Характерные черты модерна – Особенности стиля Модерн. — Характеристика основного художественного направления: модерн. — LiveJournal

характерные особенности и элементы интерьера

История стиля модерн

Распространение стиля модерн в Европе началось в конце девятнадцатого века. В это же время он появился и в России. Наибольшей популярностью стиль стал пользоваться в аристократических кругах Москвы и Петербурга. В салонах аристократов в то время царила атмосфера символизма и декадентства. Этот период получил название Серебряного века. Желание достичь гармонии и изящества во всем отразилось и на интерьере помещений.

Дизайн интерьера в стиле модерн

На смену классическому стилю с его прямыми линиями пришел стиль с плавными и мягкими изгибами. Французы назвали его Ар-Нуво. Во всех странах его называют по-разному. Стиль модерн прослеживался не только в интерьере помещений. Популярность его была настолько велика, что начали проявляться дома в стиле модерн, картины, ювелирные изделия и даже в одежда.

Стиль модерн в интерьере

Характеристика стиля модерн в интерьере

Плавность и изящество линий характерно для этого стиля. Прослеживается изогнутая линия во всех деталях интерьера. Окна, двери, мебель изготовлялись с чувством стиля и утонченности.

Мебель в стиле модерн

Материалы для изготовления мебели и предметов декора только натуральные. Дерево светлых тонов в основном служило для производства мебели. Изделия, выполненные из кованого железа, были воздушны и легки. Первооткрывателем изготовления кованых изделий был Гауди. Он явился вдохновителем для многих мастеров. Методом художественной ковки были выполнены каминные решетки, элементы лестницы, дверные ручки и многое другое. Было широко распространено применение природного камня для отделки.

Как выполнить интерьер в стиле модерн?

Витражи в интерьере

Витражи – популярные элементы стиля модерн. Они служили украшением окон, дверей, мебели. Всевозможные мотивы с использованием плавных линий были изображены на них. Для стиля модерн характерны рисунки с изображением растений и животных. Многие изображения были символичны. Довольно часто встречалось изображение бутона, который символизировал начало новой жизни. Птицы и насекомые тоже часто появлялись на рисунках. Эти мотивы можно было увидеть на витражах, вазах и на других предметах интерьера.

Витражные окна в стиле модерн

Цветное стекло было популярно для изготовления элементов декора. Известен своими дизайнерскими работами по стеклу Луис Комфорт Тиффани. Поэтому стиль модерн называется в Америке стилем Тиффани.

Витражные арки в интерьере

Характерно для этого стиля и использование мягких натуральных цветов. Очень популярны были оттенки серебристого и золотого цветов. Используются все приближенные к натуральному цвету. Романтическая обстановка достигалась использованием приглушенного света. Поэтому светильники были сделаны из цветного и матового стекла.

Витражи в интерьере дома

Обязательным условием для создания стиля считалось использование большого пространства. Полы могли быть разного уровня. Часто использовались подиумы. Для изготовления пола применялся фигурный паркет. Узор этого паркета напоминал изгиб морской волны. Потолки украшались гипсовой лепниной. Потолок мог иметь несколько уровней с плавными переходами.

Модерн и современность

В современном мире стиль модерн снова стал пользоваться популярностью. Так же как и раньше чаще всего его применяют люди творческих профессий. Популярен он у любителей и знатоков Серебряного века. Современный вариант стиля модерн несколько отличается от классического.

Современная архитектура в стиле модерн

Большие пространства и широкие окна предпочтительны для использования в этом стиле. Просторные помещения позволяют произвести свободную расстановку мебели, что характерно для того времени. Допускается на потолке не делать рельефных узоров. Потолок может быть одного уровня. На полу использование подиума тоже необязательно. Хотя при желании возможно.

Модерн в архитектуре

Использование цвета в помещении более сдержанное. Применяется в основном комбинация трех цветов. Черный, белый и серый – основные цвета интерьера. Украшаются узорами и орнаментом только отдельные элементы. Цветочная обивка мягкой мебели, абстрактная картина на стене. Все это подчеркивает стиль. Настольная лампа с рисунком на стекле добавит романтичности.

Дом в стиле модерн

Модерн — Особенности стиля

Основной отличительный признак стиля модерн – это плавность и изящество линий. Он сохраняется и в современном варианте стиля. Чтобы сгладить прямые сочетания и углы, которые неизбежны в современных планировках, подходят светильники разнообразных видов. Они должны иметь плавную изогнутую форму.

Мебель в стиле модерн

Мебель служит для придания интерьеру необходимой плавности и изысканности. Диваны, софы и пуфики должны иметь округлые формы. Мягкое кресло с изогнутыми подлокотниками идеально впишется в стиль.

Модерн — Особенности стиля

В современном варианте стиля модерн необязательно использовать только натуральные материалы. Применяется искусственный полированный камень, пластик и стекло. Комбинируются материалы иногда очень неожиданно.

Стиль модерн постоянно обновляется и совершенствуется. В этом секрет его всевозрастающей популярности.

1.2 История стиля Стиль Модерн

Модерн ( новейший, современный ) - стиль в искусстве, архитектуре и дизайне конца XIX - начала XX века ( другие названия: ар нуво во Франции и Англии, югендстиль в Германии, сецессион а Австрии, либерти в Италии, модерниссимо в Испании ). В основе стиля лежит стилизация, в которой упор делается на сочетание конструкций и объединяющий декор, а не на новые формы и мотивы.

В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы. Уильям Моррис (1834—1896) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо (1851—1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике.

Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.

Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста (англ.)русск. «Удар бича».

Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

Архитекторы модерна решали следующие задачи: отказ от исторических стилей, модернизация архитектурных форм, использование каркаса, особое внимание к современным конструкциям и строительным материалам, в том числе к отделочным (керамическая плитка, облицовочный кирпич ). Дизайнеры обратились к использованию таких строительных материалов, как металл и железобетон, которые до этого времени маскировались штукатуркой или каменной облицовкой. Модерн оказал влияние на развитие ряда направлений в современном дизайне XX века, таких как экспрессионизм, ар деко, и др. Интерьеры в стиле модерн строились по принципу проектирования изнутри наружу, когда форма и объем вытекают из пространственной планировочной структуры. Внутреннее пространство определяло также и внешний облик здания. Фасады домов были нессимметричны и походили на текучие, подобные живым организмам, образования, напоминавшие одновременно и природные формы, и результат свободного творчества скульптора. Наиболее характерным визуальным отличием произведений считается свободная, пластичная форма с обилием прихотливо гнутых линий и вертикальная устремленность. Основной принцип стиля модерн – динамическое равновесие, воплощенное в обтекаемых гибких формах.

Мебель в стиле модерн проста и функциональна. Корпусная мебель различного назначения - шкафы, комоды, полки - могла быть прямоугольной, но с обязательным "эстетством": матовым остеклением, изящной фурнитурой. В изгибах подлокотников и рисунке ножек мягкой мебели также прослеживался намек на гнутые линии, зачастую каркасы повторяли переплетение ветвей растений, формы тел животных или насекомых. Отделочные материалы - обои, текстиль, щедро украшались изображениями стилизованных цветов, листьев, птиц, насекомых. Эти тенденции также нашли отражение в архитектурной форме, деталях зданий, орнаменте. Линии орнамента таили напряженность духовно-эмоционального и символического смысла. Прообразом форм и орнаментов в системе модерна служили как природные формы, так и черты стилей прошлого, подвергавшиеся радикальному переосмыслению благодаря стилизации. С точки зрения дизайна интерьеров роль стиля модерн заключается в том, что он сломал господствовавшие эклектические тенденции, открыв дорогу новым формам и стимулировав творческий поиск, решая в этой стилистике новые объекты интерьерного дизайна.

Рис.1.4. Луи Можераль. Стол. Рис.1.5. Эмиль Галле Туалетный

Столик

Рис. 1.6. Комиль Готье Письменный стол с креслом.

Развитие художественного стиля в живописи и в скульптуре. Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельный характер, включаясь в общий ансамбль интерьера модерна. В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре - рельефы. Целью архитектора, художника, скульптора становится создание синтетического, цельного произведения искусства. Эта тенденция проявляется и в рождении нового типа художника-универсала, объемлющего различные виды творческой деятельности (например, ван де Велде).

Для модерна характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства. Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельный характер, включаясь в общий ансамбль интерьера модерна. В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре - рельефы. Целью архитектора, художника, скульптора становится создание синтетического, цельного произведения искусства. Эта тенденция проявляется и в рождении нового типа художника-универсала, объемлющего различные виды творческой деятельности (например, ван де Велде). Для живописи модерна характерно сочетание декоративной условности орнаментальных ковровых фонов и натуралистической осязательности отдельных деталей или фигур, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей, тонко нюансированной монохромии.

Скульптура модерна (бельгиец Ж. Минне, немец Г. Обрист) отличается динамикой и текучестью форм и силуэта. Особенно широкое распространение получил модерн в декоративно-прикладном искусстве, которому присущи те же черты, что и архитектуре и скульптуре, в том числе уподобление предметов и их отдельных деталей органическим формам (керамические и железные изделия Гауди; металлические ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле, украшения Р. Лалика во Франции; стеклянные сосуды Л.К. Тиффани в США, мебель ван де Велде).

Орнамент стиля модерн жил не за счет изображения действительных объектов, как это происходило в живописи, а существовал именно как система образов, тяготеющих к отображению ирреального, метафизического мира.

Стилизованные природные формы применялись как самостоятельный декоративный элемент. В орнаментах также встречались изображения животных. Особое место в орнаментике модерна занимал женский образ. Образ женщины-соблазнительницы, женщины-героини, женщины-танцовщицы насыщал и дополнял орнаментальную композицию.

В равной степени в стилистике модерна существовали всевозможные типы орнаментального декора, от простого до самого сложного. Удивительно тонкие и законченные орнаментальные композиции притягивали взгляд зрителя и придавали очарование предмету, для которого были задуманы.

При всем многообразии орнаментальных вариаций, которые целиком и полностью зависели от воли и фантазии художника, стиль-модерн сохранял единую идеологическую направленность и художественную целостность. Напряженность, эмоциональная насыщенность узора как нельзя лучше отражала те идеи, которыми были захвачены умы человечества на рубеже веков.

Рис.1.7. Орнамент модерна.

Интерьер в стиле модерн.

Существует три уровня применения стиля в интерьере:

  1. радикальный – точная копия стиля;

  2. масштабно-декоративный – доминирует один или несколько конструктивных элементов стиля;

  3. поверхностно-облегченный – создается оттенок, акцент стиля. Идейно - философской почвой, на которой вырастал новый стиль, был неоромантизм, возрождавший идеи миростроительной миссии художника и архитектора.

  • Основной признак стиля – декоративность.

  • Основной мотив стиля модерн – вьющееся растение.

  • Основной принцип гостиной – уподобление природе.

    Поэтому отделка поверхностей, например, в гостиной должна осуществляться в этом направлении: стены, например, могут быть обтянуты тканью с растительным рисунком, или быть окрашенными в пастельные тона и украшены росписью, или же оклеенными обоями с тканевой фактурой и дополненным цветочным бордюром.

    Набегающая волна, плавно изгибающийся растительный орнамент, крылья бабочки, павлиньи перья, цветы, длинные изогнутые пряди волос – все эти мотивы незаменимы в стиле модерн. Еще один принцип стиля модерн – отсутствие прямых острых линий. Интерьер гостиной в стиле модерн, пишет iBud.ua, должен иметь изогнутые очертания. Это должно проявляться в каждой мелочи – кованые карнизы, закругленные дверные и оконные проемы, декоративные ручки мебели, дверей и прочих аксессуаров и т.д.

    Рис.1.8-1.10. Интерьер в стиле Модерн

    Предметы декора в стиле модерн. В дизайне модерна предметы должны содержать природную тематику, будь то в фигурках, вазах, диванных подушках, багете у зеркала, орнаменте штор или в живых растениях. Под природой понимается также и животный мир (от миниатюрной фарфоровой лягушки до кованой птицы в человеческий рост) и сказочные существа (русалки, эльфы). Важным элементом стиля модерн является мозаика, которая также встречается в разнообразных предметах декора. Безусловно, дополнят интерьер модерна картины в духе модерна с их витиеватыми и смелыми штрихами.

    Вазы для интерьера в стиле модерн действительно не нуждаются в том, чтобы в них ставили цветы. Это и понятно: изображения прекрасных дам, стилизованных цветов и вьющихся растений, бабочек, стрекоз и множества других природных мотивов так прекрасны на этих вазах, что невольно забываешь о необходимости наполнять их живыми цветами. Да и просто невозможно подобрать живые цветы, которые сочетались бы с художественными изысками ваз модерна. В сущности искусство не может соревноваться с божественной красотой природы, это разные сферы, и они не пересекаются, искусство может только подражать совершенству природы или интерпретировать её. Это моё мнение, и, возможно, Вы, уважаемые читатели, придерживаетесь других взглядов.

    Во времена belle epoque эти предметы быта входили в интерьерное окружение прекрасных дам. Существует много художественных школ и мастерских, создававших и продолжающих создавать прекрасные образцы ваз этого стиля.

    Рис.1.11-1.13. Антикварный фарфор, фаянс 18-20век.

  • Архитектура модерна в Вене

    Модерн в Вене получил название Сецессион (от нем. Sezession, от лат. secessio - отход, отделение, обособление) – от названия ряда немецких и австрийских художественных обществ конца XIX - начала XX вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму. Венский Сецессион, получивший название «сецессионстиль» (Sezessionsstil), возник в 1897 г. и сгруппировал ярких представителей австрийского «модерна». Ядром «Венского Сецесииона» был журнал «Вер сакрум» («Ver Sacrum»), ставший органом австрийского литературного символизма, главой и ведущим мастером в области живописи которого стал Густав Климт.

    Представителем «Венского Сецессиона» в архитектуре стал выдающийся архитектор, создатель новой венской архитектурной школы – Отто Вагнер. В 1894-1914 гг. он преподавал в Венской Академии изящных искусств, где, развивая идеи рационализма, воспитал целое поколение зодчих венского модерна. «Стиль практической полезности», разработанный Отто Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы и прямолинейную орнаментику, сохранявшую геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. Отсюда «Сецессион» иногда называют «стилем квадрата», или геометрическим стилем.

    Этот стиль отличался от извилистых линий «удара бича», придуманных Анри Ван де Вельде и Виктором Орта в Брюсселе и Гансом Ульрихом Обристом в Париже. Венские художники дали миру свой региональный вариант искусства «модерна», мало похожий на стилистику франко-бельгийского Ар-Нуво. Венский модерн складывался под влиянием как английского, так и восточного искусства. Под воздействием прямых линий мебели Макинтоша «флоралист» В. Орта заявил: «Я отошел от цветов и листьев и занялся стеблями и палками».

    Здание почтовой сберегательной кассы – одно из важнейших сооружений Вагнера, здание, где сосуществуют красота и целесообразность, практичность и чистота линий, гармония.

    Когда Вагнер в 1894 г. стал профессором Венской академии, то в своих лекциях выступал за отказ от исторически выдержанных стилей. Он воплотил свои принципы на практике в поэтичном Майолика-хаусе (1898)  — доходном доме, фасад которого был облицован плитками, декорированными цветными растительными орнаментами.

    Другой выдающийся архитектор, Йозеф Мария Ольбрих был учеником Отто Вагнера. В 1898-1899 гг. Йозеф Мария Ольбрих выстраивает в центре Вены новое здание для первой выставки Сецессиона, Дом венского Сецессиона (1897—1898), увенчанное крайне оригинальным куполом — ажурной работой из позолоченных кованых лавровых листьев. Здание состоит из нескольких массивных параллелепипедов, центральный из которых завершен позолоченным ажурным куполом, украшенным 3000 позолоченными лавровыми листьями и 700 ягодами. Членения фасада здания подчеркнуты лаконичным «вагнеровским» орнаментом, главной темой которого является все тот же лавровый лист. Формальная изысканность и сила контрастов как нельзя лучше выражали творческие устремления венских «сецессионистов». Фронтон здания украшает позолоченная надпись со словами «Каждому времени - своё искусство, каждому искусству - своя свобода». Портал здания украшен позолоченными листьями и маскаронами, символизирующими живопись, архитектуру и пластику.

    Поздний стиль Вагнера. В проекте современной церкви св. Леопольда (1905—1907), которая служит часовней в больнице Штайнхоф под Веной, Вагнер вернулся к более богатому, фантастическому стилю здания Сецессиона  своего ученика Ольбриха. Крестообразное, перекрытое куполом творение Вагнера подобно торжественному выставочному залу с фигурами ангелов, венками Шимковица и статуями святых Рихарда Лукша. Все формы, в том числе купол и его ребра, изготовлены из позолоченной меди. Здесь фасады выигрывают в легкости благодаря мраморной облицовке с видимыми заклепками. Купол эффектен в белом интерьере, украшенном мозаиками Рудольфа Эттмара и цветным стеклом Коломона Мозера.

    Особенности стиля Модерн. - Характеристика основного художественного направления: модерн. — LiveJournal

     Главной чертой стиля модерн является волнообразно изогнутая линия, которая сочетает в себе атмосферу Востока и тяготение к конструктивности. Изящные линии декора визуально сливаются с элементами строительной конструкции. Модерн часто называли «стилем волн» за отсутствие углов и за использование плавных линий, которые словно перетекают из плоскости в плоскость, обволакивая дом. В отделке преобладают мягкие текучие формы, стилизованные растительные рисунки, которые превращают металлические конструкции в неординарные заросли сказочных цветов. Модерн характеризуется довольно широким стилистическим диапазоном, в котором сочетаются элементы разнообразных стилей. В стиле модерн смешиваются необычные материалы и техники: дерево, керамическая плитка, бронза, камень, фарфор, мозаика, витраж. 

    Стиль модерн полностью отрицает использование прежних архитектонических принципов декорирования внутреннего пространства. Впервые стены и арки становятся  полноправными частями интерьера, которые требуют не меньше внимания, чем мебель. Модерные стены покрываются нерациональными, асимметричными, необыкновенными формами, прихотливо извивающимися линиями. Потолки в стиле модерн украшаются плоскорельефной гипсовой пластикой, стены выполняются в более ярких цветах, а занавеси – в более светлых. Иногда складывается впечатление немного произвольной атмосферы, которая полностью отображается на формах мебели, окон, дверей. Стилизованный растительный орнамент в декоре модерна преобладает в декоративных украшениях стульев и кресел, шкафов, витрин, остекленных гнутым стеклом, стеклянных абажуров в форме чашечки цветка. В мебели стиля модерн параллельно развиваются два направления: декоративное с прихотливыми формами и силуэтами и  конструктивное с характерной прямолинейностью и ясностью построения. Для немецких и английских изделий более свойственно именно конструктивное направление. Предметы, устремленные к конструктивно четким линиями и формам, являются более простыми с минимальными декоративными элементами. Данное направление наиболее раскрыто и представлено в творчестве таких мебельных мастеров как Римершмид и Панкок.

    Создание своеобразного синтеза искусств являлось важным заданием для стиля модерн. Для этого был необходим общий формальный язык, который бы визуально соединял целые произведения и их части. Синтетичность модерна можно легко подтвердить интерьером любого особняка, в котором начиная от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников, лестниц и других составляющих элементов целого, решено все в одном ключе. Примером синтеза разных элементов интерьера являются два стеллажа, которые соединены между собой длинной полкой и таким образом формируют пространство для небольшой кушетки.

    Главный мотив и выразительная форма стиля модерн – это капризная и гибкая, изящная и живая, одухотворенная линия. Язык искусства стиля модерна – это абстрактные формы, весьма органические и живые, дышащие и растущие.

    Для интерьера в стиле модерн характерна свободная планировка с полом разных уровней, расширенными оконными проемами. Для модерна импровизация на определенную тему - один из принципов работы. Стены помещений покрываются асимметричными, необыкновенными прихотливо извивающимися линиями; становятся более колоритными и украшаются плоскорельефной гипсовой пластикой. Стилизованный растительный орнамент модерна преобладает в декоративных украшениях мебели декоративного направления. А конструктивное направление в мебели, развиваясь параллельно, использует минимум декора. Цветовая гамма модерна использует расцветку без оттенков, довольно приглушенные тона: лиловый, серовато-зеленый, серебристый, палевый. 

    Силуэты изысканных цветов (ирисов, водяных лилий) и насекомых (стрекоз, кузнечиков, жуков) украшают кроме ткани, обои стен, витражи окон. В стиле модерн используют популярные большие окна-эркеры, а также стрельчатые окна, напоминающие готику. 

    Стиль модерн в интерьере помещения помогает раскрыть утонченность, оригинальность и яркую индивидуальность владельца. Кроме плавных и мягких линий в модерне акцентируется внимание на максимальном выявлении фактуры и пластических возможностей материала.
    Для модерновой мебели характерна простота форм и высокая функциональность. Современные интерьеры легко сочетаются с оригинальными мебельными моделями и решениями. Например, кресло в виде обтянутого кожей или тканью металлического каркаса. Поскольку стиль модерн был распространен в разных странах, то в каждой он сформировал свои особые черты в мебели. В дизайне мебели стали также популярны растительные мотивы. Например, простой стул может быть выполнен в форме бутона цветка.

    Стиль модерн отличается гармоничным сочетанием самых разных материалов: стекла, пластика, дерева и металла – это именно то, к чему стремились дизайнеры начала века. Интерьеру в стиле модерн не свойственна холодность хай-тека или вычурность эклектики. В такой интерьер прекрасно вписывается современная корпусная мебель, которая является прямым потомком конструктивных немецких и английских решений для мебели.

    Современный стиль модерн использует много новых материалов и текстур, которыми успел обогатится, что делает его еще более разнообразным. Правда, главные принципы и тенденции остаются неизменными: плавность изогнутых линий, использование природных мотивов, а также синтез всех дизайнерских элементов для создания органичной и гармоничной полной картины. Здесь применяется неограниченная фантазия, но направленная в одну сторону. 

    Стиль Модерн идеально подходит для человека практичного, устремленного в будущее, но при этом знающего толк в искусстве, ценящего уют и красоту в деталях. Основная особенность стиля Модерн – это сочетание простоты, функциональности и декоративности, которое наполнить Ваш дом светом и легкостью и удовлетворить каждую интеллектуальную и творческую натуру.



    About Author


    admin

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о