Википедия ар деко – Стиль Ар-деко в архитектуре и дизайне – особенности, история возникновения и развития

Музей Ар Деко — Википедия


Музей Ар Деко — первый в России частный музей собрания предметов в стиле ар деко, созданный по инициативе предпринимателя и мецената Мкртича Окроевича Окрояна. Музей располагается на территории бывшей фармацевтической фабрики Фридриха Байера «Байер и Ко» и впервые открыл свои двери для посетителей 19 декабря 2014 года[1][2]. Основной целью музея является знакомство русского зрителя с эпохой модерна и ар деко, осуществление выставочной, исследовательской и образовательной деятельности[3].

Популяризация коллекции среди отечественного зрителя — одна из основных миссий Мкртича Окрояна, что послужило толчком к созданию Русского Дома Ар Деко в комплексе «Времена года» в 2005 году[4]. Спустя пять лет открылась Галерея Ар Деко в здании бывшей красочной фабрики Фридриха Байера на Лужнецкой набережной. Галерея начинает вести активную выставочную и образовательную деятельность: проводятся циклы лекций и семинаров, организуются выставки. Постоянное пополнение коллекции, а также желание вывести деятельность галереи на международный уровень приводят к созданию в 2014 году Музея Ар Деко[5]

[6]. В 2015 году Музей Ар Деко вошел в Международный совет музеев при ЮНЕСКО (ICOM).

Молодой предприниматель Мкртич Окроян, выпускник математического факультета МГУ, стал первым серьёзным коллекционером в России, сформировавшим обширное собрание произведений предметов ар деко и ар нуво.

Отечественное искусство начала XX века, «Русские Сезоны» Сергея Дягилева пробуждают интерес Мкртича Окроевича к стилю ар деко, имеющему тесную связь с русской культурой. Именно поэтому одним из первых приобретений коллекционера стала скульптура Дмитрия Чипаруса «Русский балет», заложившая основы коллекции и обозначившая направление для её дальнейшего развития.

На протяжении нескольких лет Мкртич Окроян занимается издательской деятельностью с целью сохранения литературного наследия своего отца — известного армянского поэта Окро Окрояна (1939—2003). Был опубликован сборник его стихов «Окро Окроян. Избранные произведения», а также основан фонд поэта. Фонд поддерживает современных писателей, художников и других деятелей культуры.

Экспозиция Музея Ар Деко
Экспозиция Музея Ар Деко

Коллекция музея формировалась на протяжении более чем 15 лет и в настоящее время является одним из крупнейших собраний предметов ар деко в России. Коллекция включает в себя более 800 произведений скульптуры из бронзы и слоновой кости 1920—1930-х годов, более 500 предметов мебели, а также значительное количество предметов декоративно-прикладного искусства и графики.

Чипарус Дмитрий. Девушки. Чипарус Дмитрий (1886—1947). Девушки. Бронза, патинирование, серебрение, слоновая кость, постамент из кварца и мрамора. Высота: 51,5 см

Основу коллекции составляет скульптура Дмитрия Чипаруса, яркого представителя декоративной пластики тех лет. Это практически полное собрание скульптора, в которое также вошла его наиболее известная работа — композиция Les Girls, запечатлевшая пятерых танцовщиц на сцене мюзик-холла. Среди других скульпторов ар деко, представленных в коллекции — Бруно Зак, Гердаго (Герда Иро), Фердинанд Прайсс, Поль Филипп, Отто Пёртцель, Пьер Ле Фагои, Клер Колине и др.

Чипарус Дмитрий (1886—1947). Русский балет. Бронза, золочение, патинирование, слоновая кость, постамент из мрамора и оникса Высота: 61 см

В начале 2000-х годов коллекция Мкртича Окрояна стала пополняться предметами интерьера ар деко. В собрание вошли произведения выдающихся дизайнеров того времени — Жак-Эмиля Рульмана, Жюля Лелё, Поля Фолло, Луи Сю и Андре Мара. Вкус к простым и чистым формам, эстетическая утонченность, дорогостоящие и редкие материалы, безупречная техника — неотъемлемые черты их работ.

Декоративные панно занимают одно из центральных мест в экспозиции музея. Среди них панно парижского декоратора Пьера Бобо, специально созданное для бального зала Roseland в Нью-Йорке, а также декоративные работы мастера по лаку Жана Дюнана, который участвовал в оформлении интерьеров океанского лайнера «Нормандия».

В собрании музея широко представлено и творчество Эдгара Брандта, ведущего мастера по художественной ковке эпохи ар деко. Освещение залов осуществляется в первую очередь оригинальными светильниками работы Брандта, Поля Кисса, Альбера Шере.

Бобо Пьер. Панно
Бобо Пьер (1902—1974). Панно для танцевального зала Roseland в Нью-Йорке Ок.1947 Гипс, смешанная техника

Один из залов музея представляет работы мастеров французского ар нуво: Эмиля Галле и Луи Мажореля, комплекты мебели для гостиной швейцарского скульптора Карла-Альберта Ангста и Дома Дио. Эмиль Галле и Луи Мажорель, представители школы Нанси, являются ведущими мастерами мебели ар нуво. Особенность их произведений характеризуется использованием в оформлении максимально натуралистичных растительных и животных мотивов и техники маркетри. Коллекция также включает в себя работы известного чешского графика Альфонса Мухи и художественную ковку архитектора Эктора Гимара. Оба художника сыграли значительную роль в формировании стилистических черт ар нуво.

Галле Эмиль. Витрина. 1903 Галле Эмиль (1846—1904) Витрина. Около 1903 г. Шпон, бронза, инкрустация, стекло Размеры: 148,5х67,5х43 см

На основе коллекции ведется активная научно-исследовательская деятельность, благодаря чему были осуществлены следующие выставочные проекты:

  • «Образы ар деко» (Галерея Ар Деко, Москва, 2010). Проект был посвящён творчеству русских художников первой четверти XX столетия, работавших в стилистике ар деко и тесно связанных с художественной жизнью Западной Европы. В рамках выставки состоялся цикл лекций «Прививка варварства: от русских балетов к декоративному стилю».
  • «Эрте и золотые 20-е» (Галерея Ар Деко, Москва, 2011—2012). Выставка представила работы непревзойденного мастера голливудского шика Романа Петровича Тыртова, известного миру под псевдонимом Эрте, чье творчество можно смело назвать эталонным воплощением стиля ар деко. Его декоративная скульптура и графические работы были дополнены предметами интерьера и дизайна XX века.
  • «Русские сезоны Сергея Дягилева и их влияние на ар деко» (Музей ар нуво и ар деко, Саламанка, 2011) Проект был организован Музеем ар нуво и ар деко и выставочным залом Университета Саламанки при содействии Фонда Мануэля Рамоса в рамках года культурного содружества России и Испании. На выставке были представлены уникальные произведения графики и костюмы, созданные русскими мастерами для постановок балетной труппы С. Дягилева, а также декоративная скульптура из бронзы и слоновой кости из коллекции Мкртича Окрояна.
  • «Körperkultur. Культура тела в Германии и СССР, 1910—1930-е» (Галерея Ар Деко, Москва, 2012—2013). Проект, осуществленный в рамках Года Германии в России. Помимо скульптур из личной коллекции Мкртича Окрояна в экспозицию вошли произведения Николая Загрекова, документальные фотографии из немецких журналов и книг о красоте человеческого тела, а также редкие фотографии по биомеханике Мейерхольда из собрания театрального музея им. Бахрушина.
Каталог выставки «Körperkultur. Культура тела в Германии и СССР, 1910—1930-е»

Одновременно с проводимыми выставками были опубликованы каталоги[7]:

  • 2008, 2011 — «Скульптура Ар Деко: истоки и расцвет» (на двух языках) под редакцией английского исследователя Виктора Арваса, авторство М. О. Окрояна[8].
  • 2013 — «Körperkultur. Культура тела в Германии и СССР, 1910—1930-е»[9].
  • 2015 — «Мебель ар нуво. Каталог»[10].

Ар-деко — Википедия. Что такое Ар-деко

Ар-деко́[1] (фр. art déco, досл. «декоративное искусство», от названия парижской выставки 1925 года фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes, рус. Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) — влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде и живописи. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. На стиль ар-деко также значительное влияние оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм.

Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении, при этом пёстрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

Обзор

American Radiator Building (1924) в Нью-Йорке по проекту Раймонда Худа.

Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.

Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х годов. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne[en] — американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.

Париж оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Эйлин Грей, изделия из кованого металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.

Символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями ар-деко в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).

Хотя термин ар-деко возник в 1925 году, он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников.

Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио-сити и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия». Ар-деко был роскошен, и считается

[источник не указан 2125 дней], что эта роскошь — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.

Streamline Moderne

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, было «Streamline Moderne» (название от англ. streamline — «линия обтекания» — термина из области аэродинамики). В «стримлайн модерн» ощущается влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий. В итоге в произведениях этого стиля появились очертания самолётов или револьверных пуль. Когда дизайн первого массового автомобиля фирмы Крайслер, «Chrysler Airflow

[en]», оказался популярным, обтекаемые формы стали использоваться даже для точилок, зданий и холодильников.

  • Здание радиовещательной компании BBC (1931)

  • Здание-лайнер в Париже на 3 boulevard Victor (1935)

  • Pan-Pacific Auditorium (1936) в Лос-Анджелесе

Затухание стиля

Ар-деко незаметно исчез после подъёма массового производства, когда к нему стали относиться как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, арт-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х годов. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х годах было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 1930-х годами привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.

  • Примеры стиля ар-деко
  • Муниципальная аудитория Канзас-Сити (1936)

  • Лобби в 450 Sutter Street (1929) в Сан-Франциско по проекту Тимоти Пфлюгера. Вдохновением послужили майяские мотивы.

  • Радиоприёмник Philips 930A (1931)

  • Плакат в стиле ар-деко

Ар-деко и архитектура СССР

Ар-деко оказал заметное влияние на архитектуру 1930-х годов, явившись, наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом, одним из течений сталинской архитектуры[2]. С сильным влиянием этого стиля был построен ряд станций Московского метрополитена: первая очередь (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (Замоскворецкая линия, например, станция «Аэропорт»). Многие типовые серии СССР скопировали существующие американские проекты в стиле ар-деко. К советской версии ар-деко исследователи относят работы архитекторов: В.Г. Гельфрейха, А.Я. Лангмана, Е.А. Левинсона, Б.М. Иофана, Д.Ф. Фридмана, В.А. Щуко.[3]

Влияние

Ар-деко был столь популярен, что использовался в дизайне автомобилей, мебели, посуды, фарфора, текстиля, ювелирных изделий, часов, а также технических устройств — радио, телефонов и музыкальных автоматов. Сильное влияние ар-деко оказал на архитектуру, дизайн интерьера, промышленный дизайн, моду, графику и кинематограф. В 1930-е ар-деко широко использовался для проектирования вокзалов, океанских лайнеров и парков развлечений.

Музеи в России

19 декабря 2014 года на территории бывшей фармацевтической фабрики Фридриха Байера «Байер и Ко» на Лужнецкой набережной в Москве открылся Музей Ар Деко, посвящённый стилям ар деко и модерн. Музей основан на крупнейшей в мире частной коллекции предметов в стиле ар деко[4]. Среди экспонатов — статуэтки из слоновой кости и бронзы, предметы мебели, декоративные панно, в том числе произведения Дмитрия Чипаруса, Пьера Бобо и Бруно Зака.

См. также

Примечания

  1. ↑ Русский орфографический словарь Российской академии наук. / В. В. Лопатин. — 2007.
  2. ↑ Термин "советская версия ар деко" в отношении советской архитектуры 1930-х гг используют следующие исследователи: И.А. Азизян, А.Д. Бархин, А.В. Боков, А.Ю. Броновицкая, Н.О. Душкина, И.А. Казусь, Т.Г. Малинина, М.В. Нащокина, Е.Б. Овсянникова, В.Л. Хайт.
  3. ↑ Ребристый стиль высотных зданий и неоархаизм в архитектуре 1920-1930-х (рус.), Архи Ру. Проверено 3 октября 2018.
  4. ↑ Русские корни европейского ар-деко — Культура — МК

Ссылки

Ар-деко — Википедия

Ар-деко́[1] (фр. art déco, букв. — «декоративное искусство», от фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes — Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) — стилевое течение в изобразительном и декоративном искусстве стран Западной Европы и Америки второй четверти XX века. Получило название от Международной выставки декоративного искусства и промышленности (Париж, 1925)[2].

Впервые появилось в основном в архитектуре, моде и живописи во Франции в 1920-х годах и стало популярным в 1930—1940-е годы в международном масштабе. Этот эклектичный стиль представляет собой синтез модернизма и неоклассицизма. На стиль ар-деко также значительное влияние оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм, спле­тав­шие­ся с вос­точ­ны­ми, аф­ри­кан­ски­ми и другими эк­зо­тическими мо­ти­ва­ми[3].

Для стиля характерны строгая закономерность, смелые геометрические линии, этнические геометрические узоры, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении, при этом — пёстрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

Обзор

American Radiator Building (1924) в Нью-Йорке по проекту Раймонда Худа.

Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.

Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х годов. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne[en] — американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.

Париж оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Эйлин Грей, изделия из кованого металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.

Символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х годов, который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями ар-деко в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).

Хотя термин ар-деко возник в 1925 году, он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников.

Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио-сити и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия». Ар-деко был роскошен, и считается[источник не указан 2453 дня], что эта роскошь — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.

Рождение стиля

Кульминацией развития стиля ар-деко стали высотные здания, выстроенные в городах Америки на рубеже 1920-30-х. Однако стилистически они были крайне разнообразны. Различны были и истоки этого стиля. И первые проявления стиля ар-деко исследователи отмечают ещё в искусстве и архитектуре 1900—1910-х.[4] Так приемы стиля ар-деко заметны в целой череде памятников, созданных до выставки 1925 в Париже. Таковы постройки Л.Салливена и Ф. Л. Райта, ступообразные башни Э.Сааринена 1910-х и первые нью-йоркские небоскребы в стиле ар-деко — здания Барлай-Везье билдинг (Р.Уалкер, с 1923) и Радиатор билдинг (Р.Худ, 1924), а также известные работы Й.Хоффмана (дворец Стокле, 1905) и О.Перре (театр Елисейских полей, 1913) и др. Так черты раннего ар-деко заметны даже в деталировке дореволюционных зданий Москвы и Петербурга (например, доходного дома Бассейного товарищества или торговой галереи «Новый пассаж»), в работах мастеров венской школы (начиная с церкви Ам Штайнхоф О.Вагнера, 1903) и в застройке Амстердама рубежа 1910-20-х (начиная со здания Шипвортхаус, 1913).

Ар-деко использовался в за­строй­ке но­во­зеландского го­ро­да-ку­рор­та Ней­пи­ра по­сле зем­ле­тря­се­ния 1931 года[3].

Streamline Moderne

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, было «Streamline Moderne» (название от англ. streamline — «линия обтекания» — термина из области аэродинамики). В «стримлайн модерн» ощущается влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий. В итоге в произведениях этого стиля появились очертания самолётов или револьверных пуль. Когда дизайн первого массового автомобиля фирмы Крайслер, «Chrysler Airflow[en]», оказался популярным, обтекаемые формы стали использоваться даже для точилок, зданий и холодильников.

  • Здание радиовещательной компании BBC (1931)

  • Здание-лайнер в Париже на 3 boulevard Victor (1935)

  • Pan-Pacific Auditorium (1936) в Лос-Анджелесе

Затухание стиля

Ар-деко незаметно исчез после подъёма массового производства, когда к нему стали относиться как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, ар-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х годов. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х годах было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 1930-ми годами привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.

  • Примеры стиля ар-деко
  • Железная ширма "Оазис" Эдгара Брандта выставлялась на Международной выставке 1925 года

  • Муниципальная аудитория Канзас-Сити (1936)

  • Лобби в 450 Sutter Street (1929) в Сан-Франциско по проекту Тимоти Пфлюгера. Вдохновением послужили майяские мотивы.

  • Радиоприёмник Philips 930A (1931)

  • Плакат в стиле ар-деко

Ар-деко и архитектура СССР

Ар-деко оказал заметное влияние на архитектуру 1930-х годов, явившись, наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом, одним из течений сталинской архитектуры[5]. С сильным влиянием этого стиля был построен ряд станций Московского метрополитена: первая очередь (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (Замоскворецкая линия, например, станция «Аэропорт»). К советской версии ар-деко исследователи относят работы архитекторов В. Г. Гельфрейха, А. Я. Лангмана, Е. А. Левинсона, Б. М. Иофана, Д. Ф. Фридмана, В. А. Щуко.[6]

  • Здание Министерства авиационной промышленности, 1934, архитектор Д. Ф. Фридман

Влияние

Ар-деко был столь популярен, что использовался в дизайне автомобилей, мебели, посуды, фарфора, текстиля, ювелирных изделий, часов, а также технических устройств — радио, телефонов и музыкальных автоматов. Сильное влияние ар-деко оказал на архитектуру, дизайн интерьера, промышленный дизайн, моду, графику и кинематограф. В 1930-е ар-деко широко использовался для проектирования вокзалов, океанских лайнеров и парков развлечений.

Музеи в России

19 декабря 2014 года на месте бывшей фармацевтической фабрики Фридриха Байера «Байер и Ко» на Лужнецкой набережной в Москве открылся Музей Ар Деко, посвящённый стилям ар-деко и модерн. Музей основан на крупнейшей в мире частной коллекции предметов в стиле ар-деко[7]. Среди экспонатов — статуэтки из слоновой кости и бронзы, предметы мебели, декоративные панно, в том числе произведения Дмитрия Чипаруса, Пьера Бобо и Бруно Зака.

См. также

Примечания

  1. ↑ Русский орфографический словарь Российской академии наук. / В. В. Лопатин. — 2007.
  2. Н. К. Шабанов. Художественно-педагогический словарь. — Трикста, 2005. — С. 29. — 504 с. — ISBN 9785829105693.
  3. 1 2 3 4 5 Шукурова, 2005.
  4. ↑ Бархин А. Д. Города Америки в архитектурном соревновании 1920-30-х. Капитель 2011, № 2
  5. ↑ Термин «советская версия ар деко» в отношении советской архитектуры 1930-х годов используют следующие исследователи: И. А. Азизян, А. Д. Бархин, А. В. Боков, А. Ю. Броновицкая, Н. О. Душкина, А. В. Иконников, И. А. Казусь, Т. Г. Малинина, М. В. Нащокина, Е. Б. Овсянникова, В. Л. Хайт.
  6. ↑ Ребристый стиль высотных зданий и неоархаизм в архитектуре 1920-1930-х (рус.), Архи Ру. Дата обращения 3 октября 2018.
  7. ↑ Русские корни европейского ар-деко — Культура — МК

Литература

  • Bayer P. Art Deco Architecture. — London: Thames & Hudson Ltd, 1992.
  • Benton C. Art Deco 1910—1939 / Benton C. Benton T., Wood G. — Bulfinch, 2003.
  • Малинина Т. Г. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. — М.: Пинакотека, 2005
  • Искусство эпохи модернизма: стиль ар деко. 1910—1940-е годы. / Отв. ред. Т. Г. Малинина. — М.: Пинакотека. 2009
  • Хайт В. Л. «Ар-деко: генезис и традиция» // Об архитектуре, её истории и проблемах. — М.: Едиториал УРСС, 2003
  • Хилльер Б., Эскритт С. Стиль Ар Деко — М.: Искусство — XXI век, 2005.
  • Ар-деко / Шукурова А. Н. // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 133—1343. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3.

Ссылки

Ар деко — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Кам'яниця Бачевських у Львові

Ар-деко, Арт-деко, (фр. art déco — дослівно «Декоративне мистецтво») — мистецька течія першої половини XX століття. З'явилася і розвивалася в архітектурі, декоративному мистецтві, моді та живописі. Є синтезом модерну і неокласицизму.

У США, Нідерландах, Франції та деяких інших країнах ар-деко поступово розвинулося в бік функціоналізму, у той час, як у країнах з тоталітарними режимами (Третій Рейх, СРСР тощо) ар-деко перетворюється на «новий ампір». У радянській архітектурі періоду постконструктивізму було запозичено багато елементів арт-деко (наприклад, готель «Москва»).

Міжнародна виставка, що пройшла в 1925 році в Парижі та офіційно називалася «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes» («Міжнародна виставка сучасних декоративних і промислових мистецтв»), дала життя терміну «ар-деко». На цій виставці світу були показані предмети розкоші французького виробництва, що довели те, що Париж залишився інтернаціональним центром стилю й після Першої світової війни. Золотою медаллю був нагороджений художник Вадим Меллер за своє оформлення вистави в театрі «Березіль».

Сам напрямок ар-деко існував і до відкриття виставки в 1925 році. Це було помітно в європейському мистецтві протягом 1920-х років. Американських берегів воно досягло лише 1928 року, де в 1930-х перетворилося на Streamline Moderne — американізоване відгалуження ар-деко, що стало візитною карткою цього десятиліття.

Париж лишався центром стилю ар-деко. У меблях його втілював Жак-Еміль Рульманн — найвідоміший з дизайнерів меблів тієї епохи. Крім того, характерними є роботи Жана-Жака Рато, продукція компанії «Süe et Mare», ширми Айлін Ґрей, ковані вироби з металу Едґара Брандта, вироби з металу та емалі швейцарця єврейського походження Жана Дюнана, вироби зі скла Рене Лаліка та Моріса Маріно, а також годинники та ювелірні вироби «Cartier».

Символом ар-деко в декоративно-прикладному мистецтві стала скульптура з бронзи і слонової кістки. Під впливом «Російських сезонів» Дяґілєва, мистецтва Єгипту та Сходу, а також технологічних досягнень «століття машин», французькі та німецькі майстри створили унікальний стиль у малій пластиці 1920-х — 1930-х років, котрий підняв статус декоративної скульптури до рівня «високого мистецтва». Класичними представниками арт-деко в скульптурі вважаються Дмитро Чіпарус, Клер Жан Робер Коліне, Поль Філіп (Франція Франція), Фердинанд Прайсс, Отто Поерцель (Німеччина Німеччина), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрія Австрія).

Хоча термін ар-деко виник у 1925 році, він не був часто вживаним до самої зміни ставлення до цілої епохи у 1960-х роках. Майстри стилю ар-деко не входили до якогось єдиного товариства. Рух вважався еклектичним, хоча він зазнавав впливу таких течій, як, наприклад, Віденська сецесія, кубізм, футуризм, неокласицизм тощо.

Стиль ар-деко набув поширення у міжвоєнний час на західноукраїнських землях. Зокрема у Львові було закладено декілька вілл на вулиці П. Мирного, павільйони Транспорту, броварів на Східних Торгах. У 1920-х роках елементи ар-деко використовувались для оздоблення ряду житлових будинків на вулицях Київській 24-28, Архипенка 32, О. Басараб 1,Ів. Франка 125, 141, Дорошенка 55, Стецька 13 і т. п. Елементи ар-деко вводились у давніші споруди у вигляді балконів, решіток (Чорна кам'яниця, вітрина на пр. Шевченка 10), елементів фасадів - Кам'яниця Мазанчівська, вул. Галицька 5, 9, двір костелу св. Миколая, могильних пам'ятників Францішка Яворському, Адольфа Едельмана, Кароля Скібінського, Людвіка Казимира Ральського, родини Ґюрковичів (архіт. Людоміл Ґюркович) на Личаківському цвинтарі.[джерело?]

Відомі художники та декоратори стилю ар деко[ред. | ред. код]

Відомі архітектори стилю ар деко[ред. | ред. код]

  • Театр Єлисейських полів, Париж

  • Австрія

    Будинок Мажореля, Париж (1912-1914)

  • Студія, 16-ий район Парижу (1926)

  • P1030956 Paris Ier La Samaritaine rwk.JPG

    Аудиторія і сцена Радіо-сіті-м'юзик холу, Нью-Йорк (1932)

  • Eastern Columbia Building entrance.jpg

Франція[ред. | ред. код]

  • MK-2 кінотеатр Гамбетта, Париж (1920)

  • Офіс французького посла на виставці декоративного мистецтва, 1925 р., дизайнер П'єр Шарло

  • Фасад універмагу "Самаритянка" (1926–28)

Бельгія[ред. | ред. код]

  • Західний портал базиліки святого серця, Кьокельберг

  • Eastern Columbia Building entrance.jpg

    Центральний вхід брюсельського центрального вокзалу

  • Колишній національний радіоінститут на площі Флаге

СРСР[ред. | ред. код]

  • Станція метро Маяковська (1938)

  • Eastern Columbia Building entrance.jpg

    Музей ар-деко у Москві

Antoine Bourdelle, 1910–12, Apollon et sa méditation entourée des 9 muses (The Meditation of Apollo and the Muses), bas-relief, Théâtre des Champs Elysées, Paris. This work represents one of the earliest examples of what became known as Art Deco sculpture
  • Eastern Columbia Building entrance.jpg

    1941 Packard Custom Super Eight One-Eighty Formal sedan

  • Eastern Columbia Building entrance.jpg
  • Eastern Columbia Building entrance.jpg
  • Eastern Columbia Building entrance.jpg

    Former Teatro Eden, now Aparthotel Vip Eden in Lisbon, Portugal: Cassiano Branco and Carlo Florencio Dias, 1931

  • Eastern Columbia Building entrance.jpg
  • Анна Банцекова До питання визначення стилю ар-деко в архітектурі Львова. Вісник І-ту Укрзахідпроектреставрація 18, Львів 2008

Ар-деко | Энциклопедия моды

Ар-деко (фр. «art deco») – направление моды, в основе которого лежит одноименное течение в искусстве, зародившееся в первой половине ХХ века. Дословно название стиля можно перевести на русский язык как «декоративное искусство». Для этого стиля характерны роскошь и шик, использование дорогих материалов, геометрические линии. Ар-деко синтезировался благодаря слиянию неоклассицизма и модерна.

История возникновения

Само название ар-деко возникло благодаря сокращению названия парижской выставки 1925 года Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes, Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств (Arts Décoratifs трансформировалось в art deco). Впрочем, само направление, правда, не имевшее пока собственного названия, существовало и до выставки: в 20-х годах прошлого века элементы ар-деко четко прослеживались в европейском искусстве.

После окончания Первой Мировой войны в Европе ожидаемо царила экономическая и социальная нестабильность. Выставка декоративных искусств 1925 года стала первым мостиком на пути к воцарению привычной мирной жизни. Франция хотела показать всему миру, что даже война не помешала Парижу остаться главным средоточием стиля.

Поствоенность ар-деко – самая главная причина вычурности и помпезности этого стиля. Люди, истосковавшиеся по нормальной  жизни, буквально вычеркнули четыре года жизни из истории собственных стран и собственных судеб. И теперь наступало время компенсировать себе все то, что волей-неволей было потеряно.

На парижской выставке 1925 года были представлены грандиозные архитектурные проекты, поражающие своей помпезностью. Кроме этого, на выставке демонстрировалось множество народных промыслов, кинолент и прочих предметов искусства. Кстати, одну из золотых медалей на ней получили работы советских вологодских кружевниц.

Ар-деко в одежде

Стиль ар-деко предполагал обязательную вычурность и яркость, которая проявляла себя не только в масштабах изделий и произведений искусства, но и в их исполнении, в материалах, которые были использованы при изготовлении. Таким образом, одежда в стиле ар-деко предполагает роскошный вид.

Первые модели одежды ар-деко сочетали в себе большое количество стилей и мотивов: восточных, элементов старины, русский конструктивизм, абстракционизм, кубизм, модерн. Яркие и необычные для того времени цветовые сочетания, этника, геометрические узоры делали одежду ар-деко помпезной и претенциозной.

Балетные «Русские сезоны», представленные миру благодаря знаменитому творческому деятелю и театральному меценату Сергею Дягилеву, стали истинным источником вдохновения для тех, кому идеи ар-деко пришлись по вкусу. Необыкновенные декорации и костюмы актеров поражали зрителей красотой и изысканностью, цветами и украшениями. В создании этих «форпостов» ар-деко в одежде принимали участие Александр Бенуа, Наталья Гончарова, Лев Бакст. На протяжении 20 лет, с 1909 по 1929 год «Русские сезоны» покоряли мир и задавали свой тон в области моды.

Первым модельером, который стал использовать «чистый» ар-деко в своих модных шедеврах, считается Поль Пуаре (Paul Poiret). Он обожал русский театр, а потому «Русские сезоны» не могли не оставить след в его душе. Модели одежды Пуаре позволяли женщинам быть роскошными, утонченными.  Точные геометрические линии, сочетание простых силуэтов и сложных драпировок, изысканные украшения платьев – такой ар-деко познал мир высокой моды благодаря выдающемуся французскому кутюрье.

В дальнейшем опыт Поля Пуаре стали перенимать многие другие коллеги по цеху. Одежда ар-деко пользовалась колоссальной популярностью у обеспеченных слоев населения. Модный дом Шанель, Агнесс, Мартиаль и Арманд стали создавать свои шедевры модного искусства в этом стиле.

Прогремев в 20-е годы на весь мир, стиль ар-деко остался популярным и сейчас. Более того, он снова находится на пике своей популярности. Многие современные дизайнеры, создавая коллекции haute couture, берут за основу все главные особенности этого стиля.

Для создания подобных коллекций модельеры используют натуральный шелк, бархат. Украшаются модели жемчугом, стеклярусом, серебром. В оформлении одежды присутствует характерная геометрия, четкость линий.

Платья в стиле ар-деко – настоящие произведения искусства. Их нельзя надеть просто так, чтобы выйти на прогулку на улицу. Они годятся только для торжественной обстановки, дорогих ресторанов и светских мероприятий.

Как создать образ в стиле ар-деко?

Создание образа в стиле ар-деко требует внимательности и щепетильности в деталях. Не только наряд должен быть продуман до мелочей, но и прическа и макияж.

Единственно правильным выбором для создания образа в стиле ар-деко станет платье. Поскольку ар-деко напрямую связан со стилем 20-х годов ХХ века, вам необходимо выбрать платье соответствующего фасона. Никаких пышных юбок, линия талии также не должна быть ярко выражена. Прямой покрой и четкие линии. Длина, как правило, средняя или чуть ниже колена, но встречаются и варианты платьев в пол.

Очень важно, чтобы выбранное платье не только имело правильный фасон, но и было декорировано подходящим образом. Первоначально платья данного стиля украшали геометрическими рисунками, характерными для одноименного направления в искусстве. Однако с годами наряды в стиле ар-деко становились все ярче и роскошнее. Выбирайте модели, декорированные стеклярусом, россыпью камней, бахромой и жемчугом. Цвет платья может быть любым.

Еще один предмет одежды, который, несомненно, относится к стилю ар-деко, и может сделать ваш образ завершенным, это пальто. Пальто должно иметь необычную форму, а его длина должна быть чуть выше колена. Рекомендуемый цвет – насыщенный черный.

Главным видом обуви для стиля ар-деко являются туфли. Причем носить туфли следует не только с платьем, но и с пальто.

Чтобы туфли гармонично вписывались в стиль ар-деко и выгодно дополняли образ, их дизайн должен быть достаточно оригинальным. Туфли в стиле ар-деко должны иметь небольшой устойчивый каблук и перепонку. Кроме того они могут быть украшены бисером, ремешками и другими декоративными элементами. Если же вы выберете туфли-лодочки, которые также относят к стилю ар-деко, то в данном случае количество украшений должно быть минимальным.

Неплохо будут смотреться и модные в последние годы ботильоны.

Без аксессуаров стиль ар-деко немыслим. В первую очередь речь идет о всевозможных головных уборах: шляпках, стильных беретах и котелках. Выберете тот вариант, который вам больше подойдет. Ваш головной убор может быть украшен перьями (одно-два), может иметь стильную сеточку-вуаль, закрывающую часть лица или же небольшой бант. Чем оригинальнее будет шляпка, тем больше вы будете соответствовать стилю.

Украшения выбирайте броские и сложные. Широкие браслеты, украшенные множеством камней, ожерелья. Однако великолепно будут смотреться и длинные бусы с жемчугом.

Стиль ар-деко подразумевает короткую женскую прическу и аккуратно уложенные волнами волосы. Используйте для этих целей лак, ведь волосы не должны быть растрепанными. Если у вас длинные волосы, то закрепите их с помощью заколки таким образом, чтобы можно было полностью спрятать под шляпкой.

Макияж должен быть выполнен в темных тонах. Черные, серые, серебряные тени и темно-бордовая помада на фоне белого лица будут выглядеть прекрасно.

Ар-деко — Википедия

Ар-деко́[1] (фр. art déco, досл. «декоративное искусство», от названия парижской выставки 1925 года фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes, рус. Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) — влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде и живописи. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. На стиль ар-деко также значительное влияние оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм.

Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении, при этом пёстрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

Обзор

American Radiator Building (1924) в Нью-Йорке по проекту Раймонда Худа.

Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.

Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х годов. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne[en] — американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.

Париж оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Эйлин Грей, изделия из кованого металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.

Символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями ар-деко в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).

Хотя термин ар-деко возник в 1925 году, он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников.

Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио-сити и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия». Ар-деко был роскошен, и считается[источник не указан 2147 дней], что эта роскошь — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.

Streamline Moderne

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, было «Streamline Moderne» (название от англ. streamline — «линия обтекания» — термина из области аэродинамики). В «стримлайн модерн» ощущается влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий. В итоге в произведениях этого стиля появились очертания самолётов или револьверных пуль. Когда дизайн первого массового автомобиля фирмы Крайслер, «Chrysler Airflow[en]», оказался популярным, обтекаемые формы стали использоваться даже для точилок, зданий и холодильников.

  • Здание радиовещательной компании BBC (1931)

  • Здание-лайнер в Париже на 3 boulevard Victor (1935)

  • Pan-Pacific Auditorium (1936) в Лос-Анджелесе

Затухание стиля

Ар-деко незаметно исчез после подъёма массового производства, когда к нему стали относиться как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, арт-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х годов. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х годах было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 1930-х годами привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.

  • Примеры стиля ар-деко
  • Муниципальная аудитория Канзас-Сити (1936)

  • Лобби в 450 Sutter Street (1929) в Сан-Франциско по проекту Тимоти Пфлюгера. Вдохновением послужили майяские мотивы.

  • Радиоприёмник Philips 930A (1931)

  • Плакат в стиле ар-деко

Ар-деко и архитектура СССР

Ар-деко оказал заметное влияние на архитектуру 1930-х годов, явившись, наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом, одним из течений сталинской архитектуры[2]. С сильным влиянием этого стиля был построен ряд станций Московского метрополитена: первая очередь (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (Замоскворецкая линия, например, станция «Аэропорт»). Многие типовые серии СССР скопировали существующие американские проекты в стиле ар-деко. К советской версии ар-деко исследователи относят работы архитекторов: В.Г. Гельфрейха, А.Я. Лангмана, Е.А. Левинсона, Б.М. Иофана, Д.Ф. Фридмана, В.А. Щуко.[3]

Влияние

Ар-деко был столь популярен, что использовался в дизайне автомобилей, мебели, посуды, фарфора, текстиля, ювелирных изделий, часов, а также технических устройств — радио, телефонов и музыкальных автоматов. Сильное влияние ар-деко оказал на архитектуру, дизайн интерьера, промышленный дизайн, моду, графику и кинематограф. В 1930-е ар-деко широко использовался для проектирования вокзалов, океанских лайнеров и парков развлечений.

Музеи в России

19 декабря 2014 года на территории бывшей фармацевтической фабрики Фридриха Байера «Байер и Ко» на Лужнецкой набережной в Москве открылся Музей Ар Деко, посвящённый стилям ар деко и модерн. Музей основан на крупнейшей в мире частной коллекции предметов в стиле ар деко[4]. Среди экспонатов — статуэтки из слоновой кости и бронзы, предметы мебели, декоративные панно, в том числе произведения Дмитрия Чипаруса, Пьера Бобо и Бруно Зака.

См. также

Примечания

  1. ↑ Русский орфографический словарь Российской академии наук. / В. В. Лопатин. — 2007.
  2. ↑ Термин "советская версия ар деко" в отношении советской архитектуры 1930-х гг используют следующие исследователи: И.А. Азизян, А.Д. Бархин, А.В. Боков, А.Ю. Броновицкая, Н.О. Душкина, И.А. Казусь, Т.Г. Малинина, М.В. Нащокина, Е.Б. Овсянникова, В.Л. Хайт.
  3. ↑ Ребристый стиль высотных зданий и неоархаизм в архитектуре 1920-1930-х (рус.), Архи Ру. Проверено 3 октября 2018.
  4. ↑ Русские корни европейского ар-деко — Культура — МК

Ссылки

Ар-деко — Википедия

Ар-деко́[1] (фр. art déco, досл. «декоративное искусство», от названия парижской выставки 1925 года фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes, рус. Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) — влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде и живописи. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. На стиль ар-деко также значительное влияние оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм.

Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении, при этом пёстрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

Обзор

American Radiator Building (1924) в Нью-Йорке по проекту Раймонда Худа.

Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.

Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х годов. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne[en] — американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.

Париж оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Эйлин Грей, изделия из кованого металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.

Символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями ар-деко в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).

Хотя термин ар-деко возник в 1925 году, он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников.

Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио-сити и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия». Ар-деко был роскошен, и считается[источник не указан 2147 дней], что эта роскошь — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.

Streamline Moderne

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, было «Streamline Moderne» (название от англ. streamline — «линия обтекания» — термина из области аэродинамики). В «стримлайн модерн» ощущается влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий. В итоге в произведениях этого стиля появились очертания самолётов или револьверных пуль. Когда дизайн первого массового автомобиля фирмы Крайслер, «Chrysler Airflow[en]», оказался популярным, обтекаемые формы стали использоваться даже для точилок, зданий и холодильников.

  • Здание радиовещательной компании BBC (1931)

  • Здание-лайнер в Париже на 3 boulevard Victor (1935)

  • Pan-Pacific Auditorium (1936) в Лос-Анджелесе

Видео по теме

Затухание стиля

Ар-деко незаметно исчез после подъёма массового производства, когда к нему стали относиться как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, арт-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х годов. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х годах было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 1930-х годами привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.

  • Примеры стиля ар-деко
  • Муниципальная аудитория Канзас-Сити (1936)

  • Лобби в 450 Sutter Street (1929) в Сан-Франциско по проекту Тимоти Пфлюгера. Вдохновением послужили майяские мотивы.

  • Радиоприёмник Philips 930A (1931)

  • Плакат в стиле ар-деко

Ар-деко и архитектура СССР

Ар-деко оказал заметное влияние на архитектуру 1930-х годов, явившись, наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом, одним из течений сталинской архитектуры[2]. С сильным влиянием этого стиля был построен ряд станций Московского метрополитена: первая очередь (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (Замоскворецкая линия, например, станция «Аэропорт»). Многие типовые серии СССР скопировали существующие американские проекты в стиле ар-деко. К советской версии ар-деко исследователи относят работы архитекторов: В.Г. Гельфрейха, А.Я. Лангмана, Е.А. Левинсона, Б.М. Иофана, Д.Ф. Фридмана, В.А. Щуко.[3]

Влияние

Ар-деко был столь популярен, что использовался в дизайне автомобилей, мебели, посуды, фарфора, текстиля, ювелирных изделий, часов, а также технических устройств — радио, телефонов и музыкальных автоматов. Сильное влияние ар-деко оказал на архитектуру, дизайн интерьера, промышленный дизайн, моду, графику и кинематограф. В 1930-е ар-деко широко использовался для проектирования вокзалов, океанских лайнеров и парков развлечений.

Музеи в России

19 декабря 2014 года на территории бывшей фармацевтической фабрики Фридриха Байера «Байер и Ко» на Лужнецкой набережной в Москве открылся Музей Ар Деко, посвящённый стилям ар деко и модерн. Музей основан на крупнейшей в мире частной коллекции предметов в стиле ар деко[4]. Среди экспонатов — статуэтки из слоновой кости и бронзы, предметы мебели, декоративные панно, в том числе произведения Дмитрия Чипаруса, Пьера Бобо и Бруно Зака.

См. также

Примечания

  1. ↑ Русский орфографический словарь Российской академии наук. / В. В. Лопатин. — 2007.
  2. ↑ Термин "советская версия ар деко" в отношении советской архитектуры 1930-х гг используют следующие исследователи: И.А. Азизян, А.Д. Бархин, А.В. Боков, А.Ю. Броновицкая, Н.О. Душкина, И.А. Казусь, Т.Г. Малинина, М.В. Нащокина, Е.Б. Овсянникова, В.Л. Хайт.
  3. ↑ Ребристый стиль высотных зданий и неоархаизм в архитектуре 1920-1930-х (рус.), Архи Ру. Проверено 3 октября 2018.
  4. ↑ Русские корни европейского ар-деко — Культура — МК

Ссылки

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *