Топ-10 зданий Москвы в стиле модерн — Интересная жизнь в Москве
Модерн – художественный стиль начала 20 века, особенностями которого являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям в архитектуре, расцвет прикладного искусства.
1. Музей-квартира А. М. Горького (Особняк Рябушинского)
Музей-квартира А. М. Горького — cамый известный памятник московского модерна, построенный Ф. Шехтелем в 1902 году для миллионера Сергея Рябушинского. «Изюминка» дома – решетки на балконах, перекликающиеся с рисунком ограды, древовидные рамы окон и широкая лента мозаичного фриза, на котором изображены бледно-лиловые ирисы. В 1931 году в доме поселился вернувшийся из Италии Горький и жил здесь с 1931 по 1936 год. Примечателен особняк не только снаружи, но и внутри: в его стенах находится знаменитая «тающая» лестница и витражи, а наверху — старообрядческая домовая церковь-часовня. Мозаики по рисунку Шехтеля выполнены петербуржской фирмой Владимира Фролова. В настоящее время попасть внутрь особняка можно совершенно бесплатно!
Место: ул. Малая Никитская, д. 6/2
2. Особняк Абрикосовых
Этот особняк знаком всем по картинкам на упаковках продукции кондитерского концерна «Бабаевский»; построен он был специально для «конфетных» предпринимателей Абрикосовых. Дом в стиле модерн был построен архитектором Шнаубертом в 1905 году. Въехавшие в особняк Абрикосовы (есть байка, что предприниматели специально взяли себе «сладкую» фамилию) перенесли туда свою большую семейную фабрику. Когда отгремели революции, фабрика получила новое название – в честь секретаря райкома Петра Бабаева. В течение последних десятилетий у предприятия несколько раз менялись хозяева, однако географически концерн остался на прежнем месте – в абрикосовском особняке.
Место: Малая Красносельская улица, 7.
3. Гостиница «Метрополь»
«Метрополь» — легендарный пятизвёздочный московский отель.Здание гостиницы — выдающийся памятник московского модерна, в создании которого принимали участие лучшие архитекторы, художники, скульпторы конца XIX — начала XX века: Л. Кекушев, В. Валькотт, М. Врубель, И. Нивинский, Н. Андреев, П. Кузнецов. «Метрополь» — свидетель, а иногда и участник, многих исторических событий XX века. Здесь бывали все знаменитые люди России двадцатого столетии: Шаляпин и Анна Павлова, Малевич и Брюсов, Дягилев и Вертинский, а также многие известные зарубежные гости. После в номерах отеля принимались важнейшие решения первого года советской власти, была написана первая Советская конституция и слова гимна СССР. И по сей день «Метрополь» является гостиницей класса «люкс», популярной у именитых гостей столицы.
Место: Театральный проезд, д. 2.
4. Доходный дом Перцовой
Дом Перцовой, известный также как «дом-сказка», был построен в 1905 году по эскизам художника Сергея Малютина — автора русской матрешки. Дом отличается необыкновенным разнообразием и сложностью форм, но, в то же время, выглядит как органичное целое. В композиции фасадов соблюдена живописная асимметрия расположения окон, балконов, и башенок, а в оформлении теремков-балконов использованы мотивы древнерусского декора, которые органично сочетаются с элементами западноевропейской средневековой архитектуры. В мансардах дома раньше располагались мастерские художников, под ними — квартиры, а в подвале — известное артистическое кабаре «Летучая мышь».
Место: на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной (м. «Кропоткинская»).
5. Дом Бройдо
Двухэтажный особняк, построенный в 1910-1912 годах по проекту архитектора А.Н. Зелигсона. В проекте особняка, выполненного для владельцев участка супругов Бройдо, читаются приемы французского Ар Нуво. Центром композиционного решения особняка являлся огромный двусветный холл с парадной лестницей, вокруг которого располагались остальные помещения.
В 1960-е годы при приспособлении особняка под посольство первоначальная планировка и убранство интерьеров были практически полностью утрачены. Но несмотря на изменения и утраты, здание остается одним из ярких образцов стиля модерн в Москве.
Место: Денежный пер., 7.
6. Дом Миндовского
Особняк Миндовского на Поварской улице — одна из лучших построек московского модерна. Среди произведений Кекушева особняк Миндовского занимает особое место, именно благодаря разнообразию элементов его внешнего и внутреннего декоративного убранства — это и металлическая ограда особнякас великолепными коваными решетками, и цветные витражи вестибюля—холла, и мраморная лестница с бронзовыми львиными масками, и окна с характерным для эпохи модерна орнаментальным «травлением» на стёклах. В настоящее время в здании расположено посольство Новой Зеландии.
7. Особняк Дерожинской
Еще один знаменитый особняк, спроектированный Шехтелем. Сам дом, ажурная уличная ограда и корпуса хозяйственных служб во дворе представляют собой целостный ансамбль. Через огромное окно можно увидеть изумительно красивый парадный зал с большим беломраморным камином. Дизайн интерьеров частично сохранился до наших дней. Все в этом доме, включая мебель, было создано по рисункам Ф.О. Шехтеля. При отделке стен, дверных проемов и лестниц декоративными элементами широко использовалось дерево. В 1930-х гг. здесь размещались представительства среднеазиатских союзных республик, позднее — резиденция посла Китайской Народной Республики, а теперь — посольство Австралии.
Адрес: Кропоткинский переулок, д. 13.
8. Дом О. Листа
Один из первых московских особняков был построен в в 1898 — 1899 гг. знаменитым архитектором Кекушевым. В архитектурном решении зодчий использовал все декоративные и композиционные возможности нового стиля. Удивительно красиво сочетание золотистого тарусского «мрамора» с ярким многоцветным растительным орнаментом керамических панно. Особняк почти сразу же был продан фабриканту О. Листу, затем Н.К. Кусевицкой, жене известного дирижера. В 1909 году в доме жил друг С.А. Кусевицкого композитор А.Н. Скрябин, с которым встречался тогда 19-летний Борис Пастернак. Здесь постоянно бывали композиторы С.В. Рахманинов и Н.К. Метнер, в 1913 году останавливался Клод Дебюсси. В настоящее время в доме находится посольство Аргентины.
Место: Глазовский переулок, 8.
9. Доходный дом церкви Троицы на Грязех
Этот дом — памятник позднего «национального» модерна. Построен он был в 1909 году по проекту архитектора Кравецкого Л.Л. и Микини П.К. Главное украшение этого дома — сказочные звери — работа Вашкова С.И. Здесь есть и львы с крыльями орла, и совы, и цапли, и коты. Некоторые животные настолько фантазийные, что сложно подобрать к ним название. Крыльцо дома украшает металлический орнамент с котом во главе.
Адрес: Чистопрудный бульвар 14, стр. 3
10. Дом Кекушева
Яркий образец стиля модерн, созданный архитектором Кекушевым для себя самого в 1901-1902 годах. Современники сравнивали особняк со средневековым замком, выполненным в миниатюре. Издалека он действительно напоминает небольшой замок: несколько разновысоких объёмов, один из которых — увенчанная шатровой крышей многоярусная гранёная башня. Внутри дома – большие парадные помещения первого и второго этажей, над ними – жилые мансарды. В 1960-х годах в здании размещалась резиденция военных атташе Объединенной Арабской Республики. Сейчас здесь размещается Атташат Египта. А булгаковеды нередко называют особняк на Остоженке домом Маргариты.
Где: Остоженка, 21







Брежневский брутализм: 10 домов — от Останкинской телебашни до Театра на Таганке и Пресненских бань
В издательстве музея «Гараж» вышел путеводитель по архитектуре модернизма — самой спорной и недооцененной в московском наследии эпохи. Из сотни зданий, построенных во времена от Хрущева до Горбачева, «Афиша Daily» выбрала 10 любимых.
9-й микрорайон Новых Черемушек
Воплощенная мечта эпохи о жилой среде малого типа с малогабаритной квартирой для каждой семьи
Опытно-показательный 9-й квартал Новых Черемушек — первый советский микрорайон, застроенный домами с малометражными квартирами, рассчитанными на одну семью. Его проектирование в Специальном архитектурно-конструкторском бюро (САКБ) началось еще до принятия в июне 1957 года постановления ЦК КПСС, предписывающего решить жилищную проблему в течение 10–12 лет. На участке меньше 12 гектаров на юго-западе Москвы одновременно испытывались принципы комплектации и планировки микрорайона, его благоустройства и ландшафтного оформления, типы домов, новые конструкции и строительные материалы, планировки квартир, образцы сантехнического оборудования, встроенной мебели.
Микрорайон рассчитан всего на 3030 жителей — совсем мало, если учитывать, что впоследствии минимальная единица городского планирования могла вмещать до 80 тысяч человек. Было построено 13 четырехэтажных домов и 3 восьмиэтажные башни: сооружения большей высоты понадобились для оформления обширной площади (впоследствии названной именем лидера коммунистического Вьетнама Хо Ши Мина), на другой стороне которой уже стояли восьмиэтажные дома. Четырехэтажки же, свободно расставленные вокруг пяти связанных между собой дворов, разорванным пунктиром следуют трассам будущих проспекта 60-летия Октября, улиц Шверника и Гримау, а тогда еще просто проектируемых проездов. При этом жилые дома стоят с отступом 12 метров от красной линии улиц и защищены от шума дорожного движения зелеными насаждениями. На улицы выходят два продовольственных магазина и универмаг с комбинатом бытового обслуживания, столовая с закусочной и кулинарией, кинотеатр, ясли, детский сад и школа, предназначенные также для жителей соседних микрорайонов.
Когда построено 1956–1959 годы
Архитекторы Н.Остерман, Г.Павлов, В.Свирский, С.Лященко и др.
Останкинская телебашня
Такой же символ оттепели, каким должен был стать Дворец Советов для сталинской Москвы
© РИА «Новости»
Дворец Советов отмечал геометрический центр Москвы, телебашню же построили на окраине — в соответствии с политикой децентрализации. В облике дворца суммировались лучшие достижения архитектуры прошлого — телебашня же была бескомпромиссно современной. При этом оба сооружения задумывались как самые высокие в мире: высота Дворца Советов должна была составить 420 метров, на 39 метров больше, чем Эмпайр-Стейт-билдинг, а Останкинская башня при высоте вместе с антенной 533 метра в самом деле держала титул самого высокого сооружения в мире в течение девяти лет, пока ее не обошла торонтская Си-Эн-тауэрБыла самым высоким зданием в мире с 1976 по 2010 год. Вступившая в строй к 50-летию революции и не имеющая аналогов в мире телебашня дала СССР почти такой же повод для гордости, как и достижения в освоении космоса.
Когда построено 1959–1967 годы
Архитекторы и инженеры Л.Баталов, Д.Бурдин, Н.Никитин, Б.Злобин, В.Травуш, В.Ханджи и др.
Аптека
Говорящая архитектура в чистом виде: здание является собственной вывеской. Своего рода поп-арт, вдохновленный Малевичем
Это никак не реклама (абсолютно излишняя в советских реалиях), а кроме того, при всей своей простоте это слишком сильная форма, чтобы оставаться декорацией. Равно как и сама тема врачевания имеет в Советском Союзе слишком сильный подтекст — и это еще один смысловой пласт: гуманизм в отсутствие религии. В том же году, когда появилась первая книга Вентури «Сложности и противоречия в архитектуре»Небольшую книгу называют манифестом постмодернизма в архитектуре, на экраны СССР вышел «Айболит-66» — первый настоящий советский артхаус под маской детской музыкальной комедии. Мера условности в нем зашкаливает (актеры обращаются к зрителям, вешают зонтик на край экрана, домик героя не строят, а рисуют), а добрый доктор Айболит в исполнении Олега Ефремова, несомненно, замещает опустевшее в национальном сознании место Спасителя. Поэтому и крест аптеки не может не вызывать в сознании иной крест, а замещение одного идеала другим — это, конечно, еще и случай русского авангарда.
Источником вдохновения для авторов аптеки служило творчество Казимира Малевича, где «Черный крест» 1915 года естественно трансформировался в архитектоны 20-х годов. И это еще один смысловой пласт, сугубо интеллектуальный, рафинированный, аккуратно спрятанный в пространстве привычной коммуникации: «Наконец нашлась работа и для красного креста! Наконец ушибся кто-то. Санитары, на места!» В новую эпоху гуманистический пафос учреждения заметно померк, как поблек и красный крест в Шипиловском проезде: сначала с него сползла вся краска, а потом аптеку и вовсе переделали в продуктовый магазин.
Когда построено 1973 год
Архитекторы А.Ларин, Е.Асс, Л.Волчек
Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС)
Дом, вдвое урезанный по высоте, остался тем не менее ярчайшим образом советского модернизма
© Юрий Пальмин
В одной из промежуточных версий дом распластывался, перетекая одним этажом на соседнее здание, доходный дом КоробковойДом, примыкающий к зданию ТАСС. Фотография 1992 года, и заимствовал оттуда идею скругленных окон. Учитывая негативное отношение советской власти к стилю модерн, это было вполне революционно — так в новый проект просочились первые ростки средового подхода. Правда, затем эта версия была отметена, но преемственность сохранилась, остроумно трансформировавшись в окна-телевизоры. Образ экрана в тот момент еще вполне современен: телевизор далеко не в каждом доме. Это была понятная метафора (телевизор — главное для советского человека окно в мир), при этом универсальная и в чем-то даже футуристичная: она не только предвещала век информации, но и предрекала превращение жилой ячейки в информационный порт, где главным будет не уют, а пропускная способность коммуникаций. И если в особняках модерна гигантские окна были все же единичны и уникальны (как и вся идеология этого стиля), то здесь большое скругленное окно стало модулем здания. По-модернистски отменяя идею фасадности, оно в то же время сохраняло образ привычной стены городского дома. А скрывающая межэтажные перекрытия накладка кажется деревянной, чем подкрепляет точность образа: для советского человека телевизор был не только техникой, но и мебелью. Точнее, даже более мебелью, учитывая то искажение действительности, которое он создавал.
Окна ТАСС, наследники маяковских «Окон РОСТА», стали идейным смыслом небольшой аванплощади перед зданием. Это был еще один тонкий компромисс старого и нового, из которого, кажется, состоит все здание, включая интерьеры. Его техническая начинка абсолютно современна — причем не только профессиональная (тут первая в Москве пневмопочта), но и бытовая: дом обслуживал единый пылесос, присоединиться к которому можно было через специальную розетку, имевшуюся на каждом этаже. Но при этом — советская скромность интерьеров: деревянная облицовка, низкие потолки, дээспэшная мебель. Аскетизм вроде бы искупали виды через громадные окна, но их при этом приходилось бесконечно заклеивать, чтобы не дуло.
Когда построено 1965–1977 годы
Архитекторы и инженеры В.Егерев, А.Шайхер, З.Абрамова, Г.Сирота, Б.Гурович, Ю.Маневич, А.Коганов
Жилой дом на Беговой
Соединяет черты, заимствованные у «жилой единицы» Ле Корбюзье (дом на ножках) с вынесенными наружу лифтовыми башнями Оскара Нимейера
© Юрий Пальмин
Архитектор Андрей Меерсон явно хотел быть непохожим на своих отечественных коллег и при этом стремился к сходству с зарубежными, уже давно разрабатывавшими именно эстетику тяжести и брутальности материала. Приставные башни он позаимствовал не столько у Корбюзье — хотя выступы лестниц и пандусов сильно украшают здание ЦентросоюзаПостройка Корбюзье, которую фактически строил советский архитектор Николай Колли , в «жилой единице» ничего подобного нет, — сколько у Оскара Нимейера, построившего жилой дом
с лифтовой башней для знаменитой выставки «Interbau», прошедшей в Западном Берлине в 1957 году, и Эрнё Голдфингера, в чьем бруталистском жилом комплексе Trellick Tower (1966–1972)
в Лондоне лифтово-лестничная башня, соединенная переходами с этажами, — самый запоминающийся элемент.
Однако в рационализации — замены ногами первого этажа (а то и трех, их высота — 12 метров) — Меерсон следовал непосредственно за Ле Корбюзье. Освободить землю под домом в тесно застроенном массиве на Беговой улице — хорошая идея, тем более что жильцы первых этажей страдали бы от шума уличного движения и были бы вынуждены занавешивать свои окна от взглядов прохожих. Дополнительным бонусом служит быстрое рассеивание загазованного воздуха, который в противном случае застаивался бы у стены длинного дома. Еще одного корбюзианского элемента прохожий не видит. Между домом и красной линией Беговой улицы расположен подземный гараж — именно так, вдоль дома и под землей, рекомендовал парковать автомобили Ле Корбюзье. Гараж рассчитан на 55 машин, квартир в доме должно было быть 368 — весьма щедрое соотношение по тем временам, указывающее на высокий уровень благосостояния будущих жильцов. В реальности оно получилось еще лучше, так как квартир в итоге оказалось 299.
Когда построили 1967–1978 годы
Архитекторы и инженеры А.Меерсон, Е.Подольская, М.Мостовой, Г.Клименко, Ю.Дыховичный, Д.Морозов, Б.Ляховский
Пресненские бани
Скупые мужские радости, воспетые фильмом Рязанова и благословленные сибаритом Брежневым, материализовались в здании, намекающем на древность темы
1 января 1976 года оказывается, что «пошел в баню» — это не только ругательство, но и традиция. «Сам процесс мытья, который в бане выглядит как торжественный обряд, в ванной — просто смывание грязи!» — банная субкультура вываливается на телеэкраны страны в виде четырех выпивающих философов, завернутых в простыни, как в тоги. И ровно такое же настроение у новых Пресненских бань — римское. Здесь не смывают грязь, здесь торжественно ступают под арками, чтобы возлечь на полок, затем погрузиться в просторный бассейн, а потом с чашей в руках прошествовать в лоджию… «Не в театре — говорю!» — возмущался в бане герой Зощенко, но здесь именно что театр. И пусть набор радостей поскромнее, чем в термах Каракаллы (кроме бань с бассейном имеются чайный зал, пивной бар, парикмахерская и массажные комнаты), но движение к гармонии духа и тела — то же, что и у авангардиста Никольского. Кстати, из дефицитного красного кирпича в Москве в эти годы строится только одно общественное здание — и это как раз театр, Театр на Таганке.
В банях же кирпич удается пробить под флагом революционного цвета Пресни. Но это все для отвода глаз — вдохновляется Андрей Таранов архитектурой Луиса Кана и особенно его Институтом управления в Ахмедабаде (1963), где такие же большие круглые окна и кирпичные арки. Кладка растет прямо из земли, без цоколя и отмостки, создавая ощущение единства материала — что характерно уже для европейского брутализма. Но авторы возрождают и забытые местные приемы: распушка (изменение профиля стены) и нестандартная тычковая кладка (торцом кирпича наружу) придают фасадам рельефность и глубину. А круг окна опрокидывается на землю кругом того же размера, ограждающим растущий дуб…
Когда построено 1972–1979 годы
Архитекторы и инженеры А.Таранов, Л.Колоскова, В.Гинзбург, Л.Нефедова, С.Симонова
Театр на Таганке
Здание строилось так долго, что к его открытию от легендарной труппы осталось одно назваие
© Александр Поляков/РИА «Новости»
Преисполненные пиетета к Таганке архитекторы проектируют начинку в полном соответствии с ее острохарактерной эстетикой. Знаменитый спектакль «10 дней, которые потрясли мир» начинался на улице, где горланили куплеты Золотухин с Высоцким, а на входе стояли красногвардейцы и насаживали билеты на штыки винтовок. В зрительный зал нового здания солдаты входят прямо с Садового кольца: для этого непосредственно в стене сделано сдвижное окно размером 10×4 м. Когда оно опускается, задником спектакля становится город. Что тоже логично продолжает тему арьерсцены, которая была у старой Таганки важнейшим элементом каждого спектакля и даже, по словам главного художника театра Давида Боровского, «стала нашей «Чайкой». Вся декорация «Гамлета» — грубый вязаный занавес, который ездит по сцене, и в него то кутается Офелия, то прячется принц. Теперь над сценой — мощный кран-балка, который может перемещать любые декорации, и не только по сцене, а по всему залу. Вся сценография «Пугачева» — помост, который ходит вниз-вверх (и цепи, на которых виснет Хлопуша Высоцкого), новая же сцена может подниматься и опускаться, по частям и полностью, раздвигаться вширь и выдвигаться в зал и вообще имеет 7 вариантов трансформации. Все эти новые сценические возможности зодчие сочиняют исходя из той доморощенной машинерии, которой театр обходился свои первые 10 лет. Где светильниками были обычные ведра, роль пропеллера играл вентилятор, а простейшие доски становились то кузовом грузовика, то баней, то лесом (спектакль «А зори здесь тихие»). Но где голь на выдумки хитра, там проседают спецэффекты. Создавать спектакли из ничего в борьбе с цензурой — Любимов научился и сделал это фирменным стилем, но теперь, когда ему преподнесен целый арсенал возможностей, он в растерянности. Он то велит ломать старый зал, превращая его в фойе, то вдруг спохватывается, что вместе с ним исчезнет аура, и требует все вернуть. То командует белить кирпичный задник сцены, то — ради постановки «Бориса Годунова» — его отчищать…
Любимова лодка не разбилась о быт, а медных труб и латунных перил не пережила. Здание строилось слишком долго. Заложенное в декабре 1973 года, оно открылось 22 апреля 1980-го, а через 4 месяца умер Высоцкий, так ни разу в нем и не сыграв. Еще через 3 года выдавили за границу Любимова. Потом труппа съела Анатолия Эфроса, а дождавшись возвращения основателя, отторгла и его, в 1992 году намертво раскололась и обратно так и не возродилась. Прекрасное, оригинальное, комфортное здание стало самым дорогим надгробием в истории русского театра. И трудно не заподозрить, что власть, не зная как убить опасный театр, изыскала сей дьявольски хитроумный план: построить ему новое здание.
Когда построили 1972–1980 годы
Архитекторы и инженеры А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев, В.Белецкий
Жилой дом на 1000 квартир
Величайший пример советского брутализма
© Юрий Пальмин
Архитектура впечатляет почти первобытной экспрессией бетонной массы, которой не вредит грубость стыков. Не предусмотрено баловства в виде сада на крыше, хотя сервисная инфраструктура довольно разнообразна. Архитектор Воскресенский заполняет большую часть промежутков между опорами дома предприятиями обслуживания (почта, сберкасса, прачечная, кафе, кулинария, выставочный зал) и расположенными в два яруса над ними клубными помещениями для жильцов. Гастроном с кафетерием находится в пристройке, а ясли-сад занимают отдельное здание во дворе. В отличие от дома Наркомфина присутствие развитой системы обслуживания не привело к сокращению площади квартир. Все они имеют достаточно просторные по тем временам кухни и ванные, оборудованы встроенными шкафами. При этом квартиры верхних — 12–13-го и 14–15-го — этажей двухъярусные и к тому же с выходом на широкие (1,5 м) балконы, огибающие весь дом и придающие ему сходство с огромным кораблем. На дворе уже не двадцатые годы, и приходящиеся на каждую квартиру отрезки балкона отделены перегородками.
В отличие от дома Гинзбурга, где широкие коридоры со стеклянной стеной должны были служить социальными конденсаторами, местом встреч и общения, главная задача коридора между подъездами — облегчить эвакуацию в случае пожара или иной нештатной ситуации. Повышенная забота о безопасности объясняется спецификой заказчика. Жилой дом принадлежал Министерству среднего машиностроения — под этим эвфемизмом понималась атомная отрасль, включая производство боеголовок. Архитектор, в свою очередь, из первых рук знал о воздействии бомб на здания, получив во время войны специальность пилота и инструктора ВВС. Конструкции дома сделаны особо устойчивыми в расчете как раз на случай боевых действий. Отсутствие правильных прямых углов не позволит зданию сложиться при попадании бомбы; сочетание вертикальных и трапециевидных опор в проемах арок не даст им обрушиться.
Когда построен 1972–1982 годы
Архитекторы В.Воскресенский, В.Бабад, В.Барамидзе, Л.Смирнова
Палеонтологический музей
Музей, принявший вид древней крепости
© Виталий Созинов/Фотохроника ТАСС
Невзирая на то, что здание строилось 20 с лишним лет, оно воплощено почти без отступлений от проекта — разве что отказались от подмосковного белого камня в облицовке. При этом сложно сказать, что оно хранит на себе след какого-либо времени. Оно вне его — пусть и не про вечность, а про вечную мерзлоту. Необходимо было уйти от неизбежной в музее (да еще в таком) монотонности, поэтому контрапунктами сценария должны были стать башни. В одной из них предполагалась диорама о жизни в воде, в другой через прозрачные перегородки можно было бы наблюдать за работой палеонтологов, монтирующих (она так и называлась — монтировочная) животных из фрагментов. Наконец, еще одна башня предполагала неожиданный переход из темного и низкого зала янтарей в пространство высотой 15 метров, откуда на зрителя выходил (ибо действительно ходил на двух ногах) гигантский зауролоф (утконосый ящер).
Увы, башни (кроме одной) так и не зажили этой жизнью, зато художники отнеслись к заказу не как халтурщики-иллюстраторы, а как настоящие творцы. Искусство тут всех сортов: белокаменные рельефы с изящно прочерченными тенями животных, собранные в иконостас виды моллюсков, гжельская керамика со стадами зверей, стилизованная под наскальную живопись палеолитического человека. А еще — 17 портретов великих ученых из кованой меди во вводном зале и скульптуры ископаемых во внутреннем дворике
. Здесь, во дворике, оживление достигает максимального градуса: тарбозавр кромсает молодого зауролофа.
Когда построено 1965–1989 годы
Архитекторы, конструкторы, художники Ю.Платонов, Л.Яковенко, В.Коган, В.Нагих, Т.Зевина, Е.Катышев, Ф.Гринев, В.Никитин, А.Белашов, В.Дувидов, М.Митурич-Хлебников, М.Фаворская-Шаховская
Президиум Академии наук
Убежище лучших умов СССР, получившее насмешливое прозвище «Золотые мозги»
© Юрий Пальмин
Ленинские горы рассматривались как место, от которого символически расходится свет знаний, еще раньше. Предшественниками современного здания президиума можно считать и леонидовский проект Института Ленина (1927), и власовский Комвуз (1933–1935)
. Высотка МГУ перехватила инициативу маяка знаний, но в конце 1960-х и у академии появился шанс заявить о своем присутствии. Выделенный участок был хорош с точки зрения обзора, но очень неудобен — на нестабильном склоне Москвы-реки, без адекватного общественного транспорта и со сложным подъездом для автомобилей. Зато туда было близко добираться самым выдающимся академикам, обитавшим в спрятанных в зелени Ленинских гор виллах. Примечательно, что большинство участников проведенного в 1967 году конкурса не предлагали высотного решения, а те, кто отважился пренебречь коварным грунтом, показали проекты, наиболее близкие авангарду 1920-х.
Конкурсом и зданием живейшим образом интересовался президент АН СССР Мстислав Келдыш. Его исследования в области теории космических полетов и вычислительной техники отразились в образности здания президиума, в особенности в структуре декоративного завершения башни, эскиз которого он лично и набросал. Само это завершение понадобилось, чтобы дать зданию желанный высокий силуэт и при этом не перегрузить грунт. В ажурной скульптуре спрятаны технические системы здания, а золотистый металл выбран ради ассоциации с образом златоглавой Москвы.
Когда построено 1967–1990 годы
Архитекторы и инженеры Ю.Платонов, А.Батырева, С.Захаров, А.Звездин, С.Киселев, А.Левенштейн и др.
© Музей современного искусства «Гараж»
1 из 3© Музей современного искусства «Гараж»
2 из 3© Музей современного искусства «Гараж»
3 из 3«Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель». Авторы — Анна Броновицкая и Николай Малинин, фотографии Юрия Пальмина. Издательство Музея современного искусства «Гараж». Москва, 2016. Книга продается в книжном магазине музея «Гараж».
В публикации «Афиши Daily» тексты из справочника были сокращены и отредактированы.
От репортажей со «скверных» протестов до тестов и планов на ближайшие дни — в нашем фейсбуке.Москва в стиле модерн: 10 самых интересных зданий
Модерн – художественный стиль начала 20 века, особенностями которого отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре) и расцвет прикладного искусства. В России стиль модерн стал явлением прежде всего московским, и именно в Москве построено наибольшее количество замечательных в художественном отношении памятников архитектуры…
1. Музей-квартира А. М. Горького (Особняк Рябушинского)
Музей-квартира А. М. Горького — cамый известный памятник московского модерна, построенный Ф. Шехтелем в 1902 году для миллионера Сергея Рябушинского. «Изюминка» дома – решетки на балконах, перекликающиеся с рисунком ограды, древовидные рамы окон и широкая лента мозаичного фриза, на котором изображены бледно-лиловые ирисы. В 1931 году в доме поселился вернувшийся из Италии Горький и жил здесь с 1931 по 1936 год. Примечателен особняк не только снаружи, но и внутри: в его стенах находится знаменитая «тающая» лестница и витражи, а наверху — старообрядческая домовая церковь-часовня. Мозаики по рисунку Шехтеля выполнены петербуржской фирмой Владимира Фролова. В настоящее время попасть внутрь особняка можно совершенно бесплатно!
Место: ул. Малая Никитская, д. 6/2
2. Особняк Абрикосовых
Этот особняк знаком всем по картинкам на упаковках продукции кондитерского концерна «Бабаевский»; построен он был специально для «конфетных» предпринимателей Абрикосовых. Дом в стиле модерн был построен архитектором Шнаубертом в 1905 году. Въехавшие в особняк Абрикосовы (есть байка, что предприниматели специально взяли себе «сладкую» фамилию) перенесли туда свою большую семейную фабрику. Когда отгремели революции, фабрика получила новое название – в честь секретаря райкома Петра Бабаева. В течение последних десятилетий у предприятия несколько раз менялись хозяева, однако географически концерн остался на прежнем месте – в абрикосовском особняке.
Место: Малая Красносельская улица, 7.
3. Гостиница «Метрополь»
«Метрополь» — легендарный пятизвёздочный московский отель.Здание гостиницы — выдающийся памятник московского модерна, в создании которого принимали участие лучшие архитекторы, художники, скульпторы конца XIX — начала XX века: Л. Кекушев, В. Валькотт, М. Врубель, И. Нивинский, Н. Андреев, П. Кузнецов. «Метрополь» — свидетель, а иногда и участник, многих исторических событий XX века. Здесь бывали все знаменитые люди России двадцатого столетии: Шаляпин и Анна Павлова, Малевич и Брюсов, Дягилев и Вертинский, а также многие известные зарубежные гости. После в номерах отеля принимались важнейшие решения первого года советской власти, была написана первая Советская конституция и слова гимна СССР. И по сей день «Метрополь» является гостиницей класса «люкс», популярной у именитых гостей столицы.
Место: Театральный проезд, д. 2.
4. Доходный дом Перцовой
Дом Перцовой, известный также как «дом-сказка», был построен в 1905 году по эскизам художника Сергея Малютина — автора русской матрешки. Дом отличается необыкновенным разнообразием и сложностью форм, но, в то же время, выглядит как органичное целое. В композиции фасадов соблюдена живописная асимметрия расположения окон, балконов, и башенок, а в оформлении теремков-балконов использованы мотивы древнерусского декора, которые органично сочетаются с элементами западноевропейской средневековой архитектуры. В мансардах дома раньше располагались мастерские художников, под ними — квартиры, а в подвале — известное артистическое кабаре «Летучая мышь».
Место: на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной (м. «Кропоткинская»).
5. Дом Бройдо
Двухэтажный особняк, построенный в 1910-1912 годах по проекту архитектора А.Н. Зелигсона. В проекте особняка, выполненного для владельцев участка супругов Бройдо,читаются приемы французского Ар Нуво. Центром композиционного решения особняка являлся огромный двусветный холл с парадной лестницей, вокруг которого располагались остальные помещения.
В 1960-е годы при приспособлении особняка под посольство первоначальная планировка и убранство интерьеров были практически полностью утрачены. Но несмотря на изменения и утраты, здание остается одним из ярких образцов стиля модерн в Москве.
Место: Денежный пер., 7.
6. Дом Миндовского
Особняк Миндовского на Поварской улице — одна из лучших построек московского модерна. Среди произведений Кекушева особняк Миндовского занимает особое место, именно благодаря разнообразию элементов его внешнего и внутреннего декоративного убранства — это и металлическая ограда особнякас великолепными коваными решетками, и цветные витражи вестибюля—холла, и мраморная лестница с бронзовыми львиными масками, и окна с характерным для эпохи модерна орнаментальным «травлением» на стёклах. В настоящее время в здании расположено посольство Новой Зеландии.
7. Особняк Дерожинской
Еще один знаменитый особняк, спроектированный Шехтелем. Сам дом, ажурная уличная ограда и корпуса хозяйственных служб во дворе представляют собой целостный ансамбль. Через огромное окно можно увидеть изумительно красивый парадный зал с большим беломраморным камином. Дизайн интерьеров частично сохранился до наших дней. Все в этом доме, включая мебель, было создано по рисункам Ф.О. Шехтеля. При отделке стен, дверных проемов и лестниц декоративными элементами широко использовалось дерево. В 1930-х гг. здесь размещались представительства среднеазиатских союзных республик, позднее — резиденция посла Китайской Народной Республики, а теперь — посольство Австралии.
Адрес: Кропоткинский переулок, д. 13.
8. Дом О. Листа
Один из первых московских особняков был построен в в 1898 — 1899 гг. знаменитым архитектором Кекушевым. В архитектурном решении зодчий использовал все декоративные и композиционные возможности нового стиля. Удивительно красиво сочетание золотистого тарусского «мрамора» с ярким многоцветным растительным орнаментом керамических панно. Особняк почти сразу же был продан фабриканту О. Листу, затем Н.К. Кусевицкой, жене известного дирижера. В 1909 году в доме жил друг С.А. Кусевицкого композитор А.Н. Скрябин, с которым встречался тогда 19-летний Борис Пастернак. Здесь постоянно бывали композиторы С.В. Рахманинов и Н.К. Метнер, в 1913 году останавливался Клод Дебюсси. В настоящее время в доме находится посольство Аргентины.
Место: Глазовский переулок, 8.
9. Доходный дом церкви Троицы на Грязех
Этот дом — памятник позднего «национального» модерна. Построен он был в 1909 году по проекту архитектора Кравецкого Л.Л. и Микини П.К. Главное украшение этого дома — сказочные звери — работа Вашкова С.И. Здесь есть и львы с крыльями орла, и совы, и цапли, и коты. Некоторые животные настолько фантазийные, что сложно подобрать к ним название. Крыльцо дома украшает металлический орнамент с котом во главе.
Адрес: Чистопрудный бульвар 14, стр. 3
10. Дом Кекушева
Яркий образец стиля модерн, созданный архитектором Кекушевым для себя самого в 1901-1902 годах. Современники сравнивали особняк со средневековым замком, выполненным в миниатюре. Издалека он действительно напоминает небольшой замок: несколько разновысоких объёмов, один из которых — увенчанная шатровой крышей многоярусная гранёная башня. Внутри дома – большие парадные помещения первого и второго этажей, над ними – жилые мансарды. В 1960-х годах в здании размещалась резиденция военных атташе Объединенной Арабской Республики. Сейчас здесь размещается Атташат Египта. А булгаковеды нередко называют особняк на Остоженке домом Маргариты.
Где: Остоженка, 21
Кто из архитекторов построил первое в Москве здание в стиле модерн?
0Кто из архитекторов построил первое в Москве здание в стиле модерн? Кто построил первое здание в стиле модерн в Москве? Кто из архитекторов построил 1 в Москве здание в стиле модерн? Кто построил 1-е в Москве здание в стиле модерн?
- Лев Кекушев
- Федор Шехтель
- Александр Калмыков
- Александр Иванов
Модерн — художественный стиль, расцвет и угасание которого произошли в течение очень короткого периода времени: за какие-то 20-25 лет весь мир успел влюбиться в него, вознести на вершину художественного Олимпа и разочароваться, отравившись на поиски новых идей. Ар-нуво, югендштиль, тиффани – все эти имена дали модерну в разных странах мира, которым он подарил невероятные про красоте и выразительности памятники архитектуры. И Москва здесь, разумеется, не стала исключением.
Первой в мире архитектурной постройкой в стиле модерн (арт-нуво) считается дом профессора Эмиля Тасселя на улице Турин в Брюсселе. Его построил 32-летний бельгийский архитектор Виктор Орта. Он с интересом посещал выставки художников, начинавших творить в совершенно новом тогда стиле арт-нуво, и решил перенести эти идеи в архитектуру.
Виктору Орта удалось создать совершенно новое по тем временам здание, успешно сочетавшее декоративность и функциональность. Традиционный эркер он превратил в необычную изогнутую поверхность. Элементы чугунного каркаса сделал украшением интерьера. Придумал оригинальные планировки внутренних помещений. Здание произвело настоящий фурор среди ценителей архитектуры и стало первым признанным творением в стиле «модерн».
Но вернёмся к вопросу и ответим на него. Первым по времени зданием в стиле модерн в Москве стал построенный в 1898—1899 годах архитектором Л. Н. Кекушевым особняк О. А. Листа
Правильный ответ Лев Кекушев
Дом Брюсова — здание в стиле модерн
На проспекте Мира, рядом с входом в Аптекарский огород, расположен небольшой особняк в стиле модерн — известный московский мемориальный памятник — дом поэта Валерия Брюсова. Брюсов провел здесь 14 последних лет жизни – с 1910 по 1924 год, здесь же он и умер.
Сам особняк до революции (тогдашний его адрес – 1-я Мещанская улица, д. 32) принадлежал купцу Ивану Кузьмичу Баеву, потомственному почетному гражданину, члену Торгового дома «Иван Денисович Баев старший с братьями». Брюсов вместе со своей семьей снимал в доме Баева квартиру на первом этаже.
Дом был построен в 1830-х годах – тогда это был двухэтажный жилой дом, с деревянным вторым этажом («низ каменный, верх деревянный») и характерной для того времени классической обработкой фасада. Усадьба – дом и два флигеля -принадлежала в XIX веке купеческим семьям – сначала купцам Аршиновым, затем Молчановым, пока наконец в 1895 году ее не купил купец 2-й гильдии Кузьма Денисович Баев. Позже, в 1909 году, она перешла по наследству к его сыну Ивану Кузьмичу, который решил кардинально перестроить старый дом, пригласив для этих целей архитектора Владимира Ивановича Чагина. Чагин спроектировал для Баева особняк в формах «северного модерна» — выразительное двух-трехэтажное здание с асимметрично решенными фасадами, кровлей сложной формы с островерхой крышей над входной зоной, и с оригинально устроенным входом в заглубленной арочной нише.
Для хозяйской семьи была предназначена квартира во втором этаже с большой мансардой наверху, а квартира на первом этаже сдавалась внаем. Именно эту квартиру в августе 1910 года и снял для себя и своей жены поэт Валерий Яковлевич Брюсов.
Брюсов тогда уже был известным на всю Россию поэтом и писателем, одним из основоположников русского символизма, «мэтром», оказавшим влияние не на одно поколение поэтов. Его авторитет в литературных кругах и Москвы, и Петербурга был непререкаемым. Брюсов возглавлял влиятельный символистский журнал «Весы», руководил издательством «Скорпион», его критические и литературоведческие статьи публиковались и в других изданиях – журнале «Русская мысль», альманахе «Северные цветы». Он выпустил более десяти своих поэтических сборников и несколько прозаических произведений, самые известные из которых — романы «Огненный ангел» и «Алтарь победы». Прославился он и как переводчик – он первый перевел на русский язык стихотворения Поля Верлена и Эмиля Верхарна, полностью перевел «Фауста» Гёте и «Энеиду» Вергилия; переводил не только с европейских языков, но и, например, с армянского – на основе своих переводов он составил антологию армянской поэзии «с древнейших времен до наших дней». На протяжении многих лет Брюсов был также директором Московского литературно-художественного кружка.
Его дом был одним из центров литературной жизни Москвы, да и не только Москвы – до революции здесь устраивались еженедельные поэтические «среды», куда приходили поэты, писатели, критики; читали стихи, вели дискуссии о литературе и искусстве, обменивались мнениями о выходивших книгах и статьях.
Брюсов принял власть большевиков (даже вступил в 1919 году в ряды членов РКП(б)) и после октября 1917 года принимал активное участие в литературной жизни Москвы, сотрудничал с советскими учреждениями – работал в Народном комиссариате просвещения (Наркомпросе), возглавлял Московское отделение Книжной палаты, работал в Государственном издательстве. В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт, ректором которого был до самой смерти.
Умер поэт в своей квартире на 1-й Мещанской в октябре 1924 года. После его смерти его вдова Иоанна Матвеевна продолжала жить в этом доме, она стала хранительницей архива Брюсова, привела в порядок все его рукописи и документы, готовила к публикации его труды. Она сохранила обстановку квартиры и кабинета такой, какой она была при жизни Брюсова.
В 1960-е годы дом был передан под устройство здесь районной библиотеки, а после смерти вдовы Брюсова в 1965 году было решено в мемориальном кабинете поэта устроить его музей. Он открылся в 1971 году и стал, по сути, не только музеем поэта Валерия Брюсова, но музеем всего Серебряного века.
В 1975 году дом пострадал во время пожара, сгорел мансардный этаж, – библиотека и музей были из дома эвакуированы, но дом долго не восстанавливался и стоял заброшенным. Только в конце 1980-х годов дом был восстановлен и отреставрирован, после чего был целиком передан Государственному Литературному музею. В 1999 году в доме был открыт Музей Серебряного века, который и существует здесь сейчас.