Стиль конструктивизм в одежде: Стиль Конструктивизм в одежде, обуви, аксессуарах (все о стиле) – Конструктивизм

Конструктивизм в одежде и тканях 1920-х годов (стр. 1 из 4)

ВВЕДЕНИЕ

Конструктивизм принято считать русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы, как модерна, так и конструктивизма. Как писал В.В. Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»

Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

Эстетика конструктивизма в определённой степени способствовала становлению советского художественного конструирования. На основе разработок конструктивистов создавались удобные в пользовании и рассчитанные на массовое заводское изготовление новые типы посуды, арматуры, мебели. Художники создавали рисунки для тканей (В.Ф. Степанова, Л.С. Попова), разрабатывали практичные модели рабочей одежды (В.Ф. Степанова, В.Е. Татлин), создавали оформление выставок. Конструктивизм сыграл заметную роль в развитии графики — плаката. В театре вместо традиционных декораций конструктивисты создавали подчинённые задачам сценические действия «станки» для работы актёров, одетых в прозодежду.

1.Конструктивизм. Появление конструктивизма

Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930 годов.

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.

То творческое мировоззрение, что принято называть конструктивизмом в пределах архитектурного стиля, проявилось несколько раньше, чем непосредственно в архитектуре. Конструктивизм, как и функционализм с рационализмом, принято относить к понятию «современная архитектура».

Конструктивизм - направление в советском искусстве 1920-х гг. (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании). Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу "конструирования" окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши быта конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми (братья Веснины, М.Я. Гинзбург и др.) Эстетика конструктивизма во многом способствовала становлению советского художественного конструирования (А.М. Родченко, В.Е. Татлин и др.). Применительно к зарубежному искусству термин условен: в архитектуре - течение внутри функционализма, в живописи и скульптуре - одно из направлений авангардизма. (1)

Направление в русском (СССР) искусстве 1920-х гг. (в архитектуре, оформительском, и театрально-декорационном искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании, дизайне).

Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу "конструирования" окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, её логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чём они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми.

В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А.А. Веснина и М.Я. Гинзбурга, практически они впервые воплотились в созданном братьями А.А., В.А. и Л.А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железо-бетонный каркас). В 1924 была создана творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов.

Наряду с другими группами советских архитекторов конструктивисты (братья Веснины, Гинзбург, И.А. Голосов, И.И. Леонидов, А.С. Никольский, М.О. Барщ, В.Н. Владимиров и др.) вели поиски новых принципов планировки населённых мест, выдвигали проекты переустройства быта, разрабатывали новые типы общественных зданий (Дворцы труда, Дома советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и т. д.). Вместе с тем в своей теоретической и практической деятельности конструктивисты допустили ряд ошибок (отношение к квартире как к "материальной форме", схематизм в организации быта в некоторых проектах домов-коммун, недоучёт природно-климатических условий, недооценка роли крупных городов под влиянием идей дезурбанизма).

Эстетика конструктивизма во многом способствовала становлению современного художественного конструирования.

На основе разработок конструктивистов (А.М. Родченко, А.М. Гана и других) создавались удобные в пользовании и рассчитанные на массовое производство новые типы посуды, арматуры, мебели; художники разрабатывали рисунки для тканей (В.Ф. Степанова, Л.С. Попова) и практичные модели рабочей одежды (Степанова, В.Е. Татлин). Конструктивизм сыграл заметную роль в развитии плакатной графики (фотомонтажи братьев Стенбергов, Г.Г. Клуциса, Родченко) и конструирования книги (использование выразительных возможностей шрифта и других наборных элементов в работах Гана, Л.М. Лисицкого и др.). В театре традиционные декорации конструктивисты заменяли подчинёнными задачам сценического действия "станками" для работы актёров (работы Поповой, А.А. Веснина и др. над постановками В.Э. Мейерхольда, А.Я. Таирова). Некоторые идеи конструктивизма были воплощены в западноевропейском (В. Баумейстер, О. Шлеммер и др.) изобразительном искусстве. (3)

Применительно к зарубежному искусству термин "конструктивизм" в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре — одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего конструктивизма (скульпторы И. Габо, А. Певзнер)

Конструктивизм (от лат. constructio - построение) - художественное направление в искусстве ряда европейских стран начала XX в., провозгласившее основой художественного образа не композицию, а конструкцию. Наиболее полное выражение конструктивизм нашел в архитектуре, дизайне, прикладном оформительском, театрально декорационном искусстве, печатной графике, искусстве книги; выразился в стремлении художников обратиться к проектированию вещей, художественной организации материальной среды. В художественной культуре России 20-х годов архитекторы конструктивисты братья Веснины, М. Гинзбург опирались на возможности современной строительной технологии. Они достигали художественной выразительности композиционными средствами, сопоставлением простых, лаконичных объемов, а также эстетическими возможностями таких материалов, как металл, стекло, дерево. Художники этого направления (В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова, Э. Лисицкий, В. Степанова, А. Экстер), включившись в движение производственного искусства, стали основоположниками советского дизайна, где внешняя форма непосредственно определялась функцией, инженерной конструкцией и технологией обработки материала. В оформлении театральных спектаклей конструктивисты заменили традиционную живописную декорацию трансформируемыми установками-"станками", изменяющими сценическое пространство.

Для конструктивизма печатной графики, искусства книги, плаката характерны скупые геометризованные формы, их динамичная компоновка, ограниченность цветовой палитры (в основном красное и черное), широкое применение фотографии и наборных типографских элементов. Характерные проявления конструктивизма в живописи, графике и скульптуре - абстрактный геометризм, использование коллажа, фотомонтажа, пространственных конструкций, иногда динамических. Идеи конструктивизма вызревали в предшествующих направлениях русского авангарда. Его программа, сформировавшаяся в послереволюционный период, несла на себе черты социальной утопии, поскольку художественное проектирование мыслилось как способ преобразования общественного бытия и сознания людей, конструирования окружающей среды, конструктивизм. Направление абстрактного искусства, зародившееся в России в 1913 году. Конструктивизм отбросил традиционные представления об искусстве во имя имитации форм и методов современного технологического процесса. Наиболее ярко это проявилось в скульптуре, где конструкция создавалась непосредственно из продуктов промышленного производства. В живописи те же принципы осуществлялись в двухмерном пространстве: абстрактные формы и структуры располагались на плоскости наподобие архитектурного чертежа, напоминая элементы машинной технологии. Хотя «чистый» конструктивизм существовал в России только в первые послереволюционные годы, его влияние ощутимо на протяжении всего XX столетия. (Габо, Лисицкий, Мохой-Надь, Попова, Родченко, Татлин).(2)

Из истории спортивного костюма. Конструктивизм

Оригинал взят у solodilove в Из истории спортивного костюма. КонструктивизмСмотрел сегодня фильм про Ивана Леонидова и удивил факт его любви к качественной одежде, пошитой на заказ и по собственному эскизу. Решил узнать побольше про этот великолепный период конструирования всего и вся.
В особый разряд новых форм костюма конструктивисты поставили спортивную одежду, которую считали одним из наиболее перспективных и массовых видов. Они смыкались в этих взглядах с общей установкой 20-х годов на роль спортивной формы для трудящегося человека в новом обществе. Те же мысли о значении гимнастики и создании новой спортивной одежды можно встретить в многочисленных газетных и журнальных статьях тех лет.
Проектированием спортивной одежды занимались и Ламанова и Экстер, включавшие в это понятие не только собственно форму для спортсменов, но и удобную легкую бытовую одежду типа курток, короткого пальто и т.п. Общеизвестен образец такого вида куртки, использованный собственноручно В.Татлиным. При проектировании новых форм конструктивисты категорично заявляли, что "вся декоративная и укрошающая сторона одежды уничтожается" во имя практической целесообразности. Однако в те же спортивные формы Степанова предлагает включить ряд декоративных элементов в виде эмблем и знаков, необходимых для отличая одной команды от другой. Одним из основных признаков спортивной одежды она считала цвет, ибо на большом расстоянии не видны сами формы костюма, тем более эмблемы. Таким образом, конкретная разработка спорткостюма привела конструктивистов к противоречию с их теоретической платформой.  


Близкий по своим формам к образцам художниц-конструктивисток В.Степановой и Л.Поповой спортивный костюм. Он интересен и тем, что Ламанова одной из первых применила здесь так называемую юбку-штаны, расширив функциональное назначение ансамбля.

Источник: - Т.Стриженова
"Из истории советского костюма"

Конструктивизм у истоков новой советской моды • ТВОРЧЕСТВО В ПЕТЕРБУРГЕ

Конструктивизм — направление в советском искусстве 1920-х гг. (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусствах, в плакате и искусстве книги, художественном конструировании… Показной роскоши буржуазного быта конструктивисты противопоставляли простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чём видели олицетворение демократичности и новых отношений между людьми.

Из «Большой советской энциклопедии»

Конструктивизм у истоков новой советской моды

В 20-е годы в России классовая борьба завершилась окончательной победой рабочих над буржуазией. Строители нового общества взяли курс на искоренение символов мещанства, одним из которых, безусловно, была их манера одеваться. В немилость впали шляпы, галстуки, блестящие запонки, бусы, браслеты, дорогие лоснящиеся ткани — всё то, что прочно ассоциировалось с буржуазным классом и не соответствовало облику добросовестного рабочего. Вдохновленная молодёжь зарождающейся страны Советов ковала собственную моду — моду, в которой не осталось места haute couture, сезонным трендам и приковывающим взгляды силуэтам. Даже само слово «мода» здесь может показаться неуместным. Однако — лишь на первый взгляд. Если понимать под «модой» совокупность эстетических требований к внешним формам быта, одежде и другим элементам предметной среды, окружающей человека, становится очевидно, что мода в 20-е годы прошлого века всё-таки была и занимала далеко не последнее место. Просто своим девизом она избрала конструктивизм, простоту и функциональность в обмен на показную оригинальность и индивидуализм, с которыми мы обычно связываем это понятие.


Александр Родченко в мастерской в производственном костюме
на фоне пространственных конструкций, 1924

С 1917 по 1922 год одежда в народе в большинстве своем донашивалась, приспосабливалась или перешивалась из подручных материалов (штор, скатертей, простыней). Аскетичность пролетарского костюма в первую постреволюционную декаду была обусловлена не только мировоззрением, отрицающим все, что было связано со «старым миром», но и тяжелыми экономическими условиями, разрухой и последовавшей за революцией гражданской войной.

Одним из первых массовых костюмов стала красноармейская форма. В 1918 году нарком по военным делам Троцкий создает комиссию по разработке новой формы Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА). В ее состав вошли знаменитые русские художники В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие. За основу для формы был взят русский исторический костюм. Так появились в том числе знаменитые «будённовки» — суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы.

Конструктивизм в массовой моде победившего пролетариата

В 1918 году был создан «Отдел готового платья и белья», на который возлагалась задача восстановления производства, национализации предприятий текстильной промышленности и распределения готового белья и платья в государственных масштабах. В первые годы советской власти был создан Комитет швейной промышленности — «Центрошвей», а в апреле 1920 года после слияния с центральным отделом военных заготовок он был переименован в Главный комитет швейной промышленности («Главодежда»).


Логотип Ателье мод

На повестке дня вопрос о «массовой моде победившего пролетариата». В 1920-е годы, в эпоху новой экономической политики (НЭП), восстанавливаются прерванные связи с зарубежной модой, появляются иностранные журналы и начинают издаваться отечественные. Введение новой экономической политики привело к появлению новой имущественной социальной прослойки — нэпманов, ставших основными потребителями моды, недоступной для основной массы населения.

В 1923 году открывается первое в России художественное «Ателье мод» — теоретический и идеологический центр искусства моделирования бытового костюма. Задачи у коллектива глобальные: выработать и внедрить в массовое производство костюм, а также привнести советскую идеологию в искусство создания одежды. Стоящие у идеологических истоков «Ателье мод» художники-конструктивисты Варвара Степанова, Александра Экстер, Александр Родченко, Любовь Попова пропагандируют функционализм и простоту.

«Современной моде, меняющейся по прихоти коммерсантов, мы должны противопоставить одежду целесообразную и красивую в своей простоте. Костюм широкого потребления должен состоять из простейших геометрических форм как прямоугольник, квадрат, треугольник; ритм цвета, вложенный в них, вполне разнообразит содержание формы», — писала Александра Экстер в своей статье «Простота и практичность в одежде».

Конструктивизм и супрематизм — новые орнаменты на тканях

Используя достижения супрематизма и конструктивизма, Попова и Степанова создали новое направление в орнаментации тканей, варьируя только геометрические формы и три-четыре цвета. На протяжении 1924 года они активно занимались проектированием моделей спортивной и повседневной одежды, разрабатывали рисунки тканей для Первой ситценабивной фабрики в Москве. Из более чем 150 разработанных ими орнаментов 20 были напечатаны на ситце.


Ситцевый принт

В 1919 году на заседании Комиссариата здравоохранения, посвященном вопросу «о создании нового рабочего костюма», отмечалась «недостаточная рациональность» рабочей одежды, говорилось, что новый костюм «должен быть не только удобен и изящен, но он должен находиться в полной зависимости от современных экономических условий и соответствовать гигиеническим требованиям». Именно в эти годы появилось понятие «производственной одежды» или, сокращенно, «прозодежды» как утилитарного, удобного, приспособленного к профессии человека инструмента. Так, главной функцией костюма машиниста является предохранение рабочего от возможности быть задетым машиной. Особенностью костюма инженера, например, стало наличие большого количества карманов. В зависимости от особенностей приборов, которыми он пользуется в работе (текстильщик ли он, авиаконструктор или строитель), изменялся размер, форма и характер распределения карманов на одежде. Таким образом, костюм не только приобретал защитные функции, но и становился профессиональным инструментом в работе.

Конструктивизм и социальный реализм в одежде

Свертывание НЭПа в конце 1920-х годов сопровождается возрождением социального реализма, пропагандой коммунального быта, искоренением «индивидуализма» и критикой авангарда. Всё это приводит к закрытию частных магазинчиков, парикмахерских, модных журналов и ателье. В 1928 году нарком просвещения А. В. Луначарский осудил бытовавшее тогда представление о модном костюме как о буржуазном пережитке. Он сказал: «У нас боятся, что одежда может приобрести нарядный или кокетливый вид и считают это большим преступлением. Это, говорят, дело мещанское или, ещё того хуже, буржуазное… Люди пожилые и старые будут одеваться скромно, но удобно и чисто, а людям молодым сама природа их велит немножко играть с костюмами, стараться подчеркнуть свою миловидность, силу, грацию…»

В общем и целом, свои первые шаги советский костюм делал в крайне противоречивых условиях. Тогда понятие «мода» стало означать мещанский предрассудок, воплощающий нечто крайне реакционное, противоречащее духу коммунистического быта. Над построением нового бытового костюма работали самые передовые художники своего времени — представители конструктивизма. Они избрали в качестве творческого кредо «удобство и целесообразность костюма для данной производственной функции». Идеологически обоснованный аскетизм в одежде стал источником вдохновения для целой плеяды художников, однако идеологическими рамками творческую фантазию сдержать очень трудно. На исходе десятилетия один из главных идеологов «прозодежды», Варвара Степанова, была вынуждена признать: «Ошибочно думать, что мода является лишь ненужным придатком спекулятивного характера».

Профессиональные ремесленники вместо Ателье мод

Деятельность «Ателье мод» было локальным явлением, почти не оказавшим влияние на мировую моду. Со свёртыванием НЭПа «Ателье» скоро прекратило существование. Оно не справилось с основной задачей: созданием подлинно демократичной одежды (индивидуально пошитая, спроектированная художниками, она стоила слишком дорого, чтобы быть доступной массовому потребителю). Место художников заняли профессиональные ремесленники.

Но многие дизайнерские решения того времени предвосхитили модные тенденции ХХ века и продолжают оставаться актуальными до наших дней. Например, комбинезоны с большими накладными карманами и застежками-молниями. Сегодня, почти сто лет спустя, простая и функциональная одежда является самой продаваемой в мире. (Я осматриваю свой гардероб: черные джинсы, однотонные футболки; акцент смещён на яркую обувь и аксессуары). Современные требования к одежде удивительным образом перекликаются с тенденциями 20-х годов прошлого века. Это удобный стильный крой, натуральные материалы, нейтральные, не кричащие цвета, поэтому деятельность «Ателье мод» продолжает быть интересной и достойной изучения.

Автор статьи: Евгений Мякотин

Конструктивизм и деконструктивизм в коллекции Atelier Versace Haute Couture, осень-зима 2014-2015

 

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

Класснуть

Не случайно именно показ Versace открывает неделю Высокой моды в Париже. Вы можете любить или не любить дизайн Донателлы, признавать ее талантливой или отрицать это, но сказать, что вы ничего не знаете о Versace нельзя.  Так или иначе, вы что-то слышали, видели или читали про Версаче, видели множество подделок под него и заглядывались на фото див на красной дорожке в нарядах именно этого модного дома.  И, кстати, о дивах. Главным приглашенным гостем на показ Versace Haute Couture осень-зима 2014-2015 стала Дженнифер Лопес. Она появилась в белоснежном платье из новой коллекции Versace.

 

Хотя платьем эту вещь можно назвать вполне условно, так же как условно можно было бы назвать это брюками. Дженнифер Лопес уже блистала в нарядах Versace на красной дорожке. Сейчас самое время вспомнить ее платье на церемонии Грэмми в 2000 году.

 

Да, после сопоставления этих фото начинаешь понимать, насколько сильно эволюционировал стиль бренда. С чем всегда ассоциировалось имя Versace? Гламур, роскошь на грани безвкусицы, украшательства без меры, огромные стразы и вызывающая сексуальность. Но похоже, что все изменилось. И вот уже коллекция Versace получает от модных критиков такую характеристику как «sophisticated». На русском для этого слова можно подобрать много синонимов. Это и сложный, утонченный, искушенный, даже интеллектуальный. Это все то, за что м так любим современную моду. Быть sophisticated значит быть современным.

 

И в том, чтобы «быть современным» Донателла Версаче очень преуспела в своей новой кутюрной коллекции осень 2014. Она не только заставила шагать кутюр в ногу со временем, но и действительно нашла новые идеи для создания одежды.

 

Но все новое невозможно без обращения к истории. «Мне нравится мода пятидесятых, крой одежды, конструктивизм тех лет» - заявила Донателла Версаче. И да, в ее коллекции читаются 50-ые, в округлых плечах платьев, в пышных юбках и в приталенных силуэтах.  Но в то же время это безошибочно Versace: здесь просто приталенный силуэт здесь превращается в сексуально обнимающий тело силуэт, на пышных юбках присутствуют высокие разрезы, а корсеты украшены крупными кристаллами Сваровски. «Я Версаче – говорит Донателлла – и я должна показать это миру».

 

И все-таки гламур от Versace теперь совсем иной. Это темные глубокие цвета одежды, это густая широкая темно-синяя и изумрудная подводка на глазах моделей, это некая драма разыгрывающаяся на подиуме.

 

Бесспорно, мы любим эту коллекцию за асимметрию: жакеты на одно плечо, асимметричные брюки-платья, за крупные золотые застежки, за ручную вышивку, а еще за аксессуары: кожаные перчатки и огромные серьги. Теперь остается только дождатья появления голливудских красавиц на красной дорожке в новой коллекции Versace Haute Couture осень-зима 2014-2015.

 

Смотреть всю коллекцию Atelier Versace Haute Couture осень-зима 2014-2015.

КОНСТРУКТИВИЗМ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА | sibac.info

 

КОНСТРУКТИВИЗМ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА

Афанасьева Наталья Валериевна

канд. тех. наук, доцент СГАСУ, г  Самара

E-mail: 

Полынова Нелли Александровна

магистр, СГАСУ, г. Самара

E-mail: 

 

Процесс творчества — это поиск единства формы и содержания. Зачастую использование традиционных методов дизайн — проектирования костюма не приводит к получению нового дизайна. Поэтому необходима активизация творческого поиска в проектиро­вании и интенсификация самого процесса проектирования. На протяжении довольно длительного времени в российской школе дизайна используются приемы конструктивизма. Но до сих пор они не сформированы в отдельную методику для использования в учебном и производственном процессе по созданию дизайна одежды. Для обоснования актуальности темы исследования были изучены диссертации и авторефераты за последнее десятилетие. Так, Берман Е. А. в работе «Технологии декорирования и дизайн трикотажных изделий для мелкосерийного производства» (Санкт-Петербург, 2010) описываеттехнологию декорирования трикотажных изделий, производит поиск новых технологических приемов, которые позволят сохранить единство утилитарности и художественной выразительности трикотажа. В работе Прокоповой Е. В. «Обеспечение композиционного разнообразия конструктивно однородных моделей одежды» (Орел, 2008) разработаны методы повышения внешних отличий и оценки факторов отличий конструктивно однородных моделей одежды для получения их новизны за счёт средств композиционного разнообразия. Маркелова И. Д. в своей работе «Пространственно-геометрическое формообразование в костюме» (Москва, 2005)разработала методику пространственно-геометрического формообразования в процессе художественного проектирования костюма. Однако использование принципов конструктивизма при разработке дизайна одежды не описано.

В дизайн — проектировании костюма используют различные методики разработки форм, отделок, деталей. В большинстве случаев процесс разработки дизайна происходит на интуитивном уровне. В последнее время художественными школами профильных вузов накоплено много материала, в учебном процессе требуется описание методик художественного проектирования. Среди последних работ, посвященных художественному проектированию одежды, следует отметить И. А. Петросову, Ю. Л. Жигур, И. М. Акимочкину, М. А. Гусеву, В. В. Гетманцеву, Л. В. Сильчеву, Л. А. Скороходову.

С другой стороны, направление конструктивизма, появившееся в начале 20 века, породило множество последователей и течений в различных сферах искусства, архитектуры, живописи, графики и костюма. Приемы, используемые конструктивистами в своих работах, применяются в практике современного проектирования одежды. Дизайнерам нравится не только шить и кроить, но и конструировать одежду в прямом смысле этого слова. Сложные формы позволяют получить новые интересные решения и уже ни одно современное платье невозможно назвать простым. Поэтому в настоящее время назрела необходимость разработки методики, основанной на принципах конструктивизма для целей подготовки студентов вузов. Наработки не достаточно обобщены, нет системного подхода к проек­тированию. В связи с вышесказанным, целью исследования является разработка методики проектирования одежды на основе принципов конструктивизма и внедрение данной методики в учебный процесс.

Задачи начального этапа работы:

·           изучение основных черт конструктивизма;

·           анализ работ художников, архитекторов и инженеров 1920—1930-х гг. с позиции выделения приемов конструктивизма;

·           анализ литературы по выбранной теме;

·           исследование методик профильных вузов, использующих различные приемы проектирования;

·           изучение работ современных дизайнеров, которые используют отдельные приемы конструктивизма;

Дизайнеры всего мира заняты поисками новых идей в любой области дизайна (будь то дизайн промышленных изделий, одежды, упаковки или предметов быта). Во-первых, чтобы соответствовать времени, во-вторых, чтобы создать новые товары. Фирмы, производящие товары, заинтересованы не в одной интересной идее, а в нескончаемом потоке свежих, оригинальных идей. Это обуславливает поиски новых подходов к проектированию одежды. На сегодняшний день существует множество методик проектирования костюма.

Комбинаторика «оперирует» определенными приемами комбинирования: перестановкой, вставкой, группировкой, переворотом. Яркие представители конструктивизма в одежде и тканях, а именно Л. Попова, А. Родченко, В. Степанова зачастую пользовались методами комбинаторики при проектировании моделей и рисунков тканей.  Метод трансформации — это метод превращения или изменения формы, часто используемый при проектировании. Метод кинетизма заключается в создании динамики форм, декора, рисунков тканей. Идея движущейся формы принадлежит художникам советского авангарда 1910—1920- гг.— конструктивистам В. Татлину, К. Мельнкову, А. Родченко и др. В Европе 1920—1960-х  г. идеи кинетизиа развивали Л. Мохой-Надь, М. Дюшан, Р. Сото, Н. Шоффер и др.

На кафедре «Дизайн» СГАСУ разработаны методики проектирования дизайна одежды, которые отражены в учебно-методических пособиях [1—4].

Многие модельеры не используют как источник вдохновения ни исторический костюм, ни заимствуют отдельные элементы из моды прошлого, ни применяют классические подходы, а изобретают новые подходы к моделированию. На основе анализа работ современных дизайнеров и прогнозов в области моды и дизайна, можно сделать вывод о том, что этот стиль становится все более популярным и находит свое отражение в проектировании.

На основе анализа графических работ характерными приемами конструктивизма являются: скупые геометризованные формы, динамическая компоновка, ограниченность цветовой палитры, абстрактный геометризм, использование коллажа, фотомонтажа, пространственных конструкций. Конструктивистский костюм был открытой структурой в отличие от ансамбля, который господствовал в официальной моде. Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу «конструирования» окружающей среды, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, её логичных, целесообразных конструкций. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чём они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для конструктивизма характерно: беспредметный орнамент, новые рисунки, ритмические построения, оптические и пространственные эффекты, сочетание плоскостных и объемных элементов, наличие структуры, наличие нескольких пространственных планов, простейшие геометрические формы, принцип комбинаторики, сдвиги и смещения форм, графическое формообразование, отказ от декора, заимствования из народного костюма, накладной декор, если он функционально обоснован, эксперимент пластических особенностей материала, возможность изготовления одежды промышленным способом [5].

Беспредметный орнамент в рисунках тканей позволяет получить новые решения оптического восприятия костюма. Например, заполняя отдельные конструктивные элементы костюма рисунком, возможно визуально «вытянуть» или «сузить» фигуру человека. Также, сочетая объемные и плоскостные элементы в разработке ткани возможно получение новых, интересных решений фактуры материала. Сочетание разных по свойству и цвету материалов, например ткани и кожи или трикотажа и замши позволяет получить пространственность — наличие нескольких пространственных планов. При проектировании рисунков для тканей возможно использование программированного формообразования, используя в качестве мотивов простейшие геометрические формы. Использование простых геометрических форм делает данную методику более универсальной, поскольку формообразование новых моделей начинается с геометрии. Такой подход к проектированию позволяет широко использовать компьютер для получения орнаментальных композиций.

При традиционном подходе пластические особенности материала подсказывают модельеру новые формы. В данной методике эскиз является воплощением самого процесса творческого поиска, а не зарисовкой готовой модели. Упрощение, освобождение от несущественных деталей во имя большей выразительности, обострение существенных черт формы. Декоративное оформление связано с конструкцией одежды. Традиционный накладной декор заменяется декором-конструкцией: декоративную роль  играют подчеркнутые конструктивные линии, швы, детали контрастного цвета, канты, застежки, карманы. Этот принцип конструктивного декора заимствован из народного костюма. В основе кроя костюма лежат простейшие геометрические формы.

 

Список литературы:

1.        Романова Т. А. Основы промышленного проектирования одежды: методические указания; СГАСУ; Институт архитектуры и дизайна — Самара, 2008. —20 с.

2.        Сабило Н. И. Бумажное платье: методические рекомендации к курсовому проектированию; СГАСУ; Институт архитектуры и дизайна. — Самара, 2009. —35 с.

3.        Сабило Н. И. Художественная форма как система изобразительно-выразительных средств в проектировании костюма; СГАСУ. — Самара, 2007. —105 с.

4.        Романова Т. А. Проектирование одежды на индивидуального потребителя; СГАСУ; Институт архитектуры и дизайна. — Самара, 2008. —24 с.

5.        Полынова Н. А. Применение текстиля в дизайн-проектировании костюма // Культурно-художественная среда: творчество и технологии: Сборник материалов Пятой Международной научно-творческой конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых — К.: НАКРККиИ, 2011. C. 181—182

Деконструктивизм в дизайне одежды — Look At Me

В 1981 г. в неделе прет-а-порте в Париже впервые приняли участие Ёджи Ямамото и Рей Кавакубо. Их коллекции вызвали шок в мире моды. Одни восприняли модели японцев как карикатуру на европейскую одежду, другие стали их горячими поклонниками, воспринимая эту одежду не как атрибут моды, а как произведение искусства, в котором выражена новая философия одежды. Тогда стиль коллекций японцев называли «destructuree look». Позднее это направление в дизайне одежды получило название «деконструктивизм». Сам термин, который широко распространился в мире моды в начале 1990-х гг., был заимствован из философии постмодернизма. М.Хайдеггер считал, что деконструкция является способом нового восприятия жизни и образом мышления новой эпохи, для которого характерны свободная ассоциативность и отказ от рационализма. В эпоху постмодернизма самовыражение возможно только путем присвоения традиции, нового комбинирования уже известного, разрушения другого. Децентрация означает исчезновение в постмодерне понятий «центра», господствующей, «высокой» культуры. Деканонизация — борьба с традиционными ценностными центрами. Основным методом этой борьбы является деконструкция (разрушение) центрированных структур, моделей сознания и самосознания человека, общества, культуры. Соответственно в области дизайна деконструкция означает критическое и ироническое отношение к правилам и авторитетам, новую интерпретацию традиций, разрушение канонов. Метод деконструкции в дизайне можно воспринимать и как разрушение привычных связей, ведущее к созданию нового образа. Разложение целостного первоисточника на элементы, оперирование фрагментом, вырванным из контекста, стало характерным признаком метода «цитат» — одного из самых распространенных в эпоху постмодерна методов создания нового. Проектирование превращается в своеобразную игру с фрагментами, когда соединяется несоединимое, рождаются парадоксы и новые образы. В дизайне одежды это проявляется в отказе от традиций: замене ансамбля комплектом (т.е. происходит переход от закрытой системы к открытой, способной к трансформации), стирании оппозиций между различными ассортиментными группами, в функциональной трансформации вещи, в отказе от канонов «хорошего вкуса». В современной моде почти не существует строгих прежде разграничений между одеждой для дня и для вечера, для отдыха и для работы; элементы профессионального костюма проникли в повседневную одежду. Традиционные вечерние ткани (бархат, атлас, парчу) активно используют в повседневной одежде, а твид, фланель, кожа и трикотаж проникли в нарядную одежду.


About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *