смоленской площадиСмоленская-Сенная пл., д. 32/34, м. Смоленская1948-1953 гг.В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус27 этажей, 172 м
Гостиница «Ленинградская»Каланчевская улица, д. 21/40, м. Комсомольская1949-1954 гг.Л.М. Поляков, А.Б. Борецкий17 этажей, 136 м
Дом на БаррикаднойКудринская площадь, д. 1, м. Баррикадная1948-1954 гг.М.В. Посохин, А.А. Мндоянц24 этажа, 156 м
Гостиница «Украина» – «Radisson Royal Hotel»Кутузовский проспект, д. 2/1 стр. 1, м. Киевская1953-1957 гг.А.Г. Мордвинов, В.К. Олтаржевский34 этажа, 206 м
Административное строение возле «Красных ворот»Садовая-Спасская улица, д. 21, м. Красные ворота1947-1952 гг.А. Н. Душкин, Б.С. Мезенцев24 этажа, 138 м
Жилой дом на Котельнической набережнойКотельническая набережная, д. 1/15, м. Таганская1948-1952 гг.Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский26 этажей, 176 м
Главное здание МГУ им. ЛомоносоваВоробьевы горы, д. 1, м. Университет1949-1953 гг.Б.М. Иофан, Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, другие32 этажа, 240 м

В начале 20-го века американские небоскребы были символом свободы и эпохи зарождающихся рыночных отношений. Манхэттен, Эмпайр-стейт-билдинг, улицы и авеню, пересекающиеся строго под прямым углом, и сейчас являются символом капитализма. Москва в 20-е годы с каменными аристократическими особняками, деревянными купеческими домиками, бараками и хитровским рынком совсем не подходила на роль столицы молодого советского государства.

Власть, к началу 30-х годов отчетливо понимала, что новому государству нужен новый прогрессивный город, отражающий как политическое устройство страны, так и отвечающий всем потребностям строителей коммунизма. Все это привело к началу масштабного строительства высотных строений в Москве, которые получили название «Сталинские высотки».

ИнфографикаИнфографика

Сколько Сталинских высоток в Москве должно было быть

Однозначно ответить на вопрос, сколько Сталинских высоток было запланировано построить, сложно. Исторически установлено Иосиф Сталин хотел, чтобы в Москве были сооружены восемь грандиознейших высотных сооружения, символизирующих 800-летие города героя. Осенью 7 сентября 1947 г. в 13.00 в разных местах Москвы приступили к закладке “первого камня” в основания восьми советских небоскребов.

Дата была выбрана не случайно. По астрологическим прогнозам именно эти дата и время сулило сооружения особую энергетику. Однако, возвели только семь. Работы над восьмой Сталинской высоткой было решено остановить сразу после смерти вождя, а на уже возведенном фундаменте в районе Зарядье позднее появилась Гостиница Россия, демонтированная в 2007 г.

Все советские небоскребыВсе советские небоскребы

Городские легенды гласят, что московские высотки – это только часть мечты Сталина о городе будущего, с величественными административно-жилыми комплексами и идеально ровными гранитными набережными. Эти легенды подтверждаются конкурсными проектами разных архитекторов. Глядя на эти макеты с трудом можно представить, что именно так могла бы выглядеть Москва.

Сталин хотел сделать из Москвы «пионера», а после все остальные города приняли бы аналогичный облик. Таким образом, выражение «Сталинские высотки» могло стать популярным во всем мире и олицетворять всю силу и мощь Советского Союза.

Проект строительства восьми небоскребов в Москве являлся частью грандиозного плана по возведению монументальных сооружений во всех областных центрах и столицах республик СССР. Самым значимым, из уже запланированных архитектурных объектов, должен был стать Дворец Советов, так называемая девятая высотка, строительство которого стартовало еще в 1939 г. вместо разрушенного до основания Храма Христа Спасителя.

Дворец Советов планировался как самое высокое строение своего времени (415 м + 100 м высота статуи Ленина) и должен был стать центром всего Советского государства. К сожалению или к счастью, но Сталинские высотки появились ограниченной партией и далее не получили должного развития.

Дворец Советов – Гигант СССРДворец Советов – Гигант СССР

Сталинки в других городах

Возведенный в эпоху сталинского ампира, Главный корпус Челябинского Южно-Уральского государственного университета, часто относят к числу Сталинских небоскребов. К памятникам советского могущества во всей восточной Европе относят и высотки, построенные другими государствами, входившими в состав советского союза: Рижская академия наук, Дворец культуры и науки в столице Польши Варшаве, Гостиница «Украина» и жилой небоскреб на Крещатике Киева, пражская гостиница «Crowne Plaza», Дом свободной прессы в Бухаресте.

Проектирование небоскребов было начато еще в конце 30-х годов. В тяжелейшие годы Великой отечественной войны грандиозные стройки были остановлены. Сталинские высотки в Москве продолжили строить практически сразу после окончания войны. Вождь еще принимал парад победы на Красной площади, а архитекторы уже вели подготовительную работу над проектами новых сооружений.

Использованные архитектурные решения получили название «сталинский ампир», иногда называемый «ампир во время чумы». Задача перед архитекторами стояла одновременно очень простая и очень сложная: превзойти американские небоскребы – по величию и грандиозности. Как показывает история, с задачей справились!

Звезда на жилом доме на Кудринской площадиЗвезда на жилом доме на Кудринской площади

Архитекторы Сталинских высоток

В конкурсе, проводимом для отбора проектов, участвовало немало известных и заслуженных архитекторов. Победителями же стали молодые, талантливые архитекторы, задачу перед которым ставил лично И. Сталин.

Как позднее писали современники, ему нужна была команда градостроителей готовых беспрекословно выполнять его пожелания и реализовывать самые амбициозные замыслы. О причинах такого внимания со стороны вождя к проектам небоскребов Москвы до сих пор спорят историки.

Архитекторами Сталинских высоток были очень разные люди, их судьбы сложились по-разному. Наиболее странной была судьба одного из первых архитекторов Главного здания МГУ на Воробьевых горах, Бориса Иофана (ему же принадлежит авторство других не менее известных проектов сооружений Москвы).

Борис учился в римском институте изящных искусств и после его окончания спроектировал не мало советских сооружений, но и итальянских. К слову сказать, именно итальянские зодчие спроектировали Московский Кремль.

В начале 30-х годов он был автором грандиозного проекта Дворца Советов и считался «придворным» архитектором Иосифа Сталина. Однако, его проект здания МГУ, возведение которого было запланировано на Ленинских (Воробьевых) горах вызвал жесткую критику.

По официальной версии, И. Сталина не устраивало выбранное Б. Иофаном место для будущего здания МГУ из-за нахождения в этом месте объектов правительственной связи. По другой версии, предложенное Б. Иофаном место не вписывалась в концепцию, основанную на магнитных полях, что должно было связать все восемь сооружений.

Сейчас достоверно невозможно установить в чем была суть конфликта между вождем и архитектором, но МГУ сместили на несколько сотен метров от запланированного, а Б. Иофана сместили с поста главного архитектора. Предложенный и реализованный проект МГУ основан на чертежах Б. Иофана, но его имя по указанию И. Сталина вычеркнули со всех документов.

Сталинские высотки в Москве, мистика и легенды

Легенды вокруг высоток начали появляться еще на этапе проектирования, начиная с самой идеи их строительства и заканчивая изображением древних символов на фасадах: масонских, языческих и христианских. Закладка фундамента всех московских небоскребов по приказу вождя происходила ровно в 13.00 7 сентября 1947 г., дата и время были основаны на астрологических прогнозах. В этот день в Москве, также по указанию сверху, были запрещены все строительные работы.

Архитектурные формы сооружений скрывают под собой пирамиды, пропорции которых аналогичны египетским пирамидам. Пирамида, как известно, символизирует превосходство, власть, знание, энергию и силу.

Сталинские высотки в Москве отличаются особо прочным металлическим каркасом. И большинство эзотериков сходятся во мнении, что наличие металлических арматуры и шпилей предполагает использование зданий как грандиозных передатчиков энергии.

В рассекреченных архивах КГБ практически нет фотографий хода строительства высоток, так как строили их заключенные, и публично данный факт афишировать не стоило. Жильцы этих домов, хорошо знали о том, кто и каким трудом возводил эти стены, но предпочитали эту тему не обсуждать.

Существует множество легенд и слухов о технологиях заморозки грунта, которые к тому времени действительно активно применялись, но только для строительства метро. Большинство таких легенд похожи на главы из романов будущего: про использование для заморозки грунта жидкого азота, который кстати, превращает металл и бетон в пыль, про 3-й подвал МГУ, где находятся громадные холодильные установки, которые поддерживают грунт под зданием в твердом состоянии, и если их отключить, то МГУ сползет в Москву-реку за одну неделю. А еще истории о том, что все сооружения имеют прямой выход к туннелям метро.

Звезда на гостинице ЛенинградскаяЗвезда на гостинице Ленинградская

Квартиры в Сталинских высотках Москвы и их жильцы

Заселение строений часто происходило по прихоти судьбы. Квартиры получали как известные политические деятели, так и звезды кино, художники, писатели и доктора наук. Одной из примет времени было то, что получившие квартиру в высотке, нередко, меняли это роскошное жилье на камеру в застенках КГБ или койку в лагерном бараке на севере.

Жильцам роскошных квартир Сталинских небоскребов в Москве запрещалось менять или передвигать мебель без особого на то разрешения надлежащего органа, так как могла пострадать аппаратура, установленная для прослушивания и записи разговоров.

Подвалы и бункеры под Сталинскими высотками до сих пор будоражат фантазию как профессиональных историков, так и любителей экстремальных путешествий. Никто доподлинно не знает куда ведут туннели за ржавыми металлическими дверями в подвалах, замки которых открыть даже специальной техникой не всегда возможно.

Сколько Сталинских высоток в Москве

В планах советского правительства было возведение одного дома высотой 32 этажа, двух домов высотой 26 этажей и пяти домов высотой 16 этажей. Самым высоким зданием, согласно первоначальному проекту, должна была стать гостиница для трудящихся на Воробьевых горах. Главным зданием МГУ, с высотой в 36 этажей, она стала позднее. Никаких парков, фонтанов и смотровой площадки также не предполагалось, добавлены в архитектурный ансамбль они были также позднее.

Все Сталинские высотки в Москве были возведены по единой концепции: широкое основание, ступенчатая пирамида, остроконечные шпили и мотивы кремлевских башен. Участки под строительство советских небоскребов выделялись огромные, что ощутимо отличало их от американских, где плата за аренду участка под строительство не просто большая, а очень большая и пирамидальное постройка, в условиях рыночных отношений, считалось непозволительной роскошью.

Некоторые из архитектурных решений были продиктованы не только эстетикой, но и особенностями Московского грунта. Если Манхеттен стоит на скалистой и твердой местности, то Москва стоит на холмах и болотах. Следствием этого, и стали удивительные технологии, использованные при строительстве сталинских небоскребов.

Еще одной проблемой для архитекторов была категоричная позиция вождя по вопросу выбора мест под строительство. В его кабинете все строящиеся небоскребы были отмечены на карте, и предложения архитекторов перенести здания в другое более благоприятное место для сооружения отвергались.

Сталинская высотка на Смоленской площади

Первой была возведена высотка на Смоленской площади для Министерства иностранных дел. Архитектура здания МИД отличается сдержанностью и является единственной Сталинской высоткой, на которой отсутствует пятиконечная звезда, так как непрочный шпиль здания не смог бы выдержать ее вес и ветровые нагрузки на 172-ух метровой высоте.

Здание МИД России на Смоленской площадиЗдание МИД России на Смоленской площади

Сталинская высотка на Комсомольской

Следом появилась самая маленькая Сталинская высотка – Гостиница «Ленинградская», дополняющая концепцию Комсомольской площади. Ее внутреннее убранство было исполнено в стиле московского барокко. Архитектурная роскошь “Ленинградской” в последующие годы очень критиковалась со стороны Н. Хрущева. Сталинских наград были лишены архитекторы гостиницы.

Гостиница Ленинградская на Каланчевской улицеГостиница Ленинградская на Каланчевской улице

Сталинская высотка на Котельнической набережной

Затем архитектурный облик Москвы дополнился Сталинской высоткой на Котельнической набережной. Здание гармонично вписалось в ландшафт на стрелке Москвы-реки и Яузы. За счет примыкания к зданию возведенного ранее жилого дома общее количество квартир достигло 700. Высотка на Котельнической разместила в себе кинотеатр, почта, парикмахерская, множество кафе и магазинов.

Жилой дом на Котельнической набережнойЖилой дом на Котельнической набережной

Сталинская высотка на Баррикадной

Сталинка на Кудринской площади в Москве получила прозвище «Гастроном». Здесь также, как и в здании на Котельнической, разместились магазины, кинотеатр, гаражи. Фасад здания в декорирован множеством скульптур и барельефов.

Жилой дом на Кудринской площадиЖилой дом на Кудринской площади

Высотка на Красных воротах

Выход из метро «Красные Ворота» расположен в еще одной высотке, возведенной на Садовом кольце. В советские годы это здание занимало министерство транспортного строительства. В Сталинской высотке находились как рабочие кабинеты работников министерства, так и жилые квартиры. Три корпуса дома не связаны ни наземными переходами, ни чердаками, общим для них является только подвал.

Административно-жилое здание на площади Красных воротАдминистративно-жилое здание на площади Красных ворот

Сталинская высотка на Кутузовском

Московская высотка гостиница «Украина» расположилась в начале Кутузовского проспекта. Место для строительства небоскреба выбрано очень удачное: начало проложенного как раз в послевоенные годы Кутузовского проспекта, и набережная Москвы-реки с причалом. Стратегическое расположение гостиницы делало ее крайне привлекательной для гостей столицы, а интерьер поражал своим великолепием.

Гостиница УкраинаГостиница Украина

Сталинская высотка на Воробьевых горах

Самая высокая среди Сталинских высоток – главное здание Московского государственного университета на Воробьевых горах. Силуэт МГУ виден на большом расстоянии и стал одним из символов Москвы. Парки, фонтаны и смотровая площадка привлекают на Воробьевы горы как горожан, так и туристов. Экскурсия по высоткам в Москве неизменно привлекает массу слушателей. Многое из истории проектирования и строительства московских небоскребов послевоенной эпохи остается тайной и сейчас.

Главное здание МГУ на Воробьевых горахГлавное здание МГУ на Воробьевых горах

Тайны Московских высоток

Мы можем только догадываться какой могла быть Москва, если бы Сталин сумел реализовать свой грандиозный план по возведению всех высоток и других сооружений. Но мы можем с уверенностью говорить, что облик Москвы был бы навсегда изменен.

Сталин приказал архитекторам построить пирамиды и скрыть их под архитектурной «шелухой». Все генеральные планы и координаты Сталинских высоток были строго засекречены. По сути, это были такие же пирамиды как и в древнем Египте, которые должны были стать своего рода энергетическими накопителями.

Говорят, эти пирамиды (Сталинки) могли бы концентрировать огромное количество энергии, что в итоге могло открыть путь к бессмертию. Возможно это слухи, а может и нет. Восемь пирамид (высоток) должны были замыкаться на девятой, центральной (самой высокой среди них) пирамиде, что позволило бы вырабатывать огромную жизненную энергию. Месторасположение каждого сооружения Сталин определял лично, но странное дело – все Сталинские высотки в Москве стоят на геологических разломах.

Почему 9 высоток в Москве

Всего должно было быть 9 небоскребов, ровно столько планет в солнечной системе. Каждая олицетворяет определенную планету. К примеру, сооружение на Котельнической может быть соотнесено с планетой Венера (красота). Венера означает, что это может быть одно из самых красивых зданий и эстетически выдержанных и, что там могут жить представители искусства, как оно действительно и происходит.

Здание на Кудринской площади соотносится с планетой Марс (эмоции). Здание МИДа соотносится с Юпитером (энергия двигательная). Здание МГУ имеет отношение к планете Меркурий (образование). Таким образом, Сталинские высотки представляют собой пирамиды и у каждой свое предназначение.

Где пересекаются все высотки

Здания имеют пересечение в одном месте, именно там, где должна была быть девятая высотка (Дворец Советов), сейчас находится Храм Христа Спасителя. Пересечение всех линий создает знак, очень похожий на знак в пустыне Наска в Перу.

Дворец Советов начали строить в конце 30-х годов. Был залит огромный бетонный фундамент, сделан металлический каркас, построено несколько этажей, внизу был готов зал заседаний политбюро и, конечно же, к этому сооружению проходили ряд туннелей, но началась Великая Отечественная война и строительство заморозили, а каркас разобрали на производство танков.

Пожалуй, стройка высоток была единственной, строителей которых не торопили, а станции метро, к примеру, в то время, обязаны были вводить к каждой красной дате. Было всего лишь два ограничения по строительству – запрещалось передвигать стройку даже на один сантиметр и каждая высотка должна иметь шпиль.

Зачем в Москве построили семь одинаковых высоток?

«Сталинский ампир» — часть уникального советского архитектурного стиля. В нём одновременно сочетаются помпезность и роскошь барокко, монументальность и простые линии. «Семь сестёр» — яркий пример лучшего проявления «сталинского ампира».

Изначально планировалось построить не семь, а восемь грандиозных высоток. Все они должны были стать частями единого проекта, в центре которого планировалось построить самое высокое в мире здание.

Здание МГУ на Воробьевых горахГлавное здание МГУ

Величественный «сталинский ампир»

Основания высоток торжественно заложили в один день в 1947 году. Однако эта закладка — далеко не первая попытка воплощения в жизнь масштабного проекта. «Сестёр» начали строить ещё до войны, в 1937 году. Однако начавшаяся Великая Отечественная война поставила крест на проекте: камни и сталь высоток пустили на строительство заграждений.

Изначально планировалось построить восемь высоток, но последнюю не успели возвести. Возведение «сестры» в Зарядье отменили, потому что внезапно умер Иосиф Сталин. После кончины вождя от первоначального проекта отказались.

Сталинские высотки на карте МосквыПроект высоток на панораме Москвы:
1 — здание МГУ
2 — гостиница «Украина»
3 — жилое здание на Кудринской площади
4 — здание МИД СССР
5 — Дворец Советов (не построен)
6 — административное здание в Зарядье (не построено)
7 — гостиница «Ленинградская»
8 — административно-жилое здание на пл. Красных Ворот
9 — жилое здание на Котельнической набережной

Строительство сталинских высоток

Высотки прозвали сёстрами, так как по задумке они должны были стоять парами. Таким образом каждая имела одну копию. В центре ансамбля из четырёх пар планировали построить Дворец Советов с фигурой Ленина на вершине. Вместе со стометровым памятником высота Дворца достигла бы 420 метров. На тот момент выше зданий в мире не существовало.

Сталинские высотки на карте МосквыПроект Дворца советов

Считается, что сталинские высотки и небоскрёбы в США имеют одинаковый стиль. Сталин планировал создать здания на основе американской архитектуры и превзойти иностранных гигантов. «Сёстры» возводились по принципу «пирамиды»: блоки, как кубики, собирались в виде лесенки. Это визуально увеличило высоту зданий.

Шпилей на «сёстрах» не было в первоначальном проекте Так, шпиль на здании Министерства иностранных дел появился почти случайно. Ходит легенда, что архитектор Михаил Минкус после кончины Сталина обращался к Хрущёву с просьбой убрать навершие. Однако Хрущёв отказал, подчеркнув, что шпиль будет демонстрировать промахи и ошибки красного вождя.

Сталинские высотки на карте МосквыЖилой дом на Котельнической набережной

Тайны сталинских высоток

«Сёстры» и сегодня выделяются на фоне общего архитектурного облика Москвы. Самая высокая «сестра» — здание МГУ. Первоначально здесь должен был располагаться не университет, а гостиница. Высота МГУ составляет 236 метров, а в основании здания находится 40 тонн стали. Кстати, фонтаны университета на самом деле являются наземной частью воздухозаборного комплекса. Под сквером размещается бетонная плита, которая эту систему накрывает.

Самая маленькая «сестра» — гостиница Ленинградская. Однако здание имеет роскошный интерьер. Внутри встречается и древнерусское зодчество, и храмовая архитектура. Внутреннее пространство украшено изображением Георгия Победоносца, коваными дверьми, хрустальными люстрами.

Здание гостиницы «Ленинградская»Гостиница «Ленинградская»

Когда высотки строились, никто не сомневался, что под ними закладываются бункеры, которые будут соединены между собой. Бункеров не было, а вот бомбоубежища действительно построили. Под высоткой на Кудринской площади размещено самое обширное бомбоубещиже: оно больше основания здания.

По задумке Иосифа Сталина, восемь «сестёр» должны были обойти американские небоскрёбы по масштабности. Если бы проект с Дворцом Советов посередине не закрыли, Москва бы прославилась на весь мир самым высоким комплексом, воплощённым в стиле «сталинского ампира».

Читайте также: Зачем в СССР строили круглые дома и как в них жилось

10 самых красивых зданий сталинской эпохи – Архив

Артем ЧерновАртем Чернов Основатель паблика MCMXXXV

«Я давно увлекаюсь изучением советской архитектуры 1930–1950-х, собираю книги и журналы тех лет, пишу статьи. В определенный момент я подумал, что тем объемом информации, который содержится в собранной мной литературе, было бы здорово поделиться с другими. Тем более что достойных сайтов, посвященных этой теме, в сети не было. Так в 2012 году я создал паблик MCMXXXV. Название — дата 1935 римскими цифрами. В 1935 году был утвержден Генеральный план развития Москвы, оказавший огромное значение на развитие, характер застройки и архитектуру не только столицы, но и всего СССР. 

Советская архитектура периода 1930–50-х уникальна. Я не пытаюсь выставлять той эпохе оценки, плоха она или хороша, она была, и о ней надо знать. А чем больше мы знаем, тем легче нам самостоятельно разбираться в вопросах истории, культуры и искусства».

Школа №518

Садовническая наб., 37, архитектор — И.А.Звездин, 1935 год

Садовническая наб., 37, архитектор — И.А.Звездин, 1935 год

Фотография: dic.academic.ru

Экспериментальная школа на Садовнической набережной была спроектирована архитектором Иваном Звездиным в начале 1930-х как большой школьный комбинат, рассчитанный на 600 учащихся, со спортивными площадками и мастерскими. 

Фасад школы является характерным примером переходного стиля середины 1930-х: остекление и большие круглые окна-иллюминаторы остались в наследство от конструктивизма, однако они сочетаются с легкой колоннадой на уровне второго и третьего этажей, характерной уже для сталинского ампира.

В 1996 году школу хотели снести ради строительства нового здания. Однако после историко-архитектурного обследования, проведенного по инициативе теоретика советской архитектуры Селима Хан-Магомедова, школа получила статус выявленного памятника архитектуры. В 2002 году здание пережило масштабную реконструкцию с сохранением исторического фасада и некоторых интерьеров. 

Дом ИТР НКТП

Большая Сухаревская пл., 14/7, архитектор — Д.Д.Булгаков, 1935 год

Большая Сухаревская пл., 14/7, архитектор — Д.Д.Булгаков, 1935 год

Фотография: pastvu.com

У жилого дома на Большой Сухаревской площади интересная история. Первоначальный проект здания был разработан в 1930 году немецким архитектором Ремеле в духе популярного в то время конструктивизма для расселения высшего состава Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР. Однако вскоре конструктивизм оказался в опале, что отразилось на вкусах правящей элиты. Строгий, аскетичный фасад уже не устраивал заказчика в лице НКТП, поэтому архитектурно обогатить уже построенную коробку здания позвали молодого и амбициозного архитектора Дмитрия Булгакова. Он декорировал здание карнизами, кронштейнами и консолями, угол здания на уровне последнего этажа выделил башней с колоннадой. Фасад по Ананьевскому переулку украсила декоративная аркада. Основные работы по реконструкции здания завершили к концу 1935 года. Несмотря на преимущественно негативную оценку современников за излишнюю бутафорию, жилой дом ИТР НКТП СССР является одной из самых неординарных московских построек 1930-х и своеобразным памятником творческим поискам нового стиля.

Подстанция Московского метрополитена

Большая Никитская ул., 7/10, архитектор — Д.Ф.Фридман, 1935 год

Большая Никитская ул., 7/10, архитектор — Д.Ф.Фридман, 1935 год

Фотография: vk.com/mcmxxxv

Здание центральной тяговой подстанции Московского метрополитена построили на Большой Никитской улице в 1935 году по проекту профессора Даниила Фридмана, который в то время руководил 5-й архитектурно-планировочной мастерской Моссовета. Особый интерес представляет фасад здания, характерный для творчества Фридмана в 1930-е годы. Архитектор придумал необычное остекление и некоторые детали на фасадах. Ниши антаблемента украшали уже утраченные стеклянные светильники, а под карнизом располагалась подсвечивающаяся надпись «Мосметро». Это здание Илья Ильф в своих «Записных книжках» назвал «вдохновенным созданием архитектора Фридмана».

Жилой дом ударника НКПС

Краснопрудная, 22–24, архитектор — З.М.Розенфельд, 1937 год

Краснопрудная, 22–24, архитектор — З.М.Розенфельд, 1937 год

Фотография: vk.com/mcmxxxv

В 1935 году Краснопрудную улицу включили в состав проектируемой магистрали, соединяющей проспект Дворца Советов и Кировский проспект по Генеральному плану реконструкции Москвы. 

Жилой дом ударника Народного комиссариата путей сообщения СССР — первый в многоэтажной застройке Краснопрудной улицы. Проектированием здания занимался молодой Зиновий Розенфельд, ставший впоследствии одним из крупнейших советских архитекторов жилищного строительства. 

Розенфельд хотел, чтобы здание производило впечатление гигантской постройки, поэтому украсил фасад кессонами, которые в массе должны были передать это ощущение. Небольшую часть стены архитектор намеренно оставил пустой — чтобы фасад выглядел динамичным. Розенфельд работал с освоением архитектурного наследия очень осторожно, не допуская прямого копирования тех или иных приемов и элементов стилей прошлых эпох.

Фрунзенская АТС

Зубовская пл., 3 (К.И.Соломонов, 1935 год)

Зубовская пл., 3 (К.И.Соломонов, 1935 год)

Фотография: wikipedia.org

Здание автоматической телефонной станции Фрунзенского района на Зубовской площади построили в 1935 году по проекту Касьяна Соломонова. На рубеже 1920–30-х индустриальные сооружения играли важную общественную роль, олицетворяя собой технический прогресс, поэтому их виду уделяли особое внимание. Главный фасад здания симметричный и простой. Боковые стены декорировали популярными в 1930-е кессонами. А на нижнем этаже — стеклянные эркеры, наследие уже почти забытого конструктивизма. 

Здание Метростроя

Просп. Академика Сахарова, 16, архитектор — Д.Ф.Фридман, 1936

Просп. Академика Сахарова, 16, архитектор — Д.Ф.Фридман, 1936

Фотография: vk.com/mcmxxxv

Новокировский проспект (ныне проспект академика Сахарова) трактовался в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года как магистраль, соединяющая центр города с вокзалами Комсомольской площади. С начала 1930-х проспект стал застраиваться важными общественными сооружениями, среди которых — здание Центросоюза легендарного Ле Корбюзье. На противоположной стороне улицы в 1936 году по проекту Даниила Фридмана построили комплекс зданий Метростроя. Здание главного управления решили строить монументальным и величественным, чтобы обозначить важную роль Метростроя в жизни Москвы 1930-х. Сооружение так понравилось наркому оборонной промышленности Михаилу Кагановичу (брату лидера московских большевиков и метростроевцев Лазаря Кагановича), что тот внес в правительство предложение передать весь комплекс его наркомату, что и было сделано еще до войны. 16 скульптур метростроевцев в касках с отбойными молотками украшали фасады здания до середины 1980-х — тогда они стали разваливаться и их демонтировали. 

Жилой дом Военной академии РККА

Яузский б-р, 2/16, архитектор — И.А.Голосов, 1936 год

Яузский б-р, 2/16, архитектор — И.А.Голосов, 1936 год

Фотография: pastvu.com

Илья Голосов в 1920-х получил признание как талантливый конструктивист, однако именно он стал одним из первых архитекторов, начавших глубокий поиск нового стиля в 1930-е. Ярким примером творческих экспериментов Голосова над большой архитектурной формой является жилой дом Академии РККА на Яузском бульваре, построенный в 1936 году. Несмотря на то что само здание классическое, архитектурно-декоративные детали выполнены в другом стиле: колоннада, пилястры, консоли и венчающий карниз намеренно абсолютно непохожи на классические прототипы.

Военная академия РККА им. Фрунзе

Пр. Девичьего Поля, 4, архитекторы — Л.В.Руднев, В.О.Мунц, 1937 год

Пр. Девичьего Поля, 4, архитекторы — Л.В.Руднев, В.О.Мунц, 1937 год

Фотография: vk.com/mcmxxxv

Архитектурный конкурс на проект Военной академии РККА им. Фрунзе прошел в 1931 году. Победителем стал представитель ленинградской школы Лев Руднев. Выбор его монументального проекта среди большинства конструктивистских работ обозначил сдвиги в архитектурной жизни СССР. Здание академии характерно для романтического творчества Руднева. Основная мысль композиции — мощь и величие Красной Армии. Прямоугольный объем монументального здания возвышается над высоким глухим стилобатом. На тяжелом кубе, врезанном в угол стилобата, по проекту Руднева должен был выситься мощный силуэт танка, однако временный деревянный макет демонтировали во время войны, а сейчас на его месте стоит БМП, установленная в конце 1990-х. Фасад здания геометрически расчленен на кессоны. Фасад с одинаковыми членениями и симметрией вызывает ассоциацию с построением военной колонны. В этом сила художественного образа и основная удача замысла архитектора.

Северный речной вокзал

Ленинградское шоссе, 51, архитектор – А.М.Рухлядев, 1937 год

Ленинградское шоссе, 51, архитектор – А.М.Рухлядев, 1937 год

Фотография: РИА Новости

Канал Москва — Волга (ныне им. Москвы), запущенный в эксплуатацию в 1937 году, сделал столицу портовым городом. По каналу стали проходить не только грузопассажирские линии, но и популярные туристические круизы. В том же году на берегу Химкинского водохранилища по проекту архитектора Алексея Рухлядева соорудили Северный речной вокзал — новое лицо Москвы на воде. Вдохновляясь архитектурной итальянского Ренессанса, Рухлядев спроектировал здание вокзала в образе круизного теплохода: это выражает не только форма здания, но и легкость самого сооружения. Двухъярусная галерея по всему периметру придает постройке воздушность и переходит в ступенчатую башню, увенчанную шпилем с пятиконечной звездой, которая в 1935–1937 годах украшала Спасскую башню Московского Кремля. 

Здание являлось не только вокзалом, но и местом отдыха. Крыша использовалась в качестве террасы ресторана, с которой открывался живописный вид на водохранилище. К сожалению, сейчас выдающееся сооружение 1930-х находится в безобразном состоянии и уже несколько лет ожидает ремонта.

Кинотеатр «Родина»

Семеновская пл., 5, архитектор — В.П.Калмыков, 1938 год

Семеновская пл., 5, архитектор — В.П.Калмыков, 1938 год

Фотография: www.arhplan.ru

Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года предусматривал постройку в Москве в течение десяти лет пятидесяти кинотеатров. Кинотеатр «Родина» на Семеновской площади был построен одним из первых. За основу проекта приняли вариант типового кинотеатра, разработанный архитектором Виктором Калмыковым. Однако автор внес в свой типовой проект ряд изменений, чтобы здание выглядело более парадным. Портал главного входа украсило панно из керамических плиток, а боковой фасад — балкон в духе итальянского Ренессанса. Открывшийся в 1938 году кинотеатр до сих пор выполняет свою функцию, а в фойе сохранился первозданный интерьер.

Небоскрёб на Московском: ещё одна новая «сталинка».: samiznaetekto — LiveJournal

Увлечения мои совершенно не приносят никаких дивидентов. Ещё бы, какое материальное вознаграждение можно получить, увлекаясь архитектурой, метрополитеном, нумизматикой и ретро-автомобилями? Причём нумизматика и ретро-автомобили для меня существуют в плоскости «знать если не всё, то многое», а не «владеть если не всем, то многим». Но не материальным лишь только мы живём, а и духовным.

Посему, зная мой интерес к бумажным деньгам и их дизайну, меня зовут в закрытый пока ещё для широких масс музей Гознака «История денег» и консультируют потом по интересующим меня вопросам. Друзья из «Ретробаса» показывают процесс восстановления двух Икарусов-55, дают понажимать на кнопочки открывания дверей в «Икарусах» и катают на ЛАЗах и ЛиАзах. Телевизор вспоминает обо мне ежегодно накануне очередной годовщины открытия Ленинградского метрополитена, а руководство Метрополитена приглашает поучаствовать в оформлении нового Музея Петербургского метрополитена. Многочисленные же друзья зовут посмотреть снаружи и изнутри строящиеся здания в любимом мною «неоклассицизме». Так было в прошлом году со зданием на улице Победы, 5. Так было на прошлой неделе со зданием Форт Тауэр на Московском проспекте у метро «Электросила».

Строящуюся громадину у самого павильона метро я заметил ещё год назад. Выйдя из вестибюля подсознательно повернул налево, в сторону строящейся «сталинки». Первая ассоциация — МИД в Москве. Или неосуществлённый проект Центрального дома Аэрофлота гениального Чечулина в той же Москве. Ну сами сравните:


Проект здания МИДа, 1948 год.

Административное здание на Смоленской площади, она же «высотка МИД», строившееся с 1948 по 1953 годы по проекту архитекторов В. Г. Гельфрейха и М. А. Минкуса и конструкторов С. Д. Гомберга и Г. М. Лимановского. Непривычно видеть МИД без шпиля? Вот и мне тоже. История про башенку на МИДе, наверное, одна из самых живучих архитектурных легенд Москвы. Рассказывают, что в первоначальном проекте никакого шпиля не было. Но когда высотка была уже почти построена, мимо проезжал Иосиф Виссарионович Сталин и сухо заметил, мол, красивое здание (хорошая новость для архитекторов), осталось только шпиль поставить (плохая новость). По легенде, архитекторы были в ужасе, потому что под весом шпиля здание бы обрушилось. В итоге нашли выход: чтобы шпиль был легче, но вписался в архитектуру, его сделали железным и покрасили под камень.

Первым моим вопросом на объекте было «башенка будет»? Вопрос был несколько специфичен, я это не учёл. Ответ зато был однозначен: башенки не будет.

Продолжаем ассоциативный ряд. Вот непостроенный Дом Аэрофлота в неосуществлённой «Новой Москве»:

Не похож? А вот так если, ночную картинку с соответствующим ракурсом:

Скажете, что и так не похож? Тогда возьмёмся за проекты и чертежи:


Здание Аэрофлота, Дмитрий Николаевич Чечулин, 1934


Форт Тауэр, фасад, Цыцин С. В. и Шаров А. В., 2009


Форт Тауэр, разрез, Цыцин С. В. и Шаров А. В., 2009


МИД, проект архитекторов Владимира Гельфрейха и Михаила Минкуса, 1940-е

Возвращаясь к башенке на МИДе: даже чертежи, опубликованные в книге 1952 года издания, то есть за год до того, как достроили высотку МИДа, изображают каркас здания, в котором нет даже намека на конструкции шпиля. Один из этих чертежей мы только что видели.

Немного сухих фактов: проект здания появился в 2009 году, заказчиком выступало ЗАО «ВТБ-девелопмент». Планировочное решение, интерьеры комплекса и автор-разработчик всего проекта — "Архитектурная мастерская Цыцина", руководитель Цыцин С. В. Архитектурная концепция и фасады — "Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова«, руководитель Шаров А. Г. Позднее к проекту «приложили руку» и другие известные петербургские и иностранные архитектурные студии. В 2012 году было выдано разрешение на строительство здания, состоящего из основного разноэтажного блока высотой 4, 6, 18 и 21 этажей. В 2013 году «Форт Групп» становится новым заказчиком строительства, проект дома остаётся практически без изменений: два этажа подземного паркинга, сваи на 50 метров вниз и 80 метров коммерческой недвижимости вверх.

Кстати, про сваи. На глубине 35 метров под зданием располагается станционный зал и станционные тоннели станции метро «Электросила». Точнее, сама станция чуть в стороне, а вот наклонный ход с эскалаторами аккурат под зданием. Над наклонным ходом возведено некое подобие моста в фундаменте, чтобы нагрузка распределялась равномерно. И невысокая шестиэтажная часть здания находится над наклонным ходом, а основная часть несколько в стороне. Проектировало это непростое решение ООО «Петер-ГИБ». По словам генерального директора Сергея Николаевича Сотникова задание было непростое:

« — Мы предусмотрели всё, но, конечно, очень переживали из-за наклонного хода метро, поскольку и для нас, и для города проект является в этом смысле уникальным. Однако все прошло по плану. Под плиту ростверка высотной части были предусмотрены сваи диаметром 880 мм и длиной 50 м, несущая способность свай — 1000 т. Наиболее ответственным этапом работ был выбор ограждения котлована шестиэтажной части МФК в зоне наклонного хода. Нами было принято решение о применении массива закрепленного грунта по технологии Jet Grouting шириной от 3,5 м до 5,7 м и вертикальными откосами высотой 4,5 м и 8 м, этого до нас еще никто не делал. По этой же технологии была спроектирована диафрагма над наклонным ходом толщиной 2 м, для предотвращения „всплытия“ дна котлована при откопке и, как следствие, деформаций наклонного хода. Основной подземный объем по периметру МФК, кроме этой части, огражден „стеной в грунте“ длиной 25 м.»

Про вестибюль, станцию и наклонных ход уже столько раз сказал, а вот как это выглядит в разрезе, правда, на примере станции «Площадь Восстания». Спасибо замечательному детскому иллюстратору Тимофееву Александру Васильевичу за эту и остальные кратинки в замечательной книге.


«Сто историй о подземном городе», Лениздат, 1987 год.

Про сложность работ по возведению здания над наклонным ходом говорит и Сергей Цыцин, один из главных разработчиков здания:

« — Была спроектирована специальная консоль высотой 11 м, благодаря которой полностью разгрузили давление на тоннель. Что касается семиэтажной части здания, мы добились того, чтобы вес надземной части строения был абсолютно равен весу извлекаемой земли над тоннелем. Для разгрузки наклонной части тоннеля нами также были разработаны специальные мосты. Таким образом мы максимально снизили влияние стройки на очень сложные сооружения метрополитена, выполнив тем самым жесткие требования Ленметрогипротранса и Метрополитена. Кстати, надо сказать, что для Петербурга свойственны станции метро глубокого заложения. "Электросила" — исключение. Это была самая сложная, невидимая часть нашей работы. Выполненные нами решения вызывают у меня чувство гордости, и я считаю, что мы там справились со всеми задачами на отлично.»

Добавлю, что «Электросила» если и исключение, то далеко не единственное. Наш город действительно впереди планеты всей по средней глубине заложения станций метро.

В августе 2014 началось строительство. Вот фотография, сделанная 21 августа 2014 года:


Автор фотографии Steve_G

Здание возвели за полтора года. Вот на таком примерно уровне постройки я обратил на него внимание во второй половине 2015 года.


Evgeniy83, 5 октября 2015 года


Строительство административного здания на Смоленской площади, Москва, 1951.

Архитектурный стиль в описании здания на сайте проекта теперь определяется не как сталинский ампир, а как «современный неоклассицизм». Как и что строили бы сейчас великие зодчие 30-х — 50-х годов XX века, обладай они техникой и технологиями начала XXI века? Согласовал бы главный архитектор города Лев Александрович Ильин в 30-е, Николай Варфоломеевич Баранов в 40-е или Валентин Александрович Каменский в 50-е годы проект Форт Тауэра? Наверняка бы он назывался «Административное здание у завода Электросила». Современные архитекторы постарались взять всё лучшее из ставшей уже классикой советской школы архитектуры.

Послушаем создателей здания: «Симметричная конфигурация отдельных объёмов здания и рисунок фасадов повторяют приемы градостроительства 30-х — 40-ых годов XX столетия, так называемой „сталинской архитектуры“. Благодаря этому новый объект достаточно органично включён в сложившуюся стилистику исторической среды Московского проспекта — одной из главных транспортных магистралей города. Центральная композиция, мощный облицованный камнем шестиэтажный объём, подчёркнутый пилонами и развитым карнизом, поддерживает линию существующей застройки. Ввысь стремится более легкая, остекленная часть комплекса, в облицовке которой использованы современные качественные материалы.

Структура характерна для планировочного решения зданий такого назначения: два подземных этажа — автостоянка и технические помещения, первый этаж — торговые помещения и входная зона для делового центра, весь второй этаж отдан под помещения общественного питания, начиная с третьего по двадцать первый этажи — офисы.»

Исключением является 7-й этаж: он не виден с поверхности земли из за карниза 6-го этажа и является техническим. На сайте комплекса можно посмотреть планировку всех этажей, кроме, естественно, технического. Здесь, на седьмом этаже, расположены системы кондиционирования, отопления и охлаждения, системы контроля доступа и видеонаблюдения, другие служебные помещения.

До того, как я сюда пришёл на экскурсию, про комплекс я ничего не читал, поэтому вопрос про то, как будет выглядеть это всё внутри у меня не появился, а надо бы. Данные о разработчиках интерьера разнятся. Журнал «Строительство Технологии Организации» сообщает, что над проектом Fort Tower работали не только российские, но и иностранные компании. В частности, разработка проектов общественных зон и офисного пространства была выполнена известным британским архитектурным бюро Chapman Taylor. Директор бюро Рамчандра Хативада:

« — Что представляет собой авторский проект, по которому планируется оформление общественных зон высотки?

— Применение мотивов ар-деко стало ключевой особенностью дизайна интерьеров общественных зон Fort Tower. Этот стиль, ставший визитной карточкой классических американских небоскребов 30-х годов XX века, сочетает в себе элегантность и функциональность, изысканную роскошь и технологичность. Нашей главной целью было создать качественное пространство для сотрудников и посетителей. Критерии качества среды проявляются в эстетике, эргономике и функциональности пространства, а также в применяемых материалах и в формируемых с их помощью деталях и поверхностях.

— Внешняя архитектура Fort Tower представляет собой неоклассицизм. Какого подхода требует этот стиль к организации внутреннего и внешнего окружающего пространства?

— Неоклассицизм требует очень осторожного обращения с масштабом и пропорциями. Все элементы пространства должны быть соразмерны человеку, не подавлять его. Это касается как внутренней, так и внешней среды. Все фасады здания прекрасно вписаны в окружающую среду и городской пейзаж и сочетают в себе комбинацию различных элементов, подобранных определенным образом.»

А вот видение внутренних интерьеров от отечественно производителя. Люстр из ДК 3-й Пятилетки здесь не будет:

Сегодня идёт отделка внутренних помещений, монтаж и проверка лифтов, заливка лестниц, монтаж оборудования на 7 этаже. Полным ходом идёт обустройство холла и остекление крыши.

Практически все этажи бизнец-центра будут иметь свободную планировку по периметру здания с лифтовым холлом и двумя лестницами в центре — это планировку видно на поэтажных планах.


В окна, выходящие на север, прекрасно видно здание Администрации Московского района, «Московский Райсовет», архитектор Игорь Иванович Фомин, 1935 год, поздний конструктивизм и ар-деко.

«Все помещения арендованы, свободных участков не осталось», говорят представители Fort Group. «Реклама нам не нужна. Было приятно позвать в гости людей, которым действительно интересно, что и как строят в нашем городе».

А Чечулин свой проект 1934 года всё же воплотил, правда почти через полвека. Взяв за основу здание Аэрофлота он спроектировал в 1965 и построил в 1979 Дом Советов РСФСР, который всем сейчас известен как Белый Дом в Москве — Дом Правительства Российской Федерации.


Дмитрий Николаевич Чечулин у макета здания Дома Советов РСФСР.

Если у вас есть какой-нибудь интересный музей на примете или здание интересное — зовите, с удовольствием приду и посмотрю. Ну или зовите что-нибудь рассказать, это я тоже умею.

[Список использованной литературы]
http://stopress.ru/archive/html/STO_0538_SENTYABR_2015/CHAPMAN_TAYLOR_AR-DEKO_DLYA_FORT_TOWER.html
http://stopress.ru/archive/html/STO_0538_SENTYABR_2015/PETER-GIB_MI_NE_SPALI_PO_NOCHAM.html
http://stopress.ru/archive/html/STO_0538_SENTYABR_2015/DOROGOE_ZELENOE_STROITELSTVO__ETO_MIF.html
http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1212091
http://wikimapia.org/#lang=en&lat=59.879821&lon=30.318859&z=18&m=b&show=/21018812/ru/Строительство-МФК-«Fort-Tower»
http://museum.shostka.org/publ/historical_works/4-1-0-19
http://fortgroup.ru/our_business/bisness_centres/294/
http://forttower.ru/
http://www.dp.ru/a/2016/03/17/Stil_proverennij_vremen/

Жилой дом, архитектор А.Г. Мордвинов

Жилой дом под номером 4 по Тверской улице стал первым зданием, построенным в начале новой широкой магистрали, которой должна была стать Тверская улица (с 1935 г. — улица Горького).

Парадность фасада и гигантский объем здания, которое растянулось на два квартала по центральной улице столицы Советского государства, отвечали всем требованиям нового Генерального плана реконструкции Москвы, принятого в 1935 г.

Здание построено по проекту архитектора А.Г. Мордвинова и инженера П.А. Красильникова в 1937–39 гг. Это первое здание в Москве, построенное новаторским поточно-скоростным методом домостроения. Основой метода было использование уже готовых элементов конструкции — лестничных маршей, железобетонных плит, оконных рам, керамических деталей фасада и т.п. Строительство вели специализированные бригады, сменяющие друг друга на каждом этапе работ.

Здание построено в новом стиле, получившем позднее название «сталинского ампира». Здание симметрично и разбито на пять частей. Массивная арка, расположенная в центральной части здания, открывает проезд в Георгиевский переулок. Над аркой на крыше здания были установлены гигантские гипсовые скульптуры. Арка выглядела триумфальной и подчеркивала парадный характер улицы Горького.

Первые два этажа занимали магазины и предприятия общественного питания, облицованные гранитом, с крупными проемами витрин, тянувшихся по всей длине здания сплошной лентой. Внутренняя планировка магазинов отвечала новым требованиям, разработанным специального для торговых помещений в середине 30-х гг. В доме располагался знаменитый в Москве магазин «Подарки».

Следующие пять этажей занимали квартиры. Для жилого дома была разработана специальная секция в три квартиры на лестничной клетке. На каждой клетке располагалась однокомнатная, двух- и трехкомнатная квартиры.

Жилой дом Мордвинова перекликается по своей архитектуре с гостиницей «Москва» (арх. А. Щусев) и зданием Госплана (сейчас Госдума).

За внедрение скоростного поточного метода строительства архитектор А.Г. Мордвинов и инженер П.А. Красильников были удостоены Сталинской премии.

Новый небоскреб в ММДЦ «Москва

Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия

В 2019 году в городе Москва, Россия, на территории международного делового центра «Москва-Сити» начнется строительство нового небоскреба, высота которого достигнет 403,9 метров. Это будет самое высокое здание в Москве и второе по высоте здание в России и Европе после МФК «Лахта Центр» в городе Санкт-Петербург. Сегодня самым высоким зданием столицы является восточная башня комплекса «Федерация» - 374 метра, а высота петербургского «Лахта Центра» - 462 метра, включая 120-метровый шпиль. Самая высокая, пока безымянная, башня Москвы будет построена рядом с многофункциональными комплексами «Меркурий» и Grand Tower. Проект нового небоскреба разработан известным архитектурным бюро Сергея Скуратова «Sergey Skuratov Architects».

Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия

Башня будет иметь форму скошенной призмы с градиентными стеклянными фасадами, светлыми внизу и более темными вверху. Всего в небоскребе будет 109 этажей, из которых 88 верхних будет занимать жилой комплекс с 1417 квартирами суммарной площадью 138,6 тысяч квадратных метров. Нижний ярус этажей займут офисы, детский досуговый центр, объекты питания, в том числе кафе и рестораны, а также спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном. Кроме того, в здании предусмотрен четырехэтажный подземный паркинг на 321 машино-место и велопарковка. На открытой террасе, на уровне второго этажа здания, появятся детская и спортивная площадки, а на кровле, на высоте 399 метров, будет располагаться общественная смотровая площадка с панорамным видом на город. На крыше здания планируется оборудовать вертолетную площадку. Общая площадь объекта составит более 256 тысяч квадратных метров. Проект планируется реализовать к 2024 году.

Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия Новый небоскреб в ММДЦ «Москва - Сити», Москва, Россия

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *