Характерные черты барочной архитектуры – Стиль Барокко в архитектуре и дизайне интерьеров: происхождение и отличительные черты

Стиль Барокко в архитектуре и дизайне интерьеров: происхождение и отличительные черты

Стиль барокко возник в конце 16 — начале 17 веков в Италии и постепенно распространился почти по всем странам Западной Европы. Наиболее интенсивно он развивался в Испании и странах Латинской Америки. Появившийся в эпоху Позднего Возрождения, барокко становится характеристикой европейской культуры того времени.

Стиль барокко

Происхождение стиля

XVI в. был не самым лучшим в истории Италии. Государство, игравшее ведущую роль в искусстве эры Возрождения, потеряло свое экономическое и политическое величие. В стране хозяйничают иностранцы. Испания обосновалась в Милане, Неаполе и Сицилии, контролируя государства, расположенные между ними. Генуя и Венеция, оставшиеся независимыми, переживали упадок. Обнищание деревни привело к появлению разбоев и бродяжничества. Переход Милана, Неаполя и Сардинии под управление Австрии в 1713 г. окончательно лишил политической независимости Италию.

Свободный стиль Возрождения заменялся духовной цензурой, жестокостью инквизиции и ордена иезуитов. Преследование свободомыслия и наиболее прогрессивных представителей духовного мира негативно отразилось на культурной и художественной жизни страны.

Новый стиль, который насаждали придворная знать и церковь, имел глубокие отличия от ранее существующего. В искусстве стала преобладать эмоциональность, стирались грани между очевидным и воображаемым. Стремление к природной красоте и высокой нравственности заменялось яркой, но нарочито подчеркнутой аристократической вычурностью.

История стиля

Из-за отсутствия средств знать не могла строить роскошные дворцы, поэтому посредством искусства создавали видимость могущества и богатства. При помощи архитектуры барокко вельможи смогли себя возвеличить. В таких условиях в Италии зародился новый стиль. Некоторые специалисты считают, что он имеет много общего с архитектурой турок-сельджуков.

Характерные черты

Основы мировоззрения стиля складывались в условиях изменения представления о строении мира как о постоянном единстве. Этому способствовали учение Коперника, религиозное и общественно-политическое течение, направленное на реформирование католической Церкви (Реформация).

Барокко присущи такие характерные черты, как:

  • вычурность;
  • необычность;
  • преувеличенная элитность;
  • динамичность образов;
  • сочетание реальности с иллюзией;
  • слияние искусств.

Вместо равновесных пропорций возникают сложные построения и многоплановость конструкций. Но несмотря на это в стиле преобладает симметрия и господствуют оси.

Черты барокко

Барокко в архитектуре

Впервые величественный ансамбль из нескольких сооружений различного назначения, выполненный в стиле раннего барокко, появился в Ватикане. Архитектурные формы отличались уравновешенностью, однако появилось сочетание зданий с садом, фонтанами и ступенями разного типа. Они еще отделены от окружающей среды и замкнуты на себе, что характерно для архитектуры эпохи Возрождения. Большие размеры и эмоциональную наполненность в архитектуру внесет Микеланджело. В поздних творениях зодчего в полной мере отразились особенности архитектуры барокко.

Используемые материалы

В барочной архитектуре динамично используются живопись, скульптуры и окрашивание внутренних поверхностей. Новый стиль применяет уже существующую технику строительства. Для изготовления многих элементов зданий используют кирпич и штукатурку. Статуи ваяют из белого мрамора, которым богата Италия. Отделку интерьера выполняли в виде росписей на библейские темы, а резные детали покрывались позолотой.

Вычурность стиля предполагает использование дорогих строительных материалов. Широко применяются натуральные камни, хрусталь, бронза и золото. Фундаменты и цокольные части выполнялись из гранитных блоков, что подчеркивало монументальность сооружения.

Здания в стиле барокко

Декоративные элементы

Архитектурный барочный декор обуславливался использованием элементов культовых обрядов и символизма. Дома оформлялись изображением зверей, гирляндами из листьев, головами жертвенных животных и т.д. Кроме того, в качестве декоративных украшений используют валюты, картуши, вазы, трельяжи, маскароны. Предметы декора имеют объемные формы и переплетаются друг с другом, создавая впечатление нагроможденности, перегружая фасады зданий.

В орнаменте позднего барокко применялись архитектурные детали: колонны, консоли, балюстрады. Некоторые из них, например, колонны, использовались как декоративные элементы, утратив несущую функцию.

В этот период орнаменты имели особо крупные размеры и представлялись грузными, нависая над зрителями.

Архитектурные приемы

Главной художественной идеей архитектуры барокко является психологическое влияние на человека, его подчинение динамике и активности стиля. Кроме великолепия требовались изящество, грация и кортезия (теплота, нежность). Зодчие передавали эти качества возводимым сооружениям посредством пластики форм и поверхностей. В строительстве использовалось многократное повторение в фасаде одного здания одних и тех же деталей и декоративных приемов.

Используя живописную игру света, зодчий не сразу открывает зрителю все элементы, а представляет их частями, повторяя по несколько раз. Это создает иллюзию путаницы, в результате чего глаз теряется в восприятии непростой системы подымающихся и опускающихся линий.

Среди архитектурных методов выделяется расположение колонн группами, отодвинутыми от стен, или наоборот, утопленными в них. Это создавало эффект отступающих или наступающих поверхностей. Скульптурные композиции усиливали ощущение размытости границ и форм, непрочности стен, которые кажутся ненадежными опорами, отделяющие внутреннее пространство от внешнего мира.

Архитекторы возводили сооружения, которые вместо стабильности и легкости создавали впечатление неустойчивости, а вместо стационарности — динамику и трансформацию.

Примеры барокко в архитектуре

Одной из именитых фигур в барокко является скульптор и художник Джованни Лоренцо Бернини. В 1629 г. он был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Его гениальность проявилась при строительстве площади перед строением. Возведением колоннады он создал искусственную перспективу и иллюзорную корректировку вида величественного сооружения. Она визуально увеличивает собор и позволяет отвлечься от него лишь находясь в центре площади.

Церковь Сан-Карло Алле Куатро

Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме создана современником Бернини — архитектором Франческо Борромини. Находясь на перекрестке улиц, сооружение было построено в виде 3 модулей, которые визуально могли бы относиться к разным зданиям.

Четко выражен контраст между ордерным построением колонн и волнообразной поверхностью стен. Неотъемлемой частью сооружения являются скульптурные композиции, которые органично вписываются в облик строения. Умеренный, но яркий декор подчеркивает великолепие творения зодчего.

Во время правления Петра I в России работают архитекторы из Германии Андреас Шлютер и Иоганн Готфрид Шедель. Первый знаменит созданием Грота в Летнем саду Петербурга, а второй руководит строительством дворца Меньшикова на Васильевском острове. В облике зданий преобладает торжественность, присущая стилю, однако стены построены плоскими без визуальных иллюзий.

Эпоха царствования Елизаветы знаменуется наступлением периода зрелого (елизаветинского) барокко. В этот период работают Б.Ф. Растрелли, Д. Ухтомский, С. Чевакинский. Чтобы укрепить престиж власти, возводятся монументальные дворцовые комплексы, соборы и монастыри.

Внутренние помещения, выполненные в виде последовательно примыкающих друг к другу залов, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную выразительную перспективу на оформление их внутреннего убранства.

В отделке присутствует много лепнины, зеркал, позолоты. Полы украшены инкрустацией из ценных пород дерева, потолки расписаны сценами на исторические и мифологические темы, а стены задрапированы тканью. Все это создает парадную обстановку. В этот период возведены Царскосельский Екатерининский дворец, Смольный монастырь, Строгановский, Воронцовский и Зимний дворцы.

Царскосельский дворец.

Стиль барокко в России просуществовал до конца XVIII в. На смену роскоши пришла умеренная красота классицизма. Описание и фото творений великих мастеров собраны в тематических альбомах, которые пользуются большой популярностью.

Стиль в дизайне интерьеров

Барокко должен показывать богатство и величие, подчеркивать роскошь. В дизайне интерьера стиль демонстрирует пышность и величие. Для этого используют материалы богатых расцветок, гобелены, тканые ковры и др. Для изготовления мебели применяют ценную древесину, легко поддающуюся полировке. Отделку выполняют с использованием слоновой кости и панцирей черепах.

Большая роль отведена освещению. Игра света подчеркивает сияние отделки и ослепительность внутреннего убранства. Для этого используют подвесные светильники с позолотой и большим наполнением хрусталя. Это обеспечивает приглушенное и рассеянное освещение всего помещения.

Торжественность интерьеру придают большие зеркала в резных рамах. В них отражается блеск и сияние огней, что создает иллюзорное восприятие пространства.

Елизаветинское барокко в архитектуре Санкт-Петербурга (СПб)

Елизаветинское барокко – уникальный стиль в архитектуре, который появился в Российской империи во времена правлении Елизаветы Петровны – дочери Петра Великого. Расцвет данного направления пришелся на XVIII столетие и, пожалуй, одним  из ярчайших творцов, создававших проекты и строящих объект в этом стиле, стал известный итальянский архитектор Растрелли.

Растрелли
Елизавета Петровна
Елизавета Петровна

Особенности елизаветинского барокко в архитектуре

Время нахождения у власти Елизаветы известно многими положительными изменениями, произошедшими в жизни молодой Российской империи, которые также отразились на архитектуре столицы, которая постепенно становилась ярким символом могущества государства.

К основным характерным чертам елизаветинского барокко относят:

  • огромное количество декоративных деталей;
  • пластичность;
  • многообразие украшений;
  • использование контрастных цветовых решений;
  • трехчетвертные колонны;
  • пилястры;
  • масштабное декорирование внутреннего пространства;
  • отдельные черты и элементы традиционного русского зодчества.

Постройки елизаветинского барокко крайне многообразны и интересны для любого человека, который увлекается архитектурой и может часами наслаждаться произведениями строительного искусства, дошедшими до наших времен сквозь века.

Елизаветинское или растреллевское барокко?

Главным мастером нового российского стиля в архитектуре стал Растрелли, который до начала работы по указам Елизаветы успел потрудиться для Анны Иоановны. В свое время он посетил Москву, где внимательно изучил традиции отечественного зодчества, элементы которого он использовал в своих новых проектах.

Первым зданием в елизаветинском барокко от Растрелли стал летний дворец, однако до наших дней это величественное сооружение не сохранилось, так как было выстроено из дерева. В дальнейшем мастер поработал над большим числом других, не менее интересных проектов.

Примеры елизаветинского барокко от Растрелли:

дворец в Петергофе

Дворец в Петергофе

собор в Киеве

Собор в Киеве

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец

Зимний дворец, где в настоящее время располагается Эрмитаж, стал одним из последних и главных творений великого архитектора. С начала строительства было запланировано очень величественное здание, площадь которого составляла более 60 000 м2, на которой планировалось разместить около полутора тысяч отдельных помещений. На тот момент, здание было самым высоким в Санкт-Петербурге, причем, императрица даже издала специальный указ, в соответствии с которым в городе запрещалось строительство более высоких сооружений.

Зимний дворец

Зимний дворец

В разных городах существует множество построек, которые можно отнести к описываемому стилю, в том числе, храмы в стиле елизаветинского барокко. В Санкт-Петербурге среди религиозных объектов обязательно стоит поговорить о Смольном монастыре, который по мнению многих исследователей является вершиной творчества Растрелли. Собор украшен огромным количеством декоративных деталей и украшений и изначально должен был иметь только один купол, однако Елизавета настояла, чтобы здание сильнее соответствовало православной традиции, потому должно было иметь 5 куполов.

Другие мастера

Елизаветинское барокко в СПб далеко не полностью создано Растрелли, к примеру, над Екатерининским дворцом трудились и другие архитекторы, снискавшие заслуженную славу спустя века: Квасов и Чевакинский. По мнению искусствоведов, Квасов является автором Спаса на Сенной, заложенной в 1753году. До нас дошли только фотографии данного сооружения. Также квасов построил дворцы для аристократов рядом с Санкт-Петербургом.

А по трудам Чевакинского были возведены некоторые корпуса дворца Екатерины, а также многочисленные дома для чиновников в пределах города.

Барокко времен Петра I на примере построек Санкт-Петербурга

Петровское барокко — направление в архитектуре, развившееся в 1697-1730 гг. в эпоху правления Петра I. Данный стиль возник на основе голландской и немецкой архитектуры.

Примеры зданий петровского барокко

Строгие и практичные здания в стиле петровского барокко очень украшают Санкт-Петербург.

Характерные черты барокко эпохи Петра I

  1. В отличие от зарубежных стилей в основе петровского барокко лежат простота, практичность и четкость линий в сочетании с барочной пластичностью и торжественностью деталей.
  2. В архитектуре петровского барокко присутствует явный отказ от византийских традиций, популярных в это время в других городах.
  3. Характерной для направления является выверенная симметрия. В плане здание четко делилось на симметричные части: по оси располагали главный вход, над входом — самый крупный торжественный зал.
  4. Один из отличительных признаков — двухцветная окраска зданий. Оштукатуренные стены окрашивали яркими красками. Синий, зеленый или красный цвет сочетали с белым для достижения контраста.
  5. Особенность стиля — вертикальное членение стен пилястрами.
  6. Наиболее представительные здания акцентировались башнями. Центральную часть украшали нарядными наличниками, а окна часто имели сложную форму.

Известные архитектурные постройки в стиле петровского барокко

Изначально Санкт-Петербург строился как крепость и порт и лишь позднее стал столицей. Эти условия повлияли на стиль города, главные планировочные узлы — Петропавловская крепость и Адмиралтейство.

Городу требовалась новая архитектура, и ее воплощали в жизнь в основном иностранные зодчие. Влияние на стиль города оказали архитекторы Доменико Трезини и Николо Микетти из Италии, Георг Иоганн Маттарнови, Теодор Швертфегер и Андреас Шлютер из Германии, а также голландец Стефен ван Звитен и француз Жан-Батист Леблон.

Благодаря влиянию зодчих со всего мира петербургское барокко включает в себя черты итальянского барокко, голландского и немецкого стиля и французского классицизма.

Ближнее рассмотрение фасада Адмиралтейства
Фасад здания Главного Адмиралтейства.
Кораблик на шпиле Адмиралтейства вблизи
Один из символов Санкт-Петербурга — кораблик на шпиле Адмиралтейства.
Адмиралтейство и белые ночи
Адмиралтейство было задумано Петром I как верфь. Чертежи составлял сам Петр I.
Петропавловский собор в Петропавловской крепости
Здание Петропавловского собора — одно из первого зданий Санкт-Петербурга. Хорошо сохранилось до наших дней.

Троицкий Александро-Невский монастырь

Здание начали возводить в 1717 г., строительством руководил немец Кристоф Конрад, позднее, в 1720 г., его сменил Теодор Швертфегер.

По задумке Петра I Троицкий Александро-Невский монастырь должен был стать главной русской монастырской обителью.

Немецкий архитектор кардинально переработал проект — монастырь представлял собой не просто место для молитв, а торжественный дворцовый ансамбль.

В основе конструкции лежали характерные для петровского барокко пилястры. Изящные башни запроектировали в стиле южно-немецкого барокко, конструкцию украшал шпиль с волютами.

Не все идеи Швертфегера были воплощены в жизнь, собор просуществовал немногим более 30 лет. Из-за болотистого грунта фундамент здания дал осадку, на стенах монастыря появились трещины.

В 1753 г. вышел указ императрицы Елизаветы Петровны о сносе монастыря. Работы продолжались несколько лет. Позднее был сооружен новый собор в стиле строгого классицизма.

Изображение монастыря в наше время
Фотография Александро-Невской лавры в наше время.
Троицкий Александро-Невский монастырь на гравюре
Гравюра А.Зубкова. Монастырь перестраивался, поэтому посмотреть, каким он был во времена Петра I можно только по историческим документам и гравюрам.

Кунсткамера и Академия наук

Кунсткамера — музей, не имеющий аналогов в России. Он был основан лично Петром I. Император увлекался коллекционированием необычных предметов и древностей и хотела собрать их в одном месте.

Строительство продолжалось с 1718 по 1734 г. Проект музея создал Георг Иоганн Маттарнови.

Фасад Кунсткамеры выполнен в стиле, характерном для петербургского барокко: простые барочные элементы сочетаются с главной башней. В основе здания лежит равное число осей, а на фасадах расположено множество пилястр.

Основой Кунсткамеры стал Кабинет редкостей, располагавшийся в Москве. Московская выставка была перевезена в новую столицу и много раз переезжала с места на место: изначально Кабинет находился в Летнем дворце, но помещение стало слишком тесным для обширной коллекции экспонатов, тогда был осуществлен переезд в Кикины палаты, а затем построено отдельное здание.

Кунсткамеру признали одним из лучших европейских музеев еще при жизни Петра I. Со всего мира приезжали ученые для изучения необычной экспозиции.

Академия наук на Васильевском острове
Для развития просвещения по указу Петра I была создана Академия наук.
Ближе можно расмотреть особенности архитектуры
Фасад Кунсткамеры.
Музей Кунсткамера
Первый музей Санкт-Петербурга — Кунсткамера.

Павильон «Эрмитаж»

Павильон «Эрмитаж» построен на берегу Финского залива по проекту архитектора Браунштейна. Строительство здания продолжалось с 1721 по 1725 г.

В переводе с французского языка название павильона означает «место уединения». Это во многом объясняет его конструктивные особенности: двухэтажное здание было отделено рвом и мостом с подъемным механизмом. В центральной части павильона располагается фронтон с широким балконом. Стены здания украшают характерные для стиля пилястры, объединяющие оба этажа.

На верхнем этаже находился торжественный зал для банкетов в узком кругу, полностью изолированный от первого этажа. Доступ в него можно было получить, поднявшись на кресле с подъемным механизмом. В середине комнаты стоял стол на 14 человек.

По звонку колокольчика блюда подавались в зал с первого этажа с помощью специальных механизмов. Гости могли отправлять записки с заказами прямо на первый этаж, не спускаясь.

Вид балкон павильона "Эрмитаж"
Балкон павильона «Эрмитаж».
Павильон "Эрмитаж" выполнял развлекательную функцию
Такие сооружения были распространены в XVIII—XIX веках.

Петропавловский собор

Петропавловский собор — главное сооружение Петропавловской крепости. Здание хорошо сохранилось до наших дней.

До 1712 г. это была небольшая деревянная церковь, которую решено было перестроить в камне. Строительными работами руководил Доменико Трезини. В первую очередь была возведена колокольня с тонким высоким шпилем. За основу проекта взят шпиль церкви Святого Петра в Риге, который произвел на императора особое впечатление.

Главный фасад Петропавловского собора по замыслу архитектора должен был сочетать в себе итальянские и североевропейские традиции. Строительство закончили в 1733 г., тогда же произошло его торжественное освящение.

Петропавловская крепость - вид с Невы
Петропавловская крепость находится на Заячьем острове. С нее началось строительство города.
Петропавловский собор
Главное здание крепости — Петропавловский собор.

Меншиковский дворец

Меншиковский дворец считается первым каменным дворцом в Петербурге. Он был построен для губернатора Александра Даниловича Меншикова.

Барочный дворец возведен Джованни Мария Фонтаном и Иоганном Готфридом Шеделем. Работы проводились с 1710 по 1727 г.

Помещения здания использовали для торжественных приемов, здесь проводили свадьбы и пиры. Дворец удивлял масштабом и роскошью: зал для ассамблей, парадная приемная и другие помещения.

Главный фасад украшен пилястрами с каменными капителями, в завершении которых расположен аттик с шестью скульптурами: Зевса, Нептуна, Меркурия, Марса, Венеры и Юноны. В четырехэтажном здании располагалась лоджия для оркестров.

Крыша с изломом характерна для петровского барокко. Внутренне убранство соответствовало внешней роскоши: комнаты облицевали плиткой с кобальтовой росписью.

В 1727 г. Меншикова обвинили в казнокрадстве, и его дворец был отдан под Кадетский корпус.

Фасад Меншиковского дворца
Фрагмент фасада Меншиковского дворца.
Дворец Александра Даниловича Меншикова
Построен для приближенного императора Петра Первого, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова.

Летний дворец Петра I

Летний дворец построен по проекту итальянца Доменико Трезини в 1711-1712 гг. Император жил во дворце с 1712 по 1725 г. только с мая по октябрь, так как стены дворца тонкие, а рамы окон и балконов одинарные.

Дворец сохранился практически в первозданном виде, перестраивалась только крыша. По облику здания можно четко увидеть вкусы и предпочтения Петра I.

Дворец построен в голландском стиле, на стенах расположены 29 барельефов, на большинстве из которых можно увидеть море и петровские галеры. Прослеживаются и мифологические сюжеты: главный фасад украшает Минерва, окруженная военными трофеями.

Барельефы выполнялись Шлютером, но после его смерти работу заканчивали другие мастера, оставшиеся неизвестными. Предполагают, что над созданием барельефов трудилось несколько человек, т.к. качество исполнения работы разное.

Здание дворца — двухэтажное, прямоугольное, сделанное из кирпича. На крыше расположен флюгер в виде Георгия Победоносца, поражающего змея своим копьем.

Рядом с Летним дворцом расположился летний сад, вначале носивший название «Царский огород».

Летний дворец Петра Первого
Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец скромен: состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.
Фасад Летнего дворца
Фасад Летнего дворца.

Кикины палаты

Еще один памятник эпохи петровского барокко — Кикины палаты. Строительство здания началось 1714 г. для советника Кикина Александра Васильевича.

Изначально палаты планировались одноэтажными над подвалом и двухэтажными в центральной части здания. В 1720 г. второй этаж был надстроен и над боковыми крыльями.

Структура здания характерна для эпохи Петра I: фасад выполнен в красно-белых тонах, первый этаж украшают одинарные пилястры, а на втором этаже расположены парные. Фасады декорированы лопатками, а на боковых ризалитах расположены изогнутые фронтоны.

Внешний вид сооружения напоминает Петергофский дворец, в основе обоих зданий мог лежать один проект.

Кикин был обвинен в казнокрадстве в 1718 г., и палаты перешли в казну. В здании расположили петровскую коллекцию раритетов. В 1719 г. в палатах расположились Кунсткамера и библиотека, а в 1733 — полковой лазарет.

Кикины палаты
Единственный сохранившийся до нашего времени дом адмирала-советника и одного из сподвижников Петра I — Александра Кикина.
Кикины палаты - вид фасада сбоку
В 1719—1727 годах здесь находилась коллекция петровской кунсткамеры и личная библиотека Петра I.

Здание Двенадцати коллегий

Здание Двенадцати коллегий расположено на Васильевском острове. Первый проект создал Доменико Трезини.

Главная функция — административная, в здании располагались 12 коллегий, сформированных вместо устаревших приказов.

Строительство началось в 1722 г., в 1734 Трезини умирает и процессом возведения руководит Михаил Земцов, позже его сменяет Джузеппе Трезини. Работы были завершены в 1744 г., но собрания проводились с 1732 г.

Здание коллегий объединено общим фасадом. Все 12 фасадов имеют общий облик, отличия только в украшениях фронтонов.

У каждого корпуса расположен отдельный вход. Первый этаж предназначался для торговых помещений и представлял собой открытую галерею. На двух верхних этажах окна обрамляли фигурные наличники, характерные для петровской архитектуры того времени.

Фасад здания Двенадцати коллегий
Фасад здания Двенадцати коллегий.
Здание Двенадцати коллегий
Крупнейший по размерам памятник петровского барокко состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций.

Здание Двенадцати коллегий представляет собой самый крупный памятник эпохи петровского барокко — его протяженность составляет более 400 м.

Архитектура барокко Характерные черты архитектуры барокко Но

Архитектура барокко Архитектура барокко

Характерные черты архитектуры барокко …Но перед красотой и зданья и фасада Померкли и фонтан, Характерные черты архитектуры барокко …Но перед красотой и зданья и фасада Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда, … В орнаменте витом увидишь тут и там Победоносный шлем и вазы фимиам, Колонны, капитель, пилястры и аркады Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды, Амуры, вензеля, вплетенные тайком, И головы ягнят, увитые шнурком, И статую найдешь в великолепной нише, В узорах и резьбе карниз под самой крышей… Перевод Е. Тархановской Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Жорж де Сюдери. Обилие пышных декоративных украшений, подчеркнутая театральность, искажение классических пропорций, оптический обман, преобладание сложных криволинейных форм действительно создавали особый неповторимый облик архитектурных строений барокко. БАРОККО (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.

Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия. Глядя на фасад, перестаешь понимать, где же находится стена – главная опора здания. Плоские пилястры уступают место колоннам и полуколоннам. Установленные на высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на балюстраде крыши. Размеры порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы. Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур. От спокойной ясности ренессанса, казалось, не осталось и следа. « Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Если в Ренессансе планы помещений имеют четкую геометрическую форму – круг, квадрат, прямоугольник, то излюбленная форма барокко – овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема. Часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов… В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь. Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры, производить впечатление богатства и парадности» ( А. Ф. Гольдштейн). Пилястры – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены. Картуши – украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб, эмблема, надпись Фронтон - завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини Франческо Барромини. Церковь Сант Аньезе. 1653 г. Рим. Характерные Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини Франческо Барромини. Церковь Сант Аньезе. 1653 г. Рим. Характерные черты итальяноского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве двух зодчих, создавших целую эпоху в развитии архитектуры, - Франческо Борромини и Лоренцо Бернини. В создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний Франческо Борромини не знал равных. Церковь Сант Аньезе на площади Навона в Риме – одно из лучших творений архитектора. Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане. Стены церкви как будто растворяются в игре светотени, в выступах и проемах.

§ Борромини по возможности избегает прямых линий — вертикальных или горизонтальных, а также прямых § Борромини по возможности избегает прямых линий — вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам § Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634 -67, Сант-Иво, 1642 -60, в Риме).

§ Не менее эффективен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, § Не менее эффективен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колонн. • Франческо Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634 -1667, Сант-Иво, 1642 -1660, в Риме).

§ Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (16341667, Сант-Иво, 1642 -1660, в Риме). § Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (16341667, Сант-Иво, 1642 -1660, в Риме). Фрагмент, фасад.

Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая - в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала площадь.

Лоренцо Бернини. Рим. Фонтан Нептуна на площади Навона. Лоренцо Бернини. Рим. Фонтан Нептуна на площади Навона.

Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек на площади Навона. 1648 -1651. Аллегорические фигуры изображают самые Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек на площади Навона. 1648 -1651. Аллегорические фигуры изображают самые большие реки континентов — Нил, Дунай, Ганг и Рио-де-ла-Плата (Амазонка тогда была неизвестна). Покрывало на голове Нила символизирует таинственность его истока, который в то время еще не открыли. Расположение фигур фонтана породило легенду о поединке между гениями эпохи барокко — Бернини и Борромини: будто бы Ла Плата Бернини загораживается рукой, чтобы не видеть церковь — «ужасное» творение Борромини. На самом деле фонтан построен гораздо раньше, чем церковный фасад. По проекту Бернини создан и фонтан Мавра, один из двух фонтанов, расположенных по краям площади. Другой фонтан в оригинале состоял лишь из одного бассейна, к которому в конце 19 в. добавили скульптуру — так возник фонтан Нептуна.

Со 2 -й половины 1650 -х гг. Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, Со 2 -й половины 1650 -х гг. Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру св. Петра» (16561665), украшенную статуями отцов Церкви и ангелов,

 «Дивное узорочье» московского барокко Стремление к парадности и богатству внешнего убранства архитектурных сооружений «Дивное узорочье» московского барокко Стремление к парадности и богатству внешнего убранства архитектурных сооружений было чрезвычайно характерно для России. «Дивное узорочье» стало лейтмотивом русского зодчества конца XVII – начала. XVIII в. Для архитектуры этого времени характерно сочетание национальных традиций, в особенности деревянного зодчества, с лучшими достижениями западноевропейского барокко. Наиболее ярко и самобытно черты русского барокко проявились в так называемом нарышкинском, или московском, стиле. Свое название он получил благодаря заказчикам строительства, в числе которых были Нарышкины – родственники Петра I. По их инициативе в Москве было возведено немало красивых и нарядных зданий – дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов.

§ Блестящим образцом нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях. Она стоит на невысоком § Блестящим образцом нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях. Она стоит на невысоком холме, над речным берегом, повторяя себя причудливым отражением в воде. Храм имеет высокий и просторный подклет (ПОДКЛЕТ, в русской каменной и деревянной архитектуре нижний этаж жилого дома или храма, обычно имеющий служебно -хозяйственное назначение), на арках Церковь Покрова в Филях. 1693 -1694. Москва. которого расположена терраса с тремя плавными лестничными маршами. Главный объем здания окружен полукруглыми пределами, каждый из которых увенчан золотой главой. Переход от четверика к восьмерику выполнен настолько плавно и умело, что зритель не сразу замечает смену архитектурных членений. Карниз и резные белокаменные украшения естественно продолжают тройные капители угловых колонок.

Церковь Троицы в Никитниках. 16311634 гг. Москва. § К уникальным сооружениям московского барокко следует Церковь Троицы в Никитниках. 16311634 гг. Москва. § К уникальным сооружениям московского барокко следует отнести и церковь Троицы в Никитниках, построенную по заказу купца Григория Никитникова – выходца из Ярославля. Храм, поставленный на высоком холме в центре города, господствовал над окружающей застройкой, выделяясь сложностью силуэта. Яркая раска фасадов, сочная пластика белокаменного и кирпичного декора, многоцветные изразцы вместе с живописной асимметрией композиции привлекли к себе внимание горожан.

Церковь Троицы в Никитниках. 1631 -1634 гг. Москва. Плоскость стены почти исчезла за обилием Церковь Троицы в Никитниках. 1631 -1634 гг. Москва. Плоскость стены почти исчезла за обилием карнизов, пилястр, полуколонн, наличников и порталов. Храм венчали декоративное пятиглавие и три ряда кокошников, придающих особую праздничную торжественность.

§ Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах считается вершиной московского барокко. Полукружия стен завершаются треугольным § Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах считается вершиной московского барокко. Полукружия стен завершаются треугольным резным фронтоном, украшенным колонками и волютами. Восьмигранная трехъярусная башня превращена в каменное кружево. Церковь увенчана куполом с ажурной позолоченной короной и сквозным крестом. § Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690 -1704. Москва.

Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690 -1704. Москва. Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690 -1704. Москва.

Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690 -1704. Москва. Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690 -1704. Москва.

Церковь во имя святителя Николая, возведена в одном из истинно московских старинных местностей: здесь Церковь во имя святителя Николая, возведена в одном из истинно московских старинных местностей: здесь в XVII в. на заливных лугах поселили хамовников – дворцовых ткачей, которые и дали название округе. Они и построили этот необычный по покраске храм. Для усиления колокольного звона прорезана рядами проемов, так называемых слухов. Здание церкви – характерный тип посадского храма, один из ярких и превосходно сохранившихся образцов «нарышкинского барокко» Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.

Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва. Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.

Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва. Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.

Архитектурные творения В. В. Растрелли В середине XVIII столетия искусство барокко в России достигло Архитектурные творения В. В. Растрелли В середине XVIII столетия искусство барокко в России достигло наивысшего расцвета. Развивая лучшие национальные традиции, архитекторы все чаще обращались к европейскому художественному наследию. Пышная архитектура барокко распространялась по всей России. Самые яркие творения зодчества были сосредоточены в новой столице Российского государства – в Санкт-Петербурге. Значительный вклад в развитие национальной архитектуры внес Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) Растрелли (1700 -1771) – сын скульптора Б. К. Растрелли, итальянец по происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй родиной. Все что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников. Поэт А. Д. Кантемир (1708 -1744) писал о творениях выдающегося зодчего: «Граф Растрелли… искусный архитектор. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может увеселиться око в том, что он построил» .

В. В. Растрелли. Портрет. Творчество Растрелли составило целую эпоху русской архитектуры — «елизаветинское барокко» В. В. Растрелли. Портрет. Творчество Растрелли составило целую эпоху русской архитектуры — «елизаветинское барокко» .

§ Лучшие произведения Растрелли – Андреевская церковь в Киеве, дворцы в пригородах Санкт. Петербурга § Лучшие произведения Растрелли – Андреевская церковь в Киеве, дворцы в пригородах Санкт. Петербурга – Петергофе и Царском Селе, дворцы Строганова и Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге. § В. В. Растрелли. Андреевская церковь. 1749 -1759 гг. Киев.

§ Собор Смольного монастыря был заказан мастеру императрицей Елизаветой Петровной. Традиционное русское пятиглавие, воплощенное § Собор Смольного монастыря был заказан мастеру императрицей Елизаветой Петровной. Традиционное русское пятиглавие, воплощенное в вычурных формах барокко, здесь органично сливалось с основным объемом здания. Средняя глава собора представляет собой высокий двусветный купол, увенчанный луковичной главкой на световом барабане. Четыре угла в виде высоких двухэтажных башен, почти вплотную прижатые к центральному куполу, придают пятиглавию удивительную монолитность и мощь. Уже после смерти Растрелли другой выдающийся архитектор – представитель раннего классицизма Джакомо Кваренги – всякий раз проходя мимо Смольного собора почтительно снимал шляпу и восклицал: «Вот это церковь!» § В. В. Растрелли. Собор Смольного монастыря. 1748 -1760 гг. Санкт – Петербург.

Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на Неве, - Зимний дворец, в котором Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на Неве, - Зимний дворец, в котором в наше время расположен всемирно известный художественный музей Эрмитаж. Архитектура Зимнего дворца – это настоящий гимн эпохе русского барокко. Фасад, выходящий на набережную Невы, был рассчитан на обозрение издали. Фасад, выходящий к Адмиралтейству, ориентирован на парадную Дворцовую площадь, обращенную к городу. Дворец имел более 1050 помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Общая протяженность фасадов дворца составляет 210 м!

§ В. В. Растрелли. Посольская лестница в Зимнем дворце. 1754 – 1762 гг. Санкт. § В. В. Растрелли. Посольская лестница в Зимнем дворце. 1754 – 1762 гг. Санкт. Петербург. Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и ее гостей. Через огромную галерею они поднимались по ослепительно прекрасной Посольской лестнице с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.

§ В. В. Растрелли. Екатерининский дворец. (Главный вход). § В. В. Растрелли. Екатерининский дворец. (Главный вход).

§ В. В. Растрелли. Екатерининский дворец. (Фасад) § В. В. Растрелли. Екатерининский дворец. (Фасад)

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *