Справедливо ли мнение о барокко как искусстве избыточности п валери: Художественная культура барокко — Искусство (II часть) — Каталог файлов – Какова роль искусства барокко в разрешении жизненных…

Художественная культура барокко — Искусство (II часть) — Каталог файлов

                                              Художественная культура барокко

Изменение мировосприятия в эпоху барокко

XVII век — одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, а в общественном сознании происходило кру­шение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеоло­гии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С од­ной стороны, происходит революционный переворот в естество­знании, формируется новая картина мира, появляются новые философские течения, а в искусстве — новые стили и жанры. С другой — преобладают политический консерватизм, песси­мистические взгляды на общество и человека, развиваются ир­рационализм и мистика. В обществе, как справедливо отмечал искусствовед А. А. Аникст,

«исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение её тра­гических противоречий. Прежняя вера уступает место скеп­сису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. У них возникает и сомне­ние относительно природы человека — действительно ли добрые начала главенствуют в ней».

Перемены и трагические конфликты этой эпохи образно за­печатлел английский поэт Джон Донн (1572—1631):

 

Так много новостей за двадцать лет

И в сфере звёзд, и в облике планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, всё в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

Всё стало относительным для нас.

                                    Перевод О. Румера

Прежде всего относительными стали представления о чело­веке, который теперь мыслился, с одной стороны, ничтожно ма­ленькой частицей мироздания, а с другой — великой силой, спо­собной управлять природой. Великий французский учёный, ре­лигиозный мыслитель и писатель Блез Паскаль (1623—1662) писал о двойственности человека, признавая его безграничные возможности и называя «тростником мыслящим». Человек воспринимался как сложная личность, переживающая драмати­ческие конфликты своего времени.

Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,

Арена всех скорбей, превратностей поток,

Фортуны лёгкий мяч, болотный огонёк,

Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.

                         А. Грифиус Перевод Л. Гинзбурга

Переменам в мировосприятии человека во многом способст­вовали научные открытия в области математики, астрономии, естествознания и географии, расширившие представления о ми­ре как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Великие географические открытия, выдвинутая Д. Бруно кон­цепция о бесконечности и бесчисленном множестве миров Все­ленной, а также сформулированные И. Кеплером законы дви­жения планет вокруг Солнца создали целостное представление о нашей планете, дали огромный эмпирический материал для развития других наук.

Изобретение микроскопа (Антони ван Левенгук, 1673) и те­лескопа (Галилео Галилей, 1610) позволило заглянуть в голо­вокружительные бездны мироздания — в недоступные ранее бесконечно большие и малые миры. В том, что представлялось спокойным и неподвижным, человек обнаружил удивительное разнообразие… Пространственно-временная модель мира теперь строилась на балансировании упорядоченного космоса и хаоса. Человек всё глубже осознавал иллюзорность и неустойчивость пространства, грозящего в любой миг обернуться неожиданны­ми метаморфозами. Быстротечность жизни, бег времени он из­мерял не месяцами и днями, а часами, минутами и даже секун­дами. Парадокс текучести и постоянной изменчивости времен­ного потока рождал в душе мистический страх и сомнения, заставлял всё чаще задумываться над бренностью человеческого бытия.

Где и в чём человек искал спасение от бед и противоречий жизни? Душевное спокойствие, смысл и равновесие он пытался найти в интенсивной духовной и религиозно-мистической жиз­ни, в обращении к Богу и Вечности. Но, раздираемый сомнения­ми и противоречиями, он далеко не всегда находил ответы на интересующие его вопросы Бытия:

 

Ты смотришь в небеса? Иль ты забыл о том,

Что Бог — не в небесах, а здесь, в тебе самом?..

Постой! Что значит «Бог»? Не дух, не плоть, не свет,

Не вера, не любовь, не призрак, не предмет,

Не зло и не добро, не в малом он, не в многом,

Он даже и не то, что именуют Богом,

Не чувство он, не мысль, не звук, а только то,

О чём из всех из нас не ведает никто.

                               А. Силезиус Перевод Л. Гинзбурга

 

В тщетных поисках внутренней опоры в Боге человек всё от­четливее осознавал свою беспомощность перед мирозданием, об­ращался к мистическим видениям, чудесам, связанным с муче­ничеством и страданиями. Реальная жизнь восп­ринималась как сплошной обман, кошмарный сон, «суета сует». («Жизнь — есть сон» — так назвал свою пьесу испанский драматург Кальдерон.)

Новую, изменившуюся атмосферу духовной жизни особенно остро почувствовало искусство.

 

Эстетика барокко

Перемены в мировосприятии, сознание распада прежних ос­нов жизни, отсутствие гармонии, путаница в понятиях породи­ли новые эстетические принципы искусства барокко — нового художественного стиля, по-новому увидевшего и отразившего мир.

Жаргонное словечко barocco (причудливый, странный, вы­чурный), которым португальские моряки обозначали бракован­ные жемчужины неправильной формы, в середине XVI в. появилось и в разговорном итальянском языке, где стало синонимом всего грубого, фальшивого и неуклюжего. Возможно, эта излиш­няя вычурность произведений искусства, выполненных в этом стиле, была одной из причин разногласий, возникших между специалистами в оценке барокко. Одни видели в нём «стилевое направление» в европейском искусстве конца XVI — середины XVIII в. Вторые объявляли искусство барокко «извращённо­стью», «незнанием правил», проявлением «дурного вкуса», про­тиворечащим гармоничному и жизнеутверждающему искусству Возрождения. Третьи, напротив, отмечали грандиозность, плас­тичность, стремление к красоте и воспринимали его как логич­ное продолжение традиций Возрождения. Некоторые иссле­дователи проводили параллель между античным эллинизмом и барокко, другие усматривали его связь со средневековым искус­ством, тяготевшим к выражению напряжённых, почти экстати­ческих религиозных чувств. Но как бы ни разнились оценки учёных, одно несомненно: барокко — большой самостоятельный стиль в искусстве, значительный этап в развитии мировой худо­жественной культуры.

В то же время были и общие, не вызывавшие разногласий взгляды на эстетику барокко. Они касались основных задач ис­кусства, понимания роли и места человека в окружающем мире. Главная цель барокко — стремление удивить, вызвать изумле­ние. Вот как об этом писал английский поэт А. Поуп (1688— 1744):

 

Лишь там, где полускрыта красота,

Достигнута искусства полнота.

Цель мастера — контрастами играть,

Скрывать границы, взоры удивлять.

                             Перевод С. Антонова

 

Человек и всё многообразие действительности становятся предметом творческого осмысления в искусстве. В произведени­ях барокко человек выступает как личность со сложным миром чувств и переживаний, вовлечённая в бурный водоворот собы­тий и страстей. Острая жажда жизни и наслаждений сочетается в нём почти с физическим страхом перед смертью и инстинктом самосохранения. Человек мечется между надеждой и отчаяни­ем, на каждом шагу его подстерегают случайности и превратнос­ти судьбы, его героические поступки находятся на грани тра­гедии и ужаса. Он постоянно оказывается перед нравственным выбором, всё чаще к нему приходит понимание тщетности чело­веческого бытия, бренности человеческой жизни. Это удиви­тельно точно выражено одним из героев У. Шекспира:

Что жизнь? Тень мимолетная, фигляр,

Неистово шумящий на подмостках

И через час забытый всеми; сказка

В устах глупца, богатая словами

И звоном фраз, но нищая значеньем.

              Перевод Т. Щепкиной-Куперник

Человека, одержимого желанием выявить и понять глав­ные законы развития жизни, уже не могла устроить лишь конс­татация её сложности и противоречивости. Вот почему в произ­ведениях барокко, с одной стороны, переданы напряжённость конфликтов, преодоление духа противоречий, раздвоенность и тревога, а с другой — стремление к возрождению гармонии в жизни. Главными темами искусства барокко становятся му­чения и страдания человека, мистические аллегории, соотноше­ние добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, жажды наслаждений и расплаты за них, где реальность совмещается с причудливой фантазией. Для произведений барокко харак­терны синтез архитектуры, живописи и скульптуры, эмоцио­нальный накал страстей, динамизм и «тревожность силуэтов», картинная зрелищность, преувеличенная пышность форм, контрасты масштабов, цвета, света и тени, изобилие и нагромож­дение причудливых деталей, использование неожиданных мета­фор.

Несмотря на ярко выраженные принципы, барокко, как ис­кусство, не утратило связей с эстетикой Возрождения и продол­жало ренессансные традиции.

Хронологически стиль барокко оформлялся почти одновре­менно с классицизмом, нередко вступая с ним в борьбу. Приме­нительно к искусству термин «барокко» впервые был использо­ван в середине XVIII в., когда возникла необходимость критики вычурного стиля архитектурных сооружений XVII в.

В России отдельные черты барокко проявились во второй по­ловине XVII в., а его расцвет приходится на середину XVIII сто­летия. В большей мере влияние барокко испытала русская ли­тература XVII в. (например, поэтическое творчество Симео­на Полоцкого (1629—1680), в гораздо меньшей — архитектура и живопись).

 

Вопросы и задания

1. Каким образом стиль барокко, проявившийся во многих видах искус­ства, отражал изменения в мировосприятии человека этого времени? Как на него повлияли научные открытия в области астрономии, географии? Какое подтверждение в искусстве барокко получили взаимоотношения человека с Богом, новые представления о време­ни и пространстве? Есть ли что-то об­щее в мироощущении человека эпохи барокко и нашего времени?

2. Какова роль искусства барокко в разрешении жизненных противоре­чий и трагических конфликтов эпохи? Только ли удивить и восхитить зрите­лей призвано было искусство барок­ко? Справедливо ли мнение о барокко как «искусстве избыточности»                       (П. Валери)

3. Французский драматург Эдмон Ростан (1868—1918 ) вложил в уста одного из персонажей своей знам­нитой пьесы «Сирано де Бержерак» такие слова:

Наш век семнадцатый — вершина всех вершин,

У нас во всем расцвет — в искусствах и в науках.

Как и чем вы могли бы мотивировать или опровергнуть данное суждение литературного героя?

 

Творческая мастерская

1. Как вы думаете, в чём выразился кри­зис идеалов эпохи Возрождения и каковы его главные причины? Насколько справедлива существующая точка зрения, что основы сти­ля барокко были заложены в эпоху Ренессан­са? Какие основания были у некоторых иссле­дователей для утверждений о существующей связи между барокко, античным эллинизмом и средневековым искусством? Сравните из­вестные вам произведения этих эпох, попро­буйте объяснить их сходство или различие.

2. Какое художественное развитие в эпо­ху барокко получила концепция «весь мир — театр»? Насколько созвучно искусство ба­рокко творчеству английского драматурга Шекспира?

3. Испанское барокко XVII в. считают «золотым веком» в развитии культуры этой страны, а Веласкеса (1599—1660) — её гени­ем. Познакомьтесь самостоятельно с произ­ведениями Веласкеса. Попробуйте в них от­метить характерные черты, присущие ис­кусству барокко.

           

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Исторические предпосылки возникновения, эстетическая концеп­ция и художественные особенности стиля барокко»; «Человек и новая картина мира в произведениях искусства XVII века»; «Искусство ба­рокко — поиск единства в противоречиях жизни»; «Эстетические принципы барокко»; «Барокко и эллинизм»; «Искусство барокко и Средневековья: их общность и различия»; «Кризис идеалов Возрожде­ния и искусство барокко»; «Взаимопроникновение и обогащение сти­лей в искусстве XVII—XVIII вв.»; «Влияние стиля барокко на русское искусство XVII в.».

 

Книги для дополнительного чтения

Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII—XVIII ве­ков. М., 1988.

Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.

Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Рос­сия семнадцатого столетия. М., 2008.

Гёте И. В. Простое подражание природе, манера, стиль. (Любое издание).

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. II. М., 1990.

Европейская поэзия XVII века. М., 1977.

История искусств стран Западной Европы от Возрождения до на­чала 20 века. Искусство 17 века. Голландия, Франция, Англия, Германия / под ред. Е. И. Ротенберга и М. И. Свидерской. М., 1995.

Мастера искусства об искусстве / под ред. А. А. Губера. М., 1967. Т. 3.

Наливайко Д. Искусство: направления, течения, стили. М., 1981.

Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974.

Сазонова Л. И. Поэзия русского барокко. М., 1991.

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).

 

Какова роль искусства барокко в разрешении жизненных…

Изменение мировосприятия в эпоху барокко

XVII век — одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, а в общественном сознании происходило крушение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С одной стороны, происходит революционный переворот в естествознании, формируется новая картина мира, появляются новые философские течения, а в искусстве — новые стили и жанры. С другой — преобладают политический консерватизм, пессимистические взгляды на общество и человека, развиваются иррационализм и мистика. В обществе, как справедливо отмечал искусствовед А. А. Аникст,

«исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение её трагических противоречий. Прежняя вера уступает место скепсису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. У них возникает и сомнение относительно природы человека — действительно ли добрые начала главенствуют в ней».

Перемены и трагические конфликты этой эпохи образно запечатлел английский поэт Джон Донн (1572—1631):

 

Так много новостей за двадцать лет

И в сфере звёзд, и в облике планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, всё в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

Всё стало относительным для нас.

                                   Перевод О. Румера

Прежде всего относительными стали представления о человеке, который теперь мыслился, с одной стороны, ничтожно маленькой частицей мироздания, а с другой — великой силой, способной управлять природой. Великий французский учёный, религиозный мыслитель и писатель Блез Паскаль (1623—1662) писал о двойственности человека, признавая его безграничные возможности и называя «тростником мыслящим». Человек воспринимался как сложная личность, переживающая драматические конфликты своего времени.

Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,

Арена всех скорбей, превратностей поток,

Фортуны лёгкий мяч, болотный огонёк,

Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.

                        А. Грифиус Перевод Л. Гинзбурга

Переменам в мировосприятии человека во многом способствовали научные открытия в области математики, астрономии, естествознания и географии, расширившие представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Великие географические открытия, выдвинутая Д. Бруно концепция о бесконечности и бесчисленном множестве миров Вселенной, а также сформулированные И. Кеплером законы движения планет вокруг Солнца создали целостное представление о нашей планете, дали огромный эмпирический материал для развития других наук.

Оцени ответ

Какова роль искусства барокко в разрешении жизненных противоре­чий и трагических конфликтов эпохи Только ли удивить и восхитить зрите­лей призвано было искусство барок­ко Справедливо ли мнение о барокко как «искусстве избыточности»

Изменение мировосприятия в эпоху барокко

XVII век — одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, а в общественном сознании происходило крушение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С одной стороны, происходит революционный переворот в естествознании, формируется новая картина мира, появляются новые философские течения, а в искусстве — новые стили и жанры. С другой — преобладают политический консерватизм, пессимистические взгляды на общество и человека, развиваются иррационализм и мистика. В обществе, как справедливо отмечал искусствовед А. А. Аникст,

«исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение её трагических противоречий. Прежняя вера уступает место скепсису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. У них возникает и сомнение относительно природы человека — действительно ли добрые начала главенствуют в ней».

Перемены и трагические конфликты этой эпохи образно запечатлел английский поэт Джон Донн (1572—1631):

 

Так много новостей за двадцать лет

И в сфере звёзд, и в облике планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, всё в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

Всё стало относительным для нас.

                                   Перевод О. Румера

Прежде всего относительными стали представления о человеке, который теперь мыслился, с одной стороны, ничтожно маленькой частицей мироздания, а с другой — великой силой, способной управлять природой. Великий французский учёный, религиозный мыслитель и писатель Блез Паскаль (1623—1662) писал о двойственности человека, признавая его безграничные возможности и называя «тростником мыслящим». Человек воспринимался как сложная личность, переживающая драматические конфликты своего времени.

Кто ты, о человек Сосуд свирепой боли,

Арена всех скорбей, превратностей поток,

Фортуны лёгкий мяч, болотный огонёк,

Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.

                        А. Грифиус Перевод Л. Гинзбурга

Переменам в мировосприятии человека во многом способствовали научные открытия в области математики, астрономии, естествознания и географии, расширившие представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Великие географические открытия, выдвинутая Д. Бруно концепция о бесконечности и бесчисленном множестве миров Вселенной, а также сформулированные И. Кеплером законы движения планет вокруг Солнца создали целостное представление о нашей планете, дали огромный эмпирический материал для развития других наук.

Какова роль искусства барокко в разрешении жизненных…

Изменение мировосприятия в эпоху барокко

XVII век — одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, а в общественном сознании происходило крушение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С одной стороны, происходит революционный переворот в естествознании, формируется новая картина мира, появляются новые философские течения, а в искусстве — новые стили и жанры. С другой — преобладают политический консерватизм, пессимистические взгляды на общество и человека, развиваются иррационализм и мистика. В обществе, как справедливо отмечал искусствовед А. А. Аникст,

«исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение её трагических противоречий. Прежняя вера уступает место скепсису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. У них возникает и сомнение относительно природы человека — действительно ли добрые начала главенствуют в ней».

Перемены и трагические конфликты этой эпохи образно запечатлел английский поэт Джон Донн (1572—1631):

Так много новостей за двадцать лет

И в сфере звёзд, и в облике планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, всё в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

Всё стало относительным для нас.

Перевод О. Румера

Прежде всего относительными стали представления о человеке, который теперь мыслился, с одной стороны, ничтожно маленькой частицей мироздания, а с другой — великой силой, способной управлять природой. Великий французский учёный, религиозный мыслитель и писатель Блез Паскаль (1623—1662) писал о двойственности человека, признавая его безграничные возможности и называя «тростником мыслящим». Человек воспринимался как сложная личность, переживающая драматические конфликты своего времени.

Кто ты, о человек Сосуд свирепой боли,

Арена всех скорбей, превратностей поток,

Фортуны лёгкий мяч, болотный огонёк,

Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.

А. Грифиус Перевод Л. Гинзбурга

Переменам в мировосприятии человека во многом способствовали научные открытия в области математики, астрономии, естествознания и географии, расширившие представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Великие географические открытия, выдвинутая Д. Бруно концепция о бесконечности и бесчисленном множестве миров Вселенной, а также сформулированные И. Кеплером законы движения планет вокруг Солнца создали целостное представление о нашей планете, дали огромный эмпирический материал для развития других наук.

Оцени ответ

Какова роль искусства барокко в разрешении жизненных прот… -www.lean-academy.ru

Гость Гость

Изменение мировосприятия в эпоху бароккоXVII век — одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, а в общественном сознании происходило крушение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С одной стороны, происходит революционный переворот в естествознании, формируется новая картина мира, появляются новые философские течения, а в искусстве — новые стили и жанры. С другой — преобладают политический консерватизм, пессимистические взгляды на общество и человека, развиваются иррационализм и мистика. В обществе, как справедливо отмечал искусствовед А. А. Аникст,«исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение её трагических противоречий. Прежняя вера уступает место скепсису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. У них возникает и сомнение относительно природы человека — действительно ли добрые начала главенствуют в ней».Перемены и трагические конфликты этой эпохи образно запечатлел английский поэт Джон Донн (1572—1631):  Так много новостей за двадцать летИ в сфере звёзд, и в облике планет,На атомы Вселенная крошится,Все связи рвутся, всё в куски дробится.Основы расшатались, и сейчасВсё стало относительным для нас.                                    Перевод О. РумераПрежде всего относительными стали представления о человеке, который теперь мыслился, с одной стороны, ничтожно маленькой частицей мироздания, а с другой — великой силой, способной управлять природой. Великий французский учёный, религиозный мыслитель и писатель Блез Паскаль (1623—1662) писал о двойственности человека, признавая его безграничные возможности и называя «тростником мыслящим». Человек воспринимался как сложная личность, переживающая драматические конфликты своего времени.Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,Арена всех скорбей, превратностей поток,Фортуны лёгкий мяч, болотный огонёк,Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.                         А. Грифиус Перевод Л. ГинзбургаПеременам в мировосприятии человека во многом способствовали научные открытия в области математики, астрономии, естествознания и географии, расширившие представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Великие географические открытия, выдвинутая Д. Бруно концепция о бесконечности и бесчисленном множестве миров Вселенной, а также сформулированные И. Кеплером законы движения планет вокруг Солнца создали целостное представление о нашей планете, дали огромный эмпирический материал для развития других наук.

Ответ ни кто не комментировал

Какова роль искусства барокко в разрешении жизненных противоре­чий и трагических конфликтов…

Изменение мировосприятия в эпоху барокко
XVII век — одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, а в общественном сознании происходило крушение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С одной стороны, происходит революционный переворот в естествознании, формируется новая картина мира, появляются новые философские течения, а в искусстве — новые стили и жанры. С другой — преобладают политический консерватизм, пессимистические взгляды на общество и человека, развиваются иррационализм и мистика. В обществе, как справедливо отмечал искусствовед А. А. Аникст,
«исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение её трагических противоречий. Прежняя вера уступает место скепсису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. У них возникает и сомнение относительно природы человека — действительно ли добрые начала главенствуют в ней».
Перемены и трагические конфликты этой эпохи образно запечатлел английский поэт Джон Донн (1572—1631):
 Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звёзд, и в облике планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, всё в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Всё стало относительным для нас.
                                   Перевод О. Румера
Прежде всего относительными стали представления о человеке, который теперь мыслился, с одной стороны, ничтожно маленькой частицей мироздания, а с другой — великой силой, способной управлять природой. Великий французский учёный, религиозный мыслитель и писатель Блез Паскаль (1623—1662) писал о двойственности человека, признавая его безграничные возможности и называя «тростником мыслящим». Человек воспринимался как сложная личность, переживающая драматические конфликты своего времени.
Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,
Арена всех скорбей, превратностей поток,
Фортуны лёгкий мяч, болотный огонёк,
Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.
                        А. Грифиус Перевод Л. Гинзбурга
Переменам в мировосприятии человека во многом способствовали научные открытия в области математики, астрономии, естествознания и географии, расширившие представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Великие географические открытия, выдвинутая Д. Бруно концепция о бесконечности и бесчисленном множестве миров Вселенной, а также сформулированные И. Кеплером законы движения планет вокруг Солнца создали целостное представление о нашей планете, дали огромный эмпирический материал для развития других наук.

Оцени ответ

Взгляд художника на причудливый стиль барокко

Приветствую вас друзья, подписчики и читатели моего блога!

 Любите ли вы погружаться в мир ярких праздников и шика? Думаю, что да!  Нам всем немного не хватает этого, за серыми и рутинными буднями жизни…

И размышляя, я решила погрузить вас в необычайный и такой привлекательный стиль Барокко (конец XVI века- середина XVIII века). Давайте кратко пройдемся по основным понятиям стиля.

Какой он – стиль Барокко в искусстве, в архитектуре, в интерьере и в моде?

Немного странный, с некоторыми излишествами, где-то нелепый, перенасыщенный множеством деталей…  А знаете ли вы, что стиль Барокко долго не признавали, как жанр искусства и даже насмехались над творцами!

Естественной реакцией человека, как бы банально это не звучало, является отторжение всего нового и непонятного на первый взгляд, уже позже осознанного только при глубоком восприятии.

К художественным произведением тех времен предъявлялись строгие требования, а именно полное соответствие правилам античного искусства. Классика и рациональные взгляды на творчество приобрели новые качества и особенности, которые стали интересны обывателям.

На смену стереотипному мышлению пришел новый, неизведанный, неестественный и интересный стиль Барокко.

  Какие же основные тенденции этого стиля?

Если описать стиль и обобщить, то выглядит он так: контрастность, напряженность, динамичность.. Желание  показать пышность и роскошь, яркость и сочность …. Соединение воедино реальности и иллюзии.…

Теперь давайте чуточку пройдемся по живописи…

Пышность и величие присуще живописи в стиле Барокко. Выразительность и контрастность цветов в картинах разрушает гармонию эпохи ренессанса. Каждый стиль в искусстве имеет тесную взаимосвязь с эпохой своего рождения, ведь питаясь эмоциями и увлечениями того времени, художники получали волну вдохновения.

Творцы на холстах оставляли настроение хаоса и некоторой бесцеремонности, что и оправдывает популярность картин, выполненных в стиле Барокко.

Размеренная жизнь человека наполнилась новыми игривыми эмоциями и праздничным настроением…, ведь при взгляде на работу художника можно полностью погрузиться в иллюзорный мир шика и праздника.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) – творец, который предпочитал разнообразие и богатство красок, передавая любителям искусства свое настроение и эмоциональный порыв, некую страсть в сюжете. Ах, какая грация и сила собрались воедино в этой картине…

Диего Веласкес (1599-1660) –живописец и один из ярких примеров художников, работающих в стиле барокко. Очень яркие сюжеты и портреты, передающие величие высокопоставленных лиц – основное направление, в котором представлено множество его работ. Творец тщательно прорабатывал все детали, играя с бликами и тенями, что и подкупает наблюдателей.

Интересной особенностью в работах Веласкеса является совмещение в одном полотне натуральности и фантастики, мечты и реальности.

Какое милое дитя с кудряшками, бантиками и рюшечками….у меня в душе даже заиграла музыка…Вы ее слышите? Я шучу, конечно, но ощущения праздника в душе, все же присутствует. Почему сейчас так не одеваются….

И другие самые известные художники Барокко: Рембрандт ван Рейн (1606-1669),  Лафранко Джованни (1582-1647), Аннибале Карраччи (1560-1609), Караваджо (1571-1610)….

Пышные формы, яркие краски, непривычность и оригинальность сюжетных линий – все это особенности, характеризующие стиль барокко.

Чувственностью пропитаны холсты художников, в которых творцы передавали яркие эмоции и переживания

 Забыла упомянуть в начале статьи, что родиной Барокко считается Италия и с итальянского «Barocco»  переводится как причудливый, странный, склонный к излишествам…

 Теперь кратко о Стиле Барокко в архитектуре

Сложность и размах можно лицезреть  в архитектурных творениях . Очень сложные формы, игра цвета и насыщенность в оформлении зданий присущи эпохе Барокко. Одна деталь дополняется другой, создавая объем и величие. Богатые, насыщенные разнообразием деталей, здания в стиле Барокко, поражают обычного обывателя своей помпезностью.

Самые известные архитекторы Барокко :

Бернини 1598 — 1680, величайший итальянский архитектор и скульптор. Самые известные его работы: площадь Святого Петра,  Палаццо Барберини, Сант-Андреа аль Квиринале.

Пьетро да Кортона    1596-  1669 — итальянский живописец и архитектор, его работы: Церковь Святого Луки и Святой Мартины, фасад Санта-Мария делла Паче

Франсуа  Мансар 1598 -1666, французский архитектор , такие работы как замок в Блуа, дворец Мезон-Лаффит

Лево Луи 1612-1670, тоже является одним из самых известных и первым королевским архитектором Франции, самые яркие его работы это дворец в Версале (был главным со-архитектором), Луврский дворец, Во-ле-Виконт

Ну и конечно, стиль Барокко в архитектуре не обошел и Россию-матушку . А самый главный архитектор того времени это конечно же  Бартоломео Растрелли  1700-1771, его Творения это Зимний дворец, Смольный собор, Екатерининский дворец (переделка)….

Зимний дворец на Дворцовой площади Санкт-Петербурга

Андреевская церковь в Киеве

Если подвести итог архитектурным построениям стиля Барокко, то это парадность  напыщенность, тяжеловесность с кривыми линиями, торжественность, масштабность, величественность, размах в пространстве.

И еще немало важно, это появление эффекта движения за счет использования света и тени… появляется этакая игра светлого и темного

Теперь давайте окунемся в мир интерьеров того времени, и  конечно же немного погрузимся в мир моды это удивительного и шикарного стиля Барокко

В дизайне интерьер этот стиль всегда стремился к величию, пышности, подчеркивая роскошь и изобилие владельца дома. Огромные, масштабные помещения с богатой отделкой и разнообразием материалов (мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами)

Разнообразные скульптуры, настенные живописные росписи и фрески на потолке… Массивная мебель — широкие кровати с балдахинами, огромные шкафы, зеркала с золочеными рамами, гобелены на стенах… Мягкая мебель обивалась дорогой яркой тканью — и  все это черты стиля Барокко интерьеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стиль до сих пор востребован, и многие люди во всем мире предпочитают его видеть у себя в доме… \Мне этот стиль, по правде говоря, сильно симпатизирует, может поэтому, я люблю расписывать стены и мебель?

Множество живописцев и архитекторов представили человечеству шедевральные работы, покорившие людей своей безудержной тягой к жизни.

 А что же касается моды в стиле Барроко?

Началась мода барокко во времена Людовика XIV- короля Франции, при дворе которого существовал особый этикет. Сам же король-солнце любил выглядеть изыскано- модно, модник одним словом. Пышность, чопорность, сложность, обилие украшений (банты, кружева, шнуры, вышивка, ленты, драпировки)… неестественность внешнего  вида.

Также, дворцовая одежда эпохи барокко шилась из атласа, парчи, бархата, из шерсти высокого качества.  Но роскошная, причудливая одежда была не удобна, поэтому одевание платья превращалось в целый ритуал.

Ну и мода Барокко не проникла дальше дворцовых покоев, какой простолюдин может себе позволить такую дорогую одежду, в которой неудобно передвигаться и естественно работать?

Тогда же и вошли в моду такие аксессуары как кружевные зонтики, удивительные веера и муфты

 

Продолжением стиля Барокко считается стиль Рококо, в котором на смену роскоши и пышности пришли изящество и легкость. При этом оба стиля характеризуются празднованием и ликованием.

Такие разные и такие одинаковые – эта фраза идеально подходит для описания этих стилей живописи. Барокко характеризуется яркими цветами и контрастами, а творцы в стиле рококо предпочитают светлую, пастельную гамму оттенков. Масштаб и объем предпочтителен Барокко, а Рококо – это множество деталей и их ювелирная проработка.

Позже напишу статью и о стиле Рококо и сделаю сравнение развернутое между этими, горячо мною любимыми стилями

 Какова же роль Барокко в современной живописи?

… он до сих пор используется художниками и архитекторами. Вдохновляясь работами великих творцов, в современном мире художники пытаются повторить величие Барокко, максимально приблизившись к его особенностям.

В каждом человеке заложены огромные потенциалы возможностей, которые по каким-то нелепым причинам остаются не реализованными. Ведь в процессе создания шедевров вы реализовываете себя, приближаясь к миру совершенства.

Работать можно в любом стиле и направлении, главное при этом получать удовольствие от процесса. Взяв  в руки кисть, вы погружаетесь в мир иллюзий и фантазий, оставляя на холсте свое настроение, тем самым приближаясь к своей мечте. Надеюсь, статья познакомила вас кратко с удивительным стилей королей Франции- Барокко!

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *