Здания конструктивизма в москве – Википедия:Рецензирование/Список зданий в стиле конструктивизма (Москва)

Список зданий в стиле конструктивизма в Москве

Русская революция, построение нового государства и общества, «нового быта», восстановление страны после Гражданской войны, борьба с нехваткой жилья, неграмотностью, электрификация и индустриализация поставили перед архитекторами новые задачи. Приводимый ниже перечень упорядочен по типам построек, а однотипные постройки — по времени строительства, чтобы лучшим образом это продемонстрировать.

Значительная часть построек этого периода представляет собой совершенно новые функциональные типы зданий: дома культуры, дома-коммуны, фабрики-кухни — и новый подход к городскому планированию и застройке (жилмассивы).

Язык, использованный архитекторами этого периода, весьма разнообразен и разнороден: от полного отрицания накопленного архитектурой опыта до его бережного сохранения для включения в окружающую застройку — но важность функционального назначения здания при его визуализации всегда сохранялась.

Административные и общественные здания

  • Редакция газеты «Известия» на Пушкинской площади, 5. 1925—1927, архитектор Г. Б. Бархин при участии И. А. Звездина и М. Г. Бархина, инженер А. Ф. Лолейт  памятник архитектуры (региональный)
  • Гараж Совета народных комиссаров на улице Каретный ряд, 2. Конец 1920-х, архитекторы Г. П. Гольц, В. Н. Третьяков.
  • Здание Новосухаревского рынка, Большой Сухаревский переулок, 9. 1924—1926, архитектор К. С. Мельников
  • Административно-жилое здание спортивного общества «Динамо» с клубом и магазином на Большой Лубянке, 12. 1928—1932, архитекторы И. А. Фомин, А. Я. Лангман  памятник архитектуры (региональный)
  • Лаборатория связи Наркомпочтеля на Мясницкой улице, 40, стр. 16. 1931, архитектор К. И. Соломонов  памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
  • Здание Центросоюза на Мясницкой улице, 39. 1928—1936, архитектор Ле Корбюзье и П. Жаннере при участии Н. Я. Колли  памятник архитектуры (региональный)
  • Здание Госторга РСФСР на Мясницкой улице 47. 1927, архитекторы Б. М. Великовский, В. Н. Владимиров при участии М. О. Барща, Г. Г. Вегмана, М. В. Гакен и А. Я. Лангмана  памятник архитектуры (региональный)
  • Здание Наркомата земледелия (Наркомзем) на Садовой-Спасской улице, 11/1. 1927—1933, архитектор А. В. Щусев при участии А. З. Гинберга, Д. Д. Булгакова, И. А. Француза, Г. К. Яковлева  памятник архитектуры (региональный)
  • Здание НКПС (Наркомпуть) на Садовой-Черногрязской улице, 1. 1929—1930, архитектор И. А. Фомин
  • Дом акционерного общества «АРКОС» на Большом Черкасском переулке, 10/9. 1927—1928, архитектор В. М. Маят
  • Здание правления Птицеводсоюза на улице Маросейка, 3/13. 1928—1930, главный инженер В. Д. Цветаев  памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
  • Здание Кожсиндиката на Чистопрудном бульваре, 12. 1929—1931, надстройка на 1 этаж в 1948, архитектор А. П. Голубев, инженер Е. Израилович  памятник архитектуры (региональный)
  • Гараж Наркомтяжпрома на Зацепском валу, 2/1, стр. 5. 1933, инженер Ю. С. Фельдзер.
  • Даниловский универмаг (Москворецкий Мосторг) на Люсиновской улице, 70, стр. 1. 1929—1934, архитекторы Г. К. Олтаржевский, А. К. Болдырев.  памятник архитектуры (региональный)
  • Пресненский Мосторг на улице Красная Пресня, 48/2, стр. 2. 1927—1929, архитекторы А. А. Веснин, В. А. Веснин, Л. А. Веснин  памятник архитектуры (региональный)
  • Здание Краснопресненского районого Совета на Миусской площади, 2. 1928—1929, архитекторы А. П. Голубев, Н. С. Щербаков.
  • Издательство «Молодая гвардия» на Сущёвской улице, 21. Середина 1930-х.
  • Гараж «Интуриста» на улице Сущёвский вал, 33. 1930—1934, архитекторы К. С. Мельников, В. И. Курочкин.  памятник архитектуры (региональный)
  • Бахметьевский автобусный парк на улице Образцова, 19а. 1926—1928, архитектор К. С. Мельников, инженер В. Г. Шухов.  памятник архитектуры (региональный)
  • Здание акционерного общества «Оргаметалл» на Каланчёвской улице, 15а. 1927—1928, архитекторы О. О. Шнейдратус, Б. А. Гайду, К. Д. Френкель.
  • Гараж для грузовиков Моссовета на Новорязанской улице, 27. 1926—1928, архитектор К. С. Мельников, инженер В. Г. Шухов.  памятник архитектуры (региональный)
  • Конструкторский отдел сектора опытного самолётостроения (КОСОС) на улице Радио, 24. 1932—1935, архитектор В. А. Веснин при участии А. В. Кузнецова, С. Н. Щербакова, В. Е. Дементьева.  памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
  • Гараж Госплана на Авиамоторной улице, 63, стр. 1. 1934—1936, архитектор К. С. Мельников при участии В. И. Курочкина.  памятник архитектуры (региональный)

Бани

  • Кожевнические бани на Кожевнической улице, 15, стр. 1. 1929—1930, архитектор В. Б. Ивашкевич.
  • Купальня-баня Рогожско-Симоновского района на Автозаводской улице, 21. 1928—1930, архитектор С. В. Панин.
  • Бани на улице Усачёва, 10. Начало 1930-х.

Клубы и дома культуры

  • Клуб Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев на Поварской улице, 33, стр. 1. 1927—1934, архитекторы А. А. Веснин, В. А. Веснин, Л. А. Веснин  памятник архитектуры (региональный)
  • Дворец культуры Пролетарского района на Восточной улице, 4. 1931—1937, архитекторы А. А. Веснин, В. А. Веснин, Л. А. Веснин.
  • Клуб завода «Каучук» на улице Плющиха, 64. 1927—1929, архитектор К. С. Мельников при участии инженера Г. Г. Карлсена.  памятник архитектуры (региональный)
  • Клуб Дорогомиловского химического завода им. М. В. Фрунзе на Бережковской набережной, 28. 1927—1929. архитектор К. С. Мельников.
  • Клуб фабрики «Свобода» на Вятской улице, 41а. 1927—1929, архитектор К. С. Мельников.  памятник архитектуры (региональный)
  • Клуб союза коммунальников им. С. М. Зуева на Лесной улице, 18. 1927—1929, архитектор И. А. Голосов.  памятник архитектуры (региональный)
  • Клуб МИИТ в Новосущёвском переулке, 6. Конец 1920-х, архитекторы С. М. Герольский, Б. М. Великовский.
  • Клуб «Рот Фронт» Союза печатников на Краснопролетарской улице, 32. 1928—1930, архитектор С. С. Пэн.
  • Клуб Союза строителей на Доброслободской улице, 5. 1927—1929, архитектор И. И. Фёдоров.  памятник архитектуры (региональный)
  • Клуб обувной фабрики «Буревестник» на 3-й Рыбинской улице, 17. 1927—1931, архитектор К. С. Мельников.  памятник архитектуры (региональный)
  • Клуб профсоюза коммунальщиков им. И. В. Русакова на улице Стромынка, 6. 1927—1929, архитектор К. С. Мельников.  памятник архитектуры (региональный)
  • Клуб завода «Серп и молот» на Волочаевской улице, 11/15. 1929—1933, архитектор И. Ф. Милинис.  памятник архитектуры (региональный)
  • Клуб «Металлист» завода «Котлоаппарат» на шоссе Энтузиастов, 28/2. 1926—1929, архитектор В. М. Владимиров.
  • Клуб Дорожного профсоюза железнодорожников (Дорпрофсож) на проспекте Будённого, 32. 1928—1938, архитектор Г. П. Гольц.  памятник архитектуры (вновь выявленный объект)

Медицинские учреждения

  • Кремлёвская поликлиника, улица Воздвиженка, 6/2, стр. 1, 2. 1929, архитектор Н. В. Гофман-Пылаев.
  • Поликлиника на улице 10-летия Октября, 10, стр. 1. вторая половина 1920-х, архитекторы А. И. Мешков, Н. А. Щербаков.

Образовательные и спортивные учреждения

  • Московский планетарий на Садовой-Кудринской улице, 5. 1927—1929, архитекторы М. О. Барщ, М. И. Синявский, инженеры А. К. Говве, П. Я. Смирнов.  памятник архитектуры (региональный)
  • Всероссийский институт минерального сырья в Старомонетном переулке, 31. 1926—1929, архитектор В. А. Веснин.
  • Техникум кожевенной промышленности на Садовнической улице, 33, стр. 1. 1932, инженер Б. В. Ефимович.  памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
  • Школа № 518 на Садовнической набережной, 37. 1933—1935, архитекторы И. А. Звездин, Семёнов, инженер Каменьков.  памятник архитектуры (региональный)
  • Школа на 1-ой улице Машиностроения, 16. 1933—1935, архитектор А. Люрса, при участии Д. Ф. Фридмана.
  • Энергетический институт имени Г. М. Кржижановского на Ленинском проспекте, 19, стр. 1. 1928, 1934, архитекторы А. Ф. Мейснер, Б. Ильчик, инженер В. Петухов.  памятник архитектуры (региональный)
  • Научно-исследовательский текстильный институт (НИТИ) на Ленинском проспекте, 33, к. 1. 1931, архитектор И. С. Николаев, А. С. Фисенко.  памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
  • Школа на Хавской улице, 5. 1929—1935, архитекторы И. П. Антонов, И. П. Антипов.
  • Научно-исследовательский химико-фармацевтический институт (НИФХИ) на Зубовской улице, 7. 1929—1931, архитектор Д. М. Иофан.
  • Школа им. К. Е. Ворошилова на улице Усачёва, 50. Конец 1920-х. Архитекторы М. И. Мотылёв, Галкин. памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
  • Дворец физкультуры Авиазавода № 1 Осоавиахима (первоначально конный манеж) на Ленинградском проспекте, 24. 1931—1934, архитектор Н. А. Метлин.
  • Индустриально-педагогический институт им. К. Либкнехта (Всесоюзная плановая академия при Госплане СССР) на Спартаковской улице, 2; 2а. 1927, 1930—1937, архитекторы Л. М. Круглов, И. А. Голосов, Д. В. Разов.
  • Ценральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) на улице Радио, 17. 1926—1929, 1930-е, 1950-е, архитекторы А. В. Кузнецов, Г. Я. Мовчан, В. Я. Мовчан, И. С. Николаев, А. С. Фисенко.  памятник архитектуры (региональный)
  • Школа на Русаковской улице,10, стр. 1. 1928, архитектор И. И. Фёдоров.
  • Школа на Русаковской улице, 10, стр. 6. 1935, архитектор Д. Ф. Фридман.  памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
  • Всесоюзный энергетический институт на Красноказарменной улице, 13, стр. 1. 1929—1930, архитекторы А. В. Кузнецов, И. С. Николаев, А. С. Фисенко, Л. Н. Мейльман, В. Я. Мовчан, Г. Я. Мовчан при участии Б. Я. Мовчана, Коренькова, Ильинского, Шведова, Чуенко.  памятник архитектуры (региональный)
  • Институт инженеров связи на улице Лапина, 8а; 8а, стр. 7; 8, стр.1. 1931—1936, архитектор К. И. Соломонов.
  • Школа на шоссе Энтузиастов, 28/2. 1926—1929, архитекторы И. К. Рыбченков, А. Жаров.

Пожарные части

  • Пожарное депо квартала «Ленинская Слобода» в Ослябинском переулке, 2. Начало 1930-х, архитектор С. Н. Курабцев.
  • Пожарное депо № 16 на шоссе Энтузиастов, 11. 1927—1929, архитектор А. В. Куровский.

Фабрики-кухни

  • Фабрика-кухня завода «Динамо» на улице Ленинская Слобода, 17. Архитектурная мастерская Нарпита.
  • Фабрика-кухня на Сосинской улице, 43. Архитектурная мастерская Нарпита.
  • Клуб-столовая на улице Доватора, 15. Середина 1929, архитекторы А. И. Мешков, В. Г. Верещагин, М. И. Мотылёв, Галкин.
  • Фабрика-кухня № 1 на Ленинградском проспекте, 7. 1926—1928, архитектор А. И. Мешков при участии Е. Н. Максимовой.
  • Фабрика-кухня Авиазавода № 1 Осоавиахима в 1-ом Боткинском проезде, 7. 1926—1929, архитектор А. И. Мешков.
  • Комбинат питания на проспекте Будённого, 21. 1939
Студенческое общежитие «Дом-Коммуна», жилой корпус, вид с севера Svetlov, CC BY-SA 3.0

Жилищное строительство

Дома-коммуны и общежития

  • Здание треста Хладострой и дома-коммуны «Изотерма» на улице Рождественка, 21. Начало 1930-х, архитектор Н. Я. Колли.
  • Общежитие Коммунистического университета национальных меньшинств Запада имени Ю. Ю. Мархлевского на Петроверигском переулке, 6-8-10. 1929—1931, архитектор Г. М. Данкман при участии М. М. Русановой, П. Симакина.  памятник архитектуры (региональный)
  • Общежитие текстильного института на 2-ом Донском проезде, 7/1. 1927—1928.  памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
  • Студенческий дом-коммуна Текстильного института на улице Орджоникидзе, 8/9. 1929—1931, архитектор И. С. Николаев при участии К. М. Соколова.
  • Общежитие Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской на улице Усачёва, 35, стр. 1. 1926—1927, архитекторы А. К. Иванов, Н. М. Вавировский.
  • Комплекс общежитий Института красной профессуры. Большая Пироговская улица, 51, к. 1 — 8. 1929—1932, архитекторы Д. П. Осипов, А. М. Рухлядев.
  • Общежитие МИИТ, 2-й Вышеславцев переулок, 17. 1931, архитекторы С. М. Герольский, Б. М. Великовский.
  • Дом-коммуна в 4-ом Сыромятническом переулке, 3/5, стр. 4, 4а. 1927—1930, архитектор Г. М. Мапу.
  • Комплекс общежитий МВТУ им. Н. Э. Баумана. Госпитальный переулок, 4а, стр. 2; Малая Почтовая улица, 1, к. 1,2. Конец 1920 — начало 1930-х.
  • Студгородок «Анненгофская роща». Энергетический проезд, 1. Энергетическая улица, 6; 8, к. 2, 3; 10, к. 1, 2; 14, к. 1 — 3. 1929—1930, архитекторы П. Н. Блохин, Б. В. Гладков, А. М. Зальцман.

Жилые дома

  • Дом-мастерская архитектора Мельникова на Кривоарбатском переулке, 10. 1927—1929, архитектор К. С. Мельников.  памятник архитектуры (федеральный)
  • Дом Моссельпрома, Калашный переулок, 2. 1912—1925, инженеры В. Д. Цветаев, А. Ф. Лолейт, Н. Д. Струков  памятник архитектуры (региональный)
  • Жилой дом МХАТа в Брюсовом переулке, 17. 1928, архитектор А. В. Щусев  памятник архитектуры (федеральный)
  • Жилой дом Госстраха на Малой Бронной улице, 21/13. 1926—1927, архитектор М. Я. Гинзбург при участиии В. Н. Владимирова  памятник архитектуры (региональный)
  • Дом Нар

Жилые кварталы Москвы в стиле конструктивизма – Москва 24, 29.11.2012

Неделю назад комиссия по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия приняла решение сохранить семь жилых кварталов в центре Москвы, построенных в стиле конструктивизма.

Речь идет о сохранении кварталов на Дубровке, Усачевке, на Нижней Пресне, в районе Абельмановской заставы и улицы Погодинская, а также квартала "Замоскворецкий рабочий" и квартала № 992 в поселке Русаковская.

Они признаны ценными архитектурными ансамблями, а находящиеся в них жилые дома не должны подлежать сносу, возможен лишь капитальный ремонт и реконструкция в существующих габаритах зданий.

Напомним, ранее сотрудники НИиПИ Генплана провели комплексное обследование кварталов. Они выявили их крайне тяжелое техническое состояние. По оценкам экспертов, это связано с использованием дешевых строительных материалов и отсутствием капитального ремонта.

Мы решили рассказать о четырех сохраненных бывших рабочих поселках – "Дубровке", "Усачевке", "Абельмановской заставе", а также кварталах на улице Погодинская.

Усачевка

Жилой квартал "Усачевка" был построен в 1927–1928 годах по проекту группы архитекторов под руководством А.Мешкова.

Считается, что "Усачевку" строили совсем не для рабочих, а для офицеров Академии имени Фрунзе. А уже позже, в 1930-е годы, дома стали заселяться работниками фабрики "Каучук", которая, к слову сказать, также была построена в стиле конструктивизма.

Фото: Москва 24

Изначально в центральном дворе "Усачевки" находились фонтан и памятник Ленину. Застройка квартала пятиэтажная, фасады домов желтые. Разнообразие в облик зданий вносят выпирающие объемы на фасадах.

Квартал "Усачевка" находится в районе Хамовники.

Фото: Москва 24

Дубровка

Рабочий квартал "Дубровка" является одним из первых жилых конструктивистских кварталов. Двадцать пять пятиэтажных корпусов появились в 1926—1927 годы. В 1978 году была проведена реконструкция квартала.

Проект был разработан архитекторами М.Мотылевым, Н.Молоковым, А.Югановым и другими. Автором углового дома № 6 является архитектор В.И. Бибиков.

Фото: Москва 24

Здания "Дубровки" внешне выглядят разнообразнее домов "Усачевки". Здесь можно встретить выходящие на улицу шахты лифтов и эркеры. На светло-желтых фасадах зданий можно увидеть оранжевые и желтые вставки. В квартале находятся как малоэтажные четырехэтажные корпуса, так и шестиэтажные здания, и дома переменной этажности – 7-8 этажей.

Жилые дома рабочего поселка находятся на 1-ой Дубровской улице, дома с 1 по 6, 7/10, 8/12 и 8а, на 2-ой Дубровской улице, 8-10, а также на улице Мельникова, 14, 16 и 18а.

Фото: Москва 24

Абельмановская застава

Наиболее разнообразными с архитектурной точки зрения являются дома квартала "Абельмановская застава". Здесь можно увидеть не только традиционный для конструктивизма желтый цвет фасадов, но и розовый. Разнообразие в облик зданий также вносят арки и рустовка на фасадах.

Фото: Москва 24

Квартал состоит из пятиэтажных зданий и домов переменной этажности – 6-7 этажей. Он находится на улице Абельмановская, дом 3 и 5 и улице Талалихина, дом 2/1, корпус 1, 4, 5 и 6.

Фото: Москва 24

Погодинский

Поселок "Погодинский" был построен в 1927-1929 годах. Он состоит из пятиэтажных жилых зданий, необычный ритм на фасадах домов создают угловые балконы.

Фото: Москва 24

Жилые дома рабочего поселка "Погодинская" находятся у клуба завода "Каучук". Адрес конструктивистского квартала: 2-й переулок Тружеников, дом 4/19, строение 1 и строение 2; 1-й переулок Тружеников, дом 19/4, строение 3, дом 27/2; улица Погодинская, дом 2/3, строение 1, строение 2, строение 3 и строение 4.

Фото: Москва 24

По-прежнему тревогу защитников конструктивистской архитектуры вызывает Буденовский поселок — комплекс жилых домов по Большой Почтовой улице, возведенный в 1927–1929 годах по проекту Михаила Мотылева. Префектура ЦАО планировала снести квартал из-за его плохого состояния. Но за него вступились активисты. В результате было принято решение обсудить судьбу поселка с его жителями.

Всего в Москве находится 26 поселков, построенных в стиле конструктивизма в 1920–1930 годы.

Софья Кондрашина

Конструктивизм: часть 2 – Жилые кварталы

В Москве около 30 жилых кварталов для рабочих, построенных в эпоху конструктивизма.
Их стали проектировать и строить по очень простой и функциональной схеме. Каждый дом высотой четыре или пять этажей, разумеется – без лифта, но со всеми удобствами. Группы домов образовывали благоустроенные внутренние дворы. И при крайней экономии средств на строительство, кварталы получили свой запоминающийся облик. Акцентирование лестничных клеток, угловые окна, балконы и лоджии, озеленение и благоустройство дворов, плоские кровли с соляриями – вот такими простыми средствами были созданы эти кварталы.
Вспомним, какие стихи по этому случаю написал пролетарский поэт:
«И вот мне квартиру дает жилищный, мой рабочий кооператив.
Во - ширина! Высота - во! Проветрена, освещена и согрета….»

(В. Маяковский)

Мне приходилось бывать в таких домах и первое, что очень понравилось – это комнаты с достаточно высокими потолками и хороших пропорций, близкие к квадрату. Квартиры в таких домах выгодно отличаются от печально известных панельных «хрущевок» именно толстыми стенами и широкими комнатами.
В наши дни кварталы жилых домов первых пятилеток очень ценятся москвичами. За сохранение этих уютных районов идет нескончаемая война с городскими властями. В отличие от рабочих клубов, многие из которых, несмотря на свою ценность, пребывают в плачевном состоянии - эти поселки находятся в отличной форме и полностью выполняют свою первоначальную функцию — в них живут люди, и им эти дома нравятся

Усачевка

Рабочий поселок завода «Каучук», возведен в числе первых, в соответствии с концепцией приближения рабочего жилья к промышленным предприятиям. Расположенный неподалеку образцовый завод «Каучук», требовал столь же образцового жилья для рабочих.
Усачевка – это один из первых в Москве примеров комплексной застройки большого жилого массива в 1920-е гг. Территория около 25 га. Дома в 4-5 этажей, секционные и Г-образной формы.

novost7661.jpg
Жилой район Усачевка, 1924-1930 гг., арх. А.И. Мешков.
47_big.jpg
Схема генерального планаВ планировке кварталов преобладают осевые композиции. Территория между домами занята дворами с зелёными насаждениями и игровыми площадками. Одновременно с жилыми домами были построены детские дошкольные учреждения, школа, амбулатория, универмаг, баня, столовая, заложен бульвар. В строгих по формам, лишённых декора домах удобные и просторные 2-3-комнатные квартиры, рассчитанные на посемейное заселение. 59193 Усачевка. Дома для рабочих.jpg
pi7od9.jpg32624790b5da454b95928e880c20.jpg
Еще одна характеристика жилых домов: «Дома с толстыми кирпичными стенами, квартиры просторные, трех- или четырехкомнатные. Квартиры занимают всю ширину корпуса, и их окна выходят на обе стороны — это очень удобно для жильцов, так как дает возможность сквозного проветривания». Хотя мне кажется, что здесь вкралась маленькая ошибка – вряд ли в те годы семье рабочего давали квартиру, скорее всего только комнату в квартире, и получалась коммунальная квартира (то есть своего рода коммуна!). Но в наши дни такие детали уже надо изучать по мемуарам тех лет, а не в архитектурных архивах.

Шаболовка

Жилой квартал на Шаболовке, также называемый Хавско-Шаболовский жилой комплекс.

95468 Жилой квартал на Шаболовке.jpg

Главная пешеходная аллея, проходящая через весь квартал,
и соединяющая улицы Шаболовка и Хавская

Генплан Шаболовка.jpg
Генеральный план квартала, арх.Н. Травин и др. c4bac5292d3e33555771ccb96e2cb37a.jpg
Аэрофотосъемка 1930-х гг.Четко видна архитектурная концепция авторов проектаДиагональное решения генерального плана, угловые корпуса, поставленные не вдоль улиц, а под углом, диагональные проходы и аллеи – всем этим жилой квартал на Шаболовке и отличается от других жилых районов, проектировавшихся и построенных в годы конструктивизма в Москве.
Проект жилого комплекса был разработан в 1927 г. Причём обязательными требованиями были: компактность застройки, дешевизна строительства и художественно-эстетическая выразительность.
Всего были запроектированы 24 пяти - шестиэтажных жилых корпуса.  Руководящей идеей решения фасадов является максимальное использование солнечного света. Отсюда образование небольших, полуизолированных дворов, вокруг которых располагаются залитые солнцем южные фасады с балконами, сплошь заполняющими плоскости. Сюда выходят главные жилые комнаты. Северные фасады лишены балконов и почти ничем не примечательны. Сюда выходят кухни, ванные комнаты.105965 Хавско-Шаболовский жилой комплекс.jpg
Пешеходная аллея и благоустройство дворовБольшое внимание было уделено организации внутреннего пространства. Создаётся впечатление, что дворы как бы «перетекают» друг в друга, создавая ощущение светлого и очень открытого пространства.

Очень красивое описание дворов нашлось в одном из многочисленных документов, посвященных этому известному жилому комплексу.
«Угловые фасады, как волнорезы, рассекают и устремляют людские потоки в дворовые пространства. Ритм уступов, нарастающий в своем напряжении к угловым фасадам, образует композиционные сгустки, увлекающие зрителя обойти угол и устремляющие его дальше, в новые и новые пространства. Моменты кульминационного пластического напряжения сменяются паузами, после которых - новое нарастание подъема….». Пожалуй, лучше не скажешь!

Угловая часть.jpg
Наружный угол здания акцентирован повышением этажности до 7 этажей
19132d0b5bf0f1f3888931999983d904.jpg
Дом-коммуна на ул Лестева, арх. Г, Вольфензон
Генеральный план запроектирован с учетом видовых точек, которые раскрываются из окон и дворов как в сторону памятника архитектуры – Донского монастыря, так и в сторону знаменитой Шаболовской телебашни.149026 Хавско-Шаболовский переулок (улица Лестева). Дом- коммуна.jpg
Хавско-Шаболовский переулок (ул. Лестева). Дом-коммуна. Фото 1932 года.
Скорее всего, это вырезка из газеты или журнала тех летДля иллюстрации приходится использовать в основном старые фотографии. Ансамбль сильно пострадал от реконструкций в 1970 годы и в наше время добавились новые проблемы. И сегодня нужно иметь перед глазами хорошую историческую карту и старые фотографии, что бы ходить и мысленно восстанавливать утраченное. Надеюсь, что в будущем этот памятник советской архитектуры первых пятилеток обретет свои проектные фасады и избавится от случайных построек.

Вот так, если очень коротко, можно охарактеризовать создание жилых кварталов на рабочих окраинах старой Москвы. Строительство жилых домов не было простым делом, нехватка строительных материалов и настоящих профессиональных строителей давала о себе знать. Да и проектирование велось в напряжении, в бесконечных спорах архитекторов, проводились конкурсы, создавались разные творческие объединения и т.д. Но это уже отдельная профессиональная тема.

Сегодня общее количество подобных кварталов и сосчитать сложно. В своей статье я рассказал только о двух, может быть - самых известных комплексах зданий.

Конструктивистский жилой дом на окраине Москвы является и главным героем фильма «Дом, в котором я живу». В коммунальной квартире проживают несколько семей и показана их жизнь на протяжении многих лет. Сам «Дом» в фильме показывается эпизодически, но можно понять, что это окраина города, рядом станция электрички.

258567.jpg
Наверное, среди читателей статьи найдутся и жители похожих рабочих районов. Было бы весьма интересно услышать их мнение о качестве домов и об уровне жизни в таких городских образованиях, построенных в стиле конструктивизма в 1920-1930 годы.

.............................................................................................
Источники:
Памятники архитектуры Москвы. Архитектура Москвы 1910-1935 гг. Том 9. – М.: Искусство-XXI век, 2012
Сайт фотографии прошлого – Pastvu.com.

Обсуждение:Список зданий в стиле конструктивизма (Москва) — Википедия

Хочу всё же доработать список до статуса избранного, нужны комментарии, как его можно улучшить. Если у кого-то есть возможность присоединиться к его отшлифовке, буду признателен. Krvrd (обс.) 16:24, 10 ноября 2016 (UTC)

Много поводов подозревать орисс в данном списке.

  • По какому обобщающему первичному источнику построен этот список. Список полный?
  • Из чего понятно, что каждый элемент в данном списке есть здание в стиле конструктивизма?
  • Почему здания расклассифицированы функционально, а не скажем географически?
  • Поясните загадочную пометку «вновь выявленный объект» возле некоторых элементов списка.
  • Есть, конечно, пожелания по списку (например отметить какие здание не сохранились или остались только на уровне проекта), но я не уверен что в таком виде список сохранится в проекте. - Saidaziz (обс.) 16:58, 10 ноября 2016 (UTC)

Saidaziz, спасибо за замечания.

  • список формировался на базе источников, указанных в разделе литература. При наличии противоречий в инициалах архитекторов, годах постройки, информация уточнялась в журналах Современная архитектура и Строительство Москвы.
    • А что вы взяли из книги Казуся? Она совсем о другом, здания там практически не упоминаются и, уж тем более, не дается их стилевая характеристика. Книги «Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки» я не видел, но под рукой «Архитектура авангарда. Вторая половина 1920-х — первая половина 1930-х годов» тех же авторов — они используют термин «архитектура авангарда», а не «конструктивизм». Сомневаюсь, что в приведенной вами книге те же авторы раздали каждому сооружению по метке «конструктивизм» — «не конструктивизм» (тем более, «НЭП и первая пятилетка» хронологически шире времени бытования конструктивизма). К тому же, если и говорить о каких-либо списках, в указанном мной справочнике Васильева, Овсянниковой и др. 476 объектов — сколько в Вашем? Ну и последнее — если Вы чем-то пользовались, из приведенной литературы, почему нет ни одной ссылки на источники?--Moreorless (обс.) 08:43, 14 апреля 2017 (UTC)
  • понятие стиля размыто, но все постройки имеют общие черты модернистской архитектуры, с названием надо поработать.
  • типология здания является наиболее оправданным критерием для классификации, поскольку таким образом можно увидеть, например, заинтересованность того или иного архитектора в строительстве какого-либо типа зданий или востребованность той или иной типологии. Территориальная классификация не несет никакой смысловой нагрузки, по крайней мере явной.
  • это юридическое понятие, введенное Минкультом, обозначение такого статуса за каждым отдельным здание подкрепляется ссылкой на паспорт объекта в базе данных Москвы, где указан присвоенный департаментом культурного наследия Москвы статус.
  • Здания, которые не сохранились, я пока не добавляю, за редким исключением. Пока нет достаточного материала, что снесено с 30-х по 2000. Krvrd (обс.) 21:36, 10 ноября 2016 (UTC)


Под данным названием — безнадёжно. Вы не просто расширили самоназвание одного из тогдашних «измов» (по сути — кружка неприкаянных идеологов) до «советского модернизма». Вы расширили «советский модернизм» чуть ли не до вообще всех довоенных построек, и модернистских, и нет. Положим, «красную дорику» Фомина и телеграф дедушки Рерберга неграмотные журналисты чохом записывают в «конструктивизм» - с них станется. Жилые кварталы конца двадцатых, все разные, «измами» не отличаются, но по-своему интересны и могут рассмативаться как знак эпохи. Но как туда же попал парадно-сталинский городок художников, затеянный уже тогда, когда все «исты» давно перековались — ? Что там делает давно снесённая и выстроенная заново «по мотивам» школа на Садовнической набережной? Даже если допустить, что конструктивизм - стиль (именно в Москве такое допущение слабее всего, благо провинциального стилизаторства под конструктивизм было не так и много) - при такой ширине охвата говорить о стиле никак не возможно. Эпоха, она всегда шире любого отдельно взятого стиля. Потому лучше было бы сразу сменить название на «Модернистскую архитектуру Москвы межвоенных лет» или что-то в таком роде. Посмотрите как структурированы качественные обзорные книги по современной архитектуре (с московскими знаком мало, а по СПБ есть удачные книги Кирикова и Штиглиц). Retired electrician (обс.) 20:57, 10 ноября 2016 (UTC)

Retired electrician, спасибо за рецензию. Пожалуй, я с вами согласен, название полностью не отражает список, а только его небольшую часть. Не только та школа, которую вы указали, была полностью перестроена, отмечу перестроенные. Городок художников не весь был парадно сталинским, а только его поздняя часть. Krvrd (обс.) 21:44, 10 ноября 2016 (UTC)

  • «Проходя мимо» замечание: Хлебозавод № 5 в список попал, а конструктивно схожие Хлебозавод № 7, Хлебозавод № 8, Хлебозавод № 9 и Хлебозавод № 11 — не попали. Не взяты, поскольку не попали в базу данных объектов культурного наследия Правительства Москвы? Кстати, ссылки на базу данных сейчас не работают, возможно, есть смысл сделать шаблон формирования ссылок по идентификатору объекта, и застраховаться от будущих улучшений внешнего сайта, bezik° 18:31, 12 марта 2017 (UTC)

Категорически против подобных «списков». Устоявшегося в искусствоведении понятия «конструктивизм» нет, наиболее значимые исследователи архитектуры используют этот термин крайне осторожно или вообще употребляют другие, более общие (авангардизм, например). Подобные списки никак не могут быть полными и исчерпывающими, вводят в заблуждение и способствуют появлению еще большего количества бездарных журналистских статей, которые затем становятся источником для ВП. --Moreorless (обс.) 08:22, 14 апреля 2017 (UTC)

Итог[править код]

Статья выставлена на рецензирование в ноябре 2016-го, последняя реплика в апреле 2017-го. Сейчас вообще находится на странице к удалению. В архив. --Ibidem (обс.) 20:23, 18 февраля 2018 (UTC)

Википедия:Рецензирование/Список зданий в стиле конструктивизма (Москва)

Статью "Список зданий в стиле конструктивизма в Москве" необходимо сохранить в Википедии, несмотря на некоторую неполноту и отдельные неточности, т.к.: 1)Пользователь будет искать информацию по теме списка зданий Советской архитектуры 20-х, начала 30-х годов именно под этим,наиболее распространённым названием 2)Статей, содержащих списки зданий того периода по иной стилистической классификации и под иным названием в Википедии нет, и логичнее редактировать статью, снабдив гиперссылками на отдельные направления и включив обсуждение термина конструктивизм, а не удалять из Википедии. 3)Предложение удалить список зданий эпохи появилось в мае 2017, в период нарастающей угрозы уничтожения этих зданий в процессе реновации, и, каковы бы ни были аргументы и мотивы сторонников удаления статьи, её исчезновение облегчит процесс сноса этих зданий и приведёт в итоге к забвению, а не уточнению.

Хочу всё же доработать список до статуса избранного, нужны комментарии, как его можно улучшить. Если у кого-то есть возможность присоединиться к его отшлифовке, буду признателен. Krvrd (обс.) 16:24, 10 ноября 2016 (UTC)

Много поводов подозревать орисс в данном списке.

  • По какому обобщающему первичному источнику построен этот список. Список полный?
  • Из чего понятно, что каждый элемент в данном списке есть здание в стиле конструктивизма?
  • Почему здания расклассифицированы функционально, а не скажем географически?
  • Поясните загадочную пометку «вновь выявленный объект» возле некоторых элементов списка.
  • Есть, конечно, пожелания по списку (например отметить какие здание не сохранились или остались только на уровне проекта), но я не уверен что в таком виде список сохранится в проекте. - Saidaziz (обс.) 16:58, 10 ноября 2016 (UTC)

Saidaziz, спасибо за замечания.

  • список формировался на базе источников, указанных в разделе литература. При наличии противоречий в инициалах архитекторов, годах постройки, информация уточнялась в журналах Современная архитектура и Строительство Москвы.
    • А что вы взяли из книги Казуся? Она совсем о другом, здания там практически не упоминаются и, уж тем более, не дается их стилевая характеристика. Книги «Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки» я не видел, но под рукой «Архитектура авангарда. Вторая половина 1920-х — первая половина 1930-х годов» тех же авторов — они используют термин «архитектура авангарда», а не «конструктивизм». Сомневаюсь, что в приведенной вами книге те же авторы раздали каждому сооружению по метке «конструктивизм» — «не конструктивизм» (тем более, «НЭП и первая пятилетка» хронологически шире времени бытования конструктивизма). К тому же, если и говорить о каких-либо списках, в указанном мной справочнике Васильева, Овсянниковой и др. 476 объектов — сколько в Вашем? Ну и последнее — если Вы чем-то пользовались, из приведенной литературы, почему нет ни одной ссылки на источники?--Moreorless (обс.) 08:43, 14 апреля 2017 (UTC)
  • понятие стиля размыто, но все постройки имеют общие черты модернистской архитектуры, с названием надо поработать.
  • типология здания является наиболее оправданным критерием для классификации, поскольку таким образом можно увидеть, например, заинтересованность того или иного архитектора в строительстве какого-либо типа зданий или востребованность той или иной типологии. Территориальная классификация не несет никакой смысловой нагрузки, по крайней мере явной.
  • это юридическое понятие, введенное Минкультом, обозначение такого статуса за каждым отдельным здание подкрепляется ссылкой на паспорт объекта в базе данных Москвы, где указан присвоенный департаментом культурного наследия Москвы статус.
  • Здания, которые не сохранились, я пока не добавляю, за редким исключением. Пока нет достаточного материала, что снесено с 30-х по 2000. Krvrd (обс.) 21:36, 10 ноября 2016 (UTC)


Под данным названием — безнадёжно. Вы не просто расширили самоназвание одного из тогдашних «измов» (по сути — кружка неприкаянных идеологов) до «советского модернизма». Вы расширили «советский модернизм» чуть ли не до вообще всех довоенных построек, и модернистских, и нет. Положим, «красную дорику» Фомина и телеграф дедушки Рерберга неграмотные журналисты чохом записывают в «конструктивизм» - с них станется. Жилые кварталы конца двадцатых, все разные, «измами» не отличаются, но по-своему интересны и могут рассмативаться как знак эпохи. Но как туда же попал парадно-сталинский городок художников, затеянный уже тогда, когда все «исты» давно перековались — ? Что там делает давно снесённая и выстроенная заново «по мотивам» школа на Садовнической набережной? Даже если допустить, что конструктивизм - стиль (именно в Москве такое допущение слабее всего, благо провинциального стилизаторства под конструктивизм было не так и много) - при такой ширине охвата говорить о стиле никак не возможно. Эпоха, она всегда шире любого отдельно взятого стиля. Потому лучше было бы сразу сменить название на «Модернистскую архитектуру Москвы межвоенных лет» или что-то в таком роде. Посмотрите как структурированы качественные обзорные книги по современной архитектуре (с московскими знаком мало, а по СПБ есть удачные книги Кирикова и Штиглиц). Retired electrician (обс.) 20:57, 10 ноября 2016 (UTC)

Retired electrician, спасибо за рецензию. Пожалуй, я с вами согласен, название полностью не отражает список, а только его небольшую часть. Не только та школа, которую вы указали, была полностью перестроена, отмечу перестроенные. Городок художников не весь был парадно сталинским, а только его поздняя часть. Krvrd (обс.) 21:44, 10 ноября 2016 (UTC)

  • «Проходя мимо» замечание: Хлебозавод № 5 в список попал, а конструктивно схожие Хлебозавод № 7, Хлебозавод № 8, Хлебозавод № 9 и Хлебозавод № 11 — не попали. Не взяты, поскольку не попали в базу данных объектов культурного наследия Правительства Москвы? Кстати, ссылки на базу данных сейчас не работают, возможно, есть смысл сделать шаблон формирования ссылок по идентификатору объекта, и застраховаться от будущих улучшений внешнего сайта, bezik° 18:31, 12 марта 2017 (UTC)

Категорически против подобных «списков». Устоявшегося в искусствоведении понятия «конструктивизм» нет, наиболее значимые исследователи архитектуры используют этот термин крайне осторожно или вообще употребляют другие, более общие (авангардизм, например). Подобные списки никак не могут быть полными и исчерпывающими, вводят в заблуждение и способствуют появлению еще большего количества бездарных журналистских статей, которые затем становятся источником для ВП. --Moreorless (обс.) 08:22, 14 апреля 2017 (UTC)

Итог[править код]

Статья выставлена на рецензирование в ноябре 2016-го, последняя реплика в апреле 2017-го. Сейчас вообще находится на странице к удалению. В архив. --Ibidem (обс.) 20:24, 18 февраля 2018 (UTC)

Дом-коммуна на улице Орджоникидзе — Википедия

Sight symbol black.svg памятник архитектуры (региональный)

Sight symbol black.svg Внешний вид после реставрации, декабрь 2016 года Sight symbol black.svg Пандус спального корпуса дома-коммуны до реконструкции 2008—2013

Дом-коммуна на улице Орджоникидзе в Москве (экспериментальный дом-коммуна, дом-коммуна архитектора Николаева) — известный памятник архитектуры конструктивизма, студенческое общежитие, в проекте которого ярко воплощена концепция домов-коммун. Памятник архитектуры регионального значения[1]. Построен по проекту архитектора Ивана Николаева в 1929—1930 годах. Представляет собой одно из наиболее радикальных архитектурных воплощений принципа обобществления быта, выразившегося здесь в жёсткой организации жизненной среды, сведении к минимуму личной сферы быта. Подчёркнуто функциональная архитектура здания была призвана способствовать строгой регламентации и унификации жизненных процессов[2].

Здание расположено близ пересечения улицы Орджоникидзе и 2-го Донского проезда, в настоящее время имеет адрес 2-й Донской проезд, дом 9.

Дом-коммуна на улице Орджоникидзе — одна из наиболее известных работ Ивана Николаева. В проекте здания, предназначенного для общежития Текстильного института, была воплощена идея дома-коммуны, предполагавшая полное обобществление быта. Проект студенческого дома-коммуны на 2000 мест был заказан Николаеву Текстильстроем (позднее преобразованном в Стальстрой) зимой 1928—1929 годов[3]; перед автором стояла задача создания «дома — машины для жилья». В соответствии с заданием на проектирование, разработанным московским бюро Пролетстуда и дополненным Главтузом и Текстильстроем, «норма сна для одного студента» составила 3 м2, а «спальные кабины проектируются на два человека»[3]. В «Общих требованиях» программы была сформулирована концепция структуры комплекса:

При проектировке помещений для отдыха и занятий требуется дать ряд помещений самых разнообразных по характеру и оформлению, учитывая разнообразную потребность коммунаров и самое разнообразное использование часов отдыха и занятий

Задание на проектирование, раздел «Общие требования»[3]

Одновременно с общежитием Текстильного института Текстильстроем строилось ещё три студенческих городка, и автору проекта было предписано: по стоимости проектируемое им общежитие не должно быть больше трёх других. По мнению самого Николаева, одной из основных проблем при проектировании был указанный в задании малый объем спальных кабин (50 м3), не удовлетворявший санитарным нормам того времени; для возможности уменьшения объема помещения архитектор предложил усилить воздухообмен в помещениях. С этой целью Николаев запроектировал специальные вентиляционные камеры над лестничными клетками, предназначенные для многократной смены воздуха. В первом варианте проекта спальные кабины было предложено сделать в центральной части здания. Так как помещения предназначались только для сна, в них не было окон. Кроме того, в спальном корпусе не были запроектированы санузлы: они разместились в соседнем санитарном корпусе. Николаев предложил разместить в кабинах двухъярусные кровати, поэтому комнаты при малой площади (4 м2) должны были иметь сравнительно большую высоту — 3,2 м. В окончательном варианте спальные кабины были всё же перемещены к наружным стенам здания; ряды кабин разделил проходящий по центральной части здания коридор. Размеры комнат были увеличены относительно первоначальных: в итоговом варианте проекта их площадь составляла уже 2,7 на 2,3 м, что позволило разместить кровати на одном уровне[3].

В плане здание, состоящее из трёх корпусов, напоминает самолёт. Главный — спальный — корпус представляет собой длинный восьмиэтажный объём в форме параллелепипеда с прямоугольными выступами в торцах. Низким санитарным корпусом главное здание соединено с трёхэтажным общественным корпусом, через который осуществляется вход в здание. В общественном корпусе размещалась столовая, спортивный зал на 1000 человек, читальный зал на 150 мест с книгохранилищем, детские ясли, прачечные, медпункт, душевые, комнаты для кружков и кабины для индивидуальных занятий. Выходящие на север шедовые световые фонари, характерные скорее для промышленной архитектуры, создают в общественном корпусе равномерное освещение[4]. В оформлении корпусов широко применены приёмы конструктивизма: горизонтальные окна, козырьки, плоская кровля.

Функциональная схема здания была ориентирована на создание жёсткого распорядка дня жильцов: утром студент просыпается в двухместной спальной кабине, вмещающей только кровати и табуретки (всего таких кабин было 1008) — и направляется в санитарный корпус, где проходит как по конвейеру последовательно душевые, помещения для зарядки, раздевалки. Из санитарного корпуса учащийся по лестнице или пандусу спускается в низкий общественный корпус и входит в столовую, после чего отправляется в институт или же в другие помещения корпуса. Вечером студент возвращается в спальный корпус, где оставляет вещи в гардеробной и в нижнем белье проходит в спальную кабину. В течение ночи спальная кабина вентилируется с применением озонирования воздуха, «не исключена возможность усыпляющих добавок»[3][5].

Строительство здания велось два года, с 1929 по 1930. Спальный корпус решено было построить на стальном каркасе. Одна из инспекций в ходе строительства, заметив большое количество стальных балок, заявила о нерациональном использовании «стратегических материалов», и вскоре в «Правде» вышел фельетон Михаила Кольцова, обличавший архитектора Ивана Николаева и начальника стройки. После выхода фельетона Николаев несколько месяцев ожидал ареста[4].

В 1931 году здание было введено в эксплуатацию. Уже вскоре после открытия общежития строгое следование концепции «машины для жилья» было нарушено; так, спальные кабины использовались студентами не только для сна, но также для отдыха и хранения личных вещей. Однако благодаря развитой системе общественных помещений в первые годы после постройки режим функционирования кабин был близок к первоначальному замыслу[3].

До 1960-х годов здание сохраняло первоначальную планировку и являлось одним из наиболее полных воплощений архитектуры социального эксперимента. В 1968 году дом-коммуну реконструировали под общежитие Института стали и сплавов: был перестроен первый этаж, а комнаты увеличены за счёт части коридоров. Реконструкция осуществлялась по проекту архитектора Якова Белопольского при участии Ивана Николаева. К концу 1980-х годов здание находилось в плохом техническом состоянии, в 1996 году общежитие было расселено[6]. В конце 1990-х годов в спальном корпусе был произведён демонтаж перекрытий[7].

Долгое время здание пустовало, часть его находилась в аварийном состоянии[7]. 17 октября 2010 года в спальном корпусе произошёл пожар, охвативший площадь в 2 тыс. м2. В результате памятник сильно пострадал; произошло обрушение участка кровли площадью 1 тыс. м2[8].

Фрагмент металлического каркаса Дома-коммуны, который был установлен во дворе общежития после проведения ремонта в 2007-13 гг.

В 2007 году[6][9] начата реконструкция здания под современное общежитие (авторы проекта — В. О. Кулиш и Н. И. Зайцева, научный руководитель А. П. Кудрявцев). Проект предполагает переустройство жилых помещений в соответствии с современными требованиями, планируется также восстановление ленточных окон в первоначальных габаритах. Состав помещений общественного корпуса планируется дополнить кафе, жилыми помещениями для аспирантов и квартирами для иногородних преподавателей. Площадь комнат в спальном корпусе составит 11 и 17 м2, в этом же корпусе запланированы кухни-столовые на 12 студентов.

В сентябре 2013 года были завершены реконструкционные работы в спальном корпусе[10]. К 2017 г. реконструкция здания была завершена. В общественном корпусе разместились столовая, научные лаборатории, лекционный и выставочный зал МИСиС.

Дворец труда в Москве — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 августа 2017; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 августа 2017; проверки требует 1 правка. Проект Н. Троцкого, получивший первую премию

Дворец труда в Москве — неосуществленный проект 1922—1923 годов. В центре столицы (на месте нынешнего паркового комплекса "Зарядье") планировалось возведение грандиозного комплекса, который сочетал бы в себе функции Дома Советов, Дворца съездов, театра, Дома культуры, горкома партии, музея, столовой и т. п.

Вопрос о его строительстве, как писали газеты, был поднят по инициативе председателя Московского Совета Льва Каменева[1]. Программа конкурса была составлена не ранее сентября 1922 года. Конкурс завершался 5 февраля 1923 года. Выставка проектов «Дворец Труда» открылась в марте 1923 года. Этот крупнейший конкурс должен был во многом определить, по какому пути пойдет советская архитектура[2]. Представленный на нем проект братьев Весниных стал первым зданием в стиле конструктивизм.

Строительство не было начато, а в 1933 году здесь начали строить гостиницу «Москва».

Как гласила программа конкурса, объявленного Московским архитектурным обществом[3]:

Этот Дворец Труда должен явиться одним из грандиознейших сооружений в мире, среди подобного типа жилых строений.

Площадь для постройки здания Дворца Труда намечена на участке, ограниченном площадями Революции и Театральной, Охотным рядом и Тверской улицей, там, где сейчас находятся здания быв. Московской гостиницы, ресторана Тестова, Континенталя, Охотнорядских торговых помещений и магазин быв. Германова. (…) Этот зал предназначается для устройства в нем расширенного пленума Мос. Совета и Всероссийских Съездов Советов, а также еще два зала для устройства концертов, вместимостью до 1.200 человек. (…) Здесь также будут помещаться различные кабинеты для работ ответственных работников, для президиума Мос. Сов., и наконец 300 номеров для приезжающих[1].

К проекту Дворца предъявлялись следующие требования: главный зал должен был вмещать 8 тыс. чел., малый — 2,5 тыс. чел., «Башни здания (если таковые будут) желательно использовать под помещения обсерватории, радиостанции и пр. На здании возможно устройство — площадки для аэропланов»[4] и ряд других.

Всего на конкурс было представлено 47 проектов, из них 18 доставлено из провинции[5]. Жюри возглавлял председатель МАО А. В. Щусев. Конкурсные проекты Дворца труда отразили представления различных архитектурных течений о направленности зодчества в условиях нового общества. Условно их можно разделить на три группы: архаизирующая романтика, индустриальная символика и складывающийся конструктивизм[6].

Проект братьев Весниных
  • Проект Н. Троцкого получил первую премию как наиболее яркий пример архаизирующей романтики. В основе композиции плана лежит большой зрительный зал, к которому примыкают малые залы и обслуживающие помещения. Грандиозный объём зала подчеркнут абсидами, в которых размещены лестницы. Большинство архитекторов считали присуждение ему первой премии ошибочной, а сам проект — не соответствующим идее Дворца труда ни с градостроительной точки зрения, ни по образным характеристикам[6].
  • Проект братьев Весниных занял третье место, но именно в нем впервые как самостоятельное явление заявил о себе стиль конструктивизм. В нем остросовременное по облику здание сочеталось с четким рациональным планом, учитывалось использование новейших конструкций и материалов.

Характерны тщательная проработка функциональной стороны замысла, расчет на его осуществление в новых железобетонных конструкциях. Зрительный зал, решенный единым амфитеатром, имел эллиптическую форму и был окружен пространством фойе. Горизонтальный висячий переход соединял объем зрительного зала с прямоугольным блоком, асимметрично завершенным 20-этажной башней, придавшей динамичность всей композиции. Башня завершалась своеобразной решетчатой мачтой-антенной с растяжками, образующей на фоне неба легкий геометризированный ажурный абрис. Дворец труда не был построен. Сама программа конкурса предопределяла неосуществимость такого сооружения в условиях той поры. Но среди всех конкурсных проектов именно предложение Весниных воплощало в себе прогрессивные идеи новой архитектуры. Впоследствии многие идеи конкурса нашли развитие в проектировании крупных общественных зданий[6].

Проекты И. Голосова и Г. Людвига — примеры индустриальной символики. И. Голосов строил свою композицию, стремясь добиться функционально четкой связи отдельных групп помещений и вместе с тем получить остродинамичное построение здания. В результате сильно расчленённый объем с господствующей формой большого зала, покрытие которого напоминает некий гигантский механизм и ассоциируется с турбиной, создает впечатление не единого здания, а целого конгломерата сочлененных вплотную различных по характеру и масштабу объемов. Акцентированное движение архитектурных масс, по мысли автора, должно было передать динамику революции[6].

  1. 1 2 «Коммунальное хозяйство». — 1 октября 1922. — № 11. — С. 24.
  2. ↑ История русского и советского искусства. Под ред. Д. В. Сарабьянова. — М.: Высшая школа, 1979. — 384 с. — C. 320.
  3. Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: Книга 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. — М.: Стройиздат, 1996. — С. 282. — 709 с. — ISBN 5-274-02045-3.
  4. ↑ Программа конкурса на составление проекта Дворца труда в Москве, объявленного Архитектурным обществом по поручению Московского Совета. Не ранее сентября 1922 г. ЦГАЛИ СССР, ф. 1981, оп. 1, д. 158, лл. 57—59.
  5. ↑ «Коммунальное хозяйство». — 15 марта 1923. — № 6. — С. 24.
  6. 1 2 3 4 Советская архитектура

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о