Средства художественного выражения поздний классицизм – что это такое, основные черты представителей эпохи, особенности в архитектуре, литературе, жанры, признаки позднего

Презентация на тему: ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КЛАССИЦИЗМА:

Идеализация человека, событий, природы

Жак Луи Давид

«Наполеон на Св.Бернарде» 1800

Клод Лоррен

«Похищение Европы» 1655

Н.Пуссен

«Автопортрет»

А.Граф

«Портрет Элизы фон дер Реке»

А.Граф

«Портрет Гогеля»

Ж.Л.Давид

«Портрет мадам Верниньяк»

Самодостаточность

и достоинство личности

Литература, театральное искусство и музыка классицизма стремятся к гармонии формы и содержания.

Устанавливается иерархия жанров – «высокие» (трагедия с ее принципом единства места, времени и действия, эпопея, ода, история, мифология, религиозное произведение, масштабные музыкальные произведения) и «низкие» (комедия, сатира, басня, жанровые произведения и т.п.)

Эволюция классицизма завершается в первой трети XIX века стилем АМПИР в архитектуре:

Массивные портики дорического и

тосканского ордеров, контрастирующие с гладью стен и геометризмом объемовБольшие нерасчлененные

поверхности стенМонументальность и лаконизмЗаимствование архитектурных типов

и форм древности (триумфальные арки, обелиски, памятные императорские колонны)

Военная атрибутика

(преимущественно римская) в качестве декора, утверждающая идею имперского величияИспользование древнеегипетских

орнаментов и символов (прежде всего сфинксов)

Конец XVIII – первая половина XIX века

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РОМАНТИЗМ:

Почвой романтизма стало разочарование в результатах социального прогресса и в итогах Великой французской революции, что вызвало пессимизм и настроения «мировой скорби».

Романтизм стал реакцией на рационализм и самоуверенный оптимизм эстетики классицизма и философии Просвещения.

Романтизм стал первым направлением в искусстве, которое признало художника свободным субъектом творчества и провозгласило безусловный приоритет индивидуальных вкусов творческой личности.

Романтизм противопоставил утилитаризму и бездуховности общества новый тип мировоззрения, тяготеющий к бесконечности, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу.

Гойя

«Колосс»

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РОМАНТИЗМА:

Обращение к инстинкту, интуиции, импульсу, не контролируемым разумом. В результате – творческий акт становится таинством, сближается с мистическим откровением.

Фюсли

«Безумие»

Гойя

«Сатурн,

пожирающий своих детей»

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ

СРЕДСТВА

РОМАНТИЗМА:

Использование

гротеска, искажение реальности, эксцентричность

Гойя

«Великий козёл»

Деталь

2.2 Средства выразительности классицизма. Русская архитектура второй половины XIX века

Похожие главы из других работ:

Балет "Ромео и Джульетта" С.С. Прокофьева

3. Тема Джульетты (анализ формы, средства музыкальной выразительности, приемы изложения музыкального материала для создания образа)

Джульетта - самый развернутый и сложный образ балета, данный в непрерывном развитии. При всей абсолютной танцевальности, он ближе оперным героиням по психологической сложности и разработанности характера, показу мельчайших движений души...

Живописная тематическая композиция "Предчувствие весны"

Средства выразительности в живописной композиции пейзажа.

В параграфе «Условный пейзаж в живописи» автор рассматривает творчество художников, писавших работы в данном стиле, особенности их стиля...

Живописная тематическая композиция "Предчувствие весны"

1.2 Средства выразительности в живописной композиции пейзажа

Обратимся к исследованию искусствоведа П. Павлова, которое раскрывает особенности работ владимирских художников и способы достижения выразительности в своих картинах [26:65]. Он пишет...

Контраст как средство достижения композиционной выразительности

Глава I. Контраст - средство достижения композиционной выразительности

Контраст - это резкое отличие предметов по тем или иным свойствам (размерам, форме, цвету, светотени и т. д.), резко выраженная противоположность: длинный -- короткий, толстый -- тонкий, крупный -- мелкий. Контраст -- противопоставление...

Особенности композиции лаковых изделий японской школы Римпа

2.2Сравнительный анализ средств выразительности мастеров школы Римпа

...

Пластическая выразительность в создании сценического образа

Глава 1. Характеристика пластической выразительности

Говоря о сущности понятия пластическая выразительность, стоит начать с самого определения пластики. Пластика - искусство ритмических движений тела; гармоничность, плавность движений, жестов. Жесты, позы...

Пластическая выразительность в создании сценического образа

Глава 2. Выдающиеся театральные деятели о пластической выразительности

Проблемы пластической выразительности связаны с несколькими вещами. Во-первых, это отбор выразительных средств, во-вторых, это их соответствие автору, эпохе и сценическим задачам, в-третьих, это физическая подготовка актёра непосредственно и...

Пластическая выразительность в создании сценического образа

2.1 Поиски творческой выразительности на уроках Аркадия Борисовича Немеровского

театральный режиссерский пластический выразительность Одним из важных моментов в творчестве актера является мышечная свобода. Под мышечной свободой следует понимать умение актера естественно выполнять самые разнообразные движения...

Пластическая выразительность в создании сценического образа

2.2 Жан-Луи Барро о пластической выразительности

Жан-Луи Барро своим творчеством очень ярко пропагандировал пластическую выразительность. Он был известным актёром своего времени, при том, что работал в разных жанрах. Одним из этих жанров была пантомима...

Пластическая выразительность в создании сценического образа

2.4 Константин Сергеевич Станиславский о пластической выразительности

Константин Сергеевич Станиславский, разумеется, также в своём творчестве уделил пластике огромное внимание. Будучи гениальном актёром, Константин Сергеевич на своих же примерах доказывал ученикам важность пластики...

Русская архитектура второй половины XIX века

2.3 Кризис классицизма

Взгляды русских зодчих начала XIX века на общественные задачи архитектуры выразил архитектор К.И. Росси в пояснительной записке к одному из своих проектов. Он призывал зодчих-современников доказать, что они восприняли «систему древних»...

Средства выразительности театрального искусства

1. Понятие о декорационном искусстве как средстве выразительности театрального искусства

Декорационное искусство - является одним из важнейших средств выразительности театрального искусства, это искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники...

Средства выразительности театрального искусства

2. Основные средства выразительности театрального искусства:

2.1 Декорация Декорация (от лат. decoro - украшаю) - оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в которой действует актер. Декорация "представляет собой художественный образ места действия и одновременно площадку...

Художественное оформление праздника

Глава 2. Традиционные художественные средства выразительности и организация массового праздника

...

Цифровая фотография в дизайне

2.1 Средства художественной выразительности в фотографии Что такое выражение в искусстве

Выражение в искусстве - это целостное и синтетическое высказывание средствами выражения, адекватными средствам восприятия. В фотографии выражение представляет собой мгновенный результат симультанной моторной деятельности рук и глаз...

История. 8 класс. Помогите плиззз. очень надо.

Поздний классицизм
а) Цели стиля
В эпоху К. литература строится на том же принципе правительственного «ободрения» , покровительства, к-рый характерен для направления всей хозяйственно-экономической жизни того времени и нашел свое выражение в системе меркантилизма. Писатели призываются на службу экономическим и политическим хозяевам страны — высшему «правительному» слою: монарху и его окружению, — с тем, чтобы средствами лит-ры, дающими возможность оборачивать «полезное» «приятным» (одно из основных требований поэтики К.) , служить государственной «пользе» , помогать осуществлению организационно-политических задач империи и ее гегемона — высшего дворянства. Разумеется, поэты-классики удовлетворяли этим требованиям не столько в порядке подчинения внешнему «заказу» власти, сколько, как правило, в порядке выражения своей психоидеологии как передовых идеологов класса, к-рый их выдвинул или на позиции к-рого они перешли. Это сообщало основным явлениям классической лит-ры прикладной, дидактический в широком смысле этого слова, характер. Этим определялся прежде всего жанровый состав классического стиля.

Классицизм в живописи – это прежде всего сочетание античного наследия с современным художнику миром. Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силе природы, личное – общественному. Как и во всех других отраслях искусства, в классической живописи идет обобщение образа, на первый план выходит идея первичности нужд большинства. Как и в литературе, в живописи идет деление жанров на низкие (или малые) и высокие. Классицизм, как наследник античности, естественно, относил к высокому жанру полотна, написанные на мифологические и исторические сюжеты. В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи.
К ясности и простоте, классически чётким пропорциональным схемам и членениям стремятся архитектурные планы и композиции, которые ориентировались на античные идеалы и на новой основе возрождали античную ордерную систему. Вдухе классицизма возводятся как особняки, так и культовые и общественные здания в столице и провинциях. Складывается новый тип открытой городской площади, становящейся средоточием городской жизни, узлом основных магистралей.
По мере развития классицистической архитектуры декоративные элементы исчезают, колонны и антаблемент возвращают своё конструктивное значение. На смену регулярному искусственному парку приходит свободно разбитый парк с укромными уголками, с рощами и прудами, с небольшими беседками.
б) Представители стиля
Вольтер (писатель) , Жан-Анже Габриэль (архитектор) , Жак-Жермен Суфло (архитектор) ,
в) Средства художественного выражения
Считается, что классицизм - это прежде всего жесткая система правил. В классицистических произведениях общегосударственное должно преобладать над частным, изображать следует не сущее (правдивое) , а должное (правдоподобное) , ориентироваться нужно на античность и облагороженную природу, необходимо соблюдать принцип соответствия формы и содержания, в драматургии, помимо всего прочего, автор обязан придерживаться так называемого «правила трех единств» . Если же к приведенному выше перечню основ классицистической поэтики добавить другие, не менее важные пункты, касающиеся сугубого рационализма, дидактизма, гражданственности и монументальности искусства и литературы классицизма, то даже абсолютно не искушенному в проблемах эстетики реципиенту станет совершенно очевидно, что он имеет дело с глубоко кондовой, иерархичной и авторитарной по своей сути системой. Однако эстетика классицизма никогда не сводилась к одним только «правилам» , будучи достаточно гибким и подвижным культурным организмом. «Исключения из правил» находились не вне, а внутри этой системы; они были изначально предусмотрены многими ее теоретиками и должны рассматриваться в качестве полноправного элемента поэтики классицистических произведений.
Остальное в сообщениях...

Средства художественной выразительности

Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.

Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.

Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:

  • фонетические;
  • лексические;
  • синтаксические.

Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.

Виды средств выразительности

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

КнигиКниги

А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Тропы

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

КнигаКнига

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

ПовторВ начале, конце, на стыке предложенийЭтот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

АнтитезаПротивопоставление. Часто используются антонимы.Волос длинный – ум короткий
ГрадацияРасположение синонимов в порядке нарастания или ослабленияТлеть, гореть, пылать, взрываться
ОксюморонСоединение противоречийЖивой труп, честный вор.
ИнверсияИзменения порядка словПришел он поздно (Он поздно пришел).
ПараллелизмСравнение в форме сопоставленияВетер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
ЭллипсисПропуск подразумевающегося словаЗа шапку и в дверь (схватился, вышел).
ПарцелляцияРазделение единого по смыслу предложения на отдельныеИ думаю я снова. О тебе.
МногосоюзиеСоединение через повторяющиеся союзыИ я, и ты, и все мы вместе
БессоюзиеИсключение союзовТы, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение.Используются для усиления чувствКакое лето!

Кто, если не мы?

Слушай, страна!

УмолчаниеПрерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волненияМой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексикаСлова, выражающие отношение, а также прямая оценка автораПрихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Тест «Средства художественной выразительности»

Стол с книгами и бумагамиСтол с книгами и бумагами

Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.

Прочитайте следующий отрывок:

«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

А.Пушкин

Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?

Ответ на тест дан в конце статьи.

Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.

Ответ на тест

К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *