Итальянское барокко : Московская государственная академическая филармония
Московский камерный оркестр Musica Viva
История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.
Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал концертный цикл «Шедевры и премьеры» в Московской филармонии: в программах абонемента широко известные сочинения звучат свежо, будто исполняются впервые, а музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями для публики. В 2011 году появился цикл «Серебряная классика»; его основу составляют произведения, которые не вошли в золотой репертуарный фонд, хотя и достойны этого. В рамках цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.
Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярева и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других.
В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты – оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».
Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сьюзен Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale Gent и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada.
Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе всемирно известных «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург). Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России.
Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский cезон», Olympia, Hyperion, Naxos, Chandos, Тudor, Fuga Libera, «Мелодия». Среди недавних успешных записей коллектива – альбом симфоний Иоганна Стамица (2019, Naxos). Особый интерес в дискографии оркестра представляют записи с Александром Рудиным в качестве солиста. В их числе виолончельные концерты Жан-Бальтазара Триклира, Мясковского, Антонина Крафта, композиторов эпохи барокко (в том числе Иоганна Адольфа Хассе, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Вильгельма Хертеля и др.). «Григ-альбом» знакомит слушателей также с Рудиным – мастером оркестровки: в записи представлены его оркестровые версии камерных сочинений норвежского классика.
В сезоне 2018/19 оркестр Musica Viva отметил 40 лет со дня основания. В течение многих лет его деятельность поддерживается грантом Президента Российской Федерации.
Александр Рудин
Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов.
Музыкант родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории (руководитель – Дмитрий Китаенко).
Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983). Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижер камерного оркестра Musica Viva.
Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся исторически информированным исполнительством и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр Musica Viva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентизма, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов и др.
В репертуар музыканта входят произведения четырех столетий. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали много неизвестных сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso.
Вместе с оркестром Musica Viva впервые в современной России были представлены произведения Сальери, Плейеля, Дюссека, Диттерсдорфа, Козловского, Пашкевича, Алябьева. Представив в столице уникальные концертные программы, маэстро зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В частности, под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера.
Крупнейшим событием московской музыкальной жизни стал концерт, посвященный 50-летию Рудина, состоявшийся 22 ноября 2010 года. В течение вечера музыкант представил две российские премьеры (Концерт для виолончели с оркестром до мажор Вагензайля, Две пьесы для виолончели с оркестром Сибелиуса), а также пять крупных виолончельных концертов – Гайдна, К. Ф. Э. Баха, Крафта, Шостаковича, Дворжака.
Значимую часть репертуара артиста составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Родиона Щедрина, Андрея Головина. Он был первым исполнителем ряда сочинений для виолончели Дмитрия Кабалевского, Эдисона Денисова.
Александр Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, БСО имени П. И. Чайковского, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), La Follе Journée (Франция, Испания, Япония) и других. Среди партнеров музыканта по ансамблю – Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Алексей Любимов, Наталия Гутман, Энтони Марвуд, дирижеры Роджер Норрингтон, Михаил Плетнёв и др. Сольные концерты музыканта проходят в Германии, Финляндии, Нидерландах, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах.
В дискографии артиста – более 30 дисков. Особую известность получили его записи шести виолончельных сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом» (камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии Рудина), а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Крафта). Альбом виолончельных концертов композиторов эпохи барокко (Chandos, 2016) получил восторженные отклики ведущих западноевропейских критиков. Последний релиз – альбом симфоний Иоганна Стамица (Naxos, 2019).
С 1989 года Александр Рудин преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 – профессор. Неоднократно был членом жюри международных конкурсов, в том числе X, XI и XII (председатель жюри виолончелистов) Конкурса имени П. И. Чайковского.
Удостоен почетного звания «Народный артист России» (2001) и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2003).
Дмитрий Синьковский
Дмитрий Синьковский – скрипач, певец (контратенор) и дирижер, специализирующийся на исполнении музыки эпохи барокко. Окончил Московскую государственную консерваторию (класс скрипки проф. Александра Кирова) и аспирантуру МГК (класс камерного ансамбля проф. Алексея Любимова). Историческим исполнительством начал заниматься под руководством Марии Леонхардт, в дальнейшем участвовал в сольных и камерных мастер-классах Томаса Цеетмайра, Сигизвальда Кёйкена, Рио Терракадо, Роджера Норрингтона, Андреаса Штайера и других знаменитых музыкантов. Обучался вокалу у Майкла Чанса, Яны Иваниловой и Мари Давалуи, дирижированию – у Томислава Фачини в Загребской академии музыки.
Лауреат международных конкурсов скрипачей Premio Bonporti в Роверето, имени И. С. Баха в Лейпциге, Musica Anrtiqua в Брюгге, имени Г. И. Ф. фон Бибера в Австрии и имени Г. Ф. Телемана в Магдебурге.
Выступал в качестве солиста, приглашенного концертмейстера и дирижера с известными коллективами, среди которых Il Giardino Armonico, Accademia Bizzantina, Musica Antiqua Roma, Il Rossignolo, La Risonanza (Италия), Concerto Köln, Ensemble 1700, Leipzig Baroque (Германия), Collegium Marianum (Чехия), B`Rock Orchestra (Бельгия), Arion Ensemble (Канада), Il Complesso Barocco (Нидерланды), Armonia Atenea (Греция), Baltic Baroque (Эстония), Барочный оркестр Бремена, Барочный оркестр Хельсинки, Барочный оркестр Севильи, Камерный оркестр Клайпеды, Национальный оркестр Испании, MusicAeterna, Musica Petropolitana, Pratum Integrum, Musica Viva, Камерный оркестр Новосибирска, Questa Musica, Австралийский Бранденбургский оркестр.
Выступал в ансамблях с Тревором Пинноком, Майклом Чансом, Эммой Кёркби, Робертой Инверницци, Альфредо Бернардини, Алексеем Любимовым, Александром Рудиным, Александром Галковским, Марселем Понселе и многими другими. В сезоне 2017/18 был приглашенным дирижером Симфонического оркестра Сиэтла, Барочного оркестра Хельсинки, Симфонического оркестра Дубровника, ансамбля Il Pomod`oro и B’Rock Orchestra.
Принимал участие в фестивалях во Франции (Nantes Printemps des Arts), Швеции (Nordmaling Baroque Festival), Германии (Tage Alte Music, Potsdam Sans-Soucci), Нидерландах (фестиваль старинной музыки в Утрехте), Бельгии (Musica Antiqua в Брюгге), «Декабрьских вечерах» в Москве, Early Music в Санкт-Петербурге и других. В 2018 году исполнил заглавную партию в опере «Луций Сулла» Г. Ф. Генделя на Людвигсбургском фестивале (Ensemble 1700, дирижер Доротея Оберлингер).
Дмитрий Синьковский стал первым музыкантом, спустя сотни лет исполнившим и записавшим многие произведения композиторов XVII–XVIII веков: скрипичные концерты Телемана, Тица, Розетти, Концертную симфонию И. Х. Баха, три квартета Вельфля. Играет на скрипке кремонского мастера Франческо Руджери (1675), предоставленной фондом Jumpstart (Нидерланды). Записывается на лейблах Naïve и Сaro mitis. Первый альбом артиста (Per Pisendel) был удостоен премии Diapason D`Or. Преподает в Московской консерватории (доцент).
Вечер музыки эпохи барокко
Барокко — музыкальная эпоха, не перестающая удивлять современных любителей музыки. Удивления достойно многое: и ее продолжительность – не менее полутора столетий, и внушительный диапазон жанров – от оперы до мессы; обилие талантливых композиторов… И, может быть, главное – масштаб и глубина музыки тех авторов, которых справедливо называют гениальными.
Произведения двух из них, Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя, составят «обрамление» концертной программы. Вечер откроет знаменитый ре-минорный концерт Баха для клавира с оркестром (BWV 1052). Написанный по типу итальянской увертюры, с соотношением частей быстро – медленно – быстро, он поражает мощным напором крайних частей и углубленной сосредоточенностью средней. Завершающая концерт пьеса Генделя представляет музыку совсем иного типа — это резвый и одновременно изящный танец из его популярной, недавно вошедшей в репертуар Большого оперы «Альцина».
Не нуждаются в представлении и Антонио Вивальди, Томазо Альбинони, Георг Филипп Телеман – три выдающихся композитора эпохи барокко. В программе прозвучат Концерт для двух скрипок, виолончели, струнного ансамбля и basso continuo ре минор Вивальди, Соната для пяти струнных инструментов и basso continuo соль минор Альбинони, Концерт для флейты, скрипки, струнного ансамбля и basso continuo ми минор Телемана. Как можно зааключить из названий пьес, все они предназначены для исполнения в сопровождении basso continuo («длящийся бас»). В эпоху барокко так называлась группа из двух или трех инструментов, обеспечивающая гармоническую поддержку музыкантам-солистам. Обычно в нее входил клавесин и какой-нибудь струнный – виола, теорба или виолончель. У группы continuo cуществовала особая форма нотной записи: на нотных линейках писали только бас, а рядом с ним ставили цифры, обозначающие ту или иную гармонию. По такому же принципу устроена цифровка в современной джазовой и эстрадной музыке. Специфически барочным признаком во всех композициях является и особая трактовка жанра. Так, концерты Вивальди и Телемана написаны не для одного исполнителя-виртуоза в сопровождении оркестра, как то было в эпоху классицизма и романтизма, а для двух групп инструментов – солирующей и аккомпанирующей. В сонате Альбинони состав инструментов также «нетипичный»: пять струнных с continuo. Однако на восприятии музыки это никак не отражается. Произведения признанных барочных мастеров звучат для нас живо и современно.
Очень интересную часть программы составят опусы барочных композиторов, относительно мало знакомых «среднестатистическому» слушателю.Например, итальянца Тарквинио Мерулы (1595-1665). Его родным городом был Буссето; места же своей службы он постоянно менял из-за неуживчивого характера. Мерула наряду с другими композиторами своего времени развивал новые барочные жанры – кантаты, сонаты, симфонии. Не пренебрегал он и жанрами, доставшимися «в наследство» от эпохи Возрождения, в том числе канцоной и канцонеттой. В концерте прозвучат три канцоны Мерулы из сборника канцон и сонат для двух или трех инструментов – La Caravaggia, La Trecca и Chiaccona.
Кристоф Ферстер (1693-1745) — немецкий композитор, писавший, однако, в итальянском стиле, перенятом им от своего учителя Йоханна Хайнихена. Во время поездки в Прагу в составе мерсбургской капеллы Ферстер имел возможность познакомиться и с «настоящими» итальянскими композиторами – Кальдарой, Конти, Пианой. Ферстер был плодовитым автором: до нас дошли более пятидесяти его концертов, около пятидесяти духовных кантат для солистов, хора и оркестра, сольные и трио-сонаты. Его сочинения, очевидно, ценил Телеман, издавший в Париже дуэты Ферстера. Тот, в свою очередь, купил по подписке сборник сочинений Телемана. В концерте прозвучит сочинение Ферстера в его излюбленном жанре концерта: Концерт для валторны, струнного ансамбля и basso continuo ми-бемоль мажор.
Генрих Игнац Бибер (1644-1704) — богемско-австрийский композитор и скрипач. Его судьба не совсем обычна для того времени: Бибер самовольно покинул своего покровителя епископа Карла II Лихтенштейн-Кастелькорна в Оломоуце и поселился в Зальцбурге. В этом городе, будущей родине Моцарта, Бибер оставался до конца жизни, не переставая сочинять. Бибер считается одним из композиторов, заложивших основы современной скрипичной техники. В своем творчестве он широко применяет разнообразные аккорды и сложные полифонические пассажи, а также экспериментирует со скордатурой – перестройкой инструмента. Помимо этого, Бибер одним из первых начал писать произведения для скрипки соло. В программу вошло его многочастное программное сочинение «Битва»/ «Баталия» (сюита для струнного ансамбля и basso continuo ре мажор). Среди названий его частей, помимо обычных темповых обозначений, есть заголовки «Марс», «Битва»… Возможно, на создание «Баталии» Бибера вдохновила музыка Монтеверди, а именно его знаменитый мадригал «Поединок Танкреда и Кларинды», также являющийся ярким и убедительным изображением сражения средствами музыкальных инструментов.
В концерте примут участие солисты оркестра Большого Валерия Арзуманова (скрипка), Алексей Колбин (скрипка), Артем Руденко (скрипка), Игорь Цинман (скрипка), Иван Саенко (альт), Дмитрий Усов (альт), Арсений Безносиков (виолончель), Александр Кашин (виолончель), Олег Трусов (контрабас), Ася Гречищева (теорба), Артур Арзуманов (валторна), Наталья Береславцева (флейта), Софья Беляева (гобой), а также известный британский клавесинист Бернард Робертсон.
Оксана Усова
На «Декабрьских вечерах» прозвучала музыка барокко / Новости культуры / Tvkultura.ru
Музей изобразительных искусств имени Пушкина приглашает в «Сад гармонии» — именно так в переводе с итальянского звучит название камерного ансамбля Il Giardino Armonico. Этот прославленный коллектив – частый гость «Декабрьских вечеров» в Пушкинском. Но в нынешнем году интерес к его выступлениям особый. Вместе с итальянцами произведения авторов эпохи барокко исполнили сопрано Юлия Лежнева и скрипач Дмитрий Синьковский, который в этот вечер продемонстрировал публике и свои незаурядные вокальные данные.
Этот декабрьский вечер был посвящен эпохе барокко. На сцене – одни из самых лучших современных исполнителей этой музыки. Итальянский камерный оркестр изначально создавался дирижером Джованни Антонини как коллектив, который специализируется на музыке композиторов XVII — XVIII веков.
«У нас струны на инструментах не металлические, а из жил животных. Это помогает извлекать другой звук, более аутентичный, такой, как его задумал композитор, — Корелли, Джемининани. Мы играем на инструментах того времени. Есть и клавесин и теорба – это такая устаревшая лютня», — рассказывает дирижер Джованни Антонини.
Солисты Юлия Лежнева и Дмитрий Синьковский — близкие друзья дирижёра. Синьковский одно время был концертмейстером его ансамбля. Поэтому называет всех участников своей семьей, а музыку барокко – главным делом жизни.
«Я занимаюсь музыкой барокко еще с тех пор, как учился в музыкальном училище, даже не в консерватории. Начал этим увлекаться, и это стало частью моей жизни, основной частью. Я к этому пришел абсолютно осознанно и уверенно», — говорит Дмитрий Синьковский.
Синьковский не только обладает редким голосом – контратенором, но и виртуозно владеет скрипкой. В этот вечер выступал в двух ипостасях.
С Юлией Лежневой Синьковский пел в дуэте Перголези. Лежнева признается, что она, как и все остальные на этой сцене, – фанатка эпохи барокко. В столице она бывает нечасто и всегда здесь – желанная гостья. Одна из самых юных певиц с голосом ангельской красоты, чистейшей интонацией и безупречной техникой. В свои 26 лет она покорила лучшие залы Европы и Америки. Причем путь на большую сцену для нее открыл именно Джованни Антонини. В 2010 году с ним она записала свой первый диск – арии из опер Вивальди.
«Он потратил столько времени со мной — две недели практически. Просто помогал мне разобраться, как петь речитативы, как почувствовать. Если бы не он, если бы не его любовь, забота и поддержка в то время, то, наверное, ничего бы не получилось у меня», — признается Юлия Лежнева.
Этот мастер-класс по музыке эпохи барокко – не единственный в рамках фестиваля «Декабрьские вечера». Совсем скоро Лежнева, Антонини и камерный оркестр Il Giardino Armonico выйдут на сцену Пушкинского, чтобы исполнить музыку Генделя.
Новости культуры
Вечер музыки итальянского барокко: ансамбль «La villa barocca» (г. Москва)
11декабря в Елагиноостровском дворце будет звучать итальянская музыка эпохи барокко в исполнении ансамбля «La villa barocca»(г. Москва)Ансамбль«La Villa Barocca» специализируется на аутентичном исполнении барочной музыки.Артисты не только используют инструменты, свойственные этому периоду, но и следуют принципам и приемам музыкальной культуры XVII-XVIII веков. Основу репертуара ансамбля составляют камерная инструментальная музыка и произведения для голосав сопровождении солирующих инструментов и бассо континуо.
11 декабря в программе прозвучит музыка Италии XVIIвека. Вы услышите сонаты Дарио Кастелло и Джованни Антонио Пандольфи-Меалли,канцоны Фрескобальди, пролог из оперы «Орфей» Клаудио Монтеверди и много другой фантастически чудесной музыки.
В составе ансамбля выпускники Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, прошедшие европейскую стажировку у ведущих специалистов в области исторического исполнительства.
Этим вечером вы услышите изящную музыку, которая так характерна для эпохи барокко, и познакомитесь с такими удивительными музыкальными инструментами как флейта траверсо, барочная блокфлейта и архилютня. Кроме того, теперь перед началом концерта для вас открыты Парадные залы Елагиноостровского дворца с художественными интерьерами в стиле ампир.
Ждем вас 11 декабря в 19.00 в Елагиноостровском дворце!
В составе ансамбля:
Солистка оркестра «Pratum Integrum» Екатерина Дрязжина (флейта траверсо, барочная блокфлейта)
Анна Хазанова (меццо-сопрано)
Лауреат международных конкурсов Анна Кучина (клавесин, орган)
Вадим Вайнштейн, виола да гамба
В концерте принимают участие:
Ярослава Мальцева (барочная блокфлейта)
Константин Щеников (архилютня)
Встреча в социальной сети ВКонтакте: http://vk.com/club61722759
Справки по телефонам: 430-12-81; +7 911 297 54 55
Показать полностью
Вечер музыки эпохи барокко
Начало весны – переменчивое, хрупкое, тревожное… В эти дни музыканты оркестра Большого театра приглашают слушателей совершить вместе с ними необычное и таинственное «погружение» – в прекрасную, далекую, страстную, изысканную и задающую множество вопросов эпоху барокко.
Внимательный слушатель, заглянув в программу концерта, обратит внимание на то, что в названиях большинства ее произведений фигурирует словосочетание «basso continuo». Basso continuo (с итальянского – «непрерывный бас»), или генерал-бас – одно из ведущих понятий в музыке барокко. Так называется особый принцип, сложившийся в музыкальном искусстве XVII – первой половины XVIII вв. и подразумевавший способ записи и «расшифровки» многоголосного музыкального произведения: композитор записывал нотами не всю музыкальную ткань, а лишь ее басовый голос, сопровождая его цифрами, особым образом обозначающими созвучия и аккорды. Таким образом, записывалась только общая «канва» произведения, а исполнитель строил его фактуру со всеми ее тонкостями согласно своему вкусу и мастерству. Особенно искусные и опытные музыканты обладали умением играть партию basso continuo без предварительной подготовки, «в реальном времени», так что их игра была настоящей импровизацией. Этот принцип музыкальной организации был в эпоху барокко настолько всеохватным, что за ней также закрепилось название «эпоха генерал-баса».
Принцип импровизации, вариативности касался не только манеры игры, но и выбора инструментального состава произведений. Так, партия упомянутого континуо могла исполняться как на клавесине, так и на органе или органе-позитиве, а бас мог дублироваться каким-либо низким инструментом – как правило, виолончелью или фаготом. Выбор состава солистов также часто мог оставаться «на откуп» исполнителям, и бывало, что произведение могло вообще не содержать никаких точных сведений о том, какие инструменты должны его исполнять. Пример этому – три сонаты, которые прозвучат в сегодняшнем концерте, авторства Дарио Кастелло, скрипача капеллы базилики святого Марка в Венеции, которой руководил великий Клаудио Монтеверди. Кастелло оставил 29 сонат, обозначенные им как «Sonate сoncertate in stil modernо» (в буквальном переводе — «концертные сонаты в современном стиле»). Под «современным стилем» подразумевалось как раз революционный в то время стиль экспрессивной и яркой музыки для солиста и континуо, противопоставляемый «старинной» хоровой полифонии строгого письма. Состав инструментов, задействованных в сонатах Кастелло, не указан, поэтому музыканты Большого выбрали «в компанию» к basso continuo (в нашем концерте это клавесин) инструменты по своему вкусу: в одном случае – скрипку соло, в другом – флейту и альт, а в третьем – скрипку и валторну.
Еще один пример барочной сонаты в нашей программе – трио-соната Георга Филиппа Телемана, музыканта неистощимой творческой энергии, успех которого при жизни был настолько велик, что современники ставили его выше И. С. Баха и Г. Ф. Генделя (оба из которых, впрочем, были его друзьями, а для одного из сыновей Баха он стал крестным отцом). Композиторское наследие Телемана – больше, чем все сочинения Баха и Генделя, вместе взятые. Кроме того, он руководил крупнейшими оркестрами в самых разных городах Германии, основал один из первых музыкальных журналов, а также был известен как поэт.
В трио-сонате Телеман указывает необходимый состав исполнителей: флейта, скрипка и чембало (итальянское название клавесина). Хотя название «трио-соната» предполагает большую самостоятельность и выразительность каждого из трех голосов и, в принципе, теоретически возможна для исполнения на любых трех инструментах (или даже на одном: широко известны шесть трио-сонат для органа И.С. Баха). Сочинение соответствует всем «канонам» барочной сонаты: она состоит из четырех частей, расположенных по принципу контраста характера и темпа, среди которых находится место и эффектным быстрым пьесам концертного характера, и «графичным» танцевальным ритмам, и изысканно-печальному Adagio.
Говоря о жанре сонаты, нельзя обойти вниманием и ее сольную разновидность. Ее в нашем вечере представит Пассакалия для скрипки соло Генриха Игнаца Франца фон Бибера, австрийского композитора и скрипача. Бибер наиболее известен как автор цикла «Rosenkranzsonaten» («Сонаты святого Розария», или, в другом варианте – «Сонаты-мистерии»), состоящего из 15 небольших скрипичных сонат и пассакалии. Каждая из сонат посвящена какому-либо евангельскому событию, а завершающая весь цикл Пассакалия носит название «Ангел-хранитель». Во всех пьесах, кроме первой (сонаты «Благовещение») и последней (Пассакалии), используется оригинальный прием скордатуры, т.е. изменения привычного строя струн скрипки, что придает им особый колорит, невозможный без подобных манипуляций, и беспрецедентную техническую сложность. Все сонаты вместе представляют собой единую символическую «картину», что соответствует их таинственному названию – «Мистерии».
Помимо различных разновидностей сонаты, в эпоху барокко возник еще один музыкальных жанр, который впоследствии стал одним из ведущих во все последующие эпохи. Это жанр концерта, причем в тот период «бок о бок» существовали два его вида: концерт для сольного инструмента с оркестром и непосредственно оркестровый концерт (или concerto grosso). Примеры последнего откроют и закроют первое отделение. Жанр concerto grosso возник в Италии второй половины XVII века, и основывается не на противопоставлении солирующего инструмента с общей оркестровой массой, а на сопоставлении звучания двух групп оркестра – всего его состава (ripieno) и группы солистов (concertino). Concerti grossi Арканджело Корелли стали первым совершенным образцом этого жанра. Они состоят из большого количества частей – от четырех до семи – не считая небольших медленных связок между ними, и сохраняют единство тональности на протяжении всего концерта. Перу Корелли принадлежат двенадцать концертов – так же, как и перу его ученика Пьетро Локателли, выдающегося скрипача и новатора в области скрипичной техники и выразительности, которые впоследствии оказали непосредственное влияние на таких виртуозов, как Н. Паганини и Р. Крейцер.
Концерт для солирующего инструмента, одного или нескольких, в сопровождении оркестра будет представлен двумя авторами. Первый из них, Иоганн Фридрих Фаш – современник И.С. Баха, при жизни высоко им оцененный – был капельмейстером принца Ангальт-Цербстского. Помимо масштабной композиторской деятельности, Фаш также преуспел в организаторской деятельности: он учредил в Лейпциге общество «Collegium musicum», которое, наряду с аналогичными организациями в других городах Германии, играли существенную просветительскую роль и были центрами культурной жизни страны. В программе вечера – трехчастный концерт И. Ф. Фаша для солирующей, невероятно красиво сочетающейся, «пары» – скрипки и гобоя.
Особое место в истории жанра концерта отведено, несомненно, Антонио Вивальди. Концерт соль минор RV 578 входит в цикл из двенадцати концертов для струнных инструментов «Гармонические вдохновения». Этот цикл стал первым напечатанным собранием концертов Вивальди, и стал объектом тщательного изучения И. С. Бахом: три концерта он переложил для клавира соло, один – для четырех (!) клавиров, а два – ля минор и ре минор – для органа. Все эти транскрипции стали широко известными и исполняемыми. Четырехчастный соль-минорный концерт предназначен для целых трех солистов: двух скрипок и виолончели – что приближает его к жанру concerto grosso.
Еще один концерт Вивальди – RV 443 – особенно интересен тем, что солирующий инструмент в нем – крайне редко используемая сольно флейта-пикколо. Разумеется, при жизни Вивальди он, как и другие два его флейтовых концерта, исполнялись не на современной «пикколке»: в нотах указан инструмент flautino (самая высокая из разновидностей блокфлейты – сопранино) или ottavino (какая-то из разновидностей малой поперечной флейты).
В концерте примут участие Игорь Цинман, Артем Руденко, Валерия Арзуманова, Алексей Колбин, Яна Неустроева (скрипка), Дмитрий Усов (альт), Петр Кондрашин, Арсений Безносиков (виолончель), Софья Беляева (гобой), Наталья Береславцева (флейта), Артур Арзуманов (валторна), а также Дарья Борковская (клавесин), Дмитрий Плотников (фагот), Ася Гречищева (теорба, лютня), Олег Воробьев (ударные), Иван Саенко (альт) и Олег Трусов (контрабас).
Наталия Абрютина
Билеты на «Вечер итальянского барокко» в Соборной палате ПСТГУ
На графике приведено остаточное количество билетов на мероприятие Вечер итальянского барокко среди самых популярных билетных агентств. Опираясь на данную информацию, вы сможете купить билеты у продавцов, обладающих максимальным выбором, с возможностью выбрать лучшие места в зале среди множества предложений.

Статистика поможет выбрать лучшие места, ориентируясь на остаточное количество билетов. В зависимости от текущей квоты агентство может продать билеты только на определенные места в зале. С помощью нашего сайта вы легко сможете сделать правильный выбор.
Рекомендуем приобрести билеты заранее до начала мероприятие Вечер итальянского барокко, избегая всеобщего ажиотажа, так как вы сможете выбрать более комфортные места и по доступным ценам от официальных продавцов и без сумасшедших наценок от спекулянтов. График поможет вам сориентироваться по динамике минимальных цен.

Рекомендуем приобретать билеты задолго до того, как начнется мероприятие Вечер итальянского барокко, избегая ограниченного выбора мест в зале в случае приближения к дате начала. График с динамикой остатков поможет принять вам решение, когда приобрести билеты.

График показывает динамику оставшихся билетов по дням.
Уникальная музыкальная коллекция «Великие композиторы» (том 30. Итальянское барокко)
Заказать сейчасИтальянское барокко АРКАНДЖЕЛО КОРЕЛЛИ 1. Sonata da chiesa, соч.1 № 10 2. Concerto grosso № 4 ре-мажор для струнного оркестра, соч. 6 № 4 АЛЕССАНДРО СКАРЛАТТИ 3. «Miserere» 4. Соната ля-мажор ДЖУЗЕППЕ ТАРТИНИ 5. Соната для скрипки и фортепиано «Трель дьявола» ПЬЕТРО ЛОКАТЕЛЛИ Соната для виолончели и фортепиано ре-мажор: 6. I часть. Allegro БАЛЬДАССАРЕ ГАЛУППИ 7. Концерт для флейты с оркестром соль-мажор ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПЕРГОЛЕЗИ «Стабат Матер» для солистов, хора и оркестра 8. Дуэт Граве Годы записи: 1959 (5), 1962 (6), 1966 (8), 1972 (1), 1974 (2), 1983 (7), 1987 (3), 1989 (4). Владимир Спиваков, скрипка; Анатолий Шейнок, скрипка; Юрий Туровский, виолончель; Сергей Дижур, клавесин (2) Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии (камерный состав) Дирижер Давид Ойстрах (2) Камерный хор «Avt Sol» Айварс Капейс, орган Рижского Домского собора Камерный оркестр Государственной филармонии ЛССР Дирижер — Товий Лифшиц (3) Ансамбль «Barocco Revaliensis» (4) Семен Снитковский, скрипка; Инна Коллегорская, фортепиано (5), Наталия Гутман, виолончель; Светлана Величко, фортепиано (6) Владимир Федотов, флейта; Лев Болдырев, клавесин Ансамбль старинной музыки Дирижер — Владимир Федотов (7) Галина Писаренко, сопрано; Ирина Архипова, меццо-сопрано Государственная республиканская русская капелла (женская группа) Художественный руководитель Александр Юрлов Московский камерный оркестр Дирижер — Рудольф Баршай (8) Каждую неделю по вторникам в киосках города в продаже очередной том «Книга о жизни великого музыканта» плюс CD. Коллекция распространяется только с газетой «Комсомольская правда» Заказать сейчасМузыка, от которой балдел даже Казанова Елена ДУДА, зам. главного редактора «КП», рассказывает про диск «Итальянское барокко»: Время от времени человечество устает от подвигов. И начинает жить для себя — размашисто, ярко и со вкусом. — Если человек Ренессанса готов был умереть за идею (взять хотя бы Джордано Бруно), то человек эпохи барокко на костер уже не хотел. Ага, щас. У него много других занятий, более приятных. Да и сама инквизиция в Италии к середине XVII века перестала кошмарить население в массовых масштабах. Мрачное время кончилось. Наступила оттепель. А тут еще в Европу хлынуло дешевое золото из американских колоний. Именно тогда появляется позолоченная мебель с гнутыми ножками и сложной резьбой. Барочная мебель и в наши дни остается верным способом пустить гостям пыль в глаза. В моду входят красные камзолы, кружева, туфли с бриллиантовыми пряжками, шелковые чулки, корсеты. Из той же Америки везут новые продукты — шоколад, кофе, тростниковый сахар. Дольче вита! Чего не жить? Символ этой веселой и циничной эпохи — Джованни Казанова, великий обольститель и первый в Европе мужчина-сводник, поставлявший фавориток королям. Наш Петя Листерман ему и в подметки не годится. Хотя бы потому, что не умеет играть на скрипке. А Казанова умел. И даже с Вивальди музицировал — они в одно время жили в Венеции и были дружны. Главный инструмент эпохи — скрипка. Спасибо Страдивари, который именно тогда придумал свои чудо-скрипки, умеющие петь почти человеческим голосом. Появляются первые виртуозы. Их так любят, что прощают даже богохульство. Джузеппе Тартини, первая скрипка Италии, до чего дошел: сочинил сонату и назвал ее «Дьявольская трель». Больше того, он рассказывал на всех углах, как во сне к нему пришел дьявол, наиграл адски красивую мелодию и предложил ее купить. Тартини душу немедленно продал (соната есть на нашем диске, наслаждайтесь). И ничего ему не было. А ведь инквизиция в Италии формально еще не отменена. И ее первый принцип «Суду подлежит всякий, причастный к ереси словом, делом или сочинением» — тоже. Так что при желании маэстро Тартини можно было замучить совершенно законно. Но желания такого уже не было, в этом-то вся штука. Почему? Сдается мне, из практических соображений. Случись у какого кардинала праздник в его личном поместье — кто играть будет, если всех подряд жечь? Музыка была эксклюзивной и дорогой услугой. Она должна была создавать ОЩУЩЕНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ — идефикс эпохи барокко. Барочные произведения и сейчас очень комфортны для уха. Так ведь они под это были заточены изначально. Супермегазвезды итальянского барокко — это певцы-кастраты, воспитанники бесчеловечной «фабрики звезд» XVII — XVIII веков. Но уж очень хотелось Папе Римскому, чтобы у него в капелле звучали необыкновенные голоса — по-мужски сильные, по-женски высокие и подвижные. Похожие тембры — у Дивы Плавалагуны в «Пятом элементе» и у Фаринелли в фильме «Фаринелли-кастрат» — мужской и женский тембры соединили на компьютере. Сейчас мы можем только догадываться, как на самом деле звучали написанные специально для кастратов «Мизерере» Скарлатти и «Стабат Матер» Перголези (они тоже есть на нашем диске). Хотя современное исполнение их не портит — музыка-то божественная. Приятного прослушивания.
Заказать сейчасИтальянское барокко АРКАНДЖЕЛО КОРЕЛЛИ 1. Sonata da chiesa, соч.1 № 10 2. Concerto grosso № 4 ре-мажор для струнного оркестра, соч. 6 № 4 АЛЕССАНДРО СКАРЛАТТИ 3. «Miserere» 4. Соната ля-мажор ДЖУЗЕППЕ ТАРТИНИ 5. Соната для скрипки и фортепиано «Трель дьявола» ПЬЕТРО ЛОКАТЕЛЛИ Соната для виолончели и фортепиано ре-мажор: 6. I часть. Allegro БАЛЬДАССАРЕ ГАЛУППИ 7. Концерт для флейты с оркестром соль-мажор ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПЕРГОЛЕЗИ «Стабат Матер» для солистов, хора и оркестра 8. Дуэт Граве Годы записи: 1959 (5), 1962 (6), 1966 (8), 1972 (1), 1974 (2), 1983 (7), 1987 (3), 1989 (4). Владимир Спиваков, скрипка; Анатолий Шейнок, скрипка; Юрий Туровский, виолончель; Сергей Дижур, клавесин (2) Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии (камерный состав) Дирижер Давид Ойстрах (2) Камерный хор «Avt Sol» Айварс Капейс, орган Рижского Домского собора Камерный оркестр Государственной филармонии ЛССР Дирижер — Товий Лифшиц (3) Ансамбль «Barocco Revaliensis» (4) Семен Снитковский, скрипка; Инна Коллегорская, фортепиано (5), Наталия Гутман, виолончель; Светлана Величко, фортепиано (6) Владимир Федотов, флейта; Лев Болдырев, клавесин Ансамбль старинной музыки Дирижер — Владимир Федотов (7) Галина Писаренко, сопрано; Ирина Архипова, меццо-сопрано Государственная республиканская русская капелла (женская группа) Художественный руководитель Александр Юрлов Московский камерный оркестр Дирижер — Рудольф Баршай (8) Каждую неделю по вторникам в киосках города в продаже очередной том «Книга о жизни великого музыканта» плюс CD. Коллекция распространяется только с газетой «Комсомольская правда» Заказать сейчасМузыка, от которой балдел даже Казанова Елена ДУДА, зам. главного редактора «КП», рассказывает про диск «Итальянское барокко»: Время от времени человечество устает от подвигов. И начинает жить для себя — размашисто, ярко и со вкусом. — Если человек Ренессанса готов был умереть за идею (взять хотя бы Джордано Бруно), то человек эпохи барокко на костер уже не хотел. Ага, щас. У него много других занятий, более приятных. Да и сама инквизиция в Италии к середине XVII века перестала кошмарить население в массовых масштабах. Мрачное время кончилось. Наступила оттепель. А тут еще в Европу хлынуло дешевое золото из американских колоний. Именно тогда появляется позолоченная мебель с гнутыми ножками и сложной резьбой. Барочная мебель и в наши дни остается верным способом пустить гостям пыль в глаза. В моду входят красные камзолы, кружева, туфли с бриллиантовыми пряжками, шелковые чулки, корсеты. Из той же Америки везут новые продукты — шоколад, кофе, тростниковый сахар. Дольче вита! Чего не жить? Символ этой веселой и циничной эпохи — Джованни Казанова, великий обольститель и первый в Европе мужчина-сводник, поставлявший фавориток королям. Наш Петя Листерман ему и в подметки не годится. Хотя бы потому, что не умеет играть на скрипке. А Казанова умел. И даже с Вивальди музицировал — они в одно время жили в Венеции и были дружны. Главный инструмент эпохи — скрипка. Спасибо Страдивари, который именно тогда придумал свои чудо-скрипки, умеющие петь почти человеческим голосом. Появляются первые виртуозы. Их так любят, что прощают даже богохульство. Джузеппе Тартини, первая скрипка Италии, до чего дошел: сочинил сонату и назвал ее «Дьявольская трель». Больше того, он рассказывал на всех углах, как во сне к нему пришел дьявол, наиграл адски красивую мелодию и предложил ее купить. Тартини душу немедленно продал (соната есть на нашем диске, наслаждайтесь). И ничего ему не было. А ведь инквизиция в Италии формально еще не отменена. И ее первый принцип «Суду подлежит всякий, причастный к ереси словом, делом или сочинением» — тоже. Так что при желании маэстро Тартини можно было замучить совершенно законно. Но желания такого уже не было, в этом-то вся штука. Почему? Сдается мне, из практических соображений. Случись у какого кардинала праздник в его личном поместье — кто играть будет, если всех подряд жечь? Музыка была эксклюзивной и дорогой услугой. Она должна была создавать ОЩУЩЕНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ — идефикс эпохи барокко. Барочные произведения и сейчас очень комфортны для уха. Так ведь они под это были заточены изначально. Супермегазвезды итальянского барокко — это певцы-кастраты, воспитанники бесчеловечной «фабрики звезд» XVII — XVIII веков. Но уж очень хотелось Папе Римскому, чтобы у него в капелле звучали необыкновенные голоса — по-мужски сильные, по-женски высокие и подвижные. Похожие тембры — у Дивы Плавалагуны в «Пятом элементе» и у Фаринелли в фильме «Фаринелли-кастрат» — мужской и женский тембры соединили на компьютере. Сейчас мы можем только догадываться, как на самом деле звучали написанные специально для кастратов «Мизерере» Скарлатти и «Стабат Матер» Перголези (они тоже есть на нашем диске). Хотя современное исполнение их не портит — музыка-то божественная. Приятного прослушивания.
Заказать сейчас
Итальянское барокко
АРКАНДЖЕЛО КОРЕЛЛИ
1. Sonata da chiesa, соч.1 № 10
2. Concerto grosso № 4 ре-мажор для струнного оркестра, соч. 6 № 4
АЛЕССАНДРО СКАРЛАТТИ
3. «Miserere»
4. Соната ля-мажор
ДЖУЗЕППЕ ТАРТИНИ
5. Соната для скрипки и фортепиано «Трель дьявола»
ПЬЕТРО ЛОКАТЕЛЛИ
Соната для виолончели и фортепиано ре-мажор: 6. I часть. Allegro
БАЛЬДАССАРЕ ГАЛУППИ
7. Концерт для флейты с оркестром соль-мажор
ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПЕРГОЛЕЗИ
«Стабат Матер» для солистов, хора и оркестра
8. Дуэт Граве
Годы записи: 1959 (5), 1962 (6), 1966 (8), 1972 (1), 1974 (2), 1983 (7), 1987 (3), 1989 (4).
Владимир Спиваков, скрипка; Анатолий Шейнок, скрипка; Юрий Туровский, виолончель; Сергей Дижур, клавесин (2)
Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии (камерный состав)
Дирижер Давид Ойстрах (2)
Камерный хор «Avt Sol»
Айварс Капейс, орган Рижского Домского собора
Камерный оркестр Государственной филармонии ЛССР
Дирижер — Товий Лифшиц (3)
Ансамбль «Barocco Revaliensis» (4)
Семен Снитковский, скрипка;
Инна Коллегорская, фортепиано (5),
Наталия Гутман, виолончель; Светлана Величко, фортепиано (6)
Владимир Федотов, флейта; Лев Болдырев, клавесин
Ансамбль старинной музыки
Дирижер — Владимир Федотов (7)
Галина Писаренко, сопрано; Ирина Архипова, меццо-сопрано
Государственная республиканская русская капелла (женская группа)
Художественный руководитель Александр Юрлов
Московский камерный оркестр
Дирижер — Рудольф Баршай (8)
Каждую неделю по вторникам в киосках города в продаже очередной том «Книга о жизни великого музыканта» плюс CD. Коллекция распространяется только с газетой «Комсомольская правда»
Заказать сейчас
Музыка, от которой балдел даже Казанова
Елена ДУДА, зам. главного редактора «КП», рассказывает про диск «Итальянское барокко»:
Время от времени человечество устает от подвигов. И начинает жить для себя — размашисто, ярко и со вкусом.
— Если человек Ренессанса готов был умереть за идею (взять хотя бы Джордано Бруно), то человек эпохи барокко на костер уже не хотел. Ага, щас. У него много других занятий, более приятных. Да и сама инквизиция в Италии к середине XVII века перестала кошмарить население в массовых масштабах. Мрачное время кончилось. Наступила оттепель.
А тут еще в Европу хлынуло дешевое золото из американских колоний. Именно тогда появляется позолоченная мебель с гнутыми ножками и сложной резьбой. Барочная мебель и в наши дни остается верным способом пустить гостям пыль в глаза. В моду входят красные камзолы, кружева, туфли с бриллиантовыми пряжками, шелковые чулки, корсеты. Из той же Америки везут новые продукты — шоколад, кофе, тростниковый сахар. Дольче вита! Чего не жить?
Символ этой веселой и циничной эпохи — Джованни Казанова, великий обольститель и первый в Европе мужчина-сводник, поставлявший фавориток королям. Наш Петя Листерман ему и в подметки не годится. Хотя бы потому, что не умеет играть на скрипке. А Казанова умел. И даже с Вивальди музицировал — они в одно время жили в Венеции и были дружны.
Главный инструмент эпохи — скрипка. Спасибо Страдивари, который именно тогда придумал свои чудо-скрипки, умеющие петь почти человеческим голосом. Появляются первые виртуозы. Их так любят, что прощают даже богохульство. Джузеппе Тартини, первая скрипка Италии, до чего дошел: сочинил сонату и назвал ее «Дьявольская трель».
Больше того, он рассказывал на всех углах, как во сне к нему пришел дьявол, наиграл адски красивую мелодию и предложил ее купить. Тартини душу немедленно продал (соната есть на нашем диске, наслаждайтесь). И ничего ему не было. А ведь инквизиция в Италии формально еще не отменена. И ее первый принцип «Суду подлежит всякий, причастный к ереси словом, делом или сочинением» — тоже. Так что при желании маэстро Тартини можно было замучить совершенно законно. Но желания такого уже не было, в этом-то вся штука. Почему? Сдается мне, из практических соображений. Случись у какого кардинала праздник в его личном поместье — кто играть будет, если всех подряд жечь? Музыка была эксклюзивной и дорогой услугой. Она должна была создавать ОЩУЩЕНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ — идефикс эпохи барокко. Барочные произведения и сейчас очень комфортны для уха. Так ведь они под это были заточены изначально.
Супермегазвезды итальянского барокко — это певцы-кастраты, воспитанники бесчеловечной «фабрики звезд» XVII — XVIII веков.
Но уж очень хотелось Папе Римскому, чтобы у него в капелле звучали необыкновенные голоса — по-мужски сильные, по-женски высокие и подвижные. Похожие тембры — у Дивы Плавалагуны в «Пятом элементе» и у Фаринелли в фильме «Фаринелли-кастрат» — мужской и женский тембры соединили на компьютере. Сейчас мы можем только догадываться, как на самом деле звучали написанные специально для кастратов «Мизерере» Скарлатти и «Стабат Матер» Перголези (они тоже есть на нашем диске). Хотя современное исполнение их не портит — музыка-то божественная.
Приятного прослушивания.