Связанная система сводов впервые использована в большом масштабе: Связанная система сводов впервые использована в большом масштабе — Всё о семенах – Каркасная система готической архитектуры — это… Что такое Каркасная система готической архитектуры?

Содержание

Каркасная система готической архитектуры - это... Что такое Каркасная система готической архитектуры?

Руинированный собор аббатства Сен-Жан де Винь, Суассон, демонстрирует обнажённый каркас фасада готического здания

Каркасная система готической архитектуры — совокупность конструктивных строительных приемов, появившаяся в готике, которая позволила изменить распределение нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия. Благодаря данному изобретению архитекторы средневековья смогли значительно увеличить площадь и высоту возводимых сооружений.

Основными элементами конструкции являются контрфорсы, аркбутаны и нервюры.

Характеристика

Два варианта распределения нагрузок: романика и готика

Главной и в первую очередь бросающейся в глаза чертой готических соборов является их ажурная структура, представляющая собой резкий контраст массивным конструкциям предшествующей романской архитектуры.

Распределение нагрузки

Техническим прорывом архитекторов готики явилось их открытие нового способа распределения нагрузки. (Любое свободностоящее здание испытывает два вида нагрузок: от собственного веса (включая перекрытия) и погодные (ветер, дождь, снег). Затем оно передает их вниз по стенам — к фундаменту, нейтрализуя затем в земле. Именно поэтому каменные здания строятся более основательно, чем деревянные, так как камень, будучи тяжелее древесины, подвергается большей угрозе обрушения в случае ошибки в расчетах). В романской архитектуре, отчасти являющейся наследницей древнеримской, несущими частями здания были все стены целиком. Если архитектор желал увеличить размер свода, то таким образом увеличивался и его вес, и стену приходилось утолщать, чтобы она могла выдержать вес такого свода.

Решающей для развития готики стала догадка, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определенных точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас — хотя предпосылки для него появились несколько ранее:"Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствования романского крестового свода. Уже романские зодчие в некоторых случаях выкладывали швы между распалубками крестовых сводов выступающими наружу камнями. Однако такие швы имели тогда чисто декоративное значение; свод по-прежнему оставался тяжелым и массивным"

[1].

Отличия в работе конструкций
Романика Готика
Нагрузку передают стены по всей длине собора Нагрузку передают элементы каркасной конструкции, равномерно распределенные по периметру здания
Колонны не имеют особенного значения Колонны вместе с контрфорсами и аркбутанами — главные несущие элементы здания
Толстые массивные стены, толщиной в несколько метров, несут нагрузку Тонкие стены, возведенные между колоннами, являются ненесущими перегородками
Небольшие объемы здания Собор может иметь колоссальный размер
Потолки не очень высокие Своды очень высокие
Окна небольшие, так как прорезают несущую стену и не должны уменьшать ее несущую способность Окна могут занимать весь простенок между колоннами, вместо перегородки
Все помещения разграничены между собой массивными стенами, простенками и колоннами Помещения визуально объединены в одно целое благодаря тонкости опорных колонн

Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым (см. ниже), давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.

Bonne-Esperance Cloitre est.JPG

«Нервюрный свод был значительно легче романского: уменьшались и вертикальное давление, и боковой распор. Нервюрный свод своими пятами опирался на столбы-устои, а не на стены; распор его был наглядно выявлен и строго локализован, и строителю было ясно, где и как этот распор должен быть „погашен“. Кроме того, нервюрный свод обладал известной гибкостью. Усадка грунта, катастрофическая для романских сводов, была для него относительно безопасна. Наконец, нервюрный свод имел еще и то преимущество, что позволял перекрывать пространства неправильной формы»

[1].

Таким образом, конструкция сильно облегчается за счет перераспределения нагрузок. Прежде несущая, толстая стена превратилась в простую легкую «оболочку», чья толщина больше не влияла на несущую способность здания. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный, но зато «подпертый» по всему периметру надежными и элегантными «подпорками».

Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использование стрельчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору — причем, чем выше и заостреннее арка, тем меньше она создает боковой распор на стены и опоры. Массивный свод заменился ребристым сводом, эти ребра—нервюры диагонально перекрещивались и воспринимали нагрузку. Пространство между ними заполнялось простой запалубкой — легкой кладкой кирпича или камня.

