Тектоника в композиции: Тектоника — Композиция в технике

Тема 4 СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ Тектоника

Тема 4 СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ Тектоника

• Согласованность, соразмерность частей (элементов) и целого, гармоничность объемно-пространственных форм – важнейшие не зависящие от вкуса признаки выразительной композиции. • Средства достижения этой выразительности называются средствами композиции.

• Внутренние закономерные связи архитектурного сооружения, которые сознательно используются зодчим в творческой практике, приобретают значение средств архитектурной композиции, средств построения гармоничного архитектурного произведения. • Термин «средства» в теории композиции подчеркивает целенаправленное и активное использование композиционных закономерностей как некоего инструментария в творческой деятельности архитектора. • Способ композиционного моделирования – сущностное ядро деятельности архитектора, его механизм.

Тема 4.

Тектоника • Введение. Средства композиции. Основные понятия. • О понятии архитектурная тектоника. • Ранние архитектурно-тектонические системы: стоечно-балочная, стеновая, купольная, каркасная и др. • Новые материалы и конструктивные приемы. Их тектоническая выразительность. • Методы и способы выявления тектоники объемно-пространственных форм.

Понятие «тектоника» • Известный советский архитектор А. К. Буров понимал о тектонику как результат • «пластически разработанной, художественно осмысленной конструкции» .

Понятие «тектоника» • Принцип тектонического формообразования охватывает три уровня организации формы, в связи с этим в полном соответствии со спецификой этих уровней, следует ясно различать и три принципа тектонической выразительности, а именно: – – – ТОНИЧЕСКИЙ, ТЕКТОНИЧЕСКИЙ И АРХИТЕКТОНИЧЕСКИЙ.

Понятие «тектоника» • ТОНИЧЕСКИЙ принцип выразительности (от греческого tonos—напряжение, ударение) основывается на законах психологии восприятия и связан с выделением и визуальной акцентировкой существенных свойств и признаков предмета с целью гармоничной организации его художественнокомпозиционной формы.

• ТЕКТОНИЧЕСКИЙ принцип выразительности основан на законах физического строения предмета и связан с выделением и акцентировкой доминирующих силовых напряжений с целью гармоничной организации его инженерно-технической формы.

• АРХИТЕКТОНИЧЕСКИЙ принцип выразительности основывается на законах взаимодействия материально-технических и художественно-образных начал в области предметных искусств и связан с выделением и визуальной акцентировкой в материально-художественной форме предмета определенных социальнокультурных ценностей и смыслов с целью гармоничной организации отношений в системе «общество—предметная среда» .

• Поскольку в основе всех этих определений лежит понятие напряжения, ударения, акцентировки, то сущность трех принципов тектонической выразительности можно обобщенно определить как целенаправленное создание и визуальное выражение эмоциональных, физических, и смысловых «напряжений» в содержании предметной формы в зависимости от уровней и целей ее организации.

• Поскольку взаимодействие материала, конструкции, функции и формы осуществляется на идеальном, информационном уровне их существования, то степень гармоничности полученной образной модели будет полностью зависеть от строгости логических построений и их соответствия объективным законам тектоники, т. е. от «тектоничности» мышления архитектора, как его способности осуществлять органический синтез образного, логического и технического.

Тектоника • формировании образной модели протекает в виде многообразных и взаимообусловленных изменений в содержании материала, конструкции, функции и формы, нацеленных на достижение взаимосогласованности, взаимосоответствия и взаимосоразмерности на основе принципа тектонического формообразования. Все эти изменения, преобразования и превращения материала, конструкции, функции и формы дизайнер образно моделирует, используя метод трансформации

Тектоника • Ранние архитектурно-тектонические системы. Самой древней конструктивной системой, действующей в наши дни, является стоечно-балочная система.

3. Стоечно-балочная тектоническая система • Ордер — развитая конструктивноэстетическая система в архитектуре, как принцип и даже как мировоззрение

Греческий ордер тектоничен. • Осмысленные конструктивные закономерности построения ордера превратились в средство композиции. • Универсальность ордерной системы как средство художественной выразительности служит человеку с момента возникновения ордера и по сей день, и только коренные изменения строительного производства, переход от ручного труда к индустриальному лишил ордер его значения

• удачно выявленная тектоническая трактовка объема в целом и его ограждающих конструкций в значительной мере определяет облик здания, его пластический образ, массивность или изящество формы.

• Универсальность ордерной системы как средство художественной выразительности служит человеку с момента возникновения ордера и по сей день, и только коренные изменения строительного производства, переход от ручного труда к индустриальному лишил ордер его значения как тектонического и художественного символа

• Стена, которую мы привыкли воспринимать как преграду между высшим и внутренним пространством и опору для перекрытий, превратилась в сплошное остекление, не разделяющее, а зрительно соединяющее оба пространства.

Тектонический смысл стены как преграды и несущей опоры изменился (рис. 42). Стена «дематериализуется» .

• Возможности современной техники привели к появлению сооружений, в которых нарушены веками установившиеся представления о тектонике.

Тектоника • удачно выявленная тектоническая трактовка объема в целом и его ограждающих конструкций в значительной мере определяет облик здания, его пластический образ, массивность или изящество формы.

Упражнения студентов на тектонику

Упражнения студентов на тектонику

Упражнения студентов на тектонику моста

Упражнения студентов на тектонику

Тектоническое мышление С. Калатравы

«Дематериализация» стены

Творчество С. Калатравы

Роджерс. Аэропорт в Барселоне.

Тектоника

ТЕКТОНИКА (греч. tektonike — «строение, искусство построения«, от techne — «ремесло, делание«) — качество формы, определяемое отражением на ее поверхности внутренней конструкции (функциональной структуры).

Тектоничность — формальное качество, оно обусловлено мерой выражения, ясностью конструктивных членений, подразделений частей, отношений их величин. Тектоничность является эстетическим качеством формы, выражает ясность, прочность, устойчивость, поэтому эмоционально оценивается положительно.

Качества тектоничности присущи произведениям разных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства. Близко понятию «конструктивность». В отличие от эстетического качества тектоничности архитектоничность выражает художественно-образную (смысловую) целостность формы — композиционность, достигаемую дополнительными приемами артикуляции, акцентации, выявления пластических связей целого и детали, главного и второстепенного, центра и периферии, верха и низа, правой и левой сторон, массы и объема, плоскости и пространства.

Исторически смысловые нюансы этих терминов менялись. В архаической Греции понятие строительной деятельности (греч. tektainomai

— «строить, возводить«) сближали с понятием плотничества (греч. demo — «строю из дерева«). При переходе к строительству из камня в дорийскую эпоху формировалась определенная эстетика, основанная на технологии правильно отесанных каменных блоков — квадров. Кирпичная стена создает ощущение нерасчлененной массы; здание, сложенное из квадров, — логичного расчленения и соединения. Кирпич имеет меньшее тектоническое и композиционное значение, чем камень, отесанный в виде куба или параллелепипеда.

Древнегреческая архитектура классической эпохи «основана на квадре… Для греков важен принцип расчленения… Правильный, геометрической формы квадр есть последняя неделимая частица кладки, ее атом в греческом понимании этого слова, при этом атом в архитектурно-художественном смысле, как элемент архитектурной композиции«.

Позднее римляне утратили качества тектоничности архитектуры, поскольку вместо правильной кладки использовали сочетания кирпича, бетона и забутовки щебнем. На тектонических закономерностях формообразования основан художественный троп в искусстве архитектуры — ордер.

В Средневековье каждая специализация строительного искусства имела собственное наименование: каменотес (ср.-лат. latomus), каменщик, или «кладчик стен» (ср.-лат. murator), плотник (лат. carpentarius).

В современной теории архитектурной композиции выделяют два основных способа формообразования: тектонический, при котором сооружение складывается из ясно определенных частей, и стереотомический, при котором здание как бы вынимается, «вырезается» (греч. stereos — «объемный, твердый» и tome — «рассечение, разрезание

«) из окружающего пространства. Первый способ иначе называют формосложением (в нем первичным является объем, а результатом — организация пространства), второй способ — формовычитанием (в нем первичным является пространство, а следствием формообразования — объем).

В древнегреческой архитектуре наиболее последовательное воплощение получил тектонический способ формосложения, обеспечивший качества скульптурности архитектуры и, соответственно, наилучшие условия для целостности архитектурно-скульптурной композиции.

Стереотомический способ формовычитания получил развитие в средневековой романской, готической и мусульманской архитектуре, он отличается живописностью, пластичностью и создает наилучшие условия для взаимодействия архитектуры, монументальной росписи, орнаментальной резьбы, мозаик и цветных витражей.

Х. Вёльфлин в своем классическом труде весьма точно анализирует смену способов формообразования, затрагивающих все виды искусства, на протяжении одной эпохи — Итальянского Возрождения. Известно, что художники флорентийской школы отличались от других осязательным чувством формы (что связано с понятием скульптурности). Однако в ранний период (кватроченто), как это убедительно показывает Вёльфлин на примере композиции надгробия кардинала Португальского в церкви Сан Миньято аль Монте, доминирует живописное и пластическое начало. Об этом свидетельствует и богатая роспись всех частей архитектурно-скульптурной композиции, и несвязанность скульптур с архитектоническими обрамлениями. «Связь фигур и архитектуры, — писал Вёльфлин о композиции надгробия, — производит на нас впечатление случайного… Возьмем фигуры коленопреклоненных ангелов. В них нет вовсе или есть очень незначительная тектоническая связь. Их манера одной ногой стоять на вершине пилястра, другую же держать свободно в воздухе недопустима для вкуса позднейшего времени, а еще более недопустимо перерезывание профилей рамы отодвинутой назад ногой и отсутствие органической связи фигур со стенной плоскостью. Точно так же бесформенно и бессвязно витают в пространстве и верхние ангелы…«.

В начале XVI в. в искусстве римского классицизма начинает доминировать не живописное, а тектоническое начало формообразования в архитектуре, скульптуре и живописи. Рафаэль, великий мастер композиции, в ватиканской фреске «Парнас» еще допускает неловкость, смешивая планы фигур и обрамления, но в других произведениях ватиканских станц:»Афинской школе»,»Изгнании Гелиодора», «Мессе в Больсене» — демонстрирует совершенство архитектонического метода.

Эволюция индивидуального стиля Микеланжело показывает обратное развитие: от тектоничности ранних произведений, в которых он пользовался способом формосложения, к атектонической живописности поздних скульптур, в которых явственен способ формовычитания объема из окружающего пространства. Создавая своих «рабов» и «атлантов«, художник как бы вынимает объем из массы каменного блока, обводя его многократными контурами, чем добивается ощущения вибрации пространства, трепещущей пластичности. Это апогей живописности в скульптуре. Те же качества свойственны живописи и архитектуре стиля Барокко. Подобные колебания между полюсами тектоничности и пластичности свойственны в целом эволюции художественных стилей мирового искусства.

Тектоничность-атектоничность (замкнутая и открытая форма) в искусстве


На этот раз я попытаюсь проиллюстрировать следующую пару понятий, рассмотренную Генрихом Вёльфлином, а именно «тектоничность-атектоничность», которую также можно назвать парой замкнутой и открытой формы.

«»Замкнутым» мы называем изображение, которое с помощью большего или меньшего количества тектонических средств превращает картину в явление, ограниченное в себе самом, во всех своих частях объясняющееся собою самим, тогда как стиль открытой формы, наоборот, всюду выводит глаз за пределы картины, желает показаться безграничным, хотя в нем всегда содержится скрытое ограничение, которое одно только и обуславливает возможность замкнутости( законченности) в эстетическом смысле»

Живопись

«Классическое искусство есть искусство отчетливо выраженных горизонталей и вертикалей. Наглядность этих моментов доводится до высшей ясности и остроты. Идет ли речь о портрете или о фигуре, о жанровой сцене или о пейзаже, в картине всегда господствует противоположность отвесных и горизонтальных направлений. Чистая первичная форма является мерилом всех отклонений.

Липпи, фра Филиппо «Благовещение»

В противоположность этому, барокко склонен если и не вовсе вытеснить названные моменты, то все же затушевать их противоположность. Слишком ясное просвечивание тектонического остова ощущается им как окаменение и как противоречие идее живой действительности.»

Караваджо, Микеланджело Меризи де «Благовещение»

«Чистые красочные контрасты появляются одновременно с чистыми контрастами направлений. Дополнительные краски, взаимно усиливающие друг друга и дающие картине прочную колористическую основу, вырабатываются лишь постепенно, параллельно процессу закрепления тектонической линейной схемы.
 
Пинтуриккио, Бернардино «Поклонение пастухов и шествие волхов»

С началом барокко и здесь сила непосредственных контрастов падает. Чистые красочные контрасты, конечно, встречаются, но картина на них не строится.»

Маттис, Паоло де «Поклонение пастухов»

«Части картины располагаются в XVI веке около средней оси или же, где ее нет, таким образом, чтобы между половинами картины существовало совершенное равновесие, которое хотя и не всегда поддается точному определению, все же очень явственно чувствуется при сопоставлении с более свободным распределением частей 

Карруччи, Якопо «Ужин в Эммаусе»

на картинах XVII века. Барокко же сознательно подчеркивает одну сторону и создает таким образом отношение неустойчивого равновесия,-совершенная неуравновешенность недопустима в искусстве…Что же касается проведения средней оси, то изобразительное искусство барокко питает к ней самое решительное отвращение. Чистая симметрия исчезает или же делается незаметной при помощи всякого рода нарушений равновесия.»

Караваджо, Микеланджело Меризи де «Ужин в Эммаусе»


«Классическую картину можно узнать издали по равномерному распределению на плоскости световых пятен.
 
Лотто, Лоренцо «Сусанна и старцы»

У барокко расчет другой. Не вызывая впечатления расстройства, он освещает одну лишь сторону картины, внося в нее таким образом живое напряжение. «
Рембрандт, Харменс ван Рейн «Сусанна и старцы»

«При заполнении картины для XVI века было естественно придерживаться данной плоскости…содержание распределяется в пределах площади картины таким образом, что кажется, будто оно определено ею. Края и углы ощущаются как нечто обязательное и находят отзвук в композиции.


Вазари, Джорджо «Юдифь»

В XVII веке заполнение отрешается от рамы. Делается все для того, чтобы избежать впечатления, будто данная композиция придумана специально для данной плоскости. Хотя скрытое соответствие, естественно, продолжает давать себя знать, целое все больше стремится к тому, чтобы выглядеть как случайный отрезок видимого мира.» 


Джентилески, Артемизия «Юдифь со своей служанкой»

«Всем пейзажам XVI века свойственна прямолинейная композиция, в которой, при всей ее «естественности», отчетливо чувствуется внутреннее родство с архитектурными произведениями. Устойчивое равновесие масс, спокойная заполненность плоскостей довершают впечатление.»

Блесс, Херри Мет де «Пейзаж со сценой бегства в Египет»


«Позднейшие пейзажи никогда не дают такого впечатления. Формы на них не связаны с рамой, отрезок картины кажется случайным, и система осей не подчеркнута.»

Рейсдаль, Якоб ван «Порыв ветра»

«Стиль замкнутой формы есть архитектурный стиль. Влечение к изначальным направлениям: вертикальному и горизонтальному, связывается с потребностью в границе, порядке, законе. Никогда симметрия человеческой фигуры не чувствовалась сильнее, никогда противоположность горизонтальных и вертикальных направлений и законченная пропорциональность не ощущались острее, чем тогда. Всюду стиль стремится изобразить незыблемые, пребывающие элементы формы.»

Бартоломео, Фра «Мистическое обручение святой Екатерины в присутствии святых»

«Для атектонического стиля интерес к архитектурности и внутренней замкнутости отступает на второй план…Самым существенным в форме  является не схема, но дыхание, расплавляющее окаменелость и сообщающее всей картине движение. Классический стиль создает ценности бытия, барокко- ценности изменения.»

Веронезе, Паоло «Обручение святой Екатерины Александрийской»

Скульптура

«Нет такой свободно стоящей фигуры, которая не имела бы корней в архитектуре. Постамент, отношение к стене,ориентировка в пространстве- все это архитектонические моменты. Здесь происходит нечто подобное тому, что мы наблюдали по поводу зависимости между заполнением картины и ее рамой: после некоторого периода взаимной согласованности

Донателло «Святой Марк»

элементы эти начинают чуждаться друг друга. Фигура отрешается от ниши, она не хочет больше признавать связующей силы стены, которая составляла ее фон, и чем меньше чувствуются в ней тектонические оси, тем сильнее порывается всякое родство с архитектурной основой.»

Бернини, Джованни Лоренцо, скульптура в церкви Санта Мария дель Пополо

«Полное внедрение классической фигуры в плоскость тоже можно рассматривать как тектонический мотив:

 «Полигимния», римская копия несохранившейся эллинистической статуи 

в свою очередь, барочный поворот фигуры, отрывающий ее от плоскости, отвечает требованиям атектонического вкуса.»

Пароди, Филиппо «Клития»

Архитектура
«Зодчество в основе своей тектонично, и только декорация по-видимому может позволить себе большую свободу»

«Тектонический стиль есть прежде всего стиль строгого порядка и ясной закономерности. Жизненным нервом всякого впечатления здесь является необходимость слаженности, невозможность что-либо переместить.»

Палаццо Тьер Бонин-Лонгер, Виченца

«Атектонический стиль, напротив,- стиль более или менее прикрытой закономерности и свободного порядка…Здесь искусство тешится иллюзией беспорядка. Только иллюзией, потому что в эстетическом смысле форма, разумеется, необходима во всяком искусстве; но барокко любит прятать правила, ломает обрамление и нарушает пропорции, вносит диссонанс и охотно прибегает к декоративности, не останавливаясь даже перед впечатлением случайности.»

Палаццо Пезаро, Венеция

«Далее- к тектоническому стилю принадлежит все, что действует в смысле ограничения и насыщенности,

Монетный двор, Париж

между тем как атектонический стиль раскрывает замкнутую форму,т.е. обращает насыщенную пропорцию в менее насыщенную; ограниченный образ заменяется неограниченным, отделанный- мнимо недоделанным.»

Палаццо Подеста, Генуя

«С этим связывается, в-третьих, превращение застывшей формы

Кафедральный собор Палермо


в форму текучую. ..по сравнению с элементарными проявлениями архитектуры подлинно тектонической, мы находим здесь такое богатство и такую подвижность формообразования, что снова возникает желание обратиться к аналогии с органической и неорганической природой.»

 Церковь Богоматери Христа, Палермо


«…красота Браманте есть красота явно выраженной закономерности,

Браманте, Донато, Сант Амброджо, Милан


а красота Бернини- красота закономерности в известной степени замаскированной…барокко не ставит на место упорядоченного беспорядочное, но превращает впечатление строгой связанности во впечатление более свободного построения. Атектоничность постоянно считается с традицией тектоничности.»

Бернини, Джованни Лоренцо, колоннада у собора Святого Петра, Рим


«Более существенные сдвиги происходят в области пропорциональности. Классический ренессанс оперировал проникающими все произведение соотношениями, так что одна и та же пропорция в различных видоизменениях повторяется всюду; это касается как планиметрических, так и стереометрических пропорций. Вот почему все у него так хорошо «сидит».»

Санта Мария деи Мираколе, Венеция

Барокко избегает этой ясной пропорциональности и с помощью глубже запрятанной гармонии частей стремится преодолеть впечатление совершенной законченности. В самих же пропорциях напряжение и неутоленность вытесняют уравновешенность и спокойствие.»

Сант Андреа аль Квиринале, Рим

Архитектоника — это… Что такое Архитектоника?

Архитекто́ника (от др.-греч. ἀρχιτεκτονική — строительное искусство) — построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причём в применении не только к произведению в целом, но и к отдельным его элементам: композиция образа, сюжета, строфы и т. п. Близкородственным, хотя и более узким понятием в применении к искусству является также термин тектоника.

Краткое описание

Термин архитектоника состоит из двух слов греческого происхождения: др.-греч. ἀρχι (archi) — главный и др. -греч. τεκτον (tektos) — строить, возводить, что в прямом переводе означает «главное устроение» (или основное строение). Это слово является абсолютно однокоренным со словами: архитектор (по древне-русски это слово вообще звучало как архитектонъ, главный строитель)[1] и архитектура (основа строения). В отличие от двух упомянутых терминов, архитектоника — обозначает главный (основной) принцип построения и общую систему связей между отдельными частями композиции художественного целого.

Например, в архитектуре (как прародительнице этого термина) архитектоника является важнейшим свойством общей композиционности строения, зримым образом показывающее удельный вес и назначение основных конструктивных частей и отдельных материалов, из которых построено каждое конкретное здание. Архитектоника проявляет себя прежде всего через ясно выраженное членение и соотношение частей целого произведения (или строения): как внешних, так и конструктивных.[1]

Именно архитектоника формирует главное впечатление от восприятия объекта (что не теряет своё значение даже в случае объектов живой природы, также имеющих свою видимую архитектонику). Через цельность внешнего образа архитектоника выражает главную композиционную идею (или, иначе говоря, составляет образ объекта). Именно этим архитектоника отличается от тектоники, представляющей собой только эстетическое воплощение несущей формы конструкции и материала.

Аналогичное значение имеют эти понятия также в живописи, графике, скульптуре и литературе.

В применении к литературному творчеству понятие архитектоники объединяет в себе соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п.

Приёмы архитектоники составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому они изменяются в связи с социально-экономической жизнью данного общества, с появлением на исторической сцене новых классов и групп. Если взять, например, романы Тургенева, то мы найдём в них последовательность в изложении событий, плавность в ходе повествования, установку на гармоническую стройность целого, важную композиционную роль пейзажа. Эти черты легко объясняются как бытом поместья, так и психикой его обитателей. Романы Достоевского строятся по совершенно иным законам: действие начинается с середины, повествование течёт быстро, скачками, замечается также внешняя несоразмерность частей. Эти свойства архитектоники точно так же определяются особенностями изображаемой среды — столичного мещанства. В пределах одного и того же литературного стиля приёмы архитектоники изменяются в зависимости от художественного жанра (роман, повесть, рассказ, поэма, драматическое произведение, лирическое стихотворение). Каждый жанр характеризуется рядом специфических признаков, требующих своеобразной композиции.

Ссылки

Примечания

  1. 1 2 Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. — СПб.: Икар, 1993. — С. 25.

10 Основы композиции — СтудИзба

Основы композиции.

Мы рассмотрели ранее инженерно-психологический и эргономический этапы художественного конструирования (ХК) объекта.

Мы установили , что ЭА и О конструкций тесно связаны с эстетическим анализом.

Здесь следует отметить : эстетический этап ХК объекта может (и должен) выполняться только квалифицированным дизайнером!

Эстетическим анализ можно выполнить лишь после серьёзного изучения объекта анализа и определения всех его утилитарных качеств и особенностей.

Эстетическим анализ требует знания основ теории композиции , тенденций развития объектов данного вида , особенностей восприятия цвета , наличие чувства материала и стиля , профессионального художественного вкуса и т. д.

Принципы “нравится – не нравится” , ”красиво – не красиво” – неприемлемы.

В общем смысле эстетическим анализ позволяет для конкретного объекта выявить :

—    объёмно-пространственную структуру ;

Рекомендуемые файлы

—    тектонику ;

—    гармоничность формы ;

—    цветовое решение

Далее , мы вначале рассмотрим основы композиции.

Прежде отметим , – всё , что мы будем говорить далее относится к понятию “техническая форма” , т.е. применительно к объектам утилитарного назначения : производственно-технического и бытового.

В отличие от понятия “декоративная форма” , которая относится к объектам исключительно или преимущественно декоративного назначения.

Итак , композиция (лат. Compositio – составление , расположение , сочинение) – структура , взаимосвязь важнейших элементов объекта , которыми определяется его смысл , выражается замысел.

В основе композиции технического объекта лежит выбор элементов (или их группы) соподчинённости этих элементов.

В качестве элементов выделяют геометрические , светотеневые или цветовые свойства формы объекта.

Композиция характеризуется –

—    категориями ,

—    свойствами и качествами ,

—    средствами.

Перечислим :

I.                   Общие категории : тектоника и объёмно-пространственная структура объекта.

II.                Свойства и качества :

A.               гармоническая целостность формы ;

B.               соподчинённость ;

C.               композиционное равновесие ;

D.               симметрия , асимметрия и их сочетание ;

E.                динамичность и статичность формы ;

F.                единство характера формы.

III.             Средства композиции :

A.               определяющий композиционный приём ;

B.               пропорции и масштаб ;

C.               контраст и нюанс ;

D.               метр и ритм ;

E.                тени и пластика.

Число сочетаний множества композиционных факторов очень велико :

например , взяв только 6 основных свойств и качеств композиции , мы получим –

Поэтому знание категорий , свойств , качеств и средств композиции позволяет выбрать рациональные приёмы и методы работы над композицией объекта.

Рассмотрим основные категории композиции и их взаимосвязь.

Тектоника есть зримое отражение работы конструкции и материала в форме.

В тектонике выражается связь формы и содержания изделия.

Например , литая конструкция имеет такую форму , чтобы однозначно было видно – это литьё , а не сварная или какая-либо иная конструкция.

Поэтому говорят о тектонике “литой формы” , о тектонике “штампованных несущих элементов” , о тектонике “пластмассовых конструкций” и т.д.

Т.к. конкретный материал конструкции предопределяет композицию всякого изделия , то тектоника – одна из основных категорий.

Понятие “тектоника” неразрывно связывает две важнейшие характеристики объекта –

—    его конструктивную основу (материал) ;

—    и форму во всех её проявлениях (в целом и частном).

Конструктивная основа , кроме материала включает силовых элементов конструкции , характер распределения усилий (силовые потоки) , соотношение масс и т.п. Форма должна четко отражать всё это.

Объёмно-пространственная структура.

Всякая форма обладает двумя свойствами : она материальна и пространственна.

Материальная форма – это объём , ограничивающий часть пространства определённых размеров и конфигурации.

Объём и пространство – равноправные элементы композиции.

Объёмно-пространственная определяет характер взаимодействия объёма с пространством.

Можно сказать , что –

—          с одной стороны – объём должен выражать внутренние закономерности , свойственные объекту , отражать его функционально-конструктивную основу ;

—          а с другой – в определённой закономерности развиваться в пространстве , в идеале – таким образом , чтобы видя форму изделия в одной проекции , можно было представить , как она выглядит в других.

Основные категории композиции тесно взаимосвязаны :

материал « тектоника  « ОПС

Нарушение тектоники – ложное отражение работы конструктивной основы , нарушает органическую связь элементов ОПС объекта , и наоборот.

Такие нарушения возникают , когда (инженер-конструктор) рассматривает форму только от её технической основы – как бы “изнутри” или (оформитель) – только “снаружи”.

Дизайнер идёт к форме одновременно “изнутри” и “снаружи” – в итоге создаёт целостное , гармоничное изделие.

Пример : мост однопролётный                                        балка

 

мост многопролётный º неразрезная балка

 

Рекомендация для Вас — 22 Игры без седловых точек.

 

Категории композиции. Тектоника и объемно-пространственное решение

Однако может  возникнуть вопрос: какое отношение  все это имеет к тектонике  машины, прибора, многих видов оборудования. Самое непосредственное. Если форма  воспринимается мятой, неряшливой, если четкость линий отсутствует, это значит, что нарушена и тектоника. И не случайно, например, многие фирмы, работающие с конструкциями из листовой стали, тщательным образом организуют конструктивное взаимодействие всех элементов. Это означает, прежде всего, организацию «посадочных мест» для каждого из них. Регистрирующие взаимоположение детали (бортики, специальные подштамповки, разного рода отгибы) делают всю конструктивную систему и более прочной, и визуально четкой. Как видим, понятие «технологичность изделия» имеет самое непосредственное отношение к тектоничности. Поэтому тектоника одновременно информирует нас также о многих особенностях конструкции и технологии.

Итак, о каких  бы объектах техники ни шла речь, тектоника может трактоваться как  зримое отражение в форме изделия работы конструкции и организации материала. Именно в силу значимости тектоники она и выступает как основная, важнейшая категория композиции.

 

 

Взаимосвязь тектоники и объёмно-пространственной структуры.

 

В мире реальных объектов архитектор, конструктор, дизайнер всегда сталкиваются с проблемой выявления взаимоотношений тектоники и ОПС — пространственного выражения работы конкретных материалов и конструкций. Ведь только реальный материал (металл, пластмасса, дерево, бетон и т. п.), равно как и его конструктивная организация дают со всей полнотой почувствовать тектонику формы. Следовательно, отношения материал-пространство несут в себе тектонические характеристики, а отношения объем-пространство дают представление о характере объемно-пространственной структуры.

Нередко связи  этих двух начал упускают из виду, не осмысливают в ходе конструирования  и работы над формой. Чрезмерные, взятые на глазок и с солидным запасом  прочности сечения элементов  конструкции, особенно открытых структур разного рода промышленных установок, резко снижают эстетический уровень этих изделий. Конструкция должна работать. Слабо загруженная, она теряет свое тектоническое звучание, а следовательно, и свою эстетическую выразительность.

Инженерное  совершенство конструкции — важнейшая предпосылка и тектонического совершенства объекта, и высокой степени организации объемно-пространственной структуры.

Тектоника и  объемно-пространственная структура  являются действительно важнейшими, определяющими композицию началами. Эти категории связаны с глубинными техническими основами любого изделия — достичь высокого уровня композиции невозможно, не вникнув в сущность конструкции.

Однако не следует  трактовать тектонику упрощенно, считая, что техническая структура должна сама собою проступать на теле изделия. Вспомним о проявлениях тектоники в природных образованиях: они дают нам наглядные уроки того, как по-разному, но всякий раз закономерно выражается «конструкция» в форме и каковы отношения этих начал. Скелет живого организма, например, не выпирает сквозь облегающие его мышцы, хотя мы прекрасно ощущаем как в целом, так и в любом «узле» связи формы с «конструкцией». Оплывшее жиром тело, увы, нетектоничная форма: характер связей перестает ощущаться. У различных деревьев в зависимости от того, как они противостоят ветровым нагрузкам, различны отношения кроны к стволу, характер корневой системы, структура древесины (в одних случаях вязкая и плотная, в других — гибкая прямослойная). С полным основанием можно говорить о тектонике тонкой корабельной сосны с ее высоким стволом, лишенным ветвей и благодаря его гибкости противостоящим ветру, или о тектонике мощного, кряжистого дуба с толстым стволом и сильными ветвями, низко нависающими над землей и развивающими в пространстве всю его могучую «конструкцию».Многие машины в различных областях техники представляют собой сложные объемно-пространственные структуры. Здесь зримо взаимодействуют подчас целые автономные подсистемы элементов, которые вместе образуют единую, «на виду» работающую систему. Любопытно, что именно подобные машины пока еще у нас меньше охвачены художественным конструированием, чем, например, металлорежущие станки, автомобили или приборные комплексы. Только ли в особенностях организации служб дизайна здесь дело. Не только в этом. Эстетическая неосвоенность многих объектов техники связана с особой сложностью, которую они представляют для дизайнера. Эта сложность объясняется, в сущности, тем, что очень непросто найти нужные связи между тектоникой и ОПС. Значительно легче, привычнее работать, например, над металлорежущими станками или даже сложными пультами управления: здесь сформировались свои приемы и легче найти связи между тектоникой и ОПС. Работа над композицией таких объектов уже стала освоенным делом. Не станем утверждать, что в этих случаях нет своей сложной дизайнерской специфики. Так, эргономическая основа приборного комплекса — далеко не элементарная для дизайнера задача, и все же эстетическое освоение таких объектов, как буровая техника или землечерпательные снаряды, драглайны или зернопогрузчики, трубоукладчики или криогенное оборудование, множество машин для химической индустрии, — значительно сложнее в композиционном отношении. Здесь все, как говорится, на «чуть-чуть» — сложно и с трудом организуется в эстетически полноценную форму, не все так эффектно, как проектирование автомобилей, но это всякий раз свои интереснейшие дизайнерские задачи. Они требуют особенно четких контактов с конструкторами, которые, к сожалению, сегодня еще в ряде случаев без помощи дизайнера формируют парк многих машин. Здесь необходимо предельно четкое выражение тектоники работающего механизма, ясное визуальное различение несущей основы машины и всего того, что она несет. Ведь и у таких машин немало закрытых кожухами объемов, и важно, чтобы они не дезинформировали зрителя о характере работы других элементов. Здесь необходимо, чтобы отдельные автономные подсистемы читались, чему способствует во многих случаях цветовое решение. Дизайнерская мысль в ряде областей техники, пока мало освоенных эстетически, может активно способствовать снижению металлоемкости многих объектов. Сегодня, когда так остро стоит вопрос об экономии металла, казалось бы, сугубо теоретическая проблема взаимосвязи тектоники и ОПС оборачивается своей практической стороной. В органичности связей между этими важнейшими категориями композиции в конечном счете проявляется интегральный характер рациональности всей конструкции машины. Лучшие дизайнерские решения свидетельствуют о том, что здесь действует следующее правило: чем меньшим количеством металла удается обеспечить работу конкретной конструкции, тем больше оснований считать ее и эстетически совершенной. В этой формуле находит выражение и органичная связь тектоники с объемно-пространственной структурой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Средства композиционного  формообразования — приемы и методы, соотносимые с задачей привнесения человеческой меры в объекты, достижения гармонии структурных связей между человеком и вещью, оборудованием, сооружениями и предметно — пространственной средой в целом.

Главное в композиции — решение задач, связанных с  соподчинением как соразмерностью и согласованностью пространства, массы  и светового потока отдельных  элементов композиционной структуры. С помощью этих основных категорий теории композиции организованные пространства, массы конструкций и материала и их световые характеристики объединяются в единое целое. Используя средства композиции мы и создаем не только функционирующий архитектурный или дизайнерский объект, но и его художественный образ.

За каждой из этих категорий стоят конкретные средства композиции. За соподчиненностью — выявление характера объемно — пространственной структуры и тектонических  отношений ; за соразмерностью — нахождение необходимых пропорций, метроритмических, масштабных и других характеристик реальных архитектурных и дизайнерских структур, способствующих ( так же как и в случае с соподчиненностью ) оптимальной организации форм, в том числе с точки зрения их гармонизации, за согласованностью — уточнение пластических характеристик этих форм с учетом свето — цветовой среды и условий восприятия объекта или комплекса.

При всей важности правильного использования средств  композиции, связанных с категориями  соразмерности и согласованности, особое внимание должно быть обращено на такие ее средства, как объёмно — пространственная структура и тектоника, поскольку именно они прежде всего связаны с особенностями архитектурного и дизайнерского творчества.

У разных людей  существует различное представление  о пространстве, разное к нему отношение. По традиции дизайнер и архитектор заботятся главным образом лишь о визуальной организации того, что видно в соору жении, но при этом не всегда учитывают, что каждый потребитель имеет собственное, воспитанное с детства, отношение к пространству, и их восприятие композиции различно. Момент учета «человеческого фактора» здесь очень важен, так как данное конкретное пространство всегда предназначено для конкретных людей, конкретного региона, для конкретного времени, что и отражается на формообразовании как единичного объекта, так и их комплексов.

И в отдельных  сооружениях, и в комплексах всегда между собой взаимодействуют  внутренние и внешние пространства. Все сложные архитектурные структуры, например, есть лишь производные, рождающиеся в процессе последовательного развития этого исходного единства.

Поскольку возникают  разномасштабные структуры, возникает  и иерархия отдельных элементов  внутри этих структур. Наиболее важные в социально — функциональном отношении  участки пространства осмысливаются как «главные места событий», становятся главным элементом всей композиции. Называя этот элемент «святилищем», Л. Кан отмечал, что обслуживающие и обслуживаемые пространства должны быть разделены, и что на этом строится объемно — пространственная структура, а в конечном счете — вся композиция.

Другой аспект организуемого пространства связан с человеком : как именно он воспринимает ее визуально. Отмечая важность этой связи, В. Антонов вводит относимые  им к архитектурному языку понятия  «пространственной дистанции» или «характера преодоления пространства». Разные пространства, в зависимости от того, каковы их световые характеристики и как они между собой сочетаются, по — разному и воспринимаются, что имеет огромное значение для выразительности композиционных форм.

Весьма характерным  средством композиции является тектоника  — эстетически осмысленное выражение  работы конструктивной структуры в  пластике «внешней» формы. Для большинства  проектируемых сегодня объектов взаимосвязи конструктивных элементов ( их массы ) и организуемого отведенного им объема или пространства весьма существенны, т. к. составляют основу их выразительности.

Композиция  присуща всем видам искусства. Композиционное начало есть в архитектурных постройках, в музыкальной пьесе, в романе-эпопее и стихотворении, в скульптуре и картине, в театральной постановке и кинофильме. Познав закономерности построения композиции, человек получает ключ к пониманию и анализу произведений различных видов и жанров искусства. Это имеет большое значение для развития образного мышления у человека, подготовки к решению творческих задач, к исследовательской деятельности.

 

 

Список  литературы

  1. Устин Виталий. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве. М.: Астрель, 2007г.
  2. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. М.: Архитектура-С, 2009г.
  3. Рожнова О. И. История журнального дизайна. М.: Университетская книга, 2009 г.
  4. Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники. Книга 1. М.: Архитектура-С, 2006 г.

 


Тест. Композиция товаров. Средства создания композиции

Тесты по эстетике и дизайну товаров, для тестирования знаний по разделу «Композиция товаров. Средства создания композиции». 22 тестовых вопросов — правильные варианты, выделены красным цветом.

1. Термин «композиция» означает:
  • связывание,соединение
  • хаотичное построение
  • цветовое сочетание
  • зеркальное отображение
2. Тектоника представляет собой:
  • цельность
  • зримое отражение в форме изделия конструкции и организации материала
  • взаимодействие всех элементов композиции между собой и пространством
  • соразмерность
3. Основным принципом построения композиции является:
  • цельность
  • зримое отражение в форме изделия конструкции и организации материала
  • взаимодействие всех элементов композиции между собой и с пространством
  • соразмерность
4. В устойчивой композиции:
  • линии взаимодействия составляемых объектов направляются к сюжетно- композиционному центру
  • линии взаимодействия составляемых объектов расходятся от сюжетнокомпозиционного центра
  • основные композиционные линии пересекаются в центре под прямым углом
  • основные композиционные линии пересекаются в центре под острыми углами
5. В закрытой композиции:
  • линии взаимодействия составляемых объектов направляются к сюжетно-композиционному центру
  • линии взаимодействия составляемых объектов расходятся от сюжетно-композиционного центра
  • основные композиционные линии пересекаются в центре под прямым углом
  • основные композиционные линии пересекаются в центре под острыми углами
6. Объемно-пространственная структура представляет собой:
  • цельность
  • зримое отражение в форме изделия конструкции и организации материала
  • взаимодействие всех элементов композиции между собой и с пространством
  • соразмерность
7. Нюанс означает:
  • пропорциональность
  • резко выраженную противоположность
  • разнообразие тонких различий
  • отношение элементов к целому
8. Асимметричные композиции:
  • привлекают внимание п оживляют пространство
  • создают ощущение покоя и порядка
  • позволяют соотнести размеры изделия с параметрами человеческой фигуры
  • придают форме массивность
9. Вертикальные линии:
  • зрительно увеличивают высоту объекта
  • уменьшают высоту объекта
  • не влияют на восприятие
  • утяжеляют объект
10. Пропорции означают:
  • резко выраженную противоположность
  • соразмерность, логичное соотношение размеров и частей между собой
  • разнообразие тонких отношений
  • повтор одинаковых элементов
11. Композиции бывают …
  • закрытые
  • открытые
  • устойчивые
  • неустойчивые
  • закрытые, открытые, устойчивые, неустойчивые
12. Композиции, где линии взаимодействия составляющих элементов направляется к сюжетно-композиционному центру — это …
  • закрытые
  • открытые
  • устойчивые
  • неустойчивые
13. Композиции, где линии расходятся от сюжетно-композиционного центра, отражая связи элементов или объектов это …
  • закрытые
  • открытые
  • устойчивые
  • неустойчивые
14. Композиции, где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в центр — это …
  • открытые
  • закрытые
  • устойчивые
  • неустойчивые
15. Композиции, где композиционные линии взаимодействия объектов или элементов пересекаются под острыми углами
  • открытые
  • закрытые
  • устойчивые
  • неустойчивые
16. При разработке формы и декоративного оформления модели дизайнер использует разные источники, такие, как …
  • образы природы (сочетание цвета, форма, движение)
  • образцы классического декоративного искусства
  • образцы народного творчества, тканей, керамики
  • явления и события действительности
  • образы природы (сочетание цвета, форма, движение), образны классического декоративного искусства, образцы народного творчества, тканей, керамики, явления н события действительности
17. При разработке формы и декоративного оформления модели дизайнер использует разные источники, такие, как …
  • образцы культуры и творчества народов зарубежных стран
  • новые материалы и технологии
  • личные переживания, ощущения художника
  • впечатления от личности и индивидуальности известных людей
  • образцы культуры и творчества народов зарубежных стран, новые материалы и технологии, личные переживания, ощущения художника, впечатления от личности и индивидуальности известных людей
18. Основными категориями композиции являются …
  • тектоника
  • объемно-пространственная структура и тектоника
  • объемно-пространственная структура
19. Важным принципом создания хорошо организованной объемно-пространственной структуры является…
  • разобщенность между отдельными элементами или частями структуры
  • органическое единство между отдельными элементами или частями структуры
20. При разработке композиции рисунка па ткани или тканом изделии дизайнер обязан учитывать пропорции размера рисунка по отношению: …
  • к фигуре человека, в случае если ткань предназначена для изготовления платьево-костюмного ассортимента
  • к параметрам интерьера и мебели для мебельно-декоративных тканей
  • к основному элементу, на котором базируется композиция рисунка, его содержание
  • к фигуре человека, в случае если ткань предназначена для изготовления платьево-костюмного ассортимента, к параметрам интерьера и мебели для мебельно-декоративных тканей, к основному элементу, на котором базируется композиция рисунка, его содержание
21. Масштабные закономерности представляют собой различные формы масштабных связей: …
  • отношение элементов к целому и друг к другу
  • отношение элемента к материально-предметной или природной среде
  • отношение размеров и масштаба элемента к человеку
  • отношение элементов к целому и друг к другу, отношение элемента к материально-предметной или природной среде, отношение размеров н масштаба элемента к человеку
22. Основой для изготовления масштабных и пропорциональных изделий служат …
  • эргономические требования
  • инженерные требования
  • психологические требования

Терри Мэтьюз

Тектоника плит

Земля состоит из нескольких литосферных плит, которые плавают над астеносферой и находятся в постоянном движении. Тектоника плит — это, по сути, изучение движения литосферных плит и последствий этого движения.

Внутренняя часть Земли состоит из разных материалов. Геологи знают состав Земли благодаря изучению сейсмических волн. Состав и плотность материалов на Земле заставляют энергетические волны либо замедляться, либо ускоряться.Измеряя скорость сейсмических волн, ученые могут определить приблизительное местоположение и состав материала на Земле.

Уточнена традиционная модель Земли:

  1. Литосфера: включает кору и верхнюю мантию. Состоит из твердого тела.
  2. Астеносфера: нижняя мантия, состоящая из «пластичного тела», похожего на пластилин.
  3. Наружная сердцевина: жидкость
  4. Внутреннее ядро: цельное

Термин «литосфера» по-гречески означает «слой породы».«Состоящая из коры и самой верхней части мантии, литосфера состоит из холодных, твердых и хрупких материалов. Большинство землетрясений происходит в литосфере.

Поскольку он находится близко к поверхности, как температура, так и давление относительно низкие по сравнению с другими слоями.

В литосфере обнаружены два различных типа материала земной коры:

Континентальная кора Корка более толстая и состоит из легких материалов; как по цвету, так и по плотности.
океаническая кора Корка тонкая и состоит из более плотных материалов.

Мантия и астеносфера

Мантия находится ниже литосферы. Мантия составляет 80% материала Земли и состоит из верхней и нижней мантии. Верхняя мантия колеблется от глубины примерно 100 километров под поверхностью Земли до глубины примерно 670 километров.

Часть верхней мантии на глубине от 100 до 350 километров от поверхности известна как Астеносфера. Астеносфера состоит из полупластичной породы. Поскольку литосфера имеет более низкую плотность, она плавает на поверхности Астеносферы подобно тому, как айсберг или кусок дерева плавают по воде.

Нижняя мантия под Астеносферой более жесткая и менее пластичная.

Наружное и внутреннее ядро ​​

Под мантией находится внешнее ядро.Внешнее ядро ​​состоит из жидкости. Внутри жидкого внешнего ядра находится твердое внутреннее ядро. Считается, что внутреннее ядро ​​состоит из железа и никеля. Внутреннее ядро ​​вращается внутри жидкого внешнего ядра. Он вращается быстрее, чем кора, и считается, что это вращение отвечает за магнитное поле Земли.

В таблице ниже показаны глубины и свойства слоев земли, а также состав этих слоев.

Перейти к «Истории тектоники плит»

Что такое тектоническая плита? [This Dynamic Earth, USGS]

Что такое тектоническая плита? [This Dynamic Earth, USGS]


Что такое тектоническая плита? Тектоническая плита (также называемая литосферной) представляет собой массивную, неправильную форму. фасонная плита из твердой породы, обычно состоящая как из континентальных, так и из океанических литосфера.Размер тарелки может сильно различаться, от нескольких сотен до тысяч. километров в поперечнике; Тихоокеанские и Антарктические плиты — одни из самых больших. Толщина плит также сильно варьируется, от менее 15 км для молодых океаническая литосфера примерно до 200 км или более для древней континентальной литосферы (например, внутренние части Северной и Южной Америки).

Как эти массивные плиты из твердой породы плавают, несмотря на их огромные размеры? масса? Ответ кроется в составе скал.Континентальный разлом состоит из гранитных пород, которые состоят из относительно легких минералы, такие как кварц и полевой шпат. В отличие от этого, океаническая кора состоит из базальтовых пород, которые намного плотнее и тяжелее. Вариации в толщина пластины — естественный способ частичной компенсации дисбаланса по весу и плотности двух типов корки. Потому что континентальный породы намного легче, кора под континентами намного толще (т.к. около 100 км), тогда как земная кора под океаном обычно составляет около Толщина 5 км.Как айсберги, только верхушки которых видны над водой, континенты имеют глубокие «корни», поддерживающие их возвышения.

Большая часть границ между отдельными пластинами не видна, потому что они спрятаны под океанами. Тем не менее, границы океанических плит могут быть точно нанесен на карту из космоса по измерениям со спутников GEOSAT. Возле этих границ сосредоточены землетрясения и вулканическая активность. Тектонические плиты, вероятно, возникли очень рано в 4-х гг.6 миллиардов лет истории, и с тех пор они плывут по поверхности, как медленно движущиеся бамперные автомобили постоянно собираются вместе, а затем расходятся.

Как и многие другие объекты на поверхности Земли, плиты со временем меняются. Те состоящая частично или полностью из океанической литосферы, может погружаться под другую плита, обычно более светлая, в основном континентальная плита, и со временем исчезают полностью. Этот процесс сейчас происходит у берегов Орегона и Вашингтона.Небольшая плита Хуан-де-Фука, остаток ранее гораздо более крупной океанической Фараллонская плита, когда-нибудь будет полностью поглощена, поскольку продолжает тонуть под Североамериканской плитой.

Термоусадочная пластина из фараллона [100 k]
«Исторический перспектива»

URL: https://pubs.usgs.gov/publications/text/tectonic.html
Последнее обновление: 05.05.99
Контакты: [email protected]

тарелок

Пластины

Тектоника плит занимается изучением движения. и деформация земной коры.Этот тип исследования основан на теории о том, что литосфера разделена на семь больших и несколько второстепенных плит. которые все движутся по отношению друг к другу, а также по отношению к исправлены «горячие точки», которые являются областями апвеллинговой мантии материал. Теория тектонических плит пытается объяснить движение земная кора на протяжении геологического времени. Движение коры — движение твердой тело, что объясняет стиль деформации, который мы видим.

Теория тектоники плит основана на нескольких предположениях о тектонических процессах: 1) что новый материал образуется в результате распространения морского дна в середине океана. выступы, которые когда-то образовались, становятся частью пластины, 2) эта площадь поверхности сохраняется, поэтому материал пластины должен быть уничтожен другим 3) движение пластин осуществляется только по границам пластин. (Фаулер, 1990).

Пластины твердые породы, которая, по сути, плавает на поверхности частичного расплава, называемой астеносфера. Плиты составляют литосферу, состоящую из коры (которая является жесткой, крайний слой Земли) и твердая часть верхней мантии. Кора бывает двух основных типов, континентальной и океанической, которые различаются между собой. на основе композиции.

Континентальная кора преимущественно гранитного состава.Это означает, что породы содержат большое количество кварца и полевого шпата, которые называются кислыми. (имеется в виду светлые) минералы. С другой стороны, океаническая кора — это базальтового состава. Базальты содержат такие минералы, как оливин и плагиоклазовый полевой шпат, который называют основными (т. е. темными) минералами. Два разных типа корки также различаются по плотности и толщине. по составу — континентальная кора (средн. плотность = 2,8 г · см -3 ) намного менее плотная, чем океаническая кора (средн.плотность = 3,3 г · см -3 ). Толщина океанической коры составляет 7-10 км, а континентальной — 35-70 км.

Структура земли История тектоники плит Плиты Границы плит Силы в разломах земли Гиперкарта Ресурсы

Пластина тектоника Деятельность

Последнее изменение 14.08.98, автор: Maggi Glasscoe (scignedu @ jpl.nasa.gov)

Газовый состав и тектоническая обстановка | Мир вулканов

Symonds, Rose, Bluth и Gerlach (1994) опубликовали список составов высокотемпературных образцов вулканического газа. У них также есть полный список опубликованных источников высококачественных данных о вулканических газах.

  • Вулканы сходящейся плиты: Этна, гора Св. Елены, Мерапи
  • Вулканы с расходящимися плитами: Эрта Але, Суртсей
  • Горячий вулкан: Килауэа

Равновесные составы, температуры и значения log fO2 вулканических газов при высокой температуре и низком давлении (1 бар).Концентрации указаны в мол.%; log fO2 дан в бревнах.

Этна гавайит Дацит горы Сент-Хеленс Андезит Мерапи Базальт Эрта Але Суртсейский базальт Килауэа вершина базальта Килауэа рифтовая зона базальт

Т (° С)

1075

802

915

1032

1125

1170

1010

logfO2

-9.47

-14,25

-12,49

-10,12

-9.80

-8,38

-10,49

h3O

27,71

91,58

88,87

69,41

81.13

37,09

79,8

h3

0,30

0,85

1,54

1,57

2,80

0,49

0,90

CO2

22.76

6,64

7.07

17,16

9,29

48,90

3,15

CO

0,48

0,06

0,16

0,75

0.69

1,51

0,06

SO2

47,70

0,2089

1,15

9,46

4,12

11,84

14,9

h3S

0.22

0,3553

1,12

1.02

0,89

0,04

0,622

S2

0,76

0,0039

0,08

0,59

0.25

0,02

0,309

HCl

0,59

0,08

0,1

HF

0.04

0,19

COS

0,0008

0,02

0,0013

SO

0.06

h30, CO2 и SO2 являются наиболее распространенными газами во всех пробах.

Второстепенные газы — это h3, h3S, HCl, CO и S2.

Основываясь на элементном составе, вулканы с конвергентными плитами, как правило, имеют более высокий H (отраженный в h3O) и более низкие C и S (CO2 и SO2) по сравнению с вулканами с расходящимися плитами и вулканами с горячими точками (которые имеют высокие относительные C и S и низкие значения C и S). ЧАС).HCl выше на Этне и не соответствует картине, возможно, из-за ее щелочного состава магмы. На это изобилие влияет тектоника плит. Субдуцированная плита вносит h3O и Cl в магмы конвергентных плит. Источники магмы для вулканов с расходящимися плитами и вулканов с горячими точками расположены в мантии и содержат умеренное количество C и S и относительно обеднены h3O и HCl.

Источники информации:

Гиггенбах, В.Ф., и ЛеГерн, Франсуа, 1976, Химия магматических газов из Эрта-Але, Эфиопия: Geochimica et Cosmochimica Acta, т.40, стр. 25-30.

Symonds, Rose, Bluth и Gerlach, 1994, Исследования вулканических газов: методы, результаты и приложения в Carroll, MR, and Holloway, JR, editors, 1994, Volatiles in magmas: Mineralogical Society of America, Reviews in Mineralogy, v. 30, 517 с.

Тектоника плит и геохимический состав песчаников по JSTOR

Абстрактный

Песчаники палеозойских турбидитовых толщ восточной Австралии демонстрируют большие различия в геохимии их основных элементов, что отражает различное происхождение осадочных пород и тектоническую обстановку каждой свиты.На основе объемной композиции различают пять наборов: Тамворт, Хилл Энд, Ходжкинсон, Бендиго и Кукман. Существует тесная корреляция между геохимическим составом песчаников и тектоническими условиями осадочных бассейнов. Природу континентальной окраины и океанических бассейнов можно расшифровать по основному элементному составу песчаников. Наиболее различающими параметрами являются $ Fe_ {2} O_ {3} + MgO \%, TiO_ {2} \%, Al_ {2} O_ {3} / SiO_ {2}, K_ {2} O / Na_ {2}. O $ и $ Al_ {2} O_ {3} / (CaO + Na_ {2} O) $.В целом наблюдается постепенное уменьшение $ Fe_ {2} O_ {3} + MgO, TiO_ {2}, Al_ {2} O_ {3} / SiO_ {2} $ и увеличение $ K_ {2} O / Na_ {2} O $ и $ Al_ {2} O_ {3} / (CaO + Na_ {2} O) $ в песчаниках от океанической островной дуги до континентальной островной дуги до активных континентальных окраин и пассивных окраин. Песчаники океанической островной дуги характеризуются высоким содержанием $ Fe_ {2} O_ {3} + MgO (8-14 \%), TiO_ {2} (0,8-1,4 \%) $ и низким содержанием $ Al_ {2}. Отношения O_ {3} / SiO_ {2} (0,24-0,33) $ и $ K_ {2} O / Na_ {2} O (0,2-0,4) $. Песчаники континентального островодужного типа можно отличить от песчаников океанического островодужного типа по нижним уровням $ Fe_ {2} O_ {3} + MgO (5-8 \%) $ и $ TiO_ {2} (0.5-0,7 \%) $ и выше $ Al_ {2} O_ {3} / SiO_ {2} (0,15-0,22) $ и $ K_ {2} O / Na_ {2} O (0,4-0,8) $. Песчаники типа активной континентальной окраины характеризуются низкими значениями $ Fe_ {2} O_ {3} + MgO (2-5 \%), TiO_ {2} (0,25-0,45 \%) $ и $ K_ {2} O / Na_. {2} Соотношение O \ simeq 1 $. Песчаники пассивного типа обычно обогащены $ SiO_ {2} $ и обеднены $ Na_ {2} O $, CaO и $ TiO_ {2} $, что свидетельствует об их высокой степени переработки и зрелости.

Информация о журнале

Текущие выпуски теперь размещены на веб-сайте Chicago Journals.Прочтите последний выпуск. Один из старейших геологических журналов, The Journal of Geology (JG) с 1893 года продвигает систематические философские и фундаментальные исследования геологии. JG публикует оригинальные исследования по широкому кругу областей геологии, включая геофизику, геохимию, седиментологию, геоморфологию, петрологию, тектонику плит, вулканологию, структурную геологию, минералогию и планетологии. Многие из его статей имеют широкую привлекательность для геологов, представляют актуальные исследования и предлагают новые геологические идеи за счет применения инновационных подходов и методов.

Информация об издателе

С момента своего основания в 1890 году в качестве одного из трех основных подразделений Чикагского университета, University of Chicago Press взяла на себя обязательство распространять стипендии высочайшего стандарта и публиковать серьезные работы, которые способствуют образованию, способствуют общественному пониманию. , и обогатить культурную жизнь. Сегодня Отдел журналов издает более 70 журналов и сериалов в твердом переплете по широкому кругу академических дисциплин, включая социальные науки, гуманитарные науки, образование, биологические и медицинские науки, а также физические науки.

Тектонические плиты и очерки по теории тектоники плит

В течение миллионов лет тектонические плиты определяли изменения физического лица Земли, и они продолжают делать это сегодня. Эти массивные плиты движутся под поверхностью океанов и континентов, вызывая землетрясения, извержения вулканов и поднятия. В этой статье будут обсуждаться состав, движение и история тектонических плит, теория тектоники плит и ее история, а также тектонические плиты, влияющие на поверхность земли сегодня и будут продолжать делать это в будущем.
Земля делится на три основных слоя: ядро, мантию и кору. Ядро далее делится на твердое внутреннее ядро ​​и жидкое внешнее ядро. Этот слой состоит в основном из железа и никеля и очень горячий. Мантия делится на нижнюю и верхнюю и состоит в основном из железа, магния, кремния и кислорода. Самый внешний слой, содержащий все живое на Земле, — это кора. Этот слой богат кислородом и кремнием, а также алюминием, железом, магнием, кальцием, калием и натрием.Между корой и мантией мы находим тектонические плиты. Внешние слои Земли делятся на две категории в зависимости от их физических свойств. Астеносфера — низшая из этих категорий, состоящая из обломочной или текучей мантии. Верхний слой, известный как литосфера, содержит как верхний, жесткий слой мантии, так и кору. Литосфера — это то, что составляет тектонические плиты. Состав этих табличек основан на их расположении. Плиты под поверхностью океана состоят в основном из базальта, в то время как континентальные плиты состоят из таких горных пород, как андезит и гранит.
Принято считать, что поверхность Земли состоит из 12 плит. Большинство этих плит представляют собой комбинацию океанической и континентальной литосферы, в то время как плиты Наска, Тихий океан и плиты Хуан-де-Фука состоят в основном из океанической литосферы. Большая часть континентов …

Плавучесть литосферной мантии: роль тектонической конвергенции и состав мантии

Когда начинается конвергенция литосферы, адвекция вниз холодного литосферного материала создает отрицательную температурную аномалию, которая распространяется вдоль литосферной плиты от осевой плоскости (рис.2) на растущую глубину ниже невозмущенной ЛАБ в зависимости от скорости схождения. Одновременно термодиффузия отвечает за уменьшение этой отрицательной температурной аномалии за счет передачи тепла от астеносферы к погружающейся пластине. Следовательно, адвекция тепла и термодиффузия оказывают противоположное влияние на температурные аномалии и плавучесть. Распространенность каждого из них зависит от скорости конвергенции, состава / возраста литосферной мантии и ее мощности.

Рисунок 3a иллюстрирует вклад адвекции и диффузии в общую плавучесть во времени для средней литосферной мантии протонного типа толщиной 110 км и скоростью конвергенции 40 мм в год −1 .В этом случае (вставка к рис. 3а) плавучесть имеет отрицательный результат с начала конвергенции до 4,0 млн лет эволюции, когда она достигает минимального значения -1,1 TN м -1 (направленная вниз сила), увеличиваясь до нейтральной плавучесть на 9 млн. лет. С этого момента плавучесть увеличивается до максимума +2 TN м -1 на 17 млн ​​лет и снова уменьшается. Эти временные изменения общей плавучести связаны с изменениями температуры и плотности, происходящими вдоль нисходящей плиты (рис.3б, в).

Рисунок 3

Пример выходных данных прогона модели. Протонная литосфера с v = 40 мм / год −1 , при t = 10 млн лет. ( a ) Эволюция различных компонентов Fb за счет адвекции (F a ) и термодиффузии (F d ). На вставке показана вся эволюция Fb до тех пор, пока плита не достигнет дна рамки модели. ( b ) Профиль температуры вдоль плиты (по диагональной пунктирной линии в ( d ) и ( e )).( c ) Профиль плотности по той же линии. Сокращающая легенда в ( b ) соответствует временной легенде в ( c ). ( d ) Распределение температуры с изотермой каждые 200 ° C до температуры лаборатории 1300 ° C. ( e ) Плотность увеличивается (синий) или уменьшается (красный) относительно начального распределения плотности. Интеграл этого изменения плотности на субдуцирующей пластине определяет F b .

Влияние скорости конвергенции и состава мантии

Начальная плавучесть литосферной мантии определяется контрастом плотности поперек LAB \ (({\ Delta {\ rm {\ rho}}}} _ {{\ rm {LAB} }} = {{\ rm {\ rho}}} _ {{\ rm {asth}} ({\ rm {LAB}})} — {{\ rm {\ rho}}} _ {{\ rm {lith }} ({\ rm {LAB}})}) \) при условии, что частные производные P- и T не сильно различаются для разных композиций.Независимо от скорости конвергенции, средний архоноподобный состав (толщина LM 160 км) всегда показывает положительную плавучесть (F b > 0) из-за большого контраста плотности с подлитосферной мантией при данных условиях PT с Δρ LAB = +68 кг м −3 (рис. 4а, таблица 1). Для среднего протоноподобного состава (Δρ LAB = +39 кг м −3 ) с толщиной LM 110 км плавучесть изначально имеет отрицательный тренд (F b <0) для всех скоростей конвергенции, после чего F b тенденции изменяются и имеют тенденцию к положительной плавучести после периода времени, охватывающего от 3 млн лет для v = 80 мм год −1 до 40 млн лет для v = 1 мм год −1 (рис.4б). Более молодой средний тектоноподобный состав (Δρ LAB = +19 кг м −3 ) и толщина LM 80 км демонстрируют тенденции с отрицательной плавучестью более высоких абсолютных значений, чем у Протона, F b <0 всегда (рис. . 4c). В случае океанических обстановок как молодые (30 млн лет), так и старые (120 млн лет) литосферы имеют монотонно убывающую плавучесть (F b <0) независимо от скорости конвергенции (рис. 4d) из-за их изначально более низкой температуры Мохо. и меньший контраст плотности поперек LAB (Δρ LAB = +17 кг м −3 ; Таблица 1).

Рисунок 4

Влияние скорости схождения на общую выталкивающую силу (F b ). Пять типов литосфер: ( a ) Архонт, ( b ) Протон, ( c ) Тектон и ( d ) океаническая 30 (тире) и 120 миллионов лет (сплошная) литосфера.

Изменяющийся тренд общей плавучести, наблюдаемый в литосферах протонного и тектонного типов, связан с низкой скоростью конвергенции, которая позволяет субдуцирующей плите термически повторно уравновеситься с окружающей астеносферой, способствуя тепловой диффузии против адвекции и вызывая плита, чтобы стать более плавучей.Напротив, высокая скорость схождения препятствует термическому повторному уравновешиванию нисходящей плиты, поскольку адвекция преобладает над термической диффузией. F b становится более отрицательным (тяга плиты вниз) для более высоких скоростей схождения. Инициирование отслоения или откатывания плиты должно начинаться во время этой стадии отрицательной плавучести при условии, что величина силы и ее продолжительность достаточны для запуска процесса. Минимальная (наиболее отрицательная) сила для Протонов возникает через 4 млн лет (v = 40 мм год −1 ) и 40 млн лет (v = 1 мм год −1 ) (рис.4б).

Мы исследуем время, необходимое для достижения определенного значения F b , которое вызывает расслоение. Мы принимаем эталонное значение −3 TN м −1 , которое является характерным значением для движущих сил тектоники плит 30,31,32 . На рис. 5 показано время, необходимое для достижения этого значения, как функция контраста плотности в LAB для двух толщин литосферы, 80 км и 160 км. Более толстая литосферная мантия требует меньше времени для достижения эталонной тянущей силы (F b ) и в более широком диапазоне контраста плотности (Δρ LAB ), чем более тонкая.Более быстрая сходимость систематически приводит к более широкому диапазону составов, вызывающему расслоение.

Рисунок 5

Комбинированный эффект контраста плотности и скорости конвергенции. Время, необходимое для достижения плавучести нисходящей литосферы F b, ref = −3 TN м −1 в зависимости от контраста плотности по LAB для скорости конвергенции плит 4, 20 и 80 мм в год −1 . Кривые соответствуют континенту с толщиной литосферы 80 (синий) и 160 км (красный).Диапазоны типов мантии внизу соответствуют различным типам Тектона (8–29 кг м –3 ), Протона (12–61 кг м –3 ) и Архонта (43–93 кг м –3). ) 27 . Контраст плотности океанической литосферной мантии колеблется от 0 до +17 кг м −3 . Стрелки указывают значения контраста плотности, используемые для нашей модели. Заштрихованные области показывают, что значение -3 TN m -1 не достигается. Показаны наблюдения в трех геологических условиях (Альборан 40 , Загрос 41 и Тибет 41 ).Горизонтальные полосы погрешностей (± 5 кг м −3 ) представляют погрешности в среднем составе мантии; вертикальные полосы погрешностей соответствуют неопределенности скорости сходимости.

Наконец, мы выделяем влияние толщины литосферной мантии на общую силу плавучести, мы варьируем этот параметр, сохраняя постоянный средний состав тектонного типа со скоростью конвергенции 40 мм в год −1 . Результаты на дополнительном рис. S2 показывают, что более толстая литосферная мантия приводит к более отрицательной плавучести, сначала достигая -3 TN м -1 .По мере уменьшения толщины литосферной мантии тенденция к положительной плавучести увеличивается. Распределения температуры и плотности аналогичны для трех случаев (тектонный тип), поэтому диффузия плиты происходит с одинаковой скоростью, что приводит к небольшой разнице в силах плавучести (см. Дополнительный рис. S2). Адвективные компоненты различаются больше, так как этот компонент связан с разницей в том, сколько материала адвективно переносится вниз, т.е. более толстая литосферная мантия имеет более отрицательно плавучий адвективный компонент.

Тектоническая значимость

Способность литосферной мантии расслаиваться или отступать определяется ее составом, определяющим контраст плотности относительно подстилающей астеносферы, и скоростью конвергенции. Наше исследование показывает, что океаническая литосфера приобретает отрицательную плавучесть даже при очень низких скоростях конвергенции, и предсказывает постоянно увеличивающееся натяжение плиты во время субдукции океанической плиты пропорционально накопленному сокращению и возрасту плиты. Это согласуется с наблюдением, что плоская океаническая субдукция встречается редко и требует дополнительных кинематических и реологических условий 33 .Это также согласуется с сильной нагрузкой (от 4 до 10 ТН м -1 ), полученной в результате изгиба Тихоокеанской плиты вблизи траншей Тонга и Кермадек, возраст которого составляет 105 млн лет 30 .

Напротив, средняя литосфера архонского типа всегда сохраняет свою положительную плавучесть, тогда как промежуточные составы мантии, соответствующие среднему протонному типу, могут достигать отрицательной плавучести в зависимости от скорости конвергенции и прошедшего времени. При скоростях конвергенции <70 мм / год –1 максимальная амплитуда отрицательной плавучести достигается после укорочения на 80–250 км (рис.4). Это похоже на результаты моделей расслоения литосферного корня во время орогенеза 16 , где был сделан вывод, что литосферные корни (эквивалентные нашей части «субдуцированной плиты») длиной не менее 100–170 км необходимы для создания достаточного отрицательного плавучесть для продолжения отслоения и отслоения.

Представленные результаты основаны на усредненном химическом составе, представляющем пять типов литосферной мантии, и на предположении, что скорость конвергенции и состав постоянны во времени.Состав и плотность мантии на самом деле варьируются в широких пределах даже в пределах данного возраста и условий Р-Т. Положительная плавучесть архонтов не гарантируется для лерцолитовых мантийных составов, как в кратонах Каапваал (Южная Африка) и Алмкловдален (западная Норвегия), плотность которых на 30 кг м тип 27 . Точно так же протоны с гарцбургитовой композицией могут иметь плотность на 32 кг м -3 ниже, чем средний протон, и никогда не будут иметь отрицательной плавучести.Более того, метасоматические процессы могут изменять состав мантии основных элементов, превращая гарцбургит / дунит (более легкий конечный элемент) в лерцолит (более тяжелый конечный элемент) и обратно, изменяя его плавучесть 34 . Скорость сходимости также может меняться со временем, особенно для низких скоростей (v ≤ 20 мм в год –1 ), поскольку они включают длительные процессы (20–150 млн лет) для достижения значительного сокращения. Эти вариации плавучести, вызванные либо латеральными неоднородностями состава, метасоматическими процессами и процессами дифференциации, тектоническими напряжениями в дальней зоне, либо их комбинацией, могут способствовать изостатической дестабилизации кратонов за счет капания и отделения более тяжелых частей мантии, как это может быть в случае западная Гондвана кратон 35 .

Отличным результатом модели является предсказанное изменение плавучести с отрицательной на положительную во времени для континентальной субдукции. Начальный контраст плотности через LAB определяет, как скоро диффузия преодолевает адвекцию, так что промежуточная плотность контрастирует 20 кг м −3 ≤ \ (\ Delta {{\ rm {\ rho}}}} _ {{\ rm {LAB}}} \) ≤ 50 кг м −3 и скорости схождения ≤50 мм год −1 в конечном итоге приводят к изменению плавучести с отрицательной на положительную (рис. 4).Это может способствовать подъему субдуцирующей континентальной литосферы и последующему сплющиванию под доминирующей плитой, вызывая надвиг литосферы, как это предлагается в регионе коллизионных столкновений Индия-Евразия (Рис. 1 и Рис. 6). Согласно сейсмической томографии и моделированию потенциального поля 36,37 , надвиг под западными Гималаями-Тибетом простирается на 200 км за шов, тогда как на востоке конвергенция компенсируется крутой погружающейся плитой. Это двойное поведение совместимо с литосферной мантией протонного типа мощностью 160 км и субдуцированием с высокой скоростью 45 мм / год −1 (рис.5). Очевидно, что наша модель игнорирует другие соответствующие механизмы, такие как вес океанических литосферных плит, подвергшихся субдуцированию перед столкновением, или роль субдукции континентальной коры, и, следовательно, количественные сравнения с реальными сценариями должны проводиться с осторожностью 19,20,24,25, 38,39 .

Рисунок 6

Мультфильм, суммирующий эффект скорости сходимости. ( a ) показан случай с низкой скоростью схождения, которая обеспечивает большую тепловую диффузию, что, в свою очередь, снижает плотность плиты и она становится более плавучей.( b ) показан случай с более высокой скоростью схождения, что позволяет плите оставаться более холодной и плотной, что приводит к более высокой плотности и увеличению отрицательной плавучести.

На рис. 5 также показаны три геологических сценария (Альборан 40 , Загрос 41 и Тибет 41 , представленные на рис. 1), которые можно количественно сравнить с нашим исследованием. Бассейн Альборан представляет собой задуговую установку, характеризующуюся более тонкой литосферной мантией 42 (80 км), подвергающейся субдукции кайнозойской мантии и, возможно, позднемиоценовому расслоению 43 , тогда как Загрос и Тибет находятся в более толстой группе литосферной мантии 37 . (красные линии на рис.5, 160 км). Три региона сгруппированы в левой части графика (низкий \ ({\ Delta {\ rm {\ rho}}} _ {{\ rm {LAB}}} \)). Наша модель предполагает, что для развития отрицательной плавучести при более высоких \ ({\ Delta {\ rm {\ rho}}} _ {{\ rm {LAB}}}} \), как в кратонах, скорость сходимости должна быть выше 80 мм / год −1 или остаются вынужденными в течение десятков миллионов лет, что делает это редким явлением (рис. 6).

Таким образом, результаты показывают, что включение реалистичных значений плотности на основе минералогии в геодинамические модели усиливает непредвиденный контроль над развитием отрицательной плавучести.В то время как присвоение литосфере постоянной или зависящей от температуры более высокой плотности всегда приводит к вытягиванию плиты, учет эффектов состава и давления показывает, что скорость конвергенции плит является ключевой для определения развития отрицательной плавучести, расслоения и субдукции.

Разработанная здесь модель обеспечивает методологическую основу для понимания стабильности литосферы во время сближения тектонических плит и предлагает простое термодинамическое объяснение длительного сохранения более старых континентальных регионов (кратонов) в цикле Вильсона.По мере того как континенты объединялись во время ранней эволюции Земли, их средняя плавучесть относительно астеносферы увеличивалась, что делало их менее склонными к субдукции или расслоению и, следовательно, более стабильными. Однако даже архейские и протерозойские литосферные плиты сохраняют шанс быть переработанными в мантию, если они будут вынуждены опускаться из-за достаточно быстрой конвергенции плит, в зависимости от географической конфигурации тектонических плит.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *