Стиль классический википедия: Классицизм — Википедия – Категория:Классический стиль — Википедия

Стиль одежды — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 сентября 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 сентября 2018; проверки требуют 2 правки. Костюмы различных эпох и народов
(рисунки из статьи «Костюм» в «ЭСБЕ»)

Стиль одежды — определённая акцентированность ансамбля (костюма в широком смысле), продиктованная следующими признаками (или их совокупностью): возрастом, полом, профессией, социальным статусом, принадлежностью к субкультуре, личным вкусом человека, эпохой жизни общества, национальностью, религиозной принадлежностью, уместностью, функциональностью, образом жизни и индивидуальными особенностями. Акценты расставляются обычно при помощи аксессуаров, обуви, расцветки ткани, принтов, фурнитуры, деталей отделки и фактуры ткани, кроем модели одежды, комбинаторикой.

Стиль одежды является одним из основных элементов имиджа человека. В рамках одного из стилей иногда различают его разновидности — подстили или микростили.

  • Буксбаум Г. Иконы стиля. История моды XX века. Изд-во: Амфора, 2009. 192 стр.
  • Герен С., Герен Ф. Твой инструктор по стилю. Изд-во: Попурри, 2009. 144 стр.
  • Джонсон К., Стоун Дж. Дресс-код. Путеводитель по деловому стилю для успешных женщин. Изд-во: Эксмо, 2005. 208 стр.
  • Крессли К. Как обрести свой стиль. Изд-во: АСТ, 2008. 176 стр.
  • Найденская Н., Трубецкова И. Библия стиля. Гардероб успешного мужчины. Изд-во: Эксмо, 2009. 256 стр.

Деловой стиль — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 января 2018; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 января 2018; проверки требуют 3 правки.

Деловой стиль — один из стилей одежды, предназначенный для деловой сферы жизни общества и характеризующийся строгостью, сдержанностью и консерватизмом в выборе ткани, цвета, покроя и аксессуаров. Близок к консервативному стилю (например, стиль английской королевы). Очень скупо подчиняется влияниям моды, поэтому практически не изменился с начала XX века.

Внутри делового стиля выделяют следующие микро-стили:

  • Женский деловой стиль.

  • Tan suit 1434170313.jpg
  • Tan suit 1434170313.jpg

    Деловой повседневный стиль — вверху справа. Деловой неформальный стиль — внизу в центре.

  • Tan suit 1434170313.jpg

    Мужской деловой стиль.

  • Tan suit 1434170313.jpg

    Чёрный деловой костюм.

  • Tan suit 1434170313.jpg

    Мужской деловой стиль.

  • Diorhommemodels.jpg
  • Bashy Suit.jpg
  • Джонсон К., Стоун Дж. Дресс-код. Путеводитель по деловому стилю для успешных женщин. Изд-во: Эксмо, 2005. 208 стр.
  • Найденская Н., Трубецкова И. Библия стиля. Гардероб успешного мужчины. Изд-во: Эксмо, 2009. 256 стр.
  • Туркенич, Н. Кодекс стиля. Справочник делового дресс-кода. Изд-во Этерна, 2010 г. 184 стр.

Список музыкальных жанров, направлений и стилей — Википедия

Наро́дная му́зыка, музыка́льный фолькло́р — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение[1]. Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым, письменным традициям[1]. Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства

[1]. Одна из главных ветвей, противопоставляемая музыке популярной и академической[2].

Духо́вная му́зыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан, а в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, католическая месса), так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг (для христиан — Библии)[3]

Подробнее по этой теме см. Академическая музыка

Академическая музыка развилась из европейской музыки церковного пения. Христианская церковь, вместе с её философией и этикой, отбросила от себя практически все эмоции античных песен и плясок. Церковное пение было сосредоточено на себе самом и не связано с танцем, сценическим представлением, жестом — в противоположность комплексному состоянию музыки в народной культуре. «Музыкальная автономность» — важнейшее качество академической музыки. Следует отметить различие между типичным католическим и православным песнопениями. Западное христианское пение тяготело к высоким тембрам (дисканты, тенора) и светлому, нежному колориту. Русское же церковное пение отличалось басовым тембром, особую гордость в нём составляли басы-окта-висты. Однако при всём различии христианское пение было сильно отличалось от мусульманской манеры, сохранявшей особого рода хриплые гортанные звуки.

Другая особенность академической музыки — она записана нотами. Российский музыковед-историк М. Сапонов писал: «Европейская музыкальная культура стала в полном смысле единственной письменной музыкальной культурой в мире, что и явилось одним из факторов универсальности и всемирной общезначимости художественных ценностей, созданных этой культурой. Письменный способ существования музыкальной традиции — это не просто альтернатива устному, он несёт в себе совершенно новую концепцию музыкального искусства, иные эстетические критерии, другую творческую психологию, свою слуховую настройку и связанные с письменностью методы музыкального обучения».

С конца XVII века в Европе начинают строиться первые концертные залы для исполнения музыкальных произведений. С окончанием эпохи Возрождения произошли фундаментальные перемены в мире музыки. Если в Средневековье христианская церковь отрезала от себя полную земных страстей музыку язычников, поставив пение целиком на службу Богу, то в Новое время в музыку вернулись переживания разнообразных земных человеческих эмоций[4].

Фолк-музыка[править | править код]

Фолк-музыка — популярная музыка, которая развилась на основе народной музыки в середине XX века в результате феномена фолк-ривайвлов, когда народная музыка начала распространяться среди массовой аудитории[5]. В этой связи его иногда называют «музыкой фолк-ривайвла»[6]. Наиболее активно развитие жанра происходило в США и Великобритании. Фолк-музыка также включает в себя различные поджанры, в том числе фолк-рок и электрик-фолк[5].

В английском языке для отделения данного жанра от «настоящей» народной музыки, которую называют traditional folk music («традиционная народная музыка») может применяться термин

contemporary folk music («современная народная музыка»)[5]. Несмотря на отличия «традиционной» и «современной» разновидностей, в английском языке они также часто обозначаются единым термином folk music, исполняются одними артистами и в рамках общих для обоих направлений тематических музыкальных фестивалей[5].

Кантри[править | править код]

Подробнее по этой теме см. Кантри.

Разновидность американской популярной музыки, развившаяся из традиционной музыки иммигрантов Британских островов[7]. Изначально — сельский любительский жанр, смешавший кельтские и английские танцевальные мелодии с песнями XIX века, блюзом, госпелом и американской духовной музыкой, но с 1920-х годов развился в один из наиболее коммерчески успешных музыкальных жанров[8].

Латиноамериканская музыка[править | править код]

Латиноамерика́нская му́зыка (исп. música latinoamericana) — обобщённое название музыкальных стилей и жанров стран Латинской Америки, а также музыка выходцев из этих стран, компактно проживающих на территории других государств и образующих большие латиноамериканские сообщества (например, в США). Является сплавом многих музыкальных культур, однако её основу составляют три компонента: испанская (либо португальская), африканская и индейская музыкальные культуры. Как правило, латиноамериканские песни исполняются на испанском или португальском языках, реже — на французском. В разговорной речи часто используется сокращённое название «латинская музыка», «латина» (исп. 

música latina).

Блюз[править | править код]

Подробнее по этой теме см. Блюз.

Блюз (англ. blues от blue devils) — музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций «Хлопкового пояса». Является (наряду с рэгтаймом, ранним джазом, рэпом и др.) одним из наиболее влиятельных вкладов афроамериканцев в мировую музыкальную культуру, сложившимся из таких её проявлений, как «рабочая песня»[en], холер[en] (ритмичные вскрики, сопровождавшие работу в поле), выкрики в ритуалах африканских религиозных культов (англ. ринг-шаут[en]), спиричуэлс (христианские песнопения в особой манере), шант[en] и баллады (короткие стихотворные истории). Блюз во многом повлиял на современную популярную музыку, в особенности таких жанров как «поп», «джаз», «рок-н-ролл» «соул».

Ритм-н-блюз[править | править код]

Джаз[править | править код]

Подробнее по этой теме см. Джаз.

Джаз (англ. jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха»[10]

.

Шансон, романс, авторская песня[править | править код]

Подробнее по этой теме см. Шансон, Романс (музыка), Авторская песня

Электронная музыка[править | править код]

Электро́нная му́зыка (нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») — широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи специальных компьютерных программ). Хотя первые электронные инструменты появились ещё в начале XX века, электронная музыка как самостоятельный жанр утвердилась во второй половине XX века — начале XXI века и включает сегодня в свой обширный жанрово-стилевой спектр десятки разновидностей от экспериментальной академической музыки до популярной электронной танцевальной музыки. Электронная музыка оперирует звуками, которые образуются при использовании электронных технологий и электромеханических музыкальных инструментов. Примерами электромеханических музыкальных инструментов могут служить телармониум, орган Хаммонда и электрогитара. Чистый электронный звук получают с помощью таких инструментов, как терменвокс, синтезатор и компьютер.

Классический кроссовер — Википедия

Классический кроссовер (англ. classical crossover) — музыкальный стиль, представляющий собой своеобразный синтез, гармоничное сочетание элементов классической музыки и поп, рок, электронной музыки. Название официально утвердилось не так давно, войдя в список номинаций музыкальной премии Grammy, ежегодно присуждаемой Национальной академией звукозаписи США. Этот стиль настолько популярен, что Billboard создал для него отдельный чарт среди своих хит-парадов. Иногда применительно к вокальной музыке этого жанра используют название operatic pop или popera.

Предыстория[править | править код]

Classical crossover как музыкальный стиль формировался постепенно, за прошедшие три десятка лет шаг за шагом преодолев путь от эклектичных экспериментов по соединению рока и классики до широкого признания.

В семидесятых годах прошлого века Emerson, Lake & Palmer (ELP) с шумным успехом играли рок-обработку сюиты Мусоргского «Картинки с выставки», а Procol Harum смело цитировал Баха. Легендарный Electric Light Orchestra (ELO) наравне с традиционным рок-саундом и электроникой использовал симфоническое звучание и классические приёмы композиции. Queen, начиная с альбома «A Night at the Opera», применяют классические приёмы композиции и звучания, и это становится неотъемлемой частью их уникального звучания.

В 1987 году фронтменом британской рок-группы Queen Фредди Меркьюри была написана песня «Барселона» в соавторстве с британским композитором Майком Мораном, объединившая рок-музыку и оперу, которая была исполнена дуэтом Фредди Меркьюри и испанской оперной певицей Монтсеррат Кабалье. Позже вышел одноименный совместный альбом Меркьюри и Кабалье. В 1992 году песня «Барселона» стала гимном Олимпийских игр в Испании.

На рубеже веков рок-группы Metallica, Scorpions, Gary Moore с большим успехом выступают с симфоническими оркестрами, а симфо-пауэр-металлисты Nightwish использовали академический вокал Тарьи Турунен. Одним из лучших сочетаний классики и рока добился итальянский композитор Лука Турилли. Рок и классику соединяют гитаристы Ричи Блэкмор (Deep Purple, Rainbow), Yngwie Malmsteen. Рок и классику так же соединили Элтон Джон, Боно, Джон Бон Джови на концерте, сыгранном вместе с Лучано Паваротти.

С другой стороны, артисты классического жанра расширяют рамки академической музыки. Великий тенор Энрико Карузо наряду с классической оперой с удовольствием исполнял народные песни и композиции собственного сочинения. Явлением мирового масштаба classical crossover стал благодаря Пласидо Доминго, Хосе Каррерасу и Лучано Паваротти. Трио теноров дебютировало в 1990 году: в Риме они исполнили «Футбольную песню» по случаю открытия чемпионата мира по футболу. Проект просуществовал 15 лет и стал самым прибыльным в истории музыки.

1990—2000[править | править код]

Популярные певицы Сиссель Ширшебо, Сара Брайтман, Эмма Шаплин, Charlotte Church, певцы Андреа Бочелли, Алессандро Сафина, Russell Watson, а также Aria, Amici Forever, Appassionante, Светлана Феодулова, Ванесса Мэй, Джош Гробан, Il Divo, Джеки Иванко, Natasha Marsh, Giorgia Fumanti, Mario Frangoulis, Vittorio Grigolo, Tarja Turunen, Floor Jansen и многие другие успешно работают в стиле Classical Crossover, добавляя к классической основе поп-элементы, стирая границы между музыкальными стилями. Classical crossover развивается на огромной музыкальной территории, приобретая всё больше поклонников. Сдерживающим фактором стиля является необходимость высокого уровня образованности и таланта композиторов, аранжировщиков, музыкантов и вокалистов.

2010-е[править | править код]

В начале десятых годов двадцать первого века с развитием дабстеп направления в электронной музыке приобрела популярность американская исполнительница Lindsey Stirling, успешно сочетающая игру на скрипке с EDM и дабстеп элементами. Также в эти годы проявлял активность украинский музыкальный проект LAFESTA music project, участники которого осваивают смеси электронной музыки, оперы, хауса, лаунжа и поп-музыки.

В Казахстане это направление в музыке успешно развивает квартет "Mezzo" и особенно Димаш Кудайберген.

Classical crossover в России представляют: певицы Марина Крузо, Ирина Дельская, Сергия Шамбер, Евгения Сотникова, Виктория Сухарева, Мария Демьяненко и Наталья Криштопец, у которой в 2017 году вышел альбом «Embrace», состоящий из оригинальных песен в жанре классического кроссовера; певцы Витас, Илья Викторов, Валентин Суходолец, Алек Бугаёв и Игорь Манаширов; симфо-группа ГОЛЬФСТРИМ, ансамбль Терем-Квартет, Universal Music Band, группа Ariaphonics, группа Pianochocolate, Виктор Зинчук, ДиДюЛя, группа КВАТРО, виолончелист-виртуоз Георгий Гусев, а также композитор и режиссёр Алексей Коломийцев и его музыкально-театрализованный проект Esthetic Empire. В 2013 году в Санкт-Петербурге солист театра «Геликон опера» Дмитрий Янковский организовал проект «NeoClassic — Новая Классика Дмитрия Янковского».

В России исключительно в формате classical crossover работала радиостанция Радио Classic 100,9 FM. В эфире других российских музыкальных радиостанций и на TV, всё чаще прорываются элементы звучания и лучшие представители данного стиля.

Classical crossover, по сравнению с другими музыкальными стилями и направлениями, имеет самую широкую возрастную структуру аудитории. (По исследованиям COMCON-MEDIA: от 12 до 60+ лет, где возраст основной аудитории — от 20 до 60 лет).[источник не указан 3715 дней]

Classical crossover обретает всё большую популярность в мире, гармонично объединяя музыкальные стили и жанры.

  • Classical Crossover — портал об исполнителях Классического кроссовера
  • Нью-Эйдж.рф (недоступная ссылка) — Онлайн-хранилище современной классической музыки

Классическая Греция — Википедия

Класси́ческая Гре́ция (V—IV вв. до н. э.) — период высшего расцвета полисного устройства. Достижения греков в области архитектуры, скульптуры, вазовой живописи, ювелирного искусства, поэзии, театрального искусства, науки (астрономии, геометрии, физики, зоологии, медицины, психологии, логики, политологии, искусствоведения, риторики, экономики, истории, географии) и государственного устройства в этот период столь велики, что вызывали и вызывают стремление подражать им, брать за образец. Именно поэтому эта эпоха называется «классической», то есть достойной подражания.

В результате победы греков в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443—429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431—404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин. Впоследствии гегемония Спарты в Греции была оспорена Фивами (371 г. до н. э.). Бесконечные междоусобицы ослабили Грецию и царь Македонии Филипп II к 338 г. до н. э. сумел поставить под контроль почти все полисы материковой Греции.

Экономической основой греческого полиса было сочетание города — обнесённого стенами большого плотно населённого поселения с торговой гаванью, рынком (агорой) и с городской экономикой — ремеслом и торговлей, особенно морской, и земледельческой периферии полиса. В греческих полисах широко практиковалось рабство иностранцев. В Спарте преобладала илотия — государственное рабство основной массы земледельцев-греков. Похожие формы рабской и крепостнической зависимости основной массы земледельцев существовали в некоторых других отсталых аграрных греческих полисах. Экономика классической Греции отличалась большим развитием кредита, дальней морской торговли и впервые в истории широким использованием денег (металлических монет из меди, серебра и золота). В большинстве греческих полисов выращивалось много винограда, оливок, развивалось рыболовство, животноводство, керамическое ремесло, судостроение, металлургия и металлообработка. Зерновые в больших масштабах выращивались только в некоторых равнинных районах материковой Греции (Лаконика, Беотия, Фессалия, Македония) и в некоторых греческих колониях на Сицилии (Сиракузы, Агригент) и в Северном Причерноморье (Боспор Киммерийский, Херсонес Таврический, Ольвия).

В военном сухопутном деле классической Греции господствовала фаланга гоплитов — правильное прямоугольное построение тяжеловооружённых воинов в бою. Подобная пехота требовала длительного обучения и высокой дисциплины, а также относительно больших расходов на защитное вооружение — металлический нагрудник, шлем, поножи и большой щит. Была изобретена и всё шире использовалась метательная артиллерия — катапульты, баллисты, стрелявшие тяжёлыми стрелами и камнями. Получила большое развитие осадная техника — многоярусные штурмовые башни, тараны. В военно-морском деле классической Греции широко использовались крупные многоярусные гребные боевые корабли с носовым тараном — триеры с тремя рядами вёсел, квадриремы и пентеры с четырьмя и пятью рядами, обеспечивавшие греческим полисам господство на большинстве торговых морских путей и акваторий Средиземного моря. Большие успехи древних греков классической эпохи в военном деле вызвали появление военного наёмничества — греческие военные наёмные отряды и военачальники успешно служили в вооружённых силах Персидской державы, Карфагена и других стран.

Живой интерес у исследователей вызывает вопрос о причинах угасания классической греческой культуры. Для объяснения этого была выдвинута идея деградации, искажения и крушения принципов традиционной для древних греков гражданской общины (города-государства) — полиса («кризис полиса»). Несмотря на то, что полисные принципы жизни оставались актуальными для всего периода существования античных цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима, наивысшего расцвета греческий полис достиг именно в классический период. В эпоху эллинизма, а тем более — римского владычества, полисное устройство в основном использовалось в качестве удобного для центральной власти механизма местного самоуправления, перестав быть универсальной основой жизнеустройства.

Самыми главными городами-государствами были Афины и Спарта. Другие города, такие как Коринф, Халкида, Милет, Смирна и Эретрия имели свои традиции и форму правления. Города-государства разрастались, основывали колонии на берегах Черного моря, в Киренаике — на севере Африки (Ливия), на Сицилии, в Южной Италии и даже на южном побережье Франции и Испании. Греческие города-государства соперничали между собой.

В греческих полисах жизнь отдельного человека подчинялась интересам страны. Это хорошо видно на примере военного государства Спарты, где мужчины рождались, чтобы стать воинами, а женщины, чтобы рожать новых солдат и воинов. В демократических Афинах граждане должны были служить в армии или исполнять государственные поручения, не думая о собственных интересах. Для охраны общественного порядка по инициативе Клисфена была введена новая форма голосования — остракизм — голосование на черепках. Если виновный получал более 3000 голосов из 6000, его изгоняли из города (во благо общества, конечно), чаще всего не предъявляя ему никакого обвинения. Остракизму были преданы Аристид, Фемистокл. Сначала остракизм действительно защищал демократию от политиков, которые ей угрожали. Но потом он превратился в метод политической борьбы и сведения счетов с личными врагами.

Центром публичной политической и культурной жизни в Афинах была агора. Здесь собирались афинские граждане, чтобы решать вопросы правления страной, философы — чтобы обсуждать проблемы, и каждый год весь народ — чтобы увидеть выступления поэтов.

В Греции семья была основой государства. Браки в Афинах происходили чаще всего по решению глав семейств жениха и невесты, чувства молодых людей при этом не учитывались. Обществом были четко определены функции мужа и жены. Муж занимался государственной деятельностью, жена, в свою очередь, воспитывала детей, хозяйствовала в доме. От мужчин зависело продолжения рода, поэтому они занимали господствующее положение в семье. Греческие семьи не были многодетными, чтобы избежать раздела родительского имения между детьми. «Имей лишь одного сына, чтоб прокормить наследие», - говорил Гесиод в «Трудах и днях». Власть мужа была полной и исключительной. Чаще всего отец решал судьбу сына. Только заведя собственную семью, сын освобождался от отцовского попечения.

Развод[править | править код]

Муж мог отказаться от жены в любой момент, даже не имея на то веских причин. Жена со своей рабыней возвращалась в отцовский дом, взяв с собой свои украшения. Но развод не был частым явлением, потому что, расставшись, муж должен был вернуть жене её приданое. Только бесплодие могло стать веской причиной для развода. Женщина тоже могла расстаться с мужем, но для этого ей надо было пройти долгий путь судебного рассмотрения.

Муж-гражданин[править | править код]

Мужчина в Греции жил полноценной жизнью и пользовался полной свободой вне дома. Каждый день он посещал агору, принимал участие в сборах, присутствовал на театральных представлениях и спортивных соревнованиях. Он должен был исполнять гражданские и государственные поручения. Но прежде чем вступать в свои гражданские права, молодой человек на протяжении 2 лет (от 18 до 20) служил в армии.

Дети[править | править код]

Дети жили в гинекее со своей матерью и рабынями. У них были свои игры: кольца, обручи, игрушки из глины и даже домашние животные. Дети внимательно слушали рассказы кормилицы про героев, богов или же поучительные басни Эзопа. В 7 лет дети начинали посещать школу, где учились читать, писать и считать. Также они учились петь и танцевать. Девушки же оставались под опекой матери в гинекее.

Спорт[править | править код]

Чтобы поддерживать себя в форме, греки уделяли большое внимание занятиям спортом. Каждый день они посещали спортивные залы или гимнасии. Также они могли заниматься физическими упражнениями в термах — гражданских банях. Мужчины занимались борьбой, либо боксировали, но отдавали преимущество соревнованиям с пятиборьем.

Досуг[править | править код]

Часто мужчины устраивали в домах громкие банкеты — симпозиумы, во время которых они не только ели и пили, но и разговаривали, смотрели выступления певцов и танцовщиц, специально нанятых для увеселения гостей. Женщинам было запрещено веселиться рядом с мужьями, они должны были лишь следить за тем, чтобы гости не имели ни в чём нужды.

Женщины в гинекее[править | править код]

Женщина находилась в женской части дома вместе с детьми и рабынями. Долгом жены было следить за работой рабов в доме, контролировать употребление продуктов, но главное — не вмешиваться в личную жизнь своего мужа. Жена пряла шерсть, ткала, занималась воспитанием детей, подготовкой к семейным праздникам, следя за тем, чтобы дом соответствовал социальному положению мужа.

Отстояв свою независимость, греки создали новое общество с новым образом мышления. Будучи торговцами, моряками и путешественниками, они оказали влияние на развитие многих культур. Философы, врачи и ученые распространяли новые взгляды на мир, основанные на наблюдении и дискуссии. Старые сельские обычаи отмирали с ростом городов. Создавались новые искусство, архитектура и наука. Развивались философия и медицина, основанные на изучении природы. Театр в этот период играл большую роль в жизни греков. Театральные представления ведут своё происхождение от сельских праздников — Великих Дионисий. Их участники надевали козлиные шкуры и маски, изображая сатиров, спутников Диониса. Они танцевали, распевали песни, разыгрывали сценки из мифов. Позже появились актеры, сценки стали разыгрывать в специально построенных сооружениях — театрах, а представления продолжали называть трагедией(дословный перевод — песнь козлов). Театры строили под открытым небом на склонах холмов, по которым полукругом спускались места для зрителей. Само представление разыгрывалось на круглой площадке, за которой помещалась палатка, где переодевались актеры. Эта палатка называлась Скена . Со временем её стали строить из камня. В Афинах театр был сооружён на склоне Акрополя возле храма бога Диониса и вмещал до 17 тысяч зрителей. Первый ряд был предназначен для самых знаменитых граждан полиса и его гостей. Для посещения представлений зрители покупали входные жетоны.

Образование[править | править код]

Сыновей свободных граждан посылали в школу, где их обучали чтению, письму, танцам и где они занимались спортом. Писали они на восковых табличках специальным стержнем, называемым стило. Дочерей матери обучали ткачеству и работе по дому. Греческие ученики занимаются в классе различными предметами с учителем.

Искусство Ранней классики[править | править код]

В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в развитии искусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных произведений.

Историческая реконструкция Храма Зевса 19 века, выполненная Паулем Неффом Верлагом

На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур — куросу и коре — приходит гораздо большее разнообразие типов, например контрапост; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела. В архитектуре оформляется классический тип периптерального храма и его скульптурного декора. Этапными в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на острове Эгина, так называемый храм «Е» в Селинунте и храм Зевса в Олимпии. По скульптурам и рельефам, украшавшим эти сооружения, можно ясно проследить, как менялись их композиция и стиль в разные периоды — при переходе от архаики к строгому стилю и далее — к высокой классике, что именно характерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства. Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи — передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача — передать движения души. Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек.

Вторая четверть V века — годы деятельности самого выдающегося из художников ранней классики — Полигнота. Судя по свидетельствам древних авторов, Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры заднего плана над передними, частично скрывая их на неровностях почвы. Этот прием засвидетельствован и в вазописи. Однако для вазописи этого времени наиболее характерно уже не следование за живописью в области стилистики, а самостоятельное развитие. В поисках изобразительных средств вазописцы не только шли за монументальным искусством, но, как представители наиболее демократического вида искусства, кое в чём и обгоняли его, изображая сцены из реальной жизни. В эти же десятилетия наблюдается упадок чернофигурного стиля и расцвет краснофигурного, когда для фигур сохраняли естественный цвет глины, пространство же между ними заполняли чёрным лаком.

Искусство Высокой классики[править | править код]

Искусство высокой классики, подготовленное творческими исканиями художников предшествующего поколения, имеет одну важную особенность — наиболее значительным центром его развития становятся Афины, и влияние афинской идеологии все более определяет развитие искусства всей Эллады.

Искусство высокой классики — явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, урбанистика. Хотя накопление опыта и некоторых эмпирически найденных принципов градостроительства было результатом создания новых городов в период Великой колонизации, именно на время высокой классики приходится теоретическое обобщение этого опыта, создание цельной концепции и осуществление её на практике. Рождение градостроительства как теоретической и практической дисциплины, соединявшей в себе художественные и утилитарные цели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные черты характеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицы пересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, и зонирование, то есть четкое выделение различных по функциональному назначению районов города.

Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордера активно строятся на греческом Западе: несколько храмов в Агригенте, среди которых выделяется так называемый храм Конкордии (в действительности — Геры Аргейи), считающийся лучшим из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы строительства зданий общественного назначения в Афинах далеко превосходят все то, что мы наблюдаем в других частях Греции. Сознательная и целенаправленная политика афинской демократии, возглавляемой Периклом, — превратить Афины не только в самый могучий, но и самый культурный и прекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего, что есть в мире, — находила практическое воплощение и в широкой строительной программе.

Архитектура высокой классики характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего времени, архитекторы вместе с тем не следовали рабски канонам, они смело искали новые средства, усиливающие выразительность создаваемых ими сооружений, наиболее полно отражающие заложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, в частности, Иктин и Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического и ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный дорический периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошной скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях. Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон — единственный в греческой архитектуре храм с абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его портиков, где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид. В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий — Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия — крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны ещё мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.

Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь своё идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия — бесспорной вершине искусства высокой классики.

Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящим на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой — символ власти — скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.

Идеальный гражданин полиса — основная тема творчества другого скульптора этого времени — Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя «Дорифора» (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета — воплощение физически и духовно совершенного человека.

В конце V века в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. Те же черты видны и в скульптурном изображении Ники, выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не исчерпывались искания скульпторов конца века. В искусстве этих десятилетий большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они создавались по единому типу: умерший в кругу близких. Основная черта этого круга рельефов (наиболее известный — надгробие Гегесо, дочери Проксена) — изображение естественных чувств простых людей. Тем самым в скульптуре решаются те же задачи, что и в литературе (трагедия Еврипида).

К сожалению, о великих греческих художниках (Аполлодор, Зевксис, Паррасий) мы не знаем почти ничего, кроме описания некоторых их картин и сведений об их мастерстве. Можно полагать, что эволюция живописи в основном шла в том же самом направлении, что и скульптуры. Согласно сообщениям древних авторов, Аполлодор Афинский открыл в конце V века эффект светотени, то есть положил начало живописи в современном смысле этого слова. Паррасий стремился к передаче средствами живописи душевных движений. В вазописи второй половины V века все большее место занимают бытовые сцены.

Афины, Спарта и некоторые другие города объединялись в борьбе против персов, продолжавшейся более 50 лет, и одержали победу при Саламине в 480 г. до н. э. и Марафоне в 490 г. до н. э. Из-за того что Спарта испугалась роста могущества Афин, началась Пелопоннесская война, продолжавшаяся 25 лет. Разобщенность городов-государств привела к тому, что в 338 г. до н. э. Грецию завоевал македонский царь Филипп II — отец Александра Македонского (Великого).

  • 540 до н. э. Персы завоевывают Ионию (восточный берег Эгейского моря).
  • 500 г. до н. э. Восстание греческих полисов Ионии против персидского господства.
  • 490 г. до н. э. Победа греков над персами в битве при Марафоне.
  • 480 до н. э. Нашествие персов во главе с царём Ксерксом на Грецию. Героическая гибель спартанского царского отряда из трёхсот воинов во главе со спартанским царём Леонидом в битве против персов при Фермопилах. Морское сражение между персами и греками при Артемисии. Победа греков над персами в морской битве при Саламине.
  • 479 г. до н. э. Победа греков над персами в сухопутной битве при Платеях и в морской битве при Микале.
  • 449 г. до н, э. Каллиев мир между персами и греками. Греческие полисы Ионии освобождаются от власти персов. Персидскому флоту запрещено плавание в Эгейском и Мраморном морях.
  • 431 — 404 до н. э. Пелопоннесская война между Делосским морским союзом во главе с Афинами и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой.
  • 404 до н. э. Победа Спарты над Афинами
  • 371 до н. э. Упадок Спарты. Главным городом становятся Фивы.
  • 338 до н. э. Филипп Македонский завоевывает Грецию после победы македонского войска над греками в битве при Херонее.

Древнегреческие авторы классической эпохи, чьи труды дошли до нашего времени (почти все легко доступны в русских переводах):

Историки — Геродот, Фукидид, Ксенофонт

Драматурги — Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан

Ораторы — Демосфен, Лисий, Андокид, Исей, Антифонт, Исократ, Динарх (оратор), Эсхин, Гиперид, Ликург Афинский, Горгий

Философы — Сократ, Платон, Аристотель

Учёные — Гиппократ, Эней Тактик, Псевдо-Скилак Кариандский, Аристоксен

Исследования военно-политической и социально-экономической истории классической Греции (примерно 500—338 гг. до н. э.) на русском языке:

  • Анучин Д. Н., Водовозов В. В., Винклер, П. П., Мищенко Ф. Г., Петрушевский Ф. Ф. Греция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Бондарь Л. Д. Афинские литургии 5-4 вв. до н. э. — СПб., 2009. — 204 с. — ISBN 978-5-9818-7318-8.
  • Бузескул В. История афинской демократии. — СПб., 2003. — 480 с. — ISBN 5-93762-021-6.
  • Бюттен А. — М. Классическая Греция / Пер. с фр. — М., 2006. — 384 с. — ISBN 5-9533-1522-8.
  • Грант М. Классическая Греция / Пер. с англ. В. Федяниной. — М., 1998. — 336 с. — ISBN 5-300-01752-3.
  • Исаева В. И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. — М., 1994. — 256 с. — ISBN 5-02-017391-6.
  • Казаманова Л. Н. Очерки социально-экономической истории Крита в 5-4 вв. до н. э. — М., 1964. — 192 с.
  • Корзун М. С. Социально-политическая борьба в Афинах в 444—425 гг. до н. э. — Минск, 1975. — 160 с.
  • Кутергин В. Ф. Беотийский союз в 379—335 гг. до н. э. — Саранск, 1991. — 184 с. — ISBN 5-7103-0004-7.
  • Глускина Л. М. Проблемы социально-экономической истории Афин 4 в. до н. э. — Л., 1975. — 176 с.
  • Маринович Л. П. Античная и современная демократия: Новые подходы к сопоставлению. — М., 2007. — 212 с. — ISBN 978-5-98227-183-9.
  • Маринович Л. П. Греческое наёмничество 4 в. до н. э. и кризис полиса. — М., 1975. — 272 с.
  • Строгецкий В. М. Афины и Спарта: Борьба за гегемонию в Греции в 5 в. до н. э.: 478—431 гг. до н. э. — СПб., 2008. — 296 с. — ISBN 978-5-288-04619-3.
  • Суриков И. Е. Античная Греция: Политики в контексте эпохи: Время расцвета демократии. — М., 2008. — 384 с. — ISBN 978-5-02-036984-9.
  • Суриков И. Е. Античная Греция: Политики в контексте эпохи: Година междоусобиц. — М., 2011. — 328 с. — ISBN 978-5-91244-030-4.
  • Суриков И. Е. Остракизм в Афинах. — М., 2006. — 640 с. — ISBN 5-9551-0136-5.
  • Суриков И. Е. Солнце Эллады: История афинской демократии. — СПб., 2008. — 360 с. — ISBN 978-5-8465-0759-3.
  • Фролов Э. Д. Греческие тираны: 4 в. до н. э. — Л., 1972. — 200 с.
  • Фролов Э. Д. Сицилийская держава Дионисия: 4 в. до н. э. — Л., 1979. — 160 с.

Наиболее важные труды по истории Древней Греции на русском языке, где есть большие разделы о классическом периоде:

Строгий стиль — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 июня 2017; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 июня 2017; проверки требуют 3 правки.

Строгий стиль был основным стилем греческой скульптуры в период ранней классики, то есть приблизительно в 490—450 годах до н. э. Он отмечен разрушением канонических форм искусства архаики и переходом к более широкому словарю, характерному для классики конца V века до н. э.. Этот стиль был распространён во многих городах греческого мира и представлен различными видами: круглыми скульптурами из бронзы, стелами и рельефами. Возможно, наиболее великолепное воплощение строгого стиля — это метопы Храма Зевса в Олимпии.

Термин «строгий стиль» был сначала введён Густавом Крамером в Über den Styl und die Herkunft der bemahlten griechischen Thongefäße (1837, Berlin) относительно первого появления краснофигурной вазописи. Начиная с исследования Вагна Поулсена Der strenge Stil (1937 год) термин связывается исключительно со скульптурой.

Для строгого стиля нет принятой хронологии, датировка скульптуры началом V века до н. э. приблизительна, и, следовательно, его первое появление предположительно относится к периоду с 525 по 480 год до н. э. Единственным исключением из общего правила является скульптурная группа «Тираноубийцы», созданная Критием и Несиотом и датируемая 477/476 годами до н. э. Она представляет собой копию бронзового изделия, изготовленного Антенором в 514 году до н. э., чтобы почтить убийц тирана Гиппарха. Этот экспонат, теперь известный только по римским копиям, сохраняет положения тел и черты лица, схожие с архаикой, объединяя их с новым восприятием многогранности точек обзора, ощущения материала и строения человеческого тела. Всё это выделяет скульптурную группу как одну из нескольких переходных работ. Другая подобная работа — «Мальчик Крития» — относится к 480 году до н. э.; в этой скульптуре распределение веса на одну ногу, опущенное правое бедро и наклон головы и плеч отличаются от поздней архаики и представляют собой шаг к большему натурализму и индивидуализации в классике.

В русской литературе о музыке термин «строгий стиль» применяют по отношению к технике полифонической композиции XV-XVI веков. Подразумевается, прежде всего, церковная музыка франко-фламандских полифонистов (Жоскена Депре, Окегема, Обрехта, Вилларта, Лассо и др.) и Палестрины. Подробнее о строгом стиле см. в статье Полифония.

Мебельный стиль — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 декабря 2017; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 декабря 2017; проверки требуют 10 правок.

Мéбельный стиль — совокупность предметов мебели. — Изготовление предметов интерьера из разных сортов дерева, относящихся к определённой народности, религии, культуре, эпохе времени или к другим направлениям. В Европе например, так же как и в архитектурном стиле, мебель имеет прямое отношение к ампиру, барокко, готике и т.д., а также облачению — ренессансом в эпоху Возрождения.

Происхождение и развитие мебельных стилей зависит от различных факторов:

  • идеологические
  • эстетические взгляды
  • материалы
  • техника изготовления мебели
  • уровень развития производства
  • бытовые запросы
  • сложившиеся формы

В мебели проявляется копирование церковной архитектуры: стрелы, башенки, поперечные ребристые элементы.

Причудливый стиль, богатый позолотой и инкрустацией. Мебель обивается декоративными тканями и украшается бахромой.

Используются античные мотивы — массивная мебель с полированными поверхностями, декоративными накладными бронзовыми рельефами, деталями в виде карнизов, колонн, львиных лап. Изготовлена из красного дерева.

Сложная система линейного орнамента, в основу которого были положены мотивы сильно стилизованных цветов.

Мебель, стилизованная под мебель загородного дома

Интерьер строится по принципу функциональности, мебель имеет ясные законченные формы, к примеру, кресло может повторять линии рук и спины сидящего.

Прямолинейность, простота, отсутствие узоров, рисунков, аксессуаров.

Яркий пластик, обтекаемые формы. Материалы мебели — стекло, металл, пластик, натуральное дерево, полное отсутствие декора.

Использование форм и мотивов, присущих какой-то определенной стране.

Серия книг «История мебельного искусства и интерьеров»:

  • Гацура Генрих, «Мебельные стили», 1999, 2000, 2002, 2004, 2006, 2008; ISBN 5-7949-0068-7;
  • Гацура Генрих, «Мебель и интерьеры модерна», 2007, 2009; ISBN 5-7949-0997-8;
  • Гацура Генрих, «Мебель и интерьеры эклектики», 2007, 2011; ISBN 978-5-90523302-9;
  • Гацура Генрих, «Мебель Тонета» (Thonet Furniture). История и каталог мебели фирмы «Братья Тонет», 2001, 2013; ISBN 5-7949-0088-1;
  • Гацура Генрих, «Венская мебель Якова & Iосифа КОНЪ». История и каталог мебели фирмы «Я & I. Конъ», 2008.
  • Gatsura Genrih, «Jacob & Josef Kohn Furniture. J & J Kohn on the Furniture market of Imperial Russia» 2008, ISBN 5-7071-0372-4;
  • Гацура Генрих, «Мебель Европы. Альбом обмеров»., 2011, ISBN 978-5-905233-01-2.
  • Белозерова В. Г. «Мебель и интерьеры Китая», 2009; ISBN 978-5-7949-0994-4.
  • «Мебель России 1-2», двухтомник обмеров русской мебели конца 18 - середины 19 вв., Издательство "АРТ-Корона", 2010, ISBN 579490992-7; ISBN 579490993-5.
  • Кес. Д Стили мебели - М.: Издательство В. Шевчук, 2008. -272 с.
  • А. Н. Черепахина История художественной обработки изделий из древесины Учебник для средних ПТУ 2-е изд., переработано и дополнено и доп.- Москва: Высшая школа, 1987.- 191 с. иллюстрации
  • Н.Н. Соболев Стили в мебели М.: Издательство В. Шевчук, 2008. - 351 с.
  • Краткий курс стилевой эволюции мебели/ А. А. Грашин,Учебное пособие -Москва: Издательство Архитектура-С, 2007 - 416 с.: ил.

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о