Топ 10 самых известных архитектурных сооружений в стиле барокко
Барокко – причудливый и роскошный стиль – нашел свое отражение во многих видах искусства. Наш топ 10 самых известных архитектурных сооружений в стиле барокко расскажет о десятке великолепных старинных зданий.
10Собор в Сакатекасе
Этот собор находится в Мексике, в старинном городе Сакатекас. Данную достопримечательность нередко называют «2394 квадратных метра красоты». Современное здание собора было построено в 1612-1625 годах на руинах прежней церкви. Проект разрабатывал архитектор Ф. Хименес. На протяжении еще 3 столетий внешний вид собора видоизменялся: достраивались новые помещения, переделывались уже существующие, проводились реконструкции. В 1904 году строительство было официально завершено благодаря архитектору Дамасо Мунетону.
9Церковь Святого Спаса
8Собор Святого Павла
St. Pauls Cathedral at dusk
Этот собор находится в Великобритании, в Лондоне. Причем, данная достопримечательность представляет из себя уже пятый вариант церкви, возведенной на одном и том же месте. Предшественников Собора Святого Павла уничтожили пожары и разрушения. На то, чтобы создать пятый собор, ушло 35 лет, что во многом объясняется его впечатляющими размерами. Как в XVIII веке, так и сейчас Собор Святого Павла величественно возвышается, как будто касаясь куполом неба.
7Государственный Дом Инвалидов
Эта достопримечательность находится во Франции, в Париже. Основание Государственного Дома Инвалидов относится к 1670 году, когда Людовик XIV утвердил план строительства здания, где могли бы получить достойный уход отставные воины. Разработкой проекта занимался Либераль Брюан, который в то время был придворным архитектором. Строительство комплекса завершили в 1676 году. Позже Государственный Дом Инвалидов стал музеем.
6Базилика Санта-Кроче
Эта францисканская церковь находится в Италии, во Флоренции. Здание было возведено еще в XIII веке на площади Санта-Кроче. В базилике расположено свыше 300 гробниц известных людей родом из Флоренции. Среди них: Микеланджело Буонаротти и Галилео Галилей. Особенно интересны для туристов 16 капелл базилики и разнообразные фрески, выполненные знаменитыми художниками.
5Замок Ховард
Этот фамильный особняк, включающий в себя 145 комнат, находится в Великобритании, в Северном Йоркшире, в 24 км от города Йорк. Большая часть замка была возведена в 1699-1712 годах. Он находится недалеко от места, где ранее располагался замок Хендерскельф, не сохранившийся до наших дней. Очень интересен парк замка Ховард, ведь в нем французский парк постепенно перетекает в английский ландшафтный, что выглядит довольно необычно.
4Аничков дворец
Этот дворец находится в России, в Санкт-Петербурге. Первый дворец на Невском проспекта появился в 1741 году. Позже он не раз менял владельцев, которые раз за разом обращались к архитекторам, чтобы дополнить его внешний вид. Именно поэтому дворец выглядит столь интересно, ведь вобрал таланты множества мастеров. Сейчас в Аничковом дворце находится Дворец творчества для детей.
3Дворец Шенбрунн
Этот дворец находится в Австрии, в Вене. Архитектором этого здания является Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. В дворцовом комплексе интересен не только дворец, но и Пальмовый домик, павильон Глориетты, роскошный парк с лабиринтом, а также старинный зоопарк. В самом дворце для посещения открыто несколько залов и 40 комнат.
2Королевский дворец Мадрида
Этот дворец находится в Испании, в Мадриде. Он был построен в 1738-1764 годах. Процессом руководили двое итальянских архитекторов: Сабатини и Сакетти. С тех пор Королевский дворец (его также называют Восточным дворцом) является официальной резиденцией королей Испании. Правда, в наши дни он используется только для торжественных церемоний и в качестве музея.
1Версальский дворец
Этот дворец является популярной французской достопримечательностью. Его история началась с покупки Людовиком XIV скромного охотничьего домика в Версале, пригороде Парижа. Вскоре там начали возводить восхитительный дворец. Для этого осушили свыше 800 га болот, на месте которых расположились сады, аллеи, клумбы, озера, фонтаны и, конечно же, сам Версальский дворец. В нем могло расположиться 6000 придворных.
Построенные века назад, эти здания до сих пор впечатляют своей изысканной красотой.
Типы сооружений в стиле барокко
Стиль барокко в архитектуре
Определение 1
Барокко – это архитектурный стиль, широко распространенный в период XVI – XVII вв. Стиль появился в Италии в результате «усовершенствования» стиля Ренессанс, а также благодаря ослаблению влияния церкви и усилению новой научной философии. Стиль характерен монументальностью, динамичностью и оригинальностью форм.
Архитекторы периода барокко стремились создать эффект неожиданности. Они пренебрегали принятыми правилами построения планов и внедряли намеренное несоответствие между частями сооружений, создавали уникальные пластичные фасад, использовали крупные декоративные детали, а также игру света и тени.
Рисунок 1. Палаццо Кариньяно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Впечатления от зданий, построенных в этот период иногда создают ощущения того, что несущая конструкция играет второстепенную роль в сравнении с декоративным убранством. Такой эффект был достигнут с помощью объемных фасадов, которые «раздували» здание. Для барокко характерны сложные формы, сплетения, а также плавный переход из одной плоскости в другую.
Во внешнем декоре зданий наблюдалось чередование выпуклых и вогнутых поверхностей, что создавало ощущение глубоких объемов, порождало пространственные иллюзии. Следует заметить, что одним из главных составляющих стиля барокко был архитектурный ордер. В классической архитектуре ордерная система служила базовым модулем, который может многократно повторяться, образовывая ярусы сооружения и отделяя друг от друга этажи. Изменение какой-либо части здания могло бы повлечь нарушение целостности архитектурного ансамбля, сформированного при помощи ордерной системы. Однако, именно такое явление стимулировало архитекторов вмешиваться в привычные пропорции и изменять классические элементы ордера.
В архитектуре барокко применялись самые разные ордеры: от строгого дорического до праздничного коринфского. Элементы ордера скручивали, растягивали и накладывали друг на друга. Ритм и пропорции элементов декора также претерпевал значительные изменения в сравнении с архитектурой Ренессанса.
Чем больше изменений архитекторы производили с ордерами, тем менее значимым в масштабах здания становился ордер. В декоре здания начинают принимать активное участие фронтоны, волюты и колонны. Большое значение в этот период начинает приобретать скульптура: ее применяют как во внешнем декоре, так и во внутреннем. Многоплановые скульптурные композиции имеют в архитектуре барокко ярко выраженную динамику. Статуи, изображающие людей, олицетворяют состояние напряженности и драматизма.
Примечательно, что в большинстве зданий эпохи барокко скульптурные и декоративные детали нередко спорят с несущей конструкцией и оттягивают внимание на себя. Большое количество лепных деталей, прерывистость антаблементов и крупные скульптурные композиции производили впечатление «деления» ордера (например, в архитектурном ансамбле Цвингер).
Замечание 1
Для интерьеров барокко характерна утрированная и показная роскошь. Интересно, что при этом стиль сохраняет в себе такую важную черту, как симметрия.
Типы зданий
Как уже отмечалось выше, для любого сооружения, построенного в период господства стиля барокко, характерна усложненность планов. Интерьеры таких зданий также весьма сложны: они состоят из пластичных и изгибающихся линий и поверхностей.
Архитектурные формы барокко являлись своеобразным логическим продолжением итальянскому ренессансу, однако, превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Фасады зданий были раскрепованы и в обязательном порядке включали в себя профилированные карнизы, колоссальные колонны (нередко в несколько этажей), пилястры и полуколонны.
Фасады часто декорировались различными скульптурными деталями, что придавало всему зданию ритм и движение. Ни одна из деталей здесь не является самостоятельной, как это было в архитектуре Возрождения. Все элементы несущих конструкций и декора подчиняются единому архитектурному замыслу.
Рисунок 2. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Самыми известными архитектурными ансамблями в стиле барокко являются:
- Петергоф, Россия;
- Шенбрунн, Австрия;
- Аранхуэс, Испания;
- Версаль, Франция.
Примеры зданий
Одним из самых интересных памятников архитектуры барокко является Палаццо Кариньяно (архитектор – Гварино Гварини, 1679 г). Архитектор этого ансамбля, также носивший псевдоним Камилло Гуарини, помимо архитектуры увлекался математикой, и теологией. Большинство его сооружений располагается в Турине. На проектах и книгах архитектора учились специалисты позднего барокко в Северной Италии и Центральной Европе.
Общая структура здания напоминает типичное палаццо эпохи Ренессанса (замкнутый план и призматический объем). Однако, в эту «классическую» схему были внесены некоторые изменения: центральная часть корпуса напоминает вставку в основной объем.
Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1667 г.) также интересна с точки зрения архитектуры барокко. Архитектором религиозного сооружения был Франческо Борромини (настоящее имя – Франческо Кастелли).
Данная церковь располагается на пересечении городских улиц, что побудило архитектора использовать в конструкции здания три модуля, которые имели все шансы стать частями абсолютно разных сооружений.
Первый модуль здания – волнообразный нижний объем, второй – середина церкви, созданная по традиционному плану греческого креста. Третий ярус церкви представляет собой овальный купол. Фасад здания дополняется сложными рельефами, которые формируют ощущение наложенной аппликации.
Каждый из ярусов фасада сформирован благодаря ордерам. Карниз церкви, как и многих других светских построек того времени, имеет волнообразную форму. Фасад практически лишен гладких поверхностей. Пространство между колоннами вмещает в себя несколько скульптурных групп с небольшими фонтанами.
Архитектурные сооружения эпохи барокко в Барселоне
Испанское борокко
В испанском барокко, которое изначально не было подвержено внешнему влиянию, зародилось собственное сильное направление — чурригереско. Большинство памятников этого этапа сохранились преимущественно на американских землях Испанской империи. Это в основном миссии, соборы, государственные учреждения.
Барокко вытеснило из Испании классицизм, который был популярен с 16 века. Начиная примерно с 1667 года можно заметить, как переосмысливаются традиционные испанские мотивы под давлением барокко.
Местный барокко уходит своими корнями в стиль эрреры и традиционное строительство из кирпича.
Замечание 1
В отличие от барокко североевропейского, испанские архитектурные произведения призваны воздействовать более на чувства людей, чем на интеллект.
В развитии стиля барокко в Испании выделяют три этапа:
- с 1680 по 1720 год, когда архитекторы Чурригеры ввели смесь витиеватой «соломоновой» колонны Гварини с композитным ордером;
- с 1720 по 1760 год, когда типичная колонна чурригереско, эстипите стала главным элементом орнаментального декора;
- с 1760 по 1780 годы, когда архитекторы обратились к неоклассическому равновесию и умеренности.
В барокко чурригереско присутствуют зрелищные комбинации пространства и света.
Дом Кальвет
Дом Кальвет — знаменитая работа архитектора Гауди. Основной стиль – барокко. Он возвел этот дом по заказу семейства Кальвет. У здания достаточно типичная для большинства домов того времени планировка, что совсем не свойственно архитектуре Гауди. Но, именно за данный дом Гауди получил премию муниципалитета Барселоны за самую лучшую постройку года. Дом Кальвет сооружался, как доходный. Поэтому, подвальный этаж и нижний этаж были предназначены для торговли, а бельэтаж служил жильем для семьи Кальвет, все же остальные помещения сдавались.
В данной работе Гауди полностью избегал любых средневековых элементов. Архитектор сам лично планировал каждую архитектурную деталь, каждый элемент декора. Например, на входных дверях кольца он заменил молотками. Бить ими нужно было по металлическим изображениям клопов. Фамилия семейства Calvet разместилась на внешнем фасаде здания. Справа и слева от центрального входа возвышаются огромные бобины, которые обозначают сферу бизнеса владельца, то есть текстильную промышленность. В отделке часто встречается первая бука фамилии владельца дома С — Calvet. Растительный орнамент в эркере бельэтажа дает понимание о хобби хозяев. Гауди использовал также символы: кипарисы, оливковые деревья, рог изобилия, герб Барселоны.
Церковь Святого Филиппа Нери
Церковь Святого Филиппа была построена В Барселоне в середине 18 века. Для Барселоны она является редким образцом архитектуры в стиле барокко. На площади перед самой церковью расположились и прекрасно дополнили архитектурную композицию фонтан и деревья. Это создает удивительное ощущение уединения в многолюдном месте.
Рисунок 1. Церковь Святого Филиппа Нери. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Фасад церкви очень сильно пострадал во время гражданской войны в конце 30-х годов 20 века. По одной из многочисленных версий после захвата города площадь Святого Нери использовалась франкистами для массовых расстрелов. Поврежден фасад церкви предположительно пулями автоматных очередей. По иной версии фасад весь испещрен шрапнелью. Это тоже трагедия военных лет. По предположениям здесь находилось бомбоубежище, разрушенное в результате бомбардировки в 1938 года 30 января. Жертвами стали более двадцати детей, укрывавшихся в этом бомбоубежище.
Дворец Епископов Барселоны
На Пласа Нова находится Дворец Епископов Барселоны. Он стоит на древнеримском фундаменте. Этот дворец очень резко контрастирует со зданием Коллегии Архитекторов, построенным уже в 20 веке и выполненном Пабло Пикассо в его характерном стиле.
Здание начиналось всего лишь с постройки городской стены, которую возвели римские захватчики. С того времени захватчики ушли, а стена с течением времени была разрушена. Удалось выстоять только одной из сторожевых башен, которая собственно и является фасадом Епископального дворца.
Внутренний двор дворца обладает прекрасной романской галереей, оснащенной оконными проемами огромных размеров, которые спроектировали в тринадцатом веке. Готические мотивы в этом строении начали появляться значительно позже. А в восемнадцатом веке известный архитектор Джозеф Мас закончил оформление дворца, добавив ему множество элементов неоклассицизма и украсив дворец несколькими галереями из дерева. В 1928 году прошла финальная реконструкция, облагородившая фасад с нескольких сторон.
Театр Принсипаль
Театр Принсипаль старейший театр в Испании и во всей Европе. Театр расположен на улице для пешеходов Лас Рамблас. Архитектором сооружения является Молина Франсеск Даниель.
В 16 веке главной больницей Барселоны являлась Санта Крус, которая и дала первоначальное название этому театру. Именно в больнице в 1597 году произошло зарождение светской музыки, когда король Филипп II установил привилегию на организацию музыкальных и театральных представлений. Долгое время театр являлся центром музыкальной культуры Барселоны.
Здание театра изначально было построено в 1603 году и было деревянным, но в 1729 году его расширили и перестроили из камня. В 1787 году в результате серьезного пожара театр Санта Крус сгорел, но в течение года был восстановлен.
Рисунок 2. Театр Принсипаль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 1708 году в театре поставили оперу. Начиная с 1750 года, по предложению Сетаро устраивались балетные представления, а базовый репертуар театра состоял из произведений итальянских авторов.
Замечание 2
Оперная направленность театра при поддержке королевского двора дали возможность театру получить всеобщее признание, привязанность публики.
Барселонский театр познакомил Испанию и мир с многочисленными музыкальными авторами. В этом театре впервые в Испании публика услышала произведения Глюка, Сальери, Моцарта, Россини, Верди, Беллини.
В 1837 году театр «Санта Крус» переименовали в театр «Принсипаль».
Архитектура барокко
Происхождение стиля
Стиль барокко родился в Италии в последней трети XVI в. и стал ведущим в искусстве Западной и Центральной Европы XVII – первой половине XVIII столетия. Он наиболее полно выразил новое мироощущение, пришедшее на смену ренессансному. В конце XVII в. стиль барокко пришел в Россию, где обрел большую популярность. Проник он и на американский континент.
Замечание 1
Сам термин «барокко» возник лишь в XVIII в. и переводится как «причудливый, странный».
Стиль барокко необычайно многогранен, порой противоречив. Сложность, драматичность и противоречивость бытия, его изменчивая подвижность, новые учения о бесконечности Вселенной – все это нашло прямое или косвенное выражение в искусстве барокко. Он стал одним из наиболее универсальных и всеобъемлющих стилей. В XVII в. сама философская концепция барокко являлась господствующей. В силу разнообразия тем, интересов, приемов этот стиль демонстрирует достаточное количество вариаций.
Особенности стиля
К основным характерным особенностям стиля относятся:
- динамичные композиции;
- подвижные силуэты;
- контрастная игра света и тени;
- эмоциональная яркость;
- напряженность образов, зачастую – яркое драматическое начало.
- пышный декор, обилие деталей;
- контрастные и насыщенные цветовые сочетания;
- сложное, динамично построенное пространство;
- смелые планировочные решения.
Барокко любит играть со зрителем, будь то имитация какого-либо материала, различные «обманки», сложные оптические эффекты.
Барокко любит криволинейные силуэты и планы, сложные, нередко асимметричные формы деталей декора. Декор обычно обилен и динамичен. Здания активно взаимодействует с прилегающим пространством; их стены словно оживают, изгибаются, то активно сопротивляясь натиску прилегающего пространства, то будто вбирая его в себя. Ниши с глубокими тенями и выступы (ризалиты) также разнообразят поверхности стен, разрушают их гладкую строгую плоскость, четко замыкающую здания в своих границах.
Элементы ордерной системы сохраняются, но часто используются в достаточно произвольном порядке. В первую очередь они призваны выразить эмоциональную составляющую образа. Колонны и пилястры могут собираться в тесные группы, антаблементы – увеличиваться в высоту и покрываться большим количеством горизонтальных тяг. Все детали наделяются повышенной пластичностью. Они создают богатую игру светотени. Отдельные части здания стремятся к взаимодействию и даже слиянию: колонны большого ордера объединяют два этажа здания, завитки волют связывают барабан купола с постройкой, антаблемент изгибается, горизонтальные линии нарушают элементы декора, входят в моду разорванные фронтоны.
Барокко в Европе
Фасад церкви Санта-Сусанна (изображение 1) имеет в качестве прототипа своего недавнего предшественника – церковь ордена иезуитов в Риме – Иль Джезу, ставшую образцом для многих церквей эпохи барокко, но композиция ее главного фасада обретает большую динамику. Ниши, заполненные статуями, кажется, с трудом втиснуты между боковыми колоннами. Движение нарастает от краев фасада к центру, где колонны в нижнем ярусе, а пилястры в верхнем поставлены попарно. Упруго изгибающиеся волюты связывают нижнюю часть фасада с верхней.
Рисунок 1. Церковь Санта-Сусанна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Важнейшим градостроительным проектом в Италии XVII в. стало строительство площади перед фасадом собора Св. Петра в Риме – главного храма всего католического мира. Автором проекта стал Лоренцо Бернини – один из ведущий архитектор стиля барокко в Италии и один из самых гениальных европейских мастеров XVII в. Ее грандиозное пространство служило торжественным подходом к главному фасаду; здесь проходили различные важные церемонии.
Площадь Навона – один из самых прославленных барочных ансамблей Рима. Форма площади в виде узкого вытянутого овала объясняется тем, что в античном Риме на этом месте находился цирк для конных состязаний. Барочные мастера, отдававшие предпочтение криволинейным формам, гениально обыграли ее пространство. Строго по центру одной из продольных сторон площади поставлена церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, которая была перестроена по проекту одного из ведущих зодчих итальянского барокко – Ф.Борромини.
Еще один знаменитый ансамбль Рима – церковь Санта Тринита-деи-Монти (изображение 2) и Испанская лестница, спускающаяся к площади Испании, – складывался в течение гораздо более длительного времени. Над строительством храма трудился Дж. делла Порта – один из тех, кто стоял у истоков стиля барокко, а Испанскую лестницу Спекки и де Санктис проектировали уже в XVIII в.
Рисунок 2. Церковь Санта Тринита-деи-Монти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Фасад церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане – классический пример зрелого барокко в интерпретации Ф. Борромини. Его стиль – более беспокойный и вычурный, нежели стиль Л. Бернини, наделенный торжественной патетикой.
Ведущее место в светской архитектуре барокко занимают дворцовые здания. Если в церковной архитектуре преобладали драматическое и спиритуалистическое начало, взволнованная патетика образа, то во дворцовой главенствует желание создать приподнятое, праздничное настроение. Пышное богатое убранство должно было подчеркнуть социальный статус владельца. В планировке дворцов и дворцово-парковых ансамблей появлялись новые решения. Как и в городских ансамблях, мастера стремились связать друг с другом не только отдельные звенья внутри здания, но и дворец в целом с прилегающим к нему пространством. Парадный вестибюль и главную лестницу стремятся разместить на центральной оси здания, от которой открывается вид на главную парковую перспективу. Отделка внутренних помещений поражает воображение своей пышностью и великолепием.
Замечание 2
В Испании барокко проявилось в основном в оформлении фасадов и интерьеров и редко затрагивало структуру здания, остававшуюся традиционной: либо форма латинского креста, разделенного на нефы, либо просторный зал, обрамленный боковыми капеллами.
Как и в случае с платереском, пышный декор украшал фасад, порталы и контрастировал с гладкими стенами остальных частей здания. В ряде случаев фасады получали криволинейные очертания. Архитектура барокко в Испании оказала влияние на архитектуру ее заокеанских колоний.
Барокко в России
Проникновение форм барокко в русскую архитектуру началось еще в XVII в. Искусствоведы архитектуры выделяют в истории существования барокко в России несколько периодов, а точнее, несколько его разновидностей: нарышкинское барокко, петровское барокко, аннинское и елизаветинское. Три последних названы по именам правивших Россией государей и соответственно связаны с эпохой их правления.
На самом деле стиль барокко продолжал существовать и при Екатерине II и даже при Павле, проявляясь в отдельных композиционных решениях и деталях декора. Барокко можно назвать ведущим стилем в русском искусстве первой половины – середины XVIII в, но не единственным. На каждом из этапов процентное соотношение барокко с другими стилями было разным, как и характер самого барокко.
Примеры архитектурных сооружений в стиле барокко
Яркие примеры архитектуры барокко:
- Церковь Санта-Сусанна в Риме, Италия, архитектор – К. Мадерна, 1596-1603 гг;
- Площадь перед собором Святого Петра в Риме, Италия, 1657-1663 гг;
- Площадь Навона в Риме, Италия;
- Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме, Италия;
- Палаццо Барберини, Рим, Италия, 1625-1663 гг, архитектор – К. Мадерна, Л. Бернини, Ф Борромини, П. да Кортона;
- Архиепископский дворец в Вюрцбурге, Германия, 1719-1753 гг., архитектор – Б.Нёйман;
- Собор в Мурсии, Испания;
- Петропавловская крепость в С-П, Россия;
- Кунсткамера, С-П, Россия;
- Дворцово-парковый ансамбль Петергоф, Большой дворец, Дворец Марли, Россия;
- Фонтаны Петергофа, Россия;
- Екатерининский дворец в Царском Селе, Россия;
- Павильон Грот, Москва, Россия;
- Собор Смольного монастыря, С-П, Россия