Задача классицизма: Классицизм — Википедия – 9 класс. Материалы для зачёта по литературе 18 века.

Интегрированный урок по теме"Классицизм"

Цель: сформировать представление об особенностях классицизма в России.

Задачи:

  • обратиться к истокам возникновения классицизма;
  • рассмотреть особенности данного направления во всех видах искусства;
  • раскрыть законы, правила, принципы классицизма.

Ход урока

1-2 слайды. (Презентация, приложение 1)

На слайде демонстрируются фотографии римского Пантеона, виллы эпохи Возрождения, зданий Москвы и Петербурга конца XVIII – начала XIX века.

Задание:

  1. Определите эпоху постройки сооружений.
  2. Проведите сравнительный анализ.

В результате анализа возникает мысль о связи всех сооружений по некоторым признакам (план, использование ордера и т.д.), что выводит к формулировке темы урока.

3 слайд.

 «Классицизм» (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность

Какими же историческими причинами обусловлено своеобразие классицизма в России?

История классицизма начинается в Западной Европе с конца XVI столетия. В XVII в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в XVIII – начале XIX вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Как художественная система классицизм окончательно сложился в XVII в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в XIX в., когда ему объявили непримиримую войну романтики. В XVII в. господствующей стала идея, что только в служении государству личность обретает возможность самоутверждения. Расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции, а позже и в России.

Своеобразие развитию искусства придавали особенности исторического процесса в России. Петровская эпоха знаменовала собой стремительный рывок в историческом развитии. XVIII и начало XIX века стали для нашей страны временем укрепления национального государства, где абсолютная монархия соседствовала с зарождением капитализма. Русскому классицизму была свойственна не только монархическая, но и общенациональная гражданская направленность. Просветительские идеи вели к укреплению патриотизма, интерес к античности позволял раскрыться гуманизму, характерному для русского искусства в целом.

Классицизм проявился во всех видах искусства: архитектуре, интерьере, в парковой архитектуре, в музыке, скульптуре, живописи, литературе.

4 слайд.

Истоки русского классицизма

Ни одно явление в любом виде искусства не вырастает само по себе. Русский классицизм своим появлением во многом обязан  античному искусству.

Поскольку русская культура не знала эпохи Возрождения с ее переживанием античности, язык классицизма в новую эпоху – эпоху просвещения стал для нее абсолютной новинкой. Поэтому, в истории отечественной культуры термин «классицизм» относится именно к периоду российского Просвещения, ко второй половине XVIII века.

Именно на классицизме впервые сложился цельный и самостоятельный облик отечественной культуры – своеобразный итог XVIII века. При этом русская культура создала несколько вариантов классицизма: екатерининский, александровский, петербургский ампир, московский вариант классицизма, классицизм усадебной архитектуры.

Классицизм имел в России несколько духовных и эстетических истоков:

  • Сильное французское влияние в моде, образовании, в быту.
  • Знакомство нового поколения с системой взглядов французских энциклопедистов и предреволюционных философов Франции.
  • Становление классического образования в России, которое включало знакомство с культурной античной традицией и античными авторами, знание латыни.
  • Появление в России копий и подлинников античного искусства из Европы.

5 слайд.

Представители

В русском искусстве классицизм ознаменовался творчеством таких мастеров, как А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, М.М. Херасков, Я.Б. Княжнин, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, Д.С. Бортнянский, М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, В.И. Баженов, И.Е. Старов, Д.Г. Левицкий, А.П. Лосенко.

Создателем канона русской классической трагедии и комедии по праву считается А.П.Сумароков. Частое посещение спектаклей европейских трупп, гастролировавших в столице в 1730-е, способствовало формированию эстетического вкуса Сумарокова, его интереса к театру. Драматургический опыт Сумарокова не являлся прямым подражанием французским образцам. Восприятие Сумароковым опыта европейской драматургии произошло в тот момент, когда во Франции классицизм вступил в последний, просветительский этап своего развития. Сумароков следовал, в основном, Вольтеру. Бесконечно преданный театру, Сумароков заложил основы репертуара русской сцены XVIII в, создав первые образцы ведущих жанров драматургии русского классицизма. Его перу принадлежит девять трагедий и двенадцать комедий. Законы классицизма соблюдает и сумароковская комедия. «Смешить без разума – дар подлой души», – говорил Сумароков. Он стал основоположником социальной комедии нравов со свойственным ей морализирующим дидактизмом.

6-7 слайды.

Герой

 Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя – важнейшее условие эстетики классицизма. Законы этого направления были обобщены в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство»:

Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
Пусть остается он всегда собой.

Односторонность, внутренняя статичность героя не исключает, однако, проявления с его стороны живых человеческих чувств. Но в разных жанрах эти чувства проявляются по-разному, строго согласно выбранному масштабу – трагическому или комическому. О трагическом герое у Н.Буало сказано:

Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,
У вас пусть будет он отважен, благороден,
Но все ж без слабостей он никому не мил…
Он плачет от обид – нелишняя подробность,
Чтоб мы поверили в его правдоподобность…
Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,
Нас должен волновать и трогать ваш герой.
От недостойных чувств пусть будет он свободен
И даже в слабостях могуч и благороден.

Раскрыть человеческий характер в понимании классицистов означает показать природу действия вечных, неизменных в своей сущности страстей, их влияние на судьбы людей. Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики классицизма, которая существенно отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда провозглашалась полная свобода личности, а человек объявлялся «венцом Вселенной». Однако ход исторических событий опровергал эти представления. Обуреваемый страстями, человек не мог определиться, найти опору. И только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств. Трагическая коллизия рождалась на волне колоссального напряжения: горячая страсть сталкивалась с неумолимым долгом (в отличие от греческой трагедии роковой предопределенности, когда воля человека оказывалась бессильной). В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства.

8 слайд.

Законы, правила, принципы

В основе классицизма лежит нормативная эстетика, которая требует строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам.

Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы, прежде всего, требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.

 Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления XVII в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры – оду, трагедию, эпос и низшие – комедию, сатиру. В иерархически упорядоченной системе драматических жанров классицизма комедия занимала место низкого жанра, являясь антиподом трагедии. Она была обращена к той сфере человеческих проявлений, где действовали сниженные ситуации, царил мир быта, своекорыстия, человеческих и общественных пороков.

И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства. В трагедии театр учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения. Герой, как правило, царь или мифологический персонаж являлся главным действующим лицом. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе.

Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени – вытекают из тех содержательных предпосылок, о которых шла речь выше. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности. Требование единства времени было тесно связано с единством действия, и в трагедии не происходило много разнообразных событий. Единство места также толковали по-разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов. Особо смелые реформаторы решались растянуть действие на тридцать часов. Трагедия должна иметь пять актов.

9 слайд.

Образ Петра в искусстве

 Детям предлагается просмотреть видеофильм о Петербурге, а также проанализировать карты Санкт-Петербурга XVIII – начала XIX века.

Смотря на прекрасные перспективы Петербурга, мы понимаем, что величие и строгое, умное изящество этого города были заданы характером основателя. Петр, который был назван Пушкиным «державцем полумира» строил северную столицу на топких берегах, но сумел ей придать характер чуда. Этот величественный город, таинственно возникший среди смиренной природы, дерзок, как сам Петр. Среди суровых финских скал и мрачных вод холодной Невы возник город, подобный роскошной Венеции, оживленному Амстердаму, изящному Парижу.

Чтобы отчетливее понять характер героя классицизма, обратимся к образу Петра Великого, запечатлённому скульпторами, живописцами, поэтами . Образ Петра был очень привлекателен для художников, скульпторов, поэтов. Первый памятник Петру I был открыт торжественно и пышно 9 августа 1782 года. Екатерина II заказала его ещё в 1767 году Фальконе. Петр работы Фальконе был человеком, свободно входящим в бессмертие. Именно этот памятник стал символом города и оценкой великих дел Петра. Здесь только сияние славы, величие и гордость, которые вызывают Петр и памятник ему.

10 слайд.

На портретах образ Петра всякий раз выглядит новым: то грозным, то детски доверчивым, то воодушевленным, то суровым, то вдохновенным.

В литературе особое место образ Петра занимает в творчестве А.С. Пушкина. Его Петр, как правило, подвижен, деятелен, решителен, великодушен.

11 слайд.

Творческие задания

  1. Найдите стихотворения, посвященные одному из памятников Петру Великому.
  2. Опишите памятник Петру в прозе или стихах.
  3. Напишите сочинение на тему: «Образ Петра Великого в литературе»

Литература

  1. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980
  2. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. М., 1998
  3. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство Ч.2. М., 2000
  4. Популярная история архитектуры. ВЕЧЕ. М., 2001
  5. Популярная история живописи. ВЕЧЕ. М., 2001
  6. Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995
  7. История русской культуры. Ч.1. М.: ВЛАДОС, 2002
  8. История русской культуры. Ч.2. М.: ВЛАДОС, 2002
  9. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М.: Просвещение, 1987
  10. Рапацкая Л.А. История русской музыки. М.: ВЛАДОС, 2001
  11. Русские художники от А до Я. М.: СЛОВО, 2003
  12. Санкт-Петербург. История и архитектура. С-П.: Яркий город, 2005
  13. Шедевры русской живописи XVIII век. М.: Белый город, 2006
  14. Шедевры русской живописи первая половина XIX века. М.: Белый город, 2006

Эстетическая программа классицизма 👍 | Школьные сочинения

Как говорилось, Эстетическая программа классицизма – наиболее нормативная и регламентированная среди всех эстетических систем, которые когда-либо знало человечество. Каковы же ее основные положения?
Прежде всего, эстетической основой классицизма была ориентация на античные образцы. Еще гуманисты Возрождения поставили себе цель создать художественные произведения, которые ничем не уступали бы античным образцам. Полностью выполнить свою Эстетическую программу они не смогли, а воплотить ее в жизнь именно классицисты.
Поэтому

не случайно Деятельность классицистов (трагика Расина, комедиографа Мольера, теоретика литературы Буало) воспринималось, тогда как своеобразная параллель к творчеству эллинов: трагика Эсхила, комедиографа Меандра, теоретика литературы Аристотеля.
Причем Античные образцы провозглашались непревзойденными творениями. Это уже впоследствии, в эпоху романтизма, чрезмерное зам восхищение литературоведов и подражания писателями-классицистами античных образцов сравнили с тщетными попытками человека догнать ростом пальму, потребляя только сок этого дерева. А в XVII ст. античные образцы считались неизменным и вечным эталоном для всех следующих поколений.

Именно поэтому, кстати, в высших жанрах действовали преимущественно античные (то есть высшие) персонажи – Федра, Эдип, Цезарь и др.
Подчеркнутую нормативность классицизма было заметно уже и рассматривая иерархию литературных родов. Самой престижной считали драму. В свою очередь она поделилась на жанры: “высшую” трагедию и “низкую” комедию.

Поэтому комедию писали как в прозаической, так и стихотворной форме, тогда как трагедию писали только стихами!
В лирике и эпосе регламентация была менее суровой, но тоже достаточно четкой. Так, – “высоким” жанром эпоса считалась эпопея, а в лирике – ода, которую классицисты и возродили, наследуя античные образцы.
Согласно требованиям Предписания классицизма, смешивать жанры (например, комедию с трагедией делая трагикомедию) категорически запрещалось. К “низким” жанров почему-то попала литературная сказка, которая именно тогда зарождалась в Европе. Может, именно через это Шарль Перро и боялся провозглашать себя автором своих замечательных сказок, написав над текстами имя своего 18-летнего сына (юноше, в отличие от взрослого мужчины, не зазорно было и “поиграться” – “низким” жанром).

Текст для самостоятельной работы по теме: КЛАССИЦИЗМ

(анализ значений литературоведческого термина)

// Практические занятия по зарубежной литературе/ под ред. Н. П. Михальской и Б. И. Пуришева. – М.: Просвещение,1981. –224с. (Стр. 76–82).

 

На первом практическом занятии по зарубежной литера­туре XVII—XVIII веков можно остановиться на теоретическом вопросе, который является ключевым для формирования пра­вильного представления о литературном процессе изучаемой эпохи, — на вопросе о содержании термина «классицизм» в литературоведческой науке.

При подготовке к этому занятию студентам рекомендуется сделать выписки из энцикло­педий, справочников, словарей, учебников, провести сравни­тельный анализ определений термина «классицизм».

Задача такого практического занятия заключается в том, чтобы выработать у студентов представление о многозначнос­ти понятия «классицизм».

Классицизм — термин, обозначающий определенное направ­ление, метод и стиль в искусстве. Термин образован от латинского слова classicus — «образцовый». Классицисты стре­мились подражать образцам античного искусства, следовали нормам, изложенным античными теоретиками искусства (прежде всего Аристотелем и Горацием).

А) Классицизм как направлениескладывается на рубеже XVII—XVIII веков. Истоки его лежат в деятельности итальянской и отчасти испанской академических школ, а также объе­динения французских писателей «Плеяда», которые в эпоху позднего Возрождения обратились к античному искусству, стремясь найти в его гармоничных образах новую опору для испытавших глубокий кризис идей гуманизма.

1) Появление классицизма в большой мере связано со становлением абсолютной монархии — переходной формы государства, когда слабевшая аристократия и еще не набравшая силы буржуазия одинаково заинтересованы в неограниченной власти короля. Наивысшего расцвета классицизм достигает во Фран­ции. И здесь особенно ясно можно показать его связь с аб­солютизмом. Деятельностью классицистов руководила Французская Академия, основанная в 1635 г. первым министром кардиналом Ришелье и выполнявшая все указания правительства. Творчество крупнейших писателей, художников, музы­кантов, актеров классицизма находилось в зависимости от благосклонного взгляда короля. А. С. Пушкин писал о классицистах: «При дворе ... поэт чувствовал себя ниже своей публики... Он старался угадывать требования утонченного вкуса людей, чуждых ему по состоянию»2.

(1 Можно обратиться к книге: Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968.

2 Пушкин А. С. Полн. собр. соч. М., 1958, т. 7. с. 214.)

2) Следует обратить внимание на то, что класси­цизм как направление по-разному развивался в странах Евро­пы. Во Франции он складывается к 1590-м годам, становится господствующим направлением к середине XVII века, достигает наивысшего расцветав 60—70-е годы, затем испытывает некоторый кризис. В первой половине XVIII века его преемником становится просветительский классицизм, который во второй половине XVIII века утрачивает ведущие позиции в литературе, но в период Великой французской революции 1789—1794 гг. возникший на его основе «революционный клас­сицизм» господствует во всех основных сферах искусства. Классицизм как направление, утратив свое прогрессивное со­держание, терпит поражение в борьбе с романтизмом и вы­рождается в начале XIX века, однако различные неоклассицистские течения продолжают существовать до наших дней.

В Англии судьба классицизма иная. Иначе развивался классицизм и в Германии. Важно уловить сам принцип характеристики направления как конкретного литературного явления со своей хронологией, этапами разви­тия, внутренней дифференциацией. В этом плане можно под­черкнуть, что в рамках классицистского направления шла борьба между различными течениями. Так, во Франции по­следователи философии Декарта (Буало, Расин) расходились в ряде эстетических вопросов с последователями материалиста Гассенди (Мольером, Лафонтеном). Существовали разные драматургические школы (Корнеля, Расина), разные теат­ральные течения (борьба Мольера с театральной эстетикой Расина) и т. д.

Б) Особое внимание следует уде­лить классицизму как методу, т. е. системе принципов отбора, оценки и воспроизведения действительности.

[Сегодня этот термин заменен другим, в большей мере соответствующим искусствоведению и эстетике: художественно-эстетическая система.] Классицизм как художественный метод — это определенная система эстети­ческих принципов отображения действительности, которая складывалась в течение целого века. Главным теоретическим трудом, в котором излагаются эти принципы,является книга Никола Буало «Поэтическое искусство» (1674).

Цель искусства классицисты видели в познании истины, которая выступает как идеал прекрасного. Классицисты вы­двигают метод его достижения, основываясь на трех централь­ных категориях своей эстетики: разум, образец, вкус. Все эти категории считались объективными критериями художествен­ности. С точки зрения классицистов, великие произведения — плод не таланта, не вдохновения, не художественной фанта­зии, а упорного следования велениям разума, изучения клас­сических произведений древности и знания правил вкуса. Та­ким образом, классицисты сближают художественную дея­тельность с научной. Вот почему для них оказался прием­лемым философский рационалистический метод французского философа Рене Декарта (1596—1650), ставший основой худо­жественного познания в классицизме.

Декарт утверждал, что разум человека обладает врожденными идеями, истинность которых не вызывает никаких сом­нений. И если от этих истин переходить к недоказанным и бо­лее сложным положениям, расчленяя их на простые, методи­чески переходя от известного к неизвестному, не допуская при этом логических пропусков, то можно выяснить любую истину. Так разум становится центральным понятием филосо­фии рационализма, а затем и искусства классицизма.

Это имело большое значение в борьбе с религиозными представлениями о ничтожестве человека, в борьбе с филосо­фами, утверждавшими непознаваемость мира. Слабой же сто­роной такого представления было отсутствие диалектического взгляда. Мир представлялся неподвижным, сознание и идеал неизменяемыми.

Вот где кроется источник второй важнейшей категории классицистского метода (образец). Классицисты считали, что эстетический идеал вечен и во все времена одинаков, но лишь в античности он был воплощен в искусстве с наибольшей пол­нотой. Поэтому, чтобы вновь воспроизвести идеал, нужно обратиться к античному искусству и тщательно изучить его за­коны. Вот почему подражание образцам ценилось классицис­тами выше, чем оригинальное творчество. Обратившись к ан­тичности, классицисты тем самым отказались от подражания христианским образцам, продолжив борьбу гуманистов Воз­рождения за искусство, свободное от религиозной догматики, Необходимо отметить, что от античности классицисты заимст­вовали внешние черты. Под именами античных героевясно увиделись люди XVII—XVIII веков, а древние сюжеты служи­ли для постановки самых острых проблем современности.

Культ разума потребовал коренной перестройки содер­жания и формы произведений, принципов типизации, системы жанров. Классицисты провозгласили принцип подражания Природе, строго ограничивая право художника на фантазию. Искусство сблизилось с политической жизнью, его важней­шей задачей было объявлено воспитание подлинного гражда­нина своей страны. Поэтому в центре произведений классициз­ма оказываются проблемы, представляющие общенациональ­ный интерес. В искусстве классицизма внимание уделяется не частному, единичному, случайному, а общему, типическому. Поэтому характер героя в литературе не имеет индивидуаль­ных черт, выступая как обобщение целого типа людей. Срав­нивая двух скупцов — шекспировского Шейлока и мольеровского Гарпагона, Пушкин отмечал многообразие черт героя Шекспира и односторонность классицистского характера Гар­пагона: «У Мольера скупой скуп — и только...»1

(1 Пушкин А. С. Полн. собр. соч. М., 1958, т. 8, с. 91.)

Принцип классицистской типизации приводит к резкому разделению ге­роев на положительных и отрицательных, на серьезных и смешных, при этом смех все больше становится сатирическим, ибо в основном направляется именно на отрицательных пер­сонажей.

Категория разума оказывается центральной и в формиро­вании нового типа художественного конфликта, открытого классицизмом: конфликта между разумом, долгом перед го­сударством — и чувством, личными потребностями, страстями. Как бы ни разрешался этот конфликт — победой разума и долга (у Корнеля) или победой страстей (у Расина), только человек-гражданин, ставящий свой долг перед государством выше частной жизни, является идеалом классицистов. Обна­ружив в человеке как бы два существа — государственного и частного человека, писатели искали и пути согласования разу­ма и чувства, верили в конечное торжество гармонии. Это один из главных источников оптимизма классицистской лите­ратуры, социальную основу которого можно видеть в исто­рической прогрессивности абсолютизма XVII века (ведь имен­но с идеологией абсолютной монархии связана проблемати­ка классицизма) и в просветительской идеологии, лежащей в основе классицизма XVIII века.

Мы рассматривали главные принципы и черты классицист­ского метода, исходя из категории «разума». Но нужно пом­нить, что каждый из этих принципов уточняется в свете кате­горий «образец» и «вкус». Например, принцип подражания природе.

Он лишь внешне совпадает с реалистическим требованием верности действительности. Реальность присутствует в произведении классицистов лишь постольку, поскольку он, отвечает образцу, т. е. действительность изображается сквозь призму идеала прекрасного. Поэтому классицистов привлекает не вся природа, а лишь «приятная природа» (по выражению Буало). Из искусства изгоняется то, что противоречит образцу и вкусу, для классицистов целый ряд предметов кажется «неприличным», недостойным высокого искусства. В тех же случаях, когда безобразное явление действительности должно быть воспроизведено, оно также изображается сквозь призму прекрасного (происходит эстетизация безобразного) Об этом писал Буало в «Поэтическом искусстве»:

 

Змею, урода — все, что кажется ужасным,

Искусство, переняв, являет нам прекрасным.

(Перевод С. Нестеровой.)

Большое внимание уделяли классицисты теории жанра. Чем это объясняется? Классицизм — первая в европейской литера­туре стройная система принципов отражения действительнос­ти, которую можно определить как художественный метод. [= художественно-эстетическая система.] В предыдущие эпохи такие принципы объединялись в жанре, и каждый жанр выступал как особая система законов отра­жения жизни. Классицисты разрушили эту «особость», подчи­нив различные жанры своему методу. Но не все жанры, скла­дывавшиеся веками, отвечали в полной мере требованиям классицизма. И тогда появился неизвестный литературе преж­них времен принцип иерархии (т. е. соподчинения) жанров, утверждавший их неравенство. Этот принцип хорошо согла­совывался с идеологией абсолютизма, уподоблявшей общество пирамиде, на вершине которой стоит король, а также с фило­софией рационализма, требовавшей ясности, простоты, систем­ности в подходе к любому явлению.

Согласно принципу иерархии, есть жанры главные и не­главные. К середине XVII века утвердилось мнение, что са­мым главным литературным жанром является трагедия (в архитектуре — дворец, в живописи — парадный портрет и т. д.). Проза считалась ниже поэзии, особенно художественная. По­этому распространение получили такие прозаические жанры, как проповеди, письма, мемуары, как правило, не рассчитан­ные на эстетическое восприятие, а художественная проза, в частности роман, оказывается в забвении («Принцесса Клевская» М. де Лафайет — счастливое исключение).

Принцип иерархии делит жанры также на «высокие» и «низкие», причем за жанрами закрепляются определенные ху­дожественные сферы. Так, за «высокими» жанрами (трагедия, ода и др.) закреплялась общегосударственная проблематика, в них могло повествоваться только о королях, полководцах, высшей знати, язык этих произведений носил приподнятый,

торжественный характер («высокий штиль»).

 

В «низких» жанрах (комедия, басня, сатира и т. д.) можно было касаться только частных проблем или абстрактных пороков (скупость, лицемерие, тщеславие и т. д.), выступающих как абсолютизи­рованные частные черты человеческого характера. Героями в «низких» жанрах могли быть представители низов общества, выведение же знатных лиц допускалось лишь в исключитель­ных случаях (тем выше можно оценить смелость Мольера, сделавшего постоянной комической фигурой образ маркиза). В языке таких произведений допускались грубости, двусмыс­ленные намеки, игра слов («низкий штиль»). Использование слов «высокого штиля» носило здесь, как правило, пародий­ный характер.

Сообразуясь с принципами рационализма, классицисты выдвинули требование чистоты жанров. Смешанные жанры, например трагикомедия, вытесняются. Этим наносится глав­ный удар по способности того или иного жанра всесторонне отобразить действительность. Отныне только вся система жан­ров способна выразить многообразие жизни. Иначе говоря, в классицизме богатство и сложность действительности выявля­ется не через жанр, а через метод. Вот почему классицисты, считая ряд жанров «низкими», тем не менее широко их раз­рабатывают, выдвигая таких классиков, как Мольер (комедия), Лафонтен (басня), Буало (сатира).

И все же главное внимание писатели классицизма уделяли трагедии. И в этом жанре законы были наиболее строгими. Сюжет (исторический или легендарный, но правдоподобный) должен был воспроизводить античные времена, жизнь дале­ких государств (помимо Древней Греции и Рима — восточ­ные страны), он должен был угадываться уже из названия, как идея — с первых строк (Буало: «Уж с первых строк ясна должна быть пьесы суть»). Известность сюжета противостояла культу интриги, запутанного действия, она требовалась для утверждения логичности жизни, в которой закономерность тор­жествует над случайностью.

Особое место в теории трагедии занял принцип трех единств. Он был сформулирован в трудах итальянских и французских гуманистов XVI века (Дж. Триссино, Ю. Ц. Скалигер и др.), опиравшихся на Аристотеля в борьбе со средневеко­вым театром. Но только классицисты XVII века (особенно Буало) возвели его в непререкаемый закон. Единство действия требовало воспроизведения одного цельного и законченного действия, которое бы объединяло всех персонажей (побочные сюжетные линии в пьесе считались одним из нарушений этого единства). Единство времени сводилось к требованию уложить действие пьесы в одни сутки. Единство места выражалось в том, что действие всей пьесы должно было разворачиваться в одном месте (например, в одном дворце). Следует заметить, что три единства первоначально вовсе не носили формального характера, отражали черту не стиля, а метода классицизма. В их основе лежит принцип правдоподо­бия — фундаментальный принцип классицизма, сложившийся в борьбе с традициями средневековой идеологии и культуры.

В средневековых мистериях, игравшихся от нескольких ча­сов до нескольких дней, обычно изображалась вся история Вселенной от ее сотворения до грехопадения первых людей или другие огромные периоды библейской истории. Неболь­шая сцена изображала и землю, и небо, и ад. Требование единства места и времени изменило структуру драмы, ибо заставило драматургов показывать не все действие, а лишь его кульминацию, лишь саму катастрофу. Один принцип концент­рации времени и места сменился другим. Однако, считая вто­рой принцип более правдоподобным, классицисты ошибались, так как не учитывали еще особенностей субъективного вос­приятия искусства. Романтики, которые откроют субъективно­го зрителя, будут критиковать принцип единства времени и места именно за неправдоподобие.

В целом необходимо отметить, что нормативный характер классицистского метода был как раз той чертой, которая об­условила специфику этого метода, но впоследствии стала тор­мозом развития искусства. С нормативностью классицизма особо острую борьбу вели романтики и реалисты.

В)И, наконец, следует остановиться на характеристике классицистского стиля. Классицизм как стиль — это система изобразительно-выразительных средств, типизирующих действительность сквозь призму антич­ных образцов, воспринятых как идеал гармонии, простоты, однозначности, упорядоченной симметрии. Таким образом, этот стиль воспроизводит лишь рационалистически упорядоченную внешнюю оболочку античной культуры, не передавая ее язы­ческой, сложной и нерасчленимой сущности. Не в античном наряде, а в выражении взгляда на мир человека абсолютист­ской эпохи заключается суть стиля классицизма. Он отлича­ется ясностью, монументальностью, стремлением убрать все лишнее (принцип экономии средств), создать единое и цель­ное впечатление. Выше, говоря о методе, мы останавливались и на средствах выражения (композиция, «штили» языка, прин­ципы построения сюжета и т. д.). Система этих средств, со­ставляющая стиль, как правило, однозначно воплощает в се­бе метод. Этим классицизм отличается от романтизма и реа­лизма, где метод воплощается в огромном разнообразии сти­лей.

 

Рекомендуемая литература

1. Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.

2. Краткая литературная энциклопедия. М., 1966, т. 5, стлб. 585—590;

3. Наливайко Д. С. Искусство: направления, течения, стили. – К.: Мистецтво,1981. – С. 140-170.

4. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968.

5. XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969.

6. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974, с. 135—137.

7.

(См. также литературу, указанную в «Краткой литературной энцикло­педии» и «Словаре литературоведческих терминов».)

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

Обзорная лекция "Классицизм" - литература, уроки

Конспект урока литературы в 9 классе на тему:

"Классицизм как литературное направление: обзорная лекция».

Разработала: учитель русского языка и литературы

Сафонова Т.С.

Цели урока:

1.Обучающие: формировать понятие «классицизм» как литературное направление; познакомить с историей классицизма.

2.Развивающие: развивать умение пользоваться литературными терминами, умение записывать материалы лекции.

3.Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к русской литературе, развивать кругозор.

Универсальные учебные действия: 1) коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи; 2) познавательные: выделение необходимой информации, структурирование знаний; передавать содержание текста в сжатой форме; 3) регулятивные: целеполагание, планирование, осознание качества и уровня усвоения.

 

Планируемые результаты:

·         личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия;

·         метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств;

·         предметные: умение пользоваться литературными терминами и понятиями; умение обрабатывать информацию при составлении конспекта лекции.

Тип урока: урок обзорного типа.

ХОД УРОКА:

1.Лекция учителя

 В начале XVIII веке, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Эти преобразования привели к централизации самодержавной государственности. В это время укрепилась независимость России, возросла ее военная мощь, произошло культурное сближение державы со странами Европы и усилилось ее влияние на европейской арене.

Русские монархи, в особенности Петр I и

Екатерина II, отчетливо понимали, что двинуть страну вперед, разрушить косные патриархальные порядки застарелые суеверия, создававшие помехи росту материальных ценностей и новым общественным отношениям, утвердить новые светские государственные и моральные нормы и понятия можно только с помощью образования, просвещения, культуры, печати. В этой связи литературе уделялось исключительное внимание.

Классицизм как литературное направление возник в странах Западной Европы и соотнесен с процессом создания единых национальных государств. Идея гражданского служения становится всеобъемлющей. Необходимость упорядочения жизни в таком государстве приводит к нормированности в искусстве, следованию определенным правилам и подражанию признанным (в основном античным) образцам.

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве начала века, одной из важнейших черт которого явилось обращение к образцам античной литературы и искусства как эстетическому эталону.

Витийство, Пиндар, уст твоих

Тяжчае б Фивы обвинили,

Затем что о победах сих

Они б громчае возгласили,

Как прежде о красе Афин;

Россия как прекрасный крин

Цветет под Анниной державой.

В Китайских чтут ее стенах,

И свет во всех своих концах

Исполнен храбрых россов славой

.(«Ода на взятие Хотина» М.В. Ломоносова)

- Какие отсылки к античности мы можем отметить в этом стихотворении? (Пиндар- одист античности, Афина – богиня справедливой войны, Фивы – один из главных городов Греции).

Главная задача классицизма – создание значительного монументального искусства, одушевленного идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона. Частный интерес подчинен государственному, чувства- долгу. Рассмотрим, как классицизм отразился в архитектуре (демонстрируются слайды с фотографиями Версаля, Петергофа) и в живописи (картины Рубенса).

Особенности данного направления:

  1. Понятие прекрасного связано с симметрией и гармонией.

  2. Бурное выражение чувств считалось неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания.

  3. Все, связанное с бытом простого народа, изгоняется из придворного обихода и из искусства.

  4. Обращение к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам.

Особенности классицизма в литературе были сформулированы Н. Буало в его трактате «Поэтическое искусство»:

  1. Изображение идеального человека- твердого, разумного, живущего не для себя, а для государства.(Добровольный аскет).

  2. Искусство классицизма не знало сложного характера: герои делились на положительных и отрицательных

  3. Принцип «говорящих фамилий» (Вспомним изученную нами комедию «Недоросль» и ее героев: Простакова, Скотинин, Стародум).

  4. Для пьес характерна «система амплуа». (Амплуа – тип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классической комедии- это идеальная героиня, герой- любовник, второй любовник- неудачник, резонер- герой, высказывающий мысли автора, субретка- веселая горничная).

  5. Гражданская проблематика.

  6. Правило «трех единств»- места, времени и действия.

«Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:

Одно событие, вместившееся в сутки,

В едином месте пусть на сцене протечет;

Лишь в этом случае оно нас увлечет».

  1. Жанры делились на «высокие» и «низкие».

Строгая иерархия жанров

ВЫСОКИЕ

НИЗКИЕ

В них осваивается общественная жизнь, история, действуют герои, полководцы, монархи. Также мифологические и библейские сюжеты. Время классицизма – время просвещенного абсолютизма: очень важна идея служения государству, гражданского долга. Обычно писались александрийским стихом, в них не допускалось использование разговорных оборотов, а конкретные названия часто заменялись родовыми (например, вместо волк – зверь).

Трагедия, эпопея, ода.

В них осваивалась повседневная жизнь обычных людей. Допускали использование прозы или разностопных стихов, бытовых деталей, разговорного стиля речи.

Французские классицисты: драматурги Корнель, Расин, Мольер, баснописец Лафонтен, автор трактата «Поэтическое искусство» Буало, Вольтер.

 

Комедия, сатира, басня.

Представители западного классицизма: Мольер, Корнель, Расин, Гёте, Лафонтен, Шиллер. Знакомы ли вам эти имена? (Дети вспоминают, что Лафонтен – основатель басни; Гете и Шиллер были известны своими балладами, Мольер – автор комедии «Мещанин во дворянстве»)

В России: Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский, А.Д. Кантемир.

Особенности русского классицизма:

  1. Начался с сатиры. Первый русский писатель- сатирик – Кантемир.

  2. Авторы больше использовали не античную, а национально- историческую тематику.

  3. Применяли аллюзии- систему намеков.(Так в трагедии Сумарокова в Дмитрии Самозванце узнавали Екатерину II).

  4. Обращались к фольклору, что не допускала эстетика французского классицизма.

  5. Не признавали иерархии жанров. Все жанры были равнозначны.

Давайте на практике рассмотрим пример классицистического произведения:

2.Работа с отрывком оды Ломоносова «Ода на взятие Хотина»:

Витийство, Пиндар, уст твоих

Тяжчае б Фивы обвинили,

Затем что о победах сих

Они б громчае возгласили,

Как прежде о красе Афин;

Россия как прекрасный крин

Цветет под Анниной державой.

В Китайских чтут ее стенах,

И свет во всех своих концах

Исполнен храбрых россов славой.

Россия, коль счастлива ты

Под сильным Анниным покровом!

Какие видишь красоты

При сем торжествованьи новом!

Военных не страшися бед:

Бежит оттуду бранный вред,

Народ где Анну прославляет.

Пусть злобна зависть яд свой льет,

Пусть свой язык, ярясь, грызет;

То наша радость презирает.

Козацких поль заднестрской тать

Разбит, прогнан, как прах развеян,

Не смеет больше уж топтать,

С пшеницей где покой насеян.

Безбедно едет в путь купец,

И видит край волнам пловец,

Нигде не знал, плывя, препятства.

Красуется велик и мал;

Жить хочет век, кто в гроб желал;

Влекут к тому торжеств изрядства.

Пастух стада гоняет в луг

И лесом без боязни ходит;

Пришед овец пасет где друг,

С ним песню новую заводит.

Солдатску храбрость хвалит в ней,

И жизни часть блажит своей,

И вечно тишины желает

Местам, где толь спокойно спит;

И ту, что от врагов хранит,

Простым усердьем прославляет.

Любовь России, страх врагов,

Страны полночной Героиня,

Седми пространных морь брегов

Надежда, радость и богиня,

Велика Анна, ты доброт

Сияешь светом и щедрот,—

Прости, что раб твой к громкой славе,

Звучит что крепость сил твоих,

Придать дерзнул некрасной стих

В подданства знак твоей державе.

3.Выводы по ходу урока.

4.Домашнее задание.

Кризис классицизма. Архитектура Петербурга середины XIX века

Кризис классицизма

Эволюция стиля в архитектуре предопределяется изменениями в характере предъявляемых к ней социальных, идеологических и функциональных требований и теми новыми возможностями, которые открываются в процессе развития социальной структуры общества, его экономики, его культуры, в результате научного и технического прогресса. Разумеется, на разных этапах истории архитектуры воздействие тех или иных факторов может оказываться различным, проявляться не одновременно, в большей или меньшей степени.

Одной из главных причин переоценки классицизма явился свойственный XIX веку «дух практицизма», выразившийся применительно к архитектуре в целом комплексе новых функциональных задач, поставленных перед ней в результате социального и культурного развития общества. Эти новые задачи стали вступать в конфликт с той системой архитектурно-художественных приемов, которая была выработана классицизмом. Здания становились все более разнообразными по назначению, больше внимания уделялось функциональной стороне построек, их удобству и комфортабельности, гигиеничности, освещению и вентиляции помещений. И при этом нередко оказывалось, что между требованиями утилитарного характера и стремлением создать фасад, отвечающий канонам классицизма, возникало определенное противоречие.

Присущее классицизму стремление к созданию приподнятых, героизированных архитектурных образов, реализуемое широким использованием ордерных композиций, все чаще оказывалось в несоответствии с функциональным назначением построек. Традиционная симметрия фасада не отвечала внутренней структуре здания, торжественность и импозантность внешнего облика при входе во двор сменялись совершенно иными впечатлениями. В архитектуре позднего классицизма фасады все более явственно превращались в архитектурную декорацию: она придавала выразительность и цельность ансамблю площади или улицы, но скрывала за собой конгломерат дворов и внутренних помещений, структура которого порой абсолютно не соответствовала композиции фасада. Наглядным подтверждением сказанного могут служить сформировавшие ансамбль Дворцовой площади здания Главного штаба (западное крыло) и Министерства иностранных дел (восточное крыло), застройка улицы Зодчего Росси (за трехэтажными фасадами прячутся сложные по структуре здания, в которых число этажей доходит до пяти).

В первых десятилетиях XIX века архитекторы порой декорировали фасады жилых многоквартирных домов монументальными портиками и лоджиями. Так был решен, в частности, фасад четырехэтажного дома Косиковского (современный адрес: улица Герцена, 14), построенного в 1814–1817 годах, возможно, по проекту В. П. Стасова. Многоколонная лоджия придает этому зданию сходство с дворцом вельможи: между обликом здания и его функцией многоквартирного жилого дома возникло определенное расхождение.

Еще явственнее подобное расхождение в здании, сооруженном в саду Академии художеств архитектором А. А. Михайловым в 1819–1821 годах: в нем должны были разместиться рисовальный зал, баня и прачечная, но утилитарная функция здания была завуалирована монументальностью фасада, декорированного мощным портиком греко-дорического ордера.

Колоннада в композиции здания Императорских конюшен, построенного В. П. Стасовым в 1819–1823 годах, эффектно оформила его закругленный западный корпус, однако она лишена функционального смысла и противоречит утилитарным требованиям, сильно затемняя окна (в то же время другие фасады этого здания скомпонованы в соответствии с его функцией). Плоскость верхней части стен Адмиралтейства А. Д. Захаров использовал для размещения длинных лепных фризов с изображениями атрибутов воинской славы, отказавшись от верхних оконных проемов: при выборе между функцией и формой он отдал предпочтение форме. Характерно, что следующее поколение зодчих — современники начавшегося распада классицизма — разрешило это противоречие в пользу функции: в 1830-х годах захаровские фризы были уничтожены и на их месте пробили окна.

Дом Косиковского. Архитектор В. П. Стасов, 1814–1817 гг.

Канонический язык классицизма оказался не всегда способен достаточно гибко откликаться на изменения, происходящие в функциональной стороне архитектуры. Некоторые архитекторы стали осознавать и осуждать это уже в 1830-х годах. Молодой московский архитектор М. Лопыревский в своей «Речи о достоинстве зданий», произнесенной 7 мая 1834 года, подчеркивал, что «здание составляется не фасадом, но планом, от которого зависят фасад и разрез… и каждый из сих предметов в зависимости один от другого». Лопыревский считал нарушением законов архитектуры фасады тех зданий, «которые не представляют совершенно никакого назначения либо обманывают в оном, ибо, взирая на здание, вы не узнаете, общественное оно или частное, судебное ли строение или торговое…». Он критиковал «употребленные без нужды колонны»[12].

Те же мысли высказывались и другими. Известный в те годы ученый-эстетик, профессор Московского университета Н. И. Надеждин в речи на торжественном собрании университета 6 июля 1833 года упоминал о «нашем северном климате, где величественные колонны исчезают в туманах, роскошные завитки капителей заносятся снегом, широкая четырехугольная форма всего здания подавляется тяжестью облаков, над ним висящих…» Надеждин считал, что «архитектура, работающая по светлым пропорциям греко-римского зодчества», не соответствует климатическим условиям России, и высказал сомнения в целесообразности дальнейшего использования ее художественного языка в русской архитектуре: «Будущность должна решить сию великую задачу: но в современном гении обнаруживается уже потребность ее решения»[13].

Еще решительнее на эту тему высказалась три года спустя «Художественная газета» — так назывался издававшийся в Петербурге журнал, освещавший вопросы художественной жизни. В краткой заметке о посещении Николаем I выставки в Академии художеств, отмечалось, что «излишество в колоннах и выступах у нас часто несогласно с требованиями местности»[14].

В 1840 году в «Художественной газете» была опубликована статья, анонимный автор которой (возможно, один из редакторов журнала — Н. В. Кукольник или В. И. Григорович) высказал ряд остро критических замечаний в адрес «классиков» (т. е. архитекторов позднего классицизма), упрекая их в игнорировании новых условий и требований, выдвигаемых современной жизнью. По его мнению, главная беда «классиков» в том, что они недооценивают значения функциональных факторов, «не хотят подчинить форму требованиям времени и места». Он настойчиво проводил мысль о том, что именно функциональное совершенство здания определяет его достоинства: «Каждый климат, каждый народ, каждый век имеют свой особенный стиль, который соответствует частным нуждам или удовлетворяет особенным целям. Если удобство составляет необходимое достоинство каждого здания, то высочайшая красота не должна ли состоять в полном выражении его назначения?»[15]

Ларинская гимназия. Архитектор А. Ф. Щедрин, 1835–1836 гг.

Такая постановка проблемы взаимосвязи функции здания и его художественного образа являлась, по сути дела, антитезой той унифицированности архитектурного языка, которая составляла один из важнейших принципов творческого метода архитектуры классицизма. Эта программная унифицированность архитектурного языка классицизма по мере расширения функционального диапазона зданий оказывалась все чаще в противоречии с реальными требованиями жизни. Хотя наиболее убежденные апологеты классики продолжали еще утверждать, что «греческие ордера заключают, кажется, всю возможную красоту, какая только в колонне существовать может»[16], — в архитектурной практике позднего классицизма стал явно намечаться иной подход. Применение ордерных элементов все более жестко лимитировалось характером функциональных задач и требованиями экономики. Прежняя унифицированность архитектурного языка классицизма стала ослабевать — наметился явственный процесс дифференциации художественных приемов.

В 1830-х годах в петербургском классицизме отчетливо сформировалось направление, воплотившее подчеркнуто «экономичный» вариант стиля. Оно наиболее активно проявилось в архитектуре учебных и лечебных зданий, строившихся на средства государства. Жесткие требования экономики заставили в этих постройках полностью отказаться от ордерных элементов, декор фасадов ограничился оконными наличниками простейших форм и упрощенным антаблементом. Типичными примерами такого «казенного» классицизма 1830-х годов могут служить построенные архитектором Л. И. Шарлеманем здания Глазной лечебницы на Моховой улице (дом № 38) и Александровского сиротского дома на Каменноостровском проспекте (Каменноостровский проспект, ныне Кировский проспект, 21; в 1833 году в это здание был переведен из Царского Села Александровский лицей, позднее оно было надстроено четвертым этажом). Аналогичное архитектурное решение фасада использовал архитектор А. Ф. Щедрин при перестройке дома № 15 по 6-й линии Васильевского острова для размещения в нем Ларинской гимназии, учрежденной на капитал, завещанный купцом П. Д. Лариным.

Интересно сопоставить подобные примеры «казенного», «экономического» классицизма с нарядными фасадами здания Сената и Синода, построенного К. И. Росси в 1829–1834 годах. Портики, лоджии, обилие скульптуры создают выразительный и по-своему убедительный образ правительственного здания, символизирующий единение административной и церковной власти. В облике здания торжественность граничит с помпезностью, что несомненно диктовалось характером заказа. Сложный архитектурный облик здания Сената и Синода резко отличается от предельно упрощенной отделки фасадов упомянутых построек Шарлеманя и Ларинской гимназии. И это различие оказывается настолько существенным, что позволяет расценивать его как результат начинающегося распада классицизма: еще недавно единый стиль проявляет тенденцию разделиться на более или менее определенные направления, художественные особенности которых диктуются все более решительным стремлением к полному выражению назначения постройки в ее облике.

Кризис классицизма отразил и те изменения в умонастроениях современников, которые происходили в связи с событиями политической жизни России. Разгром декабристского движения, нарастающее давление военно-полицейского режима Николая 1 создали в стране атмосферу, в корне отличную от той, которая была в начале века. Высокие гражданственные идеи, вдохновлявшие искусство и архитектуру классицизма, вытесняются официозной идеологической программой, основная задача которой — сохранить существующий самодержавно-крепостнический строй. Естественно, что в этих новых исторических условиях классицизм, утратив свою прежнюю идеологическую базу, начинает терять и свой прогрессивный исторический характер, превращаясь в набор консервативных художественных догм.

Позднее, в середине XIX века. А. К. Толстой, вспоминая в поэме «Портрет» свое детство, даст убийственноироническую характеристику архитектуры классицизма:

В мои ж года хорошим было тоном

Казарменному вкусу подражать,

И четырем или восьми колоннам

Вменялось в долг шеренгою торчать

Под неизбежным греческим фронтоном.

Во Франции такую благодать

Завел, в свой, век воинственных плебеев,

Наполеон, — в Росии ж Аракчеев [17].

Так в условиях николаевской реакции кардинально изменилось отношение современников к архитектурным формам классицизма. Они стали ассоциироваться уже не с расцветом государственной и военной мощи России, а с полосатой полицейской будкой и аракчеевскими шпицрутенами, хотя, как известно, классицизм возник в русской архитектуре еще в 1760-х годах, задолго до аракчеевских военных поселений, здания в которых действительно оформлялись в духе суховатой классики.

Свидетельством появления критического, негативного отношения к архитектуре классицизма являются воспоминания О. А. Пржецлавского, опубликованные в 1874 году в «Русской старине». Вспоминая о Петербурге 1820-х годов, Пржецлавский писал: «…наружность улиц и площадей утомляла однообразием, очень немного было утвержденных планов и фасадов, по которым позволялось возводить новые постройки, те же ограничения существовали и для их окраски, почти исключительно принят был бледно-желтый цвет для самих корпусов, с белым для фронтонов, колонн, пилястров и фрез (т. е. фризов. — А. П.). Поэтому целыя, даже главныя, улицы имели какой-то казарменный вид… Общее настроение было невеселое: посреди мертвящего формализма всеобщей дисциплины, распространяемой железной ферулой Аракчеева, в обществе было тревожное ожидание чего-то неопределенного: в воздухе чувствовалось приближение кризиса. Это было брожение тех стихий замышляемого переворота, которые войска наши принесли с собою из Франции, которые созревали в сборищах тайных обществ и должны были разразиться 14-го декабря. Бессознательно-тревожное предчувствие общества, это была та тень, которую, по английской поговорке, „грядущие события бросают перед собой“»[18].

В 1834 году на прилавках петербургских книготорговцев появился сборник «Арабески» Н. В. Гоголя, в котором было объединено около двадцати «разных сочинений» — повестей, рассказов и научно-публицистических статей. Среди них была и статья «Об архитектуре нынешнего времени», написанная в 1831 году [19].

Уже первые строки статьи звучали совсем необычно — до нее так не писалось и не говорилось об архитектуре столицы Российской империи.

«Мне всегда становится грустно, — писал Гоголь, — когда я гляжу на новые здания, беспрерывно строящиеся, на которые брошены миллионы и из которых редкия останавливают изумленный глаз величеством рисунка или своевольной дерзостью воображения, или даже роскошью и ослепительною пестротою украшений. Невольно втесняется мысль: неужели прошел невозвратимо век архитектуры? Неужели величие и гениальность больше не посетят нас…»

Напомним, что эти слова написаны как раз в те годы, когда завершалось создание ансамблей Дворцовой и Михайловской площадей, строились здания Александринского театра (ныне Академический театр драмы имени А. С. Пушкина), Сената и Синода, обтесывался грандиозный гранитный монолит будущей Александровской колонны, в центре Петербурга медленно росла величавая громада Исаакиевского собора, выстраивались ряды его колоссальных гранитных колонн…

А Гоголь между тем сетовал, что «колонны и купол, больше всего прельстившие нас, начали приставлять к зданию без всякой мысли и во всяком месте…».

И далее снова:

«Неужели все то, что встречается в природе, должно быть непременно только колонна, купол и арка? Сколько еще других образов нами не тронуто!»

В классицизме Гоголь видел лишь моду на «аттическую простоту», он негодовал на то, что «всем строениям городским стали давать совершенно плоскую, простую форму», что дома «старались делать как можно более похожими один на другого».

«И этою архитектурою, — писал Гоголь о постройках классицизма, — мы еще недавно тщеславились, как совершенством вкуса, и настроили целые города в ее духе!..»

В своем негативном отношении к классицизму Гоголь был отнюдь не одинок. Его современник Н. В. Кукольник в статье, опубликованной в 1840 году в «Художественной газете», писал: «Теперь видим целые улицы в четыре этажа. Неужели это не украсило Петербурга? Напротив. Глазам стало так скучно, так грустно в этом однообразном, каменном лабиринте…»[20]

Доходные дома И. А. Жадимировского на набережной Мойки, № 6 и № 8. Архитектор Е. И. Диммерт, 1842–1844 гг. Фотография автора.

Кукольник и Гоголь — писатели, занимавшие достаточно разные идейные позиции в литературном творчестве. Тем не менее они оказались единодушны в критической, негативной оценке архитектуры позднего классицизма, и это весьма показательно: разочарование в классицизме приобрело в 1830-х годах почти всеобщий характер, охватив широкие круги русских интеллигентов, независимо от их идейно-политических воззрений.

Действительно, многолетнее и многократное повторение на фасадах зданий одних и тех же архитектурных мотивов, которыми оперировал классицизм, стало в конце концов вызывать у современников негативное отношение не только к художественной нормативности классицизма, но и к его стилевым канонам. Возникло ощущение своего рода «эмоциональной недостаточности» архитектуры классицизма — оно усугублялось и плоским рельефом Петербурга, и геометризмом его уличной сети, и тем, что дома ставили вплотную друг к другу, без разрывов и отступов в глубину, образуя монотонный ряд почти идентичных фасадов.

Русская литература 30-х годов XIX века, своеобразный барометр общественного мнения, очень точно и тонко уловила меняющееся отношение современников и к художественным идеалам классицизма, и к их воплощению в архитектуре Петербурга, и к самому облику столицы Российской империи [21].

«Город пышный, город бедный» — эта точная и емкая характеристика Петербурга в стихотворении Пушкина начинает ту линию в развитии «литературного портрета» Петербурга, которая заметно отличается от комплиментарной иконографии первой трети XIX века и приведет к совершенно иному отображению города в произведениях Некрасова, Гончарова, Достоевского.

С появлением «натуральной школы» в русскую литературу входит и новая тематика, и новый герой — «маленький человек», петербургский разночинец. Характерно, что по отношению к этому новому литературному герою образ «столичного города Санкт-Петербурга» становится некоей социальной и художественной антитезой: это явственно ощущается уже и в пушкинском «Медном всаднике», и в гоголевской «Шинели». Пройдет еще несколько лет — и для русской литературы 1840-1850-х годов классически строгий облик «града Петрова» станет синонимом казенщины, казарменной скуки и бездушия.

«Он посмотрел на домы — и ему стало еще скучнее: на него наводили тоску эти однообразные каменные громады… Заглянешь направо, налево — всюду обступили вас, как рать исполинов, дома, дома и дома, камень и камень, все одно да одно…»[22]— так воспринимает Петербург герой «Обыкновенной истории» И. Гончарова, проходя по улицам, застроенным в основном в эпоху классицизма.

Неудовлетворенность прежними художественными идеалами, связанными с эстетикой классицизма, и поиск новых дали сильнейший толчок для дальнейшей эволюции архитектуры. Сами современники далеко не всегда в полной мере осознавали и сущность этого процесса, и его причины, но ощущение того, что формы классицизма «надоели», «стали скучны», охватывало в 1830-х годах все более широкие круги общества.

«В истории стилей наступают моменты известного истощения, — писал об этом периоде немецкий искусствовед А. Бринкман. — Классицизм, дохнувший своим рассудочным холодом, в конце концов вызвал протест: против него восстали и чувство и новая жажда живой формы»[23]

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Ответы@Mail.Ru: Как теоретики классицизма понимали главную задачу искусства: живописи, архитектуры, скульптуры?

В отличие от барокко, классицизм связывают с культурой абсолютизма. Свой эстетический идеал классицизм видел в античной культуре, поэтому одним из основных его принципов было единство формы и содержания. Теоретики классицизма главной задачей искусства считали воспитание общества, где должен действовать сильный нравственный критерий, воодушевляющий человека и направляющий его поступки. <a rel="nofollow" href="http://revolution.allbest.ru/culture/00285203_1.html" target="_blank" >источник. </a> Теоретиком французского классицизма стал Никола Буало, написавший трактат «Поэтическое искусство» . В нем эстетическим идеалом было провозглашено античное искусство, рекомендовалось следовать сюжетам греческой мифологии, ибо в них отражена жизнь в ее идеальном облике. Термин «классицизм» означает «образцовый стиль» , который приписывался античной культуре. Стиль произведения должен быть высоким и изящным, простым и строгим. В соответствии с рационалистической установкой Буало полагал, что в искусстве фантазия и чувства должны быть подчинены разуму. Характер героя в классических произведениях рассматривался как неизменный и лишенный индивидуальных черт. Каждый персонаж должен быть целостным воплощением каких-то качеств, быть законченным злодеем, либо примером добродетели. Еще одним признаком классического стиля стал принцип единства места, времени и действия, который особо строго прослеживался в драматическом искусстве. Большой вклад в создание пьес в духе классицизма внесли Пьер Корнель, Расин, Жан Батист Мольер. Целью искусства классицизма считалось воспитание, формирование правильного (сообразного разуму) отношения к действительности, которое заключается в том, что разум и моральный закон должны обуздать страсти индивида и направить его к исполнению универсальных законов жизни. Следует заметить, что искусство того времени существовало по преимуществу как придворное искусство, классицизм своим расцветом во многом обязан правлению французского короля Людовика XIV и его любовью к украшению своего двора. <a rel="nofollow" href="http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:yEZAGOvIMl8J:www.studentuhelp.ru/estetkon1.htm+задачи+искусства+у+теоретиков+классицизма&cd=5&hl=ru&ct=clnk&gl=ru&source=www.google.ru" target="_blank" >источник. </a>

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о