Скульптура ар деко – Каталоги, выпущенные Музее Ар Деко, посвящены постоянной экспозиции Музея и прошедшим выставкам.

Кабинетная скульптура Арт-деко, стиль арт деко в интерьере

Наша коллекция АНТИКВАРНОЙ СКУЛЬПТУРЫ>>>>>

НАША КОЛЛЕКЦИЯ АНТИКВАРИАТА АРТ ДЕКО>>>>

Кабинетная скульптура ар-деко

Причина  востребованности кабинетной скульптуры ар-деко —  это  мода на неё, зародившаяся в  70-е гг. ХХ в. и переживающая новую волну. Эти произведения по сей день воспринимаются, как воплощение передовой дизайнерской мысли, органично вписываясь в оформление современных домов.  Будучи тесно связанной с предметной обстановкой, кабинетная скульптура задает настроение  всему интерьеру. А предметы в стиле ар-деко заряжены жизнеутверждающим настроением неги и роскоши,  возникшим  на Западе после Первой мировой войны.  
Этот стиль существенно повысил статус кабинетной скульптуры. Французские и немецкие мастера малой пластики  20-х — 30-х гг. не входили в единое сообщество, и стилевое движение ар-деко находилось под влиянием различных источников. В числе основных – неоклассицизм. Чертами преемственности ар-деко также был связан с модерном.

Любовь этого стиля и современных ему направлений в искусстве — футуризма и конструктивизма — к геометрическим линиям, к передаче стремительного движения, скорости, была связана с новейшими достижениями техники, появлением машин и аэропланов.
Тематику произведений кабинетной скульптуры разнообразил спорт: в числе источников ар-деко оказались, не в последнюю очередь, атлетичные формы спортсменок и их короткие стрижки.


Ар-деко —  стиль изысканной красоты и дорогого шика.

Для него  характерно использование ценных материалов, таких, как бронза (отливки из неё  полировались, прочеканивались и покрывались декоративной патиной),   золото, слоновая кость. Но мастера кабинетной пластики ар-деко  обращались в своём творчестве и к менее дорогим  материалам – таким, как  сталь, алюминий, перламутр, эмаль, лак, поскольку для ар-деко роскошь  — не только дороговизна, но и визуальное богатство. Ар-деко любил сопоставлять сверкающую и гладкую металлическую поверхность с фактурой редких пород камня,  для впечатления зрительного контраста темное  дерево инкрустировалось перламутром и латунью. Часто в одном предмете сочетались различные поделочные породы для  достижения  большего декоративного эффекта.

При   промышленном производстве кабинетной скульптуры ар-деко в  первой трети XX века применялись заменители  бронзы: регул   и шпиатр  (цинковые сплавы).  
К относительно недорогим материалам ар-деко относятся также стекло, кракелированная  керамика (глазурованный фаянс), терракота и фарфор. Например, Севрская мануфактура выпускала статуэтки ар-деко из бисквита (белого неглазурованного фарфора.
Развитие кабинетной скульптуры ар-деко происходило по двум основным направлениям, которые можно условно обозначить, как «синтетическое» и «натуралистическое». Синтетическое направление оказалось более восприимчивым к влиянию авангарда; его образцам свойственная более лапидарная эстетика. 

 

Кракелированная керамика АРТ ДЕКО

Применяемый антикварами термин «кракелированная керамика» условен, поскольку исходная модель могла существовать и в фаянсе, и в известняке — естественного цвета или раскрашенном, с кракелюром на глазури или без. Если для  модерна были характерны  растительные мотивы, то стиль ар-деко больше любил животных — медведей, тигров, пантер, голубей и пр. Чаще других использовались поливные глазури белых оттенков, но также применялись однотонные глазури и насыщенных цветов — тёмно-зелёного, синего, красного, на гладкой  поверхности на которых  играл свет. Цвет не передавал   природную окраску животных, а был рассчитан на подчёркнуто декоративный эффект.  Удаляясь от реализма,  скульпторы-анималисты 20-х годов передавали позы животных обобщенно, в кубистических формах. При минимуме частных подробностей облик животных оставался  узнаваемым. 


 
Шарль Лемансо. Белый медведь. Фаянс, глазурь, кракелирование, 1930-е.


В технике кракелированной керамики работали Франсуа Помпон, Жан и Жоэль Мартель (1896-1966), Жан и Жак Адне, Эдуард-Марсель Сандоз, Шарль Лемансо, Жео Конде, Жорж Шеволье, Шарль Катто, Луи Фонтенель, Ле Жан, Шарль Вирион и многие другие скульпторы.


 
Жан и Жак Адне. Голубь. Фаянс, глазурь, кракелирование. 1925.
 


Ле Жан. Девушка с собаками. Фаянс, глазурь, кракелирование.


В этой композиции автор обратился к мотиву борзых собак, их стремительного бега, модному в искусстве ар-деко. По выражению одного из основоположников стиля ар-деко в скульптуре, Франсуа Помпона, в скульптуре не должно быть  «дыр». В обобщённом силуэте работы Ле Жана соединились сильные животные и человек, гибкие линии тренированного тела и стилизованные, напоминающие зубчатый вал, мощные  дуги стеблей. Одним из ключевых признаков формотворчества 1920-х годов стало особое понимание лапидарной формы, извлеченное из уроков авангарда. Обтекаемый силуэт и графическое прочтение фигуры обнаружили родство произведений архаической пластики и эстетики современного техницизма. 

Внимание к технике исполнения, активное внедрение новых материалов, применение цвета в скульптуре и освоение новых средств выразительности объединяет с другими мастерами 1920-х гг. и скульптора русского происхождения,

Георгия Лаврова.
 


Шарль Лемансо. Борзая в прыжке. Фаянс, глазурь.


Скульптор  переосмысливает анатомию  борзой с целью подчеркнуть её  свободную экспрессию, запечатлеть   движение в инертной материи.
 

 
Фонтенель. Умывающиеся пантеры. Фаянс, глазурь, кракелирование.
 

Сен — Клеман. Пантера. Фаянс, глазурь, кракелирование.


В изображении диких экзотических животных – пантер, львов, леопардов — нашло выражение увлечение экзотикой, наследием стран Востока и Африки, переживаемое в искусстве и моде того времени.

  
Жан и Жоэль Мартель. Аккордеонист. Терракота. Около 1930 г.


Несмотря на то, что к жанровой скульптуре малоприменим нефигуративный язык, в гранёных, кристаллических формах «Аккордеониста» братьев Жана и Жоэля Мартелей  ощутимо влияние  кубизма и футуризма, в значительной мере повлиявших на  стиль ар-деко. Первым, кто  приблизился  к абстрактной скульптуре, был Константин Бранкузи: «Бранкузи уже в произведениях конца 1900-х годов сформировал лаконичную форму, сведенную к основному объему» . 

На выразительные средства, стилистические черты скульптуры ар-деко значительное воздействие оказало также открытие памятников архаического искусства Востока и Африки. Раскопки извлекали на свет произведения древней скульптуры, изумлявшие современников сдержанностью и выразительностью пластического языка. Под влиянием  древневосточных  зиккуратов  возникла любовь ар-деко к многогранникам, ступенчатым завершениям, часто определявшая форму скульптурных постаментов. Геометризм постаментов контрастировал с фигуративностью статуэтки. 
 


 Георгий Лавров. Тигр  вышел  из джунглей. Бронза, серебряная патина, постамент из мрамора.


Обладая рядом общих черт – высоким вкусом к стилизации и декоративному прочтению формы, интересом к экзотике и архаическим культурам – синтетическое и натуралистическое направления различались степенью претворения натуры и восприятием современных течений. К натуралистическому направлению скульптуры ар-деко можно отнести изделия, выполненные в хрисоэлефантинной технике, которые являются примером большего реализма, чем  кракелированная   керамика, органично усвоившая  язык абстракции.

 

Хрисоэлефантинная техника АРТ ДЕКО

Хрисоэлефантинная техника предполагала  использование в качестве материалов   золота, слоновой кости, бронзы, черепахового панциря, лака и серебра.  Она не изобретена стилем ар-деко, а почерпнута из наследия классики. Предметы, исполненные в этой технике, демонстрируют роскошь  ар-деко. 

Скульптурные произведения из бронзы и слоновой кости условно делятся  на несколько тематических направлений . 

Первое из тематических  направлений скульптуры – так называемое  «театрализованное». Сюда   можно отнести  обнажённые фигуры античных богинь, в которых угадываются следы   модерна, и фигуры танцовщиц. Представителями этого  направления принадлежат  

Чипарус  (1886–1947) и Клер Жанн Робер Колине (1880-1950). Дмитрий Чипарус, скульптор румынского происхождения, уделял особенное внимание костюму. Своих танцовщиц он изображал с головы до пят одетыми в экзотические наряды, демонстрирующие  влияние дягилевских Сезонов,  словно застывшими в балетных позах, зачастую на пуантах. 


 
Чипарус Дмитрий. Русский балет. Патинированная бронза, золочение,  слоновая кость, постамент из мрамора и оникса. Высота: 61 см.

 


  
Клер Жанн Робер Колине. Индийская танцовщица. Патинированная бронза.  Около 1925 г.


 Стоящая на одном мыске, с широко раскинутыми руками, танцовщица  Пьера Ле Фагои (1892-1962) держит на плечах стилизованный посох, перевитый лозой. В стиле этой «театрализованной» статуэтки  заметно влияние неоклассицизма. Благодаря развороту торса вся фигура кажется преисполненной динамики. Характерной для  ар-деко ступенчатый пьедестал из мрамора Порторо.


Пьер Ле Фагои. Бонза, постамент из мрамора Portoro. Около 1930 г.


Среди представителей натуралистического направления особой  конкретностью  и правдоподобием в изображении персонажей отличался Фердинанд Прайсс (Preiss F.) Прайсс  обращался к теме современного танца и спорта, запечатлевая своих горделивого вида  героинь в новых для скульптуры позах. Одетые  по моде 20-х гг., они  обладают грацией античных нимф.  


 
Прайсс Фердинанд (1882–1943). Фигуристка. Бронза, холодное окрашивание, слоновая кость, постамент из мрамора и оникса. Высота: 33,5 см.

Популярны были изображения звезд спорта, театра и кино, исторических и литературных персонажей,  изображения детей, дам в сопровождении борзых собак, в гамаке или с теннисными ракетками, и прочие повседневные и спортивные сцены. Порой скульптурные образы  поражали своей конкретностью.


 
Прайсс Фердинанд (1882–1943). Сынок. Бронза, холодное окрашивание, слоновая кость, постамент из оникса Высота: 21,3 см.

 

Эротические скульптуры АРТ ДЕКО

Творчество Бруно Зака (Zach B.) и Доротеи Шарол (1889-1963) относят к разряду эротической скульптуры.  Эти художники воплощали образ эмансипированной женщины  своей эпохи,  завоевавшей право на свободное и даже вульгарное поведение.


 
Зак Бруно (1891–1945). Девушка с хлыстом Бронза, патинирование, постамент из мрамора. Высота: 82 см.

Доротея Шарол. Танцовщица в зелёном.  Бронза, холодное окрашивание, слоновая кость, постамент из мрамора и оникс


Пьер Ле Фагои (Le Faguays), испанец по происхождению,  выполнял кабинетные статуэтки на исторические темы, а Александр Келети (1874-1940) весьма натуралистично изображал персонажей комедии дель-арте. Однако, в дальнейшем  эти скульпторы, как и  Поль Филипп (Philippe P.),  испытали влияние кубизма. 


 
Александр Келети. Пьеро и Пьеретта. Бронза, патина, слоновая кость, холодное окрашивание, постамент из мрамора.


 
Пьер Ле Фагои. Лучник. Бронза с коричневой и серебряной патиной, слоновая кость, постамент из серого мрамора.


В 20-е —30-е гг. ХХ в. скульптуры, исполненные  в хрисоэлефантинной технике, стали символом  стиля ар-деко  и  завоевали в европейских странах широкую популярность. 
Существовало также массовое производство функциональных вещей для интерьера: настольных ламп (масляных или электрических), держателей для книг (букендов), также являвших собой более или менее ценные образцы кабинетной скульптуры ар-деко.

Энрике Молен-Балест родился в Барселоне, но работал, преимущественно, во Франции. Он подписывал свои произведения «H. Molins». 


 
Энрике Молен-Балест. Красавица. Лампа. Бронза, холодное окрашивание, постамент из мрамора.

Макс Ле Верье (1891 – 1973) – одна из выдающихся фигур стиля ар-деко. Особое внимание Ле Верье уделял форме своих работ: его скульптура отличается ясностью силуэта и  лаконичностью композиции. Всю работу по созданию произведений мастер выполнял сам. Его мастерская специализировалось на кабинетной скульптуре, осветительных приборах и  на производстве держателей для книг. Ряд произведений Ле Верье  как бронзовщик выпустил в сотрудничестве со скульптором Пьером Ле Фагои, работавшим под псевдонимом Fayral и Guerbe. 

  

Макс Ле Верье. Загадка. Лампа. Бронза  с зеленой патиной, постамент из мрамора Portoro. Высота 44 см.


 
Макс Ле Верье.  Держатели для книг. Бронза с зелёной патиной, постамент из камня.

Вот пример сотрудничества Ле Фагои (под псевдонимом Guerbe) и Ле Верье, причём первый здесь выступал в качестве автора, а  второй – в качестве  бронзолитейщика, о чём свидетельствует клеймо Ле Верье на бронзовом поземе поверх ступенчатого мраморного пьедестала. Модель, известная по многим отливкам  и названная «Испанка» , изображает полуобнажённую молодую женщину в набедренной повязке, украшенной кубистическими  мотивами, которая шагает, неся над собой абажур в виде  веера из оранжево-красного агатового (мраморного) стекла с узором из стилизованных цветов и геометрических форм. Следует отметить, что для своих осветительных приборов Дом Ле Верье заказывал художественное  стекло в мастерских  братьев Доум из Нанси.

Пьер Ле Фагои, Макс Ле Верье.  Испанка. Лапма. Бронза с зелёной античной патиной, стекло, постамент из мрамора. Около 1925. Высота 52 см.


Порой стеклянный абажур, имевший скульптурную форму, становился самостоятельным декоративным предметом, который вполне можно отнести к кабинетной скульптуре ар-деко. В таких осветительных приборах  стекло доминировало. 


 
Этлинг. Ночник. Опаловое стекло. 1930.


Мануфактура Эдмонда Этлинга (Etling) —один из ведущих парижских производителей предметов ар-деко  1920–1930-х гг. в Париже. Особое место на предприятии отводилось производству дизайнерских предметов из опалесцирующего стекла. Мануфактура сотрудничала с  ведущими художниками. Все произведения Etling были созданы в период  1920-х гг — 1940-х гг., когда стиль ар-деко был на вершине популярности.

Помимо стеклянных элементов, входивших в состав осветительных приборов ар-деко, существовала собственно кабинетная   скульптура из художественного стекла, не имевшая функционального назначения. В числе мастеров стеклянной скульптуры ар-деко – имя Рене Лалика, ранее прославившегося  своими работами в стиле модерн. Благодаря его творчеству на рубеже XIX–XX вв. получила распространение техника матового стекла, набравшая чрезвычайную популярность  в декоративном искусстве 1920-х гг. 
 


Рене Лалик. Времена года: лето. Стекло. 1939.


Антикварный интерес к предметам ар-деко возрос в 70-е гг., а начиная с 1990-х гг. эти уникальные изделия стали хитами продаж ведущих аукционных домов. 

Наша коллекция АНТИКВАРНОЙ СКУЛЬПТУРЫ>>>>>

НАША КОЛЛЕКЦИЯ АНТИКВАРИАТА АРТ ДЕКО>>>>

Макс ле Верье — основоположник стиля Арт Деко в скульптуре

Сегодня я хочу вас познакомить с французским скульптором, который является одним из основоположником стиля Арт Деко в скульптуре. Но в России, к сожалению, он мало известен.
Речь пойдёт о Максе ле Верье (1891-1973).
На Международной выставке Декоративного искусства в Париже в 1925 году, где участвовали представители из 21 страны, и с которой принято отсчитывать историю стиля Арт Деко, Верье был удостоен золотой медали.
Однако, свое первое произведение в стиле Арт Деко, Макс ле Верье создал за 6 лет до официального рождения стиля. Скульптура «Пеликан», подписанная ARTUS (псевдоним Макса ле Верье), имела огромный успех у публики, и стала отправной точкой в карьере художника.
Макс ле Верье родился в пригороде Парижа в Нейли сюр Сэн в 1891 году, с раннего детства раскрылись его способности к рисунку и скульптуре, но его отец, парижский ювелир, не одобрял увлечение сына искусством, видев его будущее в сельском хозяйстве, и отправляет мальчика в специализированную школу.
Когда Макс ле Верье возвращается в 16 лет в Париж, он берётся за любую работу, только бы не заниматься сельским хозяйством!
И в 1909 году в 18 лет отправляется в Англию, где становится военным лётчиком, и в то же время знакомится с художниками и начинает серьёзно заниматься рисунком и скульптурой, а потом и поступает в Школу Прекрасных Искусств в Женеве.
Вернувшись в Париж в 1918 году, Макс ле Верье открывает своё ателье, где и был создан его «Пеликан», о котором я уже упоминала вначале.

Макс ле Верье — основоположник стиля Арт Деко в скульптуре, фото № 1

Верье воспевает женщину той эпохи, стиль «а ля гарсон», созданная в 1928 году “Clarte” (девушка со светящимся шаром в руках), имела огромный успех. Для этой скульптуры Верье позировали три разных женщины: первая для головы, вторая для тела, третья для рук. Всю работу по созданию скульптуры Верье всегда выполнял сам (не редко художники создавали только модель, а отдельные части изготовляли в специальных мастерских).

Макс ле Верье — основоположник стиля Арт Деко в скульптуре, фото № 2

Верье затрагивает одну из самых востребованных в искусстве Арт Деко тем – танца, ставшего невероятно популярным благодаря «Русским сезонам» Дягилева. Гибкое и изящное тело девушки, абсолютно свободное в движениях, не обремененное каскадом волос (стиль “la garçonne”) воплощает идеал времени.

Макс ле Верье — основоположник стиля Арт Деко в скульптуре, фото № 3

Ателье Макса ле Верье специализировалось на кабинетной скульптуре, люстрах, лампах, букендах, таких подставках для книг, очень модных в то время. Ряд произведений Верье был выпущен в сотрудничестве с талантливыми скульпторами Пьером ле Фагуи (Pierre Le FAGUAYS), работавшим под псевдонимом FAYRAL и GUERBE, Марселем Бурэном (Marcel Bouraine), работавшим под псевдонимом Denis и другими.

Макс ле Верье — основоположник стиля Арт Деко в скульптуре, фото № 4

Макс ле Верье — основоположник стиля Арт Деко в скульптуре, фото № 5

Помимо с темой танцовщиц и гимнасток, Макс ле Верье известен и своими стульптурами животных, чаще других встречаются пантеры.

Макс ле Верье — основоположник стиля Арт Деко в скульптуре, фото № 6

Макс ле Верье — основоположник стиля Арт Деко в скульптуре, фото № 7

Макс ле Верье — основоположник стиля Арт Деко в скульптуре, фото № 8

После Второй Мировой войны Верье начинает выпуск своих, я бы их назвала, малых форм — это пепельницы, миниатюрные тарелочки, подсвечники, медали, материалом для них служит (чаще всего) бронза.
Эти предметы для дома и интерьера можно найти ещё и сейчас по приемлемой цене во Франции и украсить ими свой дом, тем самым создавая неповторимый колорит стиля Арт Деко.
Особое внимание в своих работах Верье уделял форме: его произведения отличаются четкостью силуэта, тонкостью проработки деталей, лаконичностью композиции. Его стиль является синонимом эклектики, где смешаны воедино элегантность и модернизм, в нём отразились влияние скульптур Древнего Египта и Древней Греции, а также искусствo племён Африки, но к этому Макс ле Верье добавил аэродинамику новых технологий ХХ века.
Ваша Анна Симон.
P. S. Эта статья является моей авторской собственностью и любое её копирование запрещено.

Скульптуры в стиле ар-деко: kolybanov — LiveJournal



Подпись — NIOMEL в металле.
Похищение сабинянок

Драматический эпизод ранней римской истории, описанный Титом Ливием в первой книге «Истории Рима». В недавно основанном Риме царила нехватка женщин, тогда Ромул пригласил соседнее племя сабинов участвовать в празднествах в честь основания Рима. Во время этих празднеств римляне и похитили всех сабинских девушек. Это послужило причиной войны между римлянами и сабинами. Позже, во время битвы, сабинянки, ставшие уже женами и матерями римлян, бросились между сражающимися и тем самым заставили их примириться. После этого сабины (италийское племя, жившее севернее Рима) переселилось в Рим.
Эта история, вероятно вымышленная, была призвана объяснить постепенное смешение кровей различных италийских племен.


 
Леда и лебедь.
Мраморная база.
Около 1930 года.

Дочь царя Этолии Фестия, жена спартанского царя Тиндарея, мать Клитемнестры, Елены и братьев Диоскуров — Кастора и Поллукса (Полидевка).
Согласно легенде, Леда была возлюбленной Зевса, который являлся ей в виде лебедя. От Зевса Леда произвела на свет яйцо, из которого вылупились Елена и Поллукс. Кастор и Клитемнестра были детьми Тиндарея.
По другой версии, которой, в частности, следует Сапфо, Елена была дочерью Немесиды, которая также родила сначала от Зевса яйцо, а затем отдала его на сохранение Леде.


 

Автор — H. Molins
Потрясающая скульптура ар-деко из золота и слоновой кости , сделана французским скульптором H.Molins .
Около 1930


 

БРОНЗОВЫЕ ЧАСЫ
Kowatz.
Ар-деко часы из мрамора, оникса и бронзы.
Украшены позолоченной бронзовой скульптурой очень высокого качества .


 

БРОНЗОВЫЕ ЧАСЫ. ДАМА С ВЕЕРОМ.
1930
элегантные бронзовые с мрамором французских часов.


 

Посеребренная бронза, мрамор.
Около 1930 года.


 
Подпись на ноге LEDUCQ.
Очень красивая патина и редкий прекрасный красный / розовый мрамор.


 

ПАНТЕРЫ
Металлическая скульптурная группа пантер на основе из мрамора и оникса .
Около 1930 года.


 
Пантера в кубизме.
Металл, мрамор.
Подпись — Notari


 

ЧЕРНИЛЬНИЦА СЛОН
КУБИЗМ
никель и хромированный металл. Основой является мрамор.
Около 1930 года.


 
бронзовая скульптура
подпись — NITCHE


 

ЛАМПА
Подпись — Carlier
Очень изящная ар-деко лампа .
Металлическая скульптура. Мраморная основа.
Около 1930 года.


 

АРТ-ДЕКО ЛАМПА

Металлическая скульптура.
Лампы встроены в бубне и в мраморной основе.
Помечено «Франция».
Около 1930 года.


 

ЕГИПЕТСКИЙ ТАНЦОР

скульптура французского ар-деко на мраморной основе.
Отделана темной патиной и золотом.
Подпись — «Victa».
Около 1930 года.


 

ТАНЦОВЩИЦА
фигурка танцовщицы на мраморной основе.
Около 1930 года.


 

Металлическая скульптура танцовщицы на постаменте из мрамора.
Около 1930 года.


 
БРОНЗОВАЯ ТАНЦОВЩИЦА

Бронзовая скульптура с отделкой патиной и серебром.
Основа — черный мрамор.
Автор — французский скульптор Jacques Cartier.
Около 1930 года.


 
БРОНЗОВАЯ ЦИРКОВАЯ ТАНЦОВЩИЦА
Автор — французский скульптор Matto .
Около 1930 года.


 

«The Magic links».
Claire Jeanne Robert Colinet :
Материал — посеребренная бронза. Оникс — основа.


 

«CROISIÈRE NOIRE» BOOKENDS
Около 1926 года.
Эта скульптура — символ экспедиции автомобильной компании Citroen, которая была направлена в 1925 году в Азию (Croisière Jaune) и в Африку (Croisière Noire) с целью демонстрации возможностей автомобилей, оснащенных системой Kégresse, при езде в непроходимых районах.


 

ЗАКЛИНАТЕЛЬ БРОНЗОВЫХ ЗМЕЙ
Автор — французский скульптор MIRVAL
Посеребренная бронзовая скульптуры. В основе -оникс.
Около 1930 года.


 
Женщина с борзой. Бронза.
Автор — французский скульптор Lormier.
Черная, коричневая патина и серебро.
Около 1930 года.


 
Автор — французский скульптор Henry Fugere.
Под вдохновлением рисунков Эрте .
Металл и посеребренная бронза.


 
ЖЕНЩИНА С ДВУМЯ ПАНТЕРАМИ.
Мраморная основа. Серебро и золото.
Около 1930 года.


 

2 ПАНТЕРЫ НА МРАМОРЕ
Очень элегантная группа из двух пантер на структурированной подставке из мрамора.
Около 1930 года.


 
«THE LOOKOUT»
Автор — французский скульптор Jean De Roncourt
На мраморный основе.
Около 1930 года.


 
Max Leverrier
Замечательная бронзовая патина.
Около 1930 года.


 

Очень изящная арт-деко металлическая скульптура лучника на мраморной основе.
Автор — Jean Deroncourt
Около 1930 года.


 

ДИАНА
Автор — P. Le Faguays
Бронзовая скульптура, посеребренная на мраморный основе.
Высокое качество резьбы / чеканка.

Римская богиня растительности, родовспомогательница, олицетворение Луны, отождествлялась с Артемидой. Ее наиболее древний культовый центр находился в роще, в районе Ариция на берегу вулканического озера Неми, известного как озеро Дианы.
…Тихое зеркальное озеро
Спит под деревьями Ариция,
Под деревьями, в чьей смутной тени
Царит ужасный жрец,
Убивший убийцу
И обреченный быть убитым.

Маколей. «Древнеримские баллады»


 
Автор — Gustave Poitvin
1925


 

МЕТАТЕЛЬ КОПЬЯ.
металлическая скульптура на мраморном основе.
Подпись DARCOURT, что является одним из известных псевдонимов, которые использовал Demetre H. Chiparus.


 

Серебряная и золотая патина на основе мрамора.
Подпись DH. Одэн, что известно как еще один псевдоним Demetre H. Chiparus.


 

 
ДРУЗЬЯ.
Автор — Demetre H. Chiparus


 

 

ЖЕНЩИНА С ПТИЦАМИ.
Оникс, мраморная основа, слоновая кость.
Автор — Georges Gori.
Около 1930 года.

Музыка: Kate The Cat — Art Nouveau

Ар Деко- кабинетная скульптура — элитарный вид искусства — Арт

В начале 20 века во Франции, Германии и Австрии зарождается новое течение в интерьерной скульптуре, которое возвращает этому виду искусства былую славу. Именно скульптуры Ар Деко начинают снова цениться и становятся критерием эстетического вкуса владельцев. В период зарождения стиля, то есть в период расцвета (до 20 годов) все изделия Ар Деко выполняются как индивидуальные (к примеру, художники часто выполняли фигуры детей обладающие портретным сходством) и авторские работы.

Эпоха расцвета этого вида искусства подарила миру много великих творцов. Таких как Прейс, Боранье, Чипарус, Зак, Лоренц, Филипп, Алонсо, Гилберт, Лавров, Келети, Лакортье и других. Наиболее распространенными мотивами их произведений становятся женские фигуры. При этом если для немцев более характерным является изображение актрис, спортсменок (и тяжеловесных спортсменов), классических ню, то для французского направления Ар Деко наиболее свойственны изощренные и грациозные мотивы. Это полуобнаженные дамы, как бы парящие женщины в легких накидках и шарфах, курящие феминистки, амазонки и т.п. При этом для Ар Деко характерными являются и анималистичные мотивы (олени, пантеры, газели в момент напряжения или движения, фазаны, петухи, попугаи, певчие птицы), и обращение к персонажам Дель Арте.

Отличительной чертой стиля Ар Деко является хирэлефантинная техника, которая не только дает необыкновенное эстетическое наполнение скульптурам, но и является критерием, дающим возможность отличить ценные экземпляры от тиражных копий. Данная техника представляет собой сочетание бронзы и слоновой кости и появилась она благодаря Димитриусу Чипарусу и слоновой кости, которую в начале 20 века начали поставлять во Францию из Конго. Слоновой костью художники выделяют отдельные части скульптуры (чаще всего это лицо, кисти, стопы) точным образом подгоняя кость к бронзе. Детали из слоновой кости стали заменяться со временем (в 30е годы) промышленно изготавливаемым иворином, который не растрескивается в отличие от кости. При этом промышленные изделия имеют некачественные стыки, зазоры, промышленные швы и закругленные края ивориновых элементов, тогда как подлинные скульптуры имеют точно подогнанные к бронзе детали из слоновой кости.


Еще одной отличительной чертой Ар Деко является каменный пьедестал (чаще всего из мрамора, реже из оникса или бельгийского сланца), который возвышает фигуру, делает скульптуру воздушной и парящей. Неподлинные скульптуры имеют тяжеловесные пьедесталы (и не родные крепления к пьедесталу), на которых зачастую вы можете увидеть следы ржавчины, так как скульптуру пытались искусственно состарить (на настоящих скульптурах ржавчины нет). Помимо этого для внешнего покрытия, как правило, использовалась серебряная и золотая патина, сложные технологии крашения и чеканки, а изделия австрийских мастеров можно отличить по насыщенной зеленой патине, которую они предпочитали использовать.

источник

Скульптуры Эрте – гения ар-деко

Эрте — один из самых ярких персонажей художественной сцены ХХ века. Русский по происхождению и совершенно забытый в России. Им восхищались Жорж Баланчин и Энди Уорхол. Художник моды, график, автор театральных костюмов и скульптор, он остался в истории искусства нашего столетия как ярчайший представитель стиля арт-деко.

Эрте — это псевдоним. Настоящее имя одного из самых успешных художников ХХ века — Роман Петрович Тыртов. Потомок старинного русского рода, берущего начало от татарского хана Тырта, он стал известен всему миру под псевдонимом Эрте, который взял, «чтобы не позорить семью».

Ради искусства Эрте пришлось отказаться от традиционной в семье карьеры военно-морского офицера: несмотря на недовольство отца-адмирала, в 1912 году Эрте уехал из Петербурга в Париж, чтобы никогда больше не вернуться в Россию.


Роман Тыртов в 18 и в 97 лет

В Париже он посещал класс живописи знаменитой Академии Жульена, которую оставил, чтобы полностью посвятить себя профессии дизайнера моды. Каждый месяц Эрте посылал рисунки в русский журнал «Дамский мир», работал модельером в знаменитом доме моды Поля Пуаре и выступил в качестве автора костюмов к спектаклю «Минарет» в парижском театре Ренессанс. В 1915 году двадцатидвухлетний художник заключил долгосрочный контракт с журналом «Harper’s Bazaar», для которого сделал в общей сложности 250 обложек. Одновременно как дизайнер одежды он сотрудничал с «Vogue», «Cosmopolitan», «Women’s Home Journal». Очень скоро Эрте стал по-настоящему знаменитым. Любая элегантная женщина, интересующаяся модой по обе стороны Атлантики, знала его и безоговорочно верила его вкусу.

Но этого Эрте было мало: его творческая энергия и многосторонность просто удивительны. Он делал костюмы и занимался сценографией в парижской Гранд-опера, нью-йоркской Метрополитен-опера и Лондонском оперном театре, а одно время был художником голливудской студии Метро-Голдвин-Мейер, где работал над несколькими фильмами, в том числе — над знаменитым «Бен Гуром».

В 1960-е годы Эрте впервые обратился к еще одному новому для себя виду искусства — скульптуре. Персонажи ранних рисунков и гуашей словно обрели плоть и кровь, переместясь в трехмерное пространство. Женские фигурки в точности сохраняли размеры и пропорции оригинала, но скульптура диктовала свои законы. Художник словно дорисовывал невидимые на листе детали и ракурсы.


Бронзовая поверхность подвергалась тщательной обработке, покрывалась цветной патиной, позолотой и серебром, что диктовало другие, более насыщенные, чем в графике, цвета. На подготовительных стадиях Эрте мог изменить композицию в сторону большей динамичности или, наоборот, статичности. Он добавлял или убирал отдельные детали. В результате художник создал более сотни скульптур; для всех он разрабатывал оригинальные постаменты, превращая каждую работу в полномасштабную театральную постановку.



















Из:  erte.ru

Art Deco Sculpture (Fan Dancer). 1 серия : vakin — LiveJournal

К началу 20 века интерес к кабинетной и интерьерной скульптуре значительно снизился и появившийся в первые годы нового столетия 20 века стиль Ар Деко, является причиной возвращения интереса многих людей к кабинетной скульптуре. К концу 19 века кабинетная скульптура стала элитарным видом искусства, то есть была доступна небольшому количеству людей. Поэтому в более массовых кругах ценность бронзовых кабинетных скульптур как фактора искусства формирующего пространство интерьера была не высока.



Попытка заменить элитарные бронзовые скульптуры на те, которые из цинка и шпиатра, предпринятая некоторыми европейскими производителями, не привела возобновления интереса. Это было обусловлено более низкими эстетическими качествами, которыми обладали скульптуры, выполненные из этих материалов. Получить при помощи шпиатра или цинка отчетливость форм, проявленность деталей и выраженность движения, равную бронзовым композициям, производителям не удавалось. Поэтому такие скульптуры не пользовались популярностью.

Однако в начале 20 века во Франции, Германии и Австрии зарождается новое течение в интерьерной скульптуре, которое возвращает этому виду искусства былую славу. Именно скульптуры Ар Деко начинают снова цениться и становятся критерием эстетического вкуса владельцев. В период зарождения стиля, то есть в период расцвета (до 20 годов) все изделия Ар Деко выполняются как индивидуальные (к примеру, художники часто выполняли фигуры детей обладающие портретным сходством) и авторские работы.

Эпоха расцвета этого вида искусства подарила миру много великих творцов. Таких как Прейс, Боранье, Чипарус, Зак, Лоренц, Филипп, Алонсо, Гилберт, Лавров, Келети, Лакортье и других. Наиболее распространенными мотивами их произведений становятся женские фигуры. При этом если для немцев более характерным является изображение актрис, спортсменок (и тяжеловесных спортсменов), классических ню, то для французского направления Ар Деко наиболее свойственны изощренные и грациозные мотивы. Это полуобнаженные дамы, как бы парящие женщины в легких накидках и шарфах, курящие феминистки, амазонки и т.п. При этом для Ар Деко характерными являются и анималистичные мотивы (олени, пантеры, газели в момент напряжения или движения, фазаны, петухи, попугаи, певчие птицы), и обращение к персонажам Дель Арте.

Отличительной чертой стиля Ар Деко является хирэлефантинная техника, которая не только дает необыкновенное эстетическое наполнение скульптурам, но и является критерием, дающим возможность отличить ценные экземпляры от тиражных копий. Данная техника представляет собой сочетание бронзы и слоновой кости и появилась она благодаря Димитриусу Чипарусу и слоновой кости, которую в начале 20 века начали поставлять во Францию из Конго. Слоновой костью художники выделяют отдельные части скульптуры (чаще всего это лицо, кисти, стопы) точным образом подгоняя кость к бронзе. Детали из слоновой кости стали заменяться со временем (в 30е годы) промышленно изготавливаемым иворином, который не растрескивается в отличие от кости. При этом промышленные изделия имеют некачественные стыки, зазоры, промышленные швы и закругленные края ивориновых элементов, тогда как подлинные скульптуры имеют точно подогнанные к бронзе детали из слоновой кости.

Еще одной отличительной чертой Ар Деко является каменный пьедестал (чаще всего из мрамора, реже из оникса или бельгийского сланца), который возвышает фигуру, делает скульптуру воздушной и парящей. Неподлинные скульптуры имеют тяжеловесные пьедесталы (и не родные крепления к пьедесталу), на которых зачастую вы можете увидеть следы ржавчины, так как скульптуру пытались искусственно состарить (на настоящих скульптурах ржавчины нет). Помимо этого для внешнего покрытия, как правило, использовалась серебряная и золотая патина, сложные технологии крашения и чеканки, а изделия австрийских мастеров можно отличить по насыщенной зеленой патине, которую они предпочитали использовать.

Источники — russian-antique.net и www.liveinternet.ru

Поговорим немного об ар деко. Часть 3

Продолжая публикации о посещении Музея Ар Деко в Москве, поделюсь фотографиями скульптур, которые являются несомненным украшением коллекциии музея.

В первой и второй частях можно было увидеть некоторые изделия, расставленные на столах и консолях.

Большая часть из них создана румынским скульптуром эпохи ар деко Дмитрием (Деметером ) Чипарусом. Вдохновленный «Русским балетом Дягилева», Мастер (иначе и не назовешь) каким-то чудом заставил застыть в движении грациозных танцовщиц и утонченных танцовщиков. Так и чудится, что еще мгновение и они двинутся в танце под им одним слышную мелодию.

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 1

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 2

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 3

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 4

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 5

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 6

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 7

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 8

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 9

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 10

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 11

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 12

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 13

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 14

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 15

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 16

Еще немного не менее чудесных скульптур.

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 17

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 18

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 19

В залах было несколько массивных часов в характерной для ар деко манере.

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 20

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 21

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 22

От этого Зевса аж мурашки по телу пошли! Глядя на его мощь, понимаю спокойствие и удовлетворение Европы.

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 23

Кажется, эта скульптура называлась «Русские борзые», в честь популярных в Европе в начале ХХ века русской интеллигенции и выведенной породы собак.

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 24

Именно так видется мне доброе утро!

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 25

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 26

До сих пор не понимаю, как можно в камне или металле передать красоту женского тела, нежность тончайшей ткани и поймать движение души? Потрясающе!

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 27

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 28

И в конце, моя любимая скульптура! Отсняла ее в разных ракурсах. Такой душевности и яркого проявления чувств давно не видела 🙂

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 29

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 30

Поговорим немного об ар деко. Часть 3, фото № 31

Друзья! Мною отсняты далеко не все экспонаты музея Ар Деко. Если у вас будет время и желание, посетите его обязательно, тем более, что вход бесплатный. Контакты можно найти в социальных сетях.

Спасибо за просмотр! Вдохновения и удачных творческих поисков!

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *