Строгий классицизм: Екатерининский (ранний и строгий) классицизм – Русский классицизм — Википедия

«Просто, но величественно» строгий классицизм

Таврический дворец. Центральный корпус

Геометрическая простота объёмов, из которых составлен дворец, отразилась и в его парадных залах.

Таврический дворец. План

Главная анфилада ориентирована перпендикулярно фасаду. Из вестибюля попадаем в восьмиугольный купольный зал.

Таврический дворец. Купольный зал [Художник Ф. Данилов]

За ним – грандиозный Белоколонный зал.

Таврический дворец. Белоколонный зал

Завершает анфиладу огромный зимний сад.

Таврический дворец. Зимний сад [Художник Ф. Данилов]

Первоначально главный фасад Таврического дворца смотрел на Неву, перед ним была устроена гавань. В середине 19 в. здесь была построена водонапорная башня, и здание оказалось отрезано от водных просторов.

Вид Таврического дворца со стороны Невы [Художник Б. Патерсен]

 

Вспомните, у какого городского дворца петровского времени была устроена небольшая гавань («гаванец») для причаливания судов?

 

Здание Академии наук также ориентировано главным фасадом на Неву. Крупный масштаб и обобщённость форм отвечают речным просторам. Благодаря отсутствию мелких деталей здание кажется крупнее стоящей рядом Кунсткамеры, в действительности несколько превосходящей Академию наук в размерах.

 

Невская панорама со зданиями Академии наук и Кунсткамеры

Вновь, как и в облике Таврического дворца, главный выразительный приём – контраст между белоколонным портиком и гладью стен, избавленных от какого-либо декора.

 

Академия наук (Университетская наб., 5). 1783–1789 гг. Архитектор Д. Кваренги

В соответствии с принципами классицизма, как фасад, так и план здания Академии наук абсолютно симметричны.

 Д. Кваренги. Академия наук. Фасад и план

 

 

Единственное в своём роде церковное здание – Троицкая церковь, называемая «Кулич и Пасха».

 

Церковь Пресвятой Троицы («Кулич и Пасха») (Пр. Обуховской Обороны, 235).1785–1787 гг. Архитектор Н.А. Львов

ВИДЕО 31. Церковь «Кулич и Пасха»

Важную градостроительную роль призвано было играть здание Конногвардейского манежа. Его главный фасад воспринимался с огромных расстояний.

Конногвардейский манеж (Исаакиевская пл., 1). 1804–1807 гг. Архитектор Д. Кваренги

Колонны крупномасштабного восьмиколонного портика широко расставлены, а за ними устроена глубокая лоджия. Этот приём создаёт сильный пластический и световой эффект.

 

Д. Кваренги. Портик Конногвардейского манежа

 

 

Одно из поздних произведений строгого классицизма – Смольный институт

, предназначенный для обучения и воспитания девушек благородных сословий.

 Смольный институт (Смольный проезд, 1). 1806–1808 гг. Архитектор Д. Кваренги [Художник С. Галактионов]

 

Протяжённый фасад института оканчивается двумя боковыми флигелями, которые огибают парадный двор. Внутренняя планировка здания Смольного института проста и рациональна: вдоль каждого этажа проходят длинные коридоры, по обеим сторонам которых располагались учебные классы и спальни для воспитанниц.

 

Д. Кваренги. Смольный институт. Фасад и план

Стройный и торжественный восьмиколонный портик с треугольным фронтоном, вознесённый на аркаду в центре здания, считается одной из лучших композиций Д. Кваренги.

 

Но здесь, в отличие, например, от Академии наук, контраст между портиком и гладью стены смягчён тем, что по сторонам портика размещён ряд пилястр. Следуя правилам традиционной для классицизма трёхосевой структуры, архитектор поставил меньшие портики на торцах флигелей, слив их со стеной.

 

 

Строгим классицизмом называют вторую фазу этого стиля в России. Для архитектуры этого периода характерны крупные обобщённые формы, сообщающие зданиям благородную монументальность. Ровная аскетическая гладь стен очищена от деталей. Ведущее средство выразительности – противопоставление вынесенных в пространство портиков чистой поверхности стен. 

 

Немецкий искусствовед 18 в. Иоганн Иоахим Винкельман определил сущность древнегреческого искусства как «мир благородной простоты и спокойного величия». А какими эпитетами Вы наделили бы русскую архитектуру периода строгого классицизма?

 

 

 

 

 

7. Архитектура строгого классицизма

7. Архитектура строгого классицизма в России. Петербургская и московская школы классицизма, их общность и различие.

Строгий классицизм — период с 1780 года до конца XVIII века. Часто термин «Екатерининский» применятся к раннему и строгому классицизму одновременно, так как эти периоды приходятся на годы правления Екатерины Великой — 1762-1796 годы.

Пик русского классицизма в архитектуре характеризует изысканная простота форм и имперское величие. На примере успешных работ великих итальянцев и французов в России сформировалась своя школа великих архитекторов. Архитектура русской провинции характеризовалась двумя особенностями: большинство городов получило новые генеральные планы. Архитектура городов, особенно городских центров, формировалась на основе приемов строгого классицизма. Наряду с типами зданий, известными ранее, в городах стали строить новые сооружения. В городах еще сохранивших следы оборонительных сооружений, они в результате осуществления новых планов все больше исчезали, и эти города приобретали градостроительные черты, свойственные большинству русских городов.

В рассматриваемый период выдающимися зодчими России были созданы архитектурные творения, являющиеся достоянием не только России, но и всего мира. Некоторые из них, а именно:

Баженов Василий Иванович (1737-1799) – строительство Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории московского Кремля. Несмотря на то, что выдающийся замысел осуществлен не был, его значение для судьбы русской архитектуры было велико, прежде всего, для окончательного утверждения классицизма как основного стилистического направления в развитии отечественного зодчества. Создание в подмосковном селе Царицыно загородной царской дворцово-парковой резиденции. Все строения ансамбля расположены на пересеченной местности, части которой соединены двумя фигурными мостами, благодаря чему сложилась единая, необыкновенно красивая панорама, не имеющая аналогов в истории архитектуры. Дом Пашкова (1784-1786 гг.), ныне старое здание Библиотеки В.И.Ленина. Состоящая из трех различных частей, силуэтная композиция дома, венчающего озелененный пригорок, является и до сих пор одной самой совершенной работой всего русского классицизма конца XVIII века. Завершением творчества Баженова был проект Михайловского замка в Петербурге (1797-1800 гг.). Замок был выстроен без участия зодчего управляющим строителем был В.Ф.Бренна, который внес существенные изменения в трактовку главного фасада.

Казаков М.Ф.: Петровский дворец – облику дворца он придал ярко выраженный национальный характер, ансамбль Петровского дворца – выдающийся образец гармонического архитектурного синтеза классических принципов и русской национальной живописи. Здание Сената в Московском Кремле – ротонда Сената признана в архитектуре русского классицизма лучшим парадным круглым залом и является первым в России примером композиции подобного типа. Церковь Филиппа Митрополита (1777-1788 гг.). Была использована классическая русская композиция применительно к православному храму. Во второй половине 18 века ротонда стала воплощаться в зодчестве русского классицизма при создании культовых зданий, она же была использована при постройке мавзолея Барышникова под Смоленском (1784-1802 гг.). Голицынская больница (ныне первая городская больница Пирогова). Здание Московского Университета (1786-1793 гг.). Здание Университета пострадало в 1812 году и было воссоздано с изменениями в 1817-1819 гг.

Архитектор Волков Ф.И. (1755-1803 гг.) к 1790 году разработал образцовые проекты казарменных зданий, подчинив их облик принципам классицизма. Самыми крупными произведениями являются здание Морского Кадетского корпуса (1796-1798 гг.) на набережной Невы. Ансамбль Главного Почтамта в Петербурге(1782-1789 гг.).

Архитектор Кваренги Джакомо (1744-1817 гг.). В творениях Кваренги ярко воплощены черты строгого классицизма. Некоторые из них: дача А.А.Безбородко (1783-1788 гг.), Здание Академии Наук (1783-1789 гг.), Эрмитажный театр (1783-1787 гг.), здание Ассигнационного банка (1783-1790 гг.), Александровский дворец (1792-1796 гг.) в Царском селе, Триумфальная арка в 1814 году – Нарвские ворота.

Наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества, имеющими огромное значение для практики поздней архитектуры, являются ансамблевость и градостроительное искусство. Если стремление к формированию архитектурных ансамблей первоначально носило интуитивный характер, то в дальнейшем времени оно стало осознанным.

V. Архитектура строгого классицизма (1780-1800 гг.)

Последняя четверть восемнадцатого столетия ознаменовалась крупными социально-историческими событиями (закреплены за Россией Крым и северное побережье Черного моря). Быстро развивалась экономика государсва. Формировался всероссийский рынок, ярмарки и торговые центры. Значительно развивалась металлургическая промышленность. Расширялась торговля со средней Азией и Китаем. Активизация экономической жизни способствовали количественному и качественному росту городов и помещичьих усадьб. Все эти явления нашли заметное отражение в градостроительстве и архитектуре. Архитектура русской провинции характеризовалась двумя особенностями: большинство городов получило новые генеральные планы. Архитектура городов, особенно городских центров, формировалась на основе приемов строгого классицизма. Наряду с типами зданий, известными ранее, в городах стали строить новые сооружения. В городах еще сохранивших следы оборонительных сооружений, они в результате осуществления новых планов все больше исчезали, и эти города приобретали градостроительные черты, свойственные большинству русских городов. Расширилось усадебное строительство, особенно на юге России и в Поволжье. При этом вырабатывалась система размещения различных хозяйственных строений в зависимости от природных условий. В провинциальных усадьбах знатных владельцев, господские дома представляли собой каменные сооружения дворцового типа. Парадная архитектура классицизма с портиками стала олицетворением социального и экономического престижа. В рассматриваемый период выдающимися зодчими России были созданы архитектурные творения, являющиеся достоянием не только России, но и всего мира. Некоторые из них, а именно: Баженов Василий Иванович (1737-1799) – строительство Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории московского Кремля. Несмотря на то, что выдающийся замысел осуществлен, не был его значение для судьбы русской архитектуры было велико, прежде всего, для окончательного утверждения классицизма как основного стилистического направления в развитии отечественного зодчества. Создание в подмосковном селе Царицыно загородной царской дворцово-парковой резиденции. Все строения ансамбля расположены на пересеченной местности, части которой соединены двумя фигурными мостами, благодаря чему сложилась единая, необыкновенно красивая панорама, не имеющая аналогов в истории архитектуры. Дом Пашкова (1784-1786 гг.), ныне старое здание Библиотеки В.И.Ленина. Состоящая из трех различных частей, силуэтная композиция дома, венчающего озелененный пригорок является и до сих пор одной самой совершенной работой всего русского классицизма конца XVIII века. Завершением творчества Баженова был проект Михайловского замка в Петербурге (1797-1800 гг.). Замок был выстроен без участия зодчего управляющим строителем был В.Ф.Бренна который внес существенные изменения в трактовку главного фасада. Казаков М.Ф.: Петровский дворец – облику дворца он придал ярко выраженный национальный характер, ансамбль Петровского дворца – выдающийся образец гармонического архитектурного синтеза классических принципов и русской национальной живописи. Здание Сената в Московском Кремле – ротонда Сената признана в архитектуре русского классицизма лучшим парадным круглым залом и является первым в России примером композиции подобного типа. Этот зал – важное звено в развитии русского классицизма. Церковь Филиппа Митрополита (1777-1788 гг.). Была использована классическая русская композиция применительно к православному храму. Во второй половине 18 века ротонда стала воплощаться в зодчестве русского классицизма при создании культовых зданий, она же была использована при постройке мавзолея Барышникова под Смоленском (1784-1802 гг.). Голицынская больница (ныне первая городская больница Пирогова). Здание Университета (1786-1793 гг.). Здание Университета пострадало в 1812 году и было воссоздано с изменениями в 1817-1819 гг.

Утверждение нового генерального плана Москвы в 1775 году стимулировало жилую частновладельческую застройку, широко развернувшуюся в 1780-1800 гг. К этому времени окончательно выработались два объемно-планировочных типа городских усадеб – первый основной жилой дом и флигели, расположенные по красной линии улицы, образуя систему из трех частей, формирующую фронт застройки; второй – жилая усадьба с открытым парадным двором, охваченным крыльями и флигелями. С 1770 годов в Петербургском строительстве отчетливо прослеживается развитие классицизма на основе античных римских принципов эпохи Возрождения. Некоторые из них, именно: архитектор Старов И.Е. (1745-1808 гг.) возводит Таврический дворец (1883-1789 гг.) пейзажным садом; Троицкий собор (1778-1790 гг.) в Александро-Невской Лавре. Постройка собора имела важное идейно-патриотическое значение, так как под сводами храма находится гробница Александра Невского. Кроме названных выше величайших строений, Старов занимался проектированием для южных губерний, разработал планы новых городов Николаева и Екатеринославля; в последней зодчий выстроил дворец наместника края – Г.А.Потемкина.

Архитектор Волков Ф.И. (1755-1803 гг.). К 1790 году разработал образцовые проекты казарменных зданий, подчинив их облик принципам классицизма. Самыми крупными произведениями являются здание Морского Кадетского корпуса (1796-1798 гг.) на набережной Невы. Ансамбль Главного Почтамта (1782-1789 гг.).

Архитектор Кваренги и Джакомо (1744-1817 гг.). В творениях Кваренги ярко воплощены черты строгого классицизма. Некоторые из них: дача А.А.Безбородко (1783-1788 гг.). Здание Академии Наук (1783-1789 гг.), Эрмитажный театр (1783-1787 гг.), здание Ассигнационного банка (1783-1790 гг.), Александровский дворец (1792-1796 гг.) в Царском селе, Триумфальная арка в 1814 году – Нарвские ворота.

В Петербурге продолжались важные работы по благоустройству. Создавались гранитные набережные Невы, малых рек и протоков. Возводились замечательные архитектурные памятники, ставшие важными градоформирующими элементами. На берегу Невы перед незаконченным строительством Исаакиевского собора в 1782 году был открыт один из лучших конных элементов в Европе – памятник Петру I (скульптор Э.М.Фальконе и М.А.Колло; змея выполнена скульптором Ф.Г.Гордеевым). Замечательная бронзовая пустотелая скульптурная композиция на естественной гранитной скале. Скала своими размерами (высотой 10.1 метра, длиной 14.5 метра, шириной 5.5 метров) соответствовала просторной прибрежной площади. Другой памятник Петру I был установлен в ансамбле Михайловского замка (1800 год). Была использована бронзовая конная статуя (скульптор К.Б.Расстрели – отец, архитектор Ф.И.Волков, барельефы – скульпторы В.И.Демунт-Малиновский, И.И.Теребинов, И.Моисеев под руководством М.И.Козловского). В 1799 году на Царицыном лугу (Марсово поле) установлен 14-и метровый обелиск “Румянцева” (архитектор В.Ф.Бренна) в 1818 году перенесен на Васильевский остров к Первому Кадетскому корпусу, где учился выдающийся военачальник П.А.Румянцев. В 1801 году на Царицыном лугу был открыт памятник великому русскому полководцу А.В.Суворову (скульптор М.И.Козловский, передвинутый ближе к берегу Невы.

Зрелый, строгий классицизм.

Введение.

Обоснование темы: Многие люди считают, что русский классицизм не отличается от европейского, но я считаю, что это не так.

Актуальность моей работы:Я считаю, что моя тема будет увлекательна для моих одноклассников, т.к. каждый стиль отличается друг от друга и интересен по-своему.

Гипотеза: Я предполагаю, что стиль классицизм в России имеет отличительные особенности, которые позволяют выделить его в отдельный региональный стиль.

Для доказательства гипотезы я определила цель работы: Изучить материал о классицизме в России и выявить отличительные особенности в этом архитектурном стиле.

Для достижения цели я определила следующие задачи:

1.Ознакомиться со специальной литературой о русском классицизме.

2.Выявить в русском классицизме отличия от европейского классицизма.

3.Найти примеры архитектурных построек в стиле русский классицизм в Москве и показать на них.

4.Систематизировать инф-цию, сделать выводы.

Методы работы: изучение специальной литературы по теме, сбор материала, анализ материала, посещение характерных памятников архитектуры г. Москвы.

 

Глава I Теоретическая часть

В ходе моего исследования, я изучила следующие сайты:

1) http://maximus-art.ru/joomla-overview/2010-09-08-12-05-08

2) http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000006/st026.shtml

3) http://tartle.net/blog/178-klassicizm-v-arhitekture-zapadnoy-evropy/

 

Из этих сайтов я узнала, что стиль классицизм в России имеет значительные отличия от европейского стиля, а также он сильно развивался в Петербурге.

 

 

Глава II Классицизм в архитектуре: основные черты и особенности.

Русский классицизм. Характеристика.

Название "классицизм" происходит от латинского «classicus» — образцовый, и означает стиль и направление в литературе и искусстве, которые обращаются к античности как к норме и идеальному образцу. Русский классицизм поставил русскую архитектуру второй половины XVII – первой трети XIX вв. на ведущее место в развитии мирового зодчества и градостроительства. Характерными принципами классицизма являются единообразие и согласованность, порядок, создание иллюзии гармонии и разумности монархии, политики просвещенного абсолютизма. Особенности классицизма: стоечно-балочная тектоническая структура, четкая планировка, элементы ордерной композиции, масштабность. В архитектуре Москвы поворот к классицизму наблюдается в творчестве таких крупнейших мастеров как В. Баженов и М. Казаков, которые стремились сочетать классические принципы античного зодчества с переработкой и развитием русских архитектурных традиций. В. Баженов является автором грандиозных проектов: Каменноостровского дворца Екатерины II в Петербурге, дворцового ансамбля в подмосковном Царицыно, проекта перестройки Московского Кремля.

Периодизация русского классицизма.

В истории архитектуры русского классицизма выделяют три периода: ранний (вторая половина 1760-х и 1770-е годы), строгий (80-е и 90-е годы XVIII в.), поздний (первая треть XIX века) классицизм. Первый период был переходным от барокко к классицизму, второй характеризуется строгостью форм и простотой композиционных решений, главенствующей ролью ордера, выверенностью пропорций. Третий период связан с размахом градостроительных замыслов, с созданием целостных архитектурных ансамблей, с активной ролью монументальной скульптуры.

 

 

Ранний классицизм.

В раннем классицизме ещё чувствуется влияние барокко. Широко используется принцип контраста — противопоставлено большое и малое:

центральный объём здания — служебным помещениям, оградам,

развернутый парадный двор перед главным входом — узкой трапециевидной воронке, соединяющей въезд с парадным двором,

раструб воронки соответствует выступу на фасаде главного корпуса,

прямолинейные очертания двора и воронки соединены криволинейными стенами.

Такое построение генплана с использованием контрастов несет в себе отпечаток предыдущего периода барокко с его любовью к сложно трактованному пространству. Создается пространственная система, полная контрастных эффектов и способствующая более сильному восприятию архитектурной доминанты всего комплекса — центрального объёма главного здания.

 

 

Дом Пашкова на Ваганьковском холме (архитектор Василий Баженов; 1784-1786 г.)

Поразительное по мощи, оригинальности, совершенству исполнения это здание является истинным украшением Москвы. Фасадом оно обращено к улице, находится на холме и отделено от улицы небольшим садом (это было совершенно новое решение). Вход и двор дома находятся с обратной стороны и открываются торжественными воротами. Замечательны баллюстрада с вазами, орнамент, пилястры ордерной системы, руст с арками цокольного этажа. Прекрасен богато декорированный круглый купол с парными колоннами. В архитектуре боковых флигелей видно влияние античной традиции: они решены как портик с фронтоном. Разнообразны ордерные решения разных этажей, флигелей и главного корпуса. Переплетение барочной живописности и классицистической строгости делает это здание неповторимо красивым.

Дом Юшкова (архитектор Василий Баженов; 1780-1790г. г.)

Центр композиции – изящная угловая полуротонда, плавно объединяющая два крыла здания. В строительстве этого дома использовано множество приёмов, разработанных В. Баженовым в ходе проектирования Кремлевского дворца, план которого так и остался на бумаге. Боковые крылья дома Юшкова, выходящие на улицу и переулок, имеют одинаковую архитектуру и оформление. Нижний цокольный этаж отделан каменными плитами, стены верхних этажей покрыты штукатуркой. Помещения дома Юшкова имеют прямоугольные, круглые и овальные формы. Из парадного вестибюля, имеющего эллиптическую форму, наверх ведёт лестница. В угловой части здания размещены круглые залы.

 

Здание Сената в Кремле (архитектор Матвей Казаков; 1776-1787г. г.)

Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля. Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре – 24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма. Во внутренний двор ведет арка с ионическим портиком. В центре сооружения находится круглый зал-ротонда с купольным верхом, который расположен между Спасской и Никольской кремлевскими башнями.

Церковь Митрополита Филиппа (архитектор Матвей Казаков; 1777-1788г. г.)

Матвей Казаков при реконструкции церкви пристроил церковь-ротонду к трапезной и колокольне 1750—1752 годов. Ротонда украшена наличниками, фризом и четырёхоконными ионическими портиками с лепниной. Венчает ротонду лёгкий купол-фонарик. Интерьер церкви в западной части украшают поставленные полукругом колонны большого ордера, в алтарной части такой же полукруг выполнен из колонн малого ордера.

Голицынская (первая градская) больница (архитектор Матвей Казаков; 1796-1801 г. г.)

Соединены здание больницы и церкви. Боковые крылья здания ничем не обработаны, а в центре мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается барабан церковного купола. Главный корпус больницы - величественное крупномасштабное здание в стиле ампир, расположенное в глубине парадного двора, и боковые флигеля, выходящие на линию улицы; отличается строгостью и лаконичностью форм. Наиболее торжественно оформлен фасад главного корпуса с монументальным восьмиколонным белокаменным портиком, который вместе с венчающим здание куполом церкви Марии Магдалины чётко выделяет центр ансамбля. Церковь украшена в интерьере росписями, лепниной, облицовкой из искусственного мрамора, а также шестиколонным иконостасом работы скульптора И. П. Витали.

Петровский Путевой (подъездной) дворец (архитектор Матвей Казаков; 1776-1780г. г.)

Необычное красно-белое здание со сложными декоративными деталями неопределённого стиля окружено невысокими служебными корпусами с башенками, имитирующими крепостные. Это Петровский путевой дворец, построенный на подъезде к Москве в царствование Екатерины II. В 1812 году, во время московского пожара, во дворец эвакуировался из Кремля император Наполеон с сопровождающими.

Здание благородного собрания (1768-1774)

Старый дом был перестроен по проекту известного архитектора М. Ф. Казакова. Новое огромное здание включило в себя всю застройку долгоруковской усадьбы. На месте бывшего двора был устроен большой парадный зал, предназначенный для проведения балов и приемов, впоследствии ставший известным как Колонный зал. Здание при этом было переориентировано своим парадным фасадом с центральным шестиколонным ионическим портиком и двумя тосканскими пилястровыми портиками по бокам в сторону Большой Дмитровки. Торцевой фасад, выходящий на Охотный Ряд, украсили две пары тосканских колонн, фланкировавшие подъезд с арочным входом. Центром здания стал огромный бальный зал, окруженный гостиными и кабинетами. Благодаря величественным и торжественным коринфским колоннам, расположенным вдоль стен, Колонный зал и получил свое название. Вместе с тем в разговорной речи так часто называют и само здание Дворянского собрания.

Старая усадьба Голицыных.

Старинная усадьба на Волхонке, с XVIII века принадлежавшая князьям Голицыным — свидетель многих культурных и исторических событий Первопрестольной. Её ансамбль состоит из главного дома, дворового флигеля и въездных ворот. Дом, построенный на переломе от барокко к классицизму, был возведен по проекту русского архитектора, работавшего по большей части в Санкт-Петербурге, Саввы Чевакинского, автора военно-морского собора в Санкт-Петербурге. Впоследствии здание неоднократно перестраивалось. Внушительные ворота, увенчанные княжеским гербом Голицыных — единственное, что дошло до наших дней в своём первоначальном виде. Усадьба была обращена в переулок, куда и сейчас выходят массивные ворота. План усадьбы был характерен для первой половины XVIII века: в глубине ее находился дом, отделенный от красной линии парадным двором — курдонером с цветником в середине, по обеим сторонам дома стояли флигеля. Вся усадьба окружалась забором. Сначала забор был глухим, каменным, только в конце XIX века его оставшуюся часть заменили кованой решеткой между рустованными столбами. Первый этаж правого флигеля сохранил на торцевом фасаде, выходящем в переулок, декоративную барочную обработку в виде филенок, в которые и помещены окна. Фасад же, обращенный к главному дому, в 70-х годах XVIII века полностью переделан М. Ф. Казаковым. От левого флигеля осталась лишь небольшая двухэтажная часть, и то сильно перестроенная во второй половине XIX века.

Императорский Воспитательный дом.

Императорский Воспитательный дом в Москве — памятник архитектуры XVIII—XX веков. Заложен в 1764 по инициативе просветителя И. И. Бецкого как благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников. Крупнейшее здание Москвы дореволюционного периода (длина фасада по набережной 379 м) состояло из трех корпусов-каре, в XVIII веке были выстроены только два, восточный корпус завершен в ХХ веке. В настоящее время в зданиях Воспитательного дома расположена Военная академия РВСН и Российская академия медицинских наук. Строительством в разные периоды руководили архитекторы: Джованни и Доменико Жилярди, А. Г. Григорьев, М. Д. Быковский и И. И. Ловейко.

Усадьба Долговых-Жемочкиных.

На Большой Ордынке находится несколько выдающихся памятников архитектуры и красивых сооружений, которые прекрасно дополняют панораму городских улиц. Одним из таких памятников является городская усадьба Долговых-Жемочкиных, построенная в конце XVII века. Название усадьбы походит от фамилии двух богатых купцов – Долговых, которые ее построили, и богатого торговца Жемочкина, ставшего последующим ее владельцем. Дом построен в стиле раннего классицизма, для которого характерно использование стен сводчатого подклети. Главный дом расположен немного в глубине владения, а перед ним располагается обширный парадный двор. Первоначальный облик фасадов не предусматривал никаких украшений, архитектура дома была довольно проста. После пожара 1812 года здание усадьбы было полностью реконструировано. Теперь центральная часть фасада была выделена пилястровым портиком с фронтоном. Гладкие стены дома декорированы красивейшей лепниной, которая преобладает в верхних частях здания и во фронтоне.

Зрелый, строгий классицизм.

«Строгий классицизм» – так называют второй период русского классицизма. Его хронологические рамки: 1780–1800-е гг. Архитектурные формы становятся обобщёнными. Подчас здания словно составлены, как в гигантском конструкторе, из простых геометрических тел: куб, прямоугольник, круг, пирамида. Стены зачастую вовсе лишены какого-либо декора. На фасадной глади контрастно выделяются монументальные, далеко вынесенные вперёд, портики.

Большой театр (1856 г.)

Первоначально театр не имел собственного здания и чаще всего давал представления в доме Воронцова на Знаменке. Но уже в 1780 году по проекту Х. Розберга на средства Медокса было построено специальное каменное здание на месте современного Большого театра. По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться "Петровским".

Репертуар этого первого профессионального театра Москвы составили драматические, оперные и балетные спектакли. Особым вниманием пользовались оперы, поэтому "Петровский театр" чаще называли "Оперным домом".

В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли вновь ставились на разных площадках.

В 1820-е годы площадь перед бывшим Петровским театром была реконструирована. По замыслу архитектора Осипа Бове здесь появился целый классический ансамбль, доминантой которого стало здание Большого театра (1824 г.). Оно частично включало стены сгоревшего Петровского театра.

Восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком, декорированное внутри в красно-золотых тонах, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому "Ла Скала". Открылся он 6 (18) января 1825 года.

Но и этот театр постигла участь предшественника: 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и само здание.

Его восстановлением руководил Альберт Кавос. Он принял за основу объемно-пространственную структуру Бове, но увеличил высоту здания, изменил пропорции и переработал декор; по бокам появились чугунные галереи с лампами. Кавос изменил форму и размер главного зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч человек. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла в пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.

Академия наук в Москве.

Лаконичностью, превосходными пропорциями, удачно найденными деталями отличается здание Академии наук Д.Кваренги. Ось симметрии простого, четкого призматического объема здания на набережной Невы отмечена восьмиколонным ионическим портиком, поддерживающим треугольный фронтон с гладким тимпаном.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *