Здания в стиле ампир – что это такое, сталинский стиль в архитектуре, русский в интерьере, имперский классицизм, императорский барокко, чем отличается

Ампир — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 июля 2019; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 июля 2019; проверки требуют 4 правки.

Ампи́р (фр. style Empire — «имперский стиль») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился течением историзма.

Зарождение[править | править код]

Стиль ампир является завершающим этапом классицизма, возник в первой трети XIX века. Во Франции эпохи Наполеона Бонапарта произошло перерождение классицизма в насаждающийся сверху, официальный имперский стиль, сущность которого нашла отражение в его названии (от фр. empire — «империя»). Стиль получил распространение во многих европейских государствах и активно развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX века.

В императорской Франции ампир отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном[1].

В России[править | править код]

В Российской империи этот стиль появился при Александре I. Приглашение архитекторов-иностранцев в Россию было частым явлением, поскольку среди титулованных особ это было модно, а в начале XIX века в России существовало увлечение французской культурой. Для возведения Исаакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана, впоследствии ставшего одним из основоположников «русского ампира».

Многие исследователи вслед за И. Э. Грабарем . и Г. К. Лукомским выделяют в особый историко-региональный стиль ранний александровский классицизм с ориентацией на памятники архитектуры Древней Греции дорического стиля и последующий русский ампир, зодчие которого, как и в наполеоновской Франции, вдохновлялись памятниками императорского Рима.

[2] Соответственно полноценное развитие ампира относится к «послевоенной эпохе» (после победы России в Отечественной войне 1812 г., придавшей новый импульс развитию стиля) и к периоду правления императора Николая I. Отсюда термин «николаевский ампир». Русский ампир получил разделение на московский и петербургский, причем такое деление определялось не столько территориальным признаком, сколько степенью отрыва от классицизма предыдущей эпохи — московский был более связан с национальными традициями. [3].Наиболее известным представителем петербургского направления ампира стал архитектор Карл Росси, среди других представителей этого стиля принято называть архитекторов Андреяна Захарова, Андрея Воронихина, Осипа Бове, Доменико Жилярди, Василия Стасова, скульпторов Ивана Мартоса, Феодосия Щедрина[1]
[4]
. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840 гг., начала периода историзма.

Возрождение ампира в перерождённых формах произошло в России в советское время, в период от середины 1930-х до середины 1950-х годов. Данное направление ампира также известно как «сталинский ампир»[5].

Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и эллинизма, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии

[1][5].

Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны. Платья шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Шею и руки оставляли открытыми. Полотнища платьев внизу расшивали золотой и серебряной нитью, зелеными пальмовыми листьями. Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами. Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. Женское тело было хорошо видно. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу[6]. Декольте тоже были максимально открытыми.

  • Ампир // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Александр Спельц. Орнаменты Ампира. — 1924. Иллюстрации
  • Bourgeois E. Le style Empire, ses origines et ses caractères. P- ., 1930.
  • Некрасов А. И. Русский ампир. — М., 1935.
  • Грабарь И. Э.. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках.- СПб.: Лениздат, 1994.- 384 с.
  • Власов В. Г.. Ампир, или «стиль Империи» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. Т. I, 2004. С. 219-229.

примеры в архитектуре европейских государств

Дизайн

Яркие примеры европейского стиля ампир во французской и российской скульптуре и архитектуре

Стиль ампир, известный своей торжественностью и помпезностью, возник в период эпохи Наполеона Бонапарта.

Во всех европейских государствах можно найти примеры ампира в архитектуре и скульптуре.

Лучшие примеры ампира во Франции

Церковь Мадлен в Париже – самый яркий пример стиля ампир не только во Франции, но и во всей Европе. Здание характеризуется преобладанием прямолинейных очертаний и массивных геометрических объемов. Церковь Мадлен отличается античными формами, которые были излюбленным приемом для мастеров эпохи Наполеона.

Лучшие ампирные традиции можно найти и в сооружении Мальмезон, которое служило резиденцией для Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне.

К примечательным архитектурным памятникам того времени стоит отнести Триумфальную арку на площади Карузель в Париже, над возведением которой работали архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен. Все архитектурные элементы в стиле ампир располагались упорядочено, с соблюдением симметрии и равновесия.

Яркие примеры ампира в России

Яркие примеры ампира в архитектуре можно найти и в России. Известным архитектором ампира в Санкт-Петербурге был Карл Иванович Росси.

Он является автором таких произведений архитектурного искусства, как арка Главного штаба, ансамбль Дворцовой площади, Площадь Искусств, здание Сената и Синода, знаменитая улица Зодчего Росси. Этот мастер также возводил дворцы и замки для императорской семьи.

В Санкт-Петербурге до наших дней остались еще такие примеры стиля ампира в архитектуре, как Казанский собор и здание Адмиралтейства, Спасо-Преображенский и Троицкий соборы, площадь Островского.

Кафедральный Исаакиевский собор – один из самых значимых памятников архитектуры эпохи ампира в России. Сооружение было возведено по проекту О. Монферрана, архитектора родом из Франции.

В нем использованы все геометрические формы – куб, квадрат, треугольник, цилиндр, параболический купол. Все эти элементы придают храму монументальности и имперской вековой незыблемости. Собор отличается богатым наружным декором и красочным интерьером.

В Москве известны такие сооружения в ампирном стиле – Арка Главного входа ВСХВ, Министерство иностранных дел, главное здание МГУ.

Министерство иностранных дел состоит из 27 этажей, высота здания – 172 м. Фасад сооружения декорирован керамическими блоками, цоколь отделан красным гранитом.

Все возведения, выполнены в ампирном стиле, свидетельствуют о величественности и помпезности этой исторической эпохи.

Еще по теме не пропустите

Русский ампир в архитектуре

Русский ампир —  художественный стиль начала 19 в.,  который особенно ярко проявился в архитектуре, дизайне интерьеров, декоративно-прикладном искусстве столицы российской империи — Петербурге. Стиль сложился под влиянием французского ампира после победы России над Наполеоном в войне 1812—1815 гг.

Русский ампир – арка Генерального штаба в Петербурге по проекту архитектора К. Росси в 1820-1829 гг.

 

Венский конгресс 1815 г. — общеевропейская конференция, определившая границы европейских государств после наполеоновских войн.

Историки отмечают парадоксальность того, что ампир – имперский стиль наполеоновской эпохи, — прижился в стране, победившей  Наполеона, в отличие от других стран антинаполеоновской коалиции – Германии и Австрии. Однако моду на ампир в России можно объяснить появлением претензий Российской империи на диктат в Европе, тенденция которого наметилась после Венского конгресса 1815 г.

Кроме того, в России была сильна мода на все французское, даже во время войны. На волне триумфальной победы над наполеоновской Францией имперский стиль стал олицетворять торжество государственности, монархической власти.

Русский ампир должен был продемонстрировать  властителям Европы, что теперь Россия является наследницей Рима (Москву называли третьим Римом, а Петербург – четвертым Римом). Победа над Наполеоном доказала это право.

Пьер Верле (фр. Pierre Verlet), 1908 —1987гг. Французский искусствовед.

Такова была идеологическая основа русского ампира. Российский ампир смог воплотить основную идею Петра Великого – воспеть мощь Российской империи. Однако  русский ампир отличался большей живописностью и изяществом, что отмечал в своих исследованиях П. Верле.

Виды русского ампира

«Русский ампир» делится на две разновидности: петербургский (столичный) и провинциальный.

Стиль ампир в  России особенно ярко проявился в архитектуре Петербурга во второй четверти 19 века. Архитектуру этого периода нередко называют александровским классицизмом.

Однако александровский классицизм ориентирован на греческую античность в отличие от ампира, в основу которого легла античная классика Римской империи. Для русского ампира также как и для наполеоновского характерно использование изображений римских щитов, факелов, стрел, венков из дубовых листьев, орлов.

Московский ампир (и провинциальный) того периода практически не затронул официальные здания, отразившись в декоре монументов и памятников, а также в частных строениях.

Архитектор Карло Антонио де Росси

Карло Антонио де Росси — Carlo di Giovanni Rossi; (1775—1849гг.) Российский архитектор итальянского происхождения. По некоторым данным родился в Венеции, в Неаполе провел юные годы. С 1780-х гг. семья Росси жила в Петербурге. После окончания Отечественной войны 1812 г. работал в Петербурге. .

Жесткость и холодность французского ампира в русском варианте стиля смягчил архитектор итальянского происхождения К. Росси.

Благодаря творчеству К. Росси русский ампир отразил триумфальный, державный настрой империи.

Первый проект архитектора – парадная набережная от Зимнего дворца до Сенатской площади. Под руководством К. Росси возведены дворец императрицы Марии Федоровны на Елагином острове, ансамбль Дворцовой площади, Синода.

К. Росси спроектировал арку Главного штаба с триумфальной колесницей древнеримской богини победы – Виктории.

Арка Генерального Штаба. Архитектор К. Росси. (1820-1829 гг.).

Александровская колонна, созданная архитектором О. Монферраном  в 1834 г. по замыслу К. Росси напоминает Колонну Трояна в Риме. Построена ахитектором О. Монферраном по замыслу К. Росси, (1829-1834 гг.).

Материал – монолит розового гранита. Венчает колонну фигура ангела с крестом (скульптор Б. Орловский). Бронзовые барельефы на пъедестале включают изображения древнерусских кольчуг, шишаков, щитов.

Александровская колонна. Колонна была создана по указу императора Николая I в память о победе Александра I над Наполеоном.

Создана в 113 году н. э. в честь победы Трояна над даками. Высота  колонны — 38 м, вместе с пьедесталом. Выполнена  колонна из Каррарского мрамора. На фундаменте колонны рельефный декор, изображающий военные доспехи и побежденных варваров (2500 фигуры, 154 сюжета).

Произведения К.Росси отражают триумф России в победоносной войне и создания образа Петербурга как «четвертого Рима». Городские ансамбли, созданные архитектором, охватывают широкие пространства и формируют облик Петербурга как имперского города.

Архитектор Василий Петрович Стасов

Василий Петрович Стасов (1769—1848гг) – российский архитектор.

Другим видным архитектором стиля ампир в России был В. П. Стасов. С 1808 г. Стасов работал на строительстве Петербурга.

Стасов является автором Гвардейских соборов — храмов гвардейских полков, расквартированных в столице: Спасо-Преображенского (1827—1829 гг.) и Свято-Троицкого (1827—1835 гг.).

Троицкий собор Измайловского полка (на границе петербургской Коломны) с большими куполами, колоннами и крупным рельефным фризом (работа скульпторов С. И. Гальберга, И. И. Леппе). Кроме того Стасов  — создатель двух Триумфальных ворот в Петербурге.

Нарвские Триумфальные ворота (1827—1834гг.) – заменили деревянные, которые архитектор Дж. Кваренги построил  в 1814 г. — под ними проходили полки, возвращавшиеся с победой из Франции.

Триумфальные ворота строились из кирпича, а сверху обшивались медью. Медная скульптурная группа, венчающая ворота, изображает фигуру Славы с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках — символами мира и славы ( кони – скульптор П.К. Клодт, колесница — В.И. Демут-Малиновский, фигура Славы — С.С. Пименов). На пьедесталах в нишах между колоннами — фигуры воинов в древнерусских доспехах (скульпторы С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский). Над фигурами высечен и позолочен список полков русской армии,  которые принимали участие в войне 1812 года. На карнизе — фигуры духов славы и мира, между ними — перечень битв, в которых они участвовали. Также ворота украшены именем царя-освободителя Александра I.

Нарвские триумфальные ворота  на площадь Стачек. 1827—1834 гг. Архитектор В. П. Стасов в память о победе в  Отечественной войне 1812 г. Возведение начато 26 августа 1827 года, в годовщину сражения при Бородино.

Московские триумфальные ворота (1834—1838гг.)  в Петербурге возведены в память победоносного завершения русско-турецкой войны 1829 г. и подавления в 1831 г. польского восстания. Композиция Московских триумфальных ворот не совсем характерна для ампира, так как строение напоминает не римскую триумфальную арку, а  греческие пропилеи.

Пропилеи в античной архитектуре — строение, оформляющее вход на площадь.

Триумфальные московские ворота оформлены колоннами дорического ордера из чугуна, над ними находится фриз, на нем тридцать крылатых фигур несут щиты с российскими гербами — городов, полки которых участвовали в сражениях. Вверху установлены восемь  пятиметровых композиций из древнеримских военных атрибутов (скульптор Б. И. Орловский).

Московские триумфальные ворота в Петербурге.1834—1838 гг. Архитектор В. Стасов.

Период развития русского ампира в архитектуре первой половины 19 века иногда называют «николаевским»  (правление Николая I (1825—1855гг.)). Есть также мнение, что николаевский ампир – это последняя завершающая стадия русского классицизма, его т.н. «казенная версия».

В этот период стиль был более всего характерен для северной столицы — Петербурга. В то же время в загородных резиденциях царя больше преобладал романтический классицизм в неоготическим направлением, а храмы возводились в русско-византийском стиле.

В архитектуре Москвы после пожара появились новые строения с ампирским декором, в котором присутствовали орлы, факелы, венки, стрелы. Но при этом композиции зданий соответствуют типу классической московской городской усадьбы.

Гораздо позже ампир возродился в Советской России как символ могущества Советского Союза. Это произошло в период правления И.Сталина в 1930-1950 гг. Для сталинского русского ампира характерны величественность, помпезность, мощь. О сталинском ампире вы можете прочитать в статье «Сталинский ампир в архитектуре».

автор: Марина Калабухова

Стиль ампир в архитектуре: что надо знать

Стиль ампир в архитектуре — это поздняя фаза классического искусства, которая процветала во Франции во времена Первой империи (1804-14). Какие примеры архитектуры проявили этот стиль? Как развивалось данное направление в России? Почему советскую архитектуру послевоенных лет называют сталинским ампиром? Об этом читайте ниже.

Страна рождения ампира в архитектуре — мнение искусствоведа

Эту стадию развития архитектурного направления называют ещё высоким классицизмом или наполеоновским стилем. Причём в каждой стране она носит своё название:

  • бидермайер — в немецких землях,
  • федеральный стиль — в США,
  • регенство — в Великобритании.

Причём английский ампир возник раньше, чем французский. И, конечно же, англичане никогда не назовут свой стиль этим словом.

Секрет других имён стиля

Классицизм как направление в архитектуре возник в 16 веке. Его отличительными чертами называют симметрию и сдержанность.

  • Ранний период развития — палладианство.
  • Поздний этап классического направления, который отличает торжественность и парадность, звучит как ампир (французское слово empire — империя).

Поскольку высокий классицизм 19 века родился из интереса к истории, археологическим раскопкам и открытиям Древнего Египта и Греции, то некоторые искусствоведы относят его к неоклассицизму (ветка историзма), что логично.

Стиль ампир в архитектуре Парижа

Во время военных походов архитектура древнего Египта и Рима произвела на Наполеона сильное впечатление. Она внушала почтение и уважение, выражала величие, мощь и могущество. Он стремился создать сильную империю.  Архитектура стала своего рода пропагандисткой компанией.

Наполеон Боннапарт превращал Париж в столицу империи. Осуществляя его планы, в честь побед Великой армии строили монументальные сооружения.

Как ампир объединил храм Славы, римские бани и церковь?

Отличным примером подражания классическим римским храмам служит храм Славы (архитектор Пьер-Александр Виньон). Пришедшие из архитектуры Древней Греции 52 коринфские колонны высотой 20 м придают зданию величественный вид. Первоначальное предназначение — прославить завоевания Великой армии. После свержения Наполеона здание стали использовать как церковь Святой Марии Магдалины (Мадлен).

стиль ампир в архитектуре ПарижаЦерковь Мадлен (Святой Марии Магдалины) в Париже — действующий католический собор

Внутренняя часть состоит из одного нефа с тремя куполами, которые не видны снаружи. Над главным алтарём возвышается статуя Святой, а ещё выше в куполе есть фреска, посвященная истории христианства.

Внутренняя часть, завершенная в 1828-42 под руководством Жана-Жака Хуве, была смоделирована наподобие римских бань. Может поэтому французы говорят, что это самая удивительная церковь?

«Время, ставшее прошлым…» — ампир на площади Звезды

После победы под Аустерлицем Наполеон пообещал своим солдатам, что вернуться они домой как победители через Триумфальную арку (Несколько интересных фактов). По его распоряжению Жан Франсуа Тереза Шальгрен начал строительство самого большого в мире сооружения подобного типа. Моделью служила древнеримская арка Константина.

Но закончить её удалось только через 15 лет после смерти Наполеона. Сегодня этот памятник — символ французского патриотизма. В государственные праздники, такие как день Бастилии и день Перемирия, эта арка знаменует начало или конец парада.

«Счастья кругом — сколько угодно» — Триумфальная арка Каррузель

Архитекторы Шарль Персьер и Пьер Фонтен для сооружения монумента так же взяли за основу существующую древнеримскую триумфальную арку Септимия Севера. Памятник имеет размеры 19 х 23 х 7.3 м. Центральная арка высотой 6,4 м находится между двумя меньшими, высотой 4,3м и шириной 2,7м.

архитектурный стиль ампир в Париже: триумфальная арка КарузельТриумфальная арка на площади Каррузель в Париже — монумент в стиле ампир, возведённый на площади Каррузель перед дворцом Тюильри

Украшают её восемь коринфских колонн из мрамора, увенчанных восемью солдатами Империи. На фронтоне, между солдатами, изображены геральдические символы Королевства Италии и Французской Империи.  Дипломатические и военные победы Наполеона отмечаются барельефами, выполненными в розовом мраморе. Они изображают:

  • Пресбургский мир,
  • победный въезд Наполеона в Мюнхен,
  • в Вену (скульптор Луи-Пьер Десейн),
  • битву при Аустерлице (работа Жан-Жозефа Эсперсье),
  • Тильзитский конгресс,
  • капитуляцию Ульма (автор Пьер Картелье).

Квадрига наверху является копией той, что украшает главный вход базилики Сан-Марко в Венеции. Во время французской империи стоял оригинал, но после падения Наполеона шедевр вернули.

Самый важный символ Парижа XIX века в стиле ампир

Это колонна Вандом. Каждое правительство стремилось оставить свой след на его бронзовой спирали, обвивающей каменный остов. Вся история Франции этого столетия нашла здесь отражение.

ампир в архитектуреLa colonne Vendôme находится в центре одноимённой площади — парижского символа высокой моды, стиля и шика.

Вандомская колонна создана по подобию Траянской в Риме. Сам обелиск по начальной задумке должен был быть украшен 108 фризами, поднимающимися по спирали, и статуей Карла Великого.

Но в 1805 году, на следующий день после Аустерлица, Вивант Денон, директор музеев, предложил увековечить на ней «незабываемую кампанию» 1805 года, подобно сражению Траяна с даками. Для этого использовать переплавленные русские и австрийские пушки, числом 1200.

Колонна была спроектирована Лепером и Гондоином и имела много разных имен —

  • сначала «Аустерлицкая колонна»,
  • затем «Колонна Победы»,
  • наконец, стала «Colonne de la Grande Armée».

Выгравированная надпись гласит: «Памятник, воздвигнутый во славу Великой Армии Наполеона Великого, начат 25 августа 1806 года и закончен 15 августа 1810 года».

280-метровый фриз барельефов, спроектированный по рисункам Бержера, обвивает колонну по спирали. На нём изобразили основные события кампании — от лагеря в Булони до возвращения императора и его войска в 1806 году. Выполнить декоративный орнамент поручили команде скульпторов, включая Бойзот, Бозио, Бартолини, Рами, Руд, Корбет, Клодион и Руксетил.

Сорокадвухметровая колонна была увенчана статуей Первого Консула в римском платье. В течение следующих десятилетий её меняли на флаг Бурбонов с лилиями, на статую Генриха IV, снова на Наполеона в двууголке. И в 1871 году во время Парижской Коммуны колонну снесли совсем, но не надолго.

В 1873 году её восстановили. Суд обязал бывшего комиссара по культуре, известного художника Гюстава Курбе, компенсировать расходы на реконструкцию. Имущество его было распродано. Сам он умер в бедности раньше, чем выполнил это обязательство.

Русский ампир в архитектуре 19 века

Этот стиль в архитектуре России проявился во время правления Александра I (1801 — 1825) и главенствовал до 1830-40 годов. Одним из основоположников русского ампира стал приглашённый французский архитектор Монферран. Его император пригласил в Петербург для возведения Исаакиевского собора.

Другим архитектором, работавшим в стиле ампир в том же городе был итальянец Карл Росси, автор ансамбля Дворцовой площади со зданием главного штаба и триумфальной аркой в Петербурге. Представляют русский ампир также

  • архитектор здания Адмиралтейства Андреян Захаров,
  • Андрей Воронихин (Казанский собор в С-Петербурге),
  • Осип Бове (Московские Триумфальные ворота у Тверской заставы),
  • швейцарец Доменико Жилярди (восстанавливал здания Москвы после пожара 1812 года) и
  • Василий Петрович Стасов (Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге).

ТОП 7 зданий в стиле сталинского ампира

Так неофициально называют лидирующий архитектурный стиль в СССР послевоенных лет. Ярким примером сталинского ампира стала семёрка высотных зданий в Москве. Было решено изменить облик Москвы, внести в него архитектуру, символизирующую триумф советской власти, патриотизма и победы над фашизмом.

Советская архитектура и имперский символизм

Одним из требований к проектируемым сооружениям была их уникальность. Проекты не должны были повторять образцы известных за границей многоэтажных зданий, американских небоскрёбов. Наряду с этим они должны были композиционно соответствовать исторической застройке города. Стояла задача создать очертания, напоминающие русскую архитектуру, многоярусность башен Московского Кремля.

Полностью избежать схожести с американскими небоскрёбами не удалось. Но многоярусность и соответствие колокольням русских церквей высотки получили сполна. Кроме этих двух моментов их объединял белый цвет с небольшими вкраплениями красного и шпили. Сочетание белого камня и красного кирпича — традиционное цветовое сочетание в постройках Руси.

Как ампир Сталина стал памятником его диктатуры?

Проекты не всех зданий изначально предусматривали башни. Строительство высоток на Смоленской и Кудринской (бывшая Восстания) площадях было уже начато, когда «высочайшим указом» внесли коррективы. Архитекторам пришлось изловчиться, чтобы добавить шпили.

сталинский ампир: высотка Высотное здание на площади Восстания фигурирует в драме «Москва слезам не верит»

Пример здания в стиле «самого русского» ампира

Наименьшее по высоте (139 метров) среди остальных здание наиболее ярко отражает разные стили эпох в русской архитектуре. Это гостиница Ленинградская на площади Трёх вокзалов (бывшая Комсомольская) архитекторов Полякова и Борецкого.

Характерные для средневековых русских построек три цвета — белый, красный и золотой — использованы в экстерьере здания. И в интерьере было очень много стилизованных деталей. Когда началась борьба «с излишествами в архитектуре» гостиница первая попала по удар. Архитекторов наказали, «излишества» снесли.

Что характеризует ампир в архитектуре на Воробьёвых горах?

Самое высокое здание «семёрки», на Воробьёвых горах, планировали как гостиницу и жилой дом. После начала строительства планы поменяли, и построили университет. Он стал самым крупным высшим учебным заведением в мире, что тоже прославило Советское правительство и государство.

В итоге, город Москва получил 7 высокоэтажных зданий: две гостиницы, два жилых дома, университет и два административных здания за очень короткий по всем меркам срок, с 1948-1953 годы. Тогда сталинские высотки явили миру силу и величие советского государства. Сейчас это — память той непростой эпохи.

Стиль ампир в архитектуре востребован диктаторскими режимами, так как помогает им влиять на сознание масс, внушая чувства превосходства, силы и авторитарности. Вы согласны с этим утверждением? Ампир в архитектуре — это обычные «понты», не так ли?

Пишите в комментариях своё мнение.
Делитесь с друзьями в интернете, чтобы обсудить на досуге.
Оцените статью, выбрав нужное количество звёзд ниже.

Стиль ампир в архитектуре Санкт-Петербурга и сталинский ампир в Санкт-Петербурге

В начале XIX века строительство в Санкт-Петербурге достигает своего максимального размаха. Именно в это время в свою полную силу вступает поздняя стадия классицизма, известна еще, как поздний ампир.

В этот период стремительно развивается ампир в Санкт-Петербурге, в полной мере проявляясь, прежде всего, в архитектуре.

Здания Санкт-Петербурга в стиле ампир

Архитектура ампира в Петербурге в начале 19 века отличается своей величественностью и монументальностью. Перед архитекторами эпохи ампира возникли совершенно другие задачи: им необходимо было вписать новые здания в уже имеющееся пространство, правильно спланировать целые комплексы в городе и площади с прилегающими к ним ансамблями построек.

В Петербурге в стиле ампир в этот период были заложены комплексы Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской площадей.

Нельзя не заметить стилевые изменения, характерные для архитектурных памятников 19 века. Архитектурное искусство этого исторического периода отличается своей строгостью, монументальностью, интересом к греческой классике. Отмечается тесное переплетение скульптуры с архитектурой, теперь уже не являются редкостью скульптурные сооружения, которые органично вписываются в архитектурные возведения.

Преобладающими архитектурными постройками вначале 19 века были здания общественного значения, такие, как театры, министерства, ведомства, казармы, соборы, конные дворы. Дворцов и храмов, возведенных в эпоху ампира, известно совсем немного, они практически не строились.

Художественный стиль ампир в архитектуре Санкт-Петербурга ярко проявился также в широком применении ордерной системы. Прослеживается применение строгих геометрических форм при взведении большинства зданий того времени.

Излюбленным становится мотив триумфальной арки. Ярким примером применения этого ампирного элемента являются Московские триумфальные ворота. Этот архитектурный памятник представляет собой монументальные 12-колонные ворота в виде портика, отлитые из чугуна с медными коваными деталями. Московские триумфальные ворота символизируют собой могущество и славу русской армии. Тематика военного триумфа, характерная для этого архитектурного памятника периода ампира, подчеркивается скульптурными композициями из военных трофеев.

Все здания стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга отличаются своей торжественностью и парадностью. Они монументальны и строго симметричны, также архитектурным сооружениям того времени свойственной была лаконичность форм. Однако одновременно часто использовалась милитаристская символика Древнего мира – изображения орлов, лавровых листов и доспехов.

К числу памятников архитектуры в стиле ампир в Санкт-Петербурге также принадлежат здания Главного штаба, постройки Сената и Синода, Михайловский дворец и Александрийский театр.

В этом архитектурном направлении также построены два павильона в саду Аничкова дворца. Эти сооружения имеют два больших арочных окна, фигуры древнерусских воинов, ионические колонны – все это указывает на принадлежность построек к стилю ампир.

Кафедральный Исаакиевский собор стал последним наиболее ярким ампирным сооружением в Санкт-Петербурге. В проекте здания можно рассмотреть простые геометрические формы – треугольник, куб, квадрат, параболический купол, цилиндр. Использование этих элементов в процессе возведения конструкции позволило передать ее имперскую величественность и монументальность.

Внутри собор характеризуется красочным интерьером, снаружи здания нельзя не заметить богатый скульптурный декор. Исаакиевский собор сыграл большую роль в создании неповторимого облика Санкт-Петербурга не только XIX века, но и нашего времени.

Сталинский ампир в Санкт-Петербурге: характерные черты

Сталинский ампир в Санкт-Петербурге, прежде всего, проявился в том, что все сооружения возводились согласно установленному проекту планировки.

Наиболее ярким образцом ампирной архитектуры являются «сталинские высотки», представляющие собой массивные здания из кирпича или керамических блоков. Как правило, для облицовки таких домов использовались гранитные плиты.

Среди построек того периода в Петербурге, как и в других российских городах, были так называемые кировские дома, двух- и трехэтажные «немецкие коттеджи», и сооружения барачного типа.

Сталинский ампир в архитектуре Санкт-Петербурга представлен таким сооружением, как дом Советов, его строительство велось под руководством архитектора Ноя Троицкого.

В этом направлении также выполнен ансамбль Светлановской площади, состоящий из трех зданий.

Характерные черты стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга прослеживаются также в зданиях Казанского собора и Горного института, автором этих работ является талантливый архитектор того времени Воронихин.

Среди архитектурных памятников, принадлежащим к периоду сталинского ампира, находится еще и Александрийская колонна архитектора Монферрана, и здание Биржи Тома де Томона, Навские триумфальные ворота Стасова. Большой вклад в архитектурный облик того времени внесли работы талантливого архитектора Карла Росси.

Примеры стиля Ампир в архитектуре / Блог архитектора Дмитрия Новикова

Ампир (фр. style Empire имперский стиль) стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I и развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века.

Стиль ампир является завершающим этапом классицизма, возник в первой трети XIX века. Во Франции эпохи Наполеона Бонапарта произошло перерождение классицизма в насаждающийся сверху, официальный имперский стиль, сущность которого нашла отражение в его названии (от фр. empire империя). Стиль получил распространение во многих европейских государствах и активно развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX века. В императорской Франции ампир отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном.

В Российской империи этот стиль появился при Александре I. Приглашение архитекторов-иностранцев в Россию было частым явлением, поскольку среди титулованных особ это было модно, а в начале XIX века в России существовало увлечение французской культурой. Для возведения Исаакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана, впоследствии ставшего одним из основоположников русского ампира.

Русский ампир получил разделение на московский и петербургский, причем такое деление определялось не столько территориальным признаком, сколько степенью отрыва от классицизма московский стоял к нему ближе. Наиболее известным представителем петербургского направления ампира стал архитектор Карл Росси, среди других представителей этого стиля принято называть архитекторов Андреяна Захарова, Андрея Воронихина, Осипа Бове, Доменико Жилярди, Василия Стасова, скульпторов Ивана Мартоса, Феодосия Щедрина.

 

Примеры петербургского ампира:

Примеры московского ампира:

Ампир относится к так называемым королевским стилям, которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и эллинизма, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии.

В России ампир главенствовал в архитектуре до 18301840 гг. Возрождение ампира в перерождённых формах произошло в России в советское время, в период от середины 1930-х до середины 1950-х годов. Данное направление ампира также известно как сталинский ампир.

 

Источник — wikipedia

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дизайн и орнамент зданий и домов в стиле ампир

Дизайн в стиле ампир предполагает военную тематику. Пример: оформление Арки Генерального Штаба в Петербурге.

Дизайн в стиле ампир в декоре зданий Петербурга имеет в своей основе классические ордерные системы, отражает стремление к парадности, монументальности.

В стиле ампир возводились колонны в память о военных успехах, триумфальные арки по подобию римских. Здания в стиле ампир выглядят торжественными, строгими и величественными. Для них характерна симметричность и пропорциональность.

Ликторские связки — пучки прутьев с топором в середине, перевязанные ремнем.

Декор зданий в стиле ампир во Франции дополняли эмблемами империи Наполеона (буква N), изображение пчелы, ордена Почетного легиона, орлов с пучками молний.

Фигуры сфинксов и египтян в орнаменте ампира напоминают о египетских походах императора.

В стиле ампир орнамент составлялся на основе военной символики: фригийский колпак являлся символом свободы, ликторская связка

– сила римского права, ветки дуба с листьями означали добродетель, копье – свободного гражданина.

В декоре сооружений участвовали скульптурные композиции с участием фигур из героической мифологии Древнего Рима: богиня победы Виктория, фигуры Славы и др.

Сооружения и здания в стиле ампир

Франция

Вандомская колонна (фр. la colonne Vendôme) 1806—1810 гг. — парижская «колонна Побед».

Сооружена колонна в честь победы Наполеона I под Аустерлицем на Вандомской площади в 1-ом округе Парижa, по декрету Наполеона I от 1 января 1806 года. Высота 43,5 м. Архитектор Ж. Б. Лепер и Ж. Гондуэн.

Материал – бронза неприятельских пушек и увенчана статуей Наполеона. Восемь скульпторов создавали барельеф колонны. Барельефы представляют сюжеты от выхода наполеоновской армии из булонского лагеря до победы при Аустерлице, переговоры Наполеона с князем Долгоруким, возвращением императора во главе гвардии в Париж.

Барельефы Вандомской колонны.

Триумфальная арка на площади Звезды (Шарля де Голля) (arc de triomphe de l’Étoile) — монумент в 8-м округе Парижа на площади Шарля де Голля (Звезды). 1806-1836 гг. Архитектор Хан Шальгрен.

Построена в ознаменование побед армии по указанию Наполеона. Фриз арки на восточном фасаде украшен ампирным орнаментом рельефными изображениями начала похода французской армии и ее возвращением — на западном фасаде. Щиты аттика украшены выгравированными названиями сражений в Европе и Африке. Пилоны арки украшены барельефами «Марсельеза», «Апофеоз», «Сопротивление», «Апофеоз».

Барельеф «Марсельеза» (скульптор Ф.Рюд) на Триумфальной арке на площади Звезды.

Триумфальная арка перед дворцом Тюильри на площади Карузель (L’arc de triomphe du Carrousel) – увековечивала победы Наполеона в 1806—1808 гг. Архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен.

На этот проект зодчих вдохновила античная арка Константина в Риме.

Триумфальная арка Константина (Arcus Constantini, итал. Arco di Costantino) — трёхпролётная арка в Риме.

Построена в 315 году. Посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Высота 21 м, длина 25,7 м и ширина 7,4 м.

Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором. В декоре арки элементы снятые с более древних монументов времен Траяна, Адриана и Марка Аврелия . Это единственная в Риме арка, созданная в честь победы в гражданской войне, а не над внешним врагом.

 

Высота триумфальной арки перед дворцом Тюильри 19 м. Сооружение венчает квадрига святого Марка из Венеции.

После падения Наполеона квадригу поменяли на скульптурную композицию, которая символически представляет семейство Бурбонов (скульпторы Франсуа-Фредерик Лемо, Франсуа Жозеф Бозио).

В декоре – рельефы, изображающие Пресбургский мир, триумфальный въезд Наполеона в Мюнхен и в Вену, Аустерлицкое сражение, конгресс в Тильзите и падение Ульма (скульптор Клодион).

Клод Мишель (фр. Claude Michel), Клодио́н (Clodion) 1738-1814 гг. В 1798 году Клодион сопровождал Наполеона в Египетском походе. Его зарисовки древних памятников «Путешествия по Нижнему и Верхнему Египту» вышли в Париже в 1802 году.

Триумфальная арка Константина.

 

Арку украшают геральдические символы, что также характерно для дизайна в стиле ампир. Сюжеты скульптурных композиций подбирал Виван-Денон.

Доминик Виван (Dominique Vivant Denon), барон Денон (baron Denon). 1747 — 1825 гг. Виван внес в ампир древнеегипетские мотивы, В 1804 г. был назначен директором Лувра.

Барельф на Триумфальной арка на площади Каррузель.

Церковь Святой Магдалины на площади Согласия в Париже (фр. l’église de la Madeleine).

Архитектор П. Виньон (1762—1828гг.) При создании церкви за основу был взят периптер – здание, окруженное по всему периметру колоннами.

Храм Мезон Карре в Ниме – (Maison Carrée — «Квадратный дом») —древнеримский храм на территории Франции.

Расположен в Провансе в центре Нима. Церковь была освещена около 1 г. до н. э. Длина храма 25 м, ширина 12 м.


В 1823 г. здание объявлено национальным музеем, в нём размещена экспозиция древнеримского искусства.

Начинал строительство архитектор К. д’Иври при Людвиге XV, и прообразом служила церковь Святого Людовика. После смерти К. д’Иври продолжил строительство архитектор Кутюр, который предложил ее создать по по образу Пантеона.

В 1790 г. строительство было остановлено. В 1806 г. Наполеон велел снести здание, чтобы на его месте П. Виньон создал Зал Славы великой армии.

Церковь была разрушена, но в 1814 г. Людовик XVIII указал восстановить строение в честь Людовика XVI и Марии-Антуанетты.

В 1837 г. парижская администрация планировала сделать здание вокзалом на дороге между Парижем и Сен-Жерменом, однако, этот план не был реализован.

В 1842 г. церковь была освещена. Особенностью здания является отсутствие боковых окон и поперечного нефа (трансепта), свойственного крестообразным купольным храмам. Фронтон церкви украшен скульптурной композицией на тему «Страшный суд» (скульптор Филипп Оноре Лемера).

Последним образцом церкви стал храм Мезон Карре в Ниме. Габариты церкви 108х43 м. По всему периметру здание окружено 52 колоннами коринфского ордера, высотой 19,5 м.

Церковь Святой Магдалины Арх. П. Виньон.

Композиция «Страшный суд» на фронтоне церкви Святой Магдалины скульптор.

Храм Мезон Карре в Ниме.

Здания в стиле ампир в России

Провиантские склады (Зубовский бульвар, 2) 1829-1835 гг. – ныне музейное объединение «Музей истории Москвы».

Провиантские склады (музейное объединение «Музей истории Москвы»). 1829-1835 гг. Арх. Ф. Шестаков. Проектировщик В. Стасов.

Склады – комплекс общественных зданий в стиле ампир. Комплекс включает три корпуса и здание кордергардии во дворе.

Образцовый проект, на основе которого были созданы Провиантские склады в Москве, принадлежит В. Стасову. Он создал его в 1821 г. в Инженерном департаменте в Петербурге, оттуда и был прислан в Москву в 1829 г. Архитектор комплекса Ф. Шестаков.

Ансамбль построен по заказу ведомства Провиантский приказ, отвечавшего за снабжение армии провизией. В 1835 г. здание было окрашено: ограды, решетки, двери, ставни были выкрашены в черный цвет, а крыши, водосточные трубы, желоба — в красный.

Кордергардия (corps de garde) — строение, предназначенное для караульных солдат.

Центральный корпус – каменное прямоугольное здание в два этажа (высота этажа 6 м.), размеры строения 80х30 м. Корпус визуально делится на три части при помощи двух двухъярусных аркад. Входы расположены по всему периметру здания: по три входа на основном фасаде, по одному входу – на торцах.

Среди особенностей: дорический антаблемент, дверные проемы по «египетскому типу» (сужающиеся кверху), Скульптурный декор представлен венками с лентами. Здание кордергардии украшено 6-колонным портиком. Между корпусами по линии площади и улицы установлены строгие металлические ограды с изображением военных символов.

Кордергардия – здесь находились несущие караул солдаты.

Московский Манеж (ул. Моховая, д.1/9)

Официальное название с 1967 г. — Центральный выставочный зал «Манеж». 1817 г. Проект А. Бетанкура. Реставрирован в 2004 г. после пожара. Арх. П. Андреевым.

Московский манеж. ул. Моховая, д.1/9.

А. Бетанкур – инженер-генерал, начальник главного управления путей сообщения и публичных зданий

Московский манеж — здание в стиле ампир — был открыт 30 ноября 1817 г. в честь пятилетия победы в Отечественной войне 1812 г. по проекту А. Бетанкура.

Строительство манежа вел генерал А. Л. Карбонье. В возведении манежа Карбонье помогали главный архитектор строительства Ламони и инженер-поручик А. Я. Кашперов. В 1824-1825 фасады были отделаны О. Бове.

После пожара 2004 г. здание было реконструировано, внешний вид восстановлен, достроен подземный этаж. Сооружение было рассчитано на размещение пехотного полка – около 2 тыс. солдат.

Деревянные балки стропил связывались системой металлических тяг, регулируемыми специальными гайками. Площадь строения – 7425,67 кв.метра.

Сооружение перекрыто кровлей, лежащей на стропилах длиной 44,86 м. без промежуточных опор. Прямоугольное в плане одноэтажное здание имеет и по нынешним временам значительные размеры — длину 166,42 метра, ширину 44,81 метра и высоту около 15 м. К боковым стенам примыкают колонны тосканского ордера, между ними – сводчатые окна.

Дом Селезневой — ныне Музей А.С. Пушкина (Пречистенка, 12).

Дом Селезневой — ныне Музей А.С. Пушкина (Пречистенка, 12), фасады выходят на две улицы.

Дом Селезневой, фасад к улице Пречистинка.

Дом Селезневой, фасад к Хрущевскому  переулку.

Фасад — Главный вход в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

А. Григорьев – архитектор Афанасий Григорьев (1782-1868 гг.), бывший крепостной, получивший вольную в 22 года, ученик Джованни Жилярди и Франческо Кампорези. Работал над воссозданием многих московских зданий после 1812 года вместе с Доменико Жилярди.

Этот дом с дизайном в стиле ампир построен в 1816 г. архитектором А. Григорьевым на месте старого, сгоревшего здания, принадлежащего Федору Сергеевичу Барятинскому.

Новый хозяин – дворянин, участник войны 1812 года Александр Петрович Хрущев. Дом имел два фасада – один выходил на Пречистенку, другой – на Хрущевский переулок.

Здание украшали шесть колонн ионического ордера, между которыми располагались высокие арочные окна.

Фасад декорирован лепными фризами с медальонами. Со стороны парадного входа мезонин с балконом. Боковой фасад украшает портик с восьмью парными колоннами на фоне рельефного панно.

В 1860-х годах усадьба переходит во владение отставному штабс-капитану Дмитрию Степановичу Селезневу, дворянину, на фасаде здания до сих пор находится фамильный герб.

Триумфальная арка Здания Главного штаба, посвящена победе в войне 1812 г., имеет высоту 28 метров и ширину 17 метров, состоит из двух частей.

Раскрытию героической темы в архитектуре триумфальной арки Здания Главного штаба способствуют скульптурные композиции. Арка украшена фигурами летящих Слав, композициями из оружия и воинских доспехов. Венчает арку колесница богини Победы, запряженной шестеркой коней, последних коней придерживают воины.

В центре композиции — аллегорическая статуя Победы, воплощенной в образе крылатой женщины с лавровым венком и эмблемой государства в руках. Скульптурная композиция выполнена из листовой меди скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским, она воплощает величие России после Отечественной войны 1812 года.

У подножия арки на пьедесталах, выступающих из стены, установлены горельефные композиции из воинских доспехов. Между колоннами над пьедесталами располагаются фигуры воинов разных возрастов, олицетворяющие разные поколения, участвующих в Отечественной войне 1812 года.

Выше статуй размещены рельефные изображения воинских доспехов. В пространстве между антаблементом колоннады и архивольтом арки — рельефные изображения летящих Слав (летящие крылатые фигуры с лавровыми венками).

 

Арка 3дания Главного Штаба, 1819-1829 гг. арх. К. Росси.

Барельеф «Слава» на главном фасаде арки Главного штаба. 1828 г. С.С. Пименов.

Триумфальная арка в Москве

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте Москвы.

Триумфальная арка в честь победы над Наполеоном была сооружена в 1814 г. у Тверской заставы (в конце нынешней улицы Горького). Поскольку сооружение было деревянным, оно быстро ветшало, и уже в 1826 г. было решено построить вместо деревянной Триумфальной арки каменную.

Проект нового сооружения разработал архитектор О.Бове. Поскольку было принято решение о перепланировке площади у въезда в Москву, проект пришлось переделывать. Новый вариант, разработанный Бове, был принят в 1829 г. Открытие Триумфальной арки состоялось в 1834 г. В 1936 г. Триумфальная арка, кордегардии, соединяющая их ограда были разобраны.

В 1966 г. Московским Советом депутатов трудящихся было принято решение о восстановлении Триумфальной арки. Над проектом трудился коллектив 7-й мастерской «Моспроекта-3». Руководил проектом В. Либсон, в состав группы реставраторов входили архитекторы Д. Кульчинский и И. Рубен.

Триумфальную арку было решено установить без кордегардий и ограды не как проезжие ворота, а как монумент на Кутузовском проспекте. Основой сооружения стала однопролетная арка с 12-метровыми 16-тонными чугунными колоннами коринфского ордера.

Колонны были отлиты на основе единственной сохранившейся колонны Триумфальной арки О. Бове. Между колоннами стоят литые фигуры бородатых воинов в кольчугах, шлемах, с накидками, напоминающими римские мантии с щитами и копьями в руках.

Один из горельефов Триумфальной арки.

Величественный ампир своим орнаментом с начала своего появления был призван отражать имперские амбиции государства, монарха, правителя или национальную идею страны.

После падения власти основного идеолога стиля – императора Наполеона — он ярко проявился у страны-победительницы – России, а затем вернулся в эпоху сталинской диктатуры, а также отразился в архитектуре другой мощной мировой державы – США.

автор: Марина Калабухова

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *