Вполдерева соединение: ящичное, стыковое, угловое, типа шип-паз и ласточкин хвост – Соединения вполдерева своими руками из компонентов одинаковой толщины

Соединения вполдерева своими руками из компонентов одинаковой толщины

Поперечное соединение вполдерева

Это лучшее соединение, когдa горизонтальная перекладина пересекает вертикальную стойку рамной конструкции, как, например, при разделении секций шкафа или в рамах окон и дверей.

Обычно не пропиливается лицевая сторона стойки, хотя соединение имеет равные характеристики прочности в любую сторону. Разметьте ширину стойки на перекладине (1). С помощью разметочного ножа и угольника прочертите линии разметки на лицевой стороне перекладины и до половины ее кромок (2). Переверните заготовку и проделайте то же самое для разметки задней стороны стойки.

Установите рейсмус на половину толщины древесины и прочертите линии на боковых кромках между уже нанесенными линиями разметки, действуя от лицевой стороны каждого элемента (3). Пометьте отходную часть материала.

С помощью верстачного упора для коротких заготовок пропилите древесину по линии заплечиков до глубины линии разметки рейсмуса. Следите за тем, чтобы пила работала по внутренней – отходной – части материала между линиями разметки, так как неплотное соединение недостаточно прочное и имеет неприглядный вид. Сделайте один-два дополнительных пропила, равномерно распределенных по отходной части, чтобы облегчить дальнейшую работу стамеской (4).

Установите заготовку в тиски. Стамеской соответствующего размера и киянкой уберите лишнюю древесину. Стамеской работайте в сторону середины, слегка направляя ее вверх (5). Переверните заготовку для срезания материала с другой стороны. Выбрав основную часть отхода, срежьте остаток в середине. Чтобы убрать волокна, оставшиеся после пиления в основании заплечиков, стамеску держите вертикально. Проверяйте плоскостность дна выборки с помощью боковой кромки стамески.

Способы фиксации материала между собой

Строительство сооружений из древесного материала пользуется успехом в течение тысячелетий. За это время было разработано и внедрено несколько оптимальных и хитроумных вариантов крепления сырья в углах и продольно (то есть в длину), которые актуальны как для профилированного бруса, так и для обычного.

Как было сказано, при возведении объекта брусья можно зафиксировать между собой по длине и на углах. В чём же разница? Дело в том, что угловое крепление используется при сооружении добротных стен и привлекательных внутренних перегородок в помещении. А фиксаж в длину применяется тогда, когда требуется наращивания материала. Как это? Ну, смотрите: есть бревно длиной 4 м, а размер стены, указанный в проекте, 6 м, в таком случае, нужно удлинить сырьё.

Переплетное соединение вполдерева

Соединения бруса в углах и прямых стенах дома — Стройфора

Вырезание соединения вполдерева в элементах оконных и дверных переплетов с декоративной обработкой кромок принципиально не отличается от выполнения поперечного (перекрестного) соединения вполдерeвa. Однако есть дополнительные трудности, связанные с обработкой фасонной части.

После разметки положения соединения с каждой его стороны срежьте рельеф. При этом пилите до края верхней грани рельефа. Ширина этого выреза должна равняться ширине верхней грани рельефа (1). Поскольку на криволинейной поверхности трудно нанести разметку, используйте стусло для правильного направления пиления (2). Сделайте деревянный блок со скосом 45° для подравнивания рельефа. Зажмите вместе блок и деталь и стамеской срежьте углы (ребра) рельефа (3).

Теперь выполняйте соединение вполдерева в оставшейся части каждого элемента. Глубина выреза в них должна совпадать с нижним уровнем рельефа (4).

Виды углового крепления с остатком

Существуют следующие способы углового монтажа с остатком:

  • «в охряп»;
  • «в полдерева»;
  • «в курдюк».

Чтобы было понятно, рассмотрим варианты более подробно.

«В охряп»

Этот вид монтажа подразумевает наличие двух чаш полукруглой формы (для бревна). При сборке сруба из бревна такой метод ещё называют «в чашу». То есть формируются симметричные выемки, глубина которых составляет ¼ сечения бруса, а затем детали соединяются по принципу замка.

«В полдерева»

Монтаж «в полдерева» – наипростейший вид крепления. Он подразумевает наличие не только чаши, но и продольного паза, заполняемого утеплителем – джутом, мхом или льноватином. Конструкция усиливается гвоздями или скобами. Сооружение отличается герметичностью.

«В курдюк»

Монтаж «в курдюк» предполагает наличие поперечной выемки, канавки, мини-выступов, располагающихся внутри чаши-выбоины, способствующих возведению надёжной конструкции.

Существует два вида углового монтажа без остатка:

  • «лапа с присеком»;
  • «ласточкин хвост».

Рассмотрим их более детально.

Соединение бруса в ласточкин хвост

Соединение в ласточкин хвост

«Лапа с присеком»

«Лапа с присеком» подразумевает наличие сложной пазовой системы, отвечающей за незыблемое крепление сырья между собой. Способ трудный, но высокоэффективный. На поверхности лапы рубится выступ. Он должен красоваться у внутреннего угла объекта.

Снизу венца (разумеется, верхнего) выпиливается отверстие под ранее сделанный шип. После чего конструкция соединяется. Этот вариант напоминает сборку конструктора. Конструкция, соединённая таким способом, побалует безопасностью, основательностью и превосходнейшим внешним видом.

«Ласточкин хвост»

Крепление бруса «ласточкин хвост» является довольно не простым, но прочным и красивым угловым способом монтажа. Вариант подразумевает сцепление двух брёвен зубьями особой формы. Брусья под прямым углом направляются друг к другу: один имеет шипы, а другой – пазы. Такой «замок» обеспечивает надёжное крепление без наличия щелей и дарит срубу устойчивость.

Косое соединение вполдерева

Косое соединение вполдерева вырезается так же, как и обычное поперечное соединение, но вырезы выполняются под углом. Главное различие заключается в разметке заплечиков.

Разметка соединения

Разметка угла 45° не вызывает затруднении при использовании ерунка. Для разметки другого угла воспользуйтесь выставленной по транспортиру малкой или точным чертежом. Нанесите одну линию разметки косого заплечики на лицевой стороне нижнего элемента. Положите верхний элемент на линию и отметьте его ширину (1).

Положите на место верхний элемент лицевой сторон ой вверх и разметьте ширину нижнего элемента на обеих боковых кромках верхнего (2). Разметьте вырез на нижней стороне с помощью ерунка или малки.

Тавровое соединение (врубка) вполдерева

Это сравнительно прочное рамное соединение используется, когда один его элемент должен при пересечении с другим оканчиваться заподлицо на внешней кромке второго.

После разметки выреза на поперечном элементе по методу выполнения поперечного соединения вполдерева срежьте под прямым углом конец вертикального элемента и разметьте ширину поперечного элемента на нижней стороне вертикального. Продолжите линию на кромки и рейсмусом прочертите линии вдоль кромок и на торце (1).

Врубка вполдерева «ласточкин хвост» похоже на тавровое соединение вполдерева, но более прочно, так как обладает большом сопротивлением на разрыв по оси вертикального элемента. Может называться также врубкой вполдерева полусковороднем, поперечным замком в простой сковородень и другими производными от этих названиями.

Сначала вырезается вертикальный элемент, образующий «хвост». Разметьте и вырежьте нахлестнуто часть, как указано для простого таврового соединения вполдерева. Угол «ласточкина хвоста» разметьте по шаблону или трафарету (1) или используйте линейку. Вырежьте отход пилой или стамеской, в зависимости от размеров соединения (2).

Конспект урока по технологии на тему "Соединение деталей из древесины вполдерева" 6 класс

6 класс

Тема: Соединение вполдерева.

Цель: научить учащихся выполнению соединения деталей вполдерева;

воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование и инструменты: столярный верстак, ножовка мелкозубая, линейка ,карандаш, рейсмус, киянка, стамеска.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Ввод учащихся в мастерскую.

  1. Повторение пройденного материала.

1, Для чего затачивают деревообрабатывающий инструмент?

2. К чему может привести перегрев инструмента при заточке?

3. Назовите основные правила заточки инструмента.

4. Для чего проводится доводка и правка инструмента?

5. Какие правила безопасной работы следует соблюдать при заточке инструмента?

  1. Изложение программного материала.

Во многих изделиях из древесины бруски соединяют по длине (рис. 1 а) и под прямым углом: на концах брусков (рис. 1 б) и на срединных участках (рис. 1 в), вырезая участки (куски) древесины на половину толщины бруска. Так соединяют бруски в рамках, стендах, подстав­ках под новогоднюю елку. Реже применяют соединения брусков под различными углами.

hello_html_m4fbbc8fa.jpg Рис. 1. Соединения вполдерева толщины бруска: а — по длине; б и в — под прямым углом; г — размеры соединения.

Такое соединение брусков называют врезкой.

При соединении брусков вырезанными участками толщина получаемого изделия обычно равна толщине бруска.

Если бруски соединяют под прямым углом, то длина вырезаемого участка должна равняться ширине присоединяемой детали (рис. 1 г). При угловом соединении на концах брусков торцы деталей делают немного длиннее, чтобы потом отпилить их вровень с наружной поверхностью присоединяемого бруска (рис. 2 г).

При соединении брусков по длине (рис. 1 а) их

hello_html_1c8923fe.jpg


Рис. 2. Разметка брусков под соединение врезкой: а — поперечная под угольник; б — продольная рейсмусом: 1 — ножка, 2 — клин, 3 — колодка

При разметке брусков, соединяемых под прямым углом, линейкой размечают длину и ширину будущего изделия и с помощью угольника проводят линии поперечной разметки с четырех сторон (рис. 2а).

Устанавливают ножку 1 рейсмуса на размер половины толщины бруска, закрепляют ее клином 2 в колодке 3 и проводят продольные линии на кромках и торцах (рис. 2 б). Вырезаемые участки помечают знаком X.

hello_html_3d104a97.jpg


Брусок закрепляют в заднем зажиме верстака. Продольной мелкозубой пилой вдоль волокон (рис. 3 а) и поперечной мелкозубой пилой поперек волокон (рис. 3б) выпиливают кусок древесины рядом с разметочными линиями, не запиливая их.

Рис. 3. Выпилива­ние кусков древесины: а — продольное; б — по­перечно.

Если вырезается участок на середине бруска, заготовку надежно крепят в зажиме верстака и nor речной пилой пропиливают вырезаемый участок половины толщины бруска через 10... 15 мм. вырезают куски столярной стамеской (рис. 4)

hello_html_57b22888.jpg

Рис. 4 Срезание надпиленных кусков древесины стамеской: 1 — брусок; 2 — надпиленные куски; 3 — (упор) верстака; 4 — задний зажим верстак 5 — стамеска.

Вырезанные участки зачищают стамеской и рашпилем. Соединяемые бруски подгоняют друг к другу д( их плотного (без зазоров) соединения.

Соединяемые поверхности намазывают клеем собирают изделие. Соединение будет более прочным, если его скрепить дополнительно гвоздями, шурупами или шкантами (рис. 5). Шкантами называют круг­лые деревянные стержни. («Шкант» — от французского, «круглый шип».) Под шканты просверливают отверстия, шканты намазывают клеем и забивают в отверстия.

Собранные соединения зажимают в струбцинах через подкладные доски (рис. 5б). При этом конт­ролируют размеры изделия и перпендикулярность бру­сков угольником или по равенству диагоналей рамки и оставляют изделие в сжатом состоянии до полного отвердения клея (около 24 ч).

hello_html_m563264d4.jpg


hello_html_561667e7.jpg


Рис. 5. Склеивание и обработка брусков: а — упрочнение склеенных брусков шкантами; б — зажим клеевого соединения в струбцине; в — расположение шкантов; г — спиливание выступа­ющих торцов

Наиболее прочные соединения получают при склеивании деталей с двумя шкантами (шурупами, гвоздями), расположенными по диагонали на рас­стоянии не менее 1/4 ширины бруска от торцов и кромок (рис. 5 в).

После отверждения клея выступающие торцы брус­ков спиливают мелкозубой ножовкой (рис. 5 г).

Места склеивания в изделии строгают рубанком от краев к центру, чтобы не отколоть торцы; обрабатывают напильником или шлифовальной шкуркой.

При точном и аккуратном выполнении разметки и выпиливании кусков древесины соединение не требует.

  1. Практическая работа.

Соединение брусков врезкой в половину толщины при изготовлении изделий из древесины

  1. Подберите и разметьте бруски для соединения
    в половину толщины по заданию учителя.

  2. Выпилите удаляемые куски.

  3. Зачистите соединение столярной стамеской
    или рашпилем и подгоните соединяемые бруски.

  4. Нанесите клей на склеиваемые поверхности,
    скрепите их шкантами, шурупами или гвоздями.

  5. Зажмите клеевое соединение в струбцине или зажиме верстака.

  1. Ткущий инструктаж.

Исправление типичных ошибок и недочетов.

Правила безопасности

  1. Надежно закреплять заготовки в зажимах
    верстака, тисках или струбцинах.

  2. Быть осторожным при работе со стамеской.

  3. Запиливать бруски плавно, без рывков.

  1. Закрепление пройденного материала.

  • В каких изделиях применяют соединение врезкой?

  • Как размечают вырезаемые участки?

  • Чему равна длина вырезаемого участка при соединении брусков под
    прямым углом?

  • Как и чем вырезают удаляемые участки в брусках?

.

  1. Заключительная часть.

Учитель оценивает каждую выполненную работу. При подведении итогов урока указывает на характерные ошиб­ки, допущенные при сборке изделия.

Проводится уборка рабочих мест и мастерской.

Урок «Угловое соединение брусков вполдерева».

План – конспект занятие по столярному делу в 6 классе.

Тип занятия: Комбинированное.

Тема: «Угловое соединение брусков вполдерева».

Цель занятия: Учится приемам разметки и выполнения элементов углового концевого соединения вполдерева.

Задачи:

Образовательные: Повторить материал о технологии изготовления бруска: Совершенствовать умения в использовании основных разметочных инструментов: Способствовать формированию представления о форме, размерах и особенностях углового концевого соединения брусков вполдерева: Учить приемам разметки и выполнения элементов углового концевого соединения вполдерева.

Коррекционно- развивающие:

Способствовать развитию речи, формированию и развитию ручной умелости самостоятельности, овладению основными способами мыслительной деятельности.

Воспитательные:

Способствовать формированию и развитию трудолюбия, самостоятельности, бережного отношения к инструментам, выработке ответственности за результаты коллективной работы.

Оборудование иматериалы:

1. Плакаты: « Элементы шипа», «Размеры шипа», « Пословица о труде», «Пословица о важности и точности измерений и разметки», Правила безопасности при разметке, Правила безопасности при пилении и пользование стамеской.

2. Таблицы: «Угловое концевое соединение брусков вполдерева», «Технологическая карта изготовления рамки».

3. Образец углового концевого соединения брусков вполдерева.

4. Классная доска-книжка.

5. Жетоны «Знаток столярного дела».

6. Комплекты раздаточных карточек «Операции», «Инструменты»,

7. Учебники Б.А.Журавлева «Столярное дело » для 5-6классов.

8. Инструменты и приспособления: верстак, киянка, пила- ножовка, стамеска, карандаш, линейка, угольник, приспособления для запиливания (брусок с упором, стусло).

Примечание: Элементы оборудования 5-8 предусматривается для каждого учащегося.

Основные термины для словарной работы: щечка, плечико, боковая грань, торец.

Ход первого урока

1.Организационный этап урока.

1.1 Оргмомент

1.2 Целеполагание

на занятие.

Присутствуют учащиеся.

Проверяет явку учащихся.

Приглашает занять рабочие места на классном участке мастерской.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Сообщает тему (угловое концевое соединение брусков вполдерева) и основную образовательную цель занятия (учиться приемам разметки и выполнения элементов углового концевого соединения вполдерева)

Строятся перед мастерской .

Занимают рабочее место на классом участке.

Готовятся к уроку.

Уясняют тему и цель занятия,

2. Проверка ранее полученных знаний и создание положительного эмоционального настроя на урок.

которые необходимо соединить тем или другим способом.

Уясняют, что надо вспомнить технологию изготовления брусков, понять важность точности работы на каждом этапе.

2.2 Игры «Операция- инструмент» и «Инструмент- операция»

Организует игру - Операция – инструмент.

Разъясняет правила игры: поднимается карточка с наименованием, игроки в это время выбирают из своего пакета карточку с соответствующим названием инструмента и поднимают ее. выигрывает тот, кто раньше других и безошибочно поднял соответствующую карточку.

При подводе итогов победителю вручают жетон « Знаток столярного дела».

Примечание:

-после установления соответствия пары « Операция- инструмент» и « Инструмент- операция» предлагается хором проговорить соответствующие элементы пары.

- операций и инструментов ограничивается содержанием технологической карты « Изготовление бруска»

Воспринимают и запоминают правила игры.

При показе карточки с названием операций, находят и демонстрируют карточки с соответствующими названиями инструментов, по предложению учителя проговаривают соответствующие элементы пары « Операция- инструмент».

Во второй части игры при демонстрации карточки с названиями инструмента показывают карточки с названиями соответствующих операций и проговаривают соответствующие элементы пары « Инструмент - операция».

Участвуют в подведении итогов игры.

2.3 .Конкурс:

Упорядочивание списка операций по изготовлению бруска.

Предлагает дежурному раздать учащимся комплекты карточек с наименованиями операций по изготовлению бруска, затем каждому разложить в виде вертикального списка карточки с наименованиями операции по изготовлению бруска.

Учащемуся, раньше других составившему правильный последовательный список операции вручает жетон знаток.

Подводит итоги конкурса и награждение

Дежурный раздает учащимся комплекты карточек с наименованием операций по изготовлению бруска.

Составляют из карточек вертикальный список с наименованиями операций по изготовлению бруска.

Участвуют в проведении итогов конкурса.

2.4 Повторение материала о технике и технологии контроля качества изготовления брусков.

В ходе краткой беседы задает вопросы:

Что нужно контролировать после изготовления бруска с заданными размерами?

Как контролировать линейность поверхностей?

Чем контролируется взаимное расположение поверхностей бруска?

Как контролируется взаимное расположение поверхностей?

Как контролируют размеры бруска?

Делает вывод: точное изготовление брусков- важное условие для выполнения их соединений. Подводим учащихся к пониманию того, что выбранные ими бруски готовы для разметки элементов углового концевого соединения вполдерева.

Отвечают на вопросы:

После изготовления бруска нужно контролировать линейность его поверхностей, их взаимное расположение. под прямым углом и размеры.

Линейность поверхностей бруска проверяется наложением на них линейки кромкой.

Взаимное расположение плоскостей проверяется угольником. Показывают как это делается .Демонстрируют правила проверки бруска.

Убеждаются, Что выбранный брусок не нуждается в правке, готов для разметки элементов соединения.

3.Изучение нового материала.

Записывают тему урока в тетрадь, уясняют задачу этапа занятия ( научиться разметке элементов углового концевого соединения вполдерева).

3.2 Сообщение учителя о конструктивных особенностях углового концевого соединения вполдерева.

Закрепляет на доске, демонстрирует технический рисунок фрагмента изделия, частью которого является щип углового концевого соединения вполдерева.

Также демонстрируются основные элементы шипа- боковые грани, плечико, торец, часть бруска, которая удаляется, щека.

Учитель крепит на доске карточки с названиями элементов шипа и с указаниями стрелками их расположения на рисунке.

Беседует с учащимися:

Чтобы изготовить такой шип его сначала надо разметить. Для этого нам надо знать его размеры.

Шип похож на маленький брусок? Да.

Какие размеры определяют брусок? Такие же размеры задаются для шипа :Длина, ширина, толщина. На доске закрепляется плакат «Размеры шипа».

Делает вывод о конструктивных особенностях углового концевого соединения вполдерева:

Длина шипа равна ширине соединяемых брусков, толщина шипа и также щеки –половине толщины бруска

Зрительно воспринимают содержание плаката, слушают сообщение учителя.

Участвуют в краткой беседе о сходстве формы и задания размеров бруска и шипа

Проговаривают вслух названия элементы шипа.

Участвуют в беседе о конструктивных особенностях углового концевого соединения вполдерева.

Воспринимают на слух и в восприятия плаката « Размеры бруска» термины : длина, ширина, толщина.

Слушают и осмысливают вывод о принципах разметки углового концевого соединения в полдерева.

4. Физкультминутка.

Задается голосом темп упражнения, дозировку, в ритме упражнения дает методические указания, способствующие правильному выполнению движения и максимальной пользе при их выполнении.

Выполняют упражнения на дыхание в соответствии с методическими указаниями учителя.

4.3.-4.8. Показ и выполнение второго –четвертого упражнения.

Показывает и управляет выполнением учащихся комплекса физических упражнений для улучшения мозгового кровообращения. Контроль темпа и дозировки: повороты инаклоны головы в медленном темпе, приседания выполняются в ритме дыхания, упражнения повторяются 3=4 раза.

5. Практическая работа.

5.1Вводный инструктаж

-Разъясняет содержание и последовательность выполнения практической работы по разметке углового концевого соединения вполдерева, разъяснения сопровождает показом выполнения разметки.

-Проводит инструктаж по охране труда при работе разметочными инструментами.

-Проверяет понимая учащимся содержания предстоящей работы и правил безопасности при выполнении разметки.

Слушают разъяснения учителя наблюдают выполнение учителем работы по разметке углового концевого соединения вполдерева, уясняют правила безопасного использования разметочных инструментов (комплектность и исправность инструментария, закрепление заготовки при разметке рейсмусом, осторожность при разметке острым карандашом и при его заточке стамеской на подкладной доске).

5.2 Подготовка учащихся к выполнению практической работы.

Раздает учащимся по 2 заотовки для разметки углового концевого соединения вполдерева (это обработанные на предыдущем занятии бруски размером 360х40х20мм.

В беседе подводит учащихся к пониманию готовности выбранной заготовки для разметки элементов углового концевого соединения вполдерева. На доске записываются размеры брусков ,которые подлежат соединению: 360х40х20мм.

Демонстрируется плакат: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Выясняется смысл пословицы.

Учащимся предлагается выполнить необходимые измерения полученных заготовок и сравнить полученные результаты с данными размерами).

Получают заготовки для разметки углового концевого соединения вполдерева.

Прочитав плакат, уяснив его смысл еще раз оперативно, по заданию учителя ,выполняют контрольные измерения полученных заготовок.

Убеждаются ,что выбранный брусок не нуждается в правке, готов для разметки элементов соединения. Длина, ширины и толщина брусок соответствует заданным размерам

5.3 Разметка элементов углового концевого соединения вполдерева

Показывает выполнение разметки шипа углового концевого соединения вполдерева.

Предлагается учащимся надеть спецодежду и выполнить на полученных брусках разметку элементов углового концевого соединения вполдерева.

Выполняется обход рабочих мест учащихся, проводит при обходе индивидуальный инструктаж по ходу выполнения учащимися практической работы.

Надевают спецодежду, подбирают необходимые инструменты и раскладывают их на верстаке, выполняют практическую работу по разметке углового концевого соединения вполдерева.

5. Подведение итогов первого урока

Анализ результатов практической работы

Помогает выявить ошибки разметки, возможности их предупреждения и исправления.

При проведении итогов учитывается количество полученных в течение урока жетонов « Знаток столярного дела».

Участвуют в проделанной работы.

Ход второго урока

1.Организационный этап урока.

1.1 Организационный момемомент.

Проверяет явку учащихся. Приглашает занять рабочие места на участке верстаков. Выдаёт каждому учащемуся комплект карточек. «Инструменты» .Предлагает найти карточки с названиями только того инструмента который необходим для обработки шипа. После выяснения, что для работы нужна пила и, возможно, стамеска, предлагает проговорить названия инструментов, их назначение и подготовить для практической работы эти инструменты. Проверяет готовность учащихся к уроку: наличие только необходимого инструмента и его соответствия правилам охраны труда и техники безопасности.

Строятся перед мастерской.

Занимают рабочее место на участке верстаков. Получают комплекты карточек. « Инструмент». Выбирают из этого комплекта карточек с терминами «пила», «стамеска». Поговаривают названия инструментов и их назначение.

Подбирают необходимый инструмент, проверяют его комплектность и исправность.

1.2. Целеполагание на второй урок.

Поддерживает догадку о том, что после разметки предстоит выполнить угловое концевое соединение брусков вполдерева, выпилить шипы.

Сообщает ,что после выпиливания каждый учащимся шипов на двух полученных брусках с обеих сторон появится возможность в паре с товарищем собрать рамку.

Уясняют тему и цель занятия.

Определяются для последующей работы в парах.

Проникают ответственностью за точность выполнения шипов и качество коллективной работы.

1.3. Создание положительного настроя на предстоящую работу.

Закрепляет на доске плакат с текстом пословицы: « Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож». Предлагает прочитать текст вслух и задуматься, в чем смысл пословицы.

Организует обсуждение содержания пословицы. Предлагает вспомнить и проговорить другие пословицы и поговорки, сходные по смыслу той, которую только что обсудили.

Читают хором текст плаката, стараясь синхронно, правильно и выразительно проговорить каждое слово. Участвуют в обсуждении смысла пословицы .Вспоминают и проговаривают пословицы и поговорки ,прославляющие трудолюбие.

2. Подготовка к выполнению практической работы по обработке шипа.

Предлагает прочитать на странице 79-80 учебника Б.А.Журавлева для 5-6 класса материал о свойствах углового концевого соединения брусков вполдерева и особенностях технологии его выполнения.

Открыв страницу доски- книжки с таблицей « Угловое концевое соединение брусков вполдерева» беседует с учащимися по вопросам.

Что такое шип?

Из каких элементов состоит шип?

Назовите размеры шипа?

Предлагает выборочное чтение на странице 79 учебника о простоте изучаемого соединения.

Демонстрирует на образцовой паре деталей ,что угловое концевое соединение сохраняет своё положение после совмещения элементов только при наличии горизонтальной опоры, в других случаях просто разваливается.

Предлагает детям решить проблему надёжности соединения.

Слушают сообщение учителя.

Читают материал на странице 79-80 учебника Б.А.Журавлева для 5-6кл материал о свойствах углового концевого соединения брусков вполдерева и особенностях технологии его выполнения.

Отвечают на вопросы учителя.

Находят и читают на странице 79 учебника текст о том, что угловое концевое соединение вполдерева – это самый простой способ соединения двух брусков.

Наблюдают демонстрацию сохранения положения углового концевого соединения образцовой пары брусков при наличии горизонтальной опоры и то, что соединение разваливается в других случаях. Предлагают после формообразования элементов склеить элементы соединения.

3. Знакомство с технологией обработки шипа.

3.1 Вводный инструктаж

Используя таблицу « Технологическая карта изготовления рамки» указывает на каком технологическом этапе сейчас предстоит работать

Разъясняет содержание и последовательность выполнения практической работы по формообразованию элементов углового концевого соединения вполдерева.

Показывает закрепление брусков ,пиление по разметке элементов шипа и щёки.

Обращает внимание ребят на необходимость точного пиления с внешней стороны шипа.

Проводит инструктаж по охране труда при работе пилой и стамеской.

Проверяет понимания учащихся содержания предстоящей работы и правил безопасности при формообразовании элементов углового концевого соединения вполдерева.

Отслеживают по технологической карте изготовления рамки, на каком технологическом этапе сейчас предстоит работать.

Слушают разъяснения учителя.

Наблюдают выполнение учителем работы по формообразованию углового концевого соединения вполдерева

Уясняют правила безопасного использования пилы и стамески (комплексность и исправность инструментария, закрепление заготовки при пилении и зачистки элементов углового концевого соединения вполдерева).

3.2. Подготовка учащихся к выполнению практической работы.

Предлагает подготовить для работы по формообразованию элементов углового концевого соединения вполдерева инструменты и бруски с разметкой соединения.

Проверяет готовность учащихся к работе.

Укладывает в лоток верстака пилу, стамеску и 2 бруска, предварительно проверив комплектность и исправность инструментов.

4. Физкультминутка.

Наблюдают выполнение, слушают объяснения учителя.

4.2. Выполнения упражнений.

Подсчётом и ритмичным изложением методических указаний задает темп ,определяет дозировку упражнений. Контролирует правильность выполнения движений учащимися.

По команде учителя принимают неоходимое исходное положение и в заданном ритме и дозировке выполняют упражнения 1-3.

5. Практическая работа.

При обходе рабочих мест в ходе индивидуальной работы обращает внимание на то, чтобы закрепление бруска и пиление осуществлялось по направлению зажима, чтобы при запиливании использовался брусок- направитель с упором, чтобы уровень пиления был возможно ближе к месту зажима.

Наблюдают показ и слушают объяснение.

Выполняют закрепление брусков и продольное пиление по разметке щёчки.

При получения методических указаний учителя, требующих коррекции в работе выполняют их.

5.2 Закрепление бруска для поперечного пиления и пиление по разметке щёчки.

Показывает закрепления бруска для поперечного пиления по разметке щёчки и выполнение пиления.

Контролирует выполнение работы учащимися.

При обходе рабочих мест проводит работу аналогичную описанной в п. 5.1.

Наблюдают показ и слушают объяснения учителя.

Выполняют закрепление бруска и поперечное пиление по разметке щёчки.

При получении методических указаний учителя, требующих коррекции в работе выполняют их.

5.3 Самостоятельная работа по формообразованию щипа на второй стороне первого бруска.

Предлагается выполнить формообразование шипа на второй стороне первого бруска.

Выполняет обход рабочих мест, контролирует индивидуальную самостоятельную работу учащихся. Учащимся, раньше других выполнившим задание разрешает продолжить эту работу со вторым бруском.

Выполняют формообразование второго шипа на второй стороне первого бруска. При методических указаний учителя ,требующих коррекции в работе, выполняют их.

5.4 .Уборка рабочих мест.

По окончании работы предлагает сдать детали и инструменты, произвести уборку рабочих мест.

По окончании работы сдают детали и инструменты, производят уборку рабочих мест.

6. Подведение итогов урока.

Проводит беседу по итогам урока:

Что нового узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

Предлагает доложить результаты контроля качества выполненной работы. Вручает жетоны « знаток столярного дела» учащимся на каждый точно выполненный шип.

Заслушивает результаты практических работ, указывает учащимся на допущенные ими ошибки.

Оценивает результаты работы учащихся в течении занятия.

Выставляет оценки в журнал.

Сообщает о предстоящей работе на следующем занятии: изучение склеивания и выполнение роботы по сборке рамки в парах.

Даёт задание на самоподготовку: записывает содержание задания на доске , предлагает раскрыть учебники на страницах, где этот материал можно найти , отвечает на всевозможные вопросы учащихся. Заканчивает урок.

Отвечают на вопросы.

Каждый ученик докладывает о результатах выполненной им практической работы.

Заслушивают оценки работы учителем.

Уясняют задачи на предстоящее занятие и задание на самоподготовку, повторение материала по темам « Склеивание казеиновым клеем» и « Угловое концевое соединение вполдерева» на страницах 77-80 учебника Б. А. Журавлева для 5-6 классов.

Ориентируются с заданием на самоподготовку по учебникам , задают при необходимости впоросы.

Поперечное соединение вполдерева – Sam-Sdelay.RU – Сделай сам!

Соединение бруса или досок крест-на-крест – вполдерева одно из самых действенных и распространенных в плотницкой среде. Где только его не применяют: на кровельных работах, в производстве мебели и декоративных предметов из массива и т.д. Рассмотрим сегодня как его сделать надежным и прочным.
Основным принципом этого соединения является жесткость посадки элементов таким образом, чтобы противодействовать их выдергиванию и выламыванию. Благодаря этому, например, рассчитываются допустимые нагрузки на сборный элемент кровли. Точность соединения обеспечивает его целостность и долговечность, даже при отсутствии дополнительных скрепляющих элементов – клеев, нагелей, гвоздей или саморезов. У японцев даже существует такое искусство – «Kigoroshi», смысл которого заключается в том, чтобы сделать соединение (не только крестовое) максимально точным и аккуратным.

Инструменты

  • Пасовочная ножовка;
  • Столярный угольник;
  • Несколько стамесок разной ширины;
  • Молоток с металлическим бойком.

Как сделать поперечное соединение вполдерева
Допустим, нам нужно сделать крестовину для елки, манекена, или для какого-нибудь предмета интерьера. Берем для этого два деревянных бруска, сечением 4-5 см. Обрезаем их по длине около 30-50 см. Для таких изделий подойдут нетвердые породы древесины, например, сосна, тополь или ольха, которые легче всего обрабатываются.


Находим середину первого бруска, и размечаем от нее габариты ширины второго. Для разметки поперечных линий используем столярный угольник с ограничительным бортиком.

Пасовочной ножовкой по краям разметки делаем пропилы до середины толщины бруска. Еще несколько пропилов добавляем для более легкого срабатывания массива. То же самое надо сделать и на втором бруске, только в зеркальном отображении.


В качестве режущего инструмента здесь используются стамески, причем различной ширины. Более узкими можно срезать основную часть, произведя грубую очистку поверхности. А вот более широкой стамеской почистить начисто плоскость среза. Для рубки удобно использовать киянку с резиновым или деревянным бойком.


Не стоит срабатывать сразу всю толщину массива. Начните делать срезы сначала с одной стороны, а затем с противоположной. Таким образом вы избежите непредвиденных сколов и растрескивания, которые испортят вид и целостность соединения.


По завершению работы стамесками, угольником или линейкой проверьте ровность плоскостей и боковых граней соединения на обоих брусках, и, при необходимости, подберите заусенцы с кромок заготовок.



А теперь настало время самому главному нюансу техники Кигороши. Оставшиеся не прорезанными части брусков в месте соединения крестовины, необходимо слегка примять молотком с металлическим бойком. Суть метода в том, чтобы смять слегка древесину, но не допустить при этом ее растрескивания. Сделать это надо с обеих сторон наших брусков.


Сажаем бруски на место их соединения, плотно прижимая рукой. Если проушина не прослаблена, сделать это вручную будет довольно сложно. Тем же молотком прибиваем аккуратно сверху место соединения через деревянную прокладку-дощечку.


Плотно посаженые крест-на-крест бруски достаточно прочно и надежно держатся без клея или нагелей. Да и выглядит такое соединение очень эстетично и аккуратно. Кстати, японцы советуют перед непосредственным скреплением крестовины, смочить прижатые молотком грани бруска водой. Влага заставит волокна древесины разбухнуть и вернуться в их исходное положение, а значит сделать соединение еще плотнее и крепче. А после высыхания крестовину можно разобрать, и использовать при необходимости повторно.



Практический совет
Работа стамесками при изготовлении таких шипорезных соединений предполагает их исключительную заточку. В противном случае сколов и трещин не избежать. Заточить их можно на войлочном круге или на кожаном ремне, смазанными пастой Гойя, доведя их лезвия до острия бритвы.

Смотрите видео

Источник

План-конспект урока по технологии (6 класс) на тему: Конспект урока "Угловое концевое соединение брусков в полдерева"

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1. Организационный этап урока.

1.1. Оргмомент.

Приветствует учащихся.

Проверяет явку учащихся.

Приглашает занять рабочие места на классном участке мастерской.

Проверяет готовности учащихся к уроку.

Строятся перед мастерской

Занимают рабочее место на классном участке.

Готовятся к уроку.

1.2. Целеполагание на занятие.

Сообщает тему (угловое концевое соединение брусков вполдерева) и основную образовательную цель занятия (учиться приёмам разметки и выполнения элементов углового концевого соединения вполдерева):

Уясняют тему и цель занятия.

2. Проверка ранее полученных знаний и создание положительного эмоционального настроя на урок.

2.1. Целеполагание на 2 этап первого урока.

Делает установку, что в игровой форме учащиеся должны понять важность точного изготовления брусков, которые необходимо соединить тем или другим способом.

Уясняют, что надо вспомнить технологию изготовления брусков, понять важность точности работы на каждом этапе.

2.2. Игры «Операция-инструмент» и «Инструмент-операция»

Организует игру «Операция-инструмент».

Разъясняет правила игры: поднимается карточка с наименованием операции, игроки в это время выбирают из своего пакета карточку с соответствующим названием инструмента и поднимают её, выигрывает тот, кто раньше других и безошибочно поднял соответствующую карточку.

При подведении итогов победителю вручается жетон «Знаток столярного дела».

Игра «Инструмент – операция»: проводится аналогично.

Примечания:

- после установления соответствия элементов пары «Операция-инструмент» и «Инструмент-операция» предлагает хором проговорить соответствующие элементы пары,

- перечень операций и инструментов ограничивается содержанием технологической карты «Изготовление бруска».

Воспринимают и запоминают правила игры.

При показе карточки с названием операций, находят и демонстрируют карточки с соответствующими названиями инструментов, по предложению учителя проговаривают соответствующие элементы пары «Операция-инструмент».

Во второй части игры при демонстрации карточки с названиями инструмента, показывают карточки с названиями соответствующих операций и проговаривают соответствующие элементы пары «Инструмент - операция».

Участвуют в подведении итогов игры.

2.3. Конкурс: упорядочивание списка операций по изготовлению бруска.

Предлагает дежурному раздать учащимся комплекты карточек с наименованиями операций по изготовлению бруска, затем каждому разложить в виде вертикального списка карточки с наименованиями операций по изготовлению бруска.

Учащемуся, раньше других составившему правильный последовательный список операций вручает жетон знатока.

Подводит итоги конкурса и награждение

Дежурный раздаёт учащимся комплекты карточек с наименованиями операций по изготовлению бруска.

Составляют из карточек вертикальный список с наименованиями операций по изготовлению бруска.

Участвуют в подведении итогов конкурса.

2.4. Повторение материала о технике и технологии контроля качества изготовления брусков.

 

В ходе краткой беседы задаёт вопросы:

Что нужно контролировать после изготовления бруска с заданными размерами?

Чем контролировать линейность поверхностей бруска?

Как контролировать линейность поверхностей?

Чем контролируется взаимное расположение поверхностей бруска?

Как контролируется взаимное расположение поверхностей?

Как контролируются размеры бруска?

Делает вывод: точное изготовление брусков – важное условие для выполнения их соединений. Подводит учащихся к пониманию того, что выбранные ими бруски готовы для разметки элементов углового концевого соединения вполдерева.

Отвечают на вопросы:

После изготовления бруска нужно контролировать линейность его поверхностей, их взаимное расположение под прямым углом и размеры.

Линейность поверхностей бруска проверяется наложением на них линейки кромкой.

Взаимное расположение плоскостей проверяется угольником. Показывают как это делается. Демонстрируют правила проверки размеров бруска.

Убеждаются, что выбранный брусок не нуждается в правке, готов для разметки элементов соединения

3. Изучение нового материала.

3.1. Актуализация темы занятия и целеполагание.

Напоминает учащимся тему занятия: «Угловое концевое соединение вполдерева», сообщает, что на этом этапе урока предстоит научиться разметке элементов названного соединения. Указывает на привлекательное свойство соединения – его простоту и быстроту выполнения

 

Слушают сообщение учителя.

Записывают тему урока в тетрадь, уясняют задачу этапа занятия (научиться разметке элементов углового концевого соединения вполдерева).

3.2. Сообщение учителя о конструктивных особенностях углового концевого соединения вполдерева.

Закрепляет на доске, демонстрирует технический  рисунок фрагмента изделия, частью  которого является шип углового концевого соединения вполдерева

Также демонстрируются основные элементы шипа – боковые грани, плечико, торец, часть бруска, которая удаляется, щёчка.

Учитель крепит на доске карточки с названиями элементов шипа и с указаниями стрелками их расположения на рисунке.

Беседует с учащимися:

Чтобы изготовить такой шип его сначала надо разметить. Для этого нам надо знать его размеры.

Шип похож на маленький брусок? Да.

Какие размеры определяют брусок? Такие же размеры задаются для шипа: длина, ширина, толщина. На доске закрепляется плакат «Размеры шипа»

Делает вывод о конструктивных особенностях углового концевого соединения вполдерева:

Длина шипа равна ширине соединяемых брусков, толщина шипа и также щёчки– половине толщины бруска.

Зрительно воспринимаютют содержание плаката, слушают сообщение учителя.

Участвуют в краткой беседе о сходстве формы и задания размеров бруска и шипа.

Проговаривают вслух названия элементы  шипа.

Участвуют в беседе о конструктивных особенностях углового концевого соединения вполдерева.

Воспринимают на слух и в процессе восприятия плаката «Размеры бруска» термины : длина, ширина, толщина.

Слушают и осмысливают вывод о принципах разметки углового концевого соединения вполдерева.

4. Физкультминутка.

4.1. Показ первого упражнения

Показывает упражнение на дыхание контролирует темп и дозировку (смотри приложение).

Наблюдают и запоминают движения упражнения.

4.2. Управление выполнением упражнения.

Задаёт голосом темп упражнения, дозировку, в ритме упражнения даёт методические указания, способствующие правильному выполнению движений и максимальной пользе при их выполнении.

Выполняют упражнение на дыхание в соответствии с методическими указаниями учителя.

4.3 – 4.8. Показ и выполнение второго – четвёртого упражнения.

Показывает и управляет выполнением учащимися комплекса физических упражнений для улучшения мозгового кровообращения. Контроль темпа и дозировки: повороты и наклоны головы в медленном темпе, приседания выполняются в ритме дыхания, упражнения повторяются 3-4 раза.

Уяснив объяснение учителя, выполняют упражнения 2-4.: наклоны и повороты головы, группировка присев из основной стойки с последующим возвращением в основную стойку (смотри приложение).

5. Практическая  работа.

5.1. Вводный инструктаж

- Разъясняет содержание и последовательность выполнения практической работы по разметке углового концевого соединения вполдерева, разъяснения сопровождает показом выполнения разметки.

- Проводит инструктаж по охране труда при работе разметочными инструментами.

- Проверяет понимания учащимися содержания предстоящей работы и правил безопасности при выполнении разметки.

Слушают разъяснения учителя, наблюдают выполнение учителем работы по разметке углового концевого соединения вполдерева, уясняют правила безопасного использования разметочных инструментов (комплектность и исправность инструментария, закрепление заготовки при разметке рейсмусом, осторожность при разметке острым карандашом и при его заточке стамеской на подкладной доске).

5.2. Подготовка  учащихся к выполнению практической работы

Раздаёт учащимся по 2 заготовки для разметки углового концевого соединения вполдерева (это полностью обработанные на предыдущем занятии бруски размером 360х40х20 мм)

В беседе подводит учащихся к пониманию готовности выбранной заготовки для разметки элементов углового концевого соединения вполдерева. На доске записываются размеры брусков, которые подлежат соединению: 360х40х20 мм.

Демонстрируется плакат: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Выясняется смысл пословицы.

Учащимся предлагается выполнить необходимые измерения полученных заготовок и сравнить полученные результаты с данными размерами

Получают заготовки для разметки углового концевого соединения вполдерева.

Прочитав плакат, уяснив его смысл ещё раз оперативно, по заданию учителя, выполняют контрольные измерения полученных заготовок.

Убеждаются, что выбранный брусок не нуждается в правке, готов для разметки элементов соединения. Длина, ширины и толщина брусков соответствует заданным размерам.

5.3. Разметка элементов углового концевого соединения вполдерева.

Показывает выполнение разметки шипа углового концевого соединения вполдерева.

Предлагает учащимся надеть спецодежду и выполнить на полученных брусках разметку элементов углового концевого соединения вполдерева.

Выполняет обход рабочих мест учащихся, проводит при обходе индивидуальный инструктаж по ходу выполнения учащимися практической работы.

Надевают спецодежду, подбирают необходимые инструменты и раскладывают их на верстаке, выполняют практическую работу по разметке углового концевого соединения вполдерева.

5. Подведение итогов первого урока.

Анализ результатов практической работы.

 

Помогает выявить ошибки разметки, возможности их предупреждения и исправления.

При подведении итогов учитывается количество полученных в течение урока жетонов «Знаток столярного дела».

Участвуют в обсуждении проделанной работы.

Ход второго урока.

1. Организационный этап урока.

1.1. Организационный момент.

Проверяет явку учащихся. Приглашает занять рабочие места на участке верстаков. Выдаёт каждому учащемуся комплект карточек «Инструменты». Предлагает найти карточки с названиями только того инструмента, который необходим для обработки шипа. После выяснения, что для работы нужна пила и, возможно, стамеска, предлагает проговорить названия инструментов, их назначение и подготовить для практической работы эти инструменты. Проверяет  готовность учащихся к уроку: наличие только необходимого инструмента и его соответствия правилам охраны труда и технике безопасности.

Строятся  перед мастерской

Занимают рабочее место на участке верстаков. Получают комплекты карточек «Инструмент». Выбирают из этого комплекта карточки с терминами «пила», «стамеска». проговаривают названия инструментов и их назначение.

Подбирают необходимый инструмент, проверяют его комплектность и исправность.

1.2. Целеполагание на второй урок.

Поддерживает догадку о том, что после разметки предстоит выполнить угловое концевое соединение брусков вполдерева, выпилить шипы.

Сообщает, что после выпиливания каждым учащимся шипов на двух полученных брусках с обеих сторон появится возможность в паре с товарищем собрать рамку.

Уясняют тему и цель занятия.

Определяются для последующей работы в парах.

Проникаются ответственностью за точность выпиливания шипов и качество коллективной работы.

1.3. Создание положительного настроя на предстоящую работу.

Закрепляет на доске плакат с текстом пословицы: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож». Предлагает прочитать этот текст вслух и задуматься, в чём смысл пословицы.

Организует обсуждение содержания пословицы. Предлагает вспомнить и проговорить другие пословицы и поговорки, сходные по смыслу с той, которую только что обсудили.

Читают хором текст плаката, стараясь синхронно, правильно и выразительно проговаривать каждое слово. Участвуют в обсуждении смысла пословицы. Вспоминают и проговаривают пословицы и поговорки, прославляющие трудолюбие.

2. Подготовка к выполнению практической работы по обработке шипа.

2.1. Изучение свойств углового концевого соединения брусков вполдерева.

Отмечает, что на первом уроке ребята научились размечать элементы углового концевого соединения брусков вполдерева.

Предлагает прочитать на странице 79-80 учебника Б.А.Журавлёва для 5-6 класса материал о свойствах углового концевого соединения брусков вполдерева и особенностях технологии его выполнения.

Открыв страницу доски-книжки с таблицей «Угловое концевое соединение брусков вполдерева» беседует с учащимися по вопросам:

Что такое шип?

Из каких элементов состоит шип?

Назовите размеры шипа, который предстоит выполнить.

Предлагает выборочное чтение на странице 79 учебника о простоте изучаемого соединения.

Демонстрирует на образцовой паре деталей, что угловое концевое соединение сохраняет своё положение после совмещения элементов только при наличии горизонтальной опоры, в других случаях просто разваливается.

Предлагает детям решить проблему надёжности соединения.

Слушают сообщение учителя.

Читают материал на странице 79-80 учебника Б.А.Журавлёва для 5-6 класса материал о свойствах углового концевого соединения брусков вполдерева и особенностях технологии его выполнения

Отвечают на вопросы учителя.

Находят и читают на странице 79 учебника текст о том, что угловое концевое соединение вполдерева – это самый простой способ соединения двух брусков.

Наблюдают демонстрацию сохранения положения углового концевого соединения образцовой пары брусков при наличии горизонтальной опоры и то, что соединение разваливается в других случаях. Предлагают после формообразования элементов склеить элементы соединения.

3. Знакомство с технологией обработки шипа.

3.1. Вводный инструктаж

Используя таблицу «Технологическая карта изготовления рамки» указывает на каком технологическом этапе сейчас предстоит работать.

Разъясняет содержание и последовательность выполнения практической работы по формообразованию элементов углового концевого соединения вполдерева.

Показывает закрепление брусков, пиление по разметке элементов шипа и щёчки.

Обращает внимание ребят на необходимость точного пиления с внешней стороны шипа.

Проводит инструктаж по охране труда при работе пилой и стамеской.

Проверяет понимания учащимися содержания предстоящей работы и правил безопасности при формообразовании элементов углового концевого соединения вполдерева.

Отслеживают по технологической карте изготовления рамки, на каком технологическом этапе сейчас предстоит работать.

Слушают разъяснения учителя.

Наблюдают выполнение учителем работы по формообразованию углового концевого соединения вполдерева.

Уясняют правила безопасного использования пилы и стамески (комплектность и исправность инструментария, закрепление заготовки при пилении и зачистке элементов углового концевого соединения вполдерева).

3.2. Подготовка  учащихся к выполнению практической работы

Предлагает подготовить для работы по формообразованию элементов углового концевого соединения вполдерева инструменты и бруски с разметкой соединения.

Проверяет готовность учащихся к работе.

Укладывают в лоток верстака пилу, стамеску и 2 бруска, предварительно проверив комплектность и исправность инструментов.

4.Физкультминутка

4.1. Показ упражнений 1-3 общего воздействия и мышечной разминки.

Показывает упражнения 1-3 общего воздействия и мышечной разминки.

 

Наблюдают выполнение, слушают объяснение учителя.

 

4.2. Выполнение упражнений.

Подсчётом и ритмичным изложением методических указаний задаёт темп, определяет дозировку упражнений, контролирует правильность выполнения движений учащимися.

По команде учителя принимают необходимое исходное положение и в заданном ритме и дозировке выполняют упражнения 1-3.

5. Практическая работа.

5.1. Закрепление бруска для продольного пиления по разметке щёчки и выполнение пиления.

 

Показывает закрепления бруска для продольного пиления по разметке щёчки и выполнение пиления.

Контролирует выполнение работы учащимися.

При обходе рабочих мест в ходе индивидуальной работы обращает внимание на то, чтобы закрепление бруска и пиление осуществлялось по направлению зажима, чтобы при запиливании использовался брусок-направитель с упором, чтобы уровень пиления был возможно ближе к месту зажима.

Наблюдают показ и слушают объяснение учителя.

Выполняют закрепление бруска и продольное пиление по разметке щёчки.

При получении методических указаний учителя, требующих коррекции в работе, выполняют их.

5.2. Закрепление бруска для поперечного пиления  и пиление по разметке щёчки и.

 

Показывает закрепления бруска для поперечного пиления по разметке щёчки и выполнение пиления.

Контролирует выполнение работы учащимися.

При обходе рабочих мест проводит работу аналогичную описанной в п. 5.1.

Наблюдают показ и слушают объяснение учителя.

Выполняют закрепление бруска и поперечное пиление по разметке щёчки.

При получении методических указаний учителя, требующих коррекции в работе, выполняют их.

5.3. Самостоятельная работа по формообразованию шипа на второй стороне первого бруска.

Предлагает выполнить формообразование шипа на второй стороне первого бруска.

Выполняет обход рабочих мест, контролирует индивидуальную самостоятельную работу учащихся. Учащимся, раньше других выполнившим задание разрешает продолжит эту работу со вторым бруском.

Выполняют формообразование шипа на второй стороне первого бруска. При получении методических указаний учителя, требующих коррекции в работе, выполняют их.

5.4. Уборка рабочих мест.

По окончании работы предлагает сдать детали и инструменты, произвести уборку рабочих мест.

По окончании работы сдают детали и инструменты, производят уборку рабочих мест.

6.Подведение итогов урока.

Проводит беседу по итогам урока:

Что нового узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

Предлагает доложить результаты контроля качества выполненной работы. Вручает жетоны «Знаток столярного дела» учащимся за каждый точно выполненный шип.

Заслушивает результаты практических работ, указывает учащимся на допущенные ими ошибки.

Оценивает результаты работы учащихся в течении занятия.

Выставляет оценки в журнал.

Сообщает о предстоящей работе на следующем занятии: изучение склеивания и выполнение работы по сборке рамки в парах.

Даёт задание на самоподготовку: записывает содержание задания на доске, предлагает раскрыть учебники на страницах, где этот материал можно найти, отвечает на возможные вопросы учащихся.

Заканчивает урок.

Отвечают на вопросы

Каждый ученик докладывает о результатах выполненной им практической работы.

Заслушивают оценки работы учителем.

Уясняют задачи на предстоящее занятие и задание на самоподготовку: повторение материала по темам «Склеивание казеиновым клеем» и «Угловое концевое соединение вполдерева» на страницах  77-80 учебника Б.А.Журавлёва для 5-6 классов.

Ориентируются с заданием на самоподготовку по учебникам, задают при необходимости вопросы.

 

Прочные соединения на ус вполдерева

Эта разновидность соединений на ус считается одной из самых прочных благодаря большой площади склеиваемых поверхностей.

Раме с простыми соединениями на ус, в которых склеиваются только торцевые волокна, может не хватить прочности, чтобы удерживать тяжелые предметы, например, большое зеркало (см. статью «Простое и элегантное настенное зеркало»), К счастью, с помощью пары несложных приспособлений для фрезерного стола вы сумеете быстро и аккуратно сделать соединения на ус вполдерева (их еще называют соединениями вполдерева с заусовкой).

Сначала обработайте детали рамы до указанной толщины и ширины. Соберите фрезерное приспособление для перекладин (рис. 1) и для стоек (рис. 2). Оба приспособления рассчитаны на обработку заготовок шириной 51 мм. Для работы с заготовками другой ширины измените приспособление для перекладин, сделав расстояние между упорами и свесы соответствующими ширине деталей (фото А). Затем на приспособлении для стоек установите свес, равный половине ширины заготовок.

Расположите и закрепите упоры приспособления в соответствии с шириной деталей рамы. Убедитесь, что заготовка свободно скользит между двумя упорами.

Опилите стойки и перекладины рамы до окончательной длины, сделав скосы под углом 45° только на концах перекладин. Установите в цангу закрепленного в стол фрезера прямую пазовую фрезу диаметром 12 мм и настройте ее вылет, который должен быть равным половине толщины стоек и перекладин. Затем выполните четыре этапа настройки и формирования соединений.

4 простых шага к плотным соединениям на ус

Прижав основание приспособления для перекладин к лезвию фрезы, придвиньте к приспособлению продольный упор. Зафиксируйте в приспособлении обрезок заготовки и сделайте пробный проход, ведя приспособление вдоль упора. Выдвигайте обрезок дальше перед каждым следующим проходом.

Отфрезеруйте вырезы вполдерева на двух пробных обрезках и проверьте плотность прилегания, положив их на ровную поверхность. Понемногу изменяйте вылет фрезы до тех пор, пока верхние стороны обеих частей соединения не будут располагаться в одной плоскости.

Настроив вылет фрезы, зафиксируйте перекладину в приспособлении лицевой стороной вверх для первого прохода. С каждым проходом выдвигайте деталь вперед до тех пор, пока носок скоса не коснется упора. Тогда сделайте последний проход.

Переставьте продольный упор фрезерного стола так же, как в шаге 1. Прижмите стойку к одному из косых упоров приспособления лицевой стороной вниз и сформируйте вырез за несколько последовательных проходов. Прижмите деталь к противоположному косому упору для обработки второго конца.

Возможно, Вас заинтересует:

Поперечное соединение вполдерева

Способы фиксации материала между собой

Строительство сооружений из древесного материала пользуется успехом в течение тысячелетий. За это время было разработано и внедрено несколько оптимальных и хитроумных вариантов крепления сырья в углах и продольно (то есть в длину), которые актуальны как для профилированного бруса, так и для обычного.

Как было сказано, при возведении объекта брусья можно зафиксировать между собой по длине и на углах. В чём же разница? Дело в том, что угловое крепление используется при сооружении добротных стен и привлекательных внутренних перегородок в помещении. А фиксаж в длину применяется тогда, когда требуется наращивания материала. Как это? Ну, смотрите: есть бревно длиной 4 м, а размер стены, указанный в проекте, 6 м, в таком случае, нужно удлинить сырьё.

Соединение бревен в углах с остатком

Сначала поговорим о срубах из бревен. В последнее время они снова становятся популярны, особенно в загородном строительстве: выглядят привлекательно, еще и натуральны. Причем, даже несмотря на значительный перерасход материала, углы делают с остатком. Эти способы соединения бревен традиционны. Они пришли к нам от прадедов, именно таким способом они строили свои дома.

Сруб в чашу

Как уже говорили, в каждом бревне делают продольную выемку — паз. В углах их подтесывают больше, по форме лежащего поперек бревна. Эта выемка получается округлой формы, потому ее называют чашей, а способ рубки угла — в чашу. Второе название — «в обло».

Разметка чаши верхней и нижней

По месту расположения чаши бывают верхними и нижними. Верхняя, чаша называется так потому, что бревно ложится сверху на венец, обхватывая нижний. Такое соединение называют еще «охлоп». Запоминаем: чаша верхняя, несмотря на то, что формируется в нижней части бревна.

Соединение бревна в полдерева

Работа идет в несколько этапов. Бревно предварительно выставляют в сруб и выравнивают. Затем очерчивают контуры паза и чаши, перекладывают на ровную поверхность и там обрабатывают — рубят чаши. Когда выемка готова, бревно снова поднимают и укладывают на место, примеряя. При необходимости корректируют (снова снимают, подрезают, где нужно) и только потом укладывают на уплотнитель (паклю, джут, мох).

Виды чаши для соединения бревен в углах

Нижняя чаша может формоваться прямо в срубе: все манипуляции можно делать на уложенном венце. Когда стены подняты уже высоко, при недостаточной сноровке делать это очень неудобно, потому все равно приходится таскать бревна вверх/вниз. Возможно, потому такой способ менее популярен.

Именно сруб в чашу делать проще: он позволяет скорректировать почти все ошибки. К тому же при всей кажущейся сложности, именно этот тип соединения бревен легче делать новичкам. Все остальные требуют большего плотницкого мастерства.

Как сделать стык сруба из бревна в нижнюю чашу показано в видео ниже.  Объяснение подробное, показаны и приемы работы с топором и полный порядок действий. Предварительно необходимо только сказать об инструменте, которым прочерчивают бревно. Это плотницкая черта или скрайбер.

Устройство очень похоже на школьный циркуль. Также с одной стороны есть острый упор, с другой — карандаш. Также, как в циркуле, винтом фиксируется требуемое расстояние. Выставив концы на нужное расстояние, острой частью ведут по тому бревну, под которое нужно вырезать чашу. Карандашом, соответственно, по тому, в котором будут рубить паз и чашу. Так получают разметку, которую затем наводят маркером. Понятнее станет, когда увидите процесс разметки чаши в видео.

Собственно теперь видео о том, как сделать соединение бревен в нижнюю чашу. В первой части речь идет о формовке продольного паза, во второй непосредственно о рубке чаши.

Соединение в охряп

Рубка бревенчатых углов в обло

Этот вид соединения представляет собой две полукруглые чаши. Для того чтобы сложенный по такому способу угол был теплым, необходим приличный опыт: даже незначительные ошибки в ширине паза или толщине перемычки станут причиной сквозняков.

Рубка бревенчатых углов в облоБревно в охряп

Как уже говорили ранее, углы без остатка более холодные, но зато они позволяют значительно сэкономить на стройматериалах.

Угол «в лапу»

Среди соединений бревен в углах популярен способ «в лапу». Он несложно реализуется, и при этом обеспечивает высокую прочность и надежность соединения. Также наличие наклонных пропилов позволяет добиться высокой герметичности. Способ давно опробован, разработаны даже ГОСТы: таблицы размеров для каждого диаметра бревна (смотрите фото).

Таблица размеров соединения в лапу для разных диаметров бревен

Все размеры откладываются относительно найденной середины бревна и проведенной от него вертикальной линии (ее проводят при помощи отвеса).

Соединение бревна без остатка. Угол в лапу

Порядок работ такой:

  • Находим длину обрезанной части (называют болваном). Она должна быть не меньше диаметра самого большого из имеющихся бревен (на рисунке она обозначена L). Откладываем от края бревна это значение (пусть будет 250 мм), проводим в этих местах вертикальные линии. Они будут границами болвана.
  • Пусть, диаметр обрабатываемого бревна 200 мм. От линии середины откладывают по ½ значения А. Д для бревна 200 мм это 141 мм. Это значение делим пополам и откладываем по обе стороны от центра. Проводим вертикальные линии.
  • Стесываем (срезаем цепной пилой). В результате у вас должна получиться такая же картина, как на рисунке а).
  • Берем соответствующие размеры из таблицы и размечаем их на болване.
  • Излишки стесываем (срезаем). Получиться должна фигура как на рисунке б).
    Рубка бревенчатых углов в облоТак выглядит угол из бревен в лапу (ласточкин хвост из-за того, что соединение в виде трапеции)

Так обрабатывают все бревна поочередно. Как видите, размеры зависят от диаметров бревен. Чтобы не мучатся каждый раз с расчерчиваем, делают шаблоны из тонкой фанеры по тем диаметрам бревен, которые есть в наличии (подписывают их). Потом,  найдя середину и сделав болван, прикладывают и обводят подходящий шаблон. При таком порядке работы меньше шансов ошибиться, и времени рубка чаш занимает меньше.

Разновидности углового крепления без остатка

Существует два вида углового монтажа без остатка:

  • «лапа с присеком»;
  • «ласточкин хвост».

Рассмотрим их более детально.

Соединение бруса в ласточкин хвост

Соединение в ласточкин хвост

«Лапа с присеком»

«Лапа с присеком» подразумевает наличие сложной пазовой системы, отвечающей за незыблемое крепление сырья между собой. Способ трудный, но высокоэффективный. На поверхности лапы рубится выступ. Он должен красоваться у внутреннего угла объекта.

Снизу венца (разумеется, верхнего) выпиливается отверстие под ранее сделанный шип. После чего конструкция соединяется. Этот вариант напоминает сборку конструктора. Конструкция, соединённая таким способом, побалует безопасностью, основательностью и превосходнейшим внешним видом.

«Ласточкин хвост»

Крепление бруса «ласточкин хвост» является довольно не простым, но прочным и красивым угловым способом монтажа. Вариант подразумевает сцепление двух брёвен зубьями особой формы. Брусья под прямым углом направляются друг к другу: один имеет шипы, а другой – пазы. Такой «замок» обеспечивает надёжное крепление без наличия щелей и дарит срубу устойчивость.

Продольный монтаж

Кроме углового крепления существует продольный монтаж. Различают следующие виды соединения бруса в длину:

  • коренной шип;
  • «в полдерева»;
  • прикладывание;
  • косой замок.

Каждый способ по-своему хорош. Рассмотрим их более подробно.

Коренной шип

Этот способ подразумевает наличие паза на одном бревне и крепёжного шипа в форме трапеции на другом. Для надёжности конструкции крепление дополняется нагелем и джутом.

«В полдерева»

Соединение бревна в полдерева

Этот способ предполагает вырубку угла в брусе до середины его сечения (поперечного). На одном бревне должен красоваться выпел углом вверх, а на другом – вниз. После подготовительных работ, брусья укладываются друг на друга. Этот вариант наращивания отличается простотой, но есть и недостаток – в области соединения бревно истончается, что отрицательно сказывается на его технических характерис

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *