Угол подъема: Угол подъёма — это… Что такое Угол подъёма? – Уклон (геодезия) — Википедия

Уклон (геодезия) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Уклон. Уклон поверхности равен тангенсу угла α, tgα = h/l — отношение перпендикуляра, опущенного из точки поверхности на прямую поверхность, к длине прямой поверхности от начала склона (при вершине угла α) до перпендикуляра Дорожный знак 1.14 «Крутой подъём»

Укло́н (в геодезии) — показатель крутизны склона; отношение линии на местности к проекции этой линии на горизонтальную плоскость. Иными словами, величина уклона равна тангенсу угла между величиной подъёма склона и горизонталью (тангенсу угла наклона).

Например, подъёму 12 метров на 100 метров перемещения по горизонтали соответствует уклон, равный 0,12 (12 % или 120 ‰)[1][2][3][4].

При чтении нотации знак «%» произносится «сотых», а «‰» — «тысячных».

Уклон указывают на дорожных знаках 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъём»[5].

На топографическом плане (карте) уклон можно определить по графику заложений уклонов.

  1. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров.
    Технический железнодорожный словарь. — Москва: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941. — 608 с.
  2. Александр Михайлович Прохоров. Большой энциклопедический словарь. — Научное изд-во "Большая Российская энциклопедия", 2000. — 1456 с.
  3. Алексей Владимирович Скворцов, Павел Иванович Поспелов, Андрей Александрович Котов. Геоинформатика в дорожной отрасли. — Алексей Владимирович Скворцов, 2005-07-05. — С. 129. — 252 с.
  4. С. К. Боголюбов. Черчение. — Рипол Классик. — С. 41. — 339 с. — ISBN 9785458308199.
  5. Р. Мубаракшин. Знаете ли вы дорожные знаки? Все про дорожные знаки и разметку. Редакция 2019 года. — Litres, 2018-10-01. — С. 9. — 99 с. — ISBN 9785457656154.

Калькулятор уклонов - посчитать онлайн

Чтобы посчитать уклон кровли, крыши, трубопровода, пандуса, лестницы, дороги, реки и т.п. воспользуйтесь нашим очень удобным онлайн калькулятором:

Онлайн калькулятор

Уклон

Посчитать уклон

Посчитать превышение

Посчитать расстояние

Просто введите значения и выберите единицы измерения уклона.

Теория

Как посчитать уклон

Для того чтобы посчитать уклон вам, для начала, необходимо знать расстояние (L) и превышение (h). Далее следуйте формулам:

В процентах:

Уклон в % = h / L ⋅ 100

В промилле:

Уклон в ‰ = h / L ⋅ 1000

В градусах:

Уклон в ° = arctg(h/L)

Пример

Для примера рассчитаем уклон дороги в процентах: на дистанции в L = 500 м дорога поднимается на h = 30 м:

Уклон дороги = 30/500 ⋅ 100 = 6%

Как посчитать превышение

Чтобы вычислить превышение (h), надо знать расстояние (L) и уклон (в процентах, в промилле или в градусах).

Если уклон в процентах (%):

h = L ⋅ Уклон в % /100

Если уклон в промилле (‰):

h = L ⋅ Уклон в ‰ /1000

Если уклон в градусах (°):

h = L ⋅ tg(α) , где α - уклон в градусах

Пример

Для примера найдём превышение h, если расстояние L= 5м, а угол уклона α=45°:

h = 5 ⋅ tg(45) = 5 ⋅ 1 = 5 м

Как посчитать расстояние

Для того чтобы посчитать расстояние (L) необходимо знать превышение (h) и уклон (в процентах, в промилле или в градусах).

Если уклон в процентах (%):

L = h / Уклон в % ⋅ 100

Если уклон в промилле (‰):

L = h / Уклон в ‰ ⋅ 1000

Если уклон в градусах (°):

L = h / tg(α), где α - уклон в градусах

Пример

Для примера посчитаем расстояние (L), которое потребуется железной дороге, чтобы подняться на (h =) 6 м при угле подъёма 30‰:

L = 6 / 30 ⋅1000 = 200 м

См. также

Уклон в градусах и процентах

Проценты в градусы

Горнолыжные градиенты или о крутизне синих, красных и черных трасс

Поговорим об уклонах

На практике крутизна наклонной поверхности в различных областях человеческой деятельности обозначается величиной уклона (или еще иначе — градиентом). Для начала давайте разберемся, что же означает само это понятие. Таблички с указанием уклона знакомы, наверное, всем водителям автомобилей (по крайней тем, кто самостоятельно сдал хотя бы теорию), но далеко не все из них знают, что же фактически означает, например, 10% на знаке.

Кто-то по-простому думает, что это угол наклона дороги, то есть 10 градусов. Некоторые идут дальше в своих размышлениях и считают, что это доля от максимально возможного угла подъема в 90 градусов (отвесная стена) и 10% — это 90°×0.1 = 9°. Мы все привыкли мыслить в градусах, каждый может визуально представить себе 90 градусов, 45, 30 и т.д., поэтому и стремимся все воспринимать в этой единице измерения (а правильный ответ: 10% = 5.7°).

На самом деле математически уклон — это отношение перепада высоты на определенном участке пути к длине горизонтальной проекции этого пути, выраженное в процентах. Т.е. высота (h), разделенная на проекцию пути (c) и умноженная на 100. Геометрически это отношение противолежащего катета к прилежащему (тангенс, умноженный на 100). Таким образом:

Уклон в процентах (градиент) = h/c×100 = tg(a)×100

Ниже представлена форма, позволяющая перевести значения из градиентов в градусы и обратно:

Ближе к делам горнолыжным

С теорией разобрались, переходим к горнолыжной практике.

Профиль горнолыжной трассы никогда не представляет из себя идеальную прямую. Где-то наклон может быть покруче, где-то поположе.

Уклон кровли в градусах и процентах

В этом случае используется понятие среднего градиента, который, впрочем, вычисляется все по той же формуле: перепад высот между стартом и финишем трассы, деленный на длину горизонтальной проекции трассы.

По статистике средние градиенты синих трасс находятся в пределах до 18% (порядка 10 градусов), красных — до 23% (13 градусов), а черных — от 23% и выше (больше 13 градусов). На каких-то курортах сложность трасс несколько занижена (синие трассы в реальности могут оказаться ближе к красным по крутизне), на каких-то наоборот, ее завышают, но в среднем картина везде примерно такая.

Для ориентировочной оценки длин трасс, катаясь на курорте и имея на руках схему катания с обозначением перепадов высот, вы можете использовать следующие соотношения:

На каждый километр перепада высоты синей трассы приходится порядка 7 км ее длины, на километр перепада красной — 5 км, черной — 3.5 км.

Ниже на картинке для сравнения представлены профили синей, красной и черной трасс. Трассы находятся в известнейшем итальянском регионе Селларонда, а профили их взяты из замечательного приложения 3D Dolomiti Superski, которое позволяет совершить виртуальный тур по региону, а также посмотреть технические характеристики всех трасс.

Название трассыДлинаПерепадНаклонГрадиент
Piz Seteur2050 м204 м5.7°10.0%
Fermeda 12090 м456 м12.6°22.4%
Gran Risa2290 м677 м17.2°30.9%

Отдельно отметим представленную на картинке Gran Risa — знаменитую трассу, входящую в пятерку культовых трасс Кубка мира. Глядя на ее профиль можно подумать, что ничего такого особенного в нем нет, но на деле, когда вы оказываетесь на трассе, в некоторых местах может показаться, что склон уходит вертикально вниз.

Этот эффект часто присутствует при сравнении профиля трассы с реальной обстановкой на местности. Также не будем забывать, что мы все время ведем речь о средних градиентах, в то время как некоторые локальные участки склона могут оказаться намного круче (и часто именно по этим самым крутым местам присваивают сложность трассе).

Харакири

В австрийском Майрхофене находится одна из самых крутых трасс мира (и самая крутая в Австрии), с говорящим названием Harakiri. Ее средний уклон составляет 78% (38°, длина около 620 метров при перепаде 380 метров). Для подготовки склона используется специальная техника, закрепленная на спущенных сверху страховочных канатах.

Падение на Harakiri может быть чревато тем, что до конца трассы вы будете катиться кубарем, не имея возможности затормозить.

Так что всегда, катаясь на лыжах, соизмеряйте свои возможности с предлагаемыми горами условиями. Берегите себя и окружающих лыжников!

&nbsp&nbspПри решении геодезических и инженерных задач, очень часто приходиться вспоминать и искать необходимые формулы. В связи с этим хочется представить Вам шпаргалку (назовем её “геодезической шпаргалкой”:)), в которой приведены часто использующиеся формулы.
&nbsp&nbspКонечно, ее содержание не охватывает всю высшую математику или сферическую геометрию, но что-нибудь должно пригодиться.

&nbsp&nbspЗная из собственного опыта, неудобство восприятия формул без чисел, к каждой из них приводится пример вычисления.

Пример вычислений теорема Пифагора

Пример вычислений соотношения в прямоугольном треугольнике

— арксинус (arcsin) возвращает угол по его синусу
— арккосинус (arccos) возвращает угол по его косинусу
— арктангенс (arctg) возвращает угол по его тангенсу
— арккотангенс (arcctg) возвращает угол по его арктангенсу

Пример вычислений обратные тригонометрические функции

Сумма углов в треугольнике равна 180 градусам

Для любого треугольника соблюдается выражение

Пример вычислений теорема синусов

&nbsp&nbspКвадрат любой стороны треугольника, равен сумме квадратов двух других его сторон, минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними

Пример вычислений теорема косинусов

&nbsp&nbspПлощадь треугольника можно определить по формулам

также удобно использовать формулу Герона , где p-полупериметр треугольника

Пример вычислений площадь треугольника

или по формуле Герона

&nbsp&nbspДлина дуги окружности вычисляется по формулам

если угол задан в угловых градусах минутах и секундах

если угол задан в радианах

Пример вычислений длина дуги окружности
угол задан в угловых градусах минутах и секундах

угол задан в радианах

&nbsp&nbspПеревод угловых градусов минут и секунд в градусы выполняется согласно выражения

Пример вычислений
перевести в градусы угол, который задан в угловых градусах минутах и секундах


Смотрите перевод минут и секунд угла в градусы онлайн &nbsp&nbspПеревод градусов в угловые градусы минуты и секунды выполняется согласно выражения

Пример вычислений
перевести в угловые градусы минуты и секунды угол, который задан в градусах


Смотрите перевод градусов угла в минуты и секунды онлайн &nbsp&nbspПеревод градусов в радианы выполняется по формуле

Пример вычислений
перевести в радианы угол, который задан в угловых градусах минутах и секундах


Смотрите перевод градусов в радианы онлайн &nbsp&nbspПеревод радианов в градусы выполняется по формуле

Пример вычислений
перевести в угловые градусы минуты и секунды угол, который задан в радианах


Смотрите перевод радиан в градусы онлайн &nbsp&nbspОпределение наклона линии в градусах выполняется с использованием соотношений в прямоугольном треугольнике Пример вычислений
&nbsp&nbspОпределить наклон пандуса длиной 14м и высотой 3,5м

&nbsp&nbspПри инженерно-строительных работах, наклон линии задают не градусом наклона, а тангенсом этого градуса — безразмерной величиной, которая называется уклоном. Уклон может выражаться относительным числом, в процентах (сотые доли числа) и промилле (тысячные доли числа)

Пример вычислений
&nbsp&nbspОпределить уклон отмостки длиной 2,5м и высотой 0,30м

Как посчитать уклон кровли в процентах и градусах

Существуют нормативы на уклоны при проектировании различных коммуникаций и сооружений, которыми руководствуются в своей работе архитекторы и строители. Пользоваться можно любыми размерностями, в том числе и градусами. На практике принято крутые склоны обозначать в градусах, а пологие — в процентах и промилле.

Способы вычисления склона в процентах

Единицей измерения крена, в зависимости от его величины, бывают градус, процент, промилле — тысячная доля целого числа: 1‰ = 1/10% = 1/1000 от 1. Физический смысл уклона — отношение перепада высот к длине участка, на котором это наблюдается. По сути — тангенс угла: превышение 12 метров на отрезке дороги в сто метров выражается величиной 0,12 (тангенс) = 12% = 120 ‰. То есть чтобы сделать расчёт уклона в промилле, надо умножить процентный показатель на десять.

При выполнении планировочных работ на земельном участке приходится прибегать к измерениям крутизны косогоров. Сделать это можно несколькими методами:

  1. С помощью нивелира выполняются все необходимые измерения, а потом несложными вычислениями формируется уклон в процентах. Как считать: перепад высот делится на расстояние между точками замеров, и результат умножается на сто процентов.
  2. По плану земельного участка, если на нём вынесены отметки рельефа местности. Разница высот между необходимыми точками считывается с рисунка, а расстояние замеряется масштабной линейкой. Дальнейшие вычисления аналогичны предыдущему способу.

Кровельщики часто сталкиваются с необходимостью определить фактический скат крыши, и знают, как рассчитать уклон с помощью специального инструмента, называемого уклономер. Конструкция приспособления несложная: на рейке закреплена рамка с закреплённым внутри транспортиром и маятником, имеющим груз и указатель. Основу прибора ставят на нижнюю поверхность измеряемого участка кровли, и стрелка обозначит угол.

Определение угла наклона через тангенс

Из тригонометрии известно, что тангенс — дробь, в основании которой прилежащий к углу катет, а поверх — противолежащий (перепад высот). Чтобы определить уклон кровли в процентах и градусах через тангенс, понадобится выполнить замеры:

  • высоты от потолочного перекрытия до конька кровли;
  • расстояния от края ската до проекции верхней линии смыкания двух плоскостей.

Сделав несложные расчёты, получают некоторое значение и по таблице Брадиса или с помощью инженерного калькулятора находят соответствующее число градусов для искомого угла. Как посчитать уклон в процентах — определено выше: высоту конька делят на половину ширины чердачного перекрытия, если скаты равной величины. Или на проекцию каждой из поверхностей кровли, когда размеры сторон различаются. Можно заметить, что это и есть тангенс уже определённого в градусах угла. Чтобы перейти к процентному выражению уклона, надо выполнить действие: значение tg *100, и результат получится в процентах.

Соотношение величин с уклоном крыши

Для каждого кровельного материала установлены допуски по наименьшему уклону. Другие факторы, влияющие на выбор угла скатов крыши:

  • способность комплексно защищать строение от внешних воздействий — техногенных и природных;
  • стойкость к ветровой нагрузке — крутые поверхности увеличивают парусность сооружения, это делает конструкцию уязвимой;
  • преобладание определённых решений архитекторов в отдельных регионах;
  • количество атмосферных осадков и загрязнений — на кровле с большим уклоном груз накапливаться не будет.

Строительные нормы и правила — СНиП II -26−76 регламентируют пологость скатов в процентах. Соотношение процентов и градусов для некоторых углов приведено в таблице.

Градус ºТангенсПроцент, %Промилле, ‰Градус ºТангенсПроцент, %Промилле, ‰
10,01751,7517,5220,404040,40
50,08758,7587,5240,445244,52
100,174017,40174260,487848,78
120,212521,25280,531853,18
140,249424,94300,577357,73
160,286828,68350,700170,01
180,325032,50400,839083,90
200,382838,28451,0000100,0

Математические способы расчёта уклона применяются, когда особая точность не нужна, и измерения делают приблизительные. При необходимости вычислить точные показатели, пользуются современными измерительными приборами.

Пример вычисления: расстояние от края ската кровли до проекции линии сопряжения сторон — длина заложения, 5,2 м. Высота от чердачного перекрытия до верхней отметки кровли 2 метра. Уклон (тангенс угла) определяется действием: 2/5,2 = 0,3846. Ближайшее значение из таблицы — 20 градусов, что соответствует примерно 38%.

Другой вариант — с помощью угломера определили угол наклона кровли, его значение 5º. По соответствующей строке уклон поверхности составит 8,75 процента или 87,5 промилле.

Уклон крыши

Уклон скатов крыши — от чего зависит и в чём он измеряется.

Такой немаловажный для крыши факт — её уклон. Уклон крыши — это угол наклона кровли относительно горизонтального уровня. По углу наклона скатов крыши бывают малоуклонные (пологие), средней наклонности и крыши с крутыми (сильноуклонными) скатами.

Малоуклонная крыша та крыша, монтаж которой осуществляется из расчёта наименьшего, рекомендованного угла наклона скатов. Так для каждого кровельного покрытия есть свой рекомендуемый минимальный уклон.

От чего зависит уклон кровли

  • От способности крыши защищать строение от внешних факторов и воздействий.
  • От ветра — чем больше уклон крыши, тем больше значение приходящихся ветровых нагрузок. При крутых уклонах уменьшается сопротивляемость ветру, повышается парусность. В регионах и местах с сильными ветрами рекомендуется применять минимальный уклон крыши, чтоб уменьшить нагрузки на несущие конструкции крыши.
  • Откровельного покрытия (материала) — Для каждого кровельного материала существует свой минимальный угол наклона, при котором можно использовать данный материал.
  • От архитектурных задумок, решений, местных традиций — так в разных регионах отдаётся предпочтение для той или иной конструкции крыши.
  • От атмосферных осадков: снеговых нагрузок и дождей в регионе. На крышах с большим уклоном не будет скапливаться в огромных количествах снег, грязь и листья.

В чем измеряется угол уклона крыши

Обозначение уклона кровли на чертежах может быть как в градусах, так и в процентах. Уклон крыши обозначается латинской буквой i .

В СНиПе II-26-76, данная величина указывается в процентах ( % ). В данный момент не существует строгих правил по обозначению размера уклона крыши.

Единицей измерения уклона крыши считают градусы или проценты ( %). Их соотношение указаны ниже в таблице.

Уклон крыши соотношение градусы-проценты

градусы%градусы%градусы%
1,75%16°28,68%31°60,09%
3,50%17°30,58%32°62,48%
5,24%18°32,50%33°64,93%
7,00%19°34,43%34°67,45%
8,75%20°36,39%35°70,01%
10,51%21°38,38%36°72,65%
12,28%22°40,40%37°75,35%
14,05%23°42,45%38°78,13%
15,84%24°44,52%39°80,98%
10°17,64%25°46,64%40°83,90%
11°19,44%26°48,78%41°86,92%
12°21,25%27°50,95%42°90,04%
13°23,09%28°53,18%43°93,25%
14°24,94%29°55,42%44°96,58%
15°26,80%30°57,73%45°100%

Перевести уклон из процентов в градусы и наоборот из градусов в проценты можно при помощи онлайн конвертера:

Конвертер уклона — онлайн калькулятор

из градусов в проценты и из процентов в грудусы Перейти

Замер уклона крыши

Измеряют угол уклона при помощи уклономера или же математическим способом.

Уклономер — это рейка с рамкой, между планками которой есть ось, шкала деления и к которой закреплён маятник. Когда рейка находится в горизонтальном положении, на шкале показывает ноль градусов. Чтобы произвести замер уклона ската крыши, рейку уклономера держат перпендикулярно коньку, то есть в вертикальном уровне. По шкале уклономера маятник указывает, какой уклон у данного ската крыши в градусах. Такой метод замера уклона стал уже менее актуален, так как сейчас появились разные геодезические приборы для замеров уклонов, а так же капельные и электронные уровни с уклономерами.

Математический расчёт уклона

Можно рассчитать уклон крыши не используя геодезические и другие приборы для замеров уклона. Для этого необходимо знать два размера:

  • Вертикальная высота ( H ) от верхней точки ската (как правило конька) до уровня нижней (карниза)
  • Заложение ( L ) — горизонтальное расстояние от нижней точки ската до верхней

При помощи математического расчёта величину уклона крыши находит следующим образом:

Угол уклона ската i равен отношению высоты кровли Н к заложению L

Для того, чтобы значение уклона выразить в процентах, это отношение умножают на 100. Далее,чтобы узнать значение уклона в градусах, переводим по таблице соотношений, расположенной выше.

Чтобы было понятней рассмотрим на примере:

Длина заложения 4,5 м, высота крыши 2,0 м.

Уклон равен: i = 2.0 : 4,5 = 0,44 теперь умножим на × 100 = 44 %. Переводим данное значение по таблице в градусы и получаем — 24°.

Таблица уклонов кровли

Строительство крыши –важный заключительный этап строительства дома. Крыша защищает дом от агрессивного воздействия окружающей среды, придает постройке эстетичный вид.

Плоски крыши преобладают в многоэтажных домах, в частных домах и коттеджах – скатные. Угол наклона крыши – важный расчетный показатель.

Виды крыш и их зависимость от угла наклона

Существует несколько видов крыш, в зависимости от устройства кровли:

  • Односкатная крыша – наклонная плоскость, лежащая на стенах разной высоты.
  • Двухскатная крыша – состоит из двух скатов, является надежной и простой.
  • Вальмовая крыша – состоит из 4-х скатов со срезанными вершинами.
  • Шатровое перекрытие – несколько равнобедренных треугольников, соединенных между собой вершинами.

Если угол наклона кровли более 10°, то крыша считается скатной.

От чего зависит уклон кровли

  • от ветра
  • от кровельного покрытия
  • от архитектурных задумок
  • от атмосферных осадков (снега и дождя)

Уклон крыши – это угол наклона кровли относительно горизонта.

Показатель уклона позволяет:

  1. Подобрать кровельный материал
  2. Правильно рассчитать количество снегодержателей

Зная одну из величин по таблице можно найти остальные значения.

Минимальный уклон для кровельных материалов (покрытий)

Вид кровлиМинимальный уклон крышив соотношении высоты ската к заложению
в градусахв %
Кровли из рулонных битумных материалов: 3-х и 4-х слойные (наплавляемая кровля)0-3 0до 5%до 1:20
Кровли из рулонных битумных материалов: 2-х слойные (наплавляемая кровля)от 15
Фальцевая кровляот 4 0
Ондулин5 01:11
Волнистые асбоцементные листы (шифер)9 0161:6
Керамическая черепица11 01:6
Битумная черепица11 01:5
Металлочерепица14 0
Цементно-песчанная черепица34 067%1:1,5
Деревянная кровля39 080%1:1.125

Пример №1.

H = 2 м
I = 2,86 м

Рассчитаем угол кровли (i): 2/2,86 = 0,699. Это 35° по данным таблицы.

Пример №2

Коэффициент уклона кровли 1,006. Найти: градус уклона кровли.

По таблице этому коэффициенту соответствует значение в 6° градусов.

Проценты на дорожном знаке — важное предупреждение?

Тихое раннее утро. Самое время делать добро. Что может быть лучше подарка нашим матерям — какого-нибудь скромного букетика. Но букета не цветов, а некоторых необходимых в жизни женщины-автолюбителя знаний!

Вы уже обращали внимание на предупреждающие дорожные знаки с черным треугольником, символизирующим спуск или подъем, и количеством процентов, обозначающим крутизну этого спуска (или подъема)? И, возможно, задавали себе вопрос — а, например, 12% — это сколько? И почему бы крутизну уклона не обозначать в градусах?

На этих знаках обозначен тангенс угла наклона, выраженный в процентах.

Ну вот, ваша улыбка увяла, словно, развернув пакет с подарком, вы обнаружили в нем увесистый том Достоевского. А ведь уже через несколько минут вы будете непринужденно оперировать понятием «тангенс», а заодно «синус» и «косинус», удивляясь тому, что до сегодняшнего дня они заставляли вас напрягаться.

Итак, прислоните лыжную палку углом к стене напротив яркой лампы. Вы увидите две тени — одну на стене, другую на полу. Учителя, чтобы вас позлить, называли эти тени проекциями. Соответственно, на вертикальную и горизонтальную плоскости. Та тень, что на стене, называется «синус», та, что на полу — «косинус».

Чем ближе к стене вы придвинете низ палки, тем короче будет «косинус». Наоборот, отодвигая низ палки от стены, вы увидите, что «синус» становится все меньше, а «косинус» — больше. Отношение синуса к косинусу называется тангенсом.

Если вы установите палку под углом 45 градусов от пола, синус и косинус будут совершенно одинаковы. В таком случае тангенс будет равен 1. Или, как говорили ваши учителя, тангенс 45 градусов равен 1.

Если мы посмотрим сбоку на дорогу, в том месте, где она имеет уклон, то увидим, что угол этого уклона находится в пределах 8 градусов от горизонта. Высота подъема, или «синус», гораздо меньше, чем длина проекции дороги на горизонтальную плоскость — «косинус». Разделив высоту подъема на длину горизонтальной проекции, обнаружим, что тангенс угла такого уклона не превышает 0,12.

Его удобно выражать в процентах — например, 12%. В таком случае тангенс угла 45 градусов равен 100%.

Теперь вы уже смело можете использовать эту информацию. Так, проехав 1 километр по дороге с уклоном 12%, вы подниметесь (или спуститесь) на 120 метров. (При таких небольших углах уклона длину горизонтальной проекции дороги можно считать равной длине дороги).

Из любопытства вы можете перевести угол уклона обратно в градусы с помощью калькулятора на сотовом телефоне, настроив его на «научный» режим, например: TAN -1 (0,12)=7 градусов. В некоторых калькуляторах: ATAN (0,12)=7.

Впрочем, для автолюбителей главное не это. Надеюсь, вы уже прочли мою статью о коэффициенте сцепления.

Так вот, оказывается, тангенс угла наклона равен коэффициенту сцепления.

Например, автомобиль, стоящий на сухом асфальтированном уклоне с коэффициентом сцепления 0,7, начнет сползать вниз, если тангенс угла наклона при этом будет равен 70% (Это уклон около 35 градусов, вряд ли вы когда-нибудь встретите такой.)

Но, кроме дорог, существуют улочки старых городов, особенно приморских, с углами наклона, существенно превышающими всевозможные нормативы. Так, при движении в сырую погоду вниз по асфальтированному уклону крутизной 20% эффективность торможения падает наполовину.

И очень часто вам придется двигаться по мокрому льду с коэффициентом сцепления 0,1 и менее. А это значит, что вы должны внимательно отслеживать предупреждающие дорожные знаки с черным треугольником и цифрами внутри. Их устанавливают, когда тангенс угла уклона приближается к 10%. Если вы пренебрежете этими знаками и остановитесь на подъеме, то в лучшем случае — не сможете сдвинуться с места. А уж если затормозите на спуске…

Но я убежден, что теперь ничего такого с вами не случится. И от души надеюсь, что сегодня хоть чуточку помог вам, дорогие матери — наша самая ответственная и любимая часть человечества.

Что такое угол подъема баланса («боковой ход»)

Угол подъема балансаУгол подъема баланса («боковой ход», «lift angle») едва ли можно отнести к первостепенным параметрам механического калибра: любителей часов больше интересуют другие технические аспекты, например, заявленная точность и запас хода. Однако без знания величины этого угла невозможно провести диагностику механизма.

В данной статье мы расскажем, что такое угол подъема баланса и в чем заключается его важность.

Что такое угол подъема?

Балансовое колесо поворачивается по часовой стрелке и обратно. С каждым проходом импульсный камень ударяет по рожку анкерной вилки, заставляя ее провернуться в следующую позицию.

Угол подъема баланса

На рис.1 изображен импульсный камень (маленькая красная точка), входящий в контакт с рожком анкерной вилки при повороте балансового колеса по часовой стрелке.

Угол подъема баланса

Рис. 2. Анкерная вилка перешла в следующее положение и легла на ограничительный штифт, при этом импульсный камень выходит из контакта с рожком анкерной вилки.

Угол (в градусах) между входом и выходом импульсного камня называется углом подъема.

Для чего нужен угол подъема баланса?

Угол подъема необходим для корректного определения амплитуды.

Таймграфер «слушает» шумы, издаваемые механизмом в процессе работы, – всем хорошо знакомое «тиканье». Каждый «тик-так» состоит из трех отчетливо различимых ударов. Первый из них возникает от удара импульсного камня по рожку анкерной вилки. Второй удар происходит в момент отделения выходной палеты от анкерного колеса, а третий — в результате соединения анкерного колеса с входной палетой.

Формула для расчета амплитуды выглядит следующим образом:

 (3600 x угол подъема баланса) : (время между первым и третьим ударами в секундах x число «Пи» x частота баланса механизма в полуколебаниях в час)

Например:

Угол подъема равен 52 градусам, частота баланса — 28,800 пк/ч, время между первым и третьим ударами — 0.007 сек.

(3600 x 52) = 187,200
(0.007 x 3.14 x 28,800) = 633

Амплитуда = 187,200 : 633 = 296 градусов.

Как узнать величину угла подъема баланса?

1. В Сети имеется несколько сайтов с таблицами значений угла подъема как винтажных, так и современных механизмов, например, Lepsi (производитель профессиональных таймграферов) и Watch Guy.

Угол подъема баланса2. Существует метод самостоятельного определения угла подъема. При остановленном механизме отметьте фломастером произвольную точку на перекладине баланса и очень медленно, по одному щелчку, заводите заводную головку до тех пор, пока отмеченная точка не начнет останавливаться на одной позиции, как показано на анимированном изображении. Это означает, что балансовое колесо раскачалось до амплитуды 180 градусов. Затем поместите часы на таймграфер, подберите угол подъема, соответствующий амплитуде 180 градусов, и, таким образом, узнаете его фактическую величину.

Использование настройки таймграфера по умолчанию

Самый простой способ для ленивых — использовать настройку угла подъема по умолчанию (52 градуса). Для большинства современных механизмов его величина колеблется в диапазоне от 48 до 54 градусов, поэтому значение по умолчанию не приведет к значительным погрешностям амплитуды.

Однако некоторые винтажные калибры, например, Valjoux и Venus 188, имеют угол подъема 42 градуса. Фактическая амплитуда Venus 188 на таймграфере с настройками по умолчанию окажется ниже примерно на 50 градусов.

Таким образом, это приемлемый вариант для большинства часов, однако он работает не всегда и пользоваться им не рекомендуется. В конце концов, мы любим механические часы за техническое совершенство и, в свою очередь, должны стараться быть предельно точны и аккуратны в обращении с ними.

467

Почему крутизна склонов измеряется в процентах, и зачем водителям это нужно

Наверняка вы уже ни раз встречали предупреждающие дорожные знаки 1.13, он же «Крутой спуск», и 1.14 (соответственно, «Крутой подъем»). И кто-то из водителей точно обратил внимание, что уклон обозначен не в привычных градусах, а в процентах. Градусы – они же и при температуре, и в спиртном. Родные, понятные. Зачем все усложнять? Настало время разобраться с этим недоразумением и узнать, как автомобилистам может помочь данная информация при езде.

Представьте ситуацию: едете вы за городом и встречаете перед собой дорожный знак, предупреждающий водителей о том, что впереди подъем с крутизной уклона в 10%. Как на картинке выше. В голове сразу: 10% – это вообще сколько? Но если мы скажем, что это почти 6 градусов, вам разве станет от этого понятнее?

Тут важно понимать, что дорога постоянно меняет угол своего наклона, поэтому определить этот показатель в градусах будет сложновато. Зато уклон дороги в процентах – легко! Это то количество метров, на которое проезжая часть опустится или поднимется через 100 метров пути. То есть в нашем случае, проехав 1 километр по дороге с крутизной уклона в 10%, вы поднимитесь на 100 метров относительно первоначальной точки. Если вспоминать школьный курс тригонометрии, то цифра на дорожном знаке – это тангенс угла наклона проезжей части, выраженный в процентах. Впрочем, не заморачивайтесь: за вас уже давно все подсчитали, а вам нужно просто научиться этими данными пользоваться.

Зачем нужно знать крутизну склона?

Оказывается, тангенс угла наклона равняется коэффициенту сцепления с дорожным покрытием. Если вы едете по сухому асфальту, этот показатель составляет около 0,7 (при условии, что у вас не «лысая» резина). Пошел дождь – коэффициент сцепления с мокрой дорогой сразу упал до 0,5. А если дело происходит поздней осенью, и после ливня «удачно» подморозило, то асфальт превращается в настоящий каток. И тут уже коэффициент сцепления с проезжей частью снижается до минимума – менее 0,1. Что это значит в нашей ситуации, когда мы поднимаемся в горку с крутизной уклона в 10%, или 0,1?

Вы должны понимать, что, если вы остановитесь на склоне, то, в лучшем случае, не сможете тронуться, чтобы продолжить путь, в худшем – автомобиль с легкостью покатится обратно. И никакой водительский опыт или даже самая лучшая шипованная резина не помогут автомобилю остановиться, пока он не скатится с горы. Потому что с дорогой колеса практически ничего не связывает. Именно поэтому Правила дорожного движения (п. 11.7 ПДД) принуждают спускающихся со склона водителей уступать встречному поднимающемуся в гору потоку (даже, если препятствие расположено на их половине дороги).

Чем опасен затяжной спуск

Съезд с крутой горы – не менее опасное мероприятие. Во время длительного спуска, когда вы беспрерывно давите на педаль тормоза, в автомобиле могут перегреться и отказать тормоза. Чтобы этого не случилось, советуем научиться «гасить скорость» при помощи двигателя, постепенно снижая передачи. Чем круче спуск, тем ниже должна быть передача. Об особенностях торможения двигателем мы подробно писали в нашем блоге ранее.

Кстати, многие не обращают особого внимания на знаки «Крутой спуск» или «Крутой подъем». Особенно, когда там указан небольшой процент крутизны склона. Напрасно. Нередко случается, что в условиях плохой погоды (например, в снегопад, туман или когда темно) автомобилист может попросту не заметить небольшие, но затяжные спуски или подъемы. А именно на них чаще всего и перегреваются тормоза. Так что знаки не пропускаем. Стали бы чиновники тратить деньги из местного бюджета, если бы данный отрезок дороги не представлял никакой опасности?

Разница в знаках

Ну и напоследок расскажем о том, как отличить спуск и подъем на знаках. Конечно, чаще всего можно понять, что перед тобой чисто визуально. Но не всегда. Погода вносит коррективы, и в сильный снегопад небольшой длительный спуск можно запросто не заметить, а тормозная система автомобиля заметит. Так что в плохую погоду стоит особенно внимательно смотреть на знаки, установленные на обочине.

Отличить спуск от подъема на дорожных знаках вам поможет левая рука. Направьте ладонь по наклонной линии, над которой написана крутизна склона в процентах. Если пальцы будут направлены вниз, значит перед вами крутой спуск, если вверх, то значит вам предстоит забираться в гору.

К счастью, наибольшие продольные уклоны на автомобильных дорогах России не превышают 6-7% на равнинной и холмистой местности и 9-10% в горах. Конечно, в приморских городах есть дороги с довольно серьезными склонами, крутизна которых превышает все имеющиеся нормативы. Но мы-то теперь знаем, где опасность, а значит преодолеем даже самые крутые подъемы и спуски. Удачи на дорогах!

Поделитесь с друзьями

Подпишитесь на рассылку

Значение словосочетания УГОЛ ПОДЪЁМА. Что такое УГОЛ ПОДЪЁМА?

  • В аэродинамике, угол подъёма представляет собой соотношение между пройденным расстоянием над землёй и набранной высотой. Угол подъёма может быть выражен как угол между горизонтальной плоскостью к поверхности Земли и фактической траекторией полёта воздушного судна во время его набора высоты.

Источник: Википедия

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова заваль (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Глава 8. Подъемы и спуски

Глава 8. Подъемы и спуски
 Глава 8. Подъемы и спуски
 Автор Сергей Мишин

Угол максимально преодолеваемого подъема - это, в общем-то, характеристика из тяговых показателей автомобиля. Это значение, которое может быть достигнуто на покрытии, обеспечивающем надежное сцепление колес с дорогой. На практике вы можете встретить крутые подъемы вдалеке от твердых дорог. Их склоны либо покрыты травой, либо на них грузовиками или тракторами накатана грунтовая колея. В этой ситуации способность автомобиля в преодолении подъема определяется коэффициентом сцепления - состоянием поверхности и сцепными свойствами шин.

На дорогах уклоны (спуски и подъемы) обозначаются только в процентах. И самое большее, что вы можете встретить на дорогах общего пользования, это лишь 12%, что составляет нечто среднее между 6 и 7 градусами. С более крутыми уклонами в городе вы можете столкнуться при въезде в подземный гараж или на эстакаду. Здесь эти величины могут достигнуть 30% (17 градусов).

В инструкции "Нивы" дотошный владелец может найти значение максимального подъема, преодолеваемого автомобилем - 58%. В процентах обозначают соотношение между высотой подъема по вертикали. Это тангенс угла подъема, выраженный в процентах. А при переводе в более привычные значения эти 58% составят всего лишь 30 градусов. Но не надо тешить себя школьными воспоминаниями 30 градусов выглядит совсем безобидным только в тетрадке.

Убежден, что подавляющая часть владельцев "Нив" не представляет ее возможностей по части преодоления подъемов. Давайте будем пробовать вместе. Но прежде чем начать "бороться" с подъемами, научитесь преодолевать спуски.

Перед спуском лучше остановиться и осмотреть его. Чем круче спуск, тем дольше в его начале вы не будете видеть, что находится перед автомобилем. Передняя кромка капота будет закрывать дорогу, пока вы преодолеваете перелом спуска. А увидеть, что же вас ждет впереди, сможете, лишь когда автомобиль окажется всеми колесами а линии спуска. Перед спуском заранее заблокируйте дифференциал и выберете передачу, на которой смогли бы подняться, двигаясь сразу вверх. Сомнения в выборе передач решаются в пользу низшей. Автомобиль направляйте вниз по кратчайшему пути, чтобы исключить боковые крены. Скорость движения ограничит двигатель и включенная передача. Не выжимайте сцепление! При необходимости можно очень плавно притормаживать, категорически избегая блокировки колес: она приводит к потере управляемости, боковому скольжению и опрокидыванию.

В случае очень скользкого спуска возможно скольжение автомобиля вниз из-за недостаточного сцепления. При потере управляемости в такой ситуации лучше добавить "газ", чтобы обрести возможность руления. Ни в коем случае не спускайтесь, выжав сцепление или выключив передачу. Работающий (!) двигатель должен быть соединен с колесами, это обеспечит контроль над автомобилем и ситуацией.

Эксперименты с подъемами начинайте на местности, ровной у основания склона. Здесь не должно быть ям, канав, деревьев и т.п., что способно помешать свободному скатыванию автомобиля назад вниз в случае необходимости . Перед "штурмом" подъем стоит осмотреть, причем тщательней, чем спуск. Проверьте, нет ли скрытых в траве ям. Камней, корней деревьев, способных перекосить автомобиль так, что одно из колес оторвется от поверхности и потеряет контакт с ней. Таких "подарков" старайтесь избегать. Поищите самый короткий путь наверх, "в лоб". Это вам гарантирует минимальные крены и предохранит от возможности бокового опрокидывания. Опрокидывания вперед или назад можно не бояться, так как оно возможно на уклонах свыше 45 градусов. Заодно уточните, что вас ждет на вершине подъема и за ней, не подстерегает ли там обрыв или нечто подобное.

Итак, осмотр подъема и вершины произведен, траектория движения определена. Для начала заблокируйте дифференциал, так как на крутом подъеме возможна значительная разгрузка передней оси, что приведет к пробуксовке передних колес и остановке автомобиля. Выберите нужную передачу, чтобы преодолеть подъем без переключений. Слишком "высокая" приведет к тому, что мотор "задохнется", а на крутом подъеме даже очень быстрое переключение приведет к остановке автомобиля. Слишком "низкая" не позволит обеспечить достаточный разгон и может привести к буксованию колес от избытка крутящего момента. Чем хуже сцепление колес с грунтом, тем больший нужен разгон. Как правило, это вторая или первая передача при пониженном ряде раздаточной коробки. Не забудьте сбросить "газ" в конце подъема, как только почувствуете, что двигателю стало легче и он начинает увеличивать обороты. И нажимать на педаль акселератора стоит лишь тогда, когда капот опустится "с неба" и вы увидите, что впереди.

Может случится, что передача выбрана неверно. Рассмотрим варианты.

Случай первый: мотор "задохнулся" и заглох. Ничего страшного. Выжмите сцепление и нажмите на педаль тормоза. Удерживая автомобиль на тормозах, запустите двигатель, включите заднюю передачу. Плавно отпустите педаль тормоза и чуть позже или одновременно педаль сцепления и, очень плавно (!) притормаживая, спустите автомобиль назад, аккуратно удерживая его рулем на линии кратчайшего спуска. Ни в коем случае не скатывайтесь на нейтрали или с выжатой педалью сцепления - это приведет к разгону автомобиля, и при малейшем неверном движении рулем его может развернуть поперек склона и опрокинуть. Не тормозите резко и интенсивно, так как это приведет к блокировке колес и потере управляемости, что может кончиться переворотом на крышу. Помните, что при блокировке хотя бы одного из колес автомобиль начинает вести себя подобно ваньке-встаньке, стоящему на голове и всеми силами старающемуся встать на ноги, - двигатель как самая тяжелая часть, будет заставлять автомобиль развернуться "носом" вниз у уже никакая сила не сможет противостоять закону всемирного тяготения. И только заранее включенная передача и работающий на холостом ходу двигатель удержат автомобиль от разгона и предотвратят блокировку колес при торможении, сохранив тем самым его управляемость.

И еще одно. Не стоит на крутых склонах пользоваться стояночным тормозом. Как правило, его эффективности хватает. Чтобы удержать автомобиль на уклонах не более 30 процентов. А вот сослужить дурную службу и заставить скользить задние колеса - это запросто. К чему это может привести, мы уже говорили.

Случай второй: автомобиль, буксуя, "завис" на подъеме, так как двигатель выдает тяги больше, чем способны реализовать колеса. Если колеса буксуют на сырой траве, то можно подождать 2-3 секунды, пока протектор срежет траву, и шины докопаются до грунта. Если это не помогло, попробуйте плавно приотпустить педаль акселератора, с тем чтобы поймать положение "золотой середины" между "много" (автомобиль не движется из-за пробуксовки колес от избытка крутящего момента) и "мало" (автомобиль останавливается из-за нехватки мощности), чтобы продолжить движение. Но не переусердствуйте, а то заглушите двигатель, и мы вернемся к первому случаю. Если и теперь ничего не получается, то выжимайте сцепление, удерживая автомобиль на месте нажатием на педаль тормоза. Спускаемся назад так же, как и в предыдущем случае.

Случай третий, самый неприятный. Подъем оказался вдруг неожиданно скользким настолько, что автомобиль не только забуксовал на нем, но даже при заторможенных колесах не удерживается на склоне, а сползает вниз все быстрее и быстрее. Не пытайтесь в такой ситуации удержать контроль над автомобилем с помощью руля, вспомните ваньку-встаньку. Выход единственный - как можно быстрее включите заднюю передачу, как только почувствуете, что автомобиль начинает сползать. В такой ситуации возможны осложнения - включена пониженная задняя, педаль "газа" отпущена, а автомобиль все-таки скользит и начинает разворачиваться. Выход в такой ситуации один, хотя это психологически очень неприятно, но вы должны добавить "газ". Плавно добавить, ровно настолько, чтобы колеса перестали "юзить" и автомобиль начал слушаться руля.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ:

1. Осмотрите подъем (спуск), вершину, выберите кратчайший путь, который позволит вам иметь минимальные крены.

2. Включите блокировку дифференциала и пониженный ряд в раздаточной коробке.

3. Включите вторую или первую передачу в коробке передач (при "нижнем" ряде в "раздатке") в зависимости от крутизны склона.

4. На спуске тормозите очень плавно и аккуратно, не доводите колеса до блокировки. На уклонах свыше 30% (17 градусов) не полагайтесь на стояночный тормоз - он "Ниву" не удержит.

5. В случае неудачной попытки преодоления подъема спускайтесь назад на передаче заднего хода с работающим на холостом ходу двигателем. Помните, что резкие действия рулем или тормозом могу спровоцировать боковое скольжение автомобиля и его опрокидывание.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *