Современные направления в архитектуре: 2. Современные стили, направления в архитектуре и дизайне в мире – стили, новые тенденции — Новости Оптом

стили, новые тенденции — Новости Оптом

Содержание статьи:

Архитектура отражает мироощущение определенного временного периода. Поэтому многие исторические эпохи связаны с появлением новых стилей и направлений в зодчестве. Современный этап развития архитектуры характеризуется многообразием и эклектичностью. Однако в общепринятом представлении зодчество XXI века – это стекло, бетон, минимализм и хай-тек. Мы изложили материал о современной архитектуре России, ее особенностях и стилях.

Проблемы периодизации

Вам будет интересно:Музей Сваровски в Инсбруке - достопримечательность Австрии

Понятие современности растяжимое, кто-то считает, что весь XX век – это уже «наше время», кто-то сильно сокращает этот промежуток. В целом исследователи начинают отмерять новый период в развитии архитектуры в связи со сменой стилевой парадигмы. Отправной точкой здесь служит развитие модернизма в архитектуре. Это направление ознаменовало собой XX век, но к 70-80-м годам он себя исчерпал, тогда на смену приходят новые стили. Поэтому современная архитектура – это зодчество последней четверти XX века и начала XXI века. В России эта периодизация претерпевает определенные корректировки. Так как в нашей стране не развитие модернизма сыграло важную роль в становлении архитектуры, а социально-политические процессы. Уже сложилась традиция считать, что современная архитектура России начинается с момента распада Советского Союза.

Стили

Современное зодчество существует в диалоге с модернизмом. Считается, что есть два больших направления: это неомодернизм или поздний модернизм, который стремится развить принципы этого направления, и постмодернизм, который направлен на переосмысление нового времени и переработку принципов модернизма. Так как модернизм в целом был глобалистским течением, то современная архитектура во многом утрачивала национальные черты. Но не всех зодчих это устраивало. В результате появилось еще одно направление, получившее название регионализм. Он стремится соединить современные архитектурные принципы с национальными традициями. Однако все эти направления имеют скорее идеологические различия, чем формальные. Поэтому искусствоведы и исследователи говорят о таких стилях, как хай-тек в архитектуре, конструктивизм, минимализм, органическая или эко архитектура, деконструктивизм, китч. Особенности современного состояния зодчества заключаются в том, что творцы могут обращаться и к стилям прошлого, обыгрывая и переосмысляя их.

Тенденции

Разнообразие и прорыв в развитии строительных технологий приводят к тому, что архитектура 21 века не укладывается в единые рамки. Она многолика и тенденции в ней разнонаправленные. Но все-таки есть устойчивые векторы ее развития. Первым таким направлением является рост функциональности. Современный человек хочет жить не только в красивом, но и обязательно удобном здании. Еще одним важным трендом является обязательное гармоничное сочетание здания с окружающим ландшафтом. Кроме того, здания должны быть энергосберегающими, экологичными. Таким образом, главные тренды связаны не с формой, а с функциями. Но есть и собственно архитектурные тенденции. В первую очередь это устремление вверх - высотное строительство во всем мире набирает популярность. Еще один тренд – это простота. Чистая геометрия линий, конструктивность, лаконичность – всего этого достаточно, чтобы создать современное здание. Архитектура должна сохранять воздух и свет – это еще одна важнейшая тенденция современного зодчества.

Вам будет интересно:Правила хорошего тона для женщин. Современный этикет

Российская реальность

После перестройки в России начинается строительный бум. И архитекторы вместе с заказчиками решили срочно воплотить все мечты. Этот период характеризуется дикими архитектурными и градостроительными решениями. Позже страна начинает искать свое место в мировом зодчестве, примеряет к себе мировые тенденции. Но до конца проблемы 90-х годов современная архитектура России не преодолела. Все еще в городах страны строят много зданий, не соответствующих никаким актуальным трендам. Новые дома часто плохо сочетаются с существующим городским окружением, не отвечают требованиям энергосбережения. Основная проблема российской архитектуры – это низкое качество образования. Учебные программы в профильных вузах отстают от реальности на 5, а то и 10 лет. Поэтому в Россию часто приглашают зарубежных архитекторов. Они, конечно, привносят свежую струю в отрасль, но чаще всего привозят проекты, которые не создавались специально для российских городов, а просто не были реализованы в других местах. Это разрушает национальные архитектурные традиции, делает города одинаковыми, безликими.

Авторская и типовая архитектура

В России, как и во всем мире, складываются две архитектурные сферы. Это авторская застройка, в этом случае архитекторы создают авторские проекты для конкретных мест и заказчиков. Такие работы представляют на конкурсах, в них творцы могут реализовать свои творческие задумки. И типовая застройка, когда авторы создают универсальный проект без привязки к месту. Главное в таких проектах соблюсти все технические и функциональные требования. Второй вид зодчества в советское время был совершенно лишен творческого начала, сегодня картина начинает меняться. Архитектура типового жилья в современной России сегодня становится комплексной. Часто у автора нет возможности просто проектировать дом, он должен продумывать весь комплекс инфраструктуры вокруг: парковку, благоустройство территории, социальные объекты. Зодчие предлагают решения, которые отвечают требованиям времени. Массовое жилье теперь тоже должно быть не только функциональным, но и красивым.

Вам будет интересно:Лучшие музеи матрешек в России

Стили российской архитектуры

Зодчие России всегда стремились сохранять свою национальную специфику. Но XX век был веком глобализации, и региональные особенности уходили на второй план либо вообще исчезали. Но современный этап развития архитектуры вновь делает актуальными индивидуальные черты зданий. Зодчие стремятся создавать заметные, запоминающиеся дома. При этом они используют разные решения. Сегодня можно говорить, что стили современной архитектуры в России в целом укладываются в мировые тенденции. Но общество в целом отрицательно относится к появлению в старых частях городов ультрасовременных зданий. Примером может послужить общественная ситуация, складывавшаяся вокруг Охта-центра в Петербурге, который должен был нарушить историческую перспективу города. Поэтому сегодня в России сосуществуют новейшие стили: хай-тек, минимализм, деконструктивизм, и исторические, «большие» стили: классицизм, ар-деко и другие. Хотя эти стили все-таки уже не являются чистыми, а становятся базой для осмысления и игры архитекторов. Поэтому основной стиль российской архитектуры – это эклектика.

Тенденции развития российской архитектуры

Исследователи подтверждают, что в отечественном зодчестве есть две тенденции. С одной стороны, архитекторы равняются на Запад и черпают оттуда идеи для вдохновения. С другой, стараются продолжать традиции русской зодчества, сохранять привычные национальные приемы и формы. Также специалисты отмечают такие тенденции современной архитектуры России, как рост высотности. Теперь уже никого не удивляют 25-этажные дома, которые еще недавно воспринимались как небоскребы, которым не место в российских городах. Особая тенденция отечественного зодчества – это боязнь ультрасовременных форм, заказчики не готовы вкладывать большие деньги в авангардную архитектуру. Например, знаменитый новатор сэр Норман Фостер спроектировал для российских заказчиков более 10 зданий, но реализовать ни одного не удалось. Сегодня только современная архитектура Москвы понемногу начинает приближаться к мировым стандартам и трендам, но все равно еще в совсем небольших объемах.

Российские авторы

Сегодня в отечественной архитектуре немало имен, которые хорошо известны специалистам по конкурсам и выставкам. Но обычные люди вряд ли назовут хотя бы одного современного российского автора. А архитектуру 21 века делать молодым. К их числу относятся:

  • Александр Цимайло и Николай Ляшенко, работающие в собственном бюро. На их счету несколько частных домов в современном стиле и здание «Ордынского тупика» в Москве.
  • Николай Белоусов, архитектор, работающий с деревом и сохраняющий традиции национального зодчества.
  • Александр Гликман, который сочетает принципы палладианской архитектуры с современными тенденциями.
  • Дмитрий Долгой, представитель стиля ар-деко. Он работает только с жилой архитектурой и создает полностью авторские проекты.
  • Кроме этого, молодого поколения отечественную архитектуру продолжают создавать такие классики, как Юрий Григорян, Евгений Асс, Алексей Муратов, Михаил Хазанов и другие.

    Зарубежные архитекторы в России

    Еще с древних времен на Руси была традиция приглашать иностранных зодчих для возведения различных сооружений. Мы помним, что немало зданий, которым мы гордимся как русским наследием были возведены иностранцами. Поэтому и современная архитектура России не обходится без "варягов". Самыми заметными иностранными зодчими современности стали:

    • Заха Хадид, ее бюро реализует сейчас проект застройки Рублево-Архангельского;
    • английское бюро LDA создали проект застройки острова Октябрьский в Калининграде;
    • испанец Рикардо Бофилл выиграл конкурс на реновацию проспекта Вернадского в Москве.

    Столичная и региональная архитектура

    Сегодня современная архитектура – это выбор больших, богатых городов страны. Причина заключается в том, что обычно для реализации проектов в современных стилях нужна смелость и большие бюджеты, а у провинциальных городов чаще всего нет ни того, ни другого. Показательным является проект "Москва-сити", который не потянул бы ни один другой город. Поэтому современная архитектура городов России – это либо однообразные типовые проекты, либо что-то в традиционных стилях.

    Источник

    Стили современной архитектуры | Стиль в архитектуре

    Posted by admin in Статьи on 01 31, 2009 | Комментариев нет

    Начиная с тех времен, когда люди научились строить жилища, возведенные здания стали отражением своего времени. Не исключение – и современная архитектура, через которую можно прочувствовать суть нынешней эпохи, существующие представления о красоте, эстетичности, практичности. Современная архитектура сформировалась под влиянием архитектурных стилей, господствовавших в двадцатом веке. Под стилем в архитектуре понимают определенные характеристики, общие черты зданий, присущие некоторому периоду времени. В разных странах современный

    стиль архитектуры называют по-разному – модерном в России и Англии, сецессионом в Австрии, югендстилем в Германии, арт-нуво во Франции и т. д.

    Как самостоятельный архитектурный стиль модерн сформировался в 1890-1910 годах. Модерн не имеет четкой направленности, вобрав в себя особенности всех предыдущих стилей. В то же время, это протест против подражания историческим зданиям, нечто новое и современное. В модерне впервые стали использоваться новые материалы – металл (сталь), бетон, стекло, в дальнейшем – пластик, дополненные использованием традиционных материалов – дерева и камня. Это позволило придать архитектурным конструкциям произвольные и необычные, даже фантастические формы. Архитектурные форма модерна ассиметричны, здания объемны, нет прямых линий, зато обильны элементы декора, иногда даже излишние. Фасады зданий украшались произвольными рисунками разнообразных форм. Здания в стиле модерн красивы, но в то же время функциональны.

    В эпоху модернизма получило широкое распространение строительство многоэтажных домов. С развитием модерна в нем было выделено несколько направлений, но некоторые определяют их как отдельные стили в архитектуре. Это неоромантизм с возрождением традиций романского стиля, готики, ренессанса, неоклассицизм, рационализм с простыми формами, его противоположность – иррационализм, кирпичный стиль, сопряженный с отказом от штукатурки, северный модерн (он же национальный романтизм, сложившийся в странах Скандинавии). Наиболее яркие представители модерна – Отто Вагнер, Виктор Орта, Петер Беренс, Хендрик Берлаге, Андрей Белогруд, Леон Богусский и др.

    В 1920-е годы появился новый стиль в архитектуреконструктивизм, который считают новым направлением пролетарского искусства, воплотившегося и в архитектурных формах. Главная идея конструктивизма – искусство должно служить производству. Так возникло производственное искусство. Основные материалы – бетон и железобетон. Архитекторы-конструктивисты проектировали не только промышленные здания, но и жилые дома, клубы, дома культуры. В рамках позднего конструктивизма возник функциональный метод, в соответствии с которым проводился научный анализ функционального назначения зданий, а практические задачи сочетались с художественными. Ведущие архитекторы конструктивизма – Леонид, Виктор, Александр Веснины, Моисей Гинзбург.

    В конце 1940-х годов начал развиваться архитектурный стиль минимализм, девиз которого – «ничего лишнего». Наибольшее распространение он получил в 1960-е годы. В зданиях такого стиля практически отсутствуют элементы декора, украшения и прочие «излишества». Начинается поиск идеальных пропорций, новых цветовых сочетаний. В интерьере преобладают сталь и другие металлы, изогнутые формы. В то же время, большое внимание уделяется функциональности.

    В конце 1970-х годов на смену пришел стиль хай-тек, надежно закрепившийся в современной архитектуре. Это стиль высоких технологий, сопровождающих жизнь современного человека. Его девиз: «Дом – машина для жилья». Аскетичный дизайн с крупными монолитными формами, повсеместное использование металла и стекла, суперсовременных конструкций и материалов – вот стиль хай-тек. Идеализация современных технологий, поиск решения проблем объединения энергии и ресурсов неразрывно связаны с тесным вхождением в жизнь человека технологий. Выделять три основных течения в рамках стиля хай-тек – индустриальный, геометрический и бионический хай-тек. Здания в стиле индустриальный хай-тек – так называемые «этажерки», характеризующиеся выносом элементов коммуникаций на фасад здания (лестницы, лифты). Геометрический хай-тек связан со сложной каркасной системой с использованием новейших элементов конструкций (например, воздухоопорные и вохдухонесомые конструкции). Бионический хай-тек – это использование форм живой природы в архитектуре. Мембранные перекрытия, подвесные конструкции, гибкие нити стали элементами зданий. Перспективы стиля хай-тек – здания, вырабатывающие энергию, мобильные сооружения, новая организация рабочего пространства человека.

    В 1980-е годы в противовес советскому конструктивизму появился новый стиль в архитектуре – деконструктивизм, для которого характерны ломаные формы, визуальная сложность, агрессивность. Основные представители – Жак Деррид, Питер Эйзенман, Даниэль Либескинд.

    В 1990-е возникло новое направление в архитектуре – техно стиль, который иногда рассматривают как направление хай-тек. Для техно стиля характерно гротескное изображение повсеместного технологизма. Здания прозрачные, стеклянные стены изгибаются по сложной кривой, а элементы коммуникаций вынесены за стену – трубы служат своеобразным элементом декора. Интерьер в техно стиле скорее напоминает заводские цеха, склады, ангары, а не жилое помещение. Шкафы похожи на сейфы и промышленные контейнеры, бесформенные кресла – на случайно оставленные мешки, ножки мебели – на штативы. Стены имеют грубую фактуру, основные цвета мебели – серый, черный, хаки, бордовый, материалы – стекло, металл, пластик. Повсеместно используются перфорированные и гофрированные листы металла. Техно стиль — это вызов традиционному уюту и гармонии.

    Еще одно новомодное направление в архитектуре и оформлении интерьеров получило название китч (в переводе с немецкого – дешевка, безвкусица). Это яркий, кричащий стиль, псевдоисторичность архитектуры, неумелое подражание, некая пародия на существующие стили. Его основная цель – желание выделиться, показать свою оригинальность. Мода на китч приходит, когда старые стили приедаются, а замена им еще не сформировалась.

    Таким образом, современные стили в архитектуре характеризуются агрессивностью, которая проявляется во всеобъемлющем технологизме, нагромождении одинаковых элементов, использовании искусственных строительных материалов, темных цветов. Но современные архитектурные стили не стоят на месте, они постоянно развиваются, привнося новые детали и элементы и создавая новые течения.
    Заметка: Если вы являетесь студентом строительного факультета то можете смело заказывать дипломы ПГС в Москве. Все будет сделано качественно и в срок.

    Похожие статьи:

    1. Архитектурные стили
    2. Международный Фестиваль Архитектуры — Барселона 2010
    3. Архитектурная бионика
    4. Стиль Хай-Тек
    5. Реконструкция памятников архитектуры

    5 тенденций современной архитектуры - Bosco Conference

    По каким правилам живут и строят современные архитекторы

     

    В архитектуре, как и в моде, каждый сезон появляются новые тенденции. Разве что сезоны в строительной сфере меняются не два раза в год, а значительно реже. Что в моде у архитекторов сегодня и какие тенденции доминируют в этой сфере, рассказывает украинский дизайнер и архитектор Сергей Махно.

    1. Просто – это достаточно

    Задача дома – отвечать потребностям обитателя. Задача архитектора – концентрироваться на задаче дома. Все остальное – второстепенно.

    Простыми формами и материалами можно сказать больше, чем лепниной и фронтонами. Ориентир в конструктивном минимализме – работы испанской студии Fran Silvestre Arquitectos.

    Известный дом на скале в окрестностях Валенсии – контраст объемов, планов, структур. С помощью чистой геометрии, монолитных конструкций и технологических решений архитекторы «приручили» дикую горную местность. Дом уважает природу и принимает ее форму. Конструкция сдержанная, без излишеств. Общую ассиметрию создают три блока, смещенные по вертикальной оси. Интерьер и экстерьер выполнены в белом цвете, что подчеркивает аскетичность здания и делает его целостным.

     

    1. Аутентичность

    Лучший архитектор – время. Оно дает материалам «вторую кожу», наделяет здание подлинностью, которую не купишь и не подделаешь.

    Тенденция перевоплощать архитектурные объекты на рынке давно. Пример, которым можно восхищаться, – проект Kanaal бельгийского архитектора Акселя Вервордта. Он превратил старую фабрику в «город»: зерновые элеваторы уступили место квартирам, просторные цеха – офисам и галереями.

    Если описывать проект в двух словах – это аутентичность и масштабность.
    Новые технологии и материалы подчеркнули историческое наследие, раскрыли характер помещений, сохранив ценные приметы времени.

    Несмотря на массивность, настроение архитектуры спокойное. В то же время, чтобы создать такую «простоту», нужно немыслимое количество сил.

     

    1. Природность

    Скорость – характерная черта современности. Место, где человек может отвлечься от внешних обстоятельств и обрести эмоциональную стабильность, – это природа. Архитекторы пытаются сделать ее ближе. Мы видим, как крыши зеленеют, а внутри домов растут деревья.

    Все больше приживаются дзен-буддистские сады – зеленые оазисы с деревьями и камнями в современных технологичных зданиях. Необычное явление связывают с именем японского ландшафтного дизайнера Шунмио Масуно. Этот человек превратил сад в философию – обитель для сознания, место внутреннего диалога. Сад рассматривается не как дополнение к архитектуре, а как ее компонент.

    Важная черта дзен-садов – упорядоченность. У каждой вещи свое назначение и место. Только так можно достичь атмосферы отрешенности и медитативности. Вход в сад часто отсутствует, созерцают его извне, например, через стеклянные стены комнаты в офисе.

     

    1. Воздух и свет

    Открытые пространства, естественный свет, легкость стеклянных форм –
    в архитектурном мире это тренды, которые никогда себя не изживут.
    Добавьте сюда концептуальный подход – и получите крутой результат.

    Не первый год это доказывает SANAA. В своих объектах японская студия играет на формах. Здесь и изогнутые стеклянные пластины от пола до потолка, и «серпантиновые» крыши на тонких опорах.

    Знаменитый Нью-Йоркский MoMA меняется в зависимости от точки наблюдения благодаря наслоению объемов. В экстерьере сложной структуры, как правило, минимум изобразительных средств. Внешняя оболочка не должна отвлекать от содержания. Здания не агрессивны к ландшафту, а наоборот – сливаются с ним.

     

    1. Новые-старые материалы

    В этой сфере архитектурный мир быстро развивается. Появляются инновационные материалы, ориентированные на экологичность и сокращение затрат. Открываются новые возможности и конфигурации старожилов рынка.

    Фавориты сегодня – бетон, сталь, стекло и дерево. Эта четверка подобна универсальному коду, который используют архитекторы всего мира.
    Выбор материала – результат взаимодействия разных факторов: предпочтений заказчика, климатических особенностей, городского планирования и т.д.

    Одним из популярных сейчас материалов является бетон. С ним сложно состязаться в прочности и долговечности. Многих пугает простота материала, но это лишь обличье. Обычные бетонные боксы можно превратить в подлинный шедевр, правильно расставив акценты – на контраст объемов или нестандартное расположение.

    Монотонность материала делает его всеядным в плане сочетаний. Здесь будут уместны самые смелые варианты. Также можно выбрать классику, например, бетон и сталь – это всегда беспроигрышный вариант.

    Стекло – инструмент, с помощью которого архитектор управляет светом и нейтрализует тяжесть строения. Стеклянные двери, перегородки, большие окна в пол стирают границы здания, расширяя пространство.

    Древесные структуры сближают архитектуру и природу. Дерево к лицу загородным домам, где на выходных собираются всей семьей. Это очень теплый материал, что вызывает приятные тактильные и визуальные ощущения.

    http://forbes.net.ua/lifestyle/1425555-pravila-strojki-5-tendencij-sovremennoj-arhitektury

    Современные тенденции в архитектуре и Петербург

    На вопросы корреспондента «Подземного эксперта» о соответствии планов развития Санкт-Петербурга тенденциям передовых стран ответил Владимир Кузьмич Линов, Заслуженный архитектор России, профессор московского отделения Международной академии архитектуры, доцент Архитектурного факультета Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.


    Содержание статьи

    Общие тенденции развития архитектуры и российская архитектура
    Архитектура станций метро
    Архитектура будущего в Санкт-Петербурге



    Общие тенденции развития архитектуры и российская архитектура

    – Какие модные тенденции присутствуют сейчас в архитектуре? Есть какой-то единый стиль, который можно было бы идентифицировать спустя много лет как «первая четверть XXI века», например?

    – Есть что-то похожее на стиль, так как мода присутствует всегда, и в архитектуре в том числе. В «современном движении» – это понятие охватывает архитектуру от конца XIX века, от стиля модерн, вернее даже рациональный модерн, до современности – тоже сменялись моды.

    Прошла эстетика функционализма, конструктивизма, затем международного стиля – это конструкции с использованием большого количества стекла. Была эпоха эстетики брутализма –  мощные бетонные конструкции. Все эти направления продолжают существовать и сейчас как второстепенные. Затем была четко оформленная мода на постмодернизм, когда использовались элементы классической архитектуры, но они перерабатывались, над ними посмеивались, это довольно насыщенная юмором архитектура 70-х годов.

    Центр Помпиду в Париже

    В СССР архитекторы мало следовали моде, у нас больше превалировало панельное домостроение, но в начале 90-х появился дом в стиле постмодернизма. Он был построен архитектором Герасимовым. Это закрытый жилой комплекс на Бухарестской улице, где использованы колонны с огрубленными квадратными капителями, не копирующие классику, но намекающие на нее, мощные, абсолютно декоративные карнизы с имитацией подпирающих балок.

    После постмодернизма пришел хайтек, который отчасти сейчас продолжается. Аэровокзалы и метро во многих странах построены в этом стиле. Стиль, подчеркивающий конструкцию, архитектурные формы образованы самой конструкцией. Началось это движения со строительства очень знакового здания – Центра Помпиду в Париже, где на фасад выведены инженерные системы, эскалаторы, и другие обычно скрытые системы здания. Иногда говорят, что здание вывернуто наизнанку, все «внутренности» покрашены в яркие цвета.

    Центр Помпиду в Париже

    – Если Вы привели пример из французской архитектуры, то позвольте спросить, как Вы относитесь к району Дефанс как архитектор? Всемирно известный облик Парижа и вдруг в него врываются высотные здания, квадрат.

    – Как архитектор я отрицательно отношусь к высотным зданиям, особенно если они жилые. С точки зрения психологии и эстетики они не комфортны для человека. Исследования показали, что высотные здания оказывают давление на психику людей.  Жизнь на высоте больше 5 этажа плохо влияет на здоровье, и работа на высоте тоже, еще и при искусственной вентиляции, учитывая количество времени, которое человек проводит в офисе. Ничего хорошего не вижу и в комплексе Дефанс в Париже. Слава богу, виден он из центра не очень сильно.

    – А под землей? Одной из тенденций благоустройства в развитых странах в последнее время стал перенос объектов самого разного назначения под землю, а также достройка  подземных этажей.

    – Не знаю данных о том, что это вредно, или подтверждающих как-то прямое воздействие на здоровье. Ну, кроме психологического давления в некоторых случаях, но эта задача архитектора – сделать пребывание под землей комфортным, и она решаема. Дело в том, что по статистике подземное пространство оказывает давящее воздействие на психику некоторых людей, около 10% людей испытывает бессознательный стресс при пользовании метро. Начинается этот стресс при движении вниз по эскалатору. И поэтому само архитектурное решение, прежде всего, верхнего вестибюля и эскалаторного хода, очень важно для психологии пользователей, в этом отношении у нас пока нет хороших решений.

    Дефанс, Париж

    Архитектура станций метро

    – Решение дополнительной задачи по повышению психологического комфорта для архитектора – это же интересный вызов? А в случае проектирования станции метро добавляется еще и свобода творчества в решении самого дизайна станции?

    – Эта тема интересно, на мой взгляд, решена на последней по времени строительства линии метро Парижа, которая появилась в начале 2000-х. Новые станции как раз демонстрируют, что их архитекторы были озабочены психологической проблемой создания пространства, которое не оказывает негативного влияния на людей.

    Принцип связан с технологией строительства. На этой линии нет длинных эскалаторов, как это обычно делается в Санкт-Петербурге. Чтобы избежать длинных наклонных эскалаторов, создается так называемый вертикальный стакан, внутри которого устроено до 4 коротких эскалаторов. Человек, спускаясь по короткому эскалатору, делает поворот на небольшой площадке и спускается по следующему эскалатору – как в торговом центре. Нет ощущения «спуска в преисподнюю», путешествия по длинному эскалатору.

    Кроме того, в таком пространстве есть возможность так организовать свет, что у людей создается иллюзия неба над головой, спускаясь вниз, они видят источник света и чувствуют связь с поверхностью. В подземных вестибюлях на глубине около 30 метров создаются параллельно путям «зеленые» пространства вроде оранжерей, освещенные искусственным светом. Естественный свет настолько точно имитируется, что создается впечатление живой оранжереи. И когда люди стоят в ожидании поезда, через стеклянные перегородки они видят растения под дневным светом – иллюзия естественности очень сильная, хотя и деревья не настоящие, и свет не дневной.

    Торговый центр Дефанс, Париж. Источник: manuelle-gautrand.com

    – Как Вы относитесь к архитектуре станций метро Петербурга и Москвы, куда должно двигаться будущее подземного метро? Нужно ли сохранить традицию классического подхода к проектированию или перейти к новаторству? Ведь подземное пространство создает теоретически идеальную площадку для архитектурных экспериментов, не обремененную вопросом ансамбля?

    – Я сторонник новаторского подхода. Мне кажется, станции метро не имеют никаких ограничений по стилистике и они должны соответствовать времени, что не исключает мою любовь к каким-то станциям даже первой линии. Например, мне с детства симпатична станция Пушкинская, несмотря на то, что она создана в стиле сталинской архитектуры.
    К метро у меня вообще большая любовь. Мой личный профессиональный опыт начался с открытого конкурса на вестибюль станции метро.

    Мы с приятелем на третьем курсе института получили на открытом конкурсе третью премию за наш проект, и это было очень значимо, так как проект все-таки был студенческий. Это был подземный вестибюль станции «Звездная». Третью премию, конечно, не реализовали, но в связи с этим я продолжаю размышлять об архитектуре станций метро и вообще об архитектуре подземного пространства.

    – А наши новые станции Вы могли бы охарактеризовать?

    – Все вестибюли новых станций метро довольно изобретательно украшены разными произведениями искусства. Есть мозаики, как на «Адмиралтейской», есть станции, декорированные в стиле промышленных зданий, как «Обводный канал», со старинными фотографиями и демократичными металлическими конструкциями, создающими образ промышленного здания. В этом отношении у нас много хороших художников или архитекторов-декораторов. Но вот работа с пространством – она у нас как раз отсутствует.

    Станция метро Обводный канал в Санкт-Петербурге

    – А на какое направление идут студенты архитектурно-строительного университета, чтобы проектировать станции метро?

    – Если речь идет только об отделке, то это архитектурный дизайн. Это не особое направление, архитекторы с самым разным опытом могут работать над проектами подземных станций. Например, в «Метропроекте» особой специфики не требуется. Всегда есть связка в таком проекте нескольких специалистов.

    Технологи и конструкторы определяют трассу и принцип конструктивного и пространственного решений. Эти принципы меняются: то делали 3 тоннеля, то 1 большой, то использовали схему горизонтального лифта, когда перроны отделены автоматическими дверями от центрального зала. Схему определяют в зависимости от грунтов, от технологии проходки тоннелей. Конструкторы по заданию архитектора определяют форму фонарей, конкретные несущие стенки, отделку помещений и так далее. Но архитектурой станции занимаются архитекторы.

    – Есть ли перспективы того, что все-таки появится отдельное направление архитектуры подземных сооружений? В чем особенности такого строительства?

    – Уже можно говорить, что доля подземного строительства будет все больше и больше. Даже сейчас мы видим много подземных паркингов в новом жилищном строительстве – жилые комплексы высокой категории, как правило, все строятся с подземными паркингами.

    Люди, покупающие элитное жилье могут позволить себе заплатить за дополнительный комфорт, в таких объектах их размещение рационально. Но это относится и к любым объектам на затесненных территориях в центре города – если, например, строят новый объект, такой как театр, то стараются задействовать подземное пространство. К сожалению, в транспортном отношении этот инструмент очень мало используется.

    Метро Санкт-Петербурга, станция «Спортивная»

    – Да, обычно если стоит вопрос мост или тоннель, чаще выигрывает мост, по экономическим соображениям настоящего, а не исходя из возможной выгоды в будущем. Какие, по Вашему мнению, объекты можно спокойно убирать под землю?

    – Мне кажется, под землю можно убирать абсолютно любые объекты – даже жилища, если обеспечивается естественное освещение, которое требуется для жилых помещений. А это технически возможно посредством строительства световых дворов, которые опускаются ниже уровня земли.

    – Такая работа со светом, это особый курс?

    – Это в обучение, конечно, входит, студенты проходят целый курс строительной физики, где есть разделы акустики и освещения – естественного и искусственного. Студенты после курса могут делать сами расчеты освещения, продолжительности солнечного света, интенсивности, все это они умеют, было бы желание у города такие здания строить.

    Архитектура будущего в Санкт-Петербурге

    – Освещение подземных зданий дневным светом – это конек архитектора Доминика Перро. Кстати о нем, золотое облако для Мариинского театра, как вы относитесь к таким объектам в Петербурге? Где можно ставить такие объекты, можно ли вообще, или мы уже преодолели тот временной рубеж, когда контраст между формами архитектуры прошлого в историческом центре и футуристической современной архитектура становится синергией?

    – Я отношусь к тем архитекторам, которые считают, что современная архитектура по своим формам вполне достойна быть размещенной в любом месте исторического центра города, вопрос только в том, какого качества эта архитектура и насколько она уместна или не уместна в реальном окружении. Она может быть контрастна, может быть согласована с окружением, это зависит от конкретного решения и от того, как это сделано.

    Проект второй сцены Мариинского театра, архитектор Доминик Перро. Источник: perraultarchitecture.com

    Принцип может быть таким, что современная эстетика должна оставить свой след в истории города, так было всегда. Стили меняются, городская среда переваривает их, создается в результате конгломерат. Городская среда никогда не может быть монотонной и одностильной, иначе город превращается в казарму.


    А Петербург большую часть своей истории был отвратительного казарменного вида. Это зафиксировано всеми чувствительными людьми. Чаще всего ссылаются на Гоголя, который написал большую статью «Об архитектуре нынешнего времени», но можно обратиться и к стихам Пушкина, которые редко вспоминают почему-то:

    Город пышный, город бедный,
    Дух неволи, стройный вид,
    Свод небес зелено-бледный,
    Скука, холод и гранит…


    Причем это та же лексика, те же слова, которые он использует в более поздних восторженных стихах, которые помнят все. Но молодой Пушкин в свои двадцать лет видел город так. А Лермонтов вообще ненавидел Петербург, и у него это тоже зафиксировано.

    – Должен ли тогда, наконец, быть изменен задуманный Петром Первым ландшафт – плоский город со шпилями?

    – Это одна из больших градостроительных идей, и, по моему мнению, она должна сохраняться. Поэтому вторжение новой архитектуры возможно, но оно каждый раз требует ответственного подхода и ответственных решений, которые не будут разрушать историческую ткань.

    В этом отношении проект Перро мне не нравился. Мне казалось, он мало перекликается с соседними заданиями, архитектурой района, и сама форма довольно нахальная, неинтеллигентная по своим деталям и общему силуэту. На конкурс подавались и более интересные проекты, но их не выбрали.

    Например, участвовал замечательный австрийский архитектор Ханс Халяйн. Его проектом предполагалась разбивка комплекса по архитектуре и по стилю на части, масштаб членения комплекса соответствовал масштабу членения окружающей среды. И вот это ощущение масштаба очень важно.

    А в проекте Перро и в том, который сейчас реализован, мы имеем огромное здание, гору, которая своим размером и масштабом совершенно не соответствует своему окружению и человеку, это бесчеловечно, такие объемы психологически давят. Это очень важная характеристика – масштаб целого и масштаб частей, и их соотношение. Чисто архитектурная проблема, о которой нельзя забывать.

    Проект второй сцены Мариинского театра, архитектор Ханс Халяйн. Источник: hollein.com

    – Вы могли бы назвать несколько проектов, которые Вас впечатлили в последнее время, возможно некоторые из них Вы хотели бы увидеть в Санкт-Петербурге? Например, что-то из последних работ Калатравы?

    – Неслучайно Вы Калатраву назвали, потому что это один из лучших примеров современной архитектуры, очень сложной по форме, производящей сильное эмоциональное впечатление. При этом современное творчество, с определенной философией, кстати, с обязательным использованием подземного пространства. Философия Калатравы как архитектора включает обязательные железобетонные конструкции в основании, здание вырастает из подземных этажей, эти конструкции поднимаются над уровнем земли, а над ними уже более легкие металлические конструкции, часто покрашенные в белый цвет. Металл, парящий в воздухе, – эстетика этой архитекторы, часто с движущимися элементами, когда часть здания может закрываться-открываться.

    Но есть еще другое симпатичное мне архитектурное направление, возникшее в 80-х и существующее сейчас, оно буквально пробивается как трава сквозь асфальт среди других эстетик – это «демократичная архитектура». Есть такой архитектор Люсьен Кроль, он работает в Бельгии и Голландии. Его творчество сложно описать: здания, похожие на муравейники, состоящие из множества разнородных элементов, каждый из которых близок к физическому размеру человека.

    Иногда это объемные комнаты, поставленные одна на другую, очень часто это могут быть наружные лестницы, которые, помимо внутренних, позволяют людям перемещаться по наружному фасаду из одной части общественного здания в другую. Похоже на центр Помпиду, но структуры лестничные. Это эклектичный стиль, оперирующий только современными формами, там нет классической архитектуры, но он очень сложный. Мне жаль, что у нас такого направления нет совсем, ни в Санкт-Петербурге, ни в России.

    Станция метро «Бульвар Формоза» в Гаосюн, Тайвань. Яркую стеклянную мозаику из сотен отдельных кусочков создал художник Нарцисс Квольята

    европейский опыт, социальная инфраструктура

    About Author


    alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *