Курортная архитектура — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Курортная архитектура | |
---|---|
![]() Отель Villa Meeresgruss («морское приветствие») в Бинце, остров Рюген — характерный немецкий дом в курортном стиле | |
Концепция | лёгкие деревянные постройки, преобладание белого цвета |
Страна | ![]() |
Дата основания | 1793 |
![]() |
Курортная архитектура (нем. Bäderarchitektur; англ. Resort architecture[1]) — архитектурный стиль, характерный для курортов и прибрежных баз отдыха на немецком Балтийском побережье. Стиль развивался с момента основания Хайлигендамма в 1793 году и достиг расцвета около 1870 года, когда железнодорожные пути соединили курорты с крупными городами.
Отдельно стоящие особняки в стиле курортной архитектуры называются «курортными особняками» (нем. Bädervilla)[2].
Данный тип архитектуры встречается также вдали от побережья, в оздоровительных центрах Центральной Европы — в Тюрингии, Чехии, Швейцарии. Такие постройки обычно относят к так называемой «рекреационной архитектуре» (англ. Spa architecture; нем. Kurarchitektur).
Курортная архитектура в Банзине
Курортный архитектурный стиль появился при проектировании Хайлигендамма в Мекленбурге в 1793 году, первого континентального европейского морского курорта для высшего класса — аристократов и предпринимателей Европы.
Стиль получил значительное развитие с расширением железнодорожного сообщения, благодаря которому началось массовое увлечение морскими курортами в Германии в конце XIX — начале XX века. Стиль предполагает вариации нескольких стилей с новыми элементами, включая историзм и модерн. Здания обычно строятся в два или четыре этажа, фасады украшены балконами, фронтонами и верандами. В больших виллах иногда присутствует центральный ризалит. Арочные или прямоугольные окна иногда обрамлены полуколоннами или пилястрами. Треугольные крыши, иногда фигурные крыши дополняются башенками. Отличительной особенностью курортного стиля является приверженность классицизму, который можно дополнять орнаментами модерна.
Белый — наиболее распространённый цвет, поэтому нередко курорты описывают «белыми жемчужинами». Редко встречаются другие цвета — бордо, оливковый, бежевый или синий. Здания в курортном стиле довольно хрупкие и в основном построены из дерева.
На побережье Балтийского моря старейшие примеры стиля встречаются на острове Рюген (Зеллин, Бинц и Герен), Хайлигендамме рядом с Бад-Доберан.
Целые ансамбли расположены в Херингсдорфе на острове Узедом, а также в Кюлунгсборне. Одно из старейших зданий в курортном стиле построено Георгом Бернхардом фон Бюловом в 1845 году в Херингсдорфе (Вилла Ахтеркерке). Благодаря своей стеклянной мозаике представляет особый интерес Вилла Оихстер в Херингсдорфе 1883 года по проекту Антонио Сальвиати.
Всемирную известность получила компания Wolgaster Holzbau, возводившая деревянные курортные особняки под влиянием швейцарского стиля. В XIX веке компания первая в мире строила быстровозводимые дома (Альбек, Банзин, Бинц и Херингсдорф).
Вилла Ундина в Бинце (1885), построенная Wolgaster Holzbau — одно из первых быстровозводимых зданий в мире и пример швейцарского стиля в курортной архитектуре
Наиболее яркие примеры стиля на морских курортах в Германии:
Некоторые примеры архитектуры немецких морских курортов на побережье Балтийского и Северного морей:
Балтийское море[править | править код]
Северное Море[править | править код]
В прежде принадлежавших Германии некоторых областях — Восточной Померании, Восточном Поморье и Восточной Пруссии, части Польши, в странах Балтии и России имеются примеры курортной архитектуры. Заметные образцы расположены на приморских курортах вдоль всего Балтийского побережья.
Литва[править | править код]

Польша[править | править код]
Россия[править | править код]
- Susanne Grötz, Ursula Quecke (Hrsg.):
- Reno Stutz, Thomas Grundner: Bäderarchitektur in Mecklenburg-Vorpommern. Hinstorff, Rostock 2004, ISBN 3-356-01033-6 (Edition Kulturlandschaft Mecklenburg-Vorpommern).
- Wolfgang Schneider, Torsten Seegert: Pommersche Bäderarchitektur. Entstehung und Entwicklung. Ostseebad Binz. Heimat-Bild-Verlag, Gifhorn 2003, ISBN 3-9810092-0-7.
- Wilhelm Hüls, Ulf Böttcher: Bäderarchitektur. Hinstorff Verlag, Rostock 1998, ISBN 3-356-00791-2.
Архитектура (значения) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Архитектура — искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Архитектурой также называют здания и сооружения собирательно, их облик.
- В инженерной деятельности
- Архитектура системы — принципиальная организация системы, воплощенная в её элементах, их взаимоотношениях друг с другом и со средой, а также принципы, направляющие её проектирование и эволюцию.
- В управленческой деятельности
- Архитектура предприятия — это наиболее общее и всестороннее представление предприятия, как хозяйствующего субъекта, имеющего краткосрочные и долгосрочные цели ведения своей основной деятельности, определённые миссией на региональном и мировом рынке, и стратегией развития, внешние и внутренние ресурсы, необходимые для выполнения миссии и достижения поставленных целей, а также сложившиеся правила ведения основной деятельности (бизнеса).
- Бизнес-архитектура на основании миссии, стратегии развития и долгосрочных бизнес-целей определяет необходимые организационную структуру, структуру каналов продаж и функциональную модель предприятия, документы, используемые в процессе разработки и реализации продуктов.
- В области информационных технологий и вычислительной техники
- Архитектура программного обеспечения является множеством структур, необходимых для рассуждения о программной системе, и включает элементы системы, связи между ними и свойства этих элементов и связей.
- Архитектура компьютера — концептуальная структура вычислительной машины, определяющая проведение обработки информации и включающая методы преобразования информации в данные и принципы взаимодействия технических средств и программного обеспечения.
- Архитектура данных — способы взаимодействия систем и хранения данных.
Деревянная архитектура — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Деревянная архитектура — разновидность архитектуры, связанная с использованием дерева (в отличие от архитектуры каменной, где используют каменные глыбы, кирпич, бетон и т. п.). В условиях окружения поселений могучими лесными массивами дерево являлось наиболее доступным и распространённым строительным материалом [1]. В искусстве и архитектуре некоторых стран на протяжении веков имела преобладающую роль.

Россия[править | править код]

Истоки русской деревянной архитектуры восходят к народному зодчеству славянских племён[1]. О древне-русском деревянном зодчестве возможно говорить лишь в форме догадок и предположений, поскольку не сохранились памятники тех времён или точное их описание
Дерево оставалось основным строительным материалом на Руси до конца XVII века. Наивысшее развитие конструктивных и художественных форм русское деревянное зодчество достигает в XV — XVIII веках[1]. При реставрации деревянных храмов Каргополья и Нижне-Новгородского районов поражает отсутствие засечек от топора на брёвнах. Отсутствие засечек, безусловно, сказалось и на сохранности этих строений. Именно благодаря такому стилю работы, при котором плотник точно рассчитывал силу удара и подкрутку топора, приводивших в сумме к тому, что топор не останавливался в древесине, а срезав щепу, легко отскакивал вверх.
Начиная с XVIII века дерево постепенно вытесняют новые материалы, имеющие техническое превосходство: огнестойкости, устойчивости к гниению и грибку, в более позднее время и по теплоизолирующей способности. Древесина стала рассматриваться как материал, к которому приходится прибегать, только если нет возможности обратиться к более дорогому.
Всплеск интереса к деревянному зодчеству вырос на волне увлечением историческим направлением псевдорусского стиля в XIX — начале XX веков. Частыми заказчиками деревянной застройки в русском стиле были купцы (особенно старообрядцы). Таким образом, крестьянская деревянная архитектура, придя в город, становится всенародной и всесословной. Эклектичность в деревянных жилых домах проявлялась в сочетании стилевой профессиональной архитектуры и народной традиции
Россия:
Другие страны:
Новый виток деревянного зодчества имеет свои особенности: топор и ручная пила всё меньше используются на стройплощадке, вместо них сейчас чаще можно заметить бензопилу и кран.
В России существует кафедра древесиноведения и деревообработки в Московском Государственном Университете Леса (Мытищинский филиал МГТУ им. Баумана) — единственное высшее учебное заведение, где преподаётся деревянное зодчество[источник не указан 440 дней].
- Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество. — Петроград : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1916. — 408 с. Переиздание: Красовский М. В. Энциклопедия русской архитектуры : Деревянное зодчество. — СПб. : Сатисъ Держава, 2005. — 384 с.
- Мильчик М. И., Ушаков Ю. С. Деревянная архитектура Русского Севера: Страницы истории. — Л.: Стройиздат, 1981 . — 128 с.
- Шинаев С. Я. Деревянное зодчество. Толковый словарь терминов и понятий. — М.: Спецпроектреставрация, 1992 .
Османская архитектура — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Минарет мечети Улу-джами (Бурса)Османская архитектура — архитектура Османской империи, которая возникла в Бурсе и в Эдирне в XV—XVI вв.. В архитектуре Османской империи прослеживается влияние архитектуры Сельджуков, а также иранской, византийской архитектуры[1][2]. После завоевания Константинополя турками заметно влияние мамлюкской архитектурной традиции[3][4][5]. В течение почти 400 лет византийские церкви и соборы служили образцами для османских мечетей[5].
Османы достигли высокого уровня архитектуры. Освоенная ими техника создания огромного внутреннего пространства при помощи сводов, куполов, полукуполов и колонн, позволила создать эстетическую и элегантно утонченный стиль в исламской архитектуре. И по сей день можно найти объекты в стиле Османской архитектуры на бывших территориях империи[6].
Мечеть Шехзаде — первая значительная работа архитектора СинанаФорма и стиль «сельджукской» монументальной архитектуры по существу были обязаны своим образованием армянскому зодчеству и его творцам. Кроме того, ряд форм «сельджукской» архитектуры являлись прямым воспроизведением форм армянских строений[7]. Помимо этого, ряд архитекторов и зодчих строивших сельджукские строения, являлись армянами по происхождению. Однако кроме армянского влияния, сельджуки интегрировали в свою архитектуру элементы персидской архитектуры. Чаще всего сельджуки строили свои здания из кирпича, а внутренние и внешние стены оформлялись из мрамора, извести, гипса и т. д. Ещё в 11 в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии, создав на её территории несколько независимых эмиратов. Сельджукские правители оставляли после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в традиционном для этих мест стиле.
Отель Султанахмет — бывшая стамбульская тюрьмаВ начале XIV века были созданы первые Османские бейлики. В этот период османское искусство находилось в поиске новых идей. В столице Османов Бурсе была построена первая куполообразная мечеть сельджуков — Улу джами (1396—1400). Построенные в Стамбуле в период завоевания города мечеть Баязида II (1501—1506) считается произведениями раннего периода. К этому периоду также можно отнести мечети Фатих (1470), мечеть Махмут-паши (1464), дворец Топкапы (1475—1478).
Классический период османской архитектуры в значительной степени связан с работами Мимара Синана[8][9]. Этот архитектор сумел объединить и создать гармонию из различных архитектурных элементов и влияний, которые ране были приняты османской архитектурой[8]. В мечетях, построенных Синаном, использовался купол похожий на купол собора Святой Софии, но с изменённой пропорцией и освобождением от колоннад, что в совокупности с большими окнами добавило больше света внутри помещений[8][9].
В мечетях классического периода стали включаться внутренние дворы. Образцы османской архитектуры классического периода помимо Турции сохранились также на Балканах, в Венгрии, Египте, Тунисе, Алжире и других странах бывшей Османской империи.
Заключительный период архитектуры в Османской империи начался в XX веке после прихода к власти младотурок (1908—1909 года). Этот период назывался «Национальным архитектурным Ренессансом»[10]. В архитектуре этого периода начали применяться современные строительные технологии и материалы, такие как железобетон, железо, сталь, и стекло. Первоначально, этот стиль был призван способствовать патриотизму и исторической идентичности многонациональной Османской империи, но к концу Первой мировой войны, после создания Турецкой Республики, он был принят турецкими националистами для внедрения в сознание турок чувства патриотизма. В этой роли, она продолжается влиять на дальнейшую архитектуру Турции.
Один из самых ранних и наиболее важных примеров этого стиля является главное здание стамбульской почтовой службы (англ. Istanbul Central Post Office), завершённое в 1909 году[10]. В Анкаре, самая ранняя постройка в этом стиле является здание Национального Собрания Турецкой Республики (1917 г.), в котором сейчас находится Музей войны за независимость.

- ↑ Seljuk architecture, Illustrated Dictionary of Historic Architecture, ed. Cyril M. Harris, (Dover Publications, 1977), 485.
- ↑ Architecture(Muhammadan), H. Saladin, Encyclopaedia of Religion and Ethics, Vol.1, Ed. James Hastings and John Alexander, (Charles Scribner’s son, 1908), 753.
- ↑ Necipoğlu, Gülru. Muqarnas: An Annual on Islamic Art and Architecture. Volume 12 (англ.). — Leiden : E.J. Brill, 1995. — P. 60. — ISBN 978-90-04-10314-6.
- ↑ Behrens-Abouseif, Doris. Islamic Architecture in Cairo: An Introduction (англ.). — Leiden ; New York : E.J. Brill,, 1989. — P. 29. — ISBN 90-04-08677-3.
- ↑ 1 2 Rice, John Gordon; Robert Clifford Ostergren. The Europeans: A Geography of People, Culture, and Environment (англ.) // The Professional geographer : journal. — Guilford Press, 2005. — Vol. 57, no. 4. — ISBN 978-0-89862-272-0. — ISSN 0033-0124.
- ↑ Çevikalp, Mesut. Historian Kiel spends half century tracing history of Ottoman art, Today’s Zaman (27 августа 2008). Архивировано 12 сентября 2008 года. Дата обращения 17 сентября 2008.
- ↑ А. Л. Якобсон. Сельджукские отклики на темы армянский средневековой архитектуры. (неопр.). № 4 . стр-цы. 126-130. ISSN 0135-0536. Историко-филологический журнал (1983). Дата обращения 17 ноября 2012. Архивировано 8 января 2013 года.
- ↑ 1 2 3 Goodwin, Godfrey. Sinan: Ottoman Architecture & its Values Today (англ.). — London: Saqi Books, 1993. — ISBN 0-86356-172-1.
- ↑ 1 2 Stratton, Arthur. Sinan (неопр.). — New York: Charles Scribner’s Sons, 1972. — ISBN 684-12582-X.
- ↑ 1 2 Bozdogan, Sibel. Modernism and Nation Building: Turkish Architectural Culture in the Early Republic (англ.). — Seattle and London: University of Washington Press (англ.)русск., 2001. — ISBN 0-295-98152-0.
Европейская архитектура — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Европейская архитектура — архитектура стран Европы, отличается многообразием стилей.
В эпоху бронзы (2-е тысячелетие до н. э.) на территории Европы возводили сооружения из крупных каменных глыб, которые относят к так называемой мегалитической архитектуре. Менгиры — вертикально поставленные камни — обозначали место общественных церемоний. Дольмены, состоявшие обычно из двух или четырёх вертикальных камней, перекрытых камнем, служили местами захоронений. Кромлех состоял из плит или столбов, расположенных по кругу. Примером является Стоунхендж в Англии.
Одними из древнейших сооружений европейской архитектуры являются развалины зданий острова Крит, время создания которых более 1000 лет до н. э.
Они являются первыми представителями античной архитектуры, используемой затем Древней Грецией и Римом. Округленные формы колонн и арок носили отпечаток представлений об идеальных формах и воплощали грациозность и красоту. Статуи могли входить в состав строения как часть стены или замена колонн. Эта архитектура влияла не только на храмы и дворцы, но и на общественные заведения, улицы, стены и сами дома. Римская архитектура была сложнее греческой, в ней стали играть всё большую роль арки. Римляне впервые использовали бетон, по крайней мере в Европе. Самые примечательные сооружения: Колизей и акведуки.
В начале Средних Веков архитектурное искусство в Европе пришло в упадок и основную роль здесь играло византийское зодчество. Оно развивалось на основе античных традиций под влиянием философии христианства. Продолжали строиться дворцы, акведуки, термы, но основным типом зданий стали церкви. Сформировался тип крестово-купольного храма. Как строительный материал использовался обожжённый кирпич — плинфа.
В X в. в Западной Европе начинается строительство городов, получает распространение фахверковая конструкция жилья и построек. В XI—XII вв. во Франции, на западе Германии и севере Италии возникает романский стиль, основанный на древнеримском и византийском наследии. Определяющие здания романского стиля — базиликальные соборы с двумя башнями по обеим сторонам входа, с шатровыми пирамидальными или конусообразными крышами, имеющие в плане форму латинского креста. Другим архитектурным типом были замки феодалов с крепостными стенами, построенными как фортификационные сооружения.
С середины XII в. на смену романскому стилю приходит готический (тогда его называли «французским» из-за своего происхождения). Увеличивается вместимость и высота соборов, уменьшаются сечения конструкций и толщина опор. Стены облегчаются за счёт больших окон, появляются круглые окна — «розы». Для готического стиля характерны стрельчатые арки. Своды строились на системе арок, переброшенных в нескольких направлениях. Высокого уровня достигла техника обработки камня. Большим достижением готики были витражи — окна с картинами из кусков цветного стекла в свинцовой оправе[1]. . Самые знаменитые храмы этого типа архитектуры находятся в Париже — Собор Парижской Богоматери, в Роттердаме, в Тулузе. Итальянские гуманисты дали стилю современное название, в связи с противоположностью античной архитектуре.
В XV веке в Италии среди архитекторов распространились идеи реставрации античных элементов в строительстве и их совершенствования. Такие архитекторы, как Донато Браманте и Микеланджело Буонаротти, сильно повлияли на архитектуру Флоренции, Венеции, Неаполя и Рима. Современный Ватикан известен собором Святого Петра, а Флоренция -дворцом Медичи. Помимо дворцов и храмов, архитектура Возрождения носит и общественный смысл. Это многочисленные фонтаны, мосты, галереи которых можно увидеть во множестве в итальянских городах. Архитектура Возрождения широко распространилась по Европе и дошла до России. В XVII—XVIII веках в европейских светских домах появился новый стиль барокко (итал. — причудливый, странный). Этот стиль отличается от архитектуры Возрождения пышностью и был распространен среди знати.
- ↑ Кильпе Т. Л. Основы архитектуры. — М.: Высшая школа, 1989. — 175 с. — ISBN 5-06-000420-1.