Строгановский стиль – Строгановский стиль (архитектура) — Википедия. Что такое Строгановский стиль (архитектура)

Рождественская церковь - Строгановский стиль в архитектуре

Строгановский стиль – это название направления в русской архитектуре конца 17 – начала 18 веков, свойственного постройкам, возведённым по заказу солепромышленника Григория Дмитриевича Строганова (подробнее о роде Строгановых см. закладку История храма на нашем сайте). Создавая изумительно роскошные нарядные храмы, купцы Строгановы сумели поспорить с Москвой в стремлении создать свою архитектуру, подобно созданной в конце 16 в. иконописной школе. Поэтому Строгановский стиль часто сравнивают или относят к одному из течений московского барокко.

Отличительной чертой строгановской архитектуры является «преувеличение значений декоративных пятен и отчасти форм» (Грабарь, И.Э. Указ.соч., стр.452) при сохранении древнерусских традиций архитектуры (так называемого «старого завета» при новой обработке). Строгановским храмам характерно сохранение пятиглавого силуэта, но также и сложное разнообразное пышное декоративное убранство, и широкое применение классических ордеров.

При этом стоит отметить, что Строгановы в декоративном убранстве своих церквей перенимали новый стиль украшений, который был применён при сооружении в конце 17 века храма Николая Чудотворца «Большой крест» в Москве: «Созданный великолепный храм произвёл эволюцию в трактовке «украшений» и стал предметом заимствований во время «новшеств» в той среде, которая придерживалась «старины» (в среде купечества, из которого особенно выделялись богатым храмоиздательством Строгановы)» [Грабарь, И.Э. Указ.соч., стр. 428]. К сожалению, до нашего времени храм не сохранился, он был разрушен в 1933 г. под предлогом того, что крыльцо храма выходило на тротуар и мешало движению.


Ф.Я.Алексеев Вид церкви Никола Большой Крест на Ильинке, ок. 1882 г.
Никола «Большой Крест» в Москве. Фот. из книги И.Э. Грабаря История русского искусства, 1910. стр. 423

К Строгановскому архитектурному стилю относят 6 храмов в России, два из которых находятся в Нижнем Новгороде. Далее приведён список этих храмов в хронологическом порядке по годам постройки:
1. собор Введения во храм Пресвятой Богородицы (Архангельская область, г. Сольвычегодск) год постройки 1688-1696.


Соборный храм Введенского монастыря в Сольвычегодске (Фот. В.А. Плотникова) из книги из книги И.Э. Грабаря История русского искусства, 1910. стр. 449


Крыльцо соборного храма Введенского храма в Сольвычегодске (Фот. И. Грабаря) из книги из книги И.Э. Грабаря История русского искусства, 1910. стр. 450

Также в городе Сольвычегодске есть Благовещенский собор (год постройки между 1560 и 1584 г.г.), который в 1600 году был украшен «настенным письмом» по повелению Никиты Григорьевича Строганова (1560-ок.1620), причем расписывали его «московские иконники Федор Савин да Стефан Арефьев с товарищами». Но к сожалению, роспись Благовещенского Сольвычегодского собора не дошла до нас в первоначальном виде [Грабарь , И. Э. История русского искусства. История живописи. Том VI. Допетровская эпоха].

2. надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи (Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра), год постройки 1692–1699.

3. церковь Казанской иконы Божией Матери (Вологодская область, г. Устюжна), год постройки 1694.

4. церковь Смоленской иконы Божией Матери (г. Н.Новгород, ул. Гордеевская, 141), год постройки 1694-1697.


Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Фотография из книги из книги И.Э. Грабаря История русского искусства, 1910. стр. 451

5. церковь в честь Собора Пресвятой Богородицы (г. Н.Новгород, ул. Рождественская, 34), год постройки между 1697 и 1703.
6. собор Спаса Преображения в Спасо-Преображенском женском монастыре (Пермский край, г. Усолье), год постройки между 1727 и 1733 по заказу Сергея Григорьевича Строганова, третьему сыну Григория Дмитриевича, которому после смерти отца и досталось во владение г. Усолье.Усолье.

 
1900—1917 год. фото с сайта https://pastvu.com/p/219522

Строгановыми было построено на Руси шесть храмов. И все они сохранились и в них звучат слова молитвы. Это ли не лучшее доказательство, что строились они с чистой душой и во славу Божию?

Рождественская церковь

Нарышкинский стиль. Часть 5 - АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — LiveJournal

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4

Продолжаем разговор. Дошел черед до строгановских памятников. Иногда это явление выделяют в самостоятельную стилевую линию, называют "строгановским барокко". Это не совсем верно, ибо строгановские постройки органично встраиваются в общий ряд нарышкинской архитектуры, если ее понимать широко, именно как общий стиль времени (ну или стиль элиты), а не только заказы семьи Нарышкиных. В то же время очевидно, что строгановские храмы обладают заметным своеобразием, выдающим использование более широкого круга западных источников декоративных форм и мотивов. Строгановские мастера более цитатно и одновременно более грамотно используют набор маньеристических элементов, складывая их в замысловатые и всегда роскошные коллажи. На фоне остальных нарышкинских построек строгановские выделяет особая изощренность декора, сложность его композиции и внимание к мельчайшим его подробностям, сделанным с почти ювелирным качеством.

Григорий Дмитриевич Строганов (1656-1715) был богатейшим после царей человеком Московии, его владения на Севере (Соль Вычегодская, Устюжна) и Урале (Усолье) по территории и количеству душ превосходили любую из боярских вотчин. Вдали от Москвы Строгановы чувствовали себя почти полноправными государями своих земель, держали собственное войско. Исключительный и полный контроль над соляным промыслом позволил семье, вышедшей из низов, сравняться по положению с самой родовитой аристократией. В конце 17 в. все богатства семьи сосредоточил в сових руках умный и энергичный Григорий, поддержавший Петра в его преобразованиях не только словами, но и делами, в первую очередь финансовыми вложениями. Главная усадьба Строганова была в Нижнем Новгороде (с 1703 г. - в Москве), а усыпальницей ближайших родственников стала Троице-Сергиева лавра. Каменное строительство Григорий Дмитриевич вел практически во всех местах, где были его интересы, как жизненные, так и деловые. Строганов первым распространил новый архитектурный стиль далеко за пределы Москвы и ее окрестных вотчин. Его церкви возводятся в Сольвычегодске, Устюжне, Нижнем Новгороде. Сыновья строят храмы в Усолье и Устюге. Строгановские постройки появляются также в Москве и Троице-Сергиевом монастыре. Так что география строгановского стиля беспрецедентно широка.

Собор Введенского монастыря - самый ранний по времени из строгановских храмов. Интересно, что Строгановы никогда не используют центрические ярусные композиции типа Филей. У них всегда в основе остается традиционный четверик, завершенный пятиглавием. При такой консервативности объемных структур все внимание сосредоточилось на членении фасадов и их декоре.

Внешне традиционные, строгановские структуры иногда отличаются конструктивным новаторством. В данном случае свод немалого по габаритам четверика опирается не на внутренние столпы, а на пристенные пилоны, с помощью распалубок, облегчающих значительную часть свода. В распалубках помещены барабаны боковых глав. Такая конструкция других аналогов в русской архитектуре не имеет.

Вот как свод выглядит в интерьере. Внутреннее пространство отличается хорошей освещенностью и простором.

Главный украшением интерьера является не роспись стен (ее никогда не было), а великолепный первоначальный иконостас. По стилистике его икон (а это 1693 год - !!!!) видно, как далеко продвинулись строгановские иконописцы в деле освоения западной барочной стилистики. Иконы подписные, известно имя Степана Нарыкова, посылавшегося Строгановым учиться в Европу. Эти иконы сильно отличаются по стилю от того, что делали изографы Оружейной палаты. Это уже совсем европейская живопись, без всяких поправок.

Двухярусная галерея-гульбище первоначально была открытой, что делало фасад более классичным, с артикуляцией ритмики арочных проемов.

Высота четверика значительно превышает ширину.

В своей усадьбе в Гордеевке рядом с Нижним Новгородом Строганов строит уменьшенный вариант композиции сольвычегодского собора, с добавлением миниатюрной колокольни над входом.

Бросается в глаза совершенно классичная раскладка стены, с грамотными карнизами и треугольными сандриками над окнами. Это кажется чем-то очень строгим и тектонически упорядоченным, особенно на фоне буйного декоративизма остальных строгановских зданий.

Церковь в Устюжне строилась одновременно с гордеевской и представляет все тот же тип, только усложненный боковыми приделами, но зато без колокольни.

В Троице-Сергиевом монастыре, где были погребены отец и сестра Строганова, он возвел надвратную церковь. Налицо преемственность от надвратной церкви Новодевичьего моанстыря. То же деление четверика на две оси, те же царственные раковины, ставшие излюбленным декоративным мотивом новой архитектуры.

К строгановским постройкам примыкает и знаменитый московский храм Николы Большой Крест. Он долгое время ошибочно датировался 1680-1688 гг. и связывался с архангельскими купцами Филатьевыми. Теперь распространилась точка зрения, что эти сведения ошибочно соотносились с другим храмом, а этот передатирован на 1694-1697 гг., что логичнее с точки зрения анализа архитектурных форм. Такое в 1680 г. уж точно заложить никак не могли. Но вот как памятник исторически связан со Строгановым, пока сказать трудно. Стилистически же он очень близок к строгановской линии. Увы, это тоже одна из самых трагических сталинских утрат Москвы.

Кульминации своих возможностей строгановский стиль достиг в Рождественской церкви Нижнего Новгорода. Сам Григорий Дмитриевич не успел закончить строительство и отделку, завершала храм его вдова.

Пятиглавие здесь решено по образцу московской церкви Параскевы Пятницы в Охотном Ряду. Малые главы стоят на сводах распалубок. Особенно эффектно конструкция смотрится в интерьере.

Колокольня была поставлена отдельно уже на последнем этапе строительства. Ее облик снова заставляет вспомнить о голландизмах в русской архитектуре того времени. Сопоставления очень красноречивы.

В свете особого внимания строгановских мастеров к европейским увражам уместно вспомнить вот эти Триумфальные врата, поставленные Г.Д. Строгановым в Москве по случаю Полтавской победы в 1709 г. Врата были из дерева, быстро исчезли, но известны по гравюре. Налицо грамотная компиляция характерных западных маньеристических форм и элементов.

Замыкает ряд строгановских храмов усольский собор, построенный уже сыном Г.Д. Строганова Сергеем, получившим от Петра баронский титул. Видно, что уже несколько вяло пересказываются узнаваемые строгановские темы. Декор как-то успокаивается, его стало меньше. Да и саму композицию уже нельзя назвать абсолютно найденной в пропорциях и объемах.

Кстати, погребен Г.Д. Строганов был в московской церкви Николы в Котельниках, которую в 1688 г. основательно перестроил. Как выглядел этот еще один строгановский храм, нам не известно. После 1812 г. церковь была полностью заменена новой, по проекту Осипа Бове, которая и стоит по сей день.

Дальше о двух вершинах нарышкинского стиля.

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — LiveJournal

     В 1606 году Никитой Григорьевичем Строгановым, в непосредственном соседстве с Орлом-городком был основан новый соляной промысел, называвшийся в то время Новым Усольем или Никитинским Усольем. Этот городок, ставший постепенно одним из крупнейших соляных промыслов Урала, стал вотчиной Строгановых – их столицей. На островках, отделявшихся от коренного правого берега Камы пересыхающими протоками, стояли жилые дома и соляные варницы, а на самом высоком острове – церковь и господские дома.
     В честь получения титула барона, С. Г. Строганов в непосредственной близости от старой каменной часовни Спаса Убруса заложил монументальную Спасо-Преображенскую церковь с колокольней, а неподалеку – дворец-терем. Строгановский терем в Усолье примечателен еще и тем, что построен в виде древнерусских палат, тогда как по всей стране в это время уже господствовал стиль барокко.

     Недолго пришлось Строгановым наслаждаться удобствами своей резиденции. В 1747 - 1749 гг. был учинен раздел жалованных Строгановым земель на Урале, а в 1787 году Главное Правление Пермскими вотчинами Строгановых было перенесено в село Ильинское. Это породило вторую эпоху каменного строительства в Новом Усолье – для новых владельцев промыслов - Голицыных, Абамелек-Лазаревой, Шувалова, Бутеро-Родали и их управляющих строились особняки неподалеку от строгановского терема.
     В 1930-х годах была построена плотина на Каме, и часть старого Усолья ушла под воду. Жителей переселили на коренной берег – изрядная часть территории современного Усолья была застроена именно в то время. Сам же остров со Строгановской резиденцией стал окруженным водой круглогодично. В XXI веке на всем острове в нескольких жилых домах осталось всего примерно 40 жителей, и даже сотрудники музея ходят на работу из основной части Усолья по полуторакилометровой дамбе через три протоки.

     Сейчас Усолье представляет собой весьма необычное зрелище. На длинном острове стоят церковь, колокольня и красный сказочный терем, составляющие музейный комплекс. Вокруг них разбросано около двух десятков купеческих усадеб и прочих строений, большинство из которых больше напоминают декорации из фильма «Сталкер». На юге острова возвышаются развалины Рубежской церкви, а довершает пейзаж чудовищная панорама дымящих труб промышленного гиганта в Березниках, что прямо на противоположном берегу Камы.

Историческая справка - по материалам независимого сайта г.Усолье.


Общий вид на ядро исторической части Усолья.
( еще 16 фотографий...Collapse )

Строгановская школа иконописи — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 сентября 2018; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 сентября 2018; проверки требуют 6 правок.

Строгановская школа иконописи (или «строгановские письма») — русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века. Получила своё название по имени богатых купцов-солепромышленников Строгановых, поскольку наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с их именем. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими в царских мастерских. Строгановы ввели в области иконописания разделение труда между иконописцами узкой специализации: «личник», «доличник», мастер «палатного письма», и т. п.

Впервые в истории древнерусской живописи художники строгановской школы открыли красоту и поэтичность пейзажа. На фонах многих икон показаны пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими золотолиственными деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, со множеством зверей и птиц.

Для живописи Строгановской школы Смутного времени характерно отсутствие праздничности и цветности, сумрачность цветовой гаммы, изображения защитников Родины (Сергей Радонежский, святые Борис и Глеб, другие). Развитие связей России с другими странами сказалось и на искусстве, которое стало утрачивать каноны, приобретать более светский характер, расширять тематику изображений.

Лучшие образцы Строгановской живописи принадлежат кисти главы Оружейной палаты Симона Ушакова, работавшего во второй половине XVII века. Известны такие его работы, как икона «Спас нерукотворный» (где мастер в выразительном крупном изображении лика смог продемонстрировать мастерство светотени, передачи анатомии, шелковистости волос и бороды, выражения глаз), работа «Насаждение древа государства Российского» с изображением богоматери владимирской в центре, кремлёвской стены в нижней части и медальонов- портретов самых значительных деятелей древней Руси на ветвях древа, картина «Воевода Скопин-Шуйский», представляющая собой парсуну (от слова «персона»), появившийся при нём тип портретного изображения, в то же время сохраняющий технику, стилистику и образный строй иконы. В выписанных Ушаковым портретах митрополитов и членов царской семьи он стремился к достижению портретного сходства.

Другой известный художник того времени — родившийся в Костроме Гурий Никитин, ярко и декоративно расписавший, в частности, основной четверик церкви Ильи Пророка в Ярославле.

  • Прокопий Чирин
  • Никифор, Назарий, Фёдор и Истома Савины. Старший — Истома Савин — был государевым иконописцем
  • Степан Арефьев
  • Емельян Москвитин
  • виртуозный рисунок и линии
  • тщательная дробная и тонкая проработка деталей
  • богатство орнамента
  • сияющие и чистые краски
  • многофигурные композиции
  • пейзажные панорамы

Строгановские постройки — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Строгановский стиль — название стилистического направления русской архитектуры кон. XVII — нач. XVIII в., свойственного постройкам, возведенным по заказу промышленника Григория Дмитриевича Строганова (1656—1715).

От наиболее радикальных памятников московского барокко строгановские постройки отличает сохранение традиционного для русского храма пятиглавого силуэта, на который наносится крайне пышный и дробный, словно вылепленный от руки барочный декор.

Помимо этих четырёх заказов собственно Строгановых, к строгановскому направлению нередко относят стилистически близкие памятники культового зодчества — церковь в селе Ныроб, собор в Верхотурье, церковь Николы «Большой крест» в Москве (ок. 1680) и даже надвратную Иоанно-Предтеченскую церковь Троице-Сергиевой лавры (1693-99), а также один памятник гражданского зодчества — палаты Строгановых в Усолье.

См. также

Напишите отзыв о статье "Строгановские постройки"

Литература

  • Брайцева О.Б. Строгановские постройки рубежа XVII - XVIII веков. Москва, 1977.

Отрывок, характеризующий Строгановские постройки

– Так, так, – проговорил Багратион, что то соображая, и мимо передков проехал к крайнему орудию.
В то время как он подъезжал, из орудия этого, оглушая его и свиту, зазвенел выстрел, и в дыму, вдруг окружившем орудие, видны были артиллеристы, подхватившие пушку и, торопливо напрягаясь, накатывавшие ее на прежнее место. Широкоплечий, огромный солдат 1 й с банником, широко расставив ноги, отскочил к колесу. 2 й трясущейся рукой клал заряд в дуло. Небольшой сутуловатый человек, офицер Тушин, спотыкнувшись на хобот, выбежал вперед, не замечая генерала и выглядывая из под маленькой ручки.
– Еще две линии прибавь, как раз так будет, – закричал он тоненьким голоском, которому он старался придать молодцоватость, не шедшую к его фигуре. – Второе! – пропищал он. – Круши, Медведев!
Багратион окликнул офицера, и Тушин, робким и неловким движением, совсем не так, как салютуют военные, а так, как благословляют священники, приложив три пальца к козырьку, подошел к генералу. Хотя орудия Тушина были назначены для того, чтоб обстреливать лощину, он стрелял брандскугелями по видневшейся впереди деревне Шенграбен, перед которой выдвигались большие массы французов.
Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он, посоветовавшись с своим фельдфебелем Захарченком, к которому имел большое уважение, решил, что хорошо было бы зажечь деревню. «Хорошо!» сказал Багратион на доклад офицера и стал оглядывать всё открывавшееся перед ним поле сражения, как бы что то соображая. С правой стороны ближе всего подошли французы. Пониже высоты, на которой стоял Киевский полк, в лощине речки слышалась хватающая за душу перекатная трескотня ружей, и гораздо правее, за драгунами, свитский офицер указывал князю на обходившую наш фланг колонну французов. Налево горизонт ограничивался близким лесом. Князь Багратион приказал двум баталионам из центра итти на подкрепление направо. Свитский офицер осмелился заметить князю, что по уходе этих баталионов орудия останутся без прикрытия. Князь Багратион обернулся к свитскому офицеру и тусклыми глазами посмотрел на него молча. Князю Андрею казалось, что замечание свитского офицера было справедливо и что действительно сказать было нечего. Но в это время прискакал адъютант от полкового командира, бывшего в лощине, с известием, что огромные массы французов шли низом, что полк расстроен и отступает к киевским гренадерам. Князь Багратион наклонил голову в знак согласия и одобрения. Шагом поехал он направо и послал адъютанта к драгунам с приказанием атаковать французов. Но посланный туда адъютант приехал через полчаса с известием, что драгунский полковой командир уже отступил за овраг, ибо против него был направлен сильный огонь, и он понапрасну терял людей и потому спешил стрелков в лес.

особенности, известные произведения и характерный стиль

В последнее время искусствоведы все больше начинают обращать внимание на историю русской живописи 16-17 веков, которая была представлена в те времена в основном иконописным творчеством. Это очень интересный и малоизученный пласт культуры, в недрах которого образовались многие современные живописные стили. На Руси 16-17 веков было довольно много иконописных мастерских, которые, объединяясь, создавали особые направления и школы рисунка. Наиболее известные из них — годуновская и строгановская школы русской иконописи. Не все их произведения дожили до современности. Какие же фамилии мастеров тех лет известны нам сейчас? Какие работы дошли до наших дней и в чем заключались особенности этих направлений в русской культуре?

Древнерусская живопись

На Руси в древности существовали такие виды живописи, как монументальное письмо, иконопись и миниатюра. Наибольшее развитие получила иконопись. Самые ранние из сохранившихся икон датированы 11 веком, по художественной манере они были близки к византийским. В конце 12 века на Руси в основном писались оплечные иконографические композиции (период Комнинов). Но постепенно это направление сменяется национальным подходом. В это время начинается преобладание ярких цветов в русских иконах. В конце 14 века на Руси начал творить знаменитый византиец Феофан Грек, чье творчество внесло огромный вклад в развитие русской иконописи и живописи. Он привнес в художество понятие высокой христианской символики, в его фресках было много цветовых вспышек, падающих на лица, как бы олицетворяющих божественный свет. В его творчестве можно выделить 2 периода — экспрессивный "новгородский" и более мягкий "московский". Еще одним открытием в иконописном деле 16 века стал мастер Дионисий, его художественная методика отличалась особенной праздничностью. В дальнейшем основные векторы развития живописного мастерства представляли две школы - годуновская и строгановская школа русской иконописи.

Годуновская школа

Некоторые работы конца 16 века писались на заказ царя Бориса Годунова, от этого имени произошло название одного из иконописных направлений. Его представители, следуя старому канону, возрождали традиции дионисиевского письма.

портрет царя Бориса Годунова

Художественные особенности школы:

  • нахождение канонизированных образов непосредственно рядом с образами живой натуры;
  • экспозиции с множеством человеческих фигур, старания изобразить толпу как отдельно взятую группу;
  • одновременное применение киноварно-красных, зеленых и охряных тонов;
  • стремление передать предметную материальность.

Знаменитые произведения этой школы — росписи Грановитой палаты Московского Кремля.

Купцы Строгановы — основатели школы

Один из знаменитых и богатых представителей Великого Новгорода — Федор Строганов — в 1475 г. переселился в Сольвычегодск. Его сын был основателем Пермского края, соляных промыслов, монастырей. И уже его потомки — Максим и Никита Строгановы стали богатейшими купцами-солепромышленниками, прославившими эту фамилию. Они оба любили иконопись и сами занимались этим творчеством. Но в основном иконы выполнялись по их заказу сольвычегодскими умельцами, а также московскими художниками, работавшими в царских мастерских. Почти все строгановские иконы с подписями были написаны именно для братьев-купцов и их людьми. В те времена возникло и разделение труда в среде иконописцев: появились "личники", "доличники", художники "палатного письма".

Годуновская и строгановская школы русской иконописи, основные различия

Годуновская школа продолжала двигаться в русле стилистики А. Рублева и Дионисия, ее мастеровые работали на царя и поэтому представляли как бы "официальную" линию в искусстве. В этих творениях преобладает монументальность, такие иконы предназначались в своей основе для оснащения храмов, в их технике превалируют золотые и серебряные оттенки.

Строгановская школа больше тяготеет к изысканным рисункам и тонкости цветовых решений. Их иконы, как правило, маленькие и предназначены скорее для украшения, чем для моления. В их технике господствует кропотливая проработка мелких подробностей, деталей.

Отличительные черты строгановского направления

Строгановская школа иконописи отличалась следующими чертами:

  • Иконы маленьких размеров, выписанные сложно и миниатюрно.
  • Цветовая палитра построена на полутонах с применением золотых оттенков.
  • Почти обязательное присутствие пейзажа вместе с фигурами персонажей.
  • Особое, причудливое изображение облаков на небе.
  • В композиции всегда много мелких элементов, таких как палаты, горки, фигуры людей, растений.
  • Иконы как бы всегда повествуют о чем-то, в центре широкими цветовыми мазками изображается образ мученика или святого.
  • Изображение растительного мира максимально приближается к натуральному, с использованием золотой краски.
  • Архитектурные изображения дополняются детально прорисованными башнями, лесенками, беседками, куполами.
  • Чувствуется эмоциональность, передача тревожности, экспрессии, например, рисуется много спиральных завитков.
  • Человеческие фигуры характеризуются удлиненными пропорциями.
  • Одежды изображаются яркими тонами, преимущественно красными, желтыми и зелеными, с прорисовкой мелких складочек и с добавлением золотистой краски.
  • Лица писались в светлых тонах, с пробелами, внимательно вырисовывались детали внешности, например волосы.

Подытоживая, можно сказать, что строгановская и годуновская школа иконописи различались в самом понимании назначения иконы. Для строгановцев было характерно миниатюрное изображение, усложненность, изящность и отход от монументальности, такая икона уже перестает быть образом для моления, а становится драгоценной миниатюрой.

Три этапа развития школы

В искусствоведении живописные работы строгановской школы условно подразделяют на 3 этапа.

1. "Старые строгановские письма"

Начальный период по своей стилистике очень напоминает новгородские творения. Созданные тогда иконы строгановской школы можно причислить к замечательным "новгородским" образцам, произведенным в имении сольвычегодских купцов.

2. "Вторые строгановские письма"

На этом этапе базируется основное представление о данной школе. Здесь утрачивается манера письма как образного воплощения мира и бога. Вместо этого появляется выпуклая парадность, некая величавость, стремление к красоте. Все подается с определенной манерностью, подчеркнуто изящными позами, доски покрываются золотыми и броскими красками. Эти иконы выполнены миниатюрно; они писались в основном не для храмов, а для домашнего богослужения и постепенно становились предметами быта московской Руси.

Раскрашенная графика, миниатюрное исполнение — такие техники представляют второй период творчества этой школы.

3. "Баронские"

Этот этап приходится на 18 век, его можно назвать модифицированием образцов второго периода. Икона перестает быть жанром живописи и окончательно превращается в драгоценность, место которой скорее в сокровищнице, чем в церкви. Эти произведения, по сути, являются тончайшими миниатюрами, примеры которых находятся в "палатах" Преображенского кладбища и Никольском монастыре.

Прокопий Чирин

Чирин — очень одаренный русский художник, мастер строгановской школы. Наиболее прославленное его произведение — икона "Никита-воин" (1593).

фото иконы Никита-воин

На полотне изображен святой воин, на нем — красная рубаха, яркий синий плащ и золотые доспехи. Его фигура отличается хрупкостью, в ней нет мужественности, образ подчеркнуто изыскан. Основное внимание мастера уделено отточенности красочных сочетаний, изображению мелких подробностей одежды, лицо и руки воина выписаны миниатюрно.

Икона "Иоанн Предтеча в пустыне" также приписывается этому мастеру. Ее рисунок подтверждает, что на центральный план в строгановской школе русской иконописи стало выходить изображение пейзажа. Пустыня здесь — это уже не простое изображение горок, а разнообразная перспектива с рекой и растительностью, где также присутствуют фигуры людей и животных. На этом фоне отчетливо вырисовывается образ святого, как бы передавая настроение фатального одиночества души в окружающем мире. В работе глубоко передана лиричность поэтического пейзажа с детально нарисованными реками.

фото иконы Иоанн Предтеча

Чирин является автором многих икон, которые обычно относят к первым годам 16 века, например, его кисти принадлежит икона святого Иоанна Воина, написанная для М. Строганова. В этом полотне П. Чирин проявил себя истинным мастером многосложной линии. От новгородской манеры здесь осталась лишь изящность немного удлиненных пропорций. По ощущению цвета этот автор не сильно отличается от других представителей своей школы. Несколько приглушенные тона роднят его с московским иконописным направлением.

В период с 1597-1604 гг., во время правления Годунова, им были написаны "Избранные святые". На полотне в определенной симметрии изображаются святые, покровительствующие царствующей династии. Князь Борис — предстатель самого царя — в головном уборе, в шубе, украшенной драгоценными камнями и жемчугами. Федор Стратиллат — мученик, покровительствующий его сыну, еще один святой — покровитель Бориса по его другому имени. Только имя Глеба никак не относилось к семье Годуновых, но традиционно он изображался в иконной живописи вместе с братом; за ними покровительницы женского пола — Мария и Ксения.

Дочь Годунова была известна своей целомудренностью и красивой внешностью, соответственно этому, на иконе была ее святая — Ксения. Все персонажи изображены в некоторой эмоциональной сдержанности. Фон картины передан золотистыми оливковыми тонами. Строгая симметрия изображения, большое количество золота и орнаментального узора поднимают икону на уровень, соответствующий пышной торжественности царского двора. Чирина как художника особенно привлекали образы творящих молитву, изображения Христа и Богоматери с младенцами. Частой темой этого мастера был образ Марии. Созданные им богоматери ("Богоматерь Тихвинская", "Богоматерь Владимирская") подчеркнуто утонченны и миловидны. Особенно ощущается светская направленность в том, как трактуется образ Марии. Мастерство художника здесь подчиняется в основном изображению узоров, краски приобретают немного металлический оттенок. Нужно обратить внимание, что в боковых створках изображены покровительницы женской части строгановского рода — праведные и святые мученицы. Можно сделать вывод, что причиной написания складня стало значимое для этой семьи событие. В подборке образов, изображенных на иконе, чувствуется желание Строгановых проследить свою генеалогическую линию.

фото иконы Богородицы Печерской

Никифор Савин

Это еще один замечательный русский художник, мастер строгановской школы, создавший около 15 икон под своей подписью. Из его работ наиболее выделяется икона "Чудо Федора Тирона" (нач. 17 в.), где за основу взят христианский сюжет о воине-мученике.

изображение иконы Чудо Тирона

Согласно апокрифу, мать Тирона была похищена огромным змием, но он спасает ее. Этого героя почитали на Руси как победителя злого начала. Здесь можно наблюдать объединение нескольких фрагментов: царского двора, следящего за борьбой, Тирона, молящего о победе, и его сражения со змеем. Сцены апокрифа изображены подробно и очень изысканно. В цветовой многослойной гамме применяются золото, серебро, цветные лаки. На золотую основу накладывается тонкий черневой рисунок, создающий мерцающую поверхность. Искусствоведы предполагают, что у этого мастера были стилистически разные временные периоды письма, первый — "цветной" и более поздний — "золотой".

Сохранилась еще одна, датируемая началом 17 века, икона этого автора — "Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста".

фото иконы Никифора Савина

На этой иконе с большой убедительностью раскрыта тема благоденствия божьего, где святители изображены в момент совершения обряда причащения. Фигуры святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста написаны так, что получаются объединенными в единой композиции. Эти святые были глубоко почитаемы на Руси со времен крещения. В художественных произведениях их часто изображали на царских воротах, что подчеркивало сверхобычную значимость этих святых, как авторов литургий. Главное место в этой иконе отводится горке, символизирующей духовное восхождение. К великим учителям приходят люди, жаждущие духовного просветления и приобщения к божественному чуду, извивающаяся линия между горками отождествляется с благодатной рекой христианского вероучения.

Еще одно знаменитое полотно — "Ангел хранит спящего человека душу и тело" (начало 17 века). Иконография изображает ангела, держащего распятье у изголовья спящего человека. Над постелью помещается деисус как напоминание о Страшном суде. Эту икону связывают с молитвенными текстами перед засыпанием, где присутствуют раздумья об ангелах-хранителях, отгоняющих бесов в ночное время и оберегающих человека от любых бед днем. Никифор Савин справедливо причисляется к ряду лучших художников строгановского направления.

Емельян Москвитин

Этому мастеру приписывается авторство работы "Створы на Рогожском кладбище".

На этом полотне открывается утонченное ощущение цветов и линий: сочетание желтого, зеленого и розоватого передают нежную, немного холодную гармонию. В произведении чувствуется как будто последний отзвук того увлечения красотой, которое так явно проявилось в ферапонтовских фресках. Также получила известность икона Москвитина "Три отрока в пещи".

Письмо Емельяна определенно лежит в канве новгородской традиции. Об этом говорят манерное изображение поз и достаточно детальная раскраска.

Тематика произведений и стилистические приемы

По тематическому принципу иконографии этой школы схематически разделяются на 3 большие группы: тезоименные (изображающие покровителя), иконы, отображающие святых и иконы с описанием православных праздников. Для строгановской школы живописи 17 века особенно характерна первая группа. Их варианты достаточно разнообразны, но везде прослеживается светская направленность. Среди строгановцев было распространено создание икон, изображающих Матерь Божью. Этому образу они придавали камерный, домашний характер. Это же прослеживается в толковании их деисусных и праздничных икон.

фото иконы "Деисус"

В воспроизведениях праздников камерность образов особенно ощущается из-за присутствия бытовых деталей жанра. Исполнение строгановских икон подчеркнуто эстетизировано, это обусловлено, скорее всего, высоким общественным положением их заказчиков. Иконы олицетворяли эстетический эталон определенных групп русского сообщества. Возможно, именно это объясняет особенную кропотливость и тщательность рисования, предельное изящество образов — святые на них практически не касаются земли, а как будто парят над ней.

Иконописцев этой школы связывает одинаковое отношение к форме, пространству и палатному письму. Объем передается в основном путем чисто условного освещения, а линии никак не нарушают плоскости изображения. Оформление пространства также носит условный характер. Художники этой школы пытаются показывать "нутровые палаты". Для передачи пространственной структуры они пользуются приемами, которые были тогда в ходу у мастеров лицевого летописного свода.

В строгановской художественной школе приемы палатного изображения довольно характерны: в основном одноглавые церкви, увенчанные остроконечными кокошниками или домики с большим числом маленьких черных окон, с широкими проемами арок и остроконечными шпилями. Всегда изображалась ширина торцов зданий, оконные и арочные проемы. По своей стилистике строгановские иконы похожи на произведения московских придворных живописцев и московских представителей этой школы раннего периода.

Историческое значение школы

Строгановская школа иконописи сыграла важную роль в процессе эволюции русского искусства. Это был поворотный период в развитии русского иконописного мастерства, в глубинах этого направления развились те свойства, которые в последующем определили характер живописи развитого 17 века. В первую очередь это светскость подачи образов, проявившаяся в рисовании портретов, а также желание художников наиболее правдоподобно изображать исторические события. Результатом деятельности строгановской школы рисунка явилось появление в 18 веке светской живописи. В этом заключается историческое значение школы и ее роль в развитии русского искусства.

Итак, подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что на Руси в 16-17 веках уже существовали вполне сформировавшиеся направления в жанре иконного письма, и что одним из основных его представителей была строгановская иконописная школа. Кроме этого, можно добавить, что данная школа прошла несколько этапов своего становления, имела свои отличительные особенности, характерную художественную манеру, а также свою стилистическую направленность и тематическое содержание. В строгановской школе имелись настоящие мастера своего дела, такие как Прокопий Чирин, Емельян Москвитин, династия художников Савиных, а также другие менее известные авторы. Некоторые их произведения дошли до наших дней и находятся в картинных галереях и музеях.

СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА • Большая российская энциклопедия

Авторы: П. С. Павлинов

Строгановская школа. Икона «Ангел хранит спящего человека душу и тело». Никифор Истомин Савин. 1-я пол. 17 в. Русский музей (С.-Петербург).

СТРО́ГАНОВСКАЯ ШКО́ЛА, од­на из школ др.-рус. ис­кус­ст­ва. Тер­мин «стро­га­нов­ские пись­ма» вве­дён в 19 в. для на­име­но­ва­ния од­но­го из осн. на­прав­ле­ний в рус. ико­но­пи­си кон. 16 – 1-й пол. 17 вв. На­зва­ние воз­ник­ло из-за час­то­го упот­реб­ле­ния фа­миль­ной мет­ки соль­вы­че­год­ских куп­цов Стро­га­но­вых на об­рат­ной сто­ро­не икон. Их ав­то­ра­ми бы­ли моcк. цар­ские ико­но­пис­цы, вы­пол­няв­шие за­ка­зы дво­ра, Ору­жей­ной па­ла­ты и Стро­га­но­вых как в Мо­ск­ве, так и в стро­га­нов­ских вот­чи­нах, а так­же ме­ст­ные мас­те­ра. Наи­бо­лее из­вест­ные мас­те­ра (име­на час­то пи­са­лись на обо­ро­те икон) – П. И. Чи­рин, Се­мён Бо­роз­дин, Сте­пан Арефь­ев, Емель­ян Мо­ск­ви­тин, Се­мён Хро­мой, Ми­ха­ил, Пер­ву­ша, Ис­то­ма Са­вин и его сы­но­вья На­за­рий и Ни­ки­фор.

Для икон С. ш. ха­рак­тер­ны ча­ще все­го не­боль­шие раз­ме­ры, ми­ниа­тюр­ность пись­ма, звуч­ная, плот­ная, по­стро­ен­ная на по­лу­то­нах цве­то­вая гам­ма, ши­ро­кое при­ме­не­ние зо­ло­та и се­реб­ра, изя­ще­ст­во поз и жес­тов пер­со­на­жей, узор­ча­тость одежд, слож­ная фан­та­сти­ка ар­хит. фо­нов. Боль­шую роль иг­ра­ли бас­мен­ные, че­кан­ные и гра­ви­ро­ван­ные ок­ла­ды. С. ш. по­влия­ла на раз­ви­тие ико­но­пи­са­ния в 17–19 вв., в т. ч. в Па­ле­хе и ста­ро­об­рядч. цен­трах. Чер­ты С. ш. на­хо­дят в книж­ной ми­ниа­тю­ре, ли­це­вом ши­тье, эма­ли, резь­бе, про­из­ве­де­ни­ях из зо­ло­та и се­реб­ра, в ко­то­рых так­же ощу­ти­мы нар. ос­но­ва (узор­ча­тость, кра­соч­ность) и влия­ние зап.-ев­роп. ре­нес­санс­но­го и ба­роч­но­го иск-ва (мо­де­ли­ров­ка объ­ё­мов, по­ве­ст­во­ва­тель­ность).

В ар­хи­тек­ту­ре т. н. стро­га­нов­ский стиль су­ще­ст­во­вал од­но­вре­мен­но с на­рыш­кин­ским ба­рок­ко в кон. 17 – нач. 18 вв.: тра­диц. ком­по­зи­ция церк­вей с вы­со­ким чет­ве­ри­ком, увен­чан­ным 5-гла­ви­ем и ук­ра­шен­ным пыш­ным де­ко­ром с ко­лон­на­ми, кар­ни­за­ми и на­лич­ни­ка­ми (Вве­ден­ский со­бор в Соль­вы­че­год­ске, 1688–1693; ц. в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Ус­тюж­не, 1694; ц. Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы в Ниж­нем Нов­го­ро­де, ок. 1697–1719, и др.).

About Author


admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *