Здания в стиле классицизма в – что это такое, основные черты представителей эпохи, особенности в архитектуре, литературе, жанры, признаки позднего

Классицизм в Петербурге

С приходом к власти в России императрицы Екатерины II за несколько лет господствующее долгое время барокко сменилось модным в Европе классицизмом.

С приходом к власти в России императрицы Екатерины II за несколько лет господствующее долгое время барокко сменилось модным в Европе классицизмом. Утверждение и развитие классицизма в России началось с двух столиц – Москвы и Петербурга.

Архитектура классицизма в Петербурге получила свое развитие не только из-за философских наклонностей императрицы, общавшейся с великими мыслителями того времени, хотя это влияние несомненно, но и из-за возросших задач зодчества в условиях бурно развивающегося города.

Великолепие барочных дворцов нельзя было распространить на «казенные дома» — торговые ряды, присутственные места, здания школ, больниц, судов, тюрем и т.д. – это было не только неуместно, но и сложно в техническом исполнении, поскольку строительство должно было вестись быстрыми темпами, чтобы удовлетворить нужды молодого города.

Язык классицизма оказался универсален: он позволял строить как дворцовые и храмовые сооружения, так и государственные и общественные учреждения, частные дома-усадьбы. Поэтому классицизм быстро получил широкое признание в России.

Вместе с классицизмом в Санкт-Петербурге утверждались и новые методы строительства. Если при строительстве сооружений Растрелли, мастера резали и крепили элементы декора, гармонизируя строение прямо по месту, то в период классицизма закреплялось разделение труда: архитектор отвечал за замысел, разработку чертежей, которые во всех деталях отражали будущее здание, а за строительство отвечали подрядчики.

Предшествующее классицизму барокко было стилем индивидуальным, а новый стиль, благодаря определенному набору требований к форме и декору, стал унифицированным. Создавались проекты-образцы, выполненные известными архитекторами, их размножали и рассылали в разные города страны. Стиль позволил расширить возможности строительства, более широко использовать образы исторических и литературных персонажей, которые были представлены в скульптурах на фасадах зданий и памятных сооружениях.

Скульптуры на здании Адмиралтейства в Петербурге. Это аллегорические изображения времен года, четырёх стран света, огня, воды, земли, воздуха, Урании — музы астрономии, Изиды – покровительницы корабельщиков и другие.

Петербургский классицизм, начало которому положила Екатерина, отвечал представлениям об абсолютистской власти монарха, а также идеям просвещения и демократизации, поскольку позволял строить в одном стиле людям разных сословий и достатка. По мнению историков, здания в стиле классицизм в исполнении известных зодчих, создавали новое архитектурное единство, нередко подчиняя строения, построенные в других стилях, становились центром городской композиции.

Например, Адмиралтейство после перестройки архитектором Захаровым своей монументальностью архитектурно подчинило себе систему центральных площадей. Перестраивая Главное Адмиралтейство, архитектор комплексно решил сложные градостроительные и архитектурно-художественные задачи.

Главное Адмиралтейство является центром архитектурной композиции.

Биржа перетянула на себя фокус внимания, ранее приходившееся на Петропавловскую крепость. Специалисты объясняют это явление тем, что здания, построенные в стилях, предшествующих классицизму, не были рассчитаны на определяющую роль в ансамбле городских сооружений. Они создавались как самостоятельные и самодостаточные строения. В отличие от них здания в стиле классицизм возводились архитекторами как постройки, рассчитанные на компоновку городского ансамбля.

Здание Биржи – композиционный центр ансамбля Стрелки Васильевского острова.

Для частного строительства в Петербурге конца 18 века тоже присущи классические формы и декор. Обычно у частных домов делали невысокий фундамент, устанавливали двух- или четырехколонные портики, фронтоны с окнами, строгие оконные наличники, украшенные рельефом. Окраска зданий чаще двухцветная – светло-зеленый или охровый сочетается с белым.

Архитекторы, создававшие сооружения в стиле петербургского классицизма

Жан-Батист Валлен-Деламот (1729-1800гг.): Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 — костел Святой Екатерины, Академия художеств на Университетской набережной, 17, Дворец Разумовских на Мойке, 48.

Малый Эрмитаж на Невском проспекте, арх. Жан-Батист Валлен-Деламот. 1729-1800гг.

Ю. М. Фельтен (1730-1801гг.): Церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской, (1771—1776 гг.), Старый Эрмитаж (1771 — 1787гг. ) и переход в Эрмитажный театр. Ограда Летнего сада, одно из зданий Воспитательного дома близ Смольного. Архитектор также участвовал в сооружении гранитных набережных Невы.

Старый Эрмитаж.

В. И. Баженов (1737-1799 гг.): Дом Теплова (Свердловская набережная, 40) , Михайловский (Инженерный) замок, Второй дворец Павла I.

Дом сенатора и ученого Г.Н. Теплова.

А. В. Квасов (1718-1772гг.): cоздал генплан Санкт-Петербурга, его идеи определили облик предмостных площадей на Фонтанке. Участвовал в застройке Адмиралтейской части.

И. Е. Старов (1745-1808 гг.): завершал ансамбль Александро-Невской Лавры, предмостная площадь (Александра Невского) с домами на ней, Надвратную церковь, Троицкий собор, Таврический дворец, Фасады Аничкова дворца.

Собор во имя Святой Троицы в Александро-Невском монастыре (лавре) 1776-1790 гг.

Н. А. Львов

(1751-1803гг.): Невские ворота Петропавловской крепости, Главпочтамт, церковь-ротонда (проспект Обуховской обороны). Зодчий перестроил дом Г. Р. Державина на Фонтанке 118, Приоратский дворец (в Гатчинском парке).

Дом Державина на Фонтанке.

Д. Кваренги (1744-1817гг.): Эрмитажный театр у Зимней канавки, здание Академии Наук, Английская церковь, Иностранная коллегия, дом №4 на Дворцовой набережной, усадьба Безбородко (Свердловская набережная, 40), Конногвардейский манеж, Смольный институт, Малый Гостиный двор и “Серебряные ряды” (Невский пр. 31-33), Ассигнационный банк с оградой (ул. Садовая, 21), Мальтийская капелла, церковь во дворе Воронцовского дворца, Колокольня Владимирской церкви (на Колокольной улице) , Екатерининский институт, дворец Юсуповых на Фонтанке 115, здание Кабинета Аничкого дворца на Невском проспекте 39, Деревянные Триумфальные Нарвские ворота и др.

Здание Академии наук.

А. Ринальди (1710-1794 гг.): Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6), Князь Владимирский собор, ряд зданий на Большом проспекте П. С. (Петроградской стороны).

Мраморный дворец. Дворцовая набережная, 6. арх. А. Ринальди. 1710-1794 гг.

Классицизм Петербурга вызывал как восторг гостей северной столицы, так и удивление. Не все воспринимали соединение русских национальных традиций и интернационального классицизма, основанного на античных формах. Некоторые иностранные путешественники удивлялись сочетанием античных статуй на фасадах домов и колоннад с суровым климатом, образом жизни людей, их одеждой, манерами, религиозными традициями и национальным зодчеством. Их поражал, например, контраст колоннады под античность, греко-римские портики храмов с крестами над ними, как в архитектуре храмов Александро-Невской Лавры (архитектор И. Е. Старов, 1776—1790 гг.) Тем не менее, петербургское направление стиля никого не могло оставить равнодушным.

автор: Марина Калабухова

Путеводитель по архитектурным стилям, страница-6

  1. Гид по стилям
  2. Древнерусское зодчество
  3. Готика
  4. Барокко
  5. Рококко
  6. Классицизм
  7. Ампир
  8. Псевдорусский стиль
  9. Мавританский стиль
  10. Палладианский стиль
  11. Эклектика
  12. Модерн
  13. Конструктивизм, рационализм
  14. Сталинский ампир
  15. Ар-деко
  16. Минимализм
  17. Лофт
  18. Хай-тек
Классицизм

Классицизм (от латинского classicus — образцовый) был популярен в XVII-XIX веках и черпал вдохновение в Древнегреческой и Римской архитектуре с их повторяющимися фасадами, рядами колонн, строгой симметрией. При этом дизайн каждой части здания определяли строгие правила — ордеры.

Архитектурный язык классицизма сформулировал венецианский мастер Палладио, показав, что, с точки зрения классицизма, художественное произведение должно строиться на основании строгих канонов, подчеркивая стройность, гармонию и логичность самого мироздания. Поэтому в противовес постройкам барокко, мастера классицизма не создавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания.

Стиль неоклассицизм (от французского neo-classicisme), популярный во второй половине XIX и XX веков, также основывался на классических традициях искусства античности, «очищая» архитектуру от декоративных элементов.

Также в 1820-х годах был распространен стиль неогрек. В отличие от классицизма, для него был характерен подчеркнуто археологический подход к воспроизведению элементов греческой классики. Самое знаменитое в России здание в стиле неогрек — Музей имени Пушкина.

Характерные черты зданий классицизма / неоклассицизма:регулярность планировки, строгость формы, симметрия, лаконичный декор (чаще всего скульптуры богов, религиозные сцены, лепнина), слепые ниши со статуями.
Преобладающие цвета зданий классицизма / неоклассицизма: насыщенные зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой.
Линии зданий классицизма / неоклассицизма:строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельефы в круглых медальонах.
Форма и конструкции зданий классицизма / неоклассицизма:четкие геометрические формы, массивные, устойчивые, монументальные; портик — важный пластический элемент, а стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами.
Характерные элементы интерьера зданий классицизма / неоклассицизма:сдержанный декор; колонны, пилястры, статуи, античный орнамент; простая и легкая мебель; формы предметов упрощаются, линии выпрямляются.
Окна зданий классицизма / неоклассицизма:Прямоугольные или полуциркульные со скромным оформлением; диоклетианово окно — полукруглое, поделенное на проемы двумя вертикальными средниками.
Двери зданий классицизма / неоклассицизма:прямоугольные с массивным двускатным порталом или карнизом на консолях, львами, сфинксами и статуями; веерообразное окно над дверью и боковые фонари (узкие окна по бокам дверного проема).
Крыши зданий классицизма / неоклассицизма:купола плоские, как перевернутое блюдо; двускатные крыши с фронтоном и украшенным тимпаном; фонари-ротонды, окруженные балюстрадой.
Классицизм
Интерьер классицизмаЗнаменитые здания Москвы в стиле классицизм и неоклассицизм Страница 6 из 18«‹2345678910›»

Каноны классицизма в архитектуре разных стран

Традиции классицизма в английской архитектуре. Королевский госпиталь. 1696-1712гг. Гринвич.

Огромное влияние на внедрение канонов классицизма в архитектуру 18 в. оказали археологические раскопки Геркуланума, Помпеи и развитие исторических знаний о греческой и римской архитектуре. Большой вклад в развитие теории классицизма своими работами внесли И. И. Винкельман (Johann Joachim Winckelmann, 1717—1768 гг.), И. В. Гёте (Johann Wolfgang von Goethe 1749- 1832 гг.) Каноны классицизма сложились в эпоху античности, были поддержаны во времена Ренессанса и вновь вернулись в моду вместе с появлением нового класса — буржуазии. Традиции классицизма получили общеевропейское признание, были описаны в теоретических трудах идеологов стиля и во многом определили философию общества. Основная ценность классицизма — неподвластная времени строгая гармония. Классицизм отражает особые этические нормы: стойкость, подчинение личного общественному, ориентацию на разумное начало. Каноны классицизма в архитектуре определили нормы требований эстетики, художественные правила, четкие пропорции, логичность в плане, простую геометрию форм. Обращение к античному наследию предполагало не только использование определенной геометрии и элементов, но и соблюдение общих законов архитектоники. Основой классики в архитектуре является ордер. В классицизме ордерные элементы становятся менее крупными, чем в эпоху античности, чаще всего не несут конструкционной нагрузки, не затмевают общую структуру здания и становятся декоративным дополнением. Эти черты классицизма легли в основу стилевых решений в разных странах.

Чертеж Смольного института. Стиль классицизм. архитектор Д. Кварнеги. Архитектор расположил здание так, что глаз зрителя охватывает весь вытянутый фасад, ритмично и четко разделенный по вертикали портиками, колоннами. На чертеже обозначены пропорции деления фасада.

Европейские архитекторы, сторонники традиций классицизма, создавали сооружения с четким композиционным решением, ордерным членением. В середине 18 в. традиции классицизма претерпели некоторые изменения в соответствии с духом эстетики Просвещения, требующим возвращения к естественности, что выражалось в органичном сочетании ордерного оформления фасадов и окружающего сада. Особняки и общественные здания окружали регулярным или пейзажным садом или парком. Примером могут служить ансамбли архитекторов Ж. А. Габриеля (первый королевский архитектор Ange-Jacques Gabriel. 1698 —1782 гг.), Ж. Ж. Суфло (Jacques-Germain Soufflot, 1713—1780 гг.)

Луарское шато маркизы де Помпадур. А. Ж. Габриэль расширил дворец, а после смерти Помпадур его реставрировал Жак Жермен Суффло.

Во второй половине 18 в. архитекторы создают новые типы планировки городской застройки, проектируя гармонично связанные уличные ансамбли, открытые площади, постройки, связанные с ландшафтом. Каноны классицизма предполагают сглаженную пластику фасадов, рассчитанную на определенный угол зрения зрителя. Скульптуры, украшающие фасады, отличаются своей статуарностью, малой динамикой. Примером может служить ансамбль центра города Бордо, перестроенный в 18 в. в стиле классицизм.

Образец стиля классицизм второй половины 18в. Городской ансамбль г. Бордо (Франция) включен в список наследия ЮНЕСКО.

В начале 18 в. традиции классицизма получили распространение в разных странах Европы, России, Америке. Многие города украсили величественные ансамбли, дворцы, особняки и общественные здания в стиле классицизм. Стиль получил широкое развитие в усадебном строительстве. Сейчас каноны классицизма нередко используются при возведении загородных частных домов, садовых павильонов. Пример загородного дома, в основе которого каноны классицизма, можно увидеть на фото внизу.

Особняк в Тульской области.

Автор текста: М. Костин

Классицизм в архитектуре

Архитектурный классицизм – это возвращение к античному зодчеству, считавшемуся эталоном строгости, гармонии, монументальности и наряду с тем лаконичности. Зданиям в стиле классицизма присуща четкость форм и регулярность планировки. За основу зодчие брали ордер, по своим пропорциям напоминавший античный, а кроме того использовали симметрично-осевые композиции и были достаточно сдержаны в декорировании.

Откуда родом классицизм

Этот всем известный стиль пришел из Венеции, где он был сформулирован двумя известными мастерами – Палладио и Скамицци – в самом конце эпохи Ренессанса. В основу венецианского зодчества легли принципы античной храмовой архитектуры. Именно на них базировались проекты самых известных частных особняков.

Немного позже, благодаря усилиям Иниго Джонса, классицизм был перенесен и в Англию, где и просуществовал примерно до середины 18 века. Такой успех нового стиля был предопределен, поскольку барокко и рококо уже в буквальном смысле пресытили вкусы европейских интеллектуалов. На смену помпезности и роскоши при решении градостроительных задач должен был прийти совсем иной стиль. И он был найден в подражании древнеримским и древнегреческим канонам. Так родились известнейшие архитектурные ансамбли – площадь Согласия и церковь Сен-Сюльпис в Париже.

Общество, услышав призыв обновить искусство современности прелестью античности, весьма активно вняло ему и полностью поддержало новый архитектурный стиль. Прогрессивный классицизм, противопоставляемый придворному барокко, полностью соответствовал духу того времени – эпохи буржуазных революций, когда на смену устоявшемуся, застаревшему политическому режиму приходили новые веяния.

Основы классицизма

Более всего классицизм проявился при возведении княжеских дворцов-резиденций, хотя последние уже с большой натяжкой могли называться главным объектом архитектуры и строительства. В те времена в огромном количестве возводились загородные дома и виллы, а с точки зрения государственных масштабов активно выстраивались и сооружения общественного назначения: университеты, библиотеки, музеи и театры. Классицизм также проявил себя и при возведении больниц, домов для людей с увечьями и даже казарм и тюрьм.

В те годы храмовое строительство уже потеряло свое значение, хотя справедливости ради стоит отметить, что все же в Дармштадте, Карлсруэ и Потсдаме были возведены известнейшие сооружения религиозного толка. Вот только и в наши дни ведутся активные споры о том, насколько архитектурные формы в языческом стиле соответствуют подобным христианским обителям.

Екатерининский классицизм

Благодаря Екатерине II в России во второй половине 18 века в моду вошел классицизм.

Зубовский корпус построен в стиле классицизм по проекту Ю. Фельтена (1779-1785 гг.).

Во второй половине 18 века декоративное и роскошное барокко в России уступило место классицизму. Этот стиль получил признание сначала в Петербурге и Москве, а затем распространилось по всей стране.

Развитие этого стиля в архитектуре России было обусловлено во многом экономикой страны. Это был период расцвета помещичьих хозяйств, роста промышленного производства, расширения внутреннего рынка, активизации внешней торговли. Возникла необходимость в строительстве большого количества общественных и государственных строений: гостиные дворы, рынки, ярмарки, склады, биржи, банки. Появились административные здания: дома губернаторов, учебные заведения (школы, академии, институты), библиотеки, театры.

Бурное строительство в городах и усадьбах требовало смены архитектурных приемов и сложных форм барокко, трудоемких, требующих материальных затрат и большого количества мастеров-профессионалов. На волне проводящихся реформ в стране классицизм, во многом соответствующий возрастающим потребностям разворачивающегося в стране строительства, и получил быстрое развитие.

Екатерининский классицизм предшествовал александровскому классицизму, оба этих направление сформировали внешний облик многих российских городов, но особенно повлияли на Петербург и Москву. Популярная в Европе, выразительная и целесообразная архитектура, заимствующая простые формы, стала основой формирующегося в России классицизма.

Екатерининский классицизм, проявившийся в разных областях искусства, делится на «ранний» и «строгий». Оба этих периода приходятся на время правления Екатерины Великой (1762-1796 гг.). Екатерина, будучи императрицей честолюбивой и просвещенной, и состоявшей в переписке с известными европейскими деятелями (Вольтером, бароном Гриммом и многими другими), переняла моду на античность и классицизм, которые были модными в Европе.

Один из французских послов писал, что до царствования Екатерины российские города были больше похожи на азиатские, чем не европейские. И именно в ее царствование Россия стала одной из европейских держав, и российское искусство, в том числе зодчество, преодолело отставание от Европы.

Ранний екатерининский классицизм

Ранний екатерининский классицизм относится к периоду 1762-1780 гг. В 1760-70-ее гг. известность получили архитекторы Ж.Валлен-Деламот, А. Кокоринов, Ю.Фельтен, К. Бланк, А. Ринальди.

Одни из лучших и выдающихся строений эпохи раннего классицизма — это Гостиный двор, Малый Эрмитаж, арка Новой Голландии (Ж.Валлен-Деламот), Академия художеств (А.Коридоров и Ж. Валлен-Деламот), Мраморный дворец (А.Ринальди) и др.

Одним из первых зданий, построенных в стиле раннего классицизма, стал дворец графа К. Разумовского (ныне Административный корпус РГПУ, наб. Мойки, 48), построенный в 1762-1766 гг. А. Кокориновым и Ж. Валлен-Деламотом. В архитектуре дворца использованы элементы ионического и коринфского ордеров, аркады, барельефы, хотя в отделке фасада ещё заметно влияние барокко.

Дворец графа Разумовского. Ныне Административный корпус РГПУ, наб. Мойки, 48), построенный в 1762-1766 гг. А. Кокориновым и Ж. Валлен-Деламотом.

Императорская академия художеств на Васильевском острове (1764-1788 гг.), ныне Институт им. Репина, Университетская наб., 17; корпус «для игры в мяч» Кадетского корпуса (1771-1773 гг.), ныне кафедра физической культуры и спорта СПбГУ, Университетская наб., 9; Малый Эрмитаж (1764-1775 гг.), Дворцовая наб., 34; дворец графа А. Шувалова (1770-е гг.) ныне Юсуповский дворец, наб. Мойки, 94 – все эти сооружения выполнены А. Кокориновым и Ж. Валлен-Деламотом в стиле раннего екатериниского классицизма.

Много проектов принадлежит Ю. Фельтену, например, корпус «училища для мещанских девиц» Александровского женского института (1765-1775 гг.) ныне принадлежит Правительству Ленинградской области, ул. Смольного, 3;. Архитектура здания выглядит строго и просто, фасад, выходящий к Неве украшен портиками ионического ордера.

По проекту Фельтена построен «безордерный» Большой Эрмитаж (1771-1787 гг.), Дворцовая наб., 34. В некоторых его работах ещё чувствуется влияние барокко, например, Армянская церковь (1771-1776 гг.) Невский пр., 40-42; лютеранские церкви святой Екатерины (1768-1771 гг.), святой Анны (1775-1779 гг.), ул. Кирочная, 8.

Лютеранская церковь святой Екатерины Александрийской на Васильевском острове. С-Петербург.

С 1762 года ответственным за строительство церкви был назначен зодчий Ж.-Б. Валлен-Деламот. Костел достраивался архитектор А. Ринальди, а на последнем этапе строительства его сменил зодчий Минчиачи.

Храм был достроен в 1782 г. А. Ринальди много работал над строительством сооружений в Гатчине, Царском Селе, Ораниенбауме. В Санкт-Петербурге по его проекту создан Мраморный дворец (1768-1785 гг.) ул. Миллионная, 5; филиал Русского музея, складской комплекс Тучков буян (1763-1772 гг.), ныне Военно-Космический кадетский корпус, Большой пр. Петроградской стороны, 1а.

Мраморный дворец. Петербург. 1768-1785 гг., арх. А.Ринальди.

Эпоха строгого екатерининского классицизма

Справка Палладио Андреа (Palladio Andrea) (1508-1580). Итальянский архитектор позднего Возрождения. Основоположник классицизма. Андреа Палладио оказал большое влияние на развитие классицистического направления в архитектуре 17-18 веков, получившего название палладианства.

1760 – 1800 гг. стали эпохой строгого екатерининского классицизма. Для этого направления характерно копирование классических архитектурных ордеров, которые пропагандировал Витрувий, а затем Палладио.

Вилла Ротонда. Арх. А.Палладио. 1508-1580гг. Под Виченцой. Построена для Паоло Альмерико — вышедшего в отставку чиновника из Ватикана.

Строгий екатерининский классицизм основывался на симметрии, ровных линиях, простоте форм. В украшении фасадов зданий широко использовались колонны, портики, аркады, фронтоны, античные скульптуры.

Марк Витрувий Поллион ( Marcus Vitruvius Pollio) — римский архитектор, инженер, второй половины I века до н. э. (эпоха Цезаря и Августа).

Витрувий известен как автор “Десяти книг об архитектуре». Русские издания его книги: «Архитектура в десяти книгах», перевод В. Баженова и Ф. Каржавина, С-Петербург, 1790–1797гг.; «Десять книг об архитектуре», перевод Ф.А.Петровского, т. 1, М., 1936.

Эти теоретические работы – единственный сохранившийся античный архитектурный трактат, в котором автор рассматривает различные аспекты зодчества: градостроительные, инженерно-технические и художественные, а также описываются приемы, характерные для архитектуры эллинистической Греции и Рима.

Этот период характеризовался полным отказом от барокко. Архитектура стала более демократичной, позволила нарождавшейся буржуазии сблизиться с дворянством: теперь усадьбы и городские дома, напоминающие своими фасадами дворцовые здания, могли построить и представители среднего класса.Архитектура фасадов, украшенных портиками и фронтонами стала олицетворением социального статуса.

 

Наиболее известные архитекторы, создавшие свои творения в эпоху строгого екатерининского классицизма И. Старов, Д. Кваренги, В. Баженов. Среди мастеров строго екатерининского классицизма такие зодчие как Н. Львов, Е. Соколов, М. Казаков, Ф. Демерцов.

Сооружения Кварнеги доминируют в композиции центральных районах Петербурга. По проектам этого зодчего с 1782 по 1814 гг. были построены: здание Академии наук – один из основных архитектурных акцентов Стрелки Васильевского острова и правобережья Невы; корпуса Кабинета, Екатерининский институт.

На левом берегу Невы он построил Ассигнационный банк, дом Салтыкова, Эрмитажный театр, Конногвардейский манеж, здания Иностранной коллегии, Английской церкви, дворец Юсуповых на Фонтанке, Главную аптеку, Мариинскую больницу, Смольный институт и Нарвские триумфальные ворота.

Южный корпус Кабинета Его Императорского Величества. 1803-1805 гг. Д. Кварнеги.

В стиле строгого екатерининского классицизма в работах Баженова относится Дом Пашкова (1784 -1786 гг.), старое здание Библиотеки им. Ленина, загородная царская дворцово-парковая резиденция в подмосковном Царицыно.

В. Баженовым и В.Бренном выстроен Михайловский (Инженерный) замок (1797-1809 гг.) (замок был построен без участия Баженова управляющим строительством В.Ф. Бренном, внесшим существенные изменения в проект фасада, созданный Баженовым). Это строение имеет черты не только классицизма, но и романтизма – стиля, который наряду с классицизмом тоже интересовал Баженова.

Михайловский (инженерный) замок. В. Баженов и В.Бренн.

При Екатерине в обществе возросли национальные настроения, которые нашли отражение и в архитектуре. Зодчий М. Казаков создал Петровский дворец в стиле екатерининского классицизма, и этот дворцовый ансамбль стал образцом синтеза европейского классицизма и русского национального искусства.

Петровский дворец. 1776—1780 гг. М. Казаков.

К работам Казакова относится ротонда Сената в Москве, православный храм – церковь Филиппа Митрополита (1777-1788гг.), Голицынская больница (ныне больница Пирогова), здание Московского Университета (1786-1793гг) пострадало от пожаров в 1812 г. и было восстановлено с изменениями в фасаде.

И. Старов по образцу палладианских вилл создал Таврический дворец (1783-1789гг.) Фасад здания лишен мелкого рельефа и лепнины, характерной для архитектуры барокко. Гладкие белые колонны выступающих дорических портиков несут антаблементы. Кирпичные стены фасада оштукатурены.

Таврический дворец. И. Старов


автор текста: Марина Калабухова

Особенности и различия классицизма в Англии и Австрии

 

Национальная библиотека в стиле английский классицизм. проект У. Уилкинса (William Wilkinsю 1778- 1839 гг. — английский архитектор и археолог, член Королевской Академии художеств, сторонник классицизма в архитектуре) достроена в 1838 г. Лондон.

Согласно философии Декарта и идеям рационализма классическая архитектура, так же как и любое произведение искусства этого стиля, создавалась на основе строгих канонов античности, что должно было поддерживать философскую составляющую стиля: подчеркивать гармонию и ясность мироздания. Западноевропейский классицизм в архитектуре использовал принципы греческого и римского зодчества, заимствуя их пропорциональность, простоту, строгость и монументальность. Для западноевропейского классицизма характерны четкость фасадов, их ритмичность, регулярность планировки, использование ордерной системы, симметричность сооружений. Однако, несмотря на общее в чертах европейской архитектуры в стиле классицизм, существуют и различия в зодчестве разных стран. Рассмотрим их на примере английского классицизма и австрийского — венского классицизма.

Английский классицизм

Английский классицизм 18 в. основывался на произведениях Палладио и находках археологов при раскопках Помпеи. Это направление особенно ярко проявилось в произведениях Р.Адама (Robert Adam. 1728- 1792гг., шотландский архитектор, представитель британского классицизма 18 г.) Пример творчества Адама — замок Кедлстон-холл (Kedleston Hall. 1765-1770 гг.), построенный на основе творчества Палладио.

Замок Кедлстон-холл (Kedleston Hall). 1765-1770 гг. Архитектор Р.Адам

Классицизм ощущался и в творчестве архитектора К. Рена (Christopher Wren.1632-1723 гг. — английский архитектор и математик). У отстроенного после лондонского пожара кафедрального собора Св. Павла в Лондоне (1675—1710 гг.) по проекту К. Рена появились классические черты.

Собор Св. Павла в Лондоне.1675—1710 гг. архитектор К. Рен.

В первой половине 18 в. английский классицизм проявился в работах У. Кента (William Kent, 1684—1748 гг. — английский архитектор, представитель английского классицизма и создатель системы английского сада). Из сохранившихся до наших дней работ У. Кента — Конногвардейская казарма в комплексе дворца Уайтхолл (1750–1758 гг. строительство завершено после смерти Кента), загородный дом Холкхем-холл в графстве Норфолк (с 1734 г).

Конногвардейская казарма в комплексе дворца Уайтхолл. 1750–1758 гг. проект У. Кента. Лондон.

В 20-х гг. 18 в. по проекту законодателя моды лорда Берлингтона (Burlington. 1695 — 1753 гг.) был построен Чизвик-хаус (Chiswick House) в стиле палладианской Ротонды, в оформлении принимал участие У. Кент. Дом, созданный лордом, представлял собой строгое в геометрическом плане здание небольшого размера с плоским фасадом, небольшим количеством декора, храмовым портиком.

Чизвик-хаус (Chiswick House). архитектор лорд Берлингтон.

Греческий ордер в своих строениях использовал архитектор Д. Стюарт (James Stuart, 1713—1788 гг. британский археолог, архитектор, художник, последователь классицизма в архитектуре, поклонник античного искусства). Проект Д. Стюарта в стиле английского классицизма — Ньюгейтская тюрьма (Newgate Prison. 1770-е гг. снесена в 1902 г). Основной идеей английского классицизма в архитектуре являлась не просто имитация античности, но и создание функциональных сооружений. Подобные идеи реализовал Иниго Джонс (Inigo Jones. 1573—1652 г.) в своих произведениях: Квинс-хаус (Queen’s House) для королевы Анны Датской (1614-1617 гг.) — двухэтажное сооружение практически без декора.

Квинс-хаус (Queen’s House) для королевы Анны Датской (1614-1617 гг.) Архитектор И.Джонс.

 

В стиле английского классицизма построен Банкетинг-хаус (Banqueting House.1619-1622 гг.) в Лондоне. Нижний этаж здания облицован рустом, второй этаж декорирован ионическими пилястрами, верхний этаж выполнен в коринфском ордере. Венчает сооружение плоская крыша, окаймленная балюстрадой.

В стиле английского классицизма творил Николас Хоуксмур (Nicholas Hawksmoor), Одна из работ Хоуксмура — Церковь Сейнт-Элфидж (St Alfege Greenwich 1712 -1718 гг.) — прямоугольное здание с плоским потолком.

Церковь Сейнт-Элфидж (St. Alfege Greenwich) архитектор Николас Хоуксмур.1712 -1718 гг. Гринвич.

После археологических открытий, давших знания о греческом и римском строительстве (Помпеи, Геркуланум), появились теоретические работы Винкельмана (Johann Joachim Winckelmann, 1717—1768гг. немецкий искусствовед) труды, посвященные искусству Рима и Греции, вышла книга Адама и Клериссо (Clerisseau Charles-Louis. 1721 — 1820 гг. архитектор, рисовальщик) о дворце Диоклетиана в Спалато. А в конце 18 в. многие английские зодчие проходили обучение в Риме у приверженцев классицизма как архитектурного стиля. В духе Д. Пиранези (Giovanni Battista Piranesi, 1720 —1778 гг. итальянский археолог, архитектор. Сделал большое количество рисунков и чертежей) творил Джорж Данс Младший (1741-1825гг.), член Королевской академии Великобритании. Он работал над новой организацией городского пространства, проектировал площади в виде круга или полукруга. В начале 19 в. английский классицизм, несмотря на то, что в моду уже входил ампир, все еще не сдает свои позиции. Английский классицизм проявился при проектировании здания Королевского художественного общества (архитектор Р. Адамс), Национального банка (1788 г. архитектор Д. Сноун). Сторонником классицизма был и архитектор Д. Неш (John Nash.1752- 1835гг.), реконструировавший Риджент Стрит (Regent Street), Букингемский Дворец (Buckingham Palace), костелы и жилые дома на Парк Крещент (Park Crescent), Честер Террас (Chester Terrace) в Лондоне в 1825г. Английский классицизм лег в основу проекта Национальной галереи (The National Gallery. Закончена в 1838 г. по проекту У. Уилкинса). Здания Британского музея (British Museum) в Лондоне (1825—1847 гг.), театра Ковент Гарден (Theatre Royal Covent Garden.1823 г.) относятся к позднему классицизму — оба сооружения построены по проекту Р. Смерка (Robert Smirke, 1781—1867 гг. — английский архитектор, представитель классицизма).

Букингемский дворец (Buckingham Palace). Архитектор Д. Неш. архитектор Э.Блор достраивал Букингемский дворец после Д. Нэша, но создал фасад более сдержанным, чем в проекте Неша.

Позднее английский классицизм в архитектуре перерос в романтизм, открыв возможность обновления давно ушедших стилевых направлений. Элементы английского классицизма нередко используются при строительстве современных общественных и жилых зданий. Пример такого строения на фото внизу:

Жилой дом в Казани

Венский классицизм

В Австрии были очень развиты традиции готики, а также барокко, поэтому не осталось большого количества памятников венского классицизма. Считается, что венский классицизм не был ярко выражен, и уже в 19 в. был заменен эклектикой в архитектуре. Черты классицизма в венской архитектуре смешивались с другими стилями. Одним из примеров внедрения античной классики в венскую архитектуру является Здание парламента в Вене. В оформлении здания использовали статуи греческих богов — Аполлон, Зевс, Гера и Гефест, Гермес, Деметра, Посейдон, Артемида и Арес. Автор проекта — архитектор Теофил фон Хансен (1873—1884гг), много лет проживший в Греции и построивший в Афинах здания Академии наук и Национальной библиотеки. Хансен считал, что греки были первым народом, которые оставались верны свободе и гармонии, сочетая в своих произведениях строгость и красоту. Античный образ здания парламента в Вене должен был напоминать о Древней Греции, родине демократии и политики. Другим примером здания в стиле венский классицизм является дворец Кобург, принадлежащий принцу Фердинанду Саксен-Кобург- Готскому. Построено здание с двойной колоннадой и скульптурами и балюстрадой по периметру крыши в 1845 г. Строение было реконструировано в 2001 г. Дворец Кобург (Palais Coburg) был разработан в 1839 г. по проекту архитектора Карла Шлепса (Schleps) в стиле классицизм и построен в период с 1840 по 1845 гг.

Дворец Кобург (Palais Coburg). 1840-1845 гг. архитектор Карл Шлепс (Schleps) восстановлен в 2001 г. Вена. Австрия.

В западно-европейском классицизме встречаются разные варианты использования античных мотивов в архитектуре. Общим является применение элементов ордерной системы в фасадах, и это видно на примере венского и английского классицизма.

Автор текста: М. Костин

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *