Здания в стиле романском – Романский стиль. Особенности, черты, примеры романского стиля в архитектуре, искусстве, интерьере

Содержание

История романского стиля и его современные интерпретации

Начиная с этой статьи, мы перезапускаем энциклопедическую рубрику. Будем регулярно, в меру подробно и не слишком энциклопедично рассказывать о всех художественных стилях, от исторических до современных. Как и полагается, в хронологическом порядке. Сегодня — первый из всеобщих, романский стиль, и его основные положения.

Основы и примеры романского стиля

Романский — один из самых узнаваемых европейских художественных стилей. Романскую эпоху принято ограничивать XI-XII веками, хотя самые ранние постройки датируются 800-900 гг., а поздние — «готическим» XIII веком. Ведущим видом искусства тогда была архитектура, и большинство сохранившихся до наших дней сооружений — храмы, монастырские сооружения, замки, мосты.

Рожденный в средневековье как стиль мощных и надежных, хорошо защищенных от врага крепостей и базилик, он стал первым художественным направлением, распространившимся по всей Европе: от Скандинавии до южной Италии.

Примеры памятников архитектуры романского стиля:

Базилика Сен-Сернин в Тулузе

Барселонская Сан Пабло дель Кампо

Пизанский кафедральный собор

Собор Святого Петра в Вормсе

Даремский собор

География, как видите, действительно всеевропейская.

Особенности романского стиля

Главным достижением строительно-инженерного искусства романской эпохи стало появление сводчатых конструкций. Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой. Центральный неф, который всегда был шире и выше боковых нефов, перекрывали массивным сводом из клинчатых камней.  В ранних постройках использовался цилиндрический свод, который всей тяжестью давил на опоры, он требовал массивных толстых стен и мог сооружаться лишь в помещениях с небольшим пролетом.

Базилика Нотр-Дам Ла Гранд (Notre Dame la Grand) в Пуатье

Отсюда и характерные для раннего романского стиля небольшие объемы внутренних помещений, малое количество и скромный размер окон, из-за чего в ранних романских церквях довольно темно. Впоследствии средние нефы стали делать более высокими, своды начали приобретать стрельчатые очертания, и под ними появился дополнительный ряд окон. Стрельчатые арки присущи в большей степени готическому стилю, а в постройках романского периода они соседствуют с закругленными арками. Рекомендуем посмотреть на Нотр-Дам Ла Гранд в Пуатье, о нем мы уже рассказывали.

Церковь Святого Михаила (Michaeliskirche), Хильдесхайм, Германия

Для архитектурных сооружений романской эпохи характерны массивность, правильные геометрические формы (параллелепипед, конус, пирамида, цилиндр). Гладкие массивные стены сочетаются со ступенчатыми углубленными порталами, узкими проемами и окнами. Колонны строго цилиндрической формы, в декоре капителей часто используется классический античный орнамент-акант.

Церковь Санта Мария (Colegiata de Santa Maria do Campo), Ла-Корунья, Испания

Интерьеры в романском стиле

В интерьерах романских храмов прослеживается четкое зонирование пространства с помощью подиумов, арок, галерей, а стены центральных нефов чаще всего делаются трехъярусными. Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. 

Романское искусство и декор — это грубоватая, но острая выразительность. Везде, кроме Италии, где часто применялась мозаичная отделка, предпочтение отдавалось фрескам. Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью.

Интерьер собора (Kaiser- und Mariendom), Шпайер, Германия

Интерьер собора в Вормсе

Произведениям искусства той эпохи присущи довольно реалистичные типажи с немного непропорциональными фигурами и утрированными жестами, очевидна склонность художников к фантастическим, сумрачным сюжетам и образам. Для живописи характерна бросающаяся в глаза разномасштабность: основное внимание придавалось материальной весомости человеческого тела, а вот пространство, в которых оно находится, было лишено глубины. Орнаментальное искусство отличалось огромным богатством мотивов, источниками для которых служили Византия, Иран, Дальний Восток.

Романский стиль сейчас

Романский стиль в современном интерьере воспроизвести довольно сложно — он очень требователен к исходным параметрам помещения. Фактически в результате должна получится стилизация средневекового замка, а потому такое решение скорее подойдет для общественных помещений, нежели для жилых домов. Романский стиль потребует правильных архитектурных пропорций: высоких сводчатых потолков, узких окон, массивных каменных или кирпичных стен.

Для отделки подойдет искусственный или натуральный камень, однотонная штукатурка темных и светлых песчаных оттенков, уместно будут выглядеть вставки из темного дерева, фрески, рельефы, витражи, мозаики и скульптуры, однако весь декор должен быть скромным, сдержанным, лаконичным. Мебель деревянная, простая, тяжеловесная, грубоватой отделки — мягкой мебели в те времена еще не было. В романском интерьере уместно использование сундуков, тяжелых драпировок, светильников, стилизованных под свечи, люстр из кованого металла, ваз, декорированных орнаментами.

Автор: Елизавета Долгашева

«В чем особенности романского стиля архитектуры? Как его можно можно описать? » – Яндекс.Знатоки

чудесный вопрос 🙂

К романике принято относить постройки с характерными особенностями, распространенные в Европе в XI – XIII веках. О них я напишу чуть ниже, а сейчас самый изюм!

Именно романский стиль (а его название обозначает – «римский») – наследник архитектуры Рима. И младший брат византийской архитектуры, вспоминаем историю!

Именно поэтому так часто возникает вопрос, а чем же византийский стиль отличается от романского. Многим, но структурно это развитие одной строительной логики.

Если готика принципиально изменила конструкцию здания, то романика (и Византия) развивают типы сооружений, сложившиеся ко времени распада Римской Империи.

Да, Ренессанс попытался «забыть» романский стиль и перепрыгнуть назад, к античности. Но внимательный взгляд не пропустит взаимосвязи между архитектурой Рима, Византии, романским стилем и архитектурой Возрождения…

Самый яркий пример в нашем случае – это храмы. Именно римская базилика стала основой христианских храмов Европы

Итак, как при первом взгляде отличить романский стиль от готики?

  1. Романика – сурова и приземленна, готика – устремлена вверх! Что вполне понятно, так как основной тип романских построек – храмы-крепости, замки-крепости, монастыри. Почитайте

    Умберто Эко, превосходную книгу «Имя Розы» - художественным языком храмина-библиотека-цитадель описана так, что перед глазами видишь ее облик. Фильм с Шоном Коннери вполне отражает эту атмосферу.

  2. Крепостной характер отразился на внешнем виде: стены всегда массивны, здания очень основательны. Окна узкие - не забываем про оборонную функцию!

  3. Романика любит полуциркульные арки и своды. В готике, напомню, арки стрельчатые.

  4. Если в римской архитектуре потолки базилики часто состояли из кессон (кассет), и были плоскими, то в романской мы видим уже своды, не закрытые перекрытиями.

  5. Такие своды – очень тяжелые, и для их поддержки нужны мощные стены и колонны. Так форма следует за функцией, или функция за формой: своды требуют мощных стен, а мощные стены нужны для большей защиты.

  6. Основные формы зданий очень просты: куб, цилиндр, призма.

  7. При лаконичности плана и структуры именно романская скульптура стала прообразом готической. Но о скульптуре вам расскажут другие источники 🙂

«В чем особенности романского стиля архитектуры? Как его можно можно описать? » – Яндекс.Кью

чудесный вопрос 🙂

К романике принято относить постройки с характерными особенностями, распространенные в Европе в XI – XIII веках. О них я напишу чуть ниже, а сейчас самый изюм!

Именно романский стиль (а его название обозначает – «римский») – наследник архитектуры Рима. И младший брат византийской архитектуры, вспоминаем историю!

Именно поэтому так часто возникает вопрос, а чем же византийский стиль отличается от романского. Многим, но структурно это развитие одной строительной логики.

Если готика принципиально изменила конструкцию здания, то романика (и Византия) развивают типы сооружений, сложившиеся ко времени распада Римской Империи.

Да, Ренессанс попытался «забыть» романский стиль и перепрыгнуть назад, к античности. Но внимательный взгляд не пропустит взаимосвязи между архитектурой Рима, Византии, романским стилем и архитектурой Возрождения…

Самый яркий пример в нашем случае – это храмы. Именно римская базилика стала основой христианских храмов Европы

Итак, как при первом взгляде отличить романский стиль от готики?

  1. Романика – сурова и приземленна, готика – устремлена вверх! Что вполне понятно, так как основной тип романских построек – храмы-крепости, замки-крепости, монастыри. Почитайте Умберто Эко, превосходную книгу «Имя Розы» - художественным языком храмина-библиотека-цитадель описана так, что перед глазами видишь ее облик. Фильм с Шоном Коннери вполне отражает эту атмосферу.

  2. Крепостной характер отразился на внешнем виде: стены всегда массивны, здания очень основательны. Окна узкие - не забываем про оборонную функцию!

  3. Романика любит полуциркульные арки и своды. В готике, напомню, арки стрельчатые.

  4. Если в римской архитектуре потолки базилики часто состояли из кессон (кассет), и были плоскими, то в романской мы видим уже своды, не закрытые перекрытиями.

  5. Такие своды – очень тяжелые, и для их поддержки нужны мощные стены и колонны. Так форма следует за функцией, или функция за формой: своды требуют мощных стен, а мощные стены нужны для большей защиты.

  6. Основные формы зданий

    очень просты: куб, цилиндр, призма.

  7. При лаконичности плана и структуры именно романская скульптура стала прообразом готической. Но о скульптуре вам расскажут другие источники 🙂

Романский стиль в частной архитектуре, фото – Rehouz

Величественные и неприступные, монастырские крепости Западной Европы XI–XII веков являются яркими примерами романского архитектурного стиля. Отличаясь основательностью и монументальностью, они широко используют элементы древнеримского строительства, модифицируя их под запросы того времени и, вместе с тем закладывают свои основы для следующего, готического направления…

Романский стиль в архитектуреРоманский стиль в архитектуре

История стиля

В эпоху раннего Средневековья, к которой, собственно, и относится романский архитектурный стиль, на европейской территории наблюдалась полнейшая феодальная раздробленность. Как следствие – нестабильность политических отношений. Постоянные военные угрозы послужили причиной тому, что преобладающим видом искусства стала архитектура. Точнее – замково-крепостное строительство.

Любые постройки, имеющие хоть какое-то значение: дома феодалов, храмы, монастыри – возводились в виде своеобразных фортификационных сооружений. На них возлагались задачи не только обеспечить определённое эстетическое восприятие, но и гарантировать максимальную безопасность тех, кто находится внутри.
Благодаря своей практичности и монументальности, романский стиль стал первым архитектурным направлением, распространившимся по всей территории католической Европы.

Концептуальные особенности романского стиля

Романская архитектура: средневековый немецкий монастырь, аббатство Мария ЛаахРоманская архитектура: средневековый немецкий монастырь, аббатство Мария Лаах.

Для исторических построек в романском стиле характерны следующие черты:

  1. господство необработанного камня;
  2. лаконичность внешней отделки;
  3. строгость архитектурных форм;
  4. массивные стены;
  5. узкие оконные проёмы;
  6. углублённые ступенчатые порталы;
  7. черепичные крыши сложной конфигурации.

При тщательно продуманном расположении, такие сооружения всегда гармонично вписывались в окружающий ландшафт, создавая впечатление основательности и абсолютной защищённости.

Современная интерпретация романского стиля

Романский стиль в частной архитектуреРоманский стиль в частной архитектуре

Несмотря на исторические корни, любой архитектурный стиль в процессе своего развития неизбежно дополняется современными дизайнерскими приёмами, определяющими его соответствие новым стандартам и потребностям.
В наши дни загородный дом в романском стиле, как и прежде, больше напоминает средневековый замок. Это стилистически выдержанное сооружение, гармонично сочетающее в себе новейшие достижения архитектуры с традиционными канонами.
Такой особняк – это своеобразное воплощение в жизнь романтической мечты.
В планировке соответствующих архитектурных композиций отсутствует строгая симметрия. На первое место возводятся величественность, основательность и практичность.

Строительные материалы

Традиционный материал для строительства дома в романском стиле – натуральный камень. С учётом современных требований, ему на смену закономерно приходит кирпич, зачастую дополненный соответствующей отделкой.
Фасад дома в романском стилеВ качестве облицовочного материала обычно используется грубый, рустованный камень или его имитация, вплоть до соответствующей штукатурки. Такой декор может покрывать всю поверхность фасада либо, для придания солидности, выделять наиболее значимые архитектурные фрагменты – цоколь, углы, карнизы, фризы, порталы.

Здания всё так же отличаются массивностью и крупными, объёмными формами. Никаких архитектурных излишеств, декоративные элементы сводятся к минимуму. Они функциональны и уравновешены. Только благородная строгость и лаконичная простота, вселяющая спокойствие и создающая ощущение полной безопасности.

Важные детали

Дома-замки, выполненные в романском стиле, обычно имеют не менее двух этажей, не считая цокольного. Стены всегда толстые, массивные. Всё сооружение кажется собранным из разных геометрических объёмов. Веранда, гараж и другие необходимые постройки сооружаются вплотную к дому, являясь его неотъемлемыми частями.
Дом в романском стилеХарактерными признаками стиля можно считать округлые сегменты (апсиды) и башни с переходами. Последние могут играть роль балконов, или выполнять исключительно декоративные функции.
Эффектное дополнение к экстерьеру здания – каменные парапеты с равномерным чередованием высокой и низкой кладки.

Крыша

Одним из узнаваемых элементов романского архитектурного стиля является крыша. Она – многоскатная, всегда имеет сложную форму. В её составе, как правило, присутствуют и конические, и двускатные, и щипцовые элементы. Покрытием обычно служит черепица: классическая керамическая или современная битумная.

Окна и двери

Оконные и дверные проёмы в романских замковых постройках традиционно – прямоугольные, реже – арочные. Как правило, они неширокие, удлинённой формы, располагаются как можно выше от земли. Объясняется это тем, что изначально в них не предусматривалось остекление. Рамы – деревянные, с минимальным количеством перемычек. В качестве декоративного акцента можно использовать кованые решётки или деревянные ставни.
Экстерьер дома в романском стилеДвери для полного соответствия стилю должны быть крепкими и массивными. Их значимость и солидность подчёркивается архивольтами с несложным растительным орнаментом. Усилить ощущение надёжности помогут элементы состаренной, грубоватой ковки.

Центральная входная группа зачастую оформляется колоннами и полуциркульными арочными конструкциями, создающими удобное пространство для организации закрытой террасы.

Цветовое оформление

Цветовая палитра, используемая для отделки домов в романском стиле, максимально приближена к природной. Это ненавязчивые, естественные краски, гармонирующие с окружающим ландшафтом.
Фасад выполняется, как правило, в каменисто-серых или глинисто-бежевых тонах. На крыше чаще можно встретить пепельно-коричневые или серо-зелёные оттенки.

Окружение

Романский стиль в архитектуре - фотоНезависимо от выбранного архитектурного стиля построек, ни один участок не будет гармонично смотреться без тщательно продуманного ландшафтного окружения. Для современного воспроизведения романского замка идеальным фоном может стать садово-парковая композиция, оформленная в английском стиле.

***

Главным достоинством домов замкового типа является их индивидуальность. Воссоздавая на участке романтическую атмосферу Средневековья, такие проекты никогда не бывают типовыми. Они всегда выполняются в строгом соответствии с запросами заказчика, учитывая его предпочтения и личный взгляд на историю.

Архитектура романского стиля. Романское искусство :: SYL.ru

Мир европейского Средневековья отличался замкнутостью своего быта, что привело к сосуществованию нескольких независимых и параллельных друг другу культурных направлений. В редко встречающихся городах зарождались новые обычаи, рыцарские замки жили своей жизнью, крестьяне придерживались сельских традиций, а христианская церковь стремилась распространить богословские идеи. Эта пестрая картина средневековой жизни породила в плане архитектуры два направления: романский и готический. Архитектура романского стиля зародилась в Х веке, ознаменовав период затишья после многочисленных междоусобных войн. Этот стиль считают первым общеевропейским, что выделяет его на фоне других послеримских направлений архитектуры.

архитектура романского стиля

Романское искусство

Романский стиль - европейский стиль архитектуры и искусства XI-XII вв., отличающийся массивностью и величественностью. Его возникновение связано с возрождением церковного строительства. Когда период упадка завершился, начали появляться монашеские ордена, возникали сложные формы литургий, что требовало возведения новых просторных зданий и усовершенствования строительных техник.

Таким образом, одновременно с развитием раннего христианства развивался и романский стиль в архитектуре Средневековья.

Романский и готический стили

Готический стиль считается преемником романского. Его родиной стала Франция, а возникновение относят к середине XII в. Готика быстро распространилась по Европе и господствовала там вплоть до XVI в.

Наименование стиля произошло от названия готских племен. В эпоху Ренессанса считалось, что именно ими была создана средневековая архитектура. Романский и готический стили разительно отличаются, несмотря на близкое время существование.

Готические здания знамениты своей воздушностью и легкостью, крестовыми сводами, шпилями, устремленными в небо, стрельчатыми арками и ажурным декором. Часть этих особенностей появилась еще в поздний период романского искусства, но наивысший расцвет получила именно в готике. Вплоть до XVI в. преобладала в Европе и активно развивалась готическая архитектура.

Романский и готический стили, таким образом, – два этапа архитектурного развития Средневековья, отразившие в себе особенности жизни и государственного устройства того времени.

Культовые постройки в романском стиле

Романская архитектура носит суровый крепостнический характер, ее образцы - это крепости, монастыри, замки, расположенные на возвышенностях и предназначенные для обороны. Росписи и рельефы подобных сооружений обладали полусказочными сюжетами, отражали божественное всемогущество и во многом были заимствованы из народного фольклора.

Романский стиль в архитектуре, как и все искусство Средневековья, отражает в себе культурный и экономический застой западноевропейских стран. Связано это с тем, что достижения римлян в строительном ремесле были утеряны, и уровень техники значительно снизился. Но постепенно, по мере развития феодализма, стали складываться новые типы построек: укрепленные феодальные жилища, монастырские комплексы, базилики. Последние выступали как основа культового строительства.

Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры периода формирования раннехристианского храма. Подобные здания представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством, которое на несколько нефов разделяют ряды колонн. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Базилики святого Аполлинария в Равенне и святого Павла в Риме - это и есть ранняя архитектура романского стиля.

архитектура романский и готический стили

Романское искусство постепенно развивалось, и в базиликах стали увеличивать пространство, предназначенное для алтаря и хора, появились новые помещения, нефы стали делить на ярусы. И к XI в. сформировалась традиционная схема строительства такого рода сооружений.

Приемы строительства

Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Так, страдающие от постоянных пожаров деревянные перекрытия были заменены сводчатыми конструкциями. Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий - с помощью подпружных арок и крестовых сводов - в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества.

Особенности романского стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Постепенно этот принцип дифференциации становится обязательным.

Материалом для строительства чаще всего служил известняк, а также другие породы, которыми была богата окружающая местность: гранит, мрамор, кирпич и вулканический бут. Процесс укладки был прост: раствором скреплялись некрупные обтесанные камни. Сухие техники никогда не применялись. Сами камни могли быть разной длинны и высоты и тщательно обрабатывались только с лицевой стороны.

романский стиль в архитектуре

Примеры романского стиля в архитектуре: замки Дадли (Англия) и Сюлли (Франция), Церковь святой Марии (Германия), замок Стерлинг (Шотландия).

Строения в романском стиле

Романский стиль в архитектуре Средневековья отличается большим многообразием направлений. Каждая область Западной Европы внесла свои художественные вкусы и традиции в развитие местного искусства. Так, романские строения Франции отличны от немецких, а немецкие в той же мере не похожи на испанские.

Романская архитектура Франции

Огромный вклад Франции в развитие романской архитектуры связан с организацией и планировкой алтарной части церковных строений. Так, появление венца капеллы связывают с установлением традиции ежедневного чтения мессы. Первым зданием с таким нововведением считается церковь при бенедиктинском монастыре "Сен-Флибер", построенная в XII в.

романский стиль в архитектуре средневековья

Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к условиям окружающей действительности. Например, чтобы защитить постройки от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции; для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.

Романская архитектура Германии

Романский стиль в Германии развивали три основные школы: рейнская, вестфальская и саксонская.

Саксонскую школу отличает господство строений типа базилики с плоскими перекрытиями, характерных еще для периода раннего христианства. Часто использовался опыт церковной архитектуры Франции. Так, в качестве прообраза многих сооружений брали монастырскую церковь в Клюни, выполненную в базиликанской форме и имевшую плоские деревянные перекрытия. Подобная преемственность обуславливается влиянием французского ордена бенедиктинцев.

Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. В отличие от французских церквей, в саксонских постройках не было обхода в хоре, а опоры чередовались: между квадратными столбами устанавливались колонны или два столба сменялись двумя колоннами. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Такое размещение опор делило внутренне пространство храма на несколько отдельных ячеек, что придавало всему убранству самобытность и неповторимый шарм.

В исполнении саксонской школы архитектура романского стиля обретала простоту и четкость геометрических форм. Декор был мал и скуден, интерьер отличался строгостью, окна располагались редко и на большой высоте – все это придавало строениям крепостной и суровый характер.

Школа Вестфалии специализировалась на возведении церквей зального типа, которые представляли собой пространство, разделенное на три равные по высоте нефа с каменными сводами. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений.

романское искусство романский стиль

Характеристика романского стиля в архитектуре была бы неполной без упоминания о рейнской школе. Здесь главный упор делается на особенности строения перекрытий. Они конструировались по «связанной романской системе», суть которой состояла в том, что своды боковых нефов опирались на распор среднего. Таким образом, опоры чередовались: массивные столбы держали свод главного зала, а на легкие промежуточные опоры приходился вес боковых.

В соборах и церквях рейнской школы архитектурный декор также был максимально скуп. Часто снаружи строились декоративные аркады как, например, в Шпейерском соборе, внешний вид которого, невзирая на простоту, отличается очень выразительными формами. Одним словом, суровое величие и мощь олицетворял собой немецкий романский стиль.

Архитектурный романский стиль был воплощением феодального периода в истории. И именно в памятниках средневековой Германии достигла вершин монументальность и мрачная незыблемость этой эпохи.

Романская архитектура Италии

Как и в случае с зодчеством других европейских стран, архитектура Италии была различной. Все зависело от традиций и условий жизни региона, в котором строилось сооружение. Так, провинции северной части страны создали свой стиль, отличавшийся монументальностью. Возник он под влиянием романского стиля Франции, дворцовой архитектуры Германии и связан с появлением техник строительства из кирпича.

Архитектура романского стиля североитальянских провинций характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями, расположенными под карнизом, порталами, колоны которых стояли на скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь «Сан-Микеле» (Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.

Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный вариант романского стиля. Благодаря тому, что эти области были богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в античном стиле.

Что же касается самого Рима и юга Италии, то эти области практически не сыграли роли в формировании романской архитектуры.

Зодчество Нормандии

После принятия христианства Церковь установила четкие требования к строительству храмов и соборов, которые воплощали в себе романское искусство. Романский стиль, отличающийся громоздкостью строений, не привыкшие к излишествам и непрактичности викинги стремились свести к необходимому минимуму. Строители сразу отвергли массивные цилиндрические своды, отдав предпочтение стропильным перекрытиям.

Ярким образцом романской архитектуры в Нормандии являются церкви аббатств «Санте-Трините» (женский монастырь) и «Санте-Этьен» (мужской). При этом церковь «Трините» (XI в.) считается первым в Европе зданием, где был сконструирован и установлен двухпролетный крестовый свод.

Наибольшая заслуга нормандской школы в том, что она, сообразно с многовековыми традициями и опытом каркасного строения, творчески переосмысливала заимствованные конструкции и схемы сооружений.

Романская архитектура Англии

После того как норманны завоевали Англию, они сменили стиль своей политики на созидательный. И в знак политического и культурного единства придумали два типа зданий: замок и церковь.

Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами и ускорила строительную активность в стране. Первым возведенным зданием стало Вестминстерское аббатство. Это сооружение включало башню средокрестия, парные башни, расположенные на западе, и три восточные апсиды.

XI век для Англии ознаменовался строительством множества церковных сооружений, среди которых значатся Винчестерский, Кентерберийский соборы, аббатства святого Эдмонда и еще множество других зданий в романском стиле. Многие из этих построек позднее были реконструированы и переделаны, но по сохранившимся документам и остаткам древних конструкций можно представить внушительную монументальность и облик зданий.

архитектура германии романский стиль

Норманны оказались искусными строителями замков и крепостей, и башня «Тауэр» - одно из ярчайших тому доказательств. Это построенное по приказу Вильгельма укрепление стало самым впечатляющим строением той эпохи. Впоследствии такое совмещение жилого здания и оборонительного укрепления получило широкое распространение в Европе.

Романский стиль в Англии обычно называют нормандским из-за того, что строительство вели именно викинги, реализуя свои архитектурные замыслы. Но постепенно ориентирование создаваемых конструкций на оборону и укрепление сменялось стремлением к декорированию и роскоши. А к концу XII в. романский стиль уступил свое место готике.

Романская архитектура Беларуси

Романский стиль в архитектуре Беларуси возник после принятия христианства, когда византийские архитекторы стали возводить храмы сообразно европейской традиции.

Начиная с XI в. в стране стали появляться башни, замки, храмы, монастыри, городские дома, выполненные в рассматриваемом нами стиле. Эти постройки отличались своей массивностью, монументальностью и суровостью, а украшались скульптурами и геометрическими орнаментами.

Однако на сегодняшний день памятников романской архитектуры сохранилось очень мало. Связано это с тем, что многие строения были разрушены во время частых войн, или же в последующие годы их реконструировали. Так, например, Софийский собор (Полоцк), возведенный в середине XI в., дошел до нас в сильно перестроенном виде, и определить его изначальный облик сегодня не представляется возможным.

Архитектура Беларуси того времени отличалась использованием большого количества строительных техник и приемов. Самыми известными и яркими образцами служат собор Спасо-Ефросиньевского монастыря (Полоцк), церковь Благовещения (Витебск), церковь Борисоглебская (Гродно). Эти постройки совмещают в себе особенности древнерусского зодчества и присущую романскому стилю базиликальность.

Таким образом, уже в XII в. романский стиль начал постепенно проникать на славянские земли и преобразовывать архитектуру Беларуси.

особенности романского стиля в архитектуре

Заключение

Таким образом, начал зарождаться романский стиль в архитектуре в период Средневековья (V - X вв.), а проявлялся он в разных странах Европы по-разному, в зависимости от географических, политических и национальных особенностей. В течение всей той эпохи параллельно, практически не соприкасаясь, существовали и развивались разные архитектурные направления, что привело к самобытности и неповторимости сооружений в различных странах Европы.

В эпоху Средневековья романский стиль оказал большое влияние на формирование монастырских комплексов, которые включали храм, больницы, трапезные, библиотеки, пекарни и еще множество других построек. В свою очередь, эти комплексы повлияли на структуру и расположение городских построек. Но непосредственное развитие городских укреплений началось в последующий период, когда уже царствовала готика.

Романский стиль в архитектуре | Деловой квартал

Французский романский стиль: зарождение

Термин «романский» появился в XIX столетии и относится к архитектуре XI и XII вв., когда возникла относительно цельная общеевропейская художественная система. Главными чертами стиля стали цилиндрические своды и стремление перекрыть ими огромные пространства – навык, ушедший вместе с древними римлянами. Это стало возможным с появлением в Англии в 1200-х гг. нервюрного свода и его распространением в Нормандии и континентальной Европе в начале XIII в. Существовал ряд местных школ в феодальной Франции, использовавших характерные романские черты: круглые арки, своды, обилие декора. Особое явление в архитектуре Франции – паломнические церкви.

Сен-Сернен. Тулуза

Эта церковь расположена на одном ив главных путей пилигримов и построена в конце XI в. Она вытянут в плане, имеет пять нефов, центральный неф значительно шире боковых, широкий трансепт с боковыми проходами, четырьмя капеллами с восточной стороны и апсидой с пятью капеллами.

Сен-Сернен. Тулуза
Капеллы – небольшие приделы в честь святых, которые примыкали к апсиде (полукруглая или многоугольная часть алтаря) и трансепту. Они придавали зданию необычный профиль.

Из галерей, расположенных над боковыми нефами, можно было наблюдать службу.
Они создавали сквозной обход собора. Такие галереи характерны для соборов, имеющих большой приход или расположенных на путях паломничества.

Французский романский стиль: влияние паломников

Паломники путешествовали по всему континенту и способствовали распространению новых архитектурных стилей. Планировка церквей также учитывала большое количество паломников. Протяженные нефы, просторный трансепт, сквозной обход – характерные черты французских церквей. Апсида часто окружалась капеллами и галереей.

Церковь Св. Павла. Иссуар

Восточная часть церкви хорошо разработана. Капеллы, пристроенные к апсиде и трансепту, разной величины. Такой план был распространен по всей Франции, но так и остался французским явлением и редко использовался в остальной Европе.

Церковь Св. Павла. Иссуар

Цилиндрический свод – самая простая форма свода с полукруглым сечением. Как показано здесь на поперечном разрезе, свод центрального нефа опирается на боковые, которые снимают распор свода центрального нефа.

Башни строили на западном фасаде, а также над центральным пересечением нефа и трансепта и над северным и южным рукавами креста. В церкви Св. Павла квадратная башня расположена на западном фасаде и более высокая – над средокрестием.

Скульптура широко использовалась для украшения фасадов романских церквей. Параллельно со скульптурой приобрел популярность и более строгий геометрический орнамент, который не нарушал плоскости стен.

Фонтевро

Существовало множество вариантов украшения внешнего вила здания. Наиболее характерным были аркатурные фризы – полукруглые арки, наложенные на стену.

Фонтевро.
Стрельчатая арка считается характерной чертой более позднего готического стиля, но они изредка встречаются и в романском. Эти арки лишь предвещали пришедший впоследствии архитектурный стиль и всегда соседствовали с традиционными закругленными арками.

Романский стиль в Германии

Германские архитекторы XI и XII вв. заимствовали формы, созданные еще при Оттонах, но изменили их, создав первые действительно романские здания. Собор в Шпейере (1030 г. – начало XIII в.) пример новой европейской архитектуры. Собор, построенный как пантеон германских императоров, черпал вдохновение в классическом прошлом, в колоссальных раннехристианских базиликах IV в. В сравнении с ним, стали казаться карликами прежние церкви Северной Европы.

Собор в Шпейере

В германской архитектуре этого периода простые капители были вытеснены более оригинальными и украшенными формами. Эта капитель, относящаяся к началу XII в., со стилизованными листьями и лебедями со сплетенными шеями, дает представление об искусстве резчиков того времени.

Использование стилизованных завитков лиственного орнамента не ограничивалось каким- либо одним регионом страны, и было свойственно как готическому, так и романскому стилю. По мере развития романского стиля, все большее внимания уделялось натуралистичным формам и правдивому изображению природных мотивов.

Веревочный орнамент – это резьба, изображающая скрученную веревку, – характерная черта романского стиля. Он не встречается в более ранних постройках, и. по всей видимости, является изобретением резчиков романского периода. Особенно часто веревочный орнамент использовали для украшения дверных или оконный проемов.

Замок Вартбург (XII—XIII вв.)

Этот замок, хотя и подвергся серьезным изменениям в последующие эпохи, представляет собой один из немногих хорошо сохранившихся замков романского стиля. Как и в религиозных постройках того времени, основными декоративными мотивами замка являются закругленные арки окон, дверей, аркады и консольный карниз.

Замок Вартбург

Рельефы с дидактическими сценками характерны для церквей этого времени. До прихожан старались весьма наглядно донести библейское учение. Обычно такие изображения размещали на дверях, западных фасадах и кафедрах. Эта сценка сделана таким образом, чтобы точно разместиться в пазухе арки.

Собор Вормс

Собор имеет традиционную планировку: очень длинный центральный неф с боковыми нефами. Их нервюрные своды покоятся на массивных опорах Ступенчатые башни часто украшали соборы с востока и запада. Собор в Вормсе имеет шесть башен различной высоты, все они украшены сходными аркадами.

Романский стиль. Собор Вормс

Романский стиль Испании

Во время мавританского владычества в Испании зародился и развился очень своеобразный мавританский стиль. Элементы этого стиля в XI-XII вв. смешались с пришедшим из Франции европейским архитектурным языком.
В результате возник смешанный стиль, основанный на французских образцах, но сохранивший традиционные исламские черты.

Сан-Пабло-дель-Кампо. Барселона

 

Сан-Пабло-дель-Кампо

Местные мастера часто создавали уникальные архитектурные композиции. Этот ранний фасад с аркатурным фризом ассоциируется с архитектурой итальянской Ломбардии. Дверной портал расположен в стене с массивной каменной кладкой.

Английский норманнский стиль: церкви

Романский стиль, называемый в Англии норманнским, доминировал здесь в XI-XII вв. После победы Вильгельма Завоевателя при Гастингсе в 1066 г., Англия была завоевана норманнами, которые принесли новый стиль. В архитектуре Англия быстро усвоила норманнский опыт. Основными типами зданий были замок и крепость.

Собор. Питерборо

Обработка стен собора поражает упорядоченностью и сложностью ритмов, который создают расположенные на равном расстоянии закругленные арки и повторяющиеся летали трифория и верхних окон нефа. Первоначально собор имел плоское деревянное перекрытие.

Квадратная башня. Церковь Св. Петра. Нортгемптон

Большинство норманнских церквей имело западную башню, в верхней части которой размещалась звонница. Обычно башни были квадратными в сечении, но существовали и местные варианты с различными башнями, в том числе круглыми.
Отличительная черта интерьера этой церкви, относящейся примерно к 1150 г.. – чередующиеся опоры, четырехдольные и круглые, которые очень четко организуют пространство церкви.

Церковь Св. Петра. Нортгемптон

Романская архитектура Италии: разнообразие

В этот период в Италии не прекращалась борьба за верховную власть между папским Римом и Священной Римской империей. Как и во Франции, каждая область здесь имела свой собственный архитектурный стиль, на который оказывала влияние архитектура Западной Европы. В целом, Италия оставалась достаточно консервативной. Здесь меньше строили, чем во Франции, Англии или Испании. Архитекторы романского периода в полной мере использовали наследство античности. Византии и мусульманские влияния. Они продолжали применять базиликальные планы, возводить купола, строить кампанилы и баптистерии, отделывать фасады зданий. За редким исключением, все это не встречается в других европейских странах.

Сан-Миньято-аль-Монте. Флоренция (ок. 1018 г.)

Крипта, расположенная в Сан-Миньято под основными хорами, довольно редко встречается в итальянской архитектуре.
В Италии в большинстве случаев все еще использовали базиликальный план, немного измененный по сравнению с римскими образцами. В Сан-Миньято – традиционный широкий центральный и узкие боковые нефы. большие хоры, приподнятые на платформе, и огромная крипта.

Сан-Миньято-аль-Монте

Одна из главных характерных черт флорентийского романского стиля – использование цветного мрамора. Продуманное геометрическое расположение панелей позволяло использовать игру света на гладком камне. Такая отделка своим богатством и изысканностью, несомненно. контрастировала со скульптурными фасадами, характерными для Северной Европы.

Сан-Марко. Венеция (ок. 1063-1096 г.)

Этот фасад с большими арками был построен в XI в., но полностью отделан лишь в начале XIX в. Это третий собор, построенный на этом месте. Его романская форма с крестообразным планом в значительной степени черпает в вдохновение в византийском искусстве.

Сан-Марко. Венеция

Итальянская романика: местные черты

В Ломбардии в наибольшей степени сказывается влияние французской и немецкой архитектуры. Церкви здесь имели широкие нефы и каменные своды, над основным зданием поднимались башни. В Риме в это время строили немного, что объяснялось большим числом сохранившихся здесь классических зданий. В тосканских городах: Флоренции. Лукке, Пизе, напротив, развились собственные своеобразные стили, сочетавшие византийское использование мрамора и мозаик с планами, мало отличавшимися от римских образцов. Примером расцвета местного романского стиля может служить ансамбль в Пизе: облицованный мрамором собор с куполом, колокольня и баптистерий представляют собой отдельные строения, расположенные рядом. К ним примыкает кладбище.

В итальянских церквях XII—XIII вв. часто встречаются глухие фасады с расположенными над ними фронтонами. Это – один из двух вариантов решения западного фасада. Второй – ломбардийский фасад, с расположенными по сторонам башнями-близнецами.

Санта-Мария, Тосканелла

Орнамент этой капители XIII в., напоминающей коринфскую, сделан в виде листьев антемии (жимолости). Он происходит из Греции и является одной из самых стойких форм лиственного орнамента. Кампанила или отдельно стоящая колокольня, рас-полагалась с западной стороны здания. Существуют разнообразные формы кампанил, наиболее ранняя из известных – квадратная, но встречаются и круглые. в частности, в Пизе.

Санта-Мария, Тосканелла

Смотрите также:

Романская архитектура: romanesque_art — LiveJournal

Жюмьеж абб  (ныне руинирован)

Церковь аббатства Жюмьеж (ныне руинирована)

Что вы представляете себе при слове «средневековье»? Скорее всего, образный ряд стандартный: Босх, чума, Крестовые походы, костры инквизиции, готика. Естественно, готика! Ведь это один из самых ярких и монументальных символов средневековья. Прекрасные соборы, украшающие знаменитые города Европы, устремленные в небеса шпилями многочисленных башен и стрелами вытянутых окон. Однако, на мой взгляд, есть еще один архитектурный стиль, незаслуженно обойденный вниманием обывателей и не выделяемый в отдельный тип объектов обычными туристами – романская архитектура.

6782426

"Романский словарь"

Я сама обратила внимание на этот стиль совсем недавно и поняла, что то, что я раньше принимала за готику, чаще всего таковой не является. Меня оправдывает то, что по Европе я разъезжала в своей жизни не так много, как мне хотелось бы, образцов как готической, так и романской архитектуры своими глазами повидать практически не довелось – так, парочка буквально.  Так что, вы уж извините, своих фотографий таких объектов у меня нет. Фотографий романских зданий в Сети очень много, но использовать для своего поста чужие фото я не решилась. Мою самолекцию я решила украсить гравюрами и рисунками (из старых путеводителей, например), найденных мною на разных общедоступных сайтах. Этот стиль архитектуры очень живописный, поэтому в рисованном виде он смотрится ничуть не хуже, чем на фотографиях.

План типичной романской базилики
План типичной романской церкви

Итак, что же определяет романский стиль? Начнем с  самого термина. Его использовать стали поздно – в 19 веке. Придумал его археолог  Арсисс де Комон. Надо сказать, термин  весьма условен. «Романский» - значит, подобный римскому. Однако, по большому счету,  от настоящего римского стиля он отличается также, как и от греческого или, скажем, древне-китайского. Те элементы, которые взяты из римского стиля,  преобразованы до неузнаваемости. Например, колонны стали приземистыми и утратили всю свою декоративность.

1 Сан-Феликс де Барруэра Валь де Бой
Церковь Сан-Феликс де Барруэра, долина Валь-де-Бои, Испания
2 Сен-Хуан-де-Бой Валь-де-Бой
Церковь Сен-Хуан-де-Бои, долина Валь-де-Бои, Испания

3 Санта Мария де Таюли Валь де Бой
Церковь Санта-Мария-де-Таюли, долина Валь-де-Бои, Испания (этот и два предыдущих рисунка - работы неизвестного мне испанского художника с ЭТОГО САЙТА).

За редкими, уточним, исключениями – например, Пизанский собор Пресвятой Девы Марии со знаменитой Падающей башней – вот уж где колонн в изобилии!  В подавляющем большинстве других строений колонны были маловыразительными – короткими, толстыми, не особо выразительными.  Капители поначалу вообще были лишены декора и имели сугубо утилитарную, т.е. поддерживающую функцию.  В период зрелости стиля и его расцвета их стали украшать  растительным орнаментом и скульптурными композициями, однако выглядело это настолько своеобразно и самобытно, что сравнивать эти капители с капителями римских колонн  в голову не приходит.

Пиза
Пизанский собор

Отбрасывать римское влияние полностью мы все-таки не будем. Так, основной и самый типичный элемент – полуциркульная арка – все-таки позаимствована из римского строительства, этот элемент можно встретить везде – в сводах, в дверных и оконных проемах и т.д.  Тут, однако, надо уточнить, что если и говорить о римском влиянии, то это было скорее поздне-римское влияние, а еще точнее – византийское. Это особенно видно по итальянским образцам романской архитектуры. Ведь расположенная на адриатическом побережье Равенна была второй, западной, столицей Византийской империи. Безусловно, мы видим некоторые византийские черты в ряде построек романского периода – это и своеобразное чередование второстепенных объемов и приделов, и многоярусные аркады,  и даже наличие куполов – это, правда, встречается очень редко.

Лонпон абб. Жан-Пьер Леопольд

Лонпон абб
Аббатство Лонпон, Франция (худ. Жан-Пьер Леопольд)

Из римско-византийского наследия и доминирующий план построек (речь идет о храмовых в первую очередь) – базилика. В подавляющем большинстве случаев основной объем храмов – прямоугольный. В поздних крупных  храмах – очень вытянутый от портала к апсиде. В первую очередь, это связано с теми простейшими технологиями, которые в те времена были доступны. Строительство было каменное, скрепляющие растворы примитивные, строительные знания и опыт – минимальные. Кроме того, вытянутый в плане храм, удлиняющий путь от входа к алтарной части, символизировал торжественный и длительный путь грешного человеческого существа к Богу. Вот так вот: под недостаток мастерства всегда можно подвести эффектную идею. Итак, мы определились, что византийские влияния, несомненно, имели место. Кроме того, в ряде построек можно проследить и исконные  местные влияния. Видимо, также проявлялись и вкусы заказчика, и мастерство строителей. Таким образом, готические постройки, щедро усыпавшие Европу с конца 10 по конец 13 века, весьма разнообразны и неоднородны, имеют территориальные черты, однако ряд признаков их все же объединяет.

Ангулем 1850 Поль Абади

Собор в Ангулеме, Франция (рек. Поля Абади)

Рассмотрим отдельные типичные элементы.
Тяжелая кровля опиралась на стены, вес ее распределялся сверху вниз, опоры практически не использовались. Наружные опоры – широкие контрфорсы и аркбутаны – стали применять позже, это как раз элементы готической, каркасной, архитектуры. В романский период иногда применяли внутренние, «встроенные» контрфорсы, куцые и не особенно эстетичные, смахивающие на ребра батареи центрального отопления. По причине отсутствия дополнительных опор стены делали толстыми, массивными. Оконные проемы были небольшими, чтобы не ослаблять конструкцию. Завершение окон было также арочно-полуциркульное – это укрепляло проем. Если вы видите высокие окна со стрельчатым завершением – это, скорее всего, уже готика, либо собор, изначально романский,  но перестроенный в готическом стиле. А пока все было монументально, прочно и практично, хоть по-своему и живописно.
Не стоит забывать и о том, что холодный климат Европы и постоянные междоусобицы вынуждали строителей возводить такие массивные надежные здания. В случае набегов агрессивных соседей в церкви могла укрыться большая часть селения.

Ангулем Сент-Пьер
Ангулем

Собор в Ангулеме

Поначалу большой проблемой была кровля. В первых постройках перекрытия делали деревянным, а крыши - двускатными. Правда, при частых пожарах кровля непременно обваливалась. Затем научились выкладывать полубочковидный свод – тоже римский прием. Использовали и стрельчатые,  и даже купольные своды. Также использовался стрельчато-крестовый свод. Такой тип свода использовали в крестовых в плане постройках, когда основной прямоугольный неф перекрещивался с поперечным трансептом. В готический период такие своды научились делать виртуозно; перекрестия стали парусными, многокомпонентными, появились очень эффектно выглядящие нервюры (изогнутые ребра каркасной каркасно-крестовой кровли). В романский период первичные крестовые элементы кровли выглядели проще и скромнее.

ARCROMPLGENERAL012

При всем при этом скатные крыши, как и прежде, использовались очень широко.
Во многих храмовых постройках присутствовали башни-колокольни, иногда по две и больше. Законодателем «башневой» моды в свое время стало аббатство Клюни во Франции. Эта бенедиктинская обитель имела громадное влияние в Европе 10-13 веков, пожалуй, следующее по значимости после папского Рима. Главная церковь аббатства вполне соответствовала этому влиянию. Храм был просто исполинским по тем временам  – в длину 187 метров,  ширина трансепта – 17 метров, высота 30 метров, а украшали ее целых 5 башен! С 13 века аббатство, правда, стало приходить в упадок, а к 19 было практически разрушено. Кровля обрушилась, а между стенами пролегла улица. Потом эти стены и вовсе разобрали. Сейчас на месте некогда влиятельнейшей обители можно увидеть лишь сохранившуюся часть северного трансепта и одну из башен.

Клюни абб грав 19 века
Аббатство Клюни
Клюни
Аббатство Клюни

Клюни2
Аббатство Клюни

Клюни3
Одна из построек в Клюни на этикетки с шоколадной упаковки

Не все аббатства увлекались зодчеством с таким размахом. Известной личностью, повлиявшей на романскую архитектуру Европы, стал Бернард Клервоский.  Он знаменит тем, что стал вдохновителей Крестовых походов, в том числе и на славян. Из относительно полезных вещей, сделанных им, было создание ордена цистерцианцев (позже их стали называть бернардинцами) . Основанная им обитель в Клерво ключевым образом отличалась от Клюнийского аббатства. Устав Бернарда был очень строг, основными добродетелями считалось смирение и скромность, что и отразилось на церковных монастырских постройках. Храмы были небольшими, приземистыми. Их венчала обычно единственная башня, служившая колокольней.

Никакой гигантомании, никакого декора – этому Бернард противопоставил чистоту и строгость линий и тщательность  отделки камня. Романских построек в самом Клерво не сохранилось, зато их можно видеть в Фонтене, еще одной обители, основанной Бернардом.  Орден рос со стремительной быстротой – примерно 400 обителей за неполных 100 лет! До сих пор во Франции можно увидеть массу сохранившихся построек такого типа.

Фонтене аббатсинтерьегр
Своды монастырской постройки в Фонтене

Романские церкви есть и в других европейских странах. Практически одновременно с  Францией и в  Германии появились  грандиозные и чудесные храмы – знаменитый собор в Шпеере, церковь аббатства Мария Лаах, церковь Санкт-Михаель в Гильдсгейме и т.д. В Испании их также было немало – до сих пор сохранились сразу девять небольших сельских церквей в долине Валь-де-Бои. И в Италии, и в Дании, и Чехии.

Довольно короткий период европейской истории породил выразительный стиль архитектуры, который отражался самобытностью, и, кроме того, стал основой для развития нового, не менее яркого стиля – готики. Но об этом должен быть отдельный рассказ.
Не буду вас перегружать информацией, думаю, для общего ознакомления достаточно.  Дальше посмотрите картинки.

Анже аббатство Сент-Обен
Аббатство Сент-Обен, Анже

Бамбергский собор
Бамбергский собор, Германия

Бове Нотр-Дам де ла БасОвр
Бове. Нотр-Дам-де-ла-БосОвр

Везле2сабб
Аббатство Везле

Винчестерский собор
Винчестерский собор,

Виньори церк Сен-Этьен
Сен-Этьен, Виньори

Вормский собор
Вормский собор, Германия

Гернрод церковь Кириака
Гернрод, церковь Кириака, Германия

Даремский собор Стюарт Фишер
Даремский собор, Великобритания (худ. Стюарт Фишер)

Дурханский собор from-court-iinn
Даремский собор, (худ. Стюарт Фишер)

Замор
Саморский собор, Испания

Колегиата де Торо Замора
Он же

Интерьер монастырской церкви в Поблете, Испания
Монастырская церковь в Поблете, Испания

Иссуар Сен-Остремон
Храм Сен-Остермон в Иссуаре

Каллумборг Дания Церковь Богородицы
Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания

Каллумборг
Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания

Кан аббатство 1684
Аббатство в Кане

Каор2
Аббатство в Кагоре

Келльн церковь Матиаса
Кельн, ц-вь Матиса

Кельн St-Kunibert-Woensan-1531-57
Кельн, Санкт-Кюниберт

Кельн Базилика св. Андрея
Кельн, ц-вь св. Андрея

Кельн большой св мартин джон генрих митце2
Кельн, ц-вь св. Большой Мартин (худ. Джон Генрих Митце)

Кельн большой св мартин
Кельн, ц-вь св. Большой Мартин

Кельн большой св мартин2
Кельн, ц-вь св. Большой Мартин

КЕЛЬН СВ Пантлемон абб
Кельн, аббатство св. Пантелеймона

Кельн св Якоб
Кельн. Ц-вь св. Якоба

Кельн СентСеверин
Кельн. Санкт-Северин

Кельн церковь св. апостолов
Кельн. Ц-вь св. Апостолов

Кельн. Св. Андрей
Кельн. Ц-вь св. Андрея

Конк аббатство Сент-Фе де Конк
Конк, аббатство Сент-Фе-де-Конк

Курси
Храм в Курси
Лимбург
Лимбург
Лимбургский собор 1880-е
Лимбург, Бельгия

Льеж Базилика Сен-Мартен
Льеж, Сен-Мартен

Майнц собор
Майнц

Майнц собор2
Майнц

Мария Лаах абб  1840
Мария Лаах, Германия
Милан

Милан

Монастырская кухня в Фонтевро
Монастырская кухня в Фонтевро

Монт Сен Мишель2
Мон-Сент-Мишель

Монт Сен Мишель3
Мон-Сент-Мишель

Сен-Мишель д.Гилье
Мон-Сент-Мишель

Монте касино
Монте-Касино

Монте-Касино2
Монте-Касино

Монте-Касино3
Монте-Касино

Муассак
Муассак

Нотер-Дам-дю-Порт
Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон

Нотер-Дам-дю-Порт2 Клермон
Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон

Оверни Сент-Острамон
Оверни, Сен-Острамон

Окемский замок
Окемский замок

Ольне абб А.Валлю
Ольне

Ольне2 абб  Луи Лонжу
Ольне

Паре ле Мониаль 2
Паре-ле-Мониаль

Паре ле Мониаль
Паре-ле-Мониаль

Пригор saint-etinne2
Перигор

Пуасси церковь Нотр-Дам 1190
Пуасси

Пуату Нотр-Дам-де-ла-Гран
Пуатье, Нотр-Дам-де-ла-Гран

Пуатье сен-савен-сюр-гартамп пуатье2 1861
Пуатье, Сен-Савен-сюр-Гартамп

Пюи
Пюи
Ратуша в Сент-Антонен-Нобле-Валь
Сент-Антонен-Нобле-Валь (ратуша)

Регенсбургский собор_1816
Регенсбургский собор

Саагун Испания2
Саагун, Испания

Сан Мартин де Тур
Сан-Мартин-де-Тур

Сан-Мартин де Фромиста ПАЛЕНСИЯ
Сен-Мартен де Фромиста

Санта-Мария в Корнея-де Конфлан
Санта-Мария, Корнеа-де-Конфлан

Сен-Алли де Клермон

Сен-Алле-де-Клермон

Сен-Бенуа-сюр-Луаре абб Флери
Сен-Бенуа-сюр-Луаре, Флери

Сен-Виктор
Сен-Виктор

Сен-Жермен-де Пре 1014 2
Сен-Жермен-де-Пре

Сен-Жермен-де Пре 1014
Сен-Жермен-де-Пре

Сен-Жиль абб Гар
Сен-Жиль-де-Гар

Сен-Жорж-де-Бошервилль 1117-1125
Сен-Жорж-де-Босшервилль

Сен-Жульен-де Кан
Сен-Жульен-де-Кан

Сен-Капре церк Анжен
Сен-Капрен-де-Анжен

Сен-Капре2 церк
Сен-Капрен-де-Анжен

Сен-Мартен-де-Тур
Сен-Мартен-де-Тур

Сен-Нектер Овернь

Сен-Нектер, Овернь

Сен-Николя-Окс-Буа абб
Сен-Николя-Окс-Буа

СенСернен де Тулуз
Сен-Серне-де-Тулуз

Сен-Трофим в Арле
Сен-Трофим-де-Арле

Сент-Филь=ибер-де-Турню
Сен-Филибер-де-Турню

Сент-Этьен-де-Невер 1087 18 век
Сен-Этьен-де-Невер

Сент-Этьен-де-Невер2
Сен-Этьен-де-Невер

Сен-Фрон в Перигё2
Сен-Фрон-де-Перигё

Сен-Фрон в Перигё3
Сен-Фрон-де-Перигё

Сен-Фрон Перигё -nicolas-marie-joseph-chapuy
Сен-Фрон-де-Перигё

Сен-Фрон Перигё3
Сен-Фрон-де-Перигё

Серези ла Форе
Серези ла Форе

Серези ла Форе2
Серези ла Форе

Тулуза Сан Сернен де Тулуз

Сен-Сернен-де-Тулуз

Церковь Сент-Эмпвре
Сен-Эвмпре

Шпеерский собор
Шпеерский собор

Шпеерский собор2
Шпеерский собор

Эли Alfred_Dawson_Ely_Cathedral
Собор в Эли (Альберт Доусон)

Эли Cathedral-1830
Собор в Эли

Эрво аббатство Сен-Пьер
Сен-Пьер в Эрво

Картинок натырила в Википедии, а еще вот тут вот:

http://www.encyclopedie.bseditions.fr/article.php?pArticleId=5&pChapitreId=33272&pSousChapitreId=33275&pArticleLib=Le+%AB%A0syst%E8me%A0%BB+roman+%5BAlsace%A0%3A+l%92art+roman+en+Alsace-%3EG%E9n%E9ralit%E9s%5D
http://www.heleneseguin.net/christianisation-de-loccident---liens.html
http://p8.storage.canalblog.com/86/49/675347/46586570.jpg

и еще где-то, точно не помню.

А еще поищите док. фильм "Шедевры романского искусства" и фильм "Романский стиль" из серии

Спасибо за внимание!

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о