Стиль канонический: Определитель архитектурных стилей • Arzamas – Все архитектурные стили от А до Я, список с фото – Rehouz

Содержание

Жанровые структуры и каноны

Определение 1

Канон жанра – это определенная система устойчивых и твердых жанровых признаков.

Жанровые структуры

Литературные жанры, кроме сущностных качеств, имеют формальные, структурные свойства с разной мерой определенности. На ранних этапах, включительно до эпохи классицизма, на первом плане находились и осознавались в качестве доминирующих формальные аспекты жанров. В качестве жанрообразующих начал выступали:

  • Метры – стиховые размеры
  • «Твердые формы» - строфическая организация
  • Принципы построения
  • Ориентация на какие-либо речевые конструкции.

Каждый жанр имел строго закрепленные комплексы художественных средств. Индивидуально-авторская инициатива оттеснялась и порой даже нивелировалась жесткими предписаниями касательно предмета изображения, построения и речевой ткани произведения. Творческая воля писателя строго подчинялась законам жанра. Традиционные жанры строго формализованы и существуют порознь, отдельно друг от друга, имеют явственные, четкие границы. Регламентация жанров, определяемая эстетической мыслью, наивысшей точки достигла в эпоху классицизма. Н. Буало в своем стихотворном трактате «Поэтическое искусство» сформулировал весьма жесткие правила для основных групп художественных произведений. В частности, он провозгласил принцип трех единств – единства места, времени и действия – как необходимый в произведениях драматического жанра. Также он резко разграничивал комедию и трагедию. Но главное, нормативная эстетика, начиная от Аристотеля, настаивала на следовании поэтами непререкаемым жанровым образцам, какими, прежде всего являлись, поэмы-эпопеи Гомера, а также трагедии Софокла и Эсхила.

В периоды нормативных поэтик – от эпохи античности до 17-18 вв. – вместе с жанрами, рекомендованными и регламентированными теоретиками (как называл их С. С. Аверинцев «жанрами de jure»), существовали так называемые «жанры de facto», которые на протяжении ряда столетий не получали теоретического обоснования, но обладали устойчивыми структурными свойствами и определенными содержательными пристрастиями. К таким жанрам относятся новеллы, сказки, басни и сценические произведения, подобные новеллам, а также большая часть традиционных лирических жанров, в том числе фольклорных.

В 18 веке началась так называемая «деканонизация» жанровых структур. Свидетельством этому являются произведения Л. Стерна и Ж. Ж. Руссо. Романизация литературы последних двух столетий ознаменовала ее выход за границы жанровых канонов и одновременно с этим стирание рамок между жанрами.

При этом жанровые структуры, обладающие устойчивостью, своего значения не утратили ни в эпоху романтизма, ни в последующие. Жанры, имеющие многовековую историю и обладающие формальными особенностями, существовали и продолжают существовать. Вновь возникшие в 19-20 веках жанровые образования также обладают структурной устойчивостью. Например, в лирической поэзии символистов несомненно наличие формально-содержательного комплекса:

  • Семантическая усложненность речи
  • Тяготение к универсалиям
  • Апофеоз таинственности и т.д.

Таким образом, в литературе известно два рода жанровых структур:

  • Канонические жанры
  • Неканонические жанры.

Определение 2

Канонические жанры – это завершенные, твердые формы, которые неизменно равны самим себе (например, сонет).

Неканонические жанры – это жанры, открытые всяческим перестройкам, изменениям, обновлениям, трансформациям (например, новеллы, элегии).

Такие свободные жанровые формы соприкасаются и сосуществуют с внежанровыми образованиями, однако не существует жанров, не имеющих какой-то минимум устойчивых структурных свойств.

Канонизация жанров

Жанры рассматриваются как достойные или не достойные внимания художественно образованных людей. Они трактуются как высокие и низкие, современные или устаревшие, магистральные и периферийные (маргинальные). Такие оценки создают иерархии жанров, меняющиеся со временем.

Замечание 1

Ряд жанров получает максимально высокую оценку, которая обретает литературную весомость и становится общепризнанной. Такие жанры называются канонизированными.

Канонизация литературных жанров осуществлялась нормативными поэтиками еще с античности, от Аристотеля до Буало, Сумарокова и Ломоносова. В своем трактате Аристотель придал высочайший статус эпопее и трагедии. В эстетике классицизма также была канонизирована 2высокая комедия», которую резко отделили от народно-фарсовой комедии, считавшейся низким и неполноценным жанром.

В сознании массового читателя также имела место иерархия жанров. Например, на рубеже 19-20 веков русские крестьяне предпочитали «божественные книги» и произведения светской литературы, перекликавшиеся с ними. А «сказки» - произведения развлекательного характера, считались низким жанром. Сказки были широко распространены, но к ним относились с пренебрежением и получали нелестные эпитеты – «чепуха», «побасенки», «побасульки».

В «верхнем» слое литературы также имеет место канонизация жанров. Например, в период романтизма, который ознаменовался радикальной жанровой перестройкой, вершину литературы составляли сказка, фрагмент и роман в духе «Вильгельма Мейстера». Литературная жизнь 19 века, особенно в России, примечательна канонизацией социально-психологических повестей и романов, имеющих склонность к психологизму, жизнеподобию, бытовой достоверности.

В 20 века предпринимались попытки канонизации пародии (формальная школа), мистериальной драматургии (концепция символизма), романа – эпопеи (эстетика соцреализма 30-40-х годов) и романов Ф. М. Достоевского как полифонических.

В западноевропейской литературе были попытки канонизации романа «потока сознания» и абсурдистской драматургии.

Если в периоды нормативных эстетик канонизировались высокие жанры, то в современно литературе поднимаются те жанровые начала, которые до этого находились за гранью «строгой литературы». Происходит канонизация новых жанров и тем, которые ранее были маргинальными, низкими.

Канон (нарратив) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Канон.

В массовой культуре канон — материалы и события, признаваемые «официальными» и «верными» в вымышленной вселенной, «исходная работа, из которой заимствует автор фанфика»[1]. Соответственно, «каноничный» — это тот, который соответствует «канону», «верный» и не подлежащий сомнению[2]. Фанфики не признаются каноничными, в то время как события из «официальных» источников — признаются. Альтернативные термины: «мифология», «», «вселенная».

Само слово «канон» происходит от библейского канона, когда часть книг объявили Святым писанием, а часть — апокрифами[3]. В литературе термин впервые применили по отношению к Шерлоку Холмсу. Рональд Нокс в 1911 году назвал «каноном» книги Конан-Дойля, чтобы отличить от вторичных произведений других авторов[4][5]. Впоследствии понятие «канон» переняли и другие медиафраншизы: «Звёздный путь», «Звёздные войны»,

Fallout и прочие. В них разные произведения рассказывали разные вещи, полностью или частично противоречившие друг другу, и что-то приходилось объявлять верным, а что-то — нет[5].

Поскольку разные работы создаются разными людьми в разное время, в них неизбежно накапливаются противоречия. Они разрешаются лишением некоторых работ статуса «каноничных» («Звёздный путь»), установкой разных уровней каноничности разным работам («Звёздные войны»). Разные работы могут считать параллельными вселенными («Звёздный крейсер „Галактика“»), а могут не заниматься этими вопросами вообще. Некоторые события вообще являются «пасхальными яйцами» и изначально не претендуют на каноничность.

Каноническая концовка[править | править код]

В компьютерных играх часто есть выбор игрока и несколько концовок в зависимости от того, что он выбрал. Одну из концовок (обычно самую «лучшую») объявляют канонической, и игры-сиквелы ссылаются именно на такой вариант хода событий.

Интересно решение серии Fallout. Ни один выбор игрока — если, конечно, есть другие способы пройти игру — не считается каноническим, пока на него не сошлётся кто-то другой с авторитетом канона.

Перезапуск[править | править код]

В любом случае, с накоплением новых и новых сиквелов канон расширяется, и работа с ним всё усложняется. Помимо выброса второстепенных произведений из канона, может помочь перезапуск — создание нового канона с нуля. Перезапуски и переработки нужно выполнять аккуратно — от этого зависит принятие или непринятие фильма имеющимися поклонниками[6].

«Звёздный путь»[править | править код]

В канон «Звёздного пути» входят «все события сериалов и фильмов» (а именно Star Trek, Star Trek: The Next Generation, Star Trek: Deep Space Nine, Star Trek: Voyager, Star Trek: Enterprise, и все фильмы)[7]. Соответственно, неканонично всё остальное: сопутствующие романы, комиксы, игры и мультфильмы. Однако события романов и мультфильмов могут в конце концов проникнуть в сериалы, ведь, как говорит сайт, «канон — это не то, что высечено на камне»[7]. Один из неканоничных элементов, позднее вошедших в канон,— второе имя Тиберий у Кирка (Джеймс Тиберий Кирк), которое появилось в мультсериале, а позднее было упомянуто в фильме Star Trek VI: The Undiscovered Country

.

«Звёздные войны»[править | править код]

В «Звёздных войнах» было несколько уровней каноничности. Высший уровень — шесть фильмов и личные заявления Лукаса. Прочие материалы имеют уровни более низкие[5]. Эту сложную систему поддерживает Лиланд Чи, сотрудник Lucasfilm[5].

В 2014 году Чи уменьшил количество уровней до двух — «канона» и «легенд».

«Доктор Кто»[править | править код]

Создатели «Доктора Кто» уклонялись от вопросов о каноничности. Расселл Ти Дейвис в 2013 году объяснял это тем, что он просто не думал об этом вопросе[8][9][10].

Fallout[править | править код]

Каноническими (на 2019 год) считаются шесть игр: Fallout, Fallout 2, Fallout 3, Fallout: New Vegas, Fallout 4, Fallout 76 со всеми аддонами и с той частью сопроводительной документации, которая не противоречит играм. Каноничны оба комикса.

Неканонична игра Fallout Tactics: Brotherhood of Steel (за исключением общей цепи событий, на которую ссылается Fallout 3), Fallout: Brotherhood of Steel, Fallout Shelter

(мини-игра для смартфонов), настольные игры «по мотивам», специальные встречи Fallout 1, 2 и New Vegas, ошибки игр, невышедшие игры. Любой выбор игрока — если, конечно, есть другие способы пройти игру — также неканоничен, пока более новая игра не сошлётся на тот или иной вариант развития событий: так, общепринято, что Выходец из Убежища подобрал Псину и нанял Яна, и оба погибли (это описано в документации к Fallout 2), однако об остальных напарниках Fallout такой информации нет.

В случае противоречий Black Isle/Bethesda «выигрывает» вторая, текущий правообладатель. Так, в Fallout 2 наркотик винт изобретён ребёнком Майроном, возможным напарником. Однако довоенный винт из Fallout 4 всё-таки вошёл в канон. Не согласные с этим даже сделали мод, где винт был заменён на баффаут, точно довоенный препарат.

Канонический иллюстратор, канонический переводчик[править | править код]

Работа иллюстратора или переводчика может стать настолько удачной, что его достижения — внешний вид персонажей, перевод имён и т. д. — становятся каноном. Так, благодаря художнику Сидни Пэджету и его последователям шляпа с двумя козырьками стала фирменным головным убором Шерлока Холмса, хотя в книге нечто подобное однажды упоминается там, где и полагается — где-то за городом. Что носил Холмс в городе — книги не упоминают; скорее всего, котелок.

Фанон[править | править код]

Фанфики практически никогда не объявляют каноничными. Но некоторые идеи из них могут стать известными среди фанатов. Совокупность этих идей называют [11][12].

Фаноны часто бывают в крупных медиафраншизах, где много каноничных и неканоничных работ, как во вселенной «Звёздного пути».

Иногда, например, среди фанатов «Горбатой горы», фанатские работы объявляют каноническими, если работа остаётся верной исходному рассказу Энни Пру и фильму 2005 года. Эти работы могут описывать события до, во время или после событий рассказа и фильма.

Кинон[править | править код]

В случае, если каноничное произведение было экранизировано, то новая интерпретация называется кинон[источник не указан 153 дня] и может отличаться в деталях. Зачастую различия относятся к внешнему облику действующих лиц. Например, в первом томе серии романов «Гарри Поттер» возраст преподавателя Северуса Снегга составляет 31 год, в то время как в фильме сыгравшему его актёру Алану Рикману на тот момент было 55 лет.

Хедканон[править | править код]

Хедканон, хэдканон (от англ. headcanon, «канон в голове») — личные интерпретации человека о вымышленной вселенной.[13]

В интернете распространён ироничный вариант перевода термина — «головопушка», так как в английском языке слова «канон» (canon) и «пушка» (cannon) имеют схожее звучание и написание.

  1. ↑ Meredith McCardle, Fan Fiction, Fandom, and Fanfare: What’s All the Fuss Архивная копия от 3 июля 2011 на Wayback Machine, p.3
  2. ↑ Parrish, 2007, p. 32.
  3. McDonald, Lee Martin. The Biblical Canon: Its Origin, Transmission and Authority (англ.). — Updated and revised 3rd. — Peabody, Massachusetts: Hendrickson Publishers (англ.)русск., 2007. — P. 38. — ISBN 978-1-56563-925-6.
  4. ↑ Peter Haining, «Introduction» in Doyle, Arthur Conan. The Final Adventures of Sherlock Holmes (неопр.). — New York: Barnes & Noble Books, 1993. — ISBN 1-56619-198-X. Edited by Peter Haining.
  5. 1 2 3 4 Baker, Chris. Meet Leland Chee, the Star Wars Franchise Continuity Cop (18 августа 2008). Дата обращения 30 апреля 2010.
  6. Urbanski, Heather. The Science Fiction Reboot: Canon, Innovation and Fandom in Refashioned Franchises (англ.). — Jefferson, NC: McFarland, 2013. — ISBN 978-0-7864-6509-5. Архивная копия от 24 апреля 2015 на Wayback Machine
  7. 1 2 FAQ: Article (неопр.). startrek.com. CBS Studios (10 июля 2003). Дата обращения 29 апреля 2010.
  8. ↑ Doctor Who Magazine #388
  9. ↑ Doctor Who Magazine #356
  10. ↑ Davies RT, «The Writer’s Tales»
  11. ↑ Parrish, 2007, 'fanon.' Within an individual fandom, certain plotlines may be reinvented so many times and by so many people—or alternately may be written so persuasively by a few writers—that they take on the status of fan-produced canon., p. 33.
  12. ↑ The first known use of the word fanon was by Emily Salzfass in in a post about Star Trek at alt.startrek.creative.erotica.moderated on April 1, 1998.
  13. Romano Aja. Canon, fanon, shipping and more: a glossary of the tricky terminology that makes up fandom (неопр.). Vox. Vox media (7 июня 2016). Дата обращения 5 июня 2019.

Имитационная техника - Сайт ludustonalis!

Приемы имитационной полифонии

        Имитация (лат. imitation – подражание) – повторение голосом мелодии, перед этим исполненной другим голосом.  Имитация – важный принцип организации полифонической музыки, так как благодаря общности, голоса прочно связываются в целое.

    Голос, первым излагающий мелодию, называется пропостой (итал.proposta – предложение). Подражающий голос называется риспостой (итал.risposta –ответ, возражение).

     Имитации характеризуются интервалом вступления имитирующего голоса, расстоянием вступления, количеством пропост и риспост, а также степенью точности подражания,   способом имитирования.

      Интервал вступления риспосты может быть любой, однако в XVI веке в связи с утверждением мажора и минора с их тонико-доминантовыми отношениями распространились кварто-квинтовые имитации. Усложнение гармонии в XX веке повлекло широкое применение имитаций в диссонирующие интервалы.

      Расстояние вступления указывает насколько позже вступает имитирующий голос. В строгом стиле были обычны имитации с небольшим расстоянием вступления. С XVII века утвердились имитации с большим расстоянием вступления.

  Имитация, в которой сохраняется ритм и ступеневая величина интервалов, называется строгой.     Свободная имитация содержит интервальные и ритмические изменения.

Имитация с преобразованием усложняется использованием какого-либо способа преобразования мелодии в риспосте. Имитация, в которой совмещаются разные способы преобразования, называется комбинированной.  Пример ракоходной имитации

     Имитация – способ изложения, не является формой произведения. Применима в любой части как полифонического так и неполифонического произведения. Она может быть формой изложения темы или   тематического ядра, главным средством мотивной работы в разработках и средних частях различных форм, обновляет звучание тем в репризе.

   

    Канон  (лат. canon – правило) – полифонический прием, основанный на длительном воспроизведении риспостой начального голоса. Второе значение – полифоническая форма (композиция), основанная на технике канонической имитации. Выразительные возможности канона кроются в максимальном единстве голосов, концентрированном воплощении образа.

          Каноны, также как имитации, характеризуются интервалом вступления имитирующего голоса, расстоянием вступления, количеством пропост и риспост, степенью точности и характером имитирования, а также по признаку конечности или повторяемости.

          Двухголосный канон технически не сложен. 

                     

                  Методика сочинения канона:

                      1. сочинить отдел А в пропосте;

                      2. переписать его в риспосту;

                        3.  сочинить отдел В в пропосте;

                       4.  переписать его в риспосту;

                     5.  сочинить отдел С в пропосте;

                          6.   переписать его в риспосту;                                        7. написать каденцию.                                     

                                                                                              

Трех- и четырехголосные каноны технически более сложны, так как требуют применения сложного контрапункта. В канонах симметричных (Iразряд) голоса вступают через равные промежутки времени, поэтому возникает вертикально-подвижной контрапункт.

В канонах несимметричных (II разряд) голоса вступают через разные промежутки времени, возникает горизонтальный или вдвойне-подвижной контрапункт

       Двойной канон – это два канона, звучащих одновременно. Если каждая пропоста имеет одну риспосту, то всего будут 4 голоса, если по две риспосты, то 6 голосов. Порядок вступления голосов осуществляется по любой из следующих схем:

Выдающиеся образцы двойных канонов: Шостакович. Фуга e-moll. Шостакович. Симфония №5, часть 1. Шостакович. Симфония №8, часть 1.

  Канон с преобразованием характеризуется применением обращения, ракохода, увеличения или уменьшения, а также комбинированием этих способов.

Применение канона известно с времен Парижской школы (XII век). Техника канона расцветает в XV- XVI  веках у нидерландских контрапунктистов. В свободном стиле канон используется в самостоятельных пьесах, в вариациях, может быть формой оперной сцены, формой изложения темы в сонатной форме, средством развития в серединах и разработках.

      Бесконечный канон – канон, который возвращается к своему началу и может быть повторен без перерыва в имитировании. Бесконечные каноны  I разряда в приму пишутся в простом контрапункте. Бесконечный канон в октаву пишется при Iv= - 14, в нону при Iv= - 16, в дециму при Iv= - 18.

Iv= - 2m

          В бесконечных канонах   II разряда расстояние вступления между последней риспостой и повторением пропосты практически не ограничено и может быть очень продолжительным.

        Постоянное возвращение к началу делает эту форму пригодной для песен шуточного характера. Народный обычай петь каноны был распространен в Англии, Франции, Нидерландах. Есть примеры использования бесконечного канона в оперных ансамблях (Бетховен. «Фиделио» №3; Глинка. «Руслан и Людмила», квартет «Какое чудное мгновенье»), вариациях (Шуман «Симфонические этюды», вар.4), инструментальных пьесах. Некоторой статичностью бесконечного канона объясняется то, что он почти не применяется в фуге.

    Каноническая секвенция – разновидность бесконечного канона, который возвращается к своему началу, но на другой высоте и повторяется без перерыва в имитировании. Каноническая секвенция I разряда пишется в вертикально-подвижном контрапункте

Iv= - m n 

При нечетном показателе шаг секвенции равен секунде или кварте. При четном показателе шаг секвенции  - терция или квинта. Применяется каноническая секвенция в неустойчивых построениях: интермедиях, разработках, серединах, связках. 

Выполните задания

1. Определите полифонический прием

а)

2. На писать имитацию в верхнюю квинту с расстоянием вступления 2 такта на данную тему

§ 4. Жанровые структуры и каноны. Теория литературы

§ 4. Жанровые структуры и каноны

Литературные жанры (помимо содержательных, сущностных качеств) обладают структурными, формальными свойствами, имеющими разную меру определенности. На более ранних этапах (до эпохи классицизма включительно) на первый план выдвигались и осознавались как доминирующие именно формальные аспекты жанров. Жанрообразующими началами становились и стиховые размеры (метры), и строфическая организация («твердые формы», как их нередко именуют), и ориентация на те или иные речевые конструкции, и принципы построения. За каждым жанром были строго закреплены комплексы художественных средств. Жесткие предписания относительно предмета изображения, построения произведения и его речевой ткани оттесняли на периферию и даже нивелировали индивидуально-авторскую инициативу. Законы жанра властно подчиняли себе творческую волю писателей. «Древнерусские жанры, — пишет Д.С. Лихачев, — в гораздо большей степени связаны с определенными типами стиля, чем жанры нового времени <…> Нас поэтому не удивят выражения «житийный стиль», «хронографический стиль», «летописный стиль», хотя, конечно, в пределах каждого жанра могут быть отмечены индивидуальные отклонения». Средневековое искусство, по словам ученого, «стремится выразить коллективное отношение к изображаемому. Отсюда многое в нем зависит не от творца произведения, а от жанра, к которому это произведение принадлежит <…> Каждый жанр имеет свой строго выработанный традиционный образ автора, писателя, «исполнителя»[812].

Традиционные жанры, будучи строго формализованы, существуют отдельно друг от друга, порознь. Границы между ними явственны и четки, каждый «работает» на своем собственном «плацдарме». Подобного рода жанровые образования являются Они следуют определенным нормам и правилам, которые вырабатываются традицией и обязательны для авторов. Канон жанра — это «определенная система устойчивых и твердых (курсив мой. — В.Х.) жанровых признаков»[813].

Слово «канон» (от др. — гр. kanon — правило, предписание) составило название трактата древнегреческого скульптора Поликлета (V в. до н. э.). Здесь канон был осознан как совершенный образец, сполна реализующий некую норму. Каноничность искусства (в том числе — словесного) мыслится в этой терминологической традиции как неукоснительное следование художников правилам, позволяющее им приблизиться к совершенным образцам[814].

Жанровые нормы и правила (каноны) первоначально формировались стихийно, на почве обрядов с их ритуалами и традиций народной культуры. «И в традиционном фольклоре, и в архаической литературе жанровые структуры неотделимы от внелитературных ситуаций, жанровые законы непосредственно сливаются с правилами ритуального и житейского приличия»[815].

Позже, по мере упрочнения в художественной деятельности рефлексии, некоторые жанровые каноны обрели облик четко сформулированных положений (постулатов). Регламентирующие указания поэтам, императивные установки едва ли не доминировали в учениях о поэзии Аристотеля и Горация, Ю.Ц. Скалигера и Н. Буало. В подобного рода нормативных теориях жанры, и без того обладавшие определенностью, обретали максимальную упорядоченность. Регламентация жанров, вершимая эстетической мыслью, достигла высшей точки в эпоху классицизма. Так, Н. Буало в третьей главе своего стихотворного трактата «Поэтическое искусство» сформулировал для основных групп литературных произведений весьма жесткие правила. Он, в частности, провозгласил принцип трех единств (места, времени, действия) как необходимый в драматических произведениях. Резко разграничивая трагедию и комедию, Буало писал:

Уныния и слез смешное вечный враг.

С ним тон трагический несовместим никак,

Но унизительно комедии серьезной

Толпу увеселять остротою скабрезной.

В комедии нельзя разнузданно шутить,

Нельзя запутывать живой интриги нить,

Нельзя от замысла неловко отвлекаться

И мыслью в пустоте все время растекаться.[816]

Главное же, нормативная эстетика (от Аристотеля до Буало и Сумарокова) настаивала на том, чтобы поэты следовали непререкаемым жанровым образцам, каковы прежде всего эпопеи Гомера, трагедии Эсхила и Софокла.

В эпохи нормативных поэтик (от античности до XVII–XVIII вв.) наряду с жанрами, которые рекомендовались и регламентировались теоретиками («жанрами de jure», по выражению С.С. Аверинцева), существовали и «жанры de facto», в течение ряда столетий не получавшие теоретического обоснования, но тоже обладавшие устойчивыми структурными свойствами и имевшие определенные содержательные «пристрастия»[817]. Таковы сказки, басни, новеллы и подобные последним смеховые сценические произведения, а также многие традиционные лирические жанры (включая фольклорные).

Жанровые структуры видоизменились (и весьма резко) в литературе последних двух-трех столетий, особенно — в постромантические эпохи. Они стали податливыми и гибкими, утратили каноническую строгость, а потому открыли широкие просторы для проявления индивидуально-авторской инициативы. Жесткость разграничения жанров себя исчерпала и, можно сказать, канула в Лету вместе с классицистической эстетикой, которая была решительно отвергнута в эпоху романтизма. «Мы видим, — писал В. Гюго в своем программном предисловии к драме «Кромвель», — как быстро рушится произвольное деление жанров перед доводами разума и вкуса»[818].

«Деканонизация» жанровых структур дала о себе знать уже в XVIII в. Свидетельства тому — произведения Ж.Ж. Руссо и Л. Стерна. Романизация литературы последних двух столетий знаменовала ее «выход» за рамки жанровых канонов и одновременно — стирание былых границ между жанрами. В XIX–XX вв. «жанровые категории теряют четкие очертания, модели жанров в большинстве своем распадаются»[819]. Это, как правило, уже не изолированные друг от друга явления, обладающие ярко выраженным набором свойств, а группы произведений, в которых с большей или меньшей отчетливостью просматриваются те или иные формальные и содержательные предпочтения и акценты.

Литература последних двух столетий (в особенности XX в.) побуждает говорить также о наличии в ее составе произведений, лишенных жанровой определенности, каковы многие драматические произведения с нейтральным подзаголовком «пьеса», художественная проза эссеистского характера, а также многочисленные лирические стихотворения, не укладывающиеся в рамки каких-либо жанровых классификаций. В.Д. Сквозников отметил) что в лирической поэзии XIX в., начиная с В. Гюго, Г. Гейне, М.Ю. Лермонтова, «исчезает былая жанровая определенность»: «… лирическая мысль <…> обнаруживает тенденцию ко все более синтетическому выражению», происходит «атрофия жанра в лирике». «Как ни расширять понятие элегичности, — говорится о стихотворении М.Ю. Лермонтова «1-го января», — все равно не уйти от того очевидного обстоятельства, что лирический шедевр перед нами налицо, а жанровая природа его совершенно неопределенна. Вернее — ее вовсе нет, потому что она ничем не ограничена»[820].

Вместе с тем обладающие устойчивостью жанровые структуры не утратили своего значения ни в пору романтизма, ни в последующие эпохи. Продолжали и продолжают существовать традиционные, имеющие многовековую историю жанры с их формальными (композиционно-речевыми) особенностями (ода, басня, сказка). «Голоса» давно существующих жанров и голос писателя как творческой индивидуальности каждый раз как-то по-новому сливаются воедино в произведениях А.С. Пушкина. В стихотворениях эпикурейского звучания (анакреонтическая поэзия) автор подобен Анакреону, Парни, раннему К.Н. Батюшкову, а вместе с тем весьма ярко проявляет себя (вспомним «Играй, Адель, не знай печали…» или «От меня вечор Леила…»). Как создатель торжественной оды «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» поэт, уподобляя себя Горацию и Г.Р. Державину, отдавая дань их художнической манере, в то же время выражает собственное credo, совершенно уникальное. Пушкинские сказки, самобытные и неповторимые, в то же время органически причастны традициям этого жанра, как фольклорным, так и литературным. Вряд ли человек, впервые знакомящийся с названными творениями, сможет ощутить, что они принадлежат одному автору: в каждом из поэтических жанров великий поэт проявляет себя совершенно по-новому, оказываясь не похожим сам на себя. Таков не только Пушкин. Разительно не сходны между собой лироэпические поэмы М.Ю. Лермонтова в традиции романтизма («Мцыри», «Демон») с его народно — поэтической «Песней про <…> купца Калашникова». Подобного рода «протеическое» самораскрытие авторов в различных жанрах усматривают современные ученые и в западноевропейских литературах Нового времени: «Аретино, Боккаччо, Маргарита Наваррская, Эразм Роттердамский, даже Сервантес и Шекспир в разных жанрах предстают как бы разными индивидуальностями»[821].

Структурной устойчивостью обладают и вновь возникшие в XIX–XX вв. жанровые образования. Так, несомненно наличие определенного формально-содержательного комплекса в лирической поэзии символистов (тяготение к универсалиям и особого рода лексике, семантическая усложненность речи, апофеоз таинственности и т. п.). Неоспоримо наличие структурной и концептуальной общности в романах французских писателей 1960–1970-х годов (М. Бюгор, А. Роб-Грийе, Н. Саррот и др.).

Суммируя сказанное, отметим, что литература знает два рода жанровых структур. Это, во-первых, готовые, завершенные, твердые формы (канонические жанры), неизменно равные самим себе (яркий пример такого жанрового образования — сонет, живой и ныне), и, во-вторых, жанровые формы неканонические: гибкие, открытые всяческим трансформациям, перестройкам, обновлениям, каковы, к примеру, элегии или новеллы в литературе Нового времени. Эти свободные жанровые формы в близкие нам эпохи соприкасаются и сосуществуют с внежанровыми образованиями, но без какого-то минимума устойчивых структурных свойств жанров не бывает.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

КАНОНИЧЕСКИЙ - это... Что такое КАНОНИЧЕСКИЙ?

  • КАНОНИЧЕСКИЙ — (от греч. kanon). Заключающий церковные правила. Канонические книги суть те, подлинность которых достоверна. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАНОНИЧЕСКИЙ 1) основанный на канонах, т. е. на правилах …   Словарь иностранных слов русского языка

  • канонический — микроканонический, узаконенный, установленный, непреложный, каноничный Словарь русских синонимов. канонический см. установленный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык …   Словарь синонимов

  • КАНОНИЧЕСКИЙ — КАНОНИЧЕСКИЙ, ая, ое. 1. см. канон. 2. В текстологии: принятый за истинный, твёрдо установленный. Канонические тексты. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Канонический — прил. 1. соотн. с сущ. канон I 1., 2., связанный с ним 2. Свойственный канону [канон I 1., 2.], характерный для него. 3. Твёрдо установленный, принятый за образец. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • канонический — канонический, каноническая, каноническое, канонические, канонического, канонической, канонического, канонических, каноническому, канонической, каноническому, каноническим, канонический, каноническую, каноническое, канонические, канонического,… …   Формы слов

  • канонический — канон ический …   Русский орфографический словарь

  • канонический — …   Орфографический словарь русского языка

  • канонический — ая, ое. Книжн. 1. Твёрдо установленный, принятый за образец. К. текст (подлинно авторский текст в его последней редакции, общепринятый для всех изданий этого произведения). 2. Являющийся каноном (2 зн.). К ое право в православной церкви. 3.… …   Энциклопедический словарь

  • КАНОНИЧЕСКИЙ — Обычно используется как производное от канон (2). То есть нечто, характеризующее или имеющее отношение к элементам или событиям которые располагаются в определенном порядке или структурно организованы согласно некоторому принципу или модели …   Толковый словарь по психологии

  • Канонический — от слова канон [гр. правило, предписание]: 1) в широком значении все, что твердо установлено, стало традиционным и общепринятым; 2) догмат, обряд или правило, установленное и узаконенное церковью; 3) в искусстве совокупность художественных… …   Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

  • канонический — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    падеж ед. ч. мн. ч.
    муж. р. ср. р. жен. р.
    Им.канони́ческийканони́ческоеканони́ческаяканони́ческие
    Рд.канони́ческогоканони́ческогоканони́ческойканони́ческих
    Дт.канони́ческомуканони́ческомуканони́ческойканони́ческим
    Вн.    одуш.канони́ческогоканони́ческоеканони́ческуюканони́ческих
    неод. канони́ческий канони́ческие
    Тв.канони́ческимканони́ческимканони́ческой канони́ческоюканони́ческими
    Пр.канони́ческомканони́ческомканони́ческойканони́ческих

    ка-но-ни́-че-ский

    Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 3a✕~.

    Корень: -канон-; суффикс: -ическ; окончание: -ий [Тихонов, 1996].

    Произношение[править]

    • МФА: [kənɐˈnʲit͡ɕɪskʲɪɪ̯]

    Семантические свойства[править]

    Значение[править]
    1. твёрдо установленный, принятый за образец ◆ Закон и Пророки были для ессеев, бесспорно, каноническими. ◆ В собрание сочинений были внесены канонические тексты стихотворений Пушкина.
    Синонимы[править]
    Антонимы[править]
    1. неканонический, антиканонический
    Гиперонимы[править]
    Гипонимы[править]

    Родственные слова[править]

    Этимология[править]

    Происходит от сущ. канон, далее от др.-греч. κανών «прямая палка, шнур; линейка, прави́ло; пра́вило», далее из неустановленной формы; обычно связывают с κάνη «тростник». Др.- русск., сербск.-церк.-слав. канонъ «церк. правило» (с 1382 г.), «песнь во славу какого-либо святого» (мин. 1097 г. и др.), «время накануне» (Яков Мних, Жит. Бориса и Глеба и др.). Также др.-русск. канунъ во всех этих знач. Русск. форма на -о- является литературной по происхождению, на -у- — народной. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    Библиография[править]

    КАНОНИЧЕСКИЙ - это... Что такое КАНОНИЧЕСКИЙ?

  • КАНОНИЧЕСКИЙ — (от греч. kanon). Заключающий церковные правила. Канонические книги суть те, подлинность которых достоверна. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАНОНИЧЕСКИЙ 1) основанный на канонах, т. е. на правилах …   Словарь иностранных слов русского языка

  • канонический — микроканонический, узаконенный, установленный, непреложный, каноничный Словарь русских синонимов. канонический см. установленный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык …   Словарь синонимов

  • КАНОНИЧЕСКИЙ — КАНОНИЧЕСКИЙ, каноническая, каноническое (от греч. kanonikos). 1. Установленный канонами церкви (церк.). Каноническое право. 2. Входящий в состав канона (в 3 знач.; церк.). Канонические книги. 3. перен. (в качестве кратк. употр. каноничен,… …   Толковый словарь Ушакова

  • Канонический — прил. 1. соотн. с сущ. канон I 1., 2., связанный с ним 2. Свойственный канону [канон I 1., 2.], характерный для него. 3. Твёрдо установленный, принятый за образец. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • канонический — канонический, каноническая, каноническое, канонические, канонического, канонической, канонического, канонических, каноническому, канонической, каноническому, каноническим, канонический, каноническую, каноническое, канонические, канонического,… …   Формы слов

  • канонический — канон ический …   Русский орфографический словарь

  • канонический — …   Орфографический словарь русского языка

  • канонический — ая, ое. Книжн. 1. Твёрдо установленный, принятый за образец. К. текст (подлинно авторский текст в его последней редакции, общепринятый для всех изданий этого произведения). 2. Являющийся каноном (2 зн.). К ое право в православной церкви. 3.… …   Энциклопедический словарь

  • КАНОНИЧЕСКИЙ — Обычно используется как производное от канон (2). То есть нечто, характеризующее или имеющее отношение к элементам или событиям которые располагаются в определенном порядке или структурно организованы согласно некоторому принципу или модели …   Толковый словарь по психологии

  • Канонический — от слова канон [гр. правило, предписание]: 1) в широком значении все, что твердо установлено, стало традиционным и общепринятым; 2) догмат, обряд или правило, установленное и узаконенное церковью; 3) в искусстве совокупность художественных… …   Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

  • About Author


    admin

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о