Полученные преимущества

  • Большая экономия строительного материала
  • Увеличение высоты здания, а также освещенности его внутреннего пространства
  • Объединение внутреннего пространства в одно целое
  • Сокращение сроков строительства

Конструктивные элементы

Разрез готического собора.jpg Розетка — замковый камень нервюрного свода
  • Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания — контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выведены наружу, и стали открытыми для обозрения извне. Аркбутаны бывают двухпролетные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.
  • Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками — аркбутанами. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.
  • Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.
Реймский собор: столб-устой «пучок колонн», капитель «пята свода» и опертые на неё нервюры
  • Столб-устой — мог быть простого сечения, или же представлять собой «пучок колонн».
  • Нервюра — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюр образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода. Делятся на:
    • Щековые арки — четыре арки по периметру квадратной ячейки в основании свода.
    • Ожива — диагональная арка. Почти всегда полуциркульная.
    • Тьерсерон — дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающие посередине лиерны.
    • Лиерны — дополнительная нервюра, идущая от точки пересечения ожив к щелыге щековых арок.
    • Контрлиерны — поперечные нервюры, связывающие между собой основные (т.е. оживы, лиерны и тьерсероны).
    • Запалубка — в нервюрном своде заполнение между нервюрами.
    • Замковый камень (розетка)

Готические своды

Разрез готического собора.jpg Стрельчатый крестовый свод

Важнейшим элементом, изобретение которого дало толчок прочим достижениям инженерной мысли готики, стал нервюрный крестовый свод. Он же стал основной конструктивной единицей при сооружении соборов. Основной признак готического свода — четко выраженные профилированные диагональные ребра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки.

Предыстория его возникновения такова — сначала путем пересечения под прямым углом двух цилиндрических сводов возник крестовый. В нём, в отличие от цилиндрического, нагрузка уходит не на две боковые стены, а распределяется на угловые опоры. Вес подобных сводов, тем не менее, был очень велик. В поисках способа облегчения свода строители стали усиливать каркасные арки, которые образовывались на пересечениях крестовых сводов. Затем заполнение между ними становилось все тоньше и тоньше, пока свод не стал полностью каркасным.

Подобные каркасные арки получили название нервюр (фр. nervure — жилка, ребро, складка).

Разрез готического собора.jpg Фото нервюрного свода снизу: 4 щековые арки и две диагонально пересекающиеся. Разрез готического собора.jpg

Нервюрные своды представляли собой квадратные в плане ячейки. Они связывали между собой опоры пролётов нефа. Со временем сложилась т. н. связанная система — на каждый квадрат широкого главного нефа приходилось по два меньших, боковых. Эта система обеспечивала большую прочность и особый ритм внутреннего пространства храма[2].

Фото звездчатого свода снизу

Каркас простейшего нервюрного свода состоит из 4 арок по периметру квадрата —

щековых арок, и 2 диагонально пересекающихся — ожив. При полуциркульном профиле щековые арки оказываются ниже диагональных, что заставляло выкладывать заполнение между ними сложной формы. С введением стрельчатой арки согласовывать высоту стало очень легко — щековые арки стали делать стрельчатыми (будто сложенными в щелыге — хребте свода), а оживы сохранили полуциркульную форму. Распалубки опираются на нервюры, что позволяет сосредоточить давление только на угловых опорах. Эти распалубки выкладывались как самостоятельные малые своды, опиравшиеся на диагональные ребра.

Звездчатый свод — форма крестового готического свода. Имеет вспомогательные ребра — тьерсероны и лиерны. В каркасе четко выделяются основные диагональные ребра крестового свода.

По мере развития стиля и технологии архитекторы стали вводить все больше дополнительных деталей. Так, иногда они устанавливали дополнительные нервюры, идущие от точки пересечения ожив к стреле щековых арок — т.н. лиерны. Затем они устанавливали промежуточные нервюры, поддерживающие лиерны посередине — тьерсероны. Кроме того, они иногда связывали основные нервюры между собой поперечными нервюрами, так называемыми

контрлиернами.

Таким образом, количество нервюр увеличивалось от шести арок до 10, 12 и т.д.

В начальный период развития готической архитектуры пространство (квадрат или прямоугольник в плане), перекрытое одним крестовым сводом, представляет собой (так же как и в романской архитектуре) самостоятельную пространственную единицу. Поздняя готика отказывается от трактовки пространства как составного и постепенно приходит к пониманию его как единого целого. Этого удалось достигнуть путем усложнения крестового свода введением дополнительных ребер, которые дробили свод на более мелкие части[3].

Варианты нервюрных сводов

Схемы разнообразных вариантов нервюрного свода Капелла Клюни: нервюры свода, опертые на пяты,
находящиеся в стенах, а не на колоннах.


В готических соборах можно найти множество вариантов переплетения нервюр, многие из которых не имеют названия. Несколько основных типов:

Название[4] Иллюстрация Определение
Крестовый свод
(quadripartite rib vault)
Простейший вариант нервюрного свода, имеющий 6 арок и 4 поля запалубки
Шестигранный свод
(sexpartite rib vault)
Усложненный вариант крестового свода, благодаря введению дополнительной нервюры, делящий свод на 6 запалубок
Звездчатый свод
(lierne vault, Stellar vault)
Chester cathedral nave.jpg Следующая ступень усложнения, благодаря введению лиерн, число которых может увеличиваться. Расположение нервюр приобретает очертания звезды.
Веерный свод
(fan vault)
Создается нервюрами, исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность, напоминающую веер. Типичен для Англии («распластанная готика»).
Сетчатый свод
(netvault)
Нервюры создают сетку рёбер с ячейками, примерно одинаковыми по размеру.

См.также

Ссылки

Примечания

15. Связанная система в готике, ее назначение. Причина отказа от нее.

с помощью стрельчатых арок можно перекрывать ячейки (травеи) разной ширины, что позволило отказаться от романской «связанной системы», сделав интерьер более целостным.

Так как в ранней средневековой архитектуре

умели перекрывать сводами только квадратные пространства, то квадрат в эпоху

романского стиля сделался постоянной единицей меры для пространственных

ячеек сакральной архитектуры: в церквах романского стиля на каждую

квадратную ячейку среднего корабля приходится всегда два вдвое меньших

квадрата боковых кораблей (так называемая связанная система). Готические

архитекторы преодолевают эти затруднения связанной системы изобретением

стрельчатого свода, который позволял перекрывать пространства любого плана

на одинаковом уровне. Иначе говоря, пространство готического собора

развертывается одинаковым количеством ячеек как в среднем, так и в боковом

кораблях и каждая ячейка при разнице глубины может иметь одну и ту же ширину

(так называемая "насквозь проходящая травея").

Эта система обеспечивала большую прочность и особый ритм внутреннего пространства храма, расчленяемого чередующимся шагом центральных и боковых столбов и аркад. Облегчение стен, перенос тяжести сводов на внутренние опоры привели к появлению переходного романо-готического стиля. Но вместе с новой конструкцией появились и сложности. Каркас нервюрного свода состоял из двух диагонально пересекающихся арок и четырех боковых - «щековых». При традиционной полуциркульной форме щековые арки оказывались значительно ниже диагональных, из-за чего приходилось выкладывать из камня сложные распалубки. Согласовать высоту арок между собой проще всего было, придав им вместо полукруглой заостренную, стрельчатую форму. Тогда же строители обнаружили, что чем выше и заостреннее арка, тем меньше она создает боковой распор на стены и опоры. Высокие стрельчатые арки, ребристые своды и каркасная система позволяли перекрывать огромные пространства, бесконечно увеличивать высоту кафедральных соборов, собирать под его сводами множество людей. Усиливающийся боковой распор при увеличении высоты здания удавалось компенсировать системой наружных опорных столбов - контрфорсов (франц. contreforse — «противосила»), связанных с пятами сводов наклонными арками, получившими название аркбутанов (франц. arcboutant - «опорных арок»). Контрфорсы были известны в архитектуре и ранее - в качестве утолщений наружных стен или ступенчатых «подпорных» столбов их можно видеть в византийских и романских постройках. Но в композиции готических соборов контрфорсы отодвигаются от стены, выстраиваются рядами, в том числе и на кровле более низких боковых нефов, а мощно перекинутые аркбутаны, используя разную высоту центрального и боковых нефов, создают оригинальную ажурную, но необычайно прочную конструкцию, напоминающую издали фантастический лес. Для большей надежности столбы-контрфорсы нагружались башенками - пинаклями; казавшиеся изысканными украшениями, они на самом деле своим весом «придавливали» контрфорсы к земле.

  • Большая экономия строительного материала

  • Увеличение высоты здания, а также освещенности его внутреннего пространства

  • Объединение внутреннего пространства в одно целое

  • Сокращение сроков строительства

Каркасная система готической архитектуры — Википедия. Что такое Каркасная система готической архитектуры

Руинированный собор аббатства Сен-Жан де Винь, Суассон, демонстрирует обнажённый каркас фасада готического здания

Каркасная система готической архитектуры — совокупность конструктивных строительных приемов, появившаяся в готике, которая позволила изменить распределение нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия. Благодаря данному изобретению архитекторы средневековья смогли значительно увеличить площадь и высоту возводимых сооружений.

Основными элементами конструкции являются контрфорсы, аркбутаны и нервюры.

Характеристика

Два варианта распределения нагрузок: романика и готика

Главной и в первую очередь бросающейся в глаза чертой готических соборов является их ажурная структура, представляющая собой резкий контраст массивным конструкциям предшествующей романской архитектуры.

Распределение нагрузки

Техническим прорывом архитекторов готики явилось их открытие нового способа распределения нагрузки. (Любое свободностоящее здание испытывает два вида нагрузок: от собственного веса (включая перекрытия) и погодные (ветер, дождь, снег). Затем оно передает их вниз по стенам — к фундаменту, нейтрализуя затем в земле. Именно поэтому каменные здания строятся более основательно, чем деревянные, так как камень, будучи тяжелее древесины, подвергается большей угрозе обрушения в случае ошибки в расчетах). В романской архитектуре, отчасти являющейся наследницей древнеримской, несущими частями здания были все стены целиком. Если архитектор желал увеличить размер свода, то таким образом увеличивался и его вес, и стену приходилось утолщать, чтобы она могла выдержать вес такого свода.

Решающей для развития готики стала догадка, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определенных точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас — хотя предпосылки для него появились несколько ранее: «Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствования романского крестового свода. Уже романские зодчие в некоторых случаях выкладывали швы между распалубками крестовых сводов выступающими наружу камнями. Однако такие швы имели тогда чисто декоративное значение; свод по-прежнему оставался тяжелым и массивным»[1].

Отличия в работе конструкций
Романика Готика
Нагрузку передают стены по всей длине собора Нагрузку передают элементы каркасной конструкции, равномерно распределенные по периметру здания
Колонны не имеют особенного значения Колонны вместе с контрфорсами и аркбутанами — главные несущие элементы здания
Толстые массивные стены, толщиной в несколько метров, несут нагрузку Тонкие стены, возведенные между колоннами, являются ненесущими перегородками
Небольшие объёмы здания Собор может иметь колоссальный размер
Потолки не очень высокие Своды очень высокие
Окна небольшие, так как прорезают несущую стену и не должны уменьшать её несущую способность Окна могут занимать весь простенок между колоннами, вместо перегородки
Все помещения разграничены между собой массивными стенами, простенками и колоннами Помещения визуально объединены в одно целое благодаря тонкости опорных колонн

Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым (см. ниже), давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.

Bonne-Esperance Cloitre est.JPG

«Нервюрный свод был значительно легче романского: уменьшались и вертикальное давление, и боковой распор. Нервюрный свод своими пятами опирался на столбы-устои, а не на стены; распор его был наглядно выявлен и строго локализован, и строителю было ясно, где и как этот распор должен быть „погашен“. Кроме того, нервюрный свод обладал известной гибкостью. Усадка грунта, катастрофическая для романских сводов, была для него относительно безопасна. Наконец, нервюрный свод имел ещё и то преимущество, что позволял перекрывать пространства неправильной формы»[1].

Таким образом, конструкция сильно облегчается за счет перераспределения нагрузок. Прежде несущая, толстая стена превратилась в простую легкую «оболочку», чья толщина больше не влияла на несущую способность здания. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный, но зато «подпертый» по всему периметру надежными и элегантными «подпорками».

Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использование стрельчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору — причем, чем выше и заостреннее арка, тем меньше она создает боковой распор на стены и опоры. Массивный свод заменился ребристым сводом, эти ребра—нервюры диагонально перекрещивались и воспринимали нагрузку. Пространство между ними заполнялось простой запалубкой — легкой кладкой кирпича или камня.

Полученные преимущества

  • Большая экономия строительного материала
  • Увеличение высоты здания, а также освещенности его внутреннего пространства
  • Объединение внутреннего пространства в одно целое
  • Сокращение сроков строительства

Конструктивные элементы

Разрез готического собора.svg Розетка — замковый камень нервюрного свода
  • Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания — контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выведены наружу, и стали открытыми для обозрения извне. Аркбутаны бывают двухпролетные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.
  • Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками — аркбутанами. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.
  • Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.
Реймсский собор: столб-устой «пучок колонн», капитель «пята свода» и опертые на неё нервюры
  • Столб-устой — мог быть простого сечения, или же представлять собой «пучок колонн».
  • Нервюра — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюр образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода. Делятся на:
    • Щековые арки — четыре арки по периметру квадратной ячейки в основании свода.
    • Ожива — диагональная арка. Почти всегда полуциркульная.
    • Тьерсерон — дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающие посередине лиерны.
    • Лиерна — дополнительная нервюра, идущая от точки пересечения ожив к щелыге щековых арок.
    • Контрлиерны — поперечные нервюры, связывающие между собой основные (то есть оживы, лиерны и тьерсероны).
    • Запалубка — в нервюрном своде заполнение между нервюрами.
    • Замковый камень (розетка)

Готические своды

Разрез готического собора.svg Стрельчатый крестовый свод

Важнейшим элементом, изобретение которого дало толчок прочим достижениям инженерной мысли готики, стал нервюрный крестовый свод. Он же стал основной конструктивной единицей при сооружении соборов. Основной признак готического свода — четко выраженные профилированные диагональные ребра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки.

Предыстория его возникновения такова — сначала путём пересечения под прямым углом двух цилиндрических сводов возник крестовый. В нём, в отличие от цилиндрического, нагрузка уходит не на две боковые стены, а распределяется на угловые опоры. Вес подобных сводов, тем не менее, был очень велик. В поисках способа облегчения свода строители стали усиливать каркасные арки, которые образовывались на пересечениях крестовых сводов. Затем заполнение между ними становилось все тоньше и тоньше, пока свод не стал полностью каркасным.

Подобные каркасные арки получили название нервюр (фр. nervure — жилка, ребро, складка).

Разрез готического собора.svg Фото нервюрного свода снизу: 4 щековые арки и две диагонально пересекающиеся. Разрез готического собора.svg

Нервюрные своды представляли собой квадратные в плане ячейки. Они связывали между собой опоры пролётов нефа. Со временем сложилась т. н. связанная система — на каждый квадрат широкого главного нефа приходилось по два меньших, боковых. Эта система обеспечивала большую прочность и особый ритм внутреннего пространства храма[2].

Фото звездчатого свода снизу

Каркас простейшего нервюрного свода состоит из 4 арок по периметру квадрата — щековых арок, и 2 диагонально пересекающихся — ожив. При полуциркульном профиле щековые арки оказываются ниже диагональных, что заставляло выкладывать заполнение между ними сложной формы. С введением стрельчатой арки согласовывать высоту стало очень легко — щековые арки стали делать стрельчатыми (будто сложенными в щелыге — хребте свода), а оживы сохранили полуциркульную форму. Распалубки опираются на нервюры, что позволяет сосредоточить давление только на угловых опорах. Эти распалубки выкладывались как самостоятельные малые своды, опиравшиеся на диагональные ребра.

Звездчатый свод — форма крестового готического свода. Имеет вспомогательные ребра — тьерсероны и лиерны. В каркасе четко выделяются основные диагональные ребра крестового свода.

По мере развития стиля и технологии архитекторы стали вводить все больше дополнительных деталей. Так, иногда они устанавливали дополнительные нервюры, идущие от точки пересечения ожив к стреле щековых арок — т. н. лиерны. Затем они устанавливали промежуточные нервюры, поддерживающие лиерны посередине — тьерсероны. Кроме того, они иногда связывали основные нервюры между собой поперечными нервюрами, так называемыми контрлиернами.

Таким образом, количество нервюр увеличивалось от шести арок до 10, 12 и т. д.

В начальный период развития готической архитектуры пространство (квадрат или прямоугольник в плане), перекрытое одним крестовым сводом, представляет собой (так же как и в романской архитектуре) самостоятельную пространственную единицу. Поздняя готика отказывается от трактовки пространства как составного и постепенно приходит к пониманию его как единого целого. Этого удалось достигнуть путём усложнения крестового свода введением дополнительных ребер, которые дробили свод на более мелкие части[3].

Варианты нервюрных сводов

Схемы разнообразных вариантов нервюрного свода Капелла Клюни: нервюры свода, опертые на пяты,
находящиеся в стенах, а не на колоннах.

В готических соборах можно найти множество вариантов переплетения нервюр, многие из которых не имеют названия. Несколько основных типов:

Название[4] Иллюстрация Определение
Крестовый свод
(quadripartite rib vault)
Простейший вариант нервюрного свода, имеющий 6 арок и 4 поля запалубки
Шестигранный свод
(sexpartite rib vault)
Усложненный вариант крестового свода, благодаря введению дополнительной нервюры, делящий свод на 6 запалубок
Звездчатый свод
(lierne vault, Stellar vault)
Chester cathedral nave.jpg Следующая ступень усложнения, благодаря введению лиерн, число которых может увеличиваться. Расположение нервюр приобретает очертания звезды.
Веерный свод
(fan vault)
Создается нервюрами, исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность, напоминающую веер. Типичен для Англии («распластанная готика»).
Сетчатый свод
(netvault)
Нервюры создают сетку рёбер с ячейками, примерно одинаковыми по размеру.

См. также

Ссылки

Примечания

Романская архитектура - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Романская архитектура

Cтраница 1


Романская архитектура также выработала так называемую связанную систему плана, когда одной ячейке главного нефа соответствуют две ячейки боковых нефов, покрытые крестовыми сводами. Тонкие колонны храмов выполняются из прочного материала, и на них опираются мощные арки.  [2]

Для романской архитектуры характерны крестообразная в плане, состоящая из разновысоких объемов общая композиция христианского храма; массивность каменных стен; широкое применение арок и как несущей конструкции, и как формы проемов, и как декоративного мотива; расчленение стен тонкими полуколонками; перспективный портал входов, образованный убывающим внутрь рядом арок на колоннах.  [3]

Конструкция зданий романской архитектуры подчеркивается членениями стен путем устройства угловых утолщений, контрфорсов и др. Проемы окон и дверец, как правило, имеют форму полуциркульных арок.  [5]

Развивая достижения романской архитектуры, зодчие и строители ищут более совершенные методы возведения зданий, которые позволили бы облегчить конструкции и экономно расходовать материал.  [6]

С развитием феодальных отношений постепенно складываются новые типы укрепленного жилища феодалов, монастырские комплексы и развивается культовое строительство. Романская архитектура отличается большим разнообразием форм. В ее основе лежат преимущественно традиции римской архитектуры, но содержание наполнено задачами, поставленными феодальным обществом.  [8]

В отличие от романского периода, когда центральное место занимали монастыри, в городах возводятся монументальные здания и сооружения, вырастают кварталы ремесленников и торговцев. Происходит постепенный переход от романской архитектуры к готической, центром развития которой остается Франция.  [9]

Образцом раннеготического здания является известный собор Парижской богоматери ( Нотр-Дам) ( рпс. Здание, которое сохранило немало черт романской архитектуры, имеет пятинефную базилику. В композиции фасада, несмотря на значительность вертикальных элементов, встречается еще много сильных горизонтальных членений.  [11]

Эстетическое качество готической архитектуры зависит от ее структурного развития: ребристые своды стали характерным признаком готического стиля. Средневековые церкви имели мощные каменные своды, которые были очень тяжелыми. Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы держать такие своды. В начале XII века каменщики разработали ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперек и продольно. Хотя ранне-готические церкви допускали широкое варьирование форм, при возведении серии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине XII столетия, были полностью использованы преимущества нового готического свода. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилия от сводов концентрируются в узких областях на стыках ребер ( нервюр), и поэтому они могут быть легко нейтрализованы с помощью контрфорсов и внешних арок-аркбутанов. Следовательно, толстые стены романской архитектуры могли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные проемы, и интерьеры получали беспримерное до тех пор освещение.  [12]

Страницы:      1

Эволюция нервюрных сводов - 2. Шестичастные своды: tito0107 — LiveJournal

Шестичастный нервюрный свод происходит из четырехчастного свода, травея в котором имела квадратную форму. Для большей прочности добавляется поперечная нервюра, проходящая через центр персечения диагоналей. При этом, на боковой стороне квадрата образуются две стрельчатые арки.


Шестичастный и четырехчастный своды.
Пояснение из книги О. Шуази:

Свод с квадратным планом, разделенный на шесть распалубок. — В эту эпоху свод главных готических нефов покоится на четырех основных устоях А, В, С, D (рис. 182, М), между которыми находятся устои второстепенного значения a и b.

Но, с присущей им логичностью, французские архитекторы не могли допустить, чтобы промежуточные устои а и b не поддерживали также и центрального свода. А так как их строительный метод устраняет всякие затруднения с пересечением нервюр, они перебрасывают между столбами а и b поперечную нервюру, которая принимает на себя часть распора и тем самым облегчает нагрузку диагональных арок. Таким образом они приходят к построению, изображенному на рис. 182, М. На этом плане Р обозначает поперечную пониженную арку, R — пару подпружных арок со стороны бокового нефа.


Схема шестичастного свода

Как и нервюрные своды вобще, шестичастные нервюрные своды зарождаются еще в эпоху романики. Один из первых примеров такого рода - свод ц. Троицы в Кане:


Здесь на поперечной нервюре свод не возводится, она просто подпирает уже существующий четырехчастный свод.

В дальнейшем на поперечной нервюре также стали возводить свод:


Ц. Сен-Этьен в Кане

Шуази, по понятным причинам, считает изобретателями шестичастного свода французов, но почти в то же время они появляются в Германии:


Ц. Апостолов в Кёльне. Здесь, как и в следующем примере шестичастные своды чередуются с четырехчастными.


Собор в Бамберге. В травее на переднем плане видна "неиспользованная" опора для поперечной нервюры. Поперечные арки также, как и диагональные имеют полуциркульную форму, но меньший диаметр. Соответственно, пята арки находится на большей высоте.
В Германии шестичастные своды перекрывают не только храмы:


Трапезная в Маульбронне

Шестичастный нервюрный свод был распространен в ранней французской готике:


Собор в Сансе


Собор в Лане


Собор в Лионе


Собор Парижской Богоматери


План собора в Сансе


План собора Парижской Богоматери

За пределами Франции и в более поздний период шестичастные своды встречаются не часто (похоже, они оказались тупиковой ветвью эволюции), но все же встречаются.


Чертоза ди Павия

Цилиндрический свод — Википедия

Цилиндрический свод (полуциркульный) — свод с полуокружностью в сечении, одинаковом на всём протяжении.

Простейший и самый распространённый свод, опирается на параллельно расположенные опоры, в поперечном сечении образует полукруг.

Как все архитектурные сооружения на основе арки, цилиндрический свод создаёт особое распределение нагрузки на стены под собой. Существует несколько механизмов поглощения этой нагрузки. Один из самых простых — создание прочных толстых стен, это примитивный, а зачастую недопустимый способ. Другой, более элегантный способ — это построение двух или более параллельных циркульных сводов, чтобы нагрузки от каждого из них взаимно исключали друг друга. Такой метод чаще всего применялся в храмовой архитектуре, где несколько сводчатых нефов проходили параллельно по всей длине здания. Однако внешние стены крайних сводов всё равно должны были быть достаточно прочными или подкрепляться контрфорсом. Третий, наиболее элегантный, способ распределения боковой тяги — пересечение двух циркульных сводов под прямым углом, что создаст конструкцию крестового свода.

Цилиндрические своды известны со времён Месопотамии и Египта и часто использовались в античной архитектуре. Они также использовались для замены Большой Клоаки системой подземной канализации. Другие ранние постройки с цилиндрическими сводами встречаются в Северной Европе, Турции, Марокко и других регионах. В Центральной Европе цилиндрический свод являлся неотъемлемым архитектурным элементом таких каменных сооружений, как монастыри, замки, башенные дома. Этот тип перекрытия чаще всего встречается в подвалах, склепах, длинных коридорах, монастырях и больших залах.

Основные типы цилиндрических сводов[править | править код]

Полуциркульные — коробовый свод, образованный полуокружностью.
Стрельчатые — свод, образованный свод, образованный последовательностью стрельчатых арок.
Коробовый — (camber arch, hyperbolisch-parabolides Dach — разновидность цилиндрического свода, служит для перекрытия больших, обширных помещений.
Эллиптические — цилиндрический свод с направляющей в форме эллиптической кривой.
Параболические — свод, образованный последовательностью параболических арок.
Savona Cathedral barrel vault.jpg

Несмотря на то, что цилиндрические своды использовались в Месопотамии и Египте, эти конструкции были не слишком популярны в ранних цивилизациях. Впервые значительное распространение они получили в Персии и Риме. Вероятно, такая техника возникла из необходимости возведения каменных зданий из кирпичей или каменных блоков в областях, где древесина в больших количествах не была доступна. Самый ранний полуциркульный свод был обнаружен под Шумерским зиккуратом в Вавилонии, датированный около 4000 г. до н. э., который был построен из обожжённого кирпича и глиняного раствора. Самые ранние полуциркульные своды в Египте находятся в Реваньяхе и Дендере, построенные примерно в 3500 г. до н. э. в эпоху Додинастического Египта. Они были построены из высушенного на солнце кирпича тремя кольцами, переходящими в гробницы, в таком случае пролёты составляли всего два метра. В раннее время цилиндрический свод главным образом был использован для подземных сооружений, а также для канализации. Однако несколько зданий Рамессеума также были построены таким образом. Недавние археологические раскопки в Моргантине (в провинции Энна) показали, что наземные цилиндрические своды были также известны и использовались в Эллинистической Сицилии в III в. до н. э., что указывает на то, что эта техника была также известна древним грекам.

Древние римляне, по большей части унаследовавшие традицию цилиндрических сводов из Этрусской Цивилизации и Ближнего Востока, и персы были первыми, кто широко использовал технологию полуциркульного свода в крупномасштабных проектах. Они также были первыми, кто использовал строительные леса, помогающие им в строительстве помещений, не виданной прежде величины. Со временем римские архитекторы стали предпочитать крестовый свод, более сложный в возведении, но не требующих большой толщины стен для опоры, а следовательно, позволял создавать более просторные помещения.

После падения Римской Империи, некоторые крупные здания были достроены в течение нескольких столетий. В ранний Романский период архитекторы вернулись к технологии цилиндрического свода при возведении больших соборов. Их интерьеры были достаточно тёмными из-за прочных, толстых стен, поддерживающих свод. Одним их самых больших и знаменитых храмов, перекрытых огромным цилиндрическим сводом, был храм аббатства Клюни, построенный между XI и XII вв.

В XIII и XIV веках, с наступлением Готики, цилиндрические своды практически не использовались, в начале чаще всего были использованы крестовые своды, усиленные каменными рёбрами. Позднее были разработаны различные типы богато украшенных и сложных сводов.

С появлением Барокко и возрастанием интереса к античному искусству и архитектуре циркульный свод повторно вошёл в моду, причём в довольно широких масштабах. Он использовался в строительстве таких масштабных сооружений, как Базилика Базилика Сант-Андреа (Батиста Альберти), Сан-Джо́рджо-Маджо́ре (Андреа Палладио), и, наверное, в самом известном, Собор Святого Петра в Риме, где пролёт составлял 27 метров в ширину.

  • Beverston Castle, Британия , крипта под южной башней западной части.
  • Кафедральный собор Кортона, Тоскана
  • Замок Данноттар, Шотландия
  • Вилла Адриана, Тиволи, Италия, начало 2го века нашей эры
  • Мавзолей Галлы Плацидии, Равенна, Италия (около 500 г. н. э.)
  • Muchalls Castle, Шотландия, склеп и длинный зал
  • Myres Castle, Шотландия, подвалы
  • Real Monasterio de Nuestra Senora de Rueda, Испания, клуатр монастыря (12 век)
  • Капелла Скровеньи, Падуя, Венето, Италия (1303 г.)
  • Сикстинская капелла, Ватикан
  • Ватиканский грот, Ватикан
  • Williamson Tunnels, Ливерпуль, Англия (начало 19 века)

В викторианской и современной архитектуре представлены многочисленные примеры конструкций цилиндрических сводов, в том числе:

  • Белфаст, Северная Ирландия, мэрия Банкетный зал с потолком в виде цилиндрического свода 1896—1906, Площадь Донегал
  • The 925 Building, Кливленд, Огайо, конструкция 1924 года
  • Художественный музей Кимбелла в Форт-Уорте, штат Техас, США, шириной 174 фута.
  • Мельбурн, Австралия, Торговый центр Chase, изготовленный из поликарбоната
  • Новая библиотека университета Индианы
  • В. И. Плужников. Термины российского архитектурного наследия, словарь-глоссарий (1995)
  • Реставрация памятников архитектуры. Подъяпольский С. С., Бессонов Г. Б., Беляев Л. А., Постникова Т. М. М., 2000
  • Иллюстрированный словарь архитектурных терминов : учебный словарь / Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высшего проф. образования «Таганрогский гос. пед. ин-т»; авт.-сост. Т. В. Смолина; под ред. Г. Г. Инфантовой

12 ошибок в интерьере, которые мешают вашей квартире стать идеальной

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Часто при планировании интерьера мы забываем о важных мелочах, гонимся за сиюминутными трендами или не думаем о том, что в процессе обживания помещения может разрушиться красивая картинка, которая изначально была в голове. При этом цветовая гамма и интерьер в целом оказывают существенное влияние на настроение и самочувствие человека. Так как мы отдыхаем и восстанавливаем силы именно дома, хочется, чтобы там все было идеально.

AdMe.ru решил собрать 12 наиболее распространенных недочетов, которые портят интерьер квартиры, и поделиться советами, как их избежать.

1. Отсутствие розеток в нужных местах

Не всегда при планировании пространства мы задумываемся о расположении розеток. Тем не менее от этой незаметной на первый взгляд части интерьера зависит многое. Скажем, если вы решите поставить светильник или телевизор слишком далеко от ближайшей розетки, то в вашей комнате появятся некрасивые удлинители и потянутся лишние провода. Мало того что это не эстетично, так еще и небезопасно: вы можете легко о них споткнуться.

Что делать: заранее определиться с количеством необходимых розеток в зависимости от типа помещения. Если это по какой-то причине невозможно, то разместите двойные розетки по углам комнаты и учитывайте, где планируете поставить мебель. К расчету количества розеток имеет смысл приступать после разработки интерьера. Кроме того, подумайте, может, лучше вовсе отказаться от какого-то декоративного торшера, чем обзавестись лишними проводами.

2. Дешевая посуда

Простая дешевая посуда портит не только стильный и продуманный интерьер, но и настроение. Почему-то многие не пользуются красивой посудой каждый день, а хранят ее для особого случая. Помните парадный хрусталь в серванте или чайный сервиз, который доставали только по праздникам? Времена дефицита давно прошли, не стоит экономить на бокалах и тарелках.

Что делать: избавиться от некрасивой посуды, купить хороший набор тарелок, чашек и бокалов и пользоваться им каждый день. Ведь намного приятнее выпить утренний кофе из изящной фарфоровой чашки, чем из дешевой кружки, купленной в ближайшем супермаркете.

3. Разнокалиберные цветочные горшки

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о