Разрешение на строительство продлить – Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на строительство, продление срока действия разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство» (с изменениями на 19 декабря 2019 года)

Содержание

Разрешение на строительство: продление, отмена

Известно, что закон позволяет застройщику обратиться в уполномоченный орган с просьбой о продлении срока действия разрешения на строительство. При этом нередки случаи, когда администрация принимает решение об отказе. Бывает и так, что орган власти отменяет ранее выданное разрешение на строительство. В обоих случаях (отказ в продлении и отмена) застройщика ждут долгие судебные тяжбы. Полагаем, сформулированные на уровне Верховного суда правовые позиции окажутся полезными для застройщиков, попавших в столь затруднительные ситуации.

Продлить нельзя отказать

В соответствии с ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, преду­сматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.

Исходя из данной формулировки по общему правилу (если «оставить за кадром» специфику жилищного строительства на основании ДДУ) для продления разрешения на строительство необходимо:

  • подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;
  • начать строительные работы до подачи такого заявления.
Оба ли этих условия должны выполняться одновременно? Правомерен ли отказ в продлении, если застройщик нарушил срок подачи заявления или, наоборот, подал заявление своевременно, но не приступил к выполнению работ?

В правоприменительной практике по обозначенной проблеме выработано следующее решение. В части 20 ст. 51 ГрК РФ установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения. Подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), у уполномоченного органа нет оснований для отказа в продлении срока его действия. Такая позиция представлена в Определении ВС РФ от 04.05.2016 №  136-ПЭК16 по делу №  А63-11027/2013, постановлениях АС МО от 01.08.2016 №  Ф05-10272/2016 по делу №  А41-79925/15, ФАС ДВО от 15.12.2013 №  Ф03-6140/2013 по делу №  А51-7498/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 №  09АП-28920/2016 по делу №  А40-62700/16, Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 №  10АП-7448/2016 по делу №  А41-106633/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 №  08АП-8211/2016 по делу №  А46-2430/2016 и др.

Обратите внимание
Случается, что администрация, отказывая в продлении срока действия разрешения на строительство, ссылается на представление застройщиком ненадлежащих документов, подтверждающих начало выполнения работ по строительству объекта. Например, как следует из Постановления АС МО от 01.08.2016 №  Ф05-10272/2016 по делу №  А41-79925/15, организация приложила к заявлению о продлении разрешения на строительство справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, свидетельствующие о завершении подрядчиком работ по нулевому циклу строительства. Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на то, что не было представлено официальное подтверждение начала работ по строительству объекта капитального строительства.

Обратившись в суд, застройщик дополнительно представил в материалы дела акт обследования технического состояния объекта незавершенного строительства и приложенные к нему фотографии объекта (8 штук), а также спутниковый снимок с сайта карты.яндекс.ру.

Встав на сторону застройщика, арбитры указали: ч. 20 ст. 51 ГрК РФ не установлено, какие именно документы должны быть представлены в подтверждение начала строительства. Из этого следует, что такими документами могут быть любые документы (акты, договоры подряда и т. д.), свидетельствующие о том, что строительство ведется. Уполномоченный орган незаконно не принял формы КС-2 и КС-3 как доказательства начала строительства.

Итак, мы выяснили, что подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство не является достаточным основанием для отказа в продлении разрешения. А вот то обстоятельство, что застройщик не начал работы по строительству, влечет безусловный отказ в продлении ранее выданного разрешения на строительство. Далее ответим на вопрос: является ли законным отказ в продлении разрешения, если строительные работы начаты, но заявление в уполномоченный орган застройщик подал после того, как истек срок действия разрешения на строительство.

Такая ситуация рассматривалась в постановлениях АС ЗСО от 15.12.2015 №  Ф04-27933/2015 по делу №  А46-4326/2015 и Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по делу №  А82-18126/2015. Сразу скажем, что в первом случае арбитры приняли решение в пользу застройщика, во втором — признали действия администрации законными. Как такое возможно?

Из постановления АС ЗСО следует, что застройщик обратился в департамент с заявлением о продлении разрешения на строительство через два дня после того, как истек срок его действия. Несмотря на то, что застройщик указал на 90%-ю готовность объекта, уполномоченный орган отказал в продлении разрешения, сославшись на то, что оно является недействующим, поскольку срок его истек, а продление срока действия недействующего разрешения на строительство законодательством не предусмотрено.

Удовлетворяя требование застройщика, судьи исходили из того, что указанное департаментом основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство не предусмотрено действующим законодательством, поэтому оспариваемый отказ нарушает права организации.

Важно, что судья ВС РФ не нашел оснований для передачи данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда для пересмотра (Определение от 18.04.2016 №  304-КГ16-2723). Тем самым судья Верховного суда фактически признал обоснованной позицию АС ЗСО.

А вот в принятом не в пользу застройщика Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда по делу №  А82-18126/2015 обстоятельства были иными, что и позволило суду отказать застройщику, отклонив его ссылки на судебную практику, согласно которой подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Итак, в январе 2008 года организации было выдано разрешение на строительство, срок действия которого истекал в июле 2010 года.

В декабре 2013 года (то есть через 3,5 года после окончания срока действия разрешения) застройщик зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 11%.

В ноябре 2015 года (то есть еще через два года) организация обратилась в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, приложив проект организации строительства, предполагающий окончание строительства в течение 33 месяцев.

Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на нарушение срока, установленного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, и предложив застройщику обратиться за получением нового разрешения.

Арбитры отметили: организация обратилась за продлением разрешения спустя более пяти лет после окончания срока его действия. Застройщик не представил доказательств обращения в уполномоченный орган с таким заявлением до даты истечения срока действия разрешения. Следовательно, застройщик утратил предусмотренное законом право на продление срока действия разрешения на строительство.

ГрК РФ не содержит оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство по причине того, что заявление было подано застройщиком с нарушением срока его подачи (то есть не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения). Однако в данном случае имеет место не просто нарушение срока для обращения с заявлением о продлении действующего разрешения на строительство. Общество требует продлить в судебном порядке действие разрешения, срок которого истек пять лет назад. В такой ситуации (при непредставлении заявителем доказательств уклонения уполномоченного органа от выдачи разрешения (противоправного бездействия администрации) либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших организации своевременно обратиться с соответствующим заявлением) продление срока действия разрешения на основании ч. 20 ст. 51 ГрК РФ недопустимо. Исходя из смысла положений градостроительного законодательства возможно продление только действующего разрешения на строительство. После истечения срока действия разрешения на строительство может быть выдано только новое разрешение.

Таким образом, пропуск срока обращения с заявлением о продлении разрешения при уже начатом строительстве объекта не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства объекта к моменту истечения срока действия разрешения на строительство. Поэтому судьи встанут на сторону застройщика, представившего заявление менее чем за 60 дней до окончания срока действия разрешения.

В случае, когда уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, сославшись на то, что заявление подано после истечения срока его действия, исход судебного разбирательства будет зависеть от конкретных обстоятельств. Прежде всего, арбитры будут оценивать добросовестность действий застройщика, который в любом случае не лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.

Обратите внимание
Уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, при рассмотрении заявления застройщика о продлении срока действия разрешения обязан проверить, начато ли строительство (реконструкция) объекта. Поэтому представление застройщиком недостоверной информации о выполнении работ обернется отказом в продлении разрешения.

Например, как следует из Постановления АС СЗО от 27.10.2014 по делу №  А56-68046/2013, организация сообщила о выполнении:

  • 100% земляных работ;
  • 90% работ по созданию фундамента;
  • 20% работ по прокладке инженерных сетей;
  • 10% работ по возведению каркаса здания.
Между тем согласно акту осмотра строительные работы на земельном участке не велись.

При таких обстоятельствах арбитры решили, что организация при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на строительство представила сведения, не соответствовавшие действительности, что было установлено по итогам проверки. Как результат — отказ в продлении разрешения был признан обоснованным. Причем судья ВС РФ не нашел оснований для пересмотра дела (Определение от 12.03.2015 по делу №  307-ЭС15-223).

Случается, что у застройщика возникает необходимость внесения изменений в проектную документацию, а иногда технико-экономические показатели будущего объекта меняются настолько, что приходится разрабатывать новую проектную документацию. В подобных ситуациях застройщику следует обращаться в уполномоченный орган не за продлением разрешения на строительство, а за выдачей нового разрешения на строительство объекта, имеющего другие технические параметры. Соответственно, застройщику не удастся доказать, что отказ в продлении разрешения является незаконным. Данная позиция выражена в Определении ВС РФ от 23.05.2016 №  308-ЭС16‑4400 по делу №  А63-367/2015, в котором отмечено, что застройщик не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство, представив документы, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ.

Отмена разрешения на строительство возможна только в исключительных случаях

Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от 20.05.2015 №  Ф06-21841/2013, Ф06-22926/2015, Ф06-23424/2015 по делу №  А55-15700/2014, ст. 48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления
[1]
действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты. Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).

Обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ должен доказать заявитель (обратившееся в суд лицо).

Таким образом, закон не предоставляет органам местного самоуправления права по собственному усмотрению принимать и отменять ранее принятые документы. Этот вывод в полной мере распространяется и на случаи, связанные с выдачей и отменой разрешений на строительство.

В соответствии с ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае:

  1. принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  2. отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
  3. расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
  4. прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенной нормы, которая носит императивный (не допускающий выбора) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ, действия администрации незаконны (при условии, что разрешение на строительство было выдано с соблюдением установленных требований). Такая позиция выражена, в частности, в определениях ВС РФ от 01.09.2016 №  306-КГ16‑10277 по делу №  А12-33006/2014, от 14.09.2015 №  306-КГ15‑10973 по делу №  А55-15700/2014, от 08.09.2015 №  306-КГ15‑10973 по делу №  А55-15700/2014 и т. д.

При этом не имеет значения довод администрации о том, что отмена разрешения на строительство связана с получением протеста прокуратуры. Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 №  07АП-6957/2016 по делу №  А45-27192/2015 отмечено: из оспариваемого постановления следует, что разрешение на строительство отменено в связи с протестом прокуратуры города. Иных оснований отмены или ссылок на конкретные нормы права в постановлении не указано. При таких обстоятельствах постановление об отмене разрешения на строительство является незаконным.

Некоторые выводы

Уполномоченный орган вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), только в том случае, когда застройщик не приступил к выполнению работ. Нарушение застройщиком срока подачи заявления (менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения) не является самостоятельным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Выданное с соблюдением положений ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть отменено только в исключительных случаях, закрытый перечень которых содержится в ч. 21.1 названной статьи. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на данную норму, действия администрации незаконны.


[1] Федеральный закон от 06.10.2013 № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

документы, сроки, образец заявления 2020

split

По законам РФ предусмотрено получение разрешения на строительство на определенный срок, указываемый в проектной документации. Для объектов ИЖС, в том числе при возведении садовых, жилых домов, хозяйственных построек, данный документ не требуется. Случается, что обозначенное время вышло, а объект капитального строительства не закончен и не введен в эксплуатацию. В такой ситуации требуется принимать меры, внести изменения в проект и получить продление разрешения на строительство. Что для этого нужно сделать?

Нормативно-правовая база


Разрешительная документация регулируется такими законами, как:

  • градостроительный кодекс России;
  • приказ № 251 от 02.07.09 Минрегиона РФ.

Разрешение продления срока строительства регулируется ст. 51 Градостроительного кодекса п. 21.14. Оно касается зданий, не законченных к указанному в проекте времени. Данными вопросами занимается территориальный отдел архитектуры и градостроительства по району нахождения объектов.

Какие документы нужны?


Для того чтобы продлить разрешение потребуется подготовить следующий пакет документов:

  • заявление;
  • подлинник разрешения на строительство;
  • положительное заключение экспертов о возможности продления сроков ведущегося строительства;
  • заключение об актуальном состоянии объекта.

Важно! Акт о ведении строительства выдается представителями комиссии районной администрации. Без этого документа продлить срок не получится.

Для подтверждения ведения работ понадобится обратиться в районную администрацию. После этого формируется комиссия, которая в назначенную дату приедет на объект. Если специалисты удостоверятся, что возведение здания движется, пусть и медленно, то будет выдан соответствующий акт.

Далее предоставляется бумага, подтверждающая право на внесение корректировки. Причины внесения изменений могут быть как продление срока строительства, так и другие. В зависимости от них застройщику понадобится подготовить документы. К примеру, могут потребоваться:

  • постановление о разделении или объединении земельного участка;
  • документы на внесение корректив в названии застройщика;
  • распоряжение об изменении адреса постройки и др.

Порядок действий


Документы на продление срока действия разрешения на строительство отправляются несколькими способами:

  • лично в Отдел архитектуры и градостроительства по району;
  • через портал Госуслуг;
  • заказным письмом через Почту России;
  • в МФЦ;
  • с помощью электронной почты.

При оформлении документации в электронном виде потребуется ЭЦП. С образцами заявления можно ознакомиться на тематических стендах в территориальном органе. При отправлении документа по почте необходимо заранее уточнить адрес муниципального отдела, занимающегося данным вопросом.

Оформление через портал Госуслуг


Все больше людей предпочитают экономить время и получать услуги через интернет. Для подачи заявления через портал Госуслуг потребуется:

  1. Авторизоваться на сайте.
  2. Ввести сведения из уже имеющегося разрешения.
  3. Указать причину продления строительства.
  4. Прикрепить пакет документов в сканированном виде.
  5. Выбрать удобный способ получения ответа.
  6. Отправить заявку на рассмотрение.

мобильное приложениеПроцесс оформления услуги контролируется через мобильное приложение, личный кабинет или e-mail. На указанный адрес придет извещение о том, принято ли заявление и о процессе его рассмотрения. При положительном результате заявителю будет отправлено разрешение в электронном виде, подписанное ЭЦП.

Важно! Необходимо обратить внимание на требования, предъявляемые к скан-копиям документации. Их размер не должен превышать 1 Гб.

Сроки продления


Заявление на продление сроков возведения здания требуется подать не позже, чем за 10 рабочих дней до окончания срока действия предыдущего документа. После принятия заявки представители территориального органа должны в течение 7 суток дать положительный или отрицательный ответ. Отказ должен быть аргументирован уполномоченными лицами.

Подача заявления бесплатная. При положительном решении срок строительства продляется на указанное время. После его истечения необходимо завершить объект и ввести его в эксплуатацию.

Почему могут отказать?


Основная причина, с которой можно столкнуться, заключается в том, что за изначально указанный срок стройка не началась. Для получения документов на возможность продления работ необходимо доказать, что строительство ведется. Это делается с помощью акта, составленного экспертной комиссией.

Компании-застройщику может быть отказано в получении разрешения в случае, если документы поданы в отдел в неполном объеме. Разрешение на строительство объекта, если оно просрочено, понадобится оформлять заново в общем порядке.

Выданный документ действует в течение всего срока, даже когда меняется владелец земельного участка. Но встречается, что он теряет свою силу. Это случается по следующим причинам:

  • при изъятии участка для государственных нужд с учетом действующего законодательства;
  • при расторжении договора аренды на земельный участок;
  • в связи с отказом застройщика на возведение строения;
  • по решению суда;
  • при завершении права на использование недр;
  • при нарушении указанных в строительной документации требований и др.

Получение разрешения на продление срока возведения постройки является несложной процедурой. Важно вовремя обратиться с заявлением в уполномоченный отдел по территории нахождения объекта и собрать требуемый пакет документов. Если работы на участке ведутся, то проблем не должно возникнуть. В случае, когда застройщик получил отказ и не согласен с ним, он может обжаловать решение в соответствии с действующим законодательством. При отрицательном результате прошения о продлении срока понадобится заново оформить документы на строительство.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

split

Разрешение на строительство: оформление-продление-внесение изменений

Приветствую, друзья! Приношу свои извинения, что давно не писал на блог. Но с сегодняшнего дня обещаю исправиться в лучшую сторону и радовать вас новыми статьями почаще. Честно, я это пишу больше для себя — так сказать некая мотивация. Но дальше будет намного интереснее, ведь на дворе уже осень, а это значит больше времени дома за компьютером. 

И так, поговорим мы сегодня о разрешении на строительство, о процедуре продления и внесения изменений. Все это муторно и не понятно для большинства людей. Я и сам, честно говоря, чуть не засыпал на первых порах читая градостроительный кодекс. Но осознание приходит со временем. 

Также рекомендую вам ознакомиться со статьей «Закончили строительство, что же делать? Оформляем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию».

Для удобства прилагаю в самом начале статьи образцы и бланки заявлений, перечень документов. Пользуйтесь на здоровье, но не забывайте делиться статьей в социальных сетях.

Содержание статьи

Что такое разрешение на строительство?

А ведь многие даже не знают, что строительство объекта капитального строительства можно начинать только после оформления разрешения на строительство. Даже если вы строите на собственном земельном участке, даже если строите индивидуальный жилой дом (ИЖС). И никакая дачная амнистия (касается ИЖС) не отменяет необходимость оформления разрешения на строительство .

Сама формулировка понятия разрешения на строительство приведено в ч. 1 ст. 51 ГрК РФ.

И запомните, друзья, если вы собрались строить объект капитального строительства, то разрешение на строительство нужно оформлять почти всегда. А в каких случаях оно не требуется описано в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ.

Думаю, не лишним будет если я приведу понятие «объект капитального строительства». А для этого надо познакомиться с ч. 10 ст. 1 ГрК РФ:

Ну вот, слегка и познакомились с сегодняшней темой статьи. Если что то не поняли смело спрашивайте в комментариях. 

Оформление

Друзья, кто сталкивался с оформлением разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства прекрасно понимает, что это адский труд и не всем он под силу. Но в градостроительном кодексе и в административных регламентах органов, выдающих этот документ, все шаги оформления довольно простые и быстрые. Но... 

Начнем с того, что вы должны тщательно ознакомиться с 55 статьей Градостроительного кодекса и также для удобства можете почитать приведенный здесь административный регламент администрации города Чебоксары по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, продление срока действия, внесение изменений». Прочитайте все внимательно, там много полезного по данной теме.

  • Во первых, вы должны определиться в какой орган вам необходимо обратиться с заявлением на выдачу разрешения на строительство. В большинстве случаев разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, что указано в ч. 4 ст. 51 ГрК РФ. Но есть некоторые исключения, которые приведены в ч. 5 и ч. 6 ст. 51 ГрК РФ. Здесь я не буду приводить выдержки из этой статьи, вы можете ознакомиться с ними сами.
  • Во вторых, после того как определились к кому обращаться надо подготовить заявление о выдаче разрешения на строительство. Сам бланк заявления обычно приведен в административном регламенте по выдаче разрешения на строительство, органа, выдающего разрешение. Приведу для вас пример оформленного заявления по образцу администрации г. Чебоксары. Скачать пример оформленного заявления. Также можете скачать бланк заявления. Данные образцы приведены с сайта администрации г. Чебоксары. Аналогичные нужные вам бланки вы также можете найти на сайтах ваших муниципальных образований. 
  • В третьих надо подготовить перечень документов, необходимых для оформления разрешения на строительство. Этот перечень приведен в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ. А ниже приведу для вас перечень документов, взятый с сайта администрации г. Чебоксары:

Также вы можете скачать данный перечень по ссылке. 

После подачи заявления и всех необходимых документов в течении 10 календарных дней вам выдадут разрешение на строительство, либо отказ в выдаче разрешения на строительство. Отказать вам могут лишь в тех случаях если вы не представили все документы строго по перечню, либо при несоответствии представленных документов установленным требованиям. 

А как подготовить все документы по перечню поговорим в следующих статьях. 

Внесение изменений

Очень часто в процессе строительства приходится вносить изменения в ранее выданное разрешение на строительство. Давайте немного затронем и этот вопрос.

Обычно изменения вносятся при изменении земельного участка (перераспределение, объединение, раздел, перераспределение и т.д.). Какие-либо другие изменения, касающиеся ошибок в наименованиях, характеристиках и т.д. в разрешение на строительство не вносятся, а оформляется новое разрешение на строительство с новым номером. 

Для внесения изменений вам необходимо уведомить об этом в письменной форме орган, выдавший вам ранее разрешение на строительство. Также надо приложить документы приведенные в перечне. Но если вы не предоставили документы с перечня, то данные документы администрация должна запросить сама. 

После внесения изменений в разрешение на строительство и утверждения данных изменений, а на это уходит 10 дней (согласно закону), об этом вас уведомят в течении 5 рабочих дней.  Также об этом уведомят государственный строительный надзор и Россреестр. 

Продление

Согласно ч. 19 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства. Но иногда приходится все же продлевать срок действия разрешения на строительство, что указано в ч. 20 ст. 51 ГрК РФ:

Запомните, что за продлением надо обращаться за 60 дней до окончания срока действия разрешения. 

Следует отметить, что срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объект капитального строительства сохраняется, за исключением случаев:

Также обращаетесь с определенным заявлением в орган, ранее выдавший вам разрешение. Прикладываете определенные перечнем документы и  вуаля, вам продлевают срок действия разрешения на строительство. Здесь самое трудное как и в оформлении разрешения это подготовить все документы. А это бывает не так просто. Но тут не так все страшно. Также образец оформленного заявления. 

Действие разрешения на строительство может быть прекращен в случаях предусмотренных в ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ. 

Разрешение на строительство ИЖС

При оформлении разрешения на строительство индивидуального жилого дома процедура почти такая же, но есть небольшие отличия. 

  • Во-первых срок действия разрешения 10 лет.
  • Во вторых перечень документов для оформления по-меньше.

Перечень документов, необходимых для получения разрешения на индивидуальное строительство

Образец заявления о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома

Еще раз повторяюсь, что разрешение на строительство необходимо оформлять при строительстве ИЖС тоже. Многие сталкиваются с тем, что кто то на них жалуется или просто при проведении плановых проверок выясняется, что они осуществляют строительство ИЖС без разрешения на строительство. А это приводит к штрафам согласно ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. 

При этом многие говорят: «А нам сказали, что индивидуальный жилой дом можно оформить в собственность без разрешения на строительство, по дачной амнистии». Все правильно, право собственности на индивидуальный жилой дом вы можете оформить по упрощенной схеме (дачной амнистии) без оформления разрешения на ввод и разрешения на строительство.

Но вся эта упрощенная схема была придумана в свое время для узаконивания и оформления давным давно построенных домов. Правда этим многие пользуются и при строительстве новых домов тоже. Но все это не отменяет необходимости оформления разрешения на строительство и индивидуальных жилых домов тоже. 

К тому же эту замечательную «дачную амнистию» все время грозятся прекратить, но все время продлевают.

 

Ну вот и все, друзья. Кратко рассмотрели вопрос оформления, продления и внесения изменений в разрешение на строительство. А кто сталкивался с данной нелегкой процедурой прошу поделится своими впечатлениями в комментариях. 

P.s. Друзья, если вам понравилась статья и оказалась полезной, то я вас прошу поделиться ей в социальных статьях, для развития блога это очень важно.

P.p.s. Друзья, хочу Вам также порекомендовать "Генератор исполнительной документации - Генератор-ИД" от сайта ispolnitelnaya.com. Программа настолько простая и действенная, что сэкономит кучу времени. Всем советую ознакомиться!!! 

Продление срока действия разрешения на строительство. Регламенты и документы

Аргументы, которыми могут оперировать представители уполномоченной инстанции при отказе в продлении разрешения на строительство, отражены в ч.20 Ст.51 ГрК РФ. Единственной причиной, при которой заявитель может получить отрицательный ответ, является: строительно-ремонтные работы не были начаты в период действия разрешения на строительство. Подача правообладателем заявки о продлении срока действия документа ранее чем за 60 суток до истечения срока действия первоначальной версии бланка не может быть расценена в качестве основания для отказа в удовлетворении просьбы заявителя. Из этого следует, что уполномоченная инстанция не может на законных основаниях отказать в продлении сроков действия разрешения на строительство, если правообладатель территории приступил к осуществлению строительных работ в период действия первоначального документа. При этом важно убедиться, что строительство не было признано нелегальным или не было отменено.

В местной администрации, которой починен ваш участок, предусмотрены особые случаи. Они отражены в положениях ГрКРФ: при планируемой реконструкции дома, являющегося объектом культурного наследия, застройке природоохранной зоны.

Как выглядит разрешение на строительство 2017Для удовлетворения просьбы правообладателя, он должен предоставить комплект документов:

  • заполненное соответствующим образом заявление;
  • документы в подтверждении права на территорию;
  • экземпляр ГПЗУ;
  • набор проектной документации;
  • письменные согласия правообладателей (при планируемой реконструкции).
Смена правообладателя не влечет за собой прекращение действия первоначальной версии разрешения на строительство.

Способы пролонгации разрешения на строительство

Пролонгация первоначальной версии документа потребуется, если вы приступили к ведению строительных мероприятий, но не успели ввести объект в эксплуатацию. Подавать заявку на продление сроков действия документа необходимо заблаговременно, до истечения отраженных в первоначальном бланке сроков. Законодательные нормы обязывают заявителей подавать документы не позднее, чем за 10 дней до окончания срока действия предыдущей версии бланка.

Продлению подлежит разрешение на строительство, к которому уже приступил правообладатель территории. Наличие полного набора документации при отсутствии признаков начала строительных работ не станет для уполномоченной инстанции препятствием к отказу в пролонгации разрешения.

Для пролонгации разрешения следует обращаться в уполномоченную инстанцию за 60 дней до прекращения действия прежней версии документа. В случае смены правообладателя территории и возводимых капитальных построек, не происходит изменения сроков действия разрешения.

Экземпляр заявления и сопровождающие его бумаги следует направлять в инстанцию, выдавшую первоначальную версию разрешения. Наибольшие трудности для заявителя представляет сбор комплекта сопроводительной документации. Данное мероприятие занимает довольно продолжительное время. Не менее важно убедиться, что заполненное заявление в полной мере соответствует принятой форме бланка.

разрешение на строительство при дачной амнистииРазрешение на строительство при дачной амнистии

В случае оформления разрешения на строительство индивидуальной жилой постройки, ход процедуры имеет минимальные отличия.

Срок предоставления разрешения ограничен 10 годами. Перечень документации, которую должен предоставить правообладатель в уполномоченную инстанцию, будет несколько сокращен.

При возведении индивидуальных жилых построек, невозможно обойтись без выдачи разрешения на строительство. Многие застройщики пренебрегают данным требованием и ведут строительно-монтажные работы без какого-либо документального подтверждения. Это грозит признанием строения нелегальным и наложением на инициатора работ административных санкций согласно положениям ч.1 Ст.9.5 КоАП РФ.

В рамках действия дачной амнистии, допускается оформление прав собственности на индивидуальные жилые постройки без получения разрешения на ввод и последующую эксплуатацию объекта. Тем не менее, это не отменяет необходимости получения разрешения на осуществление самих строительных мероприятий.

Изначально упрощенную схему разрабатывали для легализации построек, возведенных многими годами ранее. Некоторые граждане пользуются упрощенной процедурой и для легализации вновь созданных объектов. Не первый год ходят слухи об отмене пресловутой «дачной амнистии», но неоднократно данные меры откладывали.

Остались вопросы? Заполни заявку!

онлайн заявка

Как продлить разрешение на строительство и ввести объект в эксплуатацию?

В соответствии с ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. В правоприменительной практике по обозначенной проблеме выработано следующее решение. В части 20 ст. 51 ГрК РФ установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения. Подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Даже если срок разрешения истёк, но к этому моменту началось строительство, это позволяет продлить срок разрешения. Такая ситуация рассматривалась в постановлениях АС ЗСО от 15.12.2015 № Ф04-27933/2015 по делу № А46-4326/2015 и Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по делу № А82-18126/2015. В первом случае суд принял решение в пользу застройщика, во втором – признали действия администрации законными. Из постановления АС ЗСО следует, что застройщик обратился в департамент с заявлением о продлении разрешения на строительство через два дня после того, как истек срок его действия. Несмотря на то, что застройщик указал на 90%-ю готовность объекта, уполномоченный орган отказал в продлении разрешения, сославшись на то, что оно является недействующим, поскольку срок его истек, а продление срока действия недействующего разрешения на строительство законодательством не предусмотрено. Удовлетворяя требование застройщика, судьи исходили из того, что указанное департаментом основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство не предусмотрено действующим законодательством, поэтому оспариваемый отказ нарушает права организации. Важно, что судья ВС РФ не нашел оснований для передачи данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда для пересмотра (Определение от 18.04.2016 № 304-КГ16-2723). Тем самым судья Верховного суда фактически признал обоснованной позицию АС ЗСО.

А вот в принятом не в пользу застройщика Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А82-18126/2015 обстоятельства были иными, что и позволило суду отказать застройщику, отклонив его ссылки на судебную практику, согласно которой подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Итак, в январе 2008 года организации было выдано разрешение на строительство, срок действия которого истекал в июле 2010 года. В декабре 2013 года (то есть через 3,5 года после окончания срока действия разрешения) застройщик зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 11%. В ноябре 2015 года (то есть еще через два года) организация обратилась в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, приложив проект организации строительства, предполагающий окончание строительства в течение 33 месяцев. Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на нарушение срока, установленного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, и предложив застройщику обратиться за получением нового разрешения.

По второму вопросу отмечу, что его регулирует ст.55 Градостроительного кодекса. В ч.6 данной статьи указывается, что основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:

1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства;

5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка градостроительным регламентом.

Как видно, такого основания в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию, как ПРОСРОЧЕННОЕ разрешение на строительство законом не предусмотрено. Важно, чтобы оно в принципе было. 

Итак, отвечая на ваш первый вопрос, обращайтесь с заявлением о продлении срока разрешения в администрацию, если будет отказ-сразу обжалуйте его через суд.

По второму вопросу, если откажут во вводе объекта в эксплуатацию на основании просроченного разрешения, такой отказ не будет законным.

С уважением, адвокат Сергей Нестеров.  

Как продлить просроченное разрешение на строительство МКД?

В соответствии с п.8 ч.21.15 ст.51 ГрК РФ подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство (далее- РС) менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство является основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство.

Если вы просрочили срок, то, боюсь, придется повторно обратиться за выдачей РС в порядке, предусмотренном 51 ГрК РФ.

При этом рекомендую руководствоваться не только федеральным, но и местным законодательством, поскольку зачастую в различных субъектах РФ есть свои особенности регулирования градостроительной деятельности.

Одновременно обращаю Ваше внимание, что для получения РС для многоквартирного жилого дома необходимо иметь в числе прочего ГПЗУ, который в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ с 1 июля 2017 года перестал быть документацией по планировке территории.

Согласно ч.10 ст.57.3, вступившей в силу с 1 июля 2017, информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.

Что касается ГПЗУ, выданных до указанной даты, то правовое регулирование в данном случае предусмотрено ст.9 Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ, согласно которой информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящемся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство. По истечении установленного срока использование информации, указанной в таком градостроительном плане земельного участка, не допускается.

Например, согласно постановлению Правительства Москвы от 21 декабря 2016 г. N 921-ПП «О сроке использования градостроительных планов земельных участков, утвержденных до 1 января 2017 года» информация, указанная в градостроительных планах земельных участков, утвержденных до 1 января 2017 г., может быть использована для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящемся, реконструируемым в границах таких земельных участков, выдачи разрешений на строительство до 1 января 2020 г.

Таким образом, следует поторопиться получить новое РС до истечения срока действия ГПЗУ, поскольку градостроительный регламент в правилах землепользования и застройки может поменяться.

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о