Водосток на дороге – СТО НОСТРОЙ 2.25.103-2013 Автомобильные дороги. Устройство водоотводных и дренажных систем при строительстве автомобильных дорог и мостовых сооружений

Водоотвод с мостов, Водоотводные трубки мостовых переходов

Для отвода ливневого стока с поверхности мостов в их конструкции предусматриваются продольные и поперечные уклоны.

Принимаемая величина продольных уклонов составляет от 5%, поперечных уклонов — от 15 до 20%. Если продольный уклон превышает 10%, то для расчета можно применить соотношение, где геометрическая сумма продольного и поперечного уклона составит 20%.

Существуют две схемы организации водоотвода с поверхности путепроводов и мостов:

  • Если на мосту или путепроводе число полос для движения не больше шести, применяется схема водосбора, когда стоки собираются вдоль тротуаров, а затем выводятся в откосные лотки на подмостовых конусах или сбрасываются в дождевую канализацию.
  • При большой ширине проезжей части используется принципиально другая схема. С поверхности моста вода отводится сквозь поперечные выпуски — водоотводные трубки и тротуарные блоки, и сбрасывается под мост. Иногда используются дождеприемные колодцы, вода из которых выводится на очистные сооружения или сбрасывается непосредственно в ливневую канализацию.

С поверхности дороги вода выводится через водоотводные трубки или через лотки (поперечные или продольные).

Водоотводные трубки

По конструкции водоотводная трубак представляет собой элемент водоотводной системы для спуска ливневых сточных вод с проезжей части, с тротуаров, и воды, стекающей по поверхности слоя изоляции. Водоотводная трубка находится в понижениях поперечного сечения мостового перехода.

Если продольный уклон не превышает 10%, диаметры водоотводных трубок не должны быть меньше 150 мм. Если уклон больше 10%, водоотводные труби допускается не устанавливать (если на это есть обоснование).

Водоотводные трубки устанавливаются на дорожном полотне автомобильных и городских мостов на следующих расстояниях. При продольном уклоне до 5% — не более 6 м вдоль пролета моста. При уклонах в 5-10% — не более 12 м.

Если крутость уклона увеличивается, может быть увеличено и расстояние между водоотводными трубками. На одном пролете должно быть установлено не менее трех водоотводных трубок.

Дождеприемные лотки

Сбор ливневых сточных вод с поверхности мостов может осуществляться при помощи специальных дождеприемных лотков. Загрязненный ливневой сток собирается и отводится на городские или локальные очистные сооружения.

Мостовые переходы, составляющие по длине несколько километров, отличаются большой протяженностью поверхностных покрытий. В соответствии со СП 32.13330.2012 дренажные трубы и сборочные лотки для дождевых стоков на таких мостовых переходах оборудуются уклоном не меньше 7% в холодное время года с учетом возможности намораживания — до 30%.

При величине уклона 7–30%, длине моста 2 км и очистных сооружениях, расположенных по обе стороны от моста, перепад уровней сборочного лотка должен составлять от 7 до 30 м. Для аналогичного моста, в котором очистные сооружения расположены на одной стороне моста, перепад уровней должен составлять от 14 до 60 м. Как видно, такие громоздкие дождесборные сооружения спроектировать и построить практически невозможно.

Если расход дождевого стока с поверхности моста или путепровода не превышает 41 л/с, на откосах можно поставить малые телескопические лотки марки Б-6.

Если расход сточных вод превышает 41 л/с, размеры и конструкции откосных лотков выбираются исходя из расчета поверхностного стока.

Если на мостах и путепроводах организованы раздельные проезжие части или если автомобильная дорога расположена вблизи потоков воды, сбор дождевых стоков производится вдоль проезжей части и сбрасывается в откосные водосборные лотки.

В местах пересечения железных дорог или автодорог высокой категории необходимо избегать угрозы попадания загрязненных стоков на проезжую часть дорог нижнего уровня. Для этого организуют сброс ливневых сточных вод с поверхности дорог в ливневую канализацию или на ливневые очистные сооружения (например, установки типа Векса). В некоторых случаях поверхностный сток можно выводить через специальные водоотводные желоба в кюветы, на разделительную полосу или в дождеприемные колодцы закрытой сети водоотвода.

В условиях вечномерзлых грунтов в основании мостового сооружения принимают все меры, исключающие попадание туда дождевой воды.

Если ток поверхностных вод происходит со стороны подходов к сооружению, должны быть установлены устройства для отвода воды за пределы земляного полотна.

Как осуществляется отвод воды с асфальтированных дорог

Чтобы избежать попадания поверхностных ливневых вод в нижние слои дорожной одежды, требуется обеспечить качественный отвод воды с поверхности дорожного полотна через обочины и откосы непосредственно в канавы и кюветы. Для этого поперечному профилю дороги придают необходимый уклон, а на обочинах организуется водоотводная система.

На участках, где автодорога проходит по насыпи, в состав системы водоотвода могут входить кюветы, продольные и поперечные канавы, лотки и резервы. На участках выемок используются только кюветы и лотки. Осадочные или талые воды, собранные у кромки дорожного полотна, через специальные русла отводятся в низины, имеющие доступ к речной системе или к водопропускным сооружениям. Необходимо учитывать, чтобы это не вызывало застоя воды на территории вблизи дороги и заболачивания местности.

Элементы водоотводной системы

Расчетные параметры элементов системы водоотвода необходимо назначать, опираясь на нормативные значения. Кроме того, следует учитывать особенности конкретного проекта, данные геологических изысканий и рельеф местности.

Кюветы

Поперечное сечение кюветов может быть выполнено в трех вариантах. Чаще всего применяют трапецеидальную форму, но допускается также сооружать треугольные и прямоугольные. В первую очередь минимально допустимое сечение проверяется на пропускную способность расчетного объема воды, если возникает необходимость, его размеры увеличиваются. Делается это за счет увеличения глубины с сохранением первоначальной ширины дна.

Канавы

Отвод воды с асфальтированных дорог фото

Водоотводные канавы проектируются на основании данных изысканий с учетом типа грунтов, уровня притока осадочных и талых поверхностных вод. После подбора оптимального поперечного сечения канавы проводится ее гидравлический расчет. По результатам расчета назначаются наиболее рациональные продольные уклоны, влияющие на скорость оттока воды. Отсюда же берутся выводы по поводу типа укрепления дна на определенных участках.

Укрепление откосов

При проектировании водоотводных систем необходимо обеспечивать защиту откосов насыпей от размыва поверхностными водами. В зависимости от интенсивности стоков, применяют различные виды укрепления откосов. Их могут засеивать травами, усиливать щебнем, сборными бетонными плитами и даже монолитными бетонными сооружениями.

Лотки

Если на участке дороги преобладают слабые грунты, могут применяться водоотводные лотки. Такие лотки выпускаются в нескольких стандартных вариантах различных габаритов. Некоторые из них снабжаются металлическими решетками, препятствующими попаданию в лоток твердых засоряющих объектов. Из водоотводных лотков составляются каналы, по которым вода отводится от дорожного полотна.

5,884 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

11.10. Водоотвод на городских улицах

В зависимости от развития инженерных сетей города и уровня его благоустройства вода с поверхности улиц может отводиться открытой или закрытой системой водостока. Открытая система водостока характерна для малых городов и состоит из лотков на проезжей части и канав вдоль красных линий с продольными укло­нами в сторону ближайшего водоема или тальвега. Закрытая система водостока включает в себя лотки на поверхности улицы, водоприемные и смотровые колодцы, трубы-коллекторы (водосбор­ные и водоотводящие), специальные сооружения для очистки и перепуска воды из водосточной сети.

Подземная система водоотвода , носит название городской водосточной сети (другое название—городские водостоки). Эта система водоотвода обязательна для городов с населением свыше 100 тыс. жителей.

Городская канализация и городской водосток могут обеспе­чивать сбор и отвод сточных вод, бытовых промышленных, а также атмосферных вод. Система может быть общесплавной (отвод всех стоков одной системой труб и каналов) и раздельной. Более прогрессивной и надежной является раздельная система канализации. Она является основной для городов СССР.

Общесплавная система водоотвода существует еще в старых городах.

В проекте инженерной подготовки и благоустройства города предусматривается специальный раздел, посвященный проектиро­ванию водосточной сети. Эта задача охватывает большие терри­тории города, и решения ее в виде сетки главных водосточных коллекторов являются основой для разработки проектов водосто­ков в районах города, кварталах и на улицах в пределах крас­ных линий.

229

Для каждой из фигур сетки рассчитывают объем насыпи и выемки. Для этого в углах фигуры выписывают отметки: проектную, земли и рабочую (рис. 11.19). Если рабочие отметки по одной стороне имеют разные знаки, на этой стороне находят точку с рабочей отмет­кой, равной нулю (нулевую точку). Линия, проведенная через нуле­вые точки, показывает границу между выемкой и насыпью.

Объем земляных работ в пределах каждой фигуры сетки рассчи­тывают с учетом положения нулевой линии:

где Vi — объем призмы грунта в пределахфигуры; — площадь фигуры; hj — рабочие отметки в углах фигуры;— число углов фигуры.

Окончательный объем земляных работ определяют с учетом уплотнения грунта в насыпи и разрыхления при снятии его в выемке:

гдеи — объемы земляных работ по подсыпке и снятию грунта соот-

ветственно;

и VB — объемы насыпи и выемки соответственно;и — прира­щения грунта при его разработке в выемке и насыпи соответственно.

228

При продольных уклонах улиц 50 %о и более с верховой стороны лотка перед перекрестками, а также по длине улицы через каждые 300 м рекомендуется располагать водоприемные колодцы повышен­ной приемной способности с двойными решетками. Расстояния между колодцами выбирают из условий, что лотки не будут переполняться, а вода будет растекаться по тротуару или проезжей части с предель­ной шириной разлива 1 м. При ширине односкатной проезжей части более 15 м и двускатной более 30 м расстояние между водо­приемными колодцами из условия непереполнения лотков не должно превышать 60 м. В исключительных случаях при устройстве лотков повышенной вместимости расстояние между колодцами принимают до 100 м.

Начальный водоприемный колодец устанавливают на расстоя­нии 50 м от водораздела при уклоне лотка 5 — 10 %0 и до 200 м при уклоне 20 — 30 %0.

Для широких магистральных улиц, особенно для имеющих основную проезжую часть и местные проезды, число лотков, по которым размещают водоприемные колодцы, определяется допу­стимой длиной соединительных веток — не длиннее 40 м (рис. 11.21).

При широких улицах (более 60 м) расстояние между водоприем­ными колодцами рассчитывают с учетом расхода воды в лотках и водоприемной способностью решеток колодцев.

231

Водосточные коллекторы, как правило, прокладывают под улицами города. Вне улиц по территории кварталов и микрорайонов коллектор трассируют только в том случае, если улица не совпадает по направ­лению с тальвегом.

Для организации водостока на территории улиц и площадей необходимо решить следующие вопросы: разместить водоприемные колодцы; обеспечить сброс воды из них в коллекторы; разместить смотровые колодцы; рассчитать расход дождевых вод и подобрать диаметр труб с учетом продольного профиля водостоков.

Водоприемные колодцы обеспечивают прием воды, стекающей с поверхности улицы (рис. 11.20). Они располагаются по лоткам, которые на улице чаще всего образуются по кромкам проезжих частей и тротуаров за счет установки бортовых камней. В отдельных случаях лоток устраивают в виде укрепленной треугольной или тра­пецеидальной канавы, например на вогнутой поверхности газона или на разделительной полосе.

230

Для обеспечения удобства движения пешеходов и автомобилей водоприемные колодцы обязательно размещают: во всех пониженных местах, не имеющих выхода стока; перед пешеходными переходами; перед пересечениями; перед въездами в микрорайоны. Вдоль улицы эти колодцы размещают на расстояниях, определяемых продольными уклонами:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Материал данного учебника отражает современный уровень тео­рии и практики расчета и проектирования улично-дорожной сети города и организации городского движения. В нашей стране развер­нута широкая автомобилизация населения и по мере возрастания парка автомобилей транспортные проблемы будут захватывать все большее число городов и, как показывает опыт зарубежных стран, могут стать тормозом в их социально-экономическом развитии. Решение этих проблем требует прежде всего дальнейшего развития теоретической базы транспортной планировки городов.

В настоящее время целый ряд теоретических положений заимст­вован из опыта организации движения на автомобильных дорогах. Это относится к описанию транспортных потоков, расчету про­пускной способности городских улиц и дорог для непрерывного и скоростного движения, транспортных развязок. В целом это право­мерно, но городские условия, для которых характерны многополос-ная проезжая часть, высокая плотность движения, интенсивное пешеходное движение, вносят существенные коррективы как в режим потока, так и в пропускную способность полос движения и всей проезжей части. Для повышения надежности расчетов пропускной способности городских улиц и дорог необходимо продолжать и углублять натурные исследования городского движения, развивать методы математического имитационного моделирования. Они поз­волят оценивать с позиции пропускной способности планировочные решения как на длине отдельной улицы, так и на всей улично-дорож­ной сети города.

В большинстве случаев уровни напряженности работы водителя из-за малой изученности этого вопроса ограничиваются в городе теми же пределами, что и на автомобильных дорогах. Ввиду того что информационная загрузка водителей в городе значительно выше, чем на автомобильных дорогах, в городе водитель значительно чаще попадает в стрессовые ситуации. Этого можно избежать, регулируя напряженность работы водителя в соответствии со слож­ностью характерных для города дорожных условий. Развитие транспортной планировки городов как науки связано прежде всего с углублением знаний в области теории транспортных потоков и изучении надежности работы водителей.

Одна из причин возникновения трудностей в организации город­ского движения — несовершенство методов прогноза интенсивности

233

Контрольные вопросы.

1. В чем состоят задачи вертикальной планировки города, района, улицы? Какие вопросы решаются на разных стадиях проектирования вертикальной плани­ ровки?

2. Каковы наименьшие продольные и поперечные уклоны проезжих частей и лот­ ков?

  1. В каких случаях целесообразно использовать метод проектных профилей, метод проектных горизонталей?

  2. Когда необходимо вписывать в переломы продольного профиля вертикаль­ ные кривые? Как вписать вертикальную кривую?

  1. Как обеспечить водоотвод на улице с малыми продольными уклонами?

  1. В чем различие вертикальных планировок пересечений равнозначных и неравнозначных улиц?

.7. Как осуществляется переход от односкатного поперечного профиля к дву­скатному?

  1. Какова последовательность выполнения вертикальной планировки пересе­ чения в разных уровнях?

  2. Как определить границу между выемкой и насыпью при вертикальной пла­ нировке улицы?

10. Как определить расстояние между водоприемными колодцами? Как рассчи­ тать приемную способность решеток колодцев?

взаимоувязанных планировочных и организационных решений, охватывающих не только одну улицу или какой-либо район горо­да, а всю городскую улично-дорожную сеть.

Дальнейшее развитие транспортной планировки городов требует усилий большого числа специалистов. Важную роль среди них играют специалисты по организации движения. Уже только перечень перво­очередных задач транспортной планировки города говорит о необ­ходимой широте эрудиции инженера по организации движения. Это обстоятельство делает необходимым предъявлять самые вы­сокие требования к уровню подготовки таких специалистов по всем учебным дисциплинам. Транспортная планировка городов — это молодая, постоянно развивающаяся дисциплина, и успехи в ее освоении и дальнейшем развитии зависят от широты кругозора и уровня подготовки практических работников и ученых, работающих над решением транспортных проблем города.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Буга П. Г., Шелков Ю. Д. Организация пешеходного движения в городах: Учеб. пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 1980. 232 с.

Горбанев Р. В., Красников А. Н., Щербаков Е. И. Городские улицы и дороги с многополосной проезжей частью. — М.: Стройиздат, 1984. 167 с.

Евтушенко М. Г., Гуревич Л. В., Шафран В.Л. Инженерная подго­товка территории населенных мест: Учеб. пособие для вузов/Под ред. В.Л.Шаф­рана. — М.: Стройиздат, 1982. 207 с.

Леонтович В. В. Вертикальная планировка городских территорий: Учеб. пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 1985. 119 с.

Пособие по размещению автостоянок, гаражей и предприятий техничес­кого обслуживания легковых автомобилей в городах и других населенных пунк-тах/КиевНИИГрадостроительства.—М.: Стройиздат, 1984. 108 с.

Сигаев А. В. Проектирование улично-дорожной сети: Учеб. пособие для вузов. — М.: Стройиздат, 1978. 263 с.

Сильянов В. В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организации движения. — М.: Транспорт, 1977. 303 с.

235

движения. Развитие этих методов должно базироваться на совер­шенствовании экономико-статистической модели развития города, обосновании и последовательном осуществлении всей транспортной схемы города.

По мере повышения уровня автомобилизации будет возрастать острота проблемы автомобильных стоянок в городах. Решение ее тесно связано с развитием общественного пассажирского транс­порта и созданием систем стоянок, объединяющих временные, постоянного хранения и многофункциональные стоянки в единую систему, которая позволит принимать и размещать автомобили в различных зонах города. Очень слабо в нашей стране разработаны вопросы обеспечения функционирования больших стоянок у адми­нистративных, торговых и спортивных центров. Решение этих вопро­сов должно быть отражено в нормативах на проектирование городов.

Неизбежное увеличение интенсивности движения в городах по мере роста уровня автомобилизации требует повышения пропускной способности улично-дорожной сети. Эту задачу можно решить за счет более полного разделения транспортных потоков по составу и прежде всего выделения грузовых автомобилей и вывода их на специальные городские грузовые дороги. Создание сети таких специализированных магистралей, проходящих по промышлен-но-складским зонам, территориям внешнего транспорта, не только облегчит решение проблемы пропускной способности улично-дорож­ной сети, но и улучшит экологическую обстановку в городе.

Требуют дальнейшего развития методы экономического обосно­вания проектных решений и прежде всего методы экономичес­кой оценки потерь времени на автомобильном транспорте, пас­сажирами, пешеходами. Особенно неблагополучно обстоит дело с оценкой потерянного времени пешеходами и пассажирами. Эта проблема выходит за рамки какой-либо одной науки и затрагивает проблемы социального и экономического развития общества. Необходимо создание методики оценки стоимости времени населения, не только основанной на анализе роста общественного националь­ного совокупного продукта, но и количественно учитывающей необходимость обеспечения для людей отдыха, удобства передвиже­ния по территории города, рационального расходования своего времени.

Развитие индустрии, городского транспорта, инженерное обо­рудование города оказывают очень сильное влияние на окружаю­щую среду. Улучшение экологической обстановки в городах — задача комплексная. В решении ее существенное место занимает повышение экологической безопасности городского транспорта. Одна из возможностей этого направления — снижение уровня шу­мового и химического загрязнения окружающей среды автомобилями за счет совершенствования планировочных решений и организа­ции движения, используется пока далеко не полностью. Необходимы усилия ученых и практических работников по поиску оптимальных

234

Метод проектирования канализирован­ных пересечений 142 Методы вертикальной планировки 206 Микрорайон 8

Н

Направляющие островки 138 Назначение специальных (технических) полос 189 Нормы освещенности 195

О

Обзорность на пересечении 150 Области применимости пересечений 182 Обследование анкетное и опрос общест­венного мнения 32

  • — дневниковое 33

  • — бюджетного времени 33 Объем выборки 42

  • движения годовой 37

  • — месячный 38

  • перевозок 34, 43 Освещенность 193 Ослепленность 193 Опасность пересечения 155

  • транспортной развязки 179 Остановочный путь 47

Отгон ширины полосы движения 20

— — разделительной полосы 21 Обходные дороги 15

П

Пандус 94

Переплетение потоков 166 Переходно-скоростная полоса 177 Переходный участок 20 Пешеходное движение 96 Пиковые нагрузки 6, 97 Пилообразный продольный профиль 215 Плотность пешеходных потоков 104

  • потока автомобилей 45

  • улично-дорожной сети 23 Площадки отдыха 16 Подвижность населения 194

  • общая 31 Полосы озеленения 66

  • дополнительные на подъеме 94

  • разделительные 64, 67, 77, 95

  • технические 65, 80 Последствия автомобилизации 29 Поток насыщения 136

Проезд боковой 64

— местный 77

Проверка возможности преодоления

подъема 93

Пропускная способность 45

  • зоны слияния 176

  • пересечения в одном уровне 127

  • в разных уровнях 173

  • полосы непрерывного движения 50

  • — при светофорном регулировании 55

  • прямого направления транспортных развязок 174

  • регулируемого пешеходного движе­ ния 112

  • суммарная пересечения 130

  • съезда 174

  • теоретическая, возможная, практи­ ческая 128

  • улицы 45

Размеры островков геометрические 144

Размостка 220

Распределение интенсивности движения во времени 37

Расчет интенсивности движения авто­мобилей 43

  • — — пешеходов 101

  • пересечения в одном уровне 130

  • — в разных уровнях 173

  • — регулируемого 56

  • пропускной способности 45

  • — — пешеходных путей 104

  • транспортной подвижности насе­ ления 302

  • ширины полосы движения 71

  • — проезжей части 75

  • — регулируемого пересечения 56

Светофорный цикл 56

Связь города с внешними дорогами 14

Скорость движения расчетная 22

  • пешеходного потока 105 Слияние потоков 175 Смена полосы движения 51 Стадийность развития поперечного профиля улицы 80

  • строительства пересечений 183 Стоимость занимаемых земель 184 Схема пересечений в разных уровнях 158

  • планировок автомобильных стоя­ нок 118

237

rr*

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Аварийность 85

  • на кольцевых пересечениях 153

  • на пересечениях в одном уровне 152

  • на регулируемых пересечениях 154

  • на транспортных развязках 180 Автобусный транспорт 35 Автостоянки 115

  • расчет площади 117

Алгоритм проектирования канализи­рованных пересечений 143

В

Велосипедные дорожки 19

Видимость на пересечении 150

Виды городского транспорта 35, 36

— грузовых перевозок 83

Вираж 94

Водоприемный колодец 230

Временной интервал 46

Время реакции водителя 47

Выборочное обследование 33

Выбор способа прокладки инженерных

сетей 192

Глубина промерзания 189 Городские скоростные дороги 21 Городской водосток 229 Градуирование линий 210 Граничный интервал 52, 109, \27 Грузовое движение 83 Грузонапряженность 40

д

Движение транзитное 44, 18, 66 Длина дополнительной полосы 94 Длительность светофорного цикла 136 Дополнительные полосы на подъемах 94

Зоны переплетения 147

— слияния потоков 177

И

Интенсивность движения приведенная 49 .

Канализмрование движения 137 Картограмма движения 103

  • корреспонденции 40

  • пассажиропотоков 41 Классификация городов 6

  • городских улиц и дорог 21

  • пересечений в одном уровне 126

  • — в разных уровнях 157

  • пешеходных путей 98 Коллектор 67

Кольцевая обходная дорога 14 Конфликтные зоны 177

  • — на пересечении в одном уровне 151

  • — — в разных уровнях 164

  • точки 150 Коробовая кривая 139 Коэффициент возвратности 31

годовой неравномерности движения

38

непрямолинейности 24

  • пересадочности 31

  • повторяемости грузов 43

  • пользования транспортом 31

  • приведения 49, 85

  • снижения пропускной способности 53

  • сопротивления движению 94

  • суточной неравномерности, движения 38, 99

  • сцепления 94 Красные линии 21, 63 Крупность города 6

Зазор до, границы полосы движения 72

М

Метод «адресов» 33

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие . . 3

Глава 1. Планировочная структура и функциональное зонирование города 5

  1. Транспортные проблемы современного города 5

  2. Функциональное зонирование города 7

  3. Связь внешних автомобильных дорог с уличной сетью города …. 13

  4. Ввод автомобильных дорог в город 17

  5. Планировочные схемы уличной сети города £1

Глава 2. Особенности городского движения 28

  1. Закономерности автомобилизации городов 28

  2. Подвижность городского населения 31

  3. Городской пассажирский транспорт 35

  4. Закономерности движения на городских улицах . 37

  5. Методы расчета и прогнозирования интенсивности движения на городских улицах 39

Глава 3. Пропускная способность уличной сети города 45

  1. Пропускная способность полосы движения городской магистрали … 45

  2. Пропускная способность многополосной проезжей части 51

  3. Пропускная способность улиц со светофорным регулированием … 55

  4. Рациональные уровни загрузки улиц движением 59

Глава 4. Поперечный профиль городской улицы 63

  1. Элементы поперечного профиля 63

  2. Ширина полосы движения 69

  3. Ширина проезжей части 74

  4. Ширина разделительных и специальных полос на городской магистральной улице 77

4.5. Стадийное развитие поперечного профиля 80

Глава 5. Городские магистрали грузового движения 83

  1. Особенности грузового движения в городах 83

  2. Принципы организации грузового движения в городах 86

  3. Общие принципы выделения в уличной сети города дорог для грузового движения . . . 89

5.4. Технические параметры грузовых магистралей города 92

Глава 6. Пешеходное движение в городах 96

  1. Закономерности формирования пешеходных потоков 96

  2. Определение интенсивности пешеходного движения 101

  3. Параметры городских пешеходных потоков . 104

  4. Пешеходные тротуары . 107

  5. Наземные пешеходные переходы 108

  6. Внеуличные пешеходные переходы . . . 113

Глава 7. Автомобильные стоянки в городах 115

  1. Классификация автомобильных стоянок . . 115

  2. Планировочные характеристики автомобильных стоянок 116

  3. Расчет потребности в автомобильных стоянках 119

  4. Размещение автомобильных стоянок на территории города . … 121

Глава 8. Пересечения городских улиц в одном уровне 126

8J. Особенности движения на пересечениях городских улиц в одном уровне 126

8.2. Пропускная способность нерегулируемых пересечений в одном уровне 127

239

  • улично-дорожной сети города 24 Съезды левоповоротные 166

  • правоповоротные 163

ц

Центральный островок, расчет диамет­ра 147

Техническая зона 65

Типы автомобильных стоянок 115

  • движения пешеходных потоков 114

  • левоповоротных съездов 165 Тормозной путь 47 Транспортная планировка городов 4

  • развязка 159 Транспортные потери 134, 186

  • тоннели 224

Угол критический 102

Уровень автомобилизации 23

  • загрузки движением 59, 133

  • напряженность работы водителя 71

  • обслуживания 60

Час пик 39

Число светильников 193

Ш

Шахматная таблица перевозок 43 Ширина полосы движения 64, 69

Шаг расположения светильников 19(

Элементы поперечного профиля 68

Ф

Функциональные зоны города 7

Яркость 190

238

  1. Пропускная способность регулируемых пересечений в одном уровне . . 135

  2. Канализирование пересечений 137

  3. Кольцевые саморегулируемые пересечения 144

  4. Оценка безопасности движения на пересечениях городских улиц и дорог 149

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОТВОДА ВОДЫ С АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Введение

В последнее время на автомобильных дорогах наблюдается быстрый прирост интенсивности движения с преимуществом легковых машин, что ведет за собой и повышение потребностей к качеству строительства, проектирования и содержания автомобильных дорог и конструкций на них. Также существует нужда в приведения показателей качества дорог до мирового качества.

Но всё же, кое-каким моментам, которые определяют характеристики качества автомобильных дорог, таким как, отвод воды с автомобильных дорог, уделяется недостаточно большое внимание. Такое отношение к проблеме организации отвода воды с поверхности проезжей части лечет за собой снижение прочности дорожных одежд, нарушение устойчивости земляного полотна, сокращение межремонтных сроков дорог и искусственных сооружений, снижение уровня безопасности и удобства движения транспортных средств и загрязнение окружающей среды.

Отвод воды с автомобильной дороги это один из основных факторов проектирования и строительства дороги. Система отвода воды, которая функционирует согласно всем нормам и требованиям препятствует разрушению и увеличивает срок службы автомобильных дорог.

В наше проблема правильного отвода воды имеет огромное значение. Водоотвод – это инженерная система, главной целью которой является своевременное удаление талых и дождевых вод с поверхности дорог. Данная система должна работать исправно и бесперебойно, ведь накопление влаги влечет за собой множество негативных последствий для сооружений, почвы, растений и т. д. Система водоотвода должна быть максимально продуманной и реализованной, учитывая особенности каждого вида участка. Огромного внимания заслуживает водоотвод с автомобильных дорог и магистралей.

Схемы отвода воды с проезжей части и их особенности.

Метод 1. Свободно стекание воды с проезжей части по откосам в кювет.

Особенность данного метода заключается в том, что вода свободно течет по поверхности проезжей части на обочины, после на откосы и затем в водоотводные канавы (кюветы) расположенные по бокам. Скорость течения воды в данном случае зависит от параметров продольного и поперечного профилей проезжей части и обочин, а именно их уклонов, нормированных СП 34.13330.2012, качеством покрытия автомобильной дороги.

Подобный метод весьма широко применялся и применяется на автомобильных дорогах всех категорий. При этом для того, чтобы защитить от размывов необходимо укреплять кюветы и откосы земляного полотна. Типы укреплений кюветов и откосов земляного полотна в насыпях и выемках назначаются в каждом индивидуальном случае в зависимости от геологических, гидрологических и климатических условий проложения автомобильной дороги.

Поперечные сечения сооружений водоотвода назначаются из результатов гидравлических и гидрологических расчетов. Согласно требованиям, продольный уклон водоотводных канав должен быть не менее 5‰, а в исключительных случаях не менее — 3‰, что можно объяснить необходимостью обеспечения своевременного и быстрого отвода поверхностных вод.

 

Рисунок 1. Система стекания воды по откосам в кювет

 

Метод 2. Отвод воды с использованием лотков.

Основной чертой данного метода является то, что вода свободно стекает по поверхности проезжей части автомобильной дороги к прикромочным водосборным лоткам, располагаемым с одной и другой стороны проезжей части, затем она течет в открытые откосные водосбросные лотки, которые установленны через определенные расстояния друг от друга, после она движется в водоотводные укрепленные канавы, очистные сооружения или на прилегающую территорию. Эта схема применяется на автомобильных дорогах I — III, иногда — IV категорий

 

Рисунок 2. Система отвода воды в лотки

 

Рисунок 3. Пример устройства системы водоотвода с использование лотков

 

Согласно этому методу, система отвода воды с поверхности дороги на территории как нашей страны, так и ряда стран западного мира включает в себя типовые железобетонные водосборные прикромочные и водосбросные откосные телескопические лотки, а также укрепленные водоотводные канавы.

На основе данного метода разработано огромное количество различных схем и методов водоотвода, одна из которых была применена на автомобильной дороге А-360 «Лена». Схема отвода воды с проезжей части автомобильной дороги включала сбор поверхностного стока в асфальтобетонные прикромочные лотки треугольного очертания и дальнейший сброс в водоприемные колодцы и на прилегающую территорию. Подобная схема была обусловлена прохождением автомобильной дороги в сильно пересеченной местности в выемках и насыпях с минимальными высотами, что создало определенные сложности в выборе и назначении схемы поверхностного водоотвода.

Метод 3. Отвод воды с использованием бордюра

Особенностью этого метода является свободные стекание воды по поверхности проезжей части автомобильной дороги к бордюрам, располагаемым с двух сторон проезжей части, после в открытые откосные водосбросные лотки, которые располагаются через определенные расстояния друг от друга, затем в водоотводные укрепленные русла, очистные сооружения, закрытую канализацию или на прилегающую территорию. Данный метод приобрел широкое применение на внегородских автомобильных дорогах I — II категорий, городских мостах, путепроводах и улицах, а также дорогах промышленных предприятий

 

Рисунок 7. Метод отвода воды: а — с шестиполосным движением; б — с раздельными проезжими частями

 

Одной из разновидностей этого метода является схема, технология которой заключается в что поверхностные воды, которые стекают по проезжей части автомобильной дороги в предбордюрное пространство, сбрасываются в дождеприемные колодцы, далее в закрытую ливневую канализацию и на очистные сооружения. Дождеприемные колодцы размещаются в непосредственной близости у бордюра в плоскости проезжей части или в плоскости бордюра. Кроме этого, возможно одновременное устройство дождеприемников в плоскости проезжей части и бордюра. Такая схема очень широко используется в городах и на участках подходов к путепроводам и мостам.

В условиях городской местности дождеприемные колодцы устраиваются в покрытии автомобильной дороги в переломных точках вогнутого продольного профиля и вдоль бордюрного камня (рис. 8, а), а также под тротуарами.

 

Рисунок 8. Система поверхностного водоотвода на городских автомобильных дорогах

1 — бордюр; 2 — газон; 3 — велосипедная дорожка; 4 — дождеприемный колодец; 5 — тротуар

 

Зачастую дорогах вне населенных пунктах устраивается система поверхностного водоотвода, включающая совместное применение бордюров и укрепленных бетонными плитками кюветов.

 

Рисунок 9. Система организации поверхностного водоотвода комбинированным методом

1 — бетонная плитка 10×60×10 см; 2 — бетонная подушка

 

Список литературы:

  1. СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (с Изменением N 1) [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/1200095524 (1.11.2018)
  2. Водоотводные сооружения на автомобильных дорогах общей сети Союза ССР: 503- 09-7.84. Типовые материалы для проектирования /Союздорпроект: Утв. и введ. Минтрансстроем СССР (распоряжение № АВ-80 от 28.03.84). — М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985.
  3. Ильина A.A. Принципы сбора и отвода воды с разделительных полос на современных автомагистралях // Автомоб. дороги: Информ. сб. / Информавтодор. — 2001. — Вып. 6.

Лотки и бетонные водостоки для дороги

Приусадебные участки нуждаются во многих инженерных сооружениях. Среди них – система поверхностного отведения дождевых вод. С ее помощью потоки воды направляются к дренажным колодцам, не позволяя излишней влаге задерживаться.

Вряд ли просто прорытая в грунте канавка украсит участок. А вот бетонные водостоки открытого типа – это удобно, надежно и эффективно. Более углубленные, они могут пропускать достаточно большие потоки воды, учитывая, что немалая ее часть на таких участках всегда впитывается грунтом. Закрытые решетками, они предотвращают возможный травматизм, не препятствуют движению транспортных средств.

Как правило, такие водостоки представляют собой сборные конструкции, где каждый лоток имеет определенную длину. Различаются они и по конфигурации исполнения, могут быть:

  • полукруглыми и мелкими – открытого типа;
  • более углубленными – квадратной формы с одной открытой стороной, которая обязательно закрывается решеткой.

При одном и том же назначении, исходя из конкретных условий для применения, выпускаются мелкосидящие желоба для монтажа системы водоотведения из небольших секций. Они применяются в условиях ограничения возможной глубины установки, к примеру, около гаража. А вот для установки в пешеходных зонах, при подъездных путях, возле автостоянок применяют уже стандартные лотки, имеющие высоту 130 мм.

Важнейшие характеристики для водостоковДорожный бетонный водосток

Устанавливая водосток, продумайте, как он может органично вписаться в дизайнерскую картину участка. Открытый – может быть довольно стильным, благодаря материалу изготовления или цвету. Глубокий будет выглядеть гармонично, если выбрать подходящие решетки перекрытия. Таким образом, реализовывается декоративная функция водостока. Но еще более важными при выборе лотков должны быть:

  • надежные эксплуатационные свойства – устойчивое восприятие к воде, возможному влиянию агрессивной среды, противодействие механическим повреждениям;
  • экономическая составляющая – изделия из бетона — наиболее доступный вариант по стоимости;
  • возможность универсального использования водостоков на участках с различным назначением и интенсивностью пропуска воды;
  • способность к самоочищению, зависящая от материала изготовления и идеальной гладкости поверхности лотка.

Важность этих характеристик еще и в том, что в большинстве случаев пешеходные дорожки, дворики, вдоль которых проложены водостоки, представляют собой цельные литые площадки или выполнены из декоративной плитки. Поэтому крайне нежелательно нарушать это единство из-за замены ненадежной конструкции водосточного сооружения, и тем более, это не рационально. Еще более важно учитывать характеристики, если водостоки дорожные. Для изготовления желобов для водостока применяют прочные виды армированного бетона или фибробетона.

Установка бетонных водостоков – важнейшее условие их функционирования

Важнейшим условием для эффективного функционирования системы водоотведения на участках является правильность выдержки уклона конструкции. Практически каждый лоток должен иметь последовательный уклон, пусть даже небольшой — в пределах 0,1-0,2 процента, либо в противном случае, часть воды будет заставаться в нем. При монтаже могут для этого использоваться различные факторы или конструкторские особенности:

  • приспособленность под естественный наклон или перепад высоты;
  • использование желобов с разной глубиной;
  • применение лотков, уже имеющих внутренний уклон.

При этом необходимо помнить о некоторых обязательных технологических условиях. При подготовке траншеи под прокладку системы водоотвода на начальном этапе, она копается с расчетным уклоном, практически вдвое больше самого желоба, с глубиной, соответствующей высоте лотка, но с припуском на толщину «подушки» из щебеночно-песчаной смеси и на само бетонное основание.

Кроме того, не следует забывать, что если это углубленный тип водостока, то важно правильно расположить решетки на них, которые своей верхней поверхностью должны быть до 5 мм ниже уровня покрытия площадки. Все части конструкции также должны надежно соединяться, чтобы не допустить дренирования воды на стыках и их сдвига под давлением водного потока.

Преимущества бетонных водостоковЛоток бетонный дорожный

Для производства лотков водостоков применяются различные материалы. Бетон – один из наиболее распространенных, благодаря следующим своим свойствам:

  • выдерживает большие нагрузки;
  • морозоустойчив;
  • органически подходит под любой ландшафт;
  • имеет широкий габаритный спектр, а значит, большую возможность выбора.

Среди достоинств материала и возможность подбора цвета лотка, что будет гармонировать с цветовой гаммой плитки или другим покрытием вокруг водостока. Благодаря этому, можно обеспечить оригинальность и неповторимость ландшафтного дизайна.

Подобранные качественные лотки для водостоков, правильно спланированная система дренажа обеспечат эффективный отвод воды с участка, будет способствовать сохранению фундаментов, отливов зданий, гаражей и других сооружений.

Сонник Водосток на дороге. К чему снится Водосток на дороге видеть во сне

Ровная, гладкая, длинная, без выбоин и трещин дорога, по которой вы идете или едете во сне, предсказывает вам долгую, счастливую и размеренную жизнь.

Препятствия, помехи, повороты, неровности, ямы на дороге, которые вы увидите во сне, предсказывают, что в скором времени у вас возникнут проблемы, неприятные хлопоты и препятствия в делах, соразмерные дефектам дорожного покрытия и трудностям, с которыми вы их преодолевали при движении.

Неожиданные препятствия, появившиеся перед вами в пути, — предвестье скорого тяжелого потрясения. Если во сне вам удастся легко преодолеть их, то и в жизни вы легко справитесь с выпавшими на вашу долю испытаниями.

Медленно и с огромным трудом тащиться по дороге — к житейским тяготам, которые будут продолжаться так долго, как долго вы видели это во сне. Лучшим в таком случае будет считаться сон, в котором вы испытаете облегчение во сне. Повороты на дороге — предвестье того, что вас ждут перемены.

Перекресток — знак трудного выбора. Узкая и труднопреодолимая дорожка во сне — предупреждение о том, что легкомысленные поступки могут окончиться для вас неприятностями и разочарованиями. Такой сон предупреждает вас о том, что не следует поддаваться соблазнам. Сойти или потерять дорогу во сне (заблудиться) — к большим потерям, позору, огорчениям и разочарованиям.

Выйти на новую дорогу во сне — предвестье скорых перемен. Если она окажется пустынной, то ваша жизнь будет неустроенной и бесполезной. Живописная дорога с растущими по краям деревьями и кустарниками — предвестье неожиданной удачи.

Завернуть за угол во сне — к удивлению и раскрытию тайны.

Найти дорогу во сне или вдруг оказаться на ней — очень хороший сон, предвещающий счастливый поворот в ваших делах. Упасть во сне во время движения по дороге означает, что вас ждут большие огорчения из-за неудач в делах.

Брести по зеленой тропинке во сне — предзнаменует вам спокойную и счастливую жизнь. Чем дольше вы будете идти по ней во сне, тем дольше продлится ваша счастливая жизнь. Если дорожка вдруг оборвется, то вам грозит беда или неприятность. Если во сне дорога покажется вам бесконечно длинной, то вас ждет множество хлопот.

Железную дорогу во сне видеть — к деловой поездке. Если поезда не увидите, то поездка будет неудачной. Собираться в дорогу во сне — сон, предупреждающий о том, что вам следует набраться сил и терпения для осуществления ваших планов.

Попутчики в дороге — приятные или неприятные, с которыми вы собираетесь в путь или совершаете прогулку или поездку, — в жизни могут оказаться вашими партнерами в бизнесе или друзьями. Как они себя поведут во сне, так же будет и наяву. Зависит все от впечатления, которое оставил у вас сон. Дорога грязная и раскисшая (особенно если вы испачкаетесь), увиденная вами во сне, предзнаменует большие жизненные трудности, бедность, унижения.

Дорожный столб во сне определяет этапы развития событий наяву. Если на нем будут стоить цифры, постарайтесь их запомнить. Смотрите толкование: цифры.

Скользкая дорога и крутые повороты во сне видеть — знак опасности. Но успешно миновать их — к большой удаче. Дорога, идущая вверх, обещает, хотя и не скорое, но непременно успешное окончание дела. Смотрите толкование: номера, перевал, переезд, переехать, перевозчик, заблудиться, ехать, проволока, грязь, канава.

Обустройство линейного водоотвода на СТО

Осенью и весной, во время сильных дождей и паводков, вызванных таянием снега, целые участки дорог и дворов оказываются совершенно непроходимыми и непроезжими. Воде просто некуда уходить, и лужи стоят на дороге, пока не высохнут сами. Иногда такую картину можно увидеть и перед автосервисами. Однако решение этой проблемы на самом деле не требует больших временных и материальных затрат.

Необходимость наличия водоотвода

Об установке водоотвода можно не беспокоиться только тогда, когда СТО находится на холме или оборудовано действующей дождевой канализацией. Во всех других случаях следует позаботиться (в первую очередь – для клиентов!) о чистоте территории и комфортном пребывании на ней. Эффективнее всего с грязью и лужами, появляющимися в дождливые дни, справляется линейный водоотвод.
Водоотвод предотвратит неминуемое подтопление, и, как следствие, разрушение фундамента здания. Также он станет препятствием для попадания в почву различных промышленных загрязнений, например, ГСМ. Раньше, в советское время, такие нарушения обычно сходили с рук, но сейчас есть большой риск получить суровый штраф от службы экологического надзора за загрязнение окружающей среды.

Конструкция линейного водоотвода и обзор его отдельных элементов

Система линейного водоотвода по своей конструкции совсем несложна. Вода с подъездной дороги, пола или другой поверхности через водосточную решетку стекает в расположенный под ней желоб, после чего проходит через задерживающий мелкий мусор пескоуловитель и направляется дальше – в канализацию. Как вариант, вода может отводиться во внешние резервуары, искусственные или природные, либо же впитываться в грунт (если ее немного, и она относительно чистая).
Стандартный водоотвод представляет собой систему из защитной решетки, лотка (желоба, канала, водосточной трубы), пескоуловителя и нескольких дополнительных элементов: механизмов крепления, заглушек. Рассмотрим их подробнее.
Водосточный канал (желоб, водоотводный лоток) может различаться по длине, ширине, глубине и конфигурации, быть изготовленным из бетона, полимербетона либо пластика. Самым лучшим, надежным и дорогим материалом (в сравнении с бетоном и пластиком) является полимербетон. Его отличие от обычного бетона заключается в наличии в составе природных материалов (базальта, гранита, кварца), соединенных смесью синтетических смол. Этот состав обеспечивает полимербетону устойчивость к агрессивным средам: он морозоустойчив, герметичен и не трескается. Для большей прочности некоторые фирмы производят каналы с металлическими кантами (насадками) на соприкасающихся с решеткой краях. Рекомендуется устанавливать такие каналы в местах оживленного движения автомобилей, под трамвайными путями, или на въезде на СТО.
Обычно достаточная внутренняя ширина канала – 10 см. Однако при отсутствии естественного уклона поверхности или если отвод воды требуется выполнить в кратчайшие сроки, можно укладывать каналы со ступенчатым наклоном или с уклоном основания.
Решетки изготавливают из меди, чугуна, оцинкованной или нержавеющей стали или пластика. Самые дорогие изделия производятся из меди. Решетки из пластика и «нержавейки» слишком непрочны в условиях постоянного движения автомобилей. Самый оптимальный выбор для автосервиса – решетки из чугуна и оцинкованной стали. Чугун более прочен, но в классе нагрузок В125 и С250 можно воспользоваться обоими вариантами. Основные действующие сверху усилия принимают на себя решетка и края желоба, поэтому класс нагрузок решетки не может быть ниже класса желоба. Более быстро уходит вода через ячеистые решетки, через ребристые – несколько дольше.
Пескоуловитель делается из бетона или полимербетона. Внутри него находится мусоросборник, накапливающий грязь и листья из поступающей воды. Он нуждается в периодической очистке. Как часто это нужно делать – зависит от субъективных условий. Особенно важно не забывать периодически чистить мусоросборник осенью в период листопада. Сама процедура не очень сложна: вынуть ведро и вытряхнуть из него мусор.
В конце водосточной трубы устанавливают дождеприемник либо устраивают точечный водосбор. Дождеприемник может укомплектовываться сифонами, корзиной для мусора и решетками (обычными или декоративными).
Основная задача креплений решеток и заглушек для каналов – надежная фиксация соединения желоба и решетки. Если этого не обеспечить, система (особенно если она находится под проезжей частью) быстро придет в негодность.
Перед входом можно установить решетки для вытирания обуви. Они устанавливаются на специальные поддоны. Вода стекает вначале в эти поддоны, а затем по пластиковым трубам уходит в канализацию. Придверные решетки обеспечивают чистоту в помещении и сохранение крыльца и пространства вокруг дома сухим.
Выбирая систему, важно учитывать класс нагрузки, но во многом хозяева основываются на уровне своих претензий и собственном вкусе.
Монтируется система линейного водоотвода очень просто. Элементы системы соединяются по принципу «шпунт в паз», что не требует больших усилий. Сложности могут возникнуть с установкой. Важно правильно организовать расположение водосбора, чтобы не было застаивания воды в других местах. Не всегда просто собственноручно сделать углубление для канала, но с этой задачей справится самая обычная строительная бригада, имея в качестве руководства инструкцию производителя.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